В чем состоит особенность творчества Н.А. Некрасова? Николай Некрасов: краткая биография русского классика Основные особенности языка и стиля поэзии некрасова

2)прием контрастов. «На Волге» - контраст природы, ее гармонии, красоты и неустроенности, скудности человеческого бытия. Это лейтмотив творчества Некрасова.

3)ообенность Некрасовского пейзажа. Вводит в лирику (впервые!!!) социально - окрашенные пейзажи. В пейзаже может не быть героев (»Несжатая полоса»). Размышления,почему эта полоса осыпается. Незащищенность человеческого труда. Когда силы человека на исходе, неоткуда ему ждать помощи. Пейзаж «На Волге» - контраст, включенный в социальную тематику.

«Утро». Если утро в поэзии – пора пробуждения ото сна природы и человеческого сердца (Фет,Никитин), то у Некрасова 2 части? Утро в городе и в деревне. Рассказ о грустной природе,как само человеческое существование. Путник видит серое небо,жалкие лачужки – безотрадные впечатления. В городе не лучше. Жизнь города воспринимается как скудные кварталы.

Утро – столкновение с новыми бедами. Возвестили о пожаре,кого то ведут на казнь, смерть….Нет радостного ощущения жизни, безвыходность (стадо гусей на убой). На чердаке застрелился бедняк. Здесь жизнь человека уклонилась от природного пути, утро – добровольная смерть.

«В столицах шум» - авторская идея через пейзаж. Огромная провинциальная Россия, в которой ничего не меняется от дебатов, бурных споров. «Во глубине России…тишина». Маленький островок жизни, где толкуют об изменениях жизни и огромная провинциальная Русь. Некрасов обращает внимание на труд безвестных людей, которые кормят это огромное государство, защищают его, им же меньше всего благодарности. Блага за красивые слова достаются политикам.

Поэма «О погоде» У Некрасова тема погоды становится аллегоричной. «Перед дождем» - унылый дождливый пейзаж, в конце стих – ия дорожно – пейзажный мотив.

4)Еще одна особенность лирики Некрасова – эпиграфы.

«Что за члавная столица, развеселый Петербург?» (песня) В этой лакейской песне речь идет об официальной пропаганде через литературу, которая прославляет царя, освободителя. Лакейство души и совести продажных литераторов. Перекличка с поэмой о жизни простых людей. Наводнение, после него в пейзаже некоторая ирония над жизнью Петербурга и страны. Рассказ о похоронах бедного чиновника, за которым идет его прислуга (жен.), его судьба всем безразлична. Путник пристраивается к похоронному шествию, узнает о судьбе бедолаги. Государство не помнит тех,кто им служил.

У Некрасова нет прозрения, у него иллюзии, он верит, что государственная власть о нем позаботится. Тема прозрения маленького человека у Пушкина и у Некрасова – долго ожидать прозрения. У Некрасова богатые и бедные равны. Петербургские контрасты, холодная суровая зима, об английских празднествах, клубах, о смерти переевшего генерала. Рассказ о литературном климате. Реформы обещали свободу слова, печати. Некрасов говорит о своем обществе, он стал автором «Современника», как когда то Пушкин. Оказалось, что нет никакой разницы между правлением Николая I и Александра и Александра II.


5) Некрасов обыгрывает темы Пушкина,Лермонтова.

«Казачья колыбельная» Лермонтов. Мать укладывает дитя и поет колыбельную нового времени, когда нет мысли о служении отечеству. Завидная дело – удел того, кто больше обокрал. Мать говорит, что сын будет чиновником, что сулит ему человеческие блага.

влияние фольклорных жанров. С жанром демокр. Сатиры связаны «Элистрат», «Азбука о голом небогатом человеке». Человеку смешно, как он еще существует. В духе этой сатирыи строится «Элистрат» - то, что мать желает сыну и что есть на самом деле. Ферес – парадная одежда с тесьмой, зстежками. Так и Элистрат. Земля есть, а посеять нечего, детям нечего одеть, жена «пуще мужа наряжается в лапти с подковырками». Стоили они гроши, лапти с узлами, скрепляющими их.

Жанр народной баллады.

«Похороны», «Зеленый шум»

В сказовой манере. Рассказ:события в селе, вроде и необычном. Перекличка с «Горем Злосчастием». В народной повести молодец терпит несчастия, не послушав родителей.

Образ ивы – грусти и печали. Плакучие ивы. Самоубийство героя.

«Огородник» - о любви крепостного крестьянина и дочери дворянина, которая жила в уединенной усадьбе в одиночестве, ее отрадой стали разговоры с огородником. По сословному положению они не равны, но она видит в нем человека, его свободную душу. Он пел волжские песни. Цикл «Песни Ст. Разина» Огородник заплетал косы барыне, инт. Отношения. Обычай – расплетать косы перед свадьбой. Их любовь в райском саду. Наступает осень и трагические события. Ночью он пробирается в ее комнату, его поймали, он сказал, что залез воровать. Его обрили, надели кандалы – каторга или рекрутчина? Необычный случай барской усадьбе, простой человек может любить возвышенно, рыцарское поклонение женщине. Кончается поэма словами, что трудно мужику любить дворовую дочь.

