Интерактивная галерея. Cайт художника

В славянской мифологии часто можно встретить необычайно красивых птиц с очаровательным женским обличьем. До наших дней дошли сведения о трех девах. Зовут их Алконост, Сирин и Гамаюн. Обворожительные создания из Солнечного Сада являются героинями многих сказаний, пришедших к нам от древних славян. Две из них в народе ассоциировались со светом и добром, а Сирин являлась символом тоски и печали. Ее явление человеку служило предупреждением о скором отходе в мир иной. Сирин и Алконост очень часто можно увидеть изображенными вместе. Уравновешивалось отрицательное воздействие на людей одной из птице-дев.

Светлая дева

Алконост - это птица необычайной красоты, приносящая счастье. Она являлась символом света и радости. Покровителем этого восхитительного существа является бог солнца Хорс.

Внешне Алконост выглядит, словно птица с очаровательным обликом девушки и человеческими руками. Ее голову украшает красивая тиара, символизируя высокое происхождение и сокровенные знания. Ее часто изображают с райским цветком в руке или с развернутым пергаментом, в котором говорится о воздаянии в раю за благочестивую земную жизнь. Алконост выделяется красочным оперением в светлых тонах, характеризующее ее как добрую, светлую и жизнерадостную.

Живет она в Ирее - славянском рае. И только один раз в год она отправляется на землю к людям, чтобы отложить яйца и вывести потомство. Если в это время человек подходит слишком близко к месту ее гнездования, то птице-дева может погрузить его в беспамятство с помощью своих песен. Она защищает себя и свое потомство. Голос ее волшебный и чарующий. Услышав его, человек забывает обо всем на свете.

Чувства, которые вызывает божественное пение птицы Алконост сравнивают с любовью. Это пение, несмотря на то что человек, услышав его забывает обо всем на свете, не таит в себе никакой опасности. По сути своей, оно безобидно для человека и только временно погружает его в состояние забвения.

Древние славяне верили, что пение Алконосты может останавливать битвы и примирять враждующих, наполняя сердца людей счастьем и добром. Она делала людей мудрее, помогала им разрешать сложные ситуации и избегать ошибочных действий. Светлая дева предвещает удачу и счастье, а еще ее считают птицей Зари, повелевающей ветрами и устанавливающей погоду.

С точки зрения исследователей, птица Алконост пришла в славянскую мифологию от древних греков. Ее прототипом служит дева Алкиона. Она была женой правителя Кеика и дочерью бога ветров Эола. Ее супруг вышел в море и там трагически погиб. Увидев тело погибшего мужа, Алкиона с горя кинулась со скалы в бурлящие морские волны.

Боги обратили ее в морскую птицу-зимородка, после чего Алкиона оживила своего супруга, а божества обернули его в чайку. В тот период, когда Алкиона высиживала птенцов, на море было затишье. Оно длилось 2 недели в период зимнего солнцестояния.

Темная дева

Очень часто рядом с Алконост изображают еще одну божественную птицу, имя которой Сирин.

  1. По внешнему облику она очень схожа со светлой. Отличает ее только темное, синее оперение и отсутствие рук. Голос темной девы также сладок и оказывает завораживающее действие на людей, но Сирин в отличие от Алконоста является олицетворением темных сил и столкновение с этой птицей-девой не приводит ни к чему хорошему. Она является посланницей повелителя подземного царства.
  2. Птицы Алконост (светлая) и темная Сирин обитательницы Ирия, и Сирин также отправляется на землю для выведения своего потомства. Ее выбор падает на участки леса, расположившиеся вдали от людей. Темная остается с птенцами на земле до тех пор, пока они не окрепнут для самостоятельного полета в Ирий.
  3. Сирин - обладательница восхитительного голоса. Ее сладостное пение дает ощущение настоящего наслаждения тому, кто его услышит. Песни темной девы вынуждают людей забыть напрочь обо всем. Услышав ее голос, человек погружается в состояние оцепенения, перестает есть и пить, не может уснуть и погибает от физического истощения. Такое необычное воздействие продолжается даже после окончания очаровывающего пения.

В легендах древних славян говорится о том, как можно было спастись от темной птице-девы. Ей не нравятся громкие звуки и с их помощью ее можно прогнать. В древности, увидев птицу, люди бежали стрелять из пушек или звонить в колокола.

