Ты под окном своей светлицы горюешь. Стихотворение полностью няне, пушкин

Цели урока:

Познакомить с некоторыми фактами биографии А.С.Пушкина, стихотворением, посвященным няне поэта;

Развивать навыки выразительного чтения, словесного рисования, умения выделять в тексте произведения изобразительно-выразительные средства и определять их роль в художественной структуре стихотворения;

Закреплять умение определять стихотворный размер;

Обучать приемам целостного анализа текста лирического произведения;

Развивать аналитические и креативные способности, потребность в коммуникативной деятельности на эстетической основе;

Да будет же ей, этой няне, и от лица русского общества вечная благодарная память.
И.С.Аксаков
Речь на открытии памятника Пушкину в Москве в1880 году

Ход урока

1. Поэтическая разминка: составление синквейна к словам: няня, подруга.

2. Объявление темы, целей урока.

Встречи с творчеством А.С.Пушкина – это “чудное мгновение”, которое длится всю жизнь. Имя Пушкина, черты его лица входят в наше сознание в самом раннем детстве, а первые услышанные или прочитанные нами стихи его мы принимаем как подарок, ценность которого узнаешь только с годами. Вы уже знакомы со сказками поэта, с некоторыми его стихотворениями. И вот – новая встреча. Но сегодня мы будем говорить и о человеке, без которого не было бы Пушкина как поэта, не было бы русской литературы. О ком же?

3. Вступительное слово учителя (сопровождается демонстрацией мультимедийной презентации).

Село Михайловское – псковское имение семьи Пушкиных. Именно сюда ссылает царь Пушкина. Это была его новая ссылка. Царское правительство, определив ее местом Михайловское, надеялось, что там, в глухой северной деревне, свободолюбивый поэт будет сломлен морально, а его вольнолюбивая муза, наконец, умолкнет.

Оторванный от друзей, от общества, отданный под унизительный надзор местных полицейских и духовных властей, Пушкин чувствовал себя вначале как в тюрьме. Свою жизнь в Михайловском он называет “нелепым существованием”. Даже красота здешней природы, которую он любил и которой восторгался в первые приезды сюда, теперь в какой-то мере померкла для него. Но прошло несколько месяцев, и Пушкин снова всей душой ощущает ее очарование, а вынужденное одиночество дает ему возможность отдаться поэтическому творчеству.

Здесь меня таинственным щитом
Святое провиденье осенило,
Поэзия, как ангел-утешитель, спасла меня
И я воскрес душой!

– напишет поэт в одном из своих стихотворений. Именно, няня Арина Родионовна становится в этот период не только самым близким другом для Александра Сергеевича, но и олицетворением народного начала, связавшим его с миром фольклора. Долгими вечерами, при свете луны, рассказывала она удивительные сказки своему 25-летнему питомцу. Пушкин писал одному из друзей: “…вечерами слушаю сказки моей няни,…она единственная моя подруга – и с ней мне не скучно”.

4. Сегодня мы рассмотрим стихотворение, посвященное Арине Родионовне, которое так и называется “Няне”, научимся приемам анализа стихотворения, подготовим текст письменного высказывания об этом стихотворении.

5. Выразительное чтение учителем или подготовленным учеником стихотворения “Няне”.

Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.
Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.
Глядишь в забытые вороты
На черный отдаленный путь;
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь.
То чудится тебе. . . . . . .

6. Анализ стихотворения.

Попробуйте выразить настроение этого стихотворения с помощью красок-цветов.

Какими красками вы бы передали настроение стихотворения?

- Настроение стихотворения можно предать мрачными, темными красками. Только настроение последней, незаконченной, строки, в которой звучит надежда - более светлыми цветами.

Каким настроением пронизано это стихотворение?

- Настроение стихотворения грустное, печальное, тоскливое.

Как вы думаете, какие чувства владели поэтом, когда он писал это стихотворение?

- В произведении передано чувство вины перед няней за долгое отсутствие, страдание от разлуки, выражены нежность, забота, признательность за дружеское участие в дни ссылки, проведенные вместе.

Этими чувствами поэт наделяет лирического героя стихотворения.

