Экслибрис - что это такое? Экслибрис: фото. Экслибрисы личных библиотек Экслибрис его зарождение и роль в мировой культуре

Виртуальная выставка

Экслибрис

История возникновения в России и за рубежом

Экслибрис (от лат. ex libris — «из книг») — книжный знак, наклеиваемый владельцами библиотек на книгу, преимущественно на внутреннюю сторону переплета.

Обычно на экслибрисе обозначены имя и фамилия владельца и рисунок, лаконично и образно говорящий о профессии, интересах или о составе библиотеки владельца.

Простейший экслибрис представляет собой бумажный ярлык с именем владельца книги (иногда в сочетании с девизом или эмблемой). Художественные экслибрисы представляют собой произведения печатной графики. Они создаются различными техниками гравюры — гравируются на меди, дереве или линолеуме, выполняются цинкографским или литографским способом.

Еще пару столетий назад экслибрис был непременной принадлежностью библиотеки знатного рода. Ему придавали такое же значение, как фамильному гербу. Фактически, он и был библиотечным гербом владельца, передаваясь из поколения в поколение.

Экслибрис придумали в XVI веке в Германии. Среди авторов ранних экслибрисов были такие великие мастера эпохи Возрождения, как Альбрехт Дюрер, Лукас Кранах и Ганс Гольбейн-младший.

Древнейший русский экслибрис — это рисованный от руки книжный знак игумена Досифея обнаруженный в книгах Соловецкого монастыря за 1493—1494 годы.

В России экслибрисы появились в начале XVIII века - наряду с другими европейскими новшествами, введенными Петром I. Естественно, что первыми владельцами экслибрисов были члены императорской фамилии, первые лица государства, представители знати. Знатный владелец книги украшал ее изображением своего герба, сопровождаемым, как правило, гордым латинским девизом. Но еще более эффектным способом обозначить владельца был суперэкслибрис: тот же герб, но вытисненный золотом на верхней крышке книжного переплета.

В следующем, XIX веке в России личная библиотека постепенно перестала быть принадлежностью исключительно привилегированных сословий. Владельцами значительных библиотек становились писатели, ученые и просто просвещенные люди, что способствовало массовому распространению экслибриса. Но это также приводило и к тому, что из помпезного изображения фамильного герба или замысловатого вензеля экслибрис зачастую превращался в том числе и в простой ярлык, выполненный типографским набором. Он служил лишь для указания фамилии владельца и обозначения постоянного места книги - номера полки и номера книжного шкафа.

Но в ХХ веке, который породил изящную (и, что важно, целостную как произведение искусства) книгу, произошел настоящий ренессанс экслибриса. Экслибрис превратился практически в самостоятельный жанр графического искусства. И во многом благодаря тому обстоятельству, что к этому жанру в России обращались Георгий Нарбут, Иван Билибин, Елена Лансере, Лев Бакст, Константин Сомов, Михаил Добужинский, Александр Бенуа и другие значительные художники Серебряного века.

Именно в это время экслибрис обрел новый, более глубокий смысл - он все больше становился отражением личности, духовного мира и печатью вкуса своего владельца. Одновременно с этим началась, по большому счету, и эпоха коллекционирования экслибрисов. Это вид собирательства получил название экслибрисистики.

1920-е годы в России явились периодом расцвета гравюры на дереве. Тогда же значительно расширилась тематика экслибрисов. В этот период книжный знак поднялся до философского обобщения и глубокого проникновения в сущность личности владельца книги. Этот поистине золотой век отечественного экслибриса неразрывно связан с именами Владимира Фаворского, Николая Пискарева, Алексея Кравченко, Николая Купреянова и других замечательных художников-графиков той эпохи.

Вновь большая мода на экслибрис пришла в 1960-1970-е годы. Это было вызвано не столько расцветом графики, сколько подъемом книжного коллекционирования, массовым библиофильским движением в стране. И несмотря на значительные ограничения творчества, связанные с узкими идеологическими рамками того времени, искусство экслибриса поднялось на новую ступень.

Сейчас, в начале XXI века, интерес к экслибрису возвращается. И возвращается, как всегда, в немного новой ипостаси. В первую очередь, возрождается интерес к экслибрису, как к личному книжному знаку. Неудивительно, так как в настоящее время все больше людей интересуются своими корнями, восстанавливают разрушенные родовые цепочки, создают собственные геральдические знаки, которые можно передать своим детям.

