Что видно под микроскопом. Смотрим в микроскоп

Биологический музей открывает лабораторию для учеников младших классов, которые еще не изучают химию и не работали с микроскопами в школе. Научные сотрудники Биомузея решили: не нужно долго ждать и подготовили увлекательные занятия для юных исследователей от 6 до 12 лет. Дети смогут сами приготовить растворы, поставить химические опыты, научатся работать с микроскопами, а, главное, сделают выводы из увиденного.

Серия «Опыты и микроскопы. Для тех, кто не хочет ждать» включает 4 занятия: два с микроскопами и два с опытами. Занятия проходят в феврале, по субботам, с 13.00 и 14.00. Продолжительность занятия: 45 минут. Каждое занятие посвящено отдельной теме. Можно посетить все четыре или выборочно.

Расписание:

4 февраля — «Зимний лес под микроскопом»

Чем может удивить замерзший зимний лес? Кто спрятался под снегом и подо льдом? Чтобы рассмотреть студеное очарование при роды каждый участник занятия получит микроскоп и препараты: находки, принесённые из февральского леса: листья, плоды и побеги растений, которые можно встретить именно зимой.

11 февраля — «Химические хамелеоны»

Что может быть лучше опытов? Только опыты с индикаторами! Индикаторы – такие химические вещества, которые, как хамелеоны, меняют цвет при взаимодействии с кислотой или щелочью. На занятии можно поэкспериментировать с различными индикаторами, а потом сделать собственную индикаторную полоску, чтобы можно было продолжить опыты уже дома.

18 февраля — «Зоопарк в капле воды»

Как всего в одной капле могут уместиться десятки животных? Самые маленькие обитатели животного мира: инфузории туфельки, коловратки, черви. На занятии с микроскопами можно узнать, как правильно называются микроскопические одноклеточные и посмотреть, чем они занимаются, когда их никто не видит.

25 февраля — «Игра в прятки»

Как обнаружить витамин С в соке и определить, где его больше? Получится ли удалить пятна йода с помощью аскорбиновой кислоты? Как научиться находить крахмал в продуктах? Прятать и находить химические вещества несложно, когда знаешь, что и где искать.

У нас дома есть микроскоп, но, хотя я и биолог, знакома с ним не понаслышке, много времени провела, разглядывая всевозможные препараты, дети еще ни разу с ним близко не общались. Кажется, что ничего сложного в этом нет, особых инструментов не нужно, а вот, поди ж ты, до сих пор не сподобилась познакомить своих детей с клеткой – основой всего живого. Ну ничего, сегодня я этот пробел в образовании своих старших чад заполнила, его результаты ниже.

Итак, нам понадобились:

  • микроскоп - у меня неплохой, хотя и довольно потрепанный микроскоп с тремя объективами: восьмикратным, сорокакратным и девяностократным; последний из них не понадобится – смотреть бактерии мы не будем, да и иммерсионного масла у меня нет; воспользуемся двумя оставшимися;
  • предметное и покровное стекла – у меня по одному того и другого, этого вполне достаточно;
  • чистая вода – совсем немного нужно;
  • йод – им я буду окрашивать препарат, так как специальных красителей у меня нет, но можно обойтись и вовсе без красителей;
  • головка лука – можно взять совсем небольшую или даже подпорченную, требуется крохотный кусочек пленки;
  • скальпель – можно заменить ножиком для резки бумаги, на худой конеч сгодится и кухонный;
  • пинцет – им удобно снимать с лука пленочку, но можно просто подцепить ее пальчиками;
  • иглы – одна побольше (ей я добавляла воду к препарату), вторая поменьше (этой можно манипулировать под микроскопом);
  • ребенок – ему все будем показывать, я взяла двоих.

Вырезаем кусочек сочной луковой чешуи и пинцетом отслаиваем от нее небольшую пленочку.

Пленочку помещаем на центр промытого и тщательно вытертого предметного стекла.

Теперь пинцетом обрезаем пленку так, чтобы остался совсем небольшой кусочек, большая необрезанная пленка образует складки, рассматривать ее будет неудобно.

Теперь капаем на пленочку воду (капель 7) и накрываем покровным стеклом.

Окрашиваем. Каплю йода помещаем на стык покровного и предметного стекла.

Йод постепенно проникнет под стекло и окрасит препарат. В зависимости от ситуации можно добавить воды или йода. Получится примерно так.

Временный препарат готов. Помещаем его на предметный столик. Настраиваем освещение (я вращаю зеркальце у основания микроскопа, чтобы луч отраженного от настольной лампы света попал на препарат). Потом, глядя в окуляр и вращая основной винт (у меня он самый большой), добиваемся того, чтобы изображение было в наилучшем фокусе, то есть максимально резким. Теперь передвигаем препарат, глядя в окуляр, выбирая самую лучшую картинку.

Все готово, устраиваем перед микроскопом ребенка так, чтобы он сидя мог смотреть в окуляр.

Продолжительность: 4 недели

Цель:

Исследовать возможности микроскопа для объектов живой и неживой природы

Задачи:

1. Узнать историю создания микроскопа.

2. Узнать, из чего состоят микроскопы, и какими могут они быть.

3. Провести опыты с элементами исследования.

Актуальность проекта

Среди дошкольников отыскать тех, кого не интересует устройство всего живого на Земле, очень не просто. Ежедневно дети задают десятки сложнейших вопросов своим мамам и папам. Любознательных малышей интересует определенно все: из чего состоят животные и растения, чем жжется крапива, почему одни листочки гладкие, а другие – пушистые, как стрекочет кузнечик, отчего помидор красный, а огурец – зеленый. И именно микроскоп даст возможность найти ответы на многие детские "почему". Куда интереснее не просто послушать мамин рассказ о каких-то там клетках, а посмотреть на эти клетки собственными глазами. Трудно даже представить, насколько захватывающие картинки можно увидеть в окуляр микроскопа, какие удивительные открытия сделает ваш маленький естествоиспытатель.

