Что такое расширение семантических полей. Семантическое поле

Урок: «Формирование семантического поля и валентности слова «дерево».

Цели:

Образовательная:

Формирование «семантического поля» слова «дерево», развитие валентностей.

Формирование функции словоизменения.

Коррекционные:

Воспитание правильного коррекционного уклада на звук [д].

Развитие фонематического слуха и восприятия.

Развитие логического мышления при решении логических задач (загадки).

Воспитание самоконтроля за речью детей.

Воспитательные:

Развитие наблюдательности.

Расширение понятий об окружающем мире.

Воспитание бережного отношения к природе.

Образовательные области:

Социально – коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Физическое развитие

Инновационные технологии:

Здоровьесберегающие

Игровые

Сенсомоторные

Методы:

Словесный

Наглядно-действенный

Практический

Формирования семантического поля

Оборудование:

Оборудование для слайдовой презентации

Слайдовая презентация

Толковый словарь

Индивидуальные зеркала

Звуковые схемы.

Мяч

Коробки для рефлексии (красная, голубая, жёлтая, чёрная)

Макет из картона «дерево», листочки со слогами слов названия деревьев

Деревянное настенное пособие «Дерево»

Деревянное пособие дерево «Времена года»

Куклы пособие «Семья»

Пуфики-кресло набивные гранулами для релаксации

Наглядно-дидактическое пособие. Изд. «Мозайка-Синтез»: «Деревья и листья»

Орг. Момент:

Здравствуйте,

Пусть этот день несёт нам радость общения и багаж знаний!!!

Слайд 1

Сегодня нам надо будет проделать большую работу, а в конце занятия выпустить книгу, по теме нашего урока.

А чтоб узнать тему надо отгадать загадку:

Его весной и летом мы видели одетым,

А осенью с бедняжки сорвали все рубашки.

Дерево!!!

Правильно тема нашего занятия слово «дерево»

Нам надо будет изучить и запомнить слова, которые связаны с ним.

Слайд 2

Значение слова

А что такое дерево?

Что написано в энциклопедии о дереве.

    Дерево - многолетнее, крупное растение, образующее крону, покрытое листьями или иголками

III

Давайте сделаем разбор слова «дерево»

Звуковой анализ

Слайд 3

Схема слова

Как устроено дерево

Ствол

Корни

Крона

Ветки

Листья

Слайд 4

Доска, конструирование дерева из картонной бумаги.

А давайте сделаем крону деревьев густой. Обратите внимание у вас на столах лежат листочки попробуйте из них собрать названия деревьев. (каштан, берёза, ольха, осина, сосна, липа, клён, дуб

Каш-тан, клён

Бе-рё-за, дуб

Оль-ха

О-си-на

Сос-на

Ли-па

Ребята, а зачем нам нужны деревья?

Кислород

Строительство

Предметы быта

Бумага

Лекарство

Мир деревьев очень разнообразен, давайте посмотрим фильм о деревьях рекордсменах.

Вот видите насколько необычен этот «Мир деревьев»

Слайд 5

Видео ролик

А какие родственные слова вы знаете у слова «дерево»

*деревцо

*деревянный

*деревяшка

*деревенеть

*древесина

*древо

*краснодеревщик

Слайд 6

Глаголы

Посмотрите у меня в руках совсем маленькое, деревце после долгой зимы на нём появляется первая листва. Давайте будем прикреплять к нему листики и называть слова-глаголы которые с ним происходят.

Растёт, тянется, развивается, возвышается, стоит

Цветёт, распускается, пахнет

Раскачивается. гнётся, колышется, шелестит, шумит

Стареет, высыхает, падает, трещит, рухнуть

Дерево деревянное модульное по временам года

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

YII

Предлоги

К вам в гости пришли такие же школьники как вы Таня и Ваня.

Я вам буду говорить куда вы должны будите их поставить, а затем проговорить где они находятся.

Таня стоит у дерева. –Где стоит Таня?

Ваня подходит к дереву. –Куда идёт Ваня?

Таня спряталась за дерево- Где Таня?

Аня выглядывает из-за дерева –Откуда выглядывает Таня?

Ваня стоит около дерева –где стоит Ваня?

Дерево и куклы

YIII

Релаксация

А теперь я предлагаю вам отправится в лес по тропинке.

Мы идём дорожками, мы идём тропинками,

Мы идём с лукошками, мы идём с корзинками.

Ручеёк по жёрдочке перешли и полянку светлую мы нашли.

Упражнение «Лес»

Давайте отдохнём. Садитесь поудобнее, закройте глаза и слушайте мой голос.

Представьте себе, что вы в лесу в прекрасный весенний день. Вокруг вас много красивых растений, ярких разноцветных цветов. Вы чувствуете себя совершенно спокойными и счастливыми. Приятное ощущение свежести и бодрости охватывает всё тело: лоб, лицо, спину, живот, руки и ноги. Вы чувствуете, как тело становится лёгким, сильным и послушным. Ветерок обдувает ваше тело легкой свежестью. Воздух чист и прозрачен.

Дышится легко и свободно. Настроение становится бодрым и жизнерадостным - хочется встать и двигаться. Мы открываем глаза. Мы полны сил и энергии. Постарайтесь сохранить это ощущение на весь день.

Идём по ортопедической дорожке, садятся на пуфики-кресла с гранулами

Слайд 11

Единственное и множественное число

Слайд 12

Игра с мячом

Упражнение на мелкую моторику «Дерево»

Рассадить равномерно цветы и подняться по стволу с божьей коровкой

Пано деревяннное на стене «Дерево»

Прилагательные

Возвращаются за парты

Игра с мячом «Тили-тали, тили-тали мячик мы с тобой катали и на вопросы отвечали:

У берёзы листья-берёзовые, а плод серёжка

Значение слова «лист»

У дуба листья –дубовые, а плод жёлудь

У сосны плод шишка, она сосновая

Значение слова шишка

У каштана листья каштановые, а плод каштаны

У клёна листья кленовые, а плод крылатки

У липы листья липовые, и цветы «липовый цвет»

У ольхи плод серёжка ольховая

У осины листья осиновые, а плод серёжка

На доске наглядно-дидактическое пособие «Деревья и листья»

Мячики-ёжики массажные

Слайд 13

Слайд 14

XII

Синонимы

Как вы думаете, какие близкие по значению слова есть у слова «дерево»

Лес, роща, древесина, парк

XIII

Антонимы

Какие противоположные по значению слова у слова «дерево»

Куст, цветок

XIY

Логические задачи

На какое дерево садится ворона во время дождя? (на мокрое)

Как вы понимаете, фразу «Постучать по дереву»? Уберечься от сглаза, а в старину просили у дерева прощения за хвастовство.

Что делают из дерева?

Ложки из дерева – деревянные

Посуда – деревянная

Мебель –деревянная

Шкатулка –деревянная

Прищепка – деревянная

Дом – деревянный

Сундук – деревянный

Игрушки –деревянные

Буквы - деревянные

Слайд15

XYI

Книга – альбом

Я считаю, что вы уже готовы стать участниками создания говорящей книги.

На слайде деформированные предложения, надо их прочитать правильно. И записать на говорящий альбом. Вставляется в файл альбома соответствующая картинка.

    Деревья.

    Берёза издавна стала символом России.

    Дуб - могучее лиственное дерево.

Лес где растут дубы называют дубравой.

    Осина – очень полезное дерево! Почки и листья собирают для приготовления целебных настоев и мазей.

    Клён – высокое стройное лиственное дерево. Клён любит свет и тепло.

    Берегите деревья!!!

«Говорящий фотоальбом»

Составление предложений из деформированного текста

Слайд 16

Слайд 17

Слайд 18

Слайд 19

Слайд 20

После звукозаписи, прослушиваем записанный текст

XYII

Экология

Ребята скажите, а как вы понимаете предложение «Берегите деревья!!!»

Беречь от огня

Не царапать ножом ствол

Сдавать макулатуру

Садить молодые саженцы

2017 год объявлен годом экологии

Слайд 21

XYIII

Ну вот и подошло к концу наше занятие. Что вы запомнили? Какая главная тема была на нашем уроке.

Рефлексия:

У вас на столе лежит листок. Подойдите к столу учителя и разложите его в коробочку

в голубую если было легко и интересно,

в жёлтую если было интересно, но трудно,

в красную если было не интересно, но легко,

в чёрную если было не интересно и трудно.

