Учитель истории и обществознания илья демаков. Илья Демаков: «На веру» дети уже ничего не воспринимают

Илья Демаков преподает историю и обществознание в гимназии N 116 Санкт-Петербурга. Он выпускник Санкт-Петербургского госуниверситета, кроме того, закончил аспирантуру РАН. В гимназии он еще и руководит театральной студией на немецком языке и кружком любителей творчества Толкиена.

Между прочим, среди учеников Ильи Демакова уже есть призеры Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию - Михаил Мезенцев и Марина Морозевич.

На вопрос: "Почему ему нравится работать в школе?" отвечает так: "В школе всё живо и подвижно. Непосредственность и открытость здесь сочетаются с ответственностью. Но главное - в школе всегда есть то, что хорошо получается. А человеку нравится быть там, где он успешен".

Лучший педагог страны - из четвертого поколения учителей. Его прадед был учителем математики в костромской деревне, бабушка - химиком, мама преподавала изобразительное искусство.

"По моему наблюдению, дети не очень-то хотят верить на слово, они хотят знать, как все устроено на самом деле и изнутри. В истории точно так же. За всем, что нас окружает, нужно стремиться увидеть человека - сложного, уникального, но связанного с другими, а в каждой вещи и мысли - жизнь, частью которой они были. Поэтому по-детски прямые вопросы брата: кто, почему, откуда - для меня самые важные", - написал Илья Демаков в своем эссе.

В этом году впервые на конкурсе "Учитель года-2017" педагоги получили награды в разных номинациях. Министры образования и здравоохранения Ольга Васильева и Вероника Скворцова вручили награды четырем преподавателям, которые занимаются с детьми в больницах.

Есть такое понятие - госпитальная педагогика. Дети, которые больны, как никто другой нуждаются в педагогах. Трудно представить, какое внутреннее мужество, терпение, доброту надо иметь, чтобы учить детей, когда вокруг боль и горе, чтобы работать и не выгорать морально. Труд этих людей продлевает жизнь нашим детям, - подчеркнула министр Ольга Васильева и отметила, что "отныне эта номинация будет ежегодной".

Приз "За активную гражданскую позицию" получила учитель математики из Саратовской области Наталья Екушева.

Учителю истории Константину Диянову из Омской области вручили награду "За вклад в гражданское воспитание". Учитель физкультуры и ОБЖ из Владивостока Валерий Думлер стал лучшим в номинации "За настойчивость в достижении цели".

Диплом лауреата "За бережное отношение к великорусскому языку" достался педагогу из Новосибирской области Светлане Корольковой. "За мастерство в использовании современных информационно-коммуникационных технологий" была отмечена учитель истории, обществознания, права, экономики из Мытищ Московской области Нина Данилина. Все конкурсанты получили еще и денежные сертификаты.

Блиц-интервью

На ЕГЭ мне было страшно

Правда ли, что плохие ученики запоминаются учителю лучше, чем хорошие?

Илья Демаков: Когда приходишь в новый класс, да, ребята, которые нарушают дисциплину запоминаются быстрее, их фамилии просто чаще произносишь.

За что вы ставите двойки?

Илья Демаков: В дневнике появляется двойка, если не выполнено домашнее задание. Но я уверен, что нам стоило бы отойти от оценки по результативности и перейти к параметрам эффективности.

Какие темы усваиваются школьниками сложнее всего?

Илья Демаков: История ХХ века. Прежде всего из-за объема информации. Ее школьники проходят дважды: в девятом и в одиннадцатом классах. И у каждого возраста есть свои нюансы. Независимо от параллели сложно даются сюжеты, связанные с культурой. Такие темы включены в программу начиная с 5-го класса. Это не только для ученика, но и для учителя определенный вызов, поскольку требуются очень обширные знания из смежных областей.

Что бы вы поменяли в ЕГЭ?

Илья Демаков: Предложил пока не трогать единый экзамен. Вокруг экзамена много мифов, и они вызывают огромное удивление у учителей-практиков. Например, многие полагают, что дети играют в "угадайку", выбирают вариант из предложенных. Но в ЕГЭ по истории такого нет уже много лет. Я и сам в прошлом году сдавал экзамен ради эксперимента. Я вхожу в комиссию при проверке, поэтому знал, как проходить через рамки, какая будет рассадка. Но, несмотря на все это, было страшно. Но дело не в процедуре. Любой экзамен - это всегда стресс.

