Внешняя политика правительства Бисмарка. Имперский канцлер, борьба коалиций и падение Внутренняя и внешняя политика бисмарка кратко

Внешняя политика Бисмарка.

Экономический бум укрепил политическое самосознание и увеличил амбиции либеральной буржуазии. В 1861 г. она создает Прогрессивную партию. И прусский ландтаг, в котором эта партия была сильнейшей, отказал правительству в кредитах на реорганизацию армии до проведения либеральных реформ.

Начался конституционный конфликт. Новый министр-президент Пруссии О. Бисмарк (1815-1898) в 1862 г. принял вызов прогрессистов и в нарушение прусской Конституции несколько лет правил без утвержденного парламентом бюджета. Они не рискнули выйти за рамки действий парламентской оппозиции.

Своё неустойчивое внутриполитическое положение Бисмарк укрепил внешнеполитическими успехами. Пруссия и Австрия в войне 1864 г против Дании отторгли у неё немецкую землю Шлезвиг-Гольштейн, которой вначале управляли совместно.

Но взявший курс на объединение страны под эгидой ПруссииБисмарк, умело использовав благоприятную международную ситуацию, сознательно пошел на конфликт с Веной. В Немецкой войне 1866 г Австрия была разбита и возник новый Северо-германский союз, объединивший все государства севернее реки Майн. Окончательно объединение Германии завершилось в итоге Франко-германской войны (1870-1871). Побежденная Франция уступила Эльзас и Лотарингию и должна была выплатить огромную контрибуцию. Охваченные патриотическим пылом, южно-германские государства охотно вошли в состав единой Германии. 18 января 1871 г в Версале была провозглашена Германская империя. Созданное единое немецкое государство не стало демократическим. Появилось новое авторитарно-милитаристское государство во главе с харизматическим лидером.

Конституция империи была продумана таким образом, чтобы лишить рейхстаг возможности реально участвовать в управлении страной. В империи однозначно доминировала победоносная Пруссия с её порядками и традициями. Это стало тяжелой проблемой в дальнейшем, но тогда иной альтернативы просто не было.

Оттозанимал пост рейхсканцлера в течении 19 лет. Во внешней политике Бисмарк стремился прежде всего укрепить положение молодой империи на европейском континенте, выстроив для этого весьма сложную систему союзов. Но его внутренняя политика являлась полной противоположностью расчетливому внешнеполитическому курсу.

Железный канцлер не понимал демократических тенденций своего времени, считая любую политическую оппозицию врагом империи. Он вел ожесточенную но безуспешную борьбу против организованного рабочего движения и левого либерализма.

В конечном счете он пал жертвой собственной системы и в 1890 г был отправлен в отставку. В истории Германии началась новая глава – Эпоха кайзера Вильгельма 2, под управлением которого страна и вступила в новое, 20 столетие.

В 1870-е гг. карта Европы была перекроена, благодаря внешней политике Бисмарка. Он не был бы таким тонким политиком, если бы заранее не оценил, что Европа не долго будет находиться в оцепенении от его громовых ударов во время франко-прусской войны. Ни одна страна не осталась в стороне. Слабые могли объединиться.

При всем этом быстром военном вооружении, Франция не думала о войне, она сосредотачивалась после войны. Леон Гамб’етта, премьер-министр и МИД Франции, больше всего раздражал Бисмарка. Бисмарк был вынужден прибегнуть к военной угрозе.

В 1875 г. Александр II и Горчаков приехали в Берлин, чтобы развеять грозовую тучу, нагоняемую Германией. Вроде бы все успокоились. (В возрождавшейся Франции Бисмарк усматривал мстителя за отторжение Эльзаса и Лотарингии и спешил с войной, пока Франция недостаточно окрепла. В 1875 г. Бисмарк был готов начать против Франции войну, чтобы разгромить ее еще основательнее, чем в 1871 г., и низвести до положения вассала Германии. Не желая чрезмерного усиления Германии, Россия и Англия дали Бисмарку понять, что не допустят нового разгрома Франции. Германия отступила. Когда Александр II и Горчаков ездили в Берлин, их приняли очень дружелюбно, заверили, что войны не будет. А по отъезду стало известно, что Горчаков разослал телеграммы по всем странам: «Мир теперь обеспечен!».

Бисмарк стремился подтолкнуть Россию к тому, чтобы она выплескивала свою чрезмерную силу где-нибудь на Востоке и на Юге (Турция, Балканы). Берлинский конгресс стал ядром германской истории этого периода и рубежом политики Бисмарка (его детище).

В 1875 г. в Боснии вспыхнуло восстание. В мае 1876 – в Болгарии, а потом – на всех Балканах. Первая вмешалась Австро-Венгрия, вторая – Россия. Если до сих пор Россия считалась заступницей славян, то теперь она откровенно начала вести националистическое панславистское движение. 4 апреля 1877 Россия объявила войну Турции. Через год Россия дошла до Стамбула. Март 1878 г. – Сан-Стефанский договор.

Сербия, Черногорье, Румыния становились автономиями под покровительством Австрии.

Болгария присоединила Румынию и Македонию, что стало перспективой для России получить выход в Средиземное море, минуя Босфор.

Конечно же, Англия и Австро-Венгрия – против Сан-Стефанского договора. Здесь впервые появился термин «Восточный вопрос». Австро-Венгрия требует созвать новое широкое совещание. А Россия предложила провести его в Берлине. Бисмарк: «ну что ж, я могу выступить в качестве частного маклера», те в качестве третейского судьи. Берлинский конгресс только подтверждает эту Рейхштагскую/Будапештскую конвенцию.

Даже после заключения конгресса Бисмарк стремился ободрить Россию – заключить частный русско-германский договор. В 1879 – заключается австро-германский секретный договор. Если Россия нападет на одну из стран, то вторая придет на помощь; Если нападет третья другая страна, то вторая будет сохранять нейтралитет. (Недопустить союза Р и ФР, меры безопасности.)

20 мая 1882 г. – Тройственный союз меду Германией, Австро-Венгрией и Италией. Германия и А-В взяли на себя обязательство оказать помощь Италии, если та подвергнется нападению Франции, а Италия должна в аналогичной ситуации помочь А-В и Германии. 18 января 1881г. – после ряда переговоров был подписан договор между Германией, Россией и А-В – Союз 3-х императоров.