«Зеленый шум – баллада, в которой говорится о жизни крестьянского мира, зависимости от природы и погоды. Научное представление, что смена времени года влияет на психику. Человек не отдает себе отчет в том, что его настроение зависит от природы. Рассказывается о крестьянине, который занимается промыслом, ходит на работу в город, оставляет хозяйничать жену. Эти женщины становились беззащитными перед барами, приказчиками. Жена пожаловавшись мужу, вместо сочуствия видит гнев. Виноватой считают жену. Большую роль играет окружающий мир, все обвиняют женщину в нарушении норма семейной морали и напоминают мужу о каре (Островский). Женщина – раба, мужчина – господин. Все усугубляется унылой осенью, затянутой зимой, маленькой избушкой, в которой люди, между которыми чувство позора. Муж решает вершить правый суд – убить жену, но тут весна подкралась и пробудила в нем милосердие. Нужно слушать сердце, поэма кончается голосом, который от всей природы «Бог тебе судья»

Образы природы поэтизированы по – особенному.

Поэтика некрасовских сказов близка к народной лексике

7) Соединение лирики и публицистики.

Проблемы общественного бытия, переживание не за себя, а за отчизну, из – за судеб своих друзей, крестьян. Хотя Некрасов говорил, что народ его не знает, через мещанское сословие он был знаком народу. Крестьяне переписывали его стихи «Народные переделки»

В «Современнике» писали Фет, Тютчев. Некрасов был талантливым редактором, привлекал юные силы, таланты.

Поэзия Н.А. Некрасова: темы, мотивы, особенности художественного мира и поэтики

Н.А. Некрасова называли крестьянским поэтом, поэтом Пе­тербурга, певцом революционной демократии. Основная тема­тика поэзии Некрасова – жизнь русского крестьянства и город­ской бедноты (здесь поэт выступает предшественником Досто­евского). В этих стихах зачастую звучат тоскливые, унылые, скор­бные интонации. Другая тема – тема современника, передового общественного деятеля или же трусливого обывателя. Этим сти­хотворениям свойствен революционный, обличительный пафос. Кроме того, важное место в творчестве Некрасова занимает тема поэта и поэзии и тема любви.

Тема родины приобрела в творчестве Некрасова деревенский, крестьянский характер. В его произведениях перед читателем предстает судьба русской деревни, русского крестьянина, рус­ской женщины: «Несжатая полоса», «Забытая деревня», «На Вол­ге», «В полном разгаре страда деревенская», «Орина, мать сол­датская», «В дороге». Творчество поэта неразрывно связано с рус­ским фольклором, песнями, пословицами, загадками. Многие произведения его проникнуты глубокими размышлениями о судьбе русского народа, путях развития России:

Где народ, там и стон… Эх, сердечный!

Что же значит твой стон бесконечный?

Ты проснешься ль, исполненный сил,

Иль судеб повинуясь закону,

Все, что мог, ты уже совершил – Создал песню, подобную стону,

И духовно навеки почил?..

Так поэт восклицает в «Размышлениях у парадного подъезда».

Н.А. Некрасов выступает поэтом-новатором, демократичным поэтом. На первый план в его стихотворениях выходит грубая обыденность, скучная проза жизни: непосильный крестьянский труд, голод, нищета, пьянство. Как замечает А. Григорьев, в по­эзии Некрасова «совмещены все ужасы бедности, голода, холо­да». Поэт расширяет тематику лирических произведений, вво­дя новые, непривычные для поэзии темы и образы (например, образы мелкого чиновника, ограбленного крестьянина, падшей женщины). Некрасов по-новому интерпретирует традиционные «поэтические темы», например тему смерти. Поэт никогда не изображает смерть естественную, смерть у него всегда безвре­менна, это результат социальных условий. Так, в стихотворении «Еду ли ночью по улице темной…» он изображает смерть ребен­ка в условиях нищенской, невыносимой жизни. Матери мла­денца приходится стать продажной женщиной, чтобы хоть как- то поддержать существование своей семьи.

Зачастую мы встречаем в произведениях Некрасова пародий­ные интонации. Таковы стихотворения «Современная ода», «Нравственный человек». Как отмечает исследователь, «это па­родии на всякую оду: казенно-патриотическую, гражданскую. Используется куплетная, прибауточная манера, прием бурлес­ка: славословие «от обратного», когда за похвалами кроется ед­кая сатира». Сам герой при этом наделен сомнительными доб­родетелями:

Не обидишь ты даром и гадины,

Ты помочь и злодею готов,

И червонцы твои не украдены У сирот беззащитных и вдов.

Отталкивание от традиций Пушкина и Лермонтова мы ви­дим в стихотворении «Вчерашний день, в часу шестом». Муза поэта предстает крестьянкой, которую жестоко избили кнутом. Образ Музы, «печальной спутницы печальных бедняков», встре­чаем мы и в стихотворении «Муза»:

Но с детства прочного и кровного союза Со мною разорвать не торопилась Муза,

Чрез бездны темные Насилия и Зла,

Труда и Голода она меня вела – Почувствовать свои страданья научила И свету возвестить о них благословила…

Стихотворение «Блажен незлобивый поэт» развивает тему лирических отступлений Н.В. Гоголя в поэме «Мертвые души» (рассуждение о двух типах писателей), а также стихотворения М.Ю. Лермонтова «Пророк». Этой же теме посвящена «Эле­гия» (А.Н. Еракову). В ней поэт обозначает основную цель ис­кусства:

К народу возбуждать вниманье сильных мира – Чему достойнее служить могла бы лира?..

Отметим, что традиционные лирические жанры обретают у поэта новое содержание. Так, вышерассмотренная элегия Некра­сова – это не грустное воспоминание о любви, а стихотворение социальной проблематики.

