Презентация - династия романовых. Презентация на тему: Династия Романовых Презентация династия романовых для начальной школы

КОУ Больше – Туралинская СОШ

Роль династии Романовых для России, в форме 23 положительных фактов.

Исследовательская работа по истории

Ф.И.О. ученика:10 класс

Кучукова Розанна Камильевна

Ф.И.О. руководителя, должность: учитель истории.

Ураева Маргарита Камильевна

Большие – Туралы 2013г.

Введение

Целью данной исследовательской работы является: выявление 23 исторических событий и явлений, произошедших и свершившихся в период правления династии Романовых и оказавших положительные действия на отношение прошлого к современности.

Задача исследовательской работы: отобразить роль династии Романовых для России в форме двадцати трёх положительных фактов.

Основная часть

Итак, с чего же начиналась эпоха правления царско-императорской династии в стране, где царила разруха и хаос. Ведь именно в этом веке, после тяжёлых для России времён смуты и эпохи самозванцев, сложилась сложная ситуация требовавшая незамедлительных действий. В Российском государстве в срочном порядке было необходимо ликвидировать отставание от европейских стран в экономической, промышленной, торговой, управленческой, образовательной и военной областях. К счастью, в исторических судьбах России происходит одно из самых ярких событий, а именно, смена царских династий России, этот период становится новым этапом, этапом царствования династии Романовых. 17 век стал новым периодом в истории России, периодом, когда происходили большие перемены, ознаменованные двадцатью тремя ступенями, приведшими страну к положительным изменениям:

1. 21 февраля 1613 года, состоялось официальное объявление об избрании царём: Михаила Фёдоровича Романова. С избранием царя кончилась смута.

2. В 1613 году завершилось Смутное время.

3. В 1654 г. было подписано множество мирных договоров, были налажены дипломатические связи, что в итоге привело к расширению владений России.

4. Начались преобразования в образовании, литературе, живописи, церкви.

Период правления Царя и императора Петр Алексеевича Первого, характеризуются следующими событиями:

5. Усиливается бюрократическая система, в 1711 г. создаётся Сенат.

6. Церковь контролируется Синодом.

7. В 1719 г. Пётр 1 ведёт политику усиления и власти на местах.

8. Пётр 1 начинает использовать опыт западноевропейских стран, в развитии промышленности, торговли, культуры.

9. В период Петра 1, выросла крупная мануфактурная промышленность.

10. В первой четверти 18 века, Пётр 1 добился признания за Россией авторитета великой державы, средневековая Московская Русь превратилась в Российскую империю.

11. Создание абсолютизма на основах рационализма, включающее в себя логичное построение бюрократического аппарата, удобную систему управления.

12. Зарождение капиталистических отношений как в пределах так и за пределами России.

Екатерина Алексеевна Романова Вторая, знаменита не менее положительными событиями в период своего правления:

13. При Екатерине 2, сформировано дворянское сословие с особыми вольностями и привилегиями (свобода от телесных наказаний, рекрутской повинности и податей).

14. Развивались новые для России направления медицины: были открыты больницы для лечения сифилиса, психиатрические больницы и приюты. Издан ряд фундаментальных трудов по вопросам медицины.

15. Екатерина 2, провозгласила принцип предпринимательской деятельности, заложив тем самым фундамент к дальнейшему развитию движения России в сторону буржуазного государства.

16. В 1762-1764 году Екатериной были изданы два манифеста. к 1786 г. в состав страны вошли Северное Причерноморье, Приазовье, Крым, Правобережная Украина, земли между Днестром и Бугом, Белоруссия, Курляндия и Литва. Что привело к увеличению численности населения России.

Павел Первый Романов, известен тем что, привёл армию в относительный порядок, внёс дисциплину и беспрекословное повиновение:

17. Недовольный порядками в армии, император преобразовал ее по прусскому образцу.

Александр Первый Романов, первым осуществил крупные реформы в сфере образования и поставил точку в окончании Отечественной войны:

18. В 1803 г. было издано новое положение об устройстве учебных заведений, внесшее новые принципы в систему образования: бессословность учебных заведений; бесплатность обучения на низших его ступенях; преемственность учебных программ.

Николай 1, как известно, принципиально отказался от каких бы то ни было коренных перемен в системе управления, пойдя другим путём, он её "усовершенствовал", тем самым выводя Россию на новый уровень развития:

20. Николай 1, способствовал росту и влиянию империи в различных районах мира.

21. Одним из важнейших явлений в истории русской культуры этого времени стало преобразование системы народного просвещения и образования.

22. С 1837 года, в России появились первые железные дороги.

23. В 1861 году отмена крепостного права (Александр 2)

Заключение

В середине 19 века, династия Романовых правила более чем одной шестой частью поверхности земли. За более чем 300 летний период правления, династия Романовых смогла выделить внутренние и внешние проблемы России и направить все усилия на их устранение. В период правления династии Романовых произошли огромные и существенные изменения во многих сферах деятельности государства.

За время правления первых Романовых выросло количество мануфактур и городов, начал складываться всероссийский национальный рынок, зарождались капиталистические отношения. Благодаря усилиям Михаила Федоровича и Алексея Михайловича Романовых, к концу 17 в. Россия достигла политической стабильности, определённого экономического благосостояния, а Петровские реформы значительно усилили становление абсолютной монархии. Многое изменилось и во внешнеполитическом положении страны. Иностранная интервенция со стороны Польши и Швеции была преодолена. Территория России значительно расширилась за счет присоединения Украины, а также за счет колонизации Сибири и Дальнего востока. При Петре был получен долгожданный выход к Балтийскому морю.

К вышеизложенному необходимо добавить. Династия Романовых сыграла основную роль в восстановлении государства после событий Смутного времени, добилась признания за Россией авторитета великой державы. На протяжении всей эпохи правления, наблюдалась преемственность реформ и продолжение деятельности предыдущих правителей, что в целом положительно отразилось на состоянии государства.

Стоит отметить что, в современном обществе мы наблюдаем именно то, что взяло своё начало в 16 веке, те 23 ступени которые преодолела в период своего правления одна из великих династий - династия Романовых.

Список литературы

    Анисимов Е. В. Время петровских реформ. – Л., 1989.

    Валишевский К. Первые Романовы. – М.: ИКПА, 1989.

    Павленко Н. И. и др. История России с древнейших времен до 1861 года». – М.: Изд-во «Высшая школа, 1996.

    Платонов С. Ф. Учебник русской истории.- СПб.: Изд-во «Наука», 1993.

    Польско-литовская интервенция в России и русское общество. //Отечественная история.- 2007. - №6. – с. 180.

    Павленко Н. И. и др. История России с древнейших времен до 1861 года».

    www.narod5.ry/e-book/okonchanie-smutnogo-vremeni

    www.bibliotekar.ru/rusRomanov/

    www.rusemire.ru/dinastiya-romanovyh.html

    www. hrono.info/general/romanovy/geanl_rm_1.php

    www.my-article.net/get/наука/история/исторические-личности/династия-романовых-часть-1

лександр I (1801-1825), российский император с 1801 года. Старший сын императора Павла I. Провел реформы, подготовленные Негласным комитетом и М.М. Сперанским. Под его руководством Россия участвовала в антифранцузских коалициях; велись успешные войны с Турцией (1806-12 гг.) и Швецией (1808-09 гг.). При Александре I к Российской империи были присоединены Восточная Грузия, Финляндия, Бессарабия, Северный Азербайджан, часть территории бывшего герцогства Варшавского. После Отечественной войны 1812 г. возглавил в 1813-14 гг. антифранцузскую коалицию. Был одним из руководителей Венского конгресса (1814-15 гг.) и организаторов Священного союза. В 1810-х гг. ввел в России т. н. военные поселения. После внезапной смерти Александра I Таганроге получила широкое распространение легенда о том, что Александр I после 1825 г. скрывался в Сибири под именем старца Федора Кузьмича. В официальной литературе именовался "Благословенным". Николай I (1825-1855), российский император с 1825 года. Третий сын императора Павла I. Вступил на престол после внезапной смерти императора Александра I и отречения своего старшего брата Константина. Подавил восстание декабристов, казнил его руководителей. При Николае I составлены Свод законов Российской империи и Полное собрание законов, введены новые цензурные уставы. Получила распространение теория официальной народности (в основе которой лежала формула: "Православие, самодержавие, народность"). Николай I начал железнодорожное строительство. Были подавлены Польское восстание 1830-31 гг., Революция в Венгрии 1848-1949 гг. Важная сторона внешней политики Николая I - возврат к принципам Священного союза. В период царствования Николая I Россия участвовала в войнах: Кавказской 1817-64 гг., русско-турецкой 1828-29 гг., Крымской 1853-56 гг. Умер после поражения в Крымской войне.