Занятия с микроскопом помогут малышу расширить знания об окружающем мире, создадут необходимые условия для познавательной деятельности, экспериментирования, систематического наблюдения за всевозможными живыми и не живыми объектами. У малыша будет развиваться любознательность, интерес к происходящим вокруг него явлениям. Он будет ставить вопросы и самостоятельно искать на них ответы. Маленький исследователь сможет совсем иначе взглянуть на самые простые вещи, увидеть их красоту и уникальность. Все это станет крепкой основой для дальнейшего развития и обучения.

Проект призван на примере микроскопа показать детям возможности использования приборов для изучения объектов и явлений окружающего мира, расширять кругозор, вовлекать их в экспериментальную и проектную деятельность с использованием микроскопа.

Механизм реализации проекта

Осуществление проекта проводилось через подбор материала, проведение опытов.

Ожидаемые результаты

  • Повышение уровня экологического образования дошкольников.
  • Появление желания экспериментировать с использованием микроскопа.
  • Получить практические знания по использованию микроскопа.

Основная часть

История создания микроскопа.

Микроскоп (от греч. - малый и смотрю) - оптический прибор для получения увеличенных изображений объектов, невидимых невооружённым глазом.

Увлекательное это занятие - рассматривать что-либо в микроскоп. Но кто же придумал это чудо - микроскоп?

В голландском городе Миддельбурге жил триста пятьдесят лет назад очковый мастер. Терпеливо шлифовал он стекла, делал очки и продавал их всем, кто в этом нуждался. Было у него двое детей - два мальчика. Они очень любили забираться в мастерскую отца и играть его инструментами и стеклами, хотя это и было им запрещено. И вот однажды, когда отец куда-то отлучился, ребята пробрались по обыкновению к его верстаку, - нет ли чего-нибудь новенького, чем можно позабавиться? На столе лежали стекла, приготовленные для очков, а в углу валялась короткая медная трубка: из нее мастер собирался вырезать кольца - оправу для очков. Ребята втиснули в концы трубки по очковому стеклу. Старший мальчик приставил к глазу трубку и посмотрел на страницу развернутой книги, которая лежала здесь же на столе. К его удивлению, буквы стали огромными. В трубку посмотрел младший и закричал, пораженный: он увидел запятую, но какую запятую - она была похожа на толстого червяка! Ребята навели трубку на стеклянную пыль, оставшуюся после шлифовки стекол. И увидели не пыль, а кучку стеклянных зернышек. Трубка оказалась прямо волшебной: она сильно увеличивала все предметы. О своем открытии ребята рассказали отцу. Тот даже не стал бранить их: так был он удивлен необычайным свойством трубки. Он попробовал сделать другую трубку с такими же стеклами, длинную и раздвижную. Новая трубка увеличивала еще лучше. Это и был первый микроскоп. Его случайно изобрел в 1590 году очковый мастер Захария Янсен, - вернее сказать, - его дети.

Микроскоп можно назвать прибором, открывающим тайны. Микроскопы в разные года выглядели по-разному, но с каждым годом становились всё сложнее, и у них стало появляться много деталей.

Виды микроскопов.

Существует множество различных видов увеличительных приборов. Например, лупы, телескопы, бинокли, микроскопы. Какие же бывают микроскопы?

Существует 3 вида микроскопов.

1. Оптический микроскоп, который был изобретен еще в 16 веке. Он состоит из 2-х линз, одна из которых предназначена для глаза, другая для объекта, который ты хочешь рассмотреть.

2. Электронный микроскоп был изобретен в начале 20 века. Наблюдаемый объект сканируется электронным лазером, который анализирует частицы при помощи компьютера, который воссоздает трехмерное изображение наблюдаемого объекта.

3. Сканирующий туннельный микроскоп и атомно-силовой микроскоп изобретены позднее, с их помощью можно увидеть бесконечно малые частицы.

Химики используют микроскоп для изучения молекул. Видя то, что не видно вооруженным взглядом, они могут смешивать молекулы и создавать новые материалы, называемые пластмассами.

Врачи и биологи используют микроскоп, чтобы понять функционирование живых организмов. При помощи микроскопа, врачи изучают различные заболевания и создают лекарства, а также проводят хирургические операции, которые требуют особой точности.

Инженер-агроном изучает молекулы пищи. Это помогает создавать новые продукты из уже существующих видов пищи. Микроскоп используется и для контроля качества пищи, что может предотвратить множество болезней.

Криминалисты расследуют преступления научными методами. Они используют микроскоп для изучения улик, оставленных на месте преступления. Микроскоп помогает собирать и изучать отпечатки пальцев.

Микроскоп

В лаборатории нашего детского сада мы будем работать с оптическим микроскопом, который работает на батарейках. Основная задача этого микроскопа - показать объект в увеличенном виде.

Я познакомила детей с этим микроскопом, рассказала из чего он состоит, как работает.

Дети узнали какие предметы входят в его набор это:

Прозрачные пластины, с их помощью можно сохранять образцы, которые были изучены ранее;

Пинцет и палочка для размешивания;

Игла, скальпель и микрорезка;

Чашка Петри.

Прежде чем проводить исследования, дети узнали правила работы с микроскопом:

1. Поставь микроскоп на ровную поверхность.

2. Проверь подсветку. Установи образец на подставку и зажми пластину, крути регулятор для получения 150-ти кратного увеличения.

3. Посмотри в окуляр. С помощью регулятора фокусировки придвинь объектив как можно ближе к платине, не касаясь ее. Затем крути регулятор в обратном направлении до тех пор, пока изображение не станет четким.

4. С помощью светофильтров можно изменять цвета рассматриваемых объектов.

5. Если изображение слишком темное, можно настроить яркость подсветки.

6. Выбрать объект для исследования и навести фокус.

Эксперименты с микроскопом.

Под микроскопом можно рассмотреть буквально все это интересно и познавательно.

1.Состав растений

Все, начиная от семян, заканчивая листьями деревьев и прочих растений, живое. Эти предметы состоят из тысячи крошечных клеток, которые помогают растениям расти, развиваться и размножаться.. Вот они-то и видны в микроскоп, будто маленькие кирпичики. А почему их назвали клетками? Это имя придумал английский ботаник Р.Гук. Рассматривая под микроскопом срез пробки, он заметил, что она состоит "из множества коробочек". А еще он называл эти "коробочки" камерами и... клетками.

Микроскоп поможет узнать о том, что все живое состоит из клеток. Под микроскопом можно увидеть не только клетку, но и рассмотреть ее строение.

