Одном и том языке. Андрей Чернышов: «С женой можем поспорить, но мы говорим об одном и том же, на одном языке

Мужчина мечтает об идеальной жене. Женщина мечтает об идеальном муже. Но они не понимают, что Господь сотворил их, чтобы они дополняли друг друга.

Если черная кошка постоянно переходит вам дорогу в одном и том же месте - она там ЖИВЕТ!

Дураков меньше, чем думают: люди просто не понимают друг друга.

Два штампа в паспортах - это ещё не семья. Семья - это когда люди любят, ценят, понимают, целуют, обнимают, воспитывают детей, уважают и оберегают друг друга.

Большинство конфликтов между людьми происходит по одной простой причине. Мы много фантазируем о том, что хорошо понимаем друг друга, и мало говорим, для того, чтобы действительно друг друга понимать…

Любить означает не смотреть друг на друга, а вместе смотреть на мир в одном направлении.

Любить- это значит смотреть не друг на друга, а смотреть вместе в одном направлении.

Так бывает, что люди друг друга не держат, и не отпускают...

Политика и зрелище все более похожи друг на друга. Политики и актеры пользуются теми же приемами. У них одна и та же цель: добиться известности, завоевать публику.

Индивидуальные особенности речи легко запоминаются: человека можно, как мы уже говорили, узнавать по ним, можно пытаться копировать, передразнивать и так далее. Это особенности, которые бывают очень важны для психологов, для актеров или для писателей: для всех тех, чья профессия связана с человеческой личностью.

Но лингвисты интересуются не столько отдельными личностями и их причудами (хотя, конечно, и это может иметь значение), сколько тем, что можно было бы считать закономерностью . То есть особенностями речи не столько отдельных людей, сколько групп людей. Речь разных групп лингвисты изучают много и охотно и даже придумали для нее специальное название. Если это язык замкнутой группы людей, объединенных общими внешними признаками (например, профессией), то обычно его называют жаргоном .

9. Речь разных групп людей. жаргоны

Раньше нам приходилось много рассуждать о том, как различия языков мешают людям общаться и как люди стремятся преодолевать эти различия. Это - одно из основных желаний человека: чтобы его понимали.

Однако бывает у человека, оказывается, и другое желание, полностью противоположное: чтобы его не понимали. Кто не должен понимать? Конечно же, «чужие», «враги». А как быть, если «чужие» говорят на том же самом языке? Выход один - надо изобрести особый язык, понятный только «своим». На этом языке можно будет разговаривать о самом важном, о самом тайном - о «своем», о том, что «чужим» не положено знать.

Из этого желания и рождаются особые языки отдельных групп - жаргоны. Языки, которые не положено знать всем тем, кому не положено. Обычно жаргон не отличается от «большого» языка по грамматике, зато отдельные слова в нем совсем не похожи на слова «большого» языка. Они могут заимствоваться из других языков (из одного или сразу из нескольких), могут браться из «большого» языка, но в измененном значении, могут (реже) - специально переделываться из слов большого языка. В жаргоне может быть немного собственных слов (только для самых важных понятий, о которых и идет обычно речь между «своими»), но может быть и так, что почти все слова в нем отличаются от слов «обычного» языка. Тогда это уже скорее не жаргон, а особенный тайный язык. Такие тайные языки были широко распространены в Средние века, когда разные группы людей вообще, как вы помните, сильнее отличались друг от друга.

Самые известные жаргоны - воровские, преступные: эта группа людей всегда была больше других заинтересована в том, чтобы не быть понятой «чужими». Есть такие жаргоны и сейчас. Раньше, кроме того, у разных преступников были разные жаргоны: например, особым был жаргон карточных шулеров (выражение втирать очки пришло в русский язык именно оттуда: если незаметно втереть очки , например, в шестерку - ее можно превратить в восьмерку или десятку). В современном русском языке, особенно в нашу эпоху, прижилось немало слов и выражений из языка преступного мира; теперь они стали понятны практически всем говорящим по-русски. Это катить бочку («несправедливо обвинять»), стоять на стреме («на страже»), стучать (в значении «доносить»), раскалываться (в значении «признаваться»), тусовка («сборище „своих“; компания») и многие, многие другие.

