Тест камеры Olympus OM-D E-M1 Mark II. Блог дмитрия евтифеева Олимпус омд 1 марк 2 отзывы

Как покажет себя Olympus E-M1 Mark II на морозе, под снегом, как надолго хватает его аккумулятора и насколько хорош новый объектив M.Zuiko 12-100 f4 IS Pro в реальном путешествии по Северу? Это были главные вопросы перед поездкой в Коми и не имея на них ответа я взял для подстраховки еще и зеркальную камеру, а вот достал ли я ее хоть раз, это уже совсем другой вопрос.

M.Zuiko 12-100mm f4 IS Pro

Про объектив M.Zuiko 12-100 f4 IS Pro

То, что диапазон 24-200мм в 35-миллиметровом эквиваленте и с постоянной светосилой великолепен, посвященным объяснять не надо. Диафрагма f4 компромисс, но многие смирились с ней ради диапазона или размеров и веса объектива. Например когда-то я поменял 70-200 f4 на 70-200 f2.8 и очень сильно пожалел. Светосильный телевик был хорош, но все чаще в путешествия я его с собой не брал. Слишком большой и тяжелый он был.

M.Zuiko 12-100mm f4 IS Pro

Уже собирая вещи в путешествие над нами поднялась луна. Шикарная луна. Не задумываясь схватил камеру и на улицу. Мне даже в голову не пришло, что надо поменять объектив на телевик. Если бы был M.Zuiko 300mm, то еще бы и лунатиков снял, но в формате «навел-нажал», двухсот миллиметров хватило с головой. Пора уже бросать его в кофр и отправляться в реальный мир.

M.Zuiko 12-100mm f4 IS Pro

Диапазон фокусных расстояний хорошо показывать на реальных примерах. Попав на базу отдыха «Мишкин Лес» специально снял два кадра с высокого берега реки. Первый на 12мм (24мм в эквиваленте).

M.Zuiko 12-100mm f4 IS Pro

Второй на 100мм (200мм в эквиваленте). Все это снято одним объективом размером со стандартный китовый для зеркалки и меньше, чем те же 24-105 f4 для Canon или 24-120 f4 для Nikon.

M.Zuiko 12-100mm f4 IS Pro

Добавляем, что M.Zuiko 12-100 имеет пыле и влагозащиту, а также стабилизатор, который синхронизируется с внутрикамерным и дает в паре 6,5 стопа. Неплохо? Я лично очень доволен, что выбрал этот новый объектив. Недавно узнал, что Саша Беленький тоже вовсю перешел на БЗК и также снимает на 12-100. Лед тронулся в сторону будущего.

M.Zuiko 7-14mm f2.8 Pro

Проанализировал кадры из путешествия обнаружил, что больше чем в 80% ситуаций я снимал на 12-100мм. В остальных случаях на камере стоял M.Zuiko 7-14mm f2.8 Pro. Сверхширокий объектив нужен мне для съемок автомобилей, а также он идеально подходит для съемок в помещениях, в музеях и на выставках, где тесно и светосила будет важна.

Связка Olympus E-M1 Mark II с объективом M.Zuiko 7-14mm f2.8 Pro идеальна для автожурналистики.

В итоге, у меня получился идеальный набор: светосильный M.Zuiko 7-14mm f2.8 Pro и универсал 12-100mm f4 IS Pro. Есть еще макро-объектив M.Zuiko 30mm f3.5 Macro, но им мне еще предстоит начать что-то снимать и пока для меня это эксперимент по вступлению в мир макро-фотографии.

Про камеру Olympus OM-D E-M1 Mark II

Перед стартом в Коми меня попросили отчитать потом по работе в минусовых температурах и по живучести нового аккумулятора, который стал в полтора раза больше. Про работу в минус я мог бы сказать и по опыту общения с OM-D E-M1 на Варандее и еще в нескольких местах, в условиях низких температур и снегопадов.

Лабораторных испытаний живучести аккумулятора я не проводил, да и такой задачи не стояло. Мне нужно было понять, насколько хватает заряда одного аккумулятора в обычной жизни, когда что-то надо поснимать на мероприятии или выбежать и сделать пару кадров. Лабораторные показатели мало пригодны для реальных съемок в разных условиях, так что равняться на них не имеет смысла.

M.Zuiko 12-100mm f4 IS Pro

Самый большой расход традиционно на долгих съемках на морозе. Удалось поснимать Лямпиаду в течение примерно трех часов. За это время камеру не убирал и не выключал, снимал и сериями, и со следящим затвором. В этот же деть еще поснимал по дороге туда и обратно. В итоге, снято было чуть больше 300 кадров, а еще первый аккумулятор остался жив, запасной не потребовался.

M.Zuiko 12-100mm f4 IS Pro

Снимать под сильным снегом для Olympus OM-D E-M1 Mark II вообще не проблема. Главное следить за передней линзой, чтобы потом не удивляться, что за пятна на фотоснимках. Что до влаги, то еще на E-M1 я мыл фотоаппарат с объективом после съемок на трофи под душем. Только не говорите это гарантийщикам. Говорят, что они не любят тему мытья камер под душем. Впрочем, по гарантии я ни разу не обращался и не по гарантии тоже.

M.Zuiko 12-100mm f4 IS Pro

Нам повезло и с морозами и со снегом. Весна в Коми настоящая, как в русской поговорке: «Марток, одевай сто порток». Ветер, мороз до минус 20 и ниже, снег валит, красота! Кстати, забыл, вместе с фото еще периодически и видео снимал. Кнопочка начала записи под рукой, один проезд на фото, второй проезд на видео. Потом что-нибудь склепаю вместе с видео с дрона DJI.

M.Zuiko 12-100mm f4 IS Pro

Наконец про больной вопрос – про автофокус. У E-M1 было примерно 10% брака в сложных условиях. Камера просто не успевала фокусироваться или фокусировалась не на том, что надо. У E-M1 Mark II ситуация значительно улучшилась, но не стала идеальной.

