Эмоциональный комфорт в школе. Психологический комфорт в школе как условие развитие личности обучающихся

Выступление на педагогическом совете.

Тема: Психологический комфорт в школе – важное условие

эффективности обучения и воспитания.

Психологический комфорт в школе - важное условие эффективности обучения и воспитания.

    Вхождение в тему (метод «Ассоциации»)

Какие ассоциации возникают у вас, когда слышите слово «комфорт?»

(Слова должны начинаться с букв данного слова.)

К Красота

О Органичность

М Мама

Ф Фантазия

О Отдых

Р Радость

Т Тепло

Что такое комфорт?

Комфорт - заимствовано из английского языка, где comfort «поддержка, укрепление» («Этимологический словарь», Н. М. Шанский).

Комфорт - условия жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающие удобство, спокойствие и уют. («Толковый словарь русского языка», С. И. Ожегов).

Психологический комфорт - условия жизни, при которых человек чувствует себя спокойно, нет необходимости защищаться.

Никакие успехи в учебе не принесут пользы, если они «замешаны» на страхе перед взрослыми, подавлении личности ребенка. Как писал поэт Борис Слуцкий:

Ничему меня не научит

То, что тычет, талдычит, жучит...

Однако психологическая комфортность необходима не только для развития ребенка и усвоения им знаний. От этого зависит физическое состояние детей. Адаптация к конкретным условиям, к конкретной образовательной и социальной среде, создание атмосферы доброжелательности позволяют снять напряженность и неврозы, разрушающие здоровье детей.

В школе дети и учителя находятся с утра до вечера. И большая часть времени занята уроками. Следовательно, очень важно то, насколько урок как «окружающая среда» обеспечивает ребенку и педагогу комфортное состояние.

Нельзя допустить у детей комплексов, неуверенности в себе. В классе не должно быть деления на «хороших» и «плохих», «умных» и «глупых». Каждый ребенок должен ощущать веру учителя в свои силы. Ситуация успеха (Я могу!) формирует у ребенка веру в себя, учит преодолевать трудности, помогает осознать свое продвижение вперед.

Задача учителя организовать определенную систему мер по созданию психологического комфорта на уроке.

В настоящее время ученые в области педагогики и психологии, учителя-практики говорят и пишут о гуманизации образования, об индивидуальном подходе к ученику в процессе обучения и воспитания, о внимании к каждому ребенку, о создании в школе атмосферы психологического комфорта.

Это декларируется в законе РФ “Об образовании”. Наличие или отсутствие психологического комфорта оказывает влияние на состояние психики школьника, его желание учиться, а в итоге – на его успеваемость.

В Конвенции ООН о правах ребенка статья 28. 2 гласит: «Государства-участники принимают все необходимые меры для обеспечения того, чтобы школьная дисциплина поддерживалась с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребенка и в соответствии с настоящей Конвенцией».

Психологическая безопасность образовательного процесса – это состояние защищенности школьника от угроз его достоинству, душевному благополучию, позитивному мировосприятию и самоотношению.

Очевидно, что психологическая безопасность – важнейшее условие полноценного развития ребенка, сохранения и укрепления его психологического здоровья. Психологическое здоровье, в свою очередь, - основа жизнеспособности ребенка, которому в процессе детства и отрочества приходится решать отнюдь непростые задачи своей жизни: овладевать собственным телом и собственным поведением, научаться жить, работать, учиться и нести ответственность за себя и других, осваивать систему научных знаний и социальных навыков, развивать свои способности и строить образ «Я». Это означает, что современная школа должна всерьез и по-настоящему становится не только местом, где детей учат, но и пространством их полноценного взросления, питательной средой становления успешных, счастливых и здоровых людей. Это возможно только в атмосфере душевного комфорта и благоприятного социально-психологического климата в образовательном учреждении. А для этого, урок как образовательное пространство, должен быть территорией безусловной психологической безопасности.

Естественно, существуют различные ситуации, мешающие психологическому комфорту. У учащихся такими «мешающими» факторами являются: неуверенность в себе, повышенная утомляемость, замедленность темпа деятельности, повышенная потребность во внимании, повышенная двигательная активность, трудности в переключении с одной деятельности на другую. У учителей (по данным статистики) факторами возникновения дискомфорта выступают: физическая и психологическая напряженность труда, постоянное оценивание со стороны различных людей, высокий уровень ответственности, тенденция агрессивного отношения со стороны родителей и учащихся, разные стили управления педагогическими кадрами.

Вообще говоря, разбирая потенциальные «критические точки», можно выделить несколько групп факторов, составляющих окружение школьника. Это:

Психолого-педагогические факторы (личность учителя, сложность учебной программы, возможности ребенка усвоить эту программу);

- социальные (статус в классе, отношения с другими учениками вне класса и т.д.);

- физические (школьное пространство, включая обстановку, освещенность, режим дня, качество питания и т.д.)

Обратившись к работам современных психологов и физиологов, мы можем выделить так называемые школьные факторы риска, остающиеся, по мнению исследователей, устойчивыми и труднопреодолимыми в течение многих десятилетий во всех школах мира:

· несоответствие методик и технологий возрастным и индивидуальным возможностям ребенка,

. стрессовая тактика педагогических воздействий,

· нерациональная организация образовательного процесса, в особенности режима движений, отдыха, питания;

· предельное напряжение умственных сил ребенка на уроке и в процессе выполнения домашних заданий;

· изматывающие, издергивающие нервную систему детей умственные, эмоциональные и физические перегрузки;

· педагогический и родительский «психоз» отличных отметок;

· формализм программных знаний;

· нервозность школьной обстановки, в которой царит торопливость, напряжение,

· недоверие к ребенку, к его желанию учиться, к его индивидуальности.

В педагогической литературе наиболее полно дана характеристика психологического климата. Под психологическим климатом А.С. Макаренко понимал: «стиль» и «тон», подчеркивая мажорность как основную особенность нормального тона классного коллектива. Конкретизируя мажорный тон, он выделял следующие его признаки:

    Дружеское единение в системе «учитель-ученик». Во внутренних отношениях можно критиковать и наказывать воспитанников, вовне этих специальных форм воздействия необходимо отдавать должное каждому воспитаннику, защищать его, не причинять ему никаких огорчений, не позорить его;

    Проявление внутреннего, уверенного спокойствия, постоянная бодрость, готовность к действию. Наличие чувства собственного достоинства у каждого ученика;

    Защищенность всех членов классного коллектива. Ни один ученик не должен чувствовать своей обособленности и беззащитности;

    Разумная и полезная деятельность всех на уроке;

    Умение быть сдержанным в движениях, словах.

Однако очень часто наш тон общения с детьми, манера преподавания вызывает у школьников ни уверенное спокойствие и готовность к действию, а чувство тревожности, что они и отразили в своих анкетах (демонстрация слайдов и зачтение причин).

Большой воспитательный потенциал содержат в себе творческие задания, задания по выбору, которые обогащают структуру урока, создают благоприятную обстановку, подходящую для развития личности (слайд).

Исследования показали, что позиция учителя на уроке, стиль его поведения и общения серьезно влияют на климат урока, отношение учащихся к учению.

