Техническая физика. Профессия без вакансий: кем работать физику Техническая физика что за специальность

Утвержден

приказом Министерства образования

и науки Российской Федерации

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ - БАКАЛАВРИАТ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ

16.03.01 ТЕХНИЧЕСКАЯ ФИЗИКА

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных профессиональных образовательных программ высшего образования - программ бакалавриата по направлению подготовки 16.03.01 Техническая физика (далее соответственно - программа бакалавриата, направление подготовки).

II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

В настоящем федеральном государственном образовательном стандарте используются следующие сокращения:

ОК - общекультурные компетенции;

ОПК - общепрофессиональные компетенции;

ПК - профессиональные компетенции;

ФГОС ВО - федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования;

сетевая форма - сетевая форма реализации образовательных программ.

III. ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ

3.1. Получение образования по программе бакалавриата допускается только в образовательной организации высшего образования (далее - организация).

3.2. Обучение по программе бакалавриата в организациях осуществляется в очной, очно-заочной и заочной формах обучения.

(в ред. Приказа Минобрнауки России от 09.09.2015 N 999)

Объем программы бакалавриата составляет 240 зачетных единиц (далее - з.е.), вне зависимости от формы обучения, применяемых образовательных технологий, реализации программы бакалавриата с использованием сетевой формы, реализации программы бакалавриата по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренному обучению.

3.3. Срок получения образования по программе бакалавриата:

в очной форме обучения, включая каникулы, предоставляемые после прохождения государственной итоговой аттестации, вне зависимости от применяемых образовательных технологий, составляет 4 года. Объем программы бакалавриата в очной форме обучения, реализуемый за один учебный год, составляет 60 з.е.;

в очно-заочной или заочной формах обучения, вне зависимости от применяемых образовательных технологий, увеличивается не менее чем на 6 месяцев и не более чем на 1 год по сравнению со сроком получения образования по очной форме обучения. Объем программы бакалавриата за один учебный год в очно-заочной или заочной формах обучения не может составлять более 75 з.е.;

(в ред. Приказа Минобрнауки России от 09.09.2015 N 999)

при обучении по индивидуальному учебному плану, вне зависимости от формы обучения, составляет не более срока получения образования, установленного для соответствующей формы обучения, а при обучении по индивидуальному плану лиц с ограниченными возможностями здоровья может быть увеличен по их желанию не более чем на 1 год по сравнению со сроком получения образования для соответствующей формы обучения. Объем программы бакалавриата за один учебный год при обучении по индивидуальному плану вне зависимости от формы обучения не может составлять более 75 з.е.

Конкретный срок получения образования и объем программы бакалавриата, реализуемый за один учебный год, в очно-заочной или заочной формах обучения, а также по индивидуальному плану определяются организацией самостоятельно в пределах сроков, установленных настоящим пунктом.

(в ред. Приказа Минобрнауки России от 09.09.2015 N 999)

3.4. При реализации программы бакалавриата организация вправе применять электронное обучение и дистанционные образовательные технологии.

При обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья электронное обучение и дистанционные образовательные технологии должны предусматривать возможность приема-передачи информации в доступных для них формах.

3.5. Реализация программы бакалавриата возможна с использованием сетевой формы.

3.6. Образовательная деятельность по программе бакалавриата осуществляется на государственном языке Российской Федерации, если иное не определено локальным нормативным актом организации.

IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ВЫПУСКНИКОВ, ОСВОИВШИХ ПРОГРАММУ БАКАЛАВРИАТА

4.1. Область профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу бакалавриата, включает совокупность средств и методов человеческой деятельности, связанных с выявлением, исследованием и моделированием новых физических явлений и закономерностей, с разработкой на их основе, созданием и внедрением новых технологий, приборов, устройств и материалов различного назначения в наукоемких областях прикладной и технической физики.

4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу бакалавриата, являются физические процессы и явления, определяющие функционирование, эффективность и технологию производства физических и физико-технологических приборов, систем и комплексов различного назначения, а также способы и методы их исследования, разработки, изготовления и применения.

4.3. Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники, освоившие программу бакалавриата:

научно-инновационная;

научно-исследовательская;

научно-педагогическая;

проектно-конструкторская;

производственно-технологическая;

организационно-управленческая.

При разработке и реализации программы бакалавриата организация ориентируется на конкретный вид (виды) профессиональной деятельности, к которому (которым) готовится бакалавр, исходя из потребностей рынка труда, научно-исследовательских и материально-технических ресурсов организации.

Программа бакалавриата формируется организацией в зависимости от видов учебной деятельности и требований к результатам освоения образовательной программы:

ориентированной на научно-исследовательский и (или) педагогический вид (виды) профессиональной деятельности как основной (основные) (далее - программа академического бакалавриата);

ориентированной на практико-ориентированный, прикладной вид (виды) профессиональной деятельности как основной (основные) (далее - программа прикладного бакалавриата).

4.4. Выпускник, освоивший программу бакалавриата, в соответствии с видом (видами) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа бакалавриата, должен быть готов решать следующие профессиональные задачи:

участие в разработке инновационных принципов создания физико-технических объектов и систем;

участие в оценке инновационного потенциала новой продукции в избранной области технической физики;

участие в разработке и внедрении результатов исследований и проектно-конструкторских разработок;

изучение научно-технической информации, отечественного и зарубежного опыта по избранной области технической физики;

анализ поставленной задачи исследований в области технической физики на основе подбора и изучения литературных и патентных источников;

построение математических моделей для анализа свойств объектов исследования и выбор инструментальных и программных средств их реализации;

проведение измерений и исследований физико-технических объектов с выбором технических средств измерений и обработки результатов;

составление описаний проводимых исследований и разрабатываемых проектов, подготовка данных для составления отчетов, обзоров и другой технической документации;

участие в оформлении отчетов, статей, рефератов на базе современных средств редактирования и печати;

осуществление наладки, настройки и опытной проверки отдельных видов сложных физико-технических устройств и систем в лабораторных условиях и на объектах;

проведение лабораторных работ, инструктаж и обучение младшего технического персонала применению современных наукоемких устройств и процессов технической физики;

участие в довузовской подготовке и профориентационной работе, направленной на привлечение наиболее подготовленных выпускников школ и других организаций среднего профессионального образования к получению высшего образования в области технической физики;

проведение теоретических и экспериментальных исследований по анализу характеристик физико-технических объектов с целью оптимизации режимов этапов технологических процессов;

участие во внедрении новых и усовершенствованных технологических процессов наукоемкого производства, контроля качества материалов, элементов и узлов физико-технических устройств и систем;

участие в работах по доводке и освоению технологических процессов в ходе подготовки производства новых или модифицированных изделий и устройств технической физики;

организация метрологического обеспечения технологических процессов, использование стандартных методов контроля качества продукции;

контроль за соблюдением экологической безопасности на физико-технических объектах;

участие в разработке функциональных и структурных схем на уровне узлов и элементов экспериментальных установок и систем по заданным техническим требованиям;

разработка технических заданий на конструирование узлов, приспособлений, оснастки и инструментария для реализации технологий;

проведение технико-экономического обоснования проектных расчетов;

проектирование приборов, деталей и узлов на схемотехническом и элементном уровнях с использованием средств компьютерного проектирования на основе предварительного технико-экономического обоснования;

участие в оценке технологичности простых и средней сложности конструкторских решений, разработка типовых процессов контроля деталей и узлов;

составление отдельных видов технической документации на проекты, их элементы и сборочные единицы, включая технические условия, описания, инструкции и другие документы;

участие в организации работы, направленной на формирование творческого характера деятельности производственных коллективов;

разработка планов на отдельные виды работ и контроль их выполнения, включая обеспечение соответствующих служб необходимой технической документацией, материалами, оборудованием;

принятие оптимальных решений по созданию отдельных видов продукции с учетом требований качества, стоимости, сроков исполнения, конкурентоспособности и безопасности жизнедеятельности;

установление порядка выполнения работ и организация технологических маршрутов создания элементов и узлов приборов и систем при их изготовлении;

осуществление технического контроля производства изделий и участие в управлении их качеством;

планирование работы персонала и фондов заработной оплаты труда.