Среди художественных экслибрисов различают:

Гербовые, которые воспроизводят герб владельца и характерны главным образом для XVI—XVIII веков;

Герб дворян Коломаровых

Вензелевые с орнаментально разработанными инициалами владельца;

Экслибрис Великого князя Михаила Николаевича Романова(1832-1909)

Сюжетные, которые стали наиболее популярными в XX веке и представляют собой изображения пейзажей, архитектурных мотивов, различных эмблем, образно отражающих вкусы, интересы и пристрастия, профессию владельца библиотеки.

Экслибрис Владимира Александровича Кенигсона (1864/66-1940)

Шрифтовые. Это все те же типографские ярлыки с текстом в акцидентных рамках, реже - без них; штемпеля, набранные из литер или отлитые в типографии, строчки набора в линейных или простых акцидентных рамках, обычно овальных, реже - гравированный штамп или трафарет, изредка - конгрев. Это - соединение наборного текста с какой-нибудь акцидентной завитушкой, линейкой, вставленной подчас в тяжелую, замысловатую наборную прямоугольную рамку, наконец, корона с фамилией или просто инициалами владельца-дворянина. Таковы наиболее частые формы русского книжного знака XIX - начала XX века. На шрифтовых ярлыках и штемпелях обычно указывалось лишь имя, отчество и фамилия владельца.

Универсальные. Это книжные знаки, которые нарисованы с пробелом, для вписания в них фамилии лица, наклеивающего их на книги своей библиотеки. За границей подобные экслибрисы выпускаются отдельными издательствами для продажи или отпечатываются заранее на переплете книги. В начале XX века книгоиздательство М.О. Вольф выпустило четыре вида универсальных книжных знаков-ярлыков, наклеивая их на продаваемые учебники. В послереволюционные годы несколько раз предпринимались попытки внедрения таких экслибрисов. Многие из них были стандартными, как, например, экслибрис с изображением шпиля Ленинградского Адмиралтейства. Эти знаки не отражают индивидуальность владельца библиотеки и не нашли в России широкого применения.

На нашей выставке показаны некоторые виды и категории экслибрисов, что даёт представление о книжном знаке.

Воронцова С.А. Немецкий экслибрис с конца XV до начала XX вв. как образ-символ человека и эпохи: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения /Московский государственный университет печати.-М.,2012

"Не секрет, что многие настоящие любители книг (не литературы, отдельно от ее физического воплощения, но и не стопки переплетенной бумаги, не одухотворенной литературой) любят кошек/котов. У них много общего… Покой, тишина, диван, уединение… Потрогать лапой/рукой обложку и страницы, потереться о корешок, иногда, даже лизнуть, обнюхать… И все для того, что бы ощутить (физически) аромат времени (бумага, кожа и т.д.) и замысел автора".
Вот, как возвышенно сказано... С любовью. К кошкам и книгам - это по мне! :))



Коллекция с сайта www.tvoyapechat.ru
+
От Аркадия Пугачевского

Для справки:

Что такое экслибрис?

