Цитаты в виде косвенной речи. Прямая и косвенная речь

Прямая речь - это дословное воспроизведение чужой речи. Она может передавать:

  • чье-то высказывание («Что вы об этом думаете?» - спросил сосед.);
  • невысказанную мысль (Я подумала: «Значит, мои усилия не были напрасными».).

Знаки препинания при прямой речи

А: «П». А: «П!» А: «П?» (Полковой командир закричал: «Остановитесь!» (Л.Н. Толстой))

«П», - а. «П!» - а. «П?» - а. («Увидеть барский дом нельзя ли?» - спросила Таня. (А.С. Пушкин))

«П, - а, - п». «П, - а. - П». «П! - а. - П». «П? - а. - П». («Василиса Егоровна - прехрабрая дама, - заметил важно Швабрин. - Иван Кузмич может это засвидетельствовать». (А.С. Пушкин))

А: «П», - а. А: «П!» - а. А: «П?» - а. (На вопрос мой: «Жив ли старый смотритель?» - никто не мог дать мне удовлетворительного ответа. (М.Е. Салтыков-Щедрин))

Прямая речь может быть использована и при цитировании.

Цитаты - дословные выдержки из сочинений кого-либо, которые могут приводиться для доказательства своих мыслей.

Знаки препинания при цитировании:

  • такие же, как при прямой речи, если цитата сопровождается словами автора (Поэт А. Кушнер считает: «Времена не выбирают, в них живут и умирают».);
  • цитата заключается в кавычки, но пишется с маленькой буквы, если включается в авторский текст как часть предложения (Пушкин своими стихами пробуждал «чувства добрые».);
  • когда в цитате делается пропуск, это отмечается многоточием (Пушкин писал: «...взойдет она, звезда пленительного счастья...»)

Запомните:

  • при цитировании стихотворного текста с точным соблюдением строк и строф кавычки не ставятся;
  • эпиграф кавычками не выделяется, а имя автора не берется в скобки.

Диалог - это разговор двух или нескольких лиц.

При диалоге сохраняются те же знаки препинания, что и при прямой речи, кроме кавычек. Каждая реплика диалога пишется с новой строчки и перед ней ставится тире.

Различайте: предложения с прямой речью и косвенной речью.

Косвенная речь - это чужая речь, переданная не дословно, а лишь с сохранением ее содержания: Мама попросила, чтобы я не опаздывала.

Предложения с косвенной речью являются сложноподчиненными.

Тест

1. Укажите предложения, в которых допущены пунктуационные ошибки при прямой речи.

  • а) «Чтобы это было в последний раз». - грозно проговорила мама.
  • б) «Во сколько нам нужно встать, - размышляла сестра, - чтобы успеть на поезд?»
  • в) Высунулся я в окошко, кричу ему: «Остановись! »
  • г) «Как давно мы не виделись», - обрадованно воскликнула подруга.

2. Укажите предложения, в которых допущены ошибки при цитировании.

  • а) А.С. Пушкин мудро заметил, что: «На свете счастья нет, а есть покой и воля».
  • б) Нельзя не согласиться с А.А. Ахматовой: «Один идет прямым путем, другой идет по кругу...»
  • в) А.Н. Толстой считал, что: «Русский язык должен стать мировым языком».
  • г) М. Горький утверждал, что «в жизни... всегда есть место подвигам».

Ключи к тестам

Человечество не смогло бы добиться сегодняшнего прогресса без возможности вербального общения друг с другом. Речь - наше богатство. Возможность общения с людьми как своей, так и другой национальности позволило странам прийти к нынешнему уровню цивилизации.

Чужая речь

Помимо собственных слов, существует такое понятие, как «чужая речь». Это те высказывания, которые не принадлежат автору, но включены в общий разговор. Также чужой речью именуют и слова самого автора, но только те фразы, которые он говорил либо в прошлом, либо планирует сказать в будущем. Мысленная, так называемая «внутренняя речь», тоже относится к чужой. Она может быть устной или письменной.

В качестве примера приведем цитату из книги Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита»: "Ты думаешь? - встревоженно шепнул Берлиоз, а сам подумал: "А ведь он прав!"

Передача чужой речи

С течением времени в языке появились особые способы передачи чужой речи:

  1. Прямая речь.
  2. Косвенная речь.
  3. Диалог.
  4. Цитирование.

Прямая речь

Если рассматривать способы передачи чужой речи, то этот предназначен для дословного воспроизведения формы и содержания разговора.

Конструкции прямой речи состоят из двух частей - это слова автора и, собственно, прямая речь. Строение этих конструкций может быть разным. Итак, как же могут происходить способы передачи чужой речи? Примеры:

  • Сначала идут слова автора, а за ними прямая речь.

Маша вошла в номер гостиницы, огляделась вокруг, а затем повернулась к Коле и сказала: «Отличная комната! Я бы тут даже жить осталась».

  • Здесь сначала идет прямая речь, и только потом слова автора.

"Отличная комната! Я бы тут даже жить осталась", - сказала Маша Коле, когда вошла в номер гостиницы.

  • Третий способ позволяет чередовать прямую речь со словами автора.

"Отличная комната! - восхитилась Маша, когда вошла в номер гостиницы. Затем она повернулась к Коле: - Я бы тут жить осталась".

Косвенная речь

Речь от третьего лица может передаваться различными путями. Одним из них является использование косвенной речи. Косвенная речь - это сложноподчиненные предложения с Таким образом и может осуществляться передача чужой речи. Примеры:

Маша сказала Коле, что номер в гостинице отличный, и она бы даже осталась в нем жить.

Они поздоровались, и Андрей сказал Михаилу Викторовичу, что очень рад его видеть.

