Презентация система воспитания личности в коллективе макаренко. Воспитательная система А.С
вопросов и детально разработал выдвинутые
ранее, но недостаточно разработанные до него
советской педагогикой проблемы (воспитание в
коллективе, семейное воспитание и др.).
Признан одним из четырех выдающихся
педагогов мира, наряду с Джоном Дьюи,
Георгом Кершенштейнером и Марией
Монтессори. Такой чести в 1988 году его
удостоило ЮНЕСКО.
Главная заслуга Макаренко – авторская
методика воспитания, которая творила чудеса:
в 20-е годы беспризорники и малолетние
преступники не просто перевоспитывались, а
становились выдающимися личностямиВклад в развитие педагогики
А.С. Макаренко разработал педагогическую систему
Он внес новые идеи изменения в воспитание и
обучение детей, благодаря собственной
педагогической деятельности
Гуманизм и коллективизм основы творчества
деятельности Макаренко
Педагогические труды Макаренко актуальны, потому
что обращены к будущему
Весь личный опыт Макаренко обращен к людям, к
каждому, и каждый черпает из этого нечто важное для
своего роста«Воспитание в коллективе и через коллектив»
Воспитание в коллективе
и через коллектив - это
центральная идея его
педагогической системы,
красной нитью
проходящая через всю
педагогическую
деятельность и все его
педагогические
высказыванияТрудовое воспитание
Необходимым фактором воспитания в педагогической
системе Макаренко является труд.
Макаренко считал, что трудолюбие и способность к труду не
даны ребенку от природы, а воспитываются в немПрактика А.С. Макаренко по организации производительного детского
труда показала, что дети школьного возраста поразительно быстро и без
всякого перенапряжения овладевают сложнейшими производственными
навыками, причем не только навыками труда на сложных станках, но и
организации производстваЗначение игры в воспитании
А.С.Макаренко предлагал не
торопиться отвлекать ребенка от
игры и переводить на рабочее
усилие и на рабочую заботу. Но
вместе с тем, говорил он, нельзя
проходить мимо того факта, что
бывают люди, которые приносят
из детства в серьезную жизнь
игровые установки. Поэтому
нужно так организовать игру,
чтобы в процессе ее у ребенка
воспитывались качества будущего
работника и гражданинаКлассификация игрушек по А.С. Макаренко
Игрушка готовая или
механическая: куклы,
лошадки, автомобили
и т. д
Игрушка полуготовая, как-то:
картинки с вопросами, ящики,
конструкторы, кубики и т. д.Семейное воспитание
Главнейшим условием
семейного воспитания
Макаренко считал
наличие полной семьи,
крепкого коллектива,
где отец и мать живут
дружно между собой и с
детьми, где царствуют
любовь и взаимное
уважение, где имеет
место четкий режим и
трудовая деятельностьРезультаты воспитательной системы
А.С. Макаренко
Система воспитания, созданная Макаренко, носит универсальный
характер, поскольку позволяет работать с детьми независимо от
того, в какой социальной среде они были воспитаны. Но заслуга
Антона Семеновича, прежде всего в том, что он разработал научные
основы перевоспитания, опираясь на которые можно сознательно и
успешно вести перевоспитание «трудных» и криминализированных
детей. И пока детские дома, интернаты и колонии для
несовершеннолетних существуют, выход из создавшегося
положения я вижу в том, чтобы они работали по системе
Макаренко. Там дети чувствуют себя комфортно, никуда не убегают
и выходят в жизнь достойными людьми
Педагогика А.С.Макаренко. Вопросы коллектива и личности в современном воспитании. Основные идеи «Педагогической поэмы»
Презентацию подготовила:
Коробова Т.С., методист
МБОУ ДО «Рыльский ДДТ»
Латинское слово "коллективус" переводят по-разному - сборище, толпа, совместное собрание, объединение, группа. В современной литературе употребляется два значения понятия "коллектив".
Понятие "коллектив" в педагогической литературе- объединение
воспитанников (учеников)
Признаки
- Общая социально значимая цель .
- Общая совместная деятельность .
- Отношения ответственной зависимости .
- Общий выборный руководящий орган .
Особенности
- Это характеристики, отражающие внутриколлективную атмосферу, психологический климат, отношения между членами коллектива:
Сплоченность, характеризующая взаимопонимание;
Защищенность;
- "чувство локтя«;
- - причастность к коллективу.
