Занятие звук с деревья логопеда. Конспект логопедического занятия
Конспект Логопедического занятия Звуки [с] и [с’]
Подготовила Елена Наследова
Тема: Звуки [с] и [с’].
Цели:
1. Коррекционно-образовательные:
- Учить детей различать звуки [с] и [с’];
- Учить дифференцировать звуки по твердости-мягкости;
- Продолжать обучать детей звуковому анализу слов;
2. Коррекционно-развивающие:
- развитие фонематического слуха;
- зрительной, слуховой памяти и внимания;
- развивать артикуляционную моторику.
3. Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать внимательное отношение друг к другу.
Оборудование: предметные картинки, зеркала, книга.
Предварительная работа: знакомство со звуком буквой и звуком [с]
I . Организационный момент.
– Начнем мы сегодня занятие с «Гимнастики для ума». Ответьте мне на вопросы:
- Самая болтливая птица (сорока).
- Ночная птица (сова).
- Число, следующее за числом шесть (семь)
- Птица с желтой грудкой (синица)
- Усатая рыба (сом)
- Что видим, когда спим (сон)
- Цвет моря (синий)
- Насекомое, напоминающее вертолет (стрекоза)
– Какие звуки часто повторялись в словах? (Звук [с] и [с’]).
– Сегодня на занятии мы будем произносить звуки [с] и [с’] и искать слова, в которых эти звуки встречаются.
II . Основная часть
А чтобы правильно произносить эти звуки надо сделать упражнения для губ и язычка.
1. : упражнения «Лягушка», «Слоник», «Лопаточка».
2. Игра «Гости»
– Посмотрите к нам пришли гости. А вы хотите узнать, как их зовут?
– Я вам подскажу. Имя девочки начинается со звука [с] Как ее могут звать? (Света, Соня Снежана)
А имя мальчика начинается со звука [с’]. Как зовут мальчика? (Сема, Сережа).
– Какой звук вы слышите в начале слова Соня? (звук [с])
– Дима, дай характеристику звуку [с]. (Звук [с]- согласный, твердый, глухой, свистящий обозначаем синий фишкой)
– А в слове Сема? (звука [с’])
– Ева дай характеристику звуку [с’]. (Звук [с’]- согласный, мягкий, глухой, свистящий обозначаем зеленой фишкой)
– В чем сходство между звуками [с] и [с’]? (оба звука согласных, глухих, свистящих)
– А в чем разница между ними? (Звук [с] – твердый, а звук [с’]- мягкий).
3. Игра «Угостим гостей».
– Наши гости проголодались, я для них приготовила угощения. Давайте угостим их.
– Соню угостим угощениями со звуком [с].
– Чем угостим Соню? (Соню угостим мясом, салом, маслом, соком).
– А Сему угостим угощениями со звуком [с’].
– Чем угостим Сему? (семечками, селедкой, персиком, апельсином).
– А чем еще можно угостить Соню и Сему? (сливой, сливками, киселем).
Гости наши теперь сыты.
4. Игра «Расселим животных».
– Посмотрите, Соня и Сема принесли нам книгу. Книга эта о животных, но звери все убежали. Давайте поможем расселить животных в книгу. Посмотрите в книге одна страница синяя, а другая зеленая. Если слышим звук [с] в названии животного, то поселяем его на синюю страничку, а если слышим звук [с’] то на зеленую страничку.
– Кого мы поселили на синюю страничку? (собаку, свинью, лису) – Кого мы поселили на зеленую страничку? (поросенка, лося)
– Соня с Семой немного устали давайте поиграем в мяч.
III . Динамическая пауза. Игра с мячом «Назови детеныша»
Свинья- поросенок, лось- лосенок, сова-совенок, крыса-крысенок, лиса- лисенок, сорока-…, соболь-….рысь-…
IV . Закрепление материала.
Игра «Магазин»
– Соню мама послала в магазин и попросила купить там все, что начинается со звука. Возьмите синий карандаш и закрасьте бантики около этих предметов.
