Производные предлоги: правила написания и список исключений. Конспект урока "Простые и составные предлоги" (7 класс) план-конспект занятия по русскому языку (7 класс) на тему Простые сложные и составные предлоги

Тема: Простые и составные предлоги.

Изучение нового материала.

Цель: познакомить учащихся с простыми и составными предлогами.

Задачи:

  1. проверить знания учащихся по теме «Предлог»;
  2. продолжать работу по совершенствованию умения употреблять предлоги в речи и на письме;
  3. совершенствовать речевую компетентность учащихся.

Учебник: М.П.Баранова, Т.А.Ладыженская.

  1. Оргмомент.
  2. Лингвистическая разминка.

Перед изучением новой темы немного разомнёмся.

1) Исправьте речевые ошибки в предложениях при употреблении предлогов.

Ты любишь пирожки с капусты?

Согласна приказа вы приняты на работу.

По истечению срока договора выплачивается зарплата.

Сходи в магазин по хлеб.

2) Кроссворд.

При заполнении кроссворда мы вспомним лексику.

Что такое синонимы, антонимы?

  1. Синоним предлогов возле, вблизи, в присутствии .
  2. Антоним предлога вдоль .
  3. Синоним предлогов наперекор, против, несмотря на .
  4. Антоним предлога впереди .
  5. Антоним предлога до (со значением времени).
  6. Синоним предлога через .
  7. Синоним предлога кругом .

П ри

Попе р ек

Вопр е ки

Поза д и

Пос л е

Скв о зь

Вокру г

  1. Проверка домашнего задания. Фронтальный опрос.

Сейчас мы вспомним, что уже изучили по теме «Предлог» и «Служебные части речи».

Какие служебные части речи вы знаете?

Что такое предлог?

Какие отношения могут выражать предлоги?

Как образуются производные предлоги?

Какие предлоги относятся к непроизводным?

  1. Изучение нового материала.

На доске столбики предлогов:

В В течение

На В продолжение

Благодаря Несмотря на

Чем отличаются предлоги?

В одном столбике предлоги простые, в другом составные.

Кто попробует сказать, в чём отличие простых предлогов от составных?

А теперь откроем учебники с.139 п.51 (один учащийся читает)

  1. Закрепление изученного.

Сейчас мы потренируемся различать предлоги простые и составные.

Упр.303 (у доски по сл/сч)

Задание на карточках (самостоятельная работа)

Дописать сл/сч. (приложение )

Учащиеся зачитывают некоторые словосочетания.

Немой диктант (работа в парах)

Я выполняю действия. Учащиеся после каждого записывают то, что я показываю с употреблением предлогов (простых и составных). После каждого действия я поднимаю руку и учащиеся начинают записывать. У какой пары получится больше предлогов, у какой разнообразнее.

Я вхожу в кабинет.

Я подхожу к столу.

Отодвигаю от стола стул.

Сажусь на стул.

Подведение итогов.

  1. Занимательная лингвистика.

Прослушайте стихотворение и ответьте на вопрос: «В каких значениях употреблено слово предлог в стихотворении?»

Распечатки у каждого учащегося. (приложение )

  1. Итоги.

Подведём итоги. Какие задания вызывали трудности?

Какие предлоги называются простыми, а какие составными?

Приложение.

1.выйти на старт, 2. приехать в пять часов, 3. выглянуть из окна, 4. вернуться через десять минут, 5. папка для документов, 6. пропустить по болезни, 7. заснуть под утро, 8. работать после праздника, 9. достать из сумки, 10. встретиться у школы.

Нет предлога. А.Шибаев.

Чудесный выдался денек,

А я учу предлоги…

Я должен твердо знать урок:

У нас учитель строгий!

И я шепчу, закрыв глаза,

Скрестив под стулом ноги:

«Что значит – «по»?

«Что значит – «за»?

И «за» и «по» - предлоги…»

А хорошо бы – ЗА порог

И мчаться ПО дороге!..

Какой бы выдумать предлог,

Чтоб не учить предлоги?

Допишите словосочетания:

Рассказать по…

Выдать по…

Выиграть по…

Возвратиться по…

Купить по…

Приехать по…

Бежал по…

Горюет по…

Взбираться по…


Простые - предлоги, состоящие из одного слова. Например: у , к , вблизи , около .

Составные - предлоги, состоящие из нескольких слов. Например: в течение , в связи .

Найдите в выражениях простые и составные предлоги (Рис. 1).

