Вещественные источники. Письменные источники Основные виды источников по истории древней греции

Лекция 1. Введение в историю Древней Греции.

Вопросы лекции:

1. Периодизация и источники истории Древней Греции.

2. Историография истории Древней Греции

3. Географические условия Балканской Греции и Крита.

Вступление: Античность.

Русское слово «античность » происходит от латинского «antiquus» - «древний». В эпоху Возрождения под античностью в Европе понимали всю древность известную тогда - «греко-римскую». Позже европейским ученым стали открываться и другие «древности»: египетские, вавилонские, шумерские и прочие. С тех пор понятия «античность», «античный мир» употребляются в более узком смысле, для обозначения истории и культуры Древней Греции и Рима.

Античная цивилизация родилась в бассейне Средиземного моря. Природно-климатические условия региона наложили неизгладимый отпечаток на неё. Экономику во многом определяло культивирование «средиземноморской триады» - зерновых, маслин и винограда. Причём, в отличие от Востока, земледелие развивалось здесь без использования искусственного орошения.

Недавно учёные установили весьма любопытное совпадение - границы античного мира даже в период максимальной экспансии Римской Империи практически нигде не распространялись далеко за пределы ареала произрастания виноградной лозы – культуры, без которой греки и римляне не мыслили цивилизованной жизни.

Море и острова, горы и долины во многом предопределили не только жизненный уклад греков, а позже и римлян, но повлияли на внешний облик и внутренний этих народов. На протяжении всей античной истории римляне и греки оставались во многом разными этносами. Но со временем они составили историко-культурную общность, представители которой осознавали своё отличие от других народов.

В последние века I тыс. до н. э. два изначально различных пути развития античного общества, греческий и римский, слились в единую греко-римскую цивилизацию. Ее завершающей политической формой стала Римская империя, просуществовавшая до конца V в. н. э.

В истории античности выделяют два больших этапа: греческий и римский. Грекам или эллинам , как они называли себя сами, первыми удалось создать цивилизацию, которая распространилась по всему Средиземноморью. Несколько позже на историческую арену Средиземноморья выходят римляне. Им удалось создать великое государство, надолго объединившее весь античный средиземноморский мир.

В его границах возник Pax Romana – «римский мир», вместивший в себя всю позднеантичную цивилизацию. В 476 году н. э., когда был низложен последний император Западной Римской империи, она прекратила свое существование. Это событие обычно принимается историками за финал античной истории.



I. Периодизация и источники истории Древней Греции.

Периодизация древнегреческой истории .

Историю Древней Греции принято делить на пять периодов, которые являются одновременно и культурными эпохами:

Эгейский или крито-микенский (III-II тыс. до н. э.);

Гомеровский, он же «темные века» и «предполисный» (XI-IX вв. до н. э.);

Архаический (VIII-VI вв. до н. э.);

Классический (V-IV вв. до н. э.);

Эллинистический (вторая половина IV - середина I в. до н. э.).

Первые три эпохи часто объединяют под общим именем доклассического периода.

Источники по истории Древней Греции

Источники по истории Крита и материковой («ахейской») Греции III-II тысячелетия до н. э.

Немногочисленные источники этого времени подразделяются на три основные категории: - письменные памятники, написанные т.н. «линейным письмом»;

Данные археологических раскопок городов и поселений;



Письменные источники. На острове Крит использовалось древнейшее т.н. «линейное письмо А » (англ. Linear script A). Подавляющее большинство надписей с использованием его было нанесено на таблички из глины. Часть из них сохранилась благодаря тому, что были обожжены во время пожара. Некоторые надписи нанесены чернилами на сосудах и других предметах. Форма знаков позволяет предположить, что основным материалом для письма была не глина, а пергамент или подобный недолговечный материал.

После завоевания Крита греками-ахейцами «линейное письмо А» исчезает, вытесненное «линейным письмом Б » (англ. Linear script B). Первые таблички, содержащие знаки этого письма были найдены Артуром Эвансом в 1901 году при раскопках на Крите. Но только в 1950-1953 годах они были расшифрованы англичанами Майклом Вентрисом (1922 – 1956) и Джоном Чэдвиком (1920-1998).

В настоящее время известно несколько тысяч табличек, написанных письмом Б. Они найдены на Крите, при раскопках городов Пилос, Микены, Фивы, Тиринф в материковой Греции. Подавляющее большинство табличек датируется XIV-XII вв. до н. э. Надписи очень кратки и представляют собой главным образом документы хозяйственной отчетности.

Кроме табличек, найденных в дворцовых архивах, сохранились надписи, состоящие из сокращений отдельных слов, наносившиеся краской или процарапанные на стенках глиняных сосудов, отдельные буквы на печатях, ставившихся на глиняных пробках и бирках.

Археологические раскопки . Наиболее важные результаты дали исследования обширных дворцовых комплексов: в Кноссе и Фесте на острове Крит, в Микенах и Пилосе на полуострове Пелопоннес.

Произведения античных авторов. Наиболее ранними письменными источниками являются поэмы «Илиада» и «Одиссея», автором которых традиционно приписывается Гомеру . Общепринято, что они созданы в IX-VIII вв. до н. э., но содержат много реалий предшествующего времени. Довольно разнообразные данные содержатся также в сказаниях и мифах греков - об афинском герое Тезее, о Геракле, о плавании аргонавтов и многих других.

В произведениях античных авторов V века до н. э. и последующих столетий сохранились отдельные воспоминания о прошлом эллинов, о могуществе критского царя Миноса, создании им обширной державы, о высокой культуре того времени. Небольшое количество данных, главным образом о внешнеполитическом положении критских и материковых греческих государств, содержится в древневосточных памятниках, прежде всего хеттских и египетских.

Природные условия Греции достаточно сложные. Горные цепи делят территорию страны на множество узких, изолированных и малоплодородных долин с выходом к морю, если не считать Лаконию, Беотию, Фессалию и на о. Эвбея. В древнегреческий период три четверти территории составляли пастбища и только одна восьмая была занята пашней. Богатством и разнообразием отличался как растительный (дуб, дикий орех и др.), так и животный мир (медведи, волки), но особенно много ресурсов давало море. Недра таили значительные залежи полезных ископаемых, прежде всего железа (Лакония), а также серебра, меди (Эвбея), золота (Фессалия), белого мрамора (Аттика)

В отличие от многих стран Древнего Востока, для которых характерна этническая пестрота, для Эгейского бассейна и южной части Балканского полуострова характерным является определенная этническая однородность.

Эти области были заселены в основном греческой народностью, представленной четырьмя племенными группами: ахейцы, дорийцы, ионийцы и эолийцы. Каждая из этих племенных групп говорила на диалекте и имела некоторые особенности в обычаях и религиозных воззрениях, но эти различия были незначительны. Все греки говорили на одном языке, хорошо понимали друг друга и четко осознавали свою принадлежность к одной народности и одной цивилизации.

