Каким должен быть учитель презентация. Современный учитель

Современный ученик – это восьмое чудо света, оснащенное мобильником, ноутбуком и получающее драйв от прослушивания рэпа, при этом ставящее опыты над своим дневником. Современный ученик – это восьмое чудо света, оснащенное мобильником, ноутбуком и получающее драйв от прослушивания рэпа, при этом ставящее опыты над своим дневником. Идеальный ученик – это девятое чудо света. В настоящее время ведётся всемирный розыск такого ученика под девизом «Вымирающий вид».


Современный учитель – это человек, который умудряется исправлять все опыты над дневником восьмого чуда света и в то же время успевает организовать всемирный розыск девятого чуда света. Современный учитель – это человек, который умудряется исправлять все опыты над дневником восьмого чуда света и в то же время успевает организовать всемирный розыск девятого чуда света.




Учителя нужны для того, чтобы... Традиционные ответы: «учить детей разным наукам, воспитывать их» - 55% Традиционные ответы: «учить детей разным наукам, воспитывать их» - 55% Позитивно ориентированные ответы («выводить в люди», «учить этикету», «чтобы мы могли лучше оценивать свои возможности», «учить уму-разуму, жизни», «учить общению и хорошему поведению», «наставлять на правильный путь», «пополнять наш лексикон») -15% Позитивно ориентированные ответы («выводить в люди», «учить этикету», «чтобы мы могли лучше оценивать свои возможности», «учить уму-разуму, жизни», «учить общению и хорошему поведению», «наставлять на правильный путь», «пополнять наш лексикон») -15% Негативно окрашенные ответы: «прикалываться над ними», «вбивать в головы знания и читать нотации», «жаловаться директору и родителям», «кто сказал, что они нужны?» -30 % Негативно окрашенные ответы: «прикалываться над ними», «вбивать в головы знания и читать нотации», «жаловаться директору и родителям», «кто сказал, что они нужны?» -30 %


В моём понимании идеальный учитель должен быть... - понимающим (75%); -уважающим своих учеников (53%); -внимательным, готовым оказать помощь(35%); -справедливым в требованиях (80%) – -интеллигентным, образованным» (45%); -умеющим доступно излагать материал (49%); -быть сдержанным, тактичным; не лезть в личную жизнь детей; умеющим найти с учениками общий язык (19%); -быть авторитетом,примером (10%); -красивым, добрым (23%); -обладать чувством юмора (40%); -идеальных учителей нет (10%)


Самый сильный гнев учеников в поведении учителя вызывает... несправедливое оценивание учеников (80%) несправедливое оценивание учеников (80%) грубость учителей (38%), грубость учителей (38%), плохое настроение, срываемое на школьниках (10%), плохое настроение, срываемое на школьниках (10%), «выделение любимчиков» (15%), «выделение любимчиков» (15%), когда задерживают на перемене (23%), когда задерживают на перемене (23%), много задают на дом (37%); много задают на дом (37%); лезут в личную жизнь (30%); лезут в личную жизнь (30%); «навешивают» ярлыки на тех, кого не любят и делают «козлом отпущения», а любимчикам и подлизам всё сходит с рук» (20%); «навешивают» ярлыки на тех, кого не любят и делают «козлом отпущения», а любимчикам и подлизам всё сходит с рук» (20%); не верят, когда говоришь правду (15%), не верят, когда говоришь правду (15%), когда учитель во время разговора заставляет смотреть в глаза (7%). когда учитель во время разговора заставляет смотреть в глаза (7%).








Учитель никогда не должен... «поднимать руку на учеников»; «поднимать руку на учеников»; «оскорблять их, особенно при всем классе»; «оскорблять их, особенно при всем классе»; «орать так, что стекла в классе звенят»; «орать так, что стекла в классе звенят»; «доводить ребенка до слез»; «доводить ребенка до слез»; «опаздывать на урок»; «опаздывать на урок»; «забывать давать на дом задание»; «забывать давать на дом задание»; «задерживать класс на перемену»; «задерживать класс на перемену»; «угрожать, показывать плохое настроение»; «угрожать, показывать плохое настроение»; «быть двуличным, называя при директоре учеников «детки мои», а без него «вот уроды, навязались на мою голову»; «быть двуличным, называя при директоре учеников «детки мои», а без него «вот уроды, навязались на мою голову»; «ставить в журнале двойку по предмету из-за поведения или за пропуски»; «ставить в журнале двойку по предмету из-за поведения или за пропуски»; «не оскорблять родителей учеников: «не оскорблять родителей учеников:


Далеко не всем педагогам свойствен подобный стиль взаимоотношений с учащимися и, соответственно, не все учащиеся негативно настроены по отношению к своим учителям. Значительная доля учащихся уважает, ценит и искренне любит своих учителей за их вдохновенный, творческий груд, заботу об учениках, честное и справедливое отношение к ним. Далеко не всем педагогам свойствен подобный стиль взаимоотношений с учащимися и, соответственно, не все учащиеся негативно настроены по отношению к своим учителям. Значительная доля учащихся уважает, ценит и искренне любит своих учителей за их вдохновенный, творческий груд, заботу об учениках, честное и справедливое отношение к ним.


Каждому ученику свойственен субъективный образ идеального учителя, представление о том, что должен и чего не должен делать педагог. Тем не менее, обобщенное представление испытуемых об идеальном учителе неизменно включает в его образ такие черты, как: внимательность, эрудиция, доброта, тактичность, понимание, справедливость, искренность, любовь к детям. Каждому ученику свойственен субъективный образ идеального учителя, представление о том, что должен и чего не должен делать педагог. Тем не менее, обобщенное представление испытуемых об идеальном учителе неизменно включает в его образ такие черты, как: внимательность, эрудиция, доброта, тактичность, понимание, справедливость, искренность, любовь к детям.