Опыт 1. Листочек.

Листья – это нос дерева. У них есть 2 основные функции: поглощение солнечных лучей, углекислого газа и кислорода. Возьмем хороший зеленый листик клена. Отрежем от него небольшой кусочек. Поместим этот кусочек на пластину, закрепим ее на подставке, будем использовать прямое освещение.

Лист имеет простую структуру. Он состоит из черенка, который отходит от ствола дерева или веточки. Жилки являются скелетом растения. Листовая платина – основная ткань листа. С каждой стороны листа находятся клетки 2 типов, которые отвечают за обе функции. Снаружи есть хлоропласты, которые отвечают за захват солнечного света. На внутренней стороне есть устьица, которые поглощают углекислый газ днем, а кислород ночью.

Почему листья зеленые? Хлорофилл – это зеленый пигмент листочка. Это что-то вроде «крови» листа. Осенью лист покраснеет или пожелтеет, так как содержание хлорофилла уменьшится.

2.Люди и животные

У человека множество сходства с животными. Они состоят из одинаковых клеток. Эти клетки позволяют им жить, думать, двигаться и размножаться. Проведем опыт, который откроет удивительный мир животных клеток.

Опыт 2. Клетки во рту

Слюна состоит из множества животных клеток. Что удивительно, они почти ничем не отличаются от растительных клеток!

Чистым ватным тампоном соберем немного слюны с внутренней стороны щеки. Поместим небольшое количество полученного образца на пластину, распространим по ней, накроем другой прозрачной пластиной и дадим подсохнуть в течении нескольких минут. Наблюдение будем проводить с увеличением в 400 раз и при использовании отраженного света.

Слюна дает возможность легко наблюдать за животными клетками. Большинство клеток в данном образце погибли, но сохранили свою структуру, похожую на структуру растительных клеток – ядро, являющееся жизненным центром, которое погружено в цитоплазму. Внутри цитоплазмы есть питательные вещества, которые позволяют клетке жить, но, к сожалению, не видны в микроскоп. Мембрана защищает клетку. Отличительной чертой от растительных клеток является то, что животные клетки не имеют регулярной формы и могут быть разных размеров.

Твое тело состоит из определенного набора клеток. Например, эритроциты, клетки крови, не имеющие ядра, а мозг состоит из клеток, которые называют нейронами.

Предметы в твоем доме.

В твоем доме находится масса занимательных предметов. В шкафу, в холодильнике, в гостиной находятся множество предметов, с которыми можно провести эксперименты.

Опыт 3. Сахар в еде.

Все дети обожают сладости, сухие завтраки или шоколадную пасту. Все эти продукты содержат сахар

Понадобится сделать два образца. На первый поместим сахар, на второй шоколадный порошок (какао). Проводить эксперимент будем при слабом увеличении.

Под микроскопом можно различить в порошке какао частички сахара. Это небольшие прозрачные кусочки на фоне шоколадных гранул. Они составляют почти 65% порошка какао. На самом деле это именно тот сахар, который мы добавляем в чай и кофе. Шоколадный порошок не самый сладкий продукт. Например, в бутылке содовой находится 9 кусков сахара. Кроме того, в одном печенье содержится 1 кусок сахара, а конфеты почти полностью состоят из него. Поэтому, чтобы оставаться здоровыми, не стоит злоупотреблять этими продуктами.

Какие фрукты самые сладкие? На 100г фиников приходится 7 кусков сахара. Затем следует виноград и банан. А вот в землянике наоборот содержится меньше всего сахара.

На этом наши исследования закончились. Мы сделали снимки всех объектов, которые исследовали под микроскопом.

Заключение

Исследуя разные объекты под микроскопом, человек познает природу самой жизни. Выполняя этот проект, мы узнали историю создания первого микроскопа, и какие теперь использует человек в современной жизни.

Научились пользоваться оптическим микроскопом – прибором для получения увеличенных изображений объектов, невидимых невооружённым глазом. Узнали, из чего он состоит и как с ним работать. Провели несколько экспериментов по исследованию увеличенных объектов. Действительно, увлекательное это занятие - рассматривать что-либо в микроскоп.

Выводы:

1. Познакомились с интересной историей изобретения микроскопа.

2. Мы узнали, из чего состоят микроскопы, и какими они бывают.

3. Проделали несколько очень интересных и познавательных опытов.

4. Микроскоп - штука интересная!

Приложение № 1

Тематическое планирование

Этапы

Срок

Формы взаимодействия

Ответственные

Подготовительный

1 неделя
октября

Деятельность воспитателя

Изучение методической литературы

Составление плана

Организация предметно – развивающей среды

Воспитатель группы

Воспитатель - дети

Беседы познавательного характера:

«История создания микроскопа»

«Виды микроскопов»

«Профессии, в которых используется микроскоп»

- просмотр мультфильмов «Биология для малышей»

ФИКСИКИ игрушки – «Как работает МИКРОСКОП» развивающий мультик для детей

Воспитатель группы

1 неделя
сентября

Воспитатель - родители

Беседа с родителями связанная с реализацией проекта.

Воспитатель группы

Основной

Заключительный

2 неделя сентября

3 неделя сентября

4неделя сентября

4неделя сентября

Воспитатель - дети

Экскурсия в “детскую лабораторию”;

Познакомить:

С микроскопом из чего состоит;

Что входит в его набор, - правилами работы с микроскопом

- «Увеличительные приборы – просмотр презентации.

С/ ролевая игра «Мы юные исследователи»

Поиск образцов для исследований

Беседа

«Состав растений»

Опыт №1 «Листочек»


- Чтение художественной литературы: книга Ян Ларри «Необыкновенные приключения Карика и Вали»

«Люди и животные»

Опыт № 2 «Клетки во рту»

Лепка «Домашние животные».

Составление рассказов «Люди и животные»

«Предметы в твоем доме»

Опыт №3 «сахар в еде»

Загадки о предметах в твоем доме.

Итоговая беседа (анализ проделанной работы)

Воспитатель группы

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Микроскоп»

Познавательно – исследовательский проект «Микроскоп»

Тип проекта: краткосрочный исследовательский

Продолжительность: 4 недели

Участники: воспитатель и воспитанники средней группы «Цветочки».

