Бюсты Петра работы Растрелли (1724). Изображение Петра I в скульптуре Конная статуя петра 1 работы растрелли была

Памятник Петру Первому перед Михайловским замком — самый интересный памятник в Петербурге: здесь и редкий герб Российской империи, и счастливая пяточка, и конь с человеческой ногой!

Когда меня спрашивают «Какое ваше любимое место в Петербурге?», я всегда, не задумываясь, отвечаю: Кленовая аллея. Маленькая улочка между загадочным (ему посвящен отдельный пост) и улицей Белинского (хотя не все знают, что она так называется. Да и вообще, на улицу она не похожа; скорее, она выглядит, как маленький сквер. И засажена она, кстати говоря, вовсе не клёнами сейчас, а каштанами). Со времён Павла I эта улица превратилась из парадного плаца, на котором император-невротик муштровал свои войска, в тихий зелёный уголок. Место павловских офицеров заняли бабушки с колясками, а по вечерам — безобидные местные алкаши.

Я люблю гулять по этим местам. И хотел написать пост, посвящённый прогулке вдоль Кленовой аллеи и вокруг Михайловского замка. Но в какой-то момент я понял, что про один только памятник Петру 1, установленный при Павле в центре плаца, можно написать отдельный выпуск. Столько интересных деталей и маленьких городских загадок и легенд связано с этой скульптурой! Поэтому сегодня маршрут у нас будет не длинный, но чрезвычайно насыщенный: мы будем гулять вокруг памятника Петру Великому, основателю Петербурга и великолепной

Памятник этот был создан Карло Бартоломео Растрелли – отцом знаменитого Франческо Растрелли, архитектора, строившего Зимний дворец. Однако установить памятник удалось только через почти сто лет после смерти Петра, при Павле Первом, одновременно со строительством Михайловского замка.

Не только у детей, но даже у взрослых, при взгляде на этот памятник, сразу возникает несколько вопросов.

Голые ноги и безумные глаза

Почему Пётр так странно одет? Он в стальной кирасе, на голове у него лавровый венок, а на ногах — римские сандалии. Не холодно ли русскому императору в такой обуви?

Ничего удивительного в этом нет. Дело всё в том, что в то время часто европейских монархов изображали в образе римских цезарей. Короли, императоры того времени как бы играли в императоров древности. Поэтому скульпторы и придавали им такой немного курьёзный, на наш нынешний взгляд, вид. Примеров таких скульптур «в образе» много. Например, сравните Петра Первого с Фредериком V в Копенгагене. У него точно такие же римские сандалии.

А что за странную палку Пётр держит в руке? Это — маршальский жезл. Именно с такими жезлами изображены, например, все фельдмаршалы в Фельдмаршальском зале Зимнего дворца. Такой жезл был символом верховной военной власти фельдмаршала. Кстати говоря, по-французски такой жезл называется bâton. В переводе это слово означает всего лишь «палка, палочка». Догадываетесь, какое русское слово происходит от этого же термина?

А почему же у лошади Петра такие безумные выпученные глаза? Ей больно или страшно?

Сложно сказать наверняка, но скорее всего, дело в том, что памятник этот создавался в эпоху барокко. Итальянское слово barocco в переводе означает «странный, причудливый, необычный». Художники и скульпторы, работавшие в это время, считали, что чем эмоциональней произведение искусства, тем лучше. Поэтому в картинах той эпохи всегда много беспорядочного и беспокойного движения. А все эмоции героев преувеличены. Если нужно было изобразить гнев, то живописцы той эпохи писали оскаленный рот с рядом острых зубов. Если нужно было изобразить недовольное лицо, то художник рисовал густые надвинутые брови и изборождённый складками и морщинами лоб. Особенно же любили писать яростных животных. Видимо, именно поэтому боевому коню сделали такие безумные, выпученные, как бы в порыве боевого гнева, глаза. Если вы думаете, что лошадь Петра выглядит странно, вам обязательно следует присмотреться к дельфинам, которые украшают фонтаны Петергофа. Эти чрезвычайно мирные и интеллигентные жители морей в Петергофе становятся злобными, зубастыми и не менее безумными, чем петровский конь.

Откуда лев в облаках?

А теперь давайте перейдём к хитроумным загадкам. На постаменте памятника находится российский герб. Ничего удивительного в этом нет, но кое-что необычное есть в самом гербе. Присмотритесь к нему внимательно. Что изображено на российском гербе? Двуглавый орёл, а на груди у него — Георгий Победоносец, поражающий змия. Однако в данном случае из Георгия Победоносца выглядывают какие-то странные лучики – их восемь. Эти лучики – не что иное, как Мальтийский крест.

Вы помните, Павел I приютил в России рыцарей католического Мальтийского ордена, которых выгнал с острова Мальта Наполеон. Мало того, Павел принял на себя звание гроссмейстера, то есть главы Ордена. Именно такой крест при Павле Первом был включён в Орден России, как его составная часть. Далеко не всем это нравилось, ведь Мальтийский орден был католическим. Поэтому после смерти Павла его сын Александр не стал принимать на себя звание гроссмейстера, а крест мальтийцев был из российского герба сразу же исключён. Поэтому только на гербах, изготавливавшихся в царствование Павла, можно увидеть эти необычные лучики.

Приметы и загадки

А теперь давайте посмотрим на барельефы на постаменте памятника. Они изображают две главные битвы Северной войны со Швецией, в которой Пётр принимал личное участие. С одной стороны — битва при Гангуте, с другой стороны – при Полтаве. Битва при Гангуте, произошедшая в 1714-м году, стала первой победой Русского флота над флотом шведов. Пётр совершил хитрый манёвр, перетащив свои галеры (то есть небольшие гребные суда) через перешеек, соединявший полуостров Гангут с сушей. Таким образом, флот шведов попал в окружение, и большие парусные многопушечные шведские корабли были разбиты отрядом небольших русских галер. Пётр I лично возглавлял абордаж одного из шведских кораблей. Несколько судов противника были захвачены, в их числе и головной корабль под названием «Elefant», то есть «Слон». По поводу этой победы в Петербурге была построена Триумфальная арка, на вершине которой был изображён орёл, держащий в когтях слона. Надпись на воротах гласила: «Русский орёл мух не ловит». Царское чувство юмора)))

Присмотритесь к барельефу: на переднем плане зображены два человека в лодке. Один из них помогает выбраться из воды человеку, у которого до блеска натёрта пяточка (а в последнее время — ещё и попа).

Почему ему трут пятку? Никто не может дать точного ответа на этот вопрос. Единственное, что могу сказать – это старинная городская легенда. Я помню, что когда я был совсем маленьким, эта пятка была уже натёрта до блеска. Моя бабушка мне рассказывала, что нужно её тереть на удачу перед экзаменами. Кстати говоря, я проделал это четыре раза: трижды, когда поступал в аспирантуру, и в четвёртый – когда сдавал на права в ГАИ. Все четыре раза всё проходило очень хорошо. Так что чудодейственные свойства этой пятки проверены и доказаны мной лично.

Может быть, именно эту пяточку стали тереть, потому что в данном случае человека вытягивают из воды. А ведь на экзамене добрый профессор тоже может «вытянуть» тонущего студента. Но самое забавное, что студенты, доверяющие своё академическое будущее этой чудодейственной пятке, не всегда знают о том, что на самом деле здесь вовсе не спасают матросика. Здесь берут в плен шведского контр-адмирала. Человек с натёртой пяткой – это Эренштрём, командир шведского флота, который был ранен и попытался спастись вплавь, однако был захвачен русскими войсками. Пётр, кстати говоря, обошёлся с ним по-джентльменски, и вскоре Эренштрём был отпущен на родину. При этом Пётр богато его наградил за храбрость и мужество. Так что судьба этого адмирала сложилась очень хорошо.

А теперь давайте взглянем на облака, нависшие над морской баталией. На одном из облаков изображён лев, глядящий сверху вниз на русские корабли. К чему такой лев? Что он обозначает?