Имидж современного учителя учителяучащиесяродители Профессионализм Коммуникативность Тактичность Дисциплинированн ость Любовь к детям Активная гражданская позиция Креативность Уважение Объективногсть Терпение Знают свой предмет и умеют объяснить Тактичность Умение сдерживать свои эмоции Чувство юмора Любовь к ученикам Справедоивость Профессионализм Доброжелательност ь Объективность Тактичность Любовь к детям Справедливость












Внешние факторы в формировании образа педагога Государство: изменение законодательной базы, низкий уровень оценки труда, наступление на социальные гарантии. Государство: изменение законодательной базы, низкий уровень оценки труда, наступление на социальные гарантии. Партии: декларация поддержки в период выборов. Партии: декларация поддержки в период выборов. СМИ: формирование отрицательного образа учителя СМИ: формирование отрицательного образа учителя Родители: непонимание, нежелание знать проблемы школы и педагога. Родители: непонимание, нежелание знать проблемы школы и педагога.


Нарушение прав педагога и потребителя образовательных услуг. педагогпотребитель Судебные иски к учителю, неуважительное отношение, публичное оскорбление. Вынужденный сбор денежных средств на ремонт класса, учебники Обсуждение конфиденциальной информации с коллегами, друзьями. Недостаточная материальная база школ.


Школа будущего Школа – трансформер… (постоянные изменения в интерьере, дизайне, оборудовании…) Школа – трансформер… (постоянные изменения в интерьере, дизайне, оборудовании…) Школа радости… (скорость обучения зависит от способностей, модели обучения свободные, творческий подход ко всему и каждому…) Школа радости… (скорость обучения зависит от способностей, модели обучения свободные, творческий подход ко всему и каждому…) Школа – система проецирующих ценностей, идеалов… (учитель – консультант, наставник, находящийся в сотворчестве с учащимися), содружество: ученик-учитель Школа – система проецирующих ценностей, идеалов… (учитель – консультант, наставник, находящийся в сотворчестве с учащимися), содружество: ученик-учитель Школа развития и школа в развитии… Школа развития и школа в развитии…


ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС педагога базируется на: Конституции страны Конституции страны Декларации прав человека Декларации прав человека Конвенции о правах ребенка. Конвенции о правах ребенка. Наши права заканчиваются там, где начинаются права другого человека.


Кредо современного учителя Я знаю, чему сегодня надо учить Я знаю, чему сегодня надо учить Я знаю то, чему надо учить. Я знаю то, чему надо учить. Я знаю, как научить Я знаю, как научить Я понимаю, что эти знания сегодня нужны людям. Я понимаю, что эти знания сегодня нужны людям. Я вижу, что люди благодарны за мою работу Я вижу, что люди благодарны за мою работу Я уверен в том, что мой труд полезен обществу Я уверен в том, что мой труд полезен обществу


Заповедь учителя Люби своих учеников, Согрей теплом их душу, От лжи и зла их защити, И в летний зной, и в стужу. Люби как собственных детей, И разницы не делай, Терпенья много наберись, Решенье принял, следуй! Зажги учения огонь, Прости им их ошибки, И будешь в памяти их жить, От сердца их улыбки. Не будь жестоким никогда, Нет сердца - ты калека, Учись, пока глядят глаза, Всегда будь человеком! М.Львовский


Одним из критериев «идеального учителя» школьники видят педагога, который умеет работать не только с гениями, но и с «не совсем гениями», а главное учитель должен учить детей с желанием. Одним из критериев «идеального учителя» школьники видят педагога, который умеет работать не только с гениями, но и с «не совсем гениями», а главное учитель должен учить детей с желанием. Один из учащихся написал: «Учителя нужны для того, чтобы остались светлые воспоминания о школе».



Мастер класс

для руководителей методических объединений

Образ учителя ХХI века

Министерство образования и науки РК

Южно-Казахстанская область

Г. Шардара

Подготовила: зам. директора по НМР Карюгина М.Л.

Л. С. Выготский

Мастер - класс

Подготовила

Карюгина Марина Леонидовна

Образ учителя ХХI века

Слайд 1

В связи с расширяющимся полем информационных технологий, побудить учителей задуматься о необходимости менять подходы в преподавании и обучении

Результат обучения

Учителя должны:

Понять необходимость изменений подходов в преподавании и обучении в соответствии с мировыми тенденциями

Внести изменения в работу методических объединений.

Знать основные барьеры в преподавании и формы их преодоления

Ключевые идеи

Мир меняется-меняемся мы, меняются подходы к преподаванию и обучению.

Мы учим тому, как учиться…

Идеальный учитель, успешность, барьер, характер, подход.

Материалы и оборудование

Компьютер, проектор, экран, флипчарты, маркеры, стикеры, постеры, раздаточный материал

Ход занятия

Этапы проведения занятия

80-85 минут

Действия преподавателя и действия участников

Приветствие

То, что сегодня ребёнок умеет делать в сотрудничестве и под руководством, завтра он становится способен выполнять самостоятельно…

Подвести к этому ребёнка и есть главная задача современного учителя.

Л. С. Выготский

Знакомство с темой, целью и задачей

Знакомлю коллег с темой мастер класса, называю цель и задачу современного учителя. Слайд № 6

Деление на группы

С помощью стикеров – яблочек двух цветов

Показ видео

Итак, тема нашего занятия: Образ учителя ХХI века. Слайд № 7

Рефлексия

Слайд № 8

Работа в группах

Создание постера

Участники создают постеры, в котором на каждую букву слова «учитель» называют качество учителя в группах и презентуют их. Слайд № 9

Презентация

Профессиональные качества современного учителя. Какую роль играет школьный учитель на современном этапе развития образования? Слайд № 10

Глядя на слайд, как вы думаете, какие модели учителя представлены на нем? Слайд № 11

Назовите основные требования, предъявляемые современному учителю. Слайд № 12

Разминочное упражнение 1

На первую букву имени назвать свое качество и пожелание соседу на эту же букву

Рефлексия

Вопросы участникам:

Что вы чувствовали при выполнении данного упражнения?

Как вы думаете, как будут реагировать ученики на данное упражнение?

Показ видео

Видеофильм «Об учителе». Слайд № 13

Коуч задает вопрос:

Каждая группа получает индивидуальное задание, написать на флипчартах признаки идеального ученика и учителя, какие барьеры существуют в образовательной среде и как их преодолеть, чтоб учителя и ученики были всегда идеальными.