Средства связи

То, каким союзом либо союзным словом соединить главное и придаточное предложения в косвенной речи, называют выбором средства связи. Зависит оно от исходного предложения и от Сообщение может быть повествовательным, побудительным или вопросительным.

  • В повествовательном предложении чаще всего используются союзы «что», «будто», или «будто бы». Например: Студент сообщил: «Я выступлю на семинаре с докладом об экологических проблемах региона». / Студент сказал, что он выступит на семинаре с докладом об экологических проблемах региона.
  • В побудительном предложении применяется союз «чтобы». Например: Директор школы распорядился: «Примите участие в городской выставке». / Директор школы распорядился, чтобы приняли участие в городской выставке.
  • В вопросительном предложении средством связи может стать частица «ли», или двойные частицы «ли… ли». К примеру: Студенты поинтересовались у преподавателя: «Когда нужно сдавать курсовую по вашему предмету?» / Студенты поинтересовались у преподавателя, когда нужно будет сдавать курсовую.

В косвенной речи принято употреблять местоимения и глаголы с позиции говорящего. Когда предложения переводят из прямой речи в косвенную, в них зачастую изменяется порядок слов, также отмечается потеря отдельных элементов. Чаще всего это междометия, частицы либо Например: «Завтра, может, будет совсем холодно», - сказал мой друг. / Мой друг предположил, что завтра будет совсем холодно.

Несобственно-прямая речь

Рассматривая способы передачи чужой речи, следует упомянуть и о таком явлении, как несобственно-прямая речь. Это понятие включает в себя как прямую, так и косвенную речь. Высказывание такого рода сохраняет полностью или частично и синтаксические, и лексические особенности речи, передает манеру говорящего.

Главной ее особенностью является передача повествования. Речь идет от лица автора, а не от самого персонажа.

Например: "Она измеряла шагами комнату, не зная, что делать. Ну как объяснить брату, что это не она рассказала все родителям. Они ведь сами об этом не скажут. Да кто же ей поверит! Сколько раз она выдавала его проделки, а тут… Нужно что-то придумать".

Диалог

Еще одним способом передачи чужой речи является разговор между несколькими людьми, выражаемый прямой речью. Состоит он из реплик, то есть передачи слов каждого участника беседы без их изменений. Каждая произнесенная фраза связана с другими по структуре и смыслу, а знаки препинания при передаче чужой речи не меняются. В диалоге могут встречаться слова автора.

Например:

Ну, и как тебе наш номер? - спросил Коля.

Отличная комната! - ответила ему Маша. - Я бы тут даже жить осталась.

Типы диалогов

Существует несколько основных типов диалогов. Они передают разговоры людей друг с другом и, как и беседа, могут носить различный характер.

  • Диалог может состоять из вопросов и ответов на них:

Отличная новость! А когда состоится концерт? - спросила Вика.

Через неделю, семнадцатого числа. Будет он в шесть часов. Ты обязательно должна пойти, не пожалеешь!

  • Иногда говорящего прерывают на полуслове. В этом случае диалог будет состоять из незаконченных фраз, которые продолжает собеседник:

И в это время наша собака начала громко лаять…

А, вспомнила! Ты тогда еще в красном платье была. Да, в тот день мы отлично провели время. Надо будет повторить как-нибудь.

  • В некоторых диалогах реплики говорящих дополняют и продолжают общую мысль. Они рассказывают об одном общем предмете:

Вот подкопим еще немного денег и уже сможем приобрести небольшой домик, - сказал отец семейства.

И у меня будет собственная комната! У меня обязательно должна быть своя комната! И собачка! Мы заведем же собачку, да, мам? - спросила семилетняя Аня.

Конечно. Кто же еще сможет охранять наш домик? - ответила ей мама.

  • Иногда беседующие могут соглашаться либо опровергать высказывания друг друга:

Я звонил ей сегодня, - сказал он своей сестре, - она, по-моему, чувствовала себя плохо. Голос слабый и хриплый. Разболелась совсем.

Да нет, ей уже лучше, - ответила девушка. - Температура спала, да и аппетит появился. Скоро совсем выздоровеет.

Так выглядят основные формы диалога. Но не стоит забывать, что мы не общаемся только в одном стиле. Во время разговора мы комбинируем различные фразы, ситуации. Поэтому существует и сложная форма диалога, содержащая в себе различные его комбинации.

Цитаты

Когда у школьника спрашивают: «Назовите способы передачи чужой речи», он, чаще всего, вспоминает понятия прямой и косвенной речи, а также цитаты. Цитатами называют дословное воспроизведение высказывания определенного человека. Цитируют фразы для того, чтобы уточнить, подтвердить или опровергнуть чью-либо мысль.

Конфуций когда-то говорил: «Выберите себе работу по душе, и вам не придется работать ни одного дня в своей жизни».

Цитата как способ передачи чужой речи помогает продемонстрировать собственную образованность, а иногда и загнать в тупик собеседника. Большинство людей знает, что те или иные фразы были когда-то кем-то уже произнесены, но вот кем были те люди - им неведомо. Используя цитаты, нужно быть уверенным в их авторстве.

В заключение

Существуют различные способы передачи чужой речи. Основными являются прямая и косвенная речь. Есть и способ, включающий оба этих понятия, - это несобственно-прямая речь. Беседы двух или нескольких людей именуют диалогом. И это тоже передача чужой речи. Ну и, цитируя Сократа: «Единственная истинная мудрость в осознании, что мы по сути ничего не знаем».

