Тематические тесты по обществознанию егэ. К политической сфере жизни общества непосредственно относится К политической сфере жизни общества непосредственно относится

Раздел «Общество»

ЧАСТЬ А

При выполнении заданий A1 – A20 обведите кружком номер правильного ответа.

1. Какое из приведенных в списке понятий объединяет, обобщает по смыслу остальные?

2. Общество в наиболее широком смысле этого слова означает

3. В качестве примера влияния природных факторов на развитие человеческой цивилизации можно указать

4. Примером конструктивного взаимодействия человеческого общества с природой является

5. В каком из предложений понятие общество употреблено в наиболее узком смысле ?

6. Общество как динамическую систему отличает признак:

7. Молодые ученые провели конференцию, посвященную перспективам развития отечественной науки, высказав опасность того, что низкий уровень доходов, отсутствие материальных стимулов к труду, способствует «утечке мозгов», массовому отъезду молодых специалистов за рубеж. Данный пример может быть использован для иллюстрации взаимосвязи между такими сферами общества как

8. Какой ряд понятий, терминов связан с экономической жизнью общества?

9. Верны ли следующие суждения об обществе?

А. Общество выступает в качестве неотъемлемой части материального мира, находясь в единстве и взаимодействии с природой.

Б. Общество на определенном этапе своего развития обособилось от природы и, помимо объективных законов, подчинено законам, обусловленным волей и желаниями людей.

10. Верны ли следующие суждения?

А. Разрушение прежних общественных отношений и возникновение качественно новых – характерный признак социальной революции.

Б. Разновидность социальных революций - революции научные и технические, приводящие к возникновению принципиально новых способов взаимодействия человека с природой.

11. Какой ряд понятий, терминов связан с постиндустриальной стадией в развитии общества?

12. Общим признаком индустриального и традиционного общества выступает

13. С помощью такого критерия общественного прогресса как упрочение нравственных основ общества можно проиллюстрировать

14. Какое из приведенных суждений может быть приведено в обоснование противоречивости общественного прогресса?

В процессе развития общества пересматриваются меры юридической ответственности, исключаются наиболее жестокие наказания.

Человечество принимает на наднациональном уровне законы, запрещающие определенные способы ведения войны.

Ряд открытий ученых имели двойственные последствия, возникли новые виды оружия массового поражения.

Вводимые на производстве новые типы очистных сооружений позволяют сократить вредные выбросы в атмосферу.

15. В богатую процветающую страну с севера вторглись племена кочевников, разорив системы орошаемого земледелия, города, перерезав традиционные торговые пути. На многие десятилетия запустели города и деревни. Данный пример иллюстрирует такую форму общественных изменений как

16. Интегративные процессы современности нашли свое проявление в (во)

17. Глобальные проблемы современного мира охватывают разные сферы жизни общества. К демографическим проблемам относится

исчезновение многих видов океанической флоры и фауны.

сокращение рождаемости и старение ряда европейских наций.

загрязнение атмосферы выбросами парниковых газов

распространение угрозы деятельности террористических организаций.

18. Глобальные экологические проблемы современности связаны с

возросшими техническими и технологическими возможностями людей по оказанию воздействия на природные процессы.

неспособностью человека конструктивно взаимодействовать с природой.

отсутствием внимания людей к здоровому образу жизни, гармонии с природой.

сохранением этнического и конфессионального многообразия мира.

19. Верны ли следующие суждения об общественных изменениях?

А. Революции выступают в качестве наиболее болезненных для людей форм общественных изменений.

Б. Реформа представляет собой изменение в общественной жизни, как правило, инициируемое и осуществляемое властью.

20. Верны ли следующие суждения о глобализации?

А. Глобализация имеет как позитивные, так и негативные последствия.

Б. Страны «третьего мира» испытывают только отрицательное воздействие процессов глобализации.

Ответы на задания части А

Раздел 1

Часть В

При выполнении заданий B1–B6 укажите ответ в виде последовательности букв, цифр или слова

1. Запишите слово, пропущенное в таблице.

Показатели (критерии) общественного прогресса

ПОКАЗАТЕЛИ

совершенствование техники и технологии

массовое внедрение микропроцессорного оборудования

__________________________

исключение смертной казни из арсенала уголовных санкций

Ответ: ________________________

Ответ: гуманизация общества (гуманизация), совершенствование нравственных основ.

2. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к понятию «глобализация»

Мировой рынок, интеграция, взаимозависимость, диалог культур, стагнация, электронные сети, вестернизация.

Найдите и укажите термин, «выпадающий» из общего ряда.

Ответ: ____________________

Ответ: стагнация

3. Установите соответствие между фактом и сферой общественной жизни: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.

СФЕРА ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

1) исследование жизни обитателей морского дна

А) экономическая

2) омоложение института брака, возрастание числа молодых семей

Б) духовная

3) сокращение бюджетных расходов на науку

В) социальная

4) развитие средних слоев общества в структуре населения

5) оказание медицинских услуг

6) выдвижение новых гипотез о происхождении Вселенной

Запишите в таблицу получившуюся последовательность букв.

Ответ: БВАВАБ

4. Выберите из предложенного признаки, характеризующие традиционное общество.