Другая известная группа жаргонов - профессиональные. Они касаются прежде всего той области, с которой имеют дело люди одной профессии (бывает жаргон моряков, солдат, торговцев и так далее); за пределами своей профессии моряки или торговцы обычно говорят (даже друг с другом) так же, как все остальные люди. В старину на Руси был известен жаргон (или даже тайный язык - это как раз тот случай) бродячих торговцев, коробейников (их называли офенями ); это один из самых богатых и самых загадочных жаргонов (между прочим, одним из слов «офенского языка» было хорошо знакомое теперь многим клёвый «отличный, замечательный»).

В нашу эпоху среди других профессиональных жаргонов (помимо богатого армейского жаргона) выделяется, пожалуй, жаргон музыкантов.

Впрочем, профессия (или, точнее, род занятий) - не единственное, что может объединять людей, говорящих на жаргоне. Важным признаком бывает возраст говорящих: во всем мире известны молодежные жаргоны (или, например, школьные; впрочем, школьник - это не только возраст, но и занятие). Молодежные жаргоны - не последний источник языковых изменений: ведь, вырастая, говорящие на этих жаргонах не всегда забывают их, и каким-то «молодежным» словам вполне может повезти - они останутся в «большом» языке. Кто знает, вдруг популярные сейчас молодежные жаргонные тормозить (в значении «плохо соображать; замедленно действовать») и тормоз (соответственно «тот, кто склонен тормозить») когда-нибудь войдут в «настоящий» русский язык, и никто не будет удивляться такому, например, объявлению в газете:

Даю уроки латинского,

и греческого языка.

Уникальная современная методика.

Особая программа для занятий с тормозами.

Ведь такой была судьба очень многих слов. Даже привычное из привычных русское слово глаз когда-то было таким же жаргонным, как нынешнее слово тормоз . «Нормальным» словом было око (оно и сейчас широко употребляется практически во всех славянских языках - например, в украинском, польском, болгарском), а глаз вплоть до XVI века был известен только в значении «шарик, камушек». Позднее это слово почти полностью вытеснило слово око из русского языка. Первоначально же называть «очи» «глазами» было примерно то же самое, что называть «глаза» «шарами» (как это, кстати, принято в ряде русских жаргонов и до сих пор).

Так бывает не только в русском языке. Во многих романских языках слово со значением «голова» восходит к латинскому слову testa (например, французское tete [тэт] и др.). Однако в латинском языке голова называлась словом caput , а слово testa появилось в латыни позднее и означало нечто вроде «черепок; твердая скорлупа» (так и в современных русских жаргонах голова называется то котелок , то черепок или просто череп ).

Так что никто не может знать заранее судьбу того или иного жаргонного слова. Слово может забыться и потеряться уже через десять-двадцать лет, а может остаться в языке надолго. Слово может долгое время прозябать где-то на обочине языка, а потом вдруг «ожить» и снова стать употребительным (как это произошло, например, со словом клёвый ).

10. Мужская и женская речь

По-разному на одном и том же языке говорят не только жители разных местностей, не только представители разных профессий, не только люди разного возраста. Оказывается, по разному говорят еще мужчины и женщины. Впрочем, в европейских языках это различие обычно не столь заметно, хотя лингвистам в последнее время и здесь удалось обнаружить мелкие, но любопытные отличия. Они проявляются главным образом в выборе отдельных слов. Например, женщины, говоря по-русски, чаще употребляют уменьшительные суффиксы (хорошенький, миленький, славненькая сумочка ); слова отличный или здоровенный скорее встретятся в речи мужчины, а какое-нибудь прелестный или безумно очаровательный мы почти наверняка услышим только от женщины. Есть и другие отличия. Конечно, не следует забывать, что в реальной жизни бывают разные мужчины и разные женщины, со своими особыми привычками (в том числе и речевыми привычками - мы не зря начали наш рассказ с индивидуальных отличий говорящих); у нас же речь идет прежде всего о типичных мужчинах и типичных женщинах.