Существует гипотеза, что Сирин у славян произошла от греческих Сирен. В мифах древних греков Сирены - это очаровательные птицы с женскими головами. Изначально они были нимфами в окружении богини Персефоны.

Однажды Персефону украл правитель подземного мира Аид. Нимфы очень переживали, что не смогли уследить за своей госпожой и отправились на ее поиски, но как они не старались, им не удалось ее отыскать на земле. Тогда нимфы попросили у богини плодородия Деметры, матери Персефоны, помочь им.

Она отозвалась на просьбу и превратила их в полуптиц и полурыб. Так у них появилась возможность искать Персефону в воздухе и на водных просторах. Отчаявшись, сирены обратились за помощью к людям, но те им отказали. Тогда они поселились на необитаемом острове и решили отомстить земным жителям. Сирены завлекали своим чарующим пением моряков, и те гибли в морской пучине.

Символизм образа дево-птиц

У двух прекаснейших дево-птиц светлой Алконост и темной Сирин завораживающие голоса. Они являются парой противоположностей, которые символизируют:

  • радость и горе;
  • счастье и несчастье;
  • свет и тьму.

Во многих сказаниях фигуры девы Алконост и девы Сирин тесно связаны. Эти две жительницы рая считаются хранительницами Древа Жизни, растущего в Солнечном Саду. Древо Жизни у древних славян воспринималось как начало начал и, согласно легендам, находилось в бесконечном океане. Они свили на нем гнездо, благодаря чему зародилась новая жизнь. С тех пор эти 2 дево-птицы считаются ее хранительницами.

Вещая дево-птица

У древних славян есть еще одна священная полуптица-получеловек, имя которой Гамаюн. Изображали ее также с головой и грудью девушки. Это вещая дево-птица является посланницей Богов. Согласно легендам, появилась она одновременно с нашим миром. Это способствовало тому, что она знает абсолютно все секреты: и людские, и божественные.

Дево-птица Гамаюн - прекрасная рассказчица. Ее имя происходит от древнеславянского слова «гамаюнить», что означает вещать, рассказывать. В одном из сказаний говорится о том, что вещая птица напела одну из древнейших книг наших предков: «Песни птицы Гамаюн».

Поскольку вещая дево-птица знает все о том, что было, есть и будет, то считалось что она прилетает к людям, чтобы предсказать судьбу или сообщить о воле богов. У древних славян было принято обращаться к Гамаюн за советом. Вещая дево-птица не представляет никакой опасности для людей, но обладает сложным характером и надменна по отношению к земным жителям. Она считает их более низкими созданиями.

Вещая птица предпочитает останавливаться в своих путешествиях на светлых лесных опушках, подальше от населенных пунктов. Древние славяне верили, что крик птицы Гамаюн предвещает счастье, а еще существовало поверье: если вещая дево-птица приближается с востока, жди бурю.

Народные предания

По одной из народных легенд, в праздник Яблочного Спаса, на рассвете в яблоневый сад прилетает Сирин, а по полудню ее сменяет Алконост. Из глаз печальной темной дево-птицы текут слезы и она поет грустные песни, а счастливая и радостная светлая дево-птица на своих крыльях приносит живительные капли росы, они падают на яблоки и в результате все плоды на яблоне становятся целительными.

Другая легенда о Сирине и Алконосте славянской мифологии повествует о том, что в день зимнего солнцестояния птица Алконост отправляется на землю, откладывает 7 яиц и опускает их на самое дно моря. Там они находятся на протяжении недели и в этот период на море стоит тишь да гладь.

Светлая дево-птица в это время прячется рядышком в чаще лесной и поет свои завораживающие песни. Затем яйца всплывают на поверхность воды, мать их собирает и высиживает еще 7 дней. Вылупившиеся птенцы проводят неделю на земле. За это время они успевают окрепнуть и набраться сил для полета в Ирий.

На протяжении многих лет легенда о высиживании птенцов птицей Алконост обрастала новыми подробностями:

  • полуптица несет золотые яйца;
  • постоянно следит взглядом за яйцами до тех пор, пока не появятся птенцы;
  • яйцо без зародыша не портится и его вешают в церкви под большим центральным светильником.

