Чем баптисты отличаются от православных христиан. В чём опасность баптизма, и чем он противоречит Библии

В мире много разных религий. Все они имеют свои особенности и последователей. Одно из самых популярных направлений – баптизм. Этой религии придерживаются даже многие политики. Итак, баптисты: кто они такие и какие цели они преследуют? Само слово произошло от греческого «баптизо». В переводе это означает погружение.

И крещение у приверженников этой веры происходит именно при окунании в воду. Баптисты – последователи отдельной ветки протестантского христианства. Корни религии идут от английского пуританства, где приветствовалось только добровольное крещение. При этом человек должен быть убежден, что этого хочет, отказаться от вредных привычек, ругательств любого вида. Поощряется скромность, взаимоподдержка и отзывчивость. Баптисты обязаны заботиться о членах общины.

Кто такие баптисты, с точки зрения православия?

Чтобы ответить на вопрос «баптисты - кто они для православных?» Cледует немного углубиться в историю. Для сохранения веры издавна Церковь установила свои правила, согласно которым, все, кто нарушает их, являются сектантами (иначе раскольниками), а из учения – ересью. Это всегда было одним из самых страшных грехов – иметь другое вероисповедание.

Такой грех приравнивался к убийству и идолопоклонничеству, и загладить его считалось невозможным даже кровью мученика. Со стороны православной церкви баптисты являются сектантами с ложными представлениями и не имеющими отношения к Божьему спасению и Церкви Христовой. Считается, что трактовка баптистов – неверна и обращение к таким людям – большой грех для души.

Чем отличаются баптисты от православных христиан?

Если задаться вопросом: «баптисты – что за вера?», то однозначно можно ответить, что это христиане, только отличающиеся вероисповеданием. В православном понимании – это секта, хотя часто эту веру относят к протестантским церквам. Баптизм появился в XVI веке, в Англии. Так, чем отличаются баптисты от православных:

1. В первую очередь – как именно крестятся баптисты. Они не признают окропления святой водой, человек должен окунуться в нее полностью. Причем достаточно это сделать один раз.

2. В отличие от православных, баптисты не крестят детей до 18 лет. Эта вера предусматривает крещение только как осмысленное решение взрослого человека, чтобы он был уверен в своем решении и смог отказаться от греховной жизни. В противном случае обряд недопустим, а если и проведен, то не имеет силы.

3. Баптисты не считают крещение – Таинством. Для этой веры это просто обряд, простые человеческие действия, просто, вступление в их ряды.

4. Для баптистов немыслимо затворничество, уход от мирской суеты в труднодоступные места, обеты молчания. У них отсутствует стремление воспитывать свой дух нищетой или отсутствием удобств. Такие люди для баптистов – отщепенцы. Православие, наоборот, призывает к покаянию и смирению для очищения души.

5. Баптисты живут с уверенностью, что их души уже давно были спасены на Голгофе. Поэтому теперь даже не имеет значения, праведно ли живет человек.

6. У баптистов отсутствуют Святые, отвергается любая христианская символика. Для верующих православных это наоборот, представляет большую ценность.

7. Основная задача баптистов – приумножить свои ряды, обращать в свою веру всех инакомыслящих.

8.
Для них Причастие – это просто вино и хлеб.

9. Вместо священников, службу ведут пасторы, которые входят в руководящий состав общины.

10. Храм они воспринимают, как место для молитвенных собраний.

11. Иконы для баптистов – просто картины или языческие идолы.

12. Богословское учение местами проработано очень скрупулезно, а некоторые важные места просто выпускаются из вида.

13. А также отличается богослужение. Православные на нем молятся, а баптисты просто читают отрывки из библии, изучают их, трактуют. Иногда смотрят религиозные фильмы. Богослужение проходит только по воскресеньям, хотя иногда верующие могут дополнительно собраться в другой день.

14. Молитвы баптистов – это сочиненные самими пасторами гимны и песни. Они не считаются важными, а скорее носят формальный характер.

15. Брак для баптистов – также не Таинство. Однако благословение руководства общины считается обязательным.

16. Баптисты не отпевают умерших, так как не признают мытарства души. Они считают, что человек сразу оказывается в раю. Для православных отпевание – обязательная процедура, как и молитвы по усопшим.

Подведя итог, можно сказать, что баптизм – это религия для внешнего благочестия, не затрагивающая внутренний мир человека. В этом вероисповедании отсутствует духовное преображение.

Баптисты в России, запрещены или нет?

Запрещены ли баптисты в России на сегодняшний день? Еще несколько лет назад эти верующие проповедовали свою веру спокойно, хоть и настороженно оглядывались на власти. Сейчас российский союз баптистов (ЕХБ) – это крупное объединение по количеству последователей и общин. Координация деятельности осуществляется с помощью 45 региональных объединений. Всего в Союз ЕХБ входит более 1 тыс. церквей.

В России не запрещается баптистское вероисповедание, если соблюдаются все требования 14 Федерального закона № 125-ФЗ. Однако в 2016 году Президентом РФ был принят закон (для защиты от терроризма), запрещающий проповеди вне церковных стен и за пределами религиозных объектов. Также наложены ограничения и на миссионерскую работу.

Несмотря на то, что баптисты также считают себя последователями Христа и свою веру – истинной, а Священное Писание – единственным источником учения, в остальном они сильно отличаются от православных верующих. Однако многие отмечают, что у баптистов есть минимум один плюс – они дают человеку самому и сознательно выбрать свой путь, совершая обряд крещения во взрослом возрасте.

Православные и баптисты: есть о чем поговорить?

Правы ли те, кто называет баптистов сектантами? Чем опасен баптизм? Возможен ли диалог между православием и баптизмом? На вопросы «Брянских мирян» отвечает Константин Матаков.

Главное различие между нами - в понимании спасения

Константин Анатольевич, для начала хотелось бы определиться: баптизм - это секта или все-таки одно из направлений исторического христианства?

Вопрос сформулирован не совсем верно. Строго говоря, баптизм - и не секта, и не направление исторического христианства. Дело в том, что термин «секта» для православия чужой: ни Библия, ни отцы Церкви, такого слова не употребляли, обращаясь к термину «ересь». С понятием же «секта» (кстати, впервые его употребил Лютер - лидер немецких протестантов) до сих пор есть сложности в православном богословии. Что же касается «исторического христианства», то для баптистских авторов это, скорее, негативный термин. Под «историческими» церквями они понимают православие, католичество или лютеранство, например, воспринимая их богословие весьма критически. Поэтому правильнее называть баптизм ересью, или, на религиоведческий манер - неопротестантизмом, имея в виду, что они не исторические протестанты (лютеране или кальвинисты), отделившиеся в XVI веке от католичества, но протестанты радикальные, отделившиеся от более умеренных, и попытавшиеся прервать любую историческую преемственность с церковным христианством.

В чем главные различия баптизма и Православия?

Главное различие в понимании спасения. Как спасается человек, участвует ли он в своем спасении активно и свободно? Православные отвечают «да»: спасение - это сотрудничество Бога и человека, всей своей жизнью человек принимает дар спасения от Бога, и всегда может его отвергнуть. Баптисты же считают, что достаточно один раз, в самом начале, сказать Богу «да», и все, спасение тебе гарантировано, и ты можешь чувствовать себя в вечной безопасности. То есть человек не участвует в своем спасении свободно - еще в XVI веке лютеране учили, что человек при получении спасения как «бревно» - полностью пассивен. Правда, русские баптисты говорят, что спасение можно потерять, но это различие скорее теоретическое. Спросите у них: уверены ли они сейчас в своем спасении? Они скажут – да! Значит, убеждены, что еще ничего не сделали такого, чтобы потерять спасение. Кроме того, такое мнение русских баптистов противоречит самой баптистской традиции - почти все ранние баптисты были жесткими кальвинистами, и верили, будто Бог еще до творения мира решил, что одни пойдут в рай, а другие в ад, причем безо всяких причин со стороны самих людей. Отсюда выходило, что Бог не желает спасения всех людей, а наоборот, Он желает, чтобы часть из них вечно мучилась. До сих пор подавляющее большинство американских баптистов придерживается именно такой доктрины, пусть и несколько смягченной.