Рис. 1. Простые и составные предлоги.

Морфологический разбор предлога включает в себя выделение признаков:

· производность/ непроизводность

· разряд по значению

· неизменяемость

· не является членом предложения.

Образец: Я в продолжение всего лишь нескольких минут был охвачен ужасом.

І. В продолжение - предлог, употребляется с сущ. в Р.п.

ІІ. Морфологические признаки:

1) производный, образован от сущ. с предлогом;

2) выражает временные отношения;

3) неизменяемое слово.

ІІІ. Синтаксическая функция - не является членом предложения.

Домашнее задание

Упражнения № 303-305 . Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. - М.: Просвещение, 2012.

Задание. Спишите, раскрывая скобки, вставьте, где необходимо, пропущенные буквы. Сделайте полный морфологический разбор выделенных слов.

1. (В) продолжени.. утра и середины дня он весь был погружён.. в рас..чёты (Л. Толстой). 2. Голубые, прозрач..ные струйки дыма т..нулись от костра к морю, (на) встречу брызгам волн (Горький). 3. Она повторяла свою роль, (на) ходу низко кланялась и (не) сколько раз (по) том качала головою, (на) подоби.. глин..ных котов (Пушкин). 4. Имейте (в) виду - задание ответстве..ное (Эренбург). 5. Вы писали мне что (то) (на) счёт воскрес..ной школы? (Чехов). 6. (В) прочем, (в) виду недостатка времен.., не будем откл..няться от пр..дмета лекц..и (Чехов). 7. Телеграфные столбы (по) том опять показ..вались (в) дали лиловой (в) виде маленьких палочек (Чехов). 8. А может быть, птица какая (нибудь) (в) роде цапли (Чехов). 9. И мальчик был счас..лив (в) следстви.. его пр..езда (Тургенев). 10. Грозы (по) над степ..ю ход..т ч..редою (Паустовский). 11. Муму ловко вывернулась (из) под пальц..в Степана (Тургенев). 12. (В) след эк..пажам и (на) встречу им густо двигалась толпа му..чин (Горький). 13. Димка решил, что (в) виде исключения на этот раз Жиган не врёт (Гайдар). 14. (В) след (за) тем он встал с постел.., взял скрипку, начал строить (Л. Толстой).

Дидактические материалы. Раздел «Предлог»

Особенности употребления отдельных предлогов в русском языке.

Лекции и электронные учебники. Предлог.

4. Культура письменной речи ().

Правописание предлогов.

Литература

1. Разумовская М.М., Львова С.И. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. 13-е изд. - М.: Дрофа, 2009.

2. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. 34-е изд. - М.: Просвещение, 2012.

Не потеряйте. Подпишитесь и получите ссылку на статью себе на почту.

Предлог – довольно любопытная . Они выражают отношения между объектом и субъектом, и эти отношения могут быть сколь угодно сложными. Предлоги – это не только «маленькие слова» вроде «к», «по», «за», «через» и т. д., но и целые словосочетания – «в силу того что», «вследствие того что», «по случаю того что» и другие. Такие предлоги, состоящие из нескольких слов, называются составными. Естественно, что сформировались они в русском языке не сразу: своё развитие они начали в XIX – XX веке, когда всеобщую популярность получила научная и литература и средства массовой информации. Отношения между членами предложения (высказывания) в такой литературе достаточно сложные и тонкие и далеки от тех, которые используются в речи «наивных» носителей языка.

Различные виды «новых» специфических предлогов – составные, сложные (пишущиеся через дефис: «из-за», «по-над», «из-под» и др.), производные (образованные от других частей речи: «путём», «вследствие», «в продолжение» и т. д.) ещё на рубеже XIX – XX веков ассоциировались с канцелярской и другими видами «нехудожественной» речи (например, публицистической). Корней Чуковский в своей книге «Живой как жизнь» приводит любопытный пример. Один старый чиновник, вышедший на пенсию, решил заняться и попытался перевести романтическую сказку «Красная роза». Перевод в целом получился неплохой, однако язык, которым он был написан, больше напоминал канцелярский. Вот один из фрагментов: «За неимением красной розы жизнь моя разбита». В издательстве чиновнику сказали, что такие предлоги неприемлемы в романтической . Старик как будто всё понял и переделал текст: «Ввиду отсутствия красной розы жизнь моя разбита», сделав речь отчаявшегося героя ещё более канцелярской.

