Написать сообщение языке и речи. Значение речи в жизни человека

Введение

Критерии оценки эффективности того или иного акта коммуникации продолжают оставаться одной из наиболее актуальных проблем современного русского языка, ибо вне анализа речевых произведений, строящегося на четких постоянных критериях, нельзя добиться более высокого уровня владения речью.

Среди различных подходов к оценке речи (и ее эффективности в частности) наиболее продуктивным представляется подход с позиций анализа степени соответствия речи условиям общения и коммуникативным задачам речевых партнеров, то есть с позиций коммуникативной целесообразности. Именно такой подход может осуществляться при оценке речи с позиций коммуникативных качеств речи (термин Б.Н. Головина, введенный им в 1976 г. в работе «Основы культуры речи»). По определению ученого, «коммуникативные качества речи -- это реальные свойства ее содержательной или формальной стороны. Именно система этих свойств определяет степень коммуникативного совершенства речи». Б.Н. Головин по-новому рассмотрел каждое из известных ранее достоинств речи и систематизировал их, проследив зависимость речи от неречевых структур по каждому из аспектов.

Коммуникативная ситуация и ее составляющие оказались тем самым тесно связанными с коммуникативными качествами речи. Коммуникативные качества речи охватывают все аспекты текста, а их соотношение и степень проявления в тексте зависят от жанра и стиля высказывания, от индивидуальных особенностей коммуникантов. Основные коммуникативные качества речи - уместность, богатство, чистота, точность, логичность, доступность, выразительность и правильность. Каждое из этих качеств проявляется в речи в разной степени и в различных соотношениях с другими свойствами речи.

Таким образом, цель данной работы - объяснить, что же представляет собой речь; рассмотреть основные коммуникативные качества речи.

Речь и ее особенности

Слово «речь» обозначает специфическую человеческую деятельность, поэтому для характеристики обеих ее сторон это слово в лингвистике употребляется в двух основных значениях: речью называется и сам процесс говорения (в устной форме) или письма (в письменной), и те речевые произведения (высказывания, устные и письменные тексты), которые представляют собой звуковой или графический продукт (результат) этой деятельности.

Язык и речь теснейшим образом взаимосвязаны, поскольку речь - это язык в действии, и что для достижения высокой культуры речи язык и речь необходимо различать.

Чем же речь отличается от языка?

Прежде всего тем, что язык - это система знаков, а речь - это деятельность, протекающая как процесс и представленная как продукт этой деятельности. И хотя речь строится на том или ином языке, это самое главное отличие, которое по различным основаниям определяет и другие.

Речь представляет собой способ реализации всех функций языка, прежде всего - коммуникативной. Речь возникает как необходимый ответ на те или иные события действительности (в том числе и речевые), поэтому она в отличие от языка преднамеренна и ориентирована на определенную цель.

Речь прежде всего материальна - в устной форме она звучит, а в письменной она фиксируется с помощью соответствующих графических средств (иногда отличных от данного языка, например, в другой графической системе (латинице, кириллице, иероглифическом письме) или с помощью значков, формул, рисунков и пр.). Речь зависит от конкретных ситуаций, развертывается во времени и реализуется в пространстве.

Речь создается конкретным человеком в конкретных условиях, для конкретного человека (аудитории), следовательно, она всегда конкретна и неповторима , потому что, даже если она воспроизводится с помощью тех или иных записей, меняются обстоятельства и получается то же самое, про что обычно говорят: «Нельзя дважды войти в одну и ту же реку». При этом теоретически речь может длиться бесконечно долго (с перерывами и без них). По сути, вся наша жизнь с тех пор, как мы начинаем говорить, и до тех пор, когда скажем последнее слово, - одна большая речь, в которой меняются обстоятельства, адресат, предмет речи, форма (устная или письменная) и пр., но продолжаем говорить (или писать). И с нашим последним словом речь (только уже письменная или не наша устная) будет продолжаться. В этом плане речь развертывается линейно , т.е. мы произносим одно предложение за другим в определенной последовательности. Процесс устной речи характеризуется те, что речь протекает в определенном (иногда меняющемся) темпе, с большей или меньшей продолжительностью, степенью громкости, артикуляционной четкости и т.п.

Письменная речь также может быть быстрой или медленной, четкой (разборчивой) или нечеткой (неразборчивой), более или менее объемной и т.д. То есть материальность речи можно иллюстрировать разными примерами. Язык же в отличие от речи, как считается, идеален, т.е. он существует вне речи как целое только в сознании говорящих на этом языке или изучающих этот язык, а также как части этого целого - в различных словарях или справочниках.

Речь представляет собой, как правило, деятельность одного человека - говорящего или пишущего, поэтому она является отражением разнообразных особенностей этого человека. Следовательно, речь изначально субъективна , потому что говорящий или пишущий сам отбирает содержание своей речи, отражает в ней свое индивидуальное сознание и индивидуальный опыт, язык же в системе выражаемых им значений фиксирует опыт коллектива, «картину мира» говорящего на нем народа.

Кроме того, речь всегда индивидуальна , поскольку люди никогда не используют все средства языка и довольствуются лишь частью языковых средств сообразно своему уровню знаний языка и условиям конкретной ситуации, выбирая наиболее подходящие. Вследствие этого значения слов в речи могут расходиться с теми, что строго определены и зафиксированы словарями. В речи возможны ситуации, в которых слова и даже отдельные предложения получают совсем другой смысл, чем в языке, например, с помощью интонации. Речь может быть охарактеризована и через указание на психологическое состояние говорящего, его коммуникативную задачу, отношение к собеседнику, искренность.

Речь не ограничивается только языковыми средствами. В состав речевых средств входят также те, что относятся к неязыковым (несловесным, или невербальным): голос, интонация, жесты, мимика, поза, положение в пространстве и т.д.

Все эти отличия речи от языка относятся прежде всего в речи как процессу использования языка, поэтому, хотя и с натяжкой, являются основаниями для их противопоставления, поскольку в этом плане создание речи как процесс протекает во многом поэтапно и частично совпадает с границами самой большой единицы языка: с границами предложения. Если же говорить о речи как результате этого процесса, т.е. как о тексте. То описание речи на этом уровне в принципе не может иметь общих критериев с языком, поскольку они к языку совершенно не применимы.

Речь бывает внешней (произнесенной или написанной) и внутренней (не озвученной и не зафиксированной для других) Внутренняя речь используется нами как средство мышления или внутреннего проговаривания (речь минус звук), а также как способ запоминания.

Речь-высказывание протекает в определенных речевых жанрах, например, письмо, выступление, доклад и т.д.

Речь-текст должна строиться в соответствии с тем или иным стилем: научным. Официально-деловым, публицистическим, разговорным или художественным.

Речь как текст отражает действительность и может рассматриваться с точки зрения своей истинности и ложности (истинно / частично истинно / ложно).

К речи-тексту применимы эстетические (красиво / некрасиво / безобразно) и этические оценки (хорошо / плохо) и т.д.

Таким образом мы видим, что все функции языка реализуются в речи. И язык оказывается главным, но не единственным средством ее создания. Речь всегда представляет собой результат творческой деятельности индивида, поэтому и подходить к анализу, оценке и способам создания речи нужно совсем иначе, чем к языку.

Проявления языковой деятельности неоднородны. Их можно разделить и классифицировать по отдельным признакам.

Устная речь . Это - основная разновидность речи. Это - звуковая речь, которая воспринимается другими на слух. Устная речь подразделяется на диалогическую и монологическую.

Диалогической называют речь двух или нескольких собеседников, которые меняются ролями, то есть попеременно бывают пассивными или активными собеседниками.

Разделение на "активного" и "пассивного" участников разговора относительное, поскольку и тот, кто говорит, и тот, кто слушает, проявляют активность, хотя и разную. Уровень знания языка, его лексического богатства, грамматического строения и фразеологии, практика пользования языком играют важную роль в функционировании диалогической формы речи.