А представления о сути спасения у баптистов и православных совпадают?

Нет, в этом еще одно важное различие. Для православных спасение - это исцеление поврежденной грехом человеческой природы, ее преображение благодатью, соединение с Богом. Отсюда необходимость Церкви, как освящающего сосуда Божия, необходимость таинств и аскетического подвига - стяжания благодати. Для баптизма спасение скорее оправдание: Бог заранее простил тебе все грехи, как только ты уверовал в Него, и ты можешь быть уверен, что тебя не накажут. Исцеления человеческой природы здесь в строгом смысле слова не требуется: раз тебе уже все простили, то в рай ты и так попадешь, то есть освящение - это в большей степени хобби, а не необходимость, ведь каждый баптист и так должен считать себя святым. В связи с этим в баптизме невозможны святые подвижники, ибо самого подвижничества нет. Есть более или менее благочестивые и искренние люди, но оптинских старцев в баптизме не встретишь.

Отношение к таинствам, наверное, тоже одно из важных противоречий?

Баптисты отвергают крещение младенцев, поскольку оно не может быть сознательным. Можно провести простую аналогию. Допустим, у вас заболел ребенок, и вы хотите дать ему лекарство, а к вам подходит человек и говорит: «Не давай своему ребенку лекарства, ведь он не знает, чем он болен, не знает формулы лекарства, и не знает, как оно действует». Примерно так баптисты рассуждают о крещении. У православных это таинство необходимо для спасения - это освящение человека, в котором действует Бог. У баптистов - это просто присяга, человеческое действие, в котором символизируется, что человек уже спасен. В таком крещении, учат баптисты, нет благодати, нет сверхъестественного действия Бога. Баптист легко спасется и без крещения, оно просто не нужно ему для спасения: он спасен индивидуально по вере, в этом никак не участвует его церковь. Получается, Христос заповедал бессмысленную заповедь: Он обязал апостолов крестить все народы, но, оказывается, все спасаются без крещения?! Зачем креститься, если спасешься и так? Православный спасается через Церковь, в которой он крестится, кается, причащается Христу. Баптист спасается без Церкви, просто по личной вере. Тогда зачем Церковь вообще, если она не несет спасения? Баптисты полагают, что весть о спасении - это только проповедь, мы говорим о Боге, и все. Православные считают, что миссия Церкви - нести Самого Бога, не просто слова о Нем, пересказывающие Библию, но Его Самого, чтобы мы соединились с Ним. Отсюда в православии все сосредоточено вокруг причастия Тела и Крови Христовых, а у баптистов - вокруг риторики на библейские темы; в одном случае Христос посещает нас, чтобы мы были с Ним, были Его Телом. В другом - люди говорят о Боге, и, чтобы от этих рассказов не стало скучно, расцвечивают это эстрадной музыкой и прочим. Причастия здесь не требуется, и баптисты не чувствуют его необходимости.

Опасен ли баптизм для верующего человека?

Самая большая опасность сегодня - это безбожие и религиозная «всеядность», которая только прикрывает равнодушие. Но, разумеется, баптизм тоже опасен для человека своим искажением христианской истины. Если человеку внушать, что как только он уверовал, он уже свят и спасен, это создает ложные основы для духовной жизни. Представьте, что вам дали красный диплом еще до начала учебы только потому, что вы верите в доброту ректора или министра образования. Будете ли вы усердно учиться все 5 лет, если диплом уже в кармане, и к тому же вас уверили, что этот диплом у вас никогда не отнимут? Конечно, человек должен совершать добрые дела исключительно из любви к Богу и ближним, ибо в добре не может быть корысти. Православие всегда отрицало, что человек «зарабатывает» спасение, или может иметь какие-то «заслуги» перед Богом, как учили католики. Но если внушать человеку, что исполнение заповедей не важно для спасения и никак на спасение не влияет, то это, по сути, означает потворство греху: не нужно так уж сильно «напрягаться», борясь с грехом, ведь ты и так спасен. Вот главная опасность баптизма.

Если в православии учат, что ты грешник (апостол Павел считал себя первым из грешников), и потому ты должен ежеминутно думать о сражении со злом внутри себя, то в баптизме все наоборот: ты святой, не думай, что можно как-то участвовать в своем спасении или «заработать» его. Если тебя смущают грехи, вспомни, что ты спасен, и продолжай читать библейские стихи о якобы гарантированном спасении. Поэтому в православии есть детальнейшая практика покаяния, тончайший анализ борьбы с грехами, а в баптизме этого нет. Зачем аскетика, если ты спасен, и это никак не делает тебя ближе к спасению?

Вы говорите об отсутствии аскетики, но внешне складывается впечатление, что баптисты довольно строго себя ограничивают…

Несколько общих моральных запретов - не пьешь, не куришь, не изменяешь жене… Но эти запреты были и в Ветхом завете, однако сами по себе они не преображают человека и не соединяют его с Богом (в конце концов, дьявол тоже не пьет и не курит). Для этого необходима благодать Божия, которая и подается Богом в Церкви, а от человека требуется раскрыться навстречу этой благодати. Однако баптизм отвергает благодать таинств Церкви, а аскетику сводит к минимуму. Разницу между нами можно увидеть в следующем. Недавно в одной из социальных сетей в протестантской группе был задан вопрос: «любите ли Вы Христа больше, чем самого себя?». В Православии постеснялись бы даже спрашивать об этом, ибо отрицательный ответ очевиден. Здесь же 54 % ответили «да», и только 17 % - «нет». Вот такое «самомнение святости» Православие считает огромным препятствием для спасения.

Константин Анатольевич, возможен ли, на ваш взгляд, диалог между Православием и баптизмом, и главное нужен ли он?

Не просто возможен, но и необходим. Это трудно, порой очень, но нужно ради спасения заблуждающихся братьев, которые пока отделены от истинной Церкви. Диалог, однако, возможен, если есть взаимное желание и взаимная благожелательность, а нередко этого, увы, не хватает ни тем, ни другим… Еще одно условие диалога - адекватное представление спорящих сторон друг о друге. А здесь есть множество проблем. Сразу сталкиваешься с тем, что огромное число баптистов и значительная часть православных с трудом представляют себе богословие другого исповедания. Баптисты любят судить о православии по «самым далеким бабушкам» или вообще неверующим, которые только считают себя православными. Отсюда убежденность в том, что православные поклоняются дереву, молятся краскам, не видят ничего, кроме обрядов и прочее. В общем, глупее православных людей при таком взгляде на жизнь - просто не бывает…
Уровень критики можно проиллюстрировать на примерах. Баптисты за последние 20 лет несколько раз переиздали книгу русского эмигранта Рогозина «Откуда все это появилось?», которая по своей богословской безграмотности феноменальна. Например, в самом начале он прозрачно намекает на то, что Церковь якобы рассматривает Божью Матерь как «четвертую ипостась» Бога. Это не единичный пример. Недавно баптисты создали фильм о Православии, где некто роботообразным металлическим голосом (голос изменен) целый час вещает о том, что Православие чуть ли не все заимствовало от язычества. Любопытно, насколько эти обвинения похожи на аргументы советской безбожной пропаганды - она тоже обвиняла христианство в том, что оно все «украло» из язычества. Прием известный: внешнее поверхностное сходство выдается за глубокое внутреннее. Так можно и догмат о Троице обвинять в заимствованиях из языческой философии. Если брать современные аналогии, то этот фильм по уровню лжи имеет много общего с печально известным «Кодом да Винчи» Дэна Брауна.