Учитель года родом из Петербурга молод и продвинут: понимает рэп-баттлы и не ругает за смартфоны. «Фонтанке» он рассказал, что не учитель вовсе, а исследователь. А работы своих учеников продвигает через собственный сайт.

официальный сайт гимназии 116 – gymn116.ru

Учитель истории и обществознания Илья Демаков из Санкт-Петербурга стал . «Фонтанка» пообщалась с «главным наставником страны», который стал , и узнала, какой он, современный преподаватель, чего ждет и чего требует от учеников.

Илья Демаков родился в Тюмени. Учился в 599-й школе в Приморском районе. «С учителями мне повезло исключительно. Особенно с Мариной Дмитриевной Михайловской – моей учительницей истории, благодаря которой я выбрал свою специальность», – сразу рассказал он. Музыку учитель слушает самую разную. «У меня есть плейлист Юрия Антонова, – со смехом говорит лучший педагог страны. – Очень люблю классическую музыку. Особенно люблю то, что называется современной классикой. Музыку, которую пишут современные композиторы. Инструментальную музыку. Я не любитель рок-музыки. Однозначно нет». Рэп-баттлы главный российский учитель 2017 года «понимает, но не принимает». Невзирая на возраст – 30 лет.

Было и стало

«Я учился в 1990-е годы. И разница тех лет и дня сегодняшнего, конечно, есть, – делится своими ощущениями учитель года-2017. – Во-первых, мы вступили в цифровую среду. В техническом плане школа изменилась очень сильно. Сегодня, собираясь на работу в класс, я не задумываюсь, что там может не быть какой-то техники. Того же проекционного оборудования, интерактивной доски, Интернета. Это всё само собой разумеющиеся вещи. Когда учился я, урок чисто технически строился иначе. Всё было «вручную».

При этом Илья Демаков уверен, что сама по себе современная техника интерес детей к знаниям никак не формирует. «Можно в хорошую школу поместить много новой техники, но качество обучения детей никак не изменится, – говорит он. – Речь идет об инструментах, которые помогают нам быть оперативнее. Давать информацию в том формате, который привычнее детям».

История и школа

Еще ученикам Ильи Демакова повезло в его убеждениях относительно собственного предмета. Он убежден, что знание истории – это вообще не знание дат, а способность ребёнка видеть в пространстве, которое тебя окружает, то, что было сделано человеческими руками до тебя. А учебник школьнику нужен, только если он болеет и сидит дома. «На уроке истории роль учебника второстепенна, – уверен Илья Демаков. – Но учебник должен быть более или менее однообразным по всем школам и всем регионам нашей страны. Учебников не должно быть избыточно много. Дополнение учителя не должно быть слишком вариативным».

Идеология и школа

«Всё, что меняется в отношении к истории, что происходит сейчас в мире вокруг нас, уступает по важности главной задаче. Главная идеологическая нагрузка на уроках истории заключается в том, что это уроки о человеке, человеческом измерении вокруг нас. То есть это своего рода уроки про чувство локтя, – смотрит на жизнь философски Илья Демаков. – На мой взгляд, идеологическая задача – помочь ребёнку принять самого себя, быть принятым в коллективе, в семье. Уверен, что так будет всегда».

По мнению Ильи Демакова, на уровне государства при этом идеология должна быть. «Государство без идеологии – это очень странное явление, – недоумевает историк. – Бояться или отторгать части нашего исторического пути неправильно и ошибочно. Это то, с чем я готов бороться».

Антиутопии

Илья Демаков видит в российской действительности элементы антиутопии, но все же уточняет, что это есть вопрос ценностей того или иного человека. При этом Илья Демаков уверен, что современные дети априори обладают способностью сориентироваться в огромном количестве очень разной информации. «И визуальной, и текстовой, и в различных мнениях. Для современных детей это нормально, – говорит историк. – Для них само собой разумеется, что вокруг нет ничего однозначного. Вот так наивно «на веру» современные дети уже ничего не воспринимают».

