Он пел шутил не тужил. Выговариваем звук «Л»: логопедические упражнения для детей

" во фразовой речи.

Три бельчонка маму-белку

Ждали около дупла.

Им на завтрак мама-белка

Девять шишек принесла.

Разделила на троих.

Сколько каждому из них?

Кукла Мила.

Купила мама Луше куклу. Кукла Луше понравилась. Голубые глаза, светлые волосы, белое платье. Белые башмаки. Луша назвала куклу Милой. Очень уж кукла мила. Целые дни Луша была с Милой. Одевала её, обувала. Мыла ей голову и чесала волосы. Укладывала куклу спать и баюкала. Луша берегла куклу. Как-то Луша уложила куклу спать. Мама позвала Лушу обедать, а куклу унесла собака и испортила её. Поплакала Луша, но куклу не оставила. Тогда мама купила такую же куклу. Тайком обменяла, и Луша не догадалась.

Наш кот.

Наш кот любит поспать. Вот он вошёл и пошёл под лавку. Растянулся, укрылся лапой и уснул. Поспал всласть. Встал кот, зевнул, потянулся, а потом стал умываться.

За ягодами.

Михаил взял кузовок и пошёл за ягодами. Долго Михаил был в бору. Набрал ягод и устал. Сел Михаил под ёлку. Где-то дятел долбил кору. Он искал жуков. Потом Михаил увидел на ёлке белку. Встал, взял кузовок и пошёл. По дороге увидел на ёлке белку. Взял шишку и кинул в белку. Белка убежала.

Солдатик.

Солдатик оловянный жил.

Он пел, шутил и не тужил.

Он воевал, не уставал.

И падал сам, и сам вставал.

И помнил он всегда в бою

свою солдатскую семью,

Где был за всех и за него

Стояли все до одного.

Сел и съел.

Пришёл Миша из школы. Ходил, ходил – всё хотел, чтобы кто-нибудь обратил внимание. Но все заняты. Подошёл Миша к сестре и сказал: - Сел и съел! - А-а, ты, видно, конфету у меня взял?! - Нет, - обиделся Миша и отошёл.

Вошёл он к отцу и тоже сказал: - Сел и съел! Отец недавно поел, а сейчас отдыхал. Он подумал, что Михаил про него сказал, и ответил: - Так, сынок, так. - И ты ничего не понял, - вздохнул Миша.

Пошёл Михаил на кухню и сказал своей маме: - Сел и съел А мать поняла по-своему: -У кого же ты пообедал? - Ни у кого я не обедал. – ответил Миша. - Я о другом. Сел и съел… - Не пойму никак… -

А чего же тут не понять? – вмешался дедушка. - Всё ясно: «сел» без твёрдого знака, а «съел» с твёрдым. Обрадовался Миша, что дедушка его понял.

Белка и волк.

Белка прыгала с ветки на ветку и упала на сонного волка. Волк вскочил и хотел её съесть. Белка стала просить: - Пусти меня. Волк сказал: - Я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы на ёлках всё прыгаете. Белка сказала: - Пусти меня на ёлку, я оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя. Волк пустил, а белка ушла на ёлку и оттуда сказала: - Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебя злость жжёт. А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем.

Чего недоставало белке.

Поймал охотник белку и посадил в клетку. Целый год жила она в неволе и уже не надеялась вернуться в родной лес. Но случилось, что охотник однажды забыл клетку. Скакнула белка на диван, с дивана на подоконник, с подоконника в сад, а там с ветки на ветку и оказалась в лесу. Бельчатки её спросили, как ей жилось у охотника. - Хозяин меня любил, холил. А спала я в клетке на атласной подушечке. - Зачем же ты тогда убежала? Но тут налетел ветер, зашумела листва, и никто не услышал, что сказала белочка.

А как по-вашему: что она сказала?

Захотел Володя половить рыбы. Он знал места, где ловится плотва. Володя взял лодку т поплыл. Было солнечно и тепло. Плыл Володя недолго. Остановился около омута. Достал удочку и стал ловить. Рыба попадалась всякая: и мелкая, и крупная. Наловив много плотвы, Володя смотал удочку. Толкнул лодку и поплыл домой.

Звуки [Л], [Л"]

Так же, как и другие звуки, звук л может отсутствовать в речи ребенка (вместо слов «лук», «пила» ребенок произносит «ук», «пиа») или заменяться другими звуками («йук», «пиуа»). Довольно часто дети подменяют звук л мягким вариантом - ль , тогда мы слышим такие варианты: «люк», «пиля». Объясняется это тем, что положение речевых органов при произношении звука л сложнее, чем при произношении звука ль .

Звук л - согласный, звонкий, твердый.

Звук ль - согласный, звонкий, мягкий.

Во время правильного произнесения звука л органы речи принимают следующее положение:

‑‑ губы раскрыты, занимают нейтральное положение или принимают положение последующего гласного звука;

‑‑ зубы незначительно разомкнуты;

‑‑ язык - узкий кончик языка поднимается и упирается в верхние резцы или их десны, средняя часть языка опущена, боковые края тоже опущены;

‑‑ между боковыми краями языка и коренными зубами остается щель, через которую выходит воздушная струя.

Мягкий звук ль отличается от твердого л следующим:

‑‑ губы растянуты в стороны, как при улыбке;

‑‑ язык - кончик языка поднят несколько выше и упирается в альвеолы ("бугорки") за передними верхними зубами, средняя и задняя части языка подняты и продвинуты вперед, что и дает смягчение.

