Из опыта совместной работы с библиотекой им. р

Статья"Сотрудничество школы и библиотеки".Основная задача (если не самая главная), стоящая перед современным обществом,- формирование личности. Школа и библиотека отвечают за сохранение и пропаганду нравственных ценностей, за воспитание патриотизма, духовности, за пропаганду здорового образа жизни и, как следствие, через этот комплекс - воспитание толерантного отношения к людям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СОТРУДНИЧЕСТВО ШКОЛЫ И БИБЛИОТЕКИ

Начало ХХI в. ознаменовалось пристальным вниманием к проблеме чтения в профессиональных журналах и на страницах газет. Что читать, как читать, - над этими вопросами размышляют министры и депутаты, ученые и учителя . Неожиданным стало Послание Президента РФ Федеральному Собранию В.В. Путина. Отрадно, что и наше правительство понимает проблемы современной школы.

Сегодня, как никогда, очевиден социальный запрос российского общества на духовно нравственную, деятельную личность - патриота и гражданина России.Я думаю, ни у кого не вызовет сомнения, что основой формирования облика новой России, страны с развитым гражданским обществом, конкурентоспособной экономикой, должна стать высокая нравственность.

Одним из приоритетных направлений деятельности современной школы является приобщение подрастающего поколения к миру литературы и искусства. На это нацеливает Национальная программа поддержки и развития чтения (21 ноября 2006 г., Москва), задача которой - "повышение культурной компетентности граждан России за счет: повышения читательской компетентности, понимаемой как совокупность знаний и навыков, позволяющих человеку отбирать, понимать, организовывать информацию, представленную в печатной (письменной) форме и успешно ее использовать в личных и общественных целях; роста читательской активности (охвата и интенсивности) граждан-субъектов чтения до уровня, соответствующего адекватной адаптации в сложном, динамичном обществе переходного типа". В реализации данной программы призваны участвовать все социальные институты. В первую очередь - это семья, школа и библиотека. Именно эти «три кита» должны способствовать "повышению интеллектуального потенциала нации,должны стать важным инструментом сохранения и развития культуры России, поддержать и приумножить богатство родного языка и способствовать решению жизненно важных проблем, достижению стратегических целей развития страны".

Основная задача (если не самая главная), стоящая перед современным обществом,- формирование личности. Школа и библиотека отвечают за сохранение и пропаганду нравственных ценностей, за воспитание патриотизма, духовности, за пропаганду здорового образа жизни и, как следствие, через этот комплекс - воспитание толерантного отношения к людям. Школа в силу своих возможностей всегда выполняла наиважнейшую функцию общества, проводя информационную, образовательную, а в последние годы и социальную работу. Годы перестройки России как нового государства не могли не сказаться на одной из самых чутких ее ветвей – на культуре. Именно учителя литературы чувствуют серьезные изменения в духовной и нравственной сферах жизни общества. Никогда, наверное, никакое время не требовало от учителя таких духовных усилий, такой самоотдачи, такой огромной работы по самовоспитанию и воспитанию юных душ, как сегодняшнее непростое время. «Любовь к человеку, к природе, к труду воспитывается через любой предмет…, заметил Д.С.Лихачев. Я думаю, что таким предметом является книга.

В практике работы педагогического коллектива МОУ СОШ №25 г.Балашихи важная роль отводится литературе и искусству как основе воспитания. На уроках Зиннатуллиной М.А., Рубцовой О.М., Сороки Е.Ю., Стребежевой А.М. Лучшие произведения классической и современной литературы служат материалом непосредственного и благотворного влияния на формирование нравственного облика ученика. Литературные образы, облагороженные высокой духовностью, являются примерами для подражания, всесторонне раскрывая нравственно-эстетические гуманистические идеалы.

Воспитательная сила искусства так велика, что опыт героев литературно-художественных произведений часто становится собственным опытом, формирует новый уровень чувств и человеческих отношений.

В результате длительного общения с литературой и искусством развиваются эстетические потребности, эстетические чувства, художественный вкус, формируется внутренний мир подрастающей личности, мировоззрение, складывается нравственный и эстетический идеал . Способность понимать, чувствовать прекрасное является не только критерием, но и показателем уровня развития юного читателя. Она выступает стимулом для развития собственных творческих способностей, во многом предопределяет тот или иной уровень духовного общения школьника со сверстниками, близкими, товарищами по классу и школе. Большую помощь в этом учителям оказывает школьная библиотека. Е.Е.Печенкина,заведующая школьной билиотекой,проводит выставки книг, библиотечные уроки,круглые столы с обзором литературы, организовывает продажу методической литературы. Большой интерес у читателей библиотеки вызывает ежегодная выставка творческих работ учащихся.

Закладывая основы мировоззрения будущего гражданина, педагоги заботятся о духовном богатстве личности, его эмоциональных и художественных интересах. Школа, под руководством директора Акимовой Н.Г, сотрудничает с библиотечной системой города Балашихи, в частности, с библиотекой семейного чтения им Н.Ф.Дмитриева (заведующая библиотекой З.Ф.Артюхина), и Центральной районной библиотекой им. Ф.И.Тютчева, директором которой является кандидат педагогических наук Покрасова Л.Н. Ежегодно заключаются договора о творческом сотрудничестве и составляются планы совместных мероприятий, которые реализуются в течение года. Учащиеся 10-х - 7-х классов для закрепления и расширения знаний, полученных в процессе обучения, приняли участие в мероприятиях, проводимых городской юношеской библиотекой-филиалом МУК «ЦБС»,которые были посвящены творчеству А.С.Пушкина, С.Есенина, Л.Н.Толстого.

На протяжении многих лет в рамках православного абонемента библиотекой семейного чтения им. Н.Ф.Дмитриева проводятся традиционные беседы, направленные на укрепление духовности и нравственности подрастающего поколения.Основам православной культуры школьников обучает настоятель храма Неопалимая Купина о. Дмитрий Савин. Постоянными слушателями абонемента являются учащиеся 7 б класса во главе с кл. руководителем Сорокой Е.Ю. Ученики начальной школы вместе со своим учителем Хомяк Л.Н. являются членами детского досугового клуба «Почемучка». Начиная с первого класса, посещают ребята занятия клуба, готовятся к ним вместе с родителями и учителями. «Почемучки», как ласково называет их заведующая библиотекой З.Ф.Артюхина, с радостью бегут на занятия клуба. Ведь эти занятия помогают раскрыть личность каждого. В клубе проводятся литературные игры, встречи с интересными людьми (В.Карпушин,А.Глотин, Крупин В. И др.).С удовольствием ребята вместе со своими старшими наставниками готовят устный журнал «Хочу все знать», интеллектуальную, ставшую традиционной игру«Что? Где? Когда? Почему?»

В библиотеке открыта литературно-музейная экспозиция, посвященная жизни и творчеству русского поэта Н.Ф. Дмитриева (1953-2005).В открытии этой экспозиции приняли участие и школьники. Жизнь и творчество Дмитриева- открытие для многих, и не только для учеников, ведь Н.Ф.Дмитриев жил в м/р-не «Новый Свет» и работал в школе № 25 учителем русского языка и литературы. Традиционными для старшей и средней школы стали уроки литературы, вечера поэзии, круглые столы. 6 февраля уже который год походит вечер памяти Н.Дмитриева, в подготовке и проведении которого принимают активное участие ученики и учителя школы №25.

Традиционны и уроки, которые проходят в Центральной районной библиотеке им. Ф.И.Тютчева. В библиотеке в 2005году при поддержке российского ученого Чагина Г.В. был открыт Литературный музей жизни и творчества Ф.И.Тютчева. Хранителем наследия Ф.И.Тютчева на Балашихинской земле является заведующая литературного музея Л.В.Казакова. Частыми посетителями музея стали и ученики нашей школы (со дня открытия музея его посетили около 5 тысяч человек). В музее насчитывается 500 экспонатов.Это и портреты, и стенды с биографией поэта,картины,иконы, рукописи,бюсты и т.д. Основу литературной экспозиции составляют, конечно же, книги. Интересно, необычно проходят уроки литературы в музее. Урок «Мое открытие Тютчева», посвященный творчеству Ф.И.Тютчева, прошел 29января 2011г. Ученики читали стихи,анализировали, делились своими поэтическими открытиями, внимательно рассматривали экспозицию. Думаю, никто не ушел с такого урока разочарованным. Многие захотели принять участие в ежегодном литературном конкурсе «Ф.И.Тютчев и Россия: пророк в своем Отечестве».

С 2010г. в нашей школе стал работать литературный кружок. Ребята занимаются сбором материалов о жизни и творчестве Н.Ф.Дмитриева - поэта и педагога,пропагандируют творчество поэтов – балашихинцев, пробуют писать сами. Вместе с библиотекой семейного чтения им. Н.Ф.Дмитриева готовятся к юбилею Н.Ф.Дмитриева, который будут торжественно отмечать в 2013 году. Сейчас ученики школ № 25 и № 2 совместно с городской библиотекой и отделом культуры г.о.Балашиха начали подготовку к Дмитровским чтениям проходящим вот уже который год в феврале – марте.