В снежной каше или при ярком прямом фронтальном свете, камера все еще фокусируется немного хуже, чем зеркалки топового уровня. Иногда приходится перемещать точку автофокуса, чтобы гарантировано «взять» объект. Но не все плохо, например, через размытое от сырости стекло камера сумела сфокусироваться на ходу и сделать нужный кадр.

В завершение, новый арт-режим Bleach Bypass, ставший доступным в новой прошивке 2.0 для OM-D E-M1 Mark II. Это конечно баловство, но у меня теперь есть даже личный пресет для обработки полученного с этим режимом JPEG-изображения. Получается что-то «ламповое» и довольно забавное. Вот пример локомотива с использованием этого режима.

M.Zuiko 12-100mm f4 IS Pro

У Olympus OM-D E-M1 Mark II есть еще несколько фишек, про которые стоит написать отдельно и я обязательно сделаю это позже. Пока же пора подвести итог, что первое боевое испытание камера выдержала, а связкой двух объективов я доволен до безобразия. Если для широкогоугольного объектива и съемок в помещении взять еще камеру Olympus PEN-F, то это будет вообще бомба и мечта фотографа.

Проблема решена

Достоинства: - Совершенно другой опыт съемки! Ночью и в сумерки можно без проблем снимать с рук с выдержкой в 1 секунду – 99% кадров абсолютно резкие. Это позволяет использовать минимальное ISO, зажимать диафрагму и при этом не возиться со штативом. Это не просто удобно, но и экономит массу времени. Точки фокусировки по всему кадру, отличный автофокус, огромный буфер, скорострельность. Количество брака минимально. В портретах режим фокуса по глазам – всегда идеально. Экспозиция – тоже. Работать одно удовольствие. - Изображение очень качественное по любым меркам. Да, фулл-фрейму чуть проигрывает, но эта разница – такой мизер, что ее никто никогда не увидит. Света на фотографиях не выбивает, тени тянутся очень хорошо, шумов почти нет. Цветопередача отличная. Объективы фантастически резкие с открытой по всему кадру. На развороте журнала А4 кадры выглядят шикарно. Большие отпечатки в полтора метра по длинной стороне – тоже. - Хват и эргономика, возможность перенастроить почти любую кнопку под себя - Плюсы, характерные для всех беззеркалок. 1. Поворотный экран. Можно снимать с любых углов – от пола, с вытянутых рук, из-за угла, – все это очень облегчает процесс съемки. 2. Ты сразу видишь экспозицию, в сложных условиях освещения не надо "пристреливаться". - Формат системы Micro Four Thirds. Ее принято ругать за шумы и большую глубину резкости. Но не все так плохо. По шумам камера проигрывает самому крутому фулл-фрейму стоп, максимум полтора. Там, где Олимпус снимет плохо, и на ФФ картинка будет очень так себе. Большая ГРИП для меня – плюс, чаще можно снимать на открытой диафрагме там, где на большой матрице ее пришлось бы прикрывать. При этом размыть фон в кашу – вообще не проблема. - Компактность системы. Не поленился и посчитал, что Е-М1 с тремя про-зумами 2.8 (от 14 до 420 мм!) весит 2,3 килограмма. Таскать с собой в сумке можно хоть целый день. Сони А7 с аналогичными объективами будет весить 3,5 килограмма – а это уже тяжеловато. Хорошие зеркалки – 5 кг и более, – до свидания. Недостатки: - В управлении больше всего раздражает, когда, например, надо быстро поменять диафрагму с 2.8 до 8 – быстро крутишь колесо, но камерой "засчитываются" не все щелчки, а только половина. - Автофокус иногда очень досадно мажет, если точка фокусировки находится рядом с ярким бликом. - Артефакты, когда снимаешь строго против света. Но они есть на любой беззеркалке с фазовыми датчиками на матрице, увы. - Приложение для мобильного телефона (с него можно управлять камерой и скидывать кадры) сделано довольно топорно - Пока сбрасывается буфер, снимать можно, а вот переключиться в другой режим съемки нельзя. И смотреть отснятое тоже. - Крышка отсека для карт памяти люфтит. На фоне общего качества изготовления это раздражает. - Алгоритм Auto ISO реализован довольно незамысловато, и нормально настроить его (чтобы он учитывал, например, фокусное расстояние) невозможно. - В том числе: в ручном режиме можно включить Auto ISO, но поправку экспозиции, для которой оно будет определяться, задать нельзя. - ЭВИ большой, но разрешение и цветопередача по современным меркам уже не очень. Графика интерфейса откровенно так себе. Комментарий: - Снимаю на Е-М1 Марк2 полгода. В целом камера абсолютно пригодна для профессионального использования, работать очень удобно, а к качеству не придерется ни один заказчик. При этом цена и, главное, вес – ощутимо меньше аналогов. Случаи, когда не хватает чувствительности или глубины резкости лично у меня очень и очень редки, плюсы перевешивают. - Но, конечно, камера не подойдет членам клуба "заклинившая диафрагма" и тем, кто по ошибке покупает фотоаппарат вместо прибора ночного видения - Камера требует совершенно другого подхода к съемке после фуллфрейм-зеркалки. Если раньше самым ходовым режимом у меня был А, то теперь (за счет стабилизатора и того, что в 90% случаев диафрагму прикрывать не надо) очень часто выручает S. Особенно ночью – если в кадре нет движения, то ставишь выдержку хоть секунду и снимаешь на минимальной чувствительности, если есть – выбираешь соответственно характеру движения. - Любопытно, но почти всеми фишками, которые Olympus нахваливает в своей рекламе – съемка 80-мегапиксельных изображений, Live Composite, Pro Capture и т.д. – вообще не пользуюсь.

Пять лет назад компания Olympus возродила свою легендарную серию камер OM в цифровом варианте, дав ей имя OM-D. За первой камерой E-M5, вышедшей в 2012 году, в сентябре 2013 последовала E-M1. Она стала флагманом линейки на три года. И вот ей на смену пришла вторая версия - E-M1 Mark II.

На первый, самый беглый взгляд, обе «единички» очень похожи, но при внимательном сравнении становятся видны внешние изменения, а при тщательном знакомстве выясняется, насколько серьёзны внутренние обновления.