Насколько мне известно, у баптистов довольно своеобразные представления не только о Православии, но и обо всей христианской истории?

Да, чего стоит, например, фантастическая история о том, что первым баптистом был Иоанн Креститель! Это аскет-пустынник, чей подвиг является явным прообразом монашества, которое так ненавистно баптистам. В книгах по собственной истории баптисты пытаются пояснить, где же была истинная Церковь до XVII века, когда появился баптизм. Этот вопрос их волнует не слишком сильно, ведь они убеждены, что уже после апостолов началось такое искажение христианства, что просто ужас, но все же для солидности они пытаются найти своих исторических предшественников. И список предшественников изумляет: тут и монтанисты, и альбигойцы, и иконоборцы, и вальденсы - такое ощущение, что тут большинство еретических групп древности. Баптистов совершенно не смущает, что эти группы имели вероучения, сильно отличающиеся от баптистского. К тому же, они весьма различны между собой, и не имеют никакой преемственности друг от друга. Например, в спасение по вере не верила ни одна из этих групп. Аналогичные трудности возникают у баптистов и при попытке найти «русские корни» баптизма - например, одной из предтеч баптизма называется ересь жидовствующих, хотя их воззрения вообще нельзя считать христианскими. Видимо, срабатывает принцип: если эти ереси боролись против Православия, значит, они «наши».. Но не все, что против Православия, непременно будет за баптизм.

Но ведь и православные о баптизме знают немного?

Справедливости ради, нужно сказать, что большинству известно только, что у баптистов нет икон, и детей не крестят… Познаний в области истории баптизма очень мало. А ведь это позволяет узнать любопытнейшие вещи. Например, основатель первой баптистской общины, англичанин Джон Смит крестил себя сам, так как крещения в детстве он не признавал, а крестить его во второй раз никто не пожелал. Интересно, где про такую возможность написано в Библии, в верности которой клянутся баптисты? А знаете ли вы, что самый известный баптистский проповедник XX века, американец Билли Грэм, был крещен трижды? Сначала его крестили в детстве в кальвинистской церкви, потом в сознательном возрасте уже баптисты, а затем, когда он перешел в Южную баптистскую конвенцию, его крестили еще раз, так как они перекрещивают всех, кто к ним приходит. Кстати, в США сегодня насчитывается 27 различных направлений баптизма, эти группы по-разному трактуют некоторые догматы. Самое главное различие - между кальвинистскими группами, утверждающими, что спасение нельзя потерять, и арминианскими, доказывающими, что можно. То есть конфессия, претендующая на истинное понимание христианства расколота на множество групп с разным вероучением. Наконец, нужно учитывать, что российские баптисты все же испытывают влияние Православия, и потому некоторые духовные вопросы трактуют не так материалистично, как их американские единоверцы.

Складывается впечатление, что баптисты настроены к Православию и православным верующим гораздо негативнее, чем православные к баптистам…

Не все так просто. Если судить по дискуссиям в Интернете, то агрессии по отношению к баптизму у православных тоже хватает. Православные называют баптистов сектантами, а те их - язычниками и идолопоклонниками. К сожалению, до христианской любви тут часто бывает далеко. Проблема в том, что поскольку баптизм является разновидностью радикального протестантизма, то для него критика тех форм христианства, которые предшествовали его «протесту», настоятельно необходима. Плюс к этому, баптизм в России является явным меньшинством во «враждебном» православном окружении. Естественно, это побуждает постоянно воспроизводить в сознании крайне отрицательный образ Православия и православных. Потому и православных зачастую видят исключительно погрязшими в грехах, а себя - в сиянии святости… Отсюда и ненависть. Все же трудно представить, что православные сняли о баптизме такой лживый фильм, как вышеупомянутый баптистский фильм о Православии. Впрочем, в пылу полемики и православные часто могут отрицать наличие серьезных проблем в Православии, зато у баптистов заметят все грехи… В целом же я должен сказать, что православные самокритичнее, чем баптисты. Ведь православный должен считать себя грешником, а баптист - ощущать себя святым.

С каких слов начинается Библия?

Люди часто приходят в баптизм, потому что находят там участие и внимание - то, чего не смогли найти в православном храме. Может быть, и нам есть чему поучиться?

Да, в этом немало правды. Но ведь у баптистов все построено на том, чтобы понравиться окружающим. Здесь есть нечто от маркетинга: чтобы продать «товар», вам будут улыбаться и говорить приятные слова, но это не обязательно потому, что вас любят. Просто иначе товар не продашь. Баптистское миссионерство многое унаследовало от маркетинга. Нужно быстрее привести человека в их общину, но как это сделать? А вот как: создать комфортную психологическую атмосферу, предложить простое учение без особых глубин, здоровые моральные принципы, легкодоступные музыку и стихи. Тем самым я не хочу сказать, что баптисты открыто лицемерят. Нет, просто у них есть отработанная «технология спасения». А в Православии нет, и быть не может, ибо благодать нетехнологична.

Но, конечно, у баптистов есть чему поучиться. Благожелательности и радости в православных храмах порой очень не хватает - часто можно столкнуться с обратным. У баптистов значительно более сплоченные общины, чем в целом у православных. Да, это объясняется тем, что баптистов мало, и они должны теснее сплачиваться, чтобы противостоять большинству и сохранить свою идентичность, но тем не менее. В Православии человек может пожаловаться, что он приходит в воскресенья на трехчасовую службу, и оставшиеся 165 часов недели он предоставлен самому себе. Как правило, в это время он никак не связан с общиной своего прихода, и эта община во главе с настоятелем не дает ему никаких служений. Напротив, в баптизме чуть ли не каждый имеет определенное служение. Конечно, у православных более «щепетильное» отношение к служению, чем у баптистов, но это же не повод, чтобы ничего не делать для воцерковления России. Поэтому – да, у баптистов часто замечаешь человеческое тепло, которого нередко недостает православным. Но при этом не нужно путать человеческое тепло с Божественным. Врачи могут быть очень чуткими к больному, но из этого не следует, что нужно принимать мировоззрение врача - вдруг он атеист? Да, у баптистов порой больше человеческой теплоты, но в Православии больше Божественного тепла, без которого немыслимо спасение.

Еще к вопросу об «обмене опытом». Не секрет ведь, что баптисты лучше православных знают Библию. Может быть, нам тоже стоит тоже открывать библейские кружки?

Один мой коллега рассказал такую историю. На первой лекции по истории религии он спросил у студентов (а их было едва ли не сто человек), с каких слов начинается Библия? Никто не знал. В лучшем случае говорили «в начале было Слово», но это было не то. Коллега сказал после этого мне: «Из всего этого можно сделать только один вывод». «Какой?» - спрашиваю. Он отвечает: «Баптистов на этом курсе нет, все наши, православные». И смех, и грех. Вот серьезная беда: все наши, православные, а Библию толком почти никто не знает. Но ведь Православие не запрещает чтение Библии. Св. Иоанн Златоуст прямо рекомендовал читать ее христианам. Да, с опорой на церковную трактовку библейского текста, но читать обязательно. Разумеется, чтение Библии автоматически не делает человека святым и не гарантирует спасения, но это не отменяет необходимости ее знать. А сегодня, конечно, сталкиваешься с обратным. Люди часто слышат Библию только на службе, а вот, чтобы потом воспроизвести, о чем шла речь…

В чем вы видите выход?

