Горшков личная жизнь. История жизни великой фигуристки людмилы пахомовой

Тридцать лет назад шестикратные чемпионы мира и Европы Людмила Пахомова и Александр Горшков стали первыми в мире чемпионами Олимпийских игр в танцах на льду. Исполненный ими за два года до этого события оригинальный танец на музыку танго «Jealousy» (Ревность) вошел в число обязательных под названием «Танго Романтика».

Судьба Александра Горшкова была щедра на удачу и на суровые испытания. Он не жалеет о том, что почти вся жизнь прошла на льду, благодарен судьбе за предоставленный ему шанс, и уверен, что даром ничего не дается. 8 октября 2006 года прославленному фигуристу Александру Георгиевичу Горшкову исполняется 60 лет - мы поздравляем его с юбилеем!

Начало

Приход на каток для маленького Саши совпал с поступлением в первый класс. Буквально через месяц после начала учебы, его мама узнала, что идет набор в школу фигурного катания «Салют» на Шаболовке. Первоклассника Александра Горшкова, как и его будущего закадычного школьного друга Михаила Федорова, привели в спортивную секцию, и всю осень дети занимались в зале ОФП и хореографией. Но с первыми холодами, когда залили лед, оказалось, что всех еще будут просматривать на льду.

Коньки Саше купили только к первому занятию, поэтому, узнав, что будет новый отбор, он очень разволновался: не хотелось ударить в грязь лицом. В раздевалке услышал разговор двух чужих мам: одна сетовала, что ее дети совсем не умеют кататься, а другая успокаивала: «Тренеры будут смотреть на то, насколько ребенок упорный и трудолюбивый: упал и встал, упал и встал». Когда Саша вышел на лед, он сразу упал, но тут же встал, помня слова об упорстве и трудолюбии. Всю тренировку старался от души: падал и вставал. И в результате его отчислили.

Мама безумно расстроилась. Неизвестно, кто ей подсказал идею, но спустя две недели она вновь привела сына в ту же группу, и выпустила на лед. Конечно, Саша за это время покатался во дворе по замершим лужам. Тренер, увидев его, только спросила: «Почему ты не ходил? Болел?», чем избавила от необходимости самому объясняться, и говорить неправду.

Одиночники в начале60-хгодов прошлого века прыгали в основном двойные прыжки. Александру Горшкову они не очень удавались, и в 15 лет он принял решение перейти в парное катание. Два года в парном катании принесли больше успехов, чем в одиночном. Но отношения с партнершей как-то не ладились. После очередных разногласий Саша решил, что кататься с ней больше не будет, и сообщил о своем решении тренеру.

Мысли уйти из фигурного катания тоже посещали Александра: хотелось гулять в компании друзей, ходить в кино и на танцы, а вместо этого он шел на тренировку. Правда он понимал, столько времени и сил отдала мама, мотаясь с ним маленьким то в «Сокольники», то в «Лужники», и было бы несправедливо, вот так все бросить.
После подросткового возраста, когда хочется быть как все, наступил юношеский, когда хочется быть особенным. Саша понял, что фигурное катание как раз то, что выделить его из толпы.

Переход в метро

На танцы Александр впервые обратил внимание на чемпионате Европы, который в 1965 году состоялся в Москве. «Я был на первом курсе института, у нас в Лобне проходили лыжные сборы, и каждый день я сбегал, чтобы увидеть соревнования. Тогда уже бытовало мнение, что если ты как фигурист совсем ни на что не годишься, то отправляйся в танцы. Я тоже считал, что танцами должны заниматься пенсионеры. Но, посмотрев на чемпионате Европы катание английской пары Диана Таулер - Бернард Форд (прим. ред. - чемпионы мира и Европы в 1966-69 годах)и других, понял, что глубоко ошибался».

Примерно тогда же друг Горшкова Сергей Широков получил приглашение от Надежды Велле встать с ней в таневальную пару. Однажды Сергей сказал: «Знаешь, у нас нет тренера, может, ты посмотришь, как это все выглядит со стороны». Уверения Горшкова, что он в танцах ничего не смыслит, не действовали, и (дружба есть дружба) пришлось идти смотреть. Саша пришел с коньками, вышел на лед, попробовал повторить за ними элементы - это было даже интересно. А так как он уже принял решение не возвращаться в парное катание, то начал в одиночку учить обязательные танцы. Его уже бывший тренер Ирина Никифорова заметила, что получается у Саши неплохо, и вскоре сказала ему, что в ЦСКА из Ленинграда приехала девочка Ира Нечкина, которой ищут партнера, и он может поучаствовать в отборе.

День и время были назначены. Александр очень хорошо помнит этот момент. Чтобы с «Лермонтовской», где тогда жил Горшков, доехать до «Аэропорта», надо на «Площади Свердлова» пройти по очень длинному переходу. И в этом самом переходе Саше вдруг стало страшно: «Вот я иду в ЦСКА на смотрины. К кому? К самому Жуку. Там катаются Пахомова и Рыжкин, а тут я…». Пройдя почти до конца перехода, он повернул назад. А потом вдруг подумал: как будет всем - родителям, тренеру - объяснять, почему не доехал? Потерзался и поехал в ЦСКА. А там решили, что Александр подходит, и они с Ирой приступили к тренировкам.
Шел 1966 год. Тренировки проходили на одном льду с чемпионами страны Людмилой Пахомовой и Виктором Рыжкиным. Они много помогали новичкам: объясняя какие-то элементы, по очереди вставали с ребятами в пару, показывали движения. Вскоре Пахомова с Рыжкиным уехали на чемпионат Европы, потом переехали на чемпионат мира, а вернувшись, приняли решение расстаться, поскольку проблемы внутри пары не находили решения. К тому же Людмила вернулась с натертой ногой, началось воспаление, потребовалась операция, и она целый месяц не каталась.

В это время Александр Горшков и Ирина Нечкина тренировались в «Лужниках» на «Кристалле». Пахомова, которая сама кататься не могла, да и пары у нее не стало, приходила их тренировать, как это и было раньше. Недели через две таких тренировок она предложила Александру проводить ее до метро. А по дороге к «Спортивной» предложила ему кататься с ней вместе, чем повергла в шок. Правда, Мила сразу предупредила, что назад в ЦСКА дороги нет, тренера у них тоже нет, да и льда в достатке, скорее всего, тоже не будет. Конечно, они могут воспользоваться льдом института физкультуры, но для подготовки к серьезным соревнованиям этого будет не достаточно. «Я тебе ничего не обещаю, но ты подумай», - закончила она. Александр думал до вечера, а потом позвонил, и сказал: «Согласен».