Попробуем разобраться, достаточно ли всех этих улучшений для того, чтобы новый флагман мог претендовать на роль универсальной фотокамеры. В этом обзоре мы сравним его с другими моделями серии OM-D.

Дизайн и эргономика

Новинка, как и другие представители серии OM-D, имеет прочный корпус из магниевого сплава. Компоновка классическая для зеркалок и беззеркалок топового уровня: по центру - призматический выступ, внутри которого находится видоискатель, а сверху - разъём «горячий башмак».

Справа - удобная рукоятка, покрытая резиновой накладкой, исключающей выскальзывание камеры из пальцев. Дополнительную страховку обеспечивает выступ на задней панели с такой же нескользящей поверхностью. Он служит упором для большого пальца.

Рукоятка во второй версии «единички» стала немного больше как в высоту, так и в длину. Это сделало её идеальной для крупной мужской руки: аппарат удобно держать, пальцы при этом не устают. У автора такого ощущения комфорта не возникало, пожалуй, ни с одной другой зеркалкой или беззеркалкой.

На верхнем наклонном участке ручки в небольшом углублении расположена кнопка спуска затвора, окружённая одним из управляющих дисков. Указательный палец работает с ними без малейшего напряжения.

Внутри ручки размещён гораздо больший по размерам и ресурсу работы новый аккумулятор BLH-1 ёмкостью 1720 мА·ч (в М1 использовался BLN-1 ёмкостью 1220 мА·ч).

Предназначенное для него зарядное устройство BCH-1 выполняет полную зарядку примерно на 50% быстрее, чем это происходило у М1. Новый аккумулятор в ходе многочасовых фотосессий ни разу не разрядился полностью.

Ещё одна приятная мелочь: в фоторежиме оставшийся заряд батареи теперь указывается на экране в процентах. При видеосъёмке сообщается количество оставшихся минут.

Корпус камеры, как и все объективы серии M.Zuiko PRO, защищён от пыли и влаги уплотнительными элементами. Кроме того, камера способна выдерживать относительно низкие температуры (до −10 °С). Но, согласитесь, фотографа-сибиряка или полярника эта цифра вряд ли впечатлит.

Как и у других камер OM-D, вся верхняя панель занята многочисленными органами управления.

Среди них - вспомогательные кнопки вызова функций, рычажок включения питания, селекторный диск режимов съёмки, управляющие диски, перепрограммируемая функциональная кнопка и кнопка видеозаписи.

Особенности управления

Фотоаппарат унаследовал очень удобную систему управления настройками «2х2». В ней используются два диска и два дополнительных органа управления, которые вместе обеспечивают быстрый доступ практически ко всем параметрам съёмки.

Диски по умолчанию управляют двумя важными параметрами (выдержкой, диафрагмой, экспокоррекцией), а при использовании одного или двух дополнительных органов временно меняют свою функцию.

Первый из этих органов - рычажок, который при переключении изменяет набор регулируемых дисками параметров (например, ISO и баланс белого), а также функции кнопок второго дополнительного органа.

Кстати, рычажку можно назначить и функцию включения питания, что оценят любители держать камеру одной рукой. В его центре находится кнопка для фиксации экспозиции и фокусировки при съёмке или защиты снимков от стирания в режиме просмотра.

Второй орган, имитирующий рулетку перемотки плёнки в старых камерах OM, оборудован двумя кнопками.

Они отвечают за изменение параметров, регулируемых каждым из управляющих дисков. А что это будет за параметр - определяет упомянутый выше рычажок.

Все эти премудрости с гибкими настройками легко могут вызвать оторопь у владельца стандартной зеркалки. Но если освоить управление «2х2» от Olympus, менять его на что-то другое вряд ли захочется - оно очень хорошо продумано.

Помимо органов, входящих в систему «2х2», в камерах Olympus серии OM-D для вызова функций можно использовать практически все кнопки, поскольку предусмотрено их перепрограммирование.

Возможности владельца E-M1 Mark II стали ещё шире, поскольку кнопки батарейной ручки, которые в предыдущих моделях просто дублировали расположенные на камере, теперь могут жить своей жизнью и выполнять другие назначенные на них функции.

Нельзя обойти вниманием самый наглядный и лёгкий способ добраться до многих важных настроек - использование быстрого меню SCP (Super Control Panel). Навигация по нему осуществляется через задний управляющий диск. Через передний меняется активный параметр. Поскольку ЖК-экран сенсорный, выделить нужный параметр можно просто касанием пальца.

ЖК-экран

Сенсорные свойства ЖК-экрана позволяют быстро пролистывать и масштабировать отснятые кадры, как на смартфоне или планшете. Кроме того, одним касанием пальца можно мгновенно выбрать область для автофокусировки или выполнить съёмку.

Экран имеет диагональ 3 дюйма. Впервые в беззеркалках Olympus он получил конструкцию с возможностью откидывания в сторону (на 180°) и поворота вокруг своей оси (на 360°). С одной стороны, это дало фотографу такие возможности, как съёмка сбоку (камерой, заглядывающей за угол), съёмка автопортрета или видеоролика со своим участием (это понравится видеоблогерам).

С другой стороны, такая конструкция почти лишила возможности незаметно снимать жанровые сценки «от пояса». При использовании другой конструкции, где экран принимает наклонные положения позади корпуса камеры, фотограф мог сделать вид, что что-то рассматривает на дисплее, наклонившись к камере, а в это время делать снимки касанием экрана.

С точки зрения отображения картинки, к ЖК-экрану претензий нет: он контрастный, имеет большие углы обзора, хорошо передаёт цвета, позволяет оценить точность фокусировки и проработку мелких деталей за счёт высокого разрешения (1,04 млн точек).

Электронный видоискатель

Для визирования в камере E-M1 Mark II используется электронный видоискатель (ЭВИ) высокого класса. Он обладает разрешением 2,36 млн точек, увеличением 1,48х (0,74х в 35-мм эквиваленте) и 100% покрытием поля кадра. Частота обновления картинки составляет 120 fps, а лаг - всего 6 миллисекунд (это на 30% меньше, чем в предыдущей OM-D E-M1). ЭВИ оснащён ИК-датчиком для автоматического переключения показа картинки в нём или на ЖК-экране. При желании фотограф может переключать вывод картинки вручную при помощи специальной кнопки, а также регулировать диоптрии под своё зрение.