Перед тем как ответить на этот вопрос, давайте обойдём памятник и посмотрим на барельеф, находящийся на противоположной стороне. Здесь — битва при Полтаве (кстати говоря, копыта петровскому коню начали тереть совсем недавно, видимо, развивая тему счастливой пяточки. В моё время только пятка пользовалась благосклонностью студентов. А копыта – выдумка современных туристов, жадных до разного рода чудодейственных примет). Над Полтавской битвой мы обнаружим на облаке рака.

Я думаю, вы и сами сможете догадаться, что обозначают лев и рак. Ну, как, додумались? Конечно же, это знаки зодиака! Лев – это июль (а ведь Гангутская битва произошла именно 27 июля). Рак, в свою очередь, — июнь. 28 июня – дата битвы при Полтаве.

Раз уж я вас привёл на эту сторону памятника, давайте, сразу напомню о старой городской легенде, связанной со скульптурой. Отойдите от памятника немножко подальше. Поднимитесь на бордюр. Встаньте на углу цветочной клумбы, находящейся прямо напротив скульптуры. Если посмотреть на памятник с этой точки, то кажется, как будто бы одна нога петровского коня (я имею в виду не того коня, который на барельефе, а большого) не конская, а человеческая. Заметили?

Речь идёт о прямой ноге, которая благодаря своей тонкости и изяществу, действительно, скорее, по контурам напоминает ногу юной девушки. А маленький пучок волос за копытом коня больше похож отсюда на каблук. Таким образом, конская нога становится похожей на дамскую ногу в сапоге. По поводу этой самой человеческой ноги есть огромное количество легенд и недостоверных спекуляций. На самом деле, там вполне обычная конская нога. И это хорошо видно, если отойти от памятника ещё шагов на десять. Однако под определённым углом, и вправду, конь Петра «отращивает» человеческую ногу. Так что моя бабушка называла этот памятник «Конь в сапоге» — по аналогии с котом в сапогах.

А еще с эим памятником связана старинная городская легенда. В легенде также фигурируют Павел Первый и Петр Первый, но в виде призрака. Смотрим видео:

На сегодня это все. Приезжайте в Петербург!

«Прадеду – правнукъ»

Удивительное дело: самый первый в России памятник Петру Великому полвека простоял под навесом, пока Павел I не повелел водрузить его вблизи только что отстроенного им Михайловского замка…

Памятник Петру I. Скульптор Бартоломео Карло Растрелли — фото предоставлено М. Золотаревым

Последними написанными Петром I были два слова:

«Отдайте все…», затем Петру достало еще сил позвать свою дочь Анну, чтобы продиктовать ей остальное. Но явившаяся тут же Анна в живых отца уже не застала. Имя, которое Петр собирался произнести, осталось неизвестным.

И несколько десятков лет после смерти Преобразователя российский престол переходил из рук в руки так, что и за неделю до каждой перемены никто не мог сказать ничего наперед. Обстоятельством же, на долгие годы возобладавшим, стало то, что престол в течение почти трех четвертей века занимали женщины.

Память о недавнем царствовании Петра в этот особенный период российской истории, окрашенный полосами в разные цвета, то горела ровным пламенем, то затухала, то возгоралась с особенной силой.

Еще за несколько лет до того, как царь Петр короновался как император, скульптор Бартоломео Карло Растрелли , приглашенный в Петербург и поступивший в 1716 году на русскую службу, получил несколько заказов и поручений.

Главным из них была подготовка проекта конной статуи Петра. Памятник должен был увековечить победы русских над шведами, и, хотя война еще длилась, Полтава и Гангут были уже позади и победа была предрешена.

«Россия вошла в Европу, как спущенный корабль, при стуке топора и при громе пушек, – писал Пушкин . – Но войны, предпринятые Петром Великим, были благодетельны и плодотворны. …Европейское просвещение причалило к берегам завоеванной Невы».

Северную войну Петр считал главным делом своей жизни, а грядущую победу в ней – венцом грандиозной работы преобразования России, что шла неустанно во все время его царствования.

***

Статуя, заказанная Растрелли Петром, едва ли могла рассматриваться как памятник в обычном смысле этого слова. Оба они – властелин и скульптор – мысленно видели в ней триумфальную, то есть символическую фигуру, подобную тем, что воздвигались в Древнем Риме полководцам в честь особенных побед.

У Растрелли начиная с 1716 года было несколько проектов статуи. Один из его рисунков, возможно самый ранний, отражая как дух времени, так и стадию разработки проекта, насыщен аллегориями – наивными и скорее переполнявшими экспозицию, однако он важен как свидетельство начальной стадии работы скульптора.

Модель статуи была отлита из свинца осенью 1717 года и несколько позже одобрена Петром, хотя отсутствие больших литейных печей вынуждало скульптора выполнять статую не сразу, а по частям.

Конная статуя, заказанная Растрелли, была, несомненно, особой. Предстоящий труд перевода в бронзу был беспрецедентно сложен еще и потому, что до замысливаемой статуи никаких подобных памятников, изваянных в России, просто не существовало.

Статуе предстояло стать первым бронзовым монументом в этом ряду. В новой петровской столице, правда, уже стали кое-где появляться скульптуры (по большей части мраморные), к примеру, ими понемногу начали украшать совсем еще молодой Летний сад, но по размерам своим все, что привозилось, не выдерживало никакого сравнения с проектируемым памятником.

Портрет архитектора Бартоломео Франческо Растрелли (сына скульптора Б. К. Растрелли). Худ. Л. К. Пфандцельт. 1750–1760-е годы — фото предоставлено М. Золотаревым

Масштаб же и сложность технических задач, стоявших перед мастером-иностранцем, были чрезвычайны. Однако чрезвычайны были и те воистину великие преобразования, свидетелем которых Растрелли довелось стать в России.

Российская же действительность тех лет, когда грандиозные сдвиги и перемены в самом укладе российской жизни происходили буквально на глазах, оказала на Растрелли самое мощное влияние. Сдвиги были эпическими. Масштаб осуществляемых Петром перемен поражал.

И после нескольких лет пребывания Растрелли в юном еще Петербурге как художественные воззрения скульптора, так и воплощения их в материале, несомненно, трансформировались. Видимо, этим, а не чем бы то ни было иным можно объяснить, что в творчестве Растрелли сам тот вид искусства, который был делом его жизни, начинает проходить путь от барокко к классицизму.

Вид Михайловского замка и памятника Петру I. Неизвестный художник. Варьированная копия с картины Ф.Я. Алексеева 1800 года. Начало XIX века — фото предоставлено М. Золотаревым

В 1721 году, после окончания войны со Швецией, Растрелли было поручено проектирование Триумфального столпа, прославляющего победы российской армии, однако более сложный во всех отношениях замысел создания конной статуи Преобразователя продолжает оставаться главным из планируемых им работ.

По свидетельствам современников, весной 1723 года модель конной статуи, с которой уже были сняты гипсовые формы, Растрелли показывал Фридриху Берхгольцу , камер-юнкеру голштинского герцога Карла Фридриха, мужа дочери Петра I Анны. «Граф показывал мне три модели, – записал в своем дневнике Берхгольц, – именно конной статуи императора, которая будет иметь 54 фута вышины, пешей статуи… и колонны… Обе первые модели в особенности очень хороши».

Со смертью Петра градус интереса к тому, как движется к завершению изготовление конного памятника, явно понижается. Страсти около престола накалены, придворные же страсти неотделимы от трат. Болезнь императрицы, воспаривший Меншиков , 12-летний Петр II – придворная жизнь кипит…

До памятников ли в такое время? До того ли, чтобы казна тратила деньги на предварительную (пока еще лишь предварительную!) подготовку литья огромной скульптуры? До «бронзовой» же стадии работы еще далеко, и литье потребует сумм огромных. Но продолжается междуцарствие, за ним грядет совсем другая власть, не петровой ветви.

И долгое время о работе Растрелли никто не вспоминал, более того, скульптору забывали платить, и лишь десятилетие спустя Анна Иоанновна дала о том распоряжение, да и то, вероятно, лишь потому, что имела свои планы использования таланта Растрелли. Об отливке же памятника Петру по-прежнему не было речи.

Происходят ли в эти невеселые для скульптора годы изменения в его взглядах как на свое искусство вообще, так и непосредственно на ту работу, тот памятник, который, конечно, останется главным делом его жизни? Несомненно, происходят.