Бывают, однако, языки, в которых речь мужчин и женщин различается гораздо сильнее - вплоть до того, что выделяют особые женские и мужские языки внутри одного и того же языка. Это различие может проявляться в выборе отдельных слов: например, мужчины называют дом одним словом, а женщины - другим; но оно может проявляться даже в грамматике: женщины употребляют особые формы существительных или глаголов, которые не встречаются в языке мужчин.

Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа!

Каждый человек независимо от его положения, возраста, мировоззрения в жизни своей устремляется к лучшему. Каждый человек по-своему это лучшее понимает. И каждый чтобы лучшего достичь, нуждается в силе. Сила – это есть способность человека решать задачи, который или он, или другие, или общество ему ставят. Без силы невозможно решить ни одной задачи. Вот почему обретение силы, в том или ином виде, будь то сила разума, образования, будь то сила денег, или сила, которая опирается на связи, на знакомства, либо физическая сила. И это является целью, ради достижения которой человек тратит большую часть своей жизни. А есть и те, кто хотел бы иметь все сразу: и власть, и деньги и поддержку людей, еще и силу здоровья. И практически сила и благополучие становятся синонимами.

В Слове Божием очень часто мы находим такие парадоксальные слова, которые не могут не возбудить мысль, если мы внимательно слушаем или читаем Божие Слово. Эти слова иногда действительно настолько расходятся с опытом нашей жизни, что некоторые люди не могут их принять и отвергают сразу же. Другие пытаются понять и не понимают их смысла. Но как бы не казались нам парадоксальными слова Бога, которые он обратил к людям, – это слова Бога.

И в Слове Божием мы встречаем нечеловеческую мудрость. Надмирную мудрость, не постижимую нашим разумом. Вот почему слово Божие для верующего человека, есть непререкаемый и абсолютный авторитет. В зависимости от того, насколько он способен понимать или воплощать Слово Божие.

К таким парадоксальным словам, которые ввергают многих людей в недоумение, относятся слова, которые мы только что слышали. Это несколько отрывков, несколько стихов из Послания святого апостола Павла к Коринфянам. Я напомню вам эти слова. «И Бог избрал немудрое, чтобы посрамить мудрых. И Бог избрал уничиженное в мире, чтобы посрамить сильных. И Бог избрал незнатных мира, ничего не значащих, уничиженных, чтобы разрушить значимое».

Наверное, так трудно было понять это коринфским христианам. Они жили в процветающем городе. У них было все: богатый порт, большие доходы, науки, искусства. Римский путь предлагал человеку подражать богам Олимпа . Становиться такими же сильными и могущественными, такими же счастливыми в человеческом смысле. И вдруг слова апостола, которые все переворачивают в сознании. И ведь откликнулись на эти слова коринфские христиане. Они поняли, что значит «немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить мудрых».

И затем вся история Церкви, и первоначальные столетия с жестокими гонениями от римских императоров, и последующие благополучные, но всегда исполненные внутреннего напряжения и борьбы годы. И наконец, страшные гонения 20 в. И снова как бы благополучное время. Если внимательно посмотреть на всю историю Церкви, становится очевидной величайшая правда тех слов, которые мы только что слышали. Никогда могуществом и силой не утверждалось Слово Божие. Более того, когда прибегали христиане к человеческой силе и могуществу, то сама христианская община перерождалась.

Церковь на протяжении двух тысяч лет проходила через различные и никогда не бывшие условия земного бытия не потому, что она обладает силой, богатством и знатностью. А именно потому, что Бог духом своим живет и действует в Церкви. И вот этот пример Церкви часто уничиженной и распятой, оттесненной на периферию общественной жизни, потому что не видят в ней никакой силы, примера общины, которая живет, не смотря ни на какие условия и внешние обстоятельства. Ярчайшим примером правдивости тех слов, которые апостол Павел обратил к древним коринфянам. Но может быть этот пример не имеет никакого значения в нашей повседневной жизни, там за пределами храма другая логика бытия. Может быть, там непременно нужно всегда опираться на силу? Господь не сказал, что слова о силе человеческой немощи, которую Бог избирает, относятся только к внутренней жизни Церкви. Это наказ всем.