Спорт пенсионеров

С этого вечера в жизни Александра Горшкова начался новый и очень тяжелый период. Нога у Милы зажила, и они начали кататься вместе по 8 часов в день. Так как ребята не принадлежали ни к одной спортивной организации, то, приходя утром на «Кристалл», просились ко всем подряд. Катались с утра четыре часа, потом обед, и еще четыре часа. Без тренера, каждый день. Так Мила решила устроить новому партнеру «прорыв» в технической подготовке. Александр приезжал домой совершенно «мертвый», падал от усталости, а утром вставал, не чуя ног, и шел опять на каток.

В начале совместной работы разница в классе катания была огромная. Пахомова к этому времени уже была чемпионкой страны, тогда как Горшков только начинал разучивать основные элементы танцев. На счет перспектив пары были, конечно, скептики, но им в то время было не до слухов, не до мнений - работали в поте лица. Даже когда технически они сравнялись, все равно бесконечно тянулся шлейф мнения, что Горшков слабее Пахомовой. Но Александр не придавал этому никакого значения: «Если Мила катается лучше чем я, то и, слава Богу!»

Потом Людмила сказала, что, у неё есть очень хорошая идея насчёт тренера. Это молодой и талантливый тренер, правда с танцорами она ещё не работала, но она закончила ГИТИС, и с ней стоит поговорить - вдруг согласиться. Тренером этим была Елена Чайковская, и она согласилась. Опять начались рабочие будни, теперь уже с тренером. Основной ледовой базой оставался каток «Кристалл», который, по словам Горшкова, стал ему вторым домом: «Пожалуй, я даже место жительство менял чаще, чем место катания».

Весной 1967 года, примерно через год, как Саша и Мила начали вместе кататься, когда у обоих немного разгрузилась голова от немереной работы и безумной гонки, они заметили друг друга. Проснулись чувства. Когда спустя некоторое время Александр попросил руки Людмилы, она ответила согласием, но добавила: «Только после того, как мы станем чемпионами мира, а до этого нам еще работать, и работать». Все так и произошло. В 1970 году Людмила Пахомова и Александр Горшков получили дипломы о высшем образовании, выиграли чемпионат мира и весной в «Метрополе» сыграли свадьбу.

Первый чемпионат мира по танцам на льду прошел только в 1952 году, чемпионат Европы - в 1954, но вопрос о включении этого вида фигурного катания в олимпийскую программу в конце60-хтолько обсуждался Международным Олимпийским комитетом. В 1968 году советскую пару Людмила Пахомова - Александр Горшков (к этому времени они выступали вместе всего два года) в числе 10 лучших пар мира пригласили для демонстрации этого вида на Олимпиаду в Гренобль. Презентация прошла успешно, но решение о включении танцев в программу Олимпиад пришлось ждать еще восемь лет. Только в 1975 году в Копенгагене на чемпионате Европы было официально объявлено, что на следующий год на Олимпиаде в Инсбруке танцы будут в программе Игр.

Для Людмилы и Александра это был уже пятый чемпионат Европы, впереди был пятый чемпионат мира. Вроде бы все уже достигнуто, но до полного комплекта не хватало именно олимпийской медали: стать первыми в истории своего вида - была заветная мечта.

Испытание на верность

Воодушевленные олимпийской перспективой, в отличном расположении духа Пахомова и Горшков покидали Копенгаген, строя планы на предстоящий чемпионат мира. Утром, по дороге в аэропорт, Александр почувствовал острую боль в груди слева. Подобная боль беспокоила его и раньше, но на этот раз она была просто невыносима. Вскоре к болевым ощущениям добавилась слабость. Позже, даже лучшие врачи не смогут объяснить, в чем причина болезни. Произошел разрыв плевры легкого, воздух стал проникать в межплевральную полость, и легкое перестало функционировать. Перегрузки в самолете добавили осложнение: верхняя легочная артерия лопнула, и в полость полилась кровь.

Но обо всем этом Александр узнает гораздо позже, а пока, вернувшись домой, и никому не сказав о своем самочувствии, он еще надеялся, что «все рассосется». Конечно, закрадывалась мысль, что что-то не так, но в 28 лет нет мыслей о смерти, тем более когда впереди чемпионат мира. Все фигуристы прекрасно знают, стоит пропустить один сезон, твое место займут, и надо будет еще доказать, что ты достоин позиций, которые занимал накануне. А ведь в следующем сезоне Олимпийские игры.

Три дня врачи не могли поставить диагноз, а когда поставили, сказали, что нужно срочно на операционный стол и делать переливание крови. Хотя Александр к этому времени уже потерял 2,5 литра крови, такая перспектива его не устраивала. Приехал Михаил Израилевич Перельман, лучший советский пульманолог, зашел в палату и сказал: «Значит так, молодой человек, вам надо срочно делать операцию». Горшков удивился: «Какая операция? У меня через месяц чемпионат мира в Колорадо-Спрингс». Перельман посмотрел на часы, и сказал: «Знаете что, я очень занят, у меня сегодня еще три операции, поэтому даю вам 15 минут: хотите жить - соглашайтесь, если нет - ваше дело». И ушел. Дверь за ним закрылась, тут же в палату вбежали Мила с Еленой Чайковской, глаза у обеих красные. Глядя на их состояние, Александр впервые начал понимать, что все очень-очень серьезно, и дал согласие на операцию. Через 10 минут он был уже на операционном столе, операция длилась более 5 часов, и закончилась успешно. В тот момент, по сути, ему спасли жизнь. Но тогда он это не понимал.