Выход один - в православном просвещении. Вот сейчас Патриарх потребовал, чтобы проводили катехизацию перед крещением, а то люди крестятся, и не понимают, что с ними произошло, ибо даже не представляют себе основ Православной веры. У баптистов такой человек не смог бы креститься. Стыдно… Но кроме катехизации при храме, очевидно, должны быть и какие-то просветительские центры вне храма, где желающие могли бы повышать «православную квалификацию». Иначе мы просто утонем в безграмотности, а это значит, что все новые души будут уходить в баптизм. Так что мы стоим перед необходимостью православной миссии. И тут есть, чему поучиться у баптистов - они готовы к миссии всегда. Понятно, что у них каждый считает себя миссионером, а православные делают больший упор на «дар миссионерства», а не человеческую активность, понятно, что в Православии больше энергии направлено на внутреннюю борьбу с грехом, а у баптистов, в силу их «уверенности в спасении», эта энергия расходуется на «внешнее». И все-таки обращение России в Православие необходимо «здесь и сейчас». А для этого и священники, и миряне, должны «идти в народ» с миссией христианского просвещения. К народу, который жаждет спасения после стольких лет безбожия и демократического хаоса. Иначе в народ пойдут другие…

Религия менеджеров

Правда ли, что баптистское сообщество финансируется из-за океана и таким образом происходит «тихая» экспансия западной культуры и ее системы ценностей?

Конечно, баптисты получают помощь, особенно, из США. О ее масштабах я могу только догадываться. О ее распределении слышал много разного, порой очень критического. Хотя не нужно думать, что российские баптисты живут только на американские деньги. Они собирают десятину с прихожан, что позволяет общине существовать. Что до экспансии западной культуры, то тут нужно уточнить. Для меня западная культура - это культура в первую очередь европейская, к которой во многом принадлежит и русская культура. Разве Византия, откуда к нам пришло Православие – это не православная Европа? Разве православные греки не европейский народ? Но баптизм имеет к этому отдаленное отношение, ибо они не православные, не католики, не лютеране, не англикане и не кальвинисты, а ведь именно эти исповедания составили цвет европейской культуры. Баптизм же представляет собой вторичный вариант западной культуры - культуру американскую. Но даже в американской культуре он не достигает высот. Правильнее сказать, что баптизм несет к нам американскую поп-культуру: примитивные мелодии, примитивные стихи, часто весьма неглубокие проповеди. Упрощенное понимание спасения в виде схемы: осознай, что ты грешник, пойми, что тебе нужен Бог, помолись Ему о спасении - и все, ты спасен! Очень классно, брат! Это уж прямо голливудский подход…

Баптизм, как разновидность американского евангелизма, враждебен традиционной культуре, ибо лишен литургии, таинства причастия Богу. Их «евангелизация» очень похожа на коммерческую пирамиду: вам проповедали - теперь вы идите тоже проповедуйте. Отсутствует углубление в доктрину, никто не копает дальше, все строят на песке... Американский евангелизм привлекателен именно тем, что отсутствует «тяжелая работа души» после якобы обретенного «спасения». Требуется только заучить цитаты и сыпать ими. Чтобы изменить культуру, нужно ведь противопоставить ей другую культуру, основанную на соединении с Богом, а не только на словах о Нем, глубокую доктрину, исходящую из опыта богообщения, а этого-то у них и нет... Приобщаясь к Богу через таинство Евхаристии, человек обновляется духовно и телесно, преображается Богом и становится богоподобным, что и является основной составляющей истинной культуры, культуры стремления к истинной святости, аналогов которой нет больше ни в одной религии. Но в баптизме, увы, это наблюдается слабо, ибо в нем становятся святыми за 5 минут - отсюда и его в известной степени «культурное бесплодие». И потому сложно говорить о русском или украинском баптизме - есть баптизм в России или на Украине, но он так и остается в своей основе американским, не становясь родным для православной культуры. В этой связи довольно трудно говорить о «баптистской культуре», разве что о субкультуре. Попробуйте назвать известных всему миру баптистских поэтов, художников, философов, композиторов, архитекторов. Если их нет, то почему?
Так что можно сказать, что благодаря баптизму и сходным исповеданиям (адвентисты, пятидесятники) происходит определенная экспансия американских ценностей: негативное отношение к традиционной культуре, утверждение культуры массовой, повышенный антиинтеллектуализм (в баптизме проблемы с интеллигенцией, это религия менеджеров), и проникновение «кальвинистской этики». Последняя заключается в том, что признаком «спасенности» человека является его богатство: чем больше ты богатеешь, тем больше тебе благоволит Бог. Прямо скажем, в русской культуре отношение к богатству было иным. Христос и апостолы разбогатели только распятием…

Мне приходилось слышать от брянских священников, что в последнее время многие баптисты приходят к Православию. На ваш взгляд, с чем это связано?

Я не священник и не обладаю подробной статистикой, но, по моим наблюдениям, массового перехода баптистов в Православие не наблюдается. Больше людей приходят в баптизм, нежели уходят из него в Православие. Кстати, в последнее время участились переходы из баптизма в пятидесятничество: в конце концов, это тот же тип религиозности, только более «зажигательный», да еще с некой «мистикой»…
Можно наблюдать следующую тенденцию. В баптизм приходят люди либо неверующие, либо знакомые с Православием внешне, не до глубины сердца. Может, и ходившие в храм, но не стремившиеся что-то в нем понять, а объяснить им, увы, никто не объяснил. То есть в баптизм идут люди, не почувствовавшие «вкуса православия». А вот из баптизма в Православие нередко переходят как раз «просвещенные баптисты», люди, которые стали углубленно изучать историю христианства, богословие, читать отцов Церкви, и вдруг поняли, от какого духовного богатства они отказались во имя «американского» прочтения Библии.

Беседовала Ирина ИВАНОВА

Называют баптистами. Название это происходит от слова baptize, что переводится с греческого как “окунать”, “крестить, погружая в воду”. Согласно данному учению, принять крещение нужно не в младенчестве, а в сознательном возрасте путем погружения в освященную воду. Одним словом, баптист - это христианин, который сознательно принимает свою веру. Он верит, что спасение человека заключается в беззаветной вере в Христа.

История возникновения

Общины приверженцев баптизма стали формироваться в начале семнадцатого века в Голландии, однако их основателями были не нидерландцы, а английские конгрегационалисты, которые были вынуждены бежать на материк, чтобы избежать преследования англиканской церкви. И вот, во втором десятилетии 17-го века, а именно в 1611 году, было сформулировано новое христианское учение для англичан, которые волей судьбы проживали в столице Нидерландов - Амстердаме. Через год и в Англии была создана церковь баптистов. Тогда же возникла первая община, исповедующая эту веру. Позже, в 1639 году, и в Северной Америке появились первые баптисты. Секта эта получила широкое распространение в Новом Свете, особенно в США. С каждым годом число ее приверженцев росло с неимоверной быстротой. С течением времени евангелисты-баптисты также распространились по всему миру: в страны Азии и Европы, Африки и Австралии, ну, и обеих Америк. Кстати, в период гражданской войны в Америке большинство чернокожих рабов приняли данную веру и стали ее ярыми последователями.