Участники создают постеры в группах и презентуют их. Слайд № 14

Рефлексия

Вопросы к участникам:

Размышляют о наших действиях и антидействиях, приводящих к этому состоянию образования (все ли дети принимают активное участие на наших уроках, интересен ли наш урок, учитываем ли мы возрастные особенности детей, применяем ли новые подходы, как оцениваем учащихся, ИКТ, умеют ли дети критически мыслить и применять те знания, которые мы вкладываем в них на уроках в повседневной жизни) Слайд № 15

Презентация

Слайд №16

Презентация

Современный учитель - учитель ХХΙ века

Слайды № 17-20

Показ видео

«13 признаков, что вы учитель». Слайд №21

Рефлексия

Вопросы участникам:

Что нового вы и полезного вы узнали?

Полезно ли было для Вас содержание презентации?

Как вы думаете, можно ли использовать данные методы в работе с коллегами и учащимися? Слайд №22

Подведение результатов

Обратная связь

Раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни

в высокотехнологичном, конкурентном мире.

Главная задача

Повышение качества знаний учащихся, чтобы в дальнейшем выпускники могли стать конкурентоспособными

во взрослом мире

Главная цель

Просмотр видеоролика «Каким должен быть учитель?»

Рефлексия

Каким должен быть учитель в ХХI веке?

Какие качества объединяют всех учителей на Земле?

Учитель, влюблённый

в свой предмет

Учитель, уважающий

личность учащегося

Учитель, способный воспринять точку зрения ученика.

Учитель, владеющий современными ИКТ

Учитель - психолог

Учитель - соратник.

Каким должен быть учитель в этом современном стремительно меняющемся ХХI веке?

Работа в группах. Создание постера

Профессиональные качества современного учителя

Глядя на слайд скажите, как вы думаете, какие модели учителя представлены на нем?

Первая модель

Вторая модель

Третья модель

Основные требования к педагогическим кадрам

1) Квалификация соответствующего уровня и профиля

2) Конкурентоспособность на рынке труда

3) Компетентность

4) Ответственность

5) Свободное владение своей профессией

6) Ориентирование в смежных областях деятельности

7) Владение современными педагогическими и информационными технологиями

8) Способность к постоянному профессиональному росту

9) Социальная и профессиональная мобильность

Видеофильм «Об учителе»

Работа в группах. Создание постера

С чем у Вас ассоциируется понятие «барьер»?

Задание: напишите на флипчарте признаки идеального ученика и учителя, какие барьеры существуют в образовательной среде и как их преодолеть, чтоб учителя и ученики были всегда идеальными.

Рефлексия

Почему именно с этим образом у Вас ассоциируется барьер?

Как можно преодолеть данные барьеры?

Все ли дети принимают активное участие на наших уроках? ----Интересен ли наш урок?

Учитываем ли мы возрастные особенности детей?

Применяем ли новые подходы?

Как оцениваем учащихся?

Умеют ли дети критически мыслить и применять те знания которые мы вкладываем в них на уроках в повседневной жизни?

1. Владение содержанием и методологией предмета

2. Знание закономерностей познавательных процессов ученика в обучении и умение применять их при проектировании реального учебного процесса

3. Знание валеологических требований к уроку и умение использовать их при проектировании учебного процесса

4. Владение приёмами эффективного общения

с детьми, с коллегами,

с родителями

5. Владение приёмами, социализирующими и развивающими ребёнка средствами учебного предмета

6. Владение управленческими технологиями (педагогический анализ, постановка целей, планирование, организация)

7. Умение управлять инновационным процессом (проектировать, провести и проанализировать эксперимент)

8. Владение навыками обобщения и передачи своего опыта

Система профессиональных компетенций учителя

Умеет находить общий язык со своими учениками

Учитель ХХΙ века

Должен идти в ногу со временем

Должен иметь хороший словарный запас, чувство юмора

Должен быть современным интеллигентным

человеком

Не ждите вознаграждения

за свою работу

Не смущайтесь своими ошибками. Экспериментируйте, ищите

Учитель ХХΙ века

Сохраняйте в себе детскость

Примите всё то, что есть в ребёнке

Помогай и одобряй труд ребёнка

Учитель ХХΙ века

Старайся ничему

не учить ребёнка напрямую. Учись сам

Искренне восхищайся всем красивым,

что видишь вокруг

Педагогика нежности – требование сурового времени

Учитель ХХΙ века

Видео: 13 признаков того, что вы учитель

Изменения, происходящие в стране, в обществе, реализация приоритетного национального проекта «Образование», предъявляют новые требования к современному учителю. Какой он, современный учитель? Пожалуй, сложно однозначно ответить на этот вопрос. Это человек, способный создавать условия для развития творческих способностей, развивать у учеников стремление к творческому восприятию знаний, учить их самостоятельно мыслить, самостоятельно формулировать вопросы для себя в процессе изучения материала, полнее реализовывать их потребности, повышать мотивацию к изучению предметов поощрять их индивидуальные склонности и дарования. Современный учитель находится в постоянном творческом поиске, а также в поиске ответа на актуальный проблемный вопрос «чему учить школьников?». Современный учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, умеет не только учить детей, но и сам способен учиться у своих учеников. Современный педагог должен выявлять самые лучшие качества, заложенные в душе каждого ребенка, поощрять детей, чтобы они получали радость от приобретенных знаний, чтобы, закончив школу, они четко осознавали свое место в обществе и могли работать на его благо, и были готовы к участию в решении текущих и перспективных задач нашего общества. Современный учитель – это профессионал. Профессионализм педагога определяется его профессиональной пригодностью; профессиональным самоопределением; саморазвитием, т. е. целенаправленным формированием в себе тех качеств, которые необходимы для выполнения профессиональной деятельности. Отличительными чертами современного педагога, педагога - мастера являются постоянное самосовершенствование, самокритичность, эрудиция и высокая культура труда. Профессиональный рост учителя невозможен без самообразовательной потребности. Для современного учителя очень важно никогда не останавливаться на достигнутом, а обязательно идти вперед, ведь труд учителя – это великолепный источник для безграничного творчества. «Не ограничивайте себя. Многие люди ограничивают себя только тем, что, как они считают, они умеют делать. Вы можете достичь намного больше. Нужно только верить в то, что вы делаете» (Мэри Кей Эш). Для современного учителя его профессия - это возможность самореализации, источник удовлетворения и признания. Современный учитель – человек, способный улыбаться и интересоваться всем тем, что его окружает, ведь школа жива, пока учитель в ней интересен ребенку.