V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ БАКАЛАВРИАТА

5.1. В результате освоения программы бакалавриата у выпускника должны быть сформированы общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции.

5.2. Выпускник, освоивший программу бакалавриата, должен обладать следующими общекультурными компетенциями:

способностью использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции (ОК-1);

способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции (ОК-2);

способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах жизнедеятельности (ОК-3);

способностью использовать основы правовых знаний в различных сферах жизнедеятельности (ОК-4);

способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-5);

способностью работать в коллективе, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-6);

способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-7);

способностью использовать методы и средства физической культуры для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-8);

способностью использовать приемы первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций (ОК-9).

5.3. Выпускник, освоивший программу бакалавриата, должен обладать следующими общепрофессиональными компетенциями:

способностью использовать фундаментальные законы природы и основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности (ОПК-1);

способностью применять методы математического анализа, моделирования, оптимизации и статистики для решения задач, возникающих в ходе профессиональной деятельности (ОПК-2);

способностью к теоретическим и экспериментальным исследованиям в избранной области технической физики, готовностью учитывать современные тенденции развития технической физики в своей профессиональной деятельности (ОПК-3);

способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-4);

владением основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, способностью самостоятельно работать на компьютере в средах современных операционных систем и наиболее распространенных прикладных программ и программ компьютерной графики (ОПК-5);

способностью работать с распределенными базами данных, работать с информацией в глобальных компьютерных сетях, применяя современные образовательные и информационные технологии (ОПК-6);

способностью демонстрировать знание иностранного языка на уровне, позволяющем работать с научно-технической литературой и участвовать в международном сотрудничестве в сфере профессиональной деятельности (ОПК-7);

способностью самостоятельно осваивать современную физическую, аналитическую и технологическую аппаратуру различного назначения и работать на ней (ОПК-8).

5.4. Выпускник, освоивший программу бакалавриата, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими виду (видам) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа бакалавриата:

научно-инновационная деятельность:

готовностью к участию в исследованиях инновационных принципов создания физико-технических объектов (ПК-1);

способностью к участию в оценке инновационного потенциала новой продукции в избранной области технической физики (ПК-2);

готовностью к внедрению и коммерциализации результатов исследований и проектно-конструкторских разработок (ПК-3);

научно-исследовательская деятельность:

способностью применять эффективные методы исследования физико-технических объектов, процессов и материалов, проводить стандартные и сертификационные испытания технологических процессов и изделий с использованием современных аналитических средств технической физики (ПК-4);

готовностью изучать научно-техническую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике профессиональной деятельности (ПК-5);

готовностью составить план заданного руководителем научного исследования, разработать адекватную модель изучаемого объекта и определить область ее применимости (ПК-6);

научно-педагогическая деятельность:

способностью проводить инструктаж и обучение младшего технического персонала правилам применения современных наукоемких аналитических и технологических средств технической физики (ПК-7);

готовностью к участию в довузовской подготовке и профориентационной работе в школах и других средних учебных заведениях (ПК-8);

производственно-технологическая деятельность:

способностью использовать технические средства для определения основных параметров технологического процесса, изучения свойств физико-технических объектов, изделий и материалов (ПК-9);

способностью применять современные информационные технологии, пакеты прикладных программ, сетевые компьютерные технологии и базы данных в предметной области для расчета технологических параметров (ПК-10);

способностью использовать нормативные документы по качеству, стандартизации и сертификации изделий, элементы экономического анализа в практической деятельности (ПК-11);

готовностью обосновывать принятие технических решений при разработке технологических процессов и изделий с учетом экономических и экологических требований (ПК-12);

способностью использовать правила техники безопасности, производственной санитарии, пожарной безопасности и нормы охраны труда (ПК-13);

проектно-конструкторская деятельность:

способностью разрабатывать функциональные и структурные схемы элементов и узлов экспериментальных и промышленных установок, проекты изделий с учетом технологических, экономических и эстетических параметров (ПК-14);

готовностью использовать информационные технологии при разработке и проектировании новых изделий, технологических процессов и материалов технической физики (ПК-15);

организационно-управленческая деятельность:

готовностью к командному стилю работы, к выполнению профессиональных функций в составе коллектива исполнителей (ПК-16);

способностью анализировать технологический процесс как объект управления (ПК-17);

способностью организовать работу исполнителей, принимать управленческие решения в области организации и нормировании труда (ПК-18).

5.5. При разработке программы бакалавриата все общекультурные и общепрофессиональные компетенции, а также профессиональные компетенции, отнесенные к тем видам профессиональной деятельности, на которые ориентирована программа бакалавриата, включаются в набор требуемых результатов освоения программы бакалавриата.

5.6. При разработке программы бакалавриата организация вправе дополнить набор компетенций выпускников с учетом направленности программы бакалавриата на конкретные области знания и (или) вид (виды) деятельности.

5.7. При разработке программы бакалавриата требования к результатам обучения по отдельным дисциплинам (модулям), практикам организация устанавливает самостоятельно с учетом требований соответствующих примерных основных образовательных программ.

VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ПРОГРАММЫ БАКАЛАВРИАТА

6.1. включает обязательную часть (базовую) и часть, формируемую участниками образовательных отношений (вариативную). Это обеспечивает возможность реализации программ бакалавриата, имеющих различную направленность (профиль) образования в рамках одного направления подготовки (далее - направленность (профиль) программы).

6.2. Программа бакалавриата состоит из следующих блоков:

Блок 1 "Дисциплины (модули)", который включает дисциплины (модули), относящиеся к базовой части программы, и дисциплины (модули), относящиеся к ее вариативной части.

Блок 2 "Практики", который в полном объеме относится к вариативной части программы.

Блок 3 "Государственная итоговая аттестация", который в полном объеме относится к базовой части программы и завершается присвоением квалификации, указанной в перечне специальностей и направлений подготовки высшего образования, утверждаемом Министерством образования и науки Российской Федерации.

Структура программы бакалавриата

Структура программы бакалавриата

Объем программы бакалавриата в зачетных единицах

программа академического бакалавриата

программа прикладного бакалавриата

Дисциплины (модули)

Базовая часть

Вариативная часть

Практики

Вариативная часть

Государственная итоговая аттестация

Базовая часть

Объем программы бакалавриата

6.3. Дисциплины (модули), относящиеся к базовой части программы бакалавриата, являются обязательными для освоения обучающимся вне зависимости от направленности (профиля) программы бакалавриата, которую он осваивает. Набор дисциплин (модулей), относящихся к базовой части программы бакалавриата, организация определяет самостоятельно в объеме, установленном настоящим ФГОС ВО, с учетом соответствующей (соответствующих) примерной (примерных) основной (основных) образовательной (образовательных) программы (программ).