Спасибо всем за внимание!!!

Слайд 22

Литература:

    З. А. Репина «Поле речевых чудес» г. Екатеринбург 1996г.

    Сайт:

Википидия:

Релаксация:

Зачем нужны деревья: https://www.youtube.com/watch?v=LXrzoiUS1ek

Практическая значимость использования методики «Развитие словаря через расширение семантического поля слов»

«Дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова, темно понимает или вовсе не понимает его настоящего значения и не получило навыка распоряжаться им в изустной и письменной речи, всегда будет страдать от этого коренного недостатка при изучении всякого другого предмета».

Ушинский К.Д.

Проблема развития речи младших школьников является одной из самых актуальных в современной лингвистике и методике русского языка. Успехи учащихся младшего школьного возраста в развитии речи определяют успех в учебной работе по всем предметам в дальнейшем обучении. Развитие речи и мышления младших школьников – одна из главных задач обучения начальной школы. Богатство словарного запаса –

показатель умственного и речевого развития школьников.

Сема́нтика (от σημαντικός - обозначающий) - , изучающий .

Методика «Развитие словаря через расширение семантического поля слов» опирается на исследования выдающихся учёных, лингвистов, психологов Л.С. Выгодского, А.Р. Лурия, О.С. Виноградова и опирается на естественный речевой онтогенез. Она предусматривает взаимосвязанное формирование фонетико-фонематических и лексико-грамматических компонентов языка, связь речи с другими сторонами психического развития.

Как показывают исследования, слово не только указывает на определённый предмет, действие, качество или отношение, оно вызывает к жизни целый комплекс ассоциаций, который называется «семантическим полем» (А.Р. Лурия). Если мы забыли слово, и оно как бы находится «на кончике языка», мы ищем его среди «семантического поля», где слова в норме группируются по определённым типам, то есть хранятся в памяти языка упорядоченно. Ребёнок не способен сразу смоделировать объёмное «семантическое поле». Оно формируется постепенно в результате работы по вышеназванной методике. Сначала дети учатся моделировать небольшое поле, связанное с определённой ситуацией, а затем постепенно его расширяют. В результате такой работы ребёнок легко актуализирует, припоминает и запоминает на одном занятии не 3-5 новых слов, а 25-35, а то и более.

Структура семантического поля выглядит следующим образом:

    ядерное слово;

    слова, обозначающие названия действий предметов;

    слова, обозначающие названия признаков предметов;

    родственные слова;

    слова-синонимы;

    слова-антонимы;

    словесные логические задачи.

Расширение словаря детей через формирование и расширение «семантических полей» может идти целенаправленно при изучении определенной темы на любом уроке: окружающий мир, литературное чтение, письмо, математика и т.д.; на любом этапе урока: закрепление нового материала, изучение новой темы, домашнего задания. Данный прием можно использовать как во фронтальной, так и индивидуальной форме работы с учащимися. Если такое задание дается ребенку на дом, то ученик должен быть заранее подготовлен, он должен быть научен работе по данной методике.

Схема моделирования «семантического поля» при изучении определенной темы может выглядеть следующим образом:

Таким образом, эффективно, результативно и целесообразно использование этой методики в работе с детьми. Это способствует:

    Значительному увеличению словаря;

    Навыкам словообразования и словоизменения;

    Улучшению отбора и оперирования языковыми знаками в процессе обучения;

    Спонтанному (самостоятельному) развитие речи детей при её недоразвитии.

Ирина Оськина

Сема - это знак , обозначение смысла.

Речь является основным системообразующим фактором процесса познания. Посредством вербализации приобретаемый опыт структурируется в единое смысловое пространство. Это семантическое поле принимает , классифицирует и отправляет в коммуникативный мир осознанную и обозначенную словом информацию. Осмысление исследуемого предмета или явления проходит три этапа :

1. восприятие и согласование невербальных и вербальных ощущений в процессе апробации представления анализа события и высказывания о нем;

2. интериоризация и семантизация комплексного образа , созданного по следам опытных сведений, т. е. оречевление события в сказуемых, несущих информацию о суммарных свойствах познаваемого объекта (о сущности, признаках и действиях) ;

3. экстеоризация осознанного смысла средствами фонетических, морфологических и синтаксических конструкций внешней речи .

Психолингвистика (К. Ф. Седов, И. Н. Горелов) и логопедия

(З. А. Репина, Т. В. Васильева) представляют семантическое поле как комплекс ассоциаций, возникающих вокруг слова. Ключевое слово называют ядерным, а ассоциации – реактивными словами. Включение педагога в процесс построения и функционирования семантических полей открывает колоссальные возможности для коррекции недостатков и развития речевых способностей детей, в том числе и в развитии связной речи .

В структуру семантического поля входят два слоя : смыслонаполняющий (I) и формообразующий (II, взаимоотно

шения которых можно определить как отношения,хозяина и слуги,

Смыслонаполняющий слой семантического поля можно структурировать в виде последовательно сменяющих друг друга концентрических окружностей.

Наполнение определенного слова содержанием проис

ходит сначала в пяти пространствах внешней речи :

1 – коренной смысл или суть понятия;

2 - родственный смысл (образование однокоренных слов, изме

нение по числам, временам)

3 – противоположный смысл (образование антонимов)

4 – близкий смысл (создание синонимов, образных выражений)

5 – смежный смысл (словоизменение по типу согласования)

6 – обобщенный смысл (конкретное понятие в значениях слов)

7 – осознанный смысл (осмысленное понятие в информационном поле личности ) .

Формообразующий слой (план выражения) включает в себя три категории слов, создаваемых от корней с помощью приставок, суффиксов и окончаний :

1 предметные (существительные, местоимения)

2 действенные (глаголы, деепричастия)

3 признаковые (прилагательные, наречия , причастия) .

Концентры с 1 по 4 существуют на уровне парадигм (система форм одного и того же слова) . Концентр 5 занимает уровень синтагм (словосочетания и предложения) . В пространс

тве 6 и 7 концентров морфологические категории интегрируются в предикативный союз, не имеющий четких грамматических очертаний. Пример – закономерность формирования разных уровней общения ребенка :

Самоощущаемость (сущность) – родные (семья, родственники) – неродные (чужие, незнакомые, враги) – близкие (друзья, соседи, знакомые, одногрупники по д. саду) – ситуативные встречи с разными людьми (горожане, сограждане, иностранцы) .

Какой бы понятийный блок мы не заполняли (морфологический, синтаксический, грамматический строй или связное высказывание ) нам предстоит раскручивать родственные противоположные, близкие, смежные связи . По такому же пути ребенок продвигается в осмыслении познаваемого объекта или явления и формирует связное высказывание о нем .

Пример :

1 Ребенок (молча рассматривает солнце, играет с ним ладошками и глазами , затем просит объяснений. Это что? Солнце? Солнце… солнце!

2 Солнце – солнышко. Ой, два солнца : солнышок и солнище! А вот реснички солнышкины…. Как – как? Солнечные? Солнечные – молничные….

3 А не солнышко – это темно? Когда день – солнышко, а когда ночь – луна.

4 (Дома глядя на горящую лампочку и ее отражение в зеркале) Ой, и тут солнышко, и тут! Лампа – солнышко. А где мое маленькое солнышко мама? Ну какое, какое? Фонарик же!

5 Помнишь, мне солнышко глаза жмурило? А потом его туча съела! А оно опять выродилось на небе и укатилось вниз. Еще за дерево спряталось.

6 Замолчал потом взял карандаши и стал рисовать солнце.

Любой вид работы по развитию речи , в том числе и по развитию связной речи у детей следует проводить на общетема

тической основе, т. е. в структуре семантического поля как целостного , системно заполняемого познавательного пространства Принцип семантической организации речи необходимо использо

вать при решении речеразвивающих задач на занятиях разного типа, в специально организованной и свободной деятельности детей, т. е. в различных коммуникативных и познавательных ситуациях.

Для примера предлагаю конспект занятия по развитию связной речи семантическое поле слова ,Рыба, который вы можете использовать в своей работе .

Так же представляю вашему вниманию систему лексико – грамматических игр, которые способствуют приобрете

нию детьми умений и навыков по созданию семантических полей .