Экслибрис (от лат. ex libris - из книг) — небольшая художественно оформленная этикетка, указывающая на принадлеж-ность книги определенному лицу или биб-лиотеке. Обычно экслибрис наклеивался на внутреннюю сторону верхней крышки пе-реплета.
Все экслибрисы являются памятниками своего времени, и их изучение очень важ-но. Оно позволяет проследить судьбу част-ных библиотек, выяснить их состав и мес-то в культуре России.
Родина экслибриса — Германия. Авто-ром одного из первых экслибрисов был ве-ликий художник Альбрехт Дюрер. Наибо-лее распространенным сюжетом первых экслибрисов был герб владельца библиоте-ки.
Первый русский экслибрис, рисованный от руки, принадлежит игумену соловецкой библиотеки Досифею. Он незамысловат: большая буква С, внутри которой размеще-на надпись: «Священноинок Досифей». В то время бибиотек было мало, и для разви-тия экслибриса не было предпосылок.
Печатный книжный знак появился в России только в начале XVIII века. Сначала он тоже был гербовым, но вскоре появились и сюжетные экслибрисы. Рисунок и короткий девиз характеризова-ли интересы владельца билиотеки.
Бурный рост книгоиздательской дея-тельности, книжная торговля с европей-скими странами привели к созданию боль-шого числа личных библиотек. Очень крупные по тому времени, хорошо подо-бранные книжные собрания имели спод-вижники Петра I: Д.М. Голицын, Я.В. Брюс, А.А. Матвеев. Это были просве-щенные деятели Петровской эпохи. Имен-но на их книгах появились первые в Рос-сии печатные экслибрисы - миниатюрные гравюры по дереву.
Библиотека князя Дмитрия Михайлови-ча Голицына (1665-1737) - действительно-го члена Верховного тайного совета - была в то время самой крупной и насчитывала около 6000 томов. Хранилась она в его родовой усадьбе - знаменитом подмосковном селе Архангельское. На книгах его собра-ния шрифтовой экслибрис на латинском языке: «Ex Bibliotheca Archangellina» - «Из библиотеки Архангельского». Этот знак выполнен в начале XVIII века.
Граф Яков Вилимович Брюс (1670-1735) — генерал-фельдмаршал, сенатор, Берг и мануфактур-коллегии президент, участник походов, устроитель Навигацкой школы в Москве, один из создателей российской ар-тиллерии - был сыном выходца из Шот-ландии, родился в Москве, получил прекрасное образование, состоял ученым сек-ретарем у Петра Великого. В Полтавском сражении командовал артиллерией и был удостоен ордена Андрея Первозванного. За выдающиеся заслуги ему был пожалован графский титул, и на гравированном книжном знаке изображен герб, окружен-ный цепью ордена Андрея Первозванного, на которой читаем слова; «За веру и вер-ность».
Библиотека Я. Брюса состояла из 1500 томов и имела энциклопедический харак-тер. В ее составе книги по естественным наукам, военному искусству, философии, истории, медицине. По завещанию вся биб-лиотека в 1785 году поступила в Акаде-мию наук в Петербурге, и на книгах был наклеен первый в России гравированный книжный знак, представляющий сложную геральдическую композицию, свойствен-ную большинству гербовых экслибрисов XVIII века.
Именно в это время наступил расцвет книгособирательства в России. Всей Европе известны превосходные книжные коллек-ции российских библиофилов — А.К. Разу-мовского, Ф.Г. Голицына, Н.П. Бутурлина, Н.П. Румянцева и др. Собирательство книг считали важнейшим патриотическим де-лом. Граф Румянцев, например, завещал свою огромную библиотеку (около 300000 томов и более 700 рукописей) народу «на пользу Отечества и благое просвещение». Она составила основу книжного фонда зна-менитой Румянцевской Публичной библио-теки.
В XIX веке на смену гербовым книж-ным знакам приходят вензеля, шрифтовые ярлыки и штемпели.
Вензелевый экслибрис (от польск. «Wezel» - «узел») представляет собой пере-плетенные начальные буквы имени и фа-милии владельца. Таков, например, знак князя Виктора Николаевича Гагарина (1844-1912), в котором инициалы владель-ца переплетены в довольно сложный орна-мент, увенчанный княжеский короной.
Изменение социального состава вла-дельцев библиотек способствовало появле-нию большого количества шрифтовых книжных знаков. На них указывалось лишь имя, отчество и фамилия владельца, иногда даже без слов «Ex libris». Такими экслибрисами помечены книги в библиоте-ках писателей Н.С. Лескова, А.П. Чехова, графа А.К. Толстого и др. Лев Николаевич Толстой имел скромный знак в виде коль-ца с текстом «Библиотека Ясной Поляны». На книгах из собрания В.Я. Брюсова - от-тиск штемпеля «Валерий Брюсовъ».
Самый распространенный вид книжных знаков — сюжетный экслибрис. На нем изо-бражаются бытовые и жанровые сценки, элементы архитектурных сооружений, внутренний вид библиотек, отдельные кни-ги и предметы.