Наиболее стабильное звено в официальной структуре школьного коллектива - коллектив класса
- Ученический коллектив - это группа учеников, объединенная общей социально значимой целью, деятельностью, организацией этой деятельности, имеющая общие выборные органы и отличающаяся сплоченностью, общей ответственностью, взаимной зависимостью при безусловном равенстве всех членов в правах и обязанностях.
Закон жизни коллектива
Движение - форма жизни коллектива,
остановка - форма его смерти.
А.С.Макаренко определил принципы развития коллектива (гласности, ответственной зависимости, перспективных линий, параллельного действия); вычленил этапы (стадии) развития коллектива
- Первая стадия - становление коллектива (стадия первоначального сплочения).
- Вторая стадия - усиливается влияние актива.
Противоречия
- между коллективом и отдельными учениками, опережающими в своем развитии требования коллектива или, наоборот, отстающими от этих требований; между общими и индивидуальными перспективами;
- между нормами поведения коллектива и нормами, стихийно складывающимися в классе; между отдельными группами учеников с различными ценностными ориентациями и т. д.
Качественные стадии (этапы) преобразований
- Третья и последующие стадии характеризуют расцвет коллектива.
Они отличаются рядом особых качеств, достигнутых на предыдущих этапах развития.
Традиции - это такие устойчивые формы коллективной жизни, которые эмоционально воплощают нормы, обычаи, желания воспитанников.
Большие традиции - это яркие массовые события, подготовка и проведение которых воспитывают чувство гордости за свой коллектив, веру в его силы, уважение к общественному мнению.
Особенно важным считал А.С. Макаренко выбор цели. Практическую цель, которая способна увлечь и сплотить воспитанников, он называл перспективой . При этом он исходил из положения о том, что "истинным стимулом человеческой жизни является завтрашняя радость".
Виды перспектив:
- близкая;
- средняя;
- далекая.
Близкая перспектива выдвигается перед коллективом, находящимся на любой стадии развития, даже на начальной.
Средняя перспектива заключается в проекте коллективного события, несколько отодвинутого во времени.
Далекая перспектива - это отодвинутая во времени, наиболее социально значимая и требующая значительных усилий для достижения цель.
Отличительные признаки сформированности коллектива
- 1) мажор - постоянная бодрость, готовность воспитанников к действию;
- 2) ощущение собственного достоинства, вытекающее из представления о ценности своего коллектива, гордости за него;
- 3) дружеское единение его членов;
А.С.Макаренко: «Я во всю жизнь не прочитал столько педагогической литературы, сколько зимою 1920 года» … «Первые месяцы нашей колонии... были ещё и месяцами поисков истины».
" Дежурство по колонии"
В коллективе, живущим "по Макаренко", каждые полгода выбирался староста
А.С.Макаренко возглавлял колонию для несовершеннолетних преступников и дал путевку в жизнь
Структура соподчинённых функциональных зависимостей: - -актив ("старые боевые колонисты"); - резерв (который не обладает заметными талантами организаторов); - "болото" и "пацаны" (исполнители, те, кто идёт за лидерами); - "шпана"
Цели, определяющие систему полномочий и отношений в этом коллективе: 1. Нужно обеспечить создание коллектива, чему способствовала выработка «конституции», то есть, ряда твёрдо установленных положений, (обязательных для всех: и воспитанников, и воспитателей) определяющих функции участников совместной деятельности;
Таким образом : -А.С.Макаренко, начав с определения цели "нового человека по-новому делать" через развитие "соподчинённых связей педагогов и воспитанников", выходит на новую форму; - основная форма воспитательного коллектива у А.С.Макаренко – отряд (постоянный и сводный), которые дополняют друг друга. И мы имели возможность проследить процесс образования данной формы.
Модели развития отношений между личностью и коллективом
1) личность подчиняется коллективу (конформизм);
2) личность и коллектив находятся в оптимальных отношениях (гармония);
3) личность подчиняет себе коллектив (нонконформизм).
Литература
- 1. Би Шучжи, Ван Игао. Диалектичность и целостность педагогических взглядов А.С.Макаренко // А.С.Макаренко сегодня: новые материалы, исследования, опыт.- Нижн. Новгород, 1992. – С.83-86.
- 2. Буева Л.П. Предисловие к книге Л.Николаева. Структуры человеческой деятельности. – М.: Прогресс, 1984. – С.5-16.
- 3. Гордин Л.Ю Диалектика общечеловеческих и социалистических ценностей в наследии А.С.Макаренко // А.С.Макаренко сегодня: новые материалы, исследования, опыт. – Нижн. Новгород, 1992. – С.86-89.