Современный учитель. Какой он?

Бабина Елена Ивановна,
г. Губкин Белгородской области

Участие в городском конкурсе «Учитель года-2007» заставило меня еще раз задуматься над тем, какой он, современный учитель. Оценивая свое участие во всех конкурсных мероприятиях, могу точно сказать, что во многом мне помогло желание не потерять ощущение радости работы и от жизни в целом. Даже, как мне казалось, не совсем удачный урок, после тщательного анализа, стал для меня источником мобилизации всех моих знаний, моего опыта и последующей за этим победы.

Так, может быть, это и есть одно из качеств учителя, современного учителя, работающего в школе XXI века - в школе, где создаются условия для того, чтобы ребенку было интересно самому добывать знания, заниматься самообразованием, иметь возможность попробовать свои силы в разных областях, в том числе и в научно-исследовательской деятельности.

Изменения, происходящие в стране, в обществе, коренным образом затронули школьную жизнь: изменились не только программы, учебники, формы и методы работы, но и наши ученики, родители и, конечно, педагоги. Раньше задача учителя заключалась, в основном, в том, чтобы передать ученикам определенную сумму знаний, проверить, степень их усвоения, оценить успеваемость и качество знаний. Сегодня перед учителем стоит не совсем простая задача - создать условия для развития творческих способностей, развивать у учеников стремление к творческому восприятию знаний, учить их самостоятельно мыслить, полнее реализовывать их потребности, повышать мотивацию к изучению предметов поощрять их индивидуальные склонности и дарования. Никто не сомневается, что будущее нашего общества зависит от сидящих за школьной партой ребят, их гражданской позиции, чувства ответственности за судьбу Родины. Необходимо, чтобы учащиеся научились не только отвечать на вопросы, которые ставит перед ними учитель, но и самостоятельно формулировать их для себя в процессе изучения материала.

Потребность современного общества такова, что, вступая во взрослую жизнь, выпускники будут постоянно сталкиваться с проблемой выбора, будут самостоятельно искать ответы на жизненные вопросы и принимать самостоятельные решения.

Основными целями и задачами образования является не только обеспечение грамотного преподавания учебных дисциплин, но и подготовка нового гражданина к взрослой жизни. Каждая из учебных дисциплин, изучаемых в школе, вносит свой специфический вклад в формирование гражданского мировоззрения учащихся.

В различных сферах трудовой деятельности нужны инициативные работники, готовые к быстрым и решительным переменам, необходима мобильность и коммуникабельность, а этому нужно учить со школьной скамьи. Современный учитель находится в постоянном творческом поиске, а также в поиске ответа на актуальный проблемный вопрос «чему учить школьников?».

Основа организации педагогического процесса - личностно-ориентированное образование. При этом воспитание личности является сверхзадачей, по отношению к которой обучение знаниям, умениям, навыкам выступает как средство образования.

В «Концепции модернизации российского образования» говорится о том, что «воспитание как первостепенный приоритет в образовании должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития. Важнейшая задача воспитания - формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда».

Современный учитель... Какой он?

Л. Н. Толстого говорил о том, что «если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, - он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель».

А может ли назвать современным и совершенным учителя, который не занимается своим самообразованием, ничему не учится у своих учеников? Наши дети по-иному видят окружающий мир, рисуют его яркими радужными красками. В этом мире, напоминающем радугу, много доброты, теплоты, света, любви. А мысли наших учеников? Наверное, многие замечали, что порой высказывания наших учеников значительно отличаются от прописных истин взрослых своей глубиной. Современный учитель умеет не только учить детей, но и сам способен учиться у своих учеников.

Учитель сегодняшнего дня - это человек преданный своему делу и своим ученикам.

Что главное в работе учителя? Знания, умения, навыки? Познавательная деятельность детей? Человеческое общение? Совершенствование себя как личности?...

Всем известно, что способности, в том числе познавательные и творческие, развиваются, а склонности и интересы формируются. Происходит это только в процессе деятельности. В познавательной исследовательской деятельности развиваются умение учиться и способность к самостоятельному познанию.

Каждый школьный предмет - это особый способ достижения действительности. Связывая своей деятельностью науки в одно целое, ребенок становится целостным. В будущем такой человек не допустит разрушение мира, ибо считает себя его частью. И знания будут прочны в том случае, если представлять себе их практическое применение.

В Концепции модернизации российского образования говорится: «Образовательная политика - важнейшая составляющая политики государства, инструмент обеспечения фундаментальных прав и свобод личности, повышения темпов социально-экономического и научно-технического развития, гуманизации общества, роста культуры ». В этой цитате сформулированы основные цели и задачи образования России XXI века. Ключевыми здесь являются слова «личность», «развитие», «гуманизация», «культура». Развитие личности, как и развитие общества в целом, невозможно без гуманного отношения, основанного на культуре и традициях нации.

Чему же должны учить педагоги, чтобы состоялось развитие личности ребенка, чтобы он мог осознать свое место в обществе, чтобы мог работать на благо общества? Быть хорошим человеком, выявлять самые лучшие качества, заложенные в душе ребенка, поощрять ребенка, чтобы он получал радость от приобретенных знаний.

Но как же книжные знания, сухую информацию увязать с проявлениями человеческой души, любовью, сердцем? Этим как раз и занимается образование на основе общечеловеческих ценностей. Любая тема любого урока преподносится через призму человеческих отношений, законов мироздания, законов гармонии и любви. Именно поэтому одним из учебных курсов в рамках летнего лагеря изучения английского языка и страноведения США «Радуга», организованного на базе МОУ «Гимназия № 6» г. Губкина Белгородской области летом 2006 года, был курс «Формирование и развитие общечеловеческих, гражданских и культурных ценностей в преподавании иностранных языков» (на примере создания портфолио).

Школе отведена особая роль в формировании у подрастающего поколения гражданственности. Истоки гражданственности в нас самих, в нашей любви к Родине, в чувстве гордости за ее успехи. Эти качества заложены в нашем отношении к детям, в мудрости нашей любви, уважении и требовательности к ребенку. Истоки гражданственности лежат на поверхности. Они - в отношении наших детей к окружающим людям, к их первым обязанностям, ко всему, что создано их руками, в первых навыках дисциплинированного поведения.

Современный учитель... Какой он?