6.4. Дисциплины (модули) по философии, истории, иностранному языку, безопасности жизнедеятельности реализуются в рамках базовой части Блока 1 "Дисциплины (модули)" программы бакалавриата. Объем, содержание и порядок реализации указанных дисциплин (модулей) определяются организацией самостоятельно.

6.5. Дисциплины (модули) по физической культуре и спорту реализуются в рамках:

базовой части Блока 1 "Дисциплины (модули)" программы бакалавриата в объеме не менее 72 академических часов (2 зачетные единицы) в очной форме обучения;

элективных дисциплин (модулей) в объеме не менее 328 академических часов. Указанные академические часы являются обязательными для освоения и в зачетные единицы не переводятся.

Дисциплины (модули) по физической культуре и спорту реализуются в порядке, установленном организацией. Для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья организация устанавливает особый порядок освоения дисциплин (модулей) по физической культуре и спорту с учетом состояния их здоровья.

6.6. Дисциплины (модули), относящиеся к вариативной части программы бакалавриата, и практики определяют направленность (профиль) программы бакалавриата. Набор дисциплин (модулей), относящихся к вариативной части программы бакалавриата, и практик организация определяет самостоятельно в объеме, установленном настоящим ФГОС ВО. После выбора обучающимся направленности (профиля) программы набор соответствующих дисциплин (модулей) и практик становится обязательным для освоения обучающимся.

6.7. В Блок 2 "Практики" входят учебная и производственная, в том числе преддипломная, практики.

Типы учебной практики:

практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности.

Способы проведения учебной практики:

стационарная;

выездная.

Типы производственной практики:

практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (в том числе технологическая практика);

научно-исследовательская работа.

Способы проведения производственной практики:

стационарная;

выездная.

Преддипломная практика проводится для выполнения выпускной квалификационной работы и является обязательной.

При разработке программ бакалавриата организация выбирает типы практик в зависимости от вида (видов) деятельности, на который (которые) ориентирована программа бакалавриата. Организация вправе предусмотреть в программе бакалавриата иные типы практик дополнительно к установленным настоящим ФГОС ВО.

Учебная и (или) производственная практики могут проводиться в структурных подразделениях организации.

Для лиц с ограниченными возможностями здоровья выбор мест прохождения практик должен учитывать состояние здоровья и требования по доступности.

6.8. В Блок 3 "Государственная итоговая аттестация" входит защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты, а также подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена (если организация включила государственный экзамен в состав государственной итоговой аттестации).

6.9. Программы бакалавриата, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, разрабатываются и реализуются с соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами в области защиты государственной тайны.

6.10. Реализация части (частей) образовательной программы и государственной итоговой аттестации, содержащей научно-техническую информацию, подлежащую экспортному контролю, и в рамках которой (которых) до обучающихся доводятся сведения ограниченного доступа и (или) в учебных целях используются секретные образцы вооружения, военной техники, их комплектующие изделия, не допускается с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.

6.11. При разработке программы бакалавриата обучающимся обеспечивается возможность освоения дисциплин (модулей) по выбору, в том числе специальные условия инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья, в объеме не менее 30 процентов вариативной части Блока 1 "Дисциплины (модули)".

6.12. Количество часов, отведенных на занятия лекционного типа в целом по Блоку 1 "Дисциплины (модули)" должно составлять не более 50 процентов от общего количества часов аудиторных занятий, отведенных на реализацию данного Блока.

VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ

ПРОГРАММЫ БАКАЛАВРИАТА

7.1. Общесистемные требования к реализации программы бакалавриата.

7.1.1. Организация должна располагать материально-технической базой, соответствующей действующим противопожарным правилам и нормам и обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, практической и научно-исследовательской работ обучающихся, предусмотренных учебным планом.

7.1.2. Каждый обучающийся в течение всего периода обучения должен быть обеспечен индивидуальным неограниченным доступом к одной или нескольким электронно-библиотечным системам (электронным библиотекам) и к электронной информационно-образовательной среде организации. Электронно-библиотечная система (электронная библиотека) и электронная информационно-образовательная среда должны обеспечивать возможность доступа обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), как на территории организации, так и вне ее.

Электронная информационно-образовательная среда организации должна обеспечивать:

доступ к учебным планам, рабочим программам дисциплин (модулей), практик, к изданиям электронных библиотечных систем и электронным образовательным ресурсам, указанным в рабочих программах;

фиксацию хода образовательного процесса, результатов промежуточной аттестации и результатов программы бакалавриата;

проведение всех видов занятий, процедур оценки результатов обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;

формирование электронного портфолио обучающегося, в том числе сохранение работ обучающегося, рецензий и оценок на эти работы со стороны любых участников образовательного процесса;

взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе синхронное и (или) асинхронное взаимодействие посредством сети "Интернет".

Функционирование электронной информационно-образовательной среды обеспечивается соответствующими средствами информационно-коммуникационных технологий и квалификацией работников, ее использующих и поддерживающих. Функционирование электронной информационно-образовательной среды должно соответствовать законодательству Российской Федерации.

7.1.3. В случае реализации программы бакалавриата в сетевой форме требования к реализации программы бакалавриата должны обеспечиваться совокупностью ресурсов материально-технического и учебно-методического обеспечения, предоставляемого организациями, участвующими в реализации программы бакалавриата в сетевой форме.

7.1.4. В случае реализации программы бакалавриата на созданных в установленном порядке в иных организациях кафедрах или иных структурных подразделениях организации требования к реализации программы бакалавриата должны обеспечиваться совокупностью ресурсов указанных организаций.

7.1.5. Квалификация руководящих и научно-педагогических работников организации должна соответствовать квалификационным характеристикам, установленным в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, разделе "Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования", утвержденном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11 января 2011 г. N 1н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 марта 2011 г., регистрационный N 20237), и профессиональным стандартам (при наличии).

7.1.6. Доля штатных научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок) должна составлять не менее 50 процентов от общего количества научно-педагогических работников организации.

7.1.7. В организации, реализующей программы бакалавриата, среднегодовой объем финансирования научных исследований на одного научно-педагогического работника (в приведенных к целочисленным значениям ставок) должен составлять величину не менее чем величина аналогичного показателя мониторинга системы образования, утверждаемого Министерством образования и науки Российской Федерации.

7.2. Требования к кадровым условиям реализации программы бакалавриата.

7.2.1. Реализация программы бакалавриата обеспечивается руководящими и научно-педагогическими работниками организации, а также лицами, привлекаемыми к реализации программы бакалавриата на условиях гражданско-правового договора.

7.2.2. Доля научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок), имеющих образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля), в общем числе научно-педагогических работников, реализующих программу бакалавриата, должна составлять не менее 70 процентов.

7.2.3. Доля научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок), имеющих ученую степень (в том числе ученую степень, присвоенную за рубежом и признаваемую в Российской Федерации) и (или) ученое звание (в том числе ученое звание, полученное за рубежом и признаваемое в Российской Федерации), в общем числе научно-педагогических работников, реализующих программу бакалавриата, должна быть не менее 70 процентов.

7.2.4. Доля работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок) из числа руководителей и работников организаций, деятельность которых связана с направленностью (профилем) реализуемой программы бакалавриата (имеющих стаж работы в данной профессиональной области не менее 3 лет), в общем числе работников, реализующих программу бакалавриата, должна быть не менее 5 процентов.

7.3. Требования к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению программы бакалавриата.