- 4. Козлов И.Ф. Педагогический опыт А.С. Макаренко. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1987. – 158 с.
- 5. Макаренко А.С. Открытое письмо товарищу Ф.Левину // Пед. соч.: В 8 т. / Редкол.: М.И.Кондаков (гл. ред.) и др., АПН СССР. – М.: Педагогика, 1986. – Т.7. – С. 206 – 208.
- 6. Макаренко А.С. Педагогическая поэма // Пед. соч.: В 4 т. – М.: Правда, 1987. – Т.1. – С.149-570.
- 7. Макаренко А.С. Проблемы школьного советского воспитания // Пед. соч.: В 8 т. / Сост. М.Д.Виноградова, А.А.Фролов. – М.: Педагогика, 1984. – Т.4. – С. 123-203.
1 из 19
Презентация на тему:
№ слайда 1
Описание слайда:
№ слайда 2
Описание слайда:
Антон Семёнович Макаренко Родился 13 марта 1888 в Белополье Сумского уезда Харьковской губернии.В 1897 году поступил в начальное железнодорожное училищеВ 1901 переехал с семьей в Крюков.В 1904 окончил училище Кременчуга и одногодичные курсы по педагогике.В 1905 работал учителем в железнодорожном училище1914-1917 учеба в Полтавском институте 1916 призыв в армию, но из-за проблем со зрением демобилизован.1917-1919 заведующий железнодорожной школы.1920 г. принял руководство детской колонией под Полтавой в дальнейшем колония им. Горького1919 переезд в Полтаву.С 1927-1935 руководитель детской трудовой коммуныС 1934 член Союза советских писателей1935 переведен в КиевС июля 1935 года он – помощник начальника отдела трудовых колоний НКВД УССР. В 1937 году А.С. Макаренко приезжает в Москву, где в дальнейшем и проходит его литературная и общественно-педагогическая деятельность. 1939 подает заявление о принятие его кандидатом в члены союза ВКП.1 апреля 1939-смерть. Он умер в поезде когда ехал в Москву,от разрыва сердечной мышцы.
№ слайда 3
Описание слайда:
№ слайда 4
Описание слайда:
Педагогическая деятельность «Многие считают меня специалистом по работе с беспризорными. Это неправда. Я всего работал 32 года, из них 16 лет в школе и 16 с беспризорными.» Начало педагогической деятельности Макаренко совпадает с первой русской революцией.Школа в Крюкове.Первого сентября 1905 года Макаренко стал учителем в Крюковском двухклассном железнодорожном училище. Оно находилось на территории железнодорожных мастерских. Учились здесь дети рабочих.«Я сам был сыном рабочего и мои ученики были такого же сорта»-А.С.Макаренко.« В железнодорожной школе, где я учительствовал, воздух был несравненно чище, чем в других местах,- вспоминал Макаренко,- рабочее, настоящее пролетарское общество крепко держало школу в своих руках, и « Союз русского народа» боялся к ней приближаться. Из этой школы вышло много большевиков»
№ слайда 5
Описание слайда:
Макаренко стал учителем русского языка, рисования и черчения- как раз тех предметов, которые были его любимыми предметами в Кременчугском городском училище. Антон Семенович резко выделялся из числа преподавателей. Когда он входил в класс, на пороге он останавливался, здоровался с детьми, осматривал весь класс, каждого. Макаренко раскрывал перед классом все богатство, красочность русского языка, воспитывал любовь к литературе. Для этого он использовал дополнительные занятия. В воспоминаниях детей он предстает как учитель-художник, тонко чувствующий красоту. Когда он читал замирал весь класс. Одна из замечательных черт молодого учителя была не только обогащать знаниями по предмету, но и воспитывать своих учеников.Революция 1905 года ускорила процесс внутреннего созревания Макаренко. В 1910 году в школу был назначен новый заведующий- монархист и взяточник. Макаренко трудно было работать в таких условиях, ведь прежний заведующий М.Г. Компанцев поддерживал его начинания. Нового заведующего Макаренко в глаза назвал взяточником, и хотя судебное разбирательство подтвердило это. Антону Семеновичу пришлось уйти из училища.
