Гуттаперчевый мальчик о чем рассказ. Исследовательская работа "Роль антитезы в рассказе Д.В.Григоровича "Гуттаперчевый мальчик"

Название произведения: Гуттаперчевый мальчик

Год написания: 1883

Жанр: рассказ

Главные герои: Петя - семилетний артист цирка, Карл Богданович - старый акробат, воспитатель мальчика.

Сюжет

Оставшись сиротой, Петя попадает в ученики к бывшему акробату, грубому и жестокому человеку. Он безжалостно заставлял малыша вновь и вновь выполнять трудные и опасные трюки высоко на шесте. Мальчик часто падал и расшибался, но никто его не жалел, кроме старого клоуна- пропойцы, который украдкой жалел и ласкал мальчугана. Вскоре на афишах цирка появилась надпись про «гуттаперчевого мальчика», который выполняет свои номера высоко на шесте без всякой страховки.

И вот однажды случилась трагедия: бедный малыш сорвался с шеста и разбился, его побыстрей унесли с арены, чтобы не пугать видом крови почтеннейшую публику и уложили на грязный тюфяк за кулисами. К утру мальчик умер без всякой помощи, и только бедный клоун вспоминал о нем, но и его уволили из цирка за беспробудное пьянство.

Вывод (мое мнение)

Тяжелым было положение детей, и не только сирот, в конце ХIХ века. Их отдавали в ученики и подмастерья, они были бесправными, не могли получить образование и выбиться в люди. В рассказе говорится и о детях, которые пришли посмотреть веселое представление, но случайно оказались свидетелями трагедии. Только они и пожалели маленького акробата, а больше его судьба никого не интересовала.

Произведение "Гуттаперчевый мальчик" было написано известным русским писателем Дмитрием Григоровичем в 1883 году. В нём рассказывается о тяжёлой жизни круглого сироты Пети, отданного на обучение цирковому акробату Беккеру. "Гуттаперчевый мальчик" - наиболее известная повесть Григоровича. Её чтение вызывает у читателей сострадание и жалость к несчастному ребёнку, которому за свою крошечную жизнь пришлось видеть только лишения и жестокость.

Немного о творческой жизни автора

(1822-1900) родился в семье русского офицера и француженки. Первые свои рассказы писатель публиковал в литературных альманахах. Настоящая слава к нему пришла после написания в 1846-1847 годах больших повестей "Деревня" и "Антон Горемыка".

С 60-х годов XIX столетия в писательской биографии Григоровича наблюдалось долгое затишье. На протяжении 20 последующих лет он служил деятельным секретарём в "Обществе поощрения художеств". Только в 1883 году смог вернуться к своей литературной деятельности Григорович. "Гуттаперчевый мальчик" и ещё несколько произведений выходят в этот период из-под его пера. Повесть о несчастном маленьком акробате Пете особенно пришлась по душе общественности. Во многих семьях в дореволюционной России книга "Гуттаперчевый мальчик" считалась обязательной для прочтения подрастающим поколением.

Смысл книги

Сопереживание, умение понять нужду и горе другого человека - вот чему учит читателя повесть "Гуттаперчевый мальчик". Краткое содержание произведения даёт вполне достаточное представление о нелёгкой жизни бедного восьмилетнего ребёнка, оставшегося в раннем детстве без отца и матери. В противовес Пете Григорович выводит образы детей из богатой семьи (Веры, Зины и Павла). На фоне их роскошной жизни жалкое существование Пети выглядит ещё более несчастным.

Знакомство с Эдвардсом, Петей и Беккером

Из 7 небольших глав состоит повесть «Гуттаперчевый мальчик». Краткое содержание знакомит читателей с главными героями и событиями. Сперва действие повести происходит в цирке. Начать пересказ сюжета следует с описания Эдвардса - немолодого клоуна с раскрашенным лицом, являющегося главным украшением представлений. Он выделяется на фоне остальных цирковых артистов своим грустным видом. Эдвардс периодически уходит в запой. Режиссёр цирка сильно обеспокоен тягой клоуна к алкоголю и просит его не запить хотя бы до окончания Масленицы, ведь потом наступит пост и цирк перестанет давать представления. Эдвардс не отвечает ему ничего вразумительного и уходит переодеваться.