большинство трудоспособного населения занято в сфере услуг

в управлении широко применяются электронные технологии

в сознании людей доминируют коллективистские ценности

в жизни общества важную роль играют локальные сельские общины

общество отличается низким уровнем социальной мобильности

динамичность общественных перемен

Ответ:___________________________

Ответ: 345

5. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

Определите, какие положения текста носят

фактический характер

характер оценочных суждений

Запишите в таблицу получившуюся последовательность букв.

Ответ: ББАА

6. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

Можно выделить следующие наиболее общие показатели _______________(1). От эпохи к эпохе происходит рост производительности труда на основе совершенствования средств и организации труда; что в свою очередь влечет за собой совершенствование рабочей силы, вызывает к жизни новые производственные навыки и знания и меняет существующее __________(2). Одно временно с прогрессом производительных сил идет увеличение объема научной информации. Наука превращается в непосредственную ___________(3) общества. Под влиянием прогресса в общественном производстве возвышаются общественные потребности, а также совершенствуются способы их удовлетворения, образ жизни, культура и быт. Усиливается тенденция овладения обществом стихийными силами природы и освобождения людей из-под гнета стихийных социальных факторов. Происходит ____________(4) общественной жизни в планетарном масштабе, ведущая к формированию и функционированию ___________(5) идеалов, норм и ценностей. Человечество постепенно превращается в единое целое.

Но главным показателем и критерием общественного прогресса является расширение свободы. Свобода - это способность человека к активной деятельности в соответствии со своими намерениями, желаниями и интересами, в ходе которой он добивается поставленных перед собой целей. Следовательно, для того, чтобы определить, является ли данная ступень в развитии общества более прогрессивной по сравнению с предшествующей, необходимо выяснить, насколько полно реализованы в жизни людей данного общества существенные признаки ____________(6).

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

технологичность

интернационализация

разделение труда

человеческая свобода

производительная сила

исторический прогресс

общечеловеческие

1заданий A1 A20 обведите кружком номер правильного ответа . А1 Какое из приведенных в списке...

  • Пояснительная записка На выполнение экзаменационной работы по истории абитуриенту отводится 3,5 часа (210 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 33 заданий. Максимальная оценка 100 баллов

    Пояснительная записка

    2014 года ВАРИАНТ № 1. Часть 1 При выполнении заданий A1 A20 обведите кружком номер правильного ответа . A1 . Какое из перечисленных событий произошло... экономической системы. Часть 2 При выполнении заданий B1 – B10 укажите ответ в отведенном для...

  • Тесты по курсу «Обществознание»

    Тесты

    Нам возможность сделать правильные выводы. Раздел 4. Духовная культура. ЧАСТЬ А При выполнении заданий A1 A20 обведите кружком номер правильного ответа . 1. Какое понятие обобщает...

  • Инструкция по выполнению работы (22)

    Инструкция

    Успеха! Часть 1 При выполнении заданий с выбором ответа (это задания А1 – А26) обведите кружком номер правильного ответа в экзаменационной работе. A1 Строение и... сладостей 4) заболевания внутреннего уха A20 Какой из примеров характеризует проявление...

  • Инструкция по выполнению работы (6)

    Инструкция

    Желаем успеха! Часть 1 При выполнении заданий с выбором ответа этой части обведите кружком номер правильного ответа в экзаменационной работе. A1 Общество, в... 4) подарить часть клада родственникам, а часть сдать государству A20 Верны ли...

  • 8 февраля 2018 года в Главном корпусе ПСТГУ в Лиховом переулке состоялась V Всероссийская конференция студентов, аспирантов и молодых ученых с международным участием «Человек в Православной Церкви: взгляд молодых», организованная факультетом социальных наук.

    Предваряло это научное мероприятие совместное богослужение, которое состояло из утрени и Божественной литургии. После того как все участники и гости конференции собрались в Соборной палате, вступительное слово произнес декан факультета Рязанцев Игорь Павлович.

    Первой на пленарном заседании выступила представительница МГУ имени М.В. Ломоносова Ольга Сущенко. Ее доклад был посвящен отношению современных молодых людей к институту браку. По итогам проведенного исследования были сделаны выводы о том, что ценности, связанные с браком, в настоящее время сильно искажены. Большинство молодых людей считают сожительство перед браком более ответственной формой поведения, чем вступление в брак без него. При этом около половины таких респондентов считают себя православными людьми.


    Затем слово было дано представителю преподавателю МГИМО Александру Стихину. Свое выступление он посвятил описанию места «мягкой силы» в современном обществе, а также значению этого инструмента влияния на общество для Православной Церкви.

    Следующей выступала представительница Прешовского университета в Словакии Дениса Бахледова, которая говорила о взгляде христианской психологии на детские травмы. Особое внимание в докладе было уделено христианскому взгляду на страдания человека. Первую сессию пленарного заседания завершила своим выступлением представительница МГПУ Наталия Сабанина, в котором она затронула проблему существования в современном обществе двух параллельных миров: реального и виртуального. Было отмечено, что вовлечение детей в виртуальный мир приводит к серьезным негативным последствиям для них на всех уровнях: телесном, душевном и духовном, что вызвано неадекватной оценкой детей степени виртуальности того, что с ними происходит в интернете.