Цель:

Задачи:

Актуальность проекта

Механизм реализации проекта

Ожидаемые результаты

Основная часть

История создания микроскопа.

Виды микроскопов.

Профессии, в которых используется микроскоп.

Микроскоп

Чашка Петри.

Эксперименты с микроскопом.

1.Состав растений

Опыт 1. Листочек.

Почему листья зеленые?

2.Люди и животные

Опыт 2. Клетки во рту

Какие еще клетки обитают в твоем теле?

Предметы в твоем доме.

Опыт 3. Сахар в еде.

Какие фрукты самые сладкие?

Заключение

Выводы:

Приложение № 1

Тематическое планирование

Этапы

Срок

Формы взаимодействия

Ответственные

Подготовительный

1 неделя
октября

Деятельность воспитателя

Составление плана

Воспитатель группы

1 неделя

октября

Воспитатель - дети

«Виды микроскопов»

-

Воспитатель группы

1 неделя
сентября

Воспитатель - родители

Воспитатель группы

Основной

Заключительный

2 неделя сентября

3 неделя сентября

4неделя сентября

4неделя сентября

Воспитатель - дети

Познакомить:


Беседа

«Состав растений»

Опыт №1 «Листочек»

Рисование «Осенний листочек»

Беседа

«Люди и животные»

Опыт № 2 «Клетки во рту»

Лепка «Домашние животные».

Беседа

«Предметы в твоем доме»

Опыт №3 «сахар в еде»

Воспитатель группы

Предварительный просмотр:

Познавательно - исследовательский проект по теме

«Микроскоп»

Познавательно – исследовательский проект «Микроскоп»

Тип проекта: краткосрочный исследовательский

Продолжительность: 4 недели

Участники: воспитатель и воспитанники средней группы «Цветочки».

Цель:

Исследовать возможности микроскопа для объектов живой и неживой природы

Задачи:

1. Узнать историю создания микроскопа.

2. Узнать, из чего состоят микроскопы, и какими могут они быть.

3. Провести опыты с элементами исследования.

Актуальность проекта

Среди дошкольников отыскать тех, кого не интересует устройство всего живого на Земле, очень не просто. Ежедневно дети задают десятки сложнейших вопросов своим мамам и папам. Любознательных малышей интересует определенно все: из чего состоят животные и растения, чем жжется крапива, почему одни листочки гладкие, а другие – пушистые, как стрекочет кузнечик, отчего помидор красный, а огурец – зеленый. И именно микроскоп даст возможность найти ответы на многие детские "почему". Куда интереснее не просто послушать мамин рассказ о каких-то там клетках, а посмотреть на эти клетки собственными глазами. Трудно даже представить, насколько захватывающие картинки можно увидеть в окуляр микроскопа, какие удивительные открытия сделает ваш маленький естествоиспытатель.

Занятия с микроскопом помогут малышу расширить знания об окружающем мире, создадут необходимые условия для познавательной деятельности, экспериментирования, систематического наблюдения за всевозможными живыми и не живыми объектами. У малыша будет развиваться любознательность, интерес к происходящим вокруг него явлениям. Он будет ставить вопросы и самостоятельно искать на них ответы. Маленький исследователь сможет совсем иначе взглянуть на самые простые вещи, увидеть их красоту и уникальность. Все это станет крепкой основой для дальнейшего развития и обучения.

Проект призван на примере микроскопа показать детям возможности использования приборов для изучения объектов и явлений окружающего мира, расширять кругозор, вовлекать их в экспериментальную и проектную деятельность с использованием микроскопа.

Механизм реализации проекта

Осуществление проекта проводилось через подбор материала, проведение опытов.

Ожидаемые результаты

  • Повышение уровня экологического образования дошкольников.
  • Появление желания экспериментировать с использованием микроскопа.
  • Получить практические знания по использованию микроскопа.

Основная часть

История создания микроскопа.

Микроскоп (от греч. - малый и смотрю) - оптический прибор для получения увеличенных изображений объектов, невидимых невооружённым глазом.

Увлекательное это занятие - рассматривать что-либо в микроскоп. Но кто же придумал это чудо - микроскоп?

В голландском городе Миддельбурге жил триста пятьдесят лет назад очковый мастер. Терпеливо шлифовал он стекла, делал очки и продавал их всем, кто в этом нуждался. Было у него двое детей - два мальчика. Они очень любили забираться в мастерскую отца и играть его инструментами и стеклами, хотя это и было им запрещено. И вот однажды, когда отец куда-то отлучился, ребята пробрались по обыкновению к его верстаку, - нет ли чего-нибудь новенького, чем можно позабавиться? На столе лежали стекла, приготовленные для очков, а в углу валялась короткая медная трубка: из нее мастер собирался вырезать кольца - оправу для очков. Ребята втиснули в концы трубки по очковому стеклу. Старший мальчик приставил к глазу трубку и посмотрел на страницу развернутой книги, которая лежала здесь же на столе. К его удивлению, буквы стали огромными. В трубку посмотрел младший и закричал, пораженный: он увидел запятую, но какую запятую - она была похожа на толстого червяка! Ребята навели трубку на стеклянную пыль, оставшуюся после шлифовки стекол. И увидели не пыль, а кучку стеклянных зернышек. Трубка оказалась прямо волшебной: она сильно увеличивала все предметы. О своем открытии ребята рассказали отцу. Тот даже не стал бранить их: так был он удивлен необычайным свойством трубки. Он попробовал сделать другую трубку с такими же стеклами, длинную и раздвижную. Новая трубка увеличивала еще лучше. Это и был первый микроскоп. Его случайно изобрел в 1590 году очковый мастер Захария Янсен, - вернее сказать, - его дети.

Микроскоп можно назвать прибором, открывающим тайны. Микроскопы в разные года выглядели по-разному, но с каждым годом становились всё сложнее, и у них стало появляться много деталей.

Виды микроскопов.

Существует множество различных видов увеличительных приборов. Например, лупы, телескопы, бинокли, микроскопы. Какие же бывают микроскопы?

Существует 3 вида микроскопов.