Муниципальная общеобразовательная бюджетная учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2» городского округа г. Агидель

Исследовательская работа по теме

«Династия Романовых и их прозвища»

Валиахметова Юлияна

Руководитель: учитель истории

Фаррахова Резеда

Фанузовна

г. Агидель 2014 г

Введение.……………………………………………………………………….…3

I. Династия Романовых в истории России……………………… ..…….…..3

II. Прозвища царей............................................................................................4

2.1 Михаил Федорович Романов ……………………………………………..4

2.2 Алексей Михайлович Романов……………………….…………………..5

2.3 Петр I Алексеевич Романов ……………………………….……………..5

2.4 Иван VI Антонович Романов……………………………………………..6

2.5 Екатерина II Алексеевна Романова……………...……………………….7

2.6 Александр I Павлович Романов…………………………………..…...….7

2.7 Николай I Павлович Романов……………………………………….….…8

2.8 Александр II Николаевич………………………………………………….8

2.9 Николай II Александрович Романов…………………………………...…9

III. Заключение…………………………………………….…………………11

IV. Литература………….……………………………………………..…...….12

Приложение…………………………………………………………………….13

Введение

История - очень увлекательный предмет. За один учебный год мы можем освоить период во много тысяч лет. нам интересно не только политика, реформы и даты, но и личная жизнь правителей. На каждом уроке истории я замечала, что у многих великих людей есть прозвища. И часто, чтобы узнать характер правителя, мы отталкиваемся от имени данного ему народом, потому что в прозвищах русских князей и царей запечатлены их ведущие личные качества, поступки и подвиги. И именно поэтому я решила глубже исследовать влияние внешних факторов на происхождение прозвищ.


В своей работе я расскажу о самых известных русских царях и о происхождении их прозвищ, основываясь на исторические источники.

Цель: выяснить причины возникновения прозвищ русских правителей династии Романовых.

Объект исследования: прозвища русских правителей династии Романовых.

Практическая значимость: использование на уроках истории, в различных внеклассных мероприятиях, для подготовки на олимпиады по истории, для интеллектуальных игр.

Задачи:

2. установить, каково происхождение прозвищ, когда они появились.

3. составить картотеку прозвищ царей династии Романовых

4. обобщить результаты исследования.

I . Династия Романовых в истории России.

Династия Романовых опиралась нетрадиционную религиозно- политическую доктрину, суть которой составляли представления о сакральной природе власти царя как наместника Бога на земле. На Романовых возлагалась мессианская задача создания Вселенского православного царства. Мысль о собирании православных земель в едином государстве, под высокой рукой московских правителей, постепенно становилась идеологическим основанием внешней политики. Романовы считались с традициями, которые определяли место того или иного сословия в жизни общества и государства, с христианскими заповедями, осуждавшими неправедный суд и беззаконие. Представители этой династии подчеркнуто демонстрировали стремление утвердить правопорядок и защитить подданных от произвола и злоупотреблений. Монархи справедливые, грозные и одновременно милостивые - такими они пытались предстать перед всеми подданными

Династия Романовых оставила глубокий след в сознании российского общества и его культурном наследии.

II . Прозвища царей.

Для начала необходимо разобраться в понятии. Так что такое прозвище?

Прозвище – название, данное человеку по какой-нибудь характерной его черте, свойству («Толковый словарь» Ожегова).

В прозвищах отражаются реальные свойства и качества носителя, и фиксируется, таким образом, особый смысл, который имели эти свойства и качества для окружающих.

Прозвища царей можно разделить на несколько групп: внешние черты, характер, семейное положение, подвиги и т. д.

Прозвище царя могло родиться в дворцовых коридорах и на городских улицах. Истинно народное творение, оно могло возникнуть в одночасье, а могло быть выбрано из десятка других, описывающих качества короля или его внешность. Из всех прозвищ короля обычно оставлялось одно, которое и оставалось в истории, как официальное. Скорее всего, не было ни одного правителя без прозвища, просто не все они дошли до нас, хотя вполне вероятно могли быть яркими и оригинальными. Как бы там ни было, все они могли делиться по нескольким принципам.

2.1 Михаил Федорович Романов (Кроткий)

Первый русский царь династии Романовых (1613–1917 гг.). Был выбран на царствование Земским собором.

Царь был Михаил Федорович Романов был прозван в народе «Кроткий», то есть миролюбивый, так как во время его царствования на Русь пришел долгожданный мир. Уже в источниках того времени отмечались его миролюбие и кротость. Так в Псковском сказании пишется: «Был царь молод, но был добр, тих, кроток, смирен и благоуветлив, всех любил, всех миловал и щедрил».


Вместе с тем прозвание «Кроткий» означает «Смиренный», то есть смирившийся с возложенным на него народом бременем царствования и исполнивший Божию волю. Ведь он стал Царем не по собственной воле и даже вопреки своему желанию. Когда послы от Земского собора, во главе с рязанским архиепископом Феодоритом, огласили ему решение Земского собора об избрании на Царство, то они вместо радостного согласия получили категорический отказ и даже, как свидетельствуют летописцы, услышали «плач с великим гневом». Марфа, мать 16-летнего Михаила боялась, что ее сын, совершенно неопытный в государственных делах, не сможет править в разоренной Великой Смутой Руси, что его правление может закончиться бесславной гибелью и страны и его самого.

2.2. Алексей Михайлович Романов (Тишайший)

Народ дал Алексею Михайловичу прозвище «тишайший». Оно рождено христианским смирением в поведении царя, добродушным нравом, умением слушать своих приближенных. Однако, многие отмечали, что периоды «тихости» нередко сменялись вспышками гнева, твердости и решительности. Гораздо тихий царь был ведь тих добротой, а не смыслом; это ясно для всех, знакомых с историческим материалом. Только пристальное наблюдение открывает в натуре царя Алексея две такие черты, которые могут осветить и объяснить существовавшее недовольство им.

2.3 Петр I Алексеевич Романов (Великий, Антихрист)

Пётр I - Великий реформатор.

"На весь XVIII век и шире - петербургский период русской истории - ложится одна гигантская тень - Петра Великого - императора-реформатора. И пусть он действовал в том направлении, которое вполне определилось при его отце, пусть его реформы рождены самой логикой исторического развития XVII в. - всё равно нельзя отрицать, что именно Пётр стал создателем новой России".

Освятив все направления реформ Петра I Великого, можно сказать, что этот представитель династии Романовых поистине является гениальным реформатором и преобразователем России. Не смотря на различные взгляды историков, на его действия, можно и нужно говорить о том, что хорошего сделал император для своего государства. Пусть говорят, что он сломал естественное развитие России, пусть говорят, что его реформы ни к чему не привели, но это всего лишь мнения, не более. Говоря так, забывается, что Россия стала по-настоящему Европейской страной, она стала процветать, Россию стали бояться, а значит уважать, с нами стали считаться! Говорящие о тирании правителя не берут во внимание менталитет русского народа в то время - консерватизм, боязнь нового, неприязнь к Европе - вот традиционные черты русского общества в период "допетровья".

Разберем еще одно прозвище Петра I «антихрист». По его приказу с церквей снимали колокола, из которых затем отливали пушки. Церковь поставил под государственный контроль . После смерти Андриана в 1700г. Запретил проводить выборы патриарха.

Петр I – фигура противоречивая, сложная. При всех недостатках, ошибках Петра, Россия при нем заметно продвинулась вперед по пути развития, сократив свое отставание от передовых стран Западной Европы. Вполне заслужено называют Петра Великим.

2.4. Иван VI Антонович Романов (Грозный, Мучитель)

Иван Грозный был человеком бурных страстей, нервным, резким, вспыльчивым, наделенным очень тяжелым деспотичным характером. Он быстро терял самообладание, приходил в страшную ярость. С ранней юности у него проявились две черты: подозрительность и жестокость. Иван IV не терпел ни малейшего ослушания. Мстительность Ивана IV приводила к тому, что гибли ни в чем не повинные люди. Вместе с боярами казнили их слуг, дворню, даже холопов и крестьян. Первый царь России вошел в историю как беспощадный тиран, прозванный народом Грозным.

Противоречивые оценки историков не позволяют сделать однозначные выводы. Ивана Грозного в разных источниках можно увидеть "благовернейшим самодержцем", а можно - "деспотом и тираном". И все же, почему Ивана Грозного назвали грозным? Многие исследователи предполагают, что эпитет "грозный" не несет отрицательной нагрузки. Скорее это символ утверждения порядка в государстве и предостережения внешним врагам о неизбежности расправы. Мировая история знает множество примеров, когда централизация власти проходила в условиях неоправданного кровопролития. История Руси – не исключение.

2.5. Екатерина II Алексеевна Романова (Софья-Августа-Фредерика) (Великая)

Значение Екатерины II для русской истории настолько важно, что ее можно сравнивать с Петром I, прозванным Великим. Присоединение к империи новых земель, расширение стратегических и экономических возможностей державы, внушительные военные победы, достигнутые умением, но не числом на море и на суше, новые города, ставшие форпостами России на юге, - вот лишь краткий и неполный список достижений этой незаурядной правительницы. Но и его достаточно, чтобы понять, почему Екатерину 2 назвали Великой. Решительность, проявлявшаяся в самые суровые моменты, умение идти на риск и даже на преступление, если это необходимо для достижения серьезной цели – эти качества, обращенные на пользу России, были частью ее характера.

