Восточные славяне в догосударственный период. Догосударственный период в истории руси Основные этапы развития российского государства

Россия в истории цивилизаций. Основные долговременные факторы в российской истории, их влияние на формирование российской государственности и особенности русского национального характера.

Многообразие подходов к истории человеческого общества, формационный и цивилизационный подходы (сущность, достоинства и недостатки)

Под исторической концепцией понимается система взглядов одного историк или группы учёных, как на весь ход исторического развития в целом, так на его различные проблемы и стороны.

Многообразие концепций исторического развития связано с тем, что на ход истории оказывают постоянное воздействие различные факторы

Космическо-биологические

Социально-культурные

Хозяйственно-экономические

Научно-технические

В зависимости от того, влиянию каких факторов отдает предпочтение тот или иной исследователь, он создает ту или иную концепцию.

Общественно-идеалистическая концепция отводила решающую роль в и.п. проявлению сверхчеловеческих сил.

Концепция материалистического понимания истории. Основные принципы – единство человечества, историческая закономерность, детерминизм (причинно-следственные связи), прогресс.

Формационная концепция на основе закона «отрицания отрицания» предполагает неизбежность развития исторического процесса от первобытного коммунизма.

Формационный подход:

Характеризуется историзмом

Охватывает каждое общество в его целостности

Конкретный анализ различных типов общества

Предполагает однолинейный характер исторического развития.

Жестко связывает все изменения в обществе с экономическим базисом, экономическими отношениями

Абсолютирует роль конфликтных отношений в обществе, придает классовой борьбе и насилию решающее значение в поступательном историческим развитии

Сопряжен с элементами социального утопизма и даже провиденциализма.

Цивилизационный подход в поиске общих закономерностей исторического процесса основан на выявлении общности черт в политической, духовной, бытовй, материальной культуре, общественном сознании, сходных путях развития. Кроме того здесь учитываются различия порожденные средой обитания, историческими особенностями. Выделяются 3 осн типа цивилизаций:

Народы без идеи развития, т.е. вне исторического времени(первобытное состояние общества, для него характерны адаптация, гармония чела и природы, повторение традиций)

Восточный(циклический характер развития;характерны переплетение прошлого и настоящего, сохранение религиозн. приоритетеов, его отличают отсутствием ярковыраж. классовых различий и развитой части, собственности)

Европейский(прогрессивный) - в основе идея непрер. развития, этот тип становится общим для евр стран с распространением христианства. Для него хар-ны рационализм, разв части собственность, рыночн отношения, классовая структура с активно действующими полит партиями, наличие гражд. общества.


Позволяет ученым уйти от одномерной картины мира, учитывать неповторимость путей развития отдельных регионов, стран и народов

Его методологические принципы применимы к истории любой страны

История рассматривается как многолинейный и многовариантный процесс

Предполагает целостность, единство человеческой истории

Достаточно полная оценка развития стран или регионов

Важную роль при характеристике играют культура и религия

Аморфность критериев определения типов цивилизации

Недостаточно четко разработаны проблемы движущих сил и.п., направленность и смысл исторического развития.

Россия представляет собой цивилизационно неоднородное общество. Это особый, исторически сложившийся конгломерат народов, относящихся к разным типам развития, объединенных мощным, централизованным государством с великорусским ядром.

Геополитически Россия расположена между двумя мощными центрами цивилизационного влияния – Востоком и Западом. Это неизбежно сказывалось при выборе путей развития. При крутых поворотах исторические вихри «сдвигали» страну то ближе к Западу, то ближе к Востоку: Россия представляла собой как бы «дрейфующее общество» на перекрестке цивилизационных магнитных полей. В связи с этим для нашей страны, как никакой другой, на протяжении всей истории крайне остро стояла проблема выбора альтернатив.

Исторический феномен России сформировался в основных чертах в условиях Москов­ского государства. Тогда же родилось и закрепилось название страны. Однако этот феномен имеет глубокие исторические корни, которые являются общими для русского, украинского и белорусского народов. Славянская цивилизация, которая только складывалась, была вовлечена в процесс великого переселения народов (IV–VI вв.), затем была рассечена мощными потоками цивилизационной экспансии, и в последующем судьба славянских народов сложилась по-разному.

ДОЛГОВРЕМЕННЫЕ факторы российской истории:

ПЕРВАЯ ГРУППА: Природно-климатическая.

1)Континентальный климат.

2)Малоплодородные почвы.

ВТОРАЯ ГРУППА: Геополитическая

1)Огромные пространства для расселения

2)Открытость границ.

3)Срединное положение российских земель между востоком и заподом на стыке 2 х цивилизаций.

Важным рубежом в истории Древней Руси является появление государственности. Тип государства во многом определял судьбу этих земель, процесс его становления был длительным, в нем можно выделить ряд этапов.

I этап охватывал VII–VIII вв. В этот период развернулась консолидация племен для решения общих задач: защита территории и населения, борьба за ресурсы. Центрами объединения стали города Киев, Новгород, Белоозеро, Ростов. Возникли союзы племен.

II этап охватывал первую – третью четверти IX века. В это время возникли основы государственности, сложившейся в древности в нескольких регионах.

III этап связан с появлением единого древнерусского государства, которое принято называть Киевской Русью. (882 год)

Таким образом, изначально геополитическое пространство, которое в будущем станет полем исторической деятельности русских, находилось на стыке разных миров: кочевого и оседлого, христианского и мусульманского, языческого и иудейского. Население Древней Руси находилось под мощным влиянием разнонаправленных цивилизационных факторов, прежде всего христианского и мусульманского.

Первые письменные свидетельства о славянах. К середине II тысячелетия до н.э. славяне выделяются из индоевропейской общности. К началу I тысячелетия до н.э. славяне стали значительны по численности, влиянию в окружающем их мире

В эпоху великого переселения народов славян на Дунае стали теснить другие народы. Славяне стали дробиться.

Часть славян осталась в Европе. Позже они получат название южных славян (позже от них произойдут болгары, сербы, хорваты, словенцы, боснийцы, черногорцы).

Другая часть славян переселилась севернее - западные славяне (чехи, поляки, словаки). Западные и южные славяне были покорены другими народами.

А третья часть славян, как считают учёные, не захотела никому покоряться и двинулась на северо-восток, на Восточноевропейскую равнину. Позже они получат название восточных славян (русские, украинцы, белорусы).

Восточные славяне ушли на северо-восток, в глухие лесные дебри, где никакого культурного наследия не было. Восточные славяне ушли двумя потоками. Одна часть славян ушла к озеру Ильмень. Позже там встанет древнейший русский город Новгород. Другая часть - к среднему и нижнему течению Днепра - там станет другой древнейший город Киев.

В VI - VIII вв. восточные славяне в основном расселились по Восточно - Европейской равнине

Территория восточных славян. В VI - VIII вв. славяне ещё не были одним народом. Они делились на племенные союзы, включавшие в себя по 120 - 150 отдельных племён. К IХ в. насчитывалось около 15 племенных союзов. Племенные союзы назывались либо по местности, на которой проживали, либо по имени вождей. Сведения о расселении восточных славян содержатся в летописи "Повесть временных лет",созданной монахом Киево-Печёрского монастыря Нестором во втором десятилетии ХII в.

Путь "из варяг в греки".Морского побережья у восточных славян не было. Основными торговыми путями у славян стали реки. Они "жались" к берегам рек, особенно самой великой реки русской древности - Днепру. В IХ в. возник великий торговый путь - "из варяг в греки". Он связывал Новгород и Киев, Северную и Южную Европу. Из Балтийского моря по реке Нева караваны купцов попадали в Ладожское озеро, оттуда по реке Волхов и далее по реке Ловати до верховьев Днепра. С Ловати на Днепр в районе Смоленска и на днепровских порогах переходили "волоковыми путями". Далее западным берегом Чёрного моря доходили до столицы Византии Константинополя (восточные славяне называли его Царьградом). Этот путь стал стержнем, главной торговой дорогой, "красной улицей" восточных славян. Вся жизнь восточнославянского общества была сконцентрирована вокруг этого торгового пути.

Занятия восточных славян.Основным занятием восточных славян было земледелие. Они возделывали пшеницу, рожь, ячмень, просо, сажали репу, просо, капусту, свеклу, морковь, редьку, чеснок и другие культуры. Занимались скотоводством (разводили свиней, коров, лошадей, мелкий рогатый скот), рыболовством, бортничеством (сбор меда диких пчел). Значительная часть территории восточных славян лежала в зоне сурового климата, и занятие сельским хозяйством требовало напряжения всех физических сил. Трудоемкие работы нужно было выполнять в строго определенные сроки. Это было под силу только большому коллективу. Поэтому с самого начала появления славян на Восточноевропейской равнине важнейшую роль в их жизни стал играть коллектив - община и роль вождя.

Города. У восточных славян в V - VI вв. возникли города, что было связано с давним развитием торговли. Древнейшие русские города Киев, Новгород, Смоленск, Суздаль, Муром, Переяславль Южный. В IХ в. у восточных славян было не менее 24 крупных города. Города обычно возникали у слияния рек, на высоком холме. Центральная часть города называлась кремль, детинец и обычно была окружена крепостным валом. В кремле располагались жилища князей, знати, храмы, монастыри. За крепостной стеной возводился ров, наполненный водой. За рвом располагался торг. К кремлю примыкал посад, где селились ремесленники. Отдельные районы посада, населённые ремесленниками одной специальности, назывались слободами.