Новый виток популярности составных предлогов пришёлся на первые десятилетия Советской власти, когда политизации подверглись все стороны человеческой жизни. Документация, отчёты, декреты, постановления, пропагандистские газеты – всё это принуждало простых людей употреблять «канцелярские» предлоги даже в бытовых разговорах.

В современном стали востребованными такие составные , как «по части», «в деле»; они характерны для деловой речи.

Кстати, размеры этих «непростых» предлогов, иногда, поражают: некоторые из них значительно длиннее существительных, прилагательных и глаголов. Самый длинный предлог (и одновременно союз) – «соответственно», он состоит из 14 букв. Этот предлог часто используется преподавателями, а также работодателями.

Как запомнить написание составных предлогов

Нередко написание составных предлогов вызывает затруднение. Например, окончание у таких предлогов, как «в продолжение», «в течение», а также у пишущегося слитно «вследствие». Эти предлоги образовались от устойчивых словосочетаний, в которых существительное стоит в винительном падеже. Все подобные существительные (ср. «приду в час», «минута в минуту») имеют значение времени, какого-то длящегося периода. Простой предлог «в» в данном случае синонимичен выражению «во время»: «В продолжение разговора (то есть во время продолжения разговора) он больше не упомянул о деле».

В то же время в сочетаниях «в продолжении», «в течении» стоит в предложном падеже и отвечает на вопрос «где?», «в чём?»: «В продолжении рассказа (то есть в тексте) герой делает то-то и то-то».

Предлог «несмотря на» тоже очень часто подвергается ошибочному написанию. Когда-то, в момент своего зарождения, он действительно представлял собой сочетание деепричастия с частицей «не» и простого предлога «на», поэтому писался раздельно. Но эти времена давно прошли, и предлог «несмотря на» пишется слитно.

Некоторые ошибки поражают. «В заключении расскажу о том…» — создаётся впечатление, что говорящий сидит в или собирается сесть. Интересно, понимают ли те, кто делает подобные ошибки, смысл того, что они пишут?

Написание производных предлогов

Производные предлоги, образованные от словосочетаний, примыкают к составным по происхождению и сложности написания. Как правильно написать «предмет (на)подобие куба»? в данном случае следует подобрать синоним к предполагаемому предлогу: «предмет вроде куба». Смысл остаётся прежним – значит, перед нами производный предлог, который пишется слитно. А вот «задача (на)подобие треугольников» такой проверки не выдерживает: «задача вроде треугольников» — бессмыслица; значит, здесь предлог и существительное, которые пишутся раздельно (а существительное к тому же входит в состав устойчивого словосочетания – термина «подобие треугольников»). Кстати, «вроде» — тоже составной предлог. Их простым синонимом служит разговорное «типа», а также союз «как»: «предмет как куб». Этот предлог имеет своего «двойника»: «В роде Пантера семейства Кошачьих четыре вида – лев, тигр, ягуар и леопард».

Предлог «вместо» синонимичен предлогу «за», «насчёт» — «о», «ввиду» — «из-за». Предлог «вслед» приблизительно соответствует простому предлогу «на»: «Мы смотрели вслед уходящему поезду» — «смотрели на уходящий поезд». Следует отличать эти предлоги от словосочетаний с существительными и простыми предлогами: «Положи мне деньги на счёт в банке», «мы приехали в место, которое он указал», «охотник посмотрел в след и определил, что за зверь здесь пробежал», «иметь в виду».

Предлоги Отличие от сочетания существительного с предлогом
Ввиду (=по причине, из-за) Иметь в виду, в виду(=вблизи, в пределах видимости)
Наподобие, вроде (=подобно, как) Обрати внимание на подобие матери и дочери. В роде Ивановых все блондины
Насчёт (=о) Положи деньги на счёт в банке
Вместо (=за) В лесу мы зашли в место , куда с трудом проникали солнечные лучи
Вследствие (=по причине, из-за) В следствие по данному уголовному делу добавлены новые документы
Вслед :Мы с лёгкой грустью смотрели вслед уплывающему паруснику Дедушка внимательно всматривался в след пробежавшего недавно по снегу зверя
Образованные от наречий: быть внутри дома, идти навстречу ветру, растут вдоль дороги и др. На встречу одноклассников мы собираемся каждые десять лет

Такие предлоги, как «внутри» и «вдоль», пишутся слитно: «что лежит внутри коробки», «вдоль дороги растут деревья». Запомнить это несложно, ведь нет слов «нутрь» и «доль», хотя в древнерусском языке, возможно, они и были. Эти предлоги образовались от наречий со значением пространства, а наречия всегда пишутся слитно. К этой же группе относится и предлог «навстречу», также образованный от наречия: «Идти навстречу ветру» (предлог), «он идёт навстречу» (наречие); однако его нужно отличать от существительного с предлогом: «мы едем на встречу выпускников».

