А н островский бешеные деньги. «Бешеные деньги» (1870)

Пьесы «Бешеные деньги»)

«Бешеные деньги» (1870)

Островский. Бешеные деньги. Спектакль Малого театра, 1978

Ядро авторского замысла уже прочтено в названии, хотя и не в форме прямой пословицы, но содержимое не в одной, в нескольких русских пословицах: что только трудовые деньги держатся и работают, а лихие так же легко утекают, как и притекают; что легко нажито – то легко и прожито. Тут снова просказалась органичная для Островского любовь к честному труду и поведению.

Но в объёме своём авторский замысел шире: выставить нам трудолюбивого предпринимателя – «Честные расчёты и теперь современны, плутовство – спекуляция плохая». (Однако и без лопахинского за спиной топора под стволы вишнёвых деревьев.) А даже видится мне этот замысел драматурга и ещё шире: в русской литературе, так уже насыщенной бездельными, скучающими, «лишними» людьми, – вывести характер прямого делателя, каких в русской жизни, в русской истории было множество – да робкие писатели вместо них углядывали только «штольцев ». (А литература наша очень нуждалась увидеть творцов и строителей мощной страны – да почти не дождалась.)

Увы, Островскому не удалось довоплотить фигуру, какая бы тут ждалась. От доверенного сотрудника Василькова: «Мы с вами нужду видали вместе, тонули вместе», «Мы народ рабочий, на том воспитаны». Так. И сам он о себе: «мне, грубому труженику». Но сверх его теперь успехов – что он уже ездил по делам и в Англию и «у меня в Петербурге по моим делам есть связи с очень большими людьми» – автор переусердствовал: приписал Василькову занятия «чистой и прикладной математикой» (когда б это всё вместе?) – и вот он якобы готов был бы преподать невесте хоть «сферическую тригонометрию». Более не проявилось нам, как он такие познания и наклонности использует. Избыточны они были бы для него. Вдруг и: «жаль, что я не художник». (?) Другое дело – такая естественная слабость: «моя младенческая душа», «для меня, несчастного тюленя, ласки такой красавицы – рай», а попавши в обман: «если это несчастие – то зачем оно приходит так рано и неожиданно», теперь «что подскажет мне моё глупое провинциальное сердце?» – однако же «никакая красавица меня вором не сделает». Так. Но, вопреки характеру, которого мы ждём, – первому же насмешнику Васильков вдруг предлагает стреляться на дуэли: «бери пистолет, а то я тебя убью стулом!» И тут же вослед другому обидчику: «завтра я пришлю к вам секунданта». А красавица «так коварно насмеялась над моей добротой», что «я застрелюсь». Не то, не то. Вот к концу обманутости Васильков опоминается, твёрдо и нравоучительно разъясняет хищнице: «Надо бояться той бездонной ямы, которая называется развратом, в которой гибнет и честь, и благообразие женщины», – и распорядительно шлёт её в строгую жизненную школу к свекрови: учиться вести домашнее хозяйство. Вот этому можно поверить.

Так – весьма неполно состоялся замысел автора. А вся комедия – ярка, смешна, находчива, интрига заверчена весело, остроумно, с живым диалогом и даёт простор для актёрской игры. (Но и тут нет-нет прорываются в тексте ролей – прямые, для публики, разъяснения расчётов и даже целый такой монолог от хищницы-дочери: «Вот когда моя самоуверенность колебаться начинает».)

Примечание. Окончательному заглавию комедии («Бешеные деньги») предшествовали первоначальное «Коса на камень» и промежуточное «Не всё то золото, что блестит». Поставлена была в Александринке 16 апреля 1870 года, в Малом – 9 октября, но не удержалась в репертуаре обоих театров. В Петербурге возобновлялась в 1882-м и 1891 годах, в Москве – в 1893-м. Многократно ставилась на частной сцене – в Киеве, Ярославле, в московском Театре Корша. В советское и постсоветское время шла и сегодня идет во многих театрах. Существует полнометражный фильм (1981, Мосфильм) и фильмы-спектакли: Малый театр (1978 и 2005), Московский драматический театр им. А.С. Пушкина (2010).

Александр Николаевич Островский.

Бешеные деньги

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

(вместо пролога)

ЛИЦА:

Савва Геннадич Васильков , провинциал, лет 35. Говорит слегка на «о», употребляет поговорки, принадлежащие жителям городов среднего течения Волги: «когда же нет» – вместо «да»; «ни Боже мой» – вместо отрицания, «шабер» – вместо «сосед». Провинциальность заметна и в платье.

Иван Петрович Телятев , неслужащий дворянин, лет 40 .