Отсутствие в речи звуков Л, Ль и коррекционная работа.

Артикуляция твердого звука л сложнее артикуляции ль , поэтому нарушение его произношения встречается чаще. Предрасполагающими факторами, ведущими к неправильному произношению звука л , могут быть следующие:

‑‑ укороченная подъязычная связка, ограничивающая движения кончика языка вверх;

‑‑ фонематического слуха.

Речь ребенка, пропускающего звук л , будет звучать так: «Мышка весео жиа, на поу в угу спаа...» («Мышка весело жила, на полу в углу спала...»)

Подготовительный этап.

Для правильного произношения звука л надо выработать:

‑‑ подъем кончика языка вверх;

‑‑ подъем задней части спинки языка вверх, которого можно добиться, отрабатывая звуки o , у , ы ;

‑‑ умение опускать боковые края языка и выдыхать воздушную струю в щель между боковыми краями языка и коренными зубами.

Взрослый говорит: «У охотника большие резиновые сапоги, он идет по болоту. Под ногами у него хлюпает вот так». Зажав широкий кончик языка передними зубами, выдыхает воздух через щеки, во время выдоха равномерно указательными пальцами обеих рук слегка ударяет себя по щекам, в результате чего слышится хлюпающий звук.

Постановка звука.

Показывая ребенку, как прикусывать широкий кончик языка, ему объясняют: «Сделай свой язык похожим на блинчик. Покажи, как ты прикусишь его зубами. Делай это легко, чтобы не было больно, и смотри, как язык будет неподвижно лежать внизу на зубах, как блинчик на тарелке. Теперь открой рот, а язык пусть лежит по-прежнему. Сделай так несколько раз подряд». (Ребенок упражняется перед зеркалом) Скоро ребенок научится слегка закусывать широкий язык передними резцами, затем, открывая рот, оставлять язык в прежнем положении.

Когда ребенок освоит это упражнение, приступите к постановке звука л при межзубном положении. Предложите ребенку произносить звук a в тот момент, когда он отпускает язык после прикусывания. Пусть он повторит это упражнение перед зеркалом 5 - 6 раз, крепче зажимая язык зубами и все чаще чередуя это движение с произнесением звука a . Постепенно темп выполнения упражнения убыстряется, и, вы услышите сначала слоги ал, ал, ал , затем - ла, ла, ла . При этом обратите внимание ребенка на положение языка: «Следи за своим языком, прикажи ему, чтобы он не убегал от тебя в рот, держи его зубами». В медленном темпе он сможет, не прерывая протяжного произношения звука a , попеременно прикусывать и отпускать язык. Таким образом, у него получатся слоги ла, ла, ла . Далее следует перевести язык в зазубное, нормальное для этого звука, положение. Ребенку предлагают поднять язык за верхние резцы и, крепко прижимая его к альвеолам, произносить слоги лы, лы, лы . В сочетании со звуком ы звук л приобретает большую четкость.

Автоматизация

Автоматизация звука л начинается с закрепления его в слогах. При этом используются различные игровые приемы, например: подражая игре на балалайке, или напевая песенки на простые знакомые мелодии, или воспроизводя звучание колокольчика и т. п. ребенок многократно произносит то слоги ла, ла, ла , то лы, лы, лы , то ло, ло, ло , то лу, лу, лу . Далее переходят к словам, к фразам, к текстам и, наконец, к свободной речи.

Звук Ль.

После автоматизации л твердого мягкий звук легко ставится по подражанию. Показывая артикуляцию перед зеркалом, взрослый произносит слоги ли, ли, ли и обращает внимание ребенка на то, что губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны, а кончик языка стучит в бугорки за верхними зубами. Добившись правильного произношения слога ли , последовательно переходят к сочетаниям л с е, я, ё, ю .

Комплекс упражнений для выработки правильного произношения звука Л.

Наказать непослушный язычок.

Цель. Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.

Описание. Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя… Удерживать широкий язык в спокойном положении, при открытом рте под счёт от одного до пяти-десяти.

Внимание! 1.Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы.

2.Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта.

3.Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребёнок не задерживал при этом выдыхаемый воздух. Проконтролировать выполнение можно так: поднести ватку ко рту ребёнка, если тот делает упражнение правильно, она будет отклоняться. Одновременно это упражнение способствует выработке направленной воздушной струи.

Вкусное варенье.

Цель. Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки.

Описание. Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.

Внимание! 1.Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не "подсаживала" язык наверх - она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем).

2.Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта.

3.Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению "Наказать непослушный язык". Как только язык станет распластанным, нужно поднять его наверх и завернуть на верхнюю губу.

Пароход гудит.

Цель. Вырабатывать подъем спинки языка вверх.

Описание. Приоткрыть рот и длительно произносить звук ы (как гудит пароход).

Внимание! Следить, чтобы кончик языка был опущен и находился в глубине рта, а спинка была поднята к небу.

Индюк.

Цель. Вырабатывать подъем языка вверх, подвижность его передней части.

Описание. Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы - как бы поглаживать ее. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится бл-бл (как индюк болбочет).

Внимание! 1.Следить, чтобы язык был широким и не сужался.

2.Чтобы движения языком были вперед-назад, а не из стороны в сторону.

3.Язык должен "облизывать" верхнюю губу, а не выбрасываться вперед.

Качели.