    Вторую сессию пленарного заседания открыл своим выступлением студент кафедры общей социологии Даниил Разинков. Им были рассмотрены образовательные стратегии студентов ПСТГУ. В результате проведенного им исследования было выяснено, что большинство опрошенных респондентов получают именно ту специальность, которую хотели или рассматривали при поступлении как один из вариантов. В то же время большинство студентов считает, что для получения высокооплачиваемой работы высшее образование совсем не является обязательным. Затем слово было дано студенту кафедры социальной работы Владимиру Емельянову, который рассказал о необходимости более активного участия мирян в жизни Церкви и, в частности, в ее социальной деятельности, а также показал, каким образом это можно осуществлять.

    Потом выступила студентка кафедры туризма Ирина Кожевникова. Ее доклад был посвящен тенденциям развития туризма в Черногории и, в первую очередь, его православного направления. Завершил программу пленарного заседания своим выступлением магистрант кафедры экономики Дмитрий Рудяк. В своем выступлении он обозначил необходимость проведения реабилитации бывших заключенных в современном российском обществе. Как один из первоочередных вариантов решения этой проблемы им было обозначено создание специализированных реабилитационных центров.

    После небольшого перерыва конференция продолжила свою работу в формате трех секций. На секции «Православный человек и семья», руководителем которой был заведующий кафедрой общей социологии Игорь Павлович Рязанцев, выступило 6 человек. В рамках представленных докладов были рассмотрены вопросы, связанные с состоянием современной семьи и факторами, которые в настоящее время влияют на духовное, душевное и физическое здоровье ее членов.

    В рамках секции «Человек в социальном пространстве Православной Церкви», которой руководила заведующая кафедры социальной работы Татьяна Валерьевна Зальцман, прозвучали 8 выступлений. Докладчики коснулись вопросов проведения миссионерских и исследовательских экспедиций, составления характеристики отдельных регионов нашей страны, а также вопросов, связанных с оказанием помощи ближнему в свете Священного Писания и Священного Предания.

    На секции «Православный человек в экономической и социально-политической сфере жизни общества», который руководил заведующий кафедрой туризма Алексей Иванович Ткалич, прозвучало 9 выступлений. Докладчиками были освящены вопросы общественной жизни в современной России, а также проблемы развития туризма в нашей стране.

    Демо-версия 2015-2016 уч.год.

    Часть 1

    А1. Под обществом в наиболее широком смысле слова понимается

    1) весь материальный мир в его многообразии

    2) объединение людей по увлечениям, интересам

    3) преобразованная человеком часть естественной среды (при-

    4) способ и форма существования человечества

    А2. Общество как динамичную, развивающуюся систему характеризует

    1) наличие структурных элементов и подсистем

    2) связь социальной системы с естественной средой

    3) наличие взаимозависимости внутри элементов и подсистем

    4) возникновение новых элементов взамен исчезнувших

    А3. К политической сфере жизни общества непосредственно от-

    1) победа оппозиционного кандидата на выборах в парламент

    2) вступление экономики страны в период рецессии, застоя

    3) демографический бум в отдельных регионах страны

    4) разработка учеными-историками новой научной концепции

    А4. Верны ли следующие суждения об обществе?

    А. Общество представляет собой универсальную форму взаимосвязи и взаимодействия людей, способ существования человечества.

    Б. На современном этапе общество полностью сосредоточило

    в своих руках контроль над природными ресурсами.

    1) верно только А

    2) верно только Б

    3) верны оба суждения

    4) оба суждения неверны

    А5. Влияние природных факторов на развитие общества может

    быть проиллюстрировано:

    1) переходом Юлием Цезарем реки Рубикон и началом войны

    против Галлии

    2) борьбой за власть в Римской республике сторонников Гая

    Мария и Корнелия Суллы

    3) активным развитием в Древней Греции торговли, мореплавания, выведением греками колоний в Средиземноморье

    и Причерноморье

    4) победой спартанцев над афинянами в Пелопоннесской войне,

    переход полководца Алкивиада на сторону спартанцев

    А6. Молодые ученые провели конференцию, посвященную перспективам развития отечественной науки, высказав опасность того,

    что низкий уровень доходов, отсутствие материальных стимулов к труду способствуют «утечке мозгов», массовому отъезду

    молодых специалистов за рубеж. Данный пример может быть

    использован для иллюстрации взаимосвязи между такими сферами общества, как

    1) экономическая, политическая

    2) социальная, экономическая, духовная

    3) духовная, политическая, экономическая

    4) экономическая, социальная

    А7. Для традиционного общества характерно

    1) преобладание аграрного производства с экстенсивными технологиями

    2) развитие экономики «угля и стали», формирование крупной

    фабричной промышленности

    3) широкое распространение микропроцессорных технологий

    4) формирование представительных органов власти, развитие

    парламентаризма и многопартийности

    А8. Для какого из исторических типов обществ характерно становление массового стандартизированного серийного производства,

    безусловное преобладание экономических стимулов к труду?