Почему же столько людей делают ошибки в написании предлогов? Скорее всего, дело в простой невнимательности – пишущие не осознают смысл текста или понимают его приблизительно. Каждый элемент языка имеет своё значение, и если опираться на него, можно без особого труда определить правильное написание.

Предлоги и союзы - это служебные части речи , при написании которых многие люди сталкиваются с трудностями. Они используются для установления связи между словами в предложении и для построения определённых грамматических конструкций: около забора, мимо остановки, напротив здания . И если правописание непроизводных служебных частей речи (у соседа, на столе, в холодильнике ) чаще всего не вызывают затруднений, то при написании производных приходится вспоминать различные правила.

Кроме того, бывает сложно сразу определить, является ли выбранная часть речи , именем существительным или же предлогом. Примерами таких конструкций являются следующие: в течение года, идти навстречу друг др угу (где выделенные слова являются производными предлогами), в течении реки, опоздать на встречу с другом (здесь выделенные слова - это существительные с непроизводными частями речи).

Классификация по происхождению и строению

Как уже было сказано ранее, предлоги принято подразделять на производные и непроизводные. К непроизводным относятся простые предлоги, издавна существующие в русском языке: под потолком, над водой, к ингредиентам.

Какие же предлоги называются производными? К ним относятся те, что изначально являлись другими частями речи. Различают 3 вида:

В упражнениях по русскому языку для 7 класса часто попадаются задания, в которых нужно отличить служебную часть речи от самостоятельной. Следует помнить, что производный предлог часто можно заменить на непроизводный:

  • вследствие сильного ветра - из-за сильного ветра;
  • узнать насчёт заявления - узнать о заявлении;
  • спустя пять минут - через пять минут.

Кроме того, к самостоятельным частям речи, в отличие от служебных, можно задать вопрос. В случае со служебными частями речи вопрос задаётся к существительным или местоимениям, относящимся к ним:

  • огляделся (где?) вокруг - обошёл (где?) вокруг дома;
  • стоит (где?) впереди - бежал (где?) впереди меня.

Многие производные предлоги утрачивают своё прежнее лексическое значение:

  • в течение пяти минут (значение времени);
  • в связи с болезнью и невзгодами (в значении из-за );
  • придумал поздравление вроде прошлогоднего (в значении наподобие ).

Производные от деепричастий конструкции можно отличить следующим образом: для этого нужно помнить, что глагольную форму можно заменить на глагол, немного перестроив предложение. В случае с предлогом это сделать невозможно. Например:

  • Мы вышли из комнаты, благодаря хозяев за радушие. Можно заменить деепричастие на глагол: Мы вышли из комнаты и поблагодарили хозяев за радушие . Здесь благодаря является деепричастием.
  • Благодаря учителям мы смогли поступить в институт. В этом случае замена выделенного слова на глагол изменит смысл фразы и будет некорректна. Следовательно, здесь благодаря - предлог.

Кроме того, принято подразделять предлоги и союзы на простые (состоящие из одного слова: внутри, о, перед), сложные (в состав включено 2 простых: из-за, из-под) и составные (состоящие из 2 и более слов: невзирая на, по мере, в целях).

Правила написания составных предлогов

Все предлоги и союзы, независимо от их происхождения и строения, пишутся отдельно от самостоятельных частей речи. Однако правописание таких конструкций, как несмотря на тяжкие обстоятельства - играл, не смотря на струны , чаще всего вызывает затруднения.

Итак, составные производные служебные части речи чаще всего пишутся слитно, особенно когда речь идёт о наречных или отглагольных . Приведём примеры словосочетаний с ними: сидеть напротив начальника, обойти вокруг площадки, гулять вместе с друзьями. Однако среди отымённых следует выделить ряд производных предлогов (список которых приведён ниже), всегда имеющих раздельное написание:

К этому списку можно также добавить и другие конструкции: в виде, во исполнение, в меру, в продолжение и аналогичные им.

Слитное написание наблюдается в сочетаниях:

  • взял батон вместо хлеба;
  • поинтересовался насчёт новой должности;
  • отменили мероприятие ввиду плохих погодных условий;
  • продолжил работать сверх выполненного плана;
  • купила машину наподобие предыдущей.