Первым русским сюжетным экслибри-сом стал книжный знак, созданный более 200 лет назад известным художником-гра-вером того времени Г.И. Скородумовым (1755-1792) для библиотеки государствен-ного канцлера России Александра Андрее-вича Безбородко (1747-1799). На нем изображено дерево, перевитое гирляндой цветов, а в центре композиции гравирован красивым шрифтом текст с ти-тулом и фамилией владельца.
Более ста лет назад сюжетному экслиб-рису художники уделяли мало внимания. Но на рубеже XIX-XX веков над ним ста-ли работать художники, объединившиеся вокруг журнала «Мир искусства» — А.Н. Бенуа, Л.С. Бакст, И.Я. Билибин, М.В. Добужинский, Б.М. Кустодиев, Е.Е. Лансере, Д.И. Митрохин, Г.И. Нарбут, К.А. Сомов, СВ. Чехонин и другие. Они создали множество высокохудожественных сюжетных экслибрисов.
В 20-е годы были созданы изумитель-ные экслибрисы в гравюрах на дереве В.А. Фаворского, А.И. Кравченко, Н.И. Пискарева, Н.П. Дмитровского. В конце 50-х - начале 60-х гг. появились экс-либрисы известнейших ксилографов совре-менности: Н. Калиты, А. Калашникова, Д. Бисти.
Но сколько же всего создано экслибри-сов за всю историю их развития? В мире известно около миллиона книжных зна-ков. Более ста тысяч из них создано в Рос-сии.
А.В. Предтеченский родился в городе Конске бывшей Радомской губернии (ныне – в составе Лодзинского воеводства в Польше). Его отец, военный врач, служил в одной из квартировавших в Конске воинских частей. В 1899 году в связи с переводом отца семья переехала в Москву. В 1903 году А.В. Предтеченский поступил в 7-ю Московскую гимназию. С 1908 года после смерти матери (отец умер в 1905 г.) он переезжает в Петербург, где живет вместе со старшими сестрами.
В 1911 году А.В. Предтеченский окончил введенскую гимназию и поступил на историко-филологический факультет Петербургского университета. Все это время ему приходилось жить на скромную пенсию отца и средства, добываемые уроками. На военную службу А.В. Предтеченский не призывался из-за потери зрения в правом глазу в результате несчастного случая. В гимназические и студенческие годы он профессионально занимался музыкой, брал фортепианные уроки у А.И. Юрасовского, публиковал обзоры концертов в различных журналах, пробовал сам сочинять музыку. В университете посещал семинарии
А.Е. Преснякова и С.Ф. Платонова. Вероятно, тогда и сформировался интерес А.В. Предтеченского к истории России, и в особенности к александровской эпохе, времени декабристов.
В 1918 году, окончив курс университета, но, не успев сдать государственные экзамены, А.В. Предтеченский вынужден был оставить Петроград. Командированный по линии только что созданной при Академии наук Комиссии по изучению племенного состава населения России (КИПС), он оказался сначала в Оренбургской губернии (в Миассе), а затем в Томске, на территории, занятой белыми. Работал, читал случайные лекции (в том числе на музыкальных курсах в Томске), сотрудничал в местных газетах.
В конце 1920 г. после разгрома белых А.В. Предтеченскому удалось вернуться в Петроград. Все следующее десятилетие он был поглощен напряженной преподавательской работой. Сначала Анатолий Васильевич читал лекции по истории в Морском техникуме, потом – более 10 лет – в Военно-морском училище им. М.В. Фрунзе, вел уроки в обычных трудовых школах, фабзавучах, техникумах, на рабфаках для машиностроителей, путейцев, геологов. Уже тогда высокое признание получило лекторское мастерство Анатолия Васильевича. Не случайно одной из первых его печатных работ стала «Рабочая книга по истории», написанная совместно с историком
А.А. Введенским и выдержавшая в 1928-1929 гг. четыре издания.
В 1924 году А.В. Предтеченский возобновляет занятия наукой. Годом раньше ему удалось получить диплом об окончании университета.
С середины 20-х годов А.В. Предтеченский активно участвует в работе Ленинградской сессии по изучению декабристов и их времени при Всесоюзном обществе политкаторжан и ссыльнопоселенцев, которая в то время возглавлялась А.Е. Пресняковым. В изданиях Общества политкаторжан выходят и первые серьезные работы Анатолия Васильевича: публикации «Воспоминания Полины Анненковой» (1929); «Николаевская Россия» (1930); «Летопись Петропавловской крепости» (1931); «Волнения рабочих в крепостную эпоху» и др.
В 1933 году А.В. Предтеченский был принят на должность штатного сотрудника в Ленинградское отделение Института истории Академии наук. В 1935 году он получил степень кандидата исторических наук без защиты диссертации, в марте 1941 года защитил докторскую диссертацию «Правительственная политика и общественные настроения в начале XIX века».
В 1934 году А.В. Предтеченский был приглашен в Ленинградский педагогический институт имени