После операции тяжелобольной фигурист начал рваться из больницы: вместо положенных трех дней его уже через день «выкинули» из реанимации, где он устроил скандал, а в обычной палате он на вторые сутки начал делать зарядку, чем поверг всех в ужас. Александр, похоже, не совсем понимал, что он собой представляет после операции, пока в одну из бессонных ночей, дежурный врач не сказал ему: «Знаешь, после того, что с тобой произошло, лучше месяца на два в санаторий, а потом, если все будет хорошо, с авоськой за кефиром».
Едва дождавшись утром Милы, он в ужасе ей все рассказал, а она заверила: «Обещаю, что мы поедем на чемпионат мира». Свое слово она сдержала. Пошла к председателю Госкомспорта СССР Сергею Павловичу Павлову, тот к врачам, врачи - категорически «нет», но все же выписали Александра на две недели раньше срока. Через два дня он пошел на тренировку: на катке собрался весь физдиспансер смотреть, как он будет «умирать». Перед этим пациент спросил у Перельмана: «Там ничего не разойдется? Даже если будет больно?» Хирург ответил: «Нет». Поэтому на лед Александр выходил уверенно.

Пахомова и Горшков получили разрешение ехать в Колорадо-Спрингс только благодаря поддержке Перельмана, который взял всю ответственность на себя. Правда, на чемпионат мира прибыли слишком поздно, за 2 дня до начала, тогда как для акклиматизации в высокогорье (высота почти 2500 м) спортсмены приезжают за 2 недели. А ведь у Александра объем легких после операции стал вдвое меньше. Чтобы «мировая спортивная общественность» ничего не заподозрила (официально Горшков просто болел гриппом), советская делегация тщательно скрывала правду: если узнают про такую серьезную операцию, в спорте сразу спишут. На первой тренировке попробовали прокатать произвольный танец: когда дошли до середины программы, Саша понял, что до конца ему не доехать.

В федерации решили, что надо сниматься с чемпионата, тем более второй парой были Моисеева - Миненков, которые могли бороться за золото, и в итоге его завоевали. После чемпионата пара Пахомова - Горшков участвовала в показательных выступлениях, потом поехала в турне по городам США. Это окончательно восстановило Александра, он опять почувствовал себя «в обойме». Когда вернулись в СССР, поехали в турне по Сибири. И тут как раз начали ползти слухи: родителям Горшкова кто-то сообщил, что, когда фигуристы возвращались с чемпионата мира, Александр умер в самолете…

Новая жизнь

На следующий год в олимпийском Инсбруке Пахомова и Горшков станут первой в истории танцев на льду парой, выигравшей Олимпиаду. К этой победе они вместе прошли путь длинной в 10 лет. В декабре 1976 года они объявили, что закончили свою спортивную карьеру. На соревнованиях на приз газеты «Московские новости» они прощались с любительским спортом. В 1977 году в семье родилась дочь Юля. Впереди начиналась новая жизнь.

По окончанию карьеры у всех спортсменов стоит вопрос, чем заниматься дальше. Александр получил приглашение работать в спорткомитете, которое он принял. Мила всегда тяготела к тренерской, постановочной работе, и она стала тренером. Александр помогал ей, приходил на тренировки: «Но при этом, честно говоря, я понимал, что два тренера в одной семье, в одном виде - это тяжело, поэтому я стал спортивным функционером».

В спорте существует четкое разделение на любителей и профессионалов: спортсмены (не потерявшие статус любителей) и судьи - это любители, а тренеры, преподаватели - это профессионалы. Александр Горшков никого лично не тренировал, и статус любителя со временем позволил ему занять высокий пост в Международном Союзе конькобежцев. На этом пути была многолетняя безупречная работа сначала судьей международных соревнований, затем, судьей и рефери чемпионатов ИСУ. В 1984 году на конгрессе ИСУ в Колорадо-Спрингс Александр Горшков выставил свою кандидатуру в технический комитет ИСУ, и не только был избран, но его кандидатура получила наибольшее число голосов, что автоматически сделало его по сути вторым лицом после председателя техкома. Четырнадцать лет, с 1984 по 1998 год, Александр Горшков был членом техкома, а в 1998 году впервые (как представитель России) был избран председателем технического комитета ИСУ по танцам на льду. В 2002 и 2006 годах на конгрессах Союза конькобежцев его дважды переизбирали на эту должность. Александр Георгиевич считает этот срок последним: работа председателя техкома, несмотря на то, что считается общественной деятельностью, очень ответственная, и практически круглосуточная - без выходных и отпусков.

«Я не жалею о том, что вся моя жизнь прошла на льду. Конечно, что-то можно было бы избежать каких-то ошибок, но жизнь не повернуть вспять. Может быть, моя философия несколько примитивна, но я считаю, что в жизни все уравновешено. Судьба была щедра на удачу, успех, но испытаний и лишений было тоже более чем достаточно.

У каждого в жизни, наверняка, случались моменты, когда надо принимать решения. Представьте себе, что тогда в метро я бы повернул обратно, не поехал бы в ЦСКА, придумал бы, что сказать маме. И вся моя жизнь, наверно, сложилась бы иначе. Поэтому, если судьба предоставляет вам шанс, никогда от него не отказывайтесь, как бы не было страшно. Ничего даром не дается, все надо заслужить. Это я знаю точно».

Досье

Горшков Александр Георгиевич

Родился 8 октября 1946 года. Танцы на льду. Заслуженный мастер спорта СССР. Заслуженный тренер СССР. Заслуженный работник физической культуры. Председатель технического комитета по танцам на льду Международного союза конькобежцев (с 1998). Член Президиума (с 1992), вице-президент Федерации фигурного катания на коньках России (с 2006). Вице-президент Федерации фигурного катания Москвы (с 2000).

Первый в истории фигурного катания Олимпийский чемпион в танцах на льду (1976), шестикратный чемпион мира (1970-1974, 1976) и Европы (1970-1971, 1973-1976), пятикратный чемпион СССР (1969-1971,1973, 1975) - все результаты достигнуты вместе с Людмилой Пахомовой. Внесены в Книгу рекордов «Гиннесса». Избраны почётными членами «Музея мировой славы фигурного катания на коньках США».

Александр Георгиевич Горшков и его, увы, так рано ушедшая супруга, Мила Пахомова, правили бал в танцах на льду как никто долго и как мало кто уверенно. Свидетельство - не только олимпийское "золото", но и шесть титулов чемпионов мира. И это несмотря на то, что накануне Игр-1976 Саша Горшков чуть было не распрощался с нами навсегда. Воспаление легких, тяжеленная операция, о выходе на лед и речи не шло. Предстояло долгое даже не восстановление, скорее - выживание. А он через три недели вернулся чемпионом Инсбрука. Такого в фигурном катании не бывало, да, пожалуй, и не будет.