Лирический герой автобиографических и многих любовных стихотворений Некрасова – русский интеллигент. Образ интел­лигента-разночинца, общественного деятеля мы также встреча­ем в стихотворениях «Памяти Добролюбова», «Памяти Белинс­кого», поэме «Кому на Руси жить хорошо». Призыв к свободе звучит в стихотворениях «Пророк», «Песня Еремушке». Однако стоит отметить, что «во многих других стихотворениях револю­ционность Некрасова выступает как многоликая рефлексия. Мы имеем дело с лирическим героем, который сам себя воображает лишь «рыцарем на час», или способным совершить неверный шаг. «Укоризненно смотрят на него с портретов более сильные духом его друзья, а сам он – всего лишь «кающийся дворянин». Искупление вековечного греха перед народом – постоянная тема у Некрасова. До конца своих дней он все еще сомневался, дос­тойно ли служил народу своей лирой, сохранит ли народ память о нем».

Художественный метод поэта – реализм. Однако элементы фантастики порой встречаются в его произведениях (сказочные элементы и мотивы в поэме «Кому на Руси жить хорошо»). Стиль Некрасова вобрал в себя художественные традиции «натураль­ной школы»: лирика тяготеет к эпичности, в лирических стихо­творениях зачастую присутствуют портреты героев, описания об­становки. Многие стихотворения Некрасова сюжетны, у него присутствует «ролевая лирика (автор выступает от лица какого- либо героя). В то же время в лирике его присутствует аналити­ческое начало, рассуждения и размышления героя.

Стиль Некрасова демократичен, он использует простую лек­сику, просторечия. Любимые стихотворные размеры поэта – дактиль, амфибрахий и анапест.

Критики часто упрекали поэта в недостатке таланта, исполь­зуя замечание В.Г. Белинского о «таланте-топоре». Рефлексия по этому поводу, а также по поводу доминирования социальных мотивов в творчестве была свойственна и самому Некрасову. Од­нако в глазах современных читателей он по-прежнему остается великим поэтом. Очень точно заметил о стихе Некрасова В. Кре­стовский: «Но мы любим эту неуклюжесть и тяжесть – это тя­жесть железа, тяжесть железного молота, в ней его сила, его мет­кость».

Здесь искали:

  • поэзия некрасова
  • особенности поэзии некрасова
  • поэзия некрасова анализ

В чем состоит особенность творчества Н.А. Некрасова?

Творчество великого русского поэта Н.А. Некрасова занимает видное место в истории русской литературы.

Для лирики главное - состояние души человека. Это чувства, переживания, размышления, настроения, выраженные через образ лирического героя. Некрасовский лирический герой воплощает в себе черты своего времени, передовые идеалы и нравственные принципы.

Гражданственность всегда была отличительной чертой произведений таких русских поэтов, как К. Ф. Рылеев, А. С. Пушкин и др. Продолжателем этих традиций стал Н. А. Некрасов. Свои взгляды на роль и назначение поэта он выразил в стихотворении "Поэт и гражданин". Оно построено в форме диалога Поэта и Гражданина.

Герой стихотворения - Поэт, который живо откликается на события окружающей его действительности. Но когда надо было вступить в настоящую, открытую борьбу, он колеблется. За это и осуждает его Гражданин:

Не может сын глядеть спокойно

На горе матери родной,

Не будет гражданин достойный

К Отчизне холоден душой.

Гражданин произносит слова, ставшие впоследствии крылатыми:

Поэтом может ты не быть,

Но гражданином быть обязан.

Именно в этих словах заключается основной смысл стихотворения и всей лирики в целом.

Лирический герой стихотворений Некрасова говорит читателям о том, какой могучий революционный дух жил в самом поэте, какая муза жила в его стихах - "муза мести и печали", какая жажда борьбы горела в поэте.

Именно лирический герой сочувствует народу, видит жизнь его глазами, призывает к борьбе. Его цель - "толпе напомнить, что бедствует народ".

Даже в интимной лирике, в стихах о трудной, горькой, иногда трагической любви звучат гражданские мотивы.

Таким образом, лирический герой всех произведений Некрасова - это гражданин:

Не будет гражданин достойный

К Отчизне холоден душой.

Поэтому полны боли за угнетенных и обиженных многие произведения Некрасова. Это и управляющий из "Забытой деревни", и жестокий помещик из стихотворения "Родина", и чиновник из "Размышлений у парадного подъезда". И повсюду слышится стон мужика: "где народ - там и стон...". И этот народ - русские крестьяне - все терпит. Поэт негодует:

Тем был бы хуже твой удел,

Когда б ты менее терпел!

Во многих некрасовских стихотворениях воспроизводится одна и та же ситуация: встречаются, приглядываются друг к другу представители двух противоположных социальных слоев - барин и мужик, интеллигент и человек из народа.

Примером такого противопоставления служит стихотворение "В дороге". Некрасов сам ощущал в себе это столкновение двух начал. Он чувствовал себя одновременно и выходцем из дворянского рода, и народным поэтом. На любое явление действительности поэт мог взглянуть с двух разных точек зрения - "барской" и "мужицкой".

Но с одной стороны:

Я дворянскому нашему роду

Блеска мерой моей не стяжал…

С другой же –

Я настолько же чуждым народу

Умираю, как жить начинал.

Эта проблема - стать дворянином или слиться с народом - осталась для поэта неразрешенной.

Многие произведения Некрасова написаны в чисто "народном" духе. Они созданы соответствующим языком, который передает язык простых крестьян, рассказывающих о своей жизни. Это такие стихотворения, как "Знахарка", "Катерина", "Зеленый шум" и другие.