Цель. Вырабатывать умение быстро менять положение языка, необходимое при соединении звука л с гласными а, ы, о, у .

Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от одного до пяти. Так поочередно менять положение языка 4-6 раз.

Внимание! Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.

Лошадка.

Цель. Укреплять мышцы языка и вырабатывать подъем языка вверх.

Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).

Внимание! 1.Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом быстрее.

2.Нижняя челюсть не должна двигаться; работает только язык.

3.Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, т.е. чтобы ребенок щелкал языком, а не чмокал.

Лошадка едет тихо.

Цель. Вырабатывать движение языка вверх и помочь ребенку определить место языка при произнесении звука л.

Описание. Ребенок должен производить те же движения языком, что и в предыдущем упражнении, только беззвучно.

Внимание! 1.Следить, чтобы нижняя челюсть и губы были неподвижны: упражнение выполняет только язык.

2.Кончик языка не должен загибаться внутрь.

3.Кончик языка упирается в небо за верхними зубами, а не высовывается изо рта.

Дует ветерок.

Цель. Вырабатывать воздушную струю, выходящую по краям языка.

Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, прикусить кончик языка передними зубами и подуть. Наличие и направление воздушной струи проконтролировать ваткой.

Внимание! Следить, чтобы воздух выходил не посередине, а из углов рта.

Искажения звука Л и коррекционная работа.

Межзубное произношение звука Л.

При этом слышится правильный звук, только артикуляция его немного изменена: кончик языка, вместо того чтобы подниматься за верхние резцы, выходит наружу между зубами. Межзубным произношением л пользуются как переходным этапом при постановке звука л . Поэтому исправление данного варианта искажения звука осуществляется так же, как при отсутствии звука л . Однако надо учитывать, что для автоматизации л потребуется больше времени тем детям, которые произносят межзубно не только этот звук, но и другие (т, д, н, с, з, ц ).

Носовое произношение звука Л.

Носовое произношение звука л резко отличается от правильного и по артикуляции, и на слух. Язык прикасается задней частью к мягкому небу, а не кончиком к верхним резцам, как это происходит при правильном произношении звука л . Кроме того, воздушная струя частично или полностью проходит через нос, как при звуке н . Слышатся два нечетких звука: нг . Речь ребенка будет звучать так: «Мышка весенго жинга, на пуху в угнгу спанга" .

При исправлении носового произношения прежде всего необходимо выработать правильное направление воздушной струи: она должна идти через рот. Постановка и автоматизация звука при носовом произношении проводятся так же, как и при его отсутствии.

Замена звуков Л, Ль другими звуками и коррекционная работа.

Исправление замен л другими звуками на подготовительном этапе осуществляют сразу по нескольким направлениям: учат различать на слух звук л и его заменитель, осознавать разницу в их артикуляции, четко выполнять движения языком, необходимые для правильного произношения звука л . Но в отдельных случаях упражнения для языка и губ имеют свои особенности.

Замена звука Л звуком Й.

При этом нарушении кончик языка остается внизу, вместо того чтобы подниматься за верхние резцы, а средняя часть спинки выгибается вверх дугой, вместо того чтобы опускаться. «Мышка весеё жия, на пуху в угью спая.»

При замене л на й ребенка учат удерживать кончик языка за зубами, крепко прижимая его к верхним резцам, опускать среднюю часть спинки языка, а заднюю поднимать. Чтобы язык принял такое положение, ребенка просят просунуть кончик языка между передними зубами и сказать протяжно ы или при открытом рте положить на среднюю часть языка круглую пластмассовую трубочку, а кончик языка поднять за верхние резцы.

Замена звука Л звуком У.

При этом нарушении активное участие в образовании звука принимают губы, а не язык. Взрослые часто затрудняются сказать, как ребенок произносит звук л , потому что, вытягивая губы вперед, как при звуке у , он быстро переходит к следующему звуку в слове и слушающий не успевает заметить, как произносится звук. Но если предложить ребенку протянуть звук л , будет легче заметить движения его губ. «Мышка весеуо жиуа, на пуху в угуу спауа.»

При замене л на у , нужно прежде всего довести до сознания ребенка, что губы не должны двигаться. Для этого ему предлагают посмотреть в зеркало на свои губы при неоднократном произнесении слога ла . Затем взрослый сам произносит этот слог и обращает внимание ребенка на то, что губы не вытягиваются вперед, язык все время виден - он опускается сверху вниз. Ребенку говорят: «Твои губы непослушные. Ты хочешь, чтобы они не вытягивались вперед, а они делают по-своему. Давай научим их слушаться. Прикажем губам: вытягивайтесь трубочкой вперед! (Ребенок легко выполняет знакомое ему движение.) А теперь растяни губы. Как будто ты улыбаешься (это тоже не затрудняет ребенка). Вот видишь, губы стали послушными, потому что ты сказал им, что они должны делать». Упражнение повторяют несколько раз, пока ребенок не научится легко переключаться с одного движения на другое в быстром темпе. «А теперь поработаем языком. Посмотри, что будет делать мой язык». (Взрослый поднимает язык за верхние зубы, крепко прижимает его кончик, потом опускает. Губы все время находятся в положении улыбки). Сделай и ты так». Ребенок несколько раз повторяет упражнение, а взрослый следит, чтобы он не загибал кончик языка внутрь.

Замена звука Л звуком Ы.

Задняя часть спинки языка поднята, а кончик опущен. Дети не замечают, что заменяют звук, а взрослые нередко считают, что звук л пропускается. «Мышка весеыо жиыа, на пуху в угыу спаыа.» В этом случае с ребенком проводится работа как при отсутствии звука л .

