Второй период правления Николая I (1831–1848). Образован главный комитет по крестьянскому делу Секретный комитет по крестьянскому делу был создан

Между тем по старому обычаю составлен был секретный комитет по крестьянским делам подобно тем, которые составлялись в царствование Николая. Этот комитет открыт был 3 января 1857 г. под личным председательством императора из лиц, особо доверенных. Комитету поручено было выработать общий план устройства и улучшения положения крепостных крестьян. Работы этого комитета показывают нам, что в 1857 г. не существовало еще никакого плана, не собрано было еще сведений о положении дела, не выработаны были даже основные начала освобождения; так, например, еще не решили, освобождать ли крестьян с землею или без земли. Комитет принялся за дело. Между тем в ноябре прибыл в Петербург давно ожидаемый виленский генерал-губернатор Назимов с результатами своих совещаний с местным дворянством. Назимов явился повесив голову; предводители дворянства, может быть под влиянием праздничных впечатлений в Москве, наговорили лишнего, за что получили должное наставление от своих избирателей, дворян литовских губерний. Местные губернские комитеты, составленные для рассмотрения инвентарей Бибикова, решительно объявили, что не желают [ни] освобождения крестьян, ни перемены в их положении. Когда Назимов об этом доложил, составлен был следующий рескрипт на его имя, помеченный 20 ноября 1857 г. (Прошу вслушаться не в рескрипт, а в смысл.) В рескрипте значилось, что государь с удовольствием принял выраженное Назимовым желание литовских дворян улучшить положение крепостных, поэтому позволяет местному дворянству образовать комитет из своей среды для выработки положения, которым осуществилось бы это доброе намерение. Комитеты эти должны быть составлены из депутатов от уездных дворян губерний, по два от каждого уезда, и из опытных помещиков, назначенных генерал-губернатором. Эти губернские дворянские комитеты, выработав свои проекты нового устройства крестьян, должны были внести их в комиссию при генерал-губернаторе; она, рассмотрев проект губернских комитетов, должна выработать общий проект для всех трех литовских губерний. Рескрипт указывал и начала, на которых должны быть основаны эти проекты. Вот эти три начала: крестьяне выкупают у помещиков свою усадебную оседлость; полевой землей они пользуются по соглашению с землевладельцем. Дальнейшее устройство крестьян должно быть таково, чтобы оно обеспечивало дальнейшую уплату крестьянами государственных и земских податей. Крестьяне, получив усадьбу и землю от землевладельцев, устраиваются в сельские общества, но остаются под властью помещика как вотчинного полицейского наблюдателя. С большим удивлением встретили местные дворяне рескрипт, данный Назимову, с трудом понимая, чем они подали повод.

Но тут блеснула еще другая искра в Петербурге. Решено было обращенное к литовскому дворянству приглашение заняться устройством положения крестьян сообщить к сведению дворянства остальных губерний на случай, не пожелают ли они того же, чего пожелало дворянство литовское. Говорят, мысль обобщения дела впервые подана была великим князем Константином, который перед тем был введен в состав секретного комитета; скоро эта мысль получила гласное выражение. Около того времени представлялся государю воронежский губернатор Смирин; государь неожиданно сказал ему, что дело крепостных крестьян решил довершить до конца и надеется, что он уговорит своих дворян помочь ему в этом. Смирин обращается к Ланскому за разъяснением этих слов и с вопросом, не получит ли на этот счет воронежское дворянство какое-нибудь предписание. «Получит», - отвечал Ланской, засмеявшись. Около того времени кто-то вспомнил, что некоторые петербургские дворяне выразили желание определить точнее положение крестьянских повинностей в пользу землевладельцев; акт был заброшен; теперь его откопали, и последовал 5 декабря новый рескрипт: «Так как петербургское дворянство выразило желание заняться улучшением положения крестьян, то ему разрешается устройство комитета и т. д.». Дворянство с расширенными глазами встретило этот рескрипт, данный на имя петербургского генерал-губернатора графа Игнатьева. Наконец, все эти рескрипты Назимову и циркуляры министра внутренних дел разосланы были губернаторам всех губерний, с тем чтобы эти акты приняты были к сведению. С большим нетерпением ожидали в Петербурге, как отнесутся дворяне к этому сообщению.

ГУБЕРНСКИЕ КОМИТЕТЫ.

Первым выступило рязанское дворянство, оно выразило желание устроить из своей среды комитет для выработки проекта нового устройства крепостных крестьян. Волей-неволей одна за другой следовали этому примеру и прочие губернии, причем наша Московская была в числе последних. К половине июля 1858 г. во всех губерниях открыты были губернские комитеты, составленные подобно тому, как велено было составить губернские комитеты литовским генерал-губернаторствам, именно они составились под председательством губернского предводителя из депутатов - по одному из уездного дворянства - и из назначенных особо местным губернатором помещиков. Эти губернские комитеты и работали около года, выработав местные положения об устройстве быта помещичьих крестьян. Так пущено было в ход неясно задуманное, недостаточно подготовленное дело, которое повело к громадному законодательному перевороту.

В феврале 1859 г., когда открывались первые губернские комитеты, тогда и секретный комитет по крестьянским делам получил гласное официальное существование, как главный руководитель предпринятого дела. При нем, по мере того как начали поступать выработанные губернскими комитетами проекты, образованы были две редакционные комиссии, которые должны были дать окончательную выработку губернским проектам. Одна из них должна была выработать общие положения об «освобождении» крестьян, как, наконец, решили говорить о деле; другая должна была выработать местные положения для разных частей России, которые по своим условиям требовали изменения в общих положениях. Первая комиссия общих положений составилась из чиновников, прикосновенных к делу освобождения ведомств (это были министерство внутренних дел, финансов, государственных имуществ и второе отделение Собственной е. в. канцелярии, как учреждение кодификационное); вторую редакционную комиссию составили из представителей дворянств, но не выборных, а из экспертов по назначению председателя комиссии из состава губернских комитетов или вообще из среды дворянства. Председателем редакционной комиссии назначен был человек, пользовавшийся особым доверием императора, начальник военно-учебных заведений Ростовцев, который плохо знал положение дел, никогда не занимаясь изучением экономического положения России, но теперь, обнаружив искреннее желание помочь делу, внушал доверие. Ростовцев и составил редакционную комиссию местных положений, призвав к ней опытных людей из среды губернских комитетов; работа преимущественно сосредоточивалась в тесном кругу наиболее мыслящих и работавших людей, приглашенных в состав комиссии; то были новый министр внутренних дел, Николай Милютин, и дворяне-эксперты: из самарского комитета - Юрий Самарин и тульского комитета - князь Черкасский. Они вместе с делопроизводителями комиссии Жуковским и Соловьевым и составили тот круг, который, собственно, и понес на себе всю тяжесть работы. В главном комитете поддерживал их великий князь Константин; оппозицию дела составили преимущественно два приглашенных в редакционную комиссию члена: петербургский губернский предводитель дворянства граф Шувалов и князь Паскевич, к которым также присоединился принадлежавший к составу московского дворянства граф Бобринский.