– Какие предметы нашел Артем? (скакалку, самосвал, стул)
– А какие предметы увидела Вика? (стол, самовар, сок)
(практическое выполнение задания)
Звуковой анализ слов.
– Ребята нашим гостям пришла пора возвращаться домой давайте выложим их имена с помощью фишек.
(выкладывание слов)
Молодцы все справились.
V . Итог
– Пришла пора нам возвращаться в группу. С какими звуками мы произносили и искали слова сегодня? (звуками [с] и [с’]).
Оценивание деятельности учащихся
Список используемой литературы:
1.Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 6-7 лет с общим недоразвитием речи.-М.: «Мозаика – Синтез», 2006.-96с.
2. Цуканова С.П., Бетц Л.Л. Учимся говорить и писать (конспекты фронтальных логопедических занятий).- М.: «Гном» 2001г., 79с
Автору приятно, тебе не сложно - нажми "МНЕ НРАВИТСЯ"Филиппова Л.Н., учитель-логопед МБДОУ№866 “Семицветик” г. Мытищи.
1.Познакомить детей с артикуляцией звука[С]. .
2.Упражнять в правильном произнесении звука [С] в слогах, словах, тексте.
2. Учить описывать артикуляцию звука и давать ему характеристику; .
3. Продолжать детей находить заданный звук в слове, определять позицию звука С в словах.
4. Продолжать учить детей выполнять звуковой анализ слов.
5. Учить детей составлять предложения.
6. Развивать память, мышление, воображение;
Ход занятия:
- Орг. момент.
- Сообщение темы занятия.
- Характеристика и артикулирование звука С
- Произношение звука С в слогах.
- Нахождение звука С в словах. Определение места звука С в слове.
- Физкультминутка.
- Звуковой анализ слова САНИ.
- Составление деформированных предложений.
- Итог занятия.
Дети становятся около магнитной доски
Л о г о п е д: Ребята, послушайте и договорите словечко:
Если стали дни короче,
И уже длиннее ночи,
В снег укуталась земля-
Значит, к нам пришла …
Д е т и: Зима.
Л о г о п е д: Какое сейчас время года?
Д е т и: Зима.
Л о г о п е д: Да, ребята, если мы посмотрим в окно, то увидим, что сейчас у нас зима. А сейчас посмотрите на доску и выберите только те картинки, которые подходят к зиме.(дети выбирают картинки: снеговик, снежинки, сосульки, снег, санки)
Затем логопед просит детей сесть на свои места.
Л о г о п е д: Послушайте и скажите какой первый звук мы слышим в словах: СНЕГОВИК, СНЕГ, СНЕЖИНКИ, СОСУЛЬКИ?
Д е т и: В этих словах мы слышим первый звук С.
Л о г о п е д: Сегодня на занятии мы познакомимся со звуком С, будем учиться правильно произносить этот звук.
Давайте попробуем произнести звук С. Возьмите зеркала и посмотрите, что помогает нам произносить звук С?
Д е т и: Губы, зубы, язык.
Л о г о п е д: Когда мы произносим звук С, где находится наш язычок?
Д е т и: Внизу.
Л о г о п е д: Когда мы произносим звук С зубки наши образуют небольшую щель, язычок упирается в нижние зубки.
Л о г о п е д: Ребята, дайте характеристику звуку С.
Д е т и: Звук С – согласный, твёрдый.
Л о г о п е д: Каким цветом мы обозначаем согласные твёрдые звуки?
Д е т и: Синим цветом.
Л о г о п е д: Ребята, давайте ещё раз произнесём звук С. Но для этого нам надо представить, что в наших ладонях находятся снежинки и нам надо их сдуть холодным воздухом. А для этого мы должны произнести звук С.
Дети дуют на ладони, а в это время логопед включает магнитофонную запись “Вьюга”. Играем музыка.