№ слайда 6
Описание слайда:
№ слайда 7
Описание слайда:
Долинская1 сентября 1911 года по распоряжению училищ Херсонской губернии Макаренко был переведен в железнодорожное училище на станции Долинская. Здесь еще раньше стал работать заведующим М.Г. Компанцев.Долинская казалась Макаренко глухим местом. В Долинской школе учились дети стрелочников, путевых сторожей, мелких служащих. Для учеников был создан интернат на 60 человек. Антон Семенович стал воспитателем. Было тяжело совмещать труд педагога и воспитателя. Он требовал большой выдержки, полного напряжения душевных и физических сил. У Макаренко еще много времени уходило на проверку тетрадей школьников и было нелегко прожить на скромную заработную плату с семьей. Антон Семенович никогда не жаловался на трудности, ему помогала активная натура, любовь к жизни и к людям. Под руководством Макаренко в школе был организован духовой оркестр. Годы работы В Долинской и Крюкове много дали Антону Семеновичу.
№ слайда 8
Описание слайда:
№ слайда 9
Описание слайда:
Педагогические взгляды Основными проблемами педагогической науки Макаренко считал:А) что объектом педагогического исследования должен быть не ребенок, а педагогический факт. Б) необходима перестройка всей психологии школьного работника, чтобы было усильное внимание к детскому коллективу как к органическому целому. В) для хороший школы нужна научно организованная система всех влияний. Г)психология должна сделаться не основанием педагогики, а продолжением ее в процессе реализации педагогического закона. Д) русская трудовая школа должна перестроится, потому что сейчас она по идее буржуазна. Должно быть не труд-работа, а труд-забота.У Макаренко есть своя педагогическая система, основой которой является что воспитанник выступает творцом, а не объектом воздействия. Так же Макаренко создал педагогические основы.Воспитание детей в коллективе.Педагогический коллектив- это коллектив воспитанников и взрослых. Законодательный орган- это общее собрание всего педагогического коллектива, где каждый имеет право голоса.Исполнительный орган – это совет командиров, куда входили командиры первичных отрядов и председатели комиссий
№ слайда 10
Описание слайда:
№ слайда 11
Описание слайда:
Дисциплина и режим. Дисциплина – это не средство и не метод воспитания. Это результат всей воспитательной системы. Воспитание – это не морализирование, это хорошо организованная жизнь детей. интересы коллектива стоят выше интересов личности, если личность сознательно выступает против коллектива. Режим – средство (метод) воспитания. Он должен быть обязателен для всех, точно по времени. Свойства режима: должно быть целесообразным; точным по времени; обязательным для всех; носит изменчивый характер. Наказание и поощрение. Воспитание должно быть без наказания, если конечно воспитание правильно организовано. Наказание не должно приносить ребёнку моральные и физические страдания. Суть наказания в том, что ребёнок переживает за то, что его осудил коллектив, его сверстники.. Трудовое воспитание- заключается в том, что он не может быть без участия в производительном труде.
№ слайда 12
Описание слайда:
В педагогическом коллективе должны быть следующие признаки:1. Умение работать в коллективе;2. развитую способность к коллективному творчеству;3. товарищескую солидарность и взаимопомощь;4. активное участие в коллективной деятельности;5. заботу о своем коллективе и его перспективах;6. осознание себя хозяином коллектива;7. ответственность за своих товарищей и за весь коллектив;8. умение приказать и подчиниться товарищу;9. желание и потребность подчинить свои интересы коллективу; 10. принятие коллективных перспектив и традиций как своих собственных. Антон Семенович считал что между педагогом м воспитанником должен быть демократические, а не авторитарные отношения. Ведущий компонент в воспитание педагогическая цель.
№ слайда 13
Описание слайда:
С. Макаренко решительно опровергал широко распространенное мнение, будто дети могут любить и ценить только снисходительного и мягкого учителя. «Вы можете быть с ними сухи до последней степени, требовательны до придирчивости, вы можете не замечать их, если они торчат у вас под рукой, можете даже безразлично относиться к их симпатии, но если вы блещете работой, знанием, удачей, то спокойно не оглядывайтесь: они все на вашей стороне, и они не выдадут…. И наоборот, как бы вы ни были ласковы…. как бы вы ни были симпатичны в быту и в отдыхе, если ваше дело сопровождается неудачами и провалами, если на каждом шагу видно, что вы своего дела не знаете, если все у вас оканчивается браком,- никогда вы ничего не заслужите, кроме презрения, иногда снисходительного и иронического, иногда гневного и уничтожающе враждебного, иногда назойливо шельмующего»Учитель должен уметь увидеть положительное в воспитаннике и уважать это.У учителя должно быть наличие и постоянное накопление педагогического опыта, постоянные наблюдения и переработки педагога в его отношениях с детьми.