Эти две редакционные комиссии должны были, выработав общие и местные положения, внести их на рассмотрение общей комиссии, состоявшей при главном комитете, которая должна была подвергнуть положение окончательному рассмотрению. Эти работы и шли в продолжение 1859 - 1860 гг., постоянно развивая и выясняя основания нового закона. Губернские комитеты закончили свои занятия к половине 1859 г.

ПРОЕКТЫ РЕФОРМ.

Когда разобрали проекты губернских комитетов, то нашли, что они по характеру своему представляли три различных решения дела. Одни проекты были против всякого освобождения, предлагая только меры улучшения положения крестьян; во главе их стоял проект московского губернского комитета. Другие допускали освобождение крестьян, но без выкупа земли; во главе их стоял проект петербургского комитета. Наконец, третьи настаивали на необходимости освобождения крестьян с землею; первый губернский комитет, высказавший мысль о необходимости выкупа земли, которая должна была отойти во владение крестьян, был тверской, руководимый своим губернским предводителем Унковским. Вот из какой среды вышли главные начала, на которых основано Положение 19 февраля.

РЕДАКЦИОННЫЕ КОМИССИИ.

Работы редакционной комиссии, т. е. упомянутого мною кружка, шли среди шумных и ожесточенных толков дворянского общества, которое, не знаю как захваченное в дело, теперь старалось остановить его. Тьма адресов, записок, представленных в комиссию, с ожесточением нападала на либералов в редакционных комиссиях. Согласно с обнародованным указом редакционные комиссии должны были выработанные ими проекты положений представить на обсуждение особо вызванным из губернских комитетов депутатам дворянства. К осени 1859 г. редакционные комиссии обработали проекты по 21 губернии. Из этих губерний вызваны были депутаты; эти депутаты названы были депутатами первого призыва. Депутаты шли с мыслью, что они примут деятельное участие в окончательной выработке положений, составя, так сказать, сословное представительство; вместо того министр внутренних дел встретил их в своем утреннем наряде в передней, сухо поговорил с ними и предложил им, когда понадобится, дать некоторые сведения и разъяснения редакционным комиссиям. Депутаты, которых даже не называли именем депутатов, пришли в негодование и обратились к правительству с просьбой позволить им собираться на совещание; им это позволили, и они стали собираться в кабинете Шувалова. Нет надобности рассказывать, о чем они там говорили; а там говорили о многом, шедшем дальше вопроса о крепостных крестьянах. Характер этих толков был таков, что потом посоветовали прекратить эти собрания. Раздраженные депутаты первого призыва разъехались по домам.

К началу 1860 г. обработаны были остальные проекты и вызваны были новые депутаты из губернских комитетов: депутаты второго призыва. Между тем натянутые отношения между правительством и дворянством так сильно подействовали на председателя редакционной комиссии, живого и подвижного Ростовцева, что он заболел и в феврале 1860 г. умер. Все общество, ожидавшее благополучного разрешения вопроса, было поражено, узнав его преемника; то был министр юстиции граф Панин. Он был крепостник в глубине души, и назначение было истолковано дворянством как признание, что смущенное правительство хочет отложить дело. Но сверху настойчиво вели дело дальше, и редакционные комиссии, руководимые Паниным, должны были выработать и принять окончательное положение. Депутаты второго призыва были приняты радушно; однако никто, даже Шувалов, не позвал их обедать. Этот второй призыв, уже заранее настроенный против дела, высказался консервативнее первого. В редакционных комиссиях тогда окончательно была принята мысль о необходимости обязательного выкупа помещичьей земли во владение крестьян; самые доброжелательные помещики желали только выкупа, чтобы скорее развязаться с крепостным трудом. Депутаты второго призыва решительно восстали против обязательного выкупа и настояли на поземельном устройстве крестьян по добровольному их соглашению с землевладельцами. Этот принцип добровольного соглашения внесен, следовательно, представителями консервативного дворянства вопреки комиссиям. Выслушав замечания от депутатов второго призыва, редакционные комиссии продолжали дело. Оно еще не было приведено к концу, когда наступил 1861 год; тогда последовало высочайшее распоряжение кончить дело ко дню вступления на престол. Ускоренным ходом редакционные комиссии, давши окончательный вид общим положениям, провели их сначала через общую комиссию, в комитет Государственного совета, так что можно было напечатать общие и местные положения к 19 февраля 1861 г. Так шла работа над этим законом, лучше сказать, над этим сложным законодательством, которое разрешило самый трудный вопрос нашей истории.

3 января 1857 года был принят первый значимый шаг, послуживший началом реформирования: создание Секретного комитета под непосредственным ведением и председательством самого императора. В него вошли: князь Орлов, граф Ланской, граф Блудов, министр финансов Брок, граф В.Ф. Адлерберг, князь В.А. Долгоруков, министр государственных имуществ М.Н. Муравьев, барон М.А. Корф и Я.И. Ростовцев.

Цель комитета была обозначена как «обсуждение мер по устройству быта помещичьих крестьян». Таким образом, правительство пыталось добиться от дворянства инициативы в решении этого вопроса. Слово «освобождение» еще не произносилось. Но комитет действовал очень вяло. Более четкие действия начали осуществляться позднее.