Диалогическая речь тесно связана с ситуацией, в которой ведется разговор, и потому ее называют ситуативной. Одновременно она и более контекстуальная, поскольку каждое высказывание в значительной мере обусловлено предыдущим высказыванием, поскольку осуществляется как определенная деятельность двух или нескольких лиц.

Диалогическая речь недостаточно организована грамматически и стилистически. Как правило, она осуществляется при помощи простых языковых конструкций, которые обусловлены контекстом, предыдущими высказываниями. Большую роль в этой речи играют привычные соединения слов, реплики, шаблоны, идиоматические выражения, например: "так сказать", "вот", "и кто бы мог подумать" и т. п.

Монологическая речь - это такая речь, когда говорит одно лицо, а остальные слушают, воспринимают его речь.

Примеры монологической речи - доклад, лекция, выступление на собрании, объяснение преподавателем нового материала и т.п.

Это относительно развернутая разновидность речи. В ней сравнительно мало используется внеязыковая информация, которая возникает в разговорной ситуации. В сравнении с диалогической, монологическая речь - более активная или произвольная разновидность речи.

Так, для того чтобы объявить монологической акт речи, тот, кто говорит, должен осознавать полное содержание своей мысли и уметь произвольно построить на основании этого содержания высказывание или выстроить ряд высказываний.

Монологическая речь - организованная разновидность речи. Тот, кто говорит, заранее планирует или программирует не только отдельное слово, предложение, но и весь процесс речи, весь монолог в целом, иногда мысленно, а нередко в виде плана или конспекта.

Монологическая речь в своих развернутых формах нуждается в определенной подготовке, которая состоит в предварительном отборе содержания, четком планировании и соответствующем словесном оформлении.

Письменная речь . Письменная речь - это особая разновидность языкового процесса, дающая возможность общаться с отсутствующими собеседниками, которые являются не только современниками того, кто пишет, но будут жить и после него. Письменная речь - разновидность монологической речи, но она произносится как чтение написанных письменных знаков (слов). Исторически письменная речь возникла позже устной и на ее основе.

По сравнению с устной речью, письменная речь имеет ряд специфических психологических особенностей. Прежде всего, она осуществляется без непосредственного контакта с собеседником, а потому исключает из своего содержания интонацию, мимику и жесты, восприятие реакции читателя, его реплики, которые имеют важное значение для устного языка.

В письменной речи и содержание, и свое отношение к нему нужно выразить на бумаге. Поэтому текст более развернут, чем устная монологическая речь. В создаваемом тексте нужно принимать во внимание будущего читателя, заботиться о том, чтобы письменные знаки были понятны предполагаемому читателю.

Поэтому структурная сложность письменной речи по сравнению с устной увеличивается: она выдвигает большие требования к пишущему, нуждается в более развернутом, расчлененном, последовательном, полном изложении мыслей, более строгого соблюдения правил грамматики, подбора слов и выражений.

Если в устной речи пропуск отдельных слов можно заполнить определенными выразительными способами, то такие пропуски делают письменную речь непонятной.

Письменная речь - это наиболее произвольная разновидность речи.

Для успешного использование письменной речи нужно овладеть способами создания текста. В процессе индивидуального развития человек учится письму и чтению значительно позже, чем устной речи. Но между устной и письменной речью существует тесная взаимосвязь. Так, овладение письмом, чтением художественной литературы способствуют дальнейшему развитию устной речи человека, обогащению его активного словаря и осознанию грамматического строения.

Письменная речь опирается на устную, не только дополняет, но и приводит ее к определенной перестройке. Для большинства людей, в зависимости от их образования и содержания деятельности, письменное изложение мыслей более сложно, чем устное. Поэтому обучение организованной культурной речи должно включать обучение письменной речи.

Внутренняя речь . Устная и письменная речь могут выражаться в диалогической и монологической форме и поэтому являются формами внешней речи.

Еще одна разновидность речи - внутренняя речь. Как говорит само название, внутренняя речь не направлена на общение с другими людьми. Человек пользуется внутренней речью, когда обдумывает что-то, планирует свои действия, не выражая их вслух и не записывая на бумаге, не входит в контакт с людьми.

Главным показателем внутренней речи является ее беззвучность, хотя она нередко проявляется в форме шепота, а иногда и начинает звучать, переходя в разговор с самим собой. Это случается в случаях большого напряжения мысли, которое сопровождается выразительными эмоциями.

Внутренняя речь отличается по своей структуре от внешней речи тем, что она сильно сокращена, отрывочна, в ней опускается большинство второстепенных членов предложения. Вследствие этого она создает впечатления несвязности и непонятности. Нередко в предложении остается только подлежащее или сказуемое, являющиеся центром мысли, вокруг которой объединяются образы.

Возможность сокращения операций с мыслями, образами и словами во внутренней речи связанно с тем, что думающему человеку хорошо известно, о чем речь идет. Поэтому отпадает необходимость разворачивания мыслей для самого себя. Навык думать таким "сокращенным" способом имеет и свои минусы.

Нередко, мысль полностью понятна во внутренней речи, в ее упрощенной форме и синтаксической структуре, но оказывается далеко не такой понятной, когда необходимо "переводить" ее содержание другим людям: отдельные моменты мысли неясны, мысль не аргументирована, логически непоследовательна.

Известны случаи, когда хорошо понятую мысль передать в связной речи устно или письменно невозможно.

Внутренняя речь возникла в процессе речевого общения людей в связи с усложнением заданий и содержания деятельности. Она порождена потребностью выразить что-то устно или письменно, спланировать, очертить главные контуры, построить выражение, схему действий, перед тем, как реализовать их практически.

Внешняя или внутренняя речь человека находятся в тесной взаимосвязи и в постоянных взаимных переходах. Легкость и скорость таких переходов зависят от разных условий, а именно содержания, сложности и новизны мыслительной деятельности, языкового опыта и индивидуальных особенностей человека.
Речь у разных людей имеет индивидуальные особенности, проявляющиеся в темпе, ритме, эмоциональности, выразительности, точности, плавности, громкости, логической последовательности, образности высказывания мыслей.

Психоаналитическая трактовка речи . Классический, и в особенности структурный психоанализ рассматривают речь субъекта как полную репрезентацию личности. Согласно новейшим постмодернистским представлениям о природе человека и специфике детерминации активности личности, функционирование последней в универсуме культуры есть непрерывный процесс производства дискурса. Дискурс как "речь, погруженная в жизнь", речь, рассматриваемая в совокупности с ее экстралингвистическими характеристиками, является коренным феноменом человеческого существования. Наиболее сильное влияние постмодернистские идеи об универсальной природе феноменов речи и языка оказали на европейские школы глубинной психологии.

Все формы активной жизнедеятельности индивида в обществе и культуре можно рассматривать как систему дискурсивных практик, к числу которых относятся, например, политика, религия, идеология, педагогика, право и т.д. Институциализиро-ванные формы речевых практик составляют основу теоретического знания в любой области науки, а легитимирующ им мета-дискурс в отношении своей истинности есть методология конкретной научной дисциплины. Семиотический принцип "жизнь как текст" все шире используется в практике современной психотерапии, а наиболее радикально этим положением в своей работе руководствуются Ж.Лакан, ЖДелез, Ф.Гваттари. Ю.Кристева и другие представители европейской психологической мысли.

23.03.2015

Снежана Иванова

Речь в жизни человека занимает существенную позицию: она определяет возможность любого взаимодействия и сопровождает его во всякой деятельности...