7.3.1. Специальные помещения должны представлять собой учебные аудитории для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, а также помещения для самостоятельной работы и помещения для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования. Специальные помещения должны быть укомплектованы специализированной мебелью и техническими средствами обучения, служащими для представления учебной информации большой аудитории.

Для проведения занятий лекционного типа предлагаются наборы демонстрационного оборудования и учебно-наглядных пособий, обеспечивающие тематические иллюстрации, соответствующие примерным программам дисциплин (модулей), рабочим учебным программам дисциплин (модулей).

Перечень материально-технического обеспечения, необходимого для реализации программы бакалавриата, включает в себя лаборатории, оснащенные лабораторным оборудованием, в зависимости от степени сложности. Конкретные требования к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению определяются в примерных основных образовательных программах.

Помещения для самостоятельной работы обучающихся должны быть оснащены компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации.

В случае применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий допускается замена специально оборудованных помещений их виртуальными аналогами, позволяющими обучающимся осваивать умения и навыки, предусмотренные профессиональной деятельностью.

В случае неиспользования в организации электронно-библиотечной системы (электронной библиотеки) библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными изданиями из расчета не менее 50 экземпляров каждого из изданий основной литературы, перечисленной в рабочих программах дисциплин (модулей), практик, и не менее 25 экземпляров дополнительной литературы на 100 обучающихся.

7.3.2. Организация должна быть обеспечена необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения (состав определяется в рабочих программах дисциплин (модулей) и подлежит ежегодному обновлению).

7.3.3. Электронно-библиотечные системы (электронная библиотека) и электронная информационно-образовательная среда должны обеспечивать одновременный доступ не менее 25 процентов обучающихся по программе бакалавриата.

7.3.4. Обучающимся должен быть обеспечен доступ (удаленный доступ), в том числе в случае применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, к современным профессиональным базам данных и информационным справочным системам, состав которых определяется в рабочих программах дисциплин (модулей) и подлежит ежегодному обновлению.

7.3.5. Обучающиеся из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья должны быть обеспечены печатными и (или) электронными образовательными ресурсами в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья.

7.4. Требования к финансовым условиям реализации программы бакалавриата.

7.4.1. Финансовое обеспечение реализации программы бакалавриата должно осуществляться в объеме не ниже установленных Министерством образования и науки Российской Федерации базовых нормативных затрат на оказание государственной услуги в сфере образования для данного уровня образования и направления подготовки с учетом корректирующих коэффициентов, учитывающих специфику образовательных программ в соответствии с Методикой определения нормативных затрат на оказание государственных услуг по реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ высшего образования по специальностям и направлениям подготовки, утвержденной приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 2 августа 2013 г. N 638 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 16 сентября 2013 г., регистрационный N 29967).

Физиком является тот, кто использует свое образование и опыт для изучения и практического применения взаимодействий между материей и энергией в области механики, акустики, оптики, тепла, электричества, магнетизма, излучения, атомной структуры и ядерных явлений.

Карл Дарроу

Популярность технических специальностей растет с каждым днем. Чтобы стать высококлассным специалистов в этой области, необходимы глубокие знания в точных науках: математике, физике, химии, информатике. Любая современная специальность связана с физикой. Сегодня каждый специалист должен уметь работать с необходимой для данной профессии техникой, а также понимать суть технологических процессов.
Физика – фундаментальная наука. В основе всех технических наук, так или иначе, лежат физические законы и явления. Физика тесно связана с инженерией, программированием, радиотехникой, металлургией, машиностроением, авиа- и ракетостроением, электро- и теплоэнергетикой, горным и нефтегазовым делом. Специалисты, знающие физику, необходимы в сфере строительства, медицины, механики, автоматики и электроники, высоких технологий и во многих других областях.

Физик

Физик – ученый, чьи научные исследования в основном посвящены физике. Физики работают над широким кругом проблем, начиная от субатомных частиц и заканчивая поведением Вселенной.

Предметом профессиональной деятельности физика является область науки и техники, включающая совокупность средств, приемов, способов и методов для получения полной и достоверной информации о характере и количественных закономерностях протекания физических процессов в окружающем мире, существующих и новых технических системах для разных отраслей.

Физик занимается исследованием объектов окружающего мира и законов их взаимодействия. Объекты он рассматривает как физические тела, а их взаимодействие – как физические явления. Проводит физические исследования посредством эксперимента, занимается построением математических моделей физических явлений, описывает базовые свойства окружающего мира. Изучение физических явлений позволяет физикам открывать общие законы и использовать их в целях прогресса.

Для физика важны наблюдательность и любознательность, настойчивость и желание узнавать новое, терпение и критичность мышления, склонность к экспериментам, интерес к природе и способность к научному творчеству. Профессия требует от специалиста в основном интеллектуальных затрат. Деятельность связана с анализом, сравнением и интерпретацией данных, выработкой новых решений.

В рамках профессии «физик» существует множество специализаций.

Физик-ядерщик проводит научные исследования поставленных проблем в области ядерной физики. Предметами профессиональной деятельности физика-ядерщика являются ядерно-физические явления и процессы (ядерные реакции, радиоактивность, взаимодействие ядерного излучения с веществом, ядерная изомерия, ядерно-магнитный резонанс, взаимодействие нейтронов с ядрами, термоядерные реакции, управляемый термоядерный синтез и др.); радиоактивные вещества; приборы, механизмы и оборудование ядерно-энергетического комплекса. Физик-ядерщик разрабатывает, осуществляет и контролирует состояние производственно-технологического процесса на предприятиях ядерно-энергетического комплекса.

Биофизик – специалист по изучению биологических проблем, причина которых – физико-химические жизненные процессы.

Биофизика – область науки, которая изучает физические и физико-химические явления, которые происходят в живых организмах. Эта область науки связана с изучением различных биологических процессов или явлений при помощи лабораторных экспериментов и математических вычислений. Основная задача биофизика – изучение физических и химических процессов, способных вызвать биологическую проблему.

Биофизик изучает физические и физико-химические процессы в живых организмах на всех уровнях организации живой материи, а также тонкую структуру различных биологических систем. Биофизик занимается также изучением влияния на организм таких физических факторов, как вибрация, ускорение, невесомость, исследует биологическое действие ионизирующих излучений, осуществляет физический анализ деятельности органов чувств и анализ работы органов движения, дыхания, кровообращения как физических систем, решает вопросы прочности и эластичности тканей.

Инженер

Инженерная профессия всегда была основой мирового развития. Уровень технического оснащения еще до начала нашей эры определял превосходство одной цивилизации над другими. И сегодня именно технические новшества обеспечивают развитие цивилизации.

Сегодня инженерные профессии – самые многочисленные профессии высококвалифицированного труда. В нашей стране более трети специалистов с высшим образованием – инженеры. Инженер участвует в производстве всех материальных благ общества – от продуктов питания и товаров повседневного спроса до сложных вычислительных машин и космических ракет.

Современный инженер – это специалист, обладающий высокой культурой, хорошо знающий современную технику и технологию, экономику и организацию производства, умеющий пользоваться инженерными методами при решении инженерных задач и в то же время обладающий способностью изобретательства. Работа инженера – это связующее звено между научными открытиями, разработками и их практическим применением. Инженеры руководят производственными участками на промышленных предприятиях, в строительстве, сельском хозяйстве и других отраслях, работают в конструкторских бюро, лабораториях и научно-исследовательских учреждениях, занимаются вопросами организации производства, планирования и экономики. Они проектируют технологии, промышленное оборудование, машины, участвуют в проектировании и развитии систем контроля производства, автоматизации производства, бизнесе, процессах управления. Изучают причины ухудшения и сбоев производства, испытывают продукцию, определяя ее качество и т.д.