Анализируя лирическое произведение, будем помнить, что лирический герой – личность, чьи мысли и чувства выражены в стихотворении. Лирический герой близок автору, но нельзя отождествлять эти понятия.

Лирический герой не может быть рядом с няней и обращается к ней мысленно.

Поэтому жанр стихотворения – послание.

В лирическом произведении и жанр, и композиция, и ритмика, и изобразительно-выразительные средства- все способствует выражению настроения.

Рассмотрим, как выражается настроение в этом стихотворении.

Первые 2 строки стихотворения - обращение лирического героя к няне.

7. Образное рисование.

Представьте, что вам нужно проиллюстрировать это стихотворение или создать слайды.

Сколько иллюстраций-слайдов у вас получится?

Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.

- Cтроки рисуют забытый домик в глуши сосновых лесов

Ты под окном своей светлицы
Горюешь будто на часах,
И медлят поминутно спицы в твоих наморщенных руках.

- Представляется няня, сидящая у окна и поминутно вглядывающаяся вдаль.

Глядишь в забытые вороты
На черный отдаленный путь:
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь.

- Кажется, няня подошла к воротам и напряженно смотрит вдаль.

То чудится тебе…

- Возможно, няне видится ее воспитанник, ее любимец, спешащий к ней.

Таким образом, мы разделили стихотворение на части, то есть определили композицию.

1 часть - обращение лирического героя к няне.

Строки 2 части рисуют забытый домик в глуши сосновых лесов

В 3 части, мысленно возвращаясь туда, лирический герой словно видит няню внутренним взором, угадывая ее переживания и душевные движения: она горюет под окном своей светлицы, подходит к воротам, вслушивается, не звучит ли колокольчик, не едет ли кто-нибудь…вглядывается вдаль…

В душе ее беспокойство о нем, о воспитаннике, горестные предчувствия – об этом 4 часть стихотворения.

Как же, с помощью каких средств переданы в стихотворении чувства лирического героя и няни?

8. Работа по таблице.

Проведем наблюдения над текстом и оформим в таблице:

9. Работа выполняется в группах.

Обсуждение результатов работы.

Фонетический уровень (ритм, звукопись, размер) Лексический уровень (значения слов, определяющих эмоциональный настрой стихотворения, группы слов по значению, синонимы, антонимы, изобразительно- выразительные средства) Грамматический уровень (части речи, грамматические формы) Синтаксический уровень (структура предложений, их количество)

Музыкальный, почти песенный ритм

Четырехстопный ямб

Можно услышать звук спиц, шаги старой няни

Аллитерация на звуки - ш, ж, щ

п, т, ч – создают мрачное, печальное настроение

последние строки – ассонанс на звуки о, у - передают длительность ожидания, создают настроение грусти

Перифраза подруга дней моих суровых

Подчеркивает дружеские отношения с няней в трудные для него времена - в период ссылки. Для лирического героя няня – друг, который всегда рядом - и в радости, и в горе.

Во второй перифразе соединяется сердечное, народное слово голубка и эпитет дряхлая, н есущий оттенок дружеской шутки, местоимение моя усиливает ласковый тон. В этих обращениях - любовь к няне, нежность и забота.

Эпитеты дряхлая, наморщенных руках рисуют облик няни

Повтор давно, давно

Глушь лесов,

Эпитеты. Забытые ворота

Черный отдаленный путь

передают тяжесть одиночества няни.

Черный отдаленный путь

Символ разлуки

Чувства няни названы прямо: горюешь

Тоска, предчувствия, заботы и метафорически: теснят твою всечасно грудь,

Медлят поминутно спицы в твоих наморщенных руках.

Сравнение горюешь, будто на часах

Передает постоянство ее томительного ожидания

Существительные - 16

Глаголы - 6 (все глаголы настоящего времени, несовершенного вида – передают томительность долгого, кажется, нескончаемого ожидания)

прилагательные - 3

причастия - 3

местоимения - 8 (из них 4 - личных)

Это придает звучанию строк лирический, глубоко личный характер.

В стихотворении 5 предложений.