18 января 1871 провозглашение Германской империи . Первым имперским канцлером Германии был фон Бисмарк (1815-1898). В течение почти 20 лет (1871-1890).

Бисмарк стал недосягаемым образцом. Его власть сознательно преследовала общественные цели и династические интересы. Собственные интересы приносились в жертву. Все его достижения не были оценены ни современниками, ни последователями. Он не был монархистом и не был приверженцем гегемонии Пруссии. Его главная цель – национальный интерес.

Административная реформа.

1872 г . в Пруссии была проведена административная реформа, по которой наследственная вотчинная власть юнкерства в деревне отменялась;

— В общинах она переходила к выборным старостам,

— в волости - к амтману, Амтманы управляли при участии выборных старшин

— в округе - к ландрату, которые назначались прусским королем из кандидатов, представленных местным выборным собранием, почти всегда из числа местных помещиков. При ландратах были образованы окружные советы, избиравшиеся по сословной трехклассной избирательной системе.

В итоге произошло укрепление государственного аппарата в интересах юнкеров.

Финансовая реформа.

Укрепляя экономическое и политическое положение страны, имперское правительство ввело в 1871 - 1873 гг . единую денежную систему. В качестве основной денежной единицы была принята золотая марка . В 1875 г . прусский банк был преобразован в Имперский банк (Рейхсбанк) с монопольным правом выпуска банковских билетов по всей империи., Централизация почты.

Судебная реформа.

В 1876 г . были приняты законы, определившие единую систему судопроизводства во всей империи. Они встретили сильное сопротивление южногерманских государств, и здесь практическое применение нового судопроизводства началось только в 1879 г. По судебной реформе высшей судебной инстанцией являлся имперский суд , но местопребывание имперского суда было установлено не в столице империи - Берлине, а в саксонском городе Лейпциге . Этим жестом германское правительство делало показную уступку.

Военная сфера.

После образования империи Бисмарку всегда мерещился реванш со стороны потерпевшей поражение в войне 1870-1871 гг. Франции. В 1874 г . при поддержке фракции национал-либералов он добился утверждения рейхстагом военного бюджета сразу на семь лет вперед.

Культуркампф.

Против бисмарковской политики опруссачивания Германии выступило католическое духовенство, стремившееся сохранить свою прежнюю независимость и влияние. На борьбу с опруссачиванием поднялись и некоторые слои населения юго-западных государств Германии, подвергавшиеся тяжелому национальному гнету: поляки, французское население Эльзаса и Лотарингии. Партия католического «центра» выступала в роли «защитницы» интересов этих народов, так как видела в этом средство усиления своей политической роли.

Чтобы сломить упорство католической церкви и партии «центра» Бисмарк провел в 1872 г. закон, по которому духовенство лишалось права надзора за школами, священникам запрещалось вести политическую агитацию. Тогда же прусским ландтагом были приняты так называемые майские законы. был проведен закон о гражданской записи браков, рождений и смерти, отнявший у церкви права, укреплявшие ее общественное влияние, и весьма солидные статьи дохода. Католическое духовенство не подчинилось этим законам и бойкотировало их. Папа Пий IX выступил с призывом к борьбе. Бисмарк ответил на это арестами и высылкой из Германии непокорных священников.

Католические священники стали выдавать себя за «мучеников» церкви . Борьбу Бисмарка с непокорными священниками сравнивали с гонениями на христиан древнеримских императоров. Духовенство должно подчиняться духовному суду, а духовный суд устраивается светской властью,Государство назначает пасторов., Религиозное образование изъято из епископского ведения., Духовенств в целом подчинялось светской власти, Запрещалась деятельность ордена иезуитов и др.

Для борьбы с рабочим классом Бисмарк пошел на примирение с оппозиционной партией «центра». В период с 1878 по 1882 г . были отменены почти все законы, направленные против католической церкви. От законодательства «культуркампфа» остались лишь закон о гражданском браке и правительственный надзор над школами

Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 5194 | Нарушение авторского права страницы

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.002 с)…

Внутренняя политика канцлера Бисмарка.

Отто Эдуард Леопольд Карл-Вильгельм-Фердинанд герцог фон Лауэнбург князь фон Бисмарк унд Шёнхаузен (нем. Otto Eduard Leopold von Bismarck-Schönhausen ; 1 апреля 1815 - 30 июля 1898 года) - князь, политик, государственный деятель, первый канцлер Германской империи (второго рейха), прозванный «железным канцлером». Имел почётный чин (мирное время) прусского генерал-полковника в ранге генерал-фельдмаршала (20 марта 1890).

Объединение Германии

Внутренняя политика

В 1872-1875 по инициативе и под давлением Бисмарка были приняты направленные против католической церкви законы о лишении духовенства права надзора за школами, о запрещении иезуитского ордена в Германии, об обязательном гражданском браке, об отмене статей конституции, предусматривавших автономию церкви и др. Эти мероприятия т. н. «культуркампф», диктовавшиеся сугубо политическими соображениями борьбы против партикуляристско-клерикальной оппозиции, серьезно ограничили права католического духовенства; попытки неподчинения вызывали репрессии. Это привело к отдалению от государства католической части населения. В 1878 Бисмарк провел через рейхстаг «исключительный закон» против социалистов, запрещавший деятельность социал-демократических организаций.

В 1879 Бисмарк добился принятия рейхстагом протекционистского таможенного тарифа. Либералы были вытеснены из большой политики. Новый курс экономической и финансовой политики соответствовал интересам крупных промышленников и крупных аграриев. Их союз занял господствующие позиции в политической жизни и в государственном управлении. В 1881-89 Бисмарк провел «социальные законы» (о страховании рабочих на случай болезни и на случай увечья, о пенсиях по старости и инвалидности), заложившие основы социального страхования рабочих. Вместе с тем он требовал ужесточения антирабочей политики и в течение 80-х гг. успешно добивался продления «исключительного закона». Двойственная политика по отношению к рабочим и социалистам помешала их интеграции в общественное и государственное устройство империи.