Для полноценной и качественной работы инженеру необходимы математические и технические способности; аналитический склад ума; концентрированность внимания; абстрактность мышления; склонность к исследовательской деятельности; навыки черчения.

Существует множество инженерных специальностей.

Инженер-энергетик – специалист с высшим техническим образованием в области разработки, производства или эксплуатации систем, предназначенных для теплового или электрического обеспечения. Его рабочие обязанности во многом определяются должностью и спецификой предприятия. В проектных и пусконаладочных предприятиях энергетики восстанавливают и проектируют электросети предприятий. На самих предприятиях энергетики обеспечивают бесперебойную работу системы, занимаются ее ремонтом, а также определяют технологический процесс работы с энергетическим оборудованием.

Инженер-конструктор – инженерная специальность, чья деятельность необходима для разработки и создания конечного (целевого) продукта из продуктов и ресурсов существующего материального производства. Он создает из имеющихся ресурсов новые объекты материальной культуры, организует и технически вооружает труд других людей.

Инженеры-конструкторы создают, проверяют и редактируют чертежи, рассчитывают проект конструкций, участвуют в согласовании и защите проекта, ведут технический и авторский надзор за его исполнением. В обязанности конструктора входит также испытание и наладка опытных изделий и деталей, которые планируется использовать в дальнейшем. Разрабатывает эскизные, технические и рабочие проекты и изделия различной сложности, организует технологические процессы изготовления деталей и сборки машин, проводит исследования в области конструирования, определяет показатели технического уровня проектируемых изделий, рассчитывает экономическую эффективность внедряемых проектов, составляет техническую документацию к разработанным конструкциям.

Инженер-механик – специалист с высшим техническим образованием в области проектирования, конструирования и эксплуатации технологического оборудования.

Инженер-механик проектирует, конструирует и эксплуатирует механическое оборудование, машины, устройства и аппараты, автоматические линии, средства и системы комплексной механизации и автоматизации производства, организует и проводит их монтаж, наладку, испытания. Он разрабатывает, планирует и организует технологические процессы, выбирает оптимальные условия их проведения. В его обязанности входит также планирование и проведение ремонта машин, составление технических заданий на реконструкцию действующих и создание новых установок. В сфере сельскохозяйственного производства инженер-механик руководит механизаторами, управляет всей механизацией сельского хозяйства.

Основная цель деятельности инженера-механика – проектирование механического оборудования и технологических процессов и организация обслуживания оборудования.

Инженер данной специальности – высококвалифицированный специалист, обладающий глубокими знаниями по теоретическим основам электротехники, теории автоматического регулирования, промышленной электронике и вычислительной технике.

Инженер-строитель работает в общестроительных и специализированных строительных, строительно-монтажных, пусконаладочных, эксплутационных, проектных, конструкторских и научных организациях.

Он осуществляет производственно-технологическую, организационно-управленческую, проектно-конструкторскую и исследовательскую деятельность в области строительства. Данные специалисты решают задачи, связанные с проектированием и строительством зданий и сооружений, систем и устройств водоснабжения и канализации, дорог и трубопроводов, линий электропередач и связи и других объектов.

В процессе своей профессиональной деятельности инженер-строитель рассчитывает, конструирует и разрабатывает строительные конструкции, фундаменты и основания, подземные части сооружений в различных грунтовых условиях. Разрабатывает и внедряет технологии изготовления и монтажа строительных конструкций, проекты организации строительства и производства строительных работ с применением комплексной механизации и передовых методов труда.

Инженер-строитель руководит строительными, монтажными и наладочными работами, контролирует их качество, осуществляет технический надзор за реализацией проектных решений и выполнением строительно-монтажных работ. Занимается нормированием труда и сметным делом в строительстве, инженерным обеспечением бригадного хозрасчета, составляет наряды и калькуляции затрат труда и заработной платы рабочих.

Инженер-металлург изучает и внедряет технологии производства различных металлов. В обязанности инженера-металлурга входит определение химического состава сплава, выбор подходящей температуры и времени обработки, контроль отливки и штамповки готового сплава, сварки нескольких готовых деталей. Он отвечает за проведение технологического процесса, предлагает новые технологии для удешевления готового продукта и сокращения энергозатрат.

Предметами профессиональной деятельности являются технологические процессы металлургической промышленности, переработки исходного сырья и производства металлопродукции повышенных потребительских свойств, технологии получения и обработки металлов и материалов, изучение структуры и свойств, оборудование горно-металлургического производства, системы автоматического управления металлургическим производством и контроля качества конечной продукции.

Инженер-технолог занят организацией производственных процессов или разработкой определенной технологии на производственных предприятиях. Он сам выбирает набор оборудования, на котором осуществляет технологический процесс, оптимальный режим работы, методы оценки результатов и контроля качества, ведет технологическую документацию. Инженер-технолог возглавляет рационализаторскую и изобретательскую работу предприятия по освоению производственных мощностей.

Инженер-технолог по сварке является специалистом в области технологии выполнения сварочных работ. Он руководит технологической подготовкой выполнения сварочных работ при изготовлении изделий; организовывает разработку и внедряет в производство прогрессивные методы сварки; контролирует соблюдение технологических режимов сварки, нормы расхода материалов.

Инженер-электрик способен выполнять любые работы по проектированию, монтажу, наладке, ремонту и модернизации линий электропередач и подстанций от низких до сверх- и ультравысоких напряжений, высокотехнологичному, безопасному и экономичному обслуживанию электрических сетей, тепловых и атомных станций с использованием новых прогрессивных технологий, оборудования и автоматизированных систем.

Горный инженер (маркшейдер) – специалист по проведению пространственно-геометрических измерений в недрах земли и на соответствующих участках ее поверхности с последующим отображением результатов измерений на планах, картах и разрезах при горных и геолого-разведочных работах.

Маркшейдер работает при разведке месторождений полезных ископаемых, на строящихся и действующих горных предприятиях, на строительстве подземных сооружений. Он занимается геодезическими измерениями и разметкой, и от их точности зависит качество работы проходчиков, строителей и т.д.

Горный инженер-механик – это специалист в области проектирования горно-перерабатывающих машин и механизмов, используемых на обогатительных и перерабатывающих производствах.

Данные специалисты занимаются проектированием, эксплуатацией и ремонтом горных машин и механизмов, используемых при разработке месторождений полезных ископаемых открытым и подземным способом.

Инженер-метролог занимается проверкой и регулировкой точности работы измерительных аппаратов и приспособлений. Главная цель его деятельности – приведение измерительных приборов в полное соответствие установленным стандартам. Метрологу необходимо разрабатывать поверочные схемы для различных видов измерений, инструкции, методики и прочую метрологическую документацию, а также проверять, ремонтировать и калибровать средства измерений. Он контролирует соответствие методов и средств измерений требованиям законодательства, проводит метрологическую экспертизу.

Инженер по стандартизации – это специалист в области обеспечения и оценки качества продукции, а также контроля за условиями эксплуатации технических средств (приборов, оборудования), закрепления в стандартах и нормативах правил для достижения экономии ресурсов при соблюдении безопасности производства.