По пути в гримёрку Эдвардс заглядывает в комнатку акробата Беккера - грубого и жестокого великана, от которого никто не слышал Клоуна интересует воспитанник циркача - худенький мальчик Петя. Он с жалостью относится к маленькому артисту, с трудом справляющемуся с тяжёлыми физическими нагрузками, которые даёт ему наставник. Эдвардс просит Беккера отпустить с ним мальчика прогуляться, пытаясь объяснить ему, что после небольшого отдыха Петя наберётся сил и ему будет проще работать, однако акробат даже и слышать об этом не желает. Наставник замахивается на испуганного и едва не хлыстом и уводит его на тренировку.

Грустная история о мальчике-сироте

Особое внимание первым годам жизни Пети уделил в своей повести Григорович. Гуттаперчевый мальчик был сыном кухарки Анны и некоего солдата. При жизни матери ему не раз приходилось голодать и терпеть от неё побои. Петя остался круглым сиротой, когда ему шёл пятый год. Для того чтобы мальчик не умер с голоду, прачка Варвара (землячка Анны) отдала его на воспитание акробату Беккеру. Циркач относился к ребёнку очень жестоко. Он заставлял его выполнять сложнейшие которые не всегда были ему под силу. Даже если мальчик падал во время тренировок с шеста и сильно ударялся, наставник его не жалел, а временами даже бил. Единственным, кто хорошо относился к Пете, был Эдвардс. Однако он не мог защитить ребёнка от произвола Беккера.

Отпрыски графов Листомировых

В повести «Гуттаперчевый мальчик» главные герои - это не только Петя и другие циркачи, но и дети графа Листомирова. Восьмилетняя Верочка, её младшая сестра Зина и брат Павел (Паф) росли в роскоши, и со всех сторон были окружены лаской. В последние дни Масленицы в награду за хорошее послушание детей повезли на цирковое представление. Верочка узнала из афиши, что в одном из номеров будет выступать гуттаперчевый мальчик и ей не терпелось увидеть его.

Последнее выступление Пети

И вот, на арене появились Беккер и гуттаперчевый мальчик. Краткое содержание того, что произошло дальше, заставляет плакать даже взрослых. Взобравшись по шесту высоко вверх, Петя делает несколько опасных акробатических трюков, от которых публика цирка приходит в восторг. Мальчику остаётся выполнить в воздухе последний сложный манёвр, и тут он неожиданно для всех падает на землю.

Циркачи быстро забирают невесомое тельце Пети и уносят его за кулисы. Чтобы отвлечь внимание зрителей от случившегося, на арену выбежали клоуны. Они стараются развеселить публику, но расстроенные зрители покидают цирк. Сквозь шум, издаваемый толпой, слышится плач и отчаянный крик Верочки: «Ай, мальчик! Мальчик!» Девочка долго не может успокоиться даже после того, как её вместе с братом и сестрой привезли домой.

А что же Петя? Его переломанные рёбра и разбитую грудь обмотали тряпками и после этого оставили на тюфяке в безлюдном цирке. И только Эдвардсу небезразличен бедный ребёнок. Он единственный, кто остался возле умирающего мальчика. У потрясённого клоуна снова начался запой: недалеко от него стоит пустой графин от спиртного.

На следующий день в афише уже не значился номер с маленьким акробатом. И это не удивительно, ведь Пети к тому времени не стало в живых. На этом заканчивается повесть «Гуттаперчевый мальчик». Краткое содержание её не столь красочно, как полная версия произведения Григоровича. Всем, кого заинтересовала эта печальная история, рекомендуется прочесть её полностью.