Распространение баптизма в России

До 70-х годов 19-го века в России практически не знали, кто такие баптисты. Что за вера объединяет людей, которые именуют себя таким образом? Первая община приверженцев этой веры появились в Санкт-Петербурге, ее члены называли себя евангельскими христианами. Сюда баптизм попал из Германии вместе с иностранными мастерами, архитекторами и учеными, приглашенными русскими царями Алексеем Михайловичем и Петром Алексеевичем. Наибольшее распространение это течение нашло в Таврической, Херсонской, Киевской, Екатеринославской губерниях. Позже оно дошло и до Кубани и Закавказья.

Первым баптистом в России был Никита Исаевич Воронин. Он принял крещение в 1867 году. Баптизм и евангелизм очень близки друг к другу, однако они тем не менее считаются двумя отдельными направлениями в протестантизме, и в 1905 году в Северной столице их приверженцы создали Союз евангелистов и Союз баптистов. В первые годы власти Советов отношение к любым религиозным течениям стало предвзятым, и баптистам пришлось уйти в подполье. Однако в годы Отечественной войны как баптисты, так и евангелисты опять активизировались и объединились, создав Союз Евангельских христиан-баптистов СССР. К ним же после войны присоединилась секта пятидесятников.

Идеи баптизма

Главным устремлением в жизни для приверженцев этой веры является служение Христу. Церковь баптистов учит, что надо жить в гармонии с миром, но быть не от мира сего, то есть подчиняться земным законам, но сердцем почитать только Иисуса Христа. В основе баптизма, возникшего как радикально-протестантское буржуазное течение, лежит принцип индивидуализма. Баптисты считают, что спасение человека зависит только от самой личности, и что церковь не может быть посредником между ним и Богом. Единственным истинным источником веры является Евангелие - Священное писание, только в нем можно найти ответы на все вопросы и, выполняя все заповеди, все правила, заключенные в этой священной книге, можно спасти свою душу. В этом уверен каждый баптист. Это для него неоспоримая истина. Все они не признают церковного таинства и праздников, не верят в чудодейственную силу икон.

Крещение в баптизме

Приверженцы этой веры проходят через обряд крещения не в младенчестве, а в сознательном возрасте, поскольку баптист - это верующий, который полностью осознает, для чего ему нужно крещение, и относится к этому как к духовному возрождению. Для того чтобы стать членом общины и принять крещение, кандидатам нужно пройти Позже они проходят через покаяние на молитвенном собрании. Процесс крещения включает окунание в воду, затем идет обряд хлебопреломления.

Эти два ритуала символизируют веру в духовное единение со Спасителем. В отличие от православной и католической церквей, которые считают крещение таинством, то есть средством спасения, для баптистов этот шаг демонстрирует убеждённость в правоте своих религиозных взглядов. Только после того как человек полностью осознает всю глубину веры, только тогда он будет иметь право пройти через обряд крещения и стать одним из членов баптистской общины. Духовный лидер совершает этот обряд, помогая своему подопечному окунуться в воду, только после того как он смог пройти через все испытания и убедить членов общины в незыблимости своей веры.

Установки баптизма

Согласно этому учению, греховность мира за пределами общины неизбежна. Поэтому они ратуют за неукоснительное соблюдение норм морали. Евангельский христианин-баптист должен полностью отказаться от употребления алкогольных напитков, использования ругательств и проклятий и т. д. Поощряются взаимоподдержка, скромность и отзывчивость. Все члены общины должны заботиться друг о друге, оказывать помощь нуждающимся. Одной из главных обязанностей каждого из баптистов является обращение инакомыслящих в их веру.

Баптистское вероучение

В 1905 году в Лондоне состоялся Первый Всемирный съезд христиан-баптистов. На нем основой вероучения был утвержден Символ Апостольской Веры. Были также приняты следующие принципы:

1. Приверженцами Церкви могут быть только люди, прошедшие через крещение, то есть евангельский христианин-баптист - это духовно возрожденная личность.

2. Библия - это единственная истина, в ней можно найти ответы на любые вопросы, это непогрешимый и незыблемый авторитет как в делах веры, так и в практической жизни.

3. Вселенская (невидимая) церковь едина для всех протестантов.

4. Знание о Крещении и Вечерня Господня преподаются только крещеным, то есть возрожденным людям.

5. Поместные общины в практических и духовных вопросах независимы.

6. Все члены поместной общины равноправны. Это значит, что даже рядовой баптист - это член общины, который имеет такие же права, как проповедник или духовный лидер. Кстати, ранние баптисты были против однако сегодня они сами создают что-то наподобие рангов внутри своей церкви.

7. Для всех - как верующих, так и неверующих - существует свобода совести.

8. Церковь и государство должны быть отделены друг от друга.

Члены евангелистских общин несколько раз в неделю собираются для того, чтобы послушать проповедь на ту или иную тему. Вот некоторые из них:

  • О страданиях.
  • Небесный замес.
  • Что такое святость.
  • Жизнь в победе и в избытке.
  • Умеете ли вы слушать?
  • Доказательства Воскресения.
  • Секрет семейного счастья.
  • Первое в жизни хлебопереломление и др.

Слушая проповедь, приверженцы веры пытаются найти ответы на мучавшие их вопросы. Проповедь может читать каждый, однако только после специальной подготовки, получения достаточных знаний и навыков, для того чтобы публично выступить перед большим отрядом единоверцев. Главное богослужение у баптистов проводится еженедельно, в воскресный день. Иногда община встречается и в будние дни, для того чтобы молиться, изучать и обсуждать информацию, найденную в Библии. Богослужение проходит в несколько этапов: проповедь, пение, инструментальная музыка, чтение поэм и стихотворений на духовную тематику, а также пересказ библейских рассказов.

Праздники баптистов

Последователи этого церковного течения или секты, как принято его называть в нашей стране, имеют свой особый календарь праздников. Их свято чтит каждый баптист. Это перечень, который состоит как из общехристианских праздников, так и из присущих только этой церкви торжественных дней. Ниже приведен их полный список.

  • Любой воскресный день - день воскрешения Иисуса Христа.
  • Первое по календарю воскресенье каждого месяца - день хлебопереломления.
  • Рождество.
  • Крещение.
  • Сретение Господне.
  • Благовещение.
  • Вход Господа в Иерусалим.
  • Страстной Четверг.
  • Воскресение (Пасха).
  • Вознесение.
  • Пятидесятница (сошествие на апостолов Святого Духа).
  • Преображение Господне.
  • Праздник Жатвы (исключительно баптистский праздник).
  • День Единства (отмечается с 1945 года в память об объединении евангелистов и баптистов).
  • Новый Год.

Знаменитые во всем мире баптисты

Последователями этого религиозного течения, которое нашло распространение в более чем 100 странах мира, причем не только в христианских, но и мусульманских, и даже буддистских, также являются знаменитые на весь мир писатели, поэты, общественные деятели и др.

Например, баптистами были английский писатель (Баньян), который является автором книги «Путешествие Пилигрима»; великий правозащитник, Джон Мильтон; Даниэль Дефо - автор одного из самых знаменитых произведений мировой литературы - приключенческого романа "Робинзон Крузо"; Мартин Лютер Кинг, который был ярым борцом за права чернокожих рабов в Соединенных Штатах. Кроме этого, баптистами были крупные бизнесмены братья Рокфеллеры.

Вопрос: В чём опасность баптизма, и чем он противоречит Библии?

ОТВЕТ: Мне этот вопрос недавно задали по эмейлу... Насколько правильнее было бы задавать вопросы Господу... И получать ответы - от Господа. Тогда и вера была бы - от Слова Божьего, посланного лично каждому. Вот я вас остерегла, чтобы вы учились задавать вопросы Богу и принимать Его ответы. Но то, чем наставлена Господом - поделюсь.