И хотя не изменяются ни композиция, ни общий силуэт памятника, но меняется, как всякий человек, сам скульптор. Растрелли стареет, все быстрее движется его время.

Почти незаметные уточнения и изменения, которые скульптор вносит в свою уже, кажется, давно завершенную работу, рискнем назвать корректировкой тона производимого статуей впечатления. Этой новой тональностью становятся суровая торжественность, простота образа, понижение интереса к декоративным мотивам.

Император Петр I. Бюст работы Бартоломео Карло Растрелли. 1723–1729 годы — фото предоставлено М. Золотаревым

Вспомнили о модели памятника много лет спустя (июнь 1743 года), уже в годы правления дочери Петра – императрицы Елизаветы Петровны . Императрица «изволила смотреть» модель и наконец дала указание «делать выливание из меди».

Исполнением указания занимался сам 69-летний Растрелли. Перечень необходимого для осуществления следующей стадии работы – от постройки «литейного амбара» до приобретения тысячи трехсот пудов «зеленой» и ста тридцати пудов «красной меди» – впечатляет. А еще требовались целые возы «чистого воска разных цветов».

Дело, казалось, пошло быстро, и на изготовление модели из воска Растрелли потратил не больше месяца. Шел октябрь 1744 года. В Петербурге наступало осеннее ненастье. Начинались холода, и скульптор торопился… В начале ноября огромная модель из цветного воска была полностью закончена.

Можно было приступать к отливке из бронзы. Но увидеть главное произведение своей жизни воплощенным в бронзе скульптору не довелось.

18 ноября 1744 года, не дожив нескольких месяцев до 70-летия, Бартоломео Карло Растрелли скончался.

После смерти скульптора отливку конной статуи довершил его сын, архитектор Бартоломео Франческо Растрелли . Впрочем, это тоже, как и все, связанное с замечательной статуей, происходило с оттяжками по времени, то есть и не легко, и не сразу, а лишь по прошествии трех лет после смерти Растрелли-отца. Дальнейшее же опять замедлилось.

Растрелли-сына, как архитектора (Смольный монастырь, Зимний дворец, Большой дворец в Петергофе, Екатерининский дворец в Царском Селе), призывали огромные проекты совершенно иного круга, и в 1748 году он вынужден был сложить с себя все дела, связанные со скульптурой.

Прошло еще семь лет, а статуя все еще не была расчищена. Но когда (1755) ее все же расчистили и прочеканили, то оказалось, что не готов пьедестал… Не мерещится ли нам тут, мой современный читатель, что-то чрезвычайно знакомое?

К концу царствования Елизаветы Петровны, хотя в первые свои годы она сама распорядилась дело с памятником продвигать, работы эти почти не продвинулись, а потом просто не стало денег…

Памятнику, выполненному Растрелли, выпала нелегкая, а порой, казалось, даже чуть не трагическая судьба. Замечательный монумент многие десятилетия не мог в Петербурге найти себе места, а затем (и опять многие годы!) простоял забытым под навесом у Троицкого моста. Поразительно! В нашей истории любого периода время от времени мы наталкиваемся на что-то, чему не подыскать ответа…

Ведь уникальный же памятник! И вокруг – удивительный, растущий как на дрожжах город с обилием (тогда еще) пустых пятен в самом центре!

Как при этом не год, не десять лет, а полвека не найти в столице места для монумента, посвященного ее основателю? И памятник дарили и передаривали, помещая, впрочем, на пейзажных гравюрах и видовых литографиях в том месте Петербурга (Васильевский остров), где он никогда не стоял, а когда наконец памятнику нашлось достойное и подходящее по его классу значимости место у дворца императора, то императора через месяц тут же и убили… Рок? Возможно.

Памятник же, откуда на него ни посмотри, действительно первоклассный.

Все построение монумента характеризуется спокойствием и простотой, чуждыми всякого рода вычурности.

Высоко подняв голову, всадник слегка натягивает узду, сдерживая коня. Всадник в одеяниях римского цезаря, в руке у него жезл, на горностаевой мантии вытканы двуглавые орлы. Суровая сдержанность, замедленное движение, неспешность.

Конная статуя, выполненная Растрелли, относится к тому направлению в европейском искусстве, которое получило свое наиболее широкое развитие в эпоху абсолютизма. Истоки этой традиции следует искать в произведениях эпохи Возрождения, которая, в свою очередь, черпала вдохновение в скульптуре Античности.

Памятники… Монументы, статуи, бюсты. Среди этих скульптурных теней есть и те, кому мы отдаем роль судей; от других, похоже, ждем ответа. Надпись на памятнике Петру у Михайловского замка: «Прадеду – правнукъ» – может показаться спрессованным монологом заждавшегося власти Павла I . Но что Павел мог сказать прадеду? Прадед и правнук были не просто разными людьми – они были из разного теста.

Балдахин над катафалком с гробом Петра I. Оформление катафалка. Эскизы Бартоломео Карло Растрелли. 1725 год — фото предоставлено М. Золотаревым

Когда Петр строил флот, армию, империю, а также столицу, его мозолистые руки умели держать и топор, и весло, и запальный фитиль. Петр знал, как лить колокола и пушки, как для корабельных нагелей «древесину молодых дерёв» варить в соленой воде и «вялить под сараями», а также как пишутся законы. И на том берегу Невы, куда еще вполне мог прорваться неприятель, стоял его одноэтажный домик с низким потолком.

Павел же, как только власть упала ему в руки, лихорадочно принялся строить для себя окопанный рвами замок. Понимал ли он, что творит? Безумная трата казны, немыслимо сжатые сроки. И вот уже в центре столицы стоят подъемные мосты и перекликается круглосуточная стража. Каменные барельефы фасада, кованые ворота, роскошные интерьеры, полотна знаменитых мастеров, яшма, малахит, бронза.

Постамент памятника Петру I у Инженерного замка. Фотография начала ХХ века — фото предоставлено М. Золотаревым

Спальные покои с синим потолком, расписанным звездами. Встроенная церковь во имя покровителя небесного воинства. Мальтийская символика. Фаворитки. Холерические выходки. Вечерние указы, отменяемые поутру. Бешенство, лишенное логики. И… на сороковой день пребывания императора в непросохшем еще замке-дворце – цареубийство.

Но династические семьи во все времена избегают даже тени упоминаний о чем бы то ни было уголовном. Что же касается убийства Павла I, этого, как другие считают, российского Гамлета, то о нем, сколь можно судить, даже в самой царской семье предпочитали если и упоминать, то в выражениях весьма туманных. Разве что бродила легенда о том, что сын Павла, основатель Лицея и победитель Наполеона , не выдержав каких-то воспоминаний, покинул власть, уйдя в старцы.

Карта города вокруг Михайловского замка за два века изменилась, хотя и не чрезвычайно.

Но уже давно засыпаны проточные каналы, исчезли ограды и подъемный мост, а само здание замка, пережив три этапа пребывания в нем военно-инженерных училищ (потому он и Инженерный), стало одним из филиалов Русского музея, повторно превратившись в дворец.

И перед воротами замка вновь появился облицованный серым гранитом фрагмент рва. Вода во рву, понятно, не проточная, и приходится следить, чтобы в ней не плавали окурки и конфетные обертки. Все стало, как многое в нашей жизни, слегка прежним и не до конца настоящим, хотя и, безусловно, иным. И из того, что точно было здесь в 1800 году и осталось, не сдвинувшись с места, так это лишь стены замка и памятник Петру I, изваянный Растрелли-отцом.

О том, была ли надпись «Прадеду – правнукъ» уже при установке памятника или появилась позже, искусствоведы спорят.

Михаил Глинка

Конь с человеческой ногой.

Вроде бы всем известная формальная достопримечательность - Петр I на коне, у Михайловского замка. Модель памятника была изготовлена еще при жизни Петра, скульптором Растрелли, сам монумент долго пылился по подвалам и лишь при Павле I был установлен на свое нынешнее место. Казалось бы, памятник как памятник. Однако, если выбрать определенный ракурс и внимательно посмотреть на ноги коня, окажется, что одна из его ног - человеческая! Что это? Чей-то недосмотр? Месть скульптора? Просто такая своеобразная шутка?