В феврале 1858 года. Секретный комитет был переименован в «Главный комитет о помещичьих крестьянах, выходящих их крепостной зависимости», а еще спустя год (4 марта 1859 года) при комитете были учреждены Редакционные комиссии, которые занимались рассмотрением материалов, подготовленных губернскими комитетами и составлением проекта закона об освобождении крестьян. Здесь сложилось два мнения: большинство помещиков предлагало освободить крестьян совсем без земли или с маленькими наделами, либеральное же меньшинство предлагало освободить с землей на выкуп. Поначалу Александр II разделял точку зрения большинства, но затем пришел к выводу о необходимости выделения крестьянам земли. Обычно такое решение историки связывают с усилением крестьянского движения: Царь боялся повторения «пугачевщины». Но не менее важную роль здесь сыграло наличие в правительстве влиятельной группировки, получившей название «либеральной бюрократии».

Проект «Положений о крестьянах» был практически подготовлен в конце августа 1859 года, но какое-то время подвергался небольшим исправлениям и уточнениям. В октябре 1860 года «Редакционные комиссии», завершив свою работу, передали проект в Главный комитет, где он снова обсуждался и претерпел еще изменения, но уже в пользу помещиков.

28 января 1861 года проект поступил на рассмотрение последней инстанции – Государственного совета, который принял их с некоторыми изменениями, в смысле уменьшения размеров крестьянского надела.

Наконец, 19 февраля 1861 г. «Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости», включающие в себя 17 законодательных актов, были подписаны Александром II. В тот же день последовал манифест «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей», в котором было провозглашено об освобождении 22,6 миллионов крестьян от крепостной зависимости.

«Положения» распространялись на 45 губерний Европейской России, в которых насчитывалось 112 000 помещичьих имений. Прежде всего была объявлена обязательность для помещика наделить бывших его крестьян, кроме усадебной земли, пахотной и сенокосной в определенных размерах. Во-вторых, объявлена обязательность для крестьян принять надел и держать в своем пользовании, за установленные в пользу помещика повинности, отведенную им мирскую землю в течение первых девяти лет (по 19 февраля 1870 г.). По прошествии же девяти лет отдельным членам общины предоставлено право как выхода из нее, так и отказа от пользования полевыми землями и угодьями, если выкупят свою усадьбу; само общество также получает право не принимать в свое пользование таких участков, от которых откажутся отдельные крестьяне. В-третьих, что касается размера крестьянского надела и соединенных с ним платежей, по общим правилам принято основываться на добровольных между землевладельцами и крестьянами соглашениях, для чего заключать уставную грамоту при посредничестве учрежденных положением мировых посредников, съездов их и губернских по крестьянским делам присутствий, а в западных губерниях - и особых поверочных комиссий.


«Положение», однако, не ограничивалось одними правилами отведения крестьянам земли в постоянное пользование, оно облегчало им возможность выкупа отведенных участков в собственность, при помощи выкупной государственной операции, причем правительство дало крестьянам в ссуду под приобретаемые ими земли в определенную сумму с рассрочкой уплаты на 49 лет и, выдавая эту сумму помещику государственными процентными бумагами, все брало дальнейшие расчеты с крестьянами на себя государство.

По утверждении правительством выкупной сделки все обязательные отношения между крестьянами и помещиком прекращались и последние вступали в разряд крестьян-собственников. «Положения» постепенно были распространены на крестьян дворцовых, удельных, приписных и государственных. Но в результате этого крестьянство остались связанным рамками общины, а выделенной ему земли оказалось явно недостаточно для того, чтобы удовлетворить нужды постоянно растущего населения. Крестьянин остался в полной зависимости от сельской общины (прежнего “мира”), которая, в свою очередь, полностью контролировалась властями; личные наделы передавались в собственность крестьянским обществам, которые периодически “уравнительно” их перераспредели.

Весной-летом 1861 года крестьяне, не получившие, как ожидали «полной воли», организовали множество восстаний. Возмущение вызывали такие факты, как, например: на два года крестьяне оставались в подчинении у помещика, и обязаны платить оброк и исполнять барщину, лишались значительной части земли, а те наделы, которые предоставляли им в собственность, должны были выкупать у помещика.

В течение 1861 года произошло 1860 крестьянских восстаний. Одними из крупнейших считаются выступления крестьян в деревне Бездна Казанской губернии. В последующее время растет разочарование непоследовательностью реформы не только бывших крепостных: статьи А. Герцена и Н. Огарева в “Колоколе”, Н. Чернышевского в “Современнике”.

преобразований, необходимость которых была осознана правительством под непосредственным воздействием восстания декабристов в 1825 и крестьянских волнений 20-30-х гг. Главным в работе Секретные комитеты был крестьянский вопрос, и их цель состояла в упрочении путём частичных реформ феодально-самодержавного строя в условиях нарастающего кризиса всей крепостнической системы. Первый Секретные комитеты - «Комитет 6 декабря 1826» (существовал до 1832) под председательством В. П. Кочубея и при активном участии М. М. Сперанского пытался выработать общий план государственных преобразований и, таким образом, имел программное значение для всех последующих Секретные комитеты В этом комитете рассматривались проекты личного освобождения крестьян, запрета отчуждать их без земли и др. На основе деятельности Секретные комитеты 1826 были утверждены узаконения о дворянских обществах (1831) и почётных гражданах (1832). Созданный в марте 1835 Секретные комитеты разработал план постепенного уничтожения крепостного права с полным обезземелением крестьянства, который не был реализован. Результат работы этого Секретные комитеты - подготовка реформы государственных крестьян . В 1839-42 в Секретные комитеты обсуждался проект П. Д. Киселева о введении инвентарей . Следствием работы этого комитета явился закон 1842 об обязанных крестьянах . Секретные комитеты в 1840 и 1844 обсуждали вопрос о дворовых крестьянах. Указом 1844 было разрешено помещикам отпускать дворовых на волю без земли. Частные вопросы положения крестьян обсуждались в Секретные комитеты в 1846, 1847 и 1848. Периодически создавались ведомственные и отраслевые Секретные комитеты Так, в 1840-43 действовало 6 финансовых Секретные комитеты В 1848 было создано 2 Секретные комитеты по вопросам цензуры (т. н. «Меншиковский» и Комитет 2 апреля, который действовал до 1855). Существовали Секретные комитеты карательного характера, действовавшие совместно с Синодом (Секретные комитеты о раскольниках и отступниках, 1825-59, Секретные комитеты высшей церковной цензуры, 1851-60).