Наиболее древней племенной группой были ахейцы, которые пришли в южную часть Балканской Греции в конце III тыс. до н.э. В конце II тыс. до н.э. под напором дорийских племен, двигавшихся из района современного Эпира и Македонии, ахейцы были частично ассимилированы, частично оттеснены в горные местности. В I тыс. до н.э. потомки древних ахейцев проживали в горах Аркадии, в мало- азийской области Памфилии и на Кипре. Дорийцы же заселили большую часть Пелопоннеса (Лаконику, Мессению, Арголиду, Элиду), большую часть южных островов Эгейского моря, в частности Крит и Родос, некоторые территории Карии в Малой Азии. Близки дорийцам были жители Эпира, Этолии и других областей Западной Греции.



Третья племенная группа, говорившая на аттическо-ионийском диалекте, поселилась в Аттике, Эвбее, островах центральной части Эгейского моря, таких, как Самос, Хиос, Лемнос, и в области Ионии на малоазийском побережье. Племенная группа эолийцев проживала в Беотии, Фессалии и в области Эолида на малоазийском побережье к северу от Ионии, на острове Лесбос.

Однако ни ахейцы, ни дорийцы, ни эолийцы не являлись коренным населением Древней Греции. До них здесь обитали племена, языковая и этническая принадлежность которых остается проблематичной. От них сохранились древнейшие непереводимые топонимы, оканчивающиеся на –”нф”: Коринф, Олинф, Тиринф и др., а также названия растений на –”нт”, “–с”: гиацинт, кипарис, нарцисс. Скорее всего, доэллинское население не было индоевропейским и находилось в родстве с племенами Малой Азии. Позднее, уже после появления эллинов, местные племена будут названы “лелеги”, “пеласги”, “карийцы”. Остатки этих догреческих племен проживали в Эгейском регионе и не играли заметной роли в этногенезе населения Греции I тыс. до н.э. Более важное значение в судьбах греческих государств имели жители Южной Фракии.

Что касается источников по истории Эллады, то их насчитывается великое множество. На территории Греции, о-х Эгейского моря и ряде др. стран Средиземноморья археологами проводилась многочисленные раскопки, в результате которого было обнаружено огромное количество вещественных памятников.

До 70-х годов 19 в. была известна лишь история, начиная с 8 в до н.э. Немецкий археолог Генрих Шлиман и английский Артур Эванс проводили раскопки, в результате которых был обнаружен легендарный город Троя, и культура крито-микенской цивилизации. В 30-х гг. ХХ в. греческие и американские археологи открыли и изучили развалины большого дворца на юго-западном берегу Пелопоннеса, на месте древнего города Пилоса. Советские исследователи во второй половине XX в. активно исследовали места греческой колонизации в Северном Причерноморье.

В 70-х гг. Ж.И. Кусто исследовал развалины древнейших поселений, находящиеся на морском дне, близ берегов Крит и Сантории (др. Фера). Несколько позднее была исследована часть греческого города Фанагории, осевшая в море.

Что касается письменных источников, то они очень разнообразны. Подавляющее большинство надписей сделано на древнегреческом языке, особенно ценными считаются остраки – глиняные осколки. Но во время раскопок на о-ве Крит, а также Микенах и Пилосе были обнаружены линейные надписи 2 типов: А и Б. первое было написано на критском языке, а второе – на одном из диалектов древнегреческого языка.

Наиболее яркое представление о тех временах дают нам труды древнегреческих историков: «История» Геродота о греко-персидских войнах, «История» Фукидида о Пелопонесской войне (труд не закончен). Очень примечательны труды Павсания «Описание Эллады» (памятники старины, легенды, мифы). Свой вклад внес Ксенофонт, оставивший несколько исторических сочинений: «Греческая история», где он высказался против афинской демократии, «Воспоминания о Сократе», «Домострой», «О доходах». Историк Полибий написал «Всеобщую историю», из которой до нас дошла только 1/3. Еще один историк, Плутарх, отметился тем, что он применил анализ в «Сравнительных жизненных описаниях», где описывал сначала биографию знаменитого греческого деятеля, затем биографию похожего на него римского деятеля, в конце сравнивая этих лиц и говоря об их сходстве и различии. Свой вклад внесли драматурги, поэты, ораторы (особенно примечательны судебные речи Лисия, описывающие деятельность купцов IV в. до н. э.), поэмы (гомеровские «Илиада» и «Одиссея») и мифы.

В начале произведения, считавшиеся историческими, соединяли в себе несколько жанров: исторический, географический, этнографический; они включали также и мифы. Эти первые сочинения содержали описания известного тогда круга земель, отдельных областей греческого мира, родословные и очень кратко освещали события близкого им времени или не касались их. Авторы этих произведений назывались логографами (по-гречески «логос» - слово и «графо» - пишу), жившие в 6-5 вв. до н.э. В их сочинениях нет научно – критической оценки материала, но уже присутствует рациональный подход к объяснению отдельных событий мифологического времени. Представителями логографов являются Гекатей, написавший «Землеописание» и «Генеалогия», Гелланик, написавший сочинение по истории Афин и несколько «Генеалогий», Особенно много сведений содержится в произведениях географа Страбона. В своем труде «География» от говорит о жизни и истории различных стран, их природе.

Периодизация древнегреческой истории начинается с раннеминойского периода (XXX-XXIII вв. до н. э.). Здесь мы наблюдаем господство родовых отношений, зачатки ремесла и освоения металлов, развитие мореплавания, сравнительно высокий уровень аграрных отношений. В среднеминойском периоде (XXII-XVIII вв. до н. э.) начинается возведение монументальных дворцов и появляются зачатки государственности и ранние формы письменности. Завершает развитие крито-микенской цивилизации позднеминойский период (XVII-XII вв. до н. э.). В этот период происходит расцвет Минойской цивилизации, объединение Крита, создание морской державы царя Миноса, формирование оригинальной письменности, широкий размах торговой деятельности Крита в Эгейском море и активацию контактов с древневосточными государствами. Природная катастрофа середины XV в. до н. э. становится причиной упадка Минойской цивилизации, что создало предпосылки для завоевания Крита ахейцами, которые в XII в. до н. э. окончательно уничтожают минойскую государственность наряду с дорийцами.

История Балканской Греции начинается с раннеэлладского периода (XXX-XXI вв до н. э.). Здесь господствуют родоплеменные отношения в среде догреческого населения. Появляются первые крупные поселения и протодворцовые комплексы. В среднеэлладском периоде (XX-XVII вв. до н. э.) начинается расселение на юге Балканского полуострова первых волн носителей греческого языка - ахейцев, у которых началось разложение родоплеменных отношений, сопровождавшееся некоторым снижением общего уровня социально-экономического развития Греции. В позднеэлладском периоде (XVI-XII вв. до н. э.) возникает раннеклассовое общество у ахейцев, формирование производящей экономики в сельском хозяйстве. В XII в. до н. э. в Грецию вторгается новая племенная группа - дорийцы.