ЗАДАНИЯ СНЕЖИНОК
Л о г о п е д: Ребята, вы все так старательно сдували снежинки, что образовалась вьюга. И пошёл снег. А как называется явление природы, когда снег идёт?
Д е т и: Снегопад.
Л о г о п е д: Вот и снежинки. (Логопед открывает доску, на которой на магнитах наклеены снежинки). А снежинки эти не простые, а волшебные. Каждая снежинка принесла вам задание. Если вы правильно их все выполните, то снег перестанет идти. Попробуем?
Д е т и: Да.
Логопед берёт первую снежинку и читает задание.
Снежный ком лови, а потом ты повтори,
И ко мне опять верни!
Логопед читает цепочки слогов и бросает детям “снежный ком”. Ребёнок повторяет цепочку слогов и возвращает обратно “снежный ком” логопеду.
СА-СЫ-СУ СО-СЭ-СА СУ-СЫ-СА
АС-УС-ЫС ОС-ЫС-УС СКА-СКАО-СКУ
СПА-СПЫ-СПУ СПЭ-СПО-СПЫ
Логопед читает задание на второй снежинке.
Снеговику ты помоги,
Все его картинки назови.
Лишнюю картинку убери.
Перед каждым ребёнком находится карточка, на которой изображён снеговик, а в каждом углу картинки (санки, ананас, лиса, дом).
Л о г о п е д: Назовите картинку, которая находится в левом верхнем углу.
Д е т и: Лиса.
Л о г о п е д: Назовите картинку, которая находится в левом нижнем углу.
Д е т и:Санки.
Л о г о п е д: Назовите картинку, которая находится в правом верхнем углу.
Д е т и: Ананас.
Л о г о п е д: Назовите картинку, которая находится в правом нижнем углу.
Д е т и: Дом.
Л о г о п е д: Ребята, найдите картинку, в которой нет звука С. Давайте эту картинку мы закроем снежным комом.
Дети закрывают картинку “дом” белым кружком.
Логопед читает задание на третьей снежинке .
Оставшиеся картинки назови,
И где слышится звук С – определи!
Л о г о п е д: Ребята, возьмите звуковые линейки и символ звука С. Послушайте и скажите, где слышится звук С в слове лиса?
Д е т и: В слове лиса звук С слышится в середине слова.
Л о г о п е д: Где слышится звук С в слове санки?
Д е т и: Звук С слышится в начале слова.
Л о г о п е д: Где слышится звук С в слове ананас?
Д е т и: Звук С слышится в конце слова.
Логопед читает задание на четвёртой снежинке.
Вместе с нами веселитесь,
Потанцуйте и покружитесь.
Мы снежинки, мы пушинки,
(Руки на поясе, наклоны вперёд и назад)
Покружиться мы не прочь –
(Поворот на месте)
Мы снежинки - балеринки,
(Руки на поясе, наклоны вправо и влево)
Мы танцуем день и ночь.
(Ставить правую потом левую ногу на пятку)
Мы деревья побелили-
(Потрясти кистями над головой)
Крыши пухом замели.
(Опускать руки вниз)
Землю бархатом укрыли,
И от стужи сберегли.
(Показать на землю, развести руками)
Логопед читает задание на пятой снежинке.
Голубые карточки возьмите
И слово сани разберите.
Дети вместе с логопедом делают звуковой анализ слова сани.
Логопед читает задание на шестой снежинке.
Вы ребята, помогите,
Предложения все правильно скажите.
Логопед выставляет на доску сюжетную картинку зимы, и читает деформированные предложения.
Снеговика лепить дети. (Дети лепят снеговика)
Кататься санки Ваня. (Ваня катается на санках)
Лыжи Соня кататься. (Соня катается на лыжах)
Молодцы, ребята, вы выполнили все задания снежинок. И снегопад закончился.
Цель: постановка звука «С», автоматизация звука «С» в словах, слогах, фразовой речи; обогащение словаря; развитие слухового внимания, фонематического слуха, работа над грамматическим строем языка.