№ слайда 16
Описание слайда:
Педагогические труды Главное художественное произведение А.С. Макаренко-» Педагогическая поэма»В эту книгу автор вложил все самое лучшее как человек и художник слова. Книга Макаренко запечатлела черты советской действительности с покоряющей поэтической силой. Педагогическая поэма-произведение литературы социалистического реализма о воспитании, о вдохновенном труде педагога, о рождении нового человека. Другие произведения:Марш 30 года.Книга для родителей.Честь.Флаги на башнях.Лекции о воспитании детей.Мажор.
Cлайд 1
Cлайд 2
Основные этапы жизни Антон Семёнович Макаренко Родился 13 марта 1888 в Белополье Сумского уезда Харьковской губернии. В 1897 году поступил в начальное железнодорожное училище В 1901 переехал с семьей в Крюков. В 1904 окончил училище Кременчуга и одногодичные курсы по педагогике. В 1905 работал учителем в железнодорожном училище 1914-1917 учеба в Полтавском институте 1916 призыв в армию, но из-за проблем со зрением демобилизован. 1917-1919 заведующий железнодорожной школы. 1920 г. принял руководство детской колонией под Полтавой в дальнейшем колония им. Горького 1919 переезд в Полтаву. С 1927-1935 руководитель детской трудовой коммуны С 1934 член Союза советских писателей 1935 переведен в Киев С июля 1935 года он – помощник начальника отдела трудовых колоний НКВД УССР. В 1937 году А.С. Макаренко приезжает в Москву, где в дальнейшем и проходит его литературная и общественно-педагогическая деятельность. 1939 подает заявление о принятие его кандидатом в члены союза ВКП. 1 апреля 1939-смерть. Он умер в поезде когда ехал в Москву,от разрыва сердечной мышцы.Cлайд 3
Cлайд 4
Педагогическая деятельность «Многие считают меня специалистом по работе с беспризорными. Это неправда. Я всего работал 32 года, из них 16 лет в школе и 16 с беспризорными.» Начало педагогической деятельности Макаренко совпадает с первой русской революцией. Школа в Крюкове. Первого сентября 1905 года Макаренко стал учителем в Крюковском двухклассном железнодорожном училище. Оно находилось на территории железнодорожных мастерских. Учились здесь дети рабочих. «Я сам был сыном рабочего и мои ученики были такого же сорта»-А.С.Макаренко. « В железнодорожной школе, где я учительствовал, воздух был несравненно чище, чем в других местах,- вспоминал Макаренко,- рабочее, настоящее пролетарское общество крепко держало школу в своих руках, и « Союз русского народа» боялся к ней приближаться. Из этой школы вышло много большевиков»Cлайд 5
Макаренко стал учителем русского языка, рисования и черчения- как раз тех предметов, которые были его любимыми предметами в Кременчугском городском училище. Антон Семенович резко выделялся из числа преподавателей. Когда он входил в класс, на пороге он останавливался, здоровался с детьми, осматривал весь класс, каждого. Макаренко раскрывал перед классом все богатство, красочность русского языка, воспитывал любовь к литературе. Для этого он использовал дополнительные занятия. В воспоминаниях детей он предстает как учитель-художник, тонко чувствующий красоту. Когда он читал замирал весь класс. Одна из замечательных черт молодого учителя была не только обогащать знаниями по предмету, но и воспитывать своих учеников. Революция 1905 года ускорила процесс внутреннего созревания Макаренко. В 1910 году в школу был назначен новый заведующий- монархист и взяточник. Макаренко трудно было работать в таких условиях, ведь прежний заведующий М.Г. Компанцев поддерживал его начинания. Нового заведующего Макаренко в глаза назвал взяточником, и хотя судебное разбирательство подтвердило это. Антону Семеновичу пришлось уйти из училища.Cлайд 6
Cлайд 7
Долинская 1 сентября 1911 года по распоряжению училищ Херсонской губернии Макаренко был переведен в железнодорожное училище на станции Долинская. Здесь еще раньше стал работать заведующим М.Г. Компанцев. Долинская казалась Макаренко глухим местом. В Долинской школе учились дети стрелочников, путевых сторожей, мелких служащих. Для учеников был создан интернат на 60 человек. Антон Семенович стал воспитателем. Было тяжело совмещать труд педагога и воспитателя. Он требовал большой выдержки, полного напряжения душевных и физических сил. У Макаренко еще много времени уходило на проверку тетрадей школьников и было нелегко прожить на скромную заработную плату с семьей. Антон Семенович никогда не жаловался на трудности, ему помогала активная натура, любовь к жизни и к людям. Под руководством Макаренко в школе был организован духовой оркестр. Годы работы В Долинской и Крюкове много дали Антону Семеновичу.Cлайд 8