С 2010 года Александр Георгиевич - президент Федерации фигурного катания на коньках России. Перед каждым турниром переживает. На соревнованиях садится в кресло редко - постоянно на ногах. Частенько быстро уходит покурить, и снова на посту - подбадривает спортсменов. Вот так и в этом новом фигурном сезоне.

Александр Георгиевич, как дела? Все в порядке?

Александр Горшков: Да. А что, есть какие-то сомнения?

Теперь - никаких. Есть пожелание или предложение: не хотите ли преподнести себе и своим легким подарок к юбилею: бросить курить.

Александр Горшков: Идея, в принципе, хорошая. Я застрял где-то между этим решением и многолетней привычкой. С одной стороны, пора: на это и здоровье слегка намекает. С другой - подумаешь: к 70 остается так мало удовольствий, что ограничивать себя, лишать последней радости - нет, не хочется.

Дорогой Саша, позвольте спросить вас: почему вы так страшно волнуетесь во время выступления наших фигуристов?

Александр Горшков: Во-первых, они для меня все - как дети. Хотя, наверное, нет, не дети. Все как родные. Во-вторых, я очень хорошо знаю каждого, изучил их программу, потому понимаю, в каком месте чего ждать. Да, очень переживаю, чтобы вышло, не сорвалось. И, наконец, у меня сохранилась еще с прошлых времен, когда сам катался, такая реакция. Я не просто смотрю, а откатываю с ними их программу от и до.

И не только с танцорами?

Александр Горшков: Со всеми. И поэтому возвращаюсь после состязаний домой или в гостиницу совершенно вымотанным. Откатал столько программ.

А если серьезно: вы возглавляете исключительно серьезную, годами скатанную Федерацию фигурного катания, которая себя хорошо, простите за нескромность, проявляет.

Александр Горшков: Приятно слышать от коллеги по федерации.

И как вы оцениваете выступления нашей основной, взрослой, не юношеской, сборной? По-моему, притормозили спортивные пары, ребята-одиночники...

Александр Горшков: Сначала о федерации - эффективная ее работа - заслуга всей команды. Начинается сезон, и все понятия о личном времени, об отдыхе забываются. Теперь о результатах. Стремиться - надо всегда к большему, хотеть - всего. При нынешней жесточайшей конкуренции, особенно после Олимпиады в Сочи, всплески происходят во всех странах. Сначала подъем идет в одном виде, затем в другом. Сегодня я горжусь взлетом, не боюсь этого слова, в женском одиночном катании. А у мужчин - пока хуже.

А в катании парном?

Александр Горшков: Не могу сказать, что у нас произошел сбой. Совсем недавно все было хорошо, сейчас по объективным причинам - сложнее. Соперники не спят. Пришла к нам победа, и это их еще больше настраивает на борьбу. И на это один ответ: будем работать дальше.

Александр Георгиевич, вы в фигурном катании с шести лет из своих надвигающихся семидесяти. А с кого себя лепили? Может, это была партнерша и жена Мила Пахомова?

Александр Горшков: С партнершей мы были единой командой. А образ классного фигуриста - он собирательный. Не было такого вот одного, конкретного. Старался брать лучшее не от кумиров, их не было, а от людей, на которых равнялся.

Александр Горшков: Для меня все фигуристы как родные

А сейчас есть кто-то особый, любимый?

Александр Горшков: Есть. Это все мои российские фигуристы. Подтверждаю то, о чем говорил в начале разговора.

Мы знакомы около четырех десятилетий. И я всегда поражаюсь, нет, завидую, вашей подтянутости. Как это удается? Как держите вес?

Александр Горшков: Да он сам держится 70, как в дни выступлений. В отличие от роста. Когда катался - было 180, сейчас - поменьше. Но я к этому, как и ко всем возрастным изменениям, отношусь c определенной иронией. 50-летие - подведение итога основного пути. 60 - доказательство пройденного. А 70 - время, когда ты сам о себе все знаешь и о тебе тоже все знают. Не надо празднеств. Это еще один этап. А там посмотрим.

Александр Георгиевич Горшков

Александр Георгиевич Горшков. Родился 8 октября 1946 года в Москве. Советский фигурист, олимпийский чемпион (1976), шестикратный чемпион мира и Европы. Заслуженный мастер спорта СССР (1970). Заслуженный тренер СССР (1988). Заслуженный работник физической культуры Российской Федерации (1997). Президент Федерации фигурного катания России (с 2010 года).

Отец - Георгий Иванович Горшков (1910-1968).

Мать - Мария Сергеевна Горшкова (1912-1995).

С шести лет начал заниматься фигурным катанием. Поначалу числился в мало перспективных. Александра даже перевели в группу самых слабых - это означало самое плохое время на открытом катке. Но вмешалась мама, которая решила, что сын не заслужил такой оценки. Она испугалась, что Пахомова вообще отчислят и решила перехитрить тренера.

Александр вспоминал: "Две недели прошло после «перегруппировки» ребят. И вот мама приходит со мной на занятия сильнейшей группы и незаметно вталкивает меня в общую шеренгу. Я стою ни жив ни мертв. Страшно и стыдно будет, если обнаружит, что незаконно стою в строю, ребята меня засмеют, а ничего горшего в жизни нет, чем такой смех. И о, чудо! – тренер останавливается передо мной, смотрит внимательно и, когда я уже чуть было слезу не пустил, спрашивает: «А где ты был целых две недели? Болел что ли?». Потом махнул рукой и сказал, чтобы я оставался".

Так он попал в число перспективных. За что на всю жизнь остался благодарен маме.

Александр Горшков в детстве

Однако его спортивные результаты и в парном катании, которым он поначалу занимался, и в танцах на льду оставляли желать лучшего. Выступая в дуэте с Ириной Нечкиной, Александр так и не смог подняться выше первого разряда.

Но в какой-то момент на него обратила внимание , чемпионка СССР 1966 года, которая ранее каталась с Виктором Рыжкиным. Она искала себе нового партнера. Людмила оценила не только внешние данные Александра, но и разгадала в нем такие качества, как поразительное трудолюбие, выдержка, терпение и целеустремленность.

Работать с дуэтом Пахомова - Горшков стала молодой на тот момент тренер Елена Анатольевна Чайковская.