Расширение границ империи на юг, присоединение к ней плодородных земель и выгодных для создания портов гаваней обеспечило внешнеторговые обороты и продовольственное изобилие. Победа эскадры Ушакова в Чесменской бухте, овладение Крымским полуостровом, Бессарабией, разгром турков при Рымнике, основание таких городов, как Одесса, Херсон, Николаев, Овидиополь и других форпостов России на южных рубежах - все эти факты красноречиво объясняют, почему Екатерину II назвали Великой.

2.6 Александр I Павлович Романов (Благословенный)

В 1814 Сенат преподнес Александру I титул " Благословенного, великодушного держав восстановителя". Это “прозвище” он получил как спаситель Отечества, отстоявший Россию от наполеоновского нашествия, как один из основателей Священного Союза, установившего мир во всей Европе.

Также есть мнение, что народ назвал Александра I Благословенным за его некоторые, вполне успешно проведенные реформы, облегчившие жизнь народа России:

Своим указом о «вольных хлебопашцах», Александр I дал право землевладения мещанам, купцам и казенным поселянам,

Он упразднил Тайную экспедицию, издал декрет об отмене пыток,

Разрешил запрещенную ранее деятельность частных типографий и ввоз иностранных книг.

По указу Александра I были открыты новые университеты, среди которых Харьковский и Казанский, учреждены три лицея, наиболее известный из них – Царскосельский.

2.7. Николай I Павлович Романов (Подвиголюбивый, Палкин)

Причина в любви императора к шпицрутенам, кнутам, плетям и розгам. Шпицрутен представлял из себя гибкую деревянную палку. Наказуемого прогоняли между двумя рядами солдат. Сначала несчастного вели, привязанным к прикладу ружья. Когда он уже не мог стоять на ногах, его клали на телегу или сани, и экзекуция продолжалась до тех пор, пока несчастный не терял сознания. По решению доктора его помещали в лазарет и лечили, а потом продолжали избиение. Несчастные чаще всего умирали на второй или третий день после наказания. История не сохранила количество забитых шпицрутенами. Сколько ударов мог выдержать человек? Не сохранилось ни одного имени человека, который выдержал бы более трёх тысяч ударов. А назначалось до 12 тысяч. Но наказание шпицрутенами не было самым страшным.

Самым страшным было битьё кнутом. Опытный палач при желании мог убить человека несколькими ударами. Большое значение имело то, как несчастного привязывали к «кобыле»- специальному устройству для наказания. Максимальное количество ударов было ограничено 50, хотя до этого были отдельные личности, выдерживающие и сто ударов. Битьё кнутом было настолько чудовищным, что даже Николай Палкин был вынужден его отменить в 1845 году.

2.8. Александр II Николаевич Романов (Освободитель)

Еще будучи наследником престола, Александр принимал активное участие в управлении империей, а в последние годы царствования отца он даже нередко замещал своего августейшего родителя. Посещая европейские государства, цесаревич выполнял различные дипломатические миссии, зачастую абсолютно секретные. Кроме того, в его ведении находились все военно-учебные заведения страны, и Александр Николаевич посвящал немало времени и сил их усовершенствованию. Поэтому неудивительно, что к моменту коронации, состоявшейся 19 февраля 1855 года, Александр II был уже вполне сформировавшимся, зрелым государственным деятелем, готовым принять на себя управление великой империей, переживавшей в те годы нелегкие испытания. Крымская война не только стоила жизни огромному количеству русских солдат, но и фактически опустошила казну.

Одним из первых шагов нового императора стало заключение Парижского мира, благодаря которому Россия получила долгожданную передышку. И тогда в знаменитом манифесте от 19 марта 1856 года прозвучала легендарная фраза Александра II, ставшая для России своего рода девизом: «Да утверждается и совершенствуется ее внутреннее благоустройство; правда и милость да царствует в судах ея; да развивается повсюду и с новой силой стремление к просвещению и всякой полезной деятельности». В России начиналась эпоха реформ.

Бесспорно, наиболее знаменитой из реформ, осуществленных Александром II, является отмена крепостного права.

Огромную роль в истории Российского государства сыграла и судебная реформа. К 1859 году был ликвидирован один из краеугольных камней старой военно-полицейской системы - Департамент военных поселений. Уже 8 июля 1860 года введена неведомая доселе должность судебного следователя, независимого от полиции. В соответствии с Судебной реформой 1864 года, судебная власть оказалась отделена от власти исполнительной, административной и законодательной. В гражданских и уголовных процессах введены начала гласности и суд присяжных, объявлялась несменяемость судей. Отныне при рассмотрении уголовных дел определение виновности предоставлялось присяжным заседателям, избираемым из числа местных жителей всех сословий. В 1863 году были отменены телесные наказания.

2.9. Николай II Александрович Романов (Кровавый)

9 причин из 20 почему Николай II назвали Кровавым:

1) 1895 год, 18 мая - при его коронации на Ходынском поле в возникшей по преступной нераспорядительности царских чиновников давке погибло более 5000 человек;

3) 1902 год, ноябрь - расстрел ростовских рабочих: убито - 6 ранено - 20;

III . Заключение.

Мы изучили много литературы по данной теме, проанализировали материал (9 прозвищ русских правителей династии Романовых) и сделали выводы о причинах возникновения прозвищ русских князей и царей династии Романовых.

Мы можем разделить на несколько групп причины прозвищ царей:

1. По их чертам характера: Владимир Храбрый, Иван III Грозный, Иван Мучитель, Иван Калита, Вещий Олег.

2. За внешние качества и увечья: Василий Тёмный и Василий Косой – указанные прозвища.

3. Характер отношения к религии: Андрей Боголюбский.

4. Семейное положение: Всеволод Большое Гнездо.

5. Влияние исторических событий: Дмитрий Донской, Александр Невский, Владимир Мономах.

6. Качества, проявившиеся в результате правления: Владимир Красное Солнышко, Ярослав Мудрый, Юрий Долгорукий.

7. За их деяния: Екатерина Великая, Николай Палкин, Николай Кровавый.

И вот мы пришли к заключению: все прозвища царей династии Романовых были даны им соответственно по их заслугам, подвигам и деяниям.

IV . Литература

1. «История России с древнейших времен до конца XIX века 10 класс»-М. Мнемозина, 2007

2. Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия (электронная версия 2007 года).

3. http://www. liveinternet. ru/users/2496320/post250541433/ «Прозвища царей»

4. http://www. bibliotekar. ru/rusRomanov/ «Династия Романовых»

5. Серия «Эрудит». История с древнейших времён до XV века. – М.: «Издательство Мир книги», 2006.

6. Шустов правители на Руси. \\ Русский язык в школе и дома, №5, 2007.

Приложение.

Династия Романовых

Михаил Федорович Романов

https://pandia.ru/text/80/359/images/image005_94.jpg" width="313 height=299" height="299">

Петр I Алексеевич Романов Иван VI Антонович Романов

https://pandia.ru/text/80/359/images/image008_65.jpg" width="276" height="372">.jpg" width="277" height="404">

Николай II Александрович Романов

Слайд 2

Михаил Федорович

Первым царем из рода Романовых стал Михаил Федорович. Это произошло в 1613 году, после долгих лет Смуты, разорившей и обескровившей страну. Выборы Земским собором нового царя были весьма бурными. Несколько боярских партий имели своих кандидатов. За юного Михаила Федоровича помимо придворных выступили казаки, создавшие собственную легенду о передаче власти царем Федором.

Слайд 3

В истории Михаил Федорович остался как кроткий, легко поддающийся влиянию своего окружения монарх. Обычно все успехи его царствования относят на счет энергичного патриарха Филарета. Но последние двенадцать лет Михаил правил сам, и эти годы по важности и сложности решения государственных дел мало, чем отличаются от предыдущих. Восстанавливать Русь, наводить элементарный порядок, реформировать армию и создавать военно-промышленное производство, бороться с мятежниками и бандами разбойников, освобождать земли от оккупантов, укреплять политический центр, создавать разумную систему налогообложения, пресекать чиновничий произвол и как-то стабилизировать ситуацию внутри страны и во взаимоотношениях с агрессивными соседями Запада и Юга - вот основные задачи Михаила и Филарета как политика. Его и называли официально "Великим Государем, Святейшим Патриархом Филаретом Никитичем", с чем был согласен царь Михаил. Филарет прилагал немало усилий для того, чтобы царская власть воспринималась в народе и элитой как власть от Бога, как духовная ценность, нравственно обязывающая к верности государю, а не только как чисто политическая реальность. Со всеми этими задачами он справился, и после его смерти трон по закону перешел его сыну.