Стандартизация – это целая наука, которая изучает, анализирует, обобщает и формулирует закономерности производственных процессов с целью достижения их оптимальной степени порядка.

Инженер по стандартизации контролирует техническую документацию, разрабатывает новые и пересматривает действующие стандарты, технические условия и другие документы по стандартизации и сертификации, работает над их внедрением на предприятиях. Изучает технический уровень продукции, особенности производства и результаты эксплуатации стандартизованных изделий и их отдельных элементов.

Радиоинженер занимается проектированием, разработкой и эксплуатацией специализированных радиоэлектронных устройств, контрольно-измерительных приборов для цифровых линий передачи информации, программно-технических средств организации каналов цифровой радиосвязи.

Радио и телевидение, компьютерная техника, приборы для научных исследований и медицины, системы мобильной радиосвязи – это далеко не полный перечень тех областей, где невозможно обойтись без радиоинженера. В них заинтересованы академические и отраслевые научно-исследовательские институты, вычислительные центры, проектные и конструкторские организации, производственные предприятия, прямо или косвенно связанные с радиоэлектронными приборами и аппаратами, вычислительной техникой, автоматизированными системами, программным обеспечением, различными приложениями.

Инженер-программист осуществляет деятельность в области проектирования, производства и эксплуатации программных средств на базе современных информационных технологий. Основной задачей инженера-программиста является разработка программ на основе анализа математических моделей и алгоритмов для решения научных, прикладных, экономических и других задач, обеспечивающих выполнение этих алгоритмов и задач средствами вычислительной техники.

В обязанности инженера-программиста входит разработка технологии, этапов и последовательности решения задач; выбор языка программирования и перевод на него используемых моделей и алгоритмов задач; определение информации для обработки на ЭВМ (ее объем, структура, макеты и схемы ввода, способ хранения и воспроизведения). Он занимается подготовкой программ к отладке и проведением отладки, проверкой программ на основе логического анализа, корректировкой их в процессе доработки. Осуществляет сопровождение внедренных программ и программных средств. Разрабатывает инструкции по работе с программами, оформляет необходимую техническую документацию.

Учитель физики

Учитель физики осуществляет обучение и воспитание обучающихся с учетом специфики преподавания учебного предмета «физика». Проводит уроки, дополнительные факультативные занятия, руководит предметными кружками. Составляет тематический план работы по предмету, обеспечивает выполнение учебной программы. Участвует в методической работе, использует наиболее эффективные формы, методы и средства обучения. Анализирует успеваемость учащихся, обеспечивает соблюдение учебной дисциплины. Формирует умения и навыки самостоятельной работы школьников, стимулирует их познавательную активность и учебную мотивацию. Добивается прочного и глубокого усвоения знаний по предмету, умения применять знания на практике. Оснащает и оформляет учебный кабинет. Изучает и учитывает в работе индивидуальные особенности учащихся, участвует в работе с родителями.

Физика считается одним из самых сложных предметов школьной программы, так как это динамично меняющаяся научная область. Поэтому учителю физики необходимо следить за всеми новостями в мире науки, знакомиться с новыми открытиями, техническими достижениями и изобретениями.

Основная задача учителя физики – научить детей понимать окружающий их мир, процессы, которые происходят вокруг них в повседневной жизни.

Физика - это обширная наука, которая применяется всюду. Ведь благодаря ее законам существует Вселенная, вокруг Солнца вращаются планеты и присутствует все необходимые для жизни условия. Современный человек без физических процессов быт не представляет. Если бы эту науку не развивали ещё древние ученые, то в наши дни не было бы многих серьезных открытий и изобретений. Специальности физика как наученного и интересующегося человека довольно разнообразны.

В какой институт податься?

Для начала нужно определиться со специальностью. Что хочется изучать? Какой профессии есть желание посвятить всю жизнь? Выбор есть огромный. Поступить можно не только на специальность "Физика" в МИФИ, МГУ или любой педагогический институт, но также выбрать, так сказать, дифференциальную специальность в сферах: космос, транспорт, природа, предметы быта, строительство, медицина.

Так на какие специальности сдают физику? На все, которые связаны с техникой хотя бы в малой мере. Например, школьник мечтает быть астрономом. Ему предстоит сдавать русский язык (как правило, это сочинение), математику и физику. Как известно, в настоящее время в школах сдают ЕГЭ, поэтому физику нужно выбрать как дополнительный предмет. Русский с математикой и так сдают все в обязательном порядке.

Не ошибиться бы с выбором

Чтобы ученику не пришлось ломать голову, мучить себя сомнениями, лучше походить на дни открытых дверей в ВУЗы. Не только почитать информацию об интересующей специальности, но и пообщаться со специалистами, если такое возможно. Нередко выходит так, что ребенок или подросток мечтает об одном, а получает совершенно другое, потому что представлял себе всё иначе. Лучше сразу открыть глаза на правду, чтобы не было потом мучительно. Может стать хорошим советчиком книга по интересующей специальности. Физика в школе и колледже сильно отличается от вузовской программы. Конечно, можно перетерпеть несколько сессий и забыть о конкретном предмете, а если именно на нем зиждется вся специальность и будущая профессия? К выбору нужно подходить тщательно.

Есть такие ребята, которые с детства любят паять микросхемы, собирать модели, проектировать будущий загородный дом, разбираются с малых лет в автомобилях. Им, однозначно, стоит идти соответственно: первому - на факультет микроэлектроники, полупроводниковых приборов, в приборостроительные институты; второму - на архитектурный или строительный факультет; третьему - на автодорожный/автомобильный.

Необычные и интересные профессии

Существует множество специальностей, но не очень популярных, которые применяют физику непосредственно: медицинские приборы и аппараты, физические лаборатории. В МГУ им. Ломоносова учат различным интересным специальностям, которые связаны с физикой достаточно углубленно. Выпускники могут быть физиками-теоретиками. В МИФИ тоже есть специальность "Физика". Кем работать такому человеку? Можно ученым, если студент себя хорошо зарекомендовал. Университет такого гения сам направит в подходящую лабораторию на практику.

Физик параллельно может преподавать предмет как в школе, так в колледже или университете, писать статьи, публиковать книги. Это минимальный перечень того, чем может заниматься физик. Он должен не только теорию оттачивать, но и применять все на практике, воплощать свои идеи. Физик в таком случае должен логически мыслить, обладать смекалкой и эрудицией.

Так ли важна математика?

Без математики физические задачи решить невозможно. Например, нужно написать уравнение движения, рассчитать ток с недостающими данными через формулы, в которых можно вставить имеющиеся параметры, преобразовать выражение, вычислить вероятность, интегралы, производные и тому подобное. Без таких элементарных знаний на физическую специальность можно даже не пытаться поступать. Конечно, физик может просто рассуждать о строении Земли, гравитации и приводить доводы "что было бы если...", но таких специальностей не бывает, где математику не сдают, а только физику. Эти две науки всегда идут рука об руку. Даже русский язык с литературой нужны везде во время приема на обучение, на все специальности. Физика с математикой практически всюду сдаются вместе на вступительных экзаменах.

Изобретатели электроники, радиотехники и машин

Несомненно, все приборы и машины сконструированы отлично разбирающимися в физике и математике людьми. Сначала такие люди изучают теорию, строение молекул, атомов, пробуют самостоятельно найти аналогичные или близкие к аналогии элементы, вещества и поэкспериментировать. Современный человек создает новую технику с упором на старую. С нуля уже мало что производят. Прежде чем создать какую-либо сложную вещь, ее надо изобразить хотя бы на бумаге, показать все ее элементы, а затем проверить. Оттуда ученый и узнает, что именно сюда нужно впаять транзистор, из каких веществ что состоит и т.д.