В гомеровский (предполисный) период, «тёмные века» (XI-IX вв. до н. э.) господствуют родоплеменные отношения, трансформирующиеся в раннеклассовые, формируются уникальные предполисные общественные структуры.

В эпоху архаики (VIII-VI вв. до н. э.).формируются полисные структуры. Происходит Великая греческая колонизация, этническая консолидация эллинского общества, появляются тирании. Внедряется железо во все сферы производства, происходит экономический подъём, нарастают противоречия между элитами и массами. В эпоху классики (V-IV вв. до н. э.) происходит расцвет экономики и культуры греческих полисов, отражается агрессия персидской сверхдержавы. Нарастает конфликт между торгово-ремесленными типами полисов с демократическим государственным устройством и отсталыми аграрными полисами с аристократическим устройством. Происходит Пелопонесская война, подорвавшая экономический и политический потенциал Эллады. Начало кризиса полисной системы и потеря независимости в результате македонской агрессии

Первый эллинистический период (334-281 до н. э.). Походы греко-македонского войска Александра Македонского, краткий период существования его мировой державы и её распад на ряд эллинистических государств.

Второй эллинистический период (281-150 до н. э.). Расцвет греко-восточной государственности, экономики и культуры.

Третий эллинистический период (150-30 до н. э.). Кризис и распад эллинистической государственности.

Географические рамки греческого мира. Периодизация и хронология истории Древней Греции

Геогр. Рамки: Географически Древняя Греция является совокупностью трех составляющих ее частей: южной части Балканского полуострова (от горы Олимп на севере до мыса Тенар на юге), многочисленных островов Эгейского моря, которые в южной части «замыкаются» островом Крит, и узкой прибрежной полосой в западной части Малой Азии. В эпоху Великой греческой колонизации (VIII – VI вв. до н. э.) греки расселились на обширных пространствах побережья Средиземного и Черного морей. На западе многочисленные греческие колонии появились на юге Италии, на острове Сицилия, на западном побережье Адриатики, на юге Галлии (современной Франции) и в северо-восточной Иберии (современной Испании). В северо-восточном направлении греческая колонизация сначала была направлена на освоение фракийского побережья и берегов пролива Геллеспонт, соединяющего Черное и Средиземное моря. Самой знаменитой колонией в этом районе стал Византий, ставший в IV веке нашей эры Константинополем, а в XV веке – Стамбулом. Через проливы греки вышли в Черное море и основали на его побережье десятки новых городов, большинство из которых существуют до сих пор. В южном направлении грекам удалось закрепиться в области Киренаика, на ливийском побережье к западу от Египта. В результате походов Александра Македонского греки проникли далеко на Восток, вплоть до западных территорий Древней Индии. Все эти территории стали местом развития греческой цивилизации и являются объектом изучения в рамках истории Древней Греции.

Периодизация: 3 этапа

1) раннеклассовый (крито - микенский) - 2 тыс до н.э.

А)хронология минойского периода

1. ранеминойский период = 30-23 в до н.э.(родовые отношения)

2. среднеминойский 22-18вв (период старых дворцов)

3) позднеминойский 17 -12 (период новых дворцов)

Б) хронология материковойГреции

1) ранеэладский 30-21вв

2)среднеэлладский 20-17вв (распад родоплемен отношений)

3) позднеэлладский 16-12

2) Полисный (формир. И расцвет полисов) 11-4 вв до н.э.

А) гомеровский 11-9 (родоплемен отношения в Греции)

Б) Архаический 8-6 (формиров полиса)

В) Классический 15-4 (расцвет древней греческой цивилизации и кризис развития греческого полиса)

3) Элинистический кон 4 – нач 1 вв до н.э (завоевание греками пер державы образов эллинистич государств)

А) Восточ походы А.Македонского и образ системы эллинист гос (30 ые 4 в – 80 ые 3в)

Б) дальнейшее развитие полисов(80 е 3 – сер 2в)

В) кризис эллинист системы и завоевание Римом (сер 2 в – 1 век до н.э)

Источники и историография по истории Древней Греции

Источники : В распоряжении современных исследователей имеются многочисленные источники самых разных категорий. Это прежде всего письменные материалы (исторические труды, произведения художественной и научной литературы, публицистика, речи ораторов, юридические документы, письма, деловые документы и мн. др.), памятники материальной культуры, в основном добываемые при археологических раскопках (руины городов, остатки крепостных сооружений, общественных зданий, жилых домов, гробниц, храмов, орудия труда, оружие, предметы повседневного обихода и т. п.), материал этнографических наблюдений (изучение древних обычаев, учреждений, обрядов), большое количество разнообразных надписей, монеты. Сведения о далеком прошлом можно почерпнуть с помощью анализа структуры словарного запаса древнегреческого языка и преданий устного народного творчества (записанных фольклорных материалов).

Источники по истории Крита и Ахейской Греции II тысячелетия до н. э. Немногочисленные источники этого времени подразделяются на три основные категории: письменные памятники, написанные слоговым письмом Б, данные археологических раскопок городов и поселений и сведения по истории II тысячелетия до н. э., сохранившиеся в произведениях греческих авторов более позднего времени.

Таблички, написанные письмом Б, были найдены при раскопках на Крите А. Эвансом в 1901 г., однако лишь в 1953 г. английский ученый М. Вентрис расшифровал непонятный язык надписей. В настоящее время известно несколько тысяч табличек, написанных письмом Б. Подавляющее большинство табличек датируется XIV-XII вв. до н. э. Надписи очень кратки и представляют собой главным образом документы хозяйственной отчетности. Кроме табличек, найденных в дворцовых архивах, сохранились надписи, состоящие из сокращений отдельных слов, наносившиеся краской или процарапанные на стенках глиняных сосудов, отдельные буквы на печатях, ставившихся на глиняных пробках и бирках. Археологические раскопки дают самые разнообразные сведения о материальной культуре. Наиболее важные находки были обнаружены при раскопках обширных дворцовых комплексов: в Кноссе и Фесте на о. Крит, в Микенах и Пилосе в Пелопоннесе. Некоторая информация об истории ахейских и критских царств содержится в поздней греческой традиции. В поэмах Гомера «Илиада» и «Одиссея», составленных в IX-VIII вв. до н. э., сохранились не только живые воспоминания о недавнем прошлом, в частности о событиях Троянской войны, но и целые песни и сказания, сложенные в ахейскую эпоху. В произведениях греческих авторов V - IV вв. до н. э. (Геродота, Фукидида, Аристотеля) и последующих столетий (Страбона, Плутарха, Павсания) сохранились отдельные смутные воспоминания о славном прошлом греков, о могуществе критского царя Миноса, создании им обширной державы, о высокой культуре того времени. Довольно разнообразный, хотя и очень сложный для изучения материал об истории и культуре, обычаях и религии греков II тысячелетия до н, э. содержится в многочисленных сказаниях и мифах греков о богах и героях.