«Гуттаперчевый мальчик»: отзывы читателей

Повесть о маленьком акробате Пете знакома многим детям среднего школьного возраста. Очень интересно узнать о том, что думают читатели о произведении «Гуттаперчевый мальчик». Отзывы о повести у детей и взрослых очень печальные: все искренне жалеют Петю, переживают из-за того, что судьба оказалась к нему столь неблагосклонной. Изредка можно услышать мысли о том, что эту книгу не стоит читать в детском возрасте, так как она нагоняет на ребёнка тоску и депрессию. У каждого читателя складывается своё мнение о произведении, однако нельзя не согласиться с тем, что знакомство с подобными книгами позволяет воспитать в человеке такое важное качество, как сострадание к ближнему.

За кулисами цирка толпятся артисты, народ весёлый и беспечный. Среди них выделяется уже не слишком молодой лысый человек, чьё лицо густо раскрашено белым и красным. Это клоун Эдвардс, вступивший в «период тоски», за которым последует период тяжкого запоя. Эдвардс - главное украшение цирка, его приманка, но поведение клоуна ненадёжно, в любой день он может сорваться и запить.

Режиссёр просит Эдвардса продержаться хотя бы ещё два дня, до конца масленицы, а там уже и цирк закроется на время поста.

Клоун отделывается ничего не значащими словами и заглядывает в уборную акробата Беккера, грубого мускулистого великана.

Интересует Эдвардса не Беккер, а его питомец, «гуттаперчевый мальчик», подручный акробата. Клоун просит разрешения погулять с ним, доказывая Беккеру, что после отдыха и развлечения маленький артист станет лучше работать. Всегда чем-то раздражённый Беккер и слышать об этом не хочет. И без того тихому и безгласному мальчику он грозит хлыстом.

История «гуттаперчевого мальчика» была проста и печальна. Он лишился матери, взбалмошной и излишне любвеобильной кухарки, на пятом году жизни. И при матери порой приходилось ему и голодать и мёрзнуть, но он все же не чувствовал себя одиноким.

После смерти матери её землячка, прачка Варвара, устроила судьбу сироты, определив его в ученье к Беккеру. При первой встрече с Петей Карл Богданович грубо и больно ощупал раздетого догола мальчика, замершего от боли и ужаса. Как он ни плакал, как ни цеплялся за подол прачки, Варвара отдала его в полное владение акробату.

Первые впечатления от цирка с его пестротой и шумом у Пети были так сильны, что всю ночь он вскрикивал и несколько раз просыпался.

Учение акробатическим трюкам давалось нелегко тщедушному мальчику. Он падал, расшибался, и ни разу суровый великан не ободрил Петю, не приласкал его, а ведь ребёнку шёл всего лишь восьмой год. Один только Эдвардc показывал ему, как выполнить то или иное упражнение, и Петя тянулся к нему всей душой.

Однажды клоун подарил Пете щенка, однако счастье мальчика было недолгим. Беккер хватил собачонку о стену, и она тут же испустила дух. Заодно и Петя заработал пощёчину. Одним словом, Петя был «не столько гуттаперчевым, сколько несчастным мальчиком».

А в детских комнатах графа Листомирова царит совсем другая атмосфера. Здесь все приспособлено для удобства и веселья детей, за здоровьем и настроением которых тщательно следит гувернантка.

В один из последних дней масленицы графские дети были особенно оживлены. Ещё бы! Тётя Соня, сестра их матери, обещала повести их в пятницу в цирк.

Восьмилетняя Верочка, шестилетняя Зина и пятилетний пухлый бутуз по прозвищу Паф изо всех сил стараются примерным поведением заслужить обещанное развлечение, но не могут думать о чем-либо, кроме цирка. Грамотейка Верочка читает сестре и брату цирковую афишу, в которой их особенно заинтриговывает гуттаперчевый мальчик. Время для детей тянется очень медленно.