На какие специальности нужна физика, чтобы работать с радиоэлектроникой, приборостроителем, машиностроителем? Перечислять все существующие нет смысла, потому что названия схожи с перечисленными, но будут иметь как бы "подраздел". Выбирать нужно технические университеты. Кому интересно собирать компьютеры, сотовые телефоны и ноутбуки, кто хочет научиться изобретать новое, тот может стать инженером-конструктором по тем же, упомянутым выше, направлениям.

Совмещение физики с другими науками

Возьмем для примера прибор виброакустический с двумя преобразователями, который лечит болезни суставов, остеохондроз, сахарный диабет и другие болезни. Несомненно, нужно знать биологию и физику, чтобы создать идеальный прибор для лечения. Чаще всего медик и физик будут работать совместно в лаборатории, создавать свою авторскую идею. Биофизика - это тоже наука, которую может изучать ученый физик или биолог. Все зависит от интересов и способностей людей. Существуют в медицинских университетах такие специальности.

Физика может применяться также в акустической и электромагнитной сфере: ультразвуковые приборы, инфразвук, различные электромагнитные излучатели. Стоит напомнить, что оборудование для создания микроклимата также не создается без знаний физических законов.

Все-таки, на какие специальности нужно сдавать физику? В справочниках для поступающих в технические вузы, педагогические, МИФИ, МГУ им. Ломоносова и другие университеты России и зарубежья есть вся информация о том, какие предметы нужно сдавать. Выбор огромный, важно не ошибиться и не пожалеть.

Физику можно разделить на теоретическую, экспериментальную и прикладную. Каждая, в свою очередь, делится на несколько направлений: ядерная физика, микро- и наноэлектроника, материаловедение, энергетика, авиакосмические технологии, нанотехнологии и пр. Студенты выбирают одно из них и, если получится, после выпуска работают по специальности. А если нет, то наш список дополнительных вариантов им поможет.

Учитель физики, преподаватель

Самый очевидный вариант: не удалось найти работу по специальности, на которую учились несколько лет, можно пойти . Для того чтобы устроиться в школу, могут потребовать диплом о педагогическом образовании. Но что касается физики, здесь важнее быть практиком, знать законы и их действие, уметь решать задачи, разбирать формулы, демонстрировать опыты.

Преподавать в вузе можно и без аспирантуры. Но построить карьеру без кандидатской степени практически нереально. Для большинства должностей требуется именно наличие учёной степени.

Сотрудник лаборатории

Научные лаборатории есть в вузах, научно-исследовательских институтах и конструкторских бюро при огромных заводах военно-промышленного комплекса. Сюда стоит идти тем, кто хочет посвятить себя науке и технике, так как именно в подобных учреждениях создают новое и инновационное, исследуют, пробуют, внедряют и развивают. Сотрудники – частые гости тематических конференций. Перспектива – вырасти до заведующего лабораторией, руководителя центра.

Автор научно-популярных текстов

Лучшими авторами в узких тематиках становятся практики. Перед физиком, который умеет складывать слова в предложения, а предложения в тексты, открывается простор для подработки или основного заработка – от внештатного сотрудничества автором раздела тематического сайта до написания пособий типа «Физика - детям» и составления сборника задач, от статей в ВАКовские журналы до редактора научно-популярного издания.

Менеджер по продвижению проектов / автор-составитель заявок на гранты / консультант

В последнее время Правительство РФ в лице Минобрнауки России выделяет невероятное количество грантов для поддержки научных школ, молодых учёных и исследователей. Счёт идет на сотни тысяч рублей в год для студента или аспиранта и миллионы для сотрудников с учёной степенью кандидата или доктора наук. Но чтобы получить подобный грант, нужно его обосновать. А это сделать уже не так-то просто. Нужно составить подробную заявку, в которой необходимо перечислить конечные результаты предполагаемых исследований, требуемое оборудование и материальные затраты на всех этапах проекта, список исполнителей и обоснованный задел по тематике выделяемого гранта.

Конкурентноспособная заявка пишется как минимум месяц. Но грамотный составитель может одновременно работать над несколькими проектами грантов. С каждого полученного гранта автор заявки может получить примерно 10-15% от его суммы. В переводе на рубли это 100-150 тысяч от миллионного гранта.

Организатор и ведущий научного шоу

В последние годы стали популярны шоу экспериментов и физических явлений. При наличии деловой хватки и организаторских способностей можно самому открыть подобную компанию и привлечь к работе однокурсников. Или устроиться в те, что уже известны в вашем городе.

Дети на такие шоу реагируют восторженно. А удивить их опытному физику несложно. «Радужные» очки, искусственный снег, невидимые чернила… Подобные эксперименты может провести любой первокурсник физтеха. Минимум реквизита, белый халат, эффектные очки, яркий парик для создания образа – и Профессор готов удивлять детей.

В зависимости от города и количества детей подобные шоу оплачиваются от 5 тысяч рублей и выше.

Экскурсовод в научных или экспериментальных музеях

Политехнический музей в Москве, Экспериментариумы, Эйнштейниумы, научно-технические экспозиции, лектории… Люди переходят на новый уровень развития. Нам недостаточно смотреть на картины и кости мамонта. Мы хотим узнавать новое, обучаться, постигать и расширять горизонты своего сознания. Поэтому так популярны подобные заведения. А кто, как не эксперт в научной теме, лучше всех расскажет, как устроен материальный мир?

Консультант в научно-популярных передачах и кинематографии


Сериалы вроде «Теории большого взрыва» могут обеспечить вас работой на несколько лет

Объяснить, расшифровать и показать на примере, разобрать поэтапно, пересказать «простыми» словами, увидеть и ликвидировать ошибки – этим занимаются консультанты и эксперты. Где подобные услуги могут понадобиться? На телевидении и киностудиях, в редакциях научных изданий, авторам видеороликов и текстов для сайтов и пр. Или же можно создать собственный сайт на научную тему – аналог политехнического музея.

Мнение эксперта

Канд. физ.-мат. наук, доцент, заведующий кафедрой материаловедения и физики металлов Воронежского государственного технического университета

Студент-физик с 1-го курса изучает тайны материи, законы физики и причинно-следственный эффект любого опыта. Его учат самостоятельно осмысливать, предлагать и ставить физический эксперимент по известным законам и методикам. Если результаты эксперимента не соответствуют физическим канонам, он ищет причину отрицательного эффекта и пытается разобраться в том, что он сделал не так, используя литературные источники «великих предков» и информационно-коммуникационные ресурсы. Поняв причину, он повторяет эксперимент. Обычно результат дает положительный эффект. Но если нет, он глубже проникает в тайны законов, физических формул и уравнений, учитывает свои промахи и вводит внешние факторы. Делает эксперимент снова, пытаясь добиться положительного результата.

Физик может выполнять то, что написано в его технологической карте. Но это может делать любой человек, имеющий определенные знания и навыки. Но если внезапно происходит отклонение от техпроцесса, появляется брак, вся партия дорогостоящей продукции может быть загублена и предприятие понесет огромные убытки перед заказчиком, то исправить ситуацию сможет человек, который разбирается в процессах.