Бюрократия и школа

«Моя бабушка всю жизнь проработала в школе учительницей химии. Она рассказывала, что в 1960 – 1970-е годы все кругом жаловались на то, что учитель завален бумажной работой. Такого количества отчётов, сводок, других бумаг, которые были у них, не было ни до, ни после, – рассказал Илья Демаков. – Сегодня опять некая похожая волна». Но она, уверен учитель, уже идет на спад. «Я по себе вижу и по своей школе положительные результаты. Что-то перешло в цифру. И это очень облегчает работу, – радуется прогрессу Илья Демаков. – Например, мы ушли от «двойной бухгалтерии», когда у нас был и классический рукописный классный журнал, и журнал электронный. Электронный гораздо удобнее. Он всегда с собой. Он всегда на рабочем месте. Им могут одновременно пользоваться все учителя. В этом смысле стало легче, чем было ещё год назад».

Учитель года и digital-каналы

Илья Демаков принципиально не заводит аккаунт "ВКонтакте", так как соцсети, по его мнению, все равно снижают долю приватности, которая должна быть у любого человека: «Коллеги говорят, что для классного руководства это очень удобно – аккаунт в соцсетях. Но я вместе со своими ребятам много лет веду свой канал на youtube . Это действительно удобно. Кроме того, мне нравится формат блогов, которые сегодня переросли в большой детско-взрослый сайт . Его мы ведём вместе с учениками». В то же время

«Учительская газета»
28.09.2017

Урок. Чудеса продолжаются
Участники конкурса «Учитель года России» - 2017
выходят на финишную прямую первого тура

Наталья Алексютина, Вадим Мелешко (фото)

На шестой день сочинское солнце, сжалившись, прикрылось тучами, а конкурсный марафон, по словам одного из членов жюри, стал близок к успешному преодолению экватора. Действительно, большая часть уроков уже дана, а о качестве их проведения конкурсанты узнают уже 29 сентября, когда определится «пятнашка».

Но пока еще утро 28 сентября, и оно дает заряд всему дню. В этом плане восьмиклассникам, пришедшим на урок учителя физической культуры из Тюменской области Марины Тимофеевой, явно повезло. Ничто не бодрит так, как физическая и интеллектуальная нагрузка вместе взятые. Марина Тимофеева предложила ребятам представить себя шахматными фигурами, и все занятие выстроила, умело увязывая общеразвивающие упражнения с шахматными законами. В процессе урока дети узнали историю возникновения игры, а также приняли участие в круговой тренировке, которая способствовала развитию ключевых физических качеств. Передвигаясь по часовой стрелке по станциям, дети могли выполнить различные физические упражнения и определить для себя, какие из них отвечают их индивидуальным особенностям. И, надо сказать, что было немало ребят, которые открыли в себе спортивный талант.

На уроке учителя истории из Санкт-Петербурга Ильи Демакова у восьмиклассников появился шанс совершить путешествие в «цифирную» школу времен Петра Первого. Причем, знакомство с эпохой началось со знакомства с... руками императора. Как оказалось, руки очень многое могут рассказать, как о человеке, так и о его делах. Дела Петра Первого преобразовали всю страну. Ребята же своими руками попробовали сделать вычисления на уроке арифметики той эпохи, сумели написать свои имена на уроке словесности, а также прошли курс этикета на уроке политеса. И, конечно, крепко-накрепко уяснили, что россиян «гражданами мира» Петр Первый делал, не щадя ни их жизней, ни своей, но совершал это во благо страны, болея за нее и любя ее.

О культуре, только через призму осетинской литературы, вела речь на своем уроке учитель осетинского языка и литературы из Владикавказа Илона Валиева. Она познакомила семиклассников с нартами - героями эпических сказаний осетин. Благодаря сказке об Ацамазе и Агунде ребята узнали, например, что термин «нарт» означает «дети солнца», «дети волка» и «наш огонь», а также, что у осетин для женщины есть множество красивых эпитетов, а зрелость мужчины определяется его поступками.

Как пояснила Илона Валиева, проблема сохранения родного языка остро стоит на ее родине. Сейчас в ее классе обучаются дети, родители которых уже не говорят на родном языке, но, если связь между поколениями будет утеряна, то огромный культурный пласт исчезнет безвозвратно.