Слайд 4

Алексей Михайлович (Тишайший) (19 марта 1629 - 26 января 1676) - второй русский царь (14 июля 1645 - 26 января 1676) из династии Романовых, сын Михаила Фёдоровича.

Основаны новые центральные учреждения, каковы приказы: Тайных дел (не позже 1658 г.), Хлебный (не позже 1663 г.), Рейтарский (с 1651 г.), Счётных дел (упом. с 1657 г.), занятый проверкой прихода, расхода и остатков денежных сумм, Малороссийский (упом. с 1649 г.), Литовский (1656-1667), Монастырский (1648-1677). В финансовом отношении сделано также несколько преобразований: в 1646 и следующих годах совершена перепись тяглых дворов с их совершеннолетним и несовершеннолетним населением мужского пола, сделана неудачная попытка введения новой соляной пошлины; указом от 30 апр. 1654 г. запрещено было взимать мелкие таможенные пошлины (мыт, проезжие пошлины и годовщину) или отдавать их на откуп и велено было зачислить в рублёвые пошлины, взимаемые в таможнях; в начале 1656 г. (не позже 3-го марта) ввиду недостатка денежных средств выпущены медные деньги.

Слайд 5

В области законодательства: составлено и издано Уложение (печаталось в 1-й раз 7-20 мая 1649 г.) и пополняющие его в некоторых отношениях: Новоторговый устав 1667 г., Новоуказные статьи о разбойных и убийственных делах 1669 г., Новоуказные статьи о поместьях 1676 г. При царе Алексее продолжалось колонизационное движение в Сибирь. Прославились в этом отношении: А. Булыгин, О. Степанов, Е. Хабаров и другие. Основаны Нерчинск (1658 г.), Иркутск (1659 г.), Селенгинск (1666 г.).

Слайд 6

Федор Алексеевич

Федор наследовал престол в четырнадцать лет, венчали на царство в Успенском соборе Московского Кремля 18 июня 1676 года. К сожалению, он не отличался хорошим здоровьем, с детства был слабым и болезненными правил страной всего шесть лет. Часть этого времени заняла война с Турцией и Крымским ханством из-за Украины. Только в 1681 году в Бахчисарае стороны официально признали воссоединение с Россией, Левобережной Украины и Киева. (Киев Россия получила по договору с Польшей 1678 года в обмен на Невель, Себеж и Велиж. В делах внутреннего управления страной Федор Алексеевич больше всего известен двумя нововведениями. В 1681 году был разработан проект создания впоследствии знаменитой, а тогда первой в Москве, Славяно-греко-латинской академии. По желанию Федора Алексеевича 12 января 1682 года Боярская Дума отменила местничество, а разрядные книги, в которых были записаны «разряды», то есть должности, были сожжены.

Слайд 7

София Алексеевна - третья дочь царя Алексея Михайловича

29 мая 1682 г по настоянию стрельцов за малолетством обоих царевичей (Петра и Иоанна) правительницей государства была провозглашена царевна Софья. С этой поры и до 1687 г. она сделалась фактически правительницей государства. При Софье был заключен вечный мир с Польшей в 1686 г. Россия получила навсегда Киев, уступленный раньше по Андрусовскому миру (1667) только на два года, Смоленск; Польша окончательно отказалась от левобережной Малороссии. Тяжелые обстоятельства, нападения турок, принудили Польшу заключить такой невыгодный для нее мир. Россия обязалась за него помочь Польше в войне с Турцией, которую Польша вела в союзе с немецкой империей и Венецией. Вследствие принятого Россией на себя обязательства любимец Софьи, князь Голицын, два раза ходил в Крым. Крымские походы (в 1687 и 1689 гг.) окончились неудачей. Во время первого похода была зажжена степь. Во второй поход русские дошли уже до Перекопа, Голицын начал было переговоры о мире; переговоры затянулись, войско ощущало сильнейший недостаток в воде, и русские принуждены были воротиться, не заключив мира. Несмотря на эту неудачу, Софья наградила своего любимца, как победителя. С Китаем в правление Софьи был заключен Нерчинский договор (1689 г.), по которому оба берега Амура, завоеванные и занятые казаками, были возвращены Китаю.

Слайд 8

Иван (Иоанн) Пятый Алексеевич Романов (1682-1696)

25 июня 1682 Иван V Алексеевич и Пётр I Алексеевич венчались на царство в Успенском соборе Московского Кремля. Хотя Иван назывался «старшим царём», он практически никогда напрямую не занимался государственными делами, а целиком посвятил себя семье. С 1682 по 1689 Россией управляла Софья, а в 1689 фактическая власть перешла к Петру. Иван V Алексеевич умер на 30-м году жизни, 29 января 1696 в Москве и похоронен в Архангельском соборе Московского Кремля.

Слайд 9

Петр Алексеевич (Первый) Романов

Пётр I Великий (30 мая по старому стилю (9 июня по новому стилю) 1672 - 28 января по старому стилю (8 февраля по новому стилю) 1725) - царь России (с 1682) и первый император (20 января 1721 года за государственные заслуги был объявлен «Отцом отечества и Императором Всероссийским») Российской империи (1721-25), до сих пор считается одним из самых выдающихся политиков нашей страны.

Слайд 10

Первым самостоятельным шагом молодого царя можно считать предпринятую в 1695 году попытку взятия Азова. Эта крепость представляла важное значение не только с точки зрения обеспечения выхода к морю, но и, прежде всего, для обеспечения безопасности южных районов страны от набегов крымских татар. Первый Азовский поход 1695 года оказался неудачным. Русская армия не смогла взять крепость. В условиях отсутствия у русских флота, турецкий гарнизон получал снабжение по морю, и войска Петра не могли этому помешать. Зимой и весной 1696 в Воронеже Пётр организовал строительство речного флота. Получив в свое распоряжение только что построенную флотилию и реорганизовав командование армией, царь повторил штурм, и 19 июля 1696 года гарнизон Азова сдался. Через несколько дней на берегу Азовского моря был заложен город Таганрог.

Слайд 11

Северная война

После возвращения в Россию и заключения мирного договора с Турцией Пётр объявил войну Швеции, которая захватила часть русских земель на Балтийском море за полвека до этого. Так в 1700 началась Великая Северная война, затянувшаяся на 21 год. В 1711 Пётр опрометчиво напал на турок и понёс серьёзное поражение. По мирному договору он должен был отдать черноморские порты, которые захватил в 1697, а султан обязался не присоединяться к войне на стороне Карла XII.

Слайд 12

Политика Петра I

В начале правления Пётр осуществил значительные реформы, нацеленные на реформирование России по образцу Европы. Под мощным влиянием своих западных советников, Пётр реорганизовал русскую (стрелецкую) армию по европейскому образцу и вознамерился создать из России великую морскую державу. Усиливается бюрократическая система, создаётся Сенат, ставший впоследствии высшим судебным и частично законодательным органом, появляется система коллегий - аналогов современных министерств, каждой из которых вменяется контроль над определёнными отраслями. Церковь контролируется Синодом, патриаршество и многие церковные привилегии отменены, начинается подход к секуляризации (переходу в собственность государства) церковных земель. Помимо усиления центральной власти, Пётр ведёт политику усиления и власти на местах. Государство разделяется на 11 (первоначально 8) губерний, каждая губерния делится на провинции, а |провинции - на уезды. Во главе каждой из этих ячеек стоит высокий чин. После введения такой системы местное управление осуществляется значительно легче.

Слайд 13

Екатерина Первая Романова

Екатерина I Алексеевна (Марта Скавронская) (5 (15) апреля 1683 или 1684, Лифляндия- 6 (17) мая 1727) - русская императрица (с 1721 как супруга царствующего императора, с 1725 как правящая государыня), вторая жена Петра I Великого, мать императрицы Елизаветы Петровны. Екатерина была неграмотна, она была не способна управлять государством, поэтому во всём доверяла своим советникам. И только когда заходили речь о флоте, она оживлялась: любовь её мужа к морю коснулась и её. В 1726 в помощь императрице, плохо разбирающейся в делах, был создан высший орган власти Высший тайный совет. Верховниками стали самые влиятельные государственные деятели во главе с Меншиковым. Роль Сената резко упала, хотя его и переименовали в «Высокий Сенат». Верховники сообща решали все важные дела, а Екатерина только подписывала присылаемые ими бумаги. Деятельность екатерининского правительства ограничивалась мелочами. Состояние государственных дел было плачевным, казна пуста. Всюду процветали казнокрадство, произвол и злоупотребления. Ни о каких реформах и преобразованиях речи не было.