Адрес: ул. Садовая, д. 2.

Будем разбираться в этой тайне....

История памятника Петру I у Михайловского замка (Инженерного) на площади Коннетабля, сама по себе интересна, потому что протянулась практически на весь XVIII век.

В самый плодотворный период своего правления Петр I, бросив взгляд на пройденный путь и осознавая, какие великие дела он совершил для своей страны, решил увековечить свою память. После одержанной победы в Полтавском сражении он задумал воздвигнуть на данном месте каменную пирамиду с личным изображением в полный рост и на коне, которая будет отлита из желтой меди. Однако тот период был для государства довольно тяжелым, и ему пришлось отложить осуществление своей задумки на неопределенный срок.

В 1716 году в Петербург прибыл великий скульптор и архитектор Бартоломео Карло Растрелли. Он был приглашен для создания монумента Петра I. Около двух лет он трудился над изготовлением глиняной модели коня для памятника. А вот для воссоздания точной копии лица императора Растрелли снял с его лица гипсовую маску, наподобие знаменитых венецианских.

Кстати, с ее (маски) помощью также был сделан восковой бюст Петра. По замыслу великого императора на монументе должна была быть надпись. За ее сочинение взялась целая бригада, состоящая из сотрудников и студентов Парижской королевской академии. Текст должен был быть на латинском языке. Он и украшает сегодня Памятник Петру перед Михайловским замком.

Великий император был очень воодушевлен тем, что скоро он сможет увековечить себя, воздвигнув первый в России конный монумент. Однажды он посетил мастерскую, где трудился Растрелли, и дал ему несколько очень ценных и дельных советов. Это было в 1719 году, Северная война подходила к концу, а Российская империя должна была стать в ней победительницей.

А это означало, что новый памятник должен был заключать в себе триумф как всей России, так и ее императора. Через 5 лет была готова новая восковая модель памятника. Многие критики считали, что этот монумент перегружен различными деталями. Однако не надо забывать, что он относится к эпохе барокко, отличительной чертой которой была склонность к чрезмерности и роскоши.

Первоначально Памятник Петру I имел следующий вид. Могучий конь, на котором восседает император. У ног коня лежит змея - символ зависти. В дальнейшем ее перенесли к Медному всаднику. Монумент также состоял из шести аллегорических фигур - добродетелей, статуи Невы, купидонов, земной сферы. При жизни Петра для памятника было выбрано другое место - старая Сенатская площадь на Васильевском острове. Петру очень понравился замысел Растрелли. Однако статую пока не спешили отливать из бронзы.

После смерти Петра I в 1725 году, около 10 лет его наследники и не вспоминали о памятнике. Кстати, плату из государственной казны за свой труд Б. Растрелли получил лишь в 1734 году. Еще около 7 лет после этого памятник пылился в амбаре, но когда к власти пришла дочь Великого императора Елизавета, она решила еще раз напомнить своим подданным, чьей дочерью является.

Императрица хотела воздвигнуть его перед Зимним дворцом. Однако, осмотрев монумент, она пришли к заключению, что он больше не соответствует вкусам нового времени, и его нужно доработать. Естественно, это было поручено уже стареющему Бартоломео. В итоге памятник представлял собой только образ императора-триумфатора без каких-либо барельефов и аллегорий.

В 1743 году, после осмотра и одобрения модели Елизаветой Петровной, Растрелли приступает к изготовлению большой скульптуры. Работа над ней была завершена в 1744. Так сложилась судьба - ни при жизни Петра, ни при жизни создателя памятника, он не был установлен.
В этом же 1744 году Карло Бартоломео Растрелли умирает в Петербурге, и отливку статуи Петра в бронзе по восковым моделям отца осуществляет уже его сын Франческо три года спустя. Императрица Екатерина II оценила памятник и сочла его недостойным великого монарха, после чего Растрелли младший был отстранен от дел, а Екатерина заказала новый памятник Петру вместо «неудачного» труда Растрелли.

За работу над памятником великому царю взялся французский скульптор Этьен Морис Фальконе, так родился знаменитый на весь мир «Медный всадник», а готовый памятник итальянского скульптора долгие годы хранился у князя Григория Потемкина, но опять же, установлен не был. Только пришедший к власти император Павел I вспомнил про многострадальную статую предка и повелел воздвигнуть ее в Кронштадте.

Спустя некоторое время Павел меняет свое решение и отдает приказ о перевозке и установке памятника в Петербург, и с 1800 года по сей день, он стоит у фасада Михайловского замка на площади Коннетабля. Павел также приказал сделать на постаменте надпись - «Прадеду Правнук 1800», явно перекликающуюся с надписью «Петру I Екатерина II Лета 1782» на гром-камне «Медного всадника».

Скульптура царя установлена на высокий мраморный постамент, по обеим его сторонам украшения в виде бронзовых барельефов, рассказывающих историю двух сражений Северной войны. С одной стороны (восточной)- фрагмент Полтавская баталия, с другой (западной) - бой при Гангуте. На первом барельефе изображен Петр, он шпагой указывает своему соратнику князю Меншикову на отступающих шведских врагов, над их головами парят трубящие гении Победы.

На втором барельефе запечатлен первый крупный морской бой, выигранный Петром у мыса Гангут. Корабль царя Петра и он сам изображены в левой части барельефа, в правой части захваченный шведский корабль, над которым поднимается русский флаг. В середине композиции сцена спасения утопающего моряка.

Оба барельефа выполнены целой группой скульпторов, над ними трудились В.И. Демут-Малиновский, И.И. Теребенев и И.Е. Моисеев. Решающие сцены битв отличаются высочайшим художественным уровнем, точностью изображения мельчайших деталей всей композиции.

Барельефы любимы и почитаемы горожанами, как добрые приметы времени. В глаза бросается то, насколько отполированы выступающие части барельефов - копыта коней, нога Петра и тонущий моряк, особенно пятка. Это городские легенды, которыми со временем обрастает практически любой памятник нашего города. Считается, если подержаться за пятку моряка - не утонешь, а если потрогать ботфорт царя или копыто коня - это принесет удачу.


Оригинал взят у

У этого памятника Петру I непростая судьба.
Мысль увековечить Петра в бронзе принадлежала еще Анне Иоанновне, но, осуществила ее Елизавета, "дщерь Петрова".

Но памятник мог появиться еще при жизни Петра. В 1716 году в Петербург для его создания прибыл скульптор Бартоломео Карло Растрелли. Уже через два года в «портретном амбаре» ваятеля появилась глиняная модель коня для будущего памятника. Для более точной передачи черт лица Петра, Растрелли снял с него гипсовую маску, которая в дальнейшем стала основой и для воскового бюста царя хранящегося в Эрмитаже.

В 1719 году Петр посетил мастерскую Растрелли и дал скульптору ценные указания, следуя которым итальянец отказался от своего первоначального замысла.

Модель получила высочайшее одобрение Петра, но она так и не была отлита в бронзе. В 1725 году император умер, и последующие десять лет его наследникам было не до памятника. Даже плату за уже проделанную работу Растрелли получил только в 1734 году! Растрелли так и не увидел свое детище на постаменте. Мастер скончался 18 ноября 1744 года. Работы по отливке памятника были завершены его сыном, Франческо-Бартоломео Растрелли в 1747 году.

Лишь Елизавета Петровна вспомнила о памятнике и поручила Растрелли его закончить. Хоть монумент был отлит из бронзы, установлен он почему-то не был. Случай удивительный, потому что памятник стоил больших денег.

К сожалению дочери Петра императрице Елизавете Петровне статуя не понравилась (кстати, дочери незаконно рожденной, т.е. вне церковного брака) и несколько десятилетий памятник находился в амбаре Литейного двора. Елизавета хотела поставить памятник на площади перед новым Зимним дворцом или у здания Двенадцати коллегий, но за прошедшие два десятилетия художественные вкусы сильно изменились и скульптура нуждалась в очередной доработке. Но мода на аллегоризм прошла, а ведь это первая конная статуя в России! Петр изображен полководцем-триумфатором на своем любимом коне с редким именем Лизетта.