1 – восклицательное, содержит обращение;

2 - простое, повествовательное, невосклицательное;

3, 4 - сложные, длинные, грамматические границы предложений и деление на строки не совпадают

(Это передает взволнованность речи лирического героя);

5 - предложение не закончено.

(Оно побуждает читателя к раздумьям, размышлениям).

10. Обобщим наблюдения, составив связное высказывание по плану. Речевые опоры помогут оформить ваши размышления.

Пункты плана Примерные речевые конструкции
1. Автор и название стихотворения
2. Тема стихотворения (Очем стихотворение?) Стихотворение посвящено…

Тема стихотворения -… В стихотворении … (автор, название стихотворения) описывается…

…поэт изображает…

…перед читателем возникает образ…

…переданы размышления (чувства, переживания и т.п.)…

…с первых строк…

3. Настроение стихотворения В стихотворении… царит …настроение…

…пронизано настроением…

настроение этого стихотворения…

Настроение меняется на протяжении стихотворения…

4. Как выражается настроение?

А) композиция

(Как построено стихотворение? На какие части можно его разделить? О чем каждая часть?)

Б) Какие картины вам представляются?

(Метафора, эпитет, олицетворение, метонимия, лексические повторы, употребление слов определенной части речи и др.)

Г) Как звучит стихотворение?

(Размер, ритм, длина строк, аллитерация, ассонанс, наличие или отсутствие рифмы)

Стихотворение можно разделить на..части…

Композиционно стихотворение делится на…части, потому что…

Строки рисуют…

Мне видится…

С помощью … поэт дает нам возможность увидеть…

…создают образ…

…помогают представить…

Звучание стихотворения создает …ритм…

Короткие (длинные) строки подчеркивают…

В стихотворении мы словно слышим звуки…

Постоянно повторяющиеся звуки …позволяют услышать…

5. Каким мне представляется лирический герой этого стихотворения? Лирический герой этого стихотворения представляется мне…
6. Какие мысли и чувства автор хотел донести до читателя? (Идея стихотворения) В стихотворении автор выражает мысль о…

Основная мысль стихотворения…

Идея произведения…

7. Личные впечатления от стихотворения. Читая стихотворение, я восхищался…

…я откликался…

Меня взволновало…

…красота строк…

…остаются в памяти…

11. Учащиеся готовят устное высказывание по предложенному плану.

12.Домашнее задание: подготовиться к письменной работе – “Анализ стихотворения А.С.Пушкина “Няне” по предложенному плану.

Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.

Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.

Глядишь в забытые вороты
На черный отдаленный путь;
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь.

Яковлева Арина Родионовна родилась 10 (21) апреля 1758 года в деревне Лампово Петербургской губернии. Её родители были крепостными и имели ещё шестерых детей. Настоящее её имя было Ирина, но в семье её привыкли называть Арина. Фамилию она получила от отца Яковлева, позднее она стала по мужу Матвеева. Пушкин никогда не называл её по имени, ему было ближе "няня".Из воспоминаний Марии Осиповой "старушка чрезвычайно почтенная - лицом полная, вся седая, страстно любившая своего питомца..."