Слайд 14

Анна Иоанновна Романова

А́ннаИоа́нновна (Анна Ивановна) (17 (27) февраля 1693, Москва - 5 (17) октября 1740, Петербург), российская императрица (с 1730) из династии Романовых. Вторая дочь царя Ивана V и Прасковьи Фёдоровны Салтыковой. После смерти Петра II была приглашена 25 января 1730 на российский престол Верховным тайным советом по предложению Д. М. Голицына и В. Л. Долгорукова. В 1730 член Верховного тайного совета Д. М. Голицын предложил возвести на российский престол Анну, если она подпишет «Кондиции» - условия, ограничивающие самодержавие в пользу аристократов-«верховников». Анна подписала «Кондиции», согласно которым без Верховного тайного совета она не могла объявлять войну, заключать мир, вводить новые подати и налоги, производить в чины выше полковника, жаловать вотчины, без суда лишать дворянина жизни, чести и имущества, вступать в брак, назначать наследника престола. Анна вступила на престол 19 января 1730 года. Прибыв в Москву, Анна получила поддержку у оппозиции (А. И. Остерман, Феофан Прокопович, П. И. Ягужинский, А. Д. Кантемир). Убедившись в верности дворянства, вручившего ей 25 февраля 1730 челобитную с просьбой о восстановлении самодержавной власти, Анна разорвала «Кондиции».

Слайд 15

Придя к власти, Анна распустила Верховный тайный совет (1730). В этом же году учреждена была Канцелярия тайных розыскных дел, сменившая уничтоженный при Петре II Преображенский приказ. В 1731 году учреждён был Кабинет Министров, в состав которого вошли А. И. Остерман, Г. И. Головкин, А. М. Черкасский, до этого уже функционировавший как личный секретариат императрицы. Постепенно Кабинет приобрёл новые функции, в том числе право издавать законы и указы, что делало его очень похожим на Верховный совет. В годы правления Анны был отменён указ о единонаследии (1731), учреждён Шляхетный кадетский корпус (1731), ограничена 25 годами служба дворян. При Анне, правительнице, не отличавшейся ни умом, ни образованием, огромное влияние имел её фаворит Э. И. Бирон. «Бироновщина», олицетворявшая политический террор, казнокрадство, распущенность нравов, неуважение к русским традициям, вошла тёмной страницей в русскую историю. Проводя продворянскую политику, Анна была непримирима к проявлениям дворянской оппозиционности. Голицын и Долгорукие, выступления которых в январе - феврале 1730 Анна не простила, позднее были заключены в тюрьму, сосланы, казнены.

Слайд 16

Елизавета Петровна Романова

Елизаве́таПетро́вна (29 декабря 1709 - 5 января 1762). Основными принципами внутренней и внешней политики Елизавета провозгласила возвращение к петровским преобразованиям. Упразднила возникшие после смерти отца государственные институты (Кабинет министров и др.), восстановила роль Сената, коллегий, Главного магистрата. Отменила смертную казнь (1756). Ликвидировала внутригосударственные таможни. В 1754 создала Уложенную комиссию для выработки нового свода законов. Комиссия разработала проекты реформ, направленных на секуляризацию церковных земель, законодательное оформление дворянских привилегий и т. п. Активной была и внешняя политика Елизаветы. В ходе русско-шведской войны 1741-1743 Россия получила значительную часть Финляндии. Пытаясь противостоять возросшей мощи Пруссии, Елизавета отказалась от традиционных отношений с Францией и заключила антипрусский союз с Австрией. Россия при Елизавете успешно участвовала в Семилетней войне. После взятия Кенигсберга Елизавета издала указ о присоединении Восточной Пруссии к России на правах её провинции. Кульминацией военной славы России при Елизавете стало взятие Берлина в 1760.

Слайд 17

Екатерина Вторая Романова

Екатери́на II Алексе́евнаВели́кая (Екатерина Великая 21 апреля 1729, Штеттин, Германия - 6 (17) ноября 1796, Санкт-Петербург) - русская императрица (1762-1796). Период её правления часто считают «золотым веком» Российской Империи.

Слайд 18

Внутренняя политика

Екатерина пыталась провести общую политическую реформу, руководствуясь идеями Просвещения. Была проведена реформа Сената (1763). Сенат разделён на 6 департаментов, возглавляемых обер-прокурорами. Главой Сената был генерал-прокурор. Сформировано дворянское сословие с особыми вольностями и привилегиями (свобода от телесных наказаний, рекрутской повинности и податей). Административная реформа. Страна разделена на 50 губерний, во главе с губернаторами. Губернии делились на уезды. В помощь губернаторам создавались казённые и судебные палаты, а также приказ общественного призрения (собес), куда помимо чиновников входили выборные заседатели. Открыт Смольный институт благородных девиц 1764. Введено оспопрививание. Распространилось масонство. Введены в обращение бумажные деньги (1768) ассигнации. Предпринята попытка созыва законодательной Kомиссии из 565 депутатов, в которой были представлены все слои населения, кроме крепостных крестьян (1767--1768). Основная цель - выяснение народных нужд для реформы. Первое заседание прошло в Грановитой палате в Москве. Из-за консерватизма депутатов, Комиссию пришлось распустить. Проведена секуляризация церковных земель (1764) Ликвидация гетманства на Украине в 1764 и Запорожской сечи в 1775. Мятеж Мировича 1764 и Восстание под предводительством Емельяна Пугачёва (1773-1774).

Слайд 19

Внешняя политика

за Петром I Екатерина проводила активную политику, стремясь к укреплению Российской Империи и расширению её границ. Дипломатические усилия привели к разделу Польши между Россией, Австрией и Пруссией (1772, 1793 и 1795). К России отошла Белоруссия и Правобрежная Украина (1793), а также Курляндия и Литва 1795. Греческий проект: в результате русско-турецких войн (1768-1774 и 1787-1792) к России были присоединены земли Новороссии (1774) (сейчас южная Украина), Крыма и Кубани. Основаны города Севастополь и Екатеринослав. Суворов уже ждал приказа идти на Стамбул, но Австрия отказалась помогать и поход был отменен. Косвенным итогом ослабления Османской Империи стало присоединение Грузии (1783). Поддержка США в войне против Англии: Вооруженный нейтралитет 1780, означавший морское деблокирование Америки. Россия отразила нападение Швеции (1788-1790).

Слайд 20

Павел Первый Романов

Павел I Петрович (1 октября 1754-23 марта 1801) - император России (1796-1801) из династии Романовых, сын Екатерины II и Петра III. Своё царствование начал с ломки всех порядков материнского правления. Отменил петровский указ о назначении самим императором своего преемника на престоле. Указом о «трёхдневной барщине» запретил помещикам отправление барщины по воскресным дням и более трёх дней в неделю. Павел счёл, что положение помещичьих крестьян-крепостных лучше, чем участь крестьян казённых, и роздал 600 тысяч душ казённых крестьян в частное владение, чем вызвал ненависть с их стороны. Существенно сузил права дворянского сословия по сравнению с теми, что были пожалованы Екатериной II, а порядки, заведённые в Гатчине, были перенесены на всю российскую армию. Жесточайшая дисциплина, непредсказуемость и произвол императорских капризов привели к массовым увольнениям дворян из армии, особенно офицерского состава гвардии.

Слайд 21

Недовольство во всех слоях общества нарастало. Не чувствуя и не понимая этого, Павел I запретил выезд молодых людей за границу на учёбу, из-за границ был закрыт ввоз книг, вплоть до нот, закрыты частные типографии. Дошло до того, что устанавливалось время, когда в домах полагалось тушить огни. Из русского языка изымались слова «гражданин», «отечество» и др. Внешняя политика отличалась бессистемностью и произволом. Россия меняла союзников в Европе как перчатки. Незадолго перед смертью Павел послал в поход на Индию войско Донское - 22 507 человек без обоза, припасов и какого-либо стратегического плана. Поход был отменён сразу после гибели Павла.

Слайд 22

АЛЕКСАНДР ПЕРВЫЙ РОМАНОВ 1801-1825

Александр I сразу же в своем манифесте заявил, что будет во всем подражать Екатерине. Все возлагали на него надежды; надеялись, что он даст России дворянскую конституцию. Александр окружил себя своими друзьями. Кочубей, Новосильцев, Чарторыжский и Строганов занимали здесь первое место, а Александр называл свое общество «Комитетом общественного спасения». Он даже иногда поговаривал об освобождении крестьян и даже запретил «Петербургским Ведомостям» печатать объявления о продаже людей. Первое время, когда Александр либеральничал, он приблизил к себе Сперанского, преподавателя духовной семинарий. Сперанский прямо заявил Александру I. о том, что необходимо дать народу свободу, не дожидаясь, пока он сам ее возьмет. Сперанский прекрасно понимал, что народ когда-нибудь проснется и тогда не избежать революции.