Оборудование: картинки, карточки, бутылочки, резиновые шары, надувные игрушки, тарелочки для сахара, соли, лимонной кислоты, ложки, слон – игрушка, полоски бумаги – для графического изображения предложения, слоги, султанчики бумажные, спички, пластмассовые буквы, цветные мелки.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Артикуляционная зарядка
1. Губы в улыбку, в трубочку.
2. Дутьё в желобок на бумажные султанчики.
3. Надувание шаров и резиновых игрушек.
4. Дутьё в пузырёк.
5. Улыбнитесь, покажите все зубки, немного откройте рот и прижмите кончик языка к нижним зубам, затем спичкой слегка нажимайте на кончик языка, пригибайте его вниз, сомкнём зубы и сделаем выдох в пузырёк, не надувая щёк.
II. Скоро к нам прилетят перелётные птицы.
– Кто прилетит? (Скворцы)
– Для них будем делать домики.
– Будем пилить доски.
– Изобразим пиление.
– Запилила пила з-з-з
– Раскалилась до бела с-с-с.
III. Автоматизация «С» в словах и слогах
1. Диафильм.
Соболь на скалу залез,
Соболь ищет букву «С»,
На странице «С» нашёл
На снегу следы прочёл.
Са-са-са – вот летит оса.
Со-со-со – у Сони колесо.
Су-су-су – мы видели лису.
Сы-сы-сы – у сома усы.
3. На парте у вас буквы. Какие они? (Красные,
синие, пластмассовые)
Подберите 3 картинки, в которых есть «С», а лишнюю
уберите. (Сапоги, самолёт, насос, шуба)
4. На доске картинки. Выберите вначале слова со
звуком «С» в начале слова, затем в середине слова
и сами придумайте, чтобы «С» было в конце слова. (Стакан,
стол, слон, сорока, сковорода, сом, коса, кастрюля,
самолёт, синица, снегирь, собака, стрекоза,
кисточка, носки, кресло, стул).
Можно придумать: нос, ус, рис, парус, глобус,
фокус, автобус, троллейбус, лес, мыс, бас, квас.
5. Сегодня мы с вами полетим на самолёте, что мы оденем на себя со звуком «С» и возьмём с собой? (Сарафан, носки, сапоги, косынку, поясок, галстук, сорочку, сыр, колбасу, сливу, абрикос, апельсин, соль, сахар, ирис, сало, мясо, квас)
6. Сделать упражнение со словами:
Самолёт построим сами,
Понесёмся над лесами,
Понесёмся над лесами,
И опять вернёмся к маме.
7. Кто загадку отгадает, тот в самолёте полетает.
- Лает, кусает, в дом не пускает? (Собака)
- Две сестры летом зелены
К осени одна краснеет, а другая чернеет? (Смородина) - Скатерть бела, весь свет одела? (Снег)
- Бел да не сахар, ног нет, а идёт? (Снег)
- С хозяином дружит,
Дом сторожит
Живёт под крылечком,
А хвост колечком? (Собака) - Гладишь – ласкается,
Дразнишь – кусается? (Собака) - По земле ходит, а неба не видит? (Свинья)
- Красные лапки, щиплет за пятки? (Гусь)
- По лужку он важно бродит,
Из воды сухим выходит.
Носит красные ботинки,
Дарит мягкие перинки. (Гусь) - И в море не купаются
И нет у них щетинки
И всё же называются
Они – морские … (свинки) - Трещала с самого утра:
«Пор-р-ра! Пор-р-ра! А что – пора?
Такая с ней морока,
Когда трещит … (сорока) - Эта хищница болтлива,
Воровата, суетлива,
Стрекотунья, белобока,
А зовут её … (сорока) - Всю ночь летает – мышей добывает,
А станет светло – спать летит в дупло. (Сова) - И в лесу заметьте, дети,
Есть ночные сторожа.
Сторожей боятся этих,
Мыши прячутся дрожа.
