Честь нельзя отнять ее можно только потерять. Примеры сочинений.Критерии оценки сочинений

Историческая повесть «Капитанская дочка» занимает особое место в творчестве А. С. Пушкина. В ней повествуется о крестьянском восстании, предводителем которого был Емельян Пугачев. В основе сюжета - жестокое столкновение двух противоположных миров: мира дворянства и мира крестьянства. На фоне этих событий и повествуется о любви молодого дворянина Петра Андреевича Гринева к дочери коменданта Белогорской крепости Маши Мироновой. Центральной проблемой произведения является проблема чести, о чем свидетельствует эпиграф: «Береги честь смолоду». По отношению к этой проблеме раскрываются образы героев этой повести. Все герои повести по-разному проявляют это качество.

Честь офицера не была пустым звуком для дворян XVIII в., особенно для патриархального дворянства, показанного в лице Гринева - старшего и коменданта Белогорской крепости капитана Миронова. Капитан предпочитает умереть, чем присягнуть самозванцу. Андрей Петрович Гринев - старый гвардейский офицер - рассматривает понятие чести с позиции офицера правительственных войск. Он считает, что долгом офицера является обязанность «понюхать пороху», поэтому он отправляет сына служить не в Петербург, а в отдаленную губернию.

Центральный герой повести - Петруша Гринев - тоже живет по чести. Первый раз Гринев поступает по чести, вернув карточный долг, хотя Савелич был против. Не вернуть долга - значит запятнать свою честь. Оказываясь не раз в руках Пугачева, принимая его помощь и покровительство, Петр Гринев не нарушает военной присяги. Даже в тех случаях, когда это может угрожать его жизни, герой никогда не изменяет себе и людям, которые от него зависят.

Еще один поступок по чести - вызов на дуэль Швабрина. Гринев должен был заступиться за честь любимой девушки, хотя и сам пострадал от этого своего решения.

Швабрин - герой, противоположный Гриневу. Он так же, как и Гринев, являлся офицером, давал присягу императрице. Но ради собственной выгоды, от страха за свою жизнь Швабрин примкнул к восстанию Пугачева. Поступившись дворянской честью, Швабрин вступил в ряды бунтовщиков, хотя цели восстания были ему абсолютно чужды. Он глубоко презирает народ, боится и ненавидит Пугачева. Перейдя на сторону восставших, он идет против себя самого, прежде всего, и против чести.

А его поступок по отношению к Маше Мироновой - полностью бесчестный поступок. Не добившись ни любви, ни расположения Маши, Швабрин запирает ее, доводит почти до безумия. Так может поступать человек, ничего не знающий о чести. И если бы не помощь Пугачева, не известно, что бы было с бедной девушкой. Когда же Швабрина разоблачают, он делает все, чтобы помешать счастью Петра Андреевича и бедной девушки, а впоследствии, «раскаявшись» перед государством, предает Гринева, давая против него ложные показания в суде.

И самому Пугачеву не чуждо понятие чести. Именно это качество сумел оценить Пугачев в Гриневе. Пугачев ценит это чувство чести в Гриневе, который даже перед лицом смерти продолжает вести себя с достоинством, говорит правду и не отступает от раз и навсегда данной присяги. За это и уважает Пугачев Гринева и покровительствует ему. Исключительно стараниями Пугачева Маша и Гринев обретают друг друга. Впоследствии и Гринев увидел в самозванце человека чести.

Во время бунта очень ярко проявились качества всех его участников. Понятие чести мы видим на примере урядника, «енералов» Пугачева и всего народа. Они все, не задумываясь, переходят на сторону Пугачева, потому что сила сейчас в его руках. Для этих людей не существует понятия чести. Урядник то служит коменданту, то Пугачеву, то помогает Маше и Гриневу, он с радостью послужил бы и еще кому-нибудь, если бы нашелся этот кто-нибудь.