  1. Оптический микроскоп, который был изобретен еще в 16 веке. Он состоит из 2-х линз, одна из которых предназначена для глаза, другая для объекта, который ты хочешь рассмотреть.
  2. Электронный микроскоп был изобретен в начале 20 века. Наблюдаемый объект сканируется электронным лазером, который анализирует частицы при помощи компьютера, который воссоздает трехмерное изображение наблюдаемого объекта.
  3. Сканирующий туннельный микроскоп и атомно-силовой микроскоп изобретены позднее, с их помощью можно увидеть бесконечно малые частицы.

Профессии, в которых используется микроскоп.

Химики используют микроскоп для изучения молекул. Видя то, что не видно вооруженным взглядом, они могут смешивать молекулы и создавать новые материалы, называемые пластмассами.

Врачи и биологи используют микроскоп, чтобы понять функционирование живых организмов. При помощи микроскопа, врачи изучают различные заболевания и создают лекарства, а также проводят хирургические операции, которые требуют особой точности.

Инженер-агроном изучает молекулы пищи. Это помогает создавать новые продукты из уже существующих видов пищи. Микроскоп используется и для контроля качества пищи, что может предотвратить множество болезней.

Криминалисты расследуют преступления научными методами. Они используют микроскоп для изучения улик, оставленных на месте преступления. Микроскоп помогает собирать и изучать отпечатки пальцев.

Микроскоп

В лаборатории нашего детского сада мы будем работать с оптическим микроскопом, который работает на батарейках. Основная задача этого микроскопа - показать объект в увеличенном виде.

Я познакомила детей с этим микроскопом, рассказала из чего он состоит, как работает.

Дети узнали какие предметы входят в его набор это:

Прозрачные пластины, с их помощью можно сохранять образцы, которые были изучены ранее;

Пинцет и палочка для размешивания;

Игла, скальпель и микрорезка;

Чашка Петри.

Прежде чем проводить исследования, дети узнали правила работы с микроскопом:

1. Поставь микроскоп на ровную поверхность.

2. Проверь подсветку. Установи образец на подставку и зажми пластину, крути регулятор для получения 150-ти кратного увеличения.

3. Посмотри в окуляр. С помощью регулятора фокусировки придвинь объектив как можно ближе к платине, не касаясь ее. Затем крути регулятор в обратном направлении до тех пор, пока изображение не станет четким.

4. С помощью светофильтров можно изменять цвета рассматриваемых объектов.

5. Если изображение слишком темное, можно настроить яркость подсветки.

6. Выбрать объект для исследования и навести фокус.

Эксперименты с микроскопом.

Под микроскопом можно рассмотреть буквально все это интересно и познавательно.

1.Состав растений

Все, начиная от семян, заканчивая листьями деревьев и прочих растений, живое. Эти предметы состоят из тысячи крошечных клеток, которые помогают растениям расти, развиваться и размножаться.. Вот они-то и видны в микроскоп, будто маленькие кирпичики. А почему их назвали клетками? Это имя придумал английский ботаник Р.Гук. Рассматривая под микроскопом срез пробки, он заметил, что она состоит "из множества коробочек". А еще он называл эти "коробочки" камерами и... клетками.

Микроскоп поможет узнать о том, что все живое состоит из клеток. Под микроскопом можно увидеть не только клетку, но и рассмотреть ее строение.

Опыт 1. Листочек.

Листья – это нос дерева. У них есть 2 основные функции: поглощение солнечных лучей, углекислого газа и кислорода. Возьмем хороший зеленый листик клена. Отрежем от него небольшой кусочек. Поместим этот кусочек на пластину, закрепим ее на подставке, будем использовать прямое освещение.

Лист имеет простую структуру. Он состоит из черенка, который отходит от ствола дерева или веточки. Жилки являются скелетом растения. Листовая платина – основная ткань листа. С каждой стороны листа находятся клетки 2 типов, которые отвечают за обе функции. Снаружи есть хлоропласты, которые отвечают за захват солнечного света. На внутренней стороне есть устьица, которые поглощают углекислый газ днем, а кислород ночью.

Почему листья зеленые? Хлорофилл – это зеленый пигмент листочка. Это что-то вроде «крови» листа. Осенью лист покраснеет или пожелтеет, так как содержание хлорофилла уменьшится.

2.Люди и животные

У человека множество сходства с животными. Они состоят из одинаковых клеток. Эти клетки позволяют им жить, думать, двигаться и размножаться. Проведем опыт, который откроет удивительный мир животных клеток.

Опыт 2. Клетки во рту

Слюна состоит из множества животных клеток. Что удивительно, они почти ничем не отличаются от растительных клеток!

Чистым ватным тампоном соберем немного слюны с внутренней стороны щеки. Поместим небольшое количество полученного образца на пластину, распространим по ней, накроем другой прозрачной пластиной и дадим подсохнуть в течении нескольких минут. Наблюдение будем проводить с увеличением в 400 раз и при использовании отраженного света.

Слюна дает возможность легко наблюдать за животными клетками. Большинство клеток в данном образце погибли, но сохранили свою структуру, похожую на структуру растительных клеток – ядро, являющееся жизненным центром, которое погружено в цитоплазму. Внутри цитоплазмы есть питательные вещества, которые позволяют клетке жить, но, к сожалению, не видны в микроскоп. Мембрана защищает клетку. Отличительной чертой от растительных клеток является то, что животные клетки не имеют регулярной формы и могут быть разных размеров.

Какие еще клетки обитают в твоем теле? Твое тело состоит из определенного набора клеток. Например, эритроциты, клетки крови, не имеющие ядра, а мозг состоит из клеток, которые называют нейронами.

Предметы в твоем доме.

В твоем доме находится масса занимательных предметов. В шкафу, в холодильнике, в гостиной находятся множество предметов, с которыми можно провести эксперименты.

Опыт 3. Сахар в еде.

Все дети обожают сладости, сухие завтраки или шоколадную пасту. Все эти продукты содержат сахар

Понадобится сделать два образца. На первый поместим сахар, на второй шоколадный порошок (какао). Проводить эксперимент будем при слабом увеличении.