В 1966 году Людмила и Александр впервые вместе попробовали свои силы на льду. И мало кто верил в то, что когда-нибудь именно эта пара сможет стать лучшей из лучших в мире.

Однако молодая пара верила в свои силы. Вместе с тренером Еленой Чайковской они и начали создавать совершенно новый, русский, стиль спортивных танцев на льду. Именно не стандартный, абсолютно оригинальный подход к ледовой танцевальной теме, основанный на достижениях русской и советской балетной школы, русской классической и народной музыки, позволил Пахомовой и Горшкову всего за три года сделать головокружительный скачок на спортивной иерархической лестнице.

Уже в 1969 году они стали бронзовыми призёрами чемпионата Европы, а на первенстве мира уступили только чемпионам мира - англичанам Диане Таулер и Бернарду Форду. Именно тогда на пресс-конференции после окончания соревнований английские спортсмены в качестве преемников назвали русскую пару. И не ошиблись.

В 1970 году Людмила и Александр впервые становятся чемпионами Европы и мира. А в общей сложности они были ими шесть раз - больше, чем кто-нибудь за всю историю спортивных танцев на льду. Только один раз уступили Пахомова и Горшков высшую ступеньку пьедестала почёта - на чемпионате Европы 1972 года (германской паре - брату и сестре Бук), но уже через два месяца нанесли на чемпионате мира такой сокрушительный ответный удар, что немецкие танцоры вынуждены были завершить свои спортивные выступления.

В первый год своего чемпионства Пахомовой и Горшкову довелось выдержать невероятную по тем временам конкуренцию со стороны лучших фигуристов Великобритании, ФРГ, США. И они не только выстояли, но и ушли далеко вперёд в своем творческом поиске.

Вместе с Чайковской в эти годы были созданы незабываемые для миллионов зрителей танцы - «Кумпарсита», ставшая эталоном для нескольких поколений, «Вальс» на музыку А. И. Хачатуряна, «Памяти Луи Армстронга», «Частушки» Родиона Щедрина и ещё десятки оригинальных и произвольных программ, получивших у судей высшие оценки.

За год до Олимпийских игр 1976 года случилось несчастье, едва не перечеркнувшее всю творческую и спортивную биографию Людмилы и Александра. После чемпионата Европы 1975 года, который Пахомова и Горшков выиграли с огромным преимуществом, на пути домой Александр почувствовал боли в спине. Вначале казалось, что это элементарная простуда и через несколько дней можно будет приступить к тренировкам. Но оказалось, что все гораздо серьёзней. В итоге Горшков угодил в больницу, где ему сделали уникальную операцию на легких. Только это плюс колоссальная спортивная закалка спасли ему жизнь. Более того, он вернулся в спорт. И хотя на чемпионате мира выступить звёздной паре не удалось, на лёд они все же вышли и показали, что олимпийские надежды для них полностью сохранились.

На Олимпиаде 1976 года в Инсбруке Людмила Пахомова и Александр Горшков завоевали золото, не имея себе равных. Их отрыв от ближайших преследователей стал более чем убедительным. Первое олимпийское золото в спортивных танцах на льду стало советским.

Людмила Пахомова говорила о своем партнере: «О нашем дуэте с Горшковым существовало мнение, что главное лицо в нем - я. С этим не могу согласиться, хотя понимаю, почему могло сложиться такое впечатление. Я более эмоциональна, чем Саша, со своими бурными эмоциями буквально из кожи вон лезла. Мне нужен был рядом человек спокойный, уравновешенный, достаточно авторитетный для меня, который мог бы меня урезонить. При другом партнере мои особенности не могли бы проявиться столь ярко. Саша создал очень интересный образ партнера, тип этакого джентльмена. Не случайно он всегда танцевал во фраке. Англичане называют такой стиль «хэнсэм» - красота поз, линий. Красота именно мужская, строгая, холодная, подчеркнутая некоторой церемонностью. Мне это нравилось. Думаю, и Саше была нужна именно такая партнерша, как я. Представить кого-то на моем месте мне так же трудно, как себя на чьем-то... Наше эстетическое соответствие, психологическая совместимость позволили создать впечатление органичного единства пары, эту целостность. Некоторая разница на первых порах в техническом мастерстве со временем стерлась. Саша был хороший партнер. С другими было иначе, с другими и не возникало желания чувствовать себя ведомой».

В канун 1977 года Людмила Пахомова и Александр Горшков покинули лёд. Пахомова, чтобы стать тренером, Горшков - чтобы стать спортивным функционером. Но Людмила тяжело заболела - у нее был обнаружен рак. Умерла 17 мая 1986 года.

В 1988 году Л. Пахомова и А. Горшков за вклад в развитие танцев на льду и спортивные достижения были избраны почетными членами «Музея Славы Федерации фигурного катания США». Как шестикратные чемпионы мира (1970-1974, 1976) и Европы (1970-1971, 1973-1976) они вписаны в Книгу рекордов Гиннесса.

Оригинальный танец «Танго Романтика», подготовленный спортсменами вместе с тренером Е. А. Чайковской в 1973 году, включен и исполняется до сих пор в качестве обязательного танца на соревнованиях по спортивным танцам на льду.

Член КПСС с 1975 года.

После завершения спортивной карьеры Горшков с 1977 по 1992 год работал Государственным тренером по фигурному катанию на коньках Госкомспорта СССР.

С 1992 года он возглавляет Управление международных связей Олимпийского комитета России (ОКР).

В 2000 году открылся Региональный благотворительный общественный фонд «Искусство и спорт» имени Людмилы Пахомовой, президентом которого является Александр Горшков. В городе Одинцово Московской области открыт центр фигурного катания им. А. Горшкова и Л. Пахомовой.

В 2001 году Александр Горшков был избран членом исполкома ОКР.

В июне 2010 года Александр Горшков был избран президентом российской Федерации фигурного катания. В 2014 году он был переизбран на этот пост. В мае 2018 года в третий раз переизбран президентом.

Вместе с С.П. Ролдугиным, дирижёром Ю.Х. Темиркановым, балериной С.Ю. Захаровой, хоккеистом В.В. Каменским, математиками И.В. Ященко и С.К. Смирновым, является учредителем фонда «Талант и успех», спонсируемого из госбюджета.

Награждён орденами Трудового Красного Знамени (1976), Дружбы народов (1988), «Знак Почёта» (1972), «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2007), Почёта (2014).