По одному из славянских преданий светлая дево-птица приносит счастье в дом и исцеляет с помощью своего пения. Люди стремились заполучить чудесное существо и постоянно искали способ как бы ее заманить. Для этого пытались найти и похитить ее яйцо, ожидая, что дева отправится на его поиски и попадет в приготовленную ловушку.

Предание о дровосеке и темной дево-птице

Однажды во время бури дровосек оказался в лесу. Ему было не впервой и непогода его не испугала, но в самый разгар бури он увидел птенца темной птице-девы и уберег его от верной погибели. Она в знак благодарности пообещала выполнить какое угодно его желание.

В ответ лесоруб не долго думая сказал, что хочет увидеть то, что никто из землян еще не видел и что ярче солнечного света. Дева посоветовала ему удержаться от подобных желаний и что не все разрешено видеть глазу человеческому, но как и обещала, желание исполнила.

Лесоруб в мгновение ока переместился в пещеру и увидел в ней огромное количество горящих свечей. Время от времени чья-то незримая рука гасила то одну, то другую свечу. И тут мужчина захотел узнать, кто же гасит эти свечи. На что дева сказала, что для него будет лучше не знать об этом, что она может сделать его богатым или показать самые красивые уголки мира, но человек заупрямился и повторил свое желание.

Он оказался в непроглядной тьме и вдруг осознал, что ослеп, но нет худа без добра. С тех пор он стал ощущать когда к кому-то приближается смерть. К нему часто приходили односельчане посоветоваться, прежде чем отправиться на охоту или в поездку. Когда его спрашивали о том, откуда он знает, что кто-то умрет, он загадочно говорил, что видел гасящего свечи.

Заключение

Сказочные райские птицы Алконост и Сирин стали известны нам благодаря лубочным картинам и сохранившейся древнерусской литературе. Светлая дево-птица была одним из любимых образов древних славян. Ее часто изображали на мебели, панно, лубках и вышивке.

Она выступала в качестве оберега и является символом красоты, надежды и мечты о счастье, иногда также символизирует вознаграждение за праведную жизнь. В современном искусстве птицы изображены на полотне Виктора Васнецова «Песни радости и печали», а Александр Блок и Владимир Высоцкий посвятили им свои стихи.

Образы в мифологии древних славян необычны и очаровательны, окутаны множеством разнообразных легенд. С помощью их изучения мы можем приблизиться к пониманию мира нашими древними предками.

Дуальность мифологических существ прослеживается во всех народных культурах. Птицы Алконост и Сирин являются стражами славянского Рая и отражают круговорот Жизни и Смерти в мировом укладе.

Общая характеристика

Несмотря на схожий внешний вид, у птиц много отличий. Они заключаются в характере и происхождении этих созданий.

Эта дева-птица в славянской мифологии отождествляется со светлым началом. Ей приписывают роль вестника радости и процветания.

Истоки происхождения

Прародителем славянской птицы-девы считается греческая женщина Алкиона. Согласно мифам, девушка узнала о гибели своего супруга и бросилась в море, за что боги Олимпа обратили ее в морскую птицу.

С греческого языка алкионе (ἀλκυών) переводится как зимородок. Эта порода строит свои гнезда на берегах моря и питается рыбой.

Внешность

Облик создания менялся на протяжении всей русской истории. Согласно сохранившимся изображениям, Алконост имела такие внешние особенности:

  1. На лубочных изделиях дева-птица обладает женским лицом, грудью и руками, а также создание держит цветок из Рая и свиток, в котором описываются небесные вознаграждения за праведную жизнь. На этих рисунках Алконост обладает пестрым оперением.
  2. Виктор Васнецов в XIX в. изобразил создание с белым оперением, указывая на его светлую сущность.
  3. Голову существа венчает золотая корона.
  4. Когти на правой лапе создания - золотые, а на левой - серебряные.