Источники по истории архаической и классической Греции. Общее количество и разнообразие источников для изучения истории Греции VIII--TV вв. до н. э. резко возрастает. С особой полнотой представлены письменные источники самых различных жанров.

Наиболее ранними письменными источниками стали эпические поэмы Гомера - «Илиада» и «Одиссея». Ценные сведения о земледелии, тяжелом крестьянском труде и сельском быте можно получить из поэмы «Труды и дни» беотийского поэта Гесиода (рубеж VIII- VII вв. до н. э.). Ему же принадлежит другая поэма - «Теогония», где подробно описаны религиозные воззрения греков, происхождение богов, их генеалогия и взаимоотношения.

Для изучения социально-политической борьбы, развернувшейся в греческом обществе VII-VI вв. до н. э., важны данные, которые приводятся в политических элегиях греческих поэтов - Архилоха с Пароса, Солона из Афин, Феогнида из Мегар.

Одним из важнейших источников являются сочинения древнегреческих историков. Первыми греческими историками были так называемые логографы, из них наиболее известны Гекатей из Милета (540-478 гг. до н. э.) и Гелланик из Митилены (480-400 гг. до н. э.). Логографы описывали древнейшую историю родных городов. Сочинения логографов дошли лишь в небольших отрывках.

Первым собственно историческим исследованием был труд Геродота из Галикарнасса (485-425 гг. до н. э.) Труд Геродота посвящен истории греко-персидских войн и состоит из 9 книг, которые в III в. до н. э. были названы именами 9 муз. Собственно истории самих войн посвящены пять последних книг (изложение доведено до 479 г. до н. э.), а в первых четырех книгах описана история отдельных стран, народов, городов Малой Азии, Вавилонии, Мидии, Египта, скифских племен, греческих городов Балканской Греции., названного еще в древности «отцом истории».

Другим выдающимся произведением греческой исторической мысли был труд афинского историка Фукидида (около 460-396 гг. до н. э.), посвященный событиям Пелопоннесской войны (431- 404 гг. до н. э.). Труд Фукидида состоит из 8 книг, в них излагаются события Пелопоннесской войны с 431 по 411 г. до н. э.

Разнообразное литературное наследство оставил после себя младший современник Фукидида историк и публицист Ксенофонт из Афин (430-355 гг. до н. э.). В своей «Греческой истории» он продолжил труд Фукидида с событий 411г. до н. э. и довел его до битвы при Мантинее в 362 г. до н. э. Ксенофонт написал и другие произведения: несколько сочинений на экономические темы (трактаты «Экономика», «О доходах»), публицистический трактат «О государственном устройстве лакедемонян», «Киропедия» («Воспитание Кира»).

Множество сведений разнообразного характера содержится в дошедших до нашего времени многочисленных речах афинских ораторов IV в. до н. э. - Лисия, Исократа, Демосфена, Эсхина, Гиперида и др. Наиболее ранние из них речи Лисия относятся к концу V - началу IV в. до н. э., наиболее поздние принадлежат Гипериду и Динарху (20-е годы IV в. до н. э.).

Знаменитым греческим философам Платону и Аристотелю принадлежат произведения самого разнообразного содержания. Среди сочинений Платона (427-347 гг. до н. э.) наибольшее значение имеют его обширные трактаты «Государство» и «Законы», написанные в последний период его жизни. Поражает своим многообразием творчество величайшего греческого мыслителя Аристотеля. Ему принадлежат трактаты по логике и этике, риторике и поэтике, метеорологии и астрономии, зоологии и физике, которые являются содержательными источниками. Однако наиболее ценными трудами по истории греческого общества IV в. до н. э. являются его сочинения о сущности и формах государства - «Политика», в которой он обобщил гигантский материал политической истории 158 различных греческих полисов, и специальный трактат о государственном устройстве Афин, одного из самых крупных греческих полисов с развитыми формами государственного управления, «Афинская политая».

Богатую информацию о внутреннем и внешнем положении Афин во время Пелопоннесской войны и в начале IV в. до н. э. дают многочисленные комедии (сохранилось 11 комедий) Аристофана (450-388 гг. до н. э.).

В комплексе исторических источников по истории Древней Греции столь же важное место занимают эпиграфические источники. Это надписи на камне (каменных плитах, стенах зданий, стелах, статуях и т. п.), керамике, металлических пластинках. Надписи были разные - от нескольких букв до сотни строк. Однако больших надписей (в несколько десятков строк) немного, основная часть эпиграфического материала содержит текст в несколько строк.

Огромный и возрастающий год от года материал археологических раскопок является важнейшим источником знаний о самых различных сторонах жизни греческого общества.

Источники по истории Греции эллинистического периода. Количество источников, относящихся к этому времени, возрастает по сравнению с предшествующим периодом, появляются новые категории источников, например документы, написанные на папирусах, которые были обнаружены при раскопках в Египте.

Из исторических сочинений наибольшее значение имеют труды Полибия и Диодора. В сочинении Полибия подробно излагается история греческого и римского мира с 280 по 146 г. до н. э. В «Исторической библиотеке» Диодора Сицилийского (I в. до н. э.), состоящей из 40 книг, полностью сохранились книги XVIII-XX, в которых кроме истории классической Греции (V-IV вв. до н. э.) подробно описаны борьба диадохов, история правления тирана Агафокла в Сицилии и другие события раннеэллинистической истории (до 30 г. до н. э.).

Богатейшие сведения самого разнообразного содержания приведены в «Географии» Страбона (64 г. до н. э. - ок. 23/24 г. н. э.).

Большую ценность для раннеэллинистической истории представляют собой сочинения Плутарха, особенно его биографии крупнейших греческих и римских политических деятелей III-I вв. до н. э.

Уникальным по богатству материала для воссоздания истории культуры Греции всех эпох, включая архаическую, классическую и эллинистическую, является сочинение Павсания (II в. н. э.) «Описание Эллады».

Эллинистическая история была объектом постоянного внимания историков римского периода, причем особый интерес возбуждала история царствования Филиппа II и его прославленного сына Александра Македонского. Наиболее известны «История Филиппа» Помпея Трога (конец I в. до н. э.) в 44 книгах (сочинение сохранилось в сокращении Юстина, автора II-III вв. н. э.), «История Александра Македонского» Курция Руфа (I в. н. э.), «Анабасис Александра» Флавия Арриана (II в. н. э.).

Аппиан, римский историк II в. н. э., написал историю государства Селевкидов, Македонии Понтийского царства.