Тема. Прямая, косвенная речь, цитирование.
Цель: закрепить навыки определения прямой речи в тексте, навыки постановки знаков препинания при прямой речи, цитировании.
Задачи:
образовательные:
обобщить и систематизировать знания по теме: «Прямая, косвенная речь. Цитирование»;
развивающие:
1 . закрепить навыки замены прямой речи косвенной;
2 . сформировать умения применять прямую речь, цитирование, также умения применения косвенной речи в сочинении-рецензии;
3. развить навыки логического мышления, навыки анализа;
4. развить монологическую речь;
воспитательные:
1. воспитать чувство уважения к родному языку;
2. нравственное воспитание.
Оборудование: медиапроектор, портрет Д. Лихачева, таблица-схема, тест.
Организационный момент.
Проверка-консультация по домашнему упражнению.
Повторение. Систематизация имеющихся знаний по повторяемой теме.
1. Работа с графическими схемами записанных предложений.
Учащиеся записывают в тетрадях под диктовку предложения с прямой речью. На экране проецируются схемы записываемых предложений.
Слайд 1.
1.А: «П.»
2.А: « П!»
3. «П,»- а.
4. «П?» -а.
5. «П,- а, -п.»
6. «П,- а.-П.»
7. «П? - а.- П!»
8. «П,- а,- п?»
9.А: « П…»- а.
10.А: « П?» -а.
1). Хозяйка очень часто обращалась к Чичикову со словами: «Вы очень мало взяли». (Н.Гоголь)
2). Она взглянула и воскликнула: «Это Казбич!» (М.Лермонтов)
3). «Я в театр не пойду», – неприязненно отозвался Шариков и перекрестил рот. (М.Булгаков)
4). «Куда же вы?» – ужаснулся Старцев, когда она вдруг встала и пошла к дому. (А.Чехов)
5). «Я командовать приехал, – заявил Чапаев, – а не с бумажками возиться». (Д.Фурманов)
6). «Притесняют меня, Игнатич, – жаловалась она мне после таких бесплодных проходок. – Иззаботилась я». (А.Солженицын)
7). «Музгарко, да ты в своем уме ли? – удивился старик. – Пропал обоз!» (Мамин-Сибиряк)
8). «Скажи, пожалуйста, Ерофей, – заговорил я, – что за человек этот Касьян?» (И.Тургенев)
9). Тут он совсем обомлел: «Ваше благородие, батюшка барин, да как вы... да стою ли я...» – и заплакал вдруг. (Достоевский)
10). На вопрос мой: «Жив ли старый смотритель?» – никто не мог дать мне удовлетворительного ответа. (А. Пушкин)
2. Работа с учебником (по заданиям 9-10).
Делаем выводы, что в графических схемах хорошо видны основания для постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью:
1) прямая речь как речь чужая (иного плана) выделяется кавычками;
2) предложения, являющиеся прямой речью, сохраняют интонационно-коммуникативные особенности, в конце их ставятся конечные знаки препинания (если прямая речь предшествует словам автора, вместо точки ставится запятая);
3) прямая речь и слова автора отделяются двоеточием или тире.
Знаки препинания при прямой речи сочетаются в зависимости от позиции прямой речи по отношению к словам автора и структуре предложений, являющихся прямой речью или вводящими словами.
3 .Обобщение-таблица «Схема постановки знаков препинания при прямой речи».
Слайд 2.
IV. Самостоятельная практическая работа
Замена прямой речи косвенной.
Для самостоятельной работы учащимся предлагаются заранее написанные на доске предложения с прямой речью, учащиеся в тетрадях записывают предложения с косвенной речью.
Слайд 3.
Памятка.
Правильно употребляйте личные и притяжательные местоимения. Косвенная речь имеет форму придаточного изъяснительного предложения и начинается союзами что, чтобы или союзными словами кто, что, чей, где, когда, как, почему и др.
Если прямая речь содержит вопрос, то она превращается в косвенный вопрос с союзными словами кто, что, чей, где и т.д. или с частицей ли. После косвенного вопроса вопросительный знак не ставится.
Прямая речь.
1). Я однажды сказал: «Если бы ты знала, сколько у меня врагов». (Бунин)
2). «Кого это вы хотите представить?» – тихо спросила Лизавета Ивановна. (Пушкин)
3). «Доктор у себя?» – быстро спросил вошедший. (Чехов)
4). «Теперича я зуб наложила, Игнатич, знаю, где брать, – говорила она о торфе. – Ну и местечко, любота одна!» (Солженицын)
5). «Посвети барину», – сказал Бирюк девочке. (Толстой)
6). «Кур по осени будем считать, а выработку ежедневно, – резко сказал Давыдов. – Ты, Устин, заруби себе на носу: бездельников в колхозе мы терпеть не будем! Дармоеды нам в колхозе не нужны». (Шолохов)
2. Самопроверка (по типу « Проверяю себя».)
Слайд 4.
1). Я однажды сказал, что у меня много врагов.
2). Лизавета Ивановна тихо спросила, кого он хочет представить.
3). Вошедший спросил, у себя ли доктор.
4). Матрена сообщила Игнатичу о том, что знает хорошее местечко, где брать торф.
5). Бирюк велел девочке посветить барину.
6). Давыдов пригрозил Устину, что выработку будет считать ежедневно, ибо бездельников в колхозе не терпят, так как дармоеды колхозу не нужны.
V. Исследовательская работа.
1. Фронтальная беседа.
-В чем отличие прямой речи от косвенной?
– Какие изменения происходят при замене прямой речи косвенной?
– Можно ли назвать косвенную речь приблизительно правильной?
Ребята отвечают, что в переделках многие предложения полностью или частично утратили эмоциональную выразительность, стали холоднее, суше, логичнее. Исчезли драматический элемент предложения, та интонация, мимика, жест, с помощью которых передавалась прямая, дословная речь персонажа. Косвенные предложения более книжные, в них не слышится живой голос, потерялась образность речи. Учащиеся отмечают неблагозвучие подчинительных союзов в косвенной речи, а также лаконизм и четкость речи косвенной.
Наши выводы:
Слайд 5.
Прямая речь
Косвенная речь
Широко используются междометия, фразеологизмы, разговорные словечки (мусье, собачий сын), пословицы и поговорки, неполные предложения, вопросительные, побудительные и восклицательные предложения.
Выразительность речи достигается богатством ее интонационных возможностей.
Личные и притяжательные местоимения, а также личные формы глагола употребляются от лица говорящего.
Типичное построение предложений – прямая речь и слова автора, стоящие перед, после или внутри прямой речи.
Не сохраняет этих средств выразительности (обращения, междометия, фразеологизмы, частицы опускаются при замене прямой речи косвенной).
Личные и притяжательные местоимения (а также личные формы глагола) даются как слова автора.
Строение косвенной речи – сложноподчиненные предложения с придаточным изъяснительным.
Мини-тест.