Активно участвуют ученики нашей школы и в литературном творческом конкурсе «Первоцвет» им. Н.Дмитриева. Павлова Елена,ученица 10 а класса, в номинации «Поэзия» в 2010 г. заняла третье место. Ребята из школьного научного общества «Пегас» занимаются различными проектами: «Влияние жаргонизмов на нашу речь», «Роль прецедентных феноменов в речи различных социальных слоев общества», «Влияние Q » , «СМИ и наша речь» и т. д. Сейчас работают над проектом «Книга и ее роль в нашей жизни». Юных исследователей волнует многое: что читают сегодня современные школьники? Какие книги, газеты, журналы лежат на их столах и живут в сердцах?

Люди различных социальных групп читают абсолютно разную литературу. Чтобы узнать, что именно предпочитают люди различных социальных групп, юные исследователи обратились к библиотекарю городской библиотеки семейного чтения им.Н.Ф. Дмитриева г.Балашихи З.Ф.Артюхиной. Вот какие выводы удалось сделать ребятам:

Младшие школьники (1-4 кл.) читают русские народные сказки, сказки зарубежных читателей, а также классиков советской детской литературы (Гайдара, Драгунского, Паустовского, Носова)

Среди школьников 5 – 9 классов популярностью пользуется фантастика, фэнтези, приключения.

Учащиеся старшей школы (10-11 кл.) чаще обращаются в библиотеку за русской и зарубежной прозой, которой нет в школьной программе.

Студентов интересует профессиональная литература, непосредственно связанная с видом их деятельности.

Молодые женщины обращаются в библиотеку с просьбой найти что-нибудь из сентиментальной литературы, их чаще всего интересуют романы, детективы, мемуары. Бывает, что они приходят с целью перечитать мировые классические произведения, которые являются школьной программой. Также их интересуют обучающие книги (кулинария, этикет, уход за детьми и др.)

Мужчины обращаются в библиотеку не так часто, как женщины, однако если они всё-таки туда приходят, то либо интересуются профессиональной литературой, либо берут русскую и зарубежную прозу или поэзию. Это, конечно, неплохо, но в современном мире редко увидишь человека, увлеченно читающего классику. О роли книги верно сказал Д.С. Лихачев: «Книга – одно из самых великих созданий человеческой культуры».

Ввиду заявленной темы актуальной на сегодняшний день остается проблема чтения, поднятая еще в открытом письме М. Ф. Ненашева. В частности, в нем говорится, что в России более 50% россиян не читают, а 52 % никогда не покупают книги. В 1990 г. на тысячу населения подписка составила почти 1900 экз. (каждая семья выписывала 2-3 газеты и 1-2 журнала), а в 2005 г. составила всего около 200. Ныне в России всего 20% населения читают газеты и журналы. А что происходит сейчас в школе?

«Пегасовцы», работая над проектом, анкетируя учеников своей школы, родителей и друзей, анализируют: изменилось ли отношение к чтению за последние годы. К каким выводам они придут, неизвестно. Что же остается современной школе?..

Атмосфера творчества и доброжелательного сотрудничества создана во всем образовательном пространстве г.о. Балашиха. Такая атмосфера способствует активному включению личности растущего человека в социокультурную жизнь города и общества в целом. Учащиеся школы № 25, их родители, под руководством педагогов активно принимают участие в литературных конкурсах,проводимых в городе, - «Ф.И.Тютчев и Россия: пророк в своем Отечестве», «Русь моя Православная», «Эра фантастики», «Мое Подмосковье» и т.д.

Так, Переверзева Анна, ученица 10а класса в литературном конкурсе «Ф.И.Тютчев и Россия: пророк в своем Отечестве» за эссе «Природа в поэтическом творчестве Ф.И.Тютчева» удостоена звания лауреат конкурса и награждена Дипломом 1 степени, а Проворная Екатерина -3 степени. Работы ребят опубликованы в литературно-публицистическом журнале «Балашиха: голоса сердец» и говорят о серьезном, ответственном подходе ребят к творческому наследию поэта, о серьезной исследовательской работе, проводимой учителями школы. Постоянны публикации молодых талантов в местном литературно-публицистическом журнале. Четыре рассказа поместила в журнале Проворная Е.: «Лес», «Однажды весной», «Голос земли», «Леший». Павлова Елена, Ерофеева Катя (выпускница школы) постоянно публикуются в рубрике «Поэзия».Бывший ученик нашей школы Пехов Алексей – известный современный писатель- фантаст, опубликовал более шестидесяти романов, которые нашли своего читателя не только среди молодежи,но и среди людей старшего поколения. Вся работа современной школы не может не проходить в содружестве с библиотекой.

Только благодаря взаимодействию «трех китов» (семья-школа-библиотека) у юных читателей формируются художественные чувства и вкус, любовь к искусству, умение его понимать и наслаждаться им, появляется способность творить.

Мечта, сформировать гармоничную личность, объединяет учителя и детских библиотекарей-педагогов. В проекте совместной работы библиотеки и школы хотелось бы предусмотреть такие программы, как "Читающая семья", "Школа, где процветает книга", "Читающий город", "Почитаем перед сном", "Рождественские чтения" и т.д. Отличительной особенностью проекта является эстетическое развитие личности в процессе приобщения к искусству и культуре своей Родины. Это знакомство с высокохудожественными старинными книгами, посещение музеев. Во время Недели детской книги хотелось бы, чтобы Балашиха и ее окрестности стали настоящей читающей страной. Хотелось, чтобы и в нашем районе, как в районах Мурманской области, стали традиционными фейерверки не только в честь города, но и в честь создателей детских книг . В человеческой природе заложено стремление к исполнению желаний, об этом свидетельствуют былины, легенды и сказания. Реализация мечты создателей и участников проекта о "Читающем городе детства" нашла свое творческое воплощение в Мурманской области. Возможно, этот проект позитивно повлияет на кризис детского чтения в настоящее время. Стоит задуматься.

Опыт сотрудничества с библиотечной системой говорит о том, что выставки, встречи с писателями, художниками, ветеранами Великой Отечественной войны организаторами которых являются не только школы,но и библиотеки, позитивно влияют на приобщение детей к чтению, а чтение является одной из основ формирования личности гражданина. Учитывая негативные явления современности и попытки выхода из кризиса чтения, в Балашихинском районе создаются гармоничные условия для духовно-нравственного воспитания школьников в целях формирования подрастающей личности во всем многообразии духовных интересов и потребностей. Духовное воспитание юных граждан должно осуществляться на лучших образцах отечественной и мировой художественной культуры. Сформированное нравственное начало возвышает человека. Задача школы - раскрыть способности каждого, воспитать порядочного человека, патриота и гражданина,способного жить в современном мире. Благодаря самозабвенному служению и высокому нравственному подвигу современного учителя, содружеству школы и библиотеки,сохранится и будет развиться культура России, приумножится богатство родного языка, что сможет « способствовать решению жизненно важных проблем, достижению стратегических целей развития страны -повышению интеллектуального потенциала нации» . Надеюсь, что в скором будущем наша страна снова станет самой читающей страной в мире.


Роль библиотеки в реализации федеральных образовательных стандартов нового поколения

//Библиотека и закон. - 2014. – Вып. 37 (2, 2014). – С.125-133.

ФГОС начального общего образования

С 1 сентября 2011 года начальная школа перешла на новые Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОСы). Что такое Федеральный государственный стандарт начального общего образования? Это – совокупность требований, которые обязательно должно выполнять каждое образовательное учреждение, организуя процесс обучения и воспитания. Главная цель введения Федеральных Государственных образовательных стандартов начального общего образования (ФГОС НОО) – повышение качества образования.

С новыми образовательными стандартами в жизнь учащихся пришли изменения. Речь идет не только о совершенно другом подходе к организации обучения и использовании новых образовательных технологий, но и о создании открытой, дружелюбной информационно-образовательной среды, доступной школьникам и во внеурочное время. Новые стандарты направлены на формирование личности ребенка, развитие навыков самостоятельной деятельности и коллективной работы, раскрытие его талантов.

Что является отличительной особенностью нового Стандарта? Стандарты первого поколения: формировать, давать знания. Стандарты второго поколения: развивать умения. Целью такого образования становятся не только знания, но и умения ставить цель и добиваться её, самостоятельно добывать и применять знания, составлять план своих действий и самостоятельно оценивать их последствия. Ключевая установка Стандарта – учебная самостоятельность школьников.

В новых образовательных стандартах важен результат обучения: не набор знаний, а набор умений, необходимых для обучения в течение всей жизни. В т.ч. умение вычленять информационную потребность, находить, обрабатывать и использовать информацию.

Кроме этого, в процессе реализации новых образовательных стандартов образовался совершенно иной подход к информационному обеспечению образовательного процесса:



· Появился спрос на тексты стандартов и их разъяснения (учителя, родители, специалисты учреждений дополнительного образования и т.д.);

· Потребовался доступ всех участников образовательного процесса к информационно- методическим фондам;

· Изменились требования к информационному обеспечению: представление разных точек зрения, разных источников информации на разных носителях;

· Изменилась структура информационного запроса (от конкретного запроса по факту - к проблемному запросу, запрос на методику организации учебной деятельности и т.д.);

· Возникла потребность в обучении учащихся навыкам информационной грамотности.

Если сравнить некоторые ключевые моменты старых и новых стандартов, то мы можем получить представление о том, как это было раньше и как это выглядит сейчас.