Общественные отношения.Жили восточные славяне родами. В каждом роде был свой старшина - князь. Князь опирался на родовую верхушку - "лучших мужей". Князья формировали особую военную организацию - дружину, в которую входили воины и советники князя. Дружина делилась на старшую и младшую. В состав первой входили наиболее знатные воины (советники). Младшая дружина жила при князе и обслуживала его двор и хозяйство. Дружинники с покоренных племен собирали дань(налоги). Походы за сбором дани назывались "полюдьем". У восточных славян с незапамятных времён имелся обычай - все важнейшие вопросы в жизни рода решать на мирской сходке - вече.

Древнерусское язычество – это сложная система появившихся в разные исторические эпохи мифологических и космологических представлений со своими магическими культами, сопровож­давшими древних людей от рождения до смерти. Тысячелетние языческие верования в течение многих веков уживались с победившим христианством и в виде многочисленных пережитков дошли до нашего времени.

Первые религиозные верования – 30 – 40 тыс. лет назад.

К наиболее распространенным религиозных верований относится:

2)татеизм – почитание какого либо животного (растения); вера в происхождение данного человеческого рода от какого то вида животного.

3)анимизм – вера в существование невидемых двойников, видимых обьектов.

4)магия – совокупность мистических действий и вера в то, что с их помощью можно сказывать воздействие на силы природы, самого себя и др. людей.

5)политеизм – многобожие (наличие многих богов, равных между собой).

В эпоху славянского расселения и «предгосударственного» развития происходило изменение в русской погребальной обрядности: захоронение урн с прахом сожженного в деревянных избушках-домовинах сменилось погребением праха в курганах; затем происходит еще один перелом в религиозном сознании – переход от сожжения к простому захоронению тела в кургане с разведением ритуальных костров. Неотъемлемой частью древнего быта было и ежегодное поминовение умерших в родительские дни (радуница, родительская суббота), включенные затем в православный церковный обиход.

5. Возникновение государства у восточных славян. Роль варяжского элемента в формировании русской государственности. «Норманизм и антинорманизм».

Сведения об общественном и политическом строе восточных славян до IX в. крайне скудны. Западные и восточные источники отмечают уже в IV-VI вв. наличие сильных вождей у восточных славян, напоминающих собой монархов. Также отмечается единство законов, т. е. определенного правопорядка. Источники VII в. говорят о существовании трех восточнославянских объединений: Куявии – в районе Киевской земли, Славии – в районе озера Ильмень, Артании – либо Тмутаракань на Таманском полуострове, либо местность в бассейне Волги. Государственность у восточных славян периода формирования феодализма была весьма примитивной, однако она создала фундамент для возникновения позднее Древнерусского государства. Объединение восточных славян в Древнерусское государство было подготовлено внутренними социально-экономическими процессами.

Причины образования:

1. Общественное разделение труда . Более разнообразными становились источники, из которых люди черпали средства существования; так, большую роль в жизни рода начинала играть военная добыча. Со временем появились профессиональные ремесленники, воины. Частые переселения родов, возникновение и распад межродовых и межплеменных союзов, выделение из рода групп искателей военной добычи (дружин) - все эти процессы вынуждали то и дело отступать от традиции, основанные на обычае, старые решения не всегда срабатывали в ранее неизвестных конфликтных ситуациях.

2. Развитие экономики . Хозяйственная, экономическая деятельность побуждала людей к поиску более подходящих форм общего существования. Государство возникло тогда, когда непосредственно связанные с экономикой имущественные различия были не слишком существенны; формировавшаяся государственная власть первоначально почти не претендовала на серьезное участие в хозяйственной жизни.

3. Заинтересованность общества в появлении государства . Государство возникло потому, что в его появлении было заинтересовано подавляющее большинство членов общества. Земледельцу-общиннику появлении было удобно и выгодно, чтобы князь и дружинники с оружием в руках защищали его и избавляли от обременительных и опасных ратных дел. Государство с самого начала решало не только военные, но и судебные задачи, в особенности связанные с межродовыми спорами. Князья и их дружинники были относительно объективными посредниками в конфликтах между представителями различных родов; старейшины, которые испокон веку должны были заботиться об интересах своего рода, своей общины, не годились на роль беспристрастных арбитров.

Момент возникновения Древнерусского государства нельзя определить с достаточной точностью, разными историками это событие датируется по-разному. Согласно «Повести временных лет» в 862 г. в Новгород был призван на княжение Рюрик с братьями. С этой даты традиция начинает отсчет русской государственности. Варяжские князья пришли на Русь и сели на престолы: Рюрик – в Новгороде, Трувор – в Изборске (недалеко от Пскова), Синеус – в Белоозере. Через некоторое время Рюрик объединил земли братьев под своей властью.

В 882 г. новгородский князь Олег захватил Киев и объединил две важнейшие группы русских земель; затем ему удалось присоединить и остальные русские земли. Сравнительно легкое утверждение власти Олега в Приднепровье свидетельствует о том, что к этому времени созрели внутренние условия для объединения. С этого времени восточнославянские земли объединяются в огромное по тем временам государство.

Варяги сыграли в объединении очень важную роль. Дело не в организационно-государственных качествах, они явились консолидирующим элементом и на первом этапе составляли опору великого князя, их представителя. Славянское государство не являлось чисто варяжским детищем, однако элементы активного участия варягов в жизни славян способствовали усилению этого процесса.

Суть норманнской теории заключается в том, что государство на Руси ыло привнесено извне приглашенными князьями, что оно было создано норманнами, скандинавами, носителями западной культуры (варягами). Сами же восточные слявяне не могли создать государственного устройства, что говорило об их отсталости, исторической обреченности.

Антинорманизм – теория, считающая, что Древнерусское государство образовалось под влиянием объективных причин.

Ряд других источников говорит о том, что государственность у восточных славян существовала еще до варягов. Норманны в тот исторический период находились на более низком уровне экономического и политического развития, чем славяне. Кроме того, государство не может организовать один человек или несколько даже самых выдающихся мужей, это есть результат сложного и долгого развития социальной структуры общества.