Замена звука Л звуком В.

Язык не принимает участия, к верхним резцам двигается нижняя губа. Дети и взрослые часто считают, что это не недостаток речи, а лишь нечеткость произношения звука л . «Мышка весево жива, на пуху в угву спава.»

При замене л на в необходимо затормозить движения нижней губы. Для этого ребенка учат сначала опускать ее, обнажая зубы, и удерживать в таком положении под счет от 3 до 5, потом поднимать к верхним зубам. Эти движения повторяют несколько раз. Если у ребенка не получается, используют механическую помощь: опускают и поднимают нижнюю губу указательным пальцем, поставленным под нее.

Замена звука Л звуком Г.

Кончик языка не поднимается к верхним резцам, а опускается и оттягивается от нижних резцов, задняя часть спинки языка поднимается и упирается в мягкое небо, вместо того чтобы только приподниматься. «Мышка весего жига, на пуху в уггу спага.»

При замене л на г ребенку показывают, в чем ошибки его произношения и чем оно отличается от правильной артикуляции. Взрослый говорит: «Скажи ла, ла, ла … (ребенок произносит «га», «га», «га» ). Видишь, как далеко ушел твой язык? Посмотри, где он у меня. Он прижат к верхним зубам. Сделай и ты так. Скажи ы , но не опускай язык, а подержи за зубами, вот так (слышится звук похожий на л ).

Постановка и автоматизация звука л проводятся, как и при его отсутствии.

При заменах звука л другими необходимо провести полную дифференциацию (в изолированном положении, слогах, словах, фразовой речи) этого звука и его заменителя.

Автоматизация звука Л.

Звук л произносится длительно и только при неподвижном языке. Когда язык отрывается от альвеол, получается гласный звук.

Ла - ло - лу - лы лы - лу - ло - ла ал - ол - ул - ыл
Ло - лу - ла - лы ла - лы - лу - ло ял - ёл - юл - ил - ел
Лу - лы - лы - ло лы - ла - ло - лу ал - ял - ол - ёл

Ла :

лаз, лак, лапа, юла, зола, вела, дела, жила, мала, пила, лавка, лампа, кулак, калач, салат, халат, скала, водолаз, палатка, булавка, ласточка, ландыш, Мила, жила, пела, мыла, дула, бегала, видела, обидела, одела, школа, лапша, ела, лавина, писала, читала, кидала, носила, водила, возила.

Ло :

лоб, лом, лось, лодка, ложка, локоть, лошадь, чулок, болото, калоши, колодец, Володя, голодный, холодный, поломка.

Лу, лы:

лук, луч, лужа, Луша, лунка, юлу, золу, пилу, тулуп, белуга, шалун, луковица, лыко, лыжи, волы, столы, малыш, полынь, улыбка, лыжник, булыжник, Лука, луна, лужок, лужайка, лукошко, голубь, желудь, палуба, голубцы, получать, вилы, алый, белый, вялый, милый, целый, смелый, спелый, унылый, пчелы, бокалы, каналы, пеналы, обвалы, вокзалы, каникулы, малыши, полыхает.

Ал:

бал, вал, дал, жал, зал, мал, галка, палка, скалка, фиалка, спал, упал, устал, бокал, канал, копал, писал, пенал, обвал, вокзал, стучал, металл, галстук, алмаз, алфавит, халва, маршал, шалфей, балкон, выдал, выпал, падал, капал, сыпал, топал, щупл, выгнал.

Ол:

вол, гол, кол, пол, стол, долг, волк, холм, долго, полка, полный, молния, полдень, укол, чехол, щегол, футбол.

Ул:

гул, дул, стул, аул, булка, гулко, подул, обулся, зевнул, тянул, уснул, шепнул, качнул, ущипнул, вынул, кинул, сунул, выгнул, дунул, стукнул, мускул, чулки, вулкан.

Ыл:

ныл, был, выл, мыл, мылся, забыл, завыл, пылкий, бутылка.

Ял :

мял, снял, взял, паял, унял, стоял, гонял, завял, занял, менял, понял, поднял, боялся, смеялся, веял, сеял, таял, веялка, сеялка.

Ёл:

вел, шел, шелк, елка, телка, челка, пчелка, осел, козел, котел, новосел, щелкать, метелка.

Ел:

ел, мел, пел, сел, одел, умел, гудел, висел, успел, хотел, сидел, шипел, шумел, свистел, белка, мелко, узел, видел, вывел, вышел, обидел, ненавидел, Павел, дятел, пепел.

Ил:

бил, мил, Нил, поил, Михаил, забил, водил, возил, косил, купил, носил, учил, садил, гостил, тащил, вилка, жилка, пилка, поилка, косилка, носилки, выучил, выбил, выпил, высадил, вытащил, выпустил, выскочил.

"Трудные" слова с двумя звуками л :

лаял, плыл, колол, полол, послал, молол, делал, лакал, лазил, ласкал, гладил, плавал, наладил, ослабел, ловил, ломал, глотал, баловал, колокол, колотил, молотил, доложил, положил, целовал, лопнул, слушал, служил, слышал, получил, улыбался.