Раньше Сейчас
Степень успеваемости ученика можно было узнать, только посмотрев его текущие и итоговые оценки. У каждого ученика есть свое персональное портфолио, в котором отражаются все его заслуги (грамоты, дипломы, оценки, результаты тестов и т.д.)
Роль учителя в образовательном процессе сводилась лишь к тому, чтобы начитать учебный материал и проверить, как ученик его усвоил. Сейчас учитель своего рода наставник. Он мотивирует школьников к самостоятельному изучению темы, корректирует их действия, участвует в обсуждении и ищет способы включить в работу каждого.
Родители, как законные представители детей, не имели возможности влиять на содержание школьных программ. У школы есть право самостоятельно формировать школьную программу, на основе примерного учебного плана, учитывая при этом и пожелания родителей.
В старых стандартах не было понятия «внеурочная деятельность». После уроков большинство детей были предоставлены сами себе. В новых стандартах на внеурочную деятельность отведено 10 часов в неделю. Школа, учащиеся и их родители самостоятельно выбирают, чем будут заниматься дети в отведенное время.
Роль техники в процессе обучения сводилась к минимуму. Закрепление полученных знаний на практике, используя современную технику - компьютеры, интерактивные доски, видеокамеры и т.д.
В старой школе практические задания по той или иной теме ограничивались лабораторными работами. Учащиеся новой школы углубляют свои знания и отрабатывают полученные навыки с помощью индивидуальных учебных проектов.
В старых стандартах процесс обучения проходил с помощью заучивания или многократного повторения, с минимальным применением игры. В новых ФГОСах применяются разные формы обучения. Познание через игру – один из главных принципов новой начальной школы.

Библиотека и школа: новые аспекты сотрудничества

Какое отношение к новому образовательному стандарту имеют библиотеки? Какова роль библиотеки в реализации новых образовательных стандартов?

Продвижение книги и чтения – это основное направление в деятельности каждой библиотеки, независимо от статуса. В современном обществе такого рода деятельность требует все больших усилий и применения нестандартных форм и методик. Способствовать решению данной проблемы могут новые образовательные стандарты, которые дают возможность для социального партнерства со всеми институтами детства.

Новые образовательные стандарты выводят совместную работу библиотеки и школы на совершенно иной уровень. Ориентир новых стандартов на повышение информационной компетентности школьника, на умение «учиться всю жизнь», повышение значимости чтения и привитие навыков и умений осмысленного прочтения текста и многое, многое другое требует согласованного использования и материальных ресурсов библиотек и школ, и объединения интеллектуальных ресурсов.

Как правило, сотрудничество библиотеки со школой, до введения новых образовательных стандартов, осуществлялось традиционными методами:

· организация массовых мероприятий на базе библиотеки;

· совместная работа по определенным направлениям деятельности;

· организация и проведение конкурсов, фестивалей, тематических месячников;

· коллективное и индивидуальное информирование;

· реализация совместных проектов.

С введением новых образовательных стандартов этого стало явно недостаточно, и перед библиотеками теперь ставятся другие цели и задачи. И в рамках сотрудничества за основу взяты новые направления взаимодействия библиотеки и школы по реализации стандартов нового поколения:

l Интеграция учащихся в библиотечное и информационное пространство.

l Создание в библиотеке информационной базы по ключевым вопросам реализации новых образовательных стандартов.

l Развитие самообразования библиотечных специалистов в вопросах современной образовательной системы.

l Развитие информационной грамотности и формирование информационной культуры школьников.

l Создание в библиотеке условий для развития личности через чтение и информацию.

l Развитие сотрудничества библиотеки и школы на договорной основе.

Основополагающая роль библиотеки в реализации стандартов нового поколения состоит в том, что чтение рассматривается как базовый фактор получения, освоения и применения знаний. Полноценная реализация замыслов нового стандарта предусматривает активную деятельность библиотек в информационно-методическом обеспечении образовательного процесса. Каким образом? Что библиотека может предложить? В первую очередь свои фонды, каталоги. Затем - интернет и веб-каталоги. Далее - электронные образовательные ресурсы и развитие информационной грамотности учащихся. Это в идеале. Но, не всегда и не все библиотеки располагают хорошо укомплектованными фондами. Также не все библиотеки имеют в своих фондах электронные образовательные ресурсы. Каталоги тоже у всех разные. Таким образом, напрашивается следующий вывод. Если у библиотеки нет возможности вести активную деятельность в полномасштабном информационно-методическом обеспечении образовательного процесса, то следует обратить пристальное внимание на один из аспектов данной деятельности - на развитие информационной грамотности учащихся. То есть, занять определенную нишу и осуществлять деятельность по продвижению книги и чтения, исходя из своих возможностей.

Любая работа действенна, когда она проводится в системе. Поэтому необходимо стремиться к созданию именно целостной системы приобщения к чтению учащихся и развития информационной грамотности, начиная с самого раннего возраста. В этом случае стандарты начального общего образования дают библиотеке ряд преимуществ в организации работы по пропаганде книги и чтения.

В качестве примера возьмем Стандарт начального общего образования по Литературному чтению. Литературное чтение – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Это один из важных и ответствен­ных этапов большого пути ребенка в литературу. От каче­ства обучения в этот период во многом зависит полноцен­ное приобщение ребенка к книге, формирование у него в дальней­шем потребности в систематическом чтении.

Стандарт по литературному чтению ставит перед собой различные цели, в их число входят и такие как: формирование читательского кругозора, приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности и воспитание интереса к книге и чтению.Все это, как мы видим, перекликается с непосредственной деятельностью детских библиотек по продвижению книги и чтения. Проще говоря, у библиотеки и школы в этом случае одни цели и задачи.

Стандарт по литературному чтению содержит несколько позиций, имеющих прямое отношение к деятельности детских библиотек. Процитируем некоторые из них, заложенные в такое понятие, как «обязательный минимум обучения»:

· понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль (идея), события, их последовательность;

· различение жанров произведений: малые фольклорные жанры, народная сказка, литературная сказка, рассказ, повесть, стихотворение, басня;

· иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения;

· умение работать с книгой: различать тип книги, пользоваться выходными данными (автор, заглавие, подзаголовок и др.), оглавлением, предисловием, послесловием, аннотацией для самостоятельного выбора и чтения книг.

Кроме этого в Стандартах заложены требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу. В результате изучения литературного чтения ученик, в том числе должен:

· знать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация);

· различать жанры художественной литературы (сказка литературная и сказка народная, рассказ, стихотворение, басня, повесть);

· владеть навыками:

Самостоятельного чтения книг;

Самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам;

Работы с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях).

Далее, если мы заглянем в учебник «Литературное чтение» для начальных классов, то увидим, что в нем есть разделы, при изучении которых также нужна непосредственная помощь библиотеки. К ним относятся разделы «Самое великое чудо на свете» (2,3 класс), «Из детских журналов» (2 класс), «Наши проекты» (темы проектов «О чем может рассказать библиотека», «Самые интересные рубрики из детских журналов») и другие.

Авторы учебника «Литературное чтение» позаботились о том, чтобы у учителя был инструмент приобщения детей к чтению. Например, учебник второго класса открывается разделом «Самое великое чудо на свете». В разделе есть вступительная статья, рассказывающая о «книжных чудесах», продумана система заданий, пробуждающих интерес школьника к библиотеке, представлены два проекта на разные темы «О чём может рассказать библиотека» и «Почему нам интересно ходить в библиотеку». Также для развития читательских мотивов продуман иллюстративный ряд, по которому можно понять историю развития книги. Но тема приобщения к чтению и развития читательских мотивов на этом разделе не заканчивается. В учебник введены специальные рубрики, так же повышающие мотивацию чтения, например: «Как хорошо уметь читать» (для тех, кто сам уже может читать литературные произведения) и «Разноцветные страницы» (для тех, кто ещё только учится читать). В конце каждой части учебника размещена рубрика «Советуем прочитать», где представлены красочно оформленные обложки рекомендуемых для чтения книг по каждой изученной теме.

Таким образом, учебник создаёт благоприятные условия для занятий чтением во внеурочной деятельности (желательно в библиотеке) и дома, предлагает целостную систему подготовки читателя. В этой системе подготовки читателя активное участие должны принимать и работники детских библиотек, в функциональные обязанности которых входит непосредственное руководство чтением юных читателей.

Конечно, все вышеперечисленные знания, умения и навыки младший школьник, так или иначе, получит и в рамках урочной программы. Но если учитывать, что в учебной программе на это предусмотрено определенное количество часов (которых явно недостаточно), то помощь библиотеки в процессе обучения крайне необходима.

Не маловажное значение здесь имеет и тот факт, что знания эти идут от специалистов-профессионалов, в силу своей профессии знающих о книге и чтении всё. При этом библиотекари дают не только теоретические знания, но и организовывают при библиотеке практические занятия, используя ресурсы своего книжного фонда. Например, в процессе изучения темы «Справочная литература» библиотека имеет возможность продемонстрировать все разнообразие видов справочной литературы, помогая учащимся получить практические навыки работы с литературой универсального содержания.

Вся дополнительная информация, идущая не в разрез со школьной программой, которую в рамках занятий предоставляет библиотека, педагогами школы только приветствуется. Большой плюс педагоги школы от сотрудничества с библиотекой видят и в том, что в систематичных занятиях участвует весь класс, в отличие от кружков по интересам, посещение которых ограничивается индивидуальными интересами ребенка.