    1) аграрного 3) традиционного

    2) информационного 4) индустриального

    А9. Страна Н. находится в Северном полушарии. Она многонациональна, большинство населения проживает в городских

    агломерациях. Какая дополнительная информация позволит

    сделать вывод о том, что общество страны Н. постиндустриального типа?

    1) Территория страны расположена в двух частях света и разных климатических зонах.

    2) Управление страной осуществляется при помощи электронных сетей.

    3) Правительство страны разрабатывает и утверждает социальные законы.

    4) Недавно в стране был проведен референдум о статусе государственного языка.

    А10. Верны ли следующие суждения об общественном прогрессе?

    Общественный прогресс

    А. не способен оказывать влияние на отношения между людьми, духовность и нравственные качества людей.

    Б. включает в себя введение новых технологий, облегчающих

    труд человека и высвобождающих его время для отдыха

    и творчества, повышающих комфортность труда и быта.

    1) верно только А

    2) верно только Б

    3) верны оба суждения

    4) оба суждения неверны

    А11. Постепенные, некатастрофические преобразования в обществе,

    предполагающие органичное сочетание старого с новым, накопление перемен, характерны для такой формы социальных

    изменений, как

    1) скачок 3) эволюция

    2) революция 4) деградация

    А12. В богатую процветающую страну с севера вторглись племена

    кочевников, разорив системы орошаемого земледелия, города,

    перерезав традиционные торговые пути. На многие десятилетия запустели города и деревни.

    Данный пример иллюстрирует такую форму общественных изменений, как

    1) реформа 3) регресс

    2) модернизация 4) эволюция

    В1 Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого обозначено буквой.

    (А) Общество представляет собой обособившуюся от при-

    роды, но тесно связанную с ней часть материального мира.

    (Б) Общество и человек способны воздействовать на окружающую естественную среду, природу, приспосабливая ее под свои

    (В) По оценкам ученых, деятельность человека уже

    привела к изменению климата на нашей планете. (Г) Но власть

    людей над природой, думается, мнима, сомнительна. (Д) Еже-

    годно много людей гибнет из-за природных катаклизмов, океанических цунами, наводнений, пожаров.

    Определите, какие положения текста носят:

    1) фактический характер

    2) характер оценочных суждений

    3) характер теоретических положений

    Запишите под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.

    В2 Найдите понятие, которое является обобщающим для всех

    остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите

    цифру, под которой оно указано.

    1) международный терроризм

    2) экологические катаклизмы

    3) современные угрозы и вызовы

    4) дегуманизация культуры

    5) распространение ядерного оружия

    О т в е т: ___________________________________________

    С1 Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «духовная

    жизнь общества»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о духовной жизни

    С2 Современный мир называют сетевым. Многие ученые отмечают, что символами современного мира и человека стали компьютер и Интернет. Сформулируйте свою точку зрения на роль

    компьютера и Всемирной паутины в жизни современного общества. Приведите два аргумента в ее обоснование.

    10 класс базовый уровень.

    Вариант 1.

    1. Какое из понятий характеризует как общество, так и природу?

    а) система;

    б) весь материальный мир;

    в) формы и способы взаимодействия людей;

    г) этап исторического развития человечества.

    1. Выделяя основные элементы общества, их взаимосвязь и взаимодействие, ученые характеризуют общество как

    а) систему; в) материальный мир;

    б) часть природы; г) цивилизацию.

    1. Одной из подсистем общества как целого является

    а) биосфера; в) природа;

    б) духовная культура; г) трудовой коллектив.

    1. Устойчивая система социально значимых связей, характеризующих представителя того или иного общества, относится к характеристике

    а) человека; в) индивидуальности;

    б) индивида; г) личности.

    1. Отличительным признаком понятия «личность» является наличие у человека

    а) эмоционально-чувственных реакций на воздействия среды;

    б) ответственности за свои действия и их последствия;

    в) обусловленности поведения генетическими особенностями;

    г) инстинктов самосохранения и заботы о потомстве.

    1. К свойствам, отражающим биологическую природу человека, относится

    а) общение с помощью членораздельной речи;

    б) потребность быть в обществе;

    в) способность абстрактно мыслить;

    г) приспособление к условиям среды.

    1. Молодые ученые провели конференцию, посвященную перспективам развития отечественной науки, высказав опасность того, что низкий уровень доходов, отсутствие материальных стимулов к труду способствуют «утечке мозгов», массововму отъезду молодых специалистов за рубеж. Данный пример может быть использован для иллюстрации взаимосвязи между такими сферами общества, как

    а) экономическая, политическая;

    б) социальная, экономическая, духовная;

    в) духовная, политическая, экономическая;

    г) экономическая, социальная.

    1. Верны ли суждения об искусстве?

    А. Искусство представляет собой специфическую форму познания мира человеком, основанную на художественном образе.

    Б. Искусство отражает представление человека о прекрасном и безобразном, формирует эстетическую картину мира.

    1. В каком из приведенных предложений понятие «культура» употреблено в смысле «совокупность духовных достижений народа в определенную историческую эпоху»?

    а) культура представляет собой своего рода «вторую природу», среду, созданную умом, творческими усилиями человека;

    б) для древнерусской культуры характерно органичное сочетание языческих и христианских традиций;

    в) этот человек, вне всякого сомнения, отличается низким уровнем культуры, его нельзя допускать в приличное общество;

    г) отличительной чертой демократической политической культуры является широкое участие народа в управлении государством.