Все царствование Екатерины Великой он пролежал на набережной Невы у Исаакиевского моста. У Петра и коня и правда выпученные глаза и вид немного комичный. Лавровый венок больше похож на рога или на корону, которую неоднократно роняли...

Возможно поэтому Петр работы Растрелли в 1782 году был подарен Г.А. Потемкину, который сперва планировал отправить памятник на Украину, а потом установил его под навес у Таврического дворца.

Когда к власти пришел Павел, во всем противоречивший матери, памятник был возвращен из потемкинской ссылки и установлен на почетном месте перед Михайловским замком. Это случилось ровно через 53 года после создания памятника, столько же лет прожил на свете и Петр Великий! Совпадение?! Не думаю (С) Кисилев.

Павел приказал сделать надпись "Прадеду - правнук". Эту надпись сочинил сам император.

Пьедестал памятника украшают два барельефа "Сражение при Гангуте" и "Полтавская битва" и необычный двуглавый орел с мальтийским крестом, без которого великий магистр Мальтийского ордена обойтись никак не мог. В одном углу барельефа «Полтавский бой» можно увидеть Карла XII покидающего поле боя на носилках, в другом - Рака, символизирующий зодиачный знак июня, месяца Полтавской битвы.

Нужно потереть копыто коня и ногу Петра. Те кто сомневается где именно Петр, трет все копыта и все ноги))))

На барельефе с гангутом, считается что нужно потереть пятку спасенного моряка, чтобы не утонуть. Особенно часто ее трут студенты для успешной сдачи экзаменов (вместо изучения билетов). Скоро сотрут напрочь.

К сожалению, правнук смог любоваться на статую прадеда только 40 дней, по прошествую которых Павел тихо скончался от «апоплексического удара» табакеркой по голове...

Памятник этот странный и таинственный. Копыта коня - всегда блестят, а левая передняя конская нога похожа на женскую ножку в высоком сапоге на каблуке (посмотрите ниже на ногу коня). Хотя... это оптический эффект такой при просмотре сбоку, если залезть к памятнику, там обычное копыто))) просто плоское.

Говорят, что если внимательно вглядываться в памятник Петру белой ночью, то в 3 часа утра можно увидеть, как он шевелится и кажется, будто Петр торжественно выезжает из ворот замка...

В 1941 году статую сняли с пьедестала и закопали на площади. Так ее сохранили для потомков. Только в июле 1945 года она вернулась на свое законное место.

В 1989-1990 гг. памятник был отреставрирован. Сегодня он не так знаменит у туристов как а зря...)))

Памятник стоит у Михайловского замка. ул. Садовая, д. 2. Ряд фото (С) Артем Кирпиченок. Инфа (С) интернет

ВВЕДЕНИЕ


Наверное, нет такого человека в Росси, который не слышал бы о знаменитом памятнике Петру Первому работы Э.- М. Фальконе, и знакомство с Петербургом для многих начинается именно с этого монумента. Для петербуржцев он и вовсе стал символом города. Люди подолгу стоят у монумента и не перестают удивляться его предельной простоте и строгости, его необычайной выразительности и динамичности. Ему посвящено множество стихов, книг, он многократно повторен в картинах, гравюрах. Даже его имя - «Медный всадник» - пришло из русской поэзии.

Однако, «Медный всадник» - это не первый памятник, посвященный Петру. Перед Инженерным замком стоит памятник Петру Первому, установленный в 1800 году. Памятник этот работы скульптора К.-Б. Растрелли, отлит в 1745-1747 годах по модели, исполненной при жизни царя.

Памятник Петру перед Инженерным замком является первой конной статуей в России, в то время как «Медный всадник» был первым установленным в России памятником. Одной из целей моей работы было установить, почему же памятнику Растрелли понадобилось почти 100 лет, чтобы преодолеть долгий путь от идеи создания до установки в городе.

Перед написанием работы передо мной стояло несколько задач, которые я попыталась решить, это:

Знакомство с историей двух величайших памятников Петру.

Описание архитектурного убранства монументов.

Про памятники Петру Первому написано множество книг, статей. Я работала с большим количеством материала. В основном, мной были использованы книги М. И Пыляев «Старый Петербург», А. Л. Каганович «Медный всадник: история создания монумента», А. П. Крюковских «Скульптура Санкт-Петербурга» и многие другие.


1. ПАМЯТНИК ПЕТРУ I РАБОТЫ К.-Б. РАСТРЕЛЛИ


1 История создания


На широкой аллее, перед парадным входом в Инженерный замок находится конный памятник Петру I.

Судьба этого монумента не менее сложна и запутана, чем у дворца, перед которым он был установлен в 1800 году по приказу Павла I.

Итальянец по происхождению, скульптор Растрелли прибыл в Россию в 1716 году из Парижа, где он некоторое время работал. В Петербурге он быстро стал знаменитым, и в конце того же года уже получил царский заказ на создание конной статуи. Петр I заказал её Растрелли в ознаменование побед над шведами в Семилетней войне.

Над конным монументом Петра Растрелли работал около 5 лет, с 1719 по 1724. Стремясь как можно точнее передать портретное сходство, Растрелли снял с лица Петра I гипсовую маску и пользовался ею в процессе работы над статуей для конного монумента.

В начале 1719 года Петр посетил мастерскую скульптора: свинцовая модель памятника получила его одобрение, но вот большой глиняный конь, видимо чем-то не понравился царю.

Весной следующего года Растрелли получил указание изменить первоначальный проект памятника и создать новую, более пышную и торжественную модель. Северная война уже была близка к своему завершению, и слава полководца Петра всё более возрастала. 30 августа 1721 года был подписан Ништадтский мир. Заключение мира и провозглашение Петра императором, а России империей сопровождалось большими торжествами.

В этой обстановке Растрелли, работая над моделью, вносил в неё всё новые и новые изменения. В 1724 году модель памятника высотой 76 сантиметров была закончена и отлита.

Император одобрил модель, но повеления о продолжении работ и отливке памятника не последовало. В январе 1725 года Петра не стало, и до монумента уже никому не было дела, а потом о нем просто забыли. Растрелли даже не получил вознаграждения за свою работу.

Прошло немало лет. В 1741 году на престол вступила дочь Петра Великого Елизавета. Чтя память отца и желая показать себя его достойной преемницей, она повелела воздвигнуть памятник Петру.

И тогда из амбара Литейного двора извлекли забытую растреллиевскую модель, утвержденную самим Петром Первым. Но за это время изменились художественные вкусы, и модель признали устаревшей.

С 1743 года работа закипела. В течение года была установлена восковая модель, предназначавшаяся для отливки памятника в бронзе. Казалось, давняя мечта Б. К. Растрелли сбывается, но все же ему так и не довелось увидеть в металле свое лучшее творение. Художник умер 18 ноября 1744 года.

Сын скульптора Франческо Бартоломео Растрелли после смерти отца попросил разрешение завершить начатое дело - отливку конного памятника Петру Первому, на что получил согласие императрицы.

Наконец, в 1747 году конная статуя царя была отлита в бронзе и памятник поместили в амбаре Литейного двора, где ему суждено было простоять долгие годы.

При Екатерине Второй Растрелли был отстранен от должности придворного архитектора и в 1764 году покинул Петербург.

Новая императрица, осмотрев растреллиевский памятник, одобренный Елизаветой, посчитала, что «сделан он не таким искусством, каково бы должно представить столь великого монарха и служить ко украшению столичного города Санкт-Петербурга». К тому же в это время Э. М. Фальконе по её заказу создавал своего знаменитого «Медного всадника».

Только в 1799 году, в самый разгар работ по сооружению Михайловского замка, неожиданно вспомнили о конной статуе Петра Первого. Её решено было поставить перед южным фасадом здания на площади Коннетабля. По распоряжению Павла I началось срочное сооружение пьедестала памятника, проект которого подготовил архитектор Ф. И. Волков. Надзор за работами осуществлял архитектор В. Бренна.

Менее чем через год пьедестал был в основном готов.

В ноябре 1800 года памятник был освящен и торжественно открыт. На его постаменте виднелась скромная посвятительная надпись: «Прадеду правнук. 1800». Открытие памятника стало составной частью церемонии торжественного въезда Павла I в Михайловский замок - новую императорскую резиденцию.