Слова со стечением согласных:

благодарить, глаза, гладкий, сожгла, злак, Клава, класс, кладовая, пламя, плавать, пластинка, пластмасса, заплатка, платок, Слава, сладкий, слабый, слазить, выслать, флаг, флакон, шла, вышла, блок, глобус, клок, плот, пломба, площадь, слон, весло, слово, сложный, флот, хлопать, хлопок, блузка, каблук, глупый, клуб, клумба, клубок, клубника, плуг, слух, слушать, случай, служить, заслуга, глыбы, злы, клыки, плыть, слышать, котлы, хлыст.

Мила ела салат.

Луша взяла лопатку.

Ласточка свила гнездо.

Мама сделала молочную лапшу.
Мила вымыла ладони.

Около палаток лопухи и полынь.
Наступила зима.

Готовь лыжи и салазки.

Луша полола лук и свеклу.

Мила видела слона.
Слава идет в кладовую за веслами.

В глубоком колодце вода холодная.
В лавке спелые и сладкие яблоки.

Володя - смелый пловец и не боится глубины.
Клава надела на голову белый платок.

Подберите картинки: лопата, лодка, мыло, кукла . Начните предложение, а ребенок будет заканчивать по картинке, затем повторит предложение целиком.

Дядя Лука копает клумбу (лопатой).

Володя и Слава плывут на (лодке).
Клава мыла ладони (мылом).

Собака унесла в чулан (куклу).
Володя поехал на (велосипеде).

Михаил смотрел на (глобус).
Павел ловил (голубя).

Павел сел за (стол).

Дядя Михаил коня напоил.

Дедушка Нил поймал рой пчел.
Павел поймал галку.

Брат уехал на футбол.
Вова поставил бутылку на полку.

Папа купил елку.
Стул упал на пол, и я испугался.

На елке Павел увидел белку.
Михаил играл в футбол и забил в ворота гол.

Дядя Нил повязал галстук и вышел.
Отец поехал на вокзал.

Во дворе лаял пес.
По реке плыл плот.

Котенок лакал молоко.
Павел пригладил волосы.

Нил получил письмо от Михаила.
Нил сам выгладил полотенце и платки.

Я нашел и положил в банку много червей.
Солдат доложил, что выполнил задание.

Петя сломал, а потом наладил велосипед.
Володя забыл, куда положил пенал.

Во дворе полаял и замолк пес.
Кол около стола, стол около кола.

Вот веселый колобок покатился, как клубок.

Отец служил на флоте и плавал на подводной лодке.

Кот ловил мышку, но не поймал - мышка убежала.

Загадки.

Белое одеяло землю одевало.Солнце напекло, одеяло потекло.(Снег)

Отстегал по ушам, отхлестал по щекам, шапку с головы сорвал и… удрал. (Ветер)

Кукла Мила.

Купила мама Луше куклу. Кукла Луше понравилась. Голубые глаза, Светлые волосы, белое платье, белые башмаки. Луша назвала куклу Милой. Очень уж кукла мила. Целые дни Луша была с Милой. Одевала ее и обувала. Мыла ей голову и расчесывала волосы. Укладывала куклу спать и баюкала. Луша берегла куклу. Как-то Луша уложила куклу спать. Мама позвала Лушу обедать, а куклу унесла собака. Она таскала куклу и испортила ее. Поплакала Луша, но куклу не оставила. Тогда мама купила такую же куклу. Тайком обменяла, и Луша не догадалась.

Наш кот.

Наш кот любит поспать. Вот он вошел и пошел под лавку. Растянулся, укрылся лапой и уснул. Поспал всласть. Встал кот, зевнул и потянулся. А потом стал умываться.

Рыболов.

Захотел Володя половить рыбу. Он знал места, где ловится плотва. Володя взял лодку и поплыл. Было солнечно и тепло. Плыл Володя недолго. Остановился около омута. Достал удочку и стал ловить. Рыба попадалась всякая: и мелкая, и крупная. Наловив много плотвы, Володя смотал удочку. Толкнул лодку и поплыл домой.

Выучить наизусть стихотворения.

Зима.

Все бело, бело, бело. Много снегу намело.
Вот веселые деньки! Все - на лыжи и коньки!

Солдатик.

Солдатик оловянный жил. Он пел, шутил и не тужил.
Он воевал, не уставал. И падал сам, и сам вставал.
И помнил он всегда в бою свою солдатскую семью.
Где был за всех, и за него стояли все до одного! (В. Аушев)

Елка.

Елка плакала сначала от домашнего тепла.
Утром плакать перестала, задышала, ожила. (С. Маршак)

Белый цвет.

Белый снег, белый мел, белый заяц тоже бел.
А вот белка не бела, белой даже не была. (И. Токмакова)

Заяц белый.

Заяц белый, заяц белый, ты куда за лыком бегал?
Заяц белый отвечал: - Я не бегал, я скакал.

Автоматизация звука Ль.

Организуйте автоматизацию звука в форме игровых занятий. Занятия по продолжительности должны занимать 15 - 20 минут для детей до 4,5 лет, старше - 30 минут. Нельзя допускать возникновения утомления у малыша.

Прежде, чем приступить к автоматизации, ребенок должен научиться правильно произносить изолированный звук.

Произносить слоги.

aль - оль - уль - ыль яль - ёль - юль - иль - ель

яль - юль - иль - ель оль - ёль - аль - юль

аль - яль - уль - юль ыль - иль - ель - аль
ле - лё - ли - ля ля - лё - лю - ли

лю - ля - ли - ле

Произносить слова.

Звук ль в "закрытых" слогах .