Пахомова и Горшков - Прерванное танго

Рост Александра Горшкова: 173 сантиметра.

Личная жизнь Александра Горшкова:

Дважды был женат.

Первая жена - Людмила Алексеевна Пахомова (1946-1986), советская фигуристка, заслуженный мастер спорта СССР, заслуженный тренер РСФСР.

Поженились в 1970 году. Прожили в браке до смерти жены от рака в 1986 году.

В 1977 году у пары родилась дочь Юлия Александровна Пахомова-Горшкова, она окончила МГИМО, живет сейчас во Франции и работает дизайнером.

Вторая жена - Ирина Ивановна Горшкова (1953 г.р.), переводчик. Ирина имеет сына от предыдущего брака - Станислава Станиславовича Беляева (1978 г.р.).

Спортивные достижения Александра Горшкова:

Олимпийские игры:

Золото - Инсбрук 1976 - танцы на льду

Чемпионаты мира:

Серебро - Колорадо-Спрингс 1969 - танцы на льду
Золото - Любляна 1970 - танцы на льду
Золото - Лион 1971 - танцы на льду
Золото - Калгари 1972 - танцы на льду
Золото - Братислава 1973 - танцы на льду
Золото - Мюнхен 1974 - танцы на льду
Золото - Гётеборг 1976 - танцы на льду

Чемпионаты Европы:

Бронза - Гармиш-Партенкирхен 1969 - танцы на льду
Золото - Ленинград 1970 - танцы на льду
Золото - Цюрих 1971 - танцы на льду
Серебро - Гётеборг 1972 - танцы на льду
Золото - Кёльн 1973 - танцы на льду
Золото - Загреб 1974 - танцы на льду
Золото - Копенгаген 1975 - танцы на льду
Золото - Женева 1976 - танцы на льду

Фильмография Александра Горшкова:

1970 Парад на льду (документальный)
1970 Композитор Родион Щедрин (документальный)
1970 Золотая пара (документальный)
1971 Звезды фигурного катания (документальный)
1971 Этот удивительный спорт (документальный)
1974 Двое на льду (документальный)
1975 Лёд и фантазия (документальный)
1976 Право быть первыми (документальный)
1976 Встречи на Медео (нет в титрах)
1977 Прощальное танго (документальный)
1982 Дуэт на льду (документальный)
1998 Возвращение мечты. Людмила Пахомова. Легенды российского спорта (документальный)
2006 Прерванное танго. Пахомова и Горшков (документальный)
2006 Короткое счастье королевы льда (документальный)
2007 Её ледовое величество. Елена Чайковская (документальный)
2008 Фигурное катание впереди планеты всей. Летопись спорта (документальный)
2008 Звёзды европейского фигурного катания. Летопись спорта (документальный)


Фигуристка Людмила Пахомова вместе со своим партнёром Александром Горшковым господствовала на льду целое десятилетие. Советская пара, единая не только на соревнованиях, но и в повседневной семейной жизни, полностью изменила облик танцев на льду и влюбила в себя весь мир. Пахомова и Горшков по шесть раз выигрывали чемпионаты Европы и мира, а блестящим завершением спортивной карьеры стало и золото Олимпийских игр. Людмила могла бы ещё много добиться в своей жизни, но из-за тяжёлой болезни ушла слишком рано – не дожив и до сорока лет.

Из двух стихий выбрала лёд

В семье Героя Советского Союза полковника авиации Алексея Пахомова дочь появилась в последний день уходящего 1946 года. Глава семейства прекрасно катался на коньках, однако сам хотел, чтобы его дочь занималась парашютным спортом. Поэтому на первую тренировку в секцию фигурного катания Людмилу отвела бабушка. Девочка долго не добивалась никаких успехов, и родители неоднократно пытались забрать её из секции. Однако что-то каждый раз заставляло их остановиться и дать дочери ещё один шанс проявить себя на льду.

Когда, казалось, уже ничего не сможет возвести юную Пахомову на пьедестал, тренер Виктор Рыжкин предложил ей попробовать себя в новой области фигурного катания – танцах на льду. Людмила очень долго выбирала между классическим парным катанием и новыми, неизведанными танцами и всё-таки решила рискнуть. Решение оправдалось сполна – в 18 лет Пахомова в паре с Рыжкиным стала чемпионкой СССР. Однако успех был мимолётным: на международных соревнованиях дуэт оказался не слишком успешным, а потому вскоре распался.

Горшков не смог отказать чемпионке

Чемпионка страны долгое время была предоставлена самой себе – ни тренера, ни клуба, ни партнёра. Что делать дальше – неизвестно. И тогда Пахомова решилась сделать приглашение Александру Горшкову, который тренировался на том же ледовом катке. Отказать титулованной фигуристке Александр не смог. Однако создание новой пары не привлекло практически никакого интереса. Пахомова и Горшков продолжали тренироваться, где и как получится – куда пустят хотя бы на время. Тренера у пары также не было довольно долго – и выполнять его роль приходилось более опытной партнёрше.

Пару долгое время не воспринимали всерьёз – поначалу она почти всем казалось малоперспективной, но время доказало обратное. Как оказалось, Пахомова и Горшков идеально подходили друг другу. Это был сплав яркой эмоциональности Людмилы и холодной мужественности Александра – лёд и пламень, которые едва ли не сражались друг с другом на льду, но делали это столь прекрасно и элегантно, что заставляли зрителей восхищаться и восторгаться. И всё это в конце 60-х годов, когда советские танцевальные дуэты значительно уступали зарубежным конкурентам.

Пара художников на льду

Впрочем, отставание от зарубежных конкурентов сокращалось на глазах. Секрет стремительного успеха был прост: Пахомова и Горшков меняли мир танцев на льду под себя и в новых условиях легко побеждали некогда непревзойдённых соперников. До конца 60-х танцы на льду были строгим, академичным видом соревнований, но советские фигуристы не испугались сделать их более яркими, зажигательными и озорными, чем в первую очередь покорили болельщиков, а затем и судей. «Вдоль по Питерской», «Озорные частушки», «Кумпарсита» – всё это и по сей день эталон танцев на льду, более близкое к искусству, чем к спорту.