Этот памятник является первой конной статуей в России.


1.2 Величественный триумфатор


Гордо от замка ступает

Медный породистый конь.

Грозно монарх восседает,

Блещет во взоре огонь…


Петр I торжественно восседает на коне. Кажется, будто император только что выехал из ворот замка своего правнука и остановился, созерцая прекрасный город.

Если судить по одежде, то не сразу догадаешься, кто же этот всадник - римский император или русский царь. Только лицо не вызывает никаких сомнений - это царь Петр: высокий круглый лоб, широкий разлет бровей, немного выпуклые глаза, небольшой сжатый рот и волевой подбородок. Великий ум, необыкновенная энергия и сила воли отражены в чертах несколько полноватого и округлого, но мужественного лица, обрамленного пышными волосами.

Император, увенчанный лавровым венком, в правой руке держит маршальский жезл, а в левой - поводья, в спокойной и горделивой, полной достоинстве позе восседает на могучем коне.

На богатырской груди всадника панцирь; на широкие плечи накинута роскошная горностаевая мантия с рельефными изображениями на ней двуглавых орлов; на боку, у пояса, тяжелый меч с рукояткой в виде львиной головы, подколенники из львиных полумасок - они символизируют власть; на ногах открытые римские сандалии с перекрещенными ремнями.

Под стать всаднику и мощный конь с круто изогнутой шеей и длинным, пышным, волнистым хвостом; медленно и торжественно, как на параде, он вышагивает, словно гордясь царственным седоком. Убранство коня не менее богато: под седлом - красивое ковровое покрывало с большими кистями по нижнему краю, на сбруе множество подвесок, а шлея и уздечка украшены драгоценными камнями.

Высокий, четырехгранный пьедестал облицован олонецким мрамором розового, белого, зеленого оттенков; цоколь сложен из серого сердобольского гранита.

На боковых сторонах постамента барельефы - скульптурные картины двух сражений русских войск под предводительством Петра I: «Полтавская баталия» и «Бой при Гангуте»; они были исполнены под руководством М. И. Козловского и молодыми скульпторами - В. И. Демутои-Малиновским, И. И. Теребеневым и И. Моисеевым. На барельефе «Полтавская баталия» справ - русское воинство, Петр I, шпагой указывающий в сторону бегущих шведских войск, рядом предводитель конницы Меншиков. Над ним парящие фигуры гениев Победы, которые трубят славу и венчают лаврами головы победителей. Над головой русских в облаках изображен рак - знак Зодиака, символизирующий месяц июнь, когда произошло это знаменательное сражение. В битве под Полтавой 27 июня1709 года наголову было разбито считавшееся непобедимым шведское войско. Карла XII, раненного в ногу, унесли с поля боя, это эпизод передан в левой части барельефа.

Не менее значительно содержание второго барельефа «Гангутский бой». В левой его части на флагманском корабле - Петр I, который командует «авангардией». К нему с облаков спускается гений Победы, неся в руках лавровые венки и пальмовые ветви. Справа - плененный шведский корабль, на который уже вступили русские, подняв флаг своей страны. На этом же барельефе в облаках изображение льва - знака Зодиака, соответствующего месяцу июлю, когда произошел Гангутский бой.

Оба барельефа отличаются четкостью композиции, умелой расстановкой фигур и уверенной проработкой деталей. Мастерски выполненные, они были отлиты из бронзы русским литейщиком В. П. Екимовым.

Памятник Петру I, созданный Растрелли, открывает собой первую страницу богатейшей истории русской монументальной скульптуры.


2. ПАМЯТНИК ПЕТРУ I РАБОТЫ Э. ФАЛЬКОНЕ


2.1 История создания


Какая дума на челе!

Какая сила в нем сокрыта!

А в сем коне какой огонь!


Выдающимся произведением монументальной скульптуры является памятник Петру I на Сенатской площади.

Едва взойдя на российский престол, Екатерина II решила поставить в столице памятник Петру I, к которому она испытывала глубочайшее уважение. Монумент должен был представить первого российского императора как выдающегося государственного деятеля. Конная статуя, отлитая из бронзы по модели Растрелли, ей не понравилась. Императрица не сразу решила, кому поручить эту работу.

Ещё до того, как был выбран скульптор, появились подробные предложения - описания будущего памятника. Предлагали у подножия пышного постамента поместить четыре Добродетели: Благоразумие, Трудолюбие, Правосудие и Победу. Аллегорические добродетели должны были попирать ногами Пороки: Невежество и Суеверие, Леность и Скупость, Неправду и Обман, Зависть и Несогласие.

По обычаям того времени, чем более значительной была личность героя, тем более тщательно отобранных аллегорических изваяний должно было толпиться у подножия статуи. Даже такой тонкий и глубокий истолкователь искусства, корреспондент Екатерины II, друг и советник Фальконе Дени Дидро предлагал включить в монумент Петра I аллегорическое изображение «Любви народа» и «Варварства, побежденного Петром».

Наконец выбор был сделан. По совету Дидро, русский посол во Франции князь Голицын предложил Этьену-Морису Фальконе взяться за сооружение памятника. В августе 1766 года был подписан контракт, согласно которому скульптор обязался через полгода представить проект монумента.

Фальконе начал с того, что отклонил все предложения и советы. Он отказался от традиционного образа монарха-победителя, восседающего на коне в облике римского цезаря, и от аллегорического изображения добродетелей, пороков, событий, триумфов. Вот как писал он Дидро о своем замысле: «Монумент мой будет прост. Там не будет ни Варварства, ни Любви народов…Я ограничусь только статуей этого героя, которого я не трактую ни как великого полководца, ни как победителя, хотя он конечно, был и тем и другим. Гораздо выше личность созидателя, законодателя, благодетеля своей страны, и вот ее-то и надо показать людям.

Мой царь не держит никакого жезла: он простирает свою благодетельную десницу над объезжаемою им страной. Он поднимается на верх скалы, служащей ему пьедесталом, - это эмблема побежденных им трудностей. Итак, это отеческая рука, это скачка по крутой скале - вот сюжет данный мне Петром Великим…»

В октябре 1766 года Фальконе приехал в Петербург и начал разработку эскизов монумента. Через два с половиной года он уже в основном закончил лепку восковой модели памятника в натуральную величину.

В создание памятника внесла существенный вклад молодая ваятельница Мари Анн Колло, талантливая ученица Фальконе. Она великолепно вылепила модель головы Петра, сумев точно передать портретные черты императора, показать властность и сложность его натуры. Уже вернувшись в Париж, и отсылая в Нант своей ученице полученную за памятник серебряную медаль, Фальконе пишет: «Вы сделали великолепную, колоссальную голову Петра Первого…»

Великий французский философ и писатель Дени Дидро, приехавший в Петербург по приглашению Екатерины II, видел готовую, ждавшую отливки модель конной статуи Петра I. Он высоко ее оценил. «Труд этот,- писал Дидро 5 декабря 1773 года в письме из Петербурга, - как истинно прекрасное произведение, отличается тем, что с первого же взгляда кажется прекрасным; когда же смотришь его во второй, в третий, четвертый раз, оно представляется еще более прекрасным. Покидаешь его с сожалением и всегда охотно к нему возвращаешься».

В соответствии с замыслом Фальконе петербургский ваятель Ф. Г. Гордеев вылепил модель змеи, извивавшейся под копытами коня. Ее тело должно было служить дополнительной, третьей точкой опоры для корпуса коня, поднявшегося на дыбы с оседлавшим его всадником.

Около трех лет ушло на подготовку к отливке статуи в металле. Отливка началась в 1774 году, и сразу же возникли огромные трудности: размеры скульптуры были громадны, конфигурация сложной; толщина бронзовых стенок в передней части статуи должна была быть значительно меньше стенок в ее задней части. Таким образом, передняя часть становилась легче, а задняя, на которую приходилась основная нагрузка, - массивнее. Без этого огромная статуя, имевшая всего три точки опоры, не приобрела бы необходимую устойчивость.