«Енералы», по словам Пугачева, «при первой неудаче… свою шею выкупят моею головою». Народ же, как только заняли Белогорскую крепость люди Пугачева, выражает полную покорность Пугачеву, собирая деньги, которые бросает им Пугачев. Для них нет понятия чести, а только существует понятие силы, вернее, угроза силы, которая может лишить их жизни. Поэтому поступок капитана Ивана Кузьмича Миронова - это настоящий подвиг. Он понимает честь как истинный офицер, присягнувший императрице. Он бесстрашно защищает Белогорскую крепость, даже не имея хорошего вооружения. После сдачи крепости он отказывается признать в «беглом казачке» императора, за что тот лишает его жизни. Так же поступает и Иван Игнатьич, повторяя слова коменданта крепости: «Ты мне не государь, ты вор и самозванец, слышь, ты!» За что он поплатился своей жизнью.

Итак, проблема чести и долга является центральной в исторической повести «Капитанская дочка». Каждый из героев поступает в соответствии со своим пониманием этих высоких качеств.


  • «Главный узелок нашей жизни, все будущее ядро ее и смысл у людей целеустремленных завязывается в самые ранние годы…» (А. И. Солженицын)

Честь нельзя отнять, ее можно потерять 8230 По комедии Грибоедова Горе от ума

«Береги честь смолоду» - одна из самых старых русских пословиц. Понятие чести - одно из самых старых понятий в воспитании русского человека. Возможно, поэтому в характеристике литературных героев так часто встречается определение: безукоризненно честен. Это определение подходит к Чацкому и Онегину, Печорину и Болконскому, Базарову и Обломову, Безухову и Ростову. И еще очень многим, хотя далеко и не всем.

Нельзя не согласиться с А.П. Чеховым, утверждавшим, что «честь нельзя отнять, ее можно потерять». Интересно, люди рождаются бесчестными или теряет ее позже? Что делает человека нечестным: жизненные обстоятельства его заставляют поступиться честью или сам человек не может быть другим в силу своего характера?

И все-таки, как же ведут себя люди, не обремененные понятием чести? Оправдывают ли они себя или просто стараются не замечать всей неблаговидности своих поступков?

Бесспорно, к числу людей без совести и чести можно отнести героя комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» (1824) - Алексея Степановича Молчалина. Однажды Н.В. Гоголь заметил, что «метко схвачено это лицо, безмолвное, низкое … тихомолком пробивающееся в люди». Действительно, провинциальному юноше, к тому же не дворянину, сделать карьеру в Москве не так просто. Но Молчалину, недавно корпевшему в Твери, удалось получить место секретаря у влиятельного московского вельможи Павла Афанасьевича Фамусова. Проработав чуть больше трех лет у Фамусова, Молчалин успел отличиться, о чем с особенной гордостью всегда говорил:

…С тех пор, как числюсь по Архивам,

Три награжденья получил…

Получил практически ни за что. Только потому, что был всегда аккуратным, исполнительным, вкрадчиво улыбчивым, но очень страшным человеком. Не случайно М.Е. Салтыков-Щедрин в серии очерков «В среде умеренности и аккуратности» определил Молчалина важным чиновным лицом с экзотической особенностью: у него руки обагрены кровью невинных жертв его жизненной предприимчивости и «бессознательный преступлений». «Бессознательные преступления» Молчалина скрыты маской благородства, которого он от природы лишен. Он руководствуется в жизни только одним: любой ценой продвинуться в жизни. Когда на балу в доме у Фамусова молодые люди танцуют, Молчалин играет со стариками в карты, сглаживает напряженные ситуации:

Кто другой так мирно все не уладит!

Там моську вовремя погладит,

Тут впору карточку вотрет!

Он многим нравится. Окружающие не замечают его бесчестной игры. Живя в доме у Фамусова, Молчалин делает вид, что влюблен в единственную дочь своего хозяина - семнадцатилетнюю Софью. Девушка, воспитана на любовных романах, в которых социальное неравенство влюбленных героев приводит к счастливому концу, потому что двое любят друг друга. Софья богата, красива (ведь она многим нравится), умна. Ей и в голову не может прийти, что у Молчалина нет никаких к ней чувств, что она всего лишь часть игры, которую он затеял с упорством паука. Плетя свою любовную паутину, Молчалин не торопит события, ведь он боится гнева Фамусова, боится все потерять. Поэтому он очень сдержан в своем проявлении чувств, но Софья все понимает по-другому. Так, осторожность Молчалина она принимает за тактичность, холодность - за сдержанность чувств, лакейский расчет - за трезвость ума.