Приобрести вполне конкретные знания, но уже в области математики помогла ребятам на своем уроке Ольга Кисиленко, преподаватель этого предмета из Усть-Илимска. Шестиклассники не только разобрались в том, что такое диаграмма, но и научились строить различные виды диаграмм, а также читать их. Чтобы теория не расходилась с практикой, Ольга Кисиленко «приняла» ребят на работу в консалтинговую фирму и попросила проконсультировать семьи, у которых совокупный доход не позволяет осуществить ту или иную мечту. Шестиклассники подошли к решению проблем основательно и, составив круговые диаграммы, дали свои рекомендации по оптимизации семейных расходов. Нет сомнений, что новые знания пригодятся им при планировании собственного бюджета, неслучайно при подведении итогов работы на уроке большинство шестиклассников отметили, что хотели бы расширить свои знания в данной теме.

То, что за очевидным часто таится много неизведанного, доказала на своем занятии учитель химии из Воронежской области Ирина Попова. Оказалось, что мы всё еще живем в железном веке, и металлы по-прежнему нужны и важны для человека. Вместе с ребятами Ирина Попова вспомнила основные признаки металлов, а также их физические свойства. При этом девятиклассники узнали интересные факты о том, что золото - самый пластичный металл, из одного грамма которого можно вытянуть проволоку длиной 3 км. И кроме того, что именно из-за такого свойства металла, как теплопроводность, можно зимой, лизнув железо языком, попасть в преконфузную ситуацию. Правда, выход из нее есть: нужно просто согреть язык своим дыханием. Как подытожила урок Ирина Попова, важно помнить, что внешние признаки всегда зависят от внутреннего строения, и это применимо не только по отношению к неодушевленным предметам.

С пресловутой президентской «зеленой папкой» пришла на занятие к десятиклассникам учитель истории и обществознания из Московской области Нина Данилина. И, как у президента, в ней были собраны жалобы граждан. «Зеленая папка» помогла в раскрытии темы ее урока - «Участие граждан в правотворческой деятельности». Сказать, что это сложная тема, значит, ничего не сказать, однако ребята попробовали на уроке не только рассмотреть виды и формы гражданского правотворчества, но и поразмышлять, что же первично - право или творчество? Важно, что при работе в группах школьники смогли сами сформулировать инициативу, которая напрямую касается их региона. Например, восстановление маршрута скоростного электропоезда «Сочи-Краснодар», который был отменен после окончания Олимпиады - 2014. Нина Данилина пообещала разместить данную инициативу на своем ресурсе и еще раз напомнила ребятам, что будущее страны и общества зависит в том числе от неравнодушия юных граждан.

Такое погружение и включение в сложную тему очень полезно, считает учитель истории, обществознания и права школы № 100 г. Сочи Ольга Карнаух. И самое ценное, что это происходит в режиме реального времени. Посмотрев конкурсный урок, она постарается использовать опыт коллеги из Московской области при изучении основ граждановедения, правотворческой и законотворческой деятельности.

Насыщенность этого конкурсного дня была бы неполной, если бы не творческая программа клуба «Учитель года Краснодарского края». В ее рамках состоялась презентация Межрегиональной экологической экспедиции школьников, которая в этом году пройдет уже в 17-й раз в Ульяновской области и на которую пригласили всех нынешних участников конкурса.

И кроме того мастер-класс, посвященный 100-летию Февральской и Октябрьской революций, который провел абсолютный победитель конкурса «Учитель года России» - 2016 Александр Шагалов. Как обычно, это было завораживающе тонкое, философское и эмоциональное действо.

А директор краснодарской школы № 98 им. Героя России генерала-полковника Трошева Андрей Шевченко пригласил всех конкурсантов не бояться продолжать участвовать в различных профессиональных конкурсах и заметил, что жизнь после конкурса только начинается. Главное, чтобы она была такой же яркой и насыщенной, как «до» и «во время».

Лучшим учителем года в России в 2017 году. 30-летний преподаватель истории, обществознания и права уже почти десять лет работает в гимназии № 116.

Откуда у школьников возникает интерес к праву и политике, нужно ли обсуждать на уроках оппозиционные митинги и что произошло, когда учебников по истории осталось три вместо полутора тысяч? Демаков рассказал «Бумаге» , как преподают историю современным школьникам и что изменилось за последние годы.

- Вы работаете в школе около десяти лет. Насколько сильно за эти годы изменилась программа по истории?