Слайд 23

Наполеон двинул в 1812 году войска на Смоленск и Москву, но Москву сожгли сами русские, а французы погибли от холода и от руки тех самых крестьян, которых явились освобождать. В это же время Александр сослал Сперанского в Пермь - еще до Бородинского боя (26 августа). После взятия Парижа Александр совершенно изменился. Во Франции он восстановил монархию, а сам превратился в самодержавнейшего из самодержавных царей. Венский конгресс, на котором низложили Наполеона, сделал Александра гордым и самоуверенным тираном. Александр, читая Библию и Евангелие, уверил себя, что искупление народа по-евангельски в страдании, он решил, что свобода не нужна. И отдал Россию во власть Аракчеева. Аракчеев устроил в России известные военные поселения. Каждый город, каждая деревня были приписаны к известному военному пункту. Жители обязаны были составлять из своей среды войско и содержать его. Другими словами, Россия превратилась в огромную казарму. Солдат жестоко избивали, гнали «сквозь зеленую улицу» и драли шпицрутенами. А солдаты в свою очередь обижали и грабили население.

Слайд 24

Николай Первый Романов

Николай I Павлович (25 июня (6 июля) 1796, Царское Село - 18 февраля (2 марта) 1855, Петербург) - император всероссийский (1825-1855). Главной целью его политики была предельная централизация власти, он хотел сосредоточить в своих руках главные рычаги управления государством. Для этого была создана личная Его Императорского Величества канцелярия, включающая шесть отделений: первое ведало личными бумагами императора; второе - законодательством Российской Империи; третье - тайная канцелярия - самое могущественное ведомство, обладающее большой властью и широкими полномочиями; четвертым отделением заведовала мать императора, в его компетенцию входили управление учебными и богоугодными заведениями, а так же благотворительность; пятое отделение занималось крестьянским вопросом; шестое - проблемами Кавказа. После подавления восстания декабристов Николай развернул в стране масштабные мероприятия по искоренению «революционной заразы». Тайная канцелярия возглавляемая Бенкендорфом занималась политическим сыском. Знаменитые «голубые мундиры», несмотря на свою немногочисленность,работали очень оперативно. Опорой трона было чиновничество. Николай не доверял дворянам. Николай всячески подавлял малейшие проявления вольнодумства. В 1826 выходит цензурный устав, прозванный его современниками «чугунным». Запрещалось печатать практически всё, что имело какую-либо политическую подоплеку. Повсеместно проводились суды и слушания, велись постоянные расследования. Правда в 1828 году вышел еще один цензурный указ, несколько смягчавший своего предшественника, но в целом не меняющий его сути.

Слайд 25

Александр Второй Романов1855-1881

В марте 1856 года Александр II поспешил заключить мир в Париже. Французы отдали России Севастополь, но обязали царя не заводить флота в Черном море. Пришлось принять это условие, страшно унизительное для России. Александру II было стыдно перед всей Европой, что у него в государстве есть рабы в то время, когда повсюду люди свободны. В 1857 году была учреждена комиссия по освобождению крестьян от крепостной зависимости. Эпоха Александра II была эпохою реформ. Он запретил бить солдат палками. До него солдаты служили двадцать лет, солдатские дети с рождения зачислялись в солдаты. Александр ввел всеобщую воинскую повинность, распространив ее на все национальности, тогда как раньше служили только русские. Государственный банк, ссудные кассы, железные дороги, телеграфы, правительственная почта, заводы, фабрики - все возникло при Александре II, так же как городские и сельские народные школы. Освобождение крестьян послужило причиною нового польского восстания в 1863 году. Поляки были возмущены такой политикой, они требовали независимости. Но им было отказано. Тогда граф Замойский организовал новое восстание при помощи ксендзов. Усмирив восстание, Александр II строго наказал образованных людей. Многие были казнены, и почти все помещики, участники восстания, были сосланы в Сибирь, в самую тяжелую каторгу. Имения у них царь велел отобрать и землю отдать русским крестьянам.

Слайд 26

Но главным великим делом России было освобождение балканских христиан от турецкого ига. Турки покорили Балканский полуостров, и все христиане были обращены в рабство. Россия объявила Турции войну, и все русские восторженно пошли проливать свою кровь за братьев-христиан. В войне приняли участие тысячи добровольцев. Люди бросали семьи, обеспеченную жизнь и уходили на войну, чтобы погибнуть.Война началась в 1875 году, когда восстали Босния и Герцеговина. Во главе сербской армии стал туркестанский герой, русский генерал Черняев. Но манифест о войне Александр подписал только 12 апреля 1877 года, когда кавказский корпус великого князя Михаила Николаевича был под Баязетом. Великий князь Николай Николаевич с армией перешел через Дунай. Русские осадили Плевну под начальством генералов Скобелева, Тотлебена и Гурко. Когда был взят Каре, турки попросили о заключении мира. Балканские славяне были освобождены!

Слайд 27

Александр Третий Романов

Александр III (Миротворец) Александрович Романов, государь император и самодержец Всероссийский в 1881-1894. Сын императора Александра II и императрицы Марии Александровны. "Самый русский царь". Александр, согласно статусу наследника, стал приобщаться к государственной деятельности, участвовать в заседаниях Государственного совета и Комитета Министров. Его первая должность - председатель Особого комитета по сбору и распределению пособий голодающим - связана с голодом, наступившим в 1868 в ряде губерний вследствие неурожая. В России всегда ценили милосердие, почитали благотворительность, и это назначение сразу же обеспечило наследнику общественные симпатии.

Слайд 28

Николай Второй Романов

Николай II Александрович (6 (18 мая) 1868, Царское Село - в ночь с 16 на 17 июля 1918, Екатеринбург) - последний российский император из династии Романовых (21 октября (2 ноября) 1894 - 2 (15 марта) 1917), старший сын Александра III.

Слайд 29

Внутренняя и экономическая политика

Время царствования Николая II явилось периодом самых высоких в истории России темпов экономического роста. За 1880-1910 темпы роста промышленного производства превышали 9 % в год. По этому показателю Россия вышла на первое место в мире, опередив даже стремительно развивающиеся Североамериканские Соединённые Штаты. По производству главнейших сельскохозяйственных культур Россия вышла на 1 место в мире. Россия стала главным экспортером сельхозпродукции, первой «житницей Европы», на ее долю приходилось 2/5 всего мирового экспорта сельскохозяйственной продукции. Но вместе с тем, уровень сельского хозяйства быть чрезвычайно низок: ежегодно в нескольких губерниях возникал голод.

Слайд 30

Внешняя политика и русско-японская война

В 1898 российский император обратился к правительствам Европы с предложениями подписать соглашения о сохранении всеобщего мира и установлении пределов постоянного роста вооружений. В 1899 и 1907 состоялись Гаагские конференции мира, отдельные решения которых действуют и по сей день. В 1899 году Николай II стал инициатором первой конференции для обсуждения вопросов сохранения мира и сокращения вооружений. После этого был учреждён Постоянный арбитражный суд - первый суд в Гааге. Аренда Россией Ляодунского полуострова, постройка КВЖД и основание морской базы в Порт-Артуре, растущее влияние России в Манчжурии послужили причиной нападения Японии, которая также претендовала на Манчжурию. Началась Русско-японская война. В 1905 году после крупного сражения русская армия оставила Мукден. Исход войны решило морское сражение при Цусиме, которое завершилось поражением русского флота. Война закончилась Портсмутским миром 1905 года, по условиям которого Россия признала Корею сферой влияния Японии, уступила Японии Южный Сахалин и права на Ляодунский полуостров с городами Порт-Артур и Дальний (Далянь).

Слайд 31

Первая Мировая война

Летом 1914 Россия на стороне стран Антанты против Германии вступила в Первую мировую войну. 20 июля 1914 опубликовал Манифест, в котором назначил Верховным главнокомандующим великого князя Николая Николаевича. После ряда тяжелых поражений русской армии, Николай II, не считая для себя возможным оставаться в стороне от военных действий и считая необходимым принять на себя в этих тяжелейших условиях всю ответственность за положение армии, 23 августа 1915 года возложил на себя звание Верховного главнокомандующего. При этом подавляющее большинство членов правительства, высшего армейского командования и общественных кругов выступили категорически против этого решения императора, пытаясь убедить его оставить во главе армии Николая Николаевича. Вследствие постоянных переездов Н. из Ставки в Петербург, а также недостаточного знания вопросов руководства войной командование русской армии сконцентрировалось в руках его начальника штаба генерала М. В. Алексеева и заменявшего его в конце 1916- начале 1917 генерала В. И. Гурко. По постановлению Георгиевской Думы Юго-Западного фронта Николай 25.10.1915 возложил на себя орден Св. Георгия 4-й степени. С 10.02.1916 почетный председатель Георгиевского комитета. В 1916 году на него постоянно оказывалось давление как со стороны общественных организаций и Государственной думы, так и со стороны других группировок, в том числе и многих великих князей, об ограничении его власти и создании «министерства доверия» с привлечением думских лидеров. Однако император отклонил все предложения.