Исходя из всего вышеперечисленного, сам собой напрашивается вывод: школа для успешной реализации новых образовательных стандартов нуждается в библиотеке, а библиотека готова оказать ей в этом всяческую помощь и поддержку.

При этом сотрудничество является взаимовыгодным для всех участников процесса: школа пользуется информационными ресурсами и услугами сторонней организации, учащиеся дополнительно получают необходимые знания, а библиотека осуществляет свою деятельность по продвижению книги и чтения.

Таким образом, мы видим, что между школой и библиотекой обозначился взаимный интерес и предпосылки для совместного решения поставленных задач. Но здесь возникает вопрос, в рамках какого правового поля организовывать сотрудничество. И мы вновь обращаемся к Стандартам, в которых оговаривается реализация в образовательных учреждениях внеурочной деятельности.

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.

Согласно Стандартам, реализация внеурочной деятельности осуществляется следующим образом:

· Опираясь на нормативные подходы к организации деятельности по воспитанию и социализации младших школьников, образовательное учреждение и педагог вправе сами формировать программу внеурочной деятельности, пользоваться методическими рекомендациями разработчиков стандартов, опытом педагогов-новаторов, собственным опытом.

· При отсутствии возможности образовательное учреждение в рамках соответствующих государственных (муниципальных) заданий, формируемых учредителем, использует возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта.

· Общеобразовательное учреждение самостоятельно выбирает формы, средства и методы организации внеурочной деятельности в соответствии со своим уставом и с Законом Российской Федерации «Об образовании».

· Время, отводимое на внеурочную деятельность, должно составлять до 10 часов в неделю, до 1350 часов на все 4 года обучения.

· Наполняемость групп зависит от формы организации и состава участников внеурочной деятельности.

В требованиях к структуре основной образовательной программы начального общего образования определено, что внеурочная деятельность организуется по следующим видам, направлениям и формам внеурочной деятельности.

Виды внеурочной деятельности Направления внеурочной деятельности
Игровая деятельность Спортивно-оздоровительное
Познавательная деятельность Художественно-эстетическое
Проблемно-ценностное общение Научно-познавательное
Досугово- развлекательная деятельность Военно-патриотическое
Художественное творчество Общественно полезная деятельность
Социальное творчество Проектная деятельность
Трудовая деятельность
Спортивно-оздоровительная деятельность
Туристско-краеведческая деятельность.
Формы внеурочной деятельности
Мастерская Клуб
Театр Кружок
Секция Студия

Существует несколько классификаций моделей организации внеурочной деятельности общеобразовательным учреждением:

· Внутришкольная модель реализуется в образовательном учреждении самостоятельно при наличии комплекса необходимых ресурсов.

· Внешняя модель реализуется при отсутствии собственных ресурсов образовательного учреждения. Реализация программ внеурочной деятельности может разворачиваться на базе одного или нескольких учреждений – социальных партнёров.

· Смешанная модель является самой распространённой, поскольку многие образовательные учреждения, с одной стороны, испытывают недостаток ресурсов для организации внеурочной деятельности, а с другой - заинтересованы в сохранении и развитии традиционных связей с учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, в наполнении их новым смыслом в условиях реализации ФГОС.

Благодаря положению Стандарта о внеурочной деятельности, библиотека имеет законодательно закрепленное право активно использовать внеурочную программу образовательного стандарта с целью приобщения детей к чтению и формирования их информационной грамотности.

При этом правовая основа сотрудничества библиотеки и школы должна соответствовать положениям Стандарта, и должна быть зафиксирована документально в рамках общественного договора между родителями и школой, и договором о сотрудничестве школы с другим учреждением.

На Земле есть три главные ценности – это хлеб, чтобы народ всегда был здоров и силен, женщина, чтобы не обрывалась нить жизни, и книга, чтобы не заканчивалась связь времен.
Во все времена книга была и остаётся одним из лучших средств воспитания человека. Сегодняшний мир иной. В современной России меняется способ приобщения людей к культуре: идёт вытеснение чтения электронными средствами массовой коммуникации.

Начну с факта, которым поделилась со мной знакомый библиотекарь. По случаю столетия со дня рождения Агнии Барто библиотекарь пришла в первый класс, чтобы рассказать детям об этом поэте. Предварить свой рассказ она решила игрой «Начинаю – продолжайте». С полной уверенностью, что школьники хорошо знают стихи Барто и будут отвечать хором, она начала: «Наша Таня громко плачет…». Но вопреки ожиданиям, хора не последовало. Недоумевая, библиотекарь произнесла строчку другого стихотворения: «Уронили Мишку на пол…». Класс продолжал молчать. «Идёт бычок, качается, вздыхает на ходу…». Никто не подхватил и эти строки.

Ведь беда не в том, что ребёнок, доживший до семи лет, не знает строк Барто, а в том, что он не пережил вместе с этими четверостишиями жалости к упавшему Мишке, у него не возникло нравственного импульса вылечить его, прижать к себе, утешить. Он не испытал того, что испытала я, вспоминая свои первые читательские впечатления, связанные со стихами Агнии Барто. Сейчас я поражаюсь, какое богатое содержание я вкладывала тогда в эти простенькие стишки.

Сегодня много говорят о чтении. Заставить читать нельзя, чтением надо увлечь! Пробудить интерес к чтению лучших книг и талантливо их прочесть – задача взрослых. Своё участие в этом процессе я, как учитель, вижу в создании благоприятных условий для духовного становления юного читателя, приобщения его к чтению. Это создание единого читательского пространства при продуктивном взаимодействии школы, библиотеки, семьи. Мои нынешние ученики – выпускники начальной школы. По итогам прошлого учебного года мой класс признан победителем в номинации «Самый читающий класс» лицея. Предыдущий выпуск занял первое место в городском конкурсе «Самый читающий класс» среди 6 – х классов.

С чего же я начинаю работу с каждым новым составом учащихся по формированию читательской активности? С исследования воспитательного потенциала семьи, в которой воспитываются дети. На родительском собрании я провожу анкетирование родителей, которое позволяет выявить, какое место занимает чтение в семье, имеются ли домашние библиотеки, существуют ли традиции семейных чтений, читательские предпочтения родителей для детского чтения.

Основная масса родителей моего класса делала выбор в пользу классической литературы. Это очень важно: чем выше уровень читаемого произведения, тем выше и значение чтения. Всё самое светлое, чистое, высокое и человечное в человеке зарождается первоначально с голоса читающей матери, а позже – в самостоятельном чтении.

Таким образом, во многих семьях моего класса изначально были созданы условия для успешного формирования ребёнка – читателя. В.А.Сухомлинский утверждал: "Школа становится очагом духовной жизни, если учителя дают интересные и по содержанию и по форме уроки... Но замечательные блестящие уроки есть там, где имеется еще что-то замечательное, кроме уроков, где имеются и применяются самые разнообразные формы развития учащихся вне уроков».

Первым помощником в приобщении моих учеников к чтению стала центральная детская библиотека. С этой целью была разработан проект «Талантливые читатели», который реализуется в тесном контакте с библиотекарями ЦДБ, с родителями. Проанализировав возможности школьных программ, изучив современные технологии, мы выстроили систему работы по формированию активного читателя.

Проект «Талантливые читатели» включает:

  • Часы общения с книгой.
  • Разнообразные формы занятий по внеклассному чтению: занятие – праздник, читательская конференция, устный журнал, литературная гостиная, литературный ринг.
  • Библиотечно-библиографические часы с использованием мультимедийных технологий.
  • Экскурсии и посещение книжных выставок.
  • Конкурсы сочинений и рисунков.
  • Конкурсы «Лучших читателей года».
  • «Школа дедушки Краеведушки».
  • Конкурс читательской симпатии «Моя любимая книга».
  • Курс «Закон изучают малыши». «Я и мои права».
  • Кружок «Юные помощники библиотеки».

Талант читателя начинается с таланта библиотекаря. Библиотекари ЦДБ Бань О.Н., Кондратьева Л.Г., Лыкова И.А., Рихтер Т.Г. и Солдатова Н.А. виртуозно владея методикой воспитания читательского таланта, находят новые пути к читателю, думают о завтрашнем дне России, её духовном богатстве и интеллектуальном потенциале. Их занятия в рамках проекта «Талантливые читатели» отличались неординарностью подходов и решений, были направлены на рекомендацию лучших книг без назидания и на пробуждение желания у ребёнка читать хорошее, а не плохое. В лице библиотекарей я обрела единомышленников по формированию души ребёнка, предоставлению пищи для ума и сердца.