В 1759 году Лампово и прилегающие к нему деревни купил А.П. Ганнибал, прадед Пушкина. В 1792 году бабушка Пушкина Мария Алексеевна взяла, в качестве няни, Арину Родионовну для племянника Алексея. За хорошую службу в 1795 году Мария Алексеевна дарит няне дом в деревне. А в декабре 1797 года в семье Ганнибалов рождается девочка, которую называют Ольгой (старшая сестра поэта). И Арину Родионовну берут в семью Пушкиных уже в качестве кормилицы.
Вскоре после этого отец Пушкина - Сергей Львович переезджает в Москву. Арину, как кормилицу и няню, взяли с собой.
26 мая 1799 года в семье появляется мальчик, которого называют Александр. Мария Алексеевна также решает перебраться в Москву. Она продаёт своё имение, но дом Арины при этом не был продан, а остался для неё и её детей.
Сестра Пушкина Ольга Сергеевна Павлищева утверждала, что Арине и её мужу вместе с четырьмя детьми Мария Ганнибал хотела подарить вольную, но та от неё отказалась. Всю жизнь Арина считала себя "верной рабой", как назвал её в "Дубровском" сам Пушкин. Всю свою жизнь она была крепостной: сначала Апраксина, затем Ганнибала, потом, Пушкиных. При этом Арина была на особом положении, ей доверяли, по определению В.В. Набокова, она была "домоправительницей".
Кроме Ольги Арина Родионовна бала няней Александра и Льва, но кормилицей была только Ольги. Четверо детей Арины Родионовны оставались жить в селе её мужа - Кобрине, а она сама жила сначала в Москве, а потом в Захарово. Спустя несколько лет она перебралась в село Михайловское.
В богатые семьи для господских детей брали не только кормилиц и нянь. Для мальчиков ещё полагался "дядька". У Пушкина, например, таким "дядькой" был Никита Козлов, который был рядом с поэтом вплоть до его смерти. Но, тем не менее, няня была Пушкину ближе. Вот что, по этому поводу, писал Вересаев:"Как странно! Человек, видимо, горячо был предан Пушкину, любил его, заботился, может быть, не меньше няни Арины Родионовны, сопутствовал ему в течение всей его самостоятельной жизни, а нигде не поминается: ни в письмах Пушкина, ни в письмах его близких. Ни слова о нем - ни хорошего, ни плохого". А ведь именно Козлов на руках принес раненого поэта в дом, он вместе с Александром Тургеневым опустил гроб с телом Пушкина в могилу.
В 1824-26 годах Арина Родионовна вместе с Пушкиным жила в Михайловском. Это было время, когда молодой Александр жадно впитывал в себя нянины сказки, песни, народные былины. Пушкин пишет брату: "Знаешь ли мои занятия? до обеда пишу записки, обедаю поздно; после обеда езжу верхом, вечером слушаю сказки - и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!". Интересно, что сам Пушкин говорил, что Арина Родионовна послужила прообразом няни Татьяны в "Евгении Онегине", а также няни Дубровского. Считается, что Арина была основой образа мамки Ксении в "Борисе Годунове".

Наша ветхая лачужка
И печальна, и темна.
Что же ты, моя старушка,
Приумолкла у окна?
Или бури завываньем
Ты, мой друг, утомлена,
Или дремлешь под жужжаньем
Своего веретена?
Выпьем, добрая подружка,
Бедной юности моей,
Выпьем с горя; где же кружка?
Сердцу будет веселей.
Спой мне песню, как синица
Тихо за морем жила;
Спой мне песню, как девица
За водой поутру шла.
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То как зверь она завоет,
То заплачет, как дитя.
Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя; где же кружка?
Сердцу будет веселей.

Пушкин А.С. 1825.

В последний раз Пушкин видел Арину Родионовну в Михайловском 14 сентября 1827 года. Няня умерла, когда ей было семьдесят лет от роду, 29 июля 1828 года в Петербурге. Долгое время ничего не было известно ни о дне, ни о месте захоронения няни. На её похоронах не присутствовали ни Александр, ни Ольга. Её похоронил муж Ольги Николай Павлищев, оставив могилу безымянной. И она скоро затерялась. Ещё в 1830 г. могилу няни Пушкина пытались разыскать, но не нашли. Считали, что она похоронена в Святогорском монастыре, вблизи могилы поэта; были такие, кто был уверен, что Арина Родионовна похоронена на ее родине в Суйде; а также на Большеохтинском кладбище в Петербурге, где одно время даже была установлена плита с надписью "Няня Пушкина". Только в 1940 году в архивах нашли, что отпевали няню во Владимирской церкви. Там нашли запись от 31 июля 1828 года "5-го класса чиновника Сергея Пушкина крепостная женщина Ирина Родионова 76 старостию иерей Алексей Нарбеков". Также выяснилось, что погребена она была на Смоленском кладбище. При входе на него и сегодня можно встретить памятную табличку. Она была установлена в 1977 году:"На этом кладбище похоронена Арина Родионовна няня А.С. Пушкина 1758-1828
"Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя"

Наперсница волшебной старины,
Друг вымыслов игривых и печальных,
Тебя я знал во дни моей весны,
Во дни утех и снов первоначальных;
Я ждал тебя. В вечерней тишине
Являлась ты веселою старушкой
И надо мной сидела в шушуне
В больших очках и с резвою гремушкой.
Ты, детскую качая колыбель,
Мой юный слух напевами пленила
И меж пелен оставила свирель,
Которую сама заворожила.