Билет 8.
1. Колониальное соперничество европейских держав во второй половине XIX — начале XX вв.

К концу XVIII в. в большинстве испанских и португальских владений в Америке также назрели революционные перемены. Рост экономических, политических, социальных и национальных противоречий между испанцами и португальцами, сосредоточившими в своих руках все высшие посты в администрации, армии и церкви, с одной стороны, и большинством населения, включая землевладельцев, торговцев и промышленников-креолов (потомков европейцев американского происхождения), — с другой, привели в конечном итоге к Войне за независимость 1810-1826 гг. В результате все владения Испании, за исключением Кубы и Пуэрто-Рико, стали свободными государствами. Бразилия, в которой освободительное движение развивалось в основном в мирных формах, добилась независимости в 1822 г. (формальное признание Испанией и Португалией независимости латиноамериканских стран растянулось на десятилетия).
После того как Северная и Южная Америка завоевали независимость, колониальные интересы европейских держав сосредоточились на Востоке и в Африке. Именно там колониализм достиг своего наивысшего расцвета и могущества, именно там начался и завершился распад колониальной системы.
В 40-е гг. XIX в. Британская Ост-Индская компания после кровопролитной войны завоевала княжество Пенджаб и другие ещё самостоятельные части Индии, завершив тем самым её полное подчинение. Началось активное колониальное освоение страны: строительство железных дорог, реформы землевладения, землепользования и налоговой системы, имевшие своей целью приспособить традиционные способы ведения хозяйства и образ жизни к интересам Англии.
Подчинение Индии открыло англичанам пути на север и восток, в Афганистан и Бирму. В Афганистане столкнулись колониальные интересы Англии и России. После англо-афганских войн 1838-1842 и 1878-1881 гг. англичане установили контроль над внешней политикой этой страны, но добиться её полного подчинения так и не смогли.
В результате первой (1824-1826 гг.) и второй (1852-1853 гг.) англо-бирманских войн, которые вела Ост-Индская компания, её армия, состоявшая в основном из наёмных индийских солдат-сипаев под командованием английских офицеров, заняла большую часть Бирмы. Сохранившая самостоятельность так называемая Верхняя Бирма была отрезана от моря, в 60-е гг. Англия навязала ей неравноправные договоры, а в 80-е гг. полностью подчинила всю страну.
В XIX в. усилилась английская экспансия в Юго-Восточной Азии. В 1819 г. была основана военно-морская база в Сингапуре, ставшая главным опорным пунктом Англии в этой части мира. Менее удачно для англичан завершилось давнее соперничество с Голландией в Индонезии, где им удалось утвердиться лишь на севере Борнео и небольших островах.
В середине XIX в. Франция захватила Южный Вьетнам и сделала его своей колонией, в 80-е гг. вытеснила из Северного Вьетнама слабеющий Китай и установила над ним протекторат. В конце XIX в. французы создали так называемый Индокитайский союз, в состав которого вошли Вьетнам, Камбоджа и Лаос. Во главе союза был поставлен французский генерал-губернатор.
В XIX в. завершилась колонизация Австралии. На территории Нового Южного Уэльса выделились колонии Тасмания, Виктория (названные в честь голландского путешественника Тасмана и английской королевы Виктории) и Квинсленд, образовались новые самостоятельные поселения Западная и Южная Австралия. Нарастал приток свободных переселенцев. В середине XIX в. они добились прекращения высылки в Австралию осуждённых. В 50-е гг. в Новом Южном Уэльсе и Виктории было открыто золото. Это привлекло в Австралию не только новые тысячи колонистов, но и капиталы.

В 1882 г. Египет был оккупирован английскими войсками, а в 1914 г. Англия установила над ним свой протекторат. В 1922 г. протекторат был отменён, Египет провозглашён независимым и суверенным государством, но это была независимость на бумаге, поскольку Англия полностью контролировала экономическую, внешнеполитическую и военную сферы его жизни.
К началу XX в. свыше 90% территории Африки принадлежало крупнейшим колониальным державам: Англии, Франции, Германии, Бельгии, Италии, Португалии, Испании.
На рубеже XIX и XX вв. колониальное соперничество и борьба за сферы влияния в мире обострились. В 1898 г. разразилась американо-испанская война, в результате которой США захватили Филиппины, Пуэрто-Рико, Гуам, Гавайские острова и установили контроль над Кубой, получившей формальную независимость. После русско-японской войны Япония установила фактическое господство над Кореей и Маньчжурией. Англо-бурская война 1899-1902 гг. завершила "собирание" Англией земель на юге Африки. Европейские державы активно вмешивались в экономическую и политическую жизнь стран, входивших в состав распадающейся Османской империи.

После Первой мировой войны, одной из главных причин которой было колониальное соперничество, произошёл территориальный передел мира.

В 1919 г. была создана Лига Наций, от имени которой была установлена опека над владениями Германии и Турции. Колониями побеждённых завладели победители. Австралия получила германские владения на Новой Гвинее, африканские колонии Германии отошли Англии (Танганьика, часть Того и Камеруна), Бельгии (Руанда и Бурунди), Франции (часть Того и Камеруна), Южно-Африканскому Союзу (Юго-Западная Африка). Франция получила также принадлежавшие Турции Сирию и Ливан, а Япония, почти не участвовавшая в войне, выторговала принадлежавшие Германии порт Циндао в Китае и острова в Тихом океане.
При общности целей колониальная политика каждой державы имела свои особенности. Например, Португалия помимо практиковавшихся всеми колониальными державами методов военно-полицейского подавления и экономической эксплуатации использовала и другие, достаточно тонкие средства воздействия на подчинённые народы, включая поощрение смешанных браков и предоставление права ассимилироваться, т.е. уравняться в той или иной мере в правах с европейцами. Правда, чтобы стать так называемыми "ассимилядуш", надо было доказать свою подготовленность к этому по уровню образования и общественному положению. Не удивительно поэтому, что в Анголе, которая была подчинена Португалией в середине XIX — начале XX вв., в 30-е гг. XX в. было только 24 тыс. ассимилядуш из примерно 3 млн жителей, в Мозамбике — 1,8 тыс. из 4,3 млн, в огромном Бельгийском Конго, где система колониального управления была сходной с португальской, в 50-е гг. только 0,8 тыс. из примерно 14 млн коренных жителей частично получили те права, которыми обладали в этой колонии европейцы.