Трудно представить себе условия современной действительности без речи. Любое действие, требующее контакта с другими людьми, мы сопровождаем словами. Ежедневно на нас обрушивается огромный поток информации, из которой каждый выбирает для себя то, что подходит лично ему. Речь в жизни человека занимает существенную позицию: она определяет возможность любого взаимодействия и сопровождает его во всякой деятельности. Насколько бедной была бы наша жизнь без возможности облечь мысль в словесную форму! Эволюция речи человека происходила постепенно: от древности до настоящего времени она развивалась, появлялись новые значения, обогащался словарный запас. Если в прежние времена можно было заменить речь жестами, изображениями, просто взглядом, то теперь практически любая профессия требует от человека владение языком на высшем уровне. В 21 веке необходимо уметь не только грамотно и точно излагать свои мысли, но и формулировать намерения, направленные на достижение лучших результатов. Все это невозможно без речевой деятельности.

Структура речи

Речь, как и всякий другой вид деятельности, состоит из нескольких элементов.

Мотивация – важный структурный компонент, без которого никакое взаимодействие между людьми не состоялось бы. Прежде, чем совершить какое – то действие, связанное с общением, личность должна испытывать потребность во взаимодействии. Мотивация может касаться как личностных (внутренних) запросов отдельного индивида, так и выходить за рамки его потребностей.

Планирование – второй элемент в структуре речи. Здесь на первый план выходит способность к прогнозированию и ожидаемый результат. Личностные интересы человека участвуют в процессе распределения своих ресурсов и возможностей. Грамотное планирование обязательно включает в себя самоанализ и рефлексию. Человек должен знать, зачем он собирается расходовать свой ресурс, чего хочет достичь.

Реализация – это процесс, направленный на достижение поставленной цели. Когда сформулирована задача, личность обладает высокой мотивацией и осуществляет грамотный подход к пошаговым действиям. С помощью речи информация передается от одного лица другому.

Контроль – неотъемлемая составляющая любой успешной деятельности, и речь не является исключением. Чтобы понять, правильно ли решена задача, необходимо периодически отслеживать результат. Мы можем провести объемный семинар по какому – то вопросу, дать людям интересную информацию, но этого не достаточно, если имеется стремление к большим достижениям. Крайне важно получить обратную связь от участников, услышать их мнение, убедиться в своей полезности.

Функции речи

Современная психологическая наука определяет речь как высшую психическую функцию, существенный механизм в образовании интеллектуальной деятельности, процесс передачи и обмена информацией. Как всякая деятельность, она выполняет ряд важных задач.

Номинативная функция заключается в необходимости называть, обозначать предмет словом. Благодаря этому, каждый способен понять своего оппонента и не путаться в понятиях. Общение между людьми основывается по заранее созданной модели, которая существенно упрощает процесс понимания.

Обобщающая функция служит для выявления общих признаков, свойств предметов для дальнейшей классификации по группам. Слово уже обозначает не один предмет, а называет целую группу свойств или явлений. Здесь проявляется сильнейшая связь речи с мышлением, так как подобные операции требуют напряженной мыслительной деятельности.

Коммуникативная функция представляет собой этап передачи информации от одного лица другому. Данная функция может быть проявлена как в устной, так и в письменной форме.

Виды речи

В психологической науке выделяют два способа проявления речи: внешний (разговор при контакте двух и более людей друг с другом) и внутренний.

Внутренняя речь представляет собой особую форму выражения мыслей. В отличие от внешней, она характеризуется обрывочностью и фрагментарностью, нередко хаотичностью и непоследовательностью. Такой внутренний диалог происходит в сознании человека, нередко он и не выходит за его пределы. При желании им можно управлять и контролировать его. Однако сложность заключается в том, что внутренняя речь очень сильно связана с эмоциями и чувствами человека.

Особенности речи человека

Выражение эмоциональной составляющей

То, как человек говорит, оказывает существенное влияние на восприятие его слов собеседниками. Тембр голоса, интонация, паузы во время произношения, скорость придают звучащей речи своеобразную окраску, индивидуальность и неповторимость. Согласитесь, гораздо приятнее слушать человека с мягким тембром голоса, плавной интонацией и, вдобавок, интересной темой. В таком случае возникает большая заинтересованность в том материале, который преподносится.

Речь поможет личности отстоять свою позицию в споре, проявить симпатию к понравившемуся человеку, раскрыть эмоциональную составляющую. К примеру, если тема в достаточной степени по нраву личности, то, без сомнения, она будет стремиться продолжить общение.

Передача накопленного опыта

Ребенок познает окружающую реальность с помощью звучащей речи. Сначала родитель показывает ему предметы и называет их. Затем малыш растет, начинает взаимодействовать с другими людьми, узнает от них много для себя интересного и важного. Без слов было бы невозможно ни ребенку усвоить новую информацию, ни взрослому ее передать. Многое здесь, конечно, зависит от качества подачи самого материала, но значение речи является определяющим фактором.

Передача знаний и навыков, достижений современной науки является неотъемлемым звеном в применении речи. Без нее преподавательская деятельность сделалась бы невозможной. Труд писателя, мыслителя, исследователя не мог бы найти своего применения. Только благодаря живому языку, письменной и устной речи мы читаем книги, слушаем лекции, имеем возможность делиться собственным опытом с другими.

Значение речи в жизни человека

Способность к обучению

Читая книги, человек совершенствуется, расширяет свое представление о мире и о себе самом. Изучая какой – либо предмет, он так же накапливает знания. Речь при этом имеет определяющее значение: ведь не зная языка, не умея общаться, усваивать материал, личность не имела бы возможности выйти на новый уровень развития и образования. Без речи невозможно представить себе ни одной работы, ни одного исследователя, психолога, учителя или политика. Даже тот, кто считает себя в достаточной степени овладевшим родным языком и речью, должен постоянно учиться для того, чтобы достичь высоких результатов.

Способность к обучению – важная составляющая любой деятельности, если она стремиться к преуспеванию. Только постоянно узнавая новое, совершенствуя имеющиеся навыки можно выйти к успешному продвижению. Речь применяется везде, во всех сферах жизни. Куда бы человек ни отправился, с кем бы ни вступал в контакт, ему потребуется знание языка как инструмента взаимодействия.

Самосовершенствование

Иногда у человека возникает желание исправить ошибки прошлого, получить новый опыт, существенно изменить свою жизнь. Такие порывы обычно продиктованы стремлением к самореализации. В этом случае речь может пригодиться ему в качестве надежного вспомогательного средства. Изучение необходимого материала, чтение книг, проведение семинаров или тренингов – все это требует определенной подготовки и моральных сил. То, насколько личность оказывается готова приложить определенные усилия к реализации своего намерения, настолько полностью в этой непростой задаче задействована речь. Устная, письменная, обращенная вовне и внутрь себя — она ведет человека к новым свершениям, помогает ему добиться поставленной цели.

Таким образом, роль речи в жизни человека огромна, имеет первостепенное, главное значение. Речевая деятельность применима повсюду: в общении с друзьями и близкими, в сфере образования, преподавательском труде, торговле, в любой профессии, требующей контакта с людьми. Языковая культура тесным образом связана с современной психологической наукой. Если человек хочет приобрести навык эффективного общения, прослыть в своих кругах интеллигентом, культурной и образованной личностью, он должен много работать над собой, достаточно времени уделять развитию речи, правильному произношению слов и построению сложных семантических конструкций.

Основные понятия: язык, языковые уровни, речь, функции языка и речи, речевая деятельность, речевое поведение, речевая ситуация, речевой акт, речевой паспорт, устная и письменная формы речи, текст, смысл текста, виды текстов: повествование, рассуждение, описание, коммуникативная компетенция.

Язык – система знаковых единиц в отвлечении от отдельных высказываний конкретных людей.

Речь – последовательность знаковых единиц языка, организованная по его законам и в соответствии с потребностями выражаемой информации.

Язык и речь – две стороны одного и того же явления. Язык присущ любому человеку, а речь – конкретному человеку.

Речь и язык можно сравнить с ручкой и текстом. Язык – ручка, а речь – текст, который записан этой ручкой.