Григорий Борисович Кучумов , лет 60, важный барин, в отставке с небольшим чином, имеет и по жене и по матери много титулованной родни .

Егор Дмитрич Глумов .

Надежда Антоновна Чебоксарова , пожилая дама с важными манерами .

Лидия Юрьевна , ее дочь, 24 лет.

Андрей , слуга Чебоксаровых .

Григорий , слуга Телятева .

Николай , слуга Кучумова .

Мальчик из кофейной .

Гуляющие .

В Петровском парке, в саду Сакса; направо от зрителей ворота в парк, налево кофейная.

ЯВЛЕНИЕ ПЕРВОЕ

Проходят гуляющие, некоторые останавливаются и читают афишу на воротах. Телятев и Васильков выходят из кофейной.

Телятев (что-то жует) . Ну да, ну да. (В сторону.) Когда он отстанет!

Васильков. Я хочу сказать, что она, по своей миловидности, очень привлекательная девица.

Телятев. Вот новость! Какое открытие вы сделали. Кто же этого не знает! (Снимает шляпу и кланяется.) Совершенная правда-с. Чебоксарова хороша – дважды два четыре. Вы еще такой бесспорной истины не знаете ли?

Васильков. Я хотел вам сказать, что она мне очень понравилась.

Телятев. Еще лучше. Да кому же она не нравится! Помилуйте вы меня! И что тут для меня интересного, что она вам нравится? Вы, должно быть, издалека приехали?

Васильков. Да, не близко-таки.

Телятев. Вот бы вы меня удивили, если б сказали, что вы ей понравились. Это была бы штука любопытная. А что она вам нравится, диковины тут нет. Я знаю человек пятнадцать, которые в нее влюблены без памяти, только из взрослых людей, а если считать с гимназистами, так и конца нет. А вы знаете что? Вы попробуйте сами ей понравиться.

Васильков. Да разве ж это так трудно?

Телятев. Ну, да уж я вам скажу.

Васильков. А что ж нужно для того? Какие качества?

Телятев. Такие, каких нет у нас с вами.

Васильков. А позвольте, например?

Телятев. А например: полмиллиона денег или около того.

Васильков. Это ничего…

Телятев. Как ничего! Батюшка вы мой! Да что ж, миллионы-то как грибы растут? Или вы Ротшильдам племянник, тогда и разговаривать нечего.

Васильков. Хотя ни то, ни другое; но нынче такое время, что с большим умом…

Телятев. Вот, видите ли, с умом, да еще с большим. Значит, прежде надо ум иметь. А у нас большие умы так же редки, как и миллионы. Да оставимте лучше об уме говорить; а то кто-нибудь из знакомых услышит, смеяться станут. Умные люди сами по себе, а мы сами по себе. Значит, ум побоку. Ну его! Где его взять, коли Бог не дал!

Васильков. Нет, я не так скоро откажусь от этой способности. Но что же еще нужно, чтобы ей понравиться?

Телятев. Красивый гвардейский мундир, да чин, по крайней мере, полковника, да врожденную светскость, которой уж научиться никак нельзя.

Васильков. Это же очень странно. Неужели никакими другими достоинствами, никакими качествами ума и сердца нельзя покорить эту девушку?

Телятев. Да как же она узнает про ваши качества ума и сердца? Астрономию, что ли, вы напишете да будете читать ей!

Васильков. Жалею, очень жалею, что она так недоступна.

Телятев. Да вам-то что же?

Васильков. Вот, видите ли, я с вами откровенно буду говорить;у меня особого рода дела, и мне именно нужно такую жену, блестящую и с хорошим тоном.

Телятев. Ну, да мало ли что кому нужно! Что вы богаты очень?

Васильков. Нет еще.

Телятев. Значит, надеетесь разбогатеть.



Бешеные деньги (пьеса)

Бешеные деньги (ранние названия «Коса - на камень », «Не всё то золото, что блестит ») - комедия в пяти действиях Александра Островского . Автором была окончена в ноябре 1869 года . Напечатана в журнале "Отечественные записки" , №2, 1870 г. Премьера состоялась 16 апреля 1870 года в Александринском театре ; в московском Малом театре - 6 октября того же года.

Глумов, персонаж пьесы «На всякого мудреца довольно простоты » продолжает мечтать о богатой невесте, по-прежнему злоязычен и готов на интриги, стравливая своих знакомых, не брезгуя подбрасывать им анонимные письма, карьера его не состоялась, в финале он уезжает за границу с богатой пожилой барыней в качестве ее личного секретаря и с надеждой вскоре унаследовать состояние своей доверительницы.