    1. По заданию учителя биологии ученик проводил исследование уровня загрязненности воздуха в центре города. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что ученик использовал в своей работе теоретические методы познания?

    а) составление дневника наблюдений за лишайниками, растущими на деревьях;

    б) измерение уровня загрязненности воздуха при помощи специальных приборов;

    в) выдвижение гипотезы о том, что уровень загрязненности влияет на характер флоры в центре города;

    г) описание состояния растений, находящихся в центральном парке города.

    1. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключение двух, относятся к понятию «структура деятельности». Найдите две позиции «выпадающие» из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.

    1)цель; 2) мотив; 3)средства; 4) субъект; 5) общение; 6) социализация.

    1. Эксперимент;
    2. Системный анализ;
    3. Математическое моделирование;
    4. Классификация;
    5. Методы познания.
    1. Потребность
    2. Истина
    3. Познавательный инстинкт
    4. Процесс
    5. Деятельность
    6. Результат
    7. Идеальные образы
    8. Объективность
    9. Субъект

    Предварительный просмотр:

    Контрольное тестирование по теме: «ОБЩЕСТВО. ЧЕЛОВЕК»

    10 класс базовый уровень.

    Вариант 2.

    1. В отличие от природы общество

    а) является системой;

    б) находится в развитии;

    в) выступает в качестве творца культуры;

    г) развивается по собственным законам.

    1. Понятия «элемент», «структура», « взаимосвязь» характеризуют общество как

    а) часть материального мира;

    б) социальную среду обитания человека;

    в) целостную систему;

    г) совокупность общностей.

    1. Обществом в широком смысле называют

    а) всех жителей государства;

    б) группу людей, объединившихся для совместной деятельности;

    окружающий мир в целом;

    г) все способы взаимодействия людей и формы их объединения.

    1. Термины «самооценка», «самореализация», «саморазвитие» относятся к характеристике человека как

    а) индивида; в) физического лица;

    б) личности; г) биологической особи.

    1. Главным проявлением личности человека является (-ются)

    а) участие в жизни общества;

    б) характер протекания психических процессов;

    в) генетически наследуемые качества;

    г) особенности мышления и памяти.

    1. И человек, и животное обладают

    а) социальными потребностями;

    б) поведенческой активностью;

    в) стремлением к саморазвитию;

    г) сознательным отношением к действительности.

    1. Влияние природных факторов на развитие общества может быть проиллюстрировано:

    а) переходом Юлием Цезарем реки Рубикона и началом войны против Галлии;

    б) борьбы за власть в Римской республике сторонников Гая Мария и Корнелия Суллы;

    в) активным развитием в Древней Греции торговли, мореплавания, выведением греками колоний в Средиземноморье и Причерноморье;

    г) победой спартанцев над Афинами в Пелопоннесской войне, переход полководца Алкивиада на сторону спартанцев.

    1. Верны ли суждения о познании?

    А. Единственный подлинный источник знания – непосредственные ощущения, эмпирические опыты и эксперименты.

    Б. Не все истинные знания можно ощущать и наблюдать, подтверждать вывода и заключения на практике.

    а) верно только А; в) верны оба суждения;

    б) верно только Б; г) оба суждения неверны.

    1. В отличие от природы культура

    а) представляет собой систему, подчиняющуюся стихийным законам развития;

    б) включает в себя живые организмы;

    в) отличается целостностью и комплексностью связей и отношений, взаимозависимостью всех элементов;

    г) является продуктом созидательной деятельности общества и человека.

    1. Человеку свойственны различные пути и способы познания. Что из перечисленного характерно для религиозного познания?

    а) выдвижение и обоснование гипотез, подбор теоретических доводов и оснований;

    б) проведение серии экспериментов, призванных доказать выдвинутые предположения;

    в) опора на жизненный опыт, наблюдения за явлениями природы;

    г) принятие на веру отдельных суждений и предположений о сверхъестественных силах и существах.

    1. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключение двух, относятся к понятию «народная культура». Найдите две позиции «выпадающие» из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.
    1. Анонимность большинства произведений;
    2. Сохранение и трансляция из поколения в поколение;
    3. Эпические предания;
    4. Популярные сериалы;
    5. Бестселлеры;
    6. Студенческие анекдоты и байки.
    1. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.
    1. Введение новой системы оплаты труда в образовании;
    2. Социально-преобразовательная деятельность;
    3. Реорганизация службы скорой медицинской помощи;
    4. Увеличение размеров материнского капитала;
    5. Введение новых ставок налогов на предпринимательскую деятельность.
    1. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

    Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пробел. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

    1. Потребность
    2. Интерес
    3. Мотив
    4. Процесс
    5. Деятельность
    6. Результат
    7. Рефлексия
    8. Цель
    9. Субъект

    Ответ запишите в виде порядка цифр.


    Понимается

    Ответ: 4


    2.

    Общество как динамичную систему характеризует

    Ответ: 4

    3.

    К политической сфере жизни общества непосредственно относится


    Ответ: 1

    4.