1. Укажите предложение без пунктуационной ошибки при оформлении прямой речи.
1). «Войди, батюшка»,-сказал инвалид,- наши дома».
2). «Что вам угодно, батюшка?»-спросила она,продолжая свое занятие.
3). «Смею спросить, - сказал он. - вы в каком полку изволили служить?»
4). «Максимыч! - сказала ему капитанша, - Отведи господину офицеру квартиру, да почище».
2. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой в оформлении прямой речи.
1). «Извините меня, - сказал он мне по-французски, - что я без церемонии прихожу с вами познакомиться».
2). «Я слышал, - сказал я довольно некстати, - что на вашу крепость собираются напасть башкирцы».
3). «Зачем нам секунданты. - сказал он мне сухо, - без них обойдемся».
4). «Давно бы так, - сказал он мне с довольным видом, - худой мир лучше доброй ссоры, а и нечестен, так здоров».
3. Укажите предложение без пунктуационной ошибки при оформлении прямой речи.
1). «Зачем откладывать?» - сказал мне Швабрин, - «за нами не смотрят». «Сойдем к реке. Там никто нам не помешает».
2). «Ради бога успокойтесь, - сказала она, отняв у меня свою руку, - Вы еще в опасности: рана может открыться. Поберегите себя хоть для меня».
3). «Что это с вами сделалось? - сказала она, увидев меня, - Как вы бледны!»
4). «Нет, Петр Андреич, - отвечала Маша, - я не выйду за тебя без благословения твоих родителей...»
3. Работа консультантов. (Этому предшествует проверка учителем ответов у группы учащихся-консультантов).
4. Анализ ошибок.
VI. Цитирование. Знаки препинания при цитировании.
1. Работа в группах (по заповедям Д. Лихачева). Слайд 6. Заповеди Д. Лихачева.
1. Не убий и не начинай войны.
2. Не помысли народ свой врагом других народов.
3. Не укради и не присваивай труда брата своего.
4. Ищи в науке только истину и не пользуйся ею во зло или ради корысти.
5. Уважай мысли и чувства братьев своих.
6. Чти родителей и прародителей своих и всё сотворённое ими сохраняй и почитай.
7. Чти природу как матерь свою и помощницу.
8. Пусть труд и мысли твои будут трудом и мыслями свободного творца, а не раба.
9. Пусть живёт всё живое, мыслится мыслимое.
10. Пусть свободным будет всё, ибо всё рождается свободным.
Задание: процитировать понравившееся выражение разными способами, используя параграф учебника в качестве справочного материала.VII. Гимнастика для глаз.
VIII. Работа с текстом.
1 .Найдите в тексте Д. Лихачева предложения, в которых автор отражает свою позицию. Составьте предложения с цитатами, отражающими данную позицию.
2. Прокомментировать, используя цитаты, проблему автора текста (можно воспользоваться образцами-трафаретами сочинений).
Молодость – это вся жизнь.
(1) Когда я учился в школе, мне казалось – вот вырасту, и все будет иным. (2) Я буду жить среди каких-то иных людей, в иной обстановке, и все вообще будет иначе. (3) Будет другое окружение, будет какой-то иной, "взрослый" мир, который не будет иметь ничего общего с моим школьным миром. (4) А в действительности оказалось иначе. (5) Вместе со мной вступили в этот "взрослый" мир и мои товарищи по школе, а потом и по университету. (6)Окружение менялось, но ведь оно менялось и в школе, а в сущности оставалось тем же. (7)Репутация моя как товарища, человека, работника оставалась со мной, перешла в тот иной мир, о котором мне мечталось с детства, и если менялась, то вовсе не начиналась заново.(8)Я помню, что и у моей матери самыми лучшими подругами до конца ее долгой жизни оставались ее школьные подруги, а когда они отходили "в иной мир", замены им не было. (9)То же и у моего отца –его друзья были друзьями молодости. (10)Во взрослом состоянии приобрести друзей оказывалось трудно. (11)Именно в молодости формируется характер человека, формируется и круг его наилучших друзей – самых близких, самых нужных.(12)В молодости формируется не только человек – формируется вся его жизнь, все его окружение. (13)Если он правильно выберет себе друзей, ему будет легче жить, легче переносить горе и легче переносить радость. (14)Радость ведь также надо"перенести", чтобы она была самой радостной, самой долгой и прочной, чтобы она не испортила человека и дала настоящее душевное богатство, сделала человека более щедрым. (15) Радость, не разделенная с задушевными друзьями, – не радость.(16) Храните молодость до глубокой старости. (17) Храните молодость в своих старых, но приобретенных в молодости друзьях. (18) Храните молодость в своих навыках, привычках, в своей молодой "открытости к людям", непосредственности. (19) Храните ее во всем и не думайте, что взрослым вы станете "совсем, совсем иным" и будете жить в другом мире.(20)И помните поговорку: "Береги честь смолоду". (21)Уйти совсем от своей репутации, созданной в свои школьные годы, нельзя, а изменить ее можно, но очень трудно.(22)Наша молодость – это и наша старость.
(Д.Лихачев)
3. Анализ написанных образцов комментария. Редактирование.
IX .Подведение итогов. Комментирование оценок за урок. Рефлексия.
-Какие знания углубили по данной теме?
-Остались ли вопросы по данной теме?
-Понравилось ли проведенное занятие?
-Есть замечания по проведению урока?
-Что бы хотели изменить?
X. Домашнее задание.
Параграф учебника.
По тексту Д. Лихачева написать сочинение-рецензию (блок С ЕГЭ), используя в работе прямую, косвенную речь, цитирование.
3 группа: подобрать к тексту Д. Лихачева 2 аргумента, используя при этом прямую речь и цитирование.