Действующие лица

  • Савва Геннадич Васильков , провинциал, лет 35. Говорит слегка на «о», употребляет поговорки, принадлежащие жителям городов среднего течения Волги: «когда же нет» - вместо «да»; «ни Боже мой» - вместо отрицания, «шабер» - вместо «сосед». Провинциальность заметна и в платье.
  • Иван Петрович Телятев , неслужащий дворянин, лет 40.
  • Григорий Борисович Кучумов , лет 60, важный барин, в отставке с небольшим чином, имеет и по жене и по матери много титулованной родни.
  • Егор Дмитрич Глумов .
  • Надежда Антоновна Чебоксарова , пожилая дама с важными манерами.
  • Лидия Юрьевна , её дочь, 24 лет,
  • Андрей , слуга Чебоксаровых.
  • Григорий , слуга Телятева.
  • Николай , слуга Кучумова.
  • Мальчик из кофейной.
  • Гуляющие.

Критика

В этой пьесе, как и в большинстве своих работ, Островский разрабатывает тему кризиса дворянства. Островский отметил в дворянстве его новое отношение к буржуазии. Оно приспосабливается к новому порядку вещей, некоторые его представители становятся приживальщиками буржуазии, учатся у неё новым методам воровства и грабежа. Самодурство и наглость, уверенность в своём праве на привелигированное положение уступают место хитрости, лицемерию, расчёту.

Большую трезвость и проницательность проявляет Островский и в изображении "дельцов". Отношение его к буржуазии нового типа очень сложно. На первый взгляд может показаться, что Островский на стороне Василькова. "Честный промышленник" Васильков, восстающий против обмана и плутовства, так как в "практический век честным быть не только лучше, но и выгодно", в сравнении с Кучумовым может показаться вполне приемлемым для автора и достойным сочуствия. Но Островский не может принять целиком Василькова. И он не может стать для него носителем положительного начала. Он ясно видит их моральную неполноценность, обращает внимание на внутреннее сродство их с откровенными хищниками. Недаром Лидия Чебоксарова смиренно идёт в "экономки" и на выучку к Василькову. Пьеса кончается торжеством "делового человека". Васильков купил Чебоксарову в тот самый момент, когда следственный пристав стоит за дверью и ждёт результатов "торговли", чтобы приступить к описи имущества Чебоксаровых. Правда, торговля начинается с упрёков со стороны Василькова: "вы не жалели моей простоты, моей доброты сердечной", но суть дела от этого не меняется. Конечно, отнюдь не возмездием за пренебрежение "простотой и добротой сердечной" Василькова определяется идейный смысл комедии "Бешеные деньги". Торжествующий Васильков не стал от этого лучше. "Честность" и жизненные принципы Василькова ("из бюджета не выйду") аморальны. Брак для него - торговая сделка, а любовь - предмет купли-продажи. Лидия Чебоксарова, расценивающая все человеческие чувства на вес золота, является достойным партнёром Василькова в его больших комерческих операциях в Петербурге. Для обоих денежный интерес - единственный движущий мотив их поведения.

Экранизации

  • Бешеные деньги (фильм, 1981) - фильм по пьесе

Примечания

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Бешеные деньги (пьеса)" в других словарях:

    - (пьеса) пьеса А. Н. Островского. Бешеные деньги (фильм, 1981) фильм по пьесе А. Н. Островского. Бешеные деньги (фильм, 1987) американская комедия. Бешеные деньги (фильм, 2006) российская криминальная… … Википедия

    Содержание 1 Экономика 2 Кинематограф 3 Театр 4 Компьютерные игры … Википедия

    Волки и овцы комедийная пьеса в пяти действиях Александра Островского. Пьеса написана в 1875 году, впервые поставлена 8 декабря 1875 года в Александринском театре. 26 декабря того же года состоялась премьера в Москве, в Малом театре. Содержание 1 … Википедия

Ф рагмент статьи Константина Фрумкина «Террор и насилие в зеркале искусства», опубликованной в журнале «Знамя» (2002 г.):

<...> «В русской литературе есть два известных произведения, крайне сходных по своей композиции и имеющих прямое отношение к нашей теме. Это пьесы А. Островского «Бешеные деньги» и М. Горького «Васса Железнова». В обоих произведениях моделируется сходная ситуация – противостояние способного к созиданию одиночки всеобщему хаосу. <...>

Васильков, главный герой «Бешеных денег», со своим рационализмом и практичностью выглядит белой вороной на фоне других персонажей пьесы – патологических мотов и бездельников. Это разделение имеет у Островского и географическое измерение: главный герой «Бешеных денег» – провинциал среди москвичей, «говорит, как матрос волжского пароходства», то есть окает, в то время как Москва акает.