Ключевым эпизодом в раскрытии характера Молчалина стал эпизод, в котором Молчалин заигрывает с горничной Лизой и говорит, что в Софье не видит «ничего завидного». Он упивается своей жизненной позицией угодничества: «угождать всем людям без изъятья». Он признается, что этому учил его отец. Угождать хозяину, у которого придется жить, начальнику «с кем буду я служить, слуге его, который чистит платье, швейцару, дворнику, для избежанья зла собаке дворника, чтоб ласкова была». В этом эпизоде Молчалин впервые вполне откровенен. Впервые его цинизм ничем не прикрыт. И если бы случайно Софья не оказалась свидетельницей этого признания, возможно, вся дальнейшая жизнь ее была бы загублена. По словам Белинского «Она не замечала, что сама вызвала его на эту любовь, о которой он, дрожа от страха, и подумать не смел…» Но в мире много таких девушек, как Софья. Молчалин будет искать и, наверняка, найдет себе еще не одну жертву. «Молчалины блаженствуют на свете», люди, у которых нет чести, умело используют окружающих для достижения собственных целей, при этом не испытывая ни стыда, ни сожаления.

Честь нельзя отнять, ее можно потерять 8230 По комедии Грибоедова Горе от ума

«Береги честь смолоду» - одна из самых старых русских пословиц. Понятие чести - одно из самых старых понятий в воспитании русского человека. Возможно, поэтому в характеристике литературных героев так часто встречается определение: безукоризненно честен. Это определение подходит к Чацкому и Онегину, Печорину и Болконскому, Базарову и Обломову, Безухову и Ростову. И еще очень многим, хотя далеко и не всем.

Нельзя не согласиться с А.П. Чеховым, утверждавшим, что «честь нельзя отнять, ее можно потерять». Интересно, люди рождаются бесчестными или теряет ее позже? Что делает человека нечестным: жизненные обстоятельства его заставляют поступиться честью или сам человек не может быть другим в силу своего характера?

И все-таки, как же ведут себя люди, не обремененные понятием чести? Оправдывают ли они себя или просто стараются не замечать всей неблаговидности своих поступков?

Бесспорно, к числу людей без совести и чести можно отнести героя комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» (1824) - Алексея Степановича Молчалина. Однажды Н.В. Гоголь заметил, что «метко схвачено это лицо, безмолвное, низкое … тихомолком пробивающееся в люди». Действительно, провинциальному юноше, к тому же не дворянину, сделать карьеру в Москве не так просто. Но Молчалину, недавно корпевшему в Твери, удалось получить место секретаря у влиятельного московского вельможи Павла Афанасьевича Фамусова. Проработав чуть больше трех лет у Фамусова, Молчалин успел отличиться, о чем с особенной гордостью всегда говорил:

…С тех пор, как числюсь по Архивам,

Три награжденья получил…

Получил практически ни за что. Только потому, что был всегда аккуратным, исполнительным, вкрадчиво улыбчивым, но очень страшным человеком. Не случайно М.Е. Салтыков-Щедрин в серии очерков «В среде умеренности и аккуратности» определил Молчалина важным чиновным лицом с экзотической особенностью: у него руки обагрены кровью невинных жертв его жизненной предприимчивости и «бессознательный преступлений». «Бессознательные преступления» Молчалина скрыты маской благородства, которого он от природы лишен. Он руководствуется в жизни только одним: любой ценой продвинуться в жизни. Когда на балу в доме у Фамусова молодые люди танцуют, Молчалин играет со стариками в карты, сглаживает напряженные ситуации:

Кто другой так мирно все не уладит!

Там моську вовремя погладит,

Тут впору карточку вотрет!

