Первые сведения об образовании древнерусского государства. Возникновение Древнерусского государства

Точно определить временной период, с которым связано возникновение Древнерусского государства, представляется весьма затруднительным. Известно, что этому событию предшествовал длительный период становления и развития родоплеменных отношений в общинах, населяющих Восточно-Европейскую равнину.

Уже в первом тысячелетии новой эры территорию будущей Руси начинают осваивать славянские земледельческие племена. В пятом веке, в процессе формирования в обществе образуются несколько десятков отдельных княжений или союзов. Это были своеобразные политические объединения, которые впоследствии преобразовались в рабовладельческое или в раннефеодальное государство. Из «Повести временных лет» становится известно местоположение и название этих княжений. Так, поляне проживали около Киева, радимичи - вдоль реки Сож, северяне - в Чернигове, вятичи - близ дреговичи занимали Минскую и Брестскую область, кривичи - города Смоленск, Псков и Тверь, древляне - Полесье. Помимо равнину населяли протобалты (предки эстонцев и латышей) и фино-угры.

В седьмом веке формируются более устойчивые политические образования, возникают города - центры княжеств. Так появляются Новгород, Киев, Полоцк, Чернигов, Смоленск, Изборск, Туров. Некоторые историки склонны связывать возникновение Древнерусского государства со становлением этих городов. Отчасти это так. Однако раннефеодальное государство с монархической формой правления возникает немного позднее, в девятом-десятом веках.

Возникновение и развитие Древнерусского государства у восточнославянских народов связывают с основанием правящей династии. Из летописных источников известно, что в 862 году на новгородский престол взошел князь Рюрик. В 882 году происходит объединение двух основных центров Южной и Северной Руси (Киева и Новгорода) в одно государство. Новое административно-территориальное образование получило название Киевская Русь. стал его первым правителем. В этот период появляется госаппарат, укрепляются порядки, а княжеское властвование становится наследственной прерогативой. Так происходит возникновение Древнерусского государства.

Позже в подчинении Киевской Руси оказались и другие северяне, древляне, уличи, радимичи, вятичи, тиверцы, поляне и др.

Историки склонны полагать, что возникновение Древнерусского государства было вызвано активным ростом торгово-экономических отношений. Дело в том, через земли восточнославянских народов пролегал водный путь, который в народе получил название «из варяг в греки». Именно он сыграл значительную роль в сближении этих двух княжеств для достижения единых экономических целей.

Основной функцией Древнерусского государства была защита территории от нападения извне и осуществление активной внешней политики военной направленности (походы на Византию, разгром хазар и др.).

Приходится на годы правления Я. Мудрого. Этот период характеризуется наличием сложившейся системы государственного управления. Под властью князя находилась дружина и бояре. Он имел право назначать посадников (управлять городами), воевод, мытников (взимать торговые пошлины), данников (собирать земельные подати). Основу общества Древнерусского княжества составляли как городские, так и сельские жители.

Возникновение государства - процесс длительный и сложный. Киевская Русь была неоднородна по своему этническому составу, многонациональна. Наряду со в нее вошли также балтийские и финские племена. А впоследствии дала рост и развитие трем славянским народам: украинцам, русским и белорусам.

Предпосылками образование древнерусского государства стали распад родоплеменных связей и развитие нового способа производства. Древнерусского государство складывалось в процессе развития феодальных отношений, возникновения классовых противоречий и принуждения.

Среди славян постепенно формировался господствующий слой, основой которого являлась военная Знать киевских князей - дружина. Уже в 9 в ., укрепляя позиции своих князей, дружинники прочно заняли ведущие позиции в обществе.

Именно в 9 в. в Восточной Европе сформировались два этнополитических объединения, которые в итоге и стали основой государства. Оно сложилось в результате объединения полян с центром в Киеве.

Славяне , кривичи и финоязычные племена объединились в районе озера Ильмень (центр - в г. Новгороде). В середине 9 в. этим объединением стал править выходец из Скандинавии Рюрик (862-879). Поэтому годом образования древнерусского государства считается 862 год.

Присутствие скандинавов (варягов) на территории Руси подтверждается археологическими раскопками и записями в летописях. В 18 в. немецкие ученые Г.Ф.Миллер и Г.З.Байер доказывали скандинавскую теорию образования древнерусского государства (Руси).

М.В.Ломоносов , отрицая норманское (варяжское) происхождение государственности, связывал слово «Русь» с сарматами-роксоланами, рекой Рось, протекающей на юге.

Ломоносов , опираясь на «Сказание о князьях Владимирских» , доказывал, что Рюрик , являясь выходцем из Пруссии, принадлежал к славянам, коими являлись пруссы. Именно эта «южная» антинорманская теория образования древнерусского государства была поддержана и развита в 19-20 вв. учеными-историками.

Первые упоминания о Руси засвидетельствованы в «Баварском хронографе» и относятся к периоду 811-821 гг. В нем русские упоминаются как народ в составе хазар, населяющии Восточную Европу. В 9 в. Русь воспринималась как этнополитическое образование на территории полян и северян.