Главным преимуществом ЭВИ перед оптическим видоискателем является отображение фотографии ещё до съёмки в том виде, в котором она будет записана, с учётом всех внесённых коррекций по экспозиции, балансу белого и наложенных фильтров. Кроме того, в ЭВИ можно вывести больше параметров съёмки, гистограмму, вспомогательные средства для кадрирования (несколько видов сетки, электронный уровень) и ручной фокусировки (фокус-пикинг, увеличение фрагмента с заданным масштабом в выбранной зоне кадра).

У владельцев зеркалок обычно есть стандартные претензии к электронным видоискателям: лаг отображения, шумность картинки при съёмке в тёмное время, возникающий блэкаут при высокоскоростной серийной съёмке (через видоискатель нельзя контролировать снимаемый процесс), неточная цветопередача.

Да, к сожалению, всё это (пусть и в меньшей мере) можно отнести и к E-M1 Mark II. Обычно в любительских камерах мы так пристально не рассматриваем эти моменты. Но в случае топовой камеры, в том числе предназначенной для репортажа, как её позиционирует производитель, требования к видоискателю очень жёсткие, поскольку от контроля ситуации зависит результат.

Стоит упомянуть и про подсветку снимаемой сцены в тёмное время суток. С одной стороны, это даёт возможность контролировать фокусировку, но с другой - усложняет оценку реальной освещённости сцены. Преимущество это или недостаток, каждый решает сам.

E-M1MarkII / Olympus M.Zuiko Digital ED 12-100mm f/4 IS Pro УСТАНОВКИ: ISO 200, F4, 1/2500 с

Специально для тех, кто всё же предпочитает оптический видоискатель, в E-M1 Mark II предусмотрен режим его имитации, когда изменения съёмочных параметров никак не влияют на картинку в видоискателе. Однако полностью избавить ЭВИ от автокоррекции яркости не получилось.

Интерфейсы

OM-D E-M1 Mark II - первая беззеркалка Olympus, оснащённая двумя слотами для SD-карт, причём один из них поддерживает работу с быстрыми картами типа UHS-II.

Слоты поддерживают несколько режимов работы с двумя картами: запись только на одну указанную карту, одновременная запись на обе карты в разных форматах (например, JPG и RAW), последовательная запись в одинаковых форматах (закончилось место на одной карте - запись переносится на вторую), параллельная зеркальная запись одинаковой информации (для надёжного резервирования). Можно назначить сохранение фото и видео на карты в разных слотах, подобрав наиболее подходящие карты.

На левой панели камеры находится отсек с разъёмами, который защищён тремя плотно закрывающимися эластичными заглушками. Две позволяют получить отдельный доступ к микрофонному входу и выходу на наушники (его не было у предыдущих камер серии), у них стандартные 3,5-мм гнезда. Под третьей заглушкой находятся разъёмы micro-HDMI (поддерживает прямой вывод видео в формате 4:2:2 на внешний рекордер) и порт USB Type-C.

На правой панели, тоже в защищённом отсеке, находится разъём для подключения проводного пульта ДУ.

Два года. Ровно столько времени пролежала в шкафу моя "единичка" Canon. Причина - в маленькой угловатой черной коробочке с надписью Olympus. Взяв на тест системную камеру OM-D E-M1, я так и не смог с ней расстаться.

За два года компактная камера изменила мое отношение и подход к фотографии. Я выбросил из рюкзака ненужные аксессуары, практически перестал пользоваться штативом и вспышкой. Стал тратить меньше времени на настройки камеры и саму съемку - снимать "оликом" оказалось гораздо проще и быстрее, чем «зеркалкой». Прежде всего, камера более компактная и легкая, это касается и стекол. У аппарата множество настроек, которые можно очень легко менять. И главное, в видоискателе я вижу ту самую картинку, которая будет на экране компьютера - с учетом цвето- и экспокоррекции.

Мой рюкзак здорово потерял в весе, что ускорило мое перемещение по локациям. Упрощение процесса съемки повлияло и на результат - процент качественных, интересных картинок увеличился. E-M1 стала для меня превосходной рабочей камерой, на которой я отснял сотни сюжетов для своего блога и полтора десятка историй для журнала GEO. И в испепеляющую жару в африканской Гамбии, и в пронизывающем холоде Памирского высокогорья, и под беспрестанным дождем на туманном Альбионе, камера работала как часы.

В декабре этого года я в числе первых получил на тест новинку от Olympus - модель E-M1 Mark II. Честно говоря, я не ожидал, что новая камера будет настолько лучше старой. После трех месяцев тестирования, я подумал-подумал… и выложил на Avito весь свой набор техники Canon - все тушки, все стекла, все аксессуары. В этом обзоре я постараюсь показать вам, что же сподвигло меня на такой шаг.

В тесте любого гаджета должна быть точка отсчета, а также конкретные задачи и условия эксплуатации. Точкой отсчета в этом обзоре будет первая "единичка". Основной вопрос, на который я постараюсь дать ответ в своем обзоре - стоит ли вам покупать новую модель? Для этого разберем разные сюжеты и типы съемки.

Внешний вид и конструкция

Но сначала - визуальное сравнение. Камеры выглядят очень похожими, но вблизи становится очевидно, что Mark II слегка крупнее, прежде всего это касается рукоятки корпуса. Размер корпуса 134 x 91 x 67 мм.
В результате камера стала лучше лежать в руке, особенно без использования батблока (с ним «ухватистость» была и у первой «единички»). Вес камеры (без батблока и объектива) увеличился на 77 грамм, и составляет 574г. Как и прежде, морозостойкий корпус камеры имеет влаго- и пылезащиту.

Дополнительный батарейный блок стал значительно больше, что обусловлено увеличенной в полтора раза емкостью аккумулятора.

Изменилось и крепление ремня - правый крепеж переехал с боковой грани на верхнюю панель, что снизило нагрузку на точку крепления и улучшило развесовку камеры на ремне при использовании тяжелой длиннофокусной оптики.