Согласно легендам, Алконост обладает как положительными, так и отрицательными чертами характера. Существо спускается на землю и оплакивает песнью павших воинов. Праведникам создание воспевает счастье и радость на Небесах, а грешникам обещает воздаяние за поступки. Среди магических особенностей существа выделяют:

  1. Вестник богов. В некоторых славянских интерпретациях Алконост, как птица Рая, выступает в роли посланника бога Хорса или Сварога. Своим пением создание пересказывало людям волю пантеона.
  2. Управление погодой. Согласно легендам, существо может поднять бури над морем или успокоить водную гладь.
  3. Сопровождение душ. Благородных почивших на поле боя создание провожало до ворот Ирия.
  4. Дурманящий голос. Песни Алконост могли заворожить неподготовленного слушателя, из-за чего человек забывал обо всем на свете. Дурман проходил, когда дева-птица заканчивала петь.

Несмотря на светлое начало, заложенное в образе, Алконост также могла серьезно навредить человеку. Согласно легенде, птица откладывает волшебное яйцо в день зимнего солнцестояния и опускает его на морское дно. На этот период затихают штормовые ветра и бури.

Само создание следит за водной гладью с берега и ожидает, когда яйцо всплывет. По поверьям, яйца Алконост способны уберечь от любого зла и выполнить желания, поэтому многие люди старались выкрасть кладку. Украденное яйцо вешали под потолочную балку церкви. Птица не прощала подобного оскорбления и преследовала вора до конца его жизни. Найдя смельчака, Алконост забирала его душу и оставляла ее вечно блуждать по земле.

Место Обитания

Алконост, согласно мифологии, обитает на берегах реки Евфрат. Русло этой реки протекает через Ирий (Правь) - славянский рай. Местом, где живет птица, называют остров Буян.

На некоторых лубочных изделиях Алконост изображают на дереве с плодами познания, которые охраняет дракон Ладон.

Птица Сирин

В отличие от Алконост, Сирин представлена как птица печали и скорби. По поверьям, это создание охраняет Навь - мир мертвых.

Истоки происхождения

Имя создания происходит от греческого слова «Seiqmer», что приводится как «сирены». Эти птицеобразные существа, обитающие на скалах в морях, являются прародителями образа Сирин. Со славянской девой-птицей их также роднит опасный и завлекающий моряков голос.

Первые изображения Сирина датируются Х веком. Темное создание изображали на глиняной посуде и дверных замках. В русских легендах это существо является райским жителем, чье пение завораживает любого смертного.

Ближе к концу XVII века Сирин упоминался в таких литературных памятках, как Физиологи, Хронограф и Азбуковник. В них создание описывалось как вестник смерти.

Внешний вид

Внешность Сирин имеет ряд отличий от Алконоста. Среди них можно выделить:

  1. Оперение темное или серое. Волосы смоляные, глаза - голубые.
  2. Вокруг головы существа после крещения Руси стали изображать нимб.
  3. Когти на лапах создания покрыты серебром.

В дохристианский период встречаются изображения Сирин с белым оперением как символом перерождения. Через плач девы-птицы души очищались от земных тяжб.

Характер и магические способности

Общие черты характера темного существа менялись на протяжении всей культуры. Изначально Сирин являлась отрицательным созданием. Дева-птица дурманила головы людям, из-за чего те теряли разум и забывали о своей прошлой жизни. Голос Сирин заставлял славян не бояться смерти, однако сами воины начинали жаждать умерщвления. Встреча с птицей смерти может закончиться для человека сиуцидом.

С этим существом можно было бороться - Сирин не выносит шума. По легенде, если создание спустилось на землю и начало петь, то необходимо бить в колокола, стрелять из пушек и греметь оружием. В этом случае дева-птица испугается громких звуков и улетит.

Существует другой способ одолеть ее чарующий голос. Для этого следует начать петь самому. Если голос человека окажется красивее, то создание прислушается и умолкнет. После этого Сирин может помочь советом. Но плохой голос разозлит существо, оно жестоко накажет смельчака, забрав его душу.

  1. Своим пением дева-птица способна устроить водоворот, который приведет к гибели корабля.
  2. Дар предвидения. Слова песни существа часто могли описать будущее, положительные и негативные предсказания всегда сбывались. По этой причине славяне опасались пения птицы.
  3. Создание часто испытывает людей своим пением. Устоявшим птица приносит награду, а поддавшимся соблазну - смерть. Так боги проверяли смертных героев на их готовность отказаться от порочных слабостей.