Под микроскопом можно различить в порошке какао частички сахара. Это небольшие прозрачные кусочки на фоне шоколадных гранул. Они составляют почти 65% порошка какао. На самом деле это именно тот сахар, который мы добавляем в чай и кофе. Шоколадный порошок не самый сладкий продукт. Например, в бутылке содовой находится 9 кусков сахара. Кроме того, в одном печенье содержится 1 кусок сахара, а конфеты почти полностью состоят из него. Поэтому, чтобы оставаться здоровыми, не стоит злоупотреблять этими продуктами.

Какие фрукты самые сладкие? На 100г фиников приходится 7 кусков сахара. Затем следует виноград и банан. А вот в землянике наоборот содержится меньше всего сахара.

На этом наши исследования закончились. Мы сделали снимки всех объектов, которые исследовали под микроскопом.

Заключение

Исследуя разные объекты под микроскопом, человек познает природу самой жизни. Выполняя этот проект, мы узнали историю создания первого микроскопа, и какие теперь использует человек в современной жизни.

Научились пользоваться оптическим микроскопом – прибором для получения увеличенных изображений объектов, невидимых невооружённым глазом. Узнали, из чего он состоит и как с ним работать. Провели несколько экспериментов по исследованию увеличенных объектов. Действительно, увлекательное это занятие - рассматривать что-либо в микроскоп.

Выводы:

1. Познакомились с интересной историей изобретения микроскопа.

2. Мы узнали, из чего состоят микроскопы, и какими они бывают.

3. Проделали несколько очень интересных и познавательных опытов.

4. Микроскоп - штука интересная!

Приложение № 1

Тематическое планирование

Этапы

Срок

Формы взаимодействия

Ответственные

Подготовительный

1 неделя
октября

Деятельность воспитателя

Изучение методической литературы

Составление плана

Организация предметно – развивающей среды

Воспитатель группы

1 неделя

октября

Воспитатель - дети

Беседы познавательного характера:

«История создания микроскопа»

«Виды микроскопов»

«Профессии, в которых используется микроскоп»

- просмотр мультфильмов «Биология для малышей»

ФИКСИКИ игрушки – «Как работает МИКРОСКОП» развивающий мультик для детей

Воспитатель группы

1 неделя
сентября

Воспитатель - родители

Беседа с родителями связанная с реализацией проекта.

Воспитатель группы

Основной

Заключительный

2 неделя сентября

3 неделя сентября

4неделя сентября

4неделя сентября

Воспитатель - дети

- Экскурсия в “детскую лабораторию”;

Познакомить:

С микроскопом из чего состоит;

Что входит в его набор, - правилами работы с микроскопом

- «Увеличительные приборы – просмотр презентации.

С/ ролевая игра «Мы юные исследователи»

Поиск образцов для исследований


Беседа

«Состав растений»

Опыт №1 «Листочек»

Рисование «Осенний листочек»
- Чтение художественной литературы: книга Ян Ларри «Необыкновенные приключения Карика и Вали»

Беседа

«Люди и животные»

Опыт № 2 «Клетки во рту»

Лепка «Домашние животные».

Составление рассказов «Люди и животные»

Беседа

«Предметы в твоем доме»

Опыт №3 «сахар в еде»

Загадки о предметах в твоем доме.

Итоговая беседа (анализ проделанной работы)

Воспитатель группы


Строение бактерий много проще и однообразнее, чем строение простейших, и здесь нет такого богатства форм, как у инфузорий. Однако это единообразие и простота строения делают бактерии очень хорошей моделью для многих опытов. Еще проще устроены, и поэтому еще лучше, как модель, вирусы. Но о них - после, в особой главе.

Чтобы посмотреть на живые бактерии, нам с вами придется поискать более сильные и сложные микроскопы, чем те, в которые можно рассмотреть инфузории. Без увеличения в 600-800 раз тут не обойтись.

Зато источник, в котором всегда можно найти множество разнообразных бактерий, доступен всегда. Это - ваш собственный рот. Соскребите зубной налет и размешайте его в капельке воды или слюны на предметном стекле. Этого вам хватит для ознакомления с основными формами бактерий.

Если вы посмотрите на них в обычный микроскоп, употребляющийся в медицинских и биологических лабораториях, то, наверное, разочаруетесь. Будут видны сероватые, с нечеткими контурами, очень маленькие палочки, шарики, нити. Разве их сравнить с причудливыми, как тропические рыбы, инфузориями?

В так называемый фазово-контрастный микроскоп вы сможете увидеть больше. Отличие этого микроскопа от обычного сводится к тому, что частицы, одинаково прозрачные для световых лучей, но с разной плотностью выглядят здесь по-разному: более плотные - темнее, менее плотные - светлее.

Интересно наблюдать живых бактерий в так называемый темнопольный микроскоп. Лучи света здесь идут не через объект наблюдения в объектив микроскопа, а сбоку. Вы, наверное, видели, как ярко светятся пылинки в солнечном луче, пробившемся из-за штор или ставни в темной комнате.

Примерно так же выглядят в темнопольном микроскопе и бактерии - как светлые точки на угольно-черном или коричневатом фоне. Общие очертания их при этом немного смазываются, но зато хорошо видно движение бактерий. А характер движения позволяет распознавать возбудителей некоторых болезней.


Фото: U.S. Geological Survey


Фото: Umberto Salvagnin

Иные бактерии не имеют жгутиков, нужных для передвижения. Но это не значит, что в поле зрения микроскопа они будут неподвижны. Нет, вам покажется, что бактерии движутся, причем все разом, как муравьи в развороченном муравейнике. Однако это - не самостоятельное, активное движение микроба, а так называемое броуновское движение.

Броуновское движение любых мелких частиц, плавающих в жидкости (отнюдь не только микробов), - следствие беспорядочного теплового движения молекул этой жидкости. Молекулы давят на частицу со всех сторон, и она, так сказать, «топчется на месте».

Зато если под микроскопом подвижные бактерии, то вы увидите, как быстро они пересекают поле зрения, замирают на месте, а затем снова устремляются дальше. Особенно интересно наблюдать за спирохетами, похожими на ожившую спираль от электрической плитки. Они настолько тонки, что под обычным микроскопом живую спирохету трудно разглядеть.

В темнопольном микроскопе они видны гораздо лучше. Вы, наверное, найдете их в зубном налете; только хорошенько приглядитесь - лучше всего искать спирохет во время их движения. Они или плывут, извиваясь, как змейки, или дергаются на месте и даже складываются пополам.