1. Игры с ядерными словами

Задача ядерных игр – согласование звучащей формы слова с его содержанием и закрепление их совместного образа. Новое слово требует всесторонней апробации его содержания через проживание естественных или смодулированных ситуаций. Знакомые слова предпологают уточнение или углубление его смысла. Сюда входят игры :

Логические игры

Поиск истоков словообразования (подберезовик – под березой, земляника – к земле никнет) ;

Наполнение смыслом звукового состава слова в соответствии с его содержанием (по ассоциациям детей) . В слове жук звук [ж] жужжит при взлете, [у] – гудит в полете , [к] – хлопок крыльев, жук сел на ветку.

Повторы с обыгрыванием

Игры с кулачками. Дети должны,бросить, слово в кулачок, отпустить в любом направлении, опять,поймать, в кулачок, поднести кулачок со словом к ушку, одновременно проговаривая данное слово.

Формирование телесности слова. Дети произносят строку из слов, в то же время проводя мелом линию на доске.

Закручивание слова по спирали, изображаемой рукой.

Ритмические игры

Отработка рисунка слова с,ударным молоточком,

Деление слова на слоги с ним же.

2. Игры с однокоренными словами (это родные слова) .

Задача однокоренных игр – поиск корневого смысла и добавочных значений путем изменения формы слова с помощью приставок, суффиксов и окончаний. Словообразование разных частей речи идет по соответствующим вопросам и символам. Т. е. обрабатывается формообразующий слой семантического поля (1- сущ., слова – предметы, 2 – глаголы, слова-действия, 3- прлагат., слова-признаки) Схема 1.

3. Игры со словами – антонимами (слова наоборот) .

Задачи антонимических игр – осознание смысла и оттенков значений через противопоставлений; привлечение внимания к звуковому составу и структуре противоположных слов. Сюда входят игры :

Ощущение противопоставлений - противоречий на разных категориальных формах. Схема 2.

Федот, да не тот,

Я вижу не, …. а наоборот,

Третий (четвертый, пятый) лишний,

Игры – мостики (подбор промежуточных слов для посте

Пенного перехода от одного антипода к другому : жара – тепло- холод.

Игры грамматики

Верно – неверно,

Упрямые слова,

4. Игры со словами – синонимами (разные слова об одном и том же) .

Задача синонимичных игр – поиск общности значений в лексемах , различных формах. Сюда входят игры :

Игры с образными выражениями

Определение переносного значения слов (руки – это ветви деревьев)

Придумывание сравнений (руки – лапы, вилы, крылья) .

Игры с загадками, пословицами, поговорками.

Отгадывание загадок, синонимичных слову – отгадке

Подбор разных высказываний об одном и том же (пословицы)

Истолкование своими словами фраз, пословиц, поговорок.

Игры на звуковые связи слов

Братья – путаники, Подмена значений слов, близких по звучанию (дом- дым, вошел- вышел) .

5. Игры с ситуативными словами (связанные слова )

Задача ситуативных игр – состыковка отдельных слов, выражаю

щих относительно законченную мысль, в виде словосочетаний и предложений.

Дополнялки, Подбор эпитетов, действий, признаков к предло

Жженному слову. Схема 3.

Загадки с перечислением предметов , свойств или действий (серый, зубастый, злой – волк)

Цепочки слов, (кошка лакает молоко. Молоко дает корова. Корова пасется на лугу и т. д.)

Посиделки – повязалки, Раскрутка сюжета по одному слову или группе слов, составление рассказа.

Сочинение, Придумывание общего сюжета на основе слов из смежных (трамвай – автобус, далеких (трамвай – лес, противопо

Ложных (день – ночь) семантических полей .

6. Игры с мыслеобразными словами

Задачи мыслеобразных игр – мысленный подбор слов, формули

ровка ответов, составление рассказов.

Особенности организации игр :

Учить детей находить мысль в любых предметах и действиях окружающего мира, используя наблюдения , вопросы и опору на схемы. Схема 4.

Поэтапно переводить слова и фразы во внутреннюю речь : громко – норма – тихо – шепот – про себя с внутренним прогова

Риванием

Создать условия для речевого уединения : дети беседуют сами с собой

Предоставлять место и время для самостоятельного речевого творчества детей.

Т. о. вы увидели усложнение лексико – грамматических игр, которые способствуют приобретению детьми умений и навыков по созданию семантических полей . Работа началась со слов, далее работа с предложениями и пришли к составлению рассказов.

Наличие семантического поля позволяет ребенку более быстро производить отбор слов в процессе общения. Но ребенок не способен сразу смоделировать объемное семантическое поле . Формирование семантических полей слов идет постепенно. Сначала моделируется небольшое поле , связанное с определенными ситуациями, затем оно расширяется.

Организация семантических полей и лексических систем включает задания по формированию словообразования и словоизменения, закрепление их в словосочетаниях, предложе

ниях и связной речи . В результате такой работы ребенок запоминает большее количество новых слов. При этом происхо

дит систематизация значений слов и между словами возникают ассоциативно связи . Все это создает основу для развития речи детей естественным путем, как в онтогенезе.

Предлагаю конспект занятия по развитию речи ,Рыба, с использованием семантических полей .

Цели занятия :

1. формирование и расширение семантического поля слова ,рыба, и развитие валентности слова ;

2. развитие зрительного восприятия детей на основе упражне

ний на различение, соотнесение и узнавание. Развитие фонематического слуха и восприятия, развитие слуховой памяти ;

3. воспитание у детей умения выслушивать до конца товарища, не перебивая его.

Ход занятия:

Работа с ядерным словом. Словоизменение. Падежные конструкции. Развитие зрительного восприятия.

Педагог : я загадала слово. Какое – вы узнаете, выполнив задание и ответив на мои вопросы. (см. фото) . Кто нарисован на картинке.

Дети : на картинке нарисована рыба.

Педагог : кого нет во втором аквариуме? (см. фото) .

Дети : во втором аквариуме нет рыбы.

Педагог : кому мы нашли пару? (см. фото) .

Дети : мы нашли пару рыбе.

Педагог : кого мы увидели сквозь волны? (см. фото) .

Дети : мы увидели сквозь волны рыбу.

Педагог : о ком мы будем сегодня говорить? (см. фото) .

Дети : мы будем говорить о рыбе.

Педагог : кого или что можно назвать рыбой?

Дети : есть рыбы, которые плавают в воде.

Развитие фонематического слуха.

Педагог : ребята, перед вами лежат листы голубого картона и фигурки рыбок. Представьте, что картон – это аквариум. Давайте поселим в аквариум столько рыбок, сколько слов со звуком Р вы услышите : рак, вода, волна, ракушка, галька, водоросли, чайка. (услышав слова со звуком Р, дети кладут на картон рыбку) . Сколько рыбок у вас в аквариуме?

Дети : три.

Педагог : почему только три?

Дети : потому что мы услышали только три слова со звуком Р.

Образование родственных слов.

Педагог : а как мы называем маленькую рыбу?

Дети : рыбка.

Педагог : назовите рыбу ласково. А как мы назовем большую рыбу?

У воды росла рябина,

А река текла, рябила.

Посредине - глубина,

Там гуляла….

Дети : рыбина.

Педагог : как называется суп из рыбы?

Дети : рыбный суп.

Педагог : а жир рыбы какой?

Педагог : как называют человека, который ловит рыбу?

Дети : рыбак, рыболов.

Педагог : куда ранним утром пошел рыболов?

Дети : на рыбалку.

Педагог : какой крючок нужен для ловли рыбы?

Дети : рыболовный.

Педагог : что делает на рыбалке рыболов?

Дети : рыбачит.

Педагог : мы придумали много слов – родственников. А без какого короткого слова не было бы всех этих слов?

Дети : всех этих слов не было бы без слова,рыба,

Называние слов, обозначающих действие предмета.

Педагог : что рыбы делают в воде?

Дети : рыбы в воде плавают, ныряют, плещутся, резвяться, играют, прячутся, дышат, питаются, размножаются и т. д.

Гимнастика для глаз.

Дети,рисуют, глазами волну на стене сначала в одну сторону, затем в другую :

Рыбки весело резвяться,

В чистой, тепленькой воде.

То сожмутся, разожмутся (частое моргание глазами)

То зароются в песке.

Динамическая пауза : игра,Море волнуется раз,

Педагог : а теперь поиграем в другую игру. Я буду говорить, что делать, а вы поступайте наоборот. Руки вверх! Поднять вверх правую, левую руку! Похлопали в ладоши! Встали! Сели! И т. д.