Из этого наказа не должно быть сделано ложных неправильных выводов: не надо учиться, не надо получать образование, не надо работать над собой, мол Бог использует мою немощь, и я стану сильным. Ничего не получится. Есть одно условие, когда немощная человеческая суть восполняется божественной силой. Этим условием в первую очередь является доверие человека к Богу. Принятие на себя обязательства жить в соответствии с Божьим Законом. В этом Законе обо всем сказано. О необходимости труда и терпения, и возрастания, о необходимости строить правильные отношения с другими людьми. Без этого не может быть здоровой общественной социальной жизни, здоровой и крепкой семьи. Принятие Божьего закона – есть непременное условие того, чтобы, несмотря на нашу немощь, а сколько этой немощи у современного человека, - не счесть, сила Божия в этой немощи являлась. Грешники становились бы праведниками, и разрушенное сверкала восстановленной или вновь созданной красотой. И природа бы ликовала не потому, что человек бережно бы к ней относился и жил в гармонии с ней. Все возможно, самые смелые человеческие планы, самые дерзновенные мечты могут реализовываться тогда, когда человек открывает свою немощь навстречу Богу. И вместе с ним, наполняемый его божественной силой, не сопоставимой ни с какой человеческой силой, созидает самого себя и окружающий его мир.

Но что происходит когда люди опираются только на самих себя? Они могут достигать успехов. Но почти никогда эти успехи не приносят счастья. Они могут приносить видимое благополучие. Но сопровождаются непременно борьбой, конфликтами, опасностью, подозрениями. Внутренним беспокойством, постоянными уничтожающими человека стрессами. Наше относительно богатое общество, чем более становится по человечески могущественнее – тем больше стрессов. Врачи не знают, что делать с молодежью и людьми среднего возраста, когда сами люди заглушают эти стрессы алкоголем и наркотиками, безудержным развратом. Даже появилась в медицине такое понятие: взрывчатая релаксация. Взрыв страстей успокоит стресс. Но ведь так же стресс не успокоишь. Можно получить облегчение на какое-то мгновение, чтобы потом почувствовать себя еще более несчастным.

Все о чем мы сейчас говорим, это не только достояние нашего времени и не только достояние нашей страны. На заре человеческой цивилизации началась эта болезнь, ни вчера и не сегодня, но в глубокой древности. Мы помним библейское повествование о вавилонской башне. Хотели люди построить нечто выдающееся, уникальное. Доказать самим себе, что они в центре мира, что не нужно никакой Божьей силы, но своя сила достаточна для утверждения могущества.

И были посрамлены Богом. Не смогли достроить башню, потому что как говорит Господь в Слове своем, смешаны были языки.

Некоторые думают, что строители башни вдруг заговорили на иностранных языках. Скорее всего это не так. Просто люди утратили способность понимать друг друга, говоря на одном и том же языке.

А разве сегодня не происходит то же самое. Когда люди теряют способность понимать друг друга, объединяться, теряя такое необходимое для общей цели качество как солидарность. Без которой действительно не может устраиваться согласно человеческое общество.

Апостол Павел сегодня нам современным людям, живущим в этом динамично развивающемся и одновременно мятущемся мире, открывает великую Божью правду. Что Бог избрал немощное мира сего, чтобы посрамить разумных. И нам только остается принять это слово, сознавая свою человеческую слабость и разрушая гордыню в самом себе, открыть сердце и ум навстречу Богу, Подкрепляя себя молитвой, благодатью Божией, смирением. Божественной силой, которую несомненно Бог в ответ на все это, нам даст, устроять мир в самом себе и преображать жизнь окружающего нас мира. Аминь.