Благоприятный климат на уроке зависит от многих и многих факторов.

Учителю важно помнить, что психологический климат на уроке начинает создаваться вне урока. Взаимоотношения учителя с учениками – важнейшее условие психологической атмосферы урока. Как учитель относится к работе, как разговаривает с детьми, с родителями, другими учителями, радуется ли он успехам детей и как он радуется, как он выражает свои эмоциональные чувства, как он ими владеет - все это и многое другое оказывает воздействие учителя учащимся и на их отношение к нему. Мы попросили учеников ответить на вопросы:

- Кто из учителей проявляет к вам внимание, поддерживает вас? Результаты на слайде

В ответах на этот вопрос доминируют классные руководители и учителя русского языка и математики, что очень хорошо видно в таблице. Также в ответах прослеживаются те предметы, которые уч-ся выпускных классов выбрали в качестве экзаменов на итоговой аттестации.

- С кем из учителей вам нравится общаться и почему? Результаты на слайде

В ответах на этот и некоторые другие вопросы, прослеживалось и лукавство: дети несколько раз переспрашивали, кто увидит их анкеты.

Однако довольно откровенно школьники называли предметы, которые они хотели бы прогулять.

Причины во многом перекликаются с причинами тревожности на уроках (зачтение).

Что же можно сделать в условиях школьного урока для сохранения психологического комфорта?

Обязательно учитывать физиологические эмоционально-личностные особенности детей, создавать ситуации успеха на уроке, выбрать наиболее подходящий стиль общения.

Рассмотрим виды нагрузок во время урока.

1. Умственная нагрузка (связана с затратами энергии на мыслительные процессы, при приобретении знаний).

2. Статическая (связана с необходимостью длительное время удерживать вынужденное положение тела во время учебных занятий).

3. Динамическая (как правило, недостаточна, что приводит к гиподинамии). Значит, динамическую нагрузку можно и нужно увеличивать с помощью физминуток.

Педагоги-психологи выделяют ряд факторов, способствующих благоприятному психологическому климату:

    Учитель должен входить в класс с хорошим бодрым настроем и уметь настроить себя на жизнерадостную с детьми параллель. Учителю вообще должно быть присуще желание и стремление общаться с детьми, общаться в доброжелательной форме.

    Любое эмоциональное состояние, включая отрицательное, можно выразить в деликатной форме.

    Учитель должен хорошо знать возрастные психологические особенности учащихся, а также развивать в себе педагогическую наблюдательность, чтобы гибко и адекватно реагировать на ту или иную ситуацию на уроке.

Одним из самых «взрывоопасных» этапов урока является регулирование и коррекция поведения учащихся, оценка их знаний.

    Неумеренное поощрение или наказание приносят вред. Одобрение, поощрение будут по-разному восприняты разными учащимися. Психологически важно не захвалить хорошо успевающего ученика с высокой самооценкой, важно и для самого ученика, и для учащихся класса (А.В.Макаренко)

    Обучение и воспитание должно строиться без наказания и окриков (В.С.Сухомлинский.)

    Психологический дискомфорт на уроке для учителя, а затем и для учащихся, часто идет от чувства профессионального бессилия педагогической деятельности, поэтому учителю важно совершенствовать свое профессиональное мастерство.

    Приходите в кабинет нужно немного раньше звонка. Убедиться, все ли готово к уроку. Стремиться к организованному началу урока.

    Начинайте урок энергично. Не задавайте вопросы о том, кто не выполнил домашнего задания. Урок ведите так, чтобы каждый ученик с начала и до конца был занят делом.

    Применяйте на уроке специально разработанный дидактический материал, используйте разноуровневые задания, позволяющие ученику самому выбирать вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую).

    Увлекайте учеников содержанием материала, контролируйте темп урока, помогайте «слабым» поверить свои силы. Держите в поле зрения весь класс. Особенно следите за теми, у кого внимание неустойчиво. Предотвращайте сразу же попытки нарушить рабочий ритм. Обращайтесь чаще с вопросами к тем, кто может на уроке отвлечься.

    Мотивируйте оценки знаний: ученику следует знать, над, чем ему поработать еще. Это будет приучать к дисциплинированному труду. Ученик будет привыкать к тому, что указания учителя надо выполнять обязательно.

    Заканчивать урок общей оценкой работы класса и отдельных учеников. Пусть все испытают чувство удовлетворенности от результатов труда на уроке. Постарайтесь заметить положительное в работе недисциплинированных ребят, но делайте это не слишком часто.

    Прекращать урок со звонком. Напомнить дежурному о его обязанностях. Удерживайтесь от излишних замечаний.

    Помните, налаживание дисциплины, может быть единственная область педагогической практики, где помощь не идет на пользу.

    Обращайтесь за помощью к самим ученикам. С нарушителями, которых класс не поддерживает легче справиться.

    Не допускайте конфликтов с целым классом, а если он возник, не затягивайте его, ищите разумные пути его разрешения.

    Помните слова Н.А. Добролюбова о том, что справедливый учитель - это такой учитель, поступки которого оправданы в глазах учеников.

Заповеди учителя

Уважай детей! Защити их любовью и правдой.

Не навреди! Ищи в детях хорошее.

Замечай и отмечай малейший успех ученика. От постоянных неудач дети озлобляются.

Не приписывай успех себе, а вину ученику.

Ошибся – извинись, но ошибайся реже. Будь великодушным, умей прощать.

На уроке создавай ситуацию успеха.

Не кричи, не оскорбляй ученика ни при каких обстоятельствах.

Хвали в присутствии коллектива, а прощай наедине.

Только приблизив к себе ребенка можно влиять на развитие его духовного мира.

Не ищи в лице родителей средство для расправы за собственную беспомощность в общении с детьми.

Оценивай поступок, а не личность.

Дай ребенку ощутить, что сочувствуешь ему, веришь в него, хорошего мнения о нем, несмотря на его оплошность.

Педагогический совет: «Педагогический комфорт на уроке, как условие развития личности школьника».

ЦЕЛЬ: проанализировать состояние психологического климата на уроках и выявить условия и факторы, стимулирующие создание комфортной среды и препятствующие этому:

ЗАДАЧИ:

Сформировать мотивацию педагогического коллектива на создание комфортной среды на уроках;

Разработать план деятельности педагогического коллектива по созданию благоприятного для развития личности школьника психологического климата на уроке;

Разработать «Золотые правила учителя школы» как основы психолого-педагогического обеспечения урока.

Подготовка:

Анкетирование учащихся 7-11х классов;

Составление программы наблюдений, посещение уроков;

Анализ материалов, выявление тенденций.

Форма проведения: продуктивная игра.

В ходе педсовета будут работать шесть групп.

1.Психологический настрой: «Все в твоих руках».

«Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец ненастолько мудр. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая - я ее умертвлю, скажет мертвая - выпущу». Мудрец подумав, ответил: «Все в твоих руках».

В наших руках возможность создать в школе такую «среду», чтобы каждый ученик чувствовал бы себя максимально комфортно.

2. Теоретический ввод

В настоящее время ученые в области педагогики и психологии, учителя-практики говорят и пишут о гуманизации образования, об индивидуальном подходе к ученику в процессе обучения и воспитания, о внимании к каждому ребенку, о создании в школе атмосферы психологического комфорта.