Место Обитания

В ранних легенда местом обитания Сирин была Навь - мир мертвых. Там дева-птица грустными песнями оплакивала погибших воинов. Создание являлось вестником Кощного бога, который повелевает мертвыми.

В более поздних источниках Сирин обитает в Ирии, охраняя деревья и волшебную реку. Птица изредка слетает на землю, чтобы горестным плачем почтить павших солдат.

Легенды об Алконосте и Сирин

Существует несколько упоминаний священных дев-птиц в легендах славян. Некоторые из них относятся к языческому периоду, другие - к христианскому.

Воскрешение Перуна

Согласно мифам славян, главного бога их религии породили Сварог и Матерь Сва. Однако в младенчестве божество украл Скипер-змей, стоглавый дракон с хвостом скорпиона. Вместе с Перуном чудовище украло также его сестер, богинь любви, смерти и жизни - Лелю, и Живу.

Скипер-змей закопал спящего Громовержца в глубины подземного царства. Спустя 300 лет после похищения Матерь Сва собрала братьев Перуна, Сварожечей и велела отыскать главного бога.

Чтобы ускорить поиски, трое богов обернулись птицами: Волос - в Сирина, Ярило - в Алконоста, а Стривер принял обличье Стратим. В таком виде они искали брата на протяжении семи лет. боги призвали к ответу Скипер-змея, но тот попытался скрыть правду.

Волшебные птицы не повелись на ложь дракона и смогли найти спящего мертвым сном Перуна. Чтобы оживить его, боги попросили птицу Гамаюн принести волшебную Сурью из колодца в Рипейских горах.

После того как Сварожичи умыли живой водой лицо Громовержца, он очнулся. Первым его подвигом была победа над Скипер-змеем, которого Перун лишил всех голов и изгнал на край земли.

Яблочный спас

Традиционно праздник Яблочного спаса отмечается 19 августа. Несмотря на славянские корни, это празднество перешло и в христианство.

В этот день отмечают конец летнего сезона, который знаменует сбор урожая. Согласно легенде, на Яблочный спас радостная Алконост и печальный Сирин прилетают из Прави в Явь. В лапах они несут целительные травы.

Сначала сады облетает Сирин и поет печальные песни, оплакивая всех умерших и живших по кривде. По этой причине до 19 августа нежелательно есть яблоки - по поверьям, отведавшему грозит год, полный несчастий.

После Сирин яблони посещает Алконост - птица счастья. Ее пение полно радости и света, оно знаменует неизменный круговорот жизни и смерти, смену времен года и постоянное обновление природы.

С крыльев светлая дев-птица стряхивает росу, орошая ей деревья. По легендам, после посещения садов Алконостом яблоки приобретают целительные свойства. Их дарят свежими друзьям и родственникам, а также впрок кормят детей. Этот ритуал поможет избежать людям зимних хворей.

Праздник напоминает людям о том, что самые высокие ценности - духовные. В этот день угощают нищих и убогих, проведывают дальних родственников и благодарят старшее поколение за жизнь. Это связано с тем, что девы-птицы Сирин и Алконост также являются хранителями домашнего очага. Славяне почитали этих созданий наравне с другими берегинями и просили уберечь дом от ссор и нужды.

Другие славянские девы-птицы

Одни и те же мифологические существа Восточной Европы могут иметь ряд отличий в зависимости от региона. Некоторые создания приобретают схожие черты характера и способности.

Дева-птица Сва является прародительницей всех славян. Она появилась из золотых яиц, которые снесла Мировая Уточка, сотворившая мир.

Богиня выглядит как птица с женской головой. Оперение ее разноцветное, волосы - золотые, а глаза - голубые. Традиционно Матерь Сва изображается без оружия, однако своими крыльями она закрывает всю Русь от врагов.

Птица способна поднять боевой дух славян, из-за чего те даже при малом войске могли одержать победу на поле боя. Воины, благословленные Матерью Сва, теряли страх перед смертью и, умирая, испытывали радость. Это роднит богиню с Алконостом и Сирин, которая также пела погибшим о счастье и благочестии в Прави.

У южных славян Матерь Сва ассоциировалась с вещей птицей Гамаюн. По поверьям, в таком виде богиня представала перед людьми. В истинном облике создание изображают в огне, который символизирует негасимый боевой дух славян.