Наконец наступает долгожданная пятница. И вот уже все волнения и страхи позади. Дети усаживаются на свои места задолго до начала представления. Им все интересно. С неподдельным восторгом смотрят дети на наездницу, жонглёра и клоунов, предвкушая встречу с гуттаперчевым мальчиком.

Второе отделение программы начинается с выхода Беккера и Пети. Акробат прикрепляет к поясу тяжёлый золочёный шест с небольшой перекладиной наверху. Конец шеста устремляется под самый купол. Шест колеблется, публика видит, с каким трудом великан Беккер удерживает его.

Петя карабкается вверх по шесту, вот он уже почти не виден. Публика аплодирует и начинает кричать, что следует прекратить опасный номер. Но мальчик должен ещё зацепиться ногами за перекладину и повиснуть вниз головой.

Он выполняет и эту часть трюка, как вдруг «что-то сверкнуло и завертелось в ту же секунду послышался глухой звук чего-то упавшего на арену».

Служители и артисты подхватывают маленькое тельце и быстро уносят. Оркестр играет весёлый мотив, выбегают, кувыркаясь, клоуны...

Расстроенная публика начинает тесниться к выходам. Верочка истерически кричит и рыдает: «Ай, мальчик! мальчик!»

Дома детей с трудом удаётся успокоить и уложить в постель. Ночью тётя Соня заглядывает к Верочке и видит, что сон её неспокоен, а на щеке засохла слезинка.

А в тёмном безлюдном цирке на тюфяке лежит обвязанный тряпками ребёнок с переломанными рёбрами и разбитой грудью.

Время от времени из мрака появляется Эдвардc и наклоняется над маленьким акробатом. Чувствуется, что клоун уже вступил в полосу запоя, недаром на столе виднеется почти опорожнённый графин.

Все вокруг погружается во мрак и тишину. На следующее утро в афише не указывался номер «гуттаперчевого мальчика» - его уже не было на свете.

Пересказал

Введение.

«Сделаться…литератором казалось чем-то поэтическим, возвышенным,- целью, о которой только и стоило мечтать», - писал Дмитрий Васильевич Григорович (1822-1899). Его мечты осуществились, и он по праву занимает одно из ведущих мест в литературе 40-50 годов 19 века.Ряд произведений, созданных им, вошел в золотой фонд классики. Его творчество высоко ценили В. Г. Белинский и Л. Н. Толстой.

Одно из таких произведений – повесть «Гуттаперчевый мальчик», написанная в 1883 году. Эту повесть Д.В.Григоровича называли «маленьким шедевром», потому что

    смог нарисовать достоверную картину трудной жизни и смерти маленького акробата. Д.В.Григорович долго и тщательно изучал «натуру», о которой будет писать;

    место действия – цирк. С этим понятием связано представление о празднике, веселье, но автор вводит читателя в цирк через кулисы и показывает обратную сторону цирковой жизни;

    в центре произведения хрупкий «несчастный мальчик» - типичный образ тех детей, которые остались беспризорными из-за смерти родителей;

    эмоциональный строй повести заставляет дрогнуть сердца читателей, а финал настолько трагичен, что чувство грусти и печали остаются с читателем еще надолго;

    Д.В.Григоровичу с необыкновенной точностью удалось показать жизнь ребенка, у которого «в детстве не было детства».

И.С.Тургенев, давая оценку этому произведению, говорил: «Скажу Вам вкратце, что эта вещь очень характерная: все характеры поставлены верно».

Объект исследования – повесть Д.В.Григоровича «Гуттаперчевый мальчик», написанная в 1883г.

Предмет исследования – прием антитезы.

Цель исследования – определить, какую роль в рассказе играет прием антитезы.

Гипотеза – использование приема контраста помогает раскрыть идейный замысел произведения.

Задачи:

    Дать определение приему антитезы.