Эта кропотливая работа обеспечила положительные результаты. Наш бесспорный приоритет в продвижении чтения – оригинальные книжные выставки. Красиво, ярко оформленная выставка всегда привлекает внимание детей. Дети посетили очень много обзорных выставок. Это выставки к 80-летию В.Бианки, к 100-летию А.Линдгрен («Волшебница из Стокгольма»), «Моя Хохотания» (к 55-летию Н.Носова), «Что лежит в портфеле?», «Чудеса со всего света», «Из глубины веков», «Лесная азбука», «В гостях у сказки», «Королевство приключений», «Нет книги популярнее на свете», «Листая книжные страницы – мы путешествуем по краю», «Я выбираю здоровье», «В начале жизни школу помню я», Книжные выставки-диалоги сопровождаются рекомендациями и обзорами новых периодических изданий. Особое внимание уделяется выставкам, посвященным писателям-юбилярам. Дети познакомились с творчеством Б. Житкова, В. Чаплиной, Е. Пермяка, А. Линдгрен, С. Маршака, Э. Успенского А. Толстого, М. Пришвина, С. Михалкова. Истинное чтение – это чтение, которое, по словам М. Цветаевой «есть соучастие в творчестве». Дети с удовольствием принимают участие в выставках, которые создают сами. Это выставки – настроение. Мы предлагаем поставить на неё книги, которые соответствуют заданным вопросам.

Эту книгу…

  • Я перечитываю часто…
  • Открыла для меня мама (папа, бабушка)…
  • Читаю, когда мне грустно, весело, одиноко, хочу поразмышлять…
  • Всегда смеюсь, когда читаю…
  • В этой книге узнаю себя и своих друзей…
  • Читаю, чтобы лучше понять родителей…

В рамках этой выставки «Такие разные детские книги» состоялся конкурс «Реклама книги», где детям нужно было, как можно интереснее рассказать о любимой книге.

Не всякий читатель удостоится персональной выставки! Поэтому выставка – бенефис стала наградой и поощрением для активных детей, которых отличают разносторонние читательские интересы и широта кругозора. Такие выставки – хорошая реклама для всех остальных – ведь дети скорее прислушаются к рекомендации сверстников.

Познавательный час «Саамы – олений народ», викторины «Краеведческий калейдоскоп» и «Чахкли на поле чудес», час фольклора «Игры и игрушки северных народов», литературный час «Сказ об Октябрине Вороновой», час информации «Пешеходные прогулки по Мончегорску, поездка на родину саамов – село Ловозеро, посещение Лапландского заповедника в рамках программы «Школа дедушки Краеведушки», способствовали введению растущего человека в духовную атмосферу того места, с которого начинается его жизнь. Свои впечатления дети оформили в виде сочинений «История моей улицы», «Родина саамов», «По заповедным тропам».

Участие в программе «Закон изучают малыши» позволило детям прочитать много произведений различных жанров, где нарушались права литературных героев. Занятия способствовали развитию личности, проводились в групповой форме, дети объединялись по интересам, готовили творческие задания, инсценировки.

Мои дети – активные участники литературных праздников «Весёлый день с Сергеем Михалковым», «Мы все из Лённеберга» (к 100-летию А.Линдгрен), «Как-то раз под Новый год», «О братьях наших меньших», «В гостях у домовёнка Кузи».

Очень интересно прошёл конкурс «Новые приключения барона Мюнхгаузена». Прочитав истории Р. Э. Распэ о самом честном человеке на свете – Бароне Мюнхгаузене, мальчики решили посоревноваться с ним в честности, и рассказали свои, совершенно правдивые истории.

Помощником в развитии творческой активности моих четвероклассников выступил Кир Булычёв, любимый детьми писатель, известный им по серии книг об Алисе, гостье из будущего. Детям понравился парад планет, созданных ими и представленных в проекте «Тайны новых планет».

Читательская конференция в форме турнира литературных героев по теме «Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться» (по произведениям Л. Гераскиной «В стране невыученных уроков» и И.Пивоваровой «Рассказы Люси Синицыной, ученицы 3 «А» класса») способствовала развитию самостоятельности, кругозора, предоставила возможность ребёнку самореализоваться как грамотному читателю.

Праздник «Восьмое чудо света», посвящённый Дню Матери, подарил радостное настроение, заряд бодрости всем, кто принял участие в его проведении. В этот прекрасный день добрые слова самому близкому человеку посвятили постоянные читатели библиотеки, четвероклассники, пришедшие на праздник вместе со своими мамами. Дети и их мамы узнали об истории проведения праздника в России и других странах, о традициях празднования Дня Матери. А с каким трепетом, с каким волнением, с какой любовью детьми, участниками городского конкурса компьютерного творчества «Весёлая семейка», выполнены презентации, посвящённые самым близким им людям.

В третьем классе был создан кружок «Юные помощники библиотеки». Лидеры чтения выступают с сообщениями о прочитанном, проводят обсуждения книг, знакомят с новинками художественной литературы.

В конце учебного года в библиотеке проходит награждение самых активных читателей в разных номинациях: «Самый активный читатель», «Самый внимательный читатель», «Самый вдумчивый читатель». Число таких читателей с каждым годом становится всё больше.

Несомненно, формирование человека читающего невозможно, если таковой не является его семья. Именно в лице родителей я обрела надёжных помощников, углубляющих любовь к книгам и самостоятельному чтению. Я познакомила родителей с основными идеями проекта «Талантливые читатели». Каждому родителю был вручен красочный буклет о детской библиотеке, были даны советы и рекомендации в выборе литературы для домашнего чтения. Родительским активом класса создана книга «Как приучить ребёнка к чтению» (советы для родителей). Каждой семье вручена специальная памятка «Научите ребёнка любить книгу». С участием родителей в классе создан уголок внеклассного чтения, в котором оформляются книжные выставки, дан рекомендательный список, советы читателю.

Сейчас я с уверенностью могу сказать, что результат трёхлетней работы не прошёл даром, мои ученики читают, читают с удовольствием. Подтверждением моих слов являются результаты микроисследования, проведённого членами научного общества «Юный эрудит». По результатам анкетирования книга занимает достойное место в перечне ежедневных досуговых занятий учащихся моего класса. В их духовной жизни не преобладают мультики и комиксы. Нравственные ориентиры, изложенные в художественной литературе, являются основой духовного роста моих учеников. Такая форма совместной работы библиотеки, школы, семьи оказалась эффективной и продуктивной, велась работа планомерно, организованно и целенаправленно в течение четырёх лет обучения детей в начальной школе и способствовала развитию личности ребёнка, обеспечивала поддержку духовной жизни ребёнка. В наш век полноценным читателем надо успеть стать в детстве, иначе жизнь может не оставить для этого времени.

Использованная литература :

  1. Лутова Т.Н. Литературное чтение в начальной школе. Привитие интереса к чтению у младших школьников, Н.Новгород, 2006
  2. Модылевская Г.И. Нестандартные формы уроков внеклассного чтения.//Модылевская Г.И. – Начальная школа. – 1997. – № 5
  3. Бугрименко Б.А., Цукерман Г.А. «Чтение без принуждения», М, 1993.

ИЗ ОПЫТА СОВМЕСТНОЙ РАБОТЫ С БИБЛИОТЕКОЙ

ИМ. Р. РОЖДЕСТВЕНСКОГО "В ДЕЛЕ ВОЗРОЖДЕНИЯ ТРАДИЦИЙ ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ"

Ройтблат Татьяна Федоровна

Не плоть, а дух растлился в наши дни,

И человек отчаянно тоскует…

Он к свету рвется из ночной тени

И, свет, обретши, ропщет и бунтует…

Ф. Тютчев

Духовно – нравственное воспитание складывается из многих моментов: это и воспитание патриотизма и гражданственности, привитие семейных ценностей, воспитание любви к своей малой Родине, своему краю, предотвращение вредных привычек, воспитание стремления к здоровому образу жизни. Духовность и нравственность являются важнейшими, базисными характеристиками личности.

Чтение - неотъемлемая часть нашей жизни. Перефразируя известное выражение можно сказать: «скажи мне, что ты читаешь, и я скажу – кто ты». Трудно переоценить роль библиотек и чтения в процессе духовно – нравственного воспитания подрастающего поколения. Духовность неотделима от нравственности, а нравственность, в свою очередь, напрямую связана с религией.

Начало XXI века ознаменовалось пристальным вниманием к проблеме чтения. Наступил век компьютеризации и интернета.

Сегодня, как никогда, очевиден социальный запрос российского общества на духовно – нравственную, деятельную личность – патриота и гражданина России. Думаем, ни у кого не вызовет сомнения, что основой формирования облика новой России, страны с развитым гражданским обществом, конкурентноспособной экономикой, должна стать высокая нравственность.

К сожалению, большинство наших воспитанников лишены элементарного образца воспитанности и нравственности даже в кругу своей семьи. У детей, поступающих к нам в центр, наблюдается дефицит непосредственного эмоционального общения ребенка с близкими взрослыми, особенно с матерью, оказывает отрицательное влияние на его психическое развитие. Под влиянием недостаточного или нарушенного общения дошкольники становятся пугливыми, безынициативными, нелюбознательными, что является характерной особенностью воспитанников центра.

Эти дети испытывают трудности в процессе восприятия, что, прежде всего, проявляется в том, что они не воспринимают с достаточной полнотой преподносимый им образовательный материал. Наблюдаются недостатки всех видов памяти, значительное отставание в развитии мыслительной деятельности, дети испытывают затруднения в анализе, синтезе, сравнении, сложности в ориентировке в пространстве и во времени.

Речь воспитанников качественно отличается от речи их сверстников, живущих в семьях: бедный словарный запас (особенно активный), плохо овладевают эмпирическими грамматическими обобщениями, поэтому в их речи встречается немало неправильных грамматических конструкций.