Рюрик , взявший на себя управление Новгородом, послал свою дружину во главе с Аскольдом и Диром править Киевом. Преемник Рюрика, варяжскийкнязь Олег (879-912), завладевший Смоленском и Любечем, подчинил своей власти всех кривичей, в 882 г. обманным путем выманил из Киева и убил Аскольда и Дира. Захватив Киев, он сумел объединить силой своей власти два важнейших центра восточных славян - Киев и Новгород. Олег подчинил себе древлян, северян и радимичей.

В 907 г . Олег , собрав огромное войско из славян и финнов, предпринял поход на Царьград (Константинополь), столицу Византийской империи. Русская дружина опустошила окрестности вынудила греков просить Олега о мире и заплатить огромную дань. Результатом этого похода стали очень выгодные для Руси мирные договора с Византией, заключенные в 907 и 911 гг.


Олег умер в 912 г. , и его приемником стал Игорь (912-945), сын Рюрика. В 941 г. он совершил на Византию, нарушившую прежний договор. Войско Игоря разграбило берега Малой Азии, но потерпёло поражение в морской битве. Тогда в 945 г. в союза с печенегами он предпринимает новый поход на Константинополь и вынуждает греков вновь заключить мирный договор. В 945 г. при попытке собрать повторную дань с древлян Игорь был убит.

Вдова Игоря княгиня Ольга (945-957) правила за малолетством сына Святослава. Она жестоко отомстила за убийство мужа, разорив земли древлян. Ольга упорядочила размеры и места сбора дани. В 955 г. она посетила Константинополь и крестилась в православие.

Святослав (957-972) - самый храбрый и влиятельный из князей, подчинивший своей власти вятичей. В 965 г. он нанес ряд тяжелых поражений хазарам. Святослав победил северокавказские племена, а также волжских болгар и разграбил их столицу Булгар. Византийское правительство искало с ним союза для борьбы с внешними врагами.

Центром образования древнерусского государства стали Киев и Новгород , вокруг них объединились восточнославянские племена, северные и южные. В 9 в. обе эти группы объединились в единое древнерусское государство, вошедшее в историю как Русь.

История Украинской ССР в десяти томах. Том первый Коллектив авторов

1. ОБРАЗОВАНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА

1. ОБРАЗОВАНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА

Летописные сведения о начале Древнерусского государства. Проблема возникновения Киевской Руси является одной из важных и актуальных в отечественной историографии. Уже летописец Нестор в «Повести временных лет», отвечая на вопрос «Откуда есть пошла русская земля?», рисует картину расселения восточнославянских племен на стадии зарождения у них государственности. Перечисляя отдельные группы славян, он называет их поименно - поляне, древляне, северяне, вятичи, словены и др., а там, где пытается дать им социальную характеристику, - княжествами. После смерти полянского князя Кия, замечает летописец, «почаша родъ ихъ княженье в поляхъ, а деревляхъ свое, а дреговичи свое, а слов?ни свое в Нов?город?, а другое на Полот?, иже полочан?». «Род» здесь выступает в понимании династии. Названные в летописи княжества, или союзы восточнославянских племен, относятся к VI–VIII вв.

Ведущую роль в становлении Древнерусского государства сыграло Полянское княжество с центром в Киеве. Первым полянским князем летопись называет Кия, который вместе с братьями Щеком и Хоривом и сестрой Лыбедью основал Киев. Летописцы приводят две версии в отношении личности Кия, существовавшие в то время в устной традиции. Согласно первой Кий был перевозчиком на Днепре, согласно второй - князем. Нестор писал, что Кий ходил в Царь - град, его с почестями принимал византийский император, имя которого летописцу было неизвестно. Возвращаясь из Византии, Кий имел намерение осесть на Дунае, где построил городок, но под натиском местных племен вынужден был отказаться от своих планов и возвратиться в Киев. После смерти Кия Полянское княжество перешло к его наследникам. В основе этого рассказа, как полагают советские историки, лежат действительные исторические события, происходившие в VI в.

О преемниках Кия летописец не рассказывает ничего. Возможно, такие сведения и содержались в тексте до первой редакции «Повести временных лет», но позднее, при неоднократных переработках летописи, выпали. Не исключено, что их умышленно изъял редактор - сторонник теории норманнского происхождения Древнерусского государства, поскольку эти сведения противоречили его взглядам.

Важным этапом в развитии Древнерусского государства были VIII–IX вв. Именно тогда, как можно сделать вывод из рассказа Нестора, в Среднем Поднепровье сложилось государственное объединение - Русская земля, в которое входили поляне, древляне, северяне. Характерно, что сначала название «Русская земля» употреблялось по отношению к Среднему Поднепровью и только со временем распространилось на все земли восточных славян.

Приблизительно с середины IX в. в летописи начинается последовательное изложение династической истории Киевской Руси. Под 862 г. киевскими князьями называются Аскольд и Дир. Согласно свидетельству ряда письменных источников они были последними князьями из славянской династии, начало которой положил Кий. Княжили они, наверное, в разное время. Дира упоминает аль-Масуди, по его сведения основываются на более ранних источниках. Согласно Масуди, Дир был самым выдающимся из славянских князей, владел многими городами и громадными территориями, в его столицу приезжали мусульманские купцы. О княжении Аскольда летописные сведения сохранились в Никоновой летописи; они явно опровергают утверждения о его норманнском происхождении. Эти записи условно названы Аскольдовой летописью и датируются IX в.