Ценными источниками по различным аспектам жизни эллинистических обществ являются произведения научной и художественной литературы. Это прежде всего трактаты по экономике, в частности трактат, приписываемый Аристотелю (он носит название псевдоаристотелева «Экономика», конец IV в. до н. э.), и трактат «Экономика», принадлежащий Филодему (I в. до н. э.). Большой интерес вызывают работы ученика Аристотеля Феофраста (370- 288 гг. до н. э.) его трактат «О растениях» и трактат «Характеры». Из произведений художественной литературы важны бытовые комедии афинского драматурга Менандра (342-292 гг. до н. э.), сборник небольших стихотворений Феокрита (III в. до н. э.), посвященных прославлению простой тихой жизни, далекой от треволнений мира, получивший название «Идиллии».

Многочисленны эпиграфические, нумизматические, археологические источники по истории эллинизма. Найдены десятки тысяч самых различных надписей практически из всех областей греческого мира самого разнообразного содержания - от законодательных актов до ученических упражнений.

Новой категорией источников для изучения эллинистической истории, особенно Египетского царства Птолемеев, являются многочисленные тексты на папирусах. К настоящему времени известно свыше 250 тыс. различных папирусных находок

Историография: Русская историография . Изучение истории Древней Греции в России началось еще в XVIII в. Знатоками греческой истории были М.В. Ломоносов, А.Н. Радищев, которые часто использовали в своих трудах многие сведения древнегреческих авторов. Радищеву принадлежит перевод на русский язык сочинения одного из видных французских просветителей Г. Мабли «Размышления о древнегреческой истории» (1773). В своем произведении «Песнь историческая» он дал эскизное изложение главных событий греческой истории. Крупным специалистом европейского масштаба был приглашенный для работы в России немецкий ученый Г. Байер. Он издал ряд трудов по истории Ахейского союза, Греко-Бактрийского царства, взаимоотношений греческих колоний Северного Причерноморья и скифских племен.

И. Мартынов в 20-х годах XIX в. издал в 26 томах в переводе на русский язык многих древнегреческих авторов. Н. Гнедич и В. Жуковский подарили русской публике великолепные переводы замечательных поэм Гомера «Илиада» и «Одиссея».

Новаторским был труд Васильевского «Политическая реформа и социальное движение в Древней Греции в период ее упадка» (1869). Ф.Ф. Соколов в небольших по объему статьях уточнили много различных датировок и событий греческой истории V-III вв. до н. э. и прочно вошли в научный обиход.

В.В. Латышев предпринял капитальное издание в 3 томах всех греческих и латинских надписей, найденных в Северном Причерноморье (1885- 1916). Разносторонним исследователем был С.А. Жебелев. Его главные труды посвящены изучению тех периодов греческой истории. Он воссоздал историю эллинистических Афин (1898) и историю Балканской Греции в римское время I-III вв. н. э. (1903).Объектом научных интересов одного из крупнейших русских ученых В. П. Бузескула была история афинской демократии. В монографии «Перикл» (1889) Бузескул дал самый обстоятельный в русской науке анализ политической деятельности вождя афинской демократии. В «Истории афинской демократии» (1909) В.П. Бузескул исследовал генезис афинской демократии, ее структуру, функционирование и показал большое воздействие на греческий мир.

Ф.Ф. Зелинский активно занимался изучением различных аспектов греческой религии и культуры. Результатом этих занятий была публикация четырехтомного труда «Из жизни идей» (1905-1907,1922).

Важное место в разработке новой концепции древнегреческой истории в 20-е годы заняли исследования А.И. Тюменева. В нескольких монографиях («Очерки экономической и социальной истории Древней Греции», 1920-1922, т. I-HI; «Существовал ли капитализм в Древней Греции?», 1923; «Введение в экономическую историю Древней Греции», 1923) он предложил новое понимание социально-экономических отношений в Древней Греции, определил специфику древнегреческой экономики, классовой и социальной структуры. Общая разработка истории Древней Греции как рабовладельческого общества была предпринята B.C. Сергеевым и С.И. Ковалевым в учебниках для исторических факультетов государственных университетов. Ценные труды по социально-экономической проблематике были изданы О.О. Крюгером («Общий очерк социально-экономической истории эллинизма», 1934; «Сельскохозяйственное производство в эллинистическом Египте», 1935), Р.В. Шмидт (о горном деле и металлообрабатывающем производстве, 1935; о положении пенестов в Фессалии). В многочисленных работах С.Я. Лурье ставились различные проблемы политической истории Аттики и греческой науки (серия монографий «Демокрит», «Архимед», «Геродот», «Очерки по истории античной науки»).

Особое внимание специалистов в 60- 70-е годы привлекали две кардинальные проблемы общегреческой истории - рабства и полиса. По первой проблеме была издана серия монографий «Исследования по истории рабства в античном мире». В рамках этой серии были опубликованы монография Я.А. Ленцмана «Рабство в микенской и гомеровской Греции» (1963), сборники«Рабство на периферии античного мира» (1968), «Рабство в эллинистических государствах III-I вв. до н. э.» (1969), монография К.К. Зельина и М.К. Трофимовой «Формы зависимости в Восточном Средиземноморье в эллинистический период» (1969), работа А.И. Доватура «Рабство в Аттике в VI-V вв. до н. э.» (1980). Большое место в 60-70-х годах уделялось и различным сторонам полисной организации, древнегреческого полиса. Известным завершением исследовательской работы по изучению древнегреческого полиса к середине 80-х годов стал выход сводного труда «Античная Греция» (1983, т. I-II).

По истории Ахейской Греции, изучение которой приобрело особый размах после дешифровки линейной письменности Б и прочтения письменных документов II тысячелетия до н. э., вышло несколько серьезных работ: С.Я. Лурье «Язык и культура микенской Греции», 1957;Я.А. Ленцман «Рабство в микенской и гомеровской Греции», 1963; Т.В. Блаватская «Ахейская Греция», 1966; «Греческое общество II тысячелетия до н. э.», 1976, и др., в который были рассмотрены важнейшие аспекты древнейшей греческой истории и высказаны разные точки зрения по ряду конкретных вопросов.

Ценные труды по истории Греции классического периода были изданы К. К. Зельиным («Борьба политических группировок в Аттике VI в. до н. э.», 1964), Л.Н. Казамановой («Очерки социально-экономической истории Крита V-IV вв. до н. э.», 1964). Изучением политической истории и политической мысли древних греков занимались А.К. Бергер («Политическая мысль древнегреческой демократии», 1966) и А.И. Доватур («Политика и политии Аристотеля», 1965).

Особым направлением в исследованиях стала разработка различных проблем развития общественной мысли древних греков архаического и классического времени. Здесь следует отметить труд Э.Д. Фролова «Факел Прометея. Очерки античной общественной мысли» (1991).