Деятельность ряда Секретные комитеты явилась своеобразной подготовкой самодержавия к отмене крепостного права. Последний Секретные комитеты был созван 3 января 1857 под председательством императора Александра и занялся разработкой мер по отмене крепостного права. Нарастание революционной ситуации 1859-61 заставило правительство ускорить решение крестьянского вопроса. В конце 1857 Александр особыми рескриптами разрешил дворянству ряда губерний приступить к составлению проектов «Об устройстве и улучшении быта помещичьих крестьян», т. е. проектов отмены крепостного права. После опубликования этих рескриптов подготовка крестьянских реформ получила гласность. В начале 1858 Секретные комитеты был преобразован в Главный комитет по крестьянскому делу .

Лит.: Семевский В. И., Крестьянский вопрос в России в XVIII и первой половине XIX вв., т. 2, СПБ, 1888; Алексеев В. П., Секретные комитеты при Николае , в кн.: Великая реформа, т. 2, М., 1911; Зайончковский П. А., Отмена крепостного права в России, 3 изд., М., 1968, с. 55-59, 68-94.

А. Г. Тартаковский.

Статья про слово "Секретные комитеты " в Большой Советской Энциклопедии была прочитана 3625 раз

в России во второй четверти XIX в. временные государственные учреждения, создавались для обсуждения проектов различных реформ, в 1857-1858 гг. - для обсуждения проектов подготовки отмены крепостного права. В 1858 г. переименованы в Главный комитет.

Отличное определение

Неполное определение ↓

СЕКРЕТНЫЕ КОМИТЕТЫ

временные верховно-бюрократич. учреждения, создававшиеся в царствование Николая I для обсуждения проектов реформ. Опасаясь обществ. брожения, Николай I окружил деятельность С. к. глубочайшей тайной, привлекая к ним лишь особо доверенных сановников. За время его правления было созвано не менее 10 С. к. Крест. вопрос был главным в их работе. Первый С. к. - "6 дек. 1826" (формально существовал до 1832) под пред. B. П. Кочубея и при активном участии M. M. Сперанского - для выработки общего плана гос. преобразований, рассматривал проекты личного освобождения крестьян, улучшения быта гос. деревни, предложения об "очищении" дворянства от инородных элементов, о создании новых сословий, об упорядочении центр. и местной администрации. С. к. 1835-36 (ведущая роль принадлежала Сперанскому, E. P. Канкрину и П. Д. Киселеву) обсуждал вопрос о постепенной замене крепостнич. отношений договорными: крестьянам предоставлялось право свободного состояния, а вся земля оставалась собственностью помещиков. Общее решение крест. проблемы предполагалось начать с реформы казенной деревни; для этого дела С. к. были переданы в 5-е отделение собственной его имп. величества канцелярии под рук. Киселева. С. к. 1839-42 обсуждал проект Киселева о введении инвентарей. С. к. 1846 рассматривал записку министра внутр. дел Л. А. Перовского об ограничении крепостного права путем регламентации отношений внутри вотчины; к-ты 1840 и 1844 занимались вопросом увольнения дворовых, 1847 и 1848 - выкупом крестьян из имений, подлежавших публ. торгам. Нек-рые проекты С. к. в урезанном виде отразились в законодательстве (узаконения о дворянских об-вах 1831, о потомственных и личных "почетных гражданах" 1832, об "обязанных" крестьянах 1842, об отпуске дворовых на волю без земли от 1844 и т. д.). Опыт С. к. был учтен при выработке условий отмены крепостного права в 1861; последний C. к. 1857 был преобразован в 1858 в Главный комитет по крестьянскому делу. Лит.: РИО, т. 74, 90, СПБ, 1891-94; Семевский В. И., Крест. вопрос в России в XVIII и первой пол. XIX в., т. 2, СПБ, 1888; Кизеветтер A. A., Внутр. политика в царствование Николая Павловича, в кн.: История России в XIX в., т. 1, М., (1907); Алексеев В. П., Секретные комитеты при Николае I, в кн.: Великая реформа, т. 2, М., 1911; Полиевктов М., Николай I. Биография и обзор царствования, М., 1918; Дружинин Н. M., Гос. крестьяне и реформа П. Д. Киселева, т. 1-2, М.-Л., 1946-58; Архипова Т. A., Секретный комитет 6 дек. 1826 г., Тр. МГИАИ, т. 20, М., 1965. А. Г. Тартаковский. Москва.

преобразований, необходимость которых была осознана правительством под непосредственным воздействием восстания декабристов в 1825 и крестьянских волнений 20-30-х гг. Главным в работе Секретные комитеты был крестьянский вопрос, и их цель состояла в упрочении путём частичных реформ феодально-самодержавного строя в условиях нарастающего кризиса всей крепостнической системы. Первый Секретные комитеты - «Комитет 6 декабря 1826» (существовал до 1832) под председательством В. П. Кочубея и при активном участии М. М. Сперанского пытался выработать общий план государственных преобразований и, таким образом, имел программное значение для всех последующих Секретные комитеты В этом комитете рассматривались проекты личного освобождения крестьян, запрета отчуждать их без земли и др. На основе деятельности Секретные комитеты 1826 были утверждены узаконения о дворянских обществах (1831) и почётных гражданах (1832). Созданный в марте 1835 Секретные комитеты разработал план постепенного уничтожения крепостного права с полным обезземелением крестьянства, который не был реализован. Результат работы этого Секретные комитеты - подготовка реформы государственных крестьян . В 1839-42 в Секретные комитеты обсуждался проект П. Д. Киселева о введении инвентарей . Следствием работы этого комитета явился закон 1842 об обязанных крестьянах . Секретные комитеты в 1840 и 1844 обсуждали вопрос о дворовых крестьянах. Указом 1844 было разрешено помещикам отпускать дворовых на волю без земли. Частные вопросы положения крестьян обсуждались в Секретные комитеты в 1846, 1847 и 1848. Периодически создавались ведомственные и отраслевые Секретные комитеты Так, в 1840-43 действовало 6 финансовых Секретные комитеты В 1848 было создано 2 Секретные комитеты по вопросам цензуры (т. н. «Меншиковский» и Комитет 2 апреля, который действовал до 1855). Существовали Секретные комитеты карательного характера, действовавшие совместно с Синодом (Секретные комитеты о раскольниках и отступниках, 1825-59, Секретные комитеты высшей церковной цензуры, 1851-60).