Еще одно "геометрическое" решение - новое расположение штативного гнезда, прямо под оптической осью камеры. В теории, это должно слегка уменьшить искажения при съемке панорам со штатива.

Расположение управляющих элементов не изменилось - однажды привыкнув к первой "единичке", вторую вы сможете использовать сразу. Традиционно для профессиональных моделей Olympus, камера предлагает широчайшие возможности для кастомизации. Так, через очень емкое меню можно переназначать функциональные клавиши и управляющие диски, чтобы с легкостью менять настройки ISO, баланса белого, выдержки, диафрагмы, экспокоррекции и так далее.

Двухпозиционный переключатель на задней стороне корпуса изменил свое направление, но все также позволяет выбирать один из двух наборов кастомных настроек.

За герметичными резиновыми заглушками на боковой панели находятся все необходимые разъемы, включая HDMI и внешний микрофон. Вместо разъема USB 2.0 теперь USB 3.0 - скорость передачи данных выросла до 5ГБ/с. В новой камере появился разъем для наушников.

За дверцей на правой боковине спрятались сразу два слота для карт памяти. Нижний –стандартный UHS-I, а верхний высокоскоростной, UHS-II. В отличие от прошлой модели, карты памяти теперь правильно развернуты этикетками к фотографу. Забегая немного вперед, скажу, что картами можно гибко управлять - например, записывать фото на одну карту, а видео на другую, а также осуществлять запись одновременно на две карты, сохраняя резервную копию важной съемки "на лету".

Сенсорный экран теперь свободный, поворотный, а не закрепленный на шарнирах на камере сзади (на E-M1 его можно было лишь наклонять вверх-вниз).

Пожалуй, это единственное изменение, которое нельзя однозначно отнести в плюс. С одной стороны, это очень удобно для съемки снизу или сверху или даже из-за угла, но с профессиональной репортерской точки зрения повернутый в сторону экран является потенциальным слабым местом, ведь камера зачастую ударяется о различные препятствия, а то и падает на землю (иногда, вместе с фотографом). Тем не менее, при съемке в недружелюбной среде экран можно развернуть "лицом" к камере, снизив риск его повреждения.

Технические характеристики

Внутри корпуса отличий еще больше. Так, в Mark II применяется абсолютно новая матрица на 20 МП вместо 16 МП в модели первого поколения. В матрицу интегрированы фазовые и контрастные датчики автофокуса, сгруппированные в 121 крестообразную зону, которые захватывают практически всю площадь кадра. Физический размер матрицы практически не изменился, и составляет 17.3х13.0 мм. То есть по площади матрица Mark II примерно в четыре раза меньше, чем у полнокадровой зеркалки (т.е. «кроп-фактор»=2.0)

Новый сенсор умеет передавать информацию вдвое быстрее, чем раньше. Ее обработкой занимается восьмиядерный процессор TruePic VIII (против четырехядерного TruePic VII в первой «единичке»). В результате быстродействие камеры выросло радикально, это заметно даже при перелистывании фотографий, которые теперь можно смотреть как кино. Как и прежде, камера включается за долю секунды и сразу готова к съемке.

Меню камеры также претерпело изменения – оно стало более простым и насыщенным, за счет избавления от синего фона и появления в нем новых разделов. Настроить тут можно буквально все. В этом есть как достоинство, так и недостаток - без чтения мануаля в дебрях меню легко заблудиться, так и не найдя нужного параметра.

Новый механический затвор позволяет снимать в режиме S-AF со скоростью 15 кадров в секунду (вместо 11 кадров у E-M1), а при использовании электронного затвора - до 60 кадров в секунду, со следящим автофокусом и трекингом - 18 кадров в секунду. Эти параметры на данный момент – рекордные не только для этого класса фототехники. Например, профессиональная камера Canon EOS 1DX Mark II выдает в следящем режиме лишь 14 кадров в секунду, Nikon D5 - 10 кадров в секунду. При этом в Olympus подчеркивают, что новый процессор и сенсор не имеют эффекта Rolling Shutter.

Детализация снимков

Снимки с новой камеры имеют не только более высокое разрешение (5184х3888 вместо 4608х3456), но и улучшенную детализацию.

Ниже я привожу примеры обработанных фотографий, под ними - 100% кропы из RAW без какой-либо коррекции и шарпинга.

ISO 64, f=7 mm, f/2.8, 1/800 сек

ISO 320, f=57 mm, f/2.8, 1/500 сек

ISO 640, f=7 mm, f/2.8, 1/800 сек

ISO 200, f=40 mm, f/3.2, 1/3200 сек

ISO 200, f=10 mm, f/3.5, 1/4000 сек

ISO 64, f=40 mm, f/4, 1/400 сек

ISO 400, f=150 mm, f/2.8, 1/1250 сек

ISO 500, f=7 mm, f/2.8, 1/60 сек

Динамический диапазон

Матрица Mark II демонстрирует более широкий динамический диапазон, что при съемке позволяет гораздо реже использовать режим HDR (в нем, как и прежде, камера сама делает несколько снимков, после чего объединяет их в RAW или JPG).

ISO 200, f=11 mm, f/6.7, 1/750 сек

Пример съемки в контровом свете:

ISO 250, f=7 mm, f/16, 1/200 сек

Если раньше при съемке подобного кадра были возможны пересветы, и я бы использовал HDR, то теперь все гораздо лучше, увеличился запас по вытягиванию и в светлых частях кадра, и в тенях.

Чтобы вы не думали, что все это результат длительного вытягивания, вот вам для примера внутрикамерный JPG:

ISO 3200, f=7 mm, f/2.8, 1/3200 сек

Тем не менее, когда вы снимаете сцену с объектами различной яркости, то использовать режим HDR все же уместно. Склеенная компьютером картинка выглядит несколько "мультяшно".

Съемка с рук при низкой освещенности

Как я уже сказал, детализация выросла во всех режимах, но особенно это заметно при съемке в условиях недостаточно освещенности. Если раньше существенные шумы в RAW-файлах были заметны уже на ISO 2500, то сейчас рабочий диапазон вырос примерно до ISO 6400. Кадры, снятые на ISO до 2500 можно вообще не подкручивать по шумам в Lightroom, при ресайзе под веб-публикации шумы абсолютно незаметны.