Чтобы избежать образования швов между отдельными частями статуи, Фальконе решил отлить ее за один прием. Но сделать это не удалось. 24 августа 1775 года во время отливки в литейной форме образовались трещины, через которые стал вытекать жидкий металл. В мастерской начался пожар, и лишь самоотверженность и находчивость литейного мастера Е. Хайлова позволила погасить пламя; но вся верхняя часть отливки - от колен всадника и груди лошади до их голов была непоправимо испорчена, и ее пришлось срубить.

Подготовка к новой отливке заняла еще три года, но зато вторая отливка прошла без происшествий. Огромных усилий потребовала отделка фигуры Петра, гравировка деталей одежды. Как и прежде скульптору помогал Хайлов со своими подмастерьями. Полностью работы завершились только в 1778 году. В память о завершении отделки памятника Фальконе выгравировал на одной из складок плаща Петра I надпись на латинском языке: «Лепил и отливал Этьен Фальконе парижанин 1778 года». Но дожидаться открытия памятника он не стал. В августе 1778 года он покинул Россию, не имея сил терпеть несправедливые упреки и мелочное вмешательство в свою работу И. И. Бецкого. Руководство работами по сооружению памятника перешло к Ю. М. Фельтену. Вместе с ним установкой статуи занимался и Ф. Г. Гордеев.

Торжественное открытие памятника Петру I состоялось 7 августа 1782 года. За несколько дней перед торжественным освящением монумента вместо деревянного забора памятник был обнесен полотняной оградой, на которой были изображены горы и скалы. Вокруг монумента выстроились полки - 15 тысяч человек. На Сенатской площади и на крышах домов - тысячи людей. На шлюпке от Зимнего дворца прибыла императрица. Она появилась на балконе Сената в парадном облачении - в короне и в порфире. По ее знаку полотнища с дикими горами упали, и перед войсками и народом предстал всадник, вскачь берущий крутую скалу. С двух сторон постамента сияла надпись, сделанная на русском и латинском языках: «Петру Первому Екатерина Вторая. Лета 1782». Под гром оркестров и пальбу пушек перед монументом церемониальным маршем прошли гвардейские полки.

Поэт того времени, В. Рубан, по этому случаю сочинил следующее восьмистишее:


Колосс Родосский, днесь смири свой гордый вид!

И нильски здания высоких пирамид

Вы смертных бренными соделаны руками.

Нерукотворная здесь Росская гора,

Вняв гласу Божию из уст Екатерины,

Прешла во град Петров чрез невския пучины

И пала под стопы Великого Петра!


2.2 Камень-гром


Стремясь предельно усилить выразительность образа Петра, Фальконе задумал поставить статую на гранитную глыбу, отказавшись от идеи традиционного парадного постамента. Предполагалось, что она «должна быть пяти сажен и одного аршина в вышину», гранитных монолит такого размера не встречалось до этого в строительной практике. Это требование скульптора встретило массу возражений. В одном из писем он едко пишет: «Я встретил одного художника, который сказал мне громко, на весь Пале-Рояль, что я не должен был выбрать для своего памятника в качестве пьедестала эту эмблематическую скалу, что в Петербурге нет скал. Очевидно, он полагал, что там возвышаются прямоугольные и профилированные пьедесталы». Противником Фальконе был и могущественный И.И. Бецкой. Полагая, что подобной каменной горы «сыскать безнадежно» и доставить в Петербург «по великой тяжести» невозможно, он предлагал готовить пьедестал из нескольких больших камней. Но Фальконе настоял на своем.

Академия художеств командировала художественных каменных дел мастера Андрея Пилюгина на побережье Балтики для отыскания подходящей гранитной глыбы. Поиски шли широким фронтом по морю от Петербурга до Нарвы и в Выборгской губернии, в Сердобольском погосте, в заливах Ладожского озера, по островам. Выбор остановился на самом крупном камне, гранитном монолите, обнаруженном на Лахте, в двенадцати верстах от Петербурга, крестьянином Семеном Вишняковым. Местные жители называли его «Гром-камнем», потому что в нем имелась широкая трещина, будто бы образовавшаяся от удара молнии. Камень был грандиозен. Он весил 1600 тонн, в длину имел 13,2 метра, в ширину - 6,6 метра, в высоту - 8 метров. От места установки камень отделяли 9 километров сухопутного и почти 13 километров водного пути.

В обычной практике под огромные грузы укладывали бревна и по ним волокли груз, но этот камень был настолько тяжел, что он просто перетирал бревна, как зерно в жерновах. Попробовали сделать валы металлическими, но и эта затея оказалась безрезультатной. Валы не двигались параллельно, сбивались, при этом обрывались канаты, срывались лебедки. Русские умельцы решили эту проблему. Бревна (цилиндры) заменили на медные шары. Перевозку осуществляли с помощью шаров, перекатывавшихся по обитым медью желобам. В два параллельных желоба пускались через определенные промежутки шары, которые, в свою очередь, покрывались вторыми, верхними желобами, - на них находился сам камень. По мере передвижения освобождающиеся желоба приставлялись спереди, и таким образом камень непрерывно продолжал двигаться при помощи канатов, воротов и 400рабочих.

Доставка монолита в Петербург заняла целых полтора года - время, за которое в XVIII веке можно было совершить кругосветное путешествие. А камень еще нужно было обработать - обтесать. Причем, согласно эскизу Фальконе, изменить очертания камня нужно было весьма кардинально. На это требовалось немалое время, запланированные сроки явно не выдерживали. Но и тут нашлось решение. Обработка камня не прекращалась во время его перевозки. На камне все время находилось несколько каменотесов, которые наловчились работать в таких необычных условиях - при непрерывном движении обрабатываемой поверхности.

Казалось, еще одна трудность была разрешена, но «нерукотворная гора» стала вновь камнем преткновения между Бецким и Фальконе. Скульптор хотел освободить «скалу, подобную волне, из громадного камня», на который взлетел всадник, а Бецкому хотелось сохранить его в неприкосновенности как некое чудо природы, извлечение которого из земли и доставка на такое большое расстояние было «дерзновению подобно». Поэтому обработка Гром-камня, «умаление» его до нужных размеров стало восприниматься как чуть ли не посягательство иностранца на предмет национальной гордости.

Для перевозки камня морем было построено специальное судно. Оно было рассчитано так, чтобы выдержать нагрузку от камня, особенности водного пути. Но еще предстояло погрузить такой огромный камень на это судно. Расчеты показали, что если начать погрузку на судно, находящееся у пристани на плаву, оно перевернется. Было предложено парадоксальное решение. Чтобы не дать затонуть судну с камнем, нужно затопить его заранее, так и поступили. Камень был погружен при помощи все тех же желобов. Затем откачали воду, и судно всплыло.

Итак, осенью 1770 года к пристани у Исаакиевского моста причалили два судна, между которыми был укреплен огромный плот с Гром-камнем. Установленный на Сенатской площади, он вызвал удивление и восторг. На него приходили смотреть как на чудо, не меньшее, чем сам памятник. В ознаменование завершения трудов по его перевозке была выбита памятная медаль с надписью «Дерзновению подобно»


2.3 «Медный Всадник»


С подъятой гордо головою,

Надменно выпрямив свой стан,

Куда-то кажет вдаль рукою

С коня могучий великан;

А конь, притянутый уздою,

Поднялся вверх с передних ног,

Даже среди дивных памятников Петербурга «Медный всадник» занимает особое место. Он - гений Петербурга.

В этом памятнике все просто и осмысленно, нет ничего лишнего.

Всадник, взлетевший на крутизну скалы и остановивший коня на полном скаку. Конь поднялся на дыбы - еще весь в движении. Но посадка всадника, его поза, жест, поворот головы исполнены величественности, уверенности и силы. Конь, поднявшийся на дыбы, может находиться в такой позе лишь одно мгновение. Конь и всадник как бы застыли в этом движении, символизируя вечную жизнь всадника. Сочетание мгновения с вечностью, движения и покоя, свободы и воли вовсе не кажется нарочитым, потому что конь поднят человеком на дыбы на самом крою пропасти. В этом заключается секрет того огромного впечатления, которое производит он на зрителя. Это впечатление усиливается по мере того, как вы приближаетесь к монументу и встречаете взгляд Петра.