Противопоставление языка и речи :

Язык – это

Речь – это

Парадигма (вертикаль)

Синтагма (горизонталь)

Система средств общения

Реализация данной системы

Динамика

Абстрактное

Конкретное

Узуальное (обычное)

Окказиональное

(случайное)

Устойчивое, инвариантное

Переменное, вариантное

Социальное, коллективное

Индивидуальное

Функции языка и речи: коммуникативная (общения), информативная (сообщения), воздействия, волюнтативная (выражение воли), эмотивная (выражение эмоций), когнитивная (познавательная), кумулятивная (накопление знаний), фатическая (контактоустанавливающая) и др.

Речевая деятельность

    совокупность психических и физиологических работ человеческого организма, необходимых для производства и восприятия речи;

    производство и восприятие текстов; обмен текстами, ощущение.

Общаясь, действуя с помощью языка, каждый из коммуникативных партнеров осуществляет ту или иную речевую деятельность. Что же можно назвать речевой деятельностью? Это деятельность, орудием которой является язык и у которой есть свой мотив, цель, конечный результат. Человек действует, когда говорит, пишет и читает, когда слушает другого. Таким образом, различают четыре вида речевой деятельности:

по производству текста

1)говорение (вид речевой деятельности, посредством которого осуществляется устное общение);

2) письмо (вид речевой деятельности, в процессе которого содержание высказывания передается с помощью графических знаков).

по восприятию текста

3)чтение (вид речевой деятельности, основанный на восприятии и осмыслении письменного текста)

4)слушание (вид речевой деятельности, в основе которого лежит восприятие и осмысление звучащих текстов)

Виды общения:

- по форме (устное, письменное);

- по виду текста (монологическое, диалогическое);

- по количеству общающихся (межличностное (один-один), массовое (один-много);

- по обстановке (официальное, неофициальное);

- по наличию – отсутствию посредника (опосредованное, т.е. через бумагу, непосредственное);

- по расстоянию (контактное, дистантное).

Речевое поведение – это свойства и особенности, которыми отличаются речь и речевые реакции одного из участников общения.

Речевая ситуация – это совокупность внешних условий общения и внутренних реакций общающихся, необходимая для возникновения речи

    внутренние условия: причины, цели, тема (если она обусловлена внутренними причинами).

Коммуникативная ситуация имеет определённую структуру:

    говорящий (адресат),

    слушающий (адресант),

    отношения между говорящими,

    тональность общения (официальная, нейтральная, дружелюбная),

    средство общения (литературный язык или подсистема: жаргон, диалект, просторечие),

    способ общения (устное, письменное, дистантное, контактное),

    место общения.

Речевой акт – конкретные речевые действия говорящего в рамках той или иной коммуникативной ситуации. В речевом акте создаётся текст. Лингвисты обозначают этим термином не только записанный, зафиксированный так или иначе текст, но и любое кем-то созданное (всё равно - описанное или только произнесённое) «речевое произведение» любой протяжённости - от однословной реплики до целого рассказа, поэмы или книги. Во внутренней речи создастся «внутренний текст», то есть речевое произведение, сложившееся «в уме», но не воплотившееся устно или письменно.

Коммуникативная компетенция – владение носителем языка «ситуативной грамматикой», которая предписывает использовать язык не только в соответствии со смыслом лексических единиц и правилами их сочетания в предложении, но и в зависимости от характера отношений между говорящими, от целей общения и других факторов.

Речевой паспорт – определённые характеристики, автоматически передаваемые через речь человека:

- национальность, географическое «происхождение»,

- уровень образования, воспитания, культуры,

- пол,

- возраст,

- принадлежность к профессии,

- эмоциональное состояние, настроение (болен, устал, весел, печален и др.),

- некоторые черты характера (замкнутость, общительность и т.д.),

- действие, сопровождающее речь (идёт, бежит, засыпает и др.).

Языковая личность – 1. (по мнению Ю.Н. Караулова) совокупность способностей и характеристик человека, обуславливающих создание и восприятие им речевых произведений (текстов), различающихся степенью сложности, глубиной и точностью отражения действительности, целенаправленностью.

2. Носитель языка, который охарактеризован на основе анализа сделанных им текстов с точки зрения применения в этих текстах системных средств этого языка, чтобы представить его видение окружающей действительности и возможно для достижения каких-то его целей.

Любая личность проявляет себя и свою субъектность не только через предметную деятельность, но и через общение, которое немыслимо без языка и речи. Речь человека с неизбежностью отражает его внутренний мир, служит источником знания о его личности.

эта работа была сделана на заказ!

Список оригинальных работ(больше 100) в режиме off-line вы можете
посмотреть по адресу:

Также вы найдете много учебной литературы и статей по всем предметам в
моей библиотеке on-line

Введение……………………………………………………………………………………. 3

1. Виды речи……………………………………………………………………………….. 4

2. Связь мышления и речи……………………………………………………………… 6

2.1. Физиологические основы мышления и речи…………………………………….. 6

2.3. Речь и ее функции……………………………………………………………………. 7

3. Понятие о мышлении…………………………………………………………………. 9

3.1. Операции мышления……………………………………………………………….. 11

3.2. Обобщение и конкретизация……………………………………………………….. 13

3.3. Основные формы мышления……………………………………………………… 13

Заключение……………………………………………………………………………….. 17

Литература………………………………………………………………………………… 18

Введение

Проблема взаимосвязи речи и мышления, его роли в общении и
формировании сознания является едва ли не самым важным разделом
психологии. Анализ того, как строится наглядное отражение
действительности, как человек отражает реальный мир, в котором он живет
, как он получает субъективный образ объективного мира, составляет
значительную часть всего содержания психологии. Вещи не только
воспринимаются наглядно, но отражаются в их связях и отношениях. Человек
может не только воспринимать вещи, используя анализаторы, но может
рассуждать, делать выводы, даже если не имеет непосредственного личного
опыта. Т.е. для человека характерно то, что у него есть не только
чувственное, но и рациональное познание, иначе говоря, что с переходом
от животного мира к человеческой истории возникает огромный скачок в
процессе познания от чувственного к рациональному. Фундаментальное
отличие человеческого сознания от сознания животного-способность
переходить за пределы наглядного, непосредственного опыта к
отвлеченному, рациональному сознанию.

В данной работе мы рассмотрим взаимосвязь мышления и речи.

1. Виды речи

Речь людей в зависимости от различных условий приобретает своеобразные
особенности. Соответственно этому выделяют разные виды речи. Прежде
всего различают внешнюю и внутреннюю речь. Внешняя речь бывает устная и
письменная. В свою очередь устная речь бывает монологической и
диалогической.

Внешняя речь служит общению (хотя в отдельных случаях человек может
размышлять вслух, не общаясь ни с кем), поэтому ее основной
признак-доступность восприятию (слуху, зрению) других людей. В
зависимости от того, употребляются ли с этой целью звуки или письменные
знаки, различают устную (обычную звуковую разговорную речь) и письменную
речь. Устная и письменная речь обладают своими психологическими
особенностями. При устной речи человек воспринимает слушателей, их
реакцию на его слова. Письменная же речь обращена к отсутствующему
читателю, который не видит и не слышит пишущего, прочтет написанное
только через некоторое время. Часто автор даже вообще не знает своего
читателя, не поддерживает с ним связи. Отсутствие непосредственного
контакта между пишущим и читающим создает определенные трудности в
построении письменной речи. Пишущий лишен возможности использовать
выразительные средства (интонацию, мимику, жесты) для лучшего изложения
своих мыслей (знаки препинания не заменяют в полной мере этих
выразительных средств), как это бывает в устной речи. Так что письменная
речь обычно менее выразительна, чем устная. Кроме, того, письменная речь
должна быть особенно развернутой, связной, понятной и полной, т. е.
обработанной. И недаром крупнейшие писатели уделяли этому специальное
внимание,

Но письменная речь обладает другим преимуществом: она в отличие от
устной речи допускает длительную и тщательную работу над словесным
выражением мыслей, тогда как в устной речи недопустимы задержки, времени
на шлифовку и отделку фраз нет. Если ознакомиться, например, с черновыми
рукописями Л. Н. Толстого или А. С. Пушкина, то поражает их
необыкновенно тщательная и требовательная работа по словесному выражению
мыслей. Письменная речь как в истории общества, так и в жизни отдельного
человека возникает позже устной речи и формируется на ее основе.
Значение письменной речи чрезвычайно велико. Именно в ней закреплен весь
исторический опыт человеческого общества. Благодаря письменности
достижения культуры, науки и искусства передаются от поколения к
поколению.