Хотим отметить, что Национальная программа поддержки и развития чтения нацелена на «повышение культурной компетентности граждан России за счет роста читательской активности.

В реализации данной программы призваны участвовать все социальные институты. В первую очередь – это семья, школа и библиотека. В нашем случае для ребят «Социально – реабилитационный центр «Гармония» исполняет роль «семьи». Именно эти «три кита» должны способствовать «повышению интеллектуального потенциала нации, стать важным инструментом сохранения и развития культуры России, поддержать и приумножить богатство родного языка и способствовать решению жизненно – важных проблем, достижению стратегических целей развития страны».

Делая анализ методов привлечения детей к чтению, учитывая негативные явления современности и попытки выхода из кризиса чтения, мы разработали проект совместной деятельности с библиотекой им. Р. Рождественского, девиз которого: «Библиотека – дом, открытый для каждого ребенка», направленный на создание гармоничных условий для духовно – нравственного воспитания детей в целях формирования подрастающей личности во всем многообразии духовных интересов и потребностей.

Целью проекта является организация свободного времени детей и привлечение их к чтению.

Задачи, поставленные в проекте:

    Создание условий, формирующих читательскую и информационную культуру детей и подростков.

    Разработка мероприятий и познавательных программ, направленных на приобщение детей к чтению и культуре.

Опыт работы взаимодействия с библиотекой в деле возрождения традиций по духовно – нравственному воспитанию среди детей и молодежи измеряется не одним годом. Формы работы самые разнообразные.

Формы работы с детьми:

    Занятия, дискуссии, беседы, круглые столы, проектная деятельность.

    Творческая художественная деятельность детей.

    Проведение совместных праздников.

    Тематические вечера эстетической направленности.

    Организация выставок.

    Театрализованные постановки духовно – нравственного содержания.

    Творческие вечера, встречи с интересными людьми.

Очень важно создать уют и комфорт в библиотеке, вызвать интерес детей к книге. С помощью различных форм работы и с учетом разных возрастных категорий были разработаны следующие направления:

    Духовно – образовательное:

    Показ фильмов о духовном возрождении нашей страны и г. Омска

    Организация праздников светского и церковного календарей с показом презентаций и художественных фильмов

    Проведение мероприятий, направленных на изучение русских традиций и обрядов

    Фольклорный праздник украинского культурного центра «Cipiйклiн», посвященный «Дню Святого Николая».

Данное направление позволяет расширить знания ребят об истории России, узнавать новое о традициях и культуре нашего народа.

2.Воспитательно – оздоровительное (мероприятия):

    «Детство, опаленное войной»

    «Честь имею»

    «Путешествие в страну добрых дел»

    «Царство Закон, царство Беззаконие»

    По профилактике вредных привычек «Три ступени, ведущие вниз» (наркомания, алкоголизм и табачная зависимость) с просмотром документальных роликов

Новые информационные технологии стали средством привлечения ребят в библиотеку. «Говорящие книги» позволят прослушивать лучшие детские произведения в исполнении известных артистов. С помощью интернета находим нужные произведения.

    Документальный фильм «Ленинград в борьбе»

    Просмотр художественного фильма «Жила – была девочка»

    «Жизнь животных зимой»

    «Счастливое детство в стране Муми - тролей»

    Культурно – познавательное (мероприятия):

    «Омск – любимый город»

    Мой город – капелька России»

    «По дорогам сказок»

    «Викторина по сказкам Пушкина»

    «Сказки народов мира»

    «Любимые герои сказок Андерсена»

    «У Лукоморья» праздник по произведениям А. С. Пушкина

    Праздник по творчеству поэта – земляка Т. Белозерова «Лесной плакунчик».

    Встреча с детскими писателями Светланой и Николаем Пономаревыми и их книгами.

Наряду с традиционными методами работы в библиотеке используем и нетрадиционные: знакомство детей с книгой через игру, театрализованные постановки произведение детских писателей.

    Встреча с детской писательницей Ольгой Колпаковой «Писатели – детям»

    Праздник «Профессия вечная библиотечная»

    «Веселая переменка» - праздник к дню знаний

    Просмотр х/ф «Первоклашка»

    «Популяризация творчества Роберта Рождественского «Мгновения, мгновения, мгновения…»

    мероприятие «Небесные первопроходцы» к Дню космонавтики.

Опыт сотрудничества с библиотечной системой говорит о том, что выставки, встречи с писателями, художниками, ветеранами Великой Отечественной войны, организаторами которых являются не только школы, но и библиотеки, позитивно влияют на приобщение детей к чтению. А чтение является одной из основ формирования личности гражданина.

Духовное воспитание юных граждан должно осуществляться на лучших образцах отечественной и мировой художественной культуры. Сформированное нравственное начало возвышает человека. Задача нашего учреждения – раскрыть способности каждого, воспитать порядочного человека, патриота и гражданина, способного жить в современном мире.

Надеемся, что в скором будущем наша страна снова станет самой читающей страной в мире.

Список литературы:

    «Национальная программа поддержки и развития чтения», разработанная Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям совместно с Российским Книжным Союзом. 21 ноября 2006г., Москва.-[электронный ресурс] - Режим доступа.-

http://www.library.ru/1/act/doc.php?o_sec=130&o_doc=1122 (дата обращения 06.10.2014г.)

    Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения: проблемы, опыт, перспективы. Материалы областной научно-практической конференции 19–20 декабря 2006 г. В 2-х ч. – Ч. 2. – Витебск: УО «ВОГ ИПК и ПРР и СО», 2009. – 67 с.

    Общество и книга: от Гуттенберга до Интернета. -М.: Традиция, 2001.- 280с.

Опыт взаимодействия детских и школьных библиотек России

Тенденции развития образовательной системы в полной мере отразились на работе библиотек, содержании их деятельности и структурных преобразованиях. В деятельности многих публичных библиотек начала преобладать образовательная функция, что способствует практическому сближению библиотек с образовательной сферой. Публичные библиотеки стали выполнять функцию обеспечения процессов образования на разных уровнях. Во-первых, потому, что информационная и образовательная деятельность является сущностным назначением любой библиотеки. Во-вторых, публичная библиотека
в большинстве случаев оказывается единственным учреждением, способным реализовать такое назначение. Это относится, прежде всего, к малым городам и селам.

Новые возможности участия общедоступных публичных библиотек в образовательной системе открывает формирующаяся правовая база, что способствует созданию в регионах разнообразной социокультурной и образовательной среды с участием библиотек как части этой среды. Дискуссии о путях развития и взаимодействия публичных и учебных библиотек начались в период перестройки. Как справедливо заметил Борхард: «Дискуссии о целях и задачах библиотек возникают тогда, когда библиотеки (страна) переживают финансовый кризис».

Готовясь к этому выступлению, я просмотрела профессиональную периодику за ряд лет и убедилась в изменении подходов к этой проблеме. Если лет 7–8 назад мы спорили о том, кто должен обеспечивать учебный процесс, обслуживать или нет классы-комплекты и вообще стоит ли специалистам публичных библиотек выходить в школы
(не является ли это подменой их функций), то сегодня профессиональное библиотечное сообщество пришло к осознанию того, что проблему информационно-документальной поддержки образования мы сможем решить, объединив наши усилия, создав единое информационное пространство территории.

Основная цель моего выступления – познакомить участников круглого стола с имеющимся в России опытом взаимодействия библиотек двух ведомств в информационно-документальной поддержке школьного образования. Поэтому речь, прежде всего, пойдет о взаимодействии со школьными библиотеками публичных библиотек, обслуживающих детей и юношество. Что должны в ситуации недофинансирования, недокомплектования делать публичные, что школьные библиотеки? Каковы пути координации и кооперации библиотек двух разных ведомств? Каждый регион, исходя из социокультурной ситуации, особенностей своего региона, ищет свой путь, строит свои модели взаимодействия. Рассмотрим наиболее интересный опыт взаимодействия библиотек двух ведомств в условиях области, города и села.

Инициатором и центром такого взаимодействия в Мурманске выступила Областная детско-юношеская библиотека, имеющая прекрасную материально-техническую базу.
По ее инициативе в Мурманске принят закон «О защите прав ребенка», в котором
в статье № 14 записано, что гарантами доступа детей к информации являются библиотеки. В региональном законе «Об образовании» имеется раздел об участии библиотек
в реализации этой программы как учебных, так и публичных. Для реализации образовательной функции и осуществления взаимодействия на базе ДЮБ Мурманска усовершенствована ее структура, организованы залы делового чтения, отдел информационно-документальной поддержки образования, который решает следующие задачи:

    объединение информационных ресурсов;

    создание новой системы комплексного обслуживания школ;

    формирование базы и банка данных на различных носителях информации, связанных с учебным процессом;

    проведение маркетинговых исследований по изучению информационных потребностей, читательского спроса (это запросы школ, гимназий, учителей, учащихся).

Отдел организует информационную, массовую и методическую работу, издает многочисленные пособия по ряду новых образовательных программ. Информационная поддержка образования осуществляется одновременно на уровне ДЮБ и районов. В областной ДЮБ имеется заместитель директора по координации с другими учреждениями. Отношения библиотеки с образовательными структурами строятся на взаимовыгодных договорных условиях.