Культура и общество стран восточного эллинизма стали предметом исследования С.В, Новикова «Юго-западный Иран в античное время. От Александра Македонского до Ардашира» (1989) и И. Р. Пичикяна «Культура Бактрии. Ахеменидский и эллинистический периоды» (1991). Известным обобщением региональных исследований об эллинистическом времени стала коллективная монография «Эллинизм. Экономика, политика, культура» (1991).

Основы отечественной скифологии были заложены еще М.И. Ростовцевым («Эллинство и иранство на юге России», 1918, и «Скифия и Боспор», 1925). Затем изучение истории и культуры скифов было продолжено такими маститыми учеными, как Б.Н. Граков («Каменское городище на Днепре», «Скифы», 1971),А.И. Тереножкин («Киммерийцы», 1976, и «Скифия VII-IV вв. до н. э. в соавторстве с В.А. Ильинской, 1983), М.И. Артамонов («Сокровища скифских курганов», 1966; «Киммерийцы и скифы», 1974), А.П. Смирнов («Скифы», 1966), Д.С. Раевский («Модель мира скифской культуры», 1985).

Зарубежная историография Древней Греции XX в.

Наиболее известными изданиями стали 12- томная «Кембриджская древняя история» (1928-1938), «Всеобщая история» в 13 книгах под редакцией Г. Глотца (1923-1939) и 5-томная работа «Народы и цивилизации. Всеобщая история» под редакцией А. Альфана и Ф. Саньяка (1930-1937). После окончания второй мировой войны в 50-60-х годах вышло несколько аналогичных изданий в разных странах Европы: «Всеобщая история цивилизации» под редакцией Краузе во Франции, «История мира» в 10 томах в Швейцарии, «Всемирная история Фишера» в 37 томах в Германии, «История человечества. Культурное и научное развитие», изданное под эгидой ЮНЕСКО. Глубокий анализ древнегреческой экономики был дан также видными французскими историками Ж. Тутеном («Античная экономика», 1927) и Г. Глотцем («Труд в Древней Греции. История греческой экономики», 1920), немецким ученым Ф. Хайхельхаймом («Экономическая история древнего мира», 1938). В работах голландца X. Болькенштейна «Греческая экономика золотого века» (1923; 1958), английского ученого X. Митчела «Экономика Греции» (1940) о модернизации хозяйственных отношений говорится уже весьма умеренно, подчеркивается известная примитивность экономики.

Политическая история Греции исследуется по нескольким направлениям. Прежде всего это изучение различных аспектов афинской демократии (П. Клоше, К. Моссе, А. Джоунз, Р. Мейгз и др. Увеличилось количество работ по истории Спарты (X. Митчел, Дж. Хаксли, В. Форрест).

Обобщением многих конкретных исследований греческой государственности являются работы Дж. Ларсена «Представительное правление у греков и римлян» (1953) и В. Эренберга «Греческое государство» (I960, 1969, т. 1-11). Английские и американские историки Дж. Сэн Круа (труды по истории Пелопоннесской войны, «Карл Маркс и история классической античности»), П. Картледж (работы о ранней Спарте), Р. Педгаг («Классы и общество классической Греции»), М. Уазен («Классовая борьба в древней Греции») исследуют кардиальные проблемы древнегреческой истории, признавая важную роль способа производства в развитии социально-политических структур, социальных противоречий в древнегреческом обществе.

В 80-90-х годах исследования проводились по различным периодам, по многим аспектам и практически по всем регионам греческого мира. По этим материалам была осуществлена 4-томная публикация «Великая Греция» под редакцией П. Карателли (1985-1990). По результатам международных конгрессов, посвященных изучению истории Пелопоннеса, проводимых в 80-х годах в г. Каламита, изданы 3 тома современных исследований (1987-1988).

Появились фундаментальные исследования: работы О. Ракхэма об исторической экологии Беотии (1983), работа М. Хансен «Демография и демократия» (1986), обобщающий труд Р. Саллареса «Экология в древнегреческом мире» (1991), Дж. Тергуд «Человек и средиземноморский лес» (1981), Р. Осборн «Классический ландшафт» (1987). К тому же экологические проблемы занимают все большее место в общих работах, освещающих разные периоды древнегреческой истории, таких, как, например, книга Снодграсса «Археология Греции» (1987), сборник «Греческий город», изданный под редакцией О. Меррея, работа М, Джеймсона о сельском хозяйстве в Древней Греции (1988,1991), труд П. Гарней «Голод и производство продовольствия в греко- римском мире» (1988) и ряд других исследований. Видимо, это направление в историографии Древней Греции будет преобладать в ближайшие годы.

Из работ общего характера, вышедших в последние годы, можно отметить серию монографий ведущих специалистов по разным временным периодам, которые в совокупности дают современное представление об истории Греции с конца микенской цивилизации до конца эллинистической эпохи (О. Меррей. Ранняя Греция, 1993; Дж. Девис. Демократия и классическая Греция, 1993; Ф. Уолбенк. Эллинистический мир, 1992), изданные в рамках единой серии под общей редакцией Освина Меррея.

Данные письменных источников в значительной мере дополняются многочисленными вещественными памятниками, сохранившимися до наших дней от всех периодов истории Древней Греции. Отыскание вещественных памятников путем раскопок, их сохранение, реставрация и изучение составляют предмет археологии. Изучение археологических памятников дает историкам многочисленные сведения по истории ремесел, искусства, торговых и политических связей, по истории быта и религии. Этих сведений в письменных источниках по большей части мы не находим.

Археологические памятники - это остатки древних культур, которые отыскивают при раскопках. К ним относятся развалины древних городов и поселений, находимые в них орудия труда и предметы обихода, а также древние могилы, куда, кроме покойников, клали различные предметы.

Археологические исследования показали, что в большинстве случаев древний греческий город состоял из акрополя (кремля) с храмами и общественными зданиями, и нижнего города, в который, наряду с жилыми и ремесленными кварталами, входила главная площадь (агора), служившая местом народных собраний и рынком.

Раскопки жилых кварталов греческих городов доставили интересные сведения о социальном и экономическом положении их обитателей. Особенно значительные результаты принесло исследование агоры во многих городах: обычно на этой площади греки ставили статуи заслуженных граждан и стелы с текстами законов и постановлений. При раскопках было найдено много остатков этих стел и статуй.

Весьма интересны обнаруженные при раскопках городов и селений орудия труда древних греков, обычно довольно примитивные, что было обусловлено применением рабского труда. Археологические исследования познакомили нас и с развитием различных ремесел у греков. Теперь ясны многие детали древней металлургии - добывание руды, выплавка металла, изготовление металлических изделий путем ковки и литья. Столь же подробно известно керамическое производство благодаря раскопкам многочисленных больших и малых керамических печей и находкам массы разнообразных гончарных изделий: сосудов, черепицы, водопроводных труб, терракотовых статуэток и прочих изделий из глины.