ISO 2500, f=14 mm, f/5.6, 1/250 сек

ISO 2500, f=40 mm, f/2.8, 1/60 сек

ISO 2500, f=7 mm, f/3.5, 1/60 сек

ISO 5000, f=7 mm, f/2.8, 1/30 сек

ISO 6400, f=7 mm, f/2.8, 1/60 сек

ISO 10000, f=7 mm, f/3.2, 1/13 сек

ISO 12800, f=40 mm, f/2.8, 1/60 сек

ISO 12800, f=7 mm, f/2.8, 1/125 сек

Если же вы снимаете в JPG, то и вовсе не надо беспокоиться, внутрикамерный «шумодав» справляется со своей работой просто отлично, облагораживая даже снимки, сделанные на ISO 12800 и максимальные для камеры 25600. О столь высоком значении можно догадаться только по слегка «поплывшим» цветам. На этой гифке вы можете увидеть разницу между RAW и внутрикамерным JPG.

Резюмируя детализацию снимков, отмечу, что хотя качество и разрешение выросло по сравнению с первой моделью, но до уровня лучших полнокадровых камер картинка не дотягивает - против законов физики не попрешь, ведь сенсор тут в четыре раза меньше.

Тем не менее, Olympus предлагает решение этой проблемы для статической съёмки - режим Super-HD. Сдвигая от кадра к кадру матрицу, камера сшивает из восьми кадров изображение в супер-высоком разрешении (25 или 50 МП в JPG и 80 МП в RAW).

Система распознавания лиц и глаз

Гибридный автофокус E-M1 Mark II умеет распознавать лица и глаза для автоматической фокусировки при съемке людей (и не только людей).

ISO 1600, f=150 mm, f/2.8, 1/160 сек

При активации этого режима, выбранные камерой точки фокусировки автоматически подсвечиваются в видоискателе. Но главное в новой системе автофокуса не это, а то, что она была радикально улучшена.

Первым делом, ушла знакомая по E-M1 проблема фокусировки на плохо освещенных объектах. Теперь можно фокусироваться даже на чёрной кошке в чёрной комнате, если она там есть. Даже если ее там нет, то камера найдет, за что «зацепиться».

Следящий автофокус

Но главным для меня является то, что автофокус в Mark II научился превосходно отслеживать движущиеся объекты, и вести их в режиме трекинга, независимо от того, движутся они вдоль или поперек оптической оси камеры. Как удалось этого достичь?

Важное отличие системы фазового автофокуса E-M1 Mark II от зеркалок является постоянная автофокусировка при серийной съемке. Во время съемки информация снимается с датчика, после чего компьютер анализирует сам сделанный снимок и вносит коррективу в настройки фокуса - и все это за долю секунды. Зеркалки делать так не умеют - автофокус там не доступен как в момент съемки, так и в тот момент, когда еще поднято зеркало.

Автофокус имеет настройку чувствительности через меню. Увеличение значения параметра C-AF Lock до +2 необходимо для съемки быстрых и хаотически передвигающихся небольших объектов, например, животных. Значение в +1 оптимально для съемки быстро движущихся автомобилей. Уменьшение чувствительности в минус подойдет для съемки с проводкой крупных объектов (тех же автомобилей), движущихся перпендикулярно оптической оси камеры.

После тестов следящего автофокуса E-M1 Mark II в режиме серийной съемки, я могу констатировать, что он теперь работает ничуть не хуже, чем на профессиональных зеркалках. Первая "единичка" им серьезно уступала.

Если раньше я чаще всего делал проводки с ручным фокусом, то теперь даже на выдержке 1/10 секунды камера превосходно ведет автомобиль, который едет со скоростью около 40 километров в час по разбитому полю. Процент брака при проводках у меня уменьшился радикально - нерезких кадров в сериях практически нет.

ISO 64, f=40 mm, f/10, 1/10 сек

ISO 64, f=106 mm, f/3.5, 1/80 сек

Работа трекинга очень помогает, когда вы снимаете автомобиль, движущийся на вас по диагонали, и нужно передать его движение. Выдержка должна быть достаточно длинной, чтобы показать вращение колёсный дисков, но достаточно короткой, чтобы передок автомобиля был в фокусе.

ISO 200, f=150 mm, f/5, 1/250 сек

ISO 200, f=150 mm, f/6.3, 1/200 сек

У E-M1 с этим, опять же, были проблемы, фокус частенько сбегал с нужной точки. Теперь этой проблемы больше нет. Неважно, движутся ли объекты к вам, от вас, справа налево или слева направо. Они будут резкими. Точка.

Режим ProCapture

В E-M1 Mark II появился новый режим серийной съемки ProCapture. В нем камера начинает постоянно снимать в буфер при полунажатии кнопки, а при полном нажатии сохраняет 14 кадров, сделанных до этого момента, и все, что вы записал после. Длина серии может быть бесконечной, или ограниченной через меню (до 99 кадров). Первые 48 кадров в RAW+JPG камера записывает в собственный буфер, после чего переписывает их на карту памяти, поэтому чтобы делать более длинные серии с максимальной скоростью, имеет смысл использовать быструю карту памяти, например, Sandisk Extreme Pro. В сочетании с супер-четким автофокусом, это позволяет снимать сложные сцены, например, взлет птицы, за которой гонится охотничий пес.

ISO 1600, f=97 mm, f/3.2, 1/8000 сек

Съемка на длинные выдержки с рук

Еще больше увеличивает возможности фотографа обновленная пятиосевая система оптической стабилизации. За счет мягкого, но быстрого сдвига матрицы магнитным полем, система стабилизации Olympus является по оценкам многих экспертов лучшей в мире среди потребительских камер. Это выражается не только в эффективной стабилизации видеороликов, но и в том, что при фотосъемке вы можете отыграть до шести с половиной ступеней экспозиции при съемке с рук.

Как это работает на практике? Это означает, что вы можете снимать с рук с выдержкой 1/8...