Деятельность ряда Секретные комитеты явилась своеобразной подготовкой самодержавия к отмене крепостного права. Последний Секретные комитеты был созван 3 января 1857 под председательством императора Александра II и занялся разработкой мер по отмене крепостного права. Нарастание революционной ситуации 1859-61 заставило правительство ускорить решение крестьянского вопроса. В конце 1857 Александр II особыми рескриптами разрешил дворянству ряда губерний приступить к составлению проектов «Об устройстве и улучшении быта помещичьих крестьян», т. е. проектов отмены крепостного права. После опубликования этих рескриптов подготовка крестьянских реформ получила гласность. В начале 1858 Секретные комитеты был преобразован в Главный комитет по крестьянскому делу .

Лит.: Семевский В. И., Крестьянский вопрос в России в XVIII и первой половине XIX вв., т. 2, СПБ, 1888; Алексеев В. П., Секретные комитеты при Николае I, в кн.: Великая реформа, т. 2, М., 1911; Зайончковский П. А., Отмена крепостного права в России, 3 изд., М., 1968, с. 55-59, 68-94.

А. Г. Тартаковский.

В Большой Советской Энциклопедии рядом со словом «Секретные комитеты»

Секретин | Буква «С» | В начало | Буквосочетание «СЕ» | Секреты

Статья про слово «Секретные комитеты » в Большой Советской Энциклопедии была прочитана 3359 раз

Россия при Николае I

Внутренняя политика Николая I (1825 - 1855)

Николай I, принципиально отказавшийся от каких бы то ни было коренных перемен в системе управления, пытался "усовершенствовать" ее путем еще большей бюрократизации. Были значительно расширены штаты чиновников всех ведомств, непомерно увеличивался объем деловой переписки между различными инстанциями. Деятельность администрации приобретала все более формальный, канцелярский характер.

Это ощущал и сам царь. Не случайно те категории дел, которые представляли особую важность, Николай стремился вырвать из общей системы управления, подчинить своему личному контролю. Особое значение приобрела Собственная Его Императорского Величества Канцелярия: II отделение ее под непосредственным надзором Николая занималось кодификацией законов, III - политическим сыском, V - государственными крестьянами и т.д.

Такая система "чрезвычайного управления" не устраняла недостатки громадной бюрократической машины, а еще больше усугубляла их. Огромное значение Николай I придавал борьбе с революционным движением. С этой целью министром просвещения Уваровым была разработана т.н. теория официальной народности, суть которой четко выражалась формулой "православие, самодержавие, народность". Имелось в виду, что духовная жизнь русского народа определяется православной церковью, а политическая - самодержавным строем.

Подобное положение рассматривалось как идеальное; любые попытки изменить его должны были пресекаться беспощадно. Эта теория стала официальной идеологией, с позиций которой действовала бюрократия, цензура, III отделение.

В то же время Николай I вынужден был искать путь к смягчению крепостного права, которое все в большей степени противоречило государственным интересам, сковывая развитие экономики.

По указу об обязанных крестьянах (1842) помещик мог предоставить крепостным личную свободу, оставив землю в своей собственности. Однако часть этой земли он должен был передать освобожденным крестьянам в пользование на условиях отбывания ими определенных повинностей. Так же как и указ о вольных хлебопашцах (1803), этот указ, не обязательный для помещиков, не дал никаких результатов.

была проведена инвентарная реформа - единственное преобразование, имевшее обязательный характер для поместного дворянства. При составлении "инвентарей" - описей помещичьих имений - устанавливались нормы барщины и оброка, которые владелец поместья не имел права нарушать. "Инвентари" серьезно ограничивали эксплуатацию крепостных крестьян.

Однако реформа эта охватила только Киевское генерал-губернаторство (несколько губерний). Проводя ее, правительство преследовало прежде всего политические цели: помещики в этих краях были в основном поляками и католиками, находившимися в постоянной оппозиции к самодержавной власти, которая стремилась найти опору в православном украинском крестьянстве. О том, чтобы распространить эту реформу на великорусские губернии, власть и не помышляла.

Отметим и реформу второй половины 1830-х гг., касавшуюся государственных крестьян.

Было организовано частичное переселение крестьян из густонаселенных районов, увеличены земельные наделы, уменьшены подати, создана сеть медицинских и учебных учреждений в деревнях и селах. Свою задачу правительство видело не только в том, чтобы упорядочить государственное хозяйство; оно стремилось ещеи "подать благой пример" поместному дворянству.

Впрочем, излишняя забюрократизированность всех мероприятий, создание обширного штата администрации, которая, опекая крестьянство, должна была существовать за его счет, - все это в значительной степени свело на нет положительные стороны этой реформы.

В своих попытках смягчить крепостное право самодержавие следовало одному условию: нельзя ущемлять интересы помещиков, нельзя навязывать им свою волю. Тем самым власть заведомо обрекала себя на неудачу.

Требовался серьезный толчок, чтобы заставить ее выйти из этого порочного круга.

Внешняя политика Николая I

В 1830 - 1840-х гг. роль России в борьбе с любыми проявлениями "духа перемен" в европейской жизни еще более возросла. Именно в правление Николая I Россия получила нелестное прозвание "жандарма Европы".

В 1830 г. во время революций во Франции и Бельгии царское правительство предприняло против них ряд резких дипломатических демаршей. Более того, Николай настаивал на интервенции, однако в силу ряда причин Россия не получила поддержки от своих союзников. Зато в 1849 г., в разгар революции, охватившей большую часть Европы, Николай направил 100-тысячную армию в Венгрию, пытавшуюся освободиться от национального гнета со стороны Австрии.