Рисунки на дорогой посуде и на глиняных табличках знакомят нас и с другими греческими ремеслами (ткачеством, кожевничеством и т. д.), а также с трудом греческих крестьян. Некоторые вазовые рисунки свидетельствуют о тяжелом положении раба в греческом обществе. Дошедшие до наших дней свинцовые гири и изображения весов на вазах обогащают наши представления о греческой торговле, о значительном развитии которой говорят многочисленные находки ремесленных изделий и монет в различных областях древнего мира.

История многих войн, происходивших в древности, была ярко описана античными историками. Найденное археологами оружие греческих гоплитов - шлемы, панцири, щиты, поножи, остатки мечей и копий - позволяет современному читателю яснее понять происходившие события.

Особенно разнообразны памятники искусства, скульптуры и архитектуры, свидетельствующие о значительном культурном уровне античного общества.

Большое количество археологических памятников было найдено при раскопках древних кладбищ - некрополей. Так как древние греки верили в загробную жизнь, то они клали покойникам в могилы нужные им вещи: ребенку - его игрушки, воину - его оружие, женщине - ее украшения. Особенно интересны надгробные памятники, на которых часто изображали рельефные портреты покойников и вырезали имена усопших, иногда со стихотворными эпитафиями.

Особенность археологических памятников состоит в том, что это немые источники, это вещи, а не рассказ. Поэтому археолог находится в более трудном положении, чем историк, работающий с текстом древних авторов или надписей. Но в то же время археологические источники обладают большим преимуществом: они - объективные свидетели античной жизни, тогда как всякий рассказ древнего историка в большей или меньшей мере носит печать субъективных оценок, тенденциозности, классовой ограниченности.

В связи с большим значением вещественных памятников, без представления о которых невозможно правильное понимание греческой истории, мы считаем совершенно необходимым познакомить читателя с результатами раскопок важнейших греческих центров, а также античных городов Северного Причерноморья.

1. История древней Греции как часть античной истории.

2. Источники по истории древней Греции.

3. Историография древней Греции.

Географические границы. Когда говорится огеографическихграницах Древней Греции, до­вольно часто их сопоставляют с границами современного государства Греции. Однако географические рамки Древней Греции значительно от­личаются от рубежей современной Греческой Республики. В древности не существовало единого государства под названием Древняя Греция, и территория Греции включала области, которые населяли греки, где были расположены их города, колонии или государственные образования. Древняя Греция не имела строго фиксированной территории, и в разные исторические времена границы ее владений менялись. Во II тыс. до н.э. под Древней Грециейпонимались территория острова Крит, Кикладского архипелага и Пелопоннеса. После великой греческой колонизации в VIII-VI вв. до н.э. территория, населенная греками, расширилась за счет мно­гочисленных колоний в Сицилии, Южной Италии (эти области получили название «Великая Греция»), а также колоний по берегам Черного моря.

После походов Александра Македонского на Восток и завоевания им обширных земель могущественной империи Ахеменидов возникли элли­нистические государства приемников Александра Македонского, которые также рассматриваются как новые территории древнегреческого мира. Таким образом, в конце IV-II вв. до н.э. под Древней Грецией стали по­нимать обширную географическую зону, простирающуюся от Сицилии на западе до Индии на востоке, от берегов Аральского моря на севере до эллинистического Египта на юге. С падением эллинистических госу­дарств, их завоеванием Парфянским государством на востоке и Римской республикой на западе, территория Древней Греции стала сокращаться, а в I в. до н.э. она была включена в состав Римской державы на западе и частично Парфянской державы на востоке.

Изрезанность береговой линии в сочетании с гористостью рельефа (80% - горы) объясняют невозможность образования на Балканах централизованного государства: в каждой маленькой долине – обособленное государство, которое, в то же время, имеет связь со всей ойкуменой посредством моря.

Внутреннее «безобидное» море, каботажное плавание (летом), морская цивилизация в целом. Рыба – основа здорового рациона.

Удобные гавани в Аттике и их отсутствие на Пелопоннесе, а также обилие плодородной земли на Пелопоннесе и ее нехватка в Аттике объясняют различные векторы развития Афин и Спарты. Особенная изолированность Мессении: с трёх сторон – горы Парнон и Тайгет, с четвёртой - Истмский перешеек. Есть, конечно, и плодородные регионы – Фессалия, Аркадия, Беотия; здесь меньшая роль торговли, более медленное социальное развитие, поэтому общество более традиционно.

Почва каменистая, пшеница не растёт, зато виноград и олива – хорошо плодоносят. Хлеб дешевле купить, чем вырастить на месте, а есть и продукт для обмена. Отсюда – предпосылки для морской торговли (Египет, Италия, после Колонизации - Понт и более отдаленные области). Борьба за торговые пути – частая причина войн.

Есть полезные ископаемые (глина, мрамор, железо, медь, серебро, дерево), что способствовало развитию ремесел.

Хронологические рамки. Греция была заселена людьми с глубокой древности (VII тыс. до н.э). История Древней Греции изучает основы и генезис первичной государственности, становление и развитие эффективной экономики, социальных групп иклассов, которые выделились из единой родовой массы. Впервые эти признаки цивилизации появились во второйполовине III тыс. до н.э. на острове Крит и отдельных территориях Пелопоннеса. С этой датой связывается начало собственно истории цивилизации Греции, да и не только ее, но и всей Европы. Распространившись на обширных территориях, греческая цивилизация прошла длительный путь развития. Концом самостоятель­ной истории древнегреческой государственности считается падение по­следних эллинистических царств и завоевание их на востоке Парфией и на западе Римом. Завоевание Римом последнего эллинистического госу­дарства - птолемеевского Египта (во времена правления Клеопатры VII)- в 30-е г. до н.э. положило конец самостоятельной древнегреческой цивилизации. Именно этими событиями и завершается курс «Истории Древ­ней Греции». С этого времени история древнегреческих городов и госу­дарственных образований изучается как составная часть курса «История древнего Рима».

Периодизация древнегреческой истории. В целом история Древней Греции делится на три больших этапа:

I этап: раннеклассовые общества и первые государственные образования II тыс. до н.э.

2 этап: формирование и расцвет полисов, рабовладельческих отношений классического типа, создание высокой культуры. Хронологические рамки этого этапа соответствуют XI-IV вв. до н.э.

3 этап: завоевание греками Персидской державы, образование эллинистических обществ и государств. Временной отрезок, который занимает этот этап, соответствует 338 г. до н.э. - 30 г. до н.э.

В целом, становление древнегреческого общества началось с разло­жения родовых учреждений первобытного общества. На смену старым нормам поведения и мышления приходят новые формы взаимодействия между людьми как свободными гражданами. Родовой коллектив разделя­ется на различные социальные группы; развивается рациональное И эко­номически эффективное хозяйство, которое обеспечивает достаточно по­стоянный прибавочный продукт; складывается институт государственно­сти, регулирующий социальные связи и условия для преобразования мен­талитета первобытных людей в сторону рационального мышления; фор­мируются новые моральные и нравственные принципы поведения людей.