Живых бактерий рассматривать в микроскоп не столь удобно, как мертвых и окрашенных.

С каким увеличением желательно приобрести микроскоп, чтобы увидеть в АКЧ микроорганизмы?

Детали строения этих организмов были изучены именно на окрашенных препаратах. Чтобы окрасить бактерии, нужно нанести их на стекло (как говорят, сделать мазок), высушить его, прогреть на пламени горелки (чтобы клетки впоследствии лучше подкрасились) и капнуть на мазок каплю специальной краски.

Если вы попадете в микробиологическую лабораторию, то там, конечно, найдется набор разнообразных красок. Одна из самых распространенных - метиленовая синяя. Так как она входит в состав чернил для авторучки, то за неимением лучшего можно брызнуть на мазок каплю чернил. Через 6-8 минут краску надо смыть водой и высушить мазок.

В зависимости от того, какой вид бактерий был окрашен, вы увидите под микроскопом шарики или палочки - прямые, изогнутые или похожие на запятую. Из палочек и шариков могут образовываться цепочки. Шарики иногда объединены в группы по четыре, восемь и шестнадцать. У некоторых палочек на концах есть утолщения вроде спичечной головки. Таковы основные формы бактерий.

Однако столь краткое описание напоминает слова одного философа, который определил человека как двуногое без перьев. У бактерий, даже окрашенных самым простым способом, можно найти довольно много особенностей их строения. О некоторых из этих особенностей мы здесь расскажем.

Палочковидных бактерий в природе больше всего. Само слово «бактерия» по-гречески значит «палочка». Один из самых распространенных микробов, так называемая кишечная палочка, имеет форму длинного овала. Кишечная палочка обитает в толстых кишках; в одном грамме человеческих испражнений может содержаться 2-Ъ миллиарда этих микроорганизмов (представляете, сколько их попадает во внешнюю среду в населенной местности!).

По форме от кишечной палочки неотличимы и болезнетворные микробы - возбудители дизентерии, тифа, паратифа. Возбудитель сибирской язвы - тоже палочка, но с обрубленными концами. Бактерии сибирской язвы часто располагаются в виде длинных нитей-цепочек.

Форму палочки имеют возбудители столбняка, газовой гангрены и многих других болезней.

Иногда можно встретить название «холерная запятая». Действительно, так называемые вибрионы похожи на запятую. К ним относится и возбудитель холеры. Только не представляйте себе холерную запятую в виде головастика, как любил ее рисовать в «Окнах РОСТА» Маяковский. Это скорее изогнутая палочка равномерной толщины. Строго говоря, это даже не палочка, а отрезок спирали, один ее неполный виток.

Шаровидные бактерии называются кокками. Кокки, собранные в гроздья, напоминающие виноградные, носят название стафилококков. Некоторые из них, попадая в ранки или царапины, служат причиной нагноений и вызывают тяжелые заболевания у детей раннего возраста.

Много несчастий причиняют человеку стрептококки - микробы, похожие на нитки бус или четки. Они вызывают и рожистое воспаление, и ангину, и даже заболевание сердца - эндокардит. Коккам, расположенным по два - диплококкам, - человек обязан такими болезнями, как менингит, воспаление легких, гонорея.

В окрашенном мазке легко определить форму бактерий, но изучить строение бактериальной клетки во всех деталях невозможно. И если мы все-таки уже много знаем о строении бактерий, то этому помогли специальные методы их окраски и изучение их под электронным микроскопом.

  • микроскопический метод: световая, фазово-контрастная, флуоресцентная, электронная;
  • культуральный метод (бактериологический, вирусологический);
  • биологический метод (заражение лабораторных животных);
  • молекулярно-генетический метод (ПЦР — полимеразная цепная реакция)
  • серологический метод — выявления антигенов микроорганизмов или антител к ним;

Способы приготовления препаратов для микроскопии. При помощи светового микроскопа можно изучать микроорганизмы, как в живом, так и в окрашенном состоянии. При исследовании микробов в живом состоянии можно получить представление о размерах, форме и характере их движения. Иногда внутри живой клетки видны блестящие, сильно преломляющие свет гранулы и споры. Для изучения микробов в живом состоянии готовят препараты висячей и раздавленной капли. Для приготовления препарата висячей капли (рис. 19) бактериологической петлей в центр покровного стекла наносят небольшую каплю исследуемого материала, суспендированного в жидкости (изотонический раствор хлорида натрия, мясопептонный бульон). Затем берут специальное стекло с луночкой в центре и края ее смазывают вазелиновым маслом. Луночкой предметного стекла накрывают каплю исследуемого материала на покровном стекле так, чтобы капля находилась в центре луночки. Слегка прижимают предметное стекло и быстро переворачивают. При правильном приготовлении препарата капля свисает в луночку. Вазелиновое масло предохраняет ее от высыхания.

Препарат раздавленной капли готовят нанесением капли суспендированного в жидкости материала на предметное стекло, которое затем накрывают покровным.

СВЕТООПТИЧЕСКАЯ МИКРОСКОПИЯ

Для световой микроскопии применяют микроскоп - оптический прибор, позволяющий наблюдать мелкие объекты. Увеличение изображения достигают системой линз конденсора, объектива и окуляра. Конденсор, расположенный между источником света и изучаемым объектом, собирает лучи света в поле микроскопа. Объектив создаёт изображение поля микроскопа внутри тубуса. Окуляр увеличивает это изображение и делает возможным его восприятие глазом.

Микроскопия в домашних условиях

Предел разрешения микроскопа (минимальное расстояние, на котором различимы два объекта) определяется длиной световой волны и апертурой линз. Теоретически возможный предел разрешения светового микроскопа равен 0,2 мкм; реальное разрешение можно повысить за счёт увеличения апертуры оптической системы, например путём увеличения коэффициента преломления. Коэффициент преломления (иммерсии) жидких сред больше коэффициента преломления воздуха («=1,0), при микроскопировании применяют несколько иммерсионных сред: масляную, глицериновую, водную. Механическая часть микроскопа включает штатив, предметный столик, макро- и микрометрический винты, тубус, тубусодержатель.