Предыдущая12345678910111213141516Следующая

Отто Эдуард Леопольд фон Шёнхаузен Бисмарк

БИСМАРК Отто Эдуард Леопольд фон Шенхаузен (Bismarck Otto Eduard Leopold von Schonhausen) (1 апреля 1815, Шенхаузен 30 июля 1898, Фридрихсру). Прусско-германский государственный деятель, первый рейхсканцлер Германской империи.

Начало карьеры

Выходец из померанского юнкерства. Изучал юриспруденцию в Геттингене и Берлине. В 1847-48 депутат 1 и 2 Соединенных ландтагов Пруссии, во время революции 1848 выступал за вооруженное подавление волнений. Один из организаторов прусской партии консерваторов. В 1851-59 представитель Пруссии в бундестаге во Франкфурте-на-Майне. В 1859-1862 посол Пруссии в России, в 1862 посол Пруссии во Франции. В сентябре 1862 во время конституционного конфликта между прусской королевской властью и либеральным большинством прусского ландтага Бисмарк был призван королем Вильгельмом I на пост прусского министра-президента; упорно отстаивал права короны и добился разрешения конфликта в ее пользу.

Объединение Германии

Под руководством Бисмарка было осуществлено объединение Германии путем «революции сверху» в результате трех победоносных войн Пруссии: в 1864 совместно с Австрией против Дании, в 1866 против Австрии, в 1870-71 против Франции. Сохраняя приверженность юнкерству и верность прусской монархии, Бисмарк вынужден был в этот период связать свои действия с германским национально-либеральным движением. Ему удалось воплотить надежды возвышающейся буржуазии и национальные чаяния немецкого народа, обеспечить прорыв Германии на пути к индустриальному обществу.

Внутренняя политика

После образования Северо-Германского союза в 1867 Бисмарк стал бундесканцлером. В провозглашенной 18 января 1871 Германской империи он получил высший государственный пост имперского канцлера, а в соответствии с конституцией 1871 практически неограниченную власть. В первые годы после образования империи Бисмарку приходилось считаться с либералами, составлявшими парламентское большинство. Но стремление обеспечить Пруссии господствующее положение в империи, упрочить традиционную общественную и политическую иерархию и собственную власть вызывали постоянные трения в отношениях канцлера и парламента. Созданная и тщательно охраняемая Бисмарком система сильная исполнительная власть, олицетворяемая им самим, и слабый парламент, репрессивная политика по отношению к рабочему и социалистическому движению не соответствовала задачам быстро развивающегося индустриального общества. Это стало глубинной причиной ослабления позиций Бисмарка к концу 80-х.

В 1872-1875 по инициативе и под давлением Бисмарка были приняты направленные против католической церкви законы о лишении духовенства права надзора за школами, о запрещении иезуитского ордена в Германии, об обязательном гражданском браке, об отмене статей конституции, предусматривавших автономию церкви и др. Эти мероприятия т. н. «культуркампф», диктовавшиеся сугубо политическими соображениями борьбы против партикуляристско-клерикальной оппозиции, серьезно ограничили права католического духовенства; попытки неподчинения вызывали репрессии. Это привело к отдалению от государства католической части населения.

В 1878 Бисмарк провел через рейхстаг «исключительный закон» против социалистов, запрещавший деятельность социал-демократических организаций. В 1879 Бисмарк добился принятия рейхстагом протекционистского таможенного тарифа. Либералы были вытеснены из большой политики. Новый курс экономической и финансовой политики соответствовал интересам крупных промышленников и крупных аграриев. Их союз занял господствующие позиции в политической жизни и в государственном управлении. В 1881-89 Бисмарк провел «социальные законы» (о страховании рабочих на случай болезни и на случай увечья, о пенсиях по старости и инвалидности), заложившие основы социального страхования рабочих. Вместе с тем он требовал ужесточения антирабочей политики и в течение 80-х гг. успешно добивался продления «исключительного закона». Двойственная политика по отношению к рабочим и социалистам помешала их интеграции в общественное и государственное устройство империи.

Внешняя политика

Свою внешнюю политику Бисмарк строил, исходя из ситуации, сложившейся в 1871 после поражения Франции во франко-прусской войне и захвата Германией Эльзаса и Лотарингии, ставшего источником постоянного напряжения. С помощью сложной системы союзов, обеспечивших изоляцию Франции, сближение Германии с Австро-Венгрией и поддержание хороших отношений с Россией (союз трех императоров Германии, Австро-Венгрии и России 1873 и 1881; австро-германский союз 1879; Тройственный союз между Германией, Австро-Венгрией и Италией 1882; Средиземноморское соглашение 1887 между Австро-Венгрией, Италией и Англией и «договор перестраховки» с Россией 1887) Бисмарку удавалось поддерживать мир в Европе; Германская империя стала одним из лидеров международной политики.

Закат карьеры

Однако в конце 80-х эта система начала давать трещины. Намечалось сближение России с Францией. Колониальная экспансия Германии, начатая в 80-х, обострила англо-германские отношения. Отказ России от возобновления «договора перестраховки» в начале 1890 явился серьезной неудачей канцлера. Неудачей Бисмарка во внутренней политике стал провал его плана превращения «исключительного закона» против социалистов в постоянно действующий. В январе 1890 рейхстаг отказался возобновить его. В результате противоречий с новым императором Вильгельмом II и с военным командованием по вопросам внешней и колониальной политики и по рабочему вопросу Бисмарк был уволен в отставку в марте 1890 и последние 8 лет жизни провел в своем имении Фридрихсру.

С. В. Оболенская

Энциклопедия Кирилла и Мефодия

Вернуться на главную страницу Бисмарка

2.1.2. Прусский социализм.