    Выделить случаи использования приема антитезы.

    Составить классификацию использования приема антитезы.

    Определить роль контраста в повести «Гуттаперчевый мальчик».

Методы, используемые при создании научно-исследовательской работы:

    Чтение повести «Гуттаперчевый мальчик»;

    анализ средств художественной выразительности;

    сопоставление приема антитезы на разных уровнях;

    составление классификации.

Основная часть.

1.Антитеза.

Антитеза – стилистическая фигура контраста в художественном произведении, заключающаяся в резком противопоставлении понятий, положений, образов, состояний, связанных между собой общей конструкцией или внутренним смыслом.

Д.В.Григорович использует прием антитезы на следующих уровнях:

    композиция повести;

    место действия;

    время действия;

    пейзажные зарисовки;

    образы;

2.Противопоставление названия повести высказываниям в самом содержании повести.

Название повести «Гуттаперчевый мальчик» противоречит высказываниям автора о способностях мальчика.

Гуттаперчевый – 1. относящийся к гуттаперче, сделанный из гуттаперчи, резиновый; 2.перен. гибкий, эластичный, растяжимый.

Давая такое название произведению, Д.В.Григорович указывает на необычайную гибкость Пети, его способность легко делать необычайные упражнения, трюки. Но за этими упражнениями лежал огромный труд, сопряженный с ушибами и падениями, с избиениями Беккера, с болью в суставах плеч и сжиманиями в груди.

А во 2, 3 главе автор произносит фразы, которые полностью противоположны названию произведения. «Воспитанник акробата Беккера назывался «гуттаперчевым мальчиком» только в афишах; настоящее имя его было Петя; всего вернее, впрочем. Было бы его назвать несчастным мальчиком». «Несмотря на легкость и гибкость, Петя был не столько гуттаперчевым, сколько несчастным мальчиком».

3.Использование антитезы в композиции повести.

Во-первых, в композиции повести Д.В.Григорович выделяет 7 частей. Последняя глава противопоставлена первым шести главам и по объему, и по содержанию. В первых шести частях речь идет о жизни, в последней части, которая так невелика по объему, – о смерти.

Во-вторых, в композиции повести условно можно выделить две части, которые противопоставлены между собой:

    Жизнь и смерть мальчика.

    Жизнь семьи графа Листомирова.

Жизнь Пети в цирке, где царит грубость, жестокость, бездушие противопоставлена жизни детей в доме Листомировых. Ничто не омрачает счастливой жизни детей в доме графа, они окружены заботой и любовью.

Жизнь Пети тоже показана в контрастной форме: тяжелая, невыносимая жизнь в цирке противопоставлена его обитанию на Черной речке весте с матерью («время это было, бесспорно, лучшим в жизни мальчика»).

4. Прием антитезы при описании места действия .

Д.В.Григорович использует прием антитезы при описании места действия, противопоставляя помещение цирка дому графа Листомирова.

А. Цирк.

Главным местом действия является цирк. Образ цирка содержит в себе контраст. Во-первых, опустевший цирк и цирк во время представления. Опустевший цирк погружается в темноту, мрак, «туманную мглу», «сумрак», здесь господствует тишина. Когда же публика «в ярких туалетах» начинает проходить в ярко освещенную залу», раздается гром оркестра, «писк и хохот». Во-вторых, арена под высоким куполом, залитая светом, противопоставлена уборной Беккера («крошечная низкая комната»). Оттуда раздается «раздирающий детский визг и крики», сопровождающие обучение мальчика Пети.

В. Дом графа Листомирова.

Детские комнаты в доме графа тоже прекрасно освещены («лучи солнца с утра до заката проходили в окна»), но этот свет естественный, мягкий, согревающий. В доме слышатся возгласы и крики, но это крики радости веселья. Убранство детских комнат резко отличается от уборной гуттаперчевого мальчика, где нет «ни игрушек, ни книг, ни картинок, ни картонной тройки коней» - атрибутов любого детского помещения.