Прямая и косвенная речь. Диалог. Цитата. Язык – хранилище человеческой мысли. Он осуществляет связь времён, поколений… СХТ

Предложения с чужой речью § Чужая речь – это высказывание другого лица, включённое в авторское повествование. Слова, вводящие чужую речь, называются словами автора. Горбунова Ирна

Способы передачи чужой речи § Для передачи чужой речи существуют следующие способы Прямая речь Цитаты Диалог Горбунова Ирна Косвенная речь

Предложения с ПРЯМОЙ РЕЧЬЮ § Прямая речь – это передача чужой речи, сохраняющая её содержание и форму. С помощью прямой речи создаётся впечатление подобия точности воспроизведения чужой речи. Горбунова Ирна

Знаки препинания в предложениях с прямой речью Прямая речь ПЕРЕД словами автора: ПРИМЕРЫ: 1. [ « П » , - а. ] 1. «Спасибо, что всё это рассказала» , - глухим голосом сказал Олег. 2. [ « П? » - а. ] 2. «Интересно, что будут читать мои правнуки? » - писал Лев Толстой. 3. [ « П! » - а. ] 3. «Ой, да тут глубоко!» со смехом сказала она. Горбунова Ирна

Знаки препинания в предложениях с прямой речью Прямая речь ПОСЛЕ словами автора: ПРИМЕРЫ 1. А: « П » . 1. Тут Мишка говорит: «Не надо спорить. Сейчас я попробую» . 2. А: « П? » . 2. Алёнка говорит: «Спорим, не подойдёт? » 3. А: « П! » . 3. Мишка кричит: Горбунова Ирна «Здорово получается!»

Знаки препинания в предложениях с прямой речью ПРИМЕРЫ Прямая речь РАЗРЫВАЕТСЯ словами 1. «Послушайте, товарищ автора: Ложкин, - возмутился я, вы где-нибудь учились? » 1. «[ П, - а, - п? ]» 2. «[ П, - а. – П ]» . 3. «[ П? – а. – П! ]» 4. «[ П! – а. – П ]» . 2. «Гуси летят, - с удовольствием говорит Ростовцев. – Сейчас целый косяк видел» . 3. «Что вы говорите? – воскликнула Марья. – Как это странно!» 4. «Здравствуйте, товарищи! – крикнул он Горбунова Ирна им. – Здорово» .

Диалог § Диалог – это разговор двух, реже нескольких лиц (диалог – от греч. «диалогос» - разговор, беседа). Диалог состоит из реплик. § Реплика – это слова, обращённые к собеседнику. На письме реплики разных лиц обычно даются с новой строки. Перед каждой репликой ставится тире. Горбунова Ирна

Пример диалога У меня зазвонил телефон. - Кто говорит? - Слон. - Откуда? - От верблюда. - Что вам надо? - Шоколада. - Для кого? - Для сына моего. Горбунова Ирна

Цитаты и способы цитирования § Цитата – дословная выдержка из какого – либо текста или в точности приводимые чьи – либо слова. В письменной речи цитаты, как правило, заключаются в кавычки или выделяются шрифтом. Если цитаты приводятся не полностью, место пропуска обозначается многоточием. Цитаты из стихотворений в кавычки не заключаются, если соблюдена стихотворная строка. Горбунова Ирна

Оформление цитат § Предложение с прямой речью. Пушкин писал своему другу Чаадаеву: «Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы!» § Предложение с косвенной речью. А. П. Чехов подчёркивал, что «…праздная жизнь не может быть чистою» . § Предложение с вводными словами. По словам А. М. Горького, «искусство должно облагораживать людей» . Горбунова Ирна

Косвенная речь § Косвенная речь – это чужая речь, переданная в форме придаточного предложения. Представляет собой разновидность сложноподчинённых предложений с придаточными дополнительными. Косвенная речь передаёт содержание чужой речи без сохранения всех особенностей речи говорящего. Горбунова Ирна

Замена прямой речи косвенной § Союз ЧТО употребляется, если прямая речь представляет собой повествовательное предложение: «Я буду ждать тебя» , - сказала Валя. – Валя сказала, ЧТО будет ждать меня. Горбунова Ирна

Замена прямой речи косвенной § Союз ЧТОБЫ употребляется, если прямая речь представляет собой побудительное предложение: Иван Фёдорович попросил: «Назови, Люба, всех членов штаба и охарактеризуй их» . – Иван Фёдорович попросил, ЧТОБЫ Люба назвала всех членов штаба и охарактеризовала их. Горбунова Ирна