Ключевым для пары стал 1970 год. Именно тогда советские фигуристы начали победную серию на чемпионатах мира и Европы. За последующие шесть лет на крупных международных соревнованиях Пахомова и Горшков проиграли лишь однажды – на европейском турнире 1972 года. Но это было исключением из правила, доминирование пары на мировой арене было абсолютным. Людмила и Александр сделали танцы на льду привлекательными, заразили половину Советского Союза любовью к фигурному катанию и закономерно стали первыми олимпийскими чемпионами в новой дисциплине – соперники могли рассчитывать лишь на ошибки лидеров, но их не случилось. Пахомова и Горшков так и остались непобеждёнными.

Тренерские заботы до последних дней

А ещё в 1970 году спортивная пара стала и супружеской, так что все свои главные победы Людмила и Александр одерживали, будучи мужем и женой. Спустя год после ухода из любительского спорта и грандиозного прощального бала в семье появилась очаровательная дочка Юлия. Впрочем, даже семейные хлопоты не заставили Людмилу оставить фигурное катание. Завершив карьеру спортсменки, она стала тренером и вскоре добилась успехов на новом поприще: с 1978 года Пахомова встала у руля сборной и приложила руку к воспитанию целой плеяды чемпионов.

Спустя год стало известно о тяжёлой болезни чемпионки. От неё ничего не скрывали – сразу сказали, что нужно делать химиотерапию, облучение, операции. Людмила проходила курсы лечения, однако каждую свободную минуту отдавала занятиям на льду. До последнего дня Пахомова составляла тренировочные планы для своих подопечных, общалась с ними. А 17 мая 1986 года великой спортсменки не стало – она скончалась после семи лет болезни, не дожив даже до сорока. Однако в сердцах поклонников фигурного катания Людмила живёт до сих пор – она влюбила в фигурное катание миллионы людей по всему миру и ушла непобеждённой.

Тогда, в 1966 году, мало кто верил, что из этих двоих что-нибудь получится. Однако прошло четыре года, и Людмила Алексеевна Пахомова и Александр Георгиевич Горшков стали одной из лучших мировых пар в фигурном катании. С 1976 года в программу Олимпийских игр по фигурному катанию была включена дисциплина спортивного танца на льду. Людмила Пахомова и Александр Горшков стали первыми олимпийскими чемпионами в австрийском Инсбруке по фигурному катанию в этой спортивной категории.

Первые спортивные шаги будущего чемпиона

Родился Александр Георгиевич Горшков в Москве 8 октября 1946 года. В семье Георгия и Марии Горшковых появился на свет малыш - будущий олимпийский чемпион, многократный чемпион мировых и Европейских первенств, заслуженный мастер спорта Советского Союза. Спортивная биография Александра Горшкова начинается с 1956 года, когда он впервые ступил на ледовую арену Московской детско-юношеской спортивной школы при стадионе Юных пионеров.
Как и все мальчишки, юноша мечтал покорять хоккейные ледовые площадки красивыми голами. Однако тренер не разглядел в парне задатки хоккеиста, и родителям Горшкова порекомендовали сменить вид спорта. Так, по воле судьбы, Саша Горшков стал фигуристом. К 1966 году, выступая на различных соревнованиях, Александр Георгиевич Горшков выполняет норму первого взрослого спортивного разряда по фигурному катанию.

Звёздный дуэт

В 1964 году после триумфального выступления на чемпионате СССР в Кирове Людмилы Пахомовой и Виктора Рыжина, где пара победила, казалось, что зарождается новый звёздный дуэт в фигурном катании. Однако после двукратного повторения успеха на Чемпионатах СССР в Киеве в 1965 и 1966 году пара распалась.
На носу Чемпионат СССР в Куйбышеве, а тренерский штаб озабочен подбором партнёра для Людмилы Пахомовой. Именно тогда по рекомендации Елены Чайковской была создана новая танцевальная пара, которую она же и взялась подготовить на чемпионат страны.

Начало большого пути

В успех этой вновь образовавшейся пары никто не верил. Александр Горшков – фигурист-одиночка, на тот период был всего лишь подающим надежды перворазрядником. Однако веру в успех вселяла молодой тренер Елена Анатольевна Чайковская, которая предложила освоить совершенно новый стиль в фигурном катании – стиль спортивного танца на льду, набирающего всё большую популярность в мировом ледовом спорте.
Нестандартный подход к оригинальной танцевальной теме в русском стиле основывался на традициях советской балетной школы, где использовались классические произведения русских композиторов и народная музыка.
За три года упорных тренировок пара добилась определенных успехов на внутренних чемпионатах и международных первенствах:
  • 1967 год. Чемпионат СССР в Куйбышеве – серебро;
  • 1967 год. Чемпионат мира в Вене (Австрия) – 13 место;
  • 1967 год. Чемпионат Европы в Любляне (Югославия) – 10 место;
  • 1968 год. Чемпионат СССР в Воскресенске – серебряные медали;
  • 1968 год. Чемпионат мира в Женеве (Швейцария) – 6 место;
  • 1968 год. Чемпионат Европы в Вестеросе (Швеция) – 5 место;
  • 1969 год. Чемпионат СССР В Ленинграде – золото;
  • 1969 год. Чемпионат мира в Колорадо-Спрингс (США) – серебро;
  • 1969 год. Чемпионат Европы в Гармиш-Партенкирхене (ФРГ) – бронзовые медали.
Молодые фигуристы продолжали упорно тренироваться под руководством своего тренера.

Чемпионат мира по фигурному катанию в Любляне

1970 год стал знаковым событием в жизни спортивной пары. Ленинград принимал Чемпионат Европы по фигурному катанию. Блестяще откатав обязательную программу, Александр Георгиевич Горшков и Людмила Алексеевна Пахомова становятся победителями европейского первенства.
Это был первый грандиозный успех будущих олимпийских чемпионов, которые доказали состоятельность своего звездного дуэта. А вскоре им покорился и чемпионат мира по фигурному катанию в Любляне (Югославия).
Таким образом, А. Горшков и Л. Пахомова становятся первыми из спортсменов советской школы фигурного катания обладателями международных титулов Чемпионата мира и Европы. Помимо спортивных достижений в 1970 году произошло ещё одно важное событие в жизни Александра Горшкова и Пахомовой – они стали мужем и женой.