Слайд 32

Семеро членов семьи - Николай Александрович, Александра Федоровна, дочери Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия и сын Алексей, трое добровольно оставшихся слуг и врач спустились со второго этажа дома и перешли в угловую полуподвальную комнату. После оглашения приговора СНК Юровским царскую семью расстреляли: член коллегии Уральского ЦК - М. А. Медведев, комендант дома Л. М. Юровский, его помощник Г. А. Никулин, командир охраны П. З. Ермаков и другие рядовые солдаты охраны - венгры. В 1.00 17 июля расстрел был завершён. На этом завершился род Романовых.

Посмотреть все слайды



















1 из 18

Презентация на тему: Династия Романовых

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

РОМАНОВЫ, боярский род, царская (с 1613), императорская (1721-1917) фамилия. Первым известным предком Романовых был Андрей Иванович Кобыла (ум. до 1350-51)До нач. 16 в. именовались Кошкиными, затем Захарьиными-Кошки-ными и Захарьиными-Юрьевыми. Родоначальник Романовыхбоярин Никита Романович Захарьин-Юрьев (ум. 1586). Его сын Фе-дор - будущий патриарх Филарет. На Земском соборе 1613 Михаил Федорович избран царем. Из дома Романовых царствовали Алексей Михайлович, Федор Алексеевич. В годы малолетства царей Ивана V и Петра I правительницей была Софья Алексеевна. В 1721 Петр I провозглашен императором. Екатерина I (Марта Скавронская) стала первой российской императрицей. Со смертью Петра II династия Романовых пресеклась в прямом мужском поколении. После смерти Анны Ивановны правительницей при ма-лолетнем Иване VI Антоновиче была Анна Леопольдовна. Со смертью Елизаветы Петровны династия Романовых пресеклась в прямой женской линии. Однако фамилию Романовых носили Петр III (сын герцога Голштейн-Готторпского Фридриха Карла и Анны, дочери Петра I) и его жена Екатерина II (урожденная Анхальт-Цербстская), их сын Павел I и его потомки (одно из назва-ний династии в литературе - Голштейн-Готторпские-Романовы): Александр I, Николай I, Александр II, Александр III и Ник-лай II, отрекшийся от престола в ходе Февральской революции 1917. В 1918 Николай Александрович Романов и его семья рас-стреляны в Екатеринбурге; другие Романовы убиты в 1918-19, многие эмигрировали.

№ слайда 3

Описание слайда:

Михаил Федорович(1596-1645, царствовал: 1613-1645)1.Сведения об уровне образования и знаний иностранных языков нет.2.Сторонник взаимодействия царской власти с сословно-представительными институтами (Боярская дума, Земский собор)3.Войны: с Польшей 1632-1634 (Смоленская война)4.Нововведения: сыски сошедших с посадов тяглых людей с целью их возвращения, повсеместное введение воеводского управления, испомещение на землю «вольных» казаков, начало создания войск нового строя, строительство новой оборонительной линии на юге страны.5.Совершал поездки на богомолье в монастыри.6.Близок был с родителями и женой.7.Дворцовые развлечения – слушание сказаний и рассказов живших во дворе стариков. Любил охоту.8.Характеристика: высокий, в конце жизни тучный, лицо продолговатое, открытое, с усами и круглой бородой, слабый и безвольный, легко подчинявшийся влиянию.

№ слайда 4

Описание слайда:

Алексей Михайлович(1629-1676, царствовал: 1645-1676) 1.Начальная грамотность: иностранные языки (греческий, польский), богословие, философия, духовная музыка. Дядьки-воспитатели: боярин Б.И.Морозов, В.Н.Стрешнев. учителя: дьяк В.С.Проковьев, подьячий Г.В.Львов.2. Войны: с Польшей 1654-1667. признание Польшей присоединения Украины к России со Швецией 1656-1658 за выход к Балтийскому морю и овладение Ливонией. Констатация границ 1617 г.3. Создание кодекса государственных законов («Уложение» 1649 г.), денежная реформа, организация массового сыска беглых крестьян, реорганизация таможенных сборов в интересах отечественного купечества, введение войск нового строя.4. Организация государственных школ для обучения подьячих при Заиконоспасском монастыре. Дворцовые театры.5. Близок с патриархом Никоном,архиепископом Л.Барановичем, А.С.Матвеевым, А.Л.Ордин-Нащокиным, сестрами.6. Во время войны посетил ряд литовских городов. Поездки на богомолье в дальние монастыри.7. Развлечения: охота, придворный театр, шахматы. Строжайшее соблюдение всех религиозных обрядов.8 Характеристика: несколько грубоватый, невысокий, коренастый, лицо немного одутловатое, низкий лоб, черты мягкие, приятные, носил небольшую бороду и усы, добродушен, жизнерадостен, вспыльчив, но отходчив.

№ слайда 5

Описание слайда:

Федор Алексеевич(1661-1682, царствовал: 1676-1682) 1.Изучал языки (латинский, польский), риторику, поэтику, историю и богословие, церковное пение, имеет начальное образование. Воспитатели: Ф.Ф.Куракин, И.Б.Хитрово. учителя: П.Т.Белянинов, С.Полоцкий.2.Сторонник абсолютной власти царя и его окружения, стремление к ослаблению Боярской думы и власти Патриарха.3.Войны: с Турцией 1676-1681 против турецкой агрессии на Украине. Признание Турцией прав России на Украину.4. Введение новой прямой подати (стрелецких денег) вместо многочисленных сборов, новая структура организации военных сил, усиление власти воевод на местах, отмена местничества. Организация школы при Печатном дворе, попытка создания школ общего и производственного обучения при богодельнях, создание «Верхней» (Дворцовой) типографии.5. Сторонники: С.С.Медведев, патриарх Иоким.6 Совершал поездки на богомолье в ближние к Москве монастыри.7. Много внимание уделял одежде, ввел западные кафтаны и прически. Любил смотреть на лошадей, обучал их «фокусам». Беседовал со стариками, слушал сказителей.8. Характеристика: высокий и худой, с длинными волосами, глаза немного припухшие, меланхоличный и мягкий,но в определенных ситуациях решительный

№ слайда 6

Описание слайда:

Петр Алексеевич(1672-1725, Царь с 1682 по1696 – совместно с Иваном Алексеевичем, император с 1721) 1.Обучен начальной грамоте. Воспитатель – Р.М.Стрешнев, учителя: Н.М.Зотов, А.Нестеров. Языки: польский, немецкий, голландский.2. За абсолютизм, сторонник неограниченной власти царя. Политика разделения законодательной и исполнительной власти в организации системы управления.3. Войны: Крымские походы 1687 и 1689 гг., Азовские походы 1695-1696гг.,завершившиеся взятием Азова. Северная война 1700-1721 гг., выход России к Балтийскому морю. Война с Турцией 1710-1713 гг.4. Создание новой сети государственных учреждений: Сената, коллегий. органов городского управления. Разделение страны на губернии, позднее – провинции. «Табель о рангах». Создание регулярной армии и флота, введение подушной подати, монетная реформа, отмена патриаршества, организация школьного обучения. Введение школ разного типа – цифирных, артиллерийских, инженерных5. Постоянные разъезды по европейской части страны.6. Введение западных обычаев, ассамблей.7. Характеристика: грубоватый юмор, высок ростом,узок в плечах, лицо круглое с выпуклыми глазами, носил длинные волосы и подбритые усы, вспыльчив, горяч.

№ слайда 7

Описание слайда:

Екатерина I(1684-1727, царствовала: 1725-1727) 1. Образования практически не имела.2. Старалась не отступать от политической линией Петра I, передоверив управление страной А.Д.Меншикову.3. Войн не велось.4. Создан Верховный Тайный совет, уменьшена подушная подать.5. Открыта Петербургская Академия наук.6. Сопровождала Петра во многих его поездках и военных походах.7 Развлечения: балы, маскарады, прогулки по Неве, сопровождаемые пушечной стрельбой.8. Невысокая, кряжистая, полная, по характеру типичная домашняя хозяйка.

№ слайда 8

Описание слайда:

Петр II(1715-1730, царствовал: 1727-1730)1. Домашнее образование. Владел иностранными языками, основами наук.2. Находился под влиянием А.Д.Меньшикова, затем князей Долгоруких, стремившихся к ревизии петровских преобразований и к аристократическому правлению.3. Войн не велось.4.Переезд двора в Москву, создание Комиссий о коммерции и о конфискации, издание Вексельного устава. Создан первый русский журнал – «Примечания к Ведомостям».5. Путешествовал по окрестностям Москвы.6. Самое любимое занятие – охота, придворные развлечения.7. Стройный. Худощавый, правильные черты лица, капризный, злобный, жестокий, склонный к интригам.