В зависимости от различных условий общения устная речь приобретает вид
либо диалогической, либо монологической речи.

Диалогическая речь - это разговор, беседа двух или нескольких лиц,
которые говорят попеременно. В повседневном и обычном разговоре
диалогическая речь не планируется. Это речь поддержанная. Направленность
такой беседы и ее результаты в значительной степени определяются
высказываниями ее участников, их репликами, замечаниями, одобрением или
возражением. Но иногда беседу организуют специально, чтобы выяснить
определенный вопрос, тогда она носит целенаправленный характер
(например, ответ ученика на вопросы учителя).

Диалогическая речь, как правило, предъявляет меньше требований к
построению связного и развернутого высказывания, чем речь монологическая
или письменная; здесь не нужна специальная подготовка. Объясняется это
тем, что собеседники находятся в одинаковой ситуации, воспринимают одни
и те же факты и явления и поэтому сравнительно легко, иногда с
полуслова, понимают друг друга. Им не требуется излагать свои мысли в
развернутой речевой форме. Важное требование к собеседникам при
диалогической речи - уметь выслушивать высказывания партнера до конца,
понимать его возражения и отвечать именно на них, а не на собственные
мысли.

Монологическая речь предполагает, что говорит одно лицо, другие только
слушают, не участвуя в разговоре. Монологическая речь в практике общения
людей занимает большое место и проявляется в самых разнообразных устных
и письменных выступлениях. К монологическим формам речи относятся
лекции, доклады, выступления на собраниях. Общая и характерная
особенность всех форм монологической речи - ярко выраженная
направленность ее к слушателю. Цель этой направленности-достигнуть
необходимого воздействия на слушателей, передать им знания, убедить в
чем-либо. В связи с этим монологическая речь носит развернутый характер,
требует связного изложения мыслей, а следовательно, предварительной
подготовки и планирования.

Как правило, монологическая речь протекает с известным напряжением. Она
требует от говорящего умения логически, последовательно излагать свои
мысли, выражать их в ясной и отчетливой форме, а также умения
устанавливать контакт с аудиторией. Для этого говорящий должен следить
не только за содержанием своей речи и за ее внешним построением, но и за
реакцией слушателей.

Внутренняя речь-это внутренний беззвучный речевой процесс. Она
недоступна восприятию других людей и, следовательно, не может быть
средством общения. Внутренняя речь-словесная оболочка мышления.
Внутренняя речь своеобразна. Она очень сокращена, свернута, почти
никогда не существует в форме полных, развернутых предложений. Часто
целые фразы сокращаются до одного слова (подлежащего или сказуемого).
Объясняется это тем, что предмет собственной мысли человеку вполне ясен
и поэтому не требует от него развернутых словесных формулировок. К
помощи развернутой внутренней речи прибегают, как правило, в тех
случаях, когда испытывают затруднения в процессе мышления. Трудности,
которые переживает иногда человек, пытаясь объяснить другому понятную
ему самому мысль, часто объясняются трудностью перехода от сокращенной
внутренней речи, понятной для себя, к развернутой внешней речи, понятной
для других.

2. Связь мышления и речи

Мышление взрослого, нормального человека неразрывно связано с речью.
Мысль не может ни возникнуть, ни протекать, ни существовать вне языка,
вне речи. Мы мыслим словами, которые произносим вслух или проговариваем
про себя, т. е. мышление происходит в речевой форме. Люди, одинаково
хорошо владеющие несколькими языками, совершенно четко осознают, на
каком языке они мыслят в каждый данный момент. В речи мысль не только
формулируется, но и формируется, развивается.

Специальными приборами можно зарегистрировать скрытые речевые
(артикуляционные) микродвижения губ, языка, гортани, всегда
сопровождающие мыслительную деятельность человека, например, при решении
различного рода задач. Только глухонемые от рождения люди, не владеющие
даже кинетической («ручной») речью, мыслят на основе образов.

Иногда может показаться, что мысль существует вне словесной оболочки,
что иную мысль трудно выразить словами. Но это означает, что мысль еще
неясна себе самому, что это

Скорее не мысль, а смутное общее представление. Ясная мысль всегда
связана с четкой словесной формулировкой.

Неправильно и противоположное мнение о том, что мысль и речь по существу
одно и то же, что мышление - это речь, лишенная звучания («речь минус
звук», как считают некоторые буржуазные ученые), а речь-«озвученное
мышление». Это мнение ошибочно хотя бы потому, что одну и ту же мысль
можно выразить на разных языках сотнями разных звукосочетаний. Известно
также, что существуют слова-омонимы (слова с одинаковым звучанием, но
разным смыслом: «корень», «коса», «ключ», «реакция» и т. д.), т. е. одно
и то же слово может выражать разные мысли, разные понятия.

2.1. Физиологические основы мышления и речи

В основе процесса мышления лежит сложная аналитико-синтетическая
дея-1ельность коры больших полушарий головного мозга в целом, но не
каких-то отдельных ее участков. В основе мышления лежит образование
второсигнальных временных нервных связей, опирающихся на первосигнальные
связи. Второсигнальные нервные связи, образующиеся в коре головного
мозга с помощью слов, отражают существенные отношения между предметами.
Отражение связей и отношении) между предметами становится возможным
потому, что слова, как указывал И. П. Павлов, представляют собой
отвлечение от действительности и допускают обобщение, что, по мнению
ученого, и составляет сущность человеческого мышления. Другими словами,
вторая сигнальная система и открывает возможность обобщенного отражения
окружающего мира.

Что касается физиологических механизмов собственно речи, то эта
второсигнальная деятельность коры также есть сложная координированная
работа многих групп нервных клеток коры головного мозга.

Когда мы говорим друг с другом, то, с одной стороны, воспринимаем
слышимые (звуковые) и видимые (письменные) речевые сигналы, с другой -
произносим звуки языка при помощи мышечного голосового аппарата.
Соответственно в коре левого полушария головного мозга имеются, как уже
указывалось в главе II, три центра речи: слуховой, двигательный и
зрительный.

Один из таких центров (слуховой центр Вернике) обеспечивает понимание
воспринимаемых слов. При нарушении его работы человек теряет способность
различать, узнавать слова, хотя ощущение звуков у него остается,
вследствие чего утрачивается способность и к осмысленной речи.
Двигательный центр речи Брока обеспечивает произнесение слов. При
разрушении этого центра человек не способен произнести ни одного слова,
хотя и понимает слова, которые слышит: у него остается только
способность к крику и пению без слов. Работа зрительного центра
обеспечивает понимание письменной речи, чтение При поражении его человек
утрачивает способность читать, хотя зрение у него сохраняется,
Разумеется, выделение указанных центров в известной мере условно, так
как в основе речевой деятельности лежит объединяющая работу этих центров
деятельность коры в целом.

2.3. Речь и ее функции

Речь имеет общественно-историческую природу. Люди всегда жили и живут
коллективно, в обществе. Общественная жизнь и коллективный труд людей
вызывают необходимость постоянно общаться, устанавливать контакт друг с
другом, воздействовать друг на друга. Это общение осуществляется при
помощи речи. Благодаря речи люди обмениваются мыслями и знаниями,
рассказывают о своих чувствах, переживаниях, намерениях.