Замена прямой речи косвенной § Союз-частица ЛИ употребляется, если прямая речь представляет собой вопросительное предложение и имеет частицу ЛИ или вообще не имеет вопросительных слов: «Уж не думаешь ЛИ ты со мной в прятки играть? » - сказал Ваня с досадой. – Ваня сказал с досадой, не думаю ЛИ я с ним в прятки играть. Горбунова Ирна

Практика § Упражнение № 1. Вставьте пропущенные знаки препинания в ниже приведённые предложения. Составьте схемы 2 и 5 предложений. Горбунова Ирна

Упражнение № 1. Вставьте пропущенные знаки препинания в предложения. Составьте схемы 2 и 5 предложений. 1. « А где мой товарищ? - промолвил Олег. Скажите, где конь мой ретивый? » 2. « Да… - сказал он и резко повернулся ко мне, да… ну что, посмотрим » . 3. И говорю ей: « Как вы милы! - но мыслю: Как тебя люблю!» 4. « Что же, ты рад? - спрашивала Наташа. - Я так теперь спокойна, счастлива» . « Очень рад, отвечал Николай. - Он отличный человек » . 5. Ромашов насторожился и, глядя не на Петерсона, а на председателя, ответил грубовато: « Да, бывал, но я не понимаю, какое это отношение имеет к делу » . 2. [ «П… - а, - п» ]. 5. [А: «П» ]. Горбунова Ирна

Практика § Упражнение № 2. Прочитайте. Составьте с этими высказываниями предложения, оформив их как цитаты. Горбунова Ирна

Упражнение № 2. Составьте с этими высказываниями предложения, оформив их как цитаты. 1. Кто про дела свои трещит всем без умолку, в том, верно, мало толку. (И. А. Крылов) 2. Все талантливые пишут разно, все бездарные – одинаково. (Илья Ильф) 3. Правильный путь таков: усвой то, что сделали твои предшественники, и иди дальше. (Л. Н. Толстой) 4. Наука борется с суевериями, как свет с потёмками. (Д. И. Менделеев) 5. Смех – великое дело… (Н. В. Гоголь) 6. Лженаука – непризнание ошибок. (П. Л. Капица) Горбунова Ирна

Вариант ответа к упражнению № 2 1. Безусловно, прав Крылов: «Кто про дела свои трещит всем без умолку, в том, верно, мало толку» . 2. Илья Ильф говорил мудрые вещи: «Все талантливые пишут разно, все бездарные – одинаково» . 3. Толстой считал: «Правильный путь таков: усвой то, что сделали твои предшественники, и иди дальше» . 4. Менделеев утверждал: «Наука борется с суевериями, как свет с потёмками» . 5. По словам Гоголя, «смех – великое дело…» 6. Капица считал, что «лженаука – непризнание Горбунова Ирна ошибок» .

Прямая и косвенная речь. Диалог. Цитаты. Повторение

I. Вопросы

2. Замена прямой речи косвенной.

3. Знаки препинания при цитатах.

II. Практические задания

1. Домашние задания

1. Выполните упр. 432, 433 по пособию В.Ф. Грекова и др.

2. Аудиторные задания

1. Перепишите, исправляя пунктуационные ошибки и расставляя недостающие знаки препинания. Схематично изобразите предложения.

«Ты может быть нездоров, Павлуша! Спрашивала она иногда. «Скажи, пожалуйста Вера – спохватился вдруг Райский, зачем она вызвала меня». «О друг мой, – воскликнул Базаров, об одном прошу тебя: не говори красиво». «Пари орел», сказал Карамзин, протягивая руку лицеисту Пушкину – только не останавливайся. «Однако второй бастион уже совсем не отвечает: сказал гусарский офицер, сидевший верхом – весь разбит!» легкий щелчок, шорох, и могучий, благородных тонов, непостижимо низкий и раскатистый бас запел – «есть на Волге утес».

2. Определите, какие перед вами предложения: с прямой речью, с косвенной речью с цитатой или вводным предложением.

Право на бессмертие дает поэту созданный им самим «памятник нерукотворный», потому что он всегда был голосом своего народа, его пророком. Всех родных родней, всех близких ближе возникают в памяти слова: «Я хотел бы жить и умереть в Париже, если б не было такой земли – Москва». Мы, я думаю, для тебя тоже не чужие. Как только Татьяна Ивановна произносила первые слова «Роняет лес багряный свой убор…», наступала мертвая тишина. «А почем купили душу у Плюшкина?» - шепнул ему на ухо Собакевич.

3. Перепишите, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания.

На дворе начало октября. Небо сплош_ затянуто тучами. Ра_вет еще (не) наступил и кажется (н_)когда (не)наступит. Трудно поверить что солнечные лучи могут пробит_ся сквозь эту непроница_мую сер_сть.

А город уже живет. Тысячи людей подняв воротники или ра_крыв зонтики бегут по улице ос_ждают сверкающие от дождя автобусы ныряют в проходную табач_ной фабрики. Посмотр_шь на них и страшно становится откуда столько народу?

Большая т_лпа ст_кается к переходу готовая ринут_ся в первый же просвет между потоками автомобилей которым кажется тоже нету конца. В этой т_лпе я пересекаю широкую улицу и поп_даю в большой (полу) стекля_ый (полу) метал_ический колпак кафетерий или попросту забегаловку. Внутри забегаловки буфетная стойка несколько высоких столиков на железных ногах. Цементный пол усыпан толстым слоем серых опилок.

Дли_ая очередь тянется вдоль буфета. Люди топч_тся ёжатся пот_рают руки. От намокших плащей и пальто подн_мается пар.