ISO 64, f=7 mm, f/9, 1/8 сек

Или на на 0.8 сек...

ISO 64, f=7 mm, f/2.8, 0.8 сек

Или даже с выдержкой в 1.3 секунды и длиннее, и все еще получать резкие, детализированные кадры.

ISO 64, f=7 mm, f/3.5, 1.3 сек


Дополнительные функции

Что еще сказать вам про Olympus OM-D E-M1 Mark II? Выше я перечислил далеко не все особенности этой камеры.

Так, у камеры помимо режима HDR есть режим брекетинга по фокусу с функцией автоматической склейки. Сделав восемь кадров, камера сама соберет из них один с расширенной глубиной резкости.

В режиме Live Composition камера "дорисовывает" первый сделанный кадр только яркими объектами. Можно снимать траектории движения звезд и любых других освещенных объектов.

Помимо этого, в E-M1 Mark II есть автоматический режим для съемки таймлапсов, с последующей склейкой сделанных снимков в видеоролик прямо внутри камеры.

Как и в E-M1, прямо в камере вы можете отредактировать RAW или JPG файл, откорректировать перспективные искажения (их камера умеет «лечить» даже при съемке), накладывать арт-фильтры, делать JPG из RAW и передавать все файлы в смартфон через бесплатное приложение Olympus Image Share.

Немаловажным является и тот факт, что камера снимает видео стандарта Cinemative 4K (4096×2160) с битрейтом до 237 Мб/с, а «обычная» FullHD съемка имеет битрейт до 202 Мб/с, что позволяет использовать Mark II в профессиональных целях не только как фотокамеру – особенно учитывая непревзойденную систему стабилизации. Тест видео-возможностей я планирую провести отдельно.

Дополнительные тестовые снимки

В этом разделе я предлагаю вашему внимание некоторые тестовые снимки, сделанные на Olympus OM-D E-M1 Mark II за время тестирования.

ISO 250, f=40 mm, f/3.2, 1/5000 сек

ISO 2500, f=7 mm, f/5.6, 1/400 сек

ISO 64, f=110 mm, f/4, 1/100 сек

ISO 2500, f=35 mm, f/5.6, 1/400 сек

ISO 400, f=115 mm, f/4, 1/1000 сек

ISO 2500, f=14 mm, f/2.8, 1/800 сек

ISO 250, f=7 mm, f/5.6, 1/400 сек

ISO 400, f=100 mm, f/2.8, 1/320 сек

ISO 64, f=7 mm, f/3.2, 300 сек (Live Comp)

ISO 300, f=21 mm, f/3.5, 1/320 сек

ISO 400, f=150 mm, f/4.5, 1/3200 сек

ISO 200, f=20 mm, f/9, 1/1250 сек

ISO 640, f=7 mm, f/2.8, 1/160 сек

ISO 200, f=7 mm, f/4.5, 1/500 сек

Итог

Olympus OM-D E-M1 Mark II – несмотря на заковыристое название, является, на мой взгляд, наиболее ярким представителем среди всех беззеркальных камер, предназначенных для репортажного использования. Благодаря превосходной системе оптической стабилизации и усовершенствованному автофокусу, новинка от Olympus способна сразиться с зеркальными камерами на их поле. Несмотря на то, что по детализации и шумности картинки, заметным на 100-процентных кропах, камера уступает «топовым» полнокадровым зеркалкам, с точки зрения скорости серийной съемки, а также удобства использования Olympus далеко впереди. Учитывая стоимость body в 140 тысяч рублей - в три раза дешевле профессиональной зеркалки - можно констатировать, что под знамена Olympus с выходом новой камеры встанут не только продвинутые любители, снимающие сложные сюжеты, но и профессиональные репортеры.

Предлагаю также взглянуть на мои репортажи, снятые целиком на Olympus OM-D E-M1 Mark II:

В нашем новом обзоре, фотограф клуба «Российское фото» Алексей Макушин пробует фотоаппарат OM-D E-M1 Mark II в интерьерной съемке, репортаже с недостаточным естественным освещением, а также на природе. Как проявила себя камера в таких разных условиях - читайте в нашем обзоре.

Olympus OM-D E-M1 Mark II достался мне на две недели для тестирования очень вовремя - я как раз сдал в ремонт свой Nikon. Я опробовал камеру в съемке интерьера квартиры и взял ее в небольшую поездку на Красную Поляну, а также на репортаж с корпоративного мероприятия.

F 5.6, 1/320 с, ISO 200, 80 мм (35 мм экв.)

Первые впечатления

Я уже девять лет фотографирую зеркальными камерами Nikon и Canon, и первым моим впечатлением от Olympus OM-D E-M1 Mark II было: «Ах, какая игрушечно-маленькая! Надеюсь, она не будет тормозить».

Камера досталась мне с широкоугольником Olympus ED 7–14 mm f/2.8 Pro и зумом Olympus ED 12–40 mm f/2.8 Pro , что соответствует 12–24 и 24–80 мм в 35-миллиметровом эквиваленте.

На мой взгляд, в руке Olympus OM-D E-M1 Mark II лежит удобнее, чем, например, Nikon D750, но у него довольно много острых выпирающих углов. В целом качество сборки мне понравилось. Еще я опасался, что огромный переключатель будет сам включать камеру в рюкзаке, но он оказался очень удобным, обошлось без ложных срабатываний.
Интерфейс интуитивно понятен, сразу же поразили скорость и мгновенный отклик на нажатие всех кнопочек; вспомнился практически нерабочий режим LiveView в моем Nikon D810. Видоискатель очень яркий и контрастный.

Снимаем интерьер квартиры в режиме HDR

Я сразу взял камеру на работу - поснимать интерьер квартиры в режиме HDR.

F 8, 1/25 с, ISO 200, 14 мм (35 мм экв.)

OM-D SuperHD

F 16, ISO 200, 14 мм (35 мм экв.)

OM-D HDR

В процессе фотосессии порадовала у OM-D функция увеличения зоны резкости с подсветкой резких граней предмета. Еще маленькой камерой было удобнее работать, а откидной поворотный экран помог при съемке маленьких помещений - кладовки и санузла.