Изменения в программах - это, наверное, даже не самое важное. Меняются технические средства, с помощью которых мы обучаем. Когда я сам учился в школе - это были 90-е, - практически всё происходило вручную и, конечно, никаких мультимедийных средств не было. Сейчас в гимназии я даже не задумываюсь, когда перемещаюсь из класса в класс, о том, что где-то может не быть проектора, мультимедийной доски или интернета. Это большое изменение, учитывая особенности мышления современных детей, которым такие технические средства действительно нужны.

Второе изменение произошло в содержании. Как раз в истории случилось то, что должно было случиться и в других предметах: сейчас сокращается количество учебных пособий - и это очень правильно. На истории мы уже несколько лет работаем всего по трем учебникам. Это хорошо, потому что главный на уроке всё равно учитель. А учебник и любые другие средства - это только некое дополнение к нему в тех случаях, когда ученик не может общаться с учителем напрямую: скажем, из-за длительной болезни.

В 1930-е годы был «Краткий курс истории ВКП(б)» - в буквальном смысле единственный учебник истории. И этот призрак всех очень пугал

Еще недавно в федеральном перечне учебников было 1400 наименований - естественно, это кошмарная цифра, и тут выбрать ни ученику, ни учителю решительно невозможно. Сейчас учебника три, и это удобно, потому что все-таки это не один и учитель может в определенной степени маневрировать между ними, выбирая задания.

Когда обсуждали сокращение количества учебников, некоторые опасались, что это приведет к одной точке зрения на историю. Потому что раньше спорные моменты могли быть представлены в разных пособиях по-разному. Была ли такая проблема?

Когда происходило это обсуждение, я был одним из экспертов у нас в регионе. Чего боялись тогда коллеги и специалисты? В 1930-е годы был такой «Краткий курс истории ВКП(б)» - в буквальном смысле единственный учебник истории. И этот призрак всех очень пугал. Но ничего подобного не произошло, потому что составили не единый учебник, а единый стандарт содержания, в котором прописаны спорные, трудные вопросы - и на них приведены дискуссионные точки зрения и некий общий взвешенный взгляд ученых. И уже под этот общий контекст разные коллективы авторов писали общие учебники, которых сейчас осталось три. То есть позиция общая, а манера изложения разная.

- А о каких спорных моментах идет речь прежде всего?

Они называются «трудные вопросы истории» - трудные для изучения, трудные для изложения. Это, например, эпоха Ивана Грозного, связанная с опричниной, централизацией государства. Естественно, это ХХ век - особенно [это важно] в этом году: столетие российской революции, вопрос белых и красных, вопрос поляризации общества.

- А насколько подробно на уроках говорят о современной истории России - времени после перестройки, 90-х?

Времени действительно может быть не так много, если мы хотим сообщить какое-то предельное количество фактов по истории. Но мне кажется, это совершенно не ключ к изучению предмета. Я уверен, что знать историю и знать даты - это совершенно не синонимы. Когда мы пытаемся превратить урок истории в изучение хронологических списков, это даже вредно. Потому что, во-первых, всё это забудется. Во-вторых, у современного человека, особенно у ребенка, сейчас есть внешняя память в виде «Гугла», которая, естественно, ему подскажет любую дату, так что совершенно необязательно ее в голове держать. Это нормально: человек не машина, и он не для того создан, чтобы вести подсчеты.

Урок истории - это не место для того, чтобы мы обсуждали совсем глубинные, индивидуальные вопросы. В первую очередь потому, что такое не всегда может себе позволить ученик

Но смысл изучения истории прежде всего заключается в том, чтобы присвоить себе свою родную историю. Своим мы считаем то, по поводу чего переживаем, чему способны сочувствовать или радоваться. Если мы в исторических событиях поможем ребятам увидеть что-то, что вызывает у них эмоциональный отклик, тогда, действительно, эта история будет для них своим. Как мы относимся к своей собственности - мы склонны ее защищать, мы ее оберегаем. Наверное, было бы неплохо, если бы мы по такому же принципу относились к своей истории - как к своей собственности.

- Но отношение к событиям может быть как положительным, так и отрицательным.

Так не все события в истории каждого народа, в том числе и нашего, нужно оценивать положительно. Все-таки история - это наука о людях, а люди несовершенны. Тем, наверное, сама эта наука и интересна.