С образованием Германской империи в ее индустриальных регионов начали развиваться социалистические движения. Одной из важных предпосылок к этому было принятие Бисмарком такого нормативно-правового акта как «Закон, касающийся уравнивания в правах конфессий в их гражданских правах» в 1869 году, распространяющегося на территорию Северогерманского союза, а с 1971 на территорию всей Германской империи. Считая социалистов угрозой политическому режиму империи, Бисмарк попытался принять новое репрессивное законодательство. Возможно такое отношение к социалистам и стало причиной покушения на канцлера в Бад-Киссингене в 1874 году. После этого Бисмарк активно пытался провести через Рейхстаг постановление о контроле над всеми клубами и ассоциациями государством, но его отвергли центристы и либеральные прогрессисты. Результатом стараний Бисмарка стали лишь некоторые изменения в статьях уголовного кодекса, касающиеся этих объединений. Бисмарку совершенно не устраивало то, что он начал терять свое огромное влияние на Рейхстаг из-за левых партий. Поэтому канцлер обратился к общественному мнению. В газетах и различных выступлениях начали мелькать мысли Бисмарка о том, что либералы и социалисты пытаются изнутри разрушить империю. И на волне общественного мнения Бисмарк наконец получил поддержку большинства в Рейхстаге. На выборах 1877 года либералы потеряли большинство в парламенте, который вновь заметно качнулся вправо.

В 1878 году Бисмарк потребовал принятия жёсткого закона против социалистов всех направлений. Причиной тому стало совершенное в этом же году нападение на императора. Не имея никаких серьёзных доказательств, Бисмарк объявил нападавшего членом социал-демократической партии (в ее состав входили марксисты, лассальянцы и др.), основанной в Готе в 1875 году. Но член Национально-либеральной партии Бенигсен (1824-1902) в Бундесрате от лица праволиберальной фракции заявил, что требование Бисмарка - это «объявление войны рейхстагу», и его отклонили.

В июне 1878 года снова была совершена попытка покушения на императора. Бисмарк попытался использовать это как повод для роспуска депутатов, принятия законов против социалистов и получения парламентского большинства для проведения своих тарифных реформ. Но депутация от Бадена высказалась против роспуска парламента. Тогда Бисмарк заявил, что он нуждается в «единодушной поддержке» и стал угрожать подачей в отставку, либо совершением государственного переворота. Бундесрат уступил, и выборы 30 июля 1878 года привели к тому, что уверенное большинство в германском парламенте получили консерваторы и центристы за счёт либералов и социалистов (которые, впрочем, получили на два мандата больше, чем ранее). Теперь Бисмарк снова оказывал большое влияние на Рейхстаг, где увеличилось число его сторонников.

После этого канцлер начал действовать. И первое, что он сделал, провел через Рейхстаг законопроект, направленный против социалистов. Социал-демократическая партия была запрещена, равно как и её митинги, социалисты были лишены лицензии на свои публикации. Но депутаты, бывшие члены партии, по-прежнему могли избираться в Рейхстаг и беспрепятственно произносить в нём свои критические речи против государственной системы, а собираться в Швейцарии и оттуда переправлять публикации в Германию.

Ещё одним из итогов нового расклада сил в Рейхстаге стала возможность провести протекционистские экономические реформы, чтобы преодолеть экономический кризис, длившийся с 1873 года. Этими реформами канцлеру удалось сильно дезориентировать национал-либералов и привлечь на свою сторону центристов. Таким образом, в 1878 году стало ясно, что период проведения Бисмарком более либеральной и демократичной политики остался позади.

Выборы 1881 года фактически стали для Бисмарка поражением: консервативные партии и либералы Бисмарка уступили партии Центра, прогрессивным либералам и социалистам. Ситуация стала ещё серьёзнее, когда оппозиционные партии объединились для того, чтобы урезать расходы на содержание армии.

Германия отставала от Англии и Франции в отношении регулирования взаимоотношений между работодателями и работниками.

Но Бисмарк замыслил, так называемые, пенсионные реформы, как средство для превращения рабочего класса в класс лояльных государству и консервативно настроенных, то есть дорожащих своим положением. Он начал с направления в Рейхстаг проекта страхования здоровья работающих (1883 г.), который предполагал выплату пособия по болезни начиная с её третьего дня максимум на 13 недель. После трёх лет дебатов, в 1884 году было введено страхование от несчастного случая. Компенсация составляла 2/3 от средней зарплаты и начиналась с 14 недели болезни; ответственность за выплату этой компенсации возлагалась на ассоциации предпринимателей, основанные на кооперативных началах. Наконец, в 1889 году Рейхстагом был принят закон о пенсионном обеспечении в связи с возрастом или утратой работоспособности. Однако суммы, выплачиваемые на основании этого закона, долгое время оставались крайне невеликими, составляя к 1914 году в среднем 152 марки в год, в то время как средняя годовая зарплата равнялась к тому же году 1083 маркам.

В итоге правительственные меры по разным причинам не удовлетворили как работников, так и работодателей. Более того, они и в принципе не могли приостановить рост социал-демократического движения, поскольку целью последнего являлось развитие социального контроля, а не социальная компенсация. Но нельзя не согласиться, что разработанные Бисмарком меры трудового страхования намного превосходили те, что были приняты в других промышленно-развитых странах, и стали базой для дальнейших социальных реформ.

Уже после смерти Вильгельма I перемены на германском престоле чрезвычайно усилили неустойчивость политической системы. Одной из причин тому: понимание неэффективности репрессивных методов и подкупа рабочих «социальной реформой». Если при Вильгельме I все это удерживалось в состоянии равновесия, то с его смертью равновесие нарушилось. Новому кайзеру – амбициозному Вильгельму II политика Бисмарка казалась старомодной, чересчур ограниченной, лишенной мирового размаха, поэтому канцлера отправили в отставку. Бисмарк должен был уйти потому, что в условиях быстрого капиталистического развития воссоединенной им Германии, уже успели вырасти глубокие классовые противоречия между буржуазными юнкерами и усиливающимся рабочим классом. Введенные и существовавшие в течение 12 лет исключительные законы против социалистов, никак не могли устранить эти противоречия.

2.2. Внешняя политика Отто фон Бисмарка.

2.2.1. Система союзов Бисмарка.

Франкфуртский мир, подписанный между Германией и Францией в 1871 году после окончания войны, стал основой внешней политики бисмаркской Германии. Канцлер стремился увековечить этот мир, так как он предоставлял Германии значительные привилегии в отношении Франции. Между тем мир, завершивший победу воссоединенной Германии над разгромленной Францией, еще более обострил противоречия, уже ранее существовавшие между этими державами усугублялось это присоединением к Германии Эльзаса и Лотарингии.