Только благодаря этому Австрийская империя была спасена от развала.

Особое место во внешней политике России занимал т.н. восточный вопрос. Речь шла о многолетней войне с Османской империей. Здесь сталкивались интересы сразу нескольких европейских держав.

Россия же стремилась обеспечить безопасность своих южных рубежей, а также преобладающее влияние на Балканах. Русское правительство ставило еще одну задачу - установить контроль над Босфором и Дарданеллами - черноморскими проливами, имевшими для страны большое экономическое и военно-стратегическое значение.

Путем военных действий - в ходе русско-турецких войн 1806 - 1812 гг.

и 1828 - 1829 гг. - и дипломатических маневров, искусно используя освободительное движение народов, входивших в состав Османской империи, а также другие внешне- и внутриполитические затруднения турок, Россия сумела значительно ослабить своего противника.

В начале 1850-х гг. Николай I готовился нанести Османской империи решительный удар. Однако военные и дипломатические успехи России вызвали негативную реакцию на Западе.

Россия оказалась в политической изоляции. Начало очередной войны с Турцией (1853) было ознаменовано блестящей победой русского флота под командованием П. С. Нахимова, разгромившего противника в Синопской бухте. Однако в 1854 г. Англия и Франция вступили в войну на стороне Османской империи. Крайне неблагожелательную по отношению к России позицию враждебного нейтралитета заняла Австрийская империя, совсем недавно спасенная Николаем I от полного крушения.

Законсервировав страну на феодально-крепостническом уровне, самодержавие обрекло ее на техническую отсталость (отсутствие железных дорог и парового флота, устаревшее вооружение). Русская армия формировалась на основе рекрутчины из поголовно неграмотного населения, в ней господствовала муштра; продвижение по службе в офицерском корпусе обеспечивалось протекцией или в лучшем случае исполнительностью. Казнокрадство, хищения продовольствия, обмундирования, медикаментов, процветавшие в армии, еще больше подрывали ее боеспособность.

Россия оказалась не в силах противостоять передовым европейским державам.

Законсервировав страну на феодально-крепостническом уровне, самодержавие обрекло ее на техническую отсталость (отсутствие железных дорог и парового флота, устаревшее вооружение).

Русская армия формировалась на основе рекрутчины из поголовно неграмотного населения, в ней господствовала муштра; продвижение по службе в офицерском корпусе обеспечивалось протекцией или в лучшем случае исполнительностью.

Казнокрадство, хищения продовольствия, обмундирования, медикаментов, процветавшие в армии, еще больше подрывали ее боеспособность.

После вступления в войну Англии и Франции основные военные действия развернулись в Крыму.

В октябре 1854 г. союзники осадили Севастополь, который оборонялся героически. Однако русская армия, находившаяся в Крыму, потерпела от союзников целый ряд поражений и не смогла оказать городу-крепости серьезной поддержки. После 11-месячной осады, в августе 1856 г., защитники Севастополя вынуждены были сдать город неприятелю.

В начале 1856 г.

в Париже начались переговоры, которые завершились подписанием мирного трактата, подведшего итоги Крымской войны. Из всех его условий наиболее тяжелым для России была нейтрализация Черного моря, т.е. запрещение черноморским державам иметь здесь военно-морские силы, арсеналы и крепости. Т.о., Россия становилась уязвимой для удара с моря и лишалась возможности вести активную внешнюю политику в этом регионе.

Общественное движение при Николае I

После разгрома декабристов Россия переживает период политической реакции.

В 1830-х гг. лишь в нескольких кружках студенческой молодежи теплится независимая духовная жизнь. Одни из них - кружок братьев Критских (1827) и кружок Сунгурова (1831) - пытались продолжить дело декабристов и были беспощадно разгромлены правительством. Последовательно преследовала власть и те организации, которые восприняли новые идеи утопического социализма: кружок Герцена в Москве (1833 - 1834) и общество Петрашевского в Петербурге (1845 - 1849).

Внешняя и внутренняя политика Николая 1

Более спокойным было существование далекого от политики кружка Станкевича (1833 - 1839), члены которого увлекались немецкой идеалистической философией.

К концу 1830-х гг. в результате напряженных духовных исканий передовой части русского общества здесь проявляют себя несколько цельных течений, которые предлагают свои концепции исторического развития России и программы ее переустройства.

Западники (Т.

Н. Грановский, В. П. Боткин, Е. Ф. Корш, К. Д. Кавелин) считали, что Россия идет по европейскому пути, вступив на него с опозданием, в результате реформ Петра Великого. Движение "в западном направлении" неизбежно должно привести к замене крепостного труда свободным и преобразованию деспотического государственного строя в конституционный.

Основная задача "образованного меньшинства" в этих условиях - подготовить русское общество к мысли о необходимости преобразований и воздействовать в должном духе на власть. Именно власть и общество в живом сотрудничестве должны подготовить и провести хорошо продуманные, последовательные реформы, с помощью которых будет ликвидирован разрыв между Россией и Западной Европой.

Радикально настроенные А. И. Герцен, Н. П. Огарев и В. Г. Белинский в конце 1830 - нач. 1840-х гг. разделяли основные идеи западников. Однако радикалы подвергли самой резкой критике буржуазный строй. С их точки зрения, Россия в своем развитии не только должна догнать западноевропейские страны, но и совершить вместе с ними решительный революционный шаг к принципиально новому строю - социализму.

С точки зрения славянофилов (А. С. Хомякова, братьев И. В. и П. В. Киреевских, братьев К. С. и И. С. Аксаковых, Ю. М. Самарина, А. И. Кошелева), Россия долгое время шла совершенно иным путем, нежели Западная Европа. История последней определялась постоянной борьбой эгоистических личностей, враждебных друг другу сословий, деспотизмом на крови построенных государств.