Это декларируется в законе РФ « Об Образовании».

В Ст.56.3 говорится « о прекращении трудового договора с педагогом в случае применения, в том числе однократного, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психологическим насилием над личностью обучающегося».

Ст. 32.3 « образовательное учреждение несет ответственность за качество образования своих выпускников». Наличие или отсутствие психологического комфорта оказывает влияние на состояние психики школьника, его желание учиться, а в итоге - на его успеваемость.

В Конвенции ООн о правах ребенка, статья 28.2 гласит: « Государства-участники принимают все необходимые меры для обеспечения того, чтобы школьная дисциплина поддерживалась с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребенка в соответствии с настоящей Конвенцией».

В Концепции модернизации Российского образования до 2010 года, п.2.1 указывает:

« доступность качественного образования означает государственные гарантии: обучение в условиях, гарантирующих защиту прав личности обучающегося в образовательном процессе, его психологическую и физическую безопасность». Кроме того, в п.2.2 отмечается: « Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся» т.е. компетенции. … «инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе».

Такая личность может сформироваться в условиях такого психологического пространства, где ребенку с первого класса предоставляется возможность выражать свое «Я»; делать выбор в соответствии со своими ценностными ориентациями; где поощряется генерирование идеи, выдвижение разного рода инициатив, внесение интересных предложений; где развивается готовность и умение брать на себя ответственность; где создаются условия для самоутверждения ребенка, с учетом сильных сторон его личности; где формируется взгляд на другого человека. как на безусловную ценность.

Главным критерием такого психологического пространства является безопасная среда,

атмосфера психологического комфорта, которая является одновременно:

развивающей;

психотерапевтической;

психокоррекционной.

А в условиях адаптивной школы тем более , так как в этой атмосфере исчезают барьеры, снимаются психологические защиты, и энергия расходуется не на тревогу или борьбу, а на учебную деятельность, на продуцирование идей, на творчество.

3.Понятие «психологический комфорт»

С точки зрения педагогики комфорт выступает как качественная характеристика двух ведущих направлений:

организация внутришкольной среды;

особенности организации образовательной деятельности школьника.

Комфортная внутришкольная среда - внутреннее пространство школы, система ее условий, позволяющих сохранить психофизическое здоровье учащихся, способствующих их оптимальной включенности в образовательную деятельность, успешной самореализации. Комфорт позволяет максимально сохранить здоровье ребенка, способствует адекватному поведению и успешной деятельности. Поддерживает положительный эмоциональный фон, формирует устойчивое переживание удовольствия от пребывания в школе. Структурными составляющими общего комфорта в школе являются:

физический;

интеллектуальный;

психологический (социально-коммуникативный).

Физический комфорт школьника характеризуется соответствием между его телесными, соматическими потребностями и предметно-пространственными условиями внутришкольной среды. Прежде всего, это потребности в особом тепловом и световом режиме, «микроклиматические» особенности помещений - влажность, вентилируемость и т.п. Особенности нашего социума для некоторой категории школьников определяют потребности в пище, в воде, как важном факторе физического комфорта. К этой категории относится и режим работы школы: продолжительность учебных занятий, длительность перемен, «физкультурные минутки», оптимальность составления расписания уроков и т. д. Это все условия, на которых основывается жизнедеятельность человека и которые необходимо учитывать при организации благоприятной внутришкольной среды.

Интеллектуальный комфорт говорит об удовлетворенности человека процессами своей мыслительной деятельности и ее результатами. в учебном процессе - это удовлетворение

потребности в получении информации. На уроках интеллектуальный комфорт достигается сменой видов деятельности, индивидуальной поддержкой отдельных ребят. Поддержка интереса к учебному предмету, является исключительно важным видом развития мотивации, необходимого для интеллектуального развития личности. Ситуация интеллектуального успеха - это совокупность педагогических условий, обеспечивающих самореализацию ребенка в каком - либо виде деятельности (учебе, общественной активности, труде, спорте, художественном творчестве.) Это способствует формированию положительной и вместе с тем адекватной самооценки школьника.

Источником социально-коммуникативного комфорта выступают в первую очередь организационно- коммуникативные условия внутришкольной среды, т.е. организация межличностных взаимодействий субъектов образовательного процесса. (ученик - ученик, ученик - учитель, ученик - родитель. учитель - родитель, учитель - учитель и т.д.) Взаимодействие всех участников образовательного процесса внутри школы порождает особую среду. Уклад школьной жизни, традиции при котором взаимодействие построено на основе достижения доверия, понимания, комфортного состояния и детей и взрослых.

Ребенок становится счастливым, когда ощущает к себе искреннюю любовь, которая снижает тревожность и дает ребенку ощущение безопасности. При этом, отношения учителя и учеников характеризуются такими качествами как доверие, уважение, требовательность, чувство меры, справедливости, доброты.

В целом состояние комфорта несет с собой чувство удовлетворения собственной деятельностью, положительные мотивы к ее продолжению, что в свою очередь, ведет к индивидуальному развитию личности каждого ученика.

Комфорт - (от англ. comfort)

«поддержка, укрепление»

Этимологический словарь Н.М.Шанский

Комфорт - это условия жизни, пребывания; обстановка обеспечивающая удобство, спокойствие и уют

Толковый словарь русского языка С.И.Ожегов

Психологический комфорт-

условия жизни, при которых ребенок чувствует себя спокойно, нет необходимости защищаться.

Задание: I.Какие ассоциации возникают у вас, когда слышите слово «комфорт»?

4.Анализ состояния психологического климата на уроках (по результатам анкетирования)

Задание III.Определите негативный и позитивный смысл ассоциаций «психологического климата» на уроке:

Задание: IV.Моделирование личности «Идеального» педагога:

Задание: V.Решение педагогических ситуаций

Обсудить в группе педагогическую ситуацию.

Определить решения: а) способствующие созданию «психологического комфорта»;

б) не способствующие этому.

Инсценировать

Педагогические ситуации:

2.Целый класс солидарно отказывается выполнять домашние задания. Которые вы задаете. Ваши действия?

3.Войдя в класс. Вы обнаружили на доске следующую надпись: « Мы не хотим учиться у вас». Ваши действия?

4.К Вам пришли возбужденные родители ученика, который дома заявил, что больше не желает у Вас учиться. Ваша реакция?

5.В порыве злости один из учеников на уроке заявил: « Моя

Мама сказала, что вы не знаете предмета и у Вас невысокий умственный уровень» Ваши действия?

6.Ученик на уроке в резкой форме выразил недовольство поставленной учителем оценкой. Ваша реакция?

Задание: VI.Выработка «Золотых правил психологического комфорта на уроке»

Приемы создания психологического комфорта (по Д.Карнеги)

УЛЫБАЙТЕСЬ! Улыбка обогащает тех, кто ее получает и не обедняет тех, кто ее дает!

Помните, что для человека звук его имени, является самым важным звуком в человеческой речи. Как можно чаще обращайтесь к другому человеку по имени.

Умейте четко и искренне признавать хорошее в других.