Боль, моль, соль, Ольга, только, довольно, вольный, фасоль, куль, пульс, булькать.

Быль, пыль, ковыль, бутыль, костыль, мыльце, мыльный.

Паяльник, тюль, вестибюль, утиль, фитиль, гильза, килька, сильный, будильник, шпилька.

Ель, мель, цель, щель, хмель, метель, панель, шинель, щавель, сельдь, умельцы.

Удаль, пальба, пальто, батальон, почтальон.

Кульки, бульон, бульдог, пыльца, тюльпан, павильон.

Китель, табель, никель, шницель, дельфин.

Звук ль в "открытых" слогах.

Поля, ляля, лямка, гулять, поляна, солянка, гуляш, коляска.

Оля, Юля, Уля, Валя, Коля, Поля, Толя, Галя, воля, пуля, неделя, пилят.

Лиза, лист, лифт, липа, ливень, налим, долина, калина, Полина, малина, улитка.

Лиса, лицо, лимон, улица, кролик, спали, сидели, стояли, стучали, ходили, писали, читали, качели, бегали, уехали, наехали, топали, пеликан, великан.

Лев, лей, лес, лезь, левый, лейка, лента, лебедь, леска, лесенка, билет, рулет, олень, налей, налево, колено, полено, жалеть, железо, телега, тюлень, бакалея.

Поле, улей, колесо, лежать, летать, ледник, лесник, лечить, лепешка, лебедка, ледоход.

Лед, лен, Лева, Леня, Леша, Легкий, Летчик, Полет, Силен, далекий, колеса, пеленка, селедка, зеленый, соленый, уголек, кошелек, мотылек, фитилек, самолет.

Колю, велю, пилю, мелю, солю, люк, Люба, люди, лютик, колючий.

Колют, мелют, целюсь, полюс, челюсть, любимец.

"Трудные" слова со стечением согласных.

Блин, клин, шли, ближе, глина, длина, плита, климат.

Хлеб, Глеб, плен, клей, след, хлев, блеск, плесень, клетка, бледный, аллея, коллектив, бюллетень.

Клев, клен, слет, взлет, пленка, шлепать, похлебка.

Блюдо, клюв, ключ, плюс, плюш, злюсь, шлюпка, клюква, клюшка, плюшка, люблю, ловлю, слюда, наблюдать.

Для, пляж, клякса, шляпа, пляска, глянец, хлястик, глядеть, слякоть, склянка.

Произносить предложения.

У Лены лейка.

Галя и Оля бегали.
Лева и Коля сидели.

Коля сильнее Толи.
Леня полез на липу.

Далеко, далеко колокольчик звенит.
Оля поливает лимон.

Лида любит лимонад.
Леня лепит из пластилина.

У Левы заболели зубы.
Маленькая Оля лежит в коляске.

У Лизы болит левое колено.
Валя и Галя лепили лебедей.

Самолет летит над поляной.
Маленькие лисята бежали за лисой.

Ежедневно я из лейки поливаю тополь клейкий.
Эти тополи и липы сами мы сажали.

Эти клены и газоны сами поливали.
Взгляни, на маленьких совят - малютки рядышком сидят.

Отгадай загадки.

Он рисует на стекле пальмы, звезды, ялики.

Говорят, ему сто лет, а шалит, как маленький.

Белые лебеди в небе живут,
По небу лебеди плавно плывут.
Белые перышки вьются слегка.
Здравствуйте, лебеди-облака!

Белый снег, белый мел,
Белый заяц тоже бел.
А вот белка не бела,
Белой даже не была.

Белым-бело! Белым-бело!
Всю землю снегом замело!
Нарядным стало все село -
Белым-бело!

Букву Д на дне пруда
Отыскали раки.
С той поры у них беда:
То и дело драки.

В магазине Валеньке
Покупали валенки.
Маленькие валенки
До чего милы!
Но надела валенки
Маленькая Валенька -
Оказались валенки
Для нее малы.

Валя на проталинке
Промочила валенки.
Валенки у Валеньки
Сохнут на завалинке.

Варежки у Вари
Пропали на бульваре,
Воротилась Варя
Вечером с бульвара
И нашла в кармане
Варежки Варвара.

Веник пол подметал,
Веник очень устал.
Он чихнул, он зевнул
И тихонько лег под стул.

Во дворе стоит гора.
Мы катаемся с утра.
Снеговик-бедняжка злится,
Что не может прокатиться.

Дни и ночи напролет
Роет крот подземный ход.
Что же надо там кроту?
Потемнее темноту.

Жил-был Забыл.
- Где жил? - Забыл.
- Где был? - Забыл.
- Что ел? - Забыл.
- Что пил? - Забыл.

Зиму всю мели метели -
Клены, липы поседели…
А весной повеселели,
Зацвели, зазеленели:
Птицы с юга прилетели -
Ветки лапками согрели.

Зря ласка лаской названа:
Совсем неласкова она.
У ласки злые глазки.
Не жди от ласки ласки!

Ломали лед, ломали мы.
Летели клочья от зимы.

Мама Милу с мылом мыла.
В глаз попало Миле мыло.
Мама Миле говорила:
- Не сердись, дочурка Мила!
- Не сержусь, - сказала Мила.
- Я выплакиваю мыло.

Не жалела мама мыла.
Мама Милу мылом мыла.
Мила мыла не любила,
Мыло Мила уронила.

Пилят, колют,
Колют, пилят
Филя с Колей,
Коля с Филей.
Завалили полдвора,
Будут на зиму дрова!