Есть и другие стихотворения, в которых нет ничего народного. Это произведения интимной лирики: "Демону", "Давно отвергнутый тобой...", "Как ты робка, как ты послушна..."

Муза Некрасова чувствовала свое кровное родство со страдающим народом:

Ни звука из ее груди,

Лишь бич свистал, играя...

И Музе я сказал:"Гляди!

Сестра твоя родная!"

Многие стихотворения Некрасова близки к песням, в которых заложена душа русского народа. Поэтому некоторые из них так и называются: "Песня Еремушке", "Песня о свободном слове". Разговорность и напевность часто встречаются в лирике Некрасова.

Итогом всей поэтической деятельности Некрасова стало стихотворение "Элегия". Здесь поэт опять говорит о том, что стихи должны быть посвящены народу:

Пуская нам говорит изменчивая мода,

Что тема старая - "страдания народа".

И что поэзия забыть ее должна,

Не верьте, юноши! не стареет она..

Наивысшим счастьем человека Некрасов считает борьбу за счастье народа. Эта мысль найдет свое развитие в поэме "Кому на Руси жить хорошо".

И как завет звучат снова слова поэта:

Сейте разумное, доброе, вечное,

Сейте, спасибо всем скажет сердечное русский народ.

Список всеми узнаваемых произведений Николая Алексеевича Некрасова достаточно большой. От стихотворений «Дедушка Мазай и зайцы», «Мужичок с ноготок» до эпической поэмы «Кому на Руси жить хорошо».

Именно Некрасов расширил диапазон стихотворного жанра разговорной речью и народной фольклорностью. До него никто не практиковал таких сочетаний. Это нововведение оказало большое влияние на дальнейшее развитие литературы.

Некрасов первым решился на сочетание грусти, сатиры и лирики в пределах одного произведения.

Историю развития Николая Алексеевича, как поэта биографы любят делить на три периода:

Момент выхода сборника «Мечты и звуки». Это образ поэта, который был создан в лирике Пушкина, Лермонтова, Баратынского. Юноша ещё желает походить на этот образ, но уже ищет себя в своём, личном творчестве. Писатель ещё не определился со своим направлением, и пытается подражать признанным литераторам.

С 1845 года. Теперь в стихах поэт изображает уличные сценки, и это нравится, это приветствуется. Перед нами поэт нового формата, который уже знает, что он хочет сказать.

Конец 40-х - Некрасов известный поэт и успешный литератор. Он редактирует наиболее влиятельный, на тот момент литературный мир.

В начале творческого пути

Совсем юным, с большими трудами, восемнадцатилетний Некрасов добрался до Петербурга. При себе он держал тетрадку юношеских стихов. Юноша верил в свои возможности. Ему казалось, что слава поэта случится, как только люди начнут читать его стихи.

И действительно уже через год он смог издать свою первую книгу - стихи. Книга называлась «Мечты и звуки». Того успеха, на который рассчитывал автор не последовало. Это не сломило поэта.

Молодой человек стремился к образованию. Он решил вольнослушателем посещать лекции в Петербургском университете, но это тоже был очень недолгий его проект, который увенчался крахом. Отец лишил его всякой помощи, жить было не на что. Молодой человек на несколько лет отложил своё высокое прозвание и стал писать в разные журналы, газеты, став при этом литературным подёнщиком. Водевили, проза, сатирические рассказы - вот чем зарабатывал в ранние годы Николай.

К счастью, в 1845 году всё переменилось. Вместе с поэтом Иваном Панаевым молодые авторы выпустили альманах, с привлекательным названием «Физиология Петербурга». Сборник ожидал успех. Русскому читателю явились абсолютно новые герои. Это были не романтические персонажи, не дуэлянты. Это были простые жители Петербурга: дворники, шарманщики, в общем, те, кто нуждается в сочувствии.

Современник

Через год, в конце 1846 года, молодые литераторы идут ещё дальше. Они всем известный журнал «Современник» оформляют в аренду. Это тот самый журнал, который был основан в 1836 году Пушкиным.

Уже в январе 1847 года вышли первые номера «Современника».

Современник тоже имеет громкий успех. С этого журнала начинается новая русская литература. Николай Алексеевич - это новый тип редактора. Он собрал отличную команду из профессионалов литературного жанра. Вся русская литература будто сузилась до узкого кружка единомышленников. Писателю, чтобы заявить о себе, достаточно было показать свою рукопись Некрасову, Панаеву или Белинскому, понравится и напечататься в «Современнике».

Журнал стал просвещать публику в антикрепостническом и демократическом духе.

Когда в издании стали печататься Добролюбов и Чернышевский старые сотрудники начали возмущаться. Но Николай Алексеевич был уверен, что благодаря разноплановости журнала его тираж вырастет. Ставка сработала. Журнал, рассчитанный на разноплановую молодёжь, привлекал всё больше читателей.

Но в 1862 году писательскому коллективу было объявлено предупреждение, и правительство решило приостановить деятельность издания. Он был возобновлён 1863 году.

После покушения на императора Александра II, в 1866 году, журнал был закрыт навсегда.

Творческий расцвет

В средине 40-х годов, во время работы в «Современнике», к Николаю Алексеевичу приходит слава поэта. Слава эта была небесспорной. Многим стихи не нравились, казались странными, шокирующими. Для многих было мало красивых картин, пейзажности.

Своей лирикой писатель воспевает простые житейские ситуации. Многие думают, что позиция народного заступника - это только маска, а в жизни поэт совсем иной человек.