Будьте сердечны в своем одобрении и щедры на похвалы, и люди будут дорожить вашими словами, помнить их в течении всей своей жизни.

Желание понимать другого человека порождает сотрудничество.

Искренне интересуйтесь людьми.

Будьте хорошим слушателем, говорите о том, что интересует собеседника, внушайте ему осознание его значимости

Золотые правила психологического комфорта на уроке (итог)

Учеба - горная вершина,

Дорога трудная в лесу,

Легко тому, кто очень сильный,

А «слабый» прячется в нору.

А наша цель - убрать усталость.

И страх, который их гнетет.

Чтобы учеба была в радость,

Успех пусть к каждому придет!

Мы эту тему обсудили,

А вывод в правило вошел,

Чтобы учитель был всесильным,

Подход свой к каждому нашел!

Спокойствие, только спокойствие!

Доброжелательная требовательность!

Нужно быть готовым к уроку всегда!

Только юмор. Улыбка нам может помочь!

Лени, злости, раздражительности - нет!!!

ЭТО НАШ ГЛАВНЫЙ СОВЕТ!!!

PS : «Нашим учителям посвящается…»

Наталья Михайловна: Замечательный учитель и классный руководитель. Наша вторая мама! Мы вас любим!!!

Людмила Константиновна: Огромное вам спасибо! Вы сделали из нас людей , наш класс самый дружный только благодаря вам. Очень много теплых слов хочется вам сказать. За 7 лет вы стали нам настоящей второй мамой.

Елена Сергеевна: Вы наша самая первая и самая лучшая учительница! Мы вас никогда не забудем!

Валентина Геннадьевна: без вас бы история была скучна и неинтересна. Самая прикольная учительница, на каждую оценку найдет свою шутку!

Ольга Николаевна: мне будет не хватать ваших фильмов и аквариума у моей парты. Спасибо!

Тамара Валентиновна : Огромное спасибо! Человек она строгий, критичный, но когда она порой скажет так скажет, что уж просто перестанешь себя уважать или думать не начнешь

Людмила Николаевна : Этот человек просто необычайно удивительный! Требовательная женщина , но с великолепным чувством юмора… RESPEKT:

Елена Петровна : Любимая моя тема по биологии -внутреннее строение организма человека! Спасибо вам1 С вами мы расширили свой кругозор !

Альбина Александровна : Спасибо, что из тех кто не умел держать иголку сделали мастериц !

Сергей Игнатьевич : Об этом учителе без эмоций сказать невозможно, вы просто SUPER ! Спасибо, что гоняли меня на стадионы и простите меня за споры с вами…

Галина Юрьевна : Как было трудно осваивать компьютер, но с вами все по плечу ! Спасибо!

Ирина Юрьевна : Обожаю моего учителя по английскому! Спасибо ей огромное, что помимо уроков она помогает нам с участием в дистанционных конкурсах и зарабатывать там очень неплохие места!

Андрей Борисович : Огромное спасибо, моему учителю!

Он научил меня многому , рассказал много об армии и военной технике, а самое главное, он помог мне определиться с выбором моей профессии…

Марина Валерьевна : Спасибо! Благодаря вам я чувствую себя увереннее, благодаря вашим занятиям я лучше знаю себя, и вообще - лучше стала жить с самой собой…

Людмила Петровна: Спасибо вам за подсказки! Ведь каждая ваша шутка была намеком, чтобы мы обращали на это больше внимания! Вы через большое терпение научили нас любить школу или по крайней мере относится к ней с уважением . Спасибо!

VI.Рефлексия «Все в твоих руках»

На листе бумаги обведите левую руку. Каждый палец-

это какая-то позиция, по которой надо высказать свое мнение.

Большой- для меня было важным и интересным…

Указательный- по этому вопросу я получил конкретную информацию…

Средний- мне было трудно …

Безымянный- моя оценка психологической атмосферы

Мизинец- для меня было недостаточно…

СПАСИБО ЗА РАБОТУ!

Приложения:

Ассоциации

Негативный смысл

Позитивный смысл

Пустыня

Горная вершина

Болото

Туман

По волнам под парусом

Лесная дорога

Определите 10 личностных качеств «идеального» педагога:

1.Ученик срывает урок. На ваше требование покинуть класс он ответил: «Иди сама отсюда!» Как предотвратить это?

Если же такая ситуация произошла - Ваша реакция?

Принципы психологического комфорта

(психолог-гуманист Карл Роджерс)

1. С самого начала и на всем протяжении учебного процесса учитель должен демонстрировать детям свое полное к ним доверие;

2. Он должен помогать учащимся в формулировании целей и задач, стоящих как перед группами, так и перед каждым учащимся в отдельности;

3. Он должен всегда исходить из того, что у учащихся есть внутренняя мотивация к учению;

4. Он должен выступать для учащихся как источник разнообразного опыта, к которому всегда можно обратиться за помощью, столкнувшись с трудностями в решении той или иной задачи;

5. Важно, чтобы он в такой роли выступал для каждого ученика;

6. Он должен развивать в себе способность чувствовать эмоциональный настрой группы и принимать его;

7. Он должен быть активным участником группового взаимодействия;

8. Он должен открыто выражать группе свои чувства;

9. Он должен стремиться к достижению эмпатии, позволяющей понимать чувства и переживания каждого школьника;

10.Наконец, он должен хорошо знать самого себя.

1 слайд Психологический комфорт в школе – важное условие

эффективности обучения и воспитания.

2 слайд

    Задачи педсовета:

1. Проанализировать состояние психологического климата на уроках и выявить условия и факторы, стимулирующие создание комфортной среды на уроке и препятствующие этому (предварительное анкетирование уч-ся)

2. Сформировать мотивацию педагогического коллектива на создание комфортной среды на уроках.

3. Разработать «Заповеди учителя» как основы психолого-педагогического обеспечения урока.

    Форма проведения педсовета – продуктивная игра.

Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Все в твоих руках”.

В наших руках возможность создать в школе такую атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя “как дома”, атмосферу психологического комфорта, атмосферу любви и принятия учащихся.

Психологический комфорт в школе - важное условие эффективности обучения и воспитания.

    Вхождение в тему (метод «Ассоциации»)

3 слайд

Какие ассоциации возникают у вас, когда слышите слово «комфорт?»

(Слова должны начинаться с букв данного слова.)

К Красота

О Органичность

М Мама

Ф Фантазия

О Отдых

Р Радость

Т Тепло

Слайд 4 Что такое комфорт?

Комфорт - заимствовано из английского языка, где comfort «поддержка, укрепление» («Этимологический словарь», Н. М. Шанский).

Комфорт - условия жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающие удобство, спокойствие и уют. («Толковый словарь русского языка», С. И. Ожегов).

Психологический комфорт - условия жизни, при которых человек чувствует себя спокойно, нет необходимости защищаться.

Слайд 5 Если рассматривать факторы, формирующие здоровье человека, то мы увидим, что наследственность определяет 15-20%, здоровье, медицина и экология – по 10-15%, а окружающая среда – 50-55%. Что же входит в понятие «окружающая среда»? В первую очередь, это социум (друзья, школа и т.д.). В школе дети и учителя находятся с утра до вечера. И большая часть времени занята уроками. Следовательно, очень важно то, насколько урок как «окружающая среда» обеспечивает ребенку и педагогу комфортное состояние.