Cлайд 9
Педагогические взгляды Основными проблемами педагогической науки Макаренко считал: А) что объектом педагогического исследования должен быть не ребенок, а педагогический факт. Б) необходима перестройка всей психологии школьного работника, чтобы было усильное внимание к детскому коллективу как к органическому целому. В) для хороший школы нужна научно организованная система всех влияний. Г)психология должна сделаться не основанием педагогики, а продолжением ее в процессе реализации педагогического закона. Д) русская трудовая школа должна перестроится, потому что сейчас она по идее буржуазна. Должно быть не труд-работа, а труд-забота. У Макаренко есть своя педагогическая система, основой которой является что воспитанник выступает творцом, а не объектом воздействия. Так же Макаренко создал педагогические основы. Воспитание детей в коллективе. Педагогический коллектив- это коллектив воспитанников и взрослых. Законодательный орган- это общее собрание всего педагогического коллектива, где каждый имеет право голоса. Исполнительный орган – это совет командиров, куда входили командиры первичных отрядов и председатели комиссийCлайд 10
Cлайд 11
Дисциплина и режим. Дисциплина – это не средство и не метод воспитания. Это результат всей воспитательной системы. Воспитание – это не морализирование, это хорошо организованная жизнь детей. интересы коллектива стоят выше интересов личности, если личность сознательно выступает против коллектива. Режим – средство (метод) воспитания. Он должен быть обязателен для всех, точно по времени. Свойства режима: должно быть целесообразным; точным по времени; обязательным для всех; носит изменчивый характер. Наказание и поощрение. Воспитание должно быть без наказания, если конечно воспитание правильно организовано. Наказание не должно приносить ребёнку моральные и физические страдания. Суть наказания в том, что ребёнок переживает за то, что его осудил коллектив, его сверстники. . Трудовое воспитание- заключается в том, что он не может быть без участия в производительном труде.Cлайд 12
В педагогическом коллективе должны быть следующие признаки: 1. Умение работать в коллективе; 2. развитую способность к коллективному творчеству; 3. товарищескую солидарность и взаимопомощь; 4. активное участие в коллективной деятельности; 5. заботу о своем коллективе и его перспективах; 6. осознание себя хозяином коллектива; 7. ответственность за своих товарищей и за весь коллектив; 8. умение приказать и подчиниться товарищу; 9. желание и потребность подчинить свои интересы коллективу; 10. принятие коллективных перспектив и традиций как своих собственных. Антон Семенович считал что между педагогом м воспитанником должен быть демократические, а не авторитарные отношения. Ведущий компонент в воспитание педагогическая цель.Cлайд 13
Требования к учителю Нужно воспитывать не отдельного человека, нужно воспитывать целый коллектив. Хорошее в человеке приходится всегда проектировать, и педагог обязан это делать. Он обязан подходить к человеку с оптимистической гипотезой. Педагог всегда должен иметь цель в каждом действии. система педагогических средств должна быть поставлена учителем, воспитателем так, чтобы обеспечить её творческое развитие и своевременно устранять устаревшие методы, цели, требования. разработка новых, современных воспитательных целей и их соответствующих методов достижения.Cлайд 14
Cлайд 15
С. Макаренко решительно опровергал широко распространенное мнение, будто дети могут любить и ценить только снисходительного и мягкого учителя. «Вы можете быть с ними сухи до последней степени, требовательны до придирчивости, вы можете не замечать их, если они торчат у вас под рукой, можете даже безразлично относиться к их симпатии, но если вы блещете работой, знанием, удачей, то спокойно не оглядывайтесь: они все на вашей стороне, и они не выдадут…. И наоборот, как бы вы ни были ласковы…. как бы вы ни были симпатичны в быту и в отдыхе, если ваше дело сопровождается неудачами и провалами, если на каждом шагу видно, что вы своего дела не знаете, если все у вас оканчивается браком,- никогда вы ничего не заслужите, кроме презрения, иногда снисходительного и иронического, иногда гневного и уничтожающе враждебного, иногда назойливо шельмующего» Учитель должен уметь увидеть положительное в воспитаннике и уважать это. У учителя должно быть наличие и постоянное накопление педагогического опыта, постоянные наблюдения и переработки педагога в его отношениях с детьми.