Общаясь друг с другом, люди употребляют слова н пользуются
грамматическими правилами того или иного языка. Язык есть система
словесных знаков, средство, с помощью которого осуществляется общение
между людьми. Речь-это процесс использования языка в целях общения
людей. Язык и речь неразрывно связаны, представляют собой единство,
которое выражается в том, что исторически язык любого народа создавался
и развивался в процессе речевого общения людей. Связь между языком и
речью выражается и в том, что язык как орудие общения существует
исторически до тех пор, пока люди говорят на нем. Как только люди
перестают использовать тот или иной язык в речевом общении, он
становится мертвым языком. Таким мертвым языком стал, например,
латинский.

Познание закономерностей окружающего мира, умственное развитие человека
.совершается путем усвоения знаний, выработанных человечеством в
процессе общественно-исторического развития и закрепленных с помощью
языка, с помощью письменной речи. Язык в этом смысле есть средство
закрепления и передачи от поколения к поколению достижений человеческой
культуры, науки и искусства. Каждый человек в процессе обучения
усваивает знания, приобретенные всем человечеством и накопленные
исторически.

Итак, одна из функций речи - служить средством общения между людьми.

Другая важнейшая функция речи вытекает из рассмотренного выше положения
о том, что мышление осуществляется в речевой форме. Речь (в частности,
внутренняя речь - внутренний беззвучный речевой процесс, с помощью
которого мы мыслим про себя) является средством мышления.

3. Понятие о мышлении

Мышление-высшая форма отражения мозгом окружающего мира,
наиболее сложный познавательный психический процесс, свойственный только
человеку.

Человек много знает об окружающем его мире. Он знает химический состав
далеких звезд, ему знаком мир элементарных частиц, он познает законы
высшей нервной деятельности, он знает о существовании рентгеновских
лучей, ультразвуков, хотя не имеет возможности воспринимать все это.
Человек отражает в сознании не только предметы и явления, но и
закономерные связи между ними. Например, люди знают закономерную связь
между температурой и объемом тела, им известно отношение между сторонами
прямоугольного треугольника, они понимают связь между господствующими
ветрами, широтой, высотой местности над уровнем моря, отдаленностью от
моря, с одной стороны, и климатом - с другой.

Но разве все эти знания получены человеком только с помощью
анализаторов? Разве человек знает о мире только то, что дают ему
ощущения и восприятие? Разумеется, нет. Возможности познания окружающего
мира с помощью анализаторов очень ограниченны. Человек очень мало знал
бы об окружающем мире, если бы его познание ограничивалось только, теми
показаниями, которые дают зрение, слух, осязание и некоторые другие
анализаторы. Возможность глубокого и широкого познания мира открывает
человеческое мышление. Что же такое мышление? В чем его сущность?

Что у данной фигуры три угла или что потолок белый, доказывать не надо.
Это воспринимается человеком непосредственно, с помощью анализаторов. А
вот что квадрат гипотенузы) прямоугольного треугольника равен сумме
квадратов его катетов - этого никто не способен видеть непосредственно,
как бы внимательно он ни вглядывался в прямоугольный треугольник и каким
бы острым зрением ни обладал. Такого рода познание не является
непосредственным показанием наших анализаторов, а является, как говорят,
опосредованным познанием.

Что же такое опосредованное познание? Представим себе, что человек,
сидящий в комнате, хочет узнать, какова температура снаружи. Для этого
есть разные возможности-почувствовать эту температуру своим кожным
анализатором непосредственно (выйдя на улицу) или посмотреть на
термометр, прикрепленный снаружи у окна. В последнем случае человек о
температуре узнает опосредованно. Воспринимая одно, человек судит о
другом. Но что нам дает такую возможность? Почему, глядя на термометр,
человек узнает о температуре, которую он не ощущает? Разумеется, потому,
что он знает о связи объема ртути с температурой окружающей среды. Иначе
говоря, опосредованное познание предмета или явления осуществляется
посредством восприятия другого предмета или явления, закономерно
связанного с первым.

Равным образом человек узнал и о химическом составе звезд опосредованно,
не подвергая звездное вещество анализу в лаборатории, что невозможно, а
изучая непосредственно видимый спектр, полученный путем разложения света
далекой звезды. Это стало возможным только благодаря тому, что человек
раскрыл связь между химическим составом вещества и спектром излученного
им света.

Таким образом, мышление, во-первых, есть опосредованное познание.

К опосредованному познанию человек прибегает в следующих случаях:

Когда непосредственное познание невозможно из-за несовершенства наших
анализаторов (например, не воспринимающих ультразвуки) или отсутствия
соответствующих анализаторов (например, у нас нет анализаторов для
улавливания рентгеновских лучей);

Когда непосредственное познание принципиально было бы возможным, но в
современных условиях оно совершенно исключено (при изучении истории,
палеонтологии, археологии);

3) когда непосредственное познание возможно, но нерационально.
Например, высоту самого высокого дерева можно узнать опосредованно, если
в солнечный день воткнуть палку в землю и заметить время, когда тень от
палки будет равна ее высоте. В этот момент и тень от дерева (которую
легко измерить) будет равна высоте дерева.

Как уже указывалось, опосредованное познание основано па наличии
объективных отношений и закономерных связей между предметами и явлениями
и осознании, понимании, знании человеком этих связей. Эти связи обычно
скрыты, их нельзя воспринимать непосредственно. Для того чтобы выявить
их, человек прибегает к мыслительным операциям - сравнивает,
сопоставляет факты, анализирует их, обобщает, делает умозаключения,
выводы.

Таким образом, мышление, во-вторых, есть познание (отражение) отношений
и закономерных связей между предметами и явлениями окружающего мира. Оно
дает возможность понять закономерности материального мира,
причинно-следственные связи в природе и в общественно-исторической
жизни, закономерности психики человека.

Рассмотрим еще один пример. Что произойдет, если этот кусок дерева
бросить в воду? Поплывет? А почему вы это знаете? Потому что в прошлом
вы не раз видели плавающие куски дерева? Но ведь то были другие куски
дерева, а этот кусок дерева вы в воду еще не бросали! Предвидеть, что
произойдет в конкретном случае, мы можем потому, что отражаем общие
свойства предметов и явлений (в данном случае-общие свойства воды и
дерева). По этой же причине мы знаем, не измеряя, что в данном
треугольнике сумма внутренних углов равна 180°, потому что нам известно
общее положение о том, что в любом треугольнике сумма внутренних углов
равна этой величине.

Иными словами, мышление, в-третьих, есть обобщенное познание
действительности, процесс познания общих и существенных свойств
предметов и явлений. С помощью мышления человек познает, например, общие
и существенные свойства металлов, общие свойства газов в отличие от
общих свойств жидкостей, общие свойства треугольников, общие признаки
глагола в отличие от общих признаков прилагательного и т. д.

Теперь мы можем дать полное и развернутое определение. Мышление -
процесс опосредованного и обобщенного познания (отражения) окружающего
мира. Сущность его в отражении:

Общих и существенных свойств предметов и явлений, в том числе и таких
свойств, которые не воспринимаются непосредственно;

2) существенных отношений и закономерных связей между предметами и
явлениями.

"Мышление играет поистине огромную роль в познании. Мышление расширяет
границы познания, дает возможность выйти за пределы непосредственного
опыта ощущений и восприятия. Мышление дает возможность знать и судить о
том, что человек непосредственно не наблюдает, не воспринимает. Оно
позволяет предвидеть наступление таких явлений, которые в данный момент
не существуют (рассчитывать заранее затмения Солнца и Луны, орбиты
космических кораблей, предвидеть ход общественно-исторического процесса
и т. д.).

Мышление перерабатывает информацию, которая содержится в ощущениях и
восприятии, а результаты мыслительной работы Проверяются и применяются
на практике. Согласно учению марксизма-ленинизма диалектический путь
познания - от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него-к
практике.

3.1. Операции мышления

Мыслительная деятельность людей совершается при помощи мыслительных
операций: сравнения, анализа и синтеза, абстракции, обобщения и
конкретизации.

Сравнение. Сравнение - это сопоставление предметов и явлений с целью
найти сходство и различие между ними. К.. Д. Ушин-ский считал операцию
сравнения основой понимания. Он считал, что мы познаем любой предмет,
только приравнивая его к чему-то и отличая от чего-то.

В учебной деятельности школьника сравнение играет очень важную роль.
Сравнивая, например, прилагательное и глагол, операции умножения и
деления, кислород и водород, треугольник и прямоугольник, лес, степь и
пустыню, рабовладельческий и феодальный строй, школьник глубже познает
особенности данных предметов или явлений.

Успешное сравнение предметов и явлений возможно тогда, когда оно
целенаправленно, т. е. происходит с определенной точки зрения, ради
ответа на какой-то вопрос. Оно может быть направлено или на установление
сходства предметов, или на установление различия, или на то и другое
одновременно. Так, если изучают домашних животных, сравнивая их с точки
зрения пользы для человека, сравнение может быть направлено на
установление сходных признаков между ними. Если изучают строение и
происхождение домашних животных, в ходе изучения могут устанавливать
определенные различия между ними.

Исследования показали, что младшие школьники более успешно будут
находить сходство между предметами, если при сравнении давать
дополнительный предмет, отличный от сравниваемых. Ученики сравнивают
изображения домашних животных - коровы и овцы и сходных признаков
усматривают не так много. Если же продемонстрировать три картинки -
корову, овцу к собаку, то учащиеся находят гораздо больше сходных
признаков у коровы н овцы.

Анализ и синтез. Анализ - это мысленное расчленение предмета или
явления на образующие его части, выделение в нем отдельных частей,
признаков и свойств. Синтез - это мысленное соединение отдельных
элементов, частей и признаков в единое целое. Анализ и синтез неразрывно
связаны, находятся в единстве друг с другом в процессе познания:
анализируем мы всегда то, что синтетически целое, а синтезируем то, что
аналитически расчленено.

Анализ и синтез - важнейшие мыслительные операции, в единстве они дают
полное и всестороннее знание действительности. Анализ дает знание
отдельных элементов, а синтез, опираясь на результаты анализа, объединяя
эти элементы, обеспечивает знание объекта в целом. Овладевая чтением,
ребенок под руководством учителя осуществляет анализ (в предложении
выделяет слова, в словах - слоги и звуки) и синтез (из звуков и букв
составляет слоги, из слогов - слова, из слов - предложения). Для
понимания особенностей какого-либо растения ученик мысленно выделяет и
рассматривает его отдельные части:

Корень, стебель, листья, цветы (анализирует), а потом представляет
растение в целом (синтезирует). Для запоминания определенного текста
ученик выделяет в нем отдельные части, смысловые куски (анализирует) и
пытается понять, как они логически связаны в единое целое (синтезирует).
Изучая в школьной мастерской новый для него станок, школьник пытается
выделить его отдельные" части и понять их назначение, на основе чего он
представляет взаимодействие частей и понимает принцип работы станка в
целом.

Всякий анализ начинается с предварительного общего ознакомления с
предметом или явлением и затем переходит в более глубокое и детальное
анализирование. Процессы анализа и синтеза часто возникают вначале в
практическом действии. Чтобы разобрать или собрать в уме мотор,
необходимо научиться разбирать и собирать его на практике.

Абстракция. В процессе познания возникает необходимость не только
проанализировать какой-либо предмет или явление, но и выделить для более
углубленного изучения какой-либо один признак, одно свойство, одну
часть, отвлекаясь (абстрагируясь) на время от всех остальных, не
принимая их во внимание. Как правило, выделяются не просто какие-то
признаки и свойства, а важные, существенные признаки.

Абстракция - это мысленное выделение существенных свойств и признаков
предметов или явлений при одновременном отвлечении от несущественных
признаков и свойств.

Выделенный в процессе абстрагирования признак предмета мыслится
независимо от других признаков и становится самостоятельным объектом
мышления. Так, наблюдая различные прозрачные объекты: воздух, стекло,
воду и др., мы выделяем в них общий признак-прозрачность и можем мыслить
о прозрачности вообще; наблюдая движение небесных тел, машин, людей,
животных, мы выделяем общий признак - движение и мыслим о движении
вообще как о самостоятельном объекте. Точно так же при помощи
абстрагирования создаются понятия о длине, высоте, объеме, треугольнике,
числе, глаголе и т. д.

3.2. Обобщение и конкретизация.

Абстракция лежит в основе обобщения - мысленного объединения предметов
и явлений в группы по тем общим и существенным признакам, которые
выделяются в процессе абстрагирования.

В учебной работе школьников обобщение обычно проявляется в выводах,
определениях, правилах, классификации. Школьникам иногда трудно
произвести обобщение, так как далеко не всегда им удается самостоятельно
выделить не просто общие, но и существенные общие признаки.

Некоторые советские психологи (Д. Б. Эльконин, В. В Давыдов) различают
два вида обобщения: формально-эмпирическое и содержательное
(теоретическое). Формально-эмпирическое обобщение осуществляется путем
сравнения ряда объектов и выявления внешне одинаковых и общих признаков.
Содержательное (теоретическое) обобщение основано на глубоком анализе

Объектов и выявлении скрытых общих и существенных признаков. отношений и
зависимостей.

Конкретизация - это мысленный переход от общего к единичному, которое
соответствует этому общему.

В учебной деятельности конкретизировать - значит привести пример,
иллюстрацию, конкретный факт, подтверждающий общее теоретическое
положение, правило, закон (например, грамматическое, математическое
правило, физический, общественно-исторический закон и т. д.). В учебном
процессе конкретизация имеет большое значение: она связывает наши
теоретические знания с жизнью, с практикой и помогает правильно понять
действительность. Отсутствие конкретизации приводит к формализму знаний,
которые остаются голыми и бесполезными абстракциями, оторванными от
жизни.

3.3. Основные формы мышления

Различают три основные формы мышления: понятие, суждение и
умозаключение.

Понятие - это форма мышления, в которой отражаются общие и притом
существенные свойства предметов и явлений.

Каждый предмет, каждое явление имеют много различных свойств, признаков.
Эти свойства, признаки можно разделить на две категории - существенные
и несущественные. Например, каждый отдельный треугольник имеет три угла,
определенные размеры - длину сторон и площадь, определенную величину
углов, форму. Но только первый признак делает фигуру треугольником,
позволяет отличить ее от других фигур: прямоугольника, круга, трапеции.
Остальные признаки отличают один треугольник от другого; при изменении
их треугольник не перестанет быть треугольником. Равно и каждое
отдельное дерево обладает и такими признаками, которые позволяют
отличить его от кустарника, травы (т. е. существенными признаками),
например наличием ствола, и такими, которые отличают одно дерево от
другого, например возраст, количество ветвей, сохранность коры, наличие
дупла и т. д.

В понятии же содержатся лишь свойства, общие и существенные для целого
ряда однородных предметов: для понятия «школьник» общее и существенное
свойство-обучение в школе (но не возраст, национальность, цвет глаз или
цвет волос); для понятия «термометр» - то, что это прибор для измерения
температуры окружающей среды (а не его форма, размеры и т. д.).

Понятие существует в виде значения слова, обозначается словом. Каждое
слово обобщает (кроме, разумеется, слов, обозначающих имена
собственные). В понятиях наши знания о предметах и явлениях
действительности кристаллизуются в обобщенном и отвлеченном виде. В этом
отношении понятие существенно отличается от восприятия и представления
памяти: восприятие и представление конкретны, образны, наглядны; понятие
обладает обобщенным, абстрактным, не наглядным характером.