Посмотрите на Иринку:
Ест Иринка мандаринку.
Съест Иринка мандаринку -
Бросит корочки в корзинку.

Приготовила Лариса
Для Бориса суп из риса.
А Борис Ларису
Угостил ирисом.

Растянулся в луже Яшка
И чуть-чуть не утонул.
Хорошо, что он рубашкой
Лужу сразу промокнул.

Рах-трах тарарах!
Раскатился гром в горах,
Прогремел над черной тучей,
Прогремел над черной кручей.
Пусть в горах грохочет гром,
Все равно гулять пойдем.

Снегирики-снегири
На дворике у двери.
Я насыпал за порог
Гречку, семечки, творог.
А когда я вышел в сад,
То от них услышал:
- Ты добрее всех ребят,
Молодчина, Гриша!

Собирала Маргарита
Маргаритки на горе.
Растеряла Маргарита
Маргаритки на дворе.

Солдатик оловянный жил,
Он пел, шутил и не тужил,
Он воевал, не уставал,
И падал сам, и сам вставал.
И помнил он всегда в бою
Свою солдатскую семью,
Где был за всех, и за него
Стояли все до одного!

Тряс и тряс портфель Тарас,
Чтоб найти тетрадки.
Но тетрадки каждый раз
С ним играли в прятки.

У моей сестры Марины
Щеки, словно мандарины.
А сама сестра Марина
Чуть побольше мандарина.

У нас в реке живут бобры,
Бобры бодры, бобры добры.
Мудры плотин строители,
Бобры - речные жители.

Убежало, убежало,
Убежало молоко.
Я с трудом его поймала.
Быть хозяйкой нелегко.

________________________________________________
ИСТОЧНИКИ:

Соколова Н.В. Логопедическая тетрадь. Звуки [Р], [Л], [Й]. - М.: Школьная Пресса, 2006.

Загадки
Со мной ходи стрелять учиться,
На грядке ты меня ищи.
Могу попасть я метко в птицу,
А чаще попадаю в щи.
(Лук)
В этот гладкий коробок
Бронзового цвета
Спрятан маленький дубок
Будущего лета.
(Желудь)
Сочиняем, рифмуем стихи
Тихо- тихо снег идет,
Белый снег, мохнатый.
Мы расчистим снег и лед
Во дворе …….(лопатой).
Лейся дождь веселый,
Мы с тобою дружим!
Хорошо нам бегать
Босиком по……..(лужам)
Чистоговорки
Ла-ла-ла, вкусный мед несет ……..(пчела).
Лу-лу-лу, мы увидели …….(пчелу).
Лы-лы-лы, испугались мы…….(пчелы).

Игра «Отвечай - ка»
Чем пилят? (Пилой)
Чем едят суп? (Ложкой)
Чем моютладони? (Мылом)
Чем копают землю? (Лопатой)
Чем забивают гвоздь? (Молотком)
Чем ломают толстый лед? (Ломом)
Исправь ошибки
Катя ела лапш(а).
Мила села на лавк(а).
Лодка качалась на вод(а).
Володя нес бел(ый) голубь().
Мила увидела бел(ая) лун(а).

Стихотворения
Мышка
Мышка весело жила,
На пуху в углу спала.
Ела мышка хлеб и сало.
Но все мышке было мало.
М. Фомичева

Веник
Веник пол подметал.
Веник очень устал.
Он чихнул, он зевнул
И тихонько лег под стул.
Л. Зубкова

Солдатик
Солдатик оловянный жил.
Он пел, шутил и не тужил.
Он воевал, не уставал.
И падал сам и сам вставал.
И помнил он всегда в бою
Свою солдатскую семью,
Где был за всех, и за него
Стояли все до одного!
В. Аушев

Белый цвет
Белый снег, белый мел,
Белый заяц тоже бел.
А вот белка не бела,
Белой даже не была.
Е. Измайлов

Зима
Все бело, бело, бело.
Много снегу намело.
Вот веселые деньки!
Все на лыжи и коньки! А. Богомолова

Игра «Скажи наоборот»
Кран поднял груз, а потом ……
Самолет прилетел, а потом…..
Заяц прискакал в огород, а потом…..
Саша надел пальто, а потом …..
Дедушка сел на диван, а потом……
Петя снял сапоги, а потом…..

Скороговорки
Дятел долбил, долбил и выдолбил дупло.
В нем было сухо и тепло.
Маланья - болтунья молоко болтала, болтала, да и выболтала.

Сказки

Внимательно послушай рассказ. Вспомни и назови слова из рассказа со звуком «Л». Перескажи рассказ.

Кот Нил
Кот Нил любит поспать. Вот он вошел и пошел под лавку. Растянулся, укрылся лапой и уснул. Поспал всласть. Встал кот Нил, зевнул и потянулся. А потом стал умываться лапкой.
А.Богомолова
Рассказываем вместе с малышом

Слоны.
На свободе слоны живут в джунглях. В Индии люди ездят на слонах. А у нас слонов можно увидеть только в слоновнике. На следующий день Слава увидел в слоновнике больших сильных слонов со своими слонятами. Слава любовался могучими слонами веселыми маленькими слонятами. Он подошел совсем близко к слонам и увидел их бивни. Дома Слава написал сказку о слонах.
По В. Коноваленко, С. Коноваленко

Внимательно прослушай рассказ «Хотела галка пить» и запомни слова со звуком «Л». Перескажи его. Вспомни и назови слова из рассказа со звуком «Л».
Хотела галка пить. Увидела: стоит кувшин с водой, А вода в нем была на самом дне. Галка скакала, скакала - все без толку. Никак не могла галка достать воду. И стала галка кидать в кувшин камешки. Кидал, кидала и накидала столько, что вода поднялась, и галка смогла напиться.
По Л.Толстому

Внимательно послушай сказку и запомни слова со звуком «Л». Послушай сказку еще раз и перескажи ее.