Таким образом, после Франкфуртского мира Бисмарк всегда мог быть уверен в том, что если у Германии появится враг, то Франция непременно станет его союзником. Отсюда вытекали новые задачи: ослабить внутренние силы Франции и изолировать ее на международной арене. Отсюда его стремление предотвратить сближение, «наточивших на Германию зубы» Австрии и Франции, отсюда же — стремление укрепить отношения с Россией.

В своих мемуарах Бисмарк рассказывает, что еще в разгар кампании против Франции он был озабочен укреплением отношений с Россией и Австро-Венгрией. Таким образом, он стремился не допустить возможного повторения коалиции трех держав: России, Австрии и Франции. Он раскрывает еще одну затаенную мысль, которой он был занят уже тогда, — привлечь к будущему союзу монархических держав и Италию.

Кроме того Бисмарк искал союзника в лице Англии, но английское правительство заняло нейтральную сторону. Примерно тогда же Бисмарк заявил о том, что до тех пор, пока Англия не осознает, что своего единственного и надежного союзника на континенте она может обрести в лице Германии, добрые отношения с Россией имеют для Германии самую большую ценность.

Бисмарк выдвинул на первый план идею общности династических интересов трех восточно-европейских монархий. На этой основе он создал Союз трех императоров – германского, русского и австрийского (1873 г.). Главная цель, которую Бисмарк преследовал в создании союза — это укрепление европейских позиций молодой Германской империи. В союзе трех императоров Бисмарк стремился обеспечить международное положение Германии, сложившееся после Франкфуртского мира. Он стремился использовать не только свое политическое сближение с обеими империями, но и противоречия между ними. Не в меньшей мере он стремился использовать и противоречия между Россией и Англией.

В то время дружба России нужна была Бисмарку для того, чтобы изолировать Францию, которая досрочно выплатила контрибуцию и приступила к укреплению своей армии. Франция после разгрома Парижской коммуны, стала готовиться к реваншу. Германское правительство не собиралось ждать, пока французы возьмут политическую или военную инициативу в свои руки. Необходимо было совершить упреждающий удар. С этой целью Бисмарк сформулировал известную милитаристскую концепцию превентивной войны. «Государство, подобное Пруссии или Германии, — утверждал Бисмарк, — может подвергнуться нападению с трех или четырех сторон, и поэтому будет закономерно, если при определенных обстоятельствах это государство в наиболее выгодный для себя момент, упредив противника, само начнет против него военные действия»14.

Бисмарк понимал, что, не заручившись нейтральной позицией России, Германия не может вновь начать войну с Францией, поэтому всеми силами пытался повлиять на российское правительство, однако потерпел неудачу из-за вмешательства Горчакова. Стало совершенно ясно, что Россия не останется в стороне если начнутся боевые действия, но самым неожиданным для Бисмарка оказалось то, что и Англия проявила интерес к данному вопросу. Таким образом, вместо желанной изоляции Франции обнаружились симптомы возможной изоляции Германии, в случае, если она предпримет новую войну. Было ясно, что союз трех императоров – группировка, на которую Бисмарк пытался опереться, — дал трещину.

К концу 70-х годов Бисмарк начал поддерживать активную колониальную экспансию французской буржуазии, чтобы ослабить напряженную обстановку между странами. Он знал, что на этом пути Франция столкнется с Англией (в Индокитае, и в Египте) и с Италией (в Тунисе). Но, вместе с тем, Бисмарк поддерживал и Англию, и Италию как колониальных соперников Франции. Еще ранее он начал подталкивать к конфликту на Ближнем Востоке и царскую Россию с Австрией. Но про последних следует сказать, что Бисмарк не стремился к тому, чтобы между Россией и Австро-Венгрией началась война, так как несомненная победа России в этой войне приведет Германию к определенной зависимости от «нового восточного соседа». В Австрии он видел противовес России. Вместе с тем он не отказывался от мысли использовать и другой противовес — Англию. Но Бисмарк все-таки выбрал Австрию. В 1879 году был подписан союзный договор с Австро-Венгрией, которой гарантировал вооруженную помощь в случае войны с Россией. Со своей стороны Австро-Венгрия, предоставляя Германии помощь в случае войны с Россией, обязалась соблюдать нейтралитет в случае войны с Францией. Это была еще одна крупная трещина для «Союза трех императоров».

Таким образом, подводя черту под вышесказанным, Бисмарк упорно стремился отвратить опасность войны с Россией, которая неизбежно для Германии превратилась бы в войну на два фронта. Ослабевший «Союз трех императоров» в 1881 г. был подкреплен австро-русско-германским договором о взаимном нейтралитете этих держав, если одна из них подвергнется нападению четвертой, в частности в случае нападения Англии на Россию или Франции на Германию. Но надежд на этот договор было мало.

Бисмарк не оставлял попыток изолировать Францию, а потому поощрял Италию в конкуренции с Францией, ее притязания на захваченный Францией Тунис и способствовал приглушению ее претензий на принадлежавшие Австро-Венгрии Триест и Трентино (север Италии). Но своим основным противником Австро-Венгрия считала не Италию, а Россию. Это позволило Германии, Италии и Австро-Венгрии в 1882 г. подписать «Тройственный союз» сроком на пять лет. Бисмарк снова получил то, что ему было нужно: обязательство Италии поддержать Германию в случае нападения на нее со стороны Франции (на Австро-Венгрию подобное обязательство не распространялось). Если бы Франция напала на Италию, то ей должны были помочь оба союзника. Если бы кто-то из участников договора подвергся нападению сразу двух великих держав, ему оказывалась военная помощь. Если бы один из участников сам напал на кого-либо, ему обеспечивался нейтралитет со стороны обоих партнеров. В особых заявлениях подчеркивалось, что положения договора не должны считаться направленными против Англии. В своих мемуарах Бисмарк говорит, что «Тройственный союз — это стратегическая позиция, которая ввиду опасностей, угрожавших нам в момент его заключения, была благоразумной и при тогдашних обстоятельствах достижимой15. На основе вышесказанного можно сделать вывод. С момента образования Германской империи Бисмарк вел напряженную борьбу в области внешней политики за утверждение государства на международной арене. Он сумел создать вокруг Германии большую и сложную систему союзов и группировок. Он стремился застраховаться и перестраховаться в различных ситуациях, которые так же быстро возникали, как и рушились. На мой взгляд, одной из главных причин создания различных союзов и заключения договоров Германии с другими странами заключалось в стремлении Бисмарка разрешить конфликт с Францией. «Железный канцлер» проявил свой дипломатический талант в данной ситуации. Он буквально «жонглировал» странами Европы и «ходил по краю пропасти», борясь за интересы империи. В результате Бисмарк по возможности обеспечил себя против угрозы со стороны Франции и превратил Германию в центр системы союзов, которую следовало поддержать и, может быть, при случае даже расширить.