Он многим нравится. Окружающие не замечают его бесчестной игры. Живя в доме у Фамусова, Молчалин делает вид, что влюблен в единственную дочь своего хозяина - семнадцатилетнюю Софью. Девушка, воспитана на любовных романах, в которых социальное неравенство влюбленных героев приводит к счастливому концу, потому что двое любят друг друга. Софья богата, красива (ведь она многим нравится), умна. Ей и в голову не может прийти, что у Молчалина нет никаких к ней чувств, что она всего лишь часть игры, которую он затеял с упорством паука. Плетя свою любовную паутину, Молчалин не торопит события, ведь он боится гнева Фамусова, боится все потерять. Поэтому он очень сдержан в своем проявлении чувств, но Софья все понимает по-другому. Так, осторожность Молчалина она принимает за тактичность, холодность - за сдержанность чувств, лакейский расчет - за трезвость ума.

Ключевым эпизодом в раскрытии характера Молчалина стал эпизод, в котором Молчалин заигрывает с горничной Лизой и говорит, что в Софье не видит «ничего завидного». Он упивается своей жизненной позицией угодничества: «угождать всем людям без изъятья». Он признается, что этому учил его отец. Угождать хозяину, у которого придется жить, начальнику «с кем буду я служить, слуге его, который чистит платье, швейцару, дворнику, для избежанья зла собаке дворника, чтоб ласкова была». В этом эпизоде Молчалин впервые вполне откровенен. Впервые его цинизм ничем не прикрыт. И если бы случайно Софья не оказалась свидетельницей этого признания, возможно, вся дальнейшая жизнь ее была бы загублена. По словам Белинского «Она не замечала, что сама вызвала его на эту любовь, о которой он, дрожа от страха, и подумать не смел…» Но в мире много таких девушек, как Софья. Молчалин будет искать и, наверняка, найдет себе еще не одну жертву. «Молчалины блаженствуют на свете», люди, у которых нет чести, умело используют окружающих для достижения собственных целей, при этом не испытывая ни стыда, ни сожаления.

«Честь – это внутреннее, данное самому себе право оценивать себя и свое существование в категориях самоуважения», - Архимандрит Платон. Часто к такому понятию, как честь, приписывают второстепенные совесть, благородство, целомудрие – все, что составляет нравственную и духовную чистоту человека, его внутреннего судью и своеобразный ориентир. Однако само это понятие современными поколениями трактуется как один из пережитков прошлого, наряду с аристократизмом, что, разумеется, является ошибкой и недостатком современного воспитания.

Честь рождается вместе с человеком и является его попутчиком на протяжении всей жизни, если в той не было места для лжи, предательства и бесчинств. Эта та черта характера, которую нельзя потерять с возрастом, о которой нельзя по случайности забыть, которую нельзя отнять насильно, она не пропадает под воздействием каких-то сложных жизненных ситуаций и стрессов, потому что честь - это надежная опора человеческого мировоззрения, мироощущения и мировосприятия. Это, в первую очередь, честное отношение человека к самому себе, и лишиться его можно лишь по собственному, вполне осознанному желанию. Как, например, поступил Швабрин, герой повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Он никогда не позиционировал себя как человека злого, завистливого и лицемерного – обычный дворянин, не без доли высокомерия и горделивости относящийся к окружающим. Однако в переломный и опасный для жителей крепости момент, когда под угрозой смерти от рук Пугачева находился каждый, Швабрин решился унизить собственное достоинство и перейти на сторону врага, соглашаясь на роль его подмастерья, а затем всеми своими поступками все сильнее и сильнее втаптывал в землю свою честь, лишаясь всякого права называться дворянином. Таким же образом он оклеветал, а затем и пытался обесчестить Марию, однако ни она, ни её возлюбленный Петр не дали ему такой возможности. Швабрину, как и всем, было дано понятие чести и достоинства, но его низкая натура, его трусость и безвольный характер позволили ему навсегда её потерять, и никто, кроме него самому, не являлся тому виной.