Процесс становления первых цивилизаций проходил параллельно на Крите и Балканской Греции. В научной литературеодин путь развития называется критским, а другой - ахейским.

Каждый из приведенных этапов, в свою очередь, делится на перио­ды. Для истории Крита, а соответственно и критского пути развития, выделяетсятри минойских периода:раннеминойский (ХХХ-ХХШ вв. до н.э.), среднеминойский или период «старых дворцов» (XXII-XVIIIвв. до н.э.), позднеминойскийили период «новых дворов» (XVII -XIIвв. до н.э.).

История материковой, или ахейской, Греции также делится на три периода, которые называются элладскими: раннеэлладский (ХХХ-ХХ1 вв. до н.э.), среднеэлладский (XX-XVII вв. до н.э.), позднеэлладский, или микенский (XVI-ХII вв. до н.э).

XII век в истории Ахейской Грецииознаменовался дорийским нашествием, которое привело к гибели классового общества ахейских госу­дарств. На территории Греции, включая и Крит, вновь к XI в. до н.э. уста­навливаются первобытнообщинные отношения, и греческое общество вновь находится на стадии разложения родоплеменных отношений.

Второй этапв истории Древней Греции носит название полисного этапа. Он также делится на три периода: предполисный, или гомеровский (XI-IX вв. до н.э.), архаический (VIII VI вв. до н.э.) и собственно полис­ный (V -IV вв. до н.э.).

Третий, эллинистический, этап в истории Древней Греции включает в себя три периода: восточные походы А. Македонского и образование системы эллинистических государств (30-е г. IV в. до н.э. - 80-е г. III в. до н.э.); расцвет эллинистических (греко-восточных) обществ и государств (80-е г. III в. до н.э. - середина II в. до н.э.); кризис эллинистической системы государственности (сер. II в. до н.э. - 30-е годы I в. до н.э.).

Источники по истории Др. Греции.

Геродот и его "История". Цель труда Геродота заявлена в первой книге: «…чтобы прошедшие события с течением времени не пришли в забвение и великие и удивления достойные деяния как эллинов, так и варваров не остались в безвестности » (I, 1). И это ему удалось – по истории скифов, напр., «История» - основной источник. Геродот ставит себе задачу установить истину (VI, 82). Геродот передает все, что рассказывают. Из нескольких точек зрения выбирает на его взгляд наиболее правдоподобную. В VII 152 говорит, что «обязан передавать все то, что мне рассказывают, но верить всему не обязан ».

Отцом истории Геродота назвал Цицерон в своем сочинении «О законах». Геродот – первый в триаде Геродот-Фукидид-Ксенофонт. Собственно история (греч. «исследование») зародилась еще до Геродота, в 6 в. в Милете (Геланик и др.), где была наибольшая потребность в ней (здесь сильна классовая борьба). Страбон: история зародилась как жанр художественной прозы. Логос противопоставлен эпосу. Аристотель (Поэтика, IX) приводит Геродота в пример как образец историка.

Лексика, синтаксис и стиль Геродота. Принято называть новеллистическим, но это не признак его неисторичности: у логографа Гелланика стиль куда более «наукообразный», но его труд является просто сухим переложением мифических историй. Влияние фольклора (сказка о Кандавле и Гигесе) и ионийской традиции («милетский рассказ»). Встречаются «типичные герои в типичных обстоятельствах». Геродот афористичен, любит шутить. «История» рассчитана на устное прочтение (есть соотв. обороты, см. Лурье). Хоть и дориец, но пишет свой труд на ионийском диалекте, чтобы не выпадать из традиции.

Композиция. Деление «Истории» на 9 книг по именам муз принадлежит александрийским грамматикам. Труд состоит из «логосов», соединенных затем в единое целое. Но каждый логос при этом – законченное произведение. Геродот последовательно описывает завоеванные Ахеменидами страны (от Кира до Ксеркса) – поэтому, например, из финальной редакции был исключен ассирийский логос. Якоби и Лурье полагают, что план «Истории» не был изначально продуман, а сложился по мере накопления материала. Много отступлений, но сюжетная линия есть. Весь труд делится на 2 части: до V 27 – развернутое этно-географическое введение, далее – основная часть (1. Ионийское восстание 2. Поход Дария 3. Поход Ксеркса).

Аргументация. Рационалистические доводы Геродот использует наравне с мифологическими, критически относясь и к тем, и к другим.

Тенденциозность Геродота. Проафинская ориентация, т.к. а) Афины – вторая родина Г. и б) Галикарнас, как и Афины, - торговый город.

Источники Геродота: личные наблюдения, Гекатей Милетский (его цитирует не ссылаясь) и др. логографы, рассказы переводчиков, легенды и др. пестрый материал. Весь разнородный материал «Истории» объединен темой Греко-персидских войн, или (шире) – темой борьбы Запада и Востока, свободы и рабства.

"История" Фукидида как исторический источник .

Время жизни самого Фукидида точно неизвестно (456-396). Стремится отойти от всего субъективного и дать объективную картину событий (Стратановский). Ссылается на логографов (Гелланик – I 97, 2), но вместе с тем противопоставляет себя им (… не так приятно для слуха, но ближе к истине – I, 21).. Пишется приблизительно с 420 и до смерти (400/396). Начал писать во Фракии, будучи изгнанным из Афин (т. к. позволил спартанцам захватить Амфиполь), после войны был реабилитирован и возвращён на родину. Произведение не закончено (Ксенофонт потом продолжил своей «Греческой историей», но получилось хуже). Источник в первую очередь по периоду 431-411 гг. (Пелопонесская война), косвенно – история Греции с начал.

Структура. 8 книг. Каждая книга разделена на главы. В них – подглавы. Первая книга – история Греции с начала и до войны, остальные 7 – по войне.

Метод. Новое по отношению к Геродоту – очень тщательный сбор и анализ данных. Никаких мифологем (что естественно, т. к. можно считать современник). Всё, что вызывает сомнения, отбрасывается. Рассматривает, не только военные действия, но и внутреннюю ситуацию в городах. Впервые – внимание к социальным противоречиям и т. д.

Исключительно объективен. Глубина мысли и прекрасная осведомлённость (сам принимал участие). Показывает ужасы войны. В целом труд Фукидида – нагромождение досконально проверенной фактологии, никакого мифологизма и иже с ним. Потому и представляет огромнейшую ценность как источник.

Причину войны Фукидид видит в чрезмерном усилении Афин, что не удовлетворяет Спарту. Греческую хронологию (по олимпиадам от первой в 757 г.) считает неверной, т. к. нет оснований считать дату первой игры верной. Время считает по солнечным годам (зимние и летние; т. н. «логическая хронология»), но не до конца последователен. Использует отсылки к архонствам и др. событиям для установления точной даты.