М.Н. Покровского, а в 1937 году – в ЛГУ на должность профессора кафедры истории народов СССР исторического факультета. И в пединституте, и в университете он читает общий курс истории России, ряд специальных курсов – по истории внутренней и внешней политики в первой четверти XIX века, истории русской культуры, спецкурсы «Отечественная война 1812 года», «Декабристы». Его блестящее мастерство и эрудиция увлекают студенческую аудиторию. Предвоенные годы, однако, омрачились несчастьем для семьи: в 1938 году по доносу был арестован ГПУ сын А.В. Предтеченского Анатолий, студент исторического факультета университета. После 11 месяцев тюрьмы он был освобожден в числе немногих амнистированных после «разоблачения» Ежова и прихода Берии к руководству НКВД.
В первые месяцы Великой Отечественной войны А.В. Предтеченский продолжал активно работать в ЛОИИ и университете. 5 ноября 1941 года он был эвакуирован из блокадного Ленинграда вместе с группой сотрудников ЛОИИ в Ташкент. В эвакуации он прожил до августа 1944 года – преподавал в Ташкентском педагогическом институте Дружбы народов, выезжал с лекциями в воинские части, издавал брошюры по военной тематике. После войны
А.В. Предтеченский был награжден медалями «За оборону Ленинграда» и «За участие в Великой Отечественной войне».
В 1944 году, после возвращения основного состава ЛГУ из эвакуации, А.В. Предтеченский был вызван из Ташкента и восстановлен на кафедре истории СССР. В 1946 году он был утвержден в звании профессора, вел на историческом факультете спецсеминар по истории общественной мысли и правительственной политики при Александре I, продолжал читать специальные курсы по этой эпохе.
В 1949 году, во время борьбы с «космополитизмом и низкопоклонством» в науке, осложнилось положение
А.В. Предтеченского в стенах университета и ЛОИИ. Историк подвергся необоснованной критике, напоминавшей санкционированную травлю. Его обвиняли в «объективизме», «преклонении перед иностранщиной». Напечатать что-либо в такой ситуации было практически невозможно. Книга
А.В. Предтеченского в ноябре 1949 года была уничтожена уже в наборе, другие его работы возвращались редакторами.
В 1953 году, во время компании по ликвидации ЛОИИ, А.В. Предтеченскому предъявили обвинение в научной непродуктивности, что было отражено в специальном постановлении Президиума АН СССР. После закрытия ЛОИИ историк обратился в Президиум с личным письмом, аргументированно доказывавшим бессмысленность выдвинутых обвинений. Следствием этого, по всей видимости, было разрешение перейти в незадолго до этого открытый Институт истории естествознания и техники при Академии наук, где Анатолий Васильевич трудился последние 11-12 лет, которые стали самыми плодотворными в творческом смысле. Здесь вполне раскрылся его талант редактора и организатора крупномасштабных изданий. А.В. Предтеченский фактически возглавил подготовку двух томов «Истории Академии наук» (1958, 1964 г.) и, кроме того, был одним из авторов этого издания; также он участвовал в написании «Очерков истории Ленинграда» (1-го и 3-его томов).
С 1958 года А.В. Предтеченский одновременно является профессором на открывшемся факультете журналистики ЛГУ.
В конце 50-х годов А.В. Предтеченский начал собирать материал для будущего исследования о военных поселениях в России, успел опубликовать по этой теме две небольшие статьи. Однако тяжелая болезнь остановила уже развернувшуюся работу.
А.В. Предтеченский умер 29 апреля 1966 года, оставив, помимо своих книг и статей, богатейший архив с неопубликованными рукописями, среди которых статьи по истории журналистики, культуры, общественной мысли, воспоминания о концертной жизни родного города и выдающихся музыкантов, несколько подготовленных к печати писем С.В. Рахманинова, этюды о музыке, письма, дневники.
В 2001 году книжная коллекция А.В. Предтеченского, насчитывающая 935 экземпляров, была приобретена на деньги гранта Института «Открытое общество» Фонд Сороса № HBC813 по "Программе поддержки кафедр", полученного кафедрой истории дореволюционной России и передана нашей библиотеке.
Среди этих книг много изданных в XIX и начале XX вв. Проф. А.В. Предтеченский целенаправленно занимался подбором книг по истории России первой половины XIX века, причем сюда входили и история искусства, и история журналистики, и литература, а также история Петербурга - Ленинграда. В коллекции много книг, подаренных авторами. Среди них такие известные историки и филологи, как Ю.М. Лотман, М.В. Нечкина, Б.М. Эйхенбаум, М.К. Азадовский, С.Н. Ковалев, В.В. Мавродин, многие карельские ученые.
В каталоге Научной библиотеки ПетрГУ все книги коллекции А.В. Предтеченского помечены буквой «П» перед шифром, также существует печатный каталог коллекции. Экслибрис А.В. Предтеченского, созданный после его смерти, относится к «мемориальным» книжным знакам, которые начали употреблять задолго до XX века.