Слайд 6

Психологическая безопасность образовательного процесса – это состояние защищенности школьника от угроз его достоинству, душевному благополучию, позитивному мировосприятию и самоотношению.

Благоприятный климат на уроке зависит от многих и многих факторов.

Учителю важно помнить, что психологический климат на уроке начинает создаваться вне урока. Взаимоотношения учителя с учениками – важнейшее условие психологической атмосферы урока. Как учитель относится к работе, как разговаривает с детьми, с родителями, другими учителями, радуется ли он успехам детей и как он радуется, как он выражает свои эмоциональные чувства, как он ими владеет - все это и многое другое оказывает воздействие учителя н учщихся и на их отношение к нему.

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9.

С помощью классных руководителей был проведен мониторинг психологического комфорта в нашей школе. В ОБСЛЕДОВАНИИ принимали участие 254 обучающихся среднего и старшего звена. Что составляет 47, 4% от всего количества обучающихся школы.

Давайте рассмотрим результаты обследования на диаграммах.

Первая шкала ОБЩИЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КОМФОРТ В ШКОЛЕ.

Благоприятный уровень:

Допустимый уровень:

Неблагоприятный уровень:

Слайд 10. Вторая шкала ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ ПРИ ОБЩЕНИИИ СУЧИТЕЛЕМ.

Благоприятный уровень:

допустимый уровень:

неблагоприятный уровень:

Слайд 11 . Причины психологического дискомфорта:

    Перегрузка учебной деятельности;

    не сложившиеся взаимоотношения со сверстниками;

    период подросткового кризиса;

    чрезмерная критика;

    невнимание педагогов и родителей к переживаниям детей;

    КОНФЛИКТЫ

Одной из основных причин психологического дискомфорта могут стать конфликты.

Слайд 12. Что такое конфликт?

    «Конфликт – это опасение хотя бы одной стороны, что ее интересы нарушает, ущемляет, игнорирует другая сторона» Ульям Линкольн

    «От любви до ненависти один шаг, от ненависти до любви – километры шагов».

Сенека

    «У нас каждое дело должно пройти пять стадий: шумиху, неразбериху, поиск виновного, наказание невиновного и награждение непричастного » .

Идея Паркинсона

Слайд 13. Чувства, которые испытывает человек во время конфликта:

    страх;

    злоба;

    обида;

    Ненависть

Слайд 14. Причины конфликтов.

    соперничество

    обман, сплетни

    оскорбления

    обиды

    враждебность к любимым ученикам учителя

    личная неприязнь к человеку

    симпатия без взаимности

    борьба за девочку (мальчика)

слайд 15.

2. УЧЕНИК-УЧИТЕЛЬ:

    отсутствие единства в требованиях учителей

    чрезмерное количество требований к ученику

    непостоянство требований учителя

    невыполнение требований самим учителем

    ученик считает себя недооцененным

    учитель не может примириться с недостатками ученика

    личные качества учителя или ученика (раздражительность, беспомощность, грубость)

слайд 16.

Методы выхода из конфликтов.

    Для выхода из конфликтной ситуации можно:

    Дать выход своим чувствам, предупреждая об этом других;

    Поставить себя на место другого человека;

    Осознать право на существование иной точки зрения;

    Быть твердым, говоря о проблеме, и мягким с людьми.

Давайте рассмотрим, как же можно улучшить психологический климат в классе и школе.

    Организация общих коллективных дел, совместных переживаний: коллективные поздравления, выражение искреннего сочувствия в дни неудачи;

    Совместные поездки, экскурсии.

    Верный сигнал вашей доброжелательности – добрая улыбка, приветливость.

    Учитывайте индивидуальные особенности школьника, его состояние в данный момент.

    Умейте выслушать ученика, особенно в минуты напряженного, нервного состояния.

    Не исключайте возможности того, что вы можете ошибаться.

Слайд 17.

Климат называют благоприятным, если в классе царят атмосфера доброжелательности, заботы о каждом, доверия и требовательности; если обучающиеся готовы к работе, проявляют творчество и достигают высокого качества, работая без контроля и неся ответственность за дело; если в классе каждый защищен, чувствует причастность ко всему происходящему и активно вступает в общение. Руководитель в таком случае не является источником угрозы, отношение к нему устанавливается, как к члену коллектива, за ним признается право принятия значимых для класса решений.

Каждый ребенок в классе с благоприятным климатом уверен в себе, поскольку чувствует себя принятым, знает свои достоинства, свободен в выражении собственного мнения. Преобладающее настроение можно определить музыкальным термином «мажор».

В класе с благоприятным климатом отношения таковы, что, совершив ошибку, личность не перестает чувствовать себя принятой, значимой для других. Ученики не боятся проявить себя, не боятся задать вопрос учителю, не боятся быть осмеянными в случае ошибки, в таком коллективе сформировано ценностное отношение к делу, истине, человеку.


1 слайд Психологический комфорт в школе – важное условие
эффективности обучения и воспитания.
2 слайд
Задачи педсовета:
1. Проанализировать состояние психологического климата на уроках и выявить условия и факторы, стимулирующие создание комфортной среды на уроке и препятствующие этому (предварительное анкетирование уч-ся)
2. Сформировать мотивацию педагогического коллектива на создание комфортной среды на уроках.
3. Разработать «Заповеди учителя» как основы психолого-педагогического обеспечения урока.
Форма проведения педсовета – продуктивная игра.
“Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Все в твоих руках”.
В наших руках возможность создать в школе такую атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя “как дома”, атмосферу психологического комфорта, атмосферу любви и принятия учащихся.
Психологический комфорт в школе - важное условие эффективности обучения и воспитания.
Вхождение в тему (метод «Ассоциации»)
3 слайд
Какие ассоциации возникают у вас, когда слышите слово «комфорт?»
(Слова должны начинаться с букв данного слова.)
ККрасота
ООрганичность
ММама
ФФантазия
ООтдых
РРадость
ТТепло
Слайд 4 Что такое комфорт?
Комфорт - заимствовано из английского языка, где comfort «поддержка, укрепление» («Этимологический словарь», Н. М. Шанский).
Комфорт - условия жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающие удобство, спокойствие и уют. («Толковый словарь русского языка», С. И. Ожегов).
Психологический комфорт - условия жизни, при которых человек чувствует себя спокойно, нет необходимости защищаться.
Слайд 5 Если рассматривать факторы, формирующие здоровье человека, то мы увидим, что наследственность определяет 15-20%, здоровье, медицина и экология – по 10-15%, а окружающая среда – 50-55%. Что же входит в понятие «окружающая среда»? В первую очередь, это социум (друзья, школа и т.д.). В школе дети и учителя находятся с утра до вечера. И большая часть времени занята уроками. Следовательно, очень важно то, насколько урок как «окружающая среда» обеспечивает ребенку и педагогу комфортное состояние.
Слайд 6
Психологическая безопасность образовательного процесса – это состояние защищенности школьника от угроз его достоинству, душевному благополучию, позитивному мировосприятию и самоотношению.
Благоприятный климат на уроке зависит от многих и многих факторов.
Учителю важно помнить, что психологический климат на уроке начинает создаваться вне урока. Взаимоотношения учителя с учениками – важнейшее условие психологической атмосферы урока. Как учитель относится к работе, как разговаривает с детьми, с родителями, другими учителями, радуется ли он успехам детей и как он радуется, как он выражает свои эмоциональные чувства, как он ими владеет - все это и многое другое оказывает воздействие учителя н учщихся и на их отношение к нему.

