Каким настроением проникнута лермонтовская дума. Стихотворение "Дума" Лермонтова: анализ

Чтобы понять смысл, который до нас хотел донести автор, нужно представить обстановку, сложившуюся в обществе того времени.

Стихотворение «Дума» было написано в 1838 году. В это время М. Ю. Лермонтов проходил службу на Кавказе. Он достаточно близко общался с одним из декабристов, и его поразил тот стержень, та воля, которая присуща людям, затеявшим государственный переворот. Это шло достаточно в яркий контраст с тем, с какими людьми М.Ю. Лермонтов общался до этого. Именно та разница, которая складывалась между поколением декабристов и его поколением, и анализ таких противоречий и натолкнул поэта на написание «Думы».

Существует две основные точки зрения на жанр стихотворения. Здесь присутствуют элементы элегии и сатиры . Однако невозможно выделить что-то одно, поскольку стихотворение, являясь одним целым, все-таки можно условно разделить на несколько частей. М. Ю. Лермонтов начинает стихотворение ярко, используя ораторские приемы. Затем автор переходит на более спокойный тон романтичной, спокойной грусти. Автор мастерски переплетает эти части, используя контрастные понятия «ненавидим – любим», «холод – огонь». Именно поэтому кто-то определяет жанр как элегию, кто-то – как сатиру, а некоторые считают, что стихотворение и вовсе не помещается в рамки одного жанра.

Лирический герой стихотворения – уставший человек, хоть и окруженный людьми, но очень одинокий. В этом стихотворении он не пытается бороться со стеной непонимания, он предпочитает пережить все это в себе. Герой не говорит о смерти физической, его больше беспокоит смерть чувств, смерть эмоций - духовная смерть. И он, описывая это поколение, покорное и ненастоящее, причисляет себя к нему. Таким образом, герой хоть и отделяет себя от соотечественников, но все же говорит «мы» , «нас» .

По своей логической структуре стихотворение отличается ослабленной связью между строфами. Связь между ними сохраняется только единством темы и настроением стихотворения. Настроение поддерживается, в первую очередь, благодаря постоянному использованию в стихотворении метафор («жизнь-путь» , «старость души» ) и сравнений («старость» – не столько физическая, сколько духовная; «ровный путь без цели» – обособленность ото всех переживаний и эмоций). Очень много встречается эпитетов («голос благородный» , «рабы презренные» , «насмешкой горькою» ). Присутствует и гипербола («богаты мы, едва из колыбели, ошибками отцов» ).

Структурно «Дума» разделена на строфы 16/8/12/8. В первой строфе поэт освещает те проблемы своего поколения, которые ему открылись. Во второй он, обращаясь к прошлым событиям, ищет решение проблем. В третьей он касается своей жизни, осуждая свое поколение, но все же относя себя к нему. И, наконец, в четвертой части он пытается взглянуть на свое поколение глазами потомков. На протяжении всего стихотворения поэт использует глаголы, стоящие в разном времени.

Кроме того, поэт пользуется разнородными рифмами , подчеркивая созвучность разных частей речи между собой. Это также добавляет стихотворению некоторой сумбурности, эмоциональности.

В центр автор ставит проблему безысходности, порожденную бездействием поколения. Подчеркивает он данную проблему, используя кольцевую композицию текста, начиная с безысходности и к ней же возвращаясь в конце.

  • «Родина», анализ стихотворения Лермонтова, сочинение
  • «Парус», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Пророк», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Тучи», анализ стихотворения Лермонтова

Появление Лермонтова некоторые исследователи ознаменовывают как старт новой страницы в истории русской литературы. Его перу принадлежат многие выдающиеся произведения. Творение уже зрелого Лермонтова «Дума» представляет собой некий итог имеющемуся душевному опыту автора. Само произведение при глубоком рассмотрении позволяет продемонстрировать размышления известного лирика о настоящем и будущем своей страны. Анализ стихотворения Лермонтова «Дума» помогает обнаружить общественно-духовный кризис так называемого «последекабрьского поколения» и поставить точку в социальных и нравственных исканиях поэта.

История создания

Время появления интересующего нас произведения принято относить к одному из самых мрачных в истории России. Стихотворение «Дума» увидело свет в 1838 году, во время прохождения Лермонтовым службы на Кавказе. Поэту выпала возможность долгого общения с одним из декабристов. Поражаясь железной воле, крепкому стержню и уверенным стремлениям, которыми обладают люди, принявшие решение совершить государственный переворот, Лермонтов сопоставил их с представителями, входившими в круг его общения до сих пор. Контраст получился необычайно ярким. Разница, складывающаяся непосредственно между современниками Лермонтова и молодым поколением декабристов, а также анализ возникших противоречий, натолкнули поэта на создание «Думы».

Это стихотворение можно отнести к гражданской и философской лирике Лермонтова .

Структура стихотворения

Если обратиться к логической структуре произведения, необходимо отметить, что связь между строфами несколько ослаблена. Сохраняется взаимозависимость компонентов за счет единства настроения и темы. Каждое четверостишие содержит в себе законченное предложение. В основе образования строф лежит довольно сложная конструкция, в которой помимо шестистопного ямба имеются четырехстопные или пятистопные, начинающие или замыкающие строфу. Благодаря шестистопному ямбу стих обладает некой неторопливостью, замедленностью, что характерно скорее для лирического раздумья.

Главная тема «Думы» Лермонтова представляет собой своего рода направленность сатиры лирика на всю дворянскую интеллигенцию того времени. Автор пытается охарактеризовать поколение, представителем которого невольно является он сам. Посвященное общественному поведению человека, стихотворение представляет собой своего рода крик измученной души человека. Выполняя анализ «Думы» Лермонтова, нужно отметить, что композиционное построение произведения выполнено в соответствии с замыслом автора. В первом четверостишии содержится простое высказывание – суждение о молодежи 30-х годов. Эта часть является чем-то вроде пролога ко всему произведению. Следующие восемь четверостиший эту мысль развивают и доказывают. Поэту досадно при мысли о том, что многие из его современников живут «ошибками отцов».