Слово «ex libris» в переводе с латинского означает «из книг». Экслибрис - это бумажный ярлык, наклеиваемый на книгу, преимущественно на внутреннюю сторону переплета, на котором значится, кто владелец книги, и, как правило, есть сюжетная картинка,

отражающая профессию, круг интересов, увлечений, литературных привязанностей книголюба, тематику или характер библиотеки. Знаки эти выполняются художниками в технике гравюры на дереве, линолеуме, пластике, металле, оргстекле; есть также рисунки пером, тушью (с последующим цинкографированием).

Художественные экслибрисы представляют собой произведения печатной графики. Книжный знак, хорошо исполненный, хорошо напечатанный, аккуратно вклеенный в книгу, украшает ее, является ее своеобразным паспортом. Наличие библиотечного экслибриса превращает простое книжное собрание в полноценную библиотеку.


Экслибрис адмирала И.Ф.Крузенштерна

Экслибрис императора Александра III

Экслибрис Аркадия Стругацкого

Среди художественных экслибрисов различают:

  • гербовые, которые воспроизводят герб владельца и характерны главным образом для XVI-XVIII веков;
  • вензелевые с орнаментально разработанными инициалами владельца;
  • сюжетные, которые стали наиболее популярными в XX веке и представляют собой изображения пейзажей, архитектурных мотивов, различных эмблем, образно отражающих вкусы, интересы и пристрастия, профессию владельца библиотеки.

Возник экслибрис - в том виде, как он существует сейчас - вскоре после изобретения книгопечатания в 16 веке в Германии. Из тех времен до нас дошли графические миниатюры таких великих мастеров, как Альбрехт Дюрер, Лукас Кранах, Ханс Хольбейн М. падший.

В России гравированные экслибрисы появились при Петре1. Однако в 60-х годах прошлого века на некоторых рукописных книгах Соловецкого монастыря были обнаружины рисованные знаки основателя здешней библиотеки Досифея; знаки эти датируется началом 90-х годов XV столетия.

На протяжении многих веков экслибрис выполнял утилитарную функцию. Он в первую очередь оповещал о владельце книги. Так, до 19 века большая часть личных библиотек принадлежала привилегированным сословиям, поэтому большинство экслибрисов были геральдическими с изображением родового герба владельца. Популярными были также вензелевые книжные знаки. Но еще более эффектным способом обозначить владельца был суперэкслибрис: тот же герб, но вытисненный золотом на верхней крышке книжного переплета.

В 19 веке владельцами библиотек все больше становились писатели, ученые, художники, просвещенная буржуазия и сюжетный (художественный) экслибрис вытесняет гербовый. Конец XIX - начало XX века - время возрождения в России искусства книжного знака, как отрасли графики. Именно в это время была окончательно найдена новая форма экслибриса. В противовес геральдической каждому экслибрису художники - члены "Мира искусства" - А.Бенуа, Е.Лансере, К.Сомов, Г.Нарбут, М.Добужинский, И.Билибин, Е.Митрохин, С.Чехонин и др. - придавали все черты качественного графического произведения. Это и стройность композиции, филигранная точность деталей, индивидуальность, тонкий сюжет. В каждый знак художник вкладывал частицу своей души, в каждом угадывается графический почерк мастера. Среди русских художников, внесших вклад, в искусство экслибриса, такие крупные мастера живописи и графики, как М. Врубель, В. Васнецов, Б. Кустодиев.

В 1920-1930-х гг. к созданию экслибриса приобщились ведущие мастера графики - В.Фаворский, А.Кравченко, Н.Купреянов, Н.Пискарев, П.Шиллинговский, Н.Бриммер и др. В послевоенные годы над экслибрисом трудятся известные художники Е.Голяховский, Г.Кравцов, В.Фролов, А.Калашников, Н.Калита, Г.Ратнер, М.Верхоланцев, В.Картович и многие другие.

Вновь большая мода на экслибрис пришла в 1960–1970-е годы. Это было вызвано не столько расцветом графики, сколько подъемом книжного коллекционирования, массовым библиофильским движением в стране.

В начале XXI века, интерес к экслибрису возвращается. И возвращается, как всегда, в немного новой ипостаси. В первую очередь, возрождается интерес к экслибрису, как к личному книжному знаку, как хранителю фамильной истории.

Изменения претерпели и технологии изготовления.Теперь наибольшее распространение в современном книжном мире получили экслибрисы, выполненные виде оттиска клише, изготовленного из резины. Современное оборудование позволяет отгравировать клише экслибриса настолько высокого качества, что становятся видны мельчайшие детали рисунка. Такая техника изготовления открывает богатейшие возможности для владельца книжного знака, так как позволяет реализовать самый сложный художественный замысел.

С давних пор по всему миру распространено коллекционирование экслибрисов. Благодаря этому увлечению, ученые могут исследовать этапы книгопечатания, особенности издания рукописных книг, отслеживать пути миграции книг. Известны многотысячные собрания этих графических миниатюр.

Существуют два музея экслибриса, один из них находится в Москве. Существует мнение, что растущая популярность книжных знаков будет способствовать поддержанию имиджа России как самой читающей страны мира.