Слайд 7
Слайд 8 Что мешает психологическому комфорту?УчащимсяУчителям- неуверенность в себеповышенная утомляемостьзамедленность темпа деятельностиповышенная потребность во вниманииповышенная двигательная активностьтрудности в переключении с одной деятельности на другую- физическая и психологиче- ская напряженность трудапостоянное оценивание со стороны различных людейвысокий уровень ответственноститенденция агрессивного от- ошения со стороны родите- лей и учащихся- разные стили управления педагогами
Слайд 9.
С помощью классных руководителей был проведен мониторинг психологического комфорта в нашей школе. В ОБСЛЕДОВАНИИ принимали участие 254 обучающихся среднего и старшего звена. Что составляет 47, 4% от всего количества обучающихся школы.
Давайте рассмотрим результаты обследования на диаграммах.
Первая шкала ОБЩИЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КОМФОРТ В ШКОЛЕ.

Благоприятный уровень:
Допустимый уровень:
Неблагоприятный уровень:
Слайд 10. Вторая шкала ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ ПРИ ОБЩЕНИИИ СУЧИТЕЛЕМ.

Благоприятный уровень:
допустимый уровень:
неблагоприятный уровень:
Слайд 11. Причины психологического дискомфорта:
Перегрузка учебной деятельности;
не сложившиеся взаимоотношения со сверстниками;
период подросткового кризиса;
чрезмерная критика;
невнимание педагогов и родителей к переживаниям детей;
КОНФЛИКТЫ
Одной из основных причин психологического дискомфорта могут стать конфликты.
Слайд 12. Что такое конфликт?
«Конфликт – это опасение хотя бы одной стороны, что ее интересы нарушает, ущемляет, игнорирует другая сторона» Ульям Линкольн
«От любви до ненависти один шаг, от ненависти до любви – километры шагов».
Сенека
«У нас каждое дело должно пройти пять стадий: шумиху, неразбериху, поиск виновного, наказание невиновного и награждение непричастного » . Идея Паркинсона
Слайд 13. Чувства, которые испытывает человек во время конфликта:
страх;
злоба;
обида;
Ненависть
Слайд 14. Причины конфликтов.
1. УЧЕНИК-УЧЕНИК: борьба за авторитет
соперничество
обман, сплетни
оскорбления
обиды
враждебность к любимым ученикам учителя
личная неприязнь к человеку
симпатия без взаимности
борьба за девочку (мальчика)
слайд 15.
2. УЧЕНИК-УЧИТЕЛЬ:
отсутствие единства в требованиях учителей
чрезмерное количество требований к ученику
непостоянство требований учителя
невыполнение требований самим учителем
ученик считает себя недооцененным
учитель не может примириться с недостатками ученика
личные качества учителя или ученика (раздражительность, беспомощность, грубость)
слайд 16.
Методы выхода из конфликтов.
Для выхода из конфликтной ситуации можно:
Дать выход своим чувствам, предупреждая об этом других;
Найти авторитетного третьего, кто поможет разобраться в конфликте;
Поставить себя на место другого человека;
Осознать право на существование иной точки зрения;
Быть твердым, говоря о проблеме, и мягким с людьми.
Давайте рассмотрим, как же можно улучшить психологический климат в классе и школе.
Организация общих коллективных дел, совместных переживаний: коллективные поздравления, выражение искреннего сочувствия в дни неудачи;
Совместные поездки, экскурсии.
Верный сигнал вашей доброжелательности – добрая улыбка, приветливость.
Учитывайте индивидуальные особенности школьника, его состояние в данный момент.
Умейте выслушать ученика, особенно в минуты напряженного, нервного состояния.
Не исключайте возможности того, что вы можете ошибаться.
Слайд 17.
Климат называют благоприятным, если в классе царят атмосфера доброжелательности, заботы о каждом, доверия и требовательности; если обучающиеся готовы к работе, проявляют творчество и достигают высокого качества, работая без контроля и неся ответственность за дело; если в классе каждый защищен, чувствует причастность ко всему происходящему и активно вступает в общение. Руководитель в таком случае не является источником угрозы, отношение к нему устанавливается, как к члену коллектива, за ним признается право принятия значимых для класса решений.
Каждый ребенок в классе с благоприятным климатом уверен в себе, поскольку чувствует себя принятым, знает свои достоинства, свободен в выражении собственного мнения. Преобладающее настроение можно определить музыкальным термином «мажор».
В класе с благоприятным климатом отношения таковы, что, совершив ошибку, личность не перестает чувствовать себя принятой, значимой для других. Ученики не боятся проявить себя, не боятся задать вопрос учителю, не боятся быть осмеянными в случае ошибки, в таком коллективе сформировано ценностное отношение к делу, истине, человеку.

Психологический комфорт в школе – важное условие

эффективности обучения и воспитания.

  1. Задачи педсовета:

1. Проанализировать состояние психологического климата на уроках и выявить условия и факторы, стимулирующие создание комфортной среды на уроке и препятствующие этому (предварительное анкетирование уч-ся)

2. Сформировать мотивацию педагогического коллектива на создание комфортной среды на уроках.

3. Разработать «Заповеди учителя» как основы психолого-педагогического обеспечения урока.

  1. Форма проведения педсовета – продуктивная игра.

“Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Все в твоих руках”.

В наших руках возможность создать в школе такую атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя “как дома”, атмосферу психологического комфорта, атмосферу любви и принятия учащихся.

Психологический комфорт в школе - важное условие эффективности обучения и воспитания.

  1. Вхождение в тему (метод «Ассоциации»)

Какие ассоциации возникают у вас, когда слышите слово «комфорт?»

(Слова должны начинаться с букв данного слова.)

К Красота

О Органичность

М Мама

Ф Фантазия

О Отдых

Р Радость

Т Тепло

Что такое комфорт?

Комфорт - заимствовано из английского языка, где comfort «поддержка, укрепление» («Этимологический словарь», Н. М. Шанский).

Комфорт - условия жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающие удобство, спокойствие и уют. («Толковый словарь русского языка», С. И. Ожегов).

Психологический комфорт - условия жизни, при которых человек чувствует себя спокойно, нет необходимости защищаться.

В развивающей системе обучения Л. В. Занкова, в иных инновационных образовательных системах принцип психологической комфортности является ведущим. Он предполагает снятие (по возможности) всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроке такой атмосферы, которая расковывает детей, и в которой они чувствуют себя «как дома».

Никакие успехи в учебе не принесут пользы, если они «замешаны» на страхе перед взрослыми, подавлении личности ребенка. Как писал поэт Борис Слуцкий:

Ничему меня не научит

То, что тычет, талдычит, жучит...