    А. Общество представляет собой универсальную форму взаимосвязи и взаимодействия людей.

    Б. На современном этапе общество полностью сосредоточило в своих руках контроль за природными ресурсами..

    Ответ: 1


    5.

    Влияние природных факторов на развитие общества может быть проиллюстрировано примером:

    Ответ: 3


    6.

    Молодые ученые провели конференцию, посвященную перспективам развития отечественной науки, высказав опасность того, что низкий уровень доходов, отсутствие материальных стимулов к труду, способствует «утечке мозгов», массовому отъезду молодых специалистов за рубеж. Данный пример может быть использован для иллюстрации взаимосвязи между такими сферами общества как

    Ответ: 2


    7.

    Для традиционного общества характерно

    Ответ: 1


    8.

    Постепенные преобразования в обществе, предполагающие органическое сочетание старого с новым, характерны для

    Ответ: 1

    9.

    Верны ли следующие суждения об общественном прогрессе?

    А. Общественный прогресс не распространяется на отношения между людьми и нравственные качества людей.

    Б. Общественный прогресс включает в себя введение новых технологий, облегчающих труд человека и высвобождающих его время для отдыха и творчества.


    Ответ: 2

    10.

    К глобальным проблемам экологического характера относится

    Ответ: 2
    11.

    В богатую процветающую страну с севера вторглись племена кочевников, разорив системы орошаемого земледелия, города, перерезав традиционные торговые пути. На многие десятилетия запустели города и деревни. Данный пример иллюстрирует такую форму общественных изменений как

    Ответ: 3

    12.

    Верны ли следующие суждения об обществе?

    А. Общество является сложной динамичной системой, в которой существуют элементы и подсистемы, взаимодействующие друг с другом.

    Б. На развитие общества оказывает влияние природная среда, природные условия способны содействовать либо препятствовать общественному развитию.


    Ответ: 3

    13.

    К политическим глобальным проблемам современного мира относится

    Ответ: 2

    14.

    Верны ли следующие суждения о терроризме?

    А Международный терроризм представляет собой мощную экономическую структуру и опережает в развитии сети взаимодействия национальные государства.

    Б. Международный терроризм является ответом на агрессивное вторжение ценностей западного мира в остальные регионы мира.

    Ответ: 3


    15.

    Процессы глобализации связаны с

    Ответ: 3

    16.

    С помощью такого критерия общественного прогресса как упрочение нравственных основ общества можно проиллюстрировать

    Ответ: 3

    17.

    Три из данных ниже утверждений представляют собой объективные ФАКТЫ, а одно – субъективное МНЕНИЕ. Какое из утверждений является мнением?

    Ответ: 3

    18.

    Ниже приведен перечень обществоведческих понятий. Укажите, какое из них наиболее частное , наиболее узкое по смыслу.

    Ответ: 4

    Часть В.


    1.

    Запишите слово, пропущенное в схеме:

    Форма общественных изменений –

    ______________________________

    включает в себя все поступательные изменения

    определяет вектор развития общества от менее совершенного к более совершенному

    одним из критериев является совершенствование нравственных устоев общества


    Ответ: ________________________________

    Ответ: прогресс (общественный прогресс)


    2.

    Укажите черты, отличающие общество от природы.


    3.

    Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
    Можно выделить следующие наиболее общие показатели _______________(1). От эпохи к эпохе происходит рост производительности труда на основе совершенствования средств и организации труда; что в свою очередь влечет за собой совершенствование рабочей силы, вызывает к жизни новые производственные навыки и знания и меняет существующее __________(2). Одно временно с прогрессом производительных сил идет увеличение объема научной информации. Наука превращается в непосредственную ___________(3) общества. Под влиянием прогресса в общественном производстве возвышаются общественные потребности, а также совершенствуются способы их удовлетворения, образ жизни, культура и быт. Усиливается тенденция овладения обществом стихийными силами природы и освобождения людей из-под гнета стихийных социальных факторов. Происходит ____________(4) общественной жизни в планетарном масштабе, ведущая к формированию и функционированию ___________(5) идеалов, норм и ценностей. Человечество постепенно превращается в единое целое.

    Но главным показателем и критерием общественного прогресса является расширение свободы. Свобода - это способность человека к активной деятельности в соответствии со своими намерениями, желаниями и интересами, в ходе которой он добивается поставленных перед собой целей. Следовательно, для того, чтобы определить, является ли данная ступень в развитии общества более прогрессивной по сравнению с предшествующей, необходимо выяснить, насколько полно реализованы в жизни людей данного общества существенные признаки ____________(6).


    Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    Ответ: ЖВДБЗГ

    4.

    Установите соответствие между типом общества и его характерными признаками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

    ПРИЗНАКИ

    ТИП ОБЩЕСТВА

    1)

    Быстрота перемен

    А)

    традиционное

    2)

    Многообразие путей развития

    Б)

    современное

    3)

    Преобладание коллективистских начал

    4)

    Развитие микропроцессорных технологий

    Впишите полученный ответ в таблицу, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).


    1

    2

    3

    4

    Ответ: ББАБ



    5.

    Укажите черты традиционного общества.




    6.

    Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

    Определите, какие положения текста носят



    Ответ: ААБА
    Часть С

    Восточная цивилизация

    Известно, что мировая история началась с Востока, именно он - очаг цивилизации. Здесь возникли и приобрели устойчивые формы древнейшие социальные и политические институты. Недаром древние римляне с уважением говорили: «Свет - с Востока».

    Что же такое Восток? Речь идет не о географическом, а о цивилизационном, историко-культурном понятии. Это гигантская человеческая целостность, весьма неоднородная и противоречивая. Ей присущи некоторые общие черты: воспроизводство сложившихся социальных культур, стабильность образа жизни, жесткий приоритет религиозно-мифологических представлений и канонизированных стилей мышления, растворение личности в коллективе.

    Восток - это прежде всего традиционное общество и традиционный путь развития. Откуда взялась эта традиция, как и кем она была установлена? По мнению востоковедов, традиция была, во-первых, заимствована из цикличности сельскохозяйственных работ, от которых впрямую зависело процветание первых очагов цивилизации. Во-вторых, оформившись в первые государственные образования, они всячески стремились противопоставить себя варварам и утвердить свои приоритеты как определяющие и исключительно важные.

    Основной культурной доминантой здесь являются мифы, религиозные культы, ритуалы и обряды…

    Важнейшим элементом, характеризующим Восток, является «восточная деспотия». Деспотизм как форма власти и генеральная структура общества возникает там, где у частной собственности нет приоритета и земля принадлежит сельской общине. В целях организации межобщинных работ формируется орган власти, который, постепенно набирая силу, становится деспотичным по отношению к общинникам. Однако эта власть не лишает общину автономии в решении собственных проблем. Отчисляя в пользу государства ренту-налог , община жила собственными заботами, и общинников мало интересовало, кто кого сменяет на вершине политической пирамиды. Впрочем, и государственных правителей и их прислужников не интересовали радости и беды крестьян. Главное - вовремя получить традиционно установленную ренту-налог.

    (Е.И.Попов)
    1. Раскройте с опорой на текст авторское понимание восточной цивилизации («Востока»). Приведите четыре признака, отличающие восточное общество.



    Баллы

    элементы :

    1. сформулировано понимание восточной цивилизации:
    Автор понимает Восток не в географическом, а в историко-культурном, цивилизационном ключе, как «гигантскую человеческую целостность, весьма неоднородную и противоречивую»;

    1. приведены признаки восточных обществ:
    - воспроизводство сложившихся социальных культур;

    Стабильность образа жизни;

    Жесткий приоритет религиозно-мифологических представлений и канонизированных стилей мышления;

    Растворение личности в коллективе.


    Сформулировано понимание сущности восточной цивилизации, указаны четыре признака

    2

    Сформулировано понимание сущности восточной цивилизации, указаны один -три признака

    1

    Сформулировано понимание сущности восточной цивилизации ИЛИ указаны один-два признака ИЛИ

    Ответ неправильный.



    0

    Максимальный балл

    2

    2. Какие условия формирования восточного традиционного общества приводит автор, ссылаясь на ученых-востоковедов? Приведите их с опорой на текст и проиллюстрируйте любую из них конкретным примером.


    Содержание верного ответа и указания к оцениванию

    (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)



    Баллы

    В правильном ответе должны быть указаны следующие элементы:

    1. указаны условия (признаки) формирования восточных обществ:
    - во-первых, цикличность сельскохозяйственных работ, от которых впрямую зависело процветание первых очагов цивилизации;

    Во-вторых, стремление противопоставить себя варварам и утвердить свои приоритеты как определяющие и исключительно важные.

    2) приведен пример , иллюстрирующий один из признаков, например:

    Жизнь древних египтян полностью зависела от разливов Нила и плодородного ила, наносимого разливами (первый признак);

    Древние греки всячески подчеркивали свою особость и превосходство по отношению к другим народам, которых они считали дикарями, варварами, противопоставляли себя другим народам (второй признак).
    Могут быть приведены иные верные примеры.


    Указаны два условия, приведен пример

    2

    Указаны два условия, пример не приведен

    1

    Указано одно условие ИЛИ

    Ответ неправильный.



    0

    Максимальный балл

    2

    3. Что автор усматривает в качестве важнейшего элемента, характеризующего Восток? Каковы, по мнению автора, причины формирования особой политической организации на Востоке? (укажите две причины). В чем специфика отношений государства и общины на Востоке. Опираясь на знание курса, приведите любой признак восточного общества, помимо тех, которые указаны в тексте.


    Содержание верного ответа и указания к оцениванию

    (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)



    Баллы

    В правильном ответе должны быть приведены элементы:

    1. «важнейший элемент», характеризующий восточное общество - «восточная деспотия»;

    2. причины, способствующие ее возникновению:
    - отсутствие у частной собственности приоритета, принадлежность земли сельской общине;

    Необходимость организации межобщинных работ, способствующая формированию органа власти, который, постепенно набирая силу, становится деспотичным по отношению к общинникам.


    1. приведен дополнительный признак, например:
    - преобладание статики, настороженное отношение к переменам, изменениям.

    Могут быть приведены иные дополнительные признаки.



    Указан важнейший элемент, две причины, приведен дополнительный признак

    3

    Указан важнейший элемент, две причины, признак не приведен.