№ слайда 9

Описание слайда:

Анна Иоановна(1693-1740, царствовала: 1730-1740) 1. Образование домашнее, училась русскому языку по Кариону Истомину, знала немецкий и французский языки, танцы.2. Была сторонницей неограниченного самодержавия.3. Война за польское наследство, русско-турецкая война; возвращен Азов и некоторые территории на Украине.4. Ликвидирован Верховный Тайный совет, учрежден Кабинет министров, обязательная дворянская служба ограничена 25 годами, ликвидирован майорат, издан указ о признании всех работных людей собственностью фабрикантов,изменен Берг-регламент – открыта дорога к приватизации государственной промышленности.5. Открыта астрономическая обсерватория Де Лиля Де Ла Кроера, создана школа балета Ланде, осуществлена 2 Камчатская экспедиция, открыта Кунсткамера в новом здании.6. Поездки в Москву, Троицу, Петергоф.7. Развлечения: балы, маскарады, любила слушать чтение сказок, предпочитала пышность нарядов.8. Характеристика: высокая, полная, с грубыми мужскими чертами лица, малочувствительна,холодна, груба.

№ слайда 10

Описание слайда:

Елизавета Петровна(1709-1761, царствовала: 1741-1761) 1. Домашнее образование, обучалась иностранным языкам, танцам.2. Сторонница петровских преобразований, тяги к занятиям государственной деятельностью не имела.3. Войны: русско-шведская, участие в Семилетней войне.4. Ликвидация Кабинета, отмена внутренних таможен, учреждение дворянского и купеческого банков,монетная реформа, передача заводов в частные руки,подготовка уложения. Создание Московского университета,учреждение Академии художеств, возникновение первого русского театра, возобновление изданий журналов.5. Переписывалась с французским королем. Посещала Москву, Троицу, Царское Село, Украину.6. Придворные развлечения, охота, слушала чтение сказок, много времени уделяла нарядам, украшениям, собственной внешности. Велела обрить головы придворным дамам.7. Характеристика: высокая, очень полная, внешне весела, легкомысленна,но в реальности упряма, мнительна, суеверна, к концу жизни замкнута.

№ слайда 11

Описание слайда:

Петр III(1728-1762, царствовал: 1761-1762)1.Домашнее образование, обучался иностранным языкам,основам математики, географии, истории.2. Сторонник абсолютной самодержавной власти.3. Заключил мир с Пруссией, чем закончил Семилетнюю войну.4. Манифест о вольности дворян, ликвидация Тайной канцелярии, секуляризация церковных земель.5. Будучи великим князем, сопровождал Елизавету Петровну в поездках в Москву и на Украину.6. Любил парады, проводил время в попойках, курении табака, любил играть на скрипке.7. Характеристика: высокий, худой, с длинными руками и маленькой головкой, вспыльчив,но отходчив, нервен, непостоянен, труслив.

№ слайда 12

Описание слайда:

Екатерина II(1729-1796, царствовала: 1762-1796) 1. Домашнее образование, обучали иностранным языкам, танцам, историей, философией, экономикой.2. Сторонница самодержавной формой правления.3. Войны с Турцией, Швецией, участие в трех разделах Польши – присоединение Крыма, значительных территорий в Белоруссии, Литве, Западной Украине, Курляндии.4. Реформы органов центрального и местного управления, секуляризация церковных земель, унификация управления национальными окраинами, выработка законодательства о сословиях, судебная реформа, законодательное закрепление частной собственности, введение бумажных денег.5. Создание Российской академии, Вольного Российского собрания,Вольного экономического общества, основание журналов, создание системы народного образования, основание Эрмитажа, открытие публичных театров, появление русской оперы, расцвет живописи.6. Ежедневные занятия государственными делами, писанием писем,работа над законодательством. Развлечения: маскарады, балы, игра в карты.7. Характеристика: полная, с красивыми чертами лица, выдержанная, владеющая собой, поддерживает беседу, терпелива, умела быть жестокой.

№ слайда 13

Описание слайда:

Павел I(1754-1801, царствовал: 1796-1801)1. Прошел курс наук – общеобразовательных (русский язык, словесность, иностранные языки – немецкий, французский, латынь – история, география, математика) и политических, хорошо начитан. Увлекся военным делом.2. Войны: участие во 2 антифранцузской коалиции (1798). Взятие русским флотом по командованием Ф.Ф.Ушакова крепости на о.Корфу; кампания в Италии под руководством А.В.Суворова – разгром французских войск при р.Адде, р.Треббии, г.Нови; переход Суворова через Альпы.3. Указ об ограничении барщины 3 днями в неделю (1797); закон о престолонаследии, ликвидация дворянских губернских собраний, лишение дворян права избирать должностных лиц в уезде,восстановление телесных наказаний для дворян.4. Поездка в Берлин, путешествие по Европе (Австрия, Италия, Франция), поездка на театр боевых действий в Финляндию во время войны со Швецией.5 Любил военное дело,парады.6. Характеристика: некрасив (курнос, с широкими скулами), нервный, раздражительный

№ слайда 14

Описание слайда:

Александр I(1777-1825, царствовал: 1801-1825)1. Разностороннее образование: история, словесность, география, математика, ботаника, физика, языки 9французский, немецкий, английский, латынь), государственный и политические науки.2. Благополучные войны с Ираном и Турцией. Неудачное для Росси участие в 3 и 4 антифранцузских коалициях. Война со Швецией и присоединение Финляндии. Разгром Наполеона в ходе Отечественной войны 1812 г. и заграничных походов 1813 и 1814 годов.3. Указ о вольных хлебопашцах, освобождение крестьян в Прибалтике, учреждение министерств, Государственного совета. Введение военных поселений. Судебная реформа. Создание сети духовно-учебных заведений. Основание Дерптского, Харьковского, Виленского, Казанского, Петербургского университетов, лицеев. Введение университетского устава. 1814 – основание Публичной библиотеки.4. Характер: красив с оттенком некоторой изнеженности, часто производил впечатление вялого и нерешительного человека, упрям.

№ слайда 15

Описание слайда:

Николай I(1796-1855, царствовал: 1825-1855) 1. Образование обширное, усваивал предметы плохо. Увлекался военно-инженерными науками. Языки: английский, французский, немецкий, латынь, древнегреческий.2. Непреклонный сторонник самодержавия,военной дисциплины.3. Успешные для России войны с Ираком и Турцией. Разгром польского восстания. Помощь Австрии в подавлении венгерского восстания. 1853 – начало Крымской войны с Англией, Францией, Турцией и Сардинией.4. Сосредоточение кодификации и высшей политической полиции во 2 и 3 отделениях собственной канцелярии императора. 1826 – цензурный устав, 1828 – учебная реформа, 1835 – университетский устав. Кодификация законов. 1842 – указ об обязанных крестьянах. Основан ряд высших учебных заведений.5. Характеристика: величественная, царственная внешность, отличался сильной волей,непреклонностью.

№ слайда 16

Описание слайда:

Александр II(1818-1881, царствовал: 1855-1881)1. Получил прекрасное воспитание. Изучение общеобразовательных, политических и военных наук. Воспитатель: В.А.Жуковский, наставник – М.М.Сперанский. языки: английский, французский, немецкий, польский.2. Участие в неудачной для Росси Крымской Войне и завершил ее. Окончательное завоевание Кавказа, присоединение к России Средней Азии. Война с Турцией 1877-1878, победа России. Подавление восстания в Польше.3. Реформы: отмена крепостного права, введение местного самоуправления, судебная новый университетский устав, военная, финансовая реформы. Ликвидация 3 отделения. Рост числа издательств.4 Любил военное дело, охоту, светские развлечения.5. Характеристика: отличался красотой, военной выправкой, прекрасными манерами, с детства вялый и апатичный, нерешительный, но упрямый и скрытный.

№ слайда 17

Описание слайда:

Александр III(1845-1894, царствовал: 1881-1894) 1. Способностями не отличался, получил умеренное образование. Языки: французский, немецкий.2. Завершил присоединение Средней Азии.3.Контрреформы: временные правила о печати 1882, университетский устав, ограничение приема в гимназии детей низших сословий – циркуляр «о кухаркиных детях», закон о земских начальниках, земская и городская контрреформы; ограничение в суде, русификация окраин, но ввел фабричное законодательство.4. Поездки по России и Европе.5. Характеристика: большой рост, тучный, неуклюж, лишен хороших манер, упорный и твердый, на вид спокойный, медлительный.

№ слайда 18

Описание слайда:

Николай II(1868-1918, царствовал: 1894-1917)1. Получил прекрасное разностороннее образование, знал английский, французский, немецкий языки.2. Неудачная для России война с Японией, вступление в 1 мировую войну против Германии, Австро-Венгрии, Турции в союзе с Англией и Францией.3. 1897 – введение в обращение золотой валюты. 1905 – учреждение парламента, дарование демократических свобод, 1906 – начало аграрной реформы.4. открытие музея Александра III (Государственный Русский музей), музея изящных искусств в Москве.5 Путешествовал на Восток, по Европе.6 Любил физический труд, спорт, чтение вслух, в кругу семьи.7. Характеристика: красив, правильные черты лица, небольшой рост, слабоволен, проявлял растерянность и апатию, но был упрям, скрытен, коварен.