Славяне - одна из крупнейших европейских этнических груп пировок. В современном мире она объединяет около 300 мл| человек, из которых более 125 млн проживают в России. Славянские языки разделяются на три большие группы: запад ную (польский, чешский, словацкий, лужицкий), южную (болгарский сербскохорватский, словенский и македонский) и восточную (русский украинский и белорусский). Все они относятся к индоевропейско! языковой семье, куда входят также индийские, иранские, италийские романские, кельтские, германские, балтийские и другие языки. Пред полагается, что индоевропейское сообщество было некогда единым долгое время развивалось как одно образование и на определенном эта! пе стало распадаться. Когца в этом процессе начали выделяться co6d твенно предки славян, уверенно сказать трудно. Большинство ученья сходится на мысли, что это могло произойти где-то в I тысячелетии д! н.э., вероятнее всего, не ранее его середины. I Процессы славянского этногенеза разделяют в общей сложности на три этапа: до конца I тыс. н.э. - протославянскищ от рубежа н.э. щ III-IV вв. - праславянскищ V-VII вв. -раннеславянский. После это™ славяне окончательно обретают собственную этническую идентич ность, в активную фазу входят их социо- и политогенез. 1 В настоящее время господствует несколько теорий о славянская прародине, которые локализуют ее либо в карпато-дунайскам регя оне, либо в висло-одерском междуречье, либо на территории межЯ Днепром и Вислой в лесной и лесостепной природных зонах. I В письменных источниках славяне впервые появляются под имш нем венедов. По крайней мере, большое протоэтническое образом ние венедов/венетов, известных античным авторам Плинию Старше му, Тациту, Птолемею, включало в себя предков славян. На это прямо указывает готский историк VI в. Иордан: «Эти (венеды. -Д А.), происходят от одного корня и ныне известны под тремя именами: венетов, антов и склавинов». Венеды расселялись на огромной территории Восточной Европы от границ обитания финно-угорских племен на севере до Карпатских гор и Поднепровья на юге, от правых притоков Вислы на западе до верховьев Волги, Оки и Дона на востоке. В этой области происходили сложные этнические процессы, в ходе которых начала выделяться праславянская этническая группировка. Консолидацию славянских племен ускорило вторжение в Восточную Европу на рубеже II и Ш вв. н.э. германцев (готов), которые создали в Причерноморье и прилегающих регионах мощное раннегосударственное образование (т.н. держава Германариха). Готы враждовали со славянами, пытались присоединить их и, очевидно, достигли в этом определенных успехов. Однако в конце IV в. готская держава была разрушена масштабным нашествием восточных кочевников - гуннов. Увлеченные преследованием отступавших на запад готов и грабежом провинций Римской империи гунны продвинулись в Центральную и даже Западную Европу. Север бывших владений Германариха оказался слабо заселенным, и сюда из лесной зоны стали мигрировать славянские племена. После распада кочевой гуннской державы в VI в. славяне стали господствовать в Восточной Европе. С VI в. начинается период наиболее интенсивного расселения славян. Частично они продвигаются на север континента, вытесняя и ассимилируя местные балтские и финно-угорские племена. Но основной поток миграции устремляется на юг, к дунайским границам богатой Восточной Империи - Византии. Именно тогда многочисленные упоминания о двух раннеславянских народностях - антах и склави- нах - появляются на страницах произведений византийских и других авторов. Славяне не только устраивают кратковременные набеги, но и насовсем переселяются на новые земли, продвигаясь на Балканы, в Грецию и Малую Азию вплоть до Сирии. Однако на рубеже VI-VII столетий они терпят ряд поражений от южноевропейских племенных союзов, известных под именем влахов, что вынуждает их к частичному переселению в центральную и обратной миграции в восточную части Европейского континента. Эти события и положили начало разделению славян на три ветви - западную, южную и восточную, их обособление в основном завершается к VIII-IX вв. В ходе миграций славянских племен из Восточной Европы в По- дунавье и обратно склавины и анты перемешиваются. В начале VII в. (602 г.) анты упоминаются источниками в последний раз, и с этого момента византийцы и европейские авторы пишут только о склави- нах/славянах. Тем временем нашествия кочевых народов из глубин Аз ии в южнорусские степи продолжалось. В середине VI в., в разгар славянских вторжений за Дунай, здесь появляются тюркоязычные или монголоязычные авары, которые, вероятно, и стали в итоге основной причиной упадка антской племенной общности. Чуть позже, в середине VII в., причерноморские степи привлекли новых тюрков - болгар. Последние во главе с ханом Аспарухом откочевали к Нижнему Дунаю и, покорив местные племена южных славян, положили начало Дунайской Болгарии. И авары, и болгары громили и грабили славянские поселения от Поднепровья до Подунавья, порабощали население, вызывая ожесточенное сопротивление и провоцируя славянские племена на новую консолидацию перед лицом общего врага. К концу VII - середине VIII в. к югу и юго-востоку от основной территории расселения восточных славян постепенно складывается новое мощное государственное образование кочевников - Хазарский каганат. Этот процесс, вероятно, и стал основным стимулом к формированию восточнославянских союзов племен преддревнерусского времени. По летописи известно около полутора десятка таких союзов. В Среднем Поднепровье локализуют союз полян, центром которого был город Киев. Его основание сам летописец приписывает трем легендарным братьям - первым Полянским князьям Кию, Щеку и Хори- ву, имя старшего и дало название крепости. К югу и юго-западу от полян размещались союзы тиверцев (по Днестру), белых хорватов (в Прикарпатье), уличей (на Нижнем Днепре), бужан (по Южному Бугу) и дулебов (на Западном Буге) Послед* ние два в IX в. образуют части племенного союза волынян. К северо-западу от полян, в Восточной Волыни, находились земли древлян. К северу от древлян, глубже в лесной зоне, в междуречье Припяти и Двины, размещался племенной союз дреговичей. К востоку от полян, в Днепровском Левобережье, расселялись племена северян. Севернее них летопись помещает союзы племен радимичей (бассейн р. Сож) и вятичей (по Оке). Наиболее северными из восточнославянских племенных объединений были кривичи и словене ильменские. Первые расселялись на Смоленщине и Псковщине, позднее от них отделились полочане. Вторые обитали в районе озера Ильмень. Их племенным центром сначала была Ладога, где уже в конце IX в. возводится древнейшая на Руси каменная крепость, а позднее - Новгород. Картину расселения славянских племен дополняет обширная область донских славян, расположенная в верховьях и среднем течении р. Дон. Ее неупоминание в летописи, видимо, связано с тем, что она находилась в наибольшей зависимости от хазар и в конечном итоге так и не обрела самостоятельности. Процесс становления славянской государственности будет малопонятен, если не обратиться к анализу общественного строя славян накануне формирования Киевской державы. Славяне традиционно жили общинами, которые можно соотнести с отдельными поселениями. В одном поселке селилась большая патриархальная семья - патронимия, или линидж. Скопления близко расположенных поселений (т.н. «куст»), характерные для восточных славян, отражают структуру родовых организаций. Несколько родов, занимающих определенную топо-географическую территорию, образовывали племя. Таким образом, численность племени могла сильно варьировать, но вряд ли превышала несколько тысяч человек. До определенного времени в племени решающую роль играли кровнородственные связи. Такой общественный уклад называется родотеменным, и ли первобытным (первобытно-общинным). Однако со временем, в результате прогресса производительных сил (освоения металлов, совершенствования орудий труда и т.п.), происходит обособление отдельных парных {нукпеарных) семей и патронимия начинает распадаться. Этот объективный процесс проходил и в восточнославянских землях, но, очевидно, замедленными темпами. Дело в том, что в лесной зоне - основной природной среде обитания славян - преобладала подсечно-огневая система земледелия, которая требовала значительных трудовых затрат. Очистить участок леса от взрослых деревьев одной семейной паре с детьми было трудно, и общинные связи продолжали играть большую роль. Начало активной стадии разложения родо-племенных отношений у восточных славян следует связывать прежде всего с активизацией их военной деятельности, формированием дружин. Именно военные трофеи, скапливавшиеся в руках вождей и наиболее удачливых воинов, а не успехи отдельных семей в сельском хозяйстве вызывали имущественную дифференциацию в славянской общине. Этим, очевидно, объясняется противопоставление военной прослойки непосредственным производителям во главе со своими родовыми старейшинами, которое прослеживается в ряде летописных сюжетов и некоторых иностранных источниках. К примеру, отдельные арабские авторы пишут о двух народах Рус и Словен, из которых вторые подчиняются первым. Образование профессиональных дружин во главе с военными вождями ускоряет и процессы политогенеза, поскольку именно они вызывают к жизни необходимость формирования племенных союзов, которые являются самой ранней формой военно-политических объединений. В них главенствующую роль играла военная верхушка, но сохранялись и первобытные демократические институты власти - народное собрание, совет старейшин родов и т.п. Причем первенство в решении общеплеменных вопросов военные предводители получают не сразу, постепенно вытесняя традиционные органы управления родо-племенного сообщества. Военный вождь - предводитель дружины у славян получает наименование князь. Союз племен представляет собой потестарное,т. е. предгосударс- твенное образование. В нем присутствуют уже некоторые элементы собственно политической организации - власть военного вождя (князя), опирающаяся на силу его дружины, объединяющая административные, военные, судебные и иные функции. Однако эти функции пока еще не имеют твердого основания, не всегда закрепляются даже в обычном праве, власть такого князя еще не наследственна, ее границы нечетки, положение правителя может быть шатким в силу отсутствия длительной традиции его легитимности. У славян такими племенными союзами и были объединения полян, древлян, кривичей и других. Следует, правда, отметить, что эти объединения соотносятся, скорее, не с племенными союзами, а с «союзами союзов» или «суперсоюзами», поскольку их масштабы весьма значительны. Образование и развитие крупных племенных объединений представляет собой первый этап становления государственности восточных славян. Вторым этапом становится появление племенных княжений. Летописная традиция донесла до нас имена некоторых из племенных князей - легендарных (Кий, Радим, Вятко) и, вероятно, исторических (древлянский князь Мал). Третий этап связан со сложением у восточных славян собственно ранних государств. Одно из них возникает в Среднем Поднепровье, на территории полян и их соседей. В некоторых источниках оно фигурирует как Куяба. Историки называют его по-разному - Нижняя Русь, Русская земля, каганат русое. Его центром был Киев. Титул правителя этой страны - каган - по политической значимости соотносится с титулатурой властителей сильного соседнего государства хазар. Об истории днепровской восточнославянской державы мы почти не имеш достоверных сведений, за исключением данных о нескольких походах на Византию в IX в. (в 860 г.) да имен ее последних князей (каганов?) Аскольда и Дира. Другое раннегосуцарственное образование формируется на севере Восточной Европы, вокруг Ладоги и, позже, Новгорода и соотносится с упоминаемой в различных источниках Славией. Именно его история прочно увязывается с приглашением на княжение Рюрика в середине IX в. Сам факт такого приглашения говорит о безусловном наличии института княжения, иначе на каких основаниях складывались бы отношения пришлого военного вождя с местным населением? Практика приглашения правителя извне для раннего средневековья не является необычной и распространена в Европе. В данном случае, согласно летописи, Рюрик с дружиной понадобились как нейтральная сила для наведения порядка среди призвавших их племен, которые, согласно летописи, враждовали между собой. Очевидно, у восточных славян были и другие раннегосуцарствен- ные объединения. К примеру, арабские источники упоминают еще Арсу (Артанию), о местонахождении которой ученые спорят. _ Наконец, последний, четвертый, этап развития восточнославянской государственности связан с объединением киевской, новгородской и некоторых других восточнославянских земель в единую древнерусскую державу - Киевскую Русь. Об этом речь пойдет в следующем разделе. 1.