Но существует и тот тип людей, которые сами для себя выводят свою личное понятие совести, свою степень честности с самим собой, что, в принципе, является приемлемым, потому как сама по себе честность зачастую регулируется заведомо индивидуально, а понятие нормы очень расплывчиво. Так герой романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» без угрызения совести с особенной жестокостью и циничностью обходился с судьбами людей и разбивал женские сердца. Он обесчестил черкешенку Бэлу, тем самым забрав у неё всякий шанс завести семью, очень разочаровал своей холодностью Максима Максимовича, отобрав у старика одну из немногих радостей от долгожданной встречи – однако был честен с собой во всех этих ситуациях, что отрицать сложно. Печорин никогда не делал того, о чем мог бы пожалеть позже, и во всех его действиях всегда присутствовала некая благородность и аристократичность – и потому он пожалел бы на дуэли даже наглого и беспринципного Грушницкого, если бы тот не угрожал ему смертью. Конечно, понятие человеческого достоинства для Печорина условно, однако, если проанализировать его действия, становится понятно, что герою не чужда благородность, и во всех своих действиях он был честен в первую очередь с самим собой.

«Истинная честь не может терпеть неправду», - Г. Филдинг. Действительно, понятие чести является ключевым в жизни человека, ведь именно оно является своеобразным нравственным ограничителем, однако стоит понимать, что каждый по-своему расценивает свою жизнь, и у каждого из нас существует своя правда, только кто-то находит в себе силы следовать ей, а кто-то лишает себя такой возможности и прогибается под правду другого.

Вопрос чести волновал человечество на протяжении всей его истории. Но что же такое честь? Толковый словарь определяет ее как "моральные качества, достойные уважения и гордости". Великий русский писатель Антон Павлович Чехов пишет: "Честь нельзя отнять, ее можно потерять." Давайте вспомним произведения русской классической литературы, которые помогут раскрыть смысл этого высказывания.

Обратимся к произведению Александра Сергеевича Пушкина "Капитанская дочка". Герой повести, Петр Гринев, с детства впитал глубокое чувство нравственности и чести. Когда его определяют на службу в крепость "понюхать пороху", он влюбляется в Машу, дочь капитана крепости. Но их любовь омрачает гнусная клевета Швабрина, офицера, имевшего виды на Машу. В конце концов дело доходит до дуэли, где Петр получает удар в спину.

Не сложно заметить, что Швабрин- антипод Гринева. Он корыстный, подлый, неблагородный, его нельзя назвать человеком чести. И мы видим это далее. Когда Пугачев возьмет крепость, Швабрин примкнет к нему, нарушив офицерскую присягу. Петр же предпочтет смерть предательству, но в итоге будет помилован Пугачевым, несмотря на попытки Швабрина оклеветать его. В самом конце повести Швабрин опять пытается подставить Гринева, очернить его имя. Но у него ничего не выходит: в итоге Гринев счастлив с Машей, а Швабрина арестовывают за измену государству. Таким образом, сколько ни пытался Швабрин осквернить достоинство Гринева, "отнять его честь", ничего у него не получилось, ведь если в человеке есть такие качества, то их невозможно отобрать.

Но что же значит потерять честь? Ответим на данный вопрос с помощью произведения М.Ю. Лермонтова "Песня про купца Калашникова". Действие разворачивается в шестнадцатом веке, в годы правления Ивана Грозного, когда опричники, личная гвардия царя, могли безнаказанно бесчинствовать. Таким опричником показан Кирибеевич, которому понравилась жена главного героя, Алена Дмитриевна. Опричник, следуя своей прихоти, ставит Алену в ужасное положение: соседи видят, как Кирибеевич пытается приласкать ее. Калашников в великом возмущении вызывает на открытый бой Кирибеевича, понимая, что в любом случае он погибнет: пощады от Ивана Четвертого не будет. Но он все же защищает честь своей жены, своей семьи, не хочет допустить ее потерю ценой собственной жизни. Для него не вызвать Кирибеевича на поединок, бездействовать- и есть "потерять честь".

На основе всего вышенаписанного приходим к выводу, что человека, сохраняющего верность идеалам и принципам, никак нельзя по-настоящему очернить. На это существует прекрасная русская пословица " Честного судьба бережет". Для настоящего человека важно сберечь честь. Ведь "Честь потеряна- все потеряно".