Раньше думала, что баптисты - не опасное заблуждение. Ну... где-то перестраховываются, боятся ошибиться в Дарах Духа, особенно - иных языков, исцелений...

Но, оказалось, куда серьезнее. И каждый раз убеждаюсь всё больше: человек греха, сын погибели, встал на место Бога в Божьем храме, которым есть мы - уверовавшие во Христа. А если уверовавшие пошли за этими сынами погибели - то и они, отвергнувшись Живого Господа и Бога, пошли в погибель.

Вот в этом и опасность, не только баптизма, но и других конфессий, где человек встал учить, вместо Учителя - Господа.

Но тут же есть приготовленный на эти факты - контраргумент: Господь поставил одних УЧИТЕЛЯЯЯЯМИИ... других ПРЕСВИТЕРАААМИИИ... и т.д. А Господь ли ставил учить этих учительствующих тому, чему ОН НЕ УЧИЛ?.. Тому ли учат эти "учителя", чему учили апостолы?.. Те ли люди становятся пресвитерами (чтобы быть достойными и с положительным жизненным опытом в вере, чтобы надзирать за стадом, чтобы не отошло от Христа, чтобы не губил хищник?.. Или они только спекулируют учением Нового Завета, используя его в своих корыстных целях?.. Вместо того, чтобы учить людей быть УЧЕНИКАМИ ИИСУСА ХРИСТА?..

ЗАПОМНИТЕ: За каждым лжеучением стоит - дух лжи !

Чем противоречит Библии баптизм?. .

Если посмотреть человеческими глазами - то покажется: ничем!.. Но если смотреть, КАК Господь видит, и смотреть через призму Учения Нового Завета - то... не сосчитать, сколько там есть расхождений не просто с Библией, а вообще - с волей Божьей.. То есть, идут эти люди НЕ ЗА БОГОМ, а ПРОТИВ Него! Просто, эти люди, выдающие себя за благочестивых служителей Божьих, уже имеют опыт манипулировать людьми и их сознанием. Имеют опыт влиять на подсознание и хитрой искусной ложью ослеплять умы, чтобы уловленные не увидели правду.

В чём опасность - мы уже сказали выше. И не только баптизма. А всякого лжеучения, где человек норовит быть последней инстанцией для остальных. Как, якобы имеющий от Бога, на это особые полномочия.

Приведу несколько ОЧЕНЬ ПРОСТЫХ фактов грубого противоречия важнейшим истинам того, чему учит Евангелие (что ЗАПОВЕДОВАЛ Бог в Новом Завете). Если вопрос у вас есть - значит вы сами этого не увидели. Остальные факты - рекомендую поискать самим, чтобы так же могли учиться различать кто есть кто.

1. "Кто НЕ ОТВЕРГНЕТСЯ себя и не возьмет свой крест (смерти плоти), НЕ МОЖЕТ БЫТЬ Моим учеником ".Матф.16:24, "Так всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником " Луки 14:33, А значит - не сможет научиться Евангелии, чтобы не просто веровать (как бесы), а ИМЕТЬ ВЕРУ БОЖЬЮ, которая от Слова Божьего. ЭТО - когда БОГ САМ вас учит (как и обещал учить и наставлять Духом Святым на всякую истину всех тех, кто принял ЕГО УСЛОВИЯ ученичества).

2. Будьте ЕДИНЫ, как и мы с Отцом ЕДИНЫ. "Отче Святый! сохрани их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино , как и Мы" (Ин. 17:11). "Я есмь лоза, а вы ветви..." (Иоан.15:5).

Вопросы для размышления: Вас научили, КАК это быть ЕДИНЫМИ с Христом и Богом?.. И вы ХОДИТЕ в этом ЕДИНСТВЕ?.. Вы понимаете, что ни ваша рука, ни нога, ни глаз - без команды вашей головы НИЧЕГО НЕ ДЕЛАЮТ.! А вы - ПОД КОМАНДОЙ ГЛАВЫ - ХРИСТА? НИЧЕГО БЕЗ НЕГО НЕ ДЕЛАЕТЕ?..

3. Мы знаем, что такое "водное крещение"?.. Это - погружение в воду. что есть прообраз погружения в смерть Христа, в Его погребение. И поднятие с воды - как символ воскресения с Христом. Что приобщает нас к Его смерти по плоти. И к воскресению. А конфессии крестят в свои, конфессиональные, убеждения.

4. А ещё - есть Крещение Духом Святым (погружение в Дух Святой, что приобщает нас к Богу - к вечной Жизни). Он (Иисус) будет КРЕСТИТЬ ДУХОМ СВЯТЫМ И ОГНЁМ. "Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем; лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Своё." Матф. 3:11-12.

Баптисты учат, что крещение Духом Святым происходит в момент водного крещения... И что знамения говорения на иных языках при этом НЕТ И НЕ МОЖЕТ БЫТЬ!.. - ТАК ЛИ ЭТО?..

Город Самария... Филипп, который не был апостолом и ВОПРЕКИ УЧЕНИЮ БАПТИСТОВ, что Дары имели только апостолы - имеет Дары Духа Святого по Слову Господа о всех истинно уверовавших в Него. И - как Евангелист. Он благовествовал, люди каялись, крестились водным крещением, много чудес Бог делал его руками: люди исцелялись, выходили бесы и т.д.. Но Дух Святой - НЕ СОШЕЛ НИ НА КОГО ИЗ НИХ! КАК ТАК?.. КАК УЗНАЛИ, что НЕ СОШЁЛ?.. Говорите - НЕТ знамения языков?..Тогда КАК УЗНАЛИ?.. Как Симон волхв увидел, что Дар Духа дается через апостолов?..

Еще Филипп крестил эфиоплянина. Но Дух Святой СОШЁЛ на него после погружения в воду (в смерть Христа) - и Жизнь Христа вошла в него!.. КАК УЗНАЛ Филипп, что ДУХ СОШЁЛ на евнуха?..

Баптисты утверждают: "А поэтому, когда последний апостол умер, все дары Духа Святого, дававшиеся через апостолов , также умерли."


Выдержка из баптистского источника: «Sword & Trowel» (Меч и Мастерок) 2011, №2: "Учение о прекращении действия некоторых даров Святого Духа (англ. Cessationism) исходит из вероучений 17 века, в частности из Вестминстерского и Баптистского исповедания. Оба этих катехизиса, говоря о том, как Бог являет Свою волю через Писание, утверждают: «эти прежние пути откровений Божиих Его воли Своему народу ныне закрыты. Первым доказательством того, что дары откровения и знамения прекратили свое действие, это тот факт, что исцеления и чудеса совершались исключительно апостолами и были особыми дарами, подтверждающими их служение.".

Это ложь.

А Филипп?.. Разве он был апостолом?.. А Стефан?.. НО ДАРЫ ДУХА ЧЕРЕЗ НИХ ДЕЙСТВОВАЛИ! И Павел учил, что Дары даёт Дух ТЕЛУ - каждому особо, КАК ОН ХОЧЕТ. . И не сказал, что только апостолам. Прекращение действия Даров - это ложь. придуманная теми, кто отступил от Бога, почему и Бог не действует через них...

РАЗВЕ Иисус и апостолы - этому учили, что Дары прекратятся?.. что они только для апостолов?.. Нет этого в Учении нового Завета. Но, когда появились разделения, вопреки учению Христа и лжеучителя встали на место Бога, чтобы учить, то и Дары там не могли проявляться. И, чтобы оправдать своё лжеучение, - баптисты приняли такой вот символ их веры.