Перед нами - прекрасное мужественное лицо с широко открытыми глазами, озаренное глубокой мыслью и непоколебимой волей. Перед нами монарх-просветитель, человек мысли, разума, носитель высоких дум. Облик Петра, конечно, идеализирован, но без идеализации, символической значительности монументальная скульптура, наверное, вообще невозможна.

Всадник облачен в широкую, легкую, не стесняющую свободу движений одежду. Фальконе справедливо полагал, что одежда всадника не должна бросаться в глаза, отвлекать зрителя от главного. «Костюм Петра, - говорил скульптор, - одежда всех народов, всех людей, всех времен, - одним словом, костюм героический». Она напоминает длинную, просторную рубаху волжского бурлака, с вышивкой по подолу и на рукавах. Сверху накинута короткая мантия, на ногах - мягкие легкие меховые сапожки, какие носили на севере Руси. Вместо седла на коня наброшена медвежья шкура, напоминающая о допетровской «медвежьей Руси». К поясу всадника прикреплен меч, покоящийся в простых, ничем не украшенных ножнах. Лавровый венок победителя и короткий меч у пояса как бы свидетельствуют о том, что царь-созидатель не раз одерживал победы и на полях сражений.

Скала символизирует те трудности, которые приходилось преодолевать России, борьбу с теми препятствиями, которые лежали на пути петровских преобразований. Утверждающий жест правой руки подчеркивает волю и убежденность Петра - государственного деятеля - в правоте и конечном успехе его начинаний. «Это отеческая рука, - писал Фальконе, - это скачка по крутой скале, - вот сюжет, данный мне Петром Великим».

Памятнику Петру посвящено бесчисленное множество стихов и восторженных описаний, он многократно повторен в картинах, гравюрах. Его знают в России даже те, кому не посчастливилось хоть раз побывать в Петербурге. За двести лет памятник Петру на Сенатской площади стал не только частью исторически сложившегося архитектурного облика города, но и его художественным символом.

памятник петр растрелли фальконе петербург

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Памятники Петру Первому работы К.-Б. Растрелли и Э. Фальконе являются самыми знаменитыми и величественными памятниками Императору Петру Первому.

Рассмотрев в своей работе историю создания этих монументов, я пришла к выводу, не смотря на неразрывную между собой связь, их постигла разная судьба.

История монумента Растрелли не менее сложна и запутана, чем у дворца, перед которым он был установлен по приказу Павла I в 1800 году. Став еще одной вехой в споре императора с его царственной матерью - Екатериной II, ответом на знаменитую статую Фальконе, получившую с легкой руки Александра Пушкина имя "Медный всадник". В 1716 году Петр I заказал его Растрелли в ознаменование побед над шведами в Семилетней войне. Восемь лет скульптор работал над проектом памятника, наконец, он создал модель, которая была одобрена Петром I, но смерть царя, последовавшая через год, помешала закончить работу.

Шли годы менялись правители, наконец, на престол взошла Елизавета Петровна, провозгласившая лозунгом своего царствования возрождение дела своего отца - первого русского императора. Царица благосклонно отнеслась к идее создания монумента, но смерть государыни помешала осуществлению этого плана. Готовый монумент оказался забытым на складе.

В 1763 году уже в правление Екатерины II воскресает намерение создания памятника царю - реформатору. Осмотрев работу Растрелли, императрица отвергла ее и пригласила для создания монумента французского скульптора Фальконе. Чья статуя и была установлена в 1782 году на Сенатской площади.

Лишь в 1800 году завершаются злоключения монумента Растрелли. Он обрел свое место в пространстве Петербурга у стен резиденции Павла I, который приказал сделать на постаменте надпись "Прадеду правнук" в противовес посвящению на "Медном всаднике": "Петру первому Екатерина вторая".

Подробное внимание я уделила постаменту «Медного всадника», так как, сейчас невозможно себе представить другого пьедестала этого памятника, а ведь найти и доставить Гром-камень, было чрезвычайно сложно.

Памятник Петру Первому Растрелли исполнен в стиле барокко. Он одет в пышные римские одежды, правая рука сжимает жезл полководца, голова увенчана лавровым венком. На боковых сторонах постамента барельефы - скульптурные картины двух сражений русских войск под предводительством Петра Первого: «Полтавская баталия» и «Бой при Гангуте».

Убранство «Медного всадника» очень сильно отличается от монумента Растрелли. Фальконе отказался от канонизированного образа императора-победителя, римского цезаря, в окружении аллегорических фигур Добродетели и Славы. Он стремился воплотить образ созидателя, законодателя, преобразователя. Отойдя от общепринятых в ту пору канонов, ваятель изобразил своего героя в движении, облачил не в парадный мундир, а в простую, свободную одежду, которая не привлекала внимания, богатое седло заменил звериной шкурой. Только венок из лавра, венчающий голову, да меч, висящий у пояса, указывают на роль Петра I как полководца - победителя. Памятник лаконичен и в то же время выразителен.

Одним из символов города Санкт-Петербурга, одной из самых ярких его достопримечательностей стал памятник Петру I - «Медный всадник».

Статуя Растрелли не обрела славы и популярности монумента Фальконе. Не стала символом основанного Петром I города, нет в городском фольклоре и литературе легенд связанных с ним. Однако этот памятник интересен не только как единственный дошедший до нашего времени прижизненный монумент царю - реформатору, но и просто как выдающееся произведение искусства.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


1.Архипов Н. И. Б. К. Растрелли / Н. И. Архипов, А. Г. Раскин. - Л. : Искусство, 1964. - 107 с.: ил.

2.Боженкова М. И. Кумир на бронзовом коне: Образ Петра Великого в монументальной скульптуре С.-П. / М. И. Боженкова. - СПб. : ТО «Пальмира», 1997. - 160 с. : ил.

3.Гончаренко Ю. Памятник Петру I // URL: (3. 04. 10)

Зарецкая З. В. Фальконе / З. В. Зарецкая. -Л. : Совет художников, 1965. - 40 с. : ил.

Иванов Г. И. Гром: Историческая повесть / Г. И. Иванов. - СПб. : Стройиздат, 1994. - 112 с.

Игнатова Е. А. Записки о Петербурге / Е. А. Игнатова. - СПб. : РИЦ «Культ-информ-пресс», 1997. - 815 с. : ил.

Ильина Т. В. История русской пластики // URL: (2. 04. 10)

Истомин В. П. // URL: http://www.opeterburge.ru/sight_701_731.html (3. 04.10)

Каганович А. Л. Медный всадник: История создания монумента / А. Л. Каганович. - Л. : Искусство, 1975. - 190 с. : ил.

Калюжная А. Д. Мифы и были в скульптуре Северной Пальмиры / А. Д. Калюжная. - СПб. : Издательский Дом «Литера», 2002. - 224 с. : ил.

Карпова Е. В. Русская и западноевропейская скульптура XVIII - начала XX века / Е. В. Карпова. - СПб. : Искусство, 2009. - 640 с. - ил.

Кирцидели Ю. И. Мой город - Санкт-Петербург / Ю. И. Кирцидели. - СПб. : Специальная литература, 1996. - 304 с. : ил.

Крюковских А. П. Скульптура Санкт-Петербурга / А. П. Крюковских. - СПб. : Лениздат, 2004. - 380 с. : ил.

Лисаевич И. Г. Скульптура Ленинграда / И. Г. Лисаевич. - Л. : Искусство, 1963. - 206 с. : ил.

Новицкая Е. Л. Разбор задачи «Медный всадник» // URL: (27. 03. 10)

Петров В. Н. Конная статуя Петру I работы Растрелли / В. Н. Петров. - Л. : Аврора, 1972. - 190 с.

Пукинский Б. К. 1000 вопросов и ответов о Ленинграде / Б. К. Пукинский. - Л. : Лениздат, 1974. - 486 с. : ил.

Пыляев М. И. Старый Петербург. Рассказы из былой жизни столицы / М. И. Пыляев. - СПб. : Паритет, 2002. - 480 с. : ил.

Романова Е. Шедевры скульптуры Санкт-Петербурга / Е. Романова. - М. Литера, 2007. - 96 с.

Самин Д. К. 100 великих памятников / Д. К. Самин. - М. : Вече, 2009. - 432 с.