Однако психологическая комфортность необходима не только для развития ребенка и усвоения им знаний. От этого зависит физическое состояние детей. Адаптация к конкретным условиям, к конкретной образовательной и социальной среде, создание атмосферы доброжелательности позволяют снять напряженность и неврозы, разрушающие здоровье детей.

Если рассматривать факторы, формирующие здоровье человека, то мы увидим, что наследственность определяет 15-20%, здоровье, медицина и экология – по 10-15%, а окружающая среда – 50-55%. Что же входит в понятие «окружающая среда»? В первую очередь, это социум (друзья, школа и т.д.). В школе дети и учителя находятся с утра до вечера. И большая часть времени занята уроками. Следовательно, очень важно то, насколько урок как «окружающая среда» обеспечивает ребенку и педагогу комфортное состояние.

Нельзя допустить у детей комплексов, неуверенности в себе. В классе не должно быть деления на «хороших» и «плохих», «умных» и «глупых». Каждый ребенок должен ощущать веру учителя в свои силы. Ситуация успеха (Я могу!) формирует у ребенка веру в себя, учит преодолевать трудности, помогает осознать свое продвижение вперед.

Задача учителя организовать определенную систему мер по созданию психологического комфорта на уроке. Такую систему мер мы попробуем сегодня разработать.

В настоящее время ученые в области педагогики и психологии, учителя-практики говорят и пишут о гуманизации образования, об индивидуальном подходе к ученику в процессе обучения и воспитания, о внимании к каждому ребенку, о создании в школе атмосферы психологического комфорта.

Это декларируется в законе РФ “Об образовании”. Наличие или отсутствие психологического комфорта оказывает влияние на состояние психики школьника, его желание учиться, а в итоге – на его успеваемость.

В Конвенции ООН о правах ребенка статья 28. 2 гласит: «Государства-участники принимают все необходимые меры для обеспечения того, чтобы школьная дисциплина поддерживалась с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребенка и в соответствии с настоящей Конвенцией».

Психологическая безопасность образовательного процесса – это состояние защищенности школьника от угроз его достоинству, душевному благополучию, позитивному мировосприятию и самоотношению.

Очевидно, что психологическая безопасность – важнейшее условие полноценного развития ребенка, сохранения и укрепления его психологического здоровья. Психологическое здоровье, в свою очередь, - основа жизнеспособности ребенка, которому в процессе детства и отрочества приходится решать отнюдь непростые задачи своей жизни: овладевать собственным телом и собственным поведением, научаться жить, работать, учиться и нести ответственность за себя и других, осваивать систему научных знаний и социальных навыков, развивать свои способности и строить образ «Я». Это означает, что современная школа должна всерьез и по-настоящему становится не только местом, где детей учат, но и пространством их полноценного взросления, питательной средой становления успешных, счастливых и здоровых людей. Это возможно только в атмосфере душевного комфорта и благоприятного социально-психологического климата в образовательном учреждении. А для этого, урок как образовательное пространство, должен быть территорией безусловной психологической безопасности.

Естественно, существуют различные ситуации, мешающие психологическому комфорту. У учащихся (по данным психологической диагностики, проведенной в сентябре 2008 года) такими «мешающими» факторами являются: неуверенность в себе, повышенная утомляемость, замедленность темпа деятельности, повышенная потребность во внимании, повышенная двигательная активность, трудности в переключении с одной деятельности на другую. У учителей (по данным статистики) факторами возникновения дискомфорта выступают: физическая и психологическая напряженность труда, постоянное оценивание со стороны различных людей, высокий уровень ответственности, тенденция агрессивного отношения со стороны родителей и учащихся, разные стили управления педагогическими кадрами.

Вообще говоря, разбирая потенциальные «критические точки», можно выделить несколько групп факторов, составляющих окружение школьника. Это:

Психолого-педагогические факторы (личность учителя, сложность учебной программы, возможности ребенка усвоить эту программу);

Социальные (статус в классе, отношения с другими учениками вне класса и т.д.);

Физические (школьное пространство, включая обстановку, освещенность, режим дня, качество питания и т.д.)

Обратившись к работам современных психологов и физиологов, мы можем выделить так называемые школьные факторы риска, остающиеся, по мнению исследователей, устойчивыми и труднопреодолимыми в течение многих десятилетий во всех школах мира:

· несоответствие методик и технологий возрастным и индивидуальным возможностям ребенка,

Стрессовая тактика педагогических воздействий,

· нерациональная организация образовательного процесса, в особенности режима движений, отдыха, питания;

· предельное напряжение умственных сил ребенка на уроке и в процессе выполнения домашних заданий;

· изматывающие, издергивающие нервную систему детей умственные, эмоциональные и физические перегрузки;

· педагогический и родительский «психоз» отличных отметок;

· формализм программных знаний;

· нервозность школьной обстановки, в которой царит торопливость, напряжение,

· недоверие к ребенку, к его желанию учиться, к его индивидуальности.

Комфортно себя чувствуют в школе лишь 58 % уч-ся, 28 % - конфликтуют с учителями.

Ситуация в нашей школе не является исключением. По анкетам учащихся 6 – 9 классов был составлен рейтинг предметов по комфортности, а также таблица, в которой ситуация представлена по параллелям.

Ученики отметили и причины, по которым они чувствуют себя комфортно (представление результатов работы)

В анкетах уч-ся назвали учителей, с которыми у них бывают конфликты.

В педагогической литературе наиболее полно дана характеристика психологического климата. Под психологическим климатом А.С. Макаренко понимал: «стиль» и «тон», подчеркивая мажорность как основную особенность нормального тона классного коллектива. Конкретизируя мажорный тон, он выделял следующие его признаки:

  1. Дружеское единение в системе «учитель-ученик». Во внутренних отношениях можно критиковать и наказывать воспитанников, вовне этих специальных форм воздействия необходимо отдавать должное каждому воспитаннику, защищать его, не причинять ему никаких огорчений, не позорить его;
  2. Проявление внутреннего, уверенного спокойствия, постоянная бодрость, готовность к действию. Наличие чувства собственного достоинства у каждого ученика;
  3. Защищенность всех членов классного коллектива. Ни один ученик не должен чувствовать своей обособленности и беззащитности;
  4. Разумная и полезная деятельность всех на уроке;
  5. Умение быть сдержанным в движениях, словах.

Однако очень часто наш тон общения с детьми, манера преподавания вызывает у школьников ни уверенное спокойствие и готовность к действию, а чувство тревожности, что они и отразили в своих анкетах (демонстрация слайдов и зачтение причин).

Большой воспитательный потенциал содержат в себе творческие задания, задания по выбору, которые обогащают структуру урока, создают благоприятную обстановку, подходящую для развития личности (слайд).

Исследования показали, что позиция учителя на уроке, стиль его поведения и общения серьезно влияют на климат урока, отношение учащихся к учению. Особое значение приобретает слово учителя. Еще А.С. Макаренко говорил, обращаться к учителям: «… Нужно уметь сказать так, чтобы они (ученики) в вашем слове почувствовали вашу волю, вашу культуру, вашу личность». При этом он отмечал, что этому надо учиться. Действительно, овладение культурой слова - неотъемлемый компонент подготовки учителя, его профессионального становления. Наши дети разделились во мнениях о влиянии личности учителя на отношение к учебе (слайд)

Благоприятный климат на уроке зависит от многих и многих факторов.