Сложные предлоги из-под, из-за и другие пишутся всегда через дефис.

Отымённые предлоги: Е или И на конце

Часто сомнения вызывает написание сочетаний в течение, в заключение, в соответствии. Следует запомнить особые случаи правописания производных предлогов. В таблице показаны наиболее частые в употреблении сочетания.

Особые случаи употребления

Предлоги - это служебные части речи, которые не употребляются отдельно, а только с существительными или заменяющими их местоимениями, находящимися в определённом косвенном (любом, кроме именительного) падеже . В большинстве случаев не вызывает затруднений определение необходимого для согласования падежа:

  • на (на чём? на ком?) окраине - предложный падеж;
  • для (кого? чего?) друзей - родительный падеж;
  • несмотря на (кого? что?) странные обстоятельства - винительный падеж.

Однако следует запомнить исключения, когда существительное должно стоять не в родительном, а в дательном падеже:

  • благодаря (кому? чему?) неожиданному возвращению;
  • согласно (кому? чему?) составленному расписанию.

Ещё одна распространённая ошибка - наличие или отсутствие мягкого знака на конце слов близ и сквозь. Их верное написание также следует запомнить.

Примеры употребления в русском языке

Для начала приведём примеры текстов из художественной литературы:

Я взял её с собою в поездку, несмотря на хрупкий возраст моего ребёнка, я повёз её к моему другу, который жил в Сибири. (Л. Чарская, «Сибирочка»)

…Открой сомкнуты негой взоры

Навстречу северной Авроры,

Звездою севера явись! (А. Пушкин, «Зимнее утро»)

…Луна, как бледное пятно,

Сквозь тучи мрачные желтела… (А. Пушкин, «Зимнее утро»)

Теперь рассмотрим несколько предложений, где используются предлоги, а в некоторых - омонимичные с ними существительные, наречия или деепричастия.

Он шёл на (…)встречу новому дню, совершенно не (…)смотря на окружающих.

Необходимо определить, будут ли слова или словосочетания писаться слитно или отдельно друг от друга. Попробуем разобраться, для этого определим, с какой частью речи мы имеем дело. Следует запомнить, что перед существительным всегда можно вставить другое слово, а производный отымённый предлог можно заменить другим, аналогичным по смыслу. В случае с на (…)встречу можно выполнить замену: он шёл к новому дню. Следовательно, это слово является предлогом. Поскольку его не было в списке исключений, которые пишутся раздельно, правильное написание - слитное.

Разберёмся со второй орфограммой. Попробуем заменить не (…)смотря на предлог с аналогичным значением вопреки: совершенно вопреки окружающим. Получилась фраза с совершенно иным значением. Делаем вывод, что перед нами деепричастие с частицей НЕ, которая, безусловно, пишется отдельно от слова.

Мужчина быстро шёл в (…)доль длинной аллеи, не (…)смотря на то, что дул пронизывающий ветер.

Рассмотрим первое слово. Если это наречие, то вопрос можно задать к нему от глагола; но когда вдоль - производный или непроизводный предлог, то он будет относиться к существительному, и вопрос к нему не задаётся. В нашем случае вдоль относится к существительному аллеи, следовательно, является предлогом (производным от наречия вдоль ). Написание наречных и глагольных предлогов всегда слитное.

Со вторым словом поступаем так же, как и в первом предложении: попробуем заменить его на другое слово. В этом примере мы получаем вполне похожее по смыслу хотя дул пронизывающий ветер, из чего делаем вывод, что мы имеем дело с глагольным предлогом, который образовался от деепричастия и пишется слитно.

В течени (…) следующего дня магазин не работал.

Чтобы определить, какую букву нужно писать в конце слова, необходимо определить, чем является сочетание в течени (…). Если это существительное (можно вставить прилагательное, относящееся к слову течение: в сильном течении ), то его окончание определяется в соответствии с правилами его склонения. Если речь идёт о предлоге (имеющим временное значение), в конце требуется писать букву Е.

В выбранном предложении сочетание употребляется в значении времени: магазин не работал (когда?) в течение следующего дня, следовательно, была пропущена буква Е.

Класс: 7

Цели:

  • продолжить знакомство с предлогом как частью речи;
  • способствовать развитию речи учащихся путем устных ответов с использованием опорных схем;
  • формировать логическое мышление, развивать познавательный интерес к предмету, используя элементы занимательности на этапе повторения.