В язычестве матерь Сва является женой небесного кузнеца Сварога. Вместе они породили весь славянский пантеон.

Место обитания Матерь Сва - небо. С него дева-птица освещает русские земли и стережет границы.

Птица-вестник - известный персонаж во многих культурах. Гамаюна традиционно считают посланником Велеса. В южных регионах это создание является вестником Перуна.

Место обитания Гамаюна - остров Буян. В некоторых легендах также упоминаются Макарийские горы.

Это существо обитает на острове Буян. Создание выглядело белоснежной птицей с женской головой. Стратим не имеет отношения к богам и другим мирам. Славяне описывали это создание как могучую химеру, которая накрывает своим правым крылом весь мир.

На голове Стратим хрустальная корона, и главная способность этой птицы - управление природой. Как и Алконост, это существо способно утихомирить бури и ураганы. В отличие от светлой девы-птицы, Стратим вызывает штормы и землетрясения.

Стратим не относится к берегиням. Это создание олицетворяло в понимании славян мощь природы, перед которой уязвим любой человек.

Симург сочетает в себе голову льва и тело птицы. На некоторых изображениях существо имеет человеческое лицо. Согласно иранской мифологии, это создание сидит под и охраняет его от зла.

Это божество несет волю Творцов людям, играя роль птицы-вестника. По поверьям, Симург радостно поет весной, благодаря чему деревья и растения пробуждаются от сна. Осенью это создание исполняет печальную песнь, под которую весь живой мир погружается в зимний сон.

Как и Алконост, Симур способен управлять погодой. От хлопанья его крыльев поднимаются ветра, а там, где пролетит птица-вестник, пройдет дождь.

Заключение

Сирин и Алконост - девы-птицы в славянской мифологии, чья связь демонстрирует круговорот Радости и Печали, Жизни и Смерти. Несмотря на схожий внешний вид, создания имеют ряд отличительных черт.

В культуре славян функции дуальных существ выполняли многие волшебные птицы - Матерь Сва, Гамаюн и Жар-Птица. В мифологиях многих стран можно найти упоминания о схожих созданиях.

История одного шедевра: Виктор Васнецов "Сирин и Алконост"

"Сирин и Алконост "- Виктор Михайлович Васнецов. 1896. Холст, масло. 133х250, Государственная Третьяковская галерея, Москва

Сирин и Алконост – два неразлучных символа, пара противоположностей. Горе и радость, несчастье и счастье, черное и белое... На картине Васнецова эти мифические девы-птицы похожи, как двойники, и, одновременно с этим, совершенно разные. Сирин – черная вестница печали, тоски по утерянному раю. Алконост – светлый вестник радости и наслаждений. Согласно славянским поверьям, обе птицы прилетают в сад накануне яблочного Спаса. Сирин оплакивает уходящее лето, Алконост наделяет плоды магическими, лечебными свойствами.

Васнецов создает удивительно яркие и красочные образы мифических райских птиц. Если у Сирина черное оперение, изможденное бледное лицо, полные слез глаза в черных глазницах, закрывающиеся крылья, то у Алконоста светлое оперение, румяное лицо, раскрывающиеся крылья. Сирин завершает старое, Алконост – начинает новое. Ветки, на которых сидят девы-птицы, растут из одного дерева на одном уровне, однако по разные стороны от ствола. Слева, а эта сторона у славян всегда была «дурной», но связанной с сердцем, расположилось воплощение печали и увядания. Справа, с хорошей стороны, воплощение надежды, радости и наслаждения.

Фоном для картины стал утреннее оранжевое небо. Светлую птицу освещает солнце, темная, напротив, укрывается от наступающей зари. Сирин весь обращен в прошлое, Алконост весь в будущем. Обе девы-птицы едины и неделимы - вечные спутники жизни каждого человека, способные умерить слишком сильную радость, облегчить неподъемное горе. Великая гармония.
источник: Арт Энциклопедия>Геннадий Занегин