Он убежден, что свободу надо отстаивать, бороться за нее, а не опускать руки.

«К добру и злу постыдно равнодушны,
В начале поприща мы вянем без борьбы,
Перед опасностью позорно – малодушны
И перед властию – презренные рабы.»

Что касается жанра, то необходимо отметить, что в произведении присутствуют элементы сатиры и элегии. Но выделить из этого что-то одно не получается. В начале стихотворения можно проследить ораторские приемы, которыми пользуется автор. Но постепенно этот тон сменяется на более спокойный, романтичный, полный грусти.

В центре всего повествования поэтом ставится проблема безысходности, возникшая в результате бездействия его современников. Лирический герой – изрядно уставший и безмерно одинокий человек. И это несмотря на то, что он окружен людьми со всех сторон. Создавая стихотворение «Дума», он не стремится к цели бороться с тем непониманием, которое скопилось вокруг. Лучшим вариантом он считает пережить все внутри, в себе. Героя не заботит физическая смерть. Гораздо большее беспокойство вызывает смерть духовная, смерть чувств, эмоций.

«В конце стихотворения романтика сменяется реквиемом:
Толпой угрюмою и скоро позабытой,
Над миром мы пройдем без шума и следа,
Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
Ни гением начатого труда.»

Средства художественной выразительности

Придать лирическому творению необходимую эмоциональность помогают содержательные эпитеты: «презренные рабы», «наукою бесплодной», «пришлец осиротелый». Аналогичной цели придерживается и двойное сравнение: «И пусть уж нас томит, как ровный путь, без цели, Как пир на празднике чужом». Романтические метафоры усиливают образность стихотворения: «В начале поприща мы вянем без борьбы», «Тощий плод», «Чаша наслаждения». Нашлось применение и гиперболе «Богаты мы, едва из колыбели». Кроме того, Лермонтов широко использует лексику «высокого» стиля «Презренные», «Грядущее», «Под бременем» и т.п.
На протяжении всего стихотворения Лермонтов использует глаголы разных времен.

Значение стихотворения «Дума» в творчестве поэта

Непростое положение, сложившееся в николаевской России, Лермонтов воспринял как личное горе и очень переживал по этому поводу. Потрясенные мрачным тоном стихотворения «Дума» современники смогли увидеть в нем «черную сторону нашего века». Они просто не могли не признать заключенной в нем правды и не ощутить всю безысходность и отчаяние, навалившиеся на поколение 30-х годов.
Глубоко эмоциональное с сильным содержанием творение Лермонтова, можно считать определяющим для всего его творчества.

Описание истории создания, анализ структуры и содержания стихотворения пригодится учащимся 9 классов при написании сочинения на тему «Анализ стихотворения Лермонтова «Дума»».

Стихотворение «Дума» было написано Лермонтовым в годы мрачной цензуры, которая существовала в период правления , и стало своеобразной эпитафией молодому поколению России и в то же время обращением к будущим потомкам. Произведение было создано за неполных три года до гибели поэта и сразу же вызвало горячие споры, как в обществе, так и в среде критиков.

Вконтакте

Настроение общества первой половины 19 века

1838 – год написания «Думы» — это время жесточайшей цензуры всей общественной жизни России со стороны полиции и цензурного аппарата, контролируемого самим императором.

После настала эпоха разочарования и неверия в светлые идеалы, отсюда в обществе царили апатия, и бесцельность существования.

Несмотря на экономический подъем (именно в этом году впервые было открыто железнодорожное сообщение между Петербургом и Царским Селом), любое проявление вольнолюбия пресекалось на корню. «Поймут ли, оценят ли грядущие люди… всю трагическую сторону нашего существования», — писал Герцен о той эпохе.

Сам поэт за смелое изъявление мыслей был сослан на военную службу на Кавказ . Именно там произошла знаменательная встреча Михаила Лермонтова с бывшим декабристом, который поразил поэта цельностью своей натуры, несгибаемой волей и верой в то, что «Россия воспрянет ото сна». С этого момента начинается история создания «Думы».

Идея

Общение с опальным повстанцем невольно вынудило поэта провести параллель между современным поколением , молчаливым и «постыдно равнодушным», и бунтарями ещё совсем недавнего прошлого. К тому же, минуло ещё не так много времени со дня героической победы в войне 1812 года. Контраст получался разительным: многие современники Лермонтова, даже лучшие представители молодежи, не могли найти место для приложения своих сил и способностей, становясь мизантропами либо безразличными эгоистами.

Важно! Не случайно тема «лишних людей» пронизывает всё творчество поэта.

Основная идея и тема родилась в результате глубоких философских размышлений поэта о смысле бытия, вот почему стихотворение называется «Дума». Это не итог сиюминутных размышлений , а беспрестанная мысленная работа, щемящая боль, не дающая покоя. Анализ стихотворения помогает проследить тревожное движение авторской мысли.

Основная тема

Тема стихотворения – поведение обычного человека в обществе . Условия подцензурной Николаевской России наложили неизгладимый отпечаток на формирование мятежного духа самого поэта: «а он, мятежный, просит бури…». Преклонение перед героями войны 1812 года: «богатыри – не мы…» и декабристами — с одной стороны, и нелицеприятное мнение о представителях своей эпохи — с другой, вылились в обличительные стихотворные строки . Поэт бичует не только своих ровесников за социальный инфантилизм, обреченность, скептицизм и неверие в собственные силы, но и находит те же черты в себе самом. А потому его вