Танкисты на войне. Цена победы

В одном бою советский танк уничтожал десятки вражеских танков, бронемашин и автомобилей

Как советские танкисты восстали из мертвых и угнали немецкий танк

Воронежско-Ворошиловоградская операция, проходившая летом 1942 года, была не самой удачной для Красной армии. Немецкие танковые дивизии постепенно охватывали все новые и новые скопления советских войск. Повсюду гремели бои, и найти целый танк было практически невозможно. Такая же проблема стояла перед экипажем КВ под командованием Семена Коновалова . Буквально вчера его машина сотрясалась от попаданий вражеских снарядов, а уже сегодня танкисты получили команду отступать, но танк Коновалова был неисправен. Было решено, что обездвиженная машина догонит своих, как только закончится ремонт, для этого даже выделили самого опытного техника бригады — Серебрякова. Из предосторожности пятидесятитонную "глыбу" забросали ветками, травой и полевой ремонт начался.

Спустя несколько часов внимание измученных жарким ростовским солнцем танкистов привлек шум техники. Не далее как в полукилометре от них на дороге показались две немецкие бронемашины. Двигаться КВ не мог, но стрелять у него получалось замечательно, что было продемонстрированно незамедлительно — точный выстрел и один бронетранспортер объят пламенем, а второй уже пятится назад.

Спустя несколько минут все на той же дороге показалась длинная колонна немецких танков PzKpfw III или просто Т-3. Проигнорировав уже догорающий броневик, все 75 машин уверенно двинулись вперед. Эта оплошность стоила им четырех танков, так как 76-миллиметровая пушка КВ с такого расстояния промахов не знала и била очень мощно. Паника в немецком строю сменилась отступлением — обнаружить замаскированный танк они не могли и видимо предположили, что здесь целое скопление техники противника. Час на перегруппировку, и вот опять немецкие Т-3 ползут в атаку на "невидимого" противника. И опять отступают, ведь снаряды КВ уничтожают еще шесть танков. Третья волна и снова все по-старому: шесть танков, восемь автомашин с пехотой и еще один бронетранспортер превратились в кучу металлолома.Правда, такая ураганная стрельба не могла не выдать местоположение танка Коновалова, по воспоминаниям танкистов, броня танка КВ рябила от сотен вмятин, которые оставили снаряды из пушек Т-3.

Экипаж решил заранее, что как только последний снаряд будет выпущен из пушки КВ, товарищи покинут танк. Но именно в тот момент, когда они собрались уходить, из 105-миллиметрового орудия в борт КВ попал снаряд и четверо из семи танкистов погибли. В живых остались командир танка Коновалов, техник Серебряков и наводчик орудия Дементьев. Опасаясь второго попадания, выжившие выбрались через люк в днище танка. В шуме взрывов и выстрелов наперевес с танковым пулеметом, который был заблаговременно скручен с героического КВ, они успели отползти на безопасное расстояние.

Ночью остатки героического экипажа двинулись в сторону своих. Несколько суток танкистам приходилось есть лишь траву и мох — заходить в деревни и хутора они опасались, боясь предательства. За такие лишения судьба отблагодарила их сполна. Однажды утром экипаж наткнулся на Т-3, который стоял на окраине деревни. Люки танка были открыты, слышалась веселая немецкая речь. По-видимому где-то неподалеку привал устроил целый танковый взвод, однако экипаж одинокого танка еще не успел присоединиться к остальным.

План был придуман и реализован моментально. Часовой бесшумно падает в траву, а три советских танкиста набрасываются на экипаж Т-3. Не успевших опомниться хозяев немецкого танка Коновалов и товарищи забивают прикладами, командир Т-3 хватается за пистолет, но в него стреляют. Итак, танк захвачен, еда имеется, а значит, можно смело ехать в сторону советских войск, что герои и делают. Можно лишь представить удивление фашистских солдат, когда они поняли, у них из под носа угнали танк.

Как шесть бойцов и один танк КВ сдержали целую танковую группу гитлеровцев

23 июня 1941 года недалеко от литовского городка Расейняй советские танки перешли в контрнаступление. По подсчетам командования Красной армии, им должны были противостоять не более двадцати танков группы "Зекендорф", количество артиллерии и пехоты в расчет не бралось совсем. Из состава 2-й танковой дивизии был взят батальон тяжелых танков КВ, которые еще ни разу не встречались немцам на фронте. Задача была проста - атаковать противника во фланг и тем самым заставить его отступить к реке Дубисе. Но на деле все обернулось танковым боем, где против 20 советских танков было около сотни немецких.

На ранних этапах войны у Германии не было танков, способных пробивать 70-миллиметровую броню КВ. Это способны были сделать только противотанковые пушки или некоторые виды артиллерии. Поэтому в первые минуты боя удивлению немецких солдат не было предела. Снаряды их танков Pz-35 не оставляли на броне "сталинского монстра" даже вмятин, а вот ответные выстрелы КВ крушили все на своем пути. Прошло всего несколько мгновений, а все поле было усеяно раздавленными немецкими танками, и батальон КВ уже двигался сквозь вражескую пехоту, его целью была артиллерия. Когда и она большей частью превратилась в металлолом, послышался гром - зенитные орудия немцев стали бить по танкам прямой наводкой. Под градом снарядов, потеряв несколько машин, батальону удалось отступить, оставив после себя полный хаос.

Первое знакомство с "Климентом Ворошиловым" приятным для фашистов не вышло - было уничтожено несколько десятков Pz-35, батарея артиллерии калибра 150 миллиметров, десятки противотанковых пушек, грузовиков, а потери пехоты исчислялись сотнями. Но второе появление КВ заставило уважать эту машину всех немецких командиров.

В нескольких километрах от истерзанной танковой группы "Зекендорф" находились ее коллеги - группа Рауса. Дела здесь шли гораздо лучше, потерь практически не было, город Расейняй был взят, а отдельные стычки с Красной армией тревоги не приносили. Но вот однажды вечером, 23 июня, в пределах видимости дороги на Расейняй заметили танк КВ.

На первый взгляд танк выглядел брошенным. Если же там кто и был, то окружить и уничтожить танк в чистом поле было для немцев проще простого. Скорее всего, советский экипаж отстал от своего взвода или сломался, а значит, не представлял опасности. Однако как только на дороге появилась колонна немецких танков и автомобилей, монстр "ожил". Первым же выстрелом он взорвал грузовик с горючим, дальше поочередно уничтожил несколько противотанковых пушек и танков, а потом опять принялся "щелкать" грузовики с провизией. Когда шоссе стало напоминать ад, а в груде металла с трудом узнавались немецкие танки, КВ успокоился. На его корпусе было несколько небольших вмятин и сколов, но пробить его броню никто не смог. Правда, после боя танк не отправился дальше, а продолжал неподвижно стоять прямо на дороге, как будто бы не мог пошевелиться.

Происшествие у Расейняя встревожило немецкий штаб, так как эта стычка говорила о скором наступлении советских войск в районе этого шоссе, а неуязвимый КВ выглядел лишь приманкой. Понимая опасность ситуации, руководство решило немедленно бросить на участок все доступные танковые резервы. Спустя сутки на дороге появились новые колонны серых немецких танков, а вместе с ними были 88-миллиметровые зенитки, для которых броня КВ не была непробиваемой.

Со стороны ситуация казалась абсурдной и дикой: целая армия, а против нее одинокий КВ, который опять выглядел так, будто экипаж его уже покинул. Но вскоре "Климент Ворошилов" опять встретил гостей раскатистым взрывом снарядов. Первой пострадала зенитная 88-миллиметровая пушка, ее практически сдуло попаданием. Бой советских танкистов было уверенным: танк, еще один, еще одна пушка… Но теперь немцы поняли, что перед ними не передовой танк русского наступления, а всего лишь одна машина с отчаявшимся, но не сломленным экипажем внутри.

Минуты наших танкистов были сочтены, самоотверженный танк буквально растерзали. Пользуясь численным преимуществом, Pz-35 хладнокровно окружили одинокий КВ, в то время как оставшиеся в строю 88-миллиметровые орудия осыпали танк градом снарядов. После тринадцатого попадания КВ перестал двигаться. Но даже тогда фашисты не осмелились тронуть заговоренный танк. Лишь выждав некоторое время и убедившись, что враг уничтожен, немецкие солдаты рискнули приблизиться к нему. Но когда они подошли на расстояние в несколько метров, башня танка неожиданно стала поворачиваться в их сторону - экипаж был еще жив! Перепуганные солдаты стали разбегаться, кто куда, но несколько брошенных в заброневое пространство советского танка гранат довершили судьбу доблестных красноармейцев…

Как Дмитрий Лавриненко стал лучшим танковым асом СССР

С сентября 1941 года Лавриненко числился в 4-й гвардейской танковой бригаде полковника Катукова, где спустя месяц "настрелял" свои первые четыре танка. А ведь вначале ситуация не сулила ничего хорошего. Так, 6 октября недалеко от Мценска немецкие танки и пехота неожиданно атаковали позиции советских мотострелков и минометчиков. Несколько противотанковых пушек было уничтожено, и в результате пехота осталась практически с голыми руками против целой танковой колонны врага.
Узнав о внезапной атаке немцев, полковник Катуков срочно отправил на помощь четыре танка Т-34, командиром был назначен старший лейтенант Лавриненко. Четыре танка должны были прикрыть отступающую пехоту и по возможности тянуть время до подхода основных сил, но все вышло иначе. Из воспоминаний механика-водителя танка Лавриненко старшего сержанта Пономаренко:

"Лавриненко нам сказал так: "Живыми не вернуться, но минометную роту выручить. Понятно? Вперед! Выскакиваем на бугорок, а там немецкие танки, как собаки, шныряют. Я остановился. Лавриненко - удар! По тяжелому танку. Потом видим, между нашими двумя горящими легкими танками БТ немецкий средний танк - разбили и его. Видим еще один танк - он убегает. Выстрел! Пламя… Есть три танка. Их экипажи расползаются.

В 300 метрах вижу еще один танк, показываю его Лавриненко, а он - настоящий снайпер. Со второго снаряда разбил и этот, четвертый по счету. И Капотов - молодец: на его долю тоже три немецких танка досталось. И Полянский одного угробил. Так вот минометную роту и спасли. А сами - без единой потери!".

Экипаж танкового аса Дмитрия Лавриненко (крайний слева). Октябрь 1941

Когда бои за Мценск прошли, вся 4-я танковая бригада отбыла на защиту волоколамского направления. Вся, кроме танка комвзвода Лавриненко, который пропал в неизвестном направлении. Прошел день, два, четыре и только тогда к товарищам вернулась заблудшая машина вместе со всем экипажем, да не одна, а с гостинцем - трофейным немецким автобусом.

История, которую поведал командир взвода взволнованным однополчанам, была удивительна. Его танк был оставлен на сутки для охраны штаба по распоряжению полковника Катукова. По истечению суток танк своим ходом попытался нагнать бригаду по шоссе, но оно было переполнено техникой, и всякого рода надежды успеть вовремя пришлось оставить. Тогда экипаж решил свернуть в Серпухов и там заглянуть в парикмахерскую. Уже здесь, во власти ножниц и помазков, наших героев нашел красноармеец. Забежав в цирюльню, он попросил танкистов срочно прибыть к коменданту города. Там оказалось, что Серпухов через несколько часов окажется во власти немцев, если, конечно, не случится какого-либо чуда. Таким чудом мог оказаться экипаж Т-34.

"Тридцатьчетверка", замаскированная ветками и павшей листвой, практически полностью сливалась с окружающим пейзажем лесной опушки. Поэтому можно было легко заманить немецкую танковую колонну как можно ближе, а уже потом, начав обстрел и посеяв панику, приступить к уничтожению врага.

Танкисты расположились в засаде и вскоре на дороге показались мотоциклы и танки противника. Началось. Подбив первую и последнюю машину в колонне, Т-34 стал петлять по дороге, попутно давя орудия и технику противника. Сказать, что немцы были ошеломлены - не сказать ничего. За несколько минут были подбиты шесть танков, уничтожено несколько орудий и автомашин, противник обращен в бегство. Наградой Лавриненко за эту операцию стал штабной немецкий автобус, который он с разрешения коменданта и привез с собой в часть.

Не раз еще экипаж демонстрировал свою находчивость. Так, 17 ноября в бою около села Шишкино Т-34 Лавриненко уничтожил шесть машин противника, выгодно используя местность. Танк был предусмотрительно выкрашен белилами и на свежем снегу был совершенно невидим. Двигающаяся колонна танков противника неожиданно превратилась в груды металла, а "тридцатьчетверка" моментально скрылась в лесу. На следующий день танк лейтенанта подбил еще семь танков, правда, и сам был поврежден, кроме того, погибли механик-водитель и радист.

Во время битвы около села Горюны 18 декабря 1941 года Лавриненко подбил свой последний, 52-й, танк. Сразу после боя он побежал с докладом к начальству и по трагической случайности был убит осколком разорвавшейся рядом мины.

*****************


В этом бою 20 августа 1941 года экипажем старшего лейтенанта Колобанова Зиновия Григорьевича было подбито 22 немецких танка, а всего его рота записала на свой счёт 43 танка противника.



Анимационный фильм-реконструкция: "Колобанов. Бой под Войсковицами на Гатчине"


В оенная история знает множество имен героев различных родов войск. Такие герои были и в танковых войсках третьего рейха, во время проведения военных операций 1939 – 1941 годов. Принято считать, что от 100 до 168 танков смогли подбить семнадцать танковых экипажей, а те, кто подбил свыше 120 танков, считаются танкистами – асами.

1. Курт Книспель (Kurt Knispel)

Первое место среди танкистов-асов в гитлеровской армии занял Курт Книспель, на счету которого 168 официально подтверждённых подбитых танков и около тридцать не подтвержденных. Так же Книспель был признан лучшим танкистом среди всех участников войны. Все свои удачные военные операции он провел, будучи участником войны с Советским союзом, хотя и в боях на Западном направлении он тоже участвовал. Курт был судетским немцем, военная карьера началась с обучения в танковых войсках в 1940 году, и уже в октябре был переведен в действующие войска. Во время службы воевал на всех видах танков Вермахта, исключая «Пантеру».

Большинство своих побед одержал, будучи наводчиком танка – 126 танков противника, то есть выстрелы, он производил лично, и еще 42, будучи уже командиром экипажа танка. Книспель отличался скромностью и в случае, когда какой-либо танк не засчитывался, как его победа то он не настаивал. К тому же статистика учитывала только уничтоженные танки, а не подбитые, в ином случае на счету аса было бы около 170 танков. Танкиста четырежды представляли к награждению рыцарским железным крестом, однако так его он и не получил, ввиду своеобразного характера и частых конфликтов с командованием.

Погиб немецкий танкист почти в самом конце войны. Он был ранен на чешском направлении во время боя с советскими войсками, причем именно тогда он и подбил свое 168 танк. Спасти Курта не удалось, он умер в госпитале и был похоронен в братской могиле. Уже в 2013 году во время раскопок его останки были найдены и опознаны по именному медальону. Вскрытие подтвердило, что он погиб от попадания осколка мины в голову.

2. Мартин Шройф (Martin Schroif)

Вторым по количеству уничтоженных во время войны танков является Мартин Шройф. Немецкие документы заявляют об уничтожении им более 161 танка противника. Однако к такой информации многие историки относятся с некой долей скептицизма, так как не найдено не одного открытого источника информации, который может подтвердить эти данные, поэтому многие сходятся во мнении, что подвиги Шройфа это «утка» нацистской пропаганды. Мартин находился на службе в СС с 1936 года, и принимал участие в войне с 1939 года. В 1942 году был командиром мотоциклетного подразделения, а с марта 1944 находился в подчинении

102-го танкового батальона. Данные о том, где служил Мартин в 1943 году, отсутствуют. В 1944 году он служит уже, будучи унтерштурмфюрер, хотя документов о его назначении не сохранилось. Считается, что, будучи командиром немецкого «Тигра» в Нормандских боях уничтожил четырнадцать танков. После гибели в одном из боев командира Эндемана, с июня 1944 года Мартину пришлось командовать ротой до середины июля. Был представлен к Рыцарскому кресту, однако не получил его из-за конфликта с командованием. Единственный факт упоминания боевых заслуг Мартина Шройфа это упоминание его в воспоминаниях командира второй роты 102 батальона Эрнеста Стренга, во время боя в районе Вира. Имя Шройфа упоминалась в книгах майора Дж. Хоу о боях в Нормандии.

Умер Мартин Шройф в 1979 году. Как уже говорилось, возникают сомнения о достоверности его подвигов, так как слабо верится, что всего за три-четыре месяца службы на «Тигре» и «Королевском Тигре» он смог подбить 161 танк. Также сомнения вызывает тот факт, что Мартин так и не получил высоких военных наград Рейха, да и вообще о его награждении какими-либо медалями отсутствует.

3. Отто Кариус (Otto Carius)

Третьим по результативности танковым асом нацистской Германии. Был Отто Кариус. За время войны он ликвидировал около 150 танков и самоходных орудий артиллерии противников. За время своей карьеры Отто воевал на лёгком танке «Шкода» и тяжёлом «Тигре». Его имя, вместе с именем другой танковой легенды Михаэлем Виттманом, стало легендарным в армии нацистской Германии. Свою военную компанию он начал на советском направлении, а после тяжелого ранения за год до окончания войны был переведён на западный фронт. Именно здесь он получил приказ от командира сдаться в плен войскам Соединённых Штатов, и ними был отправлен в лагерь для военнопленных.

Из лагеря ему удалось бежать, благодаря хитрости – он смог добыть простую одежду и, назвавшись местным жителем, был отпущен. После окончания войны Отто работал фармацевтом. Позже открыл свою аптеку. Скончался легендарный танковый ас в 2015 году. Точное количество подбитых им танков и САУ неизвестно, так как немецкие источники не всегда имели подтверждение и были спорными. Так, Отто присвоил себе только за 22 июля 1944 года двадцать три уничтоженных танка, за 23 число два танка и за 24 семнадцать танков. Причем эти данные в немецких и советских источников существенно расходились. Причем иногда доходило до абсурда, немцы заявляли о количестве подбитых танков в несколько раз больше, чем их присутствовало на поле боя.

Так же Кариус приписывал на свой счет и один сбитый самолет противника. За время войны Кариус был пять раз ранен. Своим командованием он был представлен к Железному кресты 1 и 2 класса, Рыцарскому кресту Железного креста с Дубовыми листьями, причем Дубовые листья лично вручались Генрихом Гиммлером. Помимо этих были еще и другие медали, и нагрудные знаки. В 1960 году бывший немецкий танковый ас опубликовал книгу «Тигры в грязи», где он описал весь свой военный путь со своими друзьями и экипажами танков.

4. Ганс Бёльтер (Hans Bёlter)

Немецким танкистом, по праву занявшим четвертое место среди танкистов-асов был Ганс Бёльтер. В восемнадцать лет он поступает на военную службу в кавалерию, но позже получает перевод в немецкий моторизированный батальон, где проходит обучение на бронемашинах. К началу польской компании Ганс был унтер офицер и получил в командование тяжелый танковый взвод. Во время участия в польской оккупации Ганс подбил четыре танка и был награжден Железным крестом второго класса. Во время наступления на французском направлении 1940 года Бёльтер получил ранение. Однако до этого успел проявить свое геройство, и был награжден Железным крестом первого класса, чёрным знаком и серебряным нагрудным знаком.

В наступление на СССР Бёлтер принимал участие с первого дня, причем уже через две недели танк Ганса был подбит, но весь экипаж остался жив. После этого его перебросили на Московский фронт, однако из-за полученного вскоре ранения он был отправлен в Германию, после выздоровления работал инструктором в офицерской школе. В январе 1943 года Ганс был отправлен под Ленинград. Здесь он был командиром вначале танка Pz.Kpfw.III Ausf.N, позже получил в свое командование тяжёлый танк «Тигр». Так участвую в бою во время проведения советскими войсками операции «Свет Искры», именно танк Бёлтера возглавлял одно из наступлений немецкий войск. За один только проведенный бой экипаж Ганса подбил семь советских танков. Здесь же был подбит и танк Ганса, однако он с экипажем спасся. Сам Ганс получил очень тяжелые ранения и был направлен в полевой госпиталь. Однако пролежав в госпитале всего восемь дней, Ганс сбежал оттуда к своему отряду.

Прибыв в подразделение, он узнал, что немецкие войска понесли громадные потери, и командир его роты погиб. Уже спустя несколько дней Ганс получает в управление новый танк и в следующем же бою уничтожает два танка противника, увеличив, таким образом, количество уничтоженных танков до тридцати четырёх. Ганс продолжал свое участие в войне до 1945 года, и последний бой принял возле Штекленбаха. Арестован он был в 1949 году, но в 1950 его отпустили, он сбежал в ФРГ, где и умер в 1987 году. На счету Бёлтера было 139 уничтоженных танков.

5. Михаэль Виттман (Michael Wittmann)

На пятом месте в рейтинге немецкий танковых асов находится Михаэль Виттман, подбивший со своим экипажем 138 танков. Он принимал участие в немецкой агрессии с первых дней. Первые бои он провел в Польше и Прибалтике, с 1941 участвует в боях на Восточном фронте, где уже в первом бое уничтожает шесть танков. С 1943 Виттман командует ротой немецких «Тигров», с которой и участвует в сражении на Курской дуге».

Во время участия в курском сражении Михаэль смог ликвидировать тридцать советских танков и около тридцати артиллерийских орудий. С этого момента в Германии Виттмана называли «величайшим танкистом в истории». Когда стало ясно, что операция «Цитадель» провалилась, и началось массовое немецкое отступление, то отряду Михаэля было поручено прикрывать отвод техники и пехоты. Виттман пользовался особым отношением Адольфа Гитлера. Однажды на церемонии вручения Виттману Рыцарского креста, Гитлер, узнав о потере танкистом в бою зубов, распорядился, чтобы ему помог личный стоматолог фюрера. Таким образом, в 1941-1943 году Виттман воюя на советском направлении смог, уничтожить 119 танков красной армии.

В начале 1944 года Михаэль был переведен на западное направление во Францию, где также смог отличится. Так в одном из контрнаступлений союзных войск, он имеет под командованием всего пять танков отразить контратаку союзников. После этого подвига он получает предложение перейти на службу инструктором в танковую школу, однако он не согласился. В конце лета 1944 года Михаэль, находясь на штабной службе, получает перевод во Францию. Принимая участие в бою возле деревни Синтье, танк Виттмана попал в окружение и был уничтожен. Сам танкист считался пропавшим без вести и только в 1987 году во время строительства дороги был обнаружен его труп, который и опознали по нагрудному знаку.

Когда говорят об асах Второй мировой войны, то обычно имеют в виду летчиков, но роль бронетехники и танковых войск в этом конфликте также нельзя недооценивать. Были асы и среди танкистов.

Курт Книспель

Курт Книпсель считается самым результативным танковым асом Второй мировой войны. На его счету почти 170 танков, однако не все из его побед до сих пор являются подтвержденными. За годы войны он уничтожил 126 танков в качестве наводчика (20 неподтвержденных), в качестве командира тяжелого танка - 42 танка противника (10 неподтвержденных).

Книпсель четыре раза был представлен к Рыцарскому кресту, но так и не получил этой награды. Биографы танкиста связывают это с его непростым характером. Историк Франц Куровский в своей книге о Книпселе пишет о нескольких инцидентах, в которых тот показывал далеко не самую лучшую дисциплину. В частности - вступился за избиваемого советского солдата и подрался с немецким офицером.

Курт Книпсель скончался 28 апреля 1945 года, после ранения, полученного в бою с советскими войсками около чешского города Востиц. В этом бою Книпсель уничтожил свой 168-ой официально зарегистрированный танк.

Михаэль Виттман

Михаэля Виттмана, в отличие от Курта Книпселя, было удобно делать героем Рейха, даже несмотря на то, что не все в его "геройской" биографии было чисто. Так, он утверждал, что во время зимних боев на Украине в 1943-1944 годах уничтожил 70 советских танков. За это 14 января 1944 года он получил внеочередное звание и был награжден Рыцарским крестом и дубовыми листьями к нему, однако по истечении некоторого времени выяснилось, что на этом участке фронта РККА вовсе не располагало танками, а Виттман уничтожил две "тридцатьчетверки", захваченных немцами и состоявших на службе Вермахта. Экипаж Виттмана в темноте не разглядел опознавательных знаков на башнях танков, и принял их за советские. Тем не менее, немецким командованием было решено не афишировать эту историю.
Виттман принимал участие в боях на Курской дуге, где, по его словам, уничтожил 28 советских самоходных орудий и около 30 танков.

По информации немецких источников, по состоянию на 8 августа 1944 года, на счету Михаэля Виттмана числились уничтоженными 138 танков и САУ противника и 132 артиллерийских орудия.

Зиновий Колобанов

Подвиг танкиста Зиновия Колобанова вошел в Книгу рекордов Гинесса. 20 августа 1941 года 5 танков роты старшего лейтенанта Колобанова уничтожили 43 немецких танка, 22 из них было подбито в течении получаса.
Колобанов грамотно выстроил оборонительную позицию. Замаскированные танки Колобанова встретили танковую колонну немцев залпами. Сразу же были остановлены 3 головных танка, затем командир орудия Усов перенёс огонь на хвост колонны. Немцы были лишены возможности маневра и не смогли выйти из сектора обстрела.
Танк Колобанова подвергся массированному обстрелу. За время боя он выдержал более чем 150 прямых попаданий, но крепкая броня КВ-1 выстояла.

За свой подвиг члены экипажа Колобанова были представлены к званию Героев Советского Союза, но награда опять не нашла героя. 15 сентября 1941 года Зиновий Калабанов получил тяжелое ранение (были повреждены позвоночник и голова), когда во время дозаправки танка и загрузки боекомплекта рядом с КВ-1 взорвался немецкий снаряд. Однако летом 1945 года Колобанов снова вернулся в строй и служил в советской армии ещё 13 лет.

Дмитрий Лавриненко

Дмитрий Лавриненко был самым результативным советским танковым асом Второй мировой войны. Всего за 2,5 месяца, с октября по декабрь 1941 года он уничтожил или вывел из строя 52 два немецких танка. Успешность Лавриненко можно объяснить его решительностью и боевой смекалкой. Воюя в меньшинстве против превосходящих сил противника, Лавриненко удавалось выходить из почти безвыходных ситуаций. Всего ему довелось участвовать в 28 танковых боях, трижды он горел в танке.

19 октября 1941 года танк Лавриненко отстоял от немецкого вторжения Серпухов. Его Т-34 в одиночку уничтожил моторизованную колонну противника, которая наступала но шоссе из Малоярославца на Серпухов. В том бою Лавриненко, кроме боевых трофеев, удалось раздобыть и важные документы.

5 декабря 1941 года советский танковый ас был представлен к званию Героя Советского Союза. Уже тогда на его счету числилось 47 уничтоженных танков. Но танкиста наградили только орденом Ленина. Однако к тому времени, когда должно было состояться награждение, его уже не было в живых.

Звание Героя Советского Союза Дмитрию Лавриненко присвоили только в 1990 году.

Крейтон Абрамс

Нужно сказать, что мастера танкового боя были не только в немецких и советских войсках. Были свои "асы" и у союзников. Их них можно отметить Крейтона Абрамса. Его имя сохранилось в истории, знаменитый американский танк М1 назван в честь него.

Абрамс был тем, кто организовал танковый прорыв от нормандского побережья до реки Мозель. Танковые части Крейтона Абрамса дошли до Рейна, при поддержке пехоты спасли окруженную немцами десантную группу в немецком тылу.

На счету частей Абрамса около 300 единиц техники, правда, по большей части не танков, а грузовиков снабжения, бронетранспортеров и прочей вспомогательной техники. Количество подбитых танков среди "трофеев" частей Абрамса невелико - примерно 15, из них 6 числится лично за командиром.

Основная заслуга Абрамса была в том, что его частям удалось перерезать коммуникации противника на большом участке фронта, что существенно усложнило положение немецких войск, оставив их без снабжения.

В историю Великой Отечественной войны вписаны сотни имен героев-танкистов, чьи подвиги сегодня поражают и даже шокируют. Их храбрость позволяла выстоять в тяжелейших боях, а смекалка выручала, даже когда численность врага превосходила в несколько раз. В минувшее воскресенье страна чествовала всех причастных ко Дню танкиста, а мы решили вспомнить защитников, воевавших в «машине боевой».

Зиновий Колобанов и дорога на Ленинград

Старший лейтенант Зиновий Колобанов в годы Великой Отечественной командовал ротой тяжелых танков КВ 1-й танковой дивизии Северного фронта. на подступах к Ленинграду у совхоза Войсковицы состоялся знаменитый танковый бой, в котором КВ-1 Колобанова уничтожил вражескую колонну из 22 боевых машин. Это сражение позволило задержать наступление немцев и спасти Ленинград от молниеносного захвата.

Экипаж КВ-1 З. Г. Колобанова (в центре), август 1941 г. Фото: П. В. Майский

Владимир Хазов и три Т-34

Старшему лейтенанту Владимиру Хазову было поручено остановить колонну немецких танков в районе села Ольховатка. Добравшись до указанного района, решили действовать из укрытия. Молодой офицер считал, что главное оружие — внезапность, и не прогадал. Три советских Т-34 сумели разгромить 27 немецких боевых машин. Численное превосходство не позволило врагу выйти победителем из этого боя, а взвод Хазова в полном составе вернулся в расположение батальона.

Алексей Роман и взятие неприступного плацдарма

Последней водной преградой на пути к Берлину была река Одер, эти рубежи враг пытался удержать любой ценой. Танковая рота старшего лейтенанта Алексея Романа была первой в очереди на переправу через реку. За несколько дней в тяжелейших боях танкисты не только сумели форсировать Одер северо-западнее Бреслау, но и захватили прилежащий, неприступный прежде, немецкий плацдарм. За героическую переправу молодому офицеру присвоили звание Героя Советского Союза.

Дмитрий Закревский и угнанный немецкий танк

Разведчики под командованием капитана Дмитрия Закревского угнали немецкий танк из вражеского тыла. Во время операции недалеко от поселка Бузулук защитники обнаружили нацистский Т-IV , а в нем портативные карты командиров противника и другие секретные документы. Храбрость и смекалка позволила разведчикам не только преодолеть немецкую и советскую линии обороны, но и вернуться в расположение батальона в полном составе.

ПОДВИГ ГЕРОИЧЕСКОГО ЭКИПАЖА ТАНКА Т-34 ПОД КОМАНДОВАНИЕМ ГАВРИИЛА АНАТОЛЬЕВИЧА ПОЛОВЧЕНИ

Знайте Советские люди, что вы потомки воинов бесстрашных!
Знайте, Советские люди, что кровь в вас течет великих героев,
Отдавших за Родину жизни, не помыслив о благах!
Знайте и чтите Советские люди подвиги дедов, отцов!

Гавриил Антонович Половченя к моменту начала Великой Отечественной войны уже был опытным солдатом. В армию его, уроженца села Языль Бобруйского уезда Минской губернии Российской империи, призвали в 1927 году. Начал с рядового в кавалерийском полку. После окончания срочной службы отучился на курсах механиков-водителей, затем – курсы среднего комсостава. Принимал участие в Польском походе РККА, Советско-финской войне.

22 июня 1941 года он встретил в звании старшего лейтенанта. К началу ноября 1941 года Г. А. Половченя был произведен в капитаны и получил назначение на должность заместителя командира 141-го отдельного тяжелого танкового батальона.

В январе 1942 года, батальон принимал участие в Торопецко-Холмской операции в составе Северо-Западного фронта. Перед батальоном была поставлена задача: прорвать оборону противника и развить наступление в направлении Луги, Андреаполя и далее до Велижа.

9 января 141-й отдельный танковый батальон прорвал передний край обороны противника и устремился в прорыв. Танкисты форсировали по льду озеро, взяли деревню Охват и пошли в сторону Луги. Капитан Половченя вел бой в танке Т-34. В азарте он оторвался от своего батальона, поскольку тяжелые танки КВ не поспевали за ним.

11 января танк Половчени в одиночку ворвался в деревню Луги. Там был расквартирован немецкий полк. Экипаж танка капитана Половчени, действуя пушкой, пулеметом и гусеницами, уничтожил 2 противотанковых орудия, 6 минометов, а еще пулеметы, повозки с боеприпасами. В бегство были обращены два батальона пехоты. Потери немцев исчислялись сотнями убитых. Помимо блестящего выполнения боевой задачи, рейд Половчени спас от верной смерти 85 жителей деревни. Фашисты обвинили их в связи с партизанами, согнали в один из домов и назавтра собирались публично сжечь. Но это еще не все.

12 января танк Половчени ворвался в соседнее село Алексино. Здесь немцы обстреляли танк и повредили его, заставив остановиться. Фашисты попытались взять экипаж в плен, а когда это не получилось, они набросили на танк брезент, облили бензином и подожгли. Однако, экипажу удалось завести танк и сбить пламя. Танк благополучно вернулся в Лугу.

На следующий день, 13 января 141-й отдельный танковый батальон подошел к городу Андреаполь. Капитан Половченя получил приказ двумя танками выйти к железнодорожной станции, где готов был к отправке немецкий эшелон с советскими гражданами, которых собирались угнать в Германию. Танки Половчени должны были блокировать эшелон. Однако, танк, в котором находился Гаврила Антонович, провалился под лед речки, и как ни старались танкисты, выбраться из ледяного капкана у них не получалось. Нужен был тягач. Половченя принял решение дожидаться подхода частей Красной армии. Экипажу второго танка он приказал идти к железнодорожной станции и выполнить боевую задачу.

Застрявший в реке танк вскоре заметили немцы. Трофей был знатный, и упустить его было никак нельзя. Немцы осторожно приблизились к танку. Экипаж тихо сидел внутри, не подавая признаков жизни. Замысел Половчени был прост и дерзок: пусть-ка немцы сами вытащат танк из реки, а уж оказавшись на свободе, экипаж найдет возможность использовать первый же удобный момент.

Обойдя танк, постучав прикладами, попытавшись открыть башенный люк и не преуспев в этом, немцы решили, что танк брошен. Надо сказать, мороз стоял под 35 градусов, и немцы даже и предположить не могли, что в такую стужу кто-то сможет так долго находиться внутри танка, застрявшего во льду.

Наконец, немцы пригнали тягач, зацепили танк и вытащили его на берег. Это было 15 января. К этому времени танкисты уже очень страдали от холода, но по-прежнему не выдавали себя. Тридцатьчетверку притащили в Адреаполь, на территорию промкомбината. Здесь была охрана, поэтому бойцам пришлось продолжать скрытно сидеть внутри танка. Тем временем, рация у них исправно работала, и капитан Половченя имел возможность связаться с командованием и получить нужные инструкции.

16 января в пять часов утра экипаж трофейного танка пошел на прорыв. Тридцатьчеверка вырвалась на улицы города, открыла огонь по врагу, посеяв панику среди немцев. В ходе боя экипаж Половчени уничтожил 12 орудий, 30 автомобилей с боеприпасами, и более 20 солдат и офицеров противника. Дезорганизованные немцы не смогли оказать должного сопротивления подошедшим частям Красной армии, и город Адреаполь был в тот же день освобожден.

За эти подвиги в ходе Торопецко-Холмской операции Гавриил Антонович был произведен в майоры, и ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

Президиума Верховного Совета СССР о присвоении Гавриилу Антоновичу звания Героя Советского Союза был зачитан в батальоне 25 мая 1942 года, когда танкисты участвовали в тяжелых боях за город Велиж. Ордена Ленина был удостоен старший сержант Пушкарский, орденов Красного Знамени — лейтенант Гольцман и старшина Бондаренко. Слава об экипаже широко распространилась в войсках.

Поэт Михаил Матусовский посвятил Гавриилу Антоновичу стихи, которые напечатала газета «Красная Звезда». Они называются «Баллада о капитане Половчене»:

Отброшен враг, пожар погас,

И бой затих в долине,

Из уст в уста идет рассказ,

О танке Половчени

Он возникает тут и там

Как мститель в самой гуще

И настигает по пятам

Идущих и бегущих

Он через рвы летит вперед,

В глазах мелькают пятна.

И землю ту, что он берет,

Не отдает обратно.

Он за снарядом шлет снаряд,

Он ночью немцам снится —

За ними пристально следят

Открытые бойницы.

Клубится в поле снежный прах

На узком перекрестке,

Трещат у танка на зубах

Обозные повозки.

Ты различишь его в огне

По блеску славы вечной,

По нанесенной на броне

Звезде пятиконечной.

Гавриил Антонович Половченя так же умело и храбро сражался до самого окончания Великой Отечественной войны.

После вручения Г.А. Половчене в Кремле Золотой Звезды Героя и ордена Ленина его направили на учебу в Академию бронетанковых войск. Окончив ее в звании подполковника, он получил назначение на должность командира 19-го танкового полка 1-го механизированного корпуса, формировавшегося в Полтаве, участвовал в боях за Будапешт. Затем его назначают командиром 101-го тяжелого танкового полка, расквартированного на территории Румынии. Уволился в запас он с должности заместителя бронетанковыми и механизированными войсками Одесского военного округа по боевой подготовке уже в мирное время.

После выхода в отставку, Г. А. Половченя жил на Украине, работал главным инженером и директором машинно-тракторной части, на Черноморском судостроительным заводе. Умер Гавриил Антонович Половченя в 1988 году. источник