Хорошо, баптисты ухватились за слова: "пророчествовать лучше". А где пророчествующие у баптистов? Это те, кто по шпаргалке читает проповедь?.. Пророчествующий имеет от Духа Святого Живое Слово: исполнились ученики Духа Святого - и говорили. А когда откровение было у кого-то другого - то пророчествующий должен был замолчать. И уже говорил - получивший откровение. ВЫ ТАК ВИДЕЛИ У БАПТИСТОВ?.. Написано: ВСЕ МОЖЕТЕ ПРОРОЧЕСТВОВАТЬ. ВСЕ пророчествуют там?..

Ещё.. Баптисты - боятся Божьего Дара исцеления. А вот пойти к мирскому врачу, и, возможно, даже к сатанисту, чтобы оттяпал им что-нибудь, желудок там, или еще что-то, потравил лекарствами, - это запросто у них!.. Это - у них "Бог" исцеляет руками врачей. А Иисус сказал, что Бог исцеляет нашими руками - как через Тело Христа. И кто прав?..

Я уже больше, чем три факта назвала и это далеко не весь перечень. Так же можно опровергнуть лжеучение других конфессий. Они так же мастерски подделывают под учение Христа - СВОИ ЛОЖНЫЕ ДОКТРИНЫ. В Христовой Церкви, которая была при апостолах, не было роскошных домов молитвы, они собирались по домам, но зато всё у них было общее. И распределяли всем поровну, чтобы не было богатых и бедных среди них. А так ли в теперешних собраниях?

Вера испытывается. И вера должна быть БОЖЬЕЙ, а не бесовской (под разными названиями, которые всем известны, но о которых нет ничего ни в учении Христа, ни Его учеников). Или кто-то может слышал, что ученики крестили и крестившимся дали название "баптисты"?..или - с другим названием?.. А кто крестит не в имя Божье, а свое или своей конфессии, называясь и называя крещаемых каким-то именем - тот и лжеучитель.

Так же и духов НУЖНО ИСПЫТЫВАТЬ - ОТ БОГА ЛИ они?.. Потому, что много лжепророков появилось в мире.

Мы с мужем в баптистской общине, которую он раньше посещал - просили не относиться к нам с предубеждением и предвзятостью.. И для этого просили испытать дух в нас. Но, никто ничего не предпринимал, только оскорбления мне наносили,. Мы тогда сами с мужем, каждый отдельно, исповедовали, что "Иисус - Бог-Слово, пришедший во плоти и умерший за меня, - мой Господь и Спаситель". И тот же вопрос после этого задали лидеру-служителю с "братского совета"... Он - НЕ исповедовал Иисуса - Своим Господом!..

Хуже всего, что в таких общинах за их лжеучениями - стоит нечистый лживый дух. Поэтому ВАЖНО САМОМУ ЛИЧНО УЧИТЬСЯ У ГОСПОДА ИИСУСА ХРИСТА. КАК ОН И ЗАПОВЕДОВАЛ.

Прочтите внимательно - О Дарах Духовных:

Не хочу оставить вас, братия, в неведении и о дарах духовных.

Знаете, что когда вы были язычниками, то ходили к безгласным идолам, так, как бы вели вас.

Потому сказываю вам, что никто, говорящий Духом Божиим, не произнесет анафемы на Иисуса, и никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым.

Дары различны, но Дух один и тот же;

И служения различны, а Господь один и тот же;

И действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех.

Но каждому дается проявление Духа на пользу.

Одному дается Духом слово мудрости , другому слово знания, тем же Духом;

Иному вера, тем же Духом ; иному дары исцелений, тем же Духом;

Иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков.

Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно.

Ибо, как тело одно , но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, - так и Христос.

Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом.

Тело же не из одного члена, но из многих.

Если нога скажет: я не принадлежу к телу, потому что я не рука, то неужели она потому не принадлежит к телу?

И если ухо скажет: я не принадлежу к телу, потому что я не глаз, то неужели оно потому не принадлежит к телу?

Если все тело глаз, то где слух? Если все слух, то где обоняние?

Но Бог расположил члены, каждый в составе тела, как Ему было угодно.

А если бы все были один член, то где было бы тело?

Господь Иисус Христос два тысячелетия назад явился на землю, чтобы спасти все человечество от проклятия, греха и смерти, которые стали его спутниками с того момента, как согрешили его прародители Адам и Ева. И теперь для того чтобы глубже понять, кто такие баптисты с точки зрения православия, необходимо обратиться к моменту образования Истинной Церкви, когда Бог с помощью своих учеников-апостолов создал Церковь как Свое некое мистическое тело, а через церковные таинства стало происходить общение с Ним. Поэтому верующие во Христа люди стали ходить в церковь и через действие Святого Духа получали исцеление тела, умиротворение и покой в душе. Но тогда кто такие баптисты, откуда же они взялись?

Раскольники, еретики и сектанты

Для сохранения единства веры Церковь ограничила и установила законы и правила своего существования. Всех, кто нарушал эти законы, называли раскольниками или сектантами, а проповедовавшиеся ими учения - ересью. Церковь на расколы смотрела как на один из самых великих грехов, совершившихся против нее.

Святые отцы приравнивали этот грех к убийству человека и к идолопоклонничеству, даже кровь мученика не могла загладить этого греха. В истории Церкви известно бесконечное количество расколов. Начинают нарушаться церковные правила - сначала одно, потом автоматически другое, и в итоге искажается Истинная Православная Вера.

Божья благодать

Все это неминуемо приведет к погибели, как та бесплодная лоза виноградника, о которой говорил Господь, которая будет сожжена.

Самое страшное здесь то, что от таких раскольников отступает Благодать Божья. Эти люди уже не могут разобраться в Истине и думают, что делают Божие дело, распространяя ложь о Церкви, не зная, что таким образом они идут против Самого Бога. Всякого рода секты создаются в большом количестве, и так же много их распадается. Поэтому нет возможности перечислять их по названиям, датам создания и лидерам, возглавляющим их, остановимся только на самых главных, но об этом чуть позже.

Кто такие баптисты с точки зрения православия

Чтобы спасти свою душу, каждый человек должен сделать нужные выводы об истинной православной вере и не попадаться на удочку раскольников и сектантов, а получать Благодать и быть со всем православным миром в единстве.

После всех этих фактов, которые обязательно надо знать, можно подходить к теме о том, кто такие баптисты.

Итак, с точки зрения православной церкви, баптисты - это сектанты, заблудшие в своих взглядах, которые не имеют никакого отношения к Церкви Христовой и спасению Божьему. Библию, по мнению православной церкви, они трактуют превратно и ложно, как и все остальные сектанты и еретики. Обращаться к ним есть большой грех для души человеческой. Некоторые не имеют четкого представления о том, кто такие баптисты, фотографии разных сект дают примерный ответ, но постараемся и мы дальше глубже рассмотреть этот вопрос.

Святые отцы Церкви есть истинный и единый источник духовного просвещения, это касается и Священного Писания.

Кто такие баптисты? Секта?

На территории Восточной Европы наибольшее распространение получил баптизм. Баптисты представляют собой протестантскую секту, которая была создана в Англии в 1633 году. Сначала они называли себя «братьями», затем - «баптистами», иногда - «катабаптистами» или «крещеными христианами».

Ответ на вопросы о том, кто такие баптисты и почему так называются они, можно начать с того, что само слово «баптисто» переводится с греческого как «погружаю». Возглавил эту секту в ее первоначальном образовании Джон Смит, а когда значительная часть ее представителей переселилась в Северную Америку, там ее возглавил Роджер Вилиам. Эти секты стали подразделяться сначала на две, а потом - еще на много разных фракций. И этот процесс до сих пор никак не останавливается, так как сообщества, объединения или общины не имеют обязательных символов, не терпят никаких символических книг, не обладают административной опекой. Все, что они признают, это Апостольский Символ Веры.