ВИКТОР ВАСНЕЦОВ (15 мая 1848 - 23 июля 1926) - русский художник, мастер живописи на исторические и фольклорные сюжеты.
Виктор Михайлович Васнецов, один из самых прославленных художников-модернистов, родился (3) 15 мая 1848 г. в селе Лопьял Вятской губернии, в семье православного священника.
Первой его работой как художника стала роспись Вятского собора, совместно с сосланным в Вятку поляком Михалом Эльвиро Андриолли. Это было сразу после окончания духовной семинарии. Тогда Виктор Михайлович, утвердившись в своем желании стать живописцем, отправился учиться в Петербург, сначала в рисовальной школе Крамского, а после в академии художеств (в 1893 г. стал ее действительным членом).
С 1878 г. Васнецов являлся членом Товарищества передвижников, путешествовал по Европе - посетил Францию и Италию, затем жил в Петербурге и Москве.
Творчество Васнецова очень разнообразно. Начинал он с Передвижниками, и тогда его сюжеты были предельно бытописательны. К этому периоду относятся «Книжная лавочка», «Балаганы в Париже», «С квартиры на квартиру».
Настоящий пик творчества Васнецова приходится на тот период, когда он находит себя в стиле модерн. Его можно считать основоположником особого русского стиля. Для этого он преобразовал русский исторический стиль, обогатив его легендарными и сказочными сюжетами.
В то же время некоторые из картин этого периода представляют собой типичные для модернизма декоративные панно. Кто не знает «Аленушку», «Ивана царевича на сером волке», знаменитых былинных богатырей?
Принципы «Русского стиля» художник воплощал не только в живописи, но и в архитектуре. По его эскизам построен фасад Третьяковской галереи, возведена церковь Спаса-Нерукотворного в Абрамцево. Русский стиль в архитектуре являл собой стилизацию под русскую старину.
В 1883-1885 годах художник работал над созданием монументального панно «Каменный век» для Исторического музея в Москве.
Позднее творчество Васнецова связано также с религиозными мотивами. Появляются картины «Распятый Иисус Христос», «Слово Божье», «Богоматерь с младенцем». Самой масштабной работой Васнецова стала роспись киевского Владимирского собора в 1885-1896 годах.
В советское время Виктор Михайлович продолжал заниматься творчеством - в основном он работал над народными сказочными темами («Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем», 1918; «Кащей Бессмертный», 1917-1926 и другие).
Умер художник Виктор Михайлович Васнецов 23 июля 1926 года в Москве в возрасте 78 лет.

Алконост - священная птица, которая известна в русских легендах, сказках, а также в изобразительном искусстве, зодчестве. Алконост выглядит, как птица с женской головой и руками. Славянские мифы называют Алконоста — райской птицей, или ирийской птицей.

Происхождение образа птицы Алконост довольно спорное. Так, например, многие исследователи утверждают, что термина «Алконост» в языческие времена древней Руси не существовало. Имя и образ могут исходить из греческого мифа о девушке Алкионе - дочери мифического Эола. Данный миф имеет несколько трактовок. В одной из них, узнав о смерти мужа, Алкиона бросается в море. По другой, она бросается в море от любви к мужу. По третьей, она нашла утонувшего при кораблекрушении мужа на берегу. Во всех трёх случаях боги превращают Алкиону и её утонувшего мужа в птиц. Алкиона была превращена в зимородка, который известен тем, что ныряет за добычей под воду. Исследователи считают что Алконост - это неверно прочитанное или переписанное имя Алкионы-зимородка «алкионъ есть птица морская» («Шестоднев» Иоанна Болгарского). В греческом языке «алкион» означает — «зимородок». Самое раннее изображение птицы-девы в качестве книжной миниатюры зафиксировано в XII веке.

Однако, и это важно знать (!) , в греческой мифологии Алкиона-зимородок никогда не имела тех особенностей, что приобрела в русской интерпретации. И этот факт может говорить о том, что случай с Алконостом - есть очередное явление периода становления двоеверия на Руси, когда языческие божества, существа, духи и так далее, трансформировались, а точнее даже - маскировались, под образы христианских святых и под образы греческих богов и существ, которые были завезены на Русь носителями древнегреческой традиции. Таким образом, ранее существовавшее языческое божество - полуптица-полудева, могло приобрести новое имя - Алконост, но продолжало спокойно существовать в русском фольклоре в своём славянском обличье. Какое именно название было у того существа или божества в языческие времена сказать трудно, однако в виде летающих дев, крылатых дев, призрачных воздушных дев на Руси представляли именно русалок (древние представления о душах умерших — русалках), или вил, которых также называли «тридевять сестрениц». Вполне возможно, что многие из этих русалок-берегинь в древности были персонифицированы, имели свои имена и обладали своими собственными «характеристиками». Вот именно эти персонифицированные сестреницы и могли впоследствии обзавестись греческими именами - Алконост и Сирин.