Отдельные княжества у восточных славян существовали и позднее, когда уже образовалось Древнерусское государство. Одним из них было древлянское, во главе которого в первой половине Х в. стоял князь Мал. Оно выступало против объединительной политики Киева, и потому киевские князья неоднократно снаряжали дружины для борьбы со строптивыми древлянами. В 945 г. древляне восстали против князя Игоря и убили его. Княгиня Ольга подавила восстание. У вятичей местная княжеская династия существовала еще и в начале XII в. Владимир Мономах дважды вынужден был ходить походами против их князя Ходота и его сына.

О существовании других княжеств у восточных славян и об их князьях летописи конкретно не сообщают, но нет сомнения в том, что до образования Древнерусского государства кроме известных из летописи были и другие княжества. Это подтверждается, в частности, договорами Руси с Византией. В 907 г. греки обязались платить дань русским городам - Киеву, Чернигову, Переяславу, Полоцку и другим центрам, где «седяху велиций князи, под Ольгом суще». Договор 911 г. также упоминает светлых и великих князей, которые были под рукой Олега. Таким образом, Киевская Русь уже к началу Х в. имела сложную государственно - политическую структуру; в нее входили многие вассальные княжества, ранее независимые.

Внешнеполитическая ситуация, сложившаяся во второй половине I тысячелетия н. э., ускоряла процессы объединения отдельных славянских княжеств в единую политическую организацию. Продолжалось переселение народов, и многочисленные кочевники периодически волнами накатывались на земли восточных славян. Большое горе последним принесли авары, о чем сохранились сведения в летописях. Нет летописных данных о том, как на положении восточных славян отразилось движение болгарской орды на Дунай во второй половине VII в., но путь ее пролегал непосредственно через южные восточнославянские земли, и, безусловно, отношение кочевников к местному населению не было благожелательным. В летописи дважды говорится о появлении в VII и IX вв. вблизи Киева угров во время их передвижения на Дунай. Пребывание их в Киеве засвидетельствовано названием урочища Угорского и археологическими памятниками.

В VII в. в низовье Волги и на Дону появились хазары, основавшие так называемый Хазарский каганат с центром в г. Итиле в устье Волги. В современной буржуазной и буржуазно - националистической историографии утверждается мысль, что это «мирное торговое государство» оказало исключительно благотворное влияние на государственное и культурное развитие восточных славян. В действительности «цивилизаторская» деятельность хазар заключалась в том, что они силой подчинили некоторые восточнославянские племена - полян, северян и вятичей и превратили их в своих данников. Раскопки ранних древнерусских центров показывают, что в их слоях содержатся лишь единичные вещи хазарского происхождения, не оказавшие сколько - нибудь заметного влияния на развитие восточнославянской материальной культуры. Что касается государственности, то «заслугой» хазар в этом было лишь то, что они вынуждали восточных славян консолидировать силы для борьбы за свое освобождение. Государство «Русская земля» развивалось и крепло в борьбе с хазарской экспансией.

С севера славянам угрожали норманны. Они из - за моря, из Скандинавии, нападали на славян и другие племена, грабили их. Согласно летописи варяги собирали дань с новгородских словен, кривичей, чуди и мери. Местное население неоднократно восставало против варягов и выгоняло их. Киевские князья также снаряжали отряды для борьбы с ними. Не исключено, что в определенной связи с этой борьбой находилось и возникновение Новгорода, который, располагаясь при впадении Волхова в оз. Ильмень, был призван преградить варягам путь на Русь. Это важное стратегическое значение Новгород сохранял в течение довольно длительного времени.

В отличие от прибрежных районов Западной Европы, куда норманны проникали в большом количестве, Русь не знала значительной варяжской экспансии. Географическое положение Северо - Западной Руси не давало возможности норманнам неожиданно нападать на города и захватывать их. Большим норманнским отрядам трудно было быстро проникнуть в глубь страны по системе рек и волоков незамеченными. Они могли осуществлять только отдельные нападения на ближайшие к морскому побережью земли. Норманны больше приезжали на Русь как купцы или в составе наемных военных дружин. Они не захватывали силой русские города и никогда не владели ими. Больше того, норманны даже не имели права проживать в древнерусских городах; свои укрепленные лагеря они ставили в 10–15 километрах от них. В общем на Русь могло попасть столько варягов, сколько разрешали князья Киевской Руси. Не случайно, чтобы овладеть Киевом в 882 г., варяжский конунг Олег и его дружина вынуждены были притвориться варяжскими купцами. Поселения варягов на Руси известны в Гнездове, вблизи Смоленска, и в Шестовицах, недалеко от Чернигова. Шестовицкий могильник принадлежит к числу самых богатых находками скандинавского происхождения. Их анализ, сопоставление с изделиями местного производства, а также погребальный обряд свидетельствуют о том, что удельный вес норманнского культурного элемента в Шестовицах был незначительным. Проживание в условиях славянского окружения приводило к тому, что норманны быстро ассимилировались местным населением.