Страницы:← предыдущая1234следующая →


Образование Германской империи открыло новую страницу в истории международных и дипломатических отношений Европы. Основная цель, к которой в течение многих лет стремился Бисмарк, была достигнута. Воссоединенная Германия превратилась в могучую державу, призванную играть большую роль на международной арене.

Провозглашение империи было назначено на 18 января 1871 года. День этот выбрали потому, что 18 января 1701 года бранденбургский курфюрст объявил себя прусским королем.

Церемония состоялась в Зеркальном зале королевского дворца в Версале, на территории побежденной Франции, и это выглядело как недостойное и безвкусное унижение для французов, отнюдь не украшавшее новое германское государство. Акт в такой форме был ничем иным как подтверждением полноты своей власти.

Так или иначе, прусский король Вильгельм I был провозглашен наследственным императором. В марте 1871 года открылся первый имперский рейхстаг и состоялись выборы. 16 апреля 1871г. он принял конституцию, которая определяла государственное устройство Германской империи.

Следует отметить тот факт, что имперская конституция была составлена так, что закрепила в воссоединенной Германии гегемонию прусской монархии. В составе Германской империи остались 22 монархии со своими королевскими и княжескими династиями, потерявшими былую самостоятельность, и три вольных города: Любек, Бремен, Гамбург. Захваченные у Франции Эльзас и Лотарингия были включены в Германию как особая «имперская провинция», управляемая назначенным из центра чиновником.

Основной закон государства сохранил принципиальные положения конституции Северогерманского союза. Изменения были незначительны. Главное из них состояло в том, что прусский король признавался главой империи не как председатель федерации, а в качестве наследного монарха – германского императора. Император открывал и закрывал сессии палат, вносил законопроекты, обнародовал имперские законы, контролировал их исполнение; он назначал и увольнял должностных лиц, включая имперского канцлера; представлял империю в международно-правовом общении, заключал союзные и другие договоры с иностранными государствами – с согласия Союзного совета объявлял войну, кроме случаев нападения на империю. Императору принадлежало верховное командование армией и флотом, на него возлагалась ответственность за укомплектованность, размещение и обучение воинских подразделений, от императора зависело перемещение по службе и назначение командиров воинских соединений и офицеров генеральского звания или на генеральские должности.

Как мы видим, объем прерогатив императора делал его власть почти неограниченной.

Имперский канцлер возглавлял весь административный аппарат, являлся главой прусского правительства, председателем верхней палаты парламента. Канцлер также имел огромные полномочия. Без подписи канцлера были недействительны указы и акты императора. Канцлер не нес ответственности перед парламентом и не уходил в отставку в случае разногласий с Рейхстагом.

Законодательная власть принадлежала двухпалатному парламенту. Обе палаты (нижняя – Рейхстаг, верхняя – Союзный совет (Бундесрат)) лишь формально имели равные законодательные права.

Рейхстаг должен был олицетворять собой народное представительство объединенной Германии и стоять выше частных интересов отдельных государств. Но на самом деле он не выражал интересов народа. Хотя конституция предоставляла рейхстагу право законодательной инициативы, оно нивелировалось правом Союзного совета и императора накладывать вето на решения рейхстага.

Рейхстаг избирался первоначально на 3 года, а с 1888г. – на 5 лет. Избирательным правом были наделены только мужчины, достигшие 25-летнего возраста, кроме военнослужащих, а также лиц, находившихся под опекой или получавших пособие по бедности. Женщины избирательных прав не имели. Конституция установила равные, прямые и тайные выборы. На практике избирательные округа обеспечивали перевес Пруссии, которой принадлежало 248 из 397 депутатских мест. Депутаты Рейхстага не получали жалованья или иного вознаграждения – это препятствовало демократизации депутатского корпуса.

Бундесрат не избирался, а составлялся из представителей государств, вошедших в империю. Из 58 мест (позднее 61), которые имелись в нем, 17 принадлежало Пруссии, 6 – Баварии, по 4 – Саксонии и Вюртембергу, по 1 – 3 – остальным государствам. Но все голоса от каждого государства подавались только совместно. Союзный совет по своим функциям фактически являлся представительным органом правительств отдельных германских государств, а не их народов. Союзный совет имел право издавать постановления относительно административного управления, дополнявшие законы ордонансы, выполнять обязанности государственного контроля. Совет избирал имперских судей, разрешал конфликты между входившими в империю государствами, а также споры по поводу толкования законов.

Союзный совет аккумулировал функции законодательной власти, исполнительного органа, аппеляционного суда и собрания представителей властей государств империи. Председателем Союзного совета был имперский канцлер; он же являлся и главой прусского министерства. Словом, Союзный совет был средоточием консервативных элементов, и руководящая роль в нем принадлежала прусскому юнкерству. Конституция имела внешние признаки парламентаризма, но германский народ больше, чем когда-либо, почувствовал на себе господство прусского юнкерства.

Подъем нового государства был обеспечен не только идеологически, но и экономически. Поступавшие в страну миллиарды французской контрибуции привели к настоящей горячке в деятельности новоиспеченных фирм и предприятий и к лихорадочным биржевым спекуляциям.

Свой облик изменило не только общество. На базе экономического триумфа Германия окончательно вступила на путь развития от аграрного государства к индустриальному. Там, где полвека назад можно было увидеть только деревни и маленькие сонные города, теперь возникали крупные индустриальные центры.