Баптистское учение

Главное, на чем основывается баптистское учение, - признание Священного Писания как единственного источника вероучения. Они отвергают крещение детей, только благословляя их. По баптистским правилам, крещение должно совершаться только после пробуждения личной веры у человека, после 18 лет и отказа от греховной жизни. Без этого у них этот обряд не имеет силы и просто недопустим. Баптисты считают крещение внешним знаком исповедания, и таким образом они отвергают участие Бога в этом главном таинстве, что низводит процесс к простым человеческим действиям.

Служба и управление

Прояснив немного, кто такие баптисты, попробуем разобраться с тем, как же проходят их службы. Еженедельное богослужение они проводят в воскресенье, читаются проповеди и импровизированные молитвы, проходят пения с использованием инструментальной музыки. В будни баптисты тоже могут дополнительно собираться для молитвы и обсуждения Библии, чтения духовных стихотворений и поэм.

По своему устройству и управлению баптисты подразделяются на самостоятельные отдельные общины, или конгрегации. От этого они могут носить название конгрегационалистов. Продолжая тему «Евангельские христиане (баптисты) - кто такие?», нужно отметить, что какое бы название они ни носили, все баптисты ставят выше учения нравственную выдержку и свободу совести. Брак они не считают таинством, но благословение признают необходимым, получая его через должностных лиц общины или пресвитеров (пастырей). Имеются и некоторые формы дисциплинарного взыскания - это отлучение от церкви и публичное увещевание.

Задаваясь вопросом о том, кто такие баптисты, на чем основывается их вера, стоит отметить, что мистицизм секты выявляется в преобладании чувств над разумом. Все вероучение построено на крайнем либерализме, в основу которого вложено учение Лютера и Кальвина о предопределении.

Отличие баптизма от лютеранства

Баптизм отличается от лютеранства безоговорочным и последовательным проведением в жизнь главных положений лютеранства о Священном Писании, о Церкви и о спасении. Баптизм отличает и большая враждебность к Православной Церкви. Баптисты больше, чем лютеране, склонны к анархии и иудаизму. И вообще у них отсутствует как таковое учение о Церкви, они ее отвергают, как и всю церковную иерархию.

А вот чтобы получить полный ответ на вопрос о том, кто такие христиане-баптисты, окунемся немного во времена Советского Союза. Именно там они получили наибольшее распространение.

Евангельские христиане-баптисты

Надо отметить, что основное развитие общины баптистов получили после второй половины XIX века. Это происходило в основном на Кавказе, на юге и востоке Украины, а также в Петербурге.

Согласно царской политике, из-за активной миссионерской деятельности баптистов отправляли в ссылки в Сибирь, подальше от центров их образования. За счет этого в 1896 году баптистами-переселенцами с Кавказа была образована первая община в Западной Сибири, центром которой стал Омск.

Чтобы ответить точнее на вопрос о том, кто такие баптисты-евангелисты, отметим, что прошло несколько десятков лет, прежде чем случилась деноминация - появились евангельские христиане-баптисты (ЕХБ), которые придерживались баптистского вероучения на территории бывшего СССР. Их направление сложилось из двух течений, возникших на юге России из общин баптистов 60-х годов XIX века и евангельских христиан 70-х годов XIX века. Их объединение произошло осенью 1944 года, а уже в 1945 году в Москве был образован Всесоюзный совет евангельских христиан и баптистов.

Кто такие отделенные баптисты

Как говорилось выше, секты постоянно видоизменяются и дальше раскалываются на новые образования, поэтому баптистские общины, вышедшие из состава Совета церквей ЕХБ, называются отделенными или автономными. В 70-80 годах они были зарегистрированы как автономные общины, которых уже к 90-м появилось огромное количество за счет активной миссионерской деятельности. И они так и не вступили в централизованные объединения.

Что касается темы «Кто такие отделенные баптисты в Сухуми», то именно таким образом образовалась и данная община. Она, отделившись от главного центра, стала вести свою автономную деятельность на территории Абхазии с главным центром в Сухуми.

То же самое касается и вопроса о том, кто такие отделенные баптисты в Мухуми. Все это отдельные баптистские общества, которые никому не подчиняются и ведут самостоятельную жизнь в соответствии со своими правилами.

Новообразованные баптистские общины

Недавно наметилось новое направление тбилисской баптистской общины. Что интересно, она в своем вероучении пошла еще дальше, практически изменив все до неузнаваемости. Ее новшества весьма и весьма удивляют, так как во время богослужения у всех присутствующих задействованы пять органов чувств, пастыри носят черные одежды, в обряде используются свечи, колокольный звон и музыка, а еще баптисты осеняют себя крестом. Практически все в духе Православной Церкви. Эти баптисты даже организовали семинарию и школу иконописи. Отсюда понятна радость раскольника и преданного анафеме Филарета - предстоятеля Украинской Православной Церкви Киевского патриархата, который однажды даже вручил орден лидеру этой общины.

Баптисты и православные. Различия

Баптисты, как и православные, считают, что они - последователи Христа, и их вера истинна. И у тех, и у других Священное Писание - единственный источник учения, однако баптисты полностью отвергают Священное предание (письменные документы и опыт всей Церкви). Баптисты толкуют книги Старого и Нового Завета по-своему, как кто понимает. У православных обычному человеку это запрещается делать. Толкование священных книг написано святыми отцами под особым воздействием Святого Духа.

Православные верующие считают, что лишь нравственным подвигом достигается спасение, и гарантированного спасения не бывает, так как человек дар этот растрачивает по грехам своим. Православный приближает свое спасение посредством очищения души через таинства Церкви, благочестивой жизни и соблюдения заповедей.

Баптисты утверждают, что спасение уже свершилось на Голгофе, и теперь для него ничего не требуется, при этом даже не имеет значение то, насколько праведно живет человек. Они также отвергают крест, иконы и другие христианские символы. Для православных же эти составляющие - абсолютная ценность.

Баптисты отвергают небесную святость Богоматери и не признают святых. Для православных же Богоматерь и святые праведные - защитники и ходатаи о душе перед Господом.

У баптистов нет священства, в то время как у православных службу и все церковные таинства может совершать только священник.

У баптистов нет и особой организации богослужения, молятся они своими словами. Православные по четкому последованию служат Литургию.

При крещении баптисты погружают крещаемого один раз в воду, православные - трижды. Баптисты отвергают мытарства души после смерти и поэтому не отпевают усопших. У них он, умирая, сразу попадает в рай. У православных существует специальный чин отпевания и отдельные молитвы по умершим.

Вывод

Хотелось бы напомнить, что Святая Церковь - это не клуб по интересам, а то, что нисходит к нам от Господа. Церковь Христова, созданная его учениками-апостолами, была едина на земле целую тысячу лет. Но в 1054 году от Единой Христовой Церкви отпала ее западная часть, которая изменила Символ Веры и объявила себя римско-католической церковью, именно она дала плодотворную почву всем остальным образовывать свои церкви и секты. Теперь же, с точки зрения православия, отпавшие от Истинной Православной веры и проповедующие веру во Христа не одинаково с православием не принадлежат к Единой Святой и Апостольской Церкви, основанной самим Спасителем. К огромному сожалению, это происходит от того, что многие не осознают величия и высоты своего христианского звания, они не знают своих обязанностей и живут в нечестии как язычники.

Святой апостол Павел писал в своей молитве: «Поступайте достойно звания, в которое призваны, иначе будете детьми не Божьими, а сатаны, исполняющими его похоти».