Очень уж суровы
Филины и … (совы) - На шесте дворец,
Во дворе певец,
А зовут его … (скворец) - Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это … (снегири)
1. Рассказать стихи о слоне
Слоны умны, слоны смирны,
Слоны спокойны и сильны. (Благинина Е.)
2. Составь из слогов слова.
Сы, ло, во – волосы.
Ка, ска, мей – скамейка .
Смо, ди, на, ро – смородина .
3. Замени букву «З» на «С».
Бузина, позади, зев, зажать.
4. Вставьте слово «лиса» в текст правильно.
В густом лесу живёт хитрая …
Однажды охотник встретил …
Он подкрался к …
Хотел подстрелить …
Она заметила охотника, побежала.
Ему долго пришлось гнаться за …
Вечером в семье он рассказал о …
5. Чистоговорка.
На скамейку Сима села.
Справа – Сева,
Слава – слева.
V. Попробовать, что у вас на парте в тарелочках и назвать признак (сахар – сладкий, соль – солёная, кислота – кислая).
VI. Итог занятия
Учитель – логопед
Новоазовского я/с №6 « Ласточка»
ПетергеринаВ.А г.Новоазовск Донецкой обл.
Проблема развития фонематического восприятия и слуха является важнейшей при подготовке дошкольников к обучению грамоте.
Дети, имеющие недостатки звукопроизношения часто смешивают близкие по звучанию или артикуляции звуки. Нарушение фонематического слуха мешает ребенку овладеть в нужной степени словарным запасом и грамматическими основами, а так же тормозит развитие связной речи.
Поэтому работа над дифференциацией звуков – значимая часть логопедических занятий.
В старшем дошкольном возрасте необходимо развитие умения слышать и различать каждый звук в слове, анализировать звуковой состав слова, дифференцировать близкие по звучанию фонемы.
Развитие фонематического слуха детей необходимо для дальнейшего успешного обучения их чтению и письму, а так же для изучения иностранных языков.
Систематические занятия по дифференциации звуков активизируют фонематическое восприятие, способствуют развитию звуко-буквенного состава слова, являются профилактикой дисграфиии и дислексиии у дошкольников, формируют мыслительные операции противопоставления и помогают ребенку контролировать свою речь.
Цели и задачи занятия: Коррекция фонематических нарушений у детей подготовительной группы. Развитие фонематического слуха и речевого внимания, совершенствование навыков звуко-буквенного анализа слов, развитие речевого дыхания.
Оборудование: Магнитная доска, звуковые схемы слов, предметные картинки со звуком «С» , магнитные буквы, листы для индивидуальной работы, цветные карандаши, картонная Волшебная Снежинка.
Ход занятия.
Организационный этап
Логопед говорит: «Ребята, я назову сейчас много разных слов, а вы догадайтесь, какой звук придёт сегодня к нам в гости на занятие?»
Логопед произносит ряд слов со звуком «С» : сок, санки, сабля, самолёт, Соня, Саша, оса, лиса, ананас, нос, квас, коса, … и т.д.
Дети угадывают и отвечают, что это звук «С» . На магнитной доске появляется буква «С» , открываются предметные картинки на звук «С» .
Введение в тему занятия
Логопед говорит: «Ребята, сегодня на занятии мы отправляемся в путешествие по сказочной стране со звуком «С», где нас ожидает много нового: интересные встречи, задания и, конечно, игры. Но, чтобы наше путешествие удалось, надо вспомнить всё, что мы про звук «С» уже знаем».
Этап повторения пройденного материала
Логопед говорит: «Ребята, кто мне подскажет, где живёт звук «С» ?
В царстве гласных или согласных звуков?»
Дети отвечают, что это звук «С» - согласный.
Логопед: «Ребята, звук «С» умеет «шипеть» или «свистеть»?»
Дети отвечают, что это свистящий звук.
Логопед: «А где в слове может находиться (прятаться) звук «С» ?»
Дети отвечают: «В начале, в середине, в конце слова».