5. Прием антитезы при описании времени действия.

Д.В.Григорович разделил жизнь Пети на два временных отрезка, жизнь до знакомства с Беккером и жизнь у Беккера, и противопоставил их между собой. В прошлом Пети тоже мало ярких красок, но о нем заботились мама, старушка, прачка Варвара. Он чувствовал их заботу и любовь. Самая первая встреча с Беккером рождает в сердце мальчика ужас, который укореняется у него в душе на все оставшееся время.

6.Прием антитезы в пейзажных зарисовках.

В пейзажных зарисовках автор использует прием антитезы. Повесть открывается восклицаниями: «Метель! Метель! Как неожиданно!!! Налетела туча, поднялся ветер, и снег повалил с такою густотою, что…ничего нельзя было разобрать на улице». А до этого была отличная погода: «слегка морозило», «солнце ослепительно сверкало». Эта пейзажная зарисовка эмоциональна: в ней выражается удивление, недоумение, раздражение.

То же самое изменение погоды дается глазами тети Сони: «солнце склонялось к крышам», а потом «небо заслонилось большой серой тучей», «полетели пушисты снежные хлопья», метель ходила по всему саду». Здесь уже совершенно другой эмоциональный фон: радость, ликование, любование и, вместе с тем, опасение.

Такое изменение погоды – это своеобразное предсказание о трагических изменениях в судьбе главного героя.

7. Прием антитезы при создании образов.

А.Социальное положение.

Образы контрастны по своему социальному положению, это подчеркивает одежда героев. Гуттаперчевый мальчик во время похорон матери одет в случайно подобранную одежду («случайны были сапоги, в которых ноги его болтались», «случайным был кафтанишко», «случайной была шапка, выпрошенная у дворника»). В уборной Беккера мы находим его вообще без одежды («голый, белокурый мальчик», «на коленях лежало трико»). Кроме концертного костюма, у Пети было две рубашки, от которых «остались одни лохмотья», были еще сапоги, «которые просили каши».

В противоположность ему одеты дети графа. Верочка одета в «голубую стеганую шляпку», «голубую мантилию». Зизи была одета так же, как сестра.

В.Портретная характеристика.

Беккер характеризуется физической силой, «толстой перевязкой костей», «коротенькой шеей», «маленькой круглой головой». Автор изображает акробата тяжеловесным, как будто «вырубленным из грубого материала».

В противоположность ему изображается Петя, «худощавый мальчик лет восьми», «тоненькие члены», «впадина посреди груди».

Чтобы усилить антитезу этих образов, автор использует метафору: «тщедушный неоперившийся цыпленок» и «огромный откормленный боров».

С.Внутренний мир.

Образ клоуна Эдвардса противопоставлен таким работникам цирка, как режиссер и акробат Беккер по жизненным принципам, эмоциональному состоянию, внутреннему содержанию. Эдвардс отличается от них тем, что

    не кичится своей славой («не было цирка от Парижа до Константинополя, от Копенгагена до Палермо, где бы ему не хлопали»);

    не соблюдает степеней и отличий, ведет себя со всеми на равных;

    доброжелательное отношение ко всем;

    привязан к животным, детям;

    его раздирают внутренние противоречия («тоска рождалась у него, потому что он понимал бесполезность борьбы»).

У Эдвардса противоположная Беккеру позиция на обучение воспитанника Пети. Клоун считает, что результат будет намного лучше, если Петя будет весел и бодр («веселость придает силу и бодрость», «страхом и побоями ничего не возьмешь»). А Беккер добивался результатов от своего воспитанника криком и кулаками, от чего мальчик визжал и истошно кричал, а в душе рождался непреодолимый страх.

Образы контрастны и по отношению к гибели Пети. Рядом со своим воспитанником нет учителя Беккера, которому он приносил доходы и славу. Но есть добродушный клоун Эдвардс. Только его шаги нарушают мертвенную тишину цирка.