Называние слов признаков предмета. Слова,наоборот,

Педагог : мы делали все наоборот, а теперь будем придумывать слова наоборот. Во всех этих словах должны быть звуки Р и РЬ. Итак, начали – рыба уродливая, страшная.

Дети : красивая.

Педагог : рыба крошечная.

Дети : огромная, громадная.

Педагог : медлительная.

Дети : быстрая, стремительная.

Педагог : тихая, спокойная.

Дети : игривая, резвая, шустрая.

Педагог : одноцветная.

Дети : разноцветная.

Педагог : какие мы называли слова?

Дети : мы называли слова – признаки предметов.

Согласование прилагательного с существительным. Работа над фразой.

Педагог : рыбы, которые живут в аквариуме, называются…

Дети : аквариумные.

Педагог : в реке живут какие рыбы?

Дети : речные.

Педагог : а в озере?

Дети : озерные.

Педагог : а в море?

Дети : морские.

Работа над многозначностью слова.

Педагог : все рыбы очень разные, но у всех у них есть одинаковые части тела. Что есть у всех рыб?

Дети : у всех рыб есть тело, голова, жабры, плавники, чешуя, хвост.

Педагог : а зачем рыбам нужны жабры, плавники, хвост?

Дети : последовательно отвечают на вопросы.

Педагог : но хвост есть не только у рыб (показ схемы Е. дети выясняют, что хвост есть не только у рыб, но и у лисы, у самолета, у девочки, у птички, у кометы).

Словесные логические задачки.

Педагог : мы сегодня хорошо потрудились на занятии. Но ведь,как известно,Без труда не выловить и рыбку из пруда, как вы понимаете эти слова? (дети рассуждают, о чем эта пословица) . Какие еще пословицы и поговорки вы знаете?

Педагог знакомит детей с незнакомыми выражениями : ,Биться, как рыба об лед,Ни рыба, ни мясо,Как рыба в воде,Рыбак рыбака видит издалека,Нем как рыба,

Развитие связной речи .

Педагог : интересно, а что было бы, если бы рыбы заговорили? Что они смогли бы рассказать? Давайте вспомним все, что мы сегодня узнали о рыбах и составим рассказ о них.

Основываясь на современных представлениях о семантической структуре слова и ее развитии в онтогенезе, а также на данных исследования лексико–грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня мною разработана методика формирования предикативной функции речи у данной категории детей.

При разработке логопедического воздействия в процессе формирования предикативной функции речи у дошкольников с ОНР учитывались следующие теоретические положения :

Психолингвистические представления о процессе порождения речи, как сложном, многооперационном процессе;

Современные представления о семантической структуре слова и о ее развитии в онтогенезе;

Системный подход, предполагающий формирование лексики в единстве с другими компонентами языковой системы, а также системный характер лексического уровня языка;

Деятельный подход, предусматривающий формирование, прежде всего лексических операций процесса порождения речи. В процессе логопедической работы по формированию лексики учитывалась также ведущая деятельность детей дошкольного возраста – игра;

Принцип программирования, обеспечивающий переход от выполнения отдельных операций к выполнению целостной речевой деятельности по определенной программе;

Принцы формирования лексики в единстве ее компонентов;

Учет структуры речевого дефекта у детей с ОНР;

Тесная связь развития лексики с развитием мыслительной деятельности, логических операций классификации, анализа, синтеза и др.;

Принцип поэтапности. При разработке методики развития лексической системы осуществлялся учет онтогенетической последовательности формирования лексики, степени сложности формирования лексики, степени сложности формирования различных компонентов структуры значения слова, характера трудностей в овладении лексикой дошкольниками с ОНР, учет последовательности изучения лексического материала по программе детского сада и общих этапов логопедической работы по коррекции ОНР.

На основе указанных положений решались следующие задачи :

1. Расширение объема предикативного словаря параллельно с расширением представлений об окружающей действительности (мышления, восприятия, представлений, памяти, внимания и др.).

2. Формирование структуры значения слова.

3. Развитие лексической системности и семантических полей.

4. Формирование синтагматических связей слова.

5. Организация системы продуктивных словообразовательных моделей.

6. Формирование словоизменения.

Модель комплексной психолого-педагогической технологии формирования словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

При разработке данной методики были использованы в модифицированном виде некоторые приемы и методы, описанные А.И. Ильиным, И.Н. Колобовой, С.Н. Корновой, Л.В. Сахарным, Н.В. Уфимцевой, Г.А. Черемухиной, А.М. Шахнаровичем и др.

Логопедическая работа по расширению объема глагольного словаря включает уточнение значения слов, имеющихся в пассивном словаре, и актуализацию их в самостоятельной речи, овладение новыми словами, с учетом программы развития и воспитания детей в детском саду.

Выделение этих направлений во многом является условным, так как в едином процессе формирования лексики и грамматики они часто переплетаются, взаимодействуют. Однако выделение этих направлений важно для осознания тех языковых процессов, которые необходимо развивать у детей.

В каждом из направлений формирования предикативной лексики определены основные задачи, поэтапное содержание, методы и приемы логопедической работы.

Расширение объема словаря

Последовательность логопедической работы по обогащению словаря глаголами учитывает программу детского сада, частотный словарь детей пятилетнего возраста, а также выявленные особенности словаря у дошкольников .

Обогащение глагольного словаря проводится в следующей последовательности: продуктивные глаголы, обозначающие движения, состояния человека, движения животных, далее закрепляется глагольный словарь по темам: «Кто (или что) какие звуки издает?», «Кто что делает?» (параллельно с уточнением названий профессий людей).

В процессе работы над глаголами особенно большое внимание уделяется их закреплению в контексте.

Работа над новым словом включает следующие этапы :

1. Уточнение связи звукового образа слова со зрительным, слуховым и другим образом действия. На этом этапе широко используется разнообразная наглядность (предметные и сюжетные картинки, игрушки, предметы, муляжи, выполнение реальных действий и др.);

2. Уточнение звукового образа слова, звуковой анализ слова;

3. Выделение семантических признаков данного слова;

4. Введение данного слова в определенное семантическое поле и уточнение парадигматических связей внутри семантического поля;

5. Закрепление значения данного слова в контексте (словосочетании, предложении), закрепление синтагматических связей данного слова.

Указанная последовательность не является жесткой, иногда видоизменяется.

Лягушка – квакает
Воробей – чирикает
Ворона – каркает
Собака – лает
Кошка – мяукает
Свинья – хрюкает и т.д.

Игра 2. «Кто как передвигается?»

Человек — ходит
Змея — ползает
Птица – летает
Крокодил – ползает, плавает
Рыба — плавает
Лягушка – прыгает

Игра 3. «Где и для чего можно применить предмет?»

Логопед задает детям вопрос: «Где и для чего можно применить предмет, который я назову?»

Например: «кнопка».

а) для прикрепления бумаги к доске
б) можно бросит в окно, чтобы подать сигнал
в) провести круг на бумаге
г) положить на стол и т.д.

В качестве исходных слов предлагаются следующие: гвоздь, ботинок, помидор, шнурок, одеяло, пуговицы, карандаш.

Игра 4. «Придумай, о чем может идти речь?»

Например, логопед предлагает детям сказать, о чем может идти речь, если в тексте есть слова «кот» и «лист».

Варианты ответов детей:

а) о том, как кот играл с листом
б) о том, как лист упал на кота
в) о том, как кота засыпали листьями
г) о том, как кот искал мышку в куче листьев
д) о том, как кота щекотали листом
е) о том, как на месте бумаги нарисовали кота, и т.д.

Формирование структуры значения слова

Формирование структуры значения слова основывается на современных психологических данных о компонентном анализе значения слова.

На основе данных онтогенеза и проведенных результатов проведено исследование лексики, работу с детьми, страдающими дизартрией, необходимо проводить с уточнением денотативного, формированием сигнификативного и контекстуального компонентов значения слова.

Учитывая характер трудностей детей с дизартрией, работа над денотативным и понятийным компонентами значения слова осуществляется последовательно – параллельно, с переходом от денотативного к сигнификативному компоненту.

При уточнении денотативного компонента значения слова принимаются во внимание различные признаки (ситуативные, функциональные, отношения «часть – целое» и др.)