Учителю важно помнить, что психологический климат на уроке начинает создаваться вне урока. Взаимоотношения учителя с учениками – важнейшее условие психологической атмосферы урока. Как учитель относится к работе, как разговаривает с детьми, с родителями, другими учителями, радуется ли он успехам детей и как он радуется, как он выражает свои эмоциональные чувства, как он ими владеет - все это и многое другое оказывает воздействие учителя учащимся и на их отношение к нему. Мы попросили учеников ответить на вопросы:

Кто из учителей проявляет к вам внимание, поддерживает вас? Результаты на слайде

В ответах на этот вопрос доминируют классные руководители и учителя русского языка и математики, что очень хорошо видно в таблице. Также в ответах прослеживаются те предметы, которые уч-ся выпускных классов выбрали в качестве экзаменов на итоговой аттестации.

С кем из учителей вам нравится общаться и почему? Результаты на слайде

В ответах на этот и некоторые другие вопросы, прослеживалось и лукавство: дети несколько раз переспрашивали, кто увидит их анкеты.

Однако довольно откровенно школьники называли предметы, которые они хотели бы прогулять.

Причины во многом перекликаются с причинами тревожности на уроках (зачтение).

Проблема «При отсутствии благоприятного психологического климата школа не сможет решать поставленные задачи».

Что же можно сделать в условиях школьного урока для сохранения психологического комфорта?

Обязательно учитывать физиологические эмоционально-личностные особенности детей, создавать ситуации успеха на уроке, выбрать наиболее подходящий стиль общения.

Рассмотрим виды нагрузок во время урока.

1. Умственная нагрузка (связана с затратами энергии на мыслительные процессы, при приобретении знаний).

2. Статическая (связана с необходимостью длительное время удерживать вынужденное положение тела во время учебных занятий).

3. Динамическая (как правило, недостаточна, что приводит к гиподинамии). Значит, динамическую нагрузку можно и нужно увеличивать с помощью физминуток.

Педагоги-психологи выделяют ряд факторов, способствующих благоприятному психологическому климату:

  1. Учитель должен входить в класс с хорошим бодрым настроем и уметь настроить себя на жизнерадостную с детьми параллель. Учителю вообще должно быть присуще желание и стремление общаться с детьми, общаться в доброжелательной форме.
  2. Любое эмоциональное состояние, включая отрицательное, можно выразить в деликатной форме.
  3. Учитель должен хорошо знать возрастные психологические особенности учащихся, а также развивать в себе педагогическую наблюдательность, чтобы гибко и адекватно реагировать на ту или иную ситуацию на уроке.

Одним из самых «взрывоопасных» этапов урока является регулирование и коррекция поведения учащихся, оценка их знаний.

  1. Неумеренное поощрение или наказание приносят вред. Одобрение, поощрение будут по-разному восприняты разными учащимися. Психологически важно не захвалить хорошо успевающего ученика с высокой самооценкой, важно и для самого ученика, и для учащихся класса (А.В.Макаренко)
  2. Обучение и воспитание должно строиться без наказания и окриков (В.С.Сухомлинский.)
  3. Психологический дискомфорт на уроке для учителя, а затем и для учащихся, часто идет от чувства профессионального бессилия педагогической деятельности, поэтому учителю важно совершенствовать свое профессиональное мастерство.
  4. Приходите в кабинет нужно немного раньше звонка. Убедиться, все ли готово к уроку. Стремиться к организованному началу урока.
  5. Начинайте урок энергично. Не задавайте вопросы о том, кто не выполнил домашнего задания. Урок ведите так, чтобы каждый ученик с начала и до конца был занят делом.
  6. Применяйте на уроке специально разработанный дидактический материал, используйте разноуровневые задания, позволяющие ученику самому выбирать вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую).
  7. Увлекайте учеников содержанием материала, контролируйте темп урока, помогайте «слабым» поверить свои силы. Держите в поле зрения весь класс. Особенно следите за теми, у кого внимание неустойчиво. Предотвращайте сразу же попытки нарушить рабочий ритм. Обращайтесь чаще с вопросами к тем, кто может на уроке отвлечься.
  8. Мотивируйте оценки знаний: ученику следует знать, над, чем ему поработать еще. Это будет приучать к дисциплинированному труду. Ученик будет привыкать к тому, что указания учителя надо выполнять обязательно.
  9. Заканчивать урок общей оценкой работы класса и отдельных учеников. Пусть все испытают чувство удовлетворенности от результатов труда на уроке. Постарайтесь заметить положительное в работе недисциплинированных ребят, но делайте это не слишком часто.
  10. Прекращать урок со звонком. Напомнить дежурному о его обязанностях. Удерживайтесь от излишних замечаний.
  11. Помните, налаживание дисциплины, может быть единственная область педагогической практики, где помощь не идет на пользу.
  12. Обращайтесь за помощью к самим ученикам. С нарушителями, которых класс не поддерживает легче справиться.
  13. Не допускайте конфликтов с целым классом, а если он возник, не затягивайте его, ищите разумные пути его разрешения.
  14. Помните слова Н.А. Добролюбова о том, что справедливый учитель - это такой учитель, поступки которого оправданы в глазах учеников.

Заповеди учителя

Не навреди! Ищи в детях хорошее.

Решение:

1. На заседаниях методических объединений обсудить проблему разноуровневого обучения, определить возможность, способы и приемы его осуществления. (Ответственный: руководители ШМО.)

2. Социальному педагогу и психологу провести собеседования, анкетирование, тренинги с группой наиболее конфликтных учащихся, слабоуспевающих и пропускающих уроки.

3. Принять за основу поведения учителя и отношения его к ученику следующие заповеди:

– Уважай детей! Защити их любовью и правдой.

– Не навреди! Ищи в детях хорошее.

– Замечай и отмечай малейший успех ученика. От постоянных неудач дети озлобляются.

– Не приписывай успех себе, а вину ученику.

– Ошибся – извинись, но ошибайся реже. Будь великодушным, умей прощать.

– На уроке создавай ситуацию успеха.

– Не кричи, не оскорбляй ученика ни при каких обстоятельствах.

– Хвали в присутствии коллектива, а прощай наедине.

– Только приблизив к себе ребенка можно влиять на развитие его духовного мира.

– Не ищи в лице родителей средство для расправы за собственную беспомощность в общении с детьми.

– Оценивай поступок, а не личность.

– Дай ребенку ощутить, что сочувствуешь ему, веришь в него, хорошего мнения о нем, несмотря на его оплошность.

5. В целях предупреждения конфликтных ситуаций, вызванных постановкой отметки учителем, каждому учителю комментировать выставляемую отметку, использовать прием самооценки учащимися своей работы, привлекать учащихся для оценивания ответа одноклассников.

6. В начале учебного года знакомить учащихся и их родителей (на родительском собрании) с нормами выставления отметок и системой контроля знаний учащихся по каждому предмету.