Для координации работы при ДЮБ создан областной межведомственный информационно-методический совет, принято положение, на основании которого осуществляется его деятельность. В соответствии с Положением, специалисты ДЮБ ежегодно проводят курсы повышения квалификации для школьных библиотекарей. Больной вопрос с фондами частично решают следующим образом: издан совместный приказ управления народного образования и управления культуры о создании единого обменно-резервного фонда, что позволяет достаточно оперативно перераспределять литературу. Это один путь сотрудничества – договоры и межведомственный совет, как метод создания единого информационного пространства региона без реорганизации сети.

Другой путь был найден в Екатеринбурге. Там были разработаны и внедрены две крупномасштабные целевые комплексные программы реконструкции библиотек, максимально профинансированные администрацией города. В основе – проекты. Один из них «фокусирование среды делового чтения учащихся в Екатеринбурге» направлен на организацию информационной поддержки образования. Основная цель проекта – объединение, т. е. фокусирование в определенных точках материальных и интеллектуальных ресурсов, направленных на организацию информационной поддержки образования. Было создано в городе 6 залов информационной поддержки образования. Их соучредителями стали Департамент образования при правительстве области, Управление образования
и культуры администрации Екатеринбурга, Муниципальное объединение детских библиотек. Содержание деятельности залов ориентировано на 4 уровня обслуживания:

    индивидуальное обслуживание учащихся;

    индивидуальное обслуживание учителей;

    обслуживание классных коллективов при подготовке к определенному уроку;

    комплексное обслуживание конкретных школ в рамках договора.

Именно залы информационной поддержки образования стали основой новой модели организационной структуры МОБ, которая была организована в 1997 году путем слияния Муниципальной информационной библиотечной системы и Муниципального объединения детских библиотек в единое объединение библиотек.

При полном сохранении коллективов была видоизменена структура сети.

Сеть построена следующим образом:

    универсальные библиотеки, обслуживающие взрослое население;

    универсальные библиотеки, обслуживающие детское население;

    универсальные библиотеки для детей и взрослых;

    специализированные библиотеки (деловой информационный центр, центр социальной информации, гуманитарно-образовательный центр и т. д.).

Специализация в «Екатеринбургском варианте» никаким образом не сужает функции библиотек, а, наоборот, расширяет их. Специализированная библиотека, работая на универсальном фонде, по-прежнему оказывает всему населению микрорайона стандартный набор услуг, дополнительно по потребности определенной группы пользователей.

Новая модель расширила рамки проекта, рассчитанного на учащихся школ, позволив включить в среду деятельности все слои населения, использующие библиотеку как инструмент образования, то есть в контексте непрерывного образования.

Протоколы о намерениях и договора о совместной деятельности, подписанные соучредителями, четко определили долю участия сторон в ходе внедрения проекта. Коллектив МОБ взял на себя ответственность за разработку научных основ и организацию деятельности информационных библиотечных центров. В свою очередь, Департамент образования и Управление образования и культуры финансируют техническое обеспечение центров.

Это второй путь, предусматривающий реорганизацию сети публичных библиотек, создание специализированных библиотек, деятельность которых направлена на информационно-документальную поддержку образования при финансовом участии органов управления образованием.

Имеется опыт решения проблемы информационной поддержки образования в условиях небольшого города Озёрска (закрытая административная территория, как нам рассказала коллега из областной научной библиотеки г. Мурманска), здесь создана единая централизованная система детских и школьных библиотек. Подчеркиваю, общая система при сохранении как детских, так и школьных библиотек.

В Уставе ЦСДШБ основные функции определены следующим образом:

    Формирование, хранение и предоставление во временное пользование фонда документов, наиболее полно обеспечивающих образовательные, духовные и культурные потребности подрастающего поколения. 30 % фонда в ЦГДБ, 70 % – в филиалах, учебники – в школьных библиотеках, являющихся также филиалами ЦГДБ. Один экземпляр каждого учебника передается в ЦГДБ, которая ведет справочно-библиографический аппарат ЦСДШБ.

    Организация справочно-библиографического и информационного обслуживания осуществляется по месту жительства. В каждом районе есть или школьная, или детская библиотека, входящая в единую систему и имеющая равные возможности для удовлетворения информационных запросов. Комплексная автоматизация подразделений ЦСДШБ позволила создать пользователям эффективный и комфортный сервис. Все филиалы, в том числе школьные библиотеки, оперативно получают базы данных и электронные каталоги, создаваемые в ЦГДБ.

Обслуживание педагогов возложено на специализированный отдел педагогической информации, входящий в структуру ЦГДБ. Свои образовательные функции отдел выполняет в рамках городских образовательных программ, направленных на поддержку и стимулирование учебной и самообразовательной деятельности. Материально-техническую основу информационно-образовательной среды составляют 52 компьютера: 32 находятся в ЦГДБ, 20 в школьных библиотеках. Причем, 18 компьютеров из 31, находящихся
в ЦГДБ, доступны пользователям библиотеки.

Проблема организации библиотечного обслуживания сельского населения – одна
из ключевых в региональной библиотечной политике. Суть проблемы в том, что при существовании на селе и школьной, и публичной (иногда детской и взрослой) библиотек, информационные запросы населения в помощь образованию, самообразованию, досугу выполняются неудовлетворительно по ряду известных причин.

Местная муниципальная власть Брянской области увидела решение проблемы
в создании единой библиотеки в малом населенном пункте путем слияния школьной
и сельской. Целью такого объединения было рациональное расходование средств
на комплектование и содержание библиотек, улучшение их материально-технической базы и, соответственно, улучшение обслуживания информационных запросов населения. Объединение библиотек села шло по двум принципиально различным схемам:

Первая схема – объединение двух библиотек на базе школьной, круг обязанностей которой в первую очередь очерчен образовательным процессом.

Вторая схема – объединение на базе сельской. В этом случае и основной фонд,
и учебная литература передаются в сельскую. А ее функции, как известно, гораздо шире – удовлетворение интересов и запросов всего населения. Но в то же время одной из главных задач остается информационное обеспечение и содействие образовательному процессу. В результате было создано 38 объединенных библиотек, 5 % расположились на базе сельских, 68 % – на базе школьных библиотек, остальные в ДК и детских садах. Плюсы, несомненно, были. Во-первых, сельские библиотеки улучшили условия.
Во-вторых, реорганизация позволила открыть дополнительно 4 сельские детские библиотеки и выписать для каждой из них 36 из ранее недоступных журналов для детей
и подростков, для учителей школ дополнительно 6 названий научно-педагогических журналов. В-третьих, фонды объединенной библиотеки сложились из фондов сельской
и школьной библиотек, значительно расширился репертуар периодических изданий.
В-четвертых, в библиотеке один из библиотекарей имеет специальное образование
(в школьных библиотеках чаще всего библиотекарем работал педагог).

Но у реорганизации есть и минусы. График работы объединенной библиотеки, расположенной в школе, составлен с учетом учебного процесса. Специфика работы школы (каникулы, ремонт летом, карантины, работы в первую половину дня, закрыта по воскресеньям) делает ее неудобной для взрослого населения. Кроме того, взрослое население не восприняло библиотеку в школе как самостоятельный культурный, досуговый и информационный центр села и потребовало пересмотра решения администрации об объединении библиотек. Кроме того, выяснилось, что объединенная библиотека не получает на комплектование и подписку финансирования, равного сумме двух библиотек. Второй вариант объединения библиотек (т. е. на базе школьной) был пересмотрен. И остался единственный: библиотеки объединились на базе сельской, став филиалами единой муниципальной системы библиотек региона.

Проработав 3 года в условиях реорганизованных библиотек, были сделаны выводы:

    в населенных пунктах с населением свыше 400 человек объединение библиотек нецелесообразно. Для обеспечения прав сельского населения на свободный доступ к информации в них необходимо сохранить и муниципальную, и школьную библиотеки;

    в небольших населенных пунктах объединение возможно при условии создания пришкольной библиотеки с сохранением функций, статуса, расписания работы
    и штата общедоступной;

    в крупных деревнях и селах объединение возможно при создании образовательно-культурных центров, когда под одной крышей собираются школа, муниципальная библиотека, клубные и другие социальные учреждения.

Нет готовых рецептов решения проблемы, нет той модели взаимодействия, которую можно было бы безоговорочно принять за основу. В каждом конкретном случае необходимо находить приемлемое решение, соответствующее определенным условиям.

Но совершенно очевидно, что взаимодействие библиотек, обусловленное объективными факторами современного развития, требует объединения ресурсов на региональном и местном уровнях. Необходимость в межведомственной координации и кооперации становится очевидной.

Кратко: была делегатом первого съезда детских библиотекарей Северо-Западного региона в июле этого года. Одно из заседаний было посвящено взаимодействию детских библиотек со школьными. В основном, существуют партнерские отношения на основе договоров. Во многих выступлениях звучала тревога, что с введением Закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» эти связи могут быть разорваны (возможен конфликт на финансовой основе), было принято предложение: рекомендовать создание межведомственных библиотечных советов в территориях как на областном, так и на муниципальном уровне.