В основе же русской истории была община, все члены которой были связаны общими интересами. Православная религия еще больше укрепляла изначальную способность русского человека жертвовать своими интересами ради общих. Государственная власть опекала русский народ, защищала его от внешних врагов, поддерживала необходимый порядок, но не вмешивалась в духовную, частную, местную жизнь. Власть носила самодержавный характер, но при этом чутко прислушивалась к мнению народа, поддерживая с ним контакт через Земские соборы.

В результате реформ Петра это гармоничное устройство Руси было разрушено. Именно Петр ввел крепостное право, разделившее русский народ на господ и рабов. Господам он к тому же попытался привить западноевропейские нравы. При Петре государство приобрело деспотический характер. Славянофилы призывали восстановить старорусские устои общественной и государственной жизни: возродить духовное единство русского народа (для чего следует отменить крепостное право); изжить деспотический характер самодержавного строя, наладить утраченную взаимосвязь между государством и народом.

Этой цели славянофилы надеялись достичь введением широкой гласности; мечтали они и о возрождении Земских соборов.

Секре́тные комите́ты - в Российской империи временные высшие совещательные органы в первой половине XIX века.

Создание секретных комитетов

Образовывались императором Николаем I для обсуждения проектов различных преобразований, необходимость которых была осознана правительством под непосредственным воздействием восстания декабристов в 1825 и крестьянских волнений 20-30-х гг.

Главным в работе С. к. был крестьянский вопрос, и их цель состояла в упрочении путём частичных реформ феодально-самодержавного строя в условиях нарастающего кризиса всей крепостнической системы.

Секретные комитеты

Комитет 6 декабря 1826

П. Кочубея и при активном участии М. М. Сперанского пытался выработать общий план государственных преобразований и, таким образом, имел программное значение для всех последующих С. к. В этом комитете рассматривались проекты личного освобождения крестьян, запрета отчуждать их без земли и др. На основе деятельности Секретного комитета 1826 были утверждены узаконения о дворянских обществах (1831) и почётных гражданах (1832).

Комитет 1835 года

Созданный в марте 1835 С.

Экономика России при Николае I

к. разработал план постепенного уничтожения крепостного права с полным обезземелением крестьянства, который не был реализован. Результат работы этого С. к. - подготовка реформы государственных крестьян. В 1839-42 в С. к. обсуждался проект П.

Д. Киселева о введении инвентарей. Следствием работы этого комитета явился закон 1842 об обязанных крестьянах. С. к. в 1840 и 1844 обсуждали вопрос о дворовых крестьянах. Указом 1844 было разрешено помещикам отпускать дворовых на волю без земли. Частные вопросы положения крестьян обсуждались в С.

к. в 1846, 1847 и 1848.

Прочие секретные комитеты

Периодически создавались ведомственные и отраслевые С. к. Так, в 1840-43 действовало 6 финансовых С. к. В 1848 было создано 2 С. к. по вопросам цензуры (т. н. «Меншиковский» и Комитет 2 апреля, который действовал до 1855). Существовали С. к. карательного характера, действовавшие совместно с Синодом (С.

к. о раскольниках и отступниках, 1825-59, С. к. высшей церковной цензуры, 1851-60). Деятельность ряда С. к. явилась своеобразной подготовкой самодержавия к отмене крепостного права.

Последний С. к. был созван 3 января 1857 под председательством императора Александра II и занялся разработкой мер по отмене крепостного права. Нарастание революционной ситуации 1859-61 заставило правительство ускорить решение крестьянского вопроса. В конце 1857 Александр II особыми рескриптами разрешил дворянству ряда губерний приступить к составлению проектов «Об устройстве и улучшении быта помещичьих крестьян», т.

е. проектов отмены крепостного права. После опубликования этих рескриптов подготовка крестьянских реформ получила гласность. В начале 1858 С. к. был преобразован в Главный комитет по крестьянскому делу.

Литература

  • Семевский В. И. Крестьянский вопрос в России в XVIII и первой половине XIX вв., т. 2, СПб., 1888;
  • Алексеев В. П. Секретные комитеты при Николае I // Великая реформа, т.
  • Зайончковский П. А. Отмена крепостного права в России, 3-е изд., М., 1968, с. 55-59, 68-94.
  • Мироненко С. В. Страницы тайной истории самодержавия: политическая история России первой половины XIX столетия. М., 1990
  • Секретные комитеты // Большая российская энциклопедия: [в 35 т.] / гл.

    ред. Ю. С. Осипов. - М. : Большая российская энциклопедия, 2004-2017.

CC© wikiredia.ru

Главная >  Wiki-учебник >  История > 8 класс > Национальная политика Николая I — польский и еврейский вопросы

Национальная политика Николая была весьма сложным процессом: население территорий, входящих в империю, имело существенные культурные, религиозные и экономические различия.

Регионы Сибири и Закавказья существенно уступали в своем экономическом развитии Прибалтике и Украине.

Население Польши отличалось серьезными культурными различиями от большинства народов России.

Политика Николая заключалась в культурном объединении всех этносов, главными инструментами которого выступала православная церковь и усиленный вектор русификации.

Обращение в православие носило преимущественно насильственный характер.

Русификация также зачастую отвергалась. Тем не менее, по мнению императора это был единственный способ превратить общество в единое целое.

Национальная политика Николая в Польше

Если народ Украины и Прибалтики охотно принимал новую идеологию императора, то полякам, только недавно вошедшим в состав Империи, она была исторически чужда и неприемлема. Польский народ все еще не мог смириться с потерей собственной государственной независимости.

Православная церковь не могла закрепиться в польской среде, насильственная русификация вызвала множество протестов.

В Польше начали создаваться тайные общества, целью которых была организация антиправительственных восстаний.

Немногочисленные акции протеста вызвали жесткую ответную реакцию императора. Николай отменил действие Конституции, дарованной Польше Александром, упразднил польский сейм и поставил на руководящие должности своих доверенных лиц.

Все национально освободительные общества были реорганизованы Третьим отделением императорской канцелярии.

Еврейский вопрос

Расцвет внутренней и внешней торговли стал причиной массовых поселений евреев на территории Российской Империи.

На первый взгляд евреи не представляли собой никакой опасности для самодержавия: они не преследовали цели создать собственное независимое государство, не учувствовали в восстаниях.