Теплое имя Арины Родионовны знакомо каждому с младых ногтей. Зная, какую роль сыграла она в жизни великого русского поэта, невозможно читать стих “Няне” Пушкина Александр Сергеевич без умиления. Каждая его строчка пропитана теплом, благодарностью и нежной грустью.

Стихотворение было написано поэтом в 1826 году, в Петербурге. К этому времени Пушкин вернулся из Михайловского, куда был отправлен в 1824 году после очередной стычки с начальством. В сентябре произошло “примирение” поэта с Николаем I, который пообещал ему свое покровительство даже несмотря на то, что Пушкин не скрывал от него своей симпатии к декабристам.

Текст стихотворения Пушкина “Няне” поделен на 4 части. Сперва поэт дружески обращается к своей кормилице, которая была с ним рядом не только все детство, но и во время двухлетней ссылки в Михайловском. Обращение “Голубка дряхлая” моя можно было бы назвать фамильярным, но Пушкин, во-первых, очень любит, а во-вторых, безмерно уважает нянюшку. Она для него не только кормилица, она – подруга дней суровых, намного более близкая духовно, нежели мать.

В третьей части стихотворения, которое сейчас проходят на уроке литературы в 5 классе, Александр Сергеевич мысленно возвращается к отчему дому. Образ мудрой и доброй нянюшки бесконечно трогает его. Мысленным взором Пушкин видит, как Арина Родионовна горюет перед окошком своей светлицы и ждет, ждет барина, за которого сильно переживает, напряженно вглядываясь вдаль. Последними строками поэт подчеркивает, что он не может часто бывать в Михайловском и навещать кормилицу. Он вырос, у него другая жизнь, иные заботы и стремления.

Учить это лирическое произведение достаточно легко. Его текст мягкий, плавный, быстро запоминающийся.

Ответ оставил Гость

6. Анализ стихотворения.Попробуйте выразить настроение этого стихотворения с помощью красок-цветов.Какими красками вы бы передали настроение стихотворения?- Настроение стихотворения можно предать мрачными, темными красками. Только настроение последней, незаконченной, строки, в которой звучит надежда - более светлыми цветами. Каким настроением пронизано это стихотворение?- Настроение стихотворения грустное, печальное, тоскливое. Как вы думаете, какие чувства владели поэтом, когда он писал это стихотворение?- В произведении передано чувство вины перед няней за долгое отсутствие, страдание от разлуки, выражены нежность, забота, признательность за дружеское участие в дни ссылки, проведенные вместе. Этими чувствами поэт наделяет лирического героя стихотворения.Анализируя лирическое произведение, будем помнить, что лирический герой – личность, чьи мысли и чувства выражены в стихотворении. Лирический герой близок автору, но нельзя отождествлять эти понятия.Лирический герой не может быть рядом с няней и обращается к ней мысленно.Поэтому жанр стихотворения – послание.В лирическом произведении и жанр, и композиция, и ритмика, и изобразительно-выразительные средства- все способствует выражению настроения.Рассмотрим, как выражается настроение в этом стихотворении.Первые 2 строки стихотворения - обращение лирического героя к няне.7. Образное рисование.Читая стихотворение далее, мы рисуем в своем воображении ряд картин.Представьте, что вам нужно проиллюстрировать это стихотворение или создать слайды.Сколько иллюстраций-слайдов у вас получится?Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.
- Cтроки рисуют забытый домик в глуши сосновых лесов Ты под окном своей светлицы
Горюешь будто на часах,
И медлят поминутно спицы в твоих наморщенных руках.
- Представляется няня, сидящая у окна и поминутно вглядывающаяся вдаль. Глядишь в забытые вороты
На черный отдаленный путь:
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь.
- Кажется, няня подошла к воротам и напряженно смотрит вдаль. То чудится тебе…- Возможно, няне видится ее воспитанник, ее любимец, спешащий к ней. Таким образом, мы разделили стихотворение на части, то есть определили композицию.1 часть - обращение лирического героя к няне.Строки 2 части рисуют забытый домик в глуши сосновых лесовВ 3 части, мысленно возвращаясь туда, лирический герой словно видит няню внутренним взором, угадывая ее переживания и душевные движения: она горюет под окном своей светлицы, подходит к воротам, вслушивается, не звучит ли колокольчик, не едет ли кто-нибудь…вглядывается вдаль…В душе ее беспокойство о нем, о воспитаннике, горестные предчувствия – об этом 4 часть стихотворения.Как же, с помощью каких средств переданы в стихотворении чувства лирического героя и няни? ПОЧИТАЙ МОЖЕТ НАЙДЁШЬ