Больше всего хлопот Василькову доставляют его жена и теща (Лидия и Чебоксарова), для которых тратить деньги так же необходимо, как порция зелья для наркомана, которые тратят вопреки всякому расчету и во вред себе. Жена сбегает от Василькова, ибо он не дает ей расходовать деньги безрассудно и неограниченно. Но затем, дойдя чуть ли не до долговой тюрьмы, женщины вынуждены отдаться на милость Василькова, и тот собирается взять их, что называется, «в оборот». <...>

В «Бешеных деньгах» фигурирует разорившийся аристократ Кучумов, который «забыл, что его состояние давно прожито», и поэтому обещает всем несуществующие тысячи. Есть еще Телятев, живущий роскошно, но в долг. Он советует Василькову, как взять много денег взаймы, а на его вопрос, как отдавать, отвечает: «Это дело предоставьте кредиторам». Когда Васильков выражает недоумение, Телятев замечает: «Вы еще молоды, дойдете и до наших расчетов». <...>

Московские представления о богатстве резюмируются тещей Василькова Чебоксаровой: «Состояние можно только получить по наследству, да еще при большом счастье выиграть в карты». На что Васильков мизантропически замечает: «Нет, есть еще средство: ограбить кого-нибудь». <...>

В самом конце пьесы Васильков произносит странную фразу: «Бюджета только бешеные деньги не знают». В контексте пьесы, да к тому же учитывая, что эта реплика финальная, несомненно, что перед нами не финансовая мудрость, а нравоучение. Обычно «бешеными» называют просто очень большие деньги, но из содержания пьесы видно, что в данном случае имеется в виду смысл, более близкий к первоначальному, психиатрическому значению слова. <...>

Бешеные деньги – это деньги взбесившиеся, потерявшие вменяемость, забывшие, кто их отец (труд, производство), и поскакавшие по дорогам хаотического перераспределения; это деньги, полученные внезапно – по наследству, от карточной игры или грабежа. Они легко достаются и так же легко растрачиваются». <...>

Полный вариант 2,5 часа (≈50 страниц А4), краткое содержание 2 минуты.

Герои

Васильков Савва Геннадич (помещик)

Телятев Иван Петрович (дворянин)

Кучумов Григорий Борисович (барин)

Глумов Егор Дмитриевич

Чебоксарова Надежда Антоновна (пожилая дама)

Лидия Юрьевна (дочь Надежды Антоновны)

Андрей, Григорий, Николай (слуги)

В данной комедии высмеиваются люди, которые готовы на все, чтобы получить деньги. Первым появился Телятев. Это яркий экземпляр барства. Он все время процветал. И в этом ему помогали десять московских тетушек. Он любит сладкое и балет, у него огромное количество долгов. И общая сумма составляла триста тысяч. Все, что он имел, принадлежало другим. Однако это нисколько не беспокоило Телятева. Он не считал деньги, с радостью занимал и у других, жил за счет других. Потому что завтра наступит новый день и деньги появятся сами по себе.

Параллельно имелся иной вид барина. Он являлся лжецом и сладострастником. Это был Кучумов. Огромные дома, экипажи и огромное количество денег были только в его мечтах. На самом деле у него были пустые карманы. Его выручали лишь присущие ему наглость и вранье. Он всех обманывал, чтобы получить желаемое. Когда его разоблачали, он непременно выкручивался. И Телятев, и Кучумов являлись предисловием к другому герою. Этим героем был Васильков. Его персона была покрыта тайной. Его речь отличалась особенной манерой. У него постоянно был при себе кошелек, до отказа наполненный деньгами. Этим он вызывал благоговение у окружающих его людей.

Автор не мог решить до конца, какое отношение у него к персонажу Василькова. Этот образ вызывал большое количество споров насчет настоящего облика героя. Трудно вот так сразу дать определение его натуре. Он имел весьма деловитый подход во всем и просчитывал любое свое действие. У него существовал определенный лимит бюджета, за границы которого он не пытался выходить. Казалось, что он сможет справиться с любой ситуацией. Однако, когда он встретил свою любовь, его расчеты оказались неэффективными. Он любил Лидию, полагая, что как раз она необходима ему в качестве супруги. Однако его чувства оказались безответными. Да и сама девушка оказалась недостойной его любви. Васильков призывал к честному отношению во всем. Он полагал, что лучше жить честно.

Васильков доказывал, что честность являлась способом получения выгоды. Лидия его обидела, он забыл о все расчета и вызвал Телятина на дуэль.