Если возникла проблема и нужно срочно её решить, поможет физик, который найдет корень этой проблемы и в кратчайшие сроки её устранит либо предложит решение по устранению. Потому что его так учили с первого курса.

При использовании материалов сайта сайт указание автора и активная ссылка на сайт обязательны!

Приоритетное направление развития науки, технологий и техники в РФ по Указу Президента РФ № 899 от 7 июля 2011 года.

Студенты направления «Техническая физика» изучают инженерные дисциплины совместно с методами компьютерного моделирования и сочетают в себе базовую фундаментальную подготовку с инженерными знаниями в области нефти и газа, и инженерного проектирования.

Характеристики направления

Характеристика Показатель
Обучение ведёт
Уровень подготовки Бакалавриат
Код направления 16.03.01
Общее количество бюджетных мест 18
из них места для лиц, имеющих особое право 2
Количество платных мест 32
Вступительные испытания Математика — 42
Физика — 42
Русский язык — 36
Приоритетность вступительных испытаний Математика; Физика; Русский язык.
Конкурс на бюджетные места в 2018 году 18,33
Минимальный суммарный балл при зачислении на бюджет по данному направлению в 2018 году 215
Выпускная квалификация Бакалавр
Форма обучения Очная
Срок очного обучения 4 года
Стоимость очного обучения 189 591 руб.

Учебный план

Ключевые компетенции:

  • готовность использовать физико-математические знания для решения задач профессиональной деятельности;
  • способность использовать приборы и аппаратуру для определения параметров технологических процессов и свойств физико-технических объектов и материалов.
  • Способность организовывать и проводить научные исследования в различных областях технической физики.
  • Выполнять компьютерное моделирование физических процессов и систем, в том числе создавать гидродинамические модели нефтегазоносных пластов.
  • Изучать все виды наблюдаемых в природе физических явлений, процессов и структур.
  • Разрабатывать, создавать и внедрять новые технологии, приборы и материалы различного назначения.
  • Разбираться в технике и технологиях нефтегазового сектора.
Учебный план

Практики

  • ООО «Тюменский Нефтяной Научный Центр» (ПАО «НК «Роснефть»)
  • «Шлюмберже Лоджелко Инк.»
  • ООО «Научно-технический центр «НОВАТЭК»
  • ООО "ЛУКОЙЛ-Инжиниринг" «КогалымНИПИнефть»
  • ОАО «Газпромнефть-Тюмень»
  • ОАО «СургутНИПИнефть»
  • АО «ГМС Нефтемаш»
  • ПАО «Тюменские моторостроители»
  • ЗАО «Тюменский институт нефти и газа»
  • ФБУ «Тюменский центр стандартизации и метрологии»
  • ООО «Многопрофильное научное предприятие «ГЕОДАТА»
  • ООО «ЮНИ-КОНКОРД»
  • AO «Транснефть – Сибирь»
  • ЗАО «ТюменьНИПИнефть»
  • Тюменский филиал ФГУ науки «Институт теоретической и прикладной механики им. С.А. Христиановича Сибирского отделения Российской академии наук»
  • ООО «ТюменьНИИгипрогаз»
  • Институт криосферы Земли Сибирского отделения Российской академии наук
ООО «Нефтеком»

Достижения

    Муратова Эльвира – Золотой медалист Олимпиады «Я-Профессионал» по направлению Нефтегазовое дело, 2018г.

    Легостаев Дмитрий – грант УМНИК на тему «Разработка программного продукта для геомеханического моделирования нефтегазовых месторождений» 2016-2018 гг.

    Бессараб Алексей – грант УМНИК на тему «Разработка поточного ультразвукового многоканального анализатора количественного содержания газовой фазы в газожидкостном потоке» 2016-2018 гг.

    Зайцев Евгений – грант УМНИК на тему «Разработка матричной ячейки широкодиапазонного поточного влагомера нефти и нефтепродуктов» 2016-2018гг.

    Есенбаев Таир – грант УМНИК на тему «Разработка программного комплекса «Интеллектуальное газоконденсатное месторождение». 2015-2017 гг.

    Буравцов Андрей – грант УМНИК на тему «Разработка управляемого модуля, имитирующего мышечную ткань, на основе магнитовосприимчивого упругого материала для сферы протезирования конечностей». 2018-2020 гг.

    Китаев Иван – грант УМНИК на тему «Разработка переносной плёнки для подогрева автомобильного стекла». 2015-2017 гг.

    Половодов Владимир – победитель Технологического бизнес-акселератора Тюменского государственного университета, 2018г.

    Радченко Милена – призер Всероссийской олимпиады по Теоретической механике, Казань, 2017г.

    Буравцов Андрей – 1-е место в дисциплине жим штанги лёжа. Фестиваль силовых видов спорта «Золотой Тигр – X», Екатеринбург, 2016г.

    Есенбаев Таир – I место. Региональный конкурс студенческих научных работ – 2015.

    Янбикова Юлия – II место. Региональный конкурс студенческих научных работ – 2015.

    Тюльков Андрей – Международная конференция «Арктика, Субарктика: мозаичность, контрастность, вариативность криосферы». Тюмень, 2015г.

    Буравцов Андрей, Янбикова Юлия – I место. Фабрика научной мысли молодых «Ресурсы холодного мира: Ямал и Арктика». Тюмень, 2018г.

    Половодов Владимир – призер отборочного этапа на Технологическом акселераторе от Фонда развития интернет-инициатив (ФРИИ). Тюмень, 2-4 ноября 2018г.

Выпускники

Результаты обучения

Трудоустройство и карьера

Сферы деятельности:

Нефтегазовый и строительный комплексы. Энергетика.

Организации и предприятия возможного трудоустройства:

Государственные и частные научно-исследовательские и производственные организации, связанные с решением физических проблем нефтегазового, строительного и энергетического комплексов. Учреждения системы высшего образования. Выпускники имеют возможность продолжить обучение в магистратуре.

Где работают наши выпускники:

  • ООО «Тюменский Нефтяной Научный Центр» (ПАО «НК «Роснефть»);
  • ОАО «СургутНИПИнефть»;
  • ЗАО «Тюменский институт нефти и газа»;
  • «Шлюмберже Лоджелко Инк.»
  • ООО «Научно-технический центр «НОВАТЭК»;
  • ООО «ЮНИ-КОНКОРД»;
  • ООО «Нефтеком»;
  • ОАО «Газпромнефть-Тюмень»;
  • ООО "ЛУКОЙЛ-Инжиниринг" «КогалымНИПИнефть»;
  • ФБУ «Тюменский центр стандартизации и метрологии»;
  • ФАУ «ЗАПСИБНИИГГ»;

Возможные должности:

Инженер, проектировщик, научный сотрудник.

Зарубежные вузы-партнеры

  • договор о сотрудничестве в области образования и науки между Новоболгарским университетом Софии (Болгария).
  • меморандум о взаимопонимании между Университетом им. Гумбольдта, Берлин
  • договор о сотрудничестве между Университетом Наварры (Испания).
  • договор о сотрудничестве и академических обменах между Университетом Страсбурга (Франция).
  • договор о сотрудничестве и академическом обмене между Университетом Лотарингии г. Мец (Франция).
  • договор о сотрудничестве между Университетом Тулуза 2 – Лё Мирай (Франция).
  • соглашение о сотрудничестве между Университетским колледжем Бодо (Норвегия).
  • договор о сотрудничестве между Университетом Осло (Норвегия).
  • меморандум о сотрудничестве между Университетом Вулверхэмптона (Великобритания).