Особое внимание необходимо уделять понятийному компоненту, формирование которого значительно задерживается у дошкольников с ОНР и дизартрией.

При формировании структуры значения слова дети учатся дифференцировать значение слов на основе признаков противопоставления, сходства, аналогии и др.

Одним их направлений логопедической работы является уточнение контекстуального значения слова, работа над его многозначностью. Уточнение многозначности слова проводится как при определении значения прилагательных и особенно глаголов (бежит мальчик, бежит ручей, бежит время).

На начальных этапах отрабатываются наиболее продуктивные конкретные значения слова (например, бежит мальчик), затем контекстуальные значения, менее продуктивные (например, бежит ручей), и, наконец, переносные значения (бежит время).

Игра 1. «Назови лишнее слово»

Думать, ехать, размышлять, соображать.
Бросился, ринулся, накинулся, слушал.
Ненавидеть, презирать, наказывать.
Приехал, прибежал, укатился, приплыл.
Выбежал, вошел, вылетел, выскочил.
Налил, насорил, вылил.
Подбежал, вошел, подошел.

Игра 2. «Отгадай, что это?»

Растут на грядке в огороде, используются в пищу (овощи).
Растут на деревьях в саду, очень вкусные и сладкие (…).
Как назвать одним словом то, что мы надеваем на тело, на голову, на ноги?
Движение по дорогам, по воде, по воздуху; возит людей, грузы (…).

Игра 3. «Подбери нужное слово»

1. машины 1. тают
2. сугробы 2. мчатся
3. дворник 3. играет
4. петухи 4. летает
5. галка 5. скребет
6. ребенок 6. кукарекает
7. мальчик 7. плачет
8. журналист 8. ревет
9. медведь 9. фотографируют
10. троллейбус 10. мастерят
11. собака 11. спит
12. карапуз 12. лает
13. учитель 13. стирает
14. браться 14. спешит
15. бабушка 15. преподает
16. коньки 16. кипит
17. мороженное 17. скользит
18. чай 18. тает

Игра 4. «Объясни значение слов-глаголов»

Логопед называет глагол и просит детей объяснить, что означает это слово:

а) дети показывают действие с помощью движений, мимики, пантомимы

б) припоминают случаи из собственного опыта, когда они выполняли эти действия (например, шить – пришивал пуговицу, зашивал рубашку, шил костюм для новогоднего праздника)

в) с целью актуализации припоминая событий ребенок может вспомнить («про себя»), а на бумаге фиксировать каждое действие семантическим рисунком.

Игра 5. «Назвать другие действия, которые входят с состав исходного»

Шить – брать иголку, продевать, втыкать, протыкать, вытаскивать, натягивать, смотреть.
Прыгать – разбежаться, толкнуться, вытягивать ноги, лететь, приземляться, дышать, отдыхать.

Развитие лексической системности и семантических полей

Развитие лексической системности осуществляется на основе усвоения структуры значения слова, овладения парадигматическими связями слов.

Развитие лексической системности предполагает и организацию семантических полей по различным признакам. Нормирование лексической системности тесно связывается с развитием логических операций классификации, сериации, анализа, синтеза, сравнения, обобщения.

На начальном этапе работы проводится группировка, объединение слов по тематическим признакам. В дальнейшем осуществляется дифференциация слов внутри семантического поля, выделение ядра, периферии, установление парадигматических связей на основе противопоставления, аналогии.

При овладении каждым новым словом оно вводится в определенное семантическое поле, уточняются его связи с другими словами данного семантического поля, обращения внимания на то, почему это слово объединялось с другими словами.

Игра 1. «Скажи наоборот» (с мячом)

Логопед показывает слово и бросает мяч одному из детей. Поймавший мяч ребенок должен придумать слово, противоположное по значению, сказать это слово и бросить мяч обратно логопеду.

Одеть – (раздеть), бросить – (поймать), положить – (убрать), купить – (продать), поднять – (опустить), спрятать – (найти), дать – (взять), налить – (вылить).

Игра 2. Выбрать из трех слов два слова – «приятеля».

взять, схватить, идти
думать, ехать, соображать
торопиться, спешить, ползти
радоваться, веселиться, наряжаться

Игра 3.Объяснить, чем отличаются слова. Подобрать картинки к каждому слову. Придумать предложения со словами.

Шить – вязать, мыть – стирать, летать – спать, класть – ставить, чистить – подметать, лежать – стоять, строить – чинить, нести – везти, рисовать – раскрашивать.

Игра 4. Добавить одно общее слово к двум словам.

Дерево, цветы – что делают?
Сидит, стоит – кто?
Кошка, собака – что делают?
Льется, журчит – что?
Тарелка, кружка – что делают?
Шумит, дует – что?
Фрукты, овощи – что делают?

Игра 5. Подобрать как можно больше названий предметов (существительных) к названию действия (глаголу).

Бежит: кто? (человек, собака …); что? (река, ручей …).
Идет: кто? (девочка, кошка …); что? (время, дождь …).
Растет: кто? (ребенок, щенок …); что? (дерево, цветок …).

Можно также дать задание подобрать картинки, названия к которым употребляются с данным словом (глаголом).

Игра 6. «Кто что делает?» в лото.

На карточках лото изображены люди и животные, выполняющие различные действия. Логопед называет действие, дети находят соответствующую картинку и называют предложение. Если предложение воспроизведено правильно, картинки закрывается фишкой.

Например, логопед называет слово «скачет», дети находят изображение данного действия (заяц скачет, лошадь скачет, лягушка скачет) и закрывают картинки фишками после воспроизведения предложений.

Предлагаются карточки на глаголы: идет, стоит, лежит, сидит, бежит, плавает, летит, спит, гладит, скачет, ползает, качается и др.

Формирование синтагматических связей слова

Формирование синтагматических связей слова предлагает точное употребление слова в речевом потоке, в словосочетаниях и в предложениях.

При разработке методики логопедической работы по формированию синтагматических связей слова я опиралась на современные представления лингвистики об основных синтаксических единицах языка и речи в словосочетании и предложении (В.В. Виноградов, Е.Н. Смолянинова, Е.С. Скоблинова, Г.А. Золотова, Н.Н. Прокопович и др.)

С лингвистической точки зрения «словосочетание – синтаксическая единица, состоящая не менее чем из двух структурно-семантических организованных компонентов – главного (стержневого) и зависимого, участвующая опосредовано через предложение – в коммуникации и являющаяся минимальным фрагментом связной речи» (Е.Н.Смолянинова).
Словосочетание является одновременно единицей языка и речи.

Словосочетание, обладает синтаксическими свойствами, в то же время с лексикой и морфологическим уровнем языка.

С психолингвистической точки зрения овладение словосочетанием в онтогенезе позволяет расширить и закреплять синтагматические связи между словами, валентности слов, способствует усвоению и закреплению правил грамматического строя речи, является условием усвоения все более усложняющейся структуры предложения, в частности, условием перехода от простого нераспространенного предложения к распространенному. Закрепление словосочетаний облегчает все более быстрый выбор слова, так как на основе синтагматических связей одно слово как бы по цепочке «вытягивает» другое слово.

В процессе логопедической работы проводится закрепление двухкомпонентных, бинарных словосочетаний, в основном глагольных и именных. Наречные словосочетания оказались слишком трудными для дошкольников.

Особое внимание уделялось развитию валентности частей речи, особенно развитию валентности глагола, который выполняет предикативную функцию в высказывании. Развитие валентности глагола осуществлялось как в словосочетаниях, так и в предложениях.

В процессе развития синтагматических связей слова учитывается уровень развития грамматического строя речи дошкольников с дизартрией, а также онтогенез речи.

Развитие глагольных словосочетаний и валентности глагола проводится в определенной последовательности, а именно:

а) словосочетание, включающее глагол и существительное в винительном падеже без предлога (например, несет сумку).

б) словосочетание, состоящее из глагола и существительного в дательном, творительном, родительном падеже без предлога (дарит маме, чистит щеткой).

в) словосочетание, включающее глагол и предложно-падежную конструкцию (идет к дому).

Игра 1. «Кто как ест?» (по картинкам)

Кошка – лакает молоко
Собака – грызет кость
Корова – жует сено
Курица – клюет зерно

Игра 2. «Кто что умеет делать?»

Детям предлагаются картинки с изображением людей различных профессий. Дети показывают, кто что делает.

учитель – учит
чертежник – чертит
доктор – лечит
строитель – строит дома
уборщица – убирает
шофер – водит машину
дворник – подметает
продавец – продает
художник – рисует
покупатель – покупает
парикмахер – стрижет
портной – шьет
повар – варит
плотник – пилит

Игра 3. Придумать слова, отвечающие на вопрос «кто?» или «что?», на тему «Осень».

Приходит – (что?)
Желтеет — …
Плывут — …
Улетают – …
Дует — …
Готовятся к зиме — …
Вянут — …
Моросит — …
Опадают …-
Мокнет — …

Игра 4. Придумать как можно больше слов, отвечающих на вопросы «что делает?», «что делают?», на тему «Зима».

Снег – (что делает?)
Узоры — …
Небо — …
Дети — …
Снежинки — …
юди — …
Ветер — …
Люди — …
Иней — …
Птицы — …

Игра 5. Придумать как можно больше слов, отвечающих на вопросы «что делает?», «что делают?», на тему «Весна» (ранняя, поздняя).

Солнце – (что делает?)
Трава — …
Снег — …
Птицы — …
Сосульки — …
Деревья — …
Ручьи — …
Сады — …
Почки — …
Яблоки — …
Листья — …
Дети — …

Игра 6. Придумать как можно больше слов, отвечающих на вопросы «что делает?», «что делают?», на тему «Лето».

Солнце – (что делает?)
Цветы — …
Небо — …
Фрукты — …
Облака — …
Овощи — …
Трава — …
Птицы — …
Листья- …
Крестьяне — …

Организация системы продуктивных словообразовательных моделей

Словообразование представляет собой, с одной стороны, особый путь развития словаря, одно их основных средств пополнения словарного состава языка, а с другой – оно является составной частью морфологической системы языка, так как словообразование происходит путем соединения, комбинирования морфем.

В процессе формирования словообразования у дошкольников с ОНР уделялось главное внимание организации системы продуктивных словообразовательных моделей. Для формирования и закрепления этих моделей, прежде всего, уточняется связь между значением морфемы и ее знаковой формой (звучанием). Закрепление этой связи осуществляется на основе сравнения слов с одинаковой морфемой, определение общего, сходного значения слов с общей морфемой, выделение этой общей морфемы, уточнение ее значения.

Заключительным этапом работы является закрепление словообразовательных моделей в процессе специально подобранных упражнений.

Логопедическая работа была направлена на формирование словообразования существительных, прилагательных и особенно глаголов. При этом, развитие словообразования различных частей речи происходило последовательно – параллельно.

Можно выделить три этапа методической работы по формированию словообразования:

Первый этап. Закрепление наиболее продуктивных словообразовательных моделей.

Второй этап. Работа над словообразованием менее продуктивных моделей.

Третий этап. Уточнение значения и звучания продуктивных словообразовательных моделей.

1. Дифференциация:

а) совершенного и несовершенного вида.

б) возвратных и невозвратных глаголов

2. Глаголы с приставками в-, вы-, на-.

Глаголы пространственного значения с приставкой при-.

3. Глаголы пространственного значения с приставками с-, у-, под-, от-, за-, пере-, до-.

Работа над словообразовательными аффиксами осуществлялась следующим образом.

1. Сравнение слов с одинаковым словообразующим аффиксом (приставкой, суффиксом) по значению. При этом подбираются слова с одинаково звучащим словообразующим аффиксами одного значения.

2. Выделение общего значения, вносимого аффиксом.

3. Выделение в предъявленной группе слов сходного звучания (общей морфемы).

4. Закрепление связи значения и звучания аффикса.

5. Анализ звукового состава выделенной морфемы.

6. Буквенное обозначение звукового состава выделенной морфемы (если дети знают буквы).

7. самостоятельное образование слов с данным аффиксом.

При формировании словообразования широко используется прием сравнения. Сравнение осуществляется в двух планах:

а) сравнивается ряд слов с одинаковым словообразующим аффиксом, уточнения, что общего в этих словах по значению и по звучанию.

б) сравниваются родственные слова (мотивирующее и производное), определения, чем сходны и чем отличаются эти слова.

В процессе сравнения делался упор на семантику, значение морфемы.

Для сравнения звукового состава мотивирующего и производного слов используются графические схемы слов. При этом вначале составляется графическая схема корневой морфемы, а затем к ней добавляются графические схемы слов. При этом вначале составляется графическая схема корневой морфемы, а затем к ней добавляются графические обозначения звуков, составляющих тот или иной аффикс.

1. Дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида.

Логопед предлагает детям показать на картинках, где действие уже совершено, а где оно совершается: мыла – вымыл, вешает – повесила, умывается – умылся, стирает – постирала, рисует – нарисовал, ловит – поймала, убирает – убрала, красит – покрасил, догоняет – догнала, строит – построил.

2. Игра «Чем отличаются слова?

Логопед просит детей показать на картинках, кто … «Умывает – умывается, прячет – прячется, одевает – одевается, обувает – обувается, качает – качается, причесывает – причесывается». Делается вывод: слова умывается, прячется, причесывается, обувается, качается, одевается обозначают, что человек делает что то сам с собой.

3. Дифференциация глаголов с приставками (по картинкам).

а) В импрессивной речи.

Логопед показывает слова, обозначающие действия, дети должны показать соответствующую картинку.

Речевой материал:

Входят – выходят, подметает – отметает, подходит – отходит, влетает – вылетает, переходит – перебегает, поливает – выливает, залезает – слезает.

Аналогичным образом проводится игра в лото.

У детей карточки с картинками, изображающими действие. Логопед называет слова, обозначающие действия дети закрывают соответственную картинку фишкой.

б) В экспрессивной речи. Логопед предлагает назвать действия по картинкам, а затем придумать предложения с этими словами.

Игра 1. Что делает?»

Рыболов – рыбу ловит.
Пчеловод – пчел разводит.
Землекоп – землю копает.
Пешеход – ходит пешком.
Лесоруб – лес рубит.
Листопад – листья падают.
Ледоход – лед ходит (идет).
Самокат – сам катит.
Паровоз – водит с помощью пара.
Пароход – ходит (идет) с помощью пара.
Трубочист – трубы чистит.
Самолет – сам летает.

Игра 2. «Волшебное дерево»

Демонтируется макет дерева вместо листьев изображаются символы различных частей речи: существительных — , прилагательных — , глаголов — .

Детям предлагается придумать различные слова, которые «растут» на одном дереве с данным словом (т.е. могут употребляться в речи с данным словом). Например, слово яблоко «растет» на одном дереве со словами зеленое, красное, ароматное, круглое, твердое, сладкое, душистое; растет, зреет, падает, гниет, желтеет, краснеет; едят, растут, кусают, сушат, варят варенье; яблоня, ветка, фрукт, плод.

Картинка, изображающая яблоко, помещается в центре кроны дерева.

Аналогично может проводиться игра «Волшебное поле», на которой «растут» разные части речи.

Формирование словоизменения

Формирование словоизменения у дошкольников с общим недоразвитием речи осуществлялось с учетом закономерностей нормального онтогенеза взаимодействия в развитии лексики, морфологической и синтаксической системы языка. В процессе коррекционно-логопедической работы усложнялись формы речи, задания и речевой материал.

Так на начальном этапе работы проводилось нормирование словоизменения в диалогической речи (на уровне словосочетания, предложения), в дальнейшем – закрепления словоизменения в связной речи.

Можно выделить три этапа логопедической работы по формированию словоизменения у дошкольников с ОНР:

Первый этап – формирование наиболее продуктивных и простых по семантике форм.

согласование существительного и глагола настоящего времени третьего лица в числе.

Второй этап включает работу над следующими формами словоизменения.

1. дифференциация глаголов первого, второго и третьего лица настоящего времени.

2. согласование существительных и глаголов прошедшего времени в лице, числе, роде.

Третий этап – закрепление более сложных по семантике и внешнему оформлению, менее продуктивных форм словоизменения.

Формирование словоизменения закреплялось сначала в словосочетаниях, затем в предложениях, далее – в связной речи.

В работе с дошкольниками страдающими ОНР, особое внимание уделяется глагольным словосочетаниям. Это обусловлено тем, что, с одной стороны, глагол чаще всего выступает в роли предиката, организующего звена предложения, с другой стороны, у дошкольников с ОНР в структуре предложения выпадает преимущественно предикат.

Глагольные словосочетания закреплялись в следующей последовательности:

а) предикат + объект, выраженный прямым дополнением (рисует дом, гладит собаку)
б) предикат + объект, выраженный косвенным дополнением существительного без предлога (рубит топором, дарит внучке)
в) предикат + локатив, выраженный существительным в косвенном падеже с предлогом (играет в саду, танцует на сцене).

В процессе методической работы по закреплению форм словоизменения в предложениях также учитывалась семантическая сложность той или иной модели предложения, а также последовательность появления типов предложения в онтогенезе.

В связи с этим работа строилась в следующей последовательности:

1. Нераспространенные предложения: субъект – предикат (Девочка рисует).

2. Распространенные предложения из трех четырех слов:

а) субъект – предикат – объект; подлежащие – сказуемое – прямое дополнение (Девочка рисует дом);
б) субъект – предикат – объект – объект; подлежащее – сказуемое – прямое дополнение и косвенное дополнение (Девочка рисует дом карандашом);
в) субъект – предикат – объект – локатив; подлежащее – сказуемое – обстоятельство места (Дети играют в саду);
г) субъект – предикат – объект – локатив; подлежащие – сказуемое – дополнение — обстоятельство места (Девочка рвет цветы в саду);
д) субъект – предикат – объект – атрибутив; подлежащее – сказуемое – дополнение – определение (Бабушка подарила внучке красивую куклу).

1. сложносочиненные предложения.

2. сложноподчиненные предложения.

В процессе закрепления форм словоизменения в связной речи последовательность логопедической работы определялась сложностью семантической структуры текста, видом текстов.

Известны три основных вида текста : текст – повествование, текст – описание, текст – рассуждение.

В работе с дошкольниками, страдающими ОНР, используется преимущественно текст – повествование, в котором представлена динамика событий.

В работе над каждым видом текста на начальном этапе широко использовалась наглядность.

Логопедическая работа по закреплению словоизменения в связной речи строилась с учетом самостоятельности планирования связных высказываний, что определяло следующую последовательность:

а) пересказы простых и коротких текстов по серии сюжетных картинок с предварительной отработкой, содержания каждой сюжетной картинки серии;
б) пересказы по серии сюжетных картинок без предварительной отработки ее содержания каждой сюжетной картинки;
в) пересказы по сюжетной картинке с предварительной отработкой ее содержания;
г) пересказы по сюжетной картинке без предварительной беседы по ее содержанию;
д) пересказы без опоры на сюжетную картинку;
е) составление рассказа по серии сюжетных картинок после предварительной беседы по содержанию каждой сюжетной картинки;
ж) составление рассказа по серии сюжетных картинок без предварительной обработки содержания;
з) составление рассказа по сюжетной картинке с предварительной беседой по ее содержанию;
и) составление рассказа по сюжетной картинке без предварительной беседы по ее содержанию;
к) составление рассказа на заданную тему.

Дифференциация каждой грамматической формы, особенно на начальном этапе, предполагает следующую последовательность работы.

1. Сравнение денотатов по картинкам, в реальной ситуации и выделение различий.
2. Выделение общего грамматического значения ряда словоформ в импрессивной речи.
3. Соотношение выделенного значения с флексией.
4. Фонематический анализ выделенной флексии.
5. Закрепление связи грамматического значения и флексии в словосочетаниях.
6. Закрепление формы словоизменения в предложениях и связной речи.

Игра 1. «Машина едет по дороге»

Детям предлагается макет дороги, по которой «поедет» машинка. С одной стороны дороги – гаражи, с другой – база (или магазин). Вдоль дороги располагаются макеты разноцветных домиков, горки, скверы, мостики.

Игра проводилась в нескольких вариантах.

1. Вариант.

Логопед дает инструкцию, например «Машина объехала вокруг красного дома». Дети «регулируют» движение машины в соответствии с данной инструкцией.
2. Вариант.

Логопед помещает машину на макете в определенное место. Дети определяют, где «едет» машина (машина выехала из гаража, машина подъехала к зеленому дому, машина переехала через мост, машина едет по дороге, машина отъезжает от красного дома, машина въезжает на гору, машина съезжает с горы, машина въезжает во двор магазина).

3. Вариант.

В процессе игры дети находят соответствующие схемы предлогов и размещают их на макете. В дальнейшем они воспроизводят рассказ о движении машины только на основании предлогов.

Игра 2. «Умная стрелка» (закрепление согласования существительных и глаголов в числе).

Используется наглядное пособие: круг, разделенный на части, в которых нарисованы сюжетные картинки, изображающие действия: в центре круга закреплена подвижная стрелка. Логопед называет действия: копает, рисует, строят, играют, умывается, причесывает и т.д. Дети ставят стрелку соответствующему действию картинку и придумывают предложение по ней. Дети строят башню. Мальчик рисует дом. Дети играют в мяч. и т.д.

Игра 3. «Исправь ошибки» (работа над пониманием распространенных предложений).

Логопед говорит: «Незнайка придумывал предложения по картинкам и все перепутал. Помогите Незнайке исправить ошибки».

Коза принесла корм девочке.
Чашка разбила Лену.
Дорога едет по машине.
Вова разбил стеклом мяч.
Оля с картинкой рисует папу.
Мама несет сумку в капусте.

Игра 4. Составление предложений по опорным словам. Запись графической схемы предложения.

а) На тему «Транспорт»

машина, ехать, дорога
самолет, небо, летит, высоко
корабль, большой, волны, плывет
шоссе, автомобиль, по, мчится
магазин, около, мотоцикл, остановился.

б) На тему «Зима»

дети, снеговик, слепили
дети, санках, на, катаются
снежки, мальчики, в, играют
земля, покрыть, снег
снежинки, падать, тихо.

в) На тему «Весна»

греет, солнце, жарче
деревьях, на, почки, появляются
окном, за, тает, снег
капает, крыш, с, капель
солнце, на, тают, сосульки.

Игра 5. Составить рассказ по серии сюжетных картинок.

Вначале расположите картинки в правильной последовательности. При составлении рассказа используйте глаголы: на поднималась, задумался, догадался, поставил, сфотографировался, гордился.

Вывод:

Данная технология формирования предикативной функции речи у детей с ОНР и дизартрией позволит расширить активный и пассивный словарь, дети усвоят разнообразие лексических значений слов-глаголов, произойдет улучшение не только количественных, но и качественных показателей.

Результатом обучения детей, с использованием данной технологии, станет:

1. Значительное увеличения «хранилища» — словаря, особенно предикативного;

2. Появление способности к спонтанному развитию словаря;

3. Создание благоприятных условий для структурирования словосочетаний, предложений, распространения простых предложений до сложных, программирование связного высказывания;

4. Укорочение сроков работы по введению звука в самостоятельную речь.

Дещица Наталья Иосифовна,
учитель-логопед МБАДОУ ДС КВ №1 «Сказка»
город Мегион ХМАО-Югра

Использование технологии семантических полей в развитии связной речи дошкольников

Сема - это знак , обозначение смысла.

Речь является основным системообразующим фактором процесса познания. Посредством вербализации приобретаемый опыт структурируется в единое смысловое пространство. Это семантическое поле принимает , классифицирует и отправляет в коммуникативный мир осознанную и обозначенную словом информацию. Осмысление исследуемого предмета или явления проходит три этапа :

1. восприятие и согласование невербальных и вербальных ощущений в процессе апробации представления анализа события и высказывания о нем;

2. интериоризация и семантизация комплексного образа , созданного по следам опытных сведений, т. е. оречевление события в сказуемых, несущих информацию о суммарных свойствах познаваемого объекта (о сущности, признаках и действиях) ;

3. экстеоризация осознанного смысла средствами фонетических, морфологических и синтаксических конструкций внешней речи .

Психолингвистика (К. Ф. Седов, И. Н. Горелов) и логопедия

(З. А. Репина, Т. В. Васильева) представляют семантическое поле как комплекс ассоциаций, возникающих вокруг слова. Ключевое слово называют ядерным, а ассоциации – реактивными словами. Включение педагога в процесс построения и функционирования семантических полей открывает колоссальные возможности для коррекции недостатков и развития речевых способностей детей, в том числе и в развитии связной речи .

В структуру семантического поля входят два слоя : смыслонаполняющий (I) и формообразующий (II, взаимоотношения которых можно определить как отношения, хозяина и слуги, Смыслонаполняющий слой семантического поля можно структурировать в виде последовательно сменяющих друг друга концентрических окружностей.