По своему языку все славяне относятся к большой семье индоевропейских народов издавна населявших Европу и часть Азии (до Индии включительно). В индоевропейскую семью языков входят несколько групп родственных языков: славянская, балтийская, германская, романская. иранская, индийская и др. Восточные славяне возникли в результате слияния так называемых праславян, носителей славянских речи, с различными другими этносами Восточной Европы. Однако в глубокой древности существовал некий этнос, говоривший на языке, который мы условно называем праславянским, предке нынешних славянских языков. Арена его обитания не была, очевидно, обширна. Есть все основания полагать, что арсенал расселения праславян, которые, как доказано лингвистами, отделились от родственных им балтов в середине I тыс. до н.э., во времена Геродота, был весьма невелик. Первые упоминания о венедах,- а именно так называли наши ранние информаторы праславян - появились только тогда, когда римляне в своей экспансии в Европе достигли Среднего Дуная, Паннонии и Норика (нынешних Венгрии и Австрии). Не случайно первыми о венедах упоминают Тацит, Плиний Старший, Птоломей. Тацит, рассказывая о венедах, упоминает рядом с ними эстов и фенов, под которыми скрываются предки балтских народов (финов и современных эстов) Следовательно, венеды в ту пору занимали приблизительно территорию нынешней Юго-Восточной Польши, Юго-Западной Белоруссии и Северо-Западной Украины (Волыни и Полесья). А данные Птоломея (II в.нэ) уже позволяют расширить пределы обитания славян, включив в них северное Прикарпатье и часть Балтийского моря, известную в ту пору, как Венедский залив.
В V в. наблюдается движение славян на запад и оттеснение ими германцев к Эльбе, а затем и за эту реку. С конца V в. продолжается начало славянской колонизации Балкан, где они довольно быстро ассимилировали местных иллирийцев. Далматов и фракийцев. Есть полное основание говорить и об аналогичном движении славян на восток, в области нынешних Украины и Великороссии.
Начиная с VI века славянские племена уже играют важную роль в истории, и сведения о них становятся более полными и подробными. Прокопий Кесарийский и Иордан пишут, что славяне занимали огромную территорию и делились на три группы: склавины (между Вислой и Днестром) антов (в междуречье Днестра и Днепра) и венедов (в бассейне Вислы) В науке существует мнение, что именно анты-предки восточных славян.
Целесообразно привести отрывок из описания славян VI в. византийцами: "Племена склавов и антов одинаковы и по образу жизни, и по нравам; свободные, они никоим образом не склонны ни стать рабами, ни повиноваться. Особенно в собственной земле. Они многочисленны и выносливы, легко переносят и зной и стужу, и дождь, и наготу тела, и нехватку пищи. К прибывающим к ним иноземцам, добры и дружественны. Препровождают их с места на место, куда бы там ни было нужно; так что, если гостю по беспечности принявшего причинён вред, против него начинают вражду тот, кто привёл гостя, почитая отомщение за него священным долгом.…У них множество разнообразного скота и злаков, сложенных в скирды, в особенности проса и полбы.… Живут они среди лесов, болот и труднопроходимых озёр, устраивая много, с разных сторон, выходов из своих жилищ.…Ведя разбойную жизнь, они любят совершать нападения на своих врагов в местах лесистых, узких и обрывистых. С выгодой для себя пользуются засадами, внезапными нападениями и хитростями…Они опытнее всех других людей и в переправе через реки и мужественно выдерживают пребывание в воде, так что некоторые из них, оставшиеся дома и внезапно застигнутые опасностью, погружаются глубоко в воду, держа во рту изготовленные для этого длинные тростники, целиком выдолбленные и достигающие поверхности воды; лежа навзничь на глубине, они дышат через них и выдерживают много часов, так что не возникает на их счёт никакого подозрения… Поскольку у них много вождей и они не согласны друг с другом, нелишне некоторых из них прибирать к рукам с помощью речей или даров, в особенности тех, которые ближе к имперским границам, а на других нападать".
В VII-VIIвв. славяне составляли уже значительную часть населения Восточной Европы.
Автор “ Повести временных лет” летописец Нестор описывает расселение тринадцати восточнославянских племён. Он выделяет полян с центром в Киеве; к северу западу от полян обитали древляне; севернее полян и древлян на левобережье Припяти. жили дреговичи; в верховьях Южного Буга-бужане или волыняне; в Поднестровье- уличи и тиверцы; в Закарпатье-белые хорваты; на левобережье Днепра, в бассейне рек Сулы, Сейма, Десны,-северяне; к северу от них, между Днепром и Сожем,- родимичи; к северу от родимичей, в верховьях Волги, Днепра и Двины-кривичи; в бассейне западной Двины-полочане; в районе озера Ильмень- словене; наконец, самым восточным племенем были вятичи, селившиеся в районе верхнего и среднего течения Оки и Москвы- реки.
Расселяясь по столь обширному пространству, восточные славяне сталкивались, входили в те или иные отношения с народами, которые населяли Восточную Европу до них или пришли сюда в это же время. Известно, что балты (литовцы, латыши, пруссы, ятвяги) жили вплоть до Москвы, о чем свидетельствует изучение топонимики (географических названий), которые оказываются весьма устойчивыми и могут жить на протяжении столетий. Районы северо-востока были населены финно-уграми, их было много: и суоми, и эсты, и "чудь белоглазая" (так звали одно из этих племен на Руси), а на юге издавна обитали ираноязычные племена - потомки уже известных нам сарматов. Военные столкновения сменялись периодами установления мирных отношений, шли ассимиляционные процессы: славяне как бы втягивали в себя эти народы, но менялись и сами, приобретая новые навыки, новые элементы материальной культуры.

Древляне, вятичи, дреговичи – это племена

восточнославянские

тюркские

угро-финские

балтские

В области реки Волхов и озера Ильмень жили

дреговичи

Чудь, водь, меря – это племена

балтские

восточнославянские

тюркские

угро-финские

Что собой представляла в VIII-IX вв. жизнь восточнославянских племенных союзов? Следует отметить, что говорить о них однозначно невозможно. Знал об этом ещё летописец Нестор в XII в. Он писал, что наиболее развиты и цивилизованны среди всех были поляне, чьи обычаи, семейные традиции стояли на весьма высоком уровне.
Среднее Поднепровье было наиболее развитым районом среди других восточнославянских земель. Именно здесь на привольных чернозёмных землях, в условиях сравнительно благоприятного климата, на торговой “днепровской” дороге прежде всего сосредоточивались наибольшее количество населения. Именно здесь развивались древние традиции пашенного земледелия, сочетаемого со скотоводством, коневодством и огородничеством, совершенствовались железноделательное и гончарные производства, зарождались другие ремесленные специальности.

Жилища в южных, сухих лесостепных районах строились углублёнными в землю-полуземлянками. Стены были бревенчатыми. Крыша была двускатной, крытая дранкой или соломой. В полуземлянках вдоль стен располагались лавки, вырезанные прямо из земли. За печью вдоль стены устраивался навес для спанья-полати. Наискось от печи-"красный угол" со столом и лавками. Между жилищами или в самих жилищах располагались зерновые ямы-хранилища.
На севере, в лесной зоне. Дома были наземными. Из брёвен.- археологи находят нижние венцы срубов. Которые сохранились от стен таких жилищ. В углу славянского жилища устраивалась печь. Она была каменная или глинобитная, с куполом сверху и без трубы: жилища топились по" чёрному". Печь отличала славянское жилище от домов их соседей германцев. Финнов и степных кочевников: у тех в центре жилища находился открытый очаг, над которым подвешивался котёл. У славян пища готовилась в печи, в горшках. Уже в VII в. у славян, особенно в областях лесостепи, граничащих с кочевниками, и на западе славянских земель, на границе с германцами, появляются поселения, укреплённые земляным валом, деревянной стеной или частоколом и рвом,- городища.
Основным занятием славян было земледелие. Славянам, жившим в лесостепной и лесной полосе Восточной европы для пахоты приходилось постоянно расчищать землю, вырубая и выжигая леса. Такой способ земледелия называется подсечно-огневым : зола сожжённых деревьев служила удобрением для почвы. Но поля, удобренные таким образом, оставались плодородными недолго. Поэтому славяне должны были жить небольшими коллективами, часто передвигаясь с места на место по мере истощения почвы.
На юге в лесостепи славяне использовали плуг , который переворачивал пласт плодородной земли. На севере пахотным орудием была соха, которой удобнее пахать-взрыхлять землю-в лесистой местности. Запрягали в соху и плуг лошадь; тяжёлый плуг волокли волы. Славяне выращивали просо, а также пшеницу, рожь, ячмень, овёс, горох, бобы; важными сельскохозяйственными техническими культурами были лён и конопля -из них изготовляли ткани. Мололи зерно на каменых ручных жерновах.
Для земледельческих работ нужны были разнообразные орудия, прежде всего железные наконечники для сохи и плуга. Топоры и мотыги. Поэтому необходимой отраслью хозяйства славян было производство железа. Его добывали из железной руды, залежи которой часто обнаруживали в болотах: недаром славян называли жителями болот. Руду обжигали в ямах или печах и получали крицу -пористую железную массу. Чтобы добиться при обжиге руды высоких температур. В печь накачивали воздух при помощи кожаных мехов через специальные трубки-сопла. Из крицы кузнецы ковали различные орудия.
С развитием металлургии широко распространённым видом сельскохозяйственной техники стало “рало с полозом”, с железным лемехом или плуг. Жернова заменили древние зернотёрки, при уборке урожая использовались железные серпы.
Высокого уровня достигли агрономические наблюдения. Восточные славяне этого времени прекрасно знали наиболее удобное время тех или иных полевых работ и сделали эти знания достижением всех здешних землевладельцев.
Широко осваивались удобные для земледелия лежащие неподалеку от жилищ степные и лесостепные земли, железными топорами рубили славяне вековые деревья, выжигали мелкую поросль, выкорчёвывали пни в тех местах, где господствовал лес.
Двухпольные и трёхпольные севообороты стали распространённым явлением в славянских землях в VII-VIII вв., заменяя собой подсечное земледелие. Широко стало практиковаться унавоживание почвы. Поднепровские славяне занимались не только земледелием. Рядом с их селениями лежали прекрасные заливные луга, на которых пасся крупный рогатый скот, овцы. Здешние жители разводили свиней, кур. Тягловой силой в хозяйстве стали волы и лошади. Коневодство превратилось в одно из самых важных хозяйственных занятий. Важное значение имело и рыболовство, которое являлось для славян подсобным промыслом.
Пахотные участки перемежались лесами, которые становились все гуще и суровее к северу, реже и веселее на границе со степью. Каждый словянин был не только прилежным и опытным земледельцем, но и опытным охотником. Ценные меха шли на обмен, на продажу в близлежащие страны, в том числе в Византию; они являлись мерой обложения данью славянских, балтийских и угро-финских племён, поначалу, до введения металлических денег. являлись их эквивалентом.
Начиная с весны и до глубокой осени восточные славяне. как и их соседи балты и угро-финны, занимались бортничеством- сбором дикого мёда. Борть - место обитания роя пчел - не случайно появляется на страницах Русской Правды: мед и горячительные напитки из него - излюбленное питье славян.