Белка и волк.
Белка скакала с ветки на ветку и упала на сонного волка.
Волк вскочил и хотел ее съесть. Белка стала его умолять: «Отпусти меня,
Волк». Волк сказал: «Отпущу тебя, только скажи мне, отчего вы, белки, всегда веселы, а мне всегда скучно?»
Когда белка оказалась на елке она сказала волку: «Тебе потому скучно, что ты злой. А мы, белки, веселые, потому что никому зла не делаем». Сказала и убежала.
По Л. Толстому

Скороговорки со звуком [л]
- Один Клим клин колотил, колотил и выколотил.
- Наш Полкан попал в капкан.
- Съел Слава сало, да сала было мало.
- В Луку Клим луком кинул.
- Палку толкал лапкой Полкан.
- У елки иголки колки.
- Колпак - под колпаком, под колпаком - колпак.
- Мама мыла Милу мылом, Мила мыло не любила.
- Иван-болван молоко болтал,
да не выболтал.
- Маленькая болтунья молоко болтала да не выболтала.
- - Козел-мукомол кому муку молол, а кому не молол?
- От того, кому молол, ♣ получал пироги; От того, кому не молол, получал тумаки.
- Около кола - колокола, и на колах - колокола.
- В лодке - Володька, в палатке - лопатка.
- Вол был бел.
- Вол попал в логово волка.
- Колдун долго колдовал в лодке.
- Лала ела халву под одеялом.
- Мила мила,
Мул был мал.
- Нил мыл пол и ныл.
- Платон плыл на плоту.
- Володя пил из пиалы молоко.
- Слава встал со стула.
- На клумбе клубок? Не клубок - колобок.
Стихи для автоматизации звука [л]
* * *
Вышел на охоту волк,
Он в охоте знает толк.
И коза, и гусь, и телка
Испугались злого волка.
* * *
Лопата копала, копала, копала,
Потом улеглась, видно, очень устала.
* * *
Лом ломает толстый лед,
Лом ломать не устает.
* * *
Пилит толстый ствол пила,
Накалилась добела.
* * *
Колун колол, колол, колол,
Колун полено расколол.
* * *
Плясала, плясала по дому метла,
Полы подмела от угла до угла.
* * *
Уточка-качалочка яиц наносила,
Уточка-качалочка детей
выводила,
Уточка-качалочка рыбы
наловила.
Уточка-качалочка детей
накормила.
А селезень-молодец по делу плыл,
По делу плыл - детей
сторожил.
Оленька
Что брала, клади на место -
Это Оленьке известно.
Что взяла, клади на место!
Только девочка мала:
Забывает, где взяла.
З. Александрова
Летний день
Было небо голубое,
Было солнце золотое,
На крылечке кот лежал,
Мальчик деревце сажал.
Время медленно текло,
Было тихо и тепло.
В. Данько

Страшная история
Доедая с маслом булку,
Братья шли по переулку,
Вдруг на них из закоулка
Пес большой залаял гулко…
Д. Хармс
* * *
Клава клала клад в колоду.
Клад уплыл от Клавы в воду.
Не плыла за кладом Клава,
А колода уплывала.
* * *
Полосатые паласы
Полоскала дочка Власа.
Полоскала, полоскала -
Полосатой речка стала.
* * *
Дятел жил в дубле пустом,
Дуб долбил, как долотом.
День долбил, два долбил,
В небо клювом угодил.
* * *
Солдатик оловянный жил.
Он пел, шутил и не тужил.
Он воевал, не уставал,
И падал сам и сам вставал.
И помнил он всегда в бою
Свою солдатскую семью,
Где был за всех, и за него
Стояли все до одного.
* * *
Поглотить нас мгла могла,
Но нам лампа помогла…
Сосулька
Когда я сосульку ел, -
Было очень вкусно,
А потом я заболел, -
Стало очень грустно.
М. Дружинина
Обида
Пусть плачет, если хочет
кто-то,
А я не плачу - неохота.
И мне за плачущих обидно:
Сквозь слезы солнышко
не видно.
Р. Сеф
* * *
- Заяц белый, заяц белый,
Ты куда за лыком бегал?
Заяц белый отвечал:
- Я не бегал, я скакал.
Снегопад
День настал, и вдруг стемнело.
Свет зажгли, глядим в окно.
Снег ложится белый-белый.
Отчего же так темно?
В. Берестов
* * *
Все бело, ой, все бело,
Белым цветом расцвело.
Бел зайчонка легкий след,
На березке бел берет,
И на рощице ольховой
Белым-бел платок пуховый.
А. Прокофьев
Лапти
Павка на лавке
Плетет лапти Клавке.
Не годятся лапти
Клавке на ножки,
А годятся лапти
На лапки кошке.
Н. Кончаловская
Белый цвет
Белый снег, белый мел,
Белый заяц тоже бел,
А вот белка не бела,
Белой даже не была.
Е. Измайлов