На социально - экономическое, общественно - политическое и культурное развитие Руси норманны, таким образом, не оказали никакого влияния. Они выступают не создателями русской государственности, как это пытаются доказать некоторые историки - норманнисты, а лишь участниками тех качественных изменений в общественно - политической жизни Руси, которые были подготовлены многовековым социально - экономическим развитием восточного славянства. Придя на Русь в конце IX - начале Х в., норманны застали здесь сложившиеся государственную организацию и города, проложенные торговые пути, в том числе и знаменитый путь «от Грек». Как показали советские историки В. В. Мавродин, Б. Д. Греков, М. Н. Тихомиров и другие, создавшие марксистскую концепцию происхождения Древнерусского государства, норманнская династия потому и удержалась на Руси, что поступила на службу к русской правящей верхушке, быстро слилась с ней и, по существу, в ней растворилась. Подтверждением этого является, в частности, договор киевского князя Олега с греками, написанный не на шведском, а на славянском языке.

Происхождение этнонима «Русь» является одним из важнейших вопросов отечественной истории. Он назван первым в перечне тех вопросов, на которые пытался дать ответ еще автор «Повести временных лет». В той или иной степени касались его все историки Киевской Руси. В результате всестороннего исследования выяснено, что понятие «Русь» и «Русская земля» имеют два значения - широкое, относящееся ко всем восточнославянским землям, входившим в состав Древнерусского государства, и узкое, применявшееся только к южной части этих земель. Так, князь Юрий Долгорукий выступил с войском из Ростово - Суздальской земли «в Русь», т. е. на Киев. Изяслав Мстиславич, вынужденный оставить Киев, ушел с «Русской земли» на Волынь, а затем с Волыни вернулся на «Русскую землю».. Эти и подобные летописные сведения локализуют Русь в ее узком понимании на юге восточнославянских земель, в районе Среднего Поднепровья. Таким образом, Русь согласно этим свидетельствам занимала территорию от Верхнего Подесенья - на севере до Роси и Тясмина - на юге и от Сейма и Сулы - на востоке до Ирпеня - на западе, т. в. охватывала земли полян, древлян, северян и уличей. Эти группы восточнославянских племен и составляли Русь в узком значении этого слова. Основная роль в создании межплеменного объединения, которое стало называться «Русью», принадлежала полянам; летописец считал необходимым это подчеркнуть - «поляне, яко ныне зовомая Русь». Характерно, что именно на землях полян сохранилось больше всего гидронимов, связанных с именем «Русь», - Рось, Росава, Роставица., Политическими центрами государственного образования «Русская земля» были Киев, Чернигов, Переяслав.

В IX - Х вв. Русь как страна и ее народ уже известны далеко за пределами восточнославянских земель. Их неоднократно упоминают арабские писатели того времени, которые являлись лучшими знатоками исторической географии средневекового мира. «Они (русы.) - одно из подразделений славян», - подчеркивал писатель середины IX в. Ибн - Хардадбег. Его современник анонимный географ, уточняя месторасположение Руси, писал, что она находится в местности, «на восток от которой - гора печенегов, на юг от нее - речка Рута, на запад от нее - славяне, на север - безлюдные земли севера, и область эта большая». Ибн - Хардадбег и другие авторы того времени (Ибн - Русте, Гардизи) отмечали, что городов у славян «большое количество и живут они в достатке».

Географические сведения арабских писателей о Руси и славянских землях иногда очень трудно точно локализовать на карте, поскольку специфика арабского письма усложняет передачу иноязычных имен. К тому же писатели не всегда пользовались в своих сообщениях о Руси непосредственными или достоверными данными, в результате чего собственные имена искажались, точные сведения обрастали легендарными подробностями. Но в совокупности с археологическими материалами они все же Являются ценным источником для освещения начального периода истории Руси.

В результате политической, этнической и культурной консолидации восточнославянских племен в конце IX в. завершился длительный процесс образования Древнерусского государства.

Сложение древнерусской народности. Одновременно с образованием и развитием государства происходило и сложение древнерусской народности, явившейся новой, высшей формой этнической общности по сравнению с родом и племенем. На определенном этапе развития восточнославянских племен (VI–VIII вв.) в силу их внутренней консолидации - языковой, культурной и экономической - появилась необходимость и возможность создания сначала нескольких, а затем (в конце IX в.) и единого государственного образования - Киевской Руси. Рожденное на территориальной основе родственных восточнославянских племен, молодое Древнерусское государство само стало условием их дальнейшей консолидации, превращения в единую древнерусскую народность.

Восточнославянские племена накануне образования единого государства представляли собой союзы племен, а может быть, и более крупные этнические общности. В летописи они названы полянами, древлянами, кривичами, волынянами, словенами и т. д. Ф. Энгельс, исследуя этнические процессы в Западной Европе, называл швабов, лангобардов, аквитан и другие объединения, находившиеся примерно на том же уровне этнического развития, что и восточнославянские летописные племена, «народцами».

Слияние таких восточнославянских «народцев» в древнерусскую народность особенно интенсивно проходило тогда, когда их языковое и культурное единство дополнилось единством политической и государственной жизни. Образование и развитие Древнерусского государства IX - Х вв. вызвали большие изменения в этническом составе населения Восточной Европы. В процесс формирования древнерусской народности втягивались и некоторые неславянские племена.

Активизация процессов общественного развития, обусловивших смену первобытнообщинного строя на Руси феодальным, возникновение классов, укрепление торговых связей, развитие письменности и древнерусского литературного языка - все это обусловило преодоление племенной замкнутости и формирование единой древнерусской народности. Поскольку важнейшим средством общения и установления связей выступал язык, являющийся основой каждого этнического образования, интеграционные процессы среди восточных славян проходили прежде всего путем усиления общности их языка. В IX–XI вв. развивался дневнерусский литературный язык, в основе которого лежал народный разговорный язык, который, хотя и сохранял определенные диалектные особенности, был понятным на всей территории Древнерусского государства. Решающая роль в его формировании принадлежала широким народным массам Руси.

Созданный на языковой основе родственных восточнославянских племен и сформированный в условиях единого государства, древнерусский язык значительно пережил Киевскую Русь. Активность общественной жизни Руси в эпоху феодальной раздробленности не только не способствовала областной языковой замкнутости, но и практически исключала ее.

Наряду с языковой складывалась и территориальная общность восточных славян. Характерной особенностью этого процесса является совпадение этнических и государственных границ, рубежей расселения восточных славян и границ Киевской Руси. Это территориальное единство восточных славян оказалось чрезвычайно крепким и стабильным. Достаточно сказать, что западные рубежи украинской и белорусской наций, наследников древнерусской народности, в основном совпадают с этническими рубежами восточных славян на западе и государственной границей Киевской Руси.

Практическое совпадение рубежей Киевской Руси с рубежами ее народности стало одним из факторов, обеспечивших ей очень быстрый прогресс в социально - экономической и культурной областях. В условиях средневековья в таком положении находилось большинство европейских стран. Ф. Энгельс, отмечая факты отсутствия совпадения границ языка и государства, подчеркивал, что в средневековье «… каждая национальность, за исключением, пожалуй, Италии, была представлена в Европе особым крупным государством, и тенденция к созданию национальных государств, выступающая все яснее и сознательнее, является одним из важнейших рычагов прогресса в средние века».

Консолидация древнерусской народности сопровождалась и стимулировалась общностью экономического развития Киевской Руси, проявлявшейся в углублении процессов отделения ремесла от сельского хозяйства, складывании местных рынков, расширении сети торговых путей, широком обмене ремесленной продукции и росте товарного производства.

В условиях существования Киевской Руси формируется единая материальная и духовная культура древнерусской народности. Причем единство это прослеживается не только в широком ассортименте изделий городского и сельского ремесла, но и в домостроительстве, монументальной архитектуре, прикладном и изобразительном искусстве, быте, идеологии, во всем народном творчестве.

Очевидно, самым полным проявлением высокого уровня этнической сплоченности было осознание древнерусским народом необходимости сохранения своего единства. Красноречивым свидетельством этого являются такие памятники древнерусской литературы, как «Повесть временных лет», «Слово о законе и благодати», «Поучение Мономаха», «Слово о полку Игореве» и др. В них с неослабевающей силой звучит идея необходимости сохранения единства Русской земли, единства древнерусского народа, отображены чувства любви к своей родине. Авторы этих сочинений воспевают силу и славу Руси, ее героических защитников, богатство многолюдных городов. Им одинаково близки и дороги Киев и Новгород, Чернигов и Смоленск, Галич и Владимир на Клязьме, Переяслав и Рязань, Ростов и Полоцк, Суздаль и Новгород - Северский, вся Русь от новгородского севера до киевского юга и от Закарпатья до Волги и Дона.

Единство древнерусской народности было настолько крепким, что даже в условиях долговременного иностранного господства - монголо - татарского, литовско - польского и венгерского - в разных уголках бывшего Древнерусского государства сохранилось много общего в языке, культуре, быте и обычаях.

Этнокультурное наследие древнерусской народности стало той основой, на которой складывались в XIV–XV вв. братские восточнославянские народы - русский, украинский и белорусский, сохранившие и пронесшие через века чувство не только общности происхождения, культурного единства, но и общности своей исторической судьбы.

Из книги История Российского государства в стихах автора Куковякин Юрий Алексеевич

Глава I Образование Древнерусского государства Зерцалом бытия и колокола звоном, Воспета летописцами огромная страна. На берегах Днепра, рек Волхова и Дона Известны сей истории народов имена. О них упоминание велось намного ранее, До рождества Христова, в былые

автора Милов Леонид Васильевич

§ 2. Образование Древнерусского государства. Русь в середине - второй половине X в. Образование Древнерусского государства. Как сообщают древнерусские летописи, в конце IX в. (летописи датируют это событие 882 г.) сидевший на «Рюриковом городище» князь Олег, собрав

Из книги История России с древнейших времен до конца XVII века автора

Глава 2. Восточные славяне и образование Древнерусского

Из книги История России с древнейших времен до конца XVII века автора Боханов Александр Николаевич

автора

ГЛАВА III. Образование Древнерусского государства Понятие «государство» многомерно. Поэтому в философии и публицистике многих веков предлагались и разные его объяснения, и разные причины возникновения объединений, обозначаемых этим термином.Английские философы XVII е. Т.