В древнейший период зарождается и торговля, развитие которой связано со становлением путей сообщения. Наиболее устойчивые пути сообщения складываются на основе крупнейших речных систем. Одним из важнейших был путь из варяг в греки. Из варяжского (Балтийского) моря по Неве шли в Ладожское озеро, затем по Волхову в Ильменское озеро и далее по Ловати к волоковым путям на Днепр. По Днепру выходили в Черное море и плыли в далекий Царьград. Одно из ответвлений этого пути пролегало к Западной Двине, начинавшееся от волока между Ловатью и Днепром.

Путь от Днепра на Западную Двину шел из района Смоленска по реке Каспле. По нему можно было идти на север и на запад - в Прибалтику. Одним из древнейших был Волжский путь, который вел в Булгарию и далее по Каспийскому морю в арабские страны. Были и сухопутные пути, по которым двигались торговые люди. Источники называют сухопутный путь из Киева на запад через Владимир, Червень на Краков и далее в Чехию. Сухопутной дорогой Киев был связан и с Прикарпатьем, где добывали соль.
С древнейших времен основным предметом восточнославянского экспорта были предметы промыслов: мех, воск, мед и др. В большом количестве вывозились рабы - добыча в бесчисленных войнах. Ввозились предметы роскоши: дорогие материи, украшения, вина и т.д.

У восточных славян, проживавших в лесной полосе, преобладала в древности система земледелия

двуполье

трёхполье

Основным занятием восточных славян в древности являлось

кочевое скотоводство

бортничество

земледелие

морская торговля

Расселившись по Восточно-Европейской равнине, восточные славяне жили вначале родовыми общинами, об этом свидетельствует и летопись: «Живяху кождо со своим родом и на своих местах, владеюще кождо родом своим».

Русский историк В.О. Ключевский писал: «Родовой союз держался на двух опорах: на власти родового старшины и нераздельности родового имущества. Родовой культ, почитание предков освящало и скрепляло обе эти опоры».

С VI в. родовые отношения у восточных славян стали распадаться в связи с появлением металлических орудий труда и переходом от подсечного к пашенному земледелию, так как уже тре-бовались совместные усилия всех членов рода для ведения хозяйства. Основной хозяйственной единицей стала отдельная семья.

Постепенно, вначале на юге, в лесостепной зоне, а затем и в лесной, на севере происходит замена родовой общины соседской, территориальной, которая называлась «мир» – на юге, и «вервь» – на севере. В соседской общине сохранялась общинная собственность на лесные и сенокосные угодья, пастбища, водоемы, пахотную землю, но семье уже выделяются в пользование участки пахотной земли наделы. Эти участки обрабатывала своими орудиями труда каждая семья, которая получала в собственность собранный ею урожай. Со временем переделы пахотной земли прекращались, и наделы переходили в постоянную собственность отдельных семей.

Совершенствование орудий труда привело к производству не только необходимого как в натуральном хозяйстве, но и прибавочного продукта. Происходило накопление прибавочного продукта, а на его основе – развитие обмена между отдельными семьями. Это привело к дифференциации общины, росту имущественного неравенства, накоплению богатства старейшинами и другой знатью. Высшим органом управления у славян продолжало оставаться вече – народное правление, сообща решавшее все важнейшие вопросы. Но постепенно значение его падало.

Восточные славяне вели «многочисленные войны со своими соседями, отражая натиск кочевых народов. В то же время они совершали походы на Балканы и в Византию. В этих условиях чрезвычайно возрастала роль военачальника – князя, который зачастую являлся главным лицом в управлении племени. Когда войны были редки, в них участвовали все мужчины племени. В условиях частых войн это становилось экономически невыгодным. Рост прибавочного продукта позволял содержать князя и его дружину – группу воинов, преданных только князю. Дружинники становились профессиональными воинами и одновременно советниками князя. Так, в VIII-IX вв. формировалась в племенах и племенных союзах военно-дружинная знать, сосредотачивавшая и власть, и богатство. Они объявляли себя собственниками земель племени или племенного союза, облагая соплеменников данью (налогом).

Князь и дружинники богатели и за счет военной добычи: захваченных военнопленных они превращали в рабов, заставляя работать на своих землях.

В VI-VIII вв. рабами у восточных славян были в основном захваченные на войне пленники. В то время у славян существовало обычное право, по которому запрещалось порабощать своих соплеменников, например, за долги и т.п. Рабы из военнопленных использовались в основном в домашнем хозяйстве, на самых тяжелых работах. Принципиального различия между свободным общинником и рабом не было. Рабство у славян носило патриархальную форму, когда рабы не образуют класса, а считаются младшими неполноправными членами семьи.

Таким образом, у восточных славян происходила резкая дифференциация (расслоение) общества, оно вплотную подошло к образованию государства.

Как в Древней Руси назывался вооружённый отряд приближённых к князю людей?

стрельцы

дружинники

рядовичи

Племенное собрание у восточных славян называлось

Религия славян до принятия христианства представляла собой обожествление природы (анимизм) в сочетании с верой в личных антропоморфных племенных богов и культом предков.
К высшим мужским божествам мифологии восточных славян можно отнести Перуна, Сварога и Сварожичей, Дажьбога, Велеса (Волоса), Хорса, Стрибога, Ярило.
Перун - бог грозы, грома и молнии. Происхождение слова "перун" достоверно не установима. В историко-социологическом плане возникновение культа Перуна следует относить к общим индоевропейским истокам, когда обозначились черты военной демократии, появились первые дружины, вооружённые боевыми топорами.
Велес (Волоса). В летописи Велес характеризуется как "скотий бог" - покровитель скотоводства, плодовитости и богатства. В одной словацкой песне Велес употребляется в значении "Пастух": Пасли овцы велесы при бетлемском шалаше.