Некрасова Надежда Викторовна,

главный. библиотекарь отдела планирования
и развития ЦГБ им. Д. Я. Гусарова
г. Петрозаводска (Республика Карелия)

Координация деятельности библиотек г. Петрозаводска по вопросам
организации библиотечного обслуживания детей и подростков

МУ «ЦБС» г. Петрозаводска состоит из 15 библиотек: две центральные (взрослая
и детская) и 13 библиотек-филиалов, библиотеки обслуживают детское население города, 8 библиотек в системе смешанного типа. Библиотеки, обслуживающие детей и юношество есть практически во всех микрорайонах города (около 40 школ находится в зоне обслуживания), 70 % всех читателей МУ «ЦБС» – дети (около 40 000 читателей). В 4-х библиотеках МУ «ЦБС» работают информационные центры.

2 библиотеки нашей библиотечной системы работают в учебных заведениях: пункт выдачи ЦГБ в школе № 35 и детская библиотека-филиал № 20 в школе № 2.
3 библиотеки заключили договора со школами, 3 библиотеки работают по соглашениям, также библиотеки заключают договора и соглашения с организациями, работающими с детьми и юношеством: с республиканским детским морским центром, СПТУ № 4, лесотехникумом, клубом «Олимп», с АНО ЦТР «Ориентир». (7 договоров и сог-лашений). Такая форма сотрудничества организаций, занимающихся образованием, воспитанием и развитием детей представляется нам наиболее перспективной, так как позволяет разрабатывать совместный план мероприятий, определять ответственность сторон, организовывать и проводить акции, совместные мероприятия, максимально используя возможности друг друга как равноправного партнера. Координация деятельности библиотек жизненно необходима, она позволит эффективней решать проблемы библиотек, обслуживающих детей и юношество. Проблемы эти очень серьезны – недостаточное комплектование, в наших детских библиотеках практически нет книг известных современных детских писателей, таких как Минаев, Собакин, Кургузов, Герасимова. МУ «ЦБС» выписывает всего 48 наименований детских и юношеских журналов
и 10 газет. И вторая серьёзная проблема – низкая материально-техническая база наших библиотек. Таким образом, мы не в состоянии сегодня в полной мере выполнять миссию детских библиотек – создавать среду развития ребенка через чтение, книгу и нетрадиционные виды носителей информации, отвечающую его половозрастным, социокультурным и индивидуальным особенностям. Однако мы понимаем необходимость поддержки и развития детского чтения, т. к. «детская библиотека – идеальное место, где пересекаются, образуя мощное поле воздействия, три главные составляющие полноценной среды развития – информация, культура и общение», как справедливо отмечает Н. В. Бубекина, главный специалист РГДБ. Кроме того, очевидно, что сегодня в одиночку трудно развиваться, если бы мы координировали хотя бы подписку со школами микрорайона, то наши читатели от этого только бы выиграли.

Что касается координации деятельности детских и школьных библиотек, в «Концепции библиотечного обслуживания детей в России», принятой 25 ноября 2002 года сказано: «Основная задача современной детской библиотеки – грамотно организовывать помощь школьной библиотеке, а не просто подменять ее собой..., работать за страницами учебника, углубляя и расширяя интересы и знания учащихся».

Для решения этой задачи МУ «ЦБС» организует и проводит совместно с Центром развития образования семинары для работников школьных библиотек и библиотек библиотечной системы семинары. На семинарах библиотекари знакомятся не только
с традиционными формами и методами работы: обзоры периодики, новых книг, обмен опытом, но и предлагаются новые пути решения задач. Так, в 2004 году семинар был посвящен теме гражданского образования и патриотического воспитания детей
и подростков, очень важной и серьезной теме. На семинар мы пригласили начальника отдела по делам молодежи Администрации г. Петрозаводска Начинову С. И., общественные организации, занимающиеся гражданским образованием, для того, чтобы библиотеки знали об их возможностях и планах и, возможно, разрабатывали бы совместные проекты и программы. На этом семинаре также Отдел планирования и развития рассказал о конкурсе, который был организован в 2004 году, в год 60-летия освобождения Петрозаводска – «Подвиги отцов глазами юных», на котором наши юные читатели представили совершенно уникальные работы – Великая Отечественная война глазами их бабушек и дедушек, многие из которых в ту пору были того же возраста, как они сейчас. Было решено продолжить этот конкурс в 2005 году к 60-летию Победы и провести его вместе со школьными библиотеками.

В ЦГБ работает методический кабинет, который получает 11 профессиональных журналов, ведется картотека сценарных и методических материалов. Документы методического кабинета в работе используют около 130 библиотекарей разных систем и ведомств. Сотрудники отдела планирования и развития выступают на совещаниях школьных библиотекарей, где знакомят школьных библиотекарей с акциями, программами, конкурсами, которые организует МУ «ЦБС» для детей и подростков. Это – Неделя детской книги,
в 2004 году было организовано анкетирование детей по теме «Самая лучшая книга 2004 года», где дети определяли лучшие книги в 9-ти номинациях. Многие школьные библиотеки приняли участие в анкетировании, а потом и в шоу «Лучшая детская книга».

Вот уже 4 года в МУ «ЦБС» успешно работает программа «Летних чтений», связь
со школьными библиотеками и организациями, работающими с детьми, не прерывается и летом. Практически все детские библиотеки работают со школьными лагерями
и клубами. Библиотеки также разрабатывают и проводят традиционные библиотечные уроки, наиболее популярные темы – периодика для детей и подростков и знакомство
со справочно-библиографическим аппаратом библиотеки. Также ИБО разработана программа «Информационная культура учащихся», но, как подчеркнула в своем выступлении М. В. Бунакова, программа пока не работает в должной мере. Проведение
таких уроков для старшеклассников 6 и 29 школ носит разовый характер. Активно работает эта программа в библиотеке-филиале № 22, там более комфортные условия для пользователей.

Далее мне хотелось бы подчеркнуть, что несмотря на то, что программа разработана, она не сможет быть реализована в полном объеме, т. к, ни в одной детской библиотеке нет компьютеров, хотя в «Концепции библиотечного обслуживания детей» сказано:
«В связи с информатизацией культуры и образования в ближайшие годы необходимо решить задачи объединения, согласованности ресурсов детских библиотек, создания единого информационного пространства региона, формирования информационной культуры и потребности в непрерывном образовании».

Это очень важная задача, если мы ее не решим в скором будущем, мы просто потеряем юного читателя, т. к. в теперешнем состоянии фондов наши библиотеки не способны справляться с запросами читателей или удовлетворить их в полном объеме.

Захарова Елена Владимировна,

заместитель директора по работе с детьми

Муниципального учреждения культуры

«Медвежьегорская централизованная библиотечная система»

(г. Медвежьегорск, Республика Карелия)

Партнерская деятельность Управления образованием и библиотек
МУК «Медвежьегорская ЦБС» в области информационного
обеспечения образовательного процесса и воспитания
информационной культуры у детей и подростков

В настоящее время в Медвежьегорской ЦБС действуют две формы взаимодействия с образовательными учреждениями города и района.

Во-первых, с 2001 года библиотеки ЦБС работают по договору о партнерской деятельности с районным Управлением образования, предметом которого является информационное обеспечение образовательного процесса, воспитание информационной культуры учащихся.

По договору, в частности, ЦБС обязуется:

    осуществлять информационную поддержку педагогов школ и учреждений дополнительного образования, учащихся через средства массовой информации, списки литературы, информационные бюллетени;

    проводить Дни информации, выставки-просмотры, обзоры согласно годовому плану РУО;

    обеспечивать информационную поддержку выбора профессии учащимися старшего возраста;

    вести работу по программе «Библиотечно-библиографические знания – школьникам».

РУО, в свою очередь, обязуется:

    способствовать информатизации общеобразовательных учреждений города и района (в т. ч. школьных библиотек);

    предоставлять информацию о проведении городских и районных олимпиад школьников, конференций, темах исследовательских работ в целях опережающего поиска информации;

    предоставлять информацию об альтернативных, инновационных программах
    в общеобразовательных учреждениях;

    контролировать работу по программе «Библиотечно-библиографические знания – школьникам» в школах города и района.

Реализация договора осуществляется в соответствии с ежегодными совместными планами работы, представленными до 15 января очередного года. В течение года осуществляется обмен информацией по вопросам реализации договора ответственными сотрудниками центральных районных библиотек и РУО.

Другое направление деятельности – методическое партнерство с библиотеками школ. В течение года специалисты Центральной районной и детской библиотек принимают участие в работе методического объединения школьных библиотек района.

С 2001 года ЦРДБ возобновила практику проведения ежегодного семинара для библиотек района, работающих с детьми: школьных, детских, сельских. В числе прочих
на семинарах обсуждаются проблемы формирования и взаимоиспользования информационных ресурсов, воспитания информационной культуры детей.

В результате взаимодействия:

    Улучшился взаимообмен информацией между библиотеками и школами.

    Активизировалась работа по программе «Библиотечно-библиографические знания – школьникам» (умение детей искать информацию самостоятельно – повысилось).

    Лучше удовлетворяются потребности детей и педагогов за счет опережающего поиска информации с помощью электронных ресурсов, МБА, ВСО.

    В библиотеках ведется учет отказов на литературу. На основании отказов составляются списки докомплектования, направляемые в обменно-резервные фонды ЦБС и республиканских библиотек.

    Улучшилась консультативно-методическая помощь школьным библиотекам.

    Осуществляется координация подписки на периодику на местах (между школьными, сельскими, детскими библиотеками).