Из книги ИСТОРИЯ РОССИИ с древнейших времен до 1618 г.Учебник для ВУЗов. В двух книгах. Книга первая. автора Кузьмин Аполлон Григорьевич

К ГЛАВЕ III. ОБРАЗОВАНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА Ниже воспроизводятся извлечения из работ авторов, чьи мнения и аргументы не потеряли значения до наших дней. С. Руссов в 1836 г. отметил, что родоначальники норманизма 3. Байер, Г. Миллер и А. Шлецер сознательно не обращали

Из книги Древняя Русь глазами современников и потомков (IX-XII вв.); Курс лекций автора Данилевский Игорь Николаевич

Из книги История России [для студентов технических ВУЗов] автора Шубин Александр Владленович

§ 2. ОБРАЗОВАНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА Понятие «государство». Широко бытует представление, что государство - это специальный аппарат социального принуждения, который регулирует классовые отношения, обеспечивает господство одного класса над прочими социальными

Из книги История России автора Мунчаев Шамиль Магомедович

Из книги Отечественная история: конспект лекций автора Кулагина Галина Михайловна

1.2. Образование Древнерусского государства и его первые князья В результате объединения восточно-славянских племен начался процесс образования Древнерусского государства.По поводу образования Древнерусского государства было много научных споров. Более 200 лет назад в

Из книги Краткий курс истории России с древнейших времён до начала XXI века автора Керов Валерий Всеволодович

Тема 2 Образование Древнерусского государства ПЛАН1. Предпосылки.1.1. Социально-экономические предпосылки: Развитие земледелия. – Промыслы и внешняя торговля. – Соседская община.1.2. Социально-политические предпосылки: Усложнение внутриплеменных отношений. –

Из книги Образование древнерусского государства и первый его правитель автора Новосельцев Анатолий Петрович

Анатолий Петрович Новосельцев Образование древнерусского государства и первый его правитель В статье поставлены более широкие проблемы, нежели просто биография князя Олега, которого древняя летопись именует "Вещим" и который, по сути дела, является первым достоверным

Из книги История России с древнейших времен до конца XVII века автора Сахаров Андрей Николаевич

Глава 2 Восточные славяне и образование Древнерусского

Из книги История России с древнейших времен до конца XVII века автора Сахаров Андрей Николаевич

§ 3. Борьба Севера и Юга и образование Древнерусского государства Главным занятием восточных славян в известную нам эпоху было земледелие в сочетании с разведением скота и различного рода промыслами. Чем дальше на север, тем большее значение приобретали промыслы, тем

Из книги История Украинской ССР в десяти томах. Том первый автора Коллектив авторов

1. ОБРАЗОВАНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА Летописные сведения о начале Древнерусского государства. Проблема возникновения Киевской Руси является одной из важных и актуальных в отечественной историографии. Уже летописец Нестор в «Повести временных лет», отвечая на

Из книги Курс отечественной истории автора Девлетов Олег Усманович

1.1. Восточные славяне в I тысячелетии н. э. Образование и расцвет древнерусского государства Первое тысячелетие новой эры называют временем «великого переселения народов». Первой его волной стала миграция азиатских племен (готов, гуннов). В середине I тысячелетия под их

Предпосылками образование древнерусского государства стали распад родоплеменных связей и развитие нового способа производства. Древнерусского государство складывалось в процессе развития феодальных отношений, возникновения классовых противоречий и принуждения.

Среди славян постепенно формировался господствующий слой, основой которого являлась военная Знать киевских князей - дружина. Уже в 9 в., укрепляя позиции своих князей, дружинники прочно заняли ведущие позиции в обществе.

Именно в 9 в. в Восточной Европе сформировались два этнополитических объединения, которые в итоге и стали основой государства. Оно сложилось в результате объединения полян с центром в Киеве.

Славяне, кривичи и финоязычные племена объединились в районе озера Ильмень (центр - в г. Новгороде). В середине 9 в. этим объединением стал править выходец из Скандинавии Рюрик (862-879). Поэтому годом образования древнерусского государства считается 862 год.

Присутствие скандинавов (варягов) на территории Руси подтверждается археологическими раскопками и записями в летописях. В 18 в. немецкие ученые Г.Ф.Миллер и Г.З.Байер доказывали скандинавскую теорию образования древнерусского государства (Руси).

М.В.Ломоносов, отрицая норманское (варяжское) происхождение государственности, связывал слово «Русь» с сарматами-роксоланами, рекой Рось, протекающей на юге.

Ломоносов, опираясь на «Сказание о князьях Владимирских», доказывал, что Рюрик, являясь выходцем из Пруссии, принадлежал к славянам, коими являлись пруссы. Именно эта «южная» антинорманская теория образования древнерусского государства была поддержана и развита в 19-20 вв. учеными-историками.

Первые упоминания о Руси засвидетельствованы в «Баварском хронографе» и относятся к периоду 811-821 гг. В нем русские упоминаются как народ в составе хазар, населяющии Восточную Европу. В 9 в. Русь воспринималась как этнополитическое образование на территории полян и северян.

Рюрик , взявший на себя управление Новгородом, послал свою дружину во главе с Аскольдом и Диром править Киевом. Преемник Рюрика, варяжскийкнязь Олег (879-912), завладевший Смоленском и Любечем, подчинил своей власти всех кривичей, в 882 г. обманным путем выманил из Киева и убил Аскольда и Дира. Захватив Киев, он сумел объединить силой своей власти два важнейших центра восточных славян - Киев и Новгород. Олег подчинил себе древлян, северян и радимичей.