На то, что Велес имеет отношение к культу мёртвых указывают ряд балтийских параллелей (welis - покойник, welci - души умерших).Обратившись к мифологии балтийских народов, мы узнаём что в древности они почитали Велеса или Виелону, который пасёт души умерших.
Велес противопоставлялся Перуну. На Киевском капище среди идолов нет статуи Велеса, зато его статуя стояла на Подоле, торговом районе. В этом исследователи видят указание на Велеса как бога - покровителя торговли.
Со временем бог скота, богатства, плодородия, торговли приобретал земледельческие функции. Крестьяне-земледельцы XIX века жертвовали Волосу последние колосья, оставшиеся на сжатой ниве.
Сварог. В восточнославянской мифологии дух земного огня именуется Сварожичем, то есть сыном Сварога, бога огня небесного. Культ Сварога схож с древнегреческим культом Гефеста. Сварог - бог небесного огня и одновременно податель культурных благ. Сварог по древнему преданию предаётся покою, предоставляя управление своим детям - Дажьбогу (богу солнца) и Сварожичу.
Дажьбог. Славяне верили, что Дажьбог живёт далеко на востоке, где находится страна вечного лета. Каждое утро он выезжает на своей колеснице из золотого дворца и совершает круговой объезд по небу. Дажьбог сопоставляется с древнегреческим Аполлоном. Есть предположение, что часто употребляемая фраза "дай бог" служит отражением имени Дажьбога (на древнерусском "дай" - "дажь"). Восточнославянскому Дажьбогу соответствуют Дабог и Даjбог у южных славян и Dac"bog у западных.
Хорс - бог солнечного диска. Хорс был божеством, близким к Дажьбогу. Встречаются различные варианты написания его имени: Хърсъ, Хъросъ, Хорсъ. Древний славянин видел в солнце могучего подателя света и тепла, бога, от которого зависел не только урожай и благосостояние, но и сама жизнь крестьянина. Имя античного Аполлона в одном из древнерусских переводов передано как Хорс. Бог солнца Хорс представлялся славянам большим конём, совершающим свой бег по небу с востока на запад.
Стрибог. Небесным божеством, принадлежащим к числу главнейших славянских богов, был Стрибог. Стрибога называли отцом богов, дедом ветров. Возможно, Стрибогу приписывалась и власть над звёздами.
Ярило (Ярила) - бог весеннего плодородия. Первое представление о культе Ярилы можно составить, если обратиться к лингвистическим данным. Имя Ярило, как и другие слова с корнем яр- (jar-), связано с представлением о весеннем плодородии (яровой, ярый - весенний, украинское ярь - весна), о хлебе (яровой, ярина - ячмень, овёс), о животных (бычок - яровик, ярка).
К женским божествам можно отнести Ладу, Лель и Мокошь.
Женские божества плодородия Лада и Лель . Имена Лады и Лели, божеств, связанных с плодородием, встречаются в различных письменных памятниках старины и хорошо известны в славянском фольклоре. Лада почиталась в качестве покровительницы браков. Лель, по сравнению с Ладой, занимала более скромное место в верованиях славян. Можно рассматривать её как богиню молодой зелени.Мокошь - женское божество. Мокошь (Мокъшь, Мокоша, Макошь, Макешь, Мокуша, Макуша) - единственное женское божество, чей идол стоял на вершине холма рядом с Перуном, Хорсом, Дажьбогом, Стрибогом, Симарглом. Мокошь была известна не только у восточных славян, но и у западных и южных славян. Об этом свидетельствует словенская сказка о колдунье Мокошке. Мокошь связывают с дождём, грозой, вообще со всякой непогодой. Также предполагается её связь с прядением, ткачеством. Её считают покровительницей женского рукоделия.
Симаргл (Семаргл) - божество растительности. "Повесть временных лет" называет в числе идолов капища князя Владимира идол Симаргла. Упоминания о Симаргле (Сьмарьглъ, Симаргьлъ, Сим-Реглъ, Симъ и Рьглъ, Симъ и Ерьглъ) очень немногочисленны. Симаргл - божество семян, ростков, корней растений; охранитель побегов и зелени. Символ "вооружённого добра". Посредник между верховным божеством неба и землёй, Симаргл имел облик "собако-птицы" или грифона. Иранское по происхождению божество, Симаргл перешел в восточнославянскую мифологию из религиозной системы причерноморских ираноязычных народов.
У восточных славян существовали представления о потустороннем существовании. По всей территории, на которой обитали славянские племена, встречаются могильники и курганы с погребениями, наполненными различными вещами. Все это связано с какими-то представлениями о загробной жизни. Дохристианское общеславянское слово"рай" ("ирий") означало прекрасный сад, но он, видимо, был доступен не всем. Существовало слово "пекло", вероятно, обозначавшее подземный мир, в который попадали души злых.
Дохристианские верования, касавшиеся отношения умерших к живым, продолжали существовать очень долго после крещения. В поверьях восточных славян умершие делились на две категории: одна категория - "чистые" покойники, умершие естественной смертью (от болезни, старости) т.н. "родители"; другая категория - "нечистые", умершие ("заложные") неестественной смертью (утопленники, колдуны, погибшие от молнии, опойцы). Отношение к этим двум категориям умерших было в корне различным: "родители" воспринимались как покровители семьи, их почитали, а "заложных" боялись (за их способность приносить вред) и старались обезвредить. Почитание "родителей" - семейный (родовой) культ предков, сохранившийся в качестве пережитков до наших дней. Один из следов существовавшего когда-то культа предков - фантастический образ Чура, Щура, а также вера в домового - покровителя семьи, дома. Иным было отношение к "нечистым" умершим, которые не имели ни малейшего отношения к семейно-родовому культу. Их просто боялись, при этом боялись не духа мертвеца, а его самого (способы борьбы с "заложными" - осиновый кол и т.д.). "Нечистым" умершим приписывали способность наносить вред живым людям, а также дурное влияние на погоду. Такие "нечистые" умершие назывались "навье", "навий". Навьи (навь - воплощение смерти) - это враждебные духи умерших, первоначально - чужеплеменников, чужаков, умерших не в своём роду-племени, позднее - души иноверцев. Навьи были универсальными вредителями - всё зло и болезни считались их проделками. Летописцы указывают способ защиты от навий - не выходить на улицу пока навьи гуляют. Также известен обряд задабривания навий: их приглашали в баню, оставляли им еду и питьё.
Помимо семейно-родовых культов у восточных славян существовали и общинные культы, связанные прежде всего с земледелием. Аграрный культ проявлялся в виде религиозно-мистических обрядов и праздников, приуроченных к важнейшим моментам сельскохозяйственного календаря и впоследствии слившихся с церковными христианскими праздниками. Отсутствие ясных источников не позволяет делать вывод, какое же божество покровительствовало земледелию.
По представлениям восточных славян, окружающий мир был населен и сверхъестественными существами низшего порядка - духами природы. Духом - олицетворением леса являлся леший, духом водной стихии - водяной, полевым духом - полудница и т.д.
В восточнославянском обществе отсутствовала жесткая культовая иерархия. Ритуал семейно-родового культа выполнялся главами семей и родов. Общественный же культ отправляли особые волхвы. Археологами найдено несколько общеплеменных культовых мест: в Киеве (под Десятинной церковью), в Новгороде.

Языческие представления в измененной форме существуют до настоящего времени.

Богом грома и молнии, покровителем воинов у славян был

Языческий культ у славян отправлял(и)

Старейшины

Конец раздела

Подведение итогов

Поздравляем, вы прошли тест до конца!

Теперь нажмите на кнопку Сдать тест для того, чтобы окончательно сохранить ваши ответы и получить оценку.
Внимание! После нажатия на кнопку вы не сможете внести изменения.

Сдать тест

Подведение итогов

%
ваша оценка


Результаты теста были сохранены.
На панели навигации красным отмечены слайды, на которых допущена хотя бы одна ошибка.


Раздел пока пуст

  • Начало

Догосударственный период в истории Руси

Предки славян издавна жили на территории Центральной и Восточной Европы. По своему языку они относятся к индоевропейским народам, которые населяют Европу и часть Азии вплоть до Индии. Археологи считают, что славянские племена можно проследить по данным раскопок с середины второго тысячелетия до н.э. Предков славян (в научной литературе их называют праславяне) предположительно находят среди племен, населявших бассейн Одры, Вислы и Днепра; в бассейне Дуная и на Балканах славянские племена появились лишь в начале н.э.

Возможно, что о предках славян говорит Геродот, когда описывает земледельческие племена среднего Поднепровья.

Он называет их "сколотами" или "борисфенитами" (Борис-фен - название Днепра у античных авторов), отмечая, что греки ошибочно причисляют их к скифам, хотя скифы совершенно не знали земледелия.

Античные авторы I-VI в.в. н.э. называют славян венедами, антами, склавинами и говорят о них как о "бесчисленных племенах". Предполагаемая максимальная территория расселения предков славян на западе доходила до Эльбы (Лабы), на севере до Балтийского моря, на востоке - до Сейма и Оки, а на юге их границей была широкая полоса лесостепи, шедшая от левого берега Дуная на восток в направлении Харькова. На этой территории обитало несколько сот славянских племен.

В VI в. из единой славянской общности выделяется восточно-славянская ветвь (будущие русский, украинский, белорусский народы). Приблизительно к этому времени относится возникновение крупных племенных союзов восточных славян. Летопись сохранила предание о княжении в Среднем Поднепровье братьев Кия, Щека, Хорива и их сестры Лыбеди и об основании Киева. Летописец отмечал, что такие же княжения были и в других племенных союзах, называя более десятка племенных объединений восточных славян. Такой племенной союз включал в себя 100-200 отдельных племен. Около Киева на правом берегу Днепра жили поляне, по верхнему течению Днепра и по Западной Двине - кривичи, по берегам Припяти - древляне, По Днестру, Пруту, нижнему течению Днепра и по северному побережью Черного моря - уличи и тиверцы, по Оке - вятичи, в западных областях современной Украины - волыняне, к северу от Припяти до Западной Двины - дреговичи, по левому берегу Днепра и по Десне - северяне, по реке Сож, притоку Днепра, - радимичи, вокруг озера Ильмень - ильменские славяне (словене).

Летописец отмечал неравномерность развития отдельных восточно-славянских объединений. Наиболее развитыми и культурными он показывает полян. К северу от них проходила своеобразная граница, за которой племена жили "зверинским образом". По данным летописца, земля полян также носила название "Русь". Одно из объяснений происхождения термина "Русь", выдвигаемых историками, связано с названием реки Рось, притока Днепра, давшей имя племени, на территории которого жили поляне.