Это учитель, способный подготовить растущего человека к участию в решении текущих и перспективных задач нашего общества, потому что общество ждет от школы гражданина. У Ш. А. Амонашвили есть замечательные слова о том, что «только духовная общность - и ничего, что может расколоть эту общность; только взаимность сотворчества, сотрудничества - и ничего, что может посеять в ней недоверие,... только оптимизм и глубокое понимание ребёнка - вот чем облагораживается наше воспитательное поле, на котором выращиваем мы будущее человечества, куём судьбы и счастье людей ».

Современный учитель... Какой он?

Современный учитель - это профессионал. Профессионализм педагога определяется его профессиональной пригодностью; профессиональным самоопределением; саморазвитием, т. е. целенаправленным формированием в себе тех качеств, которые необходимы для выполнения профессиональной деятельности.

Отличительными чертами современного педагога, педагога - мастера являются постоянное самосовершенствование, самокритичность, эрудиция и высокая культура труда. Профессиональный рост учителя невозможен без самообразовательной потребности. Именно это является одной из причин моего личного участия в обучающих, практических семинарах, научно-практических конференциях.

Чтобы ученик и учитель могли адекватно оценивать свои знания, прогресс в своей деятельности, у них должен быть какой-то эталон. Для меня и моих учеников таким эталоном, способствующим формированию необходимых навыков самооценки стал языковой портфель.

Труд учителя неимоверно тяжел, но столь же и интересен, он дает возможности безграничного творчества. Оказавшись в трудной ситуации, вспомните совет психологов: «Не можете изменить ситуацию, измените своё отношение к ней ». Всегда найдутся те, кто смогут вам в этом помочь, те, кто вас окружают: учителя - единомышленники и ученики.

Быть учителем трудно, но возможно. Главное, учителям надо учиться быть счастливыми. Ведь несчастный учитель никогда не воспитает счастливого ученика. У счастливого педагога ученики в школе испытывают состояние счастья: они действуют, творят, ощущают, что их любят и желают им добра.

Еще Сократ более двух тысяч лет назад сказал: «В каждом человеке солнце, только дайте ему светить» . Каждый из нас может подарить частичку своего тепла, любви другим.

Как и любой человек, люблю шутить и улыбаться, потому что в атмосфере излишнего пафоса, скуки и недоброжелательства мне очень неуютно. Я всегда вспоминаю замечательные слова «того самого Мюнхгаузена»: «Серьёзное лицо - ещё не признак ума, господа. Все глупости на Земле делаются именно с этим выражением. Вы улыбайтесь, господа, улыбайтесь!» . Что можно к ней добавить? Современный учитель - человек, способный улыбаться и интересоваться всем тем, что его окружает, ведь школа жива, пока учитель в ней интересен ребенку.

Профессия учителя стала для меня возможностью самореализации личности. Работа учителя приносит удовлетворение, новую энергию.

Принципы , которые я хотела бы реализовывать в своей работе можно выразить следующей формулой: традиционность - новаторство - мастерство.

А еще у меня есть своя формула успеха, которая представляет собой сумму следующих составляющих:

любовь к своему делу + вдохновение + компетентность + дальновидность .

Но главная формула успеха - это признание , когда видишь отражение того, что хотелось получить, в результате проведенной работы, в глазах учеников, родителей, коллег, окружающих.

Девизом многих моих дел, в том числе и в профессиональной сфере являются слова Мэри Кей Эш: «Не ограничивайте себя. Многие люди ограничивают себя только тем, что, как они считают, они умеют делать. Вы можете достичь намного больше. Нужно только верить в то, что вы делаете».

Для современного учителя очень важно никогда не останавливаться на достигнутом, а обязательно идти вперед.

Современный учитель.... Какой он?

Современный учитель. Каким ему быть?

Профессия педагога - одна из важнейших в современном мире. От наших с вами усилий зависит будущее человеческой цивилизации. Сейчас много говорят о компетентности учителя, о его профессионализме, индивидуальном стиле работы, об имидже учителя, эмпатии педагога, о том, что учитель должен быть оптимистом...

Сегодня, в год Учителя, уважаемые коллеги, давайте вместе с вами попробуем нарисовать наш с вами портрет.

1 сентября 2010 года в России начнут действовать образовательные стандарты нового образца, или, как еще говорят, второго поколения.

Первыми "обновку" примерят ученики начальной школы. Основное отличие новых стандартов от ныне действующих - обучение в школе становится более личностным, школа теперь не просто дает знания, она становится ответственной за развитие личности ребенка, за то, каким человеком он выйдет из стен школы через 11 лет.

В своем Послании президент РФ Дмитрий Медведев отметил: "Уже в школе дети должны получить возможность раскрыть свои способности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире". На это и направлены новые стандарты.

Сегодня в российских школах преподают 1 миллион 264 тысячи человек. У российской школы по-прежнему женское лицо: 87% всех педагогов- представительницы слабого пола - 1 миллион 99 тысяч. Примерно шестая часть из педагогов - 213 тысяч- пенсионного возраста.

Пока в народе учительская профессия остается малопопулярной и практически непрестижной - у нас очень низкие зарплаты и очень сложная работа. Но кто-то все-таки работает в школах. Требования к образованию меняются, меняются и учителя.

Кто они - современные учителя?

  • В большинстве своем - очень талантливые фанатики, чудаки, которые все-таки могут «наступить на горло» своей творческой песне и почти вовремя заполнить все необходимые журналы, проверить все тетради.
  • Женщины, с ненормальным материнским инстинктом, который распределяется на нечеловеческое количество детей.
  • Хронически больные школой.
  • Знающие, что лучшее средство от старости - общение с детьми.

Часто задаю себе вопрос: счастливый ли я человек? У меня любимая работа. Школа - моя жизнь, то, без чего я не могу представить свое будущее. За то время, что я проработала были и бессонные ночи, и минуты боли и обид и уже добрые, согревающие душу моменты.

Оценивая свое участие во всех конкурсных мероприятиях, могу точно сказать, что во многом мне помогло желание не потерять ощущение радости работы и от жизни в целом. Даже, как мне казалось не совсем удачный урок, после тщательного анализа, стал для меня источником мобилизации всех моих знаний, моего опыта и последующей за этим победы.