Съемка репортажа в условиях слабого освещения

Теперь пришла пора посмотреть, как проявил себя Olympus OM-D E-M1 Mark II при съемке репортажа. К камере некоторое время пришлось привыкать.
Сразу хочу отметить автофокус Olympus: он оказался очень быстрым, особенно пока света было достаточно, и никакой задержки срабатывания практически не было заметно. Но вечером, когда освещение приглушили, фокусировка началась с небольшой задержкой. Разница по сравнению с зеркалкой стала уже заметна!

F 4.5, 1/60 с, ISO 320, 54 мм (35 мм экв.)

F 3.5, 1/60 с, ISO 1600, 32 мм (35 мм экв.)

Что касается шума матрицы, из-за небольшого размера сенсора, ¾ дюйма, он, естественно, был больше, чем у полнокадровой камеры. Особенно шум заметен при значениях ISO от 1000 до 2000, но при 20-мегапиксельной матрице его эффективно подавляет шумодав.

Для меня было неожиданностью, что с OM-D получились удачными многие кадры на выдержках 1/20 - 1/60, потому что я привык в репортаже с Nikon D810 использовать выдержки короче 1/80 сек. А тут из-за мощного оптического стабилизатора оказался рабочим большой диапазон выдержек фотоаппарата.

Арт-режимы OM-D E-M1 Mark II

Я отправился с семьей в небольшое путешествие по Краснодарскому краю. У Olympus есть очень крутой арт-режим с функцией наложения фильтров в режиме реального времени.

F 4.5, 1/1000 с, ISO 200, 24 мм (35 мм экв.)

Зимний сочинский дендрарий

F 4.5, 1/40 с, ISO 1600, 24 мм (35 мм экв.)

F 3.2, 1/80 с, ISO 200, 32 мм (35 мм экв.)

Ты смотришь в электронный видоискатель и без задержки видишь любые сделанные изменения и арт-фильтры. Особенно мне понравилось, как получаются черно-белые снимки в режиме зернистости.

F 3.2, 1/800 с, ISO 200, 48 мм (35 мм экв.)

Серое Черное море

Можно бесконечно сидеть на черных камушках сочинского пляжа и смотреть на предзакатное солнышко. Я продолжаю снимать камерой Olympus OM-D E-M1 Mark II.

F 2.8, 1/30 с, ISO 1600, 24 мм (35 мм экв.)

Олимпийский парк в Сочи

Как же не заглянуть в Олимпийский парк Сочи? Масштаб строительства потрясает. Все олимпийские объекты еще не развалились, но полупустые и в свободном доступе. Немногочисленные спортсмены тренируются.

Я заехал сюда в сумерках не случайно, а чтобы протестировать, как Olympus OM-D E-M1 Mark II справляется с фотосъемкой яркой иллюминации и архитектуры. Вот несколько фотографий с Олимпийской площади без обработки, прямо с камеры.

Катаемся на лыжах

Что сказать? Когда света много и погода хорошая, с такой камерой кататься отлично. За неделю в горах я брал с собой только Olympus, а зеркалку с парой объективов оставлял в гостинице, потому что 700 грамм лучше, чем 2 килограмма.

F 7.1, 1/1250 с, ISO 200, 24 мм (35 мм экв.)

Я много снимал в серийном режиме и видео в движении, качество получилось отличное. При очень ярком солнце картинку было видно как на экране, так и в электронном видоискателе.

Выводы, преимущества и недостатки

Преимущества

  • Небольшой вес камеры и объективов.
  • Отличный стабилизатор изображения позволяет получить интересные кадры на длинных выдержках и плавное видео при съемке с рук.
  • Высокая скорость работы. Мгновенная обработка изображений на лету, быстрая запись на карту памяти.
  • Эргономичность. Удобные настройки и понятный интерфейс. Olympus довольно удобно лежит в руке.
  • Очень понравилась съемка видео - автофокус, плавность видео в Full HD, скорость и качество в режиме 4K.
  • Удобный видоискатель. Очень яркий как в яркий солнечный день, так и в темных помещениях. Поворотный экран можно использовать для селфи.
  • Крутые и разнообразные творческие арт-режимы, особенно для Instagram постобработку можно поручить камере.
  • Инновационность и функциональность.

Недостатки

  • Слабый аккумулятор. Хватает на пару часов активного использования, обязательно надо иметь запасной.
  • Включение быстрое, но пока запустятся все функции, стабилизация, АФ, проходит около 2 секунд. При репортаже я так упустил пару моментов, а если камеру не выключать, то садится аккумулятор.
  • Не получилось настроить быстрый таймлапс (цейтраферная съемка), почему-то минимальное время между кадрами составляет около 2 секунд, даже если выставляешь 1 секунду и меньше.
  • В фоторюкзаке объективы сами переключались в MF-режим и с них постоянно соскакивали крышечки, я не потерял их только чудом (но это уже не о камере).

F 7.1, 1/1000 с, ISO 200, 38 мм (35 мм экв.)

Ну что же прошло 2 недели, камера мне очень понравилась и расставаться с ней, мне откровенно жаль, она очень располагает заниматься творчеством.
OM-D E-M1 Mk II меня впечатлил и уже не воспринимается как игрушка. Вспоминаешь, что не успел снять на нее несколько идей и попробовать интересные режимы. Смело могу рекомендовать ее, особенно в поездках.

Характеристики Olympus OM-D E-M1 Mark II

Матрица LiveMOS-сенсор с разрешением 20 мегапикселов
Разрешение Режим высокого разрешения 50 мегапикселов (JPEG) и 80 (RAW)
Диапазон ISO 64 - 25 600
Диапазон выдержек 1/32000 - 60 c
Серийная съемка Скорость серийной съемки 15 к/с с механическим затвором
Скорость серийной съемки 18 к/с в режиме C-AF
Скорость серийной съемки 60 к/с в режиме S-AF
Видео Запись видео в формате DCI 4K с потоком до 236 Мбит/с
Габариты 134.1×90.9×68.9 мм
Дополнительно пылевлагозащита, два карты
Процессор TruPic VIII

Спасибо за внимание!
Алексей Макушин