Так, Эссен в 1850 г. насчитывал всего 9 тыс. жителей, спустя полвека в нем проживало уже 295 тыс. человек. Железные дороги связали всю территорию империи, от Ахена до Кенигсберга, от Гамбурга до Мюнхена. Но по-прежнему сохранялись и даже усилились различия между промышленным Западом и аграрным Востоком.

Социальная структура нового общества оставалась многослойной. Ведущие политические позиции занимало дворянство, хотя его экономическая база - сельское поместное хозяйство - стремительно теряла свое значение. Наряду с группами образованной и чиновничьей буржуазии сложился слой предпринимателей, экономический столп империи. Существовала многочисленная мелкая буржуазия, ядро которой составляли ремесленники, жившие в постоянном страхе перед машинной конкуренцией и возможной перспективой оказаться в рядах пролетариата, а потому очень восприимчивые к антисоциалистическим и националистическим лозунгам. Наконец, имелась неуклонно растущая масса сельских батраков и фабричных рабочих, объединенных в организациях социал-демократии, а в католических регионах - вокруг новой партии Центра.

Несомненно, существовали и внутриполитические проблемы. Например, общенациональное примирение между различными слоями и классами немецкого общества. Бисмарк решал проблему следующим образом: слои, которые оказывались неинтегрируемыми в систему, изолировались от остального общества и рассматривались как «враги империи».

Молодая империя нуждалась не только во внутренней стабилизации. Ее геополитическое положение в центре Европы заставляло добиваться прочных позиций на мировой арене, тем более что другие страны рассматривали возрастание экономической мощи Германии как потенциальную угрозу своим интересам. Поэтому Бисмарк настойчиво пытался убедить остальные державы в том, что империя «насытилась», а бурный и агрессивный немецкий национализм находится под контролем государства. И таким образом, объединенная Германия только укрепляет европейскую систему.

Нельзя не учесть тот факт, что в течение двух десятилетий, со времени образования Германской империи вплоть до своей отставки, Бисмарк вел напряженную борьбу в области внешней политики. Франкфуртский мир, подписанный между Германией и Францией после окончания войны, стал основой внешней политики бисмарковской Германии. Канцлер стремился увековечить этот мир, так как он предоставлял Германии значительные привилегии в отношении Франции. Между тем мир еще более обострил противоречия, уже ранее существовавшие между этими державами. Присоединение Эльзаса и Лотарингии к Германии еще более усугубило пропасть между новой империей и ее западной соседкой.

Таким образом, Бисмарк всегда мог быть уверен в том, что в лице Франции любой враг Германии имеет потенциального союзника. Это выдвигало перед ним новую задачу: ослабить внутренние силы Франции и изолировать ее на международной арене. Отсюда его стремление предотвратить сближение между реваншистскими элементами Австрии и Франции. В большей мере отсюда же и его стремление укрепить отношения с Россией. Стремление к изоляции Франции и привело Бисмарка к необходимости поддерживать добрые отношения с царской Россией и габсбургской монархией.

В 1879 г. был заключен австро-германский союз, к которому позднее присоединились Италия и Румыния. Австро-германский союз был расширен привлечением к нему России и созданием в 1881 г. Союза трех императоров. В 1887 г. Германия заключила с Россией двусторонний «договор перестраховки», по которому стороны обязались сохранять дружественный нейтралитет в случае войны какой-либо из них с третьей страной, за исключением случаев нападения России на Австрию, а Германии - на Францию.

В союзе трех императоров Бисмарк стремился обеспечить международное положение Германии, сложившееся после Франкфуртского мира. Он стремился использовать не только свое политическое сближение с обеими империями, но и противоречия между ними. Не в меньшей мере он стремился использовать и более значительное противоречие между Россией и Англией, уже тогда развернувшееся на Ближнем Востоке и в Средней Азии.

В конце 80-х гг. всю систему бисмарковской политики, внутренней и внешней, его бонапартизм характеризует вступление в глубокий кризис. Стремясь укрепить свое положение, Бисмарк маневрировал в разных направлениях. Он пишет в своих мемуарах:

«Причины, по которым моя политическая совесть не позволяла мне уйти в отставку, лежали в другой плоскости, а именно – во внешней политике, с точки зрения как империи, так и германской политики Пруссии. Доверие и авторитет, которые я в течение долгой службы приобрел при иностранных и германских дворах, я не в состоянии был передать другим. С моим уходом этот капитал должен был погибнуть для страны и для династии».

В 1890 г. Бисмарк получил отставку и должен был уйти. В этом следует отметить роль нового императора Вильгельма II, вступившего на престол в 1888 г., после стодневного правления своего отца, уже смертельно больного Фридриха III. Молодому и самоуверенному монарху всесильный «железный канцлер» казался обузой. Резкие расхождения между кайзером и канцлером обнаружились прежде всего в социальной сфере. Стараясь завоевать популярность, Вильгельм стремился сгладить социальные противоречия, а крайняя враждебность Бисмарка к социал-демократии казалась ему излишней.

Бисмарк должен был уйти потому, что в условиях быстрого капиталистического развития воссоединенной им Германии, уже успели вырасти глубокие классовые противоречия между усиливающимся рабочим классом и буржуазно-юнкерским блоком. Введенные им и существовавшие в течение 12 лет исключительные законы против социалистов, разумеется, никак не могли устранить эти противоречия. Противоречия среди правящих классов Германии слишком обнаружились, и своей экономической политикой Бисмарк не смог в полной мере удовлетворить стремление нарождающегося финансового капитала к экспансии на внешние рынки, к приобретению новых колоний. В условиях складывавшихся империалистических антагонизмов его внешняя политика начала претерпевать известного рода кризис. Он колебался между Россией и Англией, стремился использовать одну державу против другой и, в конце концов, подготовил такое положение, когда обе эти державы отказали империи в своей поддержке.

В целом, дипломатию Бисмарка в 80-е годы можно охарактеризовать следующим образом: в конце своей политической карьеры Бисмарк часто прибегал к сложным, негибким дипломатическим приемам, которые в большинстве случаев оказывались недостаточно эффективными в новых, динамичных политических условиях.