21 апр. 1758 родилась Арина Родионовна Яковлева,
крепостная крестьянка, няня Пушкина

Наперсница волшебной старины,
Друг вымыслов игривых и печальных,
Тебя я знал во дни моей весны,
Во дни утех и снов первоначальных;
Я ждал тебя. В вечерней тишине
Являлась ты веселою старушкой
И надо мной сидела в шушуне
В больших очках и с резвою гремушкой.
Ты, детскую качая колыбель,
Мой юный слух напевами пленила
И меж пелен оставила свирель,
Которую сама заворожила.

А.С. Пушкин

Арина Родионовна вместе с Пушкиным прожила в Михайловском, разделив с поэтом его изгнание. В ту пору Пушкин особенно сблизился с няней, с удовольствием слушал ее сказки, записывал с ее слов народные песни. Сюжеты и мотивы услышанного он использовал в творчестве. По признанию поэта, Арина Родионовна была "оригиналом няни Татьяны" из "Евгения Онегина", няни Дубровского. Принято считать, что Арина является прототипом также мамки Ксении в "Борисе Годунове", княгининой мамки ("Русалка"), женских образов романа "Арап Петра Великого".

Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждёшь меня.

Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.

Глядишь в забытые вороты
На чёрный отдалённый путь;
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь.

То чудится тебе…
(1826, незавершённое. Впервые опубликовано в 1855)

В ноябре 1824 г. Пушкин пишет брату: "Знаешь ли мои занятия? до обеда пишу записки, обедаю поздно; после обеда езжу верхом, вечером слушаю сказки - и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!". Известно, что со слов няни Пушкин записал семь сказок, десять песен и несколько народных выражений, хотя слышал от нее, конечно, больше. Поговорки, пословицы, присказки не сходили у нее с языка. Няня знала очень много сказок и передавала их как-то особенно. Именно от нее услышал Пушкин впервые и про избушку на курьих ножках, и сказку о мертвой царевне и семи богатырях.


Пушкин последний раз видел няню в Михайловском 14 сентября 1827 года, за девять месяцев до ее смерти. Арина Родионовна - "добрая подружка бедной юности моей" - скончалась 70 лет от роду, после недолгой болезни 29 июля 1828 года в Петербурге, в доме Ольги Павлищевой (Пушкиной). Долгое время точная дата кончины няни и место ее захоронения были неизвестны.
На кладбищах к могилам незнатных особ, тем более крепостных, не проявляли должного внимания. Оставленная без присмотра могила няни оказалась вскоре затерянной.
Только в 1940 году в результате кропотливых поисков в архивах узнали, что отпевали няню во Владимирской церкви. В метрической книге этой церкви нашли запись от 31 июля 1828 года № 73: "5-го класса чиновника Сергея Пушкина крепостная женщина Ирина Родионова 76 старостию иерей Алексей Нарбеков". Также выяснилось, что погребена она была на Смоленском кладбище.



В июньские Пушкинские дни 1977 года на Смоленском православном кладбище была открыта памятная мемориальная доска. При входе на кладбище в специальной нише на мраморе высечена надпись:

На этом кладбище похоронена Арина Родионовна - няня А.С. Пушкина (1758-1828)
"Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!"