Лучший учитель биологии в Петербурге - о престиже профессии, школьной форме и «Вечернем Урганте»

Почему работать в школе престижно и сколько зарабатывает один из лучших учителей в стране.

- Насколько современные школьники интересуются политикой в целом?

Мне нравится тенденция, которую и я сам, и мои коллеги видят за годы преподавания. Есть в обществознании такие блоки, актуальность которых детям объяснять не надо. То есть не требуется никаких вводных, почему детям это важно знать. К таким блокам относится, во-первых, всё право - от начала и до конца. Здесь у современных детей какой-то априорный интерес ко всему, что связано с правовым полем. И второе - это то, что касается природы человека. Человек как особое существо в природе, которое подчиняется, с одной стороны, законам естественным, а с другой - законам социальным. Эта тематика их интересует.

Почему, на ваш взгляд, у школьников такой интерес именно к праву и тому, что касается человека как части общества?

Я думаю, всё, что задает в современном мире - разнообразном, подвижном - правила игры, всё, что позволяет понять свое отношение к окружающим людям и существующим институтам, вызывает живой интерес.

Вы часто обсуждаете со школьниками какие-то современные политические события, происходящие у нас в городе? Например, митинг в поддержку Навального 7 октября. На ваш взгляд, нужно ли об этом говорить на уроках?

Я уверен, что урок, и в том числе урок истории, это не место для того, чтобы мы обсуждали совсем глубинные, индивидуальные вопросы. В первую очередь потому, что такое не всегда может себе позволить ученик: это достаточно трудный разговор, который в условиях массового обсуждения бывает для ребят и болезненным, и, наверное, даже вредным. Поэтому в том диалоге, который существует у меня с моими ученикам, мы такие вопросы, конечно, обсуждаем, но это не в формате урока, а в формате внеклассных занятий или просто беседы.

- То есть ученики обычно сами спрашивают об этом?

Да, и делают это достаточно часто, но обычно - индивидуально, для того чтобы разговор получился более открытым и чтобы они выяснили то, что их интересует.

Сейчас многие обращают внимание на то, что на митингах последних лет стало больше школьников, в том числе среди задержанных. На ваш взгляд, это показатель того, что они стали более политически активными, чем раньше?

Я думаю, нет. Если мы вспомним периоды истории в ХХ веке, то в советской школе дети точно интересовались политикой в своей стране не меньше, чем сейчас, а, может быть, еще и больше. Я считаю, что это связано не с каким-то конкретным политическим моментом, а с природой ребенка, которому вообще свойственно эмоционально откликаться на то, что происходит вокруг него, и примерять на себя разные социальные роли. В конечном итоге это помогает ему лучше социализироваться.

- Что влияет на то, есть ли этот эмоциональный отклик: родители, школа, интернет, соцсети?

Средства коммуникации, конечно, у ребят изменились, но я не вижу в этом ничего сиюминутного и не думаю, что стоит придавать особое значение тем поводам, о которых вы говорите. Я не уверен, что ребята как-то глубоко разбираются в том, почему собираются эти митинги. Поэтому и наша задача, и задача семьи в том, чтобы яснее показать ребятам, в чем суть происходящего. На этом интерес большинства детей исчерпывается.

Тем не менее есть учителя, которые пытаются передать школьникам свою точку зрения на происходящее, а есть более «нейтральные».

Учитель, конечно, не должен быть нейтральным к тому, что происходит вокруг. Это было бы очень странно. Но урок все-таки не митинг - и это должно быть и ребенку, и учителю вполне понятно. Есть классические задачи и формы работы, которые приемлемы, а есть то, что неприемлемо ни в коем случае.

Бывает ли, что у учеников возникает какое-то искаженное представление об истории - например, из-за популярных пабликов в соцсетях и других неточных интернет-ресурсов на историческую тему?

Ребята, конечно, очень сильно погружены и в гаджеты, и в цифровую среду - это реальность, в которой мы существуем. Но бороться с этим и запрещать на уроках пользоваться техническими средствами - в каком-то смысле как бороться с будущим. Это неверно. Вызов, который стоит перед учителем, заключается в том, чтобы для самого себя переоценить и цифровую среду, и гаджеты в руках ребенка. Их нужно рассматривать как рабочий инструмент, с помощью которого можно решить какие-то практически значимые задачи - скажем, поиск информации.