Наполнение определенного слова содержанием происходит сначала в пяти пространствах внешней речи :

1 – коренной смысл или суть понятия;

2 - родственный смысл (образование однокоренных слов, изменение по числам, временам)

3 – противоположный смысл (образование антонимов)

4 – близкий смысл (создание синонимов, образных выражений)

5 – смежный смысл (словоизменение по типу согласования)

6 – обобщенный смысл (конкретное понятие в значениях слов)

7 – осознанный смысл (осмысленное понятие в информационном поле личности ) .

Формообразующий слой (план выражения) включает в себя три категории слов, создаваемых от корней с помощью приставок, суффиксов и окончаний :

1 предметные (существительные, местоимения)

2 действенные (глаголы, деепричастия)

3 признаковые (прилагательные, наречия , причастия) .

Концентры с 1 по 4 существуют на уровне парадигм (система форм одного и того же слова) . Концентр 5 занимает уровень синтагм (словосочетания и предложения) . В пространс

тве 6 и 7 концентров морфологические категории интегрируются в предикативный союз, не имеющий четких грамматических очертаний. Пример – закономерность формирования разных уровней общения ребенка :

Самоощущаемость (сущность) – родные (семья, родственники) – неродные (чужие, незнакомые, враги) – близкие (друзья, соседи, знакомые, одногрупники по д. саду) – ситуативные встречи с разными людьми (горожане, сограждане, иностранцы) .

Какой бы понятийный блок мы не заполняли (морфологический, синтаксический, грамматический строй или связное высказывание ) нам предстоит раскручивать родственные противоположные, близкие, смежные связи . По такому же пути ребенок продвигается в осмыслении познаваемого объекта или явления и формирует связное высказывание о нем .

Пример :

1 Ребенок (молча рассматривает солнце, играет с ним ладошками и глазами , затем просит объяснений. Это что? Солнце? Солнце… солнце!

2 Солнце – солнышко. Ой, два солнца : солнышок и солнище! А вот реснички солнышкины…. Как – как? Солнечные? Солнечные – молничные….

3 А не солнышко – это темно? Когда день – солнышко, а когда ночь – луна.

4 (Дома глядя на горящую лампочку и ее отражение в зеркале) Ой, и тут солнышко, и тут! Лампа – солнышко. А где мое маленькое солнышко мама? Ну какое, какое? Фонарик же!

5 Помнишь, мне солнышко глаза жмурило? А потом его туча съела! А оно опять выродилось на небе и укатилось вниз. Еще за дерево спряталось.

6 Замолчал потом взял карандаши и стал рисовать солнце.

Любой вид работы по развитию речи , в том числе и по развитию связной речи у детей следует проводить на общетема

тической основе, т. е. в структуре семантического поля как целостного , системно заполняемого познавательного пространства Принцип семантической организации речи необходимо использо вать при решении речеразвивающих задач на занятиях разного типа, в специально организованной и свободной деятельности детей, т. е. в различных коммуникативных и познавательных ситуациях.

Для примера предлагаю конспект занятия по развитию связной речи семантическое поле слова ,Рыба, который вы можете использовать в своей работе .

Так же представляю вашему вниманию систему лексико – грамматических игр, которые способствуют приобретению детьми умений и навыков по созданию семантических полей .

1. Игры с ядерными словами

Задача ядерных игр – согласование звучащей формы слова с его содержанием и закрепление их совместного образа. Новое слово требует всесторонней апробации его содержания через проживание естественных или смодулированных ситуаций. Знакомые слова предпологают уточнение или углубление его смысла. Сюда входят игры :

Логические игры

Поиск истоков словообразования (подберезовик – под березой, земляника – к земле никнет) ;

Наполнение смыслом звукового состава слова в соответствии с его содержанием (по ассоциациям детей) . В слове жук звук [ж] жужжит при взлете, [у] – гудит в полете , [к] – хлопок крыльев, жук сел на ветку.

Повторы с обыгрыванием

Игры с кулачками. Дети должны,бросить, слово в кулачок, отпустить в любом направлении, опять,поймать, в кулачок, поднести кулачок со словом к ушку, одновременно проговаривая данное слово.

Формирование телесности слова. Дети произносят строку из слов, в то же время проводя мелом линию на доске.

Закручивание слова по спирали, изображаемой рукой.

Ритмические игры

Отработка рисунка слова с,ударным молоточком,

Деление слова на слоги с ним же.

2. Игры с однокоренными словами (это родные слова) .

Задача однокоренных игр – поиск корневого смысла и добавочных значений путем изменения формы слова с помощью приставок, суффиксов и окончаний. Словообразование разных частей речи идет по соответствующим вопросам и символам. Т. е. обрабатывается формообразующий слой семантического поля (1- сущ., слова – предметы, 2 – глаголы, слова-действия, 3- прлагат., слова-признаки) Схема 1.

3. Игры со словами – антонимами (слова наоборот) .

Задачи антонимических игр – осознание смысла и оттенков значений через противопоставлений; привлечение внимания к звуковому составу и структуре противоположных слов. Сюда входят игры :

Ощущение противопоставлений - противоречий на разных категориальных формах. Схема 2.

Федот, да не тот,

Я вижу не, …. а наоборот,

Третий (четвертый, пятый) лишний,

Игры – мостики (подбор промежуточных слов для посте

Пенного перехода от одного антипода к другому : жара – тепло- холод.

Игры грамматики

Верно – неверно,

Упрямые слова,

4. Игры со словами – синонимами (разные слова об одном и том же) .

Задача синонимичных игр – поиск общности значений в лексемах , различных формах. Сюда входят игры :

Игры с образными выражениями

Определение переносного значения слов (руки – это ветви деревьев)

Придумывание сравнений (руки – лапы, вилы, крылья) .

Игры с загадками, пословицами, поговорками.

Отгадывание загадок, синонимичных слову – отгадке

Подбор разных высказываний об одном и том же (пословицы)

Истолкование своими словами фраз, пословиц, поговорок.

Игры на звуковые связи слов

Братья – путаники, Подмена значений слов, близких по звучанию (дом- дым, вошел- вышел) .

5. Игры с ситуативными словами (связанные слова )

Задача ситуативных игр – состыковка отдельных слов, выражаю

щих относительно законченную мысль, в виде словосочетаний и предложений.

Дополнялки, Подбор эпитетов, действий, признаков к предло

Жженному слову. Схема 3.

Загадки с перечислением предметов , свойств или действий (серый, зубастый, злой – волк)

Цепочки слов, (кошка лакает молоко. Молоко дает корова. Корова пасется на лугу и т. д.)

Посиделки – повязалки, Раскрутка сюжета по одному слову или группе слов, составление рассказа.

Сочинение, Придумывание общего сюжета на основе слов из смежных (трамвай – автобус, далеких (трамвай – лес, противопо

Ложных (день – ночь) семантических полей .

6. Игры с мыслеобразными словами

Задачи мыслеобразных игр – мысленный подбор слов, формулировка ответов, составление рассказов.

Особенности организации игр :

Учить детей находить мысль в любых предметах и действиях окружающего мира, используя наблюдения , вопросы и опору на схемы. Схема 4.

Поэтапно переводить слова и фразы во внутреннюю речь : громко – норма – тихо – шепот – про себя с внутренним проговариванием

Создать условия для речевого уединения : дети беседуют сами с собой

Предоставлять место и время для самостоятельного речевого творчества детей.

Т. о. вы увидели усложнение лексико – грамматических игр, которые способствуют приобретению детьми умений и навыков по созданию семантических полей . Работа началась со слов, далее работа с предложениями и пришли к составлению рассказов.

Наличие семантического поля позволяет ребенку более быстро производить отбор слов в процессе общения. Но ребенок не способен сразу смоделировать объемное семантическое поле . Формирование семантических полей слов идет постепенно. Сначала моделируется небольшое поле , связанное с определенными ситуациями, затем оно расширяется.

Организация семантических полей и лексических систем включает задания по формированию словообразования и словоизменения, закрепление их в словосочетаниях, предложениях и связной речи . В результате такой работы ребенок запоминает большее количество новых слов. При этом происходит систематизация значений слов и между словами возникают ассоциативно связи . Все это создает основу для развития речи детей естественным путем, как в онтогенезе.