Так, может быть, это и есть одно из качеств учителя, современного учителя, работающего в школе XXI века - в школе, где создаются условия для того, чтобы ребенку было интересно самому добывать знания, заниматься самообразованием, иметь возможность попробовать свои силы в разных областях, в том числе и в научно- исследовательской деятельности.

Сегодня перед учителем стоит не совсем простая задача - создать условия для развития творческих способностей, развивать у учеников стремление к творческому восприятию знаний, учить их самостоятельно мыслить, полнее реализовать их потребности, повышать мотивацию к изучению предметов поощрять их индивидуальные склонности и дарования. Никто не сомневается, что будущее нашего общества зависит от сидящих за школьной партой ребят. Необходимо, чтобы учащиеся научились не только отвечать на вопросы, которые ставит перед ними учитель, но и самостоятельно формулировать их для себя в процессе изучения материала. Роль учителя - «стоять не над, а рядом», «я помогу», «я поддержу». Учитель стоит наравне, направляет, правильно организовывает. Сейчас надо свыкнуться с мыслью, что ученик может поспорить с учителем на любую тему. Основная парадигма в работе учителя: «Дать каждому ребёнку возможность проявить себя». «Ученик - это не кувшин, который мы должны заполнить, а искорка, которую мы должны зажечь.»

Современный учитель не только должен учить детей, но и сам способен учиться у своих учеников.

Ведь учитель:

  • это человек, который стоит между наукой и маленькой личностью. Он эрудирован и образован, знающий свой предмет: только большой багаж знаний дает право учить других.

Учитель сегодняшнего дня - это человек преданный своему делу и своим ученикам.

Современный учитель - это профессионал, владеющий комплексом качеств, которые способствуют успешной передаче знаний. Когда надо, он артист, художник, потребуется - писатель, певец.

Наша цель не только формировать знания, умения, навыки, но и помочь каждому ребенку сформироваться как личности, развить желание и стремление в преодолении жизненных трудностей, умение правильно оценивать свои поступки, результаты своего труда.

Мое педагогическое кредо.

Три моих « всегда» и три моих «никогда»

  • Всегда быть настроенной на восприятие психологического состояния ученика и вовремя прийти ему на помощь;
  • Всегда уважать мнение ученика, создавая тем самым условия для его самоутверждения и самореализации;
  • Всегда вселять и поддерживать оптимистическое отношение к событиям;
  • Никогда не быть равнодушной к состоянию, поступкам и высказываниям детей;
  • Никогда не допускать ощущения превосходства учителя над школьником, одного ученика над другим;
  • Никогда не оставлять ученика в состоянии безысходности и беспомощности.

В XXI веке учитель вошел в век новых информационных и коммуникативных технологий. И не вызывает сомнения то, что современному учителю необходимо быть компетентным в области ИКТ и внедрять их в учебный процесс. Знаю, по своему опыту, что уроки с применением мультимедиа и интернета повышают интерес к изучаемому материалу, возрастает эффективность самостоятельной работы, появляется возможность шире реализовать свои творческие возможности.

У современного учителя кардинально изменено отношение к ученику, уходит из практики авторитарность. Педагог должен уважать ребенка. Сегодня учителя ребенок не может интересовать только как ученик. У каждого из них свои качества, потребности, цели, желания, поэтому учитель должен относиться к ученику как человек к человеку. Учитель не должен видеть ученика только в будущем, каким он должен стать, а понять его сегодняшнего, такого, какой он есть: с его трудностями в учебе, переживаниями. У современного хорошего учителя должен быть построен индивидуальный образовательный маршрут для каждого ученика.

На уроке ученик и учитель должны быть сотрудниками. Только в деловой и доброжелательной обстановке ребенок будет раскрывать и реализовывать свои возможности.

Главным работником на уроке должен быть ученик. Современные требования к учителю таковы, что он помогает ученику учиться самому, воспитывает потребность в образовании. Еще в XIX веке выдающийся педагог Адольф Дистервег сказал: «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить». Ведь, если кормить ребенка постоянно с ложки, которую ему не дают в руки, он и не научится питаться сам. Так и учителю надо научить школьника добывать знания собственными усилиями, и только тогда можно воспитать думающего, свободно рассуждающего, не боящегося высказывать и отстаивать свое мнение ученика.

  1. Я считаю, что учитель XXI века это тот, кто в первую очередь умеет находить общий язык со своими учениками, ориентироваться среди малышей, подростков и старшеклассников. Значит, он должен быть идеальным психологом.
  2. Кроме того, учитель должен идти в ногу со временем, быть разносторонним человеком, не ограничиваться только сферой своего предмета. Ученики начинают воспринимать учителя иначе - как человека, понимающего их интересы, готового к сотрудничеству.
  3. Учитель должен быть с хорошим словарным запасом, быть добрым и иметь чувство юмора, не быть слишком строгим, должен с детьми держаться просто. Требовательность и строгость не должны заслонять в учителе его способности быть в процессе воспитания помощником, советчиком и другом своих учеников.
  4. Он должен быть современным интеллигентным человеком. Уметь так заинтересовывать детей, чтобы они на урок приходили с удовольствием, чтобы занятия пролетали мигом и чтобы после уроков дети ждали следующих встреч. Использовать на уроке: современные технологии - медиапрезентации, элементы игровых технологий. Для того чтобы детям не было скучно на уроке.
  5. Не ждите вознаграждения за свою работу (ни платы, ни благодарности). Труд педагога - работа на отдаленное будущее.
  6. Не смущайтесь своими ошибками. Экспериментируйте, ищите. Дети, в отличие от взрослых, всегда прощают нам наши ошибки. Дети снисходительны к взрослым.
  7. Сохраняйте в себе детскость. Умейте быть детьми. Воспринимайте свое учительство как продолжение детства.
  8. Примите все то, что есть в ребенке как естественное, сообразное его природе. Единственное исключение - неприятие в ребенке того, что угрожает здоровью людей и его здоровью.
  9. Помогай и одобряй труд ребенка, стимулируй его творческие идеи.
  10. Старайся ничему не учить ребенка напрямую. Учись сам. Пусть ребенок, глядя на тебя, увидит, как можно учиться. На уроке рисуй вместе с детьми, если они сочиняют сказку - сочиняй вместе с ними. И так во всем…
  11. Искренне восхищайся всем красивым, что видишь вокруг. Находи прекрасное в природе, в искусстве, в поступках людей. Пусть дети будут подражать тебе в таком восторге. Через подражание в чувствах им откроется и сам источник красивого.
  12. Педагогика нежности - требование сурового времени. Нежное прикосновение к личности ребенка есть профессиональное качество «образцового» педагога.