Однако еврейский народ оставался носителем собственных древних традиций и религиозных верований, которые абсолютно никак не были отожествлены с русским православием, а в некоторых моментах и противостояли ему.

В 1835 году Николай окончательно разработал черту оседлости евреев.

Правление Николая 1

Они не имели права перемещения по стране. Также для еврейских купцов были значительно подняты налоги.

Чтобы поощрить народ в принятие христианства, император издал указ, который полностью освобождал от налогов евреев, принявших крещение.

Также они приобретали право беспрепятственно торговать в любом городе Империи.

Через некоторое время Николай понял, что такая дискриминация ведет к упадку экономики страны, так как половина ремесленников и купцов принадлежали к еврейской нации. К концу своего правления, император вернул евреям все раннее отнятые права и свободы.

Нужна помощь в учебе?

Предыдущая тема: Общественное движение в 30-50 годах XIX века: период спада, виды
Следующая тема:   Внешняя политика Николая I — реакция на революции, объединение монархов

В эпоху Николая I была разработана государственная идеология . Государственная идеология – это совокупность идей, с помощью которых правящая элита обосновывала свое право на власть, стремилась поднять свой престиж .

Основные положения официальной идеологии были сформулированы в декабре 1832 г.

С.С. Уваровым. Уваров, будучи помощником министра народного просвещения (заместителем), проводил ревизию Московского университета в 1832 г., в декабре 1832 г. он представил отчет о ревизии царю. Позднее (1843 г.) Уваров вспоминал об этом отчете: «…надлежало найти начала, составляющие отличительный характер России. Искренне и глубоко привязанный к церкви отцов своих, русский народ искони взирал на нее как на залог счастья общественного и семейного… Самодержавие составляет главное условие политического существования России».

Уваров назвал три национальных начала России – православие, самодержавие, народность .

В отчете он писал что истинно русскими охранительными началами являются православие, самодержавие, народность. Николаю понравилась ясная, краткая формулировка национальной специфики России. Идеи «православие, самодержавие, народность» составили суть официальной идеологии, позднее получившей название теории официальной народности (в 1870-е гг.

историк Н.Н.

40. Россия при Николае I

Пыпин дал теории Уварова это название).

Главным элементом этой триады была идея самодержавия . Все подданные должны подчиняться царю не за страх, а за совесть. Политический смысл этой теории заключался в утверждении незыблемости самодержавия в России .

Власть стремилась идейно отгородиться от Запада. Теория официальной народности носила охранительный характер. Она прославляла особый путь развития России . Она утверждала, что прошлое России было прекрасно, под мудрым правлением великого государя русский народ благоденствует в тишине и покое. Никаких перемен не нужно. От каждого верноподданного требуется лишь одно: «возлюбить Россию». Самодержавие является народным правлением.

Только самодержавие способно обеспечивать могущество, величие и славу России. Без самодержавия Россия погибнет.

Идея православия в контексте этой идеологии означала непоколебимую веру народа в Бога. Православие определяет духовные основы жизни народа, его нравственные устои.

Идея народности как один из элементов этой теории означала любовь народа к монарху, преданность ему, единение царя с народом.

Суть теории раскрыта в записках Дубельта, управляющего III отделением императорской канцелярии.

Он называл Запад «гадкой, помойной ямой». Дубельт восхвалял российское самодержавие: «Образ правления в России самый настоящий, сходный с природою, сходный с потребностями человека благомыслящего». «Наш народ умен от того, что тих, а тих от того, что несвободен», а потому в России «мир, тишина, трудолюбие и подчиненность». «Просвещение должно состоять в познании и исполнении своих обязанностей». «Россия велика, сильна и богата оттого, во-первых, что в ней государь самодержавный, во-вторых, что в ней есть помещик с властью над крестьянами, в-третьих, что в ней есть крестьянин, который всех кормит».

По Дубельту, русский мужик должен быть неграмотным, безропотным, трудолюбивым, послушным, находиться в крепостной зависимости : «Пусть наши мужики грамоты не знают, не зная грамоты, они ведут жизнь трудолюбивую и полезную, их воображение не воспламеняется чтением журналов и всякой литературы, возбуждающей самые скверные страсти… Оттого они тихи, добры, кротки и послушны».

Сергей Семенович Уваров (1786 – 1855) – идеолог российского самодержавия эпохи Николая I, министр народного просвещения (1833 – 1849).

Направление деятельности – политика реакции в 1848 – 1855 гг.

Николай отказался от своего намерения освободить крестьян .

— был запрещен въезд в Россию французам, а затем всем европейцам.

Выезд за границу был предельно ограничен, III отделение выдавало заграничные паспорта только лицам, нуждающимся в лечении.

— цензурный гнет достиг в эти годы своего апогея. В 1848 г. был создан чрезвычайный цензурный орган, названный в народе Бутурлинским комитетом по фамилии его начальника .

Он просматривал издания, уже пропущенные цензурой к печати.

— в правящих кругах обсуждался вопрос о закрытии университетов. В 1849 г. Уваров опубликовал статью в защиту университетов. Николай отправил его в отставку.

— усилились гонения на университеты, усилился контроль за преподаванием профессоров.

От Грановского потребовали представить конспекты лекций в Министерство народного просвещения.

События Крымской войны стали тяжелым испытанием для общества и самого Николая. Николай искренне верил в творимый им миф о военно-политическом могуществе России .

А.Ф. Тютчева писала: «…несчастный император увидел, как под ним рушились подмостки того иллюзорного величия, на которые, он воображал, что поднял Россию ».

Николай I не смог перенести позора поражения России в Крымской войне. В начале февраля 1855 г.

Николай заболел гриппом. Он находился в состоянии тяжелой депрессии: отказывался принимать министров, отправляя их к наследнику Александру Николаевичу, много молился перед иконами, почти никого не принимал, Николая мучила бессонница, он плакал. 18 февраля 1855 г. Николай I умер, а 19 февраля 1855 г на престол вступил Александр II.

⇐ Предыдущая123456

Дата публикования: 2015-06-12; Прочитано: 2467 | Нарушение авторского права страницы

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.001 с)…