В 907 г. Олег, собрав огромное войско из славян и финнов, предпринял поход на Царьград (Константинополь), столицу Византийской империи. Русская дружина опустошила окрестности вынудила греков просить Олега о мире и заплатить огромную дань. Результатом этого похода стали очень выгодные для Руси мирные договора с Византией, заключенные в 907 и 911 гг.

Олег умер в 912 г., и его приемником стал Игорь (912-945), сын Рюрика. В 941 г. он совершил на Византию, нарушившую прежний договор. Войско Игоря разграбило берега Малой Азии, но потерпёло поражение в морской битве. Тогда в 945 г. в союза с печенегами он предпринимает новый поход на Константинополь и вынуждает греков вновь заключить мирный договор. В 945 г. при попытке собрать повторную дань с древлян Игорь был убит.

Вдова Игоря княгиня Ольга (945-957) правила за малолетством сына Святослава. Она жестоко отомстила за убийство мужа, разорив земли древлян. Ольга упорядочила размеры и места сбора дани. В 955 г. она посетила Константинополь и крестилась в православие.

Святослав (957-972) - самый храбрый и влиятельный из князей, подчинивший своей власти вятичей. В 965 г. он нанес ряд тяжелых поражений хазарам. Святослав победил северокавказские племена, а также волжских болгар и разграбил их столицу Булгар. Византийское правительство искало с ним союза для борьбы с внешними врагами.

Центром образования древнерусского государства стали Киев и Новгород, вокруг них объединились восточнославянские племена, северные и южные. В 9 в. обе эти группы объединились в единое древнерусское государство, вошедшее в историю как Русь.

Образование древнерусского государства кратко

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Образование древнерусского государства кратко
Рубрика (тематическая категория) Образование

Ранняя история Руси в значительной мере определялась ее географическим положением. В IX в. в Восточной Европе сложилось несколько обширных районов, заселœенных различными народами с преобладанием славянского населœения. Часть славян обосновалась на северо-востоке по Днепру и его притокам. Эти восточные славяне – наши предки: от них-то и ведет начало русский народ.

Со временем восточные славяне разбились на несколько племен - поляны, древляне, северяне, дреговичи, кривичи, словены, радимичи, вятичи, дулебы, или бужане, хорваты, угличи, тиверцы. Разбросавшись по огромному пространству, всœе эти племена восточных славян не только не сливались в один народ, но и каждое племя, в свою очередь, дробилось на отдельные общины, и каждый посœелок жил особняком. В каждой отдельной семье повелителœем был отец; несколько семейств, происшедших от одной семьи, составляли род. Но и род распадался на несколько отдельных родов. В каждом роде был свой старшина (восточные славяне называли его князем). Такой распад родоплеменных связей создавал трудности восточным славянам противостоять врагам.

Предпосылки для образования древнерусского государства были созданы экономической и этнической общностью восточных славян, их стремлением объединить силы в борьбе с кочевниками, экономическими интересами региональных княжений.

В образовании и развитии древнерусского государства можно выделить основные этапы.

На первом этапе (VIII-середина IХ вв.) происходит вызревание предпосылок.

В 9 в. в Восточной Европе образовались два этнополитических объединœения, которые и стали основой государства. На юге объединились поляне, их центром стал Киев. Удобное расположение позволяло им торговать с Византией и Арабским халифатом.

Север представлял собой объединœение славянских, финских и балтских племен с центром в Новгороде. В 862 году этим объединœением стал править выходец из Скандинавии, князь из варяжского племени Русь Рюрик. А 862 год стал считаться датой образования древнерусского государства.

Существует две теории образования древнерусского государства: норманская и антинорманская теории.

Норманское (варяжское) происхождение государственности доказывали в 18 в. немецкие ученые Г.Ф. Миллер и Г.З. Байер.
Размещено на реф.рф
Общий смысл норманнской теории сводится к тому, что скандинавы создали русский народ, подарили ему государственность, культуру, вместе с тем подчинив его себе. Некоторые русские ученые, а в особенности М.В. Ломоносов, восприняли эту теорию как личное оскорбление и как оскорбление русской нации. Οʜᴎ считали, что норманская теория, основана на неправильном толковании русских летописей. Некоторые источники называют руссов, и это особенно важно, славянами. Одни полагают, что они – балтийские славяне, другие – что они ведут начало от роксолан.

Двое из дружины Рюрика, не получившие в управление городов, Аскольд и Дир, отправились в Константинополь. Путь их проходил через Киев. Этот город им очень понравился, они помогли киевлянам освободиться от власти хазар и сами стали властвовать здесь.

В 879 ᴦ. умер Рюрик. Преемником Рюрика стал его родич князь Олег, т.к. сын егоИгорь

Был еще мал. Прежде всœего Олег овладел Смоленском, подчинив тем самым кривичей, затем взял Любеч, город северян. Настал черед и Киева. Хитростью выманил он Аскольда и Дира из города и убил их. Киевляне, оставшись без князей, подчинились Олегу. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, он объединил два важнейших центра восточных славян – Новгород и Киев. С этого времени Киев стал главным русским городом. Далее Олег подчинил себе и другие славянские племена – древлян, северян, радимичей и др.
Размещено на реф.рф

Объединœение Новгородского и Киевского княжеств является вторым этапом (2-ая половина IХ - середина Х в.) процесса образования древнерусского государства, который ускоряется благодаря активному вмешательству внешних сил - хазар и норманнов (варягов).