Писатель очень много сам работал над собственной биографией, создавая образ человека бедного и оттого, хорошо понимающего душу бедняков. В начале своего творческого пути он действительно ел хлеб в общественных столовых, прикрываясь от стыда газетой, какой-то период он спал в ночлежном приюте. Всё это, конечно, закалило его характер.

Когда, наконец, литератор зажил жизнью состоятельного писателя, эта жизнь перестала состыковываться с легендой, и современники сформировали встречный миф о сластолюбце, игроке, транжире.

Некрасов и сам понимает двойственность своего положения и репутации. И он кается в своих стихах.

Я за то глубоко презираю себя,
Что живу - день за днем бесполезно губя;
Что я, силы своей не пытав ни на чем,
Осудил сам себя беспощадным судом...

Самые яркие произведения

В творчестве автора случались разные периоды. Они все нашли своё отражение: классическая проза, поэзия, драматургия.

Дебютом литературного таланта можно считать стихотворение «В дороге» , написанное в 1945 году, где разговор барина и крепостного крестьянина обнажает отношение знати к простому народу. Захотели господа - взяли в дом на воспитание девочку, а после ревизии крепостных, выросшую, воспитанную девушку, взяли да и выставили из барского дома. К деревенской жизни она не приспособлена, да до этого никому нет дела.

Около десяти лет Некрасов печатается на страницах журнала, редактором которого сам же и является. Не только стихи занимают литератора. Сблизившись с писательницей Авдотьей Панаевой, влюбившись в неё, оценив её талант, Николай создаёт своеобразный тандем.

Один за другим выходят романы, написанные в соавторстве. Панаева печаталась под псевдонимом Станицкий. Самые заметные «Мёртвое озеро», «Три страны света» .

К ранним значимым произведениям можно отнести стихи: «Тройка», «Пьяница», «Псовая охота», «Родина» .

В 1856 году увидел свет его новый сборник стихов. Каждый стих был пропитан болью о народе, его тяжёлой долей в условиях полного бесправия, нищеты и безвыходности: «Школьник», «Колыбельная песня», «К временщику» .

В муках рождённое стихотворение «Размышления у парадного подъезда» в 1858. Это был обычный жизненный материал, только увиденный из окна, и тут же, разложенный на темы зла, суда и возмездия.

В зрелом творчестве поэт себе не изменял. Он описывал те трудности, с которыми столкнулись все слои общества, после отмены крепостного права.

Особое хрестоматийное место занимают такие прозвания:

Большой стих, посвящённый сестре поэта, Анне Алексеевне «Мороз, Красный нос» .

«Железная дорога» , где автор без прикрас показывает оборотную сторону медали строительства. И не стесняется говорить, что в жизни получивших вольную крепостных ничего не меняется. Их также эксплуатируют за копейки, а хозяева жизни обманным путём используют неграмотный люд.

Поэта «Русские женщины» , изначально должна была называться «Декабристки». Но автор сменил название, стараясь подчеркнуть, что любая русская женщина готова на жертвенность, и у неё хватит душевных сил, чтобы преодолеть все преграды.

Несмотря на то что поэма «Кому на Руси жить хорошо» задумывалась, как объёмное произведение, свет увидело только четыре части. Николай Алексеевич не успел закончить свой труд, но он постарался придать произведению законченный вид.

Крылатые выражения

О том насколько творчество Некрасова остаётся актуальным по сей день, можно судить по самым известным фразам. Вот только некоторые из них.

Стихотворением «Поэт и гражданин» открывался сборник 1856 года. В этом стихотворении поэт бездействует, не пишет. И тут к нему входит гражданин и призывает начать работать.

Поэтом можешь ты не быть,
Но гражданином быть обязан.

В этих двух строчках заложена такая философия, что литераторы до сих пор по-разному трактуют их.

Автор постоянно использовал евангельские мотивы. За основу стихотворения «Сеятелям», написанного в 1876 году, была взята притча о сеятеле, который сеял зерно. Иное зерно взошло, и принесло добрые плоды, а иное упало на камень и погибло. Здесь поэт восклицает:

Сеятель знанья на ниву народную!
Почву ты, что ли, находишь бесплодную,
Худы ль твои семена?

Сейте разумное, доброе, вечное,
Сейте! Спасибо вам скажет сердечное
Русский народ…

Вывод напрашивается сам собой. Далеко не всегда и не все говорят спасибо, но сеятель сеет, выбирая плодородную почву.

А этот отрывочек, известный каждому, из поэмы «Кому на Руси жить хорошо» можно считать кульминационным последним аккордом творчества Некрасова:

Ты и убогая,
Ты и обильная,
Ты и могучая,
Ты и бессильная,
Матушка Русь!

Лекции для…

Особенности поэзии Н.А. Некрасова (1821-1878).

В самом конце своей жизни Николай Алексеевич Некрасов как мудрый человек, понимая, что жизнь сложнее политических и общественных формул, скептически отозвался сам о себе и своей социальной поэзии:
Бичуя маленьких воришек
Для удовольствия больших
Дивил я дерзостью мальчишек
И похвалой гордился их…