За стойкой в_звышается Зоя высокая девушка с гла_кой прич_ской. Она бр_сает мелоч_ в пластмас_вую тарелку выдает _дачу бойко орудует бл_стящими рычагами кофейного агрегата. Может быть ей кажется что она стоит у пульта упр_вления атомным кораблем.

    Валгина, Н.С. Орфография и пунктуация [Текст]: Справочник. / Н.С. Валгина, В.Н. Светлышева − М.: Высшая школа, 1993.

    Греков, В.Ф.

    Шапиро, А.Б. Современный русский язык: Пунктуация [Текст]: Учебное пособие для пед. институтов / А.Б. Шапиро. − М.: Просвещение, 1974.

    Розенталь, Д.Э.

    Розенталь, Д.Э.

    Шубина, Н.Л. Пунктуация современного русского языка [Текст]: Учебник для вузов / Н.Л. Шубина. – М: Академия, 2006.

Модуль 3

Практическое занятие №25

Контрольный диктант №2

1. Контрольный диктант (50 мин).

2. Грамматические задания к диктанту (фонетический разбор, разбор по составу, словообразовательный разбор, морфологический разбор, синтаксический разбор словосочетания, простого предложения) (40 мин).

Модуль 3

Практическое занятие №26

Лексика и фразеология

I. Анализ контрольного диктанта, грамматических заданий. Выполнение работы над ошибками.

I. Вопросы

1. Слово и его лексическое значение. Многозначные слова.

2. Употребление омонимов, синонимов, антонимов.

3. Значение и употребление фразеологизмов.

II. Практические задания

1. Домашние задания

1. Выполните упр. 4, 5 по пособию В.Ф. Грекова и др.

2. Аудиторные задания

1. Выполните упр. 16 по пособию В.Ф. Грекова и др.

2. Выполните упр. 20 по пособию В.Ф. Грекова и др.

3. Выполните упр. 45 по пособию В.Ф. Грекова и др.

и учебно-методические материалы для подготовки к занятию:

    Александрова, З.Е. Словарь синонимов русского языка: ок. 9000 синонимических рядов [Текст] / З.Е. Александрова / Под ред. Л.А. Чешко. – М.: Русский язык, 1986.

    Ахманова, О.С. Словарь омонимов русского языка [Текст] / О.С. Ахманова. − М.: Русский язык, 1986.

    Греков, В.Ф. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы [Текст] / В.Ф. Греков, С.Е. Крючков, Л.А. Чешко. − М.: Просвещение, 2003.

    Розенталь, Д.Э. Русский язык: орфография и пунктуация: поступающих в вузы [Текст] / Д.Э.Розенталь, И.Б. Голуб. – М.: Айрис-пресс, 2008 – 384 с.

    Розенталь, Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке [Текст] / Д.Э. Розенталь. − М.: Айрис-пресс, 2005.

    Фразеологический словарь русского языка свыше 10 000 фразеологизмов [Текст]. – М.: Высшая школа, 2003. – 336 с..

Модуль 3

Практическое занятие №27

Cтилистика

I. Вопросы

1. Понятие о функциональных стилях:

    научный стиль и его особенности;

    официально-деловой стиль и его особенности;

    публицистический стиль и его особенности;

    разговорный стиль и его особенности;

    стиль художественной литературы.

2. Стилистические ошибки.

II. Практические задания

1. Домашние задания

1. Выполните упр. 25

2. Выполните упр. 26 по пособию В.Ф. Грекова и др. (устно).

3. Выполните упр. 27 по пособию В.Ф. Грекова и др. (устно).

2. Аудиторные задания

1. Прочитайте, найдите грамматические, речевые и стилистические ошибки, исправьте их.

Стихотворение Симонова «Жди меня» стало бестселлером. В этих словах заключается наша любовь и поклонение Пушкину. Мы испытываем летаргию по прошлому. Беликов ходил с поднятым воротником и длиннополой шляпе. Павел Кирсанов – отъявленный аристократ. Почва для революции назрела. Народ был подвергнут жесткому аппарату репрессий. Пьеса «Вишневый сад» сыграла большое значение в духовной жизни русской интеллигенции. Прибрать власть в свои руки. В историях наших народов много общего. Тихон не только не защищал ее от нападок матери, но и сам боялся ее, подчинялся ей. Пушкин и поэты его круга запросто обращались к народной речи. Таких людей трудно понять, и они в большинстве своем остаются непонятыми. Мы посетили мемориал памяти жертв сталинских репрессий. Посещаю выставку, мне запомнились два акварельных пейзажа. Кофе было готово через пять минут. Он умолчал неприятное событие от матери. Наиболее худшее положение было у тех ребят, которые ничего о предстоящей контрольной работе не знали. Путь, избранный нашим героем, ошибочен, неправильный. Доклад студента отличался мастерским владением материала и глубокой эрудицией.

и учебно-методические материалы для подготовки к занятию:

    Греков, В.Ф. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы [Текст] / В.Ф. Греков, С.Е. Крючков, Л.А. Чешко. − М.: Просвещение, 2003.

    Розенталь, Д.Э. Русский язык: орфография и пунктуация: поступающих в вузы [Текст] / Д.Э.Розенталь, И.Б. Голуб. – М.: Айрис-пресс, 2008 – 384 с.

    Розенталь, Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке [Текст] / Д.Э. Розенталь. − М.: Айрис-пресс, 2005.

3. СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ

Таблица 3

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ

Наименование

дисциплины/курса

Уровень/ступень образования

(бакалавриат, магистратура)

Статус дисциплины в рабочем учебном плане (А, В, С)

Количество зачетных единиц/кредитов

Практикум по русскому языку

бакалавриат

Смежные дисциплины по учебному плану

Предшествующие: русский язык

Последующие: современный русский литературный язык, корректорское дело

Входной МОДУЛЬ

(проверка «остаточных» знаний по ранее изученным смежным дисциплинам)

Форма работы*

Количество баллов 3 %

Контрольный диктант с грамматическим заданием №1

МОДУЛЬ № 1

Форма работы

Текущая работа

Домашнеезадание

Посещение аудиторных занятий

Контрольная работа №1

МОДУЛЬ № 2

Форма работы*

Весовой коэффициент модуля 33 %

Текущая работа

Домашнеезадание

Посещение аудиторных занятий

Контрольная работа №2

МОДУЛЬ № 3

Форма работы*

Весовой коэффициент модуля 32 %

Текущая работа

Домашнеезадание

Посещение аудиторных занятий

Контрольный диктант с грамматическим заданием №2

Общее количество баллов по дисциплине (по итогам изучения всех модулей, без учета дополнительного вида работы, за который начисляются поощрительные баллы)

Ф.И.О. преподавателя Ганова С.В.

Утверждено на заседании кафедры «___»_______200__г. Протокол №______

Зав. кафедрой________________________

3.2. ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ И КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

Входной модуль

Контрольный диктант №1

Возможный вариант текста и грамматических заданий для диктанта

Погода переменилась. Метель из влажной, декоративной переходила в сухую, мороз набирал силу. Начинается это красиво, кончается страшновато. Редкий влажный снежок, поначалу почти отвесно слетавший на высоты и курганы, всё подсушивался и подсушивался, всё сильнее косил, будто кто его швырял из-за горизонта. Степь постепенно принимала вид ткацкого станка, на котором со все усиливающимся посвистом натягиваются туго скрученные нитки. Всё злее и напористее задувал ветер. Вдобавок к падающему он срывал на сугробах старый снег, выпавший раньше, взвихривал его, перемалывал в муку тончайшего помола. Прошёл час, другой, и уже не видели мы собственных валенок, словно брели по колено в белой кипящей воде. И наконец степь одичала совершенно, зашипела, как рассерженная гусыня, завыла разбойно, перемешала небо с землёй. Ничего не разобрать и не различить. Ни шинели, ни ватники тепла не держат, оно выдувается, выбивается ветром; брови запорошились и стали белыми, с ресниц течёт; и нечего думать, чтобы обтереть лицо рукавицей, наляпаешь снег на снег; и голой рукой не стоит, облегчения на секунду или две, да зато и в рукавицы снегу натолчётся.

И по этой степи, озверевшей к ночи, двигались наши батальоны, грохотали танки и артиллерийские тягачи, плутали группами и в одиночку разбитые итальянцы, румыны и немцы. Иногда в белой летящей мгле возникали перестрелки, и было неизвестно, кто стреляет и в кого, и некогда было разбираться, неумолимо действовал приказ: вперёд, только вперёд! Порой в хвосты батальонов и рот пристраивались, побросав оружие, итальянцы и плелись до ближайшего хутора или станицы, где их сдавали до подхода вторых эшелонов на попечение местных жителей, вооружаемых итальянскими же карабинами.

(Н. Грибачёв. 251 слово)

1. Выполните фонетический разбор слов погода, редкий, снег .

2. Выполните морфемный разбор слов грохотали, падающему, неумолимо .

3. Выполните словообразовательный разбор слов снежок, наляпать .

4. Выполните морфологический разбор слов погода, переменилась .

5. Выполните синтаксический разбор простого предложения Начинается это красиво, кончается страшновато.

Модуль 1

Контрольная работа №1

Возможный вариант заданий

1. Компьютерная диагностика

1. Укажите слова из 5 звуков:

2) летчик;

4) сельдь.

2. Укажите, в каком слове неправильно выделен ударный слог:

1) щавéль;

2) катáлог;

3) квартáл;

4) принýдить.

3. Определите, в каких словах есть [й]:

1) суховей;

2) веялка;

5) вязать;

4. Укажите, какие слова образованы приставочным способом:

1) приходить;

2)подземный;

3) предыстория;

4) докрасна.

5. Укажите строчку, в которой допущены ошибки в употреблении прописных букв:

1) Петр Великий, Жан-Жак Руссо, Людвиг ван Бетховен, Рокфеллер-старший;

2) Всемирный совет мира, Генеральная ассамблея ООН, Московская Патриархия;

русского языка , но не рассматриваются в достаточно... 6.Скворцов Л.И. Культура русской речи. М.: Знание, 1995 7.Максимов В. Русский язык и культура речи. ...

  • Разработка урока

    Учителя русского языка и литературы Арслановой И.М. Материалы урока-презентации "Практикум по русскому языку в 11 классе по теме: ... «От анализа текста – к сочинению»: учителя русского языка и...

  • Автореферат диссертации

    Класса "Практикум по русскому языку в 11 классе по теме: «От анализа текста – к сочинению» учителя русского языка и... литературы Никульшиной В.А. Материалы мастер-класса "Практикум по русскому языку в 11 классе по теме « ...

  • Гоу сош с углубленным изучением английского языка №1262 им календарно – тематическое планирование занятий по подготовке к егэ по русскому языку в 2011 -2012 учебном году

    Тематическое планирование

    Ю.Н. – М.: Национальное образование,2010. Егораева, Г.Т. ЕГЭ.Практикум по русскому языку : подготовка к выполнению части 3 (С)/ Г.Т. Егораева. – ... Орфоэпический практикум . (А1) 2. Грамматические нормы русского языка . (Задания А3-А5, А26) 3. Работа по ...