Алконост часто изображается рядом с другой райской птицей - Сирин. Птица Сирин, название которой относится к греческим мифам о Сиренах, ещё больше наводит мысль о существовании подобной птицы и в древних языческих представлениях на Руси. Птица-дева Сирин, которая очень похожа на славянских берегинь, представляемых в виде летающих дев, в греческой мифологии впоследствии превратилась в образы водяных девушек сирен, также как и в славянской мифологии летающие берегини-русалки превратились с ходом времени в водяных дев русалок. Тождество греческих и славянских мифов давно известно и об этом вы можете прочитать в статье « ».

Алконост известна не только тем, что живёт в Ирие (славянском раю) и яляется птицей радости , но и тем, что имеет сладкий голос, услышав который, человек может забыть обо всём на свете. Легенды об Алконосте также рассказывают о том, что райская птица несёт яйца в морскую глубину во время зимнего солнцестояния, где они лежат 7 дней, и всё это время на море наблюдается полный штиль. После этого яйца всплывают, и Алконост высиживает их на берегу. Народное предание гласит, что на Яблочный спас утром в яблоневый сад прилетает птица печали Сирин, которая сильно грустит и плачет. После полудня в сад прилетает птица Алконост, которая радуется и смеётся. Она смахивает со своих крыльев живую росу, которая наделяет яблоки особой силой. Именно поэтому на Яблочный спас яблоки считаются целительными.

Сирин и Алконост - птицы-девы древнейших легенд и сказаний. Упоминания о них остались в русских летописях, а изображения сохранились среди миниатюр в древних рукописных книгах, на ювелирных изделиях Киевской Руси, в резьбе белокаменных соборов от Киева до Владимиро-Суздальской земли. Как райские птицы попали в русскую традицию?

«Птицы Сирины». Приобретено «на торгу» в 1903 г. Художник объединил двух одинаковых птице дев, поместив их над большим деревом. Парные изображения райских птиц известны в печатном лубке.

Трудный и долгий путь совершили эти сказочные образы, прежде чем они попали на Русь! По Черному и Каспийскому морю, по Днепру и Славянской реке (Волге) плыли купеческие корабли из Индии и Персии с товарами. Где по воде, а где и волоком, отправлялись корабли дальше во все стороны Руси. Купцы тогда были не просто коммерсантами, державшими в своих руках всю торговлю с Востоком, но и рассказчиками, которые делились с русскими людьми о далеких странах, об услышанных в чужих краях мифах и легендах.

«Птица Сирин святаго и блаженнаго рая». Далее текст в 4 строки: «Аще человек глас ея услышит, пленится мысльми и... дондеже пад умирает, гласа ея слышати не престает». Над головой птицы надпись: «Видом и гласом».

Самое раннее изображение Алконоста найдено среди миниатюр и заставок в одном из древнейших памятников русской письменности, Юрьевском евангелии 1120-1128 годов. Оно было написано по заказу Юрьевского монастыря древнего Новгорода.

Райская птица Алконост. Конец 18 - начало 19 века. Название: «Птица райская Алконос». На свитке в руке: «Праведницы во веки живут и от Господа мзда им и попечение их пред Вышним сего ради приимут».

Древнейшими изображениями Сирина считаются изображения на ювелирных изделиях Киевской Руси, главным образом на золотых колтах и серебряных браслетах-запястьях.

Райская птица Сирин. Начало 19 века. Поступило из коллекции И. Щукина

Две райские птицы: Сирин, тоскующая о рае, и Алконост, возвещающая радость от грядущей жизни в раю, вдохновили художника В. М. Васнецова на создание картины "Песня радости и печали". Но вопреки традиционной трактовке, певец русской сказки изобразил Сирин как птицу радости, а Алконост как птицу печали. Позже Блок, вдохновившись картиной Васнецова, написал стихотворение "Сирин и Алконост" с похожей трактовкой их образов.