Источники:
Википедия http://ru.wikipedia.org/wiki/Ex_libris
Сайт экслибрисов из собрания Юрия Сергеевича Бородаева , известного московского потомственного коллекционера
Наука о рекламе http://www.advertology.ru/article23253.html
Сайт художника-графика Леонида Щетнева http://www.booksite.ru/fulltext/she/tne/shetnev_l/index.htm

Эксли́брис (от лат. ex libris - «из книг») - книжный знак, удостоверяющий владельца книги. Экслибрис наклеивается или проставляется печатью чаще всего на левый форзац . Экслибрис, обозначенный на внешней стороне книги (обложке или корешке), называется суперэкслибрисом .

Обычно на экслибрисе обозначены имя и фамилия владельца и рисунок, лаконично и образно говорящий о профессии, интересах или о составе библиотеки владельца. Родиной экслибриса считают Германию , где он появился вскоре после изобретения книгопечатания.

Простейший экслибрис представляет собой бумажный ярлык с именем владельца книги (иногда в сочетании с девизом или эмблемой). Художественные экслибрисы представляют собой произведения печатной графики . Они создаются различными техниками гравюры - гравируются на меди, дереве или линолеуме, выполняются цинкографским или литографским способом. Среди авторов художественных экслибрисов можно назвать таких выдающихся художников, как Альбрехт Дюрер , В. А. Фаворский и многих других.

Среди художественных экслибрисов различают:

  • гербовые , которые воспроизводят герб владельца и характерны главным образом для XVI -XVIII веков . В СССР особый интерес к гербовым экслибрисам наблюдался в 1920-х годах в среде неэмигрировавшего дворянства. Позднейшим проявлением такого интереса стал Сборник гербовых экслибрисов ;
  • вензелевые с орнаментально разработанными инициалами владельца;
  • сюжетные , которые стали наиболее популярными в XIX веке и представляют собой изображения пейзажей, архитектурных мотивов, различных эмблем, образно отражающих вкусы, интересы и пристрастия, профессию владельца библиотеки.

Древнейший русский экслибрис - это рисованный от руки книжный знак игумена Досифея , обнаруженный в книгах Соловецкого монастыря за 1493-1494 годы.

Экслибрисы представляют собой как отдельное направление собирательства, так и признак, увеличивающий стоимость антикварной книги, зачастую многократно. Принадлежность книги известному владельцу существенно влияет на спрос.

    Экслибрис Баварской государственной библиотеки (Королевская библиотека, XIX век)

    Экслибрис игумена Досифея

    Экслибрис Marco Fragonara (1998)

См. также

  • Экслибрисы из России в Викимедиа

Литература

Энциклопедические статьи
  • Книжный знак // Краткая литературная энциклопедия . Т. 3. - М., 1966.
  • Минаев Е. Н. Экслибрис // Книговедение: Энциклопедический словарь / Редкол.: Н. М. Сикорский (гл. ред.), О. Д. Голубева, А. Д. Гончаров, И. М. Дьяконов, А. И. Маркушевич , Е. Л. Немировский , И. М. Терехов (зам. гл. ред.), И. И. Чхиквишвили. - М. : Советская энциклопедия , 1981. - С. 606-607. - 664 с. - 100 000 экз. (в пер.)
  • Экслибрис // Книга: Энциклопедия / Редкол.: И. Е. Баренбаум , А. А. Беловицкая , А. А. Говоров и др. - М. : Большая Российская энциклопедия , 1998. - С. 728. - 800 с. - ISBN 5-85270-312-5 . (в пер.)
  • Грибанов Э. Д. Медицина в необычном. - М.: Советская Россия, 1988.
  • Гриханов Ю. А. Экслибрис // Библиотечная энциклопедия / Гл. ред. Ю. А. Гриханов ; Российская государственная библиотека . - М. : Пашков дом , 2007. - С. 1184. - 1300 с. - 3 000 экз. - ISBN 5-7510-0290-3 . (в пер.)
Русский и советский экслибрис
  • Адарюков В. Я. Редкие русские книжные знаки. Материалы по истории русского книжного знака. - М., 1923.
  • Адарюков В. Я. Русский книжный знак. - 2-е изд. - М., 1922.
  • Базыкин М. С. Наши книжные знаки / Сост. М. С. Базыкин; Русское общество друзей книги (РОДК). - М., 1925. - 35 с., 8 л. ил.
  • Богомолов С. И. Российский книжный знак. 1700-1918. - М. : Минувшее, 2010. - 960 с. - ISBN 978-5-902073-77-2 . (в пер.)
  • Верещагин В. А. Русский книжный знак. - СПб., 1902.
  • Выставка книжных знаков. Петербург, 1919: Каталог. - Пг., 1919. - 85 с.
  • Выставка русских книжных знаков. - Л., 1926.
  • Гетманский Э. Д. Поэтическое сердце России (есенинский экслибрис) . В двух томах. - Тула: Тульский полиграфист, 2016. - Т. 1: 646 с.; Т. 2: 624 с.
  • Гетманский Э. Д. Российский книжный знак (1917-1991) . В трёх томах. - Тула, 2004.
  • Гетманский Э. Д. Художественный экслибрис Российской империи (1900-1917) . В двух томах. - Тула, 2009.
  • Гетманский Э. Д. Энциклопедия советского экслибриса (1917-1991) . В шести томах. - Тула, 2008.
  • Гетманский Э. Д. Отпечаток человеческой души: Ккаталог коллекции книжных знаков. В десяти томах. - Тула: Тульский полиграфист, 2012-2014. (т. 1-10 по 600 с.)
  • Гетманский Э. Д. Экслибрис - документ эпохи. В трёх томах. - Тула: Тульский полиграфист, 2015. (т. 1: 588 с.; т. 2: 587 с.; т. 3: 636 с.)
  • Гетманский Э. Д. Экслибрисная мемориальная летопись (евреи - герои Великой Отечественной войны). В трёх томах. - Тула: ТППО, 2017. - Т. 1: 569 с.; Т. 2: 563 с.; Т. 3: 577 с. .
  • Гетманский Э. Д. Экслибрисы народа книги (еврейская тема в отечественном книжном знаке). В двух томах. - Тула: ТППО, 2018. - Т. 1: 562 с. ; Т. 2: 611 с. .
  • Голубенский Г. А. К вопросу о периодизации истории русского и советского экслибриса. - Воронеж : Изд-во Воронеж, ун-та, 1965.
  • Иваск У. Г. Литература о книжных знаках. - М., 1918. - 31 с.
  • Иваск У. Г. О библиотечных знаках, так называемых ex-libris’ах, по поводу 200-летия их применения в России. - М., 1902.
  • Иваск У. Г. Описание русских книжных знаков. Вып. 1-3. - М., 1905-1918.
  • Ивенский С. Г. Книжный знак: История, теория, практика художественного развития. - М., 1980.
  • Ивенский С. Г. Мастера русского экслибриса / С. Г. Ивенский; Оформление Л. Г. Епифанова . - Л. : Художник РСФСР , 1973. - 336 с. - 10 000 экз. (в пер.)
  • Известия Московского общества любителей книжных знаков. 1907. - Вып. 1.
  • Кашутина Е. С. , Сапрыкина Н. Г. Экслибрис в собрании Научной библиотеки Московского государственного университета: Альбом-каталог / Е. С. Кашутина, Н. Г. Сапрыкина. - М. : Изд-во МГУ, 1985. - 224 с. - 8800 экз. (в пер.)
  • Книжные знаки русских художников / Под ред. Д. И. Митрохина , П. И. Нерадовского , А. К. Соколовского . - Пг.: Петрополис, 1922. - 240 с.
  • Ласунский О. В мире экслибрисов // Власть книги: Рассказы о книгах и книжниках. - Воронеж, 1966. - С. 221-253.
  • Ласунский О. Г. Книжный знак: Некоторые проблемы изучения и использования. - Воронеж: Изд. Воронежского ун-та, 1967. - 168 с.
  • Ласунский О. Г. Власть книги: Рассказы о книгах и книжниках. - Изд. 4-е, перераб. - Воронеж: Центр духовного возрождения Черноземного края, 2010. - ISBN 5-98631-014-4 .
  • Литература о книжных знаках: Библиографический список. - Вологда : Сев.-Зап. кн. изд-во , 1971. - 128 с.
  • Лихачёва О. П. Собрание русских книжных знаков БАН СССР // Материалы и сообщения по фондам отдела рукописной и редкой книги Библиотеки Академии наук СССР. - М.-Л, 1966. - С. 90-102.
  • Лукомский В. К. Фальсификат в экслибрисе. - М., 1929.
  • Марцевич Ю. П. Новая литература о книжном знаке: Информационный библиографический указатель. - М., 1971. - 92 с.
  • Минаев Е. Н. Экслибрис: Книга-альбом. - М. : Советский художник , 1968. - 120 с. - 10 000 экз. (обл.)
  • Минаев Е. Н. Экслибрисы художников Российской Федерации: 500 экслибрисов (альбом) / Сост. Е. Н. Минаев. - М. : Советская Россия , 1971. - 320 с. - 40 000 экз. (в пер., суперобл.)
  • Минаев Е. Н. , Фортинский С. П. Экслибрис. - М. : Книга , 1970. - 240 с. - 20 000 экз. (в пер., суперобл.)
  • Малинин Б.А.,