Лирика, всегда является сердцем любой поэзии, только по ней можно судить, что любил, что ненавидел поэт, в чём он оказался прав, сумев подняться над догмами времени, испытывая настоящую душевную боль за людей, по ней видно и то, где и когда поэт оступился, где отступал от истины. Лирика, по сути, фотография души любого поэта, когда в ней отпечатываются все переживания поэта, как личные, так и общественные и там, где боль души поэта, его переживание совпадают с болями общества, времени в один общий рубец, проходящий через жизнь и творчество человека, избранного поэзией, рождается истинная лирика…
Чтобы выразить многообразие и богатство своих переживаний автор поэтических произведений находит внутренние возможности речи, через её взволнованность и субъективизм, обращаясь к экспрессивным формам языка, эмоционально окрашенным единицам его, несущим на себе образ реального переживания, определяющего общепсихологическое состояние поэта.
Носителем лирического переживания является «лирический герой» - это тот тип переживания, который утверждает автор в данном произведении, цикле или всей лирике, сам абстрагируясь от фабулы и сюжета произведения…
(Часто переживание и понимание явлений жизни лирического героя совпадают с авторским, но идентичными никогда не могут быть…)
Всю жизнь Некрасова можно проследить по его лирике. Детство автора, выросшего на берегах великой русской реки, окрашено внутрисемейными неурядицами, именно мать привила поэту уважение к простолюдину, заложила начала гуманизма, который он пронёс через всю свою жизнь.
О, Волга! Колыбель моя!
Любил ли кто тебя, как я?
Один, по утренним зорям,
когда ещё всё в мире спит
И алый блеск едва скользит
По тёмно-голубым волнам,
Я убегал к родной реке.

О своём детстве Некрасов рассказал в стихах: «Суд», «Уныние», «Затворница», «Рыцарь на час» и поэме «Мать», где отдал должную любовь и нежность своей матери, чей светлый образ он пронёс до последнего своего дня.
После окончания Демидовской гимназии в Ярославле оказался в Петербурге, который увидел глазами полуни-щего разночинца, город трущоб, и давящей нищеты, ставший позднее основным местом действия героев Фёдора Достоевского.
На нашей улице жизнь трудовая
начинается ни свет, ни заря
Свой ужасный концерт, припевая,
Токари, резчики, слесаря,
А в ответ им гремит мостовая!..
Всё сливается, стонет, гудёт,
Как-то глухо и грозно рокочет,
Словно цепи куют на несчастный народ,
Словно город обрушиться хочет…

Работая репортёром в бульварных газетках, Некрасов издаёт первый сборник своих стихов «Мечты и звуки», к которому Виссарион Белинский отнёсся отрицательно, а вот об очерке «Петербуржские углы» отозвался хорошо. В стихотворении «Памяти Белинского» Некрасов писал:
Белинский был особенно любим…
Молясь твоей многострадальной тени,
Учитель! Перед именем твоим
Позволь смиренно преклонить колени!

Сам поэт о своей жизни написал:
Праздник жизни – молодости годы –
Я убил под тяжестью труда
И поэтом, баловнем свободы,
Другом лени – не был никогда.

Н.А. Некрасов верил в будущее России: «Любовь к Отечеству заключается, прежде всего, в глубоком, страстном и небесплодном желании ему добра и просвещения, в готовности нести ему на алтарь достояние и саму жизнь; в горячем сочувствии ко всему хорошему в нём и в благородном негодовании против того, что за-медляет путь к совершенствованию».
Лирический герой в поэзии Некрасова – передовой русский человек 40-х – 70-х годов XIX века, близкий по взглядам Белинскому, Добролюбову, Чернышевскому. Он убеждённый сторонник революционных преобразований, изменения всего уклада жизни для достижения счастливой жизни для народа. О чём бы ни говорил поэт в своих стихах: о детских воспоминаниях, об опалённой солнцем жнице, о разрушении дворянского гнезда или похоронах горемыки чиновника, о наборе в рекруты или забытой барином деревне, – мысли о необходимости изменений прежнего отношения к жизни и общественному состоянию присутствуют не просто как точка зрения, но и поэтическая атмосфера и интонация, критерий оценки событий, людей, поступков…
Для Некрасова и его лирического героя – высшее призвание и счастье человека – это борьба за лучшую долю народа, и прекраснее, и благороднее этой деятельности нет. В лирике поэта гражданин и революционер часто одно и то же лицо, это человек одной идеи, одной страсти, но он же воплощение внутренней собранности, цельности, нравственной чистоты и возвышенных помыслов. В лирических стихотворениях о Белинском, Добролюбове, Чер-нышевском, Гоголе, Шевченко, о революционерах 70-х, его герои нарисованы, как образы идеальные, изъятые из повседневности, приподнятые над ней. Судьба этих героев его поэзии трагична, но по Некрасову она желанна и завидна. Тяжёлая скорбь здесь заменяется преклонением перед их гражданским мужеством и решительностью. Революционность в лирике поэта всегда соединена с демократизмом и патриотизмом, характерными для облика лучших людей России, каких бы взглядов они не придерживались.
В лирике принято поднимать так называемые «вечные темы»: любовь, в различных её проявлениях, восхище-ние красотой окружающего мира, привязанности к друзьям, близким, религиозные воззрения, размышления о вечной борьбе добра и зла, мысли о смерти и бессмертии, – всё это истинные стороны любой человеческой жизни.
В лирике Некрасова появляется и им же закрепляется новое для русской поэзии – это чувство социальности во взгляде на любое явление бытия. Оно включает в себя и боль за угнетённых, и желание счастья для обездолен-ных, и сознание своей личной ответственности за простых людей, и кровную связь с ними. Поэт напрямую связы-вает свою поэзию, свою музу с народным страданием.
Вчерашний день, в часу шестом,
Зашёл я на Сенную;
Там били женщину кнутом,
Крестьянку молодую.
Ни звука из её груди,
Лишь бич свистал, играя…
И музе я сказал: «Гляди,
Сестра твоя родная»…