Восприятие и представление всегда есть отражение конкретного,
единичного. Никто из нас никогда не видел ч не может видеть книги
вообще, дерева вообще, собаки вообще, даже чело века вообще, так как
нельзя представить себе предмета, абсолютно лишенного каких-либо
индивидуальных признаков. А мыслить об этом можно.

Понятие-более развитая и всесторонняя форма познания, оно значительно
шире и полнее отражает действительность, чем представление. Яркую
иллюстрацию этого положения дает В. И. Ленин, когда говорит, что нельзя
наглядно представить себе движение со скоростью 300 тысяч километров в
секунду (скорость света), а мыслить такое движение можно.

В процессе общественно-исторического развития познания расширяется,
углубляется и изменяется содержание понятий. Так, понятие «атом» раньше
имело одно содержание, с развитием науки и техники содержание этого
понятия изменилось, расширилось, углубилось.

Суждение. В суждениях отражаются связи и отношения между предметами и
явлениями окружающего мира и их свойствами и признаками. Суждение-это
форма мышления, содержащая утверждение или отрицание какого-либо
положения относительно предметов, явлений или их свойств.

Примерами утвердительного суждения могут быть такие суждения, как
«Ученик знает урок» или «Психика есть функция мозга». К отрицательным
суждениям относятся такие суждения, в которых отмечается отсутствие у
предмета тех или иных признаков. Например: «Это слово не глагол» или
«Эта река несудоходна».

Суждения бывают общими, частными и единичными. В общих суждениях
утверждается или отрицается что-то относительно всех предметов и
явлений, объединяемых понятием, например:

«Все металлы проводят электричество». В частном суждении речь идет
только о части предметов и явлений, объединяемых понятием, например:
«Некоторые школьники умеют играть в шахматы». Единичное суждение-это
суждение, в котором речь идет о каком-то индивидуальном понятии,
например: «Москва-столица России », «Пушкин - великий русский поэт».

Суждение раскрывает содержание понятий. Знать какой-нибудь предмет или
явление-значит уметь высказать о нем правильное и содержательное
суждение, т. е. уметь судить о нем

Истинность суждений проверяется общественной практикой чело"-века.

Умозаключение. Умозаключение - такая форма мышления в процессе которой
человек, сопоставляя и анализируя различные суждения, выводит из них
новое суждение. Типичный пример умозаключения-доказательство
геометрических теорем.

Человек пользуется в основном двумя видами умозаключений - индуктивными
и дедуктивными.

Индукция - это способ рассуждения от частных суждений к общему суждению,
установление общих законов и правил на основании изучения отдельных
фактов и явлений.

Дедукция - это способ рассуждения от общего суждения к частному
суждению, познание отдельных фактов и явлений на основании знания общих
законов и правил.

Индукция начинается с накопления знания о возможно большем числе в
чем-либо однородных предметов и явлений, что дает возможность найти
сходное и различное в предметах и явлениях и опустить несущественное и
второстепенное. Обобщая сходные признаки этих предметов и явлений,
делают общий вывод или заключение, устанавливают общее правило или
закон. Например, при усвоении понятия «домашние животные» учащиеся
устанавливают, что корова полезна, лошадь полезна, овца, свинья также
полезны. Затем на основе этого школьники строят обобщающее заключение:
«Все домашние животные полезны».

Дедуктивное умозаключение дает человеку знание о конкретных свойствах и
качествах отдельного предмета на основе знания общих законов и правил.
Например, зная, что все тела при нагревании расширяются, человек может
предвидеть, что железнодорожные рельсы в летний жаркий день тоже будут
расширяться, а поэтому при прокладывании железнодорожного пути строители
оставляют между рельсами определенный зазор.

Решение мыслительных задач. Мышление человека, и в частности школьника,
наиболее ярко проявляется при решении задач.

Любая мыслительная деятельность начинается с вопроса, который ставит
перед собой человек, не имея готового ответа на него. Иногда этот вопрос
ставят другие люди (например, учитель), но всегда акт мышления
начинается с формулировки вопроса, на который надо ответить, задачи,
которую необходимо решить, с осознания чего-то неизвестного, что надо
понять, уяснить. Ставит ли перед собой врач задачу определить, какая
болезнь у пациента; ставит ли перед собой вопрос механик выяснить
причину неисправности механизма; дает ли учитель ученику для решения
задачу - всегда мышление определяется необходимостью найти что-то пока
еще неизвестное.

Учителю надо иметь в виду, что ученик порой не осознает проблемы,
вопроса даже тогда, когда соответствующую задачу ставит перед ним
учитель. Известны случаи, когда ученик с недоумением рассказывал:
«Учитель нарисовал на доске два одинаковых треугольника и весь урок
доказывал, что они равны. Не понимаю зачем». Вопрос, проблема должны
быть четко осознаны, иначе ученику не над чем будет думать.

Решение мыслительной задачи начинается с тщательного анализа данных,
уяснения того, что дано, чем располагает человек. Эти данные
сопоставляют друг с другом и с вопросом, соотносят с прежними знаниями и
опытом человека. Человек пытается привлечь принципы, успешно примененные
ранее при решении задачи, сходной с новой. На этой основе возникает
гипотеза (предположение), намечается способ действия, путь решения.
Практическая проверка гипотезы, проверка пути решения может показать
ошибочность намеченных действий. Тогда ищут новую гипотезу, другой
способ действия, причем здесь важно тщательно уяснить причины
предшествующей неудачи, сделать из нее соответствующие выводы.

Важное значение при поисках пути решения имеет переосмыслнванне
(переформулирование) исходных данных задачи, попытки наглядно
представить себе ситуацию задачи, опереться на наглядные образы.
Последнее очень важно не только для младших школьников, у которых
мышление вообще нуждается в опоре на наглядные представления, но и для
школьников-подростков. Попробуйте дать ученику IV-V классов задачу:
«Поезд проходит мимо телеграфного столба за 15 с, а мост длиной 540м за
45 с. Какова длина поезда и скорость его?» Ученики не решат этой задачи,
если не представят себе ситуацию наглядно. Поезд проходит мимо
телеграфного столба за 15 с-это значит, что за 15 с он проходит
расстояние, равное своей длине. За 45 с поезд проходит мост. Начинает он
проходить его, когда паровоз вступает на мост, а кончает тогда, когда с
моста сходит последний вагон, т. е. за 45 с поезд проходит 540 м плюс
расстояние, равное своей длине, или 540 м за 30 с. Дальнейшее решение
просто.

Решение задачи завершается проверкой, сопоставлением полученного
результата с исходными данными.

Все указанные моменты можно легко проследить на решении любой
практической задачи (например, определить, почему не горит настольная
лампа), любой учебной задачи (например, решить сложную математическую
задачу).

Заключение

Итак, связь речи и мышления не только позволяет глубже проникать в
явления действительности, в отношения между вещами, действиями и
качествами но и располагает системой синтаксических конструкций, которые
дают возможность сформулировать мысль, выразить суждение. Речь
располагает более сложными образованиями, которые дают основу для
теоретического мышления и которые позволяют человеку выйти за пределы
непосредственного опыта и делать выводы отвлеченным вербально-
логическим путем. К числу аппаратов логического мышления относятся и те
логические структуры, моделью которых является силлогизм. Переход к
сложным формам общественной деятельности даёт возможность овладеть теми
средствами языка, которые лежат в основе наиболее высокого уровня
познания- теоретического мышления. Этот переход от чувственного к
рациональному и составляет основную черту сознательной деятельности
человека, являющейся продуктом общественно-исторического развития.

Литература

Айзман Р.И. и др. Подготовка ребенка к школе. М., 1991.

Выготский Л.С. Мышление и речь. М., 1988.

Гальперин П.Я Введение в психологию. М, 1996.

Леонтьев А. А. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.

Лурия А.Р. Язык и сознание. Ростов- на – Дону 1998.

Крутецкий В.А. Психология. М., 1986.