Давайте подведём итог: какими же должны быть мы - учителя современной школы?

Быть современным учителем трудно - но возможно. Главное, учителям надо учиться быть счастливыми. Ведь несчастный учитель никогда не воспитает счастливого ученика. У счастливого педагога ученики в школе испытывают состояние счастья: они действуют, творят, ощущают, что их любят и желают им добра.

Еще Сократ более двух тысяч лет назад сказал: « В каждом человеке солнце, только дайте ему светить». Каждый из нас может подарить частичку своего тепла, любви другим.
Как и любой человек я люблю шутить и улыбаться, потому что в атмосфере скуки и недоброжелательства мне очень неуютно. Я всегда вспоминаю замечательные слова Мюнхгаузена: « Серьезное лицо - еще не признак ума, господа. Все глупости на Земле делаются именно с этим выражением. Вы улыбайтесь, господа, улыбайтесь!». Что можно к ней добавить? Современный учитель - человек, способный улыбаться и интересоваться всем тем, что его окружает, ведь школа жива, пока учитель в ней интересен ребенку.

Думаю ответ кроется в самом слове УЧИТЕЛЬ: уникальные, умные, успешные, универсальные, умеющие хорошо давать материал; честные, человечные, чуткие, с чувством юмора; искренние, индивидуальности; тактичные, толерантные, терпеливые; естественные, единомышленники; любящие детей, любящие свою работу. И очень мягкие как мягкий знак и само слово!

Поздравляю всех вас с Годом учителя и началом учебного года! Желаю всем коллегам побольше оптимизма, удачи, творческих поисков и находок, быть небезразличными к детям.

Свое выступление хочется закончить словами из стихотворения Г.П.Петелиной:

« В нашей жизни все неповторимо,
Так ведется издавна, в веках,
Только лишь одно бесспорно, зримо:
Кто учил - живет в учениках».

Современный учитель и современный ученик. «В первую очередь учитель должен быть патриотом своей профессии. Я иногда вспоминаю слова Василия Сухомлинского о том, что такое ад, а что – рай. Так вот, ад, когда человек работает не по призванию, а рай – это место, где все люди работают в соответствии со своими талантами. Учитель и его воспитанники будут счастливы только тогда, когда эта работа по просветлению детских голов, будет ему по душе.» Во­вторых, учитель должен быть высокообразованным профессионалом, постоянно самосовершенствующимся. Ну и, конечно, он должен быть социально защищен. Государству нужно во всем способствовать учителю, чтобы он не ходил, скажем, с лопатой по огороду, дабы накормить свою корову и свиней, а создать все условия и возможности для того, чтобы почитать, подумать, поработать в Интернете. Чтобы он мог и оздоровиться, и пролечиться». Десятилетний Савва был более конкретен: «Учитель должен знать свой предмет. Знать меру в подаче учебного материала и уметь преподать его так, чтобы каждый сидящий в классе мог понять, о чем речь. Я считаю, что сделать это может каждый учитель, стоит только захотеть». «Мне нравится, когда учитель дает второй шанс тем, кто не сделал уроки. Если это повторится, то тогда пусть ставит двойку, ­ считает ученица начальной школы и в конце добавляет: ­ Я вижу учителя с коричневыми волосами, карими глазами и не очень высокой». Интересно, что мнения старшеклассников о современном учителе кардинально противоположные. Одни видят его «в доску» своим, другие – ходячей энциклопедией. Почти все сошлись в одном ­ чтобы не ругал(а) за макияж и стильную одежду. Остальные размышлизмы подростков вместились в словах 15­ летнетнего подростка: «Современный учитель ­ это не молоденький «прикольный учитель» в пирсинге, который рассматривает тебя как объект своей работы. Это учитель, который понимает тебя и всегда готов помочь тебе. Он привязывается к своим ученикам и желает им только лучшего. Он может найти со всеми общий язык. И конечно, он будет счастлив, если его ученики оценят его труд. Настоящий учитель должен быть терпеливым, потому что ученики могут «немножко выводить». Наверное, очень трудно из «бревна» сделать толкового человека, поэтому надо хоть иногда идти навстречу учителю, и, какой бы он ни был, уважать его». Современный учитель, подлинный профессионал. Это учитель, способный модернизировать содержание своей деятельности посредством критического, творческого осмысления и применения в практике достижений науки и педагогического опыта. Каким же должно быть его методическое сопровождение? На наш взгляд, основополагающим в содержании и структуре методической работы является определение педагогической позиции и развитие инновационного потенциала учителя. Признавая учителя ключевой фигурой в системе развития, обучения и воспитания учащихся, необходимо создать условия и для развития его личности. Организация конкурсов педагогических инициатив в рамках проекта ИСО создает условия, способные обеспечить раскрытие и развитие инновационного потенциала учителя – способности проектировать и моделировать развитие образования в конкретных формах, в практической деятельности. Участниками конкурсов педагогических инициатив становятся педагоги, более других ориентированные на достижение успеха, свободное педагогическое творчество. Участие в конкурсе дает учителю возможность представления педагогического опыта, доброжелательного обсуждения его, свидетельствует о росте профессиональной компетентности. Ученикам был задан вопрос ­ «Каким должен быть современный учитель?» в диаграмме представлены ответы учеников.