Дальнейшие успехи

Победа в Чемпионате мира и золото европейского первенства не стали единичным случаем в жизни фигуристов. Коллекция золотых медалей пополнялась с каждым годом, подтверждая, что они действительно сильнейшая пара в мировом фигурном катании:
  • 1971 год. Чемпионат мира в Лионе (Франция) – золото;
  • 1971 год. Чемпионат Европы в швейцарском Цюрихе – золото;
  • 1972 год. Первое место на Чемпионате Мира в Калгари (Канада);
  • 1972 год. Серебряные медали на европейском первенстве в Гётеборге (Швеция). На этом чемпионате во время исполнения спортивного танца партнёр оступился, и пальму первенства А. Горшков и Л.Пахомова отдали немецким фигуристам Ангелике и Эриху Бук, сестре и брату.
Эта досадная ошибка не сделала их слабее, а лишь стала поводом, чтобы вновь доказать, что они, действительно, лучшие в мире:
  • 1973 год. Чемпионат Европы в Кёльне (Германия) – золото;
  • 1973 год. Чемпионат мира в Братиславе (Чехословакия) – золото;
  • 1974 год. Чемпионат Европы в Загребе (Югославия) – золото;
  • 1974 год. Чемпионат мира по фигурному катанию в Германии, г. Мюнхен – золото;
  • 1975 год. Чемпионат Европы в столице Дании – золотые медали.
За три года - ни одного проигрыша!

Олимпийский характер

Возвращаясь с европейского турнира в Копенгагене, Александр почувствовал резкую боль в спине. По приезде в Москву врачи диагностировали тяжёлое заболевание лёгочной системы. Была необходима срочная операция, которая ставила под угрозу не только участие пары в Олимпийских играх в Инсбруке, но и дальнейшую спортивную карьеру А. Горшкова. Сила, воля и характер спортсмена заставили его преодолеть все трудности и в очередной раз выйти победителем.
Уже на следующий год пара превосходно отработала обязательную программу и получила наивысшие баллы спортивного жюри Чемпионата Европы-76 в Швейцарии. Золотые медали в очередной раз пополнили коллекцию звёздного дуэта.
Европейское первенство в Женеве стало отправной точкой и стартовой площадкой перед первым олимпийским испытанием для Людмилы и Александра, которые они выдержали с честью.

Золото олимпийского Инсбрука

Спортивные «доброжелатели» с интересом наблюдали за титулованной парой из Москвы, делая ставки на успех или неуспех фигуристов из Советского Союза. Однако в очередной раз А. Горшков и Л. Пахомова доказали, что равных им нет.
Убедительный отрыв от ближайших соперников сделали этот дуэт недосягаемым, и они по праву стали обладателями золотых медалей в олимпийском Инсбруке (Австрия).
Золотые медали Чемпионата мира в Швеции, которые А. Горшков и Л. Пахомова завоевали в Гётеборге в марте 1976 года, стали последними наградами в их спортивной карьере. Семейная пара приняла решение оставить большой спорт и заняться тренерской работой.

См. также: Как выбрать мужское портмоне для денег и документов?

Итоги спортивной карьеры

На протяжении девяти лет, с 1967 по 1976 год, спортивный дуэт стал обладателем золотых медалей шести Чемпионатов мира, шести Чемпионатов Европы и шести Чемпионатов Советского Союза. Такой успех до сегодняшнего дня в танцах на льду не повторил ни один спортсмен. Именно это достижение фигуристов было отмечено как рекордное в Книге Гиннеса.

Общественная и личная жизнь Александра Горшкова

Окончив карьеру в большом спорте, А. Горшков становится спортивным функционером. Государственный тренер по фигурному катанию Госкомспорта СССР – эту должность Александр Георгиевич занимал на протяжении пятнадцати лет, с 1977 по 1992 год. Результатом большой любви между спортсменами становится Юля – дочь Людмилы Пахомовой и Александра Горшкова, которая родилась в 1977 году. Однако семейное счастье длилось недолго.


В 1979 году у Людмилы Алексеевны обнаружилось злокачественное опухолевое заболевание эндокринной системы. На первых порах, когда заболевание можно было остановить, Л. Пахомова недостаточно уделяла внимание своей персоне. Тренерская работа требовала полной отдачи на льду, ни о каком лечении речь не шла. До последнего дня супруга А. Г. Горшкова была предана спорту и своим ученикам.
Находясь под капельницей, она постоянно спрашивала об успехах своих подопечных. 17 мая 1986 года в возрасте 39 лет не стало Людмилы Пахомовой. Лимфогранулематоз – официально подтверждённая причина смерти великой спортсменки. Александр Горшков потерял не только жену, но и верного, проверенного друга, спутника жизни.
Второй брак Александра Горшкова был оформлен с Ириной, давней подругой спортсмена, с которой он был знаком ещё при жизни Л. А. Пахомовой.
Вторая супруга на тот период работала переводчиком в посольстве Италии в России. У жены Александра Горшкова от первого брака есть сын, который прекрасно поладил с отчимом. Однако это событие немного отдалила дочь Юлию от отца. Всё это время, после смерти Л. Пахомовой, воспитанием девочки занималась её бабушка – мать Людмилы. Лишь после её смерти Юлия впервые познакомилась с мачехой. Было это в канун Нового 1994 года. Сегодня Юлия Александровна живёт и работает в Париже, она успешный модельер и дизайнер одежды.

Дальнейшая карьера

С 2000 года Александр Горшков является президентом благотворительного общественного фонда «Искусство и спорт» имени Л. А. Пахомовой, инициатором создания которого выступили Елена Анатольевна Чайковская, Татьяна Анатольевна Тарасова и сам Александр Георгиевич. С июня 2010 года А. Г. Горшков возглавил Федерацию фигурного катания в России. Заслуги великого спортсмена были высоко оценены государством:
  • 1970 год – заслуженный мастер спорта СССР;
  • 1972 год – орден «Знак Почёта»;
  • 1976 год – орден Трудового Красного Знамени;
  • 1988 год – заслуженный тренер СССР;
  • 1988 год – орден Дружбы народов;
  • 1997 год – заслуженный работник физической культуры и спорта России;
  • 2007 год – орден «За заслуги перед Отечеством» 4 степени;
  • 2014 год – орден Почёта.
Сегодня Александр Георгиевич Горшков по-прежнему остаётся в строю, живёт и активно работает в Москве, занимаясь своим любимым делом.