Логопед: «Молодцы!»
На доске закрепляются таблички со звуковыми схемами слов.
Логопед говорит: «Ребята, перед вами лежат листы с картинками. Внимательно посмотрите на них и назовите мне только те названия, в которых звук «С» стоит (прячется):
В начале слова (санки, сумка );
В середине слова (носки, лиса );
В конце слова (ананас, автобус )».
Дети отвечают на вопросы, и одновременно с ответами на доске закрепляются соответствующие звуковые схемы слов.
Логопед: «Молодцы!»
Обучающий этап. Развитие фонематического восприятия
Логопед говорит: «Ребята, а теперь мы с вами будем учиться внимательно слушать, запоминать и повторять слоги и слова, в которых «прячется» наш звук «С» ».
11. Развитие слухового внимания.
а). Воспроизведение слоговых рядов и цепочек.
Логопед: «Послушайте очень внимательно цепочку слогов со звуком «С» , запомните её и повторите за мной в таком же порядке (работа за экраном):
са – со – су – сы ас – ос – ус – ыс са – ша – са – са
сэ – со – са – су эс – ос – ус – ас су – шу – су – су
сы – са – сэ – су ыс – эс – ос – ас ша – са – ща – ща
со – су – са – сы ос – ас – ыс – ус зо – со – зо – со
б). Запоминание слов на заданный звук.
Логопед: «Послушайте внимательно стихотворение и назовите мне все слова со звуком «С» :
Солнце село за селом;
Спят синицы, сойки спят,
Спит в воде усатый сом,
Видит сладкий, сладкий сон.
Спит лиса и зайка спит,
Ветер лишь один свистит».
2. Дифференциация похожих по звучанию звуков: С – З, С – Ш, С – Щ, С – Ц .
Логопед говорит: «Ребята, сейчас мы поиграем в игру «Хитрый звук С » и посмотрим, кто у нас самый внимательный. Я буду называть разные слова, а вы повторяйте только те слова, в которых услышите звук «С» . Постарайтесь не перепутать наш звук «С» с похожими на него звуками. Внимание, я начинаю игру: щётка, слон, цапля, завод, солнце шуба, чайник, пылесос, сушка, лиса, зайка, квас, цепочка, соль, щенок, зубр, Саша, человек, сом, посуда, шум, …».
V. Физкультминутка.
А сегодня у зимы новоселье,
Пригласила она на веселье.
Дом построен из сугроба,
А какой он вышины?
Вот такой вышины.
Белый коврик у порога,
А какой он ширины?
Вот такой ширины.
VI. Этап закрепления полученных на занятии навыков.
1. Развитие слухового внимания.
Логопед: «Ребята, сегодня мы будем учиться внимательно слушать слоги и слова со звуком «С» . У ворот сказочной страны нас встречает Волшебная Снежинка. Она подготовила для вас очень трудное задание: нужно запомнить и назвать только «снежные» слова из всех придуманных ею. Итак, слушайте внимательно: снег, сыр, сосна, снегопад, солнце, сахар, снежинка, соль, снеговик, сом, снежок ».
2. Различение сходных по звучанию звуков.
Логопед: «Ребята, перед вами лежат листы с картинками. Внимательно посмотрите
на них и назовите только те слова, в которых есть звук «С» ».
Дети отвечают: «Сова, ананас, шесть, штангист ».
3. Развитие речевого дыхания и слухового восприятия.
Логопед: «Послушайте внимательно скороговорку и повторите её все вместе:
На кокосы, на кокосы налетели мы, как осы.
А кокосы высоко, а кокосы далеко».
VII. Итог занятия. Оценка деятельности детей. Сюрпризный момент.
Логопед: «Какой звук был сегодня у нас в гостях?»
Дети отвечают: «Согласный звук «С» ».
Логопед: «Какие вы молодцы! Сегодня на занятии все хорошо работали!
Поэтому в награду я вам дарю волшебный сундучок со снежинками.