8.Гибель мальчика Пети изображена с использованием контраста.

Последние минуты жизни мальчика Д.В.Григорович изобразил, используя прием антитезы. Выступление гуттаперчевого мальчика сопровождается криками, аплодисментами. Само падение («глухой звук чего-то упавшего на арену») вызывает шум в зале, крики и женский визг. А тело мальчика лежит в полной тишине (автор употребляет это слова 3 раза).

Лежит мальчик с «переломанными ребрами и разбитой грудью в темноте, и только ночник освещает его тело с головы до ног».

Контрастные образы «звуки - тишина», «темнота – свет» подчеркивают основное противопоставление жизнь и смерть.

9.Роль антитезы в повести Д.В.Григоровича «Гуттаперчевый мальчик».

    Противопоставляя название повести высказываниям в самом содержании, автор подчеркивает, что воспитанник акробата Беккера называется гуттаперчевым мальчиком только на афише, на самом деле он «несчастный мальчик», жизнь которого сложилась трагично;

    Использование антитезы в композиционном плане позволяет читателю пережить различные чувства. Жалость и сострадание по отношению к Пете, мальчику, у которого в детстве не было детства. Радость за детей графа Листомирова, у которых самое настоящее детство;

    Антитеза помогает раскрыть противоречивое отношение к цирку: с одной стороны, он дарит радость и веселье, а с другой стороны, ушибы, переломы и смерть («жизнь человеческая постоянно висела здесь на волоске, и с нею играли, как с мячиком»).

    Используя прием антитезы, писатель подчеркивает принадлежность героев к определенному социальному классу. Но принадлежность к классу богачей не определяет характеры людей. Семья графа Листомирова способна переживать, сочувствовать; а Беккер не остается со своим воспитанником после его падения;

    Прием контраста помогает подчеркнуть чувство безысходности, рождающееся в душе Пети и клоуна Эдвардса и внутреннюю пустоту, грубость, бессердечие, любовь к деньгам режиссера, Беккера;

    Контраст в пейзажных зарисовках усиливает ощущение надвигающейся трагедии;

    Использование антитезы на разных уровнях помогает раскрыть основную мысль произведения. Л.Н.Толстой говорил: «Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства!» Но такая счастливая пора, к сожалению, уготована не всем детям. Д.В.Григорович хотел показать обездоленное детство мальчика Пети, оставшегося сиротой, немилосердное отношение к нему со стороны взрослых. Автор провозглашает, что детство обязательно должно быть счастливым.

Заключение

Проанализировав использование антитезы в повести Д.В.Григоровича «Гуттаперчевый мальчик», мы пришли к следующим выводам:

    Повесть «Гуттаперчевый мальчик» построена на приеме контраста.

    Д.В.Григорович использует прием антитезы на разных уровнях:

    название повести противопоставлено высказываниям в самом содержании повести;

    композиция повести;

    место действия;

    время действия;

    пейзажные зарисовки;

    образы;

    гибель мальчика (кульминация).

3.Цель использования антитезы в рассказе:

    прием антитезы помогает проникнуться сочувствием к Пете, к Эдвардсу, сопереживать им;

    используя прием антитезы, писатель подчеркивает принадлежность героев к определенному социальному классу;

    антитеза помогает раскрыть внутренние переживания героев;

    антитеза помогает раскрыть истинные качества людей;

    антитеза работает на раскрытие основной мысли произведения.

Таким образом, употребление в повести Д.В.Григоровича «Гуттаперчевый мальчик» приема антитезы направлено на создание человеческих характеров, на раскрытие основной мысли произведения.

Толковый словарь Ожегов С.И. Словарь русского языка Ок.57000 слов /Под ред. чл.-корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой. – 18-е изд., стер. - М.: Рус.яз.,1986.- с.797