Для Некрасова, как и для многих его современников, существовали две России: одна официозная, воплощение внешних порядков, и другая народная – средоточие внутреннего напряжения и силы.
Стихотворение «Размышления у парадного подъезда»
Глубоко проникая в социальную сущность реальных явлений, поэт показывает жизнь народа в парадигме идей революционной демократии, пытаясь в то же время донести эти идеи до представителей народа, и часто в своих стихах даёт им возможность высказаться. Он умел доносить авторскую позицию до простых читателей, так она была ясна, понятна и близка им. Проявился такой подход в его стихах: «Коробейники», «В дороге», «Огородник», «С работы», «Каллистрат» и других, некоторые его стихи стали народными песнями, настолько глубоко соответ-ствовали стихи народному пониманию бытия … Во многих поэтических строках Некрасов с болью указывал на «долготерпие» народа:
Нужны столетья и кровь, и борьба,
Чтоб человека создать из раба.
Преодолению рабской психологии у значительной части народа, изживанию покорности, инертности в простом человеке и способствовала поэзия Некрасова, вот одно из прямых его обращений к народу:
Чем хуже был бы твой удел,
Когда б ты менее терпел?
Некрасов легко и свободно находил для своих произведений тот истинно русский речевой тон, который всегда соответствовал волнующей поэта картине, действию, мыслям, навеянным российской действительностью.
Особенностью выражения национального своеобразия его поэзии стали наряду с мотивами: «гнева», «мести», облечённых в соответствующую поэтическую форму, мотивы: «печали», «тоски», «уныния». В творчестве поэта тесно переплелись темы устного народного творчества с идеями революционных демократов – и появился сплав народного и литературного слова, который и стал основой не только стиля поэзии Некрасова, но и формы его ли-рики и других по жанру произведений. Будучи современником эпохи, когда рушились многие патриархальные устои жизни на пространстве всей империи, Некрасов первый среди русских поэтов заметил появление нового слоя людей – наёмных работников. Тяжёлой судьбе этих тружеников он посвятил своё потрясающее по точности изображения реальности стихотворение «Железная дорога». Многократно в его поэзии возникает и образ волж-ского бурлака. Он первый дал в русской поэзии картины индустриального города:
Свечерело. В предместиях дальних,
Где, как чёрные змеи летят
Клубы дыма из труб колоссальных,
Где сплошными огнями горят
Красных фабрик громадные стены,
Окаймляя столицу кругом –
Начинаются мрачные сцены.

В гражданской лирике Некрасова в 60-х – 70-х годах произошёл заметный сдвиг в её идейном содержании: мо-тивы «долготерпия», «забитости», «рабской покорности народа» уходят на второй план. Они вытесняются в лири-ке поэта примерами гражданской и народной активности, протеста, героизма в революционной борьбе, теме места человека-гражданина в борьбе за лучшую долю угнетённых, месте поэта в такой общественной обстановке.
В стихотворении «Поэт и гражданин» Некрасов, высказывая своё понимание поэтического творчества, места поэзии в жизни, требует от поэта обязательно быть гражданином, верным сыном своего народа, делающим всё для облегчения его участи.
Не может сын глядеть спокойно
На горе матери родной
Не будет гражданин достойный
К Отчизне холоден душой,
Ему нет горше укоризны…
Иди в огонь за честь Отчизны.
Будь гражданин! Служа искусству,
Для блага ближнего живи,
Свой гений подчиняя чувству
Всеобнимающей любви.
Поэтическим завещанием поэта стало стихотворение «Элегия». Некрасов построил своё произведение на пе-рекличке со стихотворением «Деревня», он как бы цитирует его, сопровождая комментарием современной ему сельской жизни. В стихотворении даётся отповедь «изменчивой моде», предающей забвению «старую», но вечную тему народного страдания. Некрасов, воссоздавая в современности образы «Деревни» Пушкина, свидетельствует о неизменности крестьянской доли, поэтому «Элегия» – скорбная дума о реальностях жизни и судьбах народных. Стихотворение диалогично, содержит в себе риторические обращения к собственному «Я», собственному сознанию и душе… «Элегия» показала кредо самого автора как поэта и гражданина, его взгляд на сложные вопросы жизни, его понимание русской действительности.

Народность поэмы «Кому на Руси жить хорошо?», её выражение через стиль поэмы.

Сестра Н.А. Некрасова А.А. Бутнева писала в воспоминаниях: «Поэма «Кому на Руси жить хорошо» была лю-бимым детищем брата: он часто во время болезни вспоминал о ней и ещё незадолго до смерти сказал: «Одного, о чём сожалею глубоко – это, что не кончил свою поэму…»
Поэма, которую автор писал 12 лет – произведение о народе, его жизни, труде, исканиях и никогда не сбываю-щихся мечтах. Некрасов говорил, что хотел создать книгу «полезную, понятную народу и правдивую».
Исходя из замысла, поэма, пронизана сказочными мотивами – это и зачин, и сказочность сюжета, и сказочная атрибутика, и фольклорные персонажи (пеночка-вещунья, скатерть-самобранка). Эти мотивы определяют природу стиля, который лежит в основе эпического повествования. Использована сказовая манера подачи поэтического материала, представления персонажей о состоявшемся счастье близки общенародному восприятию. Начинается поэма с авторской установки на некую сказочно-волшебную хронологию.
В каком году – рассчитывай,
В какой земле угадывай
На столбовой дороженьке
Сошлись семь мужиков.
Поэт сразу использует сказочно-мифологическую семантику числа «7»: «сошлись семь мужиков», а затем мно-го раз это число повторяет: «У семи нянек – дитя без глазу», «Семь пятниц на неделе», «Невелик городок да семь воевод»…
Суть стиля Некрасова составляют не только отдельные фольклорные обороты, словечки и образы в ней звучит живая реальная разговорная речь крестьянина, с её красочными интонациями, вопросами, возгласами, перебива-нием, манерой повторять отдельные слова.
Тю, тю! Куда ни вздумаешь,
Туда и полетишь!