В 906 ᴦ. Олег совершил поход на Константинополь, столицу Византии. Свирепые воины с севера были беспощадны, убивали пленных, опустошали всœе окрестности. И чтобы сохранить свои города, Византийский двор предложил уплатить большую дань русским. Вместе с тем, князь потребовал разных льгот купцам, греки согласились на всœе требования Олега. Через пять лет после похода он скрепил свой мир с греками письменным договором, очень выгодным для Руси.

Олег умер в 912 ᴦ., и княжить стал сын Рюрика Игорь. В конце 9 века по сосœедству с русскими появились новые орды кочевников – печенегов. Эти кочевники враждовали с русскими; иногда греки подкупали печенегов, чтобы те нападали на русских. По примеру Олега, Игорь сделал большой набег на Грецию. На данный раз руссы напали на азиатские берега империи, где стали страшно свирепствовать, но в морском сражении с греками потерпели поражение. Чтобы загладить стыд своего поражения и отомстить грекам в 945 ᴦ. Игорь снова направился на Константинополь, наняв норманнов и печенегов. В результате греки вновь были вынуждены заключить мирный договор.
Размещено на реф.рф
В этом же году Игорь был убит древлянами во время очередного сбора дани.

Вдова Игоря Ольга (945-957) хитро и жестоко отомстила за смерть мужа. Далее она установила фиксированную норму дани. Самым важным делом Ольги было то, что она первая из княжеской семьи приняла христианство. Третий, завершающий этап складывания государства, начинается с реформ княгини Ольги.

Святослав (957-972) – самый смелый и влиятельный из князей, заставил подчиниться вятичей, победил хазар, волжских и дунайских болгар, жителœей Прикавказья. После тяжелœейшего сражения с греками был заключен союз, по которому русский князь обязывался не начинать войну с греками и даже защищать их от нападения других племен. Пока Святослав боролся с греками, орды печенегов опустошали его области и чуть не овладели Киевом. В 972 ᴦ. Святослав был убит в схватке с печенегами.

Развитие производительности, крупные военные экспедиции восточных славян против Византии и других сосœедей способствовали возникновению частной собственности. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, причины образования древнерусского государства заключались в постепенном расслоении общины, формировании имущественного неравенства, появлении классов.

Восточные славяне соединились под одной властью, составили один народ. Князь с дружиною - ϶ᴛᴏ сила, которая сплотила разрозненные племена и роды в одно целое – единое древнерусское государство.

3.ВНУТРЕННЯЯ И ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ПЕРВЫХ РУССКИХ КНЯЗЕЙ

Слияние Киевской и Новгородской земель положило начало длительной борьбе русских князей за объединœение всœех восточнославянских племен. К этому их подталкивали, прежде всœего, экономические интересы: стремление установить контроль над всœем торговым путем, ведшим по Днепру в Византию и Средиземноморский бассейн, а также над территориями, дававшими экспортные товары /пушнина, воск, мед и др./.

Князь Олег /882 - 912 гᴦ./ покорил древлян, северян, радимичей, вятичей. При этом освободил их от дани, наложенной хазарами.

В 907 ᴦ. Олег совершил поход на Византию. В его результате Византия выплатила дань и пошла на заключение выгодного Руси договора, обеспечившего торговые привилегии и личную безопасность русским в Византии. Договор был обновлен в 911 ᴦ. Князь Игорь /912 - 945 гᴦ./ продолжил политику Олега: совершил два похода на Византию /941, 944/. Первый был неудачен, второй закончился подписанием нового договора. В договоре впервые появилось выражение "Русская земля". Игорь был убит древлянами при попытке вторично собрать с них дань.

До 957 ᴦ. правила вдова Игоря княгиня Ольга, показавшая себя крупным государственным деятелœем. Она жестоко подавила восстание древлян и провела важную административно-налоговую реформу.

Архаичная система полюдья была отменена и установлена систематическая уплата фиксированной дани в специальных административных центрах - "погостах" специальным чиновникам правительства - "тиунам". Единицей обложения был определœен крестьянский двор.

Правление Святослава /957 - 972 гᴦ./ знаменито военными походами. Их цель - вывести Русь в число крупнейших и могущественнейших держав. Походы Святослава на восток привели к разгрому Хазарии и полной ликвидации хазарской опасности. Под контроль Руси попал Северный Кавказ и Таманский п/в, где возникло Тмутараканское княжество. В 967 - 971 гᴦ. Святослав совершил ряд походов на Балканы, стремясь создать единое славянское государство от Балтики до Средиземного моря. При этом превосходство в силах оказалось на стороне Византии и планы Святослава не осуществились. В 972 ᴦ. он погиб, убитый печенегами.

Период правления первых князей - это время значительного расширения территории Русского государства, его выхода на международную арену, внутригосударственного укрепления.

Образование древнерусского государства кратко - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Образование древнерусского государства кратко" 2017, 2018.