    2

    Указан важнейший элемент, одна причина, ИЛИ элемент не указан, но приведены две причины.

    1

    Указан важнейший элемент ИЛИ приведена одна причина ИЛИ

    Ответ неправильный



    0

    Максимальный балл

    3

    4. Автор подчеркивает, что основной культурной доминантой восточного общества выступают мифы, религиозные культы, ритуалы и обряды. Поясните мысль автора. Опираясь на курсы обществознания и истории, приведите три конкретных примера, иллюстрирующих культурное достояние восточной цивилизации.


    Содержание верного ответа и указания к оцениванию

    (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)



    Баллы

    В правильном ответе могут быть указаны следующие элементы :

    1. пояснение , например:
    Автор полагает, что в основе духовного потенциала Востока лежат мифологические религиозно-философские системы, ритуалы, в меньшей степени, чем наука, технологии.

    1. приведены примеры , допустим:
    - мировоззренческие духовные основы буддизма, созданные в Индии;

    Философия конфуцианства, созданные в древнем Китае;

    Духовные основы зороастризма, «Авеста», древнейшая священная книга, созданные в древнем Иране.

    Может быть приведено иное пояснение, указано иные примеры.



    Приведено пояснение, приведены три примера.

    3

    Приведено прояснение, приведены один-два примера ИЛИ пояснение приведено в неявной форме , но приведены три примера.

    2

    Приведено пояснение ИЛИ пояснение приведено в неявной форме, но приведены два примера

    1

    Приведен один пример ИЛИ

    Ответ неправильный.



    0

    Максимальный балл

    3

    5. Американский политолог Сэмюэль Хантингтон заметил, что «традиционное общество легче уничтожить, чем модернизировать». Как понимается модернизация современными учеными? Какие проблемы модернизации традиционных обществ имеет в виду автор? Поясните слова автора и приведите не менее двух проблем.


    Содержание верного ответа и указания к оцениванию


    Баллы

    Правильный ответ должен содержать следующие элементы :

    1) сформулировано понятие о модернизации, например:


    • в понятие модернизации современные ученые включают преобразование традиционного общества с аграрной экономикой в современное, отличающееся быстрыми темпами роста, ведущей ролью промышленности, сферы услуг, современных видов транспорта и связи.

    2) указаны проблемы, например:


    • – приверженность традиционных обществ своему укладу, ценностям, связанным с обычаями, религией, веками складывающимся устоям;

    • слабый динамизм традиционных обществ, их ориентация на воспроизведение существующих отношений, а не на развитие;

    • модернизация является мучительным процессом, который может привести к слому старых порядков и структур.
    Могут быть указаны и иные проблемы.

    Сформулировано понятие о модернизации, указаны две проблемы.

    3

    Сформулировано понятие о модернизации, указана одна проблема ИЛИ понятие о модернизации сформулировано неявно, но приведены две проблемы.

    2

    Сформулировано понятие о модернизации ИЛИ указана одна проблема

    1

    Ответ неверный.

    0

    Максимальный балл

    3

    6. Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Проблема международного терроризма как глобальная проблема современности» . Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.



    Содержание верного ответа и указания по оцениванию
    (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

    Баллы

    При анализе ответа учитываются:

    – корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме и четкости выражения мысли;

    – отражение в плане основных аспектов темы в определенной (адекватной заданной теме) последовательности.


    Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

    1) Угрозы и вызовы современного человечества.

    2) Международный терроризм как угроза мировому сообществу.

    3) Особенности терроризма на современном этапе:

    а) наднациональный характер;

    б) использование современных электронных сетей и средств.

    4) Проявления террористической деятельности.

    5) Пути и способы борьбы мирового сообщества с террористами.

    Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов плана.


    Формулировки пунктов плана корректны. В совокупности пункты плана охватывают основные вопросы темы. Структура ответа соответствует плану сложного типа.

    2

    Формулировки пунктов плана корректны.
    Отдельные вопросы, существенные для данной темы, упущены. Структура ответа соответствует плану сложного типа.
    ИЛИ
    Отдельные формулировки пунктов плана некорректны. В совокупности пункты плана охватывают основные вопросы темы. Структура ответа соответствует плану сложного типа.

    1

    План не раскрывает предложенной темы.
    ИЛИ Структура ответа не соответствует плану сложного типа.

    0

    Максимальный балл

    2

    7. Выберите одно из предложенных ниже высказываний и изложите свои мысли (свою точку зрения, отношение) по поводу поднятой проблемы. Приведите необходимые аргументы для обоснования своей позиции.

    Выполняя задание, используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт:


    Раздел 2 «Человек, индивид, личность»

    Часть А.


    1.

    Важное отличие человека от иных живых существ -

    1)

    инстинкты

    2)

    рефлексы

    3)

    потребности

    4)
    DocLib43 -> Общество Социум - особенная часть мира. Общество - сложная, динамично развивающаяся система
    School 5 -> Эксперт выставил по критерию К1 0 баллов, то ответ дальше не проверяется
    School 5 -> Пояснительная записка Данная программа является дополнительной и направлена на развитие знаний, умений и навыков, полученных в ходе изучения основного учебного материала