Данные летописца о размещении славянских племенных союзов подтверждаются археологическими материалами. В частности, данные о различных формах женских украшений (височные кольца), полученные в результате археологических раскопок, совпадают с указаниями летописи о размещении славянских племенных союзов. Соседями восточных славян на западе были прибалтийские народы, западные славяне (поляки, чехи), на юге - печенеги и хазары, на востоке - волжские булгары и многочисленные угро-финские племена (мордва, марийцы, мурома).

Основным занятием восточных славян было земледелие.

У славянских племен существовали две основные системы земледелия. На севере, в районе густых таежных лесов, господствующей системой земледелия была подсечно-огневая.

В южных районах ведущей системой земледелия был перелог. При наличии большого количества плодородных земель участки засевали в течение нескольких лет, а после истощения почвы переходили ("перекладывались") на новые участки. В качестве основных орудий использовали рало, а впоследствии деревянный плуг с железным лемехом. Плужное земледелие было более эффективным и давало более высокие и стабильные урожаи.

Академик Б.А.Рыбаков отмечает, что уже со II в. н.э. обнаруживается резкий подъем всей хозяйственной и социальной жизни той части славянского мира, которая в дальнейшем станет ядром Киевской Руси - Среднего Поднепровья. Рост количества кладов римских монет и серебра, найденных на землях восточных славян, свидетельствует о развитии у них торговли. Предметом экспорта было зерно.

Важное место в хозяйстве восточных славян играли охота, рыболовство и бортничество (сбор меда диких пчел). Мед, воск, меха были основными предметами внешней торговли.

Приблизительно в VII - VIII вв. ремесло окончательно отделяется от земледелия. Ремесленники обычно концентрировались в племенных центрах - градах или на городищах - погостах, которые из военных укреплений постепенно превращаются в центры ремесла и торговли - города. Одновременно

Древнейшие города возникали чаще всего на важнейших торговых путях. Одним из таких торговых путей был путь из "варяг в греки". Через Неву или Западную Двину и Волхов с его притоками и далее через систему волоков суда достигали бассейна Днепра. По Днепру они доходили до Черного моря и далее до Византии. Окончательно этот путь сложился к IX в. Другим торговым путем, одним из древнейших на территории Восточной Европы, был Волжский торговый путь, связывавший Русь со странами Востока.

Обработка земли старта возможна силами одной семьи. Хозяйственная самостоятельность отдельных семей делала излишним существование прочных родовых коллективов. Выходцы из родовой общины уже не были обречены на гибель, т.к. могли осваивать новые земли и стать членами территориальной общины. Родовая община разрушалась также в ходе освоения новых земель (колонизация) и включения в состав общины рабов.

Распаду первобытно-общинных отношений способствовали военные походы славян и, прежде всего, походы на Византию. Участники этих походов получали большую часть военной добычи. Особенно значительной была доля военных предводителей - князей и родоплеменной знати - лучших мужей. Постепенно вокруг князя складывается особая организация профессиональных воинов - дружина, члены которой и по экономическому, и по социальному положению отличались от своих соплеменников. Дружина делилась на старшую, из которой выходили княжеские управители, и младшую, жившую при князе и обслуживавшую его двор и хозяйство.

Важнейшие вопросы в жизни общины решались на народных собраниях - вечевых сходах. Помимо профессиональной дружины существовало также и общеплеменное ополчение (полк, тысяча).

Восточные славяне были язычниками. Они обожествляли различные силы природы. На ранней ступени своего развития они верили в добрых и злых духов. Впоследствии сложился довольно развитый пантеон славянских богов, включавший как местных, так и общеславянских богов. Главными божествами восточных славян являлись: божество Вселенной - Род, божество солнца Даждь-бог (у некоторых славянских племен он назывался Ярило, Хорос), бог скота и богатства - Белее, бог огня - Сварог, бог грозы и войны - Перун, богиня земли и плодородия - Мокошь.

Образование государства у восточных славян явилось закономерным итогом длительного процесса разложения родопле-менного строя и перехода к классовому обществу.

Процесс имущественного и социального расслоения среди общинников привел к выделению из их среды наиболее зажиточной части. Родоплеменная знать и зажиточная часть общины, подчиняя себе массу рядовых общинников, нуждается для поддержания своего господства в государственных структурах.

Зародышевую форму государственности представляли собой восточнославянские союзы племен, которые объединились в суперсоюзы, правда, непрочные. Одним из таких объединений был, по-видимому, союз племен во главе с князем Кием (VI в.) Есть сведения о некоем русском князе Бравлине, который воевал в хазарско-византийском Крыму в VIII-IX вв., пройдя от Сурожа до Корчева (от Судака до Керчи). Восточные историки рассказывают о существовании накануне образования Древнерусского государства трех крупных объединений славянских племен: Куябы, Славии и Артании. Куябой, или Куявой, тогда называлась область вокруг Киева. Славия занимала территорию в районе озера Ильмень. Ее центром был Новгород. Местоположение Артании - третьего крупного объединения славян - точно не установлено.

Согласно "Повести временных лет", русская княжеская династия берет свое начало в Новгороде. В 859 г. северные славянские племена, платившие тогда дань варягам, или норманнам (по мнению большинства историков, выходцам из Скандинавии), изгнали их за море. Однако вскоре после этих событий в Новгороде началась междоусобная борьба. Чтобы прекратить столкновения, новгородцы решили пригласить варяжских князей как силу, стоящую над противоборствующими группировками. В 862 г. князь Рюрик и его два брата были призваны на Русь новгородцами, положив начало русской княжеской династии.

Легенда о призвании варяжских князей послужила основанием для создания так называемой норманской теории возникновения Древнерусского государства. Авторами ее были приглашенные в XVIII в. в Россию немецкие ученые Г. Байер, Г.Миллер и А.Шлецер. Авторы этой теории подчеркивали полное отсутствие предпосылок для образования государства у восточных славян. Научная несостоятельность норманской теории очевидна, так как определяющим в процессе образования государства является наличие внутренних предпосылок, а не действия отдельных, пусть даже и выдающихся, личностей.

Если варяжская легенда не вымысел (так считает большинство историков), рассказ о призвании варягов свидетельствует лишь о норманском происхождении княжеской династии. Версия об иноземном происхождении власти была довольно типична для Средневековья.

Датой образования Древнерусского государства условно считается 882 г., когда князь Олег, захвативший после смерти Рюрика власть в Новгороде (некоторые летописцы называют его воеводой Рюрика), предпринял поход на Киев. Убив княживших там Аскольда и Дира, он впервые объединил северные и южные земли в составе единого государства. Так как столица была перенесена из Новгорода в Киев, это государство часто называют Киевская Русь.

После Олега (879-912) княжил Игорь, которого называют Игорем Старым (912-945) и считают сыном Рюрика. После его гибели во время сбора дани в земле древлян в 945 г. остался сын Святослав, которому в это время было четыре года. Регентшей при нем стала вдова Игоря княгиня Ольга. Летописи характеризуют княгиню Ольгу как мудрую и энергичную правительницу.

Около 955 г. Ольга совершила поездку в Константинополь, где приняла христианство. Этот визит имел также и большое политическое значение. Вернувшись из Константинополя, Ольга официально передала власть сыну Святославу (957-972).

Святослав прежде всего был князем-воином, стремившимся приблизить Русь к крупнейшим державам тогдашнего мира. Вся его короткая жизнь прошла почти в непрерывных походах и сражениях: он разгромил Хазарский каганат, нанес сокрушительное поражение печенегам под Киевом, совершил два похода на Балканы.

После гибели Святослава великим князем ста/т его сын Ярополк (972-980). В 977 г. Ярополк поссорился со своим братом, древлянским князем Олегом, и начал против него военные действия. Древлянские дружины князя Олега были разбиты, а сам он погиб в бою. Древлянские земли были присоединены к Киеву.

После смерти Олега княживший в Новгороде третий сын Святослава Владимир бежал к варягам. Ярополк послал в Новгород своих наместников и стал, таким образом, единоличным правителем всего Древнерусского государства.

Вернувшись через два года в Новгород, князь Владимир изгнал из города киевских наместников и вступил в войну с Ярополком. Основным ядром войска Владимира была наемная варяжская дружина, которая пришла вместе с ним. Жестокое столкновение между войсками Владимира и

Ярополка произошло в 980 г. на Днепре близ города Любеча. Победу одержала дружина Владимира, а великий князь Ярополк вскоре был убит. Власть на всей территории государства перешла в руки великого князя Владимира Святославича (980-1015).

В княжение Владимира Святославича к Древнерусскому государству были присоединены червенские города - восточнославянские земли по обе стороны Карпат, земля вятичей. Созданная на юге страны линия крепостей обеспечила более действенную защиту страны от кочевников-печенегов.

Давние и прочные связи Руси и Византии в конечном итоге привели к тому, что Владимиром в 988 г. было принято христианство в православном его варианте. Проникновение христианства на Русь началось задолго до признания его официальной государственной религией. Христианами были княгиня Ольга и князь Ярополк. Принятие христианства уравняло Киевскую Русь с соседними государствами. Христианство оказало огромное влияние на быт и нравы Древней Руси, политические и правовые отношения. Христианство, с его более развитой по сравнению с язычеством богословско-философской системой, более сложным и пышным культом, дало огромный толчок развитию русской культуры и искусства.