Темнопольная микроскопия позволяет наблюдать живые бактерии. Для этого используют темнопольный конденсор, выделяющий контрастирующие структуры неокрашенного материала. Перед началом работы свет устанавливают и центрируют по светлому полю, затем светлопольный конденсор удаляют и заменяют соответствующей системой (например, ОИ-10 или ОИ-21). Препарат готовят по методу «раздавленной капли», делая его как можно более тонким (толщина покровного стекла не должна быть толще 1 мм). Наблюдаемый объект выглядит как освещенный на тёмном поле. При этом лучи от осветителя падают на объект сбоку, а в линзы микроскопа поступают только рассеянные лучи. В качестве иммерсионной жидкости пригодно вазелиновое масло.

Фазово-контрастная микроскопия позволяет изучать живые и неокрашенные объекты за счёт повышения их контрастности. При прохождении света через окрашенные объекты происходит изменение амплитуды световой волны, а при прохождении через неокрашенные - фазы световой волны, что используют для получения высококонтрастного изображения в фазово-контрастной и интерференционной микроскопии. Для повышения контрастности фазовые кольца покрывают металлом, поглощающим прямой свет, не влияя на сдвиг фазы. В оптической системе микроскопа применяют специальный конденсор с револьвером диафрагм и центрирующим устройством; объективы заменяют на иммерсионные объективы-апохроматы.

Поляризационная микроскопия позволяет получать изображения неокрашенных анизотропных структур (например, коллагеновых волокон, миофибрилл или клеток микроорганизмов). Принцип метода основан на изучении объекта в свете, образованном двумя лучами, поляризованными во взаимно перпендикулярных плоскостях.

Интерференционная микроскопия объединяет принципы фазово-контрастной и поляризационной микроскопии. Метод применяют для получения контрастного трёхмерного изображения неокрашенных объектов. Принцип метода основан на раздвоении светового потока в микроскопе; один луч проходит через объект, другой - мимо него. Оба луча соединяются в окуляре и интерферируют между собой.

Люминесцентная микроскопия. Метод основан на способности некоторых веществ светиться при воздействии коротковолнового излучения. При этом испускаемые световые волны длиннее волны, вызывающей свечение. Иными словами, флюоресцирующие объекты поглощают свет одной длины волны и излучают в другой области спектра. Например, если индуцирующее излучение синее, то образующееся свечение может быть красным или жёлтым. Эти вещества (флюоресцеин изоцианат, акридиновый оранжевый, родамин и др.) используют как флюоресцирующие красители для наблюдения флюоресцирующих (люминесцирующих) объектов. В люминесцентном микроскопе свет от источника (ртутная лампа сверхвысокого давления) проходит через два фильтра. Первый (синий) фильтр задерживает свет перед образцом и пропускает свет длины волны, возбуждающей флюоресценцию образца. Второй (жёлтый) задерживает синий свет, но пропускает жёлтый, красный, зелёный свет, излучаемый флюоресцирующим объектом и воспринимаемый глазом. Обычно исследуемые микроорганизмы окрашивают непосредственно либо с помощью AT или лектинов, помеченных флюорохромами. Препараты взаимодействуют с Аг или другими связывающими лиганд структурами объекта. Люминесцентная микроскопия нашла широкое применение для визуализации результатов иммунохимических реакций, основанных на специфическом взаимодействии меченных флюоресцирующими красителями AT с Аг изучаемого объекта.

Перед юными исследователями и их родителями с момента приобретения увеличительного прибора стоит непростая задача - правильно им воспользоваться, так, чтобы он оправдал связанные с ним ожидания. Зачастую, не имея достаточного мастерства и информационного багажа, нет время для наработки навыков, чтения литературы, глубокого вникания в вопрос практической биологии. Многим хочется просто подключить в розетку аппарат и устроиться поудобнее в кресле, в предвкушении ленивого рассматривания картинок о микромире, по образу и подобию диафильма или телепередачи. При таких условиях опыты с микроскопом ограничиваются неудачными попытками «хоть что-то» увидеть. Безусловно, за этим следует разочарование. Однако, мало кто задумывается о том, что причина не в технике, а в недостатке знаний и нежелании в этом разбираться.

Позволяют начинающему биологу (взрослому или ребенку) в короткий срок овладеть базовыми принципами микроскопии, научиться самостоятельно подбирать оптимальное увеличение, задействовать тот или иной метод исследования, плавно и без рывков фокусироваться на образцах, грамотно их подсветить и т.д. Ведь одно дело - прочитать в книжке или в интернете, и совсем другое - попробовать самому.

Простейший опыт с микроскопом, рекомендуемый на начальном этапе - это просмотр микропрепаратов, пропускающих свет (прозрачных) в проходящем освещении. Для этого с помощью микротома делается тонкий продольный или поперечный срез растения. Он размещается между предметным и покровным стеклами, центрируется на столике - то есть располагается точно под объективом (в первую очередь надо использовать 4х, а затем, путем поворота револьверного устройства - более мощные, такие как 10х и 40х). Включается подсветка снизу, благодаря чему световые лучи проходят сквозь клетки и можно наблюдать их структуру.

Аналогичный по простоте опыт с микроскопом, но уже в качестве исследуемого материала берется непрозрачная вещь - например, металлическая монетка. Стеклышки не используются, она просто кладется под оптику, далее надо включить верхний осветитель (чаще всего применяется встроенный светодиод). Если его нет - то подойдет фонарик или настольная лампа. Отражаясь от монеты, фотоны пролетают сквозь оптическую систему и, выходя через окулярную трубку с окуляром, формируют картину увеличенного предмета.

В дальнейшем, когда основные правила работы уже освоены, можно перейти к более сложным опытам с микроскопом. Например, изучение жизни в капле воды . Перед взором предстанет микроскопический мир, со своими законами и бурлящей жизнедеятельностью. Можно понаблюдать за питанием, передвижением и размножением одноклеточных, например, инфузории или эвглены, амеб и других микроорганизмов.

Многие детские и учебные микроскопы комплектуются производителями наборами для опытов. Они содержат подробное описание экспериментов, а также вес необходимые для этого «ингредиенты» и приспособления (например, пинцет, иглу, чашку Петри и т.д.). Один из самых популярных -