Эй, скатерть самобранная,
попотчуй мужиков!

Эй, с возу куль упал!

Некрасов сохраняет многие особенности лексики, морфологии, синтаксиса, свойственные живому языку кре-стьянина, но они в стилистике поэмы присущи не только речи персонажей, но и лексике самого автора-рассказчика. Использование разговорного сниженного стиля, просторечий оправдано художественной заданно-стью и целесообразностью.
Гогочут братья Губины,
Такую редьку схапали
На огороде страсть.

Лука стоял помалкивал,
Боялся не наклали бы
Товарищи в бока.

Автор часто использует уменьшительно-ласкательные выражения, которые у него имеют противоположный народной речи отрицательный смысл.
Какой-то барин, кругленький,
Усатенький, пузатенький
С сигарочкой во рту…

Фольклорная основа стиля поэмы сказывается и в частом употреблении песенных междометий из русской народной песенной культуры.
Ой, Тени! тени чёрные!
Ой, избы, избы новые!
Ой, люди, люди русские!
Ой, ночка, ночка пьяная!

Из народной сказки Некрасов позаимствовал обычай повторять отдельные словосочетания – формулы – это идущий через всё повествование рефрен-вопрос «Кому живётся весело, вольготно на Руси»
Но, несмотря на зачинную сказочность, реальными, истинными оказываются чувства, переживания и мысли главных героев поэмы, которые и заставляют их бродить по Руси. В поэме всё меряется меркой крестьянина-труженика, с его позиции даётся реальная картина жизни России, а также положение и оценка всех сословий, их представителей, встречаемых героями, хотя каждый и сам пытается пояснить собеседникам, почему и им, кажу-щимся счастливцам, тоже плохо на Руси. Поэтому поэт в главе «Счастливые» часто таковыми называет тех, кому это определение явно не подходит.
Рассказчик словно подсмеивается над своими героями, особенно, когда рисует их облик, и они задают свои первые вопросы, заставляющие мужиков, бросив всё, стать путешественниками (по сути, это перекличка со всей русской литературой, где все главные её персонажи путешествуют, часто без указания причины…).
Как автор-рассказчик Некрасов развивает в своей стилистике принципы образности, известные в устном народном творчестве, но он подчиняет их своим целям: созданию произведения народного по форме и содержа-нию, но со сверхзадачей – нести в народную среду новые идеи.
Не ветры веют буйные,
Не мать земля колышется.
Шумит, поёт, ругается,
Качается, валяется
У праздника народ. (Заметьте, не на празднике, а возле него…)

Поэт и здесь использует жанр народного причитания, который в полной мере проявился в поэме «Мороз-Красный нос», использует некоторые образцы народной поэзии, которые называл: «хранилищем русской народно-сти».
Для создания особой речевой стилистической структуры широко использует в поэме пословицы и поговорки, сложенные народом.
- Хвали траву в стогу, а барина в гробу.
- Рабочий конь солому ест, а пустопляс овёс.
- Наши топоры лежали до поры.
- С работы, как ни мучайся, не будешь ты богат, а будешь горбат.
- Горда свинья: чесалася о барское крыльцо.

Можно выделить некоторые показатели народности стиля поэмы «Кому на Руси жить хорошо».
- Сказочность в структуре поэмы (зачин, сказочный сюжет, сказовая манера повествования, волшебная атрибути-ка, фольклорные персонажи).
- Сниженная разговорно-бытовая лексика как персонажей, так и автора-повествователя.
- Единицы устного народного творчества как органический материал в повествовательной ткани поэмы (послови-цы, поговорки, песни, переработанные или синтезированные автором).
- Главный герой поэмы – народ, представленный не только семью странниками, но и теми, с кем они встречались.
- Мысли и думы народные о счастье и лучшей доле, переданные через главных героев, языком русского крестья-нина.
- Совпадение в поэме эстетического идеала автора с устремлениями народного самосознания, переданного через нового героя, Гришу Добросклонова – прямого выходца из народной среды (одного из них)…
Подводя итог можно сформулировать некоторый понятийный вывод.
Народность произведения литературы – это выражение в творчестве поэта (писателя) мыслей и чувств массового народного самосознания, осознанное служение автора интересам народа, отражение в литератур-ном произведении исторических и социально-психологических изменений в обществе с учётом народной точки зрения на эти изменения, а также создание в произведении художественными средствами колорита народной жизни в изображаемый отрезок времени.
Всё это автор даёт через адекватную содержанию жанровую и стилевую структуру. В данном случае для Н.А. Некрасова – это эпическая поэма.

Можно сделать предположение, что в широком смысле народность любого произведения искусства – это и его национальное своеобразие, ставшее результатом исторического развития народа, и соответствие изоб-ражаемого народной правде, при адекватном художественно-стилевом отображении реальности, при условии полезности произведения в стремлении народа к общественному и духовному прогрессу.

Стиль в литературном произведении – это 1. Форма движения художественной мысли, познающей дей-ствительность, созидающей своеобразный художественный мир (образ мира), воплощающий идеал автора.
2. Совокупность приёмов в использовании языкового материала, форм и структур речи, лексики для созда-ния более точного и полного художественного образа мира и выражения авторского отношения к тому, о чём повествуется в произведении.