Время Ярослава - это время расцвета Киевской Руси, ставшей одним из сильнейших государств Европы. Самые могущественные государи стремились в это время к союзу с Русью.

При подготовке этой работы были использованы материалы с сайта

Восточные славяне в догосударственный период

В исторической науке принято считать, что история любого народа начинается с образования государства. В Российской Федерации проживает более 100 народов и народностей. Но основным государствообразующим народом нашей страны является русский народ (из 149 млн. - 120 млн. русские). Русский народ - один из крупнейших народов мира - в течение многих веков играл ведущую роль в политическом, экономическом, культурном развитии страны. Первое государство русских, а также украинцев и белорусов было образовано в IХ веке вокруг Киева их общими предками - восточными славянами.

Первые письменные свидетельства о славянах.

К середине II тысячелетия до н.э. славяне выделяются из индоевропейской общности. К началу I тысячелетия до н.э. славяне стали столь значительны по численности, влиянию в окружающем их мире, что о них стали сообщать греческие, римские, арабские, византийские авторы (римский писатель Плиний Старший), историк Тацит - I в.н.э., географ Птолемей Клавдий - II в.н.э. античные авторы называют славян "антами", "склавинами", "венедами" и говорят о них как о "бесчисленных племенах").

В эпоху великого переселения народов славян на Дунае стали теснить другие народы. Славяне стали дробиться.

Часть славян осталась в Европе. Позже они получат название южных славян (позже от них произойдут болгары, сербы, хорваты, словенцы, боснийцы, черногорцы).

Другая часть славян переселилась севернее - западные славяне (чехи, поляки, словаки). Западные и южные славяне были покорены другими народами.

А третья часть славян, как считают учёные, не захотела никому покоряться и двинулась на северо-восток, на Восточноевропейскую равнину. Позже они получат название восточных славян (русские, украинцы, белорусы).

Следует отметить, что большинство племён стремилось в Центральную Европу, на руины Римской империи. Римская империя под ударами пришлых варваров вскоре (476 г. н.э.) пала. На этой территории варвары создадут свою государственность, впитав культурное наследие античной римской культуры. Восточные же славяне ушли на северо-восток, в глухие лесные дебри, где никакого культурного наследия не было. Восточные славяне ушли двумя потоками. Одна часть славян ушла к озеру Ильмень. Позже там встанет древнейший русский город Новгород. Другая часть - к среднему и нижнему течению Днепра - там станет другой древнейший город Киев.

В VI - VIII вв. восточные славяне в основном расселились по Восточно - Европейской равнине.

Соседи восточных славян. А на Восточно - Европейской (Русской) равнине уже жили другие народы. На Балтийском побережье и на севере проживали балтийские (литовцы, латыши) и угро-финские (финны, эстонцы, угры (венгры), коми, ханты, манси и др.) племена. Колонизация этих мест была мирной, славяне ужились с местным населением.

На востоке и юго-востоке ситуация была иной. Там к Русской равнине примыкала Степь. Соседями восточных славян стали степные кочевники - тюрки (алтайская семья народов, тюркская группа). В те времена, народы, ведущие разный образ жизни - оседлый и кочевой, - постоянно враждовали между собой. Кочевники жили за счёт набегов на оседлое население. И на протяжении почти 1000 лет одним из главных явлений в жизни восточных славян станет борьба с кочевыми народами Степи.

Тюрки на восточных и юго-восточных границах расселения восточных славян создавали свои государственные образования.

В середине VI в. в низовьях Волги существовало государство тюрков - Аварский каганат. В 625 г. Аварский каганат был разбит Византией и перестал существовать.

В VII - VIII вв. здесь же появляется государство других тюрков - Булгарское (Болгарское) царство. Затем Булгарское царство распалось. Часть булгар ушла на среднее течение Волги и образовала Волжскую Булгарию. Другая часть булгар откочевала на Дунай, где была образована Дунайская Булгария (позже пришлые тюрки были ассимилированы южными славянами. Возник новый этнос, но он взял себе имя пришельцев - "болгары").

Степи южной Руси после ухода булгар заняли новые тюрки - печенеги.

На нижней Волге и в степях между Каспийским и Азовскими морями полукочевые тюрки создали Хазарский каганат. Хазары установили свое господство над восточнославянскими племенами, многие из которых платили им дань до IX века.

На юге соседкой восточных славян была Византийская империя (395 - 1453 гг.) со столицей в г. Константинополе (на Руси его называли Царьград).

Территория восточных славян. В VI - VIII вв. славяне ещё не были одним народом.

Они делились на племенные союзы, включавшие в себя по 120 - 150 отдельных племён. К IХ в. насчитывалось около 15 племенных союзов. Племенные союзы назывались либо по местности, на которой проживали, либо по имени вождей. Сведения о расселении восточных славян содержатся в летописи "Повесть временных лет", созданной монахом Киево-Печёрского монастыря Нестором во втором десятилетии ХII в. (Летописца Нестора называют "отцом Русской истории"). Согласно летописи "Повесть временных лет", восточные славяне расселились: поляне - по берегам Днепра, недалеко от устья Десны; северяне - в бассейне рек Десна и Сейм; радимичи - на верхних притоках Днепра; древляне - по Припяти; дреговичи - между Припятью и Западной Двиной; полочане - по Полоте; ильменские словене - по рекам Волхов, Щелони, Ловати, Мсте; кривичи - в верховьях Днепра, Западной Двины и Волги; вятичи - в верховьях Оки; бужане - по Западному Бугу; тиверцы и уличи - от Днепра до Дуная; белые хорваты - северную часть западных склонов Карпат.

Путь "из варяг в греки". Морского побережья у восточных славян не было. Основными торговыми путями у славян стали реки. Они "жались" к берегам рек, особенно самой великой реки русской древности - Днепру. В IХ в. возник великий торговый путь - "из варяг в греки". Он связывал Новгород и Киев, Северную и Южную Европу. Из Балтийского моря по реке Нева караваны купцов попадали в Ладожское озеро, оттуда по реке Волхов и далее по реке Ловати до верховьев Днепра. С Ловати на Днепр в районе Смоленска и на днепровских порогах переходили "волоковыми путями". Далее западным берегом Чёрного моря доходили до столицы Византии Константинополя (восточные славяне называли его Царьградом). Этот путь стал стержнем, главной торговой дорогой, "красной улицей" восточных славян. Вся жизнь восточнославянского общества была сконцентрирована вокруг этого торгового пути.

Занятия восточных славян. Основным занятием восточных славян было земледелие. Они возделывали пшеницу, рожь, ячмень, просо, сажали репу, просо, капусту, свеклу, морковь, редьку, чеснок и другие культуры. Занимались скотоводством (разводили свиней, коров, лошадей, мелкий рогатый скот), рыболовством, бортничеством (сбор меда диких пчел). Значительная часть территории восточных славян лежала в зоне сурового климата, и занятие сельским хозяйством требовало напряжения всех физических сил. Трудоемкие работы нужно было выполнять в строго определенные сроки. Это было под силу только большому коллективу. Поэтому с самого начала появления славян на Восточноевропейской равнине важнейшую роль в их жизни стал играть коллектив - община и роль вождя.

Города. У восточных славян в V - VI вв. возникли города, что было связано с давним развитием торговли. Древнейшие русские города Киев, Новгород, Смоленск, Суздаль, Муром, Переяславль Южный. В IХ в. у восточных славян было не менее 24 крупных города. Города обычно возникали у слияния рек, на высоком холме. Центральная часть города называлась кремль, детинец и обычно была окружена крепостным валом. В кремле располагались жилища князей, знати, храмы, монастыри. За крепостной стеной возводился ров, наполненный водой. За рвом располагался торг. К кремлю примыкал посад, где селились ремесленники. Отдельные районы посада, населённые ремесленниками одной специальности, назывались слободами.

Общественные отношения. Жили восточные славяне родами. В каждом роде был свой старшина - князь. Князь опирался на родовую верхушку - "лучших мужей". Князья формировали особую военную организацию - дружину, в которую входили воины и советники князя. Дружина делилась на старшую и младшую. В состав первой входили наиболее знатные воины (советники). Младшая дружина жила при князе и обслуживала его двор и хозяйство. Дружинники с покоренных племен собирали дань (налоги). Походы за сбором дани назывались "полюдьем". У восточных славян с незапамятных времён имелся обычай - все важнейшие вопросы в жизни рода решать на мирской сходке - вече.

Верования восточных славян. Древние славяне были язычниками. Они поклонялись силам природы и духам предков. В пантеоне славянских богов особое место занимали: бог солнца - Ярило; Перун - бог войны и молнии, Сварог - бог огня, Велес - покровитель скота. В роли первосвященников выступали сами князья, но у славян были и особые жрецы - волхвы и кудесники.

Список литературы

Повесть временных лет. - М.; Л.; 1990.

Рыбаков Б.А. Первые века русской истории. - М., 1964.

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://websites.pfu.edu.ru/IDO/ffec/