Каким должен быть современный учитель? 19.1% (476) 11.9% (295) 9.7% (241) 6.6% (163) 13.8% (344) 17.8% (443) 11.8% (293) 9.3% (231) компетентным; мобильным; гуманным; практичным; порядочным; увлеченным; неунывающим другое Учащийся и Учитель: педагогика сотрудничества С чего начинается школа? С классной доски? С куска мела, учебников и тетрадок? Любой учитель скажет: «С меня»! Родитель скажет: «С меня»! А вот обыкновенный школьник, выстроив свою иерархию школьных ценностей, скажет: «Эй, взрослые люди­человеки! Спросите меня»! На наш взгляд, этот ребенок будет прав. Зачастую взрослые начинают рисовать на «чистом листе детства» замысловатые фигуры и рисунки, пытаясь, каждый по­своему, что­то добавить, изменить, чтобы получился шедевр педагогического искусства. Но какой? Игра «Современный ученик глазами…» (родителей, учителей, детей) и аналогичная «Современный учитель глазами…» Все участники делятся на три группы – родители, ученики, учителя. На листе рисуют образ ученика глазами представителей своей группы, затем передают по кругу и каждая группа дорисовывет образ ученика. Затем все рисунки вывешиваются на доску и идет мозговой штурм – как учить, как воспитывать, чтоб образование современного ученика было эффективным и интересным, а дети были успешными. Затем, на основании полученных данных, делается вывод – чему учить и как учить. Как можно использовать эти данные. Как нам изменится, чтобы стать успешными учителями, а наши ученики стали успешными. Родитель приводит в школу ребенка в надежде и полной уверенности, что у любимого чада неоспоримые «вундеркиндовские способности» и их можно развить. Учитель же считает, что все дети перед ним с одинаковым развитием, и учит их согласно стандартной программе (не выполнить программу равно профессиональному преступлению!). Мало того, что родитель пытается в чаде реализовать порой невыполнимые мечты, так и учителя в школе стремятся через свой предмет создать будущих Михайло Ломоносовых и А.Пушкиных, потому что мнение учителя непререкаемо и безапелляционно. Мне кажется, что от такой практики давно необходимо избавляться, так как она вредит не только самим взрослым (ведь по большому счету конфликтующими сторонами в школе являются не дети, а родители и учителя), но, главное, ребенку! Ребенок, будучи от природы весьма одаренным учеником, может постепенно терять вкус к обучению. Так, С. Пейперт подчеркивал, что одной из причин формирования у ребенка боязни и нежелания учиться усматривает в принятом в современном обществе разделении всех людей на способных и не способных к учению, на склонных к математическим наукам и гуманитариев, хотя дело вовсе не в способностях, а в организации процесса обучения. Школьный учитель считает, что все успехи его ученика связаны с его авторитетом, с качеством обучения, а ведь порой такие успехи строятся на репетиторах, дополнительном платном образовании, усилиях родителей. В череде проблем мы с вами забываем о главном, что в слове «школа» объединены важнейшие слова «ученик», «учитель», «родитель»!

Пока мы не найдем тесного соприкосновения в социологической цепочке, покуда мы не станем понимать, что общие усилия должны дать плодотворный результат, говорить об изменениях в образовании, которые будут способствовать развитию национального проекта «Образование», еще рано. Для себя несколько лет назад я приняла решение о необходимости радикальных мер в профессиональном саморазвитии. Я прочитала множество книг и публикаций. Но нового прилива энергии не последовало, и любовь учеников к предмету не увеличилась. Возник некий скепсис и недоверие: «А кому эти инновации нужны»? Но именно опыт показывает, что применение нетрадиционных форм и методов способствует развитию интереса к предмету, расширяет кругозор, исключает зазубривание материала, знания усваиваются через практику. В настоящее время от выпускников школ требуются не только знания самых разнообразных наук, но и качества свободной, творческой и ответственной личности, способной оптимально строить свою жизнь в быстроменяющемся информационном социуме. В этих условиях становится все более очевидным, что традиционное образование, ориентированное на прямую передачу эталонных знаний, уже не в полной мере способно решать поставленные перед ним задачи. Возникает необходимость в новой, активной модели обучения, реализующей принципы личностно ориентированного образования. Урок с применением информационных технологий можно рассматривать как одну из форм активного обучения. Ведь для учителя – это возможность свести воедино и осуществить на практике все принципы обучения с использованием различных средств и методов обучения. Для учащегося – это другой стиль общения, ощущение себя в новом качестве, а значит появление новых обязанностей и ответственности. Для учителя и ученика – это возможности развивать свои творческие способности, ощутить взаимосвязь разных наук, применять различные источники знаний. В процессе проведения уроков с применением информационных технологий складываются благоприятные условия для развития критического мышления, аналитических способностей, конкретики в формулировках как вопросов, так и ответов. Как заметил известный английский педагог Энтони Маллан, «если бы компьютер не был изобретен как универсальное техническое устройство, его следовало бы создать специально для целей образования». И в понимании этого тезиса начинать необходимо с самих учителей, которые, в большинстве своем, не видят ценности использования компьютерной техники в учебном процессе. На наш взгляд, современный учитель должен владеть элементарными навыками использования информационных технологий и компьютера, которые помогут ему решить следующие проблемы:         оформление школьных документов; создание мониторингов и диагностик; использование медиатеки; создание презентаций и применение их в обучении; организация самостоятельной работы учащихся; обмен информацией через Интернет; создание творческой лаборатории учителя; комплектование методической базы учителя. По мере овладения информационными технологиями учителю обязательно захочется испробовать их в своей деятельности. Появится желание творить не только самому, но и вместе с учениками. А это самое ценное. Могу с уверенностью сказать, что дети никогда не смеются над промахами учителя, они стараются помочь и всегда это делают с открытой душой. Чем это не педагогика сотрудничества? Нам кажется, что и в этапы традиционного урока (опрос, объяснение нового материала, закрепление и объяснение домашнего задания), и в разные типы урока (комбинированный, изучение нового материала, закрепление знаний, на уроках контроля и оценки знаний) гармонично вписываются информационные технологии. На помощь учителю и ученику приходит проектная деятельность, позволяющая глубоко и разносторонне изучить вопрос, используя самые разнообразные инструменты исследования. Учащиеся

успешно выполняют работу, когда у них появится личная заинтересованность, возможность проявить себя, понимание практической значимости исследования. Именно такие условия и должен создать учитель для самостоятельной деятельности школьников. Эта функция – непроста и ответственна. Информационные технологии остаются одним из инструментов самостоятельной работы ученика, а поддержка, корректировка действий учащихся, выстраивание атмосферы исследования – все это ложится на плечи наставника, учителя. Может быть, мы ошибаемся, но пока мы четко видим четыре этапа урока, в которых можно использовать метод творческого проекта в образовательном процессе:     объяснение нового материала, домашние задания, внеклассная деятельность, оценка качества знаний.