Этапы:

1.Организационный момент: приветствие учащихся, сообщение темы урока, постановка целей и задач.
2. Повторение темы: «Предлог»
3. Изучение новой темы.
4. Закрепление изученного.
5. Домашнее задание.
6. Подведение итогов урока.

ХОД УРОКА

Цели:

  • Повторить и закрепить изученный ранее материал о предлоге.
  • Выяснить различие простых и составных предлогов.

I. Организационный момент

Я желаю вам успешной работы и приятного общения на уроке.

1 слайд. Спишите предложение, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания:

Пр..рода пр..чудливо пр..образившаяся весной с нетерпением ждет пр..лета птиц ра..тапливая снежные глыбы своим теплым дыханием.

  • Обозначьте орфограммы, графически объясните постановку знаков препинания.
  • Выделите грамматическую основу предложения.
  • Найдите в предложении слово, отличающееся от всех остальных.

2 слайд. Учащимся предлагается самостоятельная работа с последующей самопроверкой:

ПрИрода, прИчудливо прЕобразившаяся весной, с нетерпением ждет прИлета птиц, растапливая снежные глыбы своим теплым дыханием.

3 слайд . Высвечивается ответ: С

4 слайд: Расскажите о предлоге, восстанавливая материал в схеме:

Звучит устный ответ учащегося у доски.

III. Работа над новым материалом

5 слайд .

1. На доске предложения:

В течение всех каникул мы путешествовали.
В течении некоторых рек бывают опасные места.

(Запись в тетрадях, выделить предлоги, доказательство).

2. Анализ этих предложений:

а) Найти омонимичные слова
б) Указать предлоги
в) Выяснить смысловое значение
г) Вывод о написании.

  1. Чтение параграфа учебника (№51)
  2. Выяснение различия простых и составных предлогов
  3. Наблюдения по таблице 6 слайда , перенесение ее в ученическую тетрадь:

3. Выполнение упражнения учебника (№303)

Упражнение 1.

4. Задание. Выпишите предлоги из предложений в два столбика:

простые и составные

  1. В течение всего дня шел дождь.
  2. В заключение вечера был концерт.
  3. Река в течении своем делает много поворотов.
  4. В продолжение повести мы узнали о судьбе героев.
  5. Из-за болезни я не мог посещать школу.
  6. Говорил тихо, несмотря на друзей.
  7. Я хотел поговорить с вами насчет квартиры.
  8. Подложили цепи под колеса вместо тормозов.
  9. Прилагательное согласуется с существительным в роде.
  10. В отличие от одноклассников он не собирался в институт.
  11. Над морем становится по-прежнему тихо.
  12. Антон приехал к нам из города.

Перед глаголом, деепричастиями, наречием никогда не бывает предлогов.
Как отличить предлог от приставки?
Вы хорошо знаете, что в русском языке предлог стоит перед существительным или местоимением
(смотреть на звезды, приблизиться к ней). Если существительное имеет определение, то предлог ставится перед ним (смотреть на ночные звезды).

– И.И. Левитан, русский художник-пейзажист, любил рисовать лето и весну. Рассмотрите картину «Весна. Большая вода». Как она связана с прочитанным текстом?

IV. Самостоятельная работа

Выписать словосочетания из текста: с простыми и составными предлогами.

Идет март. Все чаще в течение целого дня светит солнце. По мере повышения температуры воздуха снег темнеет, оседает и тает.
Почти неслышной и невиданной жизнью живет в эту пору едва пробудившийся лес. Прозрачно и чисто небо с высокими легкими облаками. Во время массового таяния снегов начинается половодье.

(по Соколову-Микитову)

– Определите стиль текста, тему, главную мысль.

V. Закрепление темы. Итоги урока

– Что нового мы узнали на уроке?
– Какие предлоги называются простыми?
– Какие предлоги называются составными?

VI. Занимательная лингвистика

– В каких значениях употреблено слово предлог в стихотворении А. Шибаева?

Нет предлога.

Чудесный выдался денек, А я учу предлоги... Я должен твердо знать урок: У нас учитель строгий! И я шепчу, закрыв глаза, Скрестив под стулом ноги: «Что значит – «по»? «Что значит – «за»? И «за», и «по» – предлоги...» А хорошо бы – ЗА порог И – мчаться ПО дороге!.. Какой бы выдумать предлог, Чтоб не учить предлоги?

VII. Слайд 9: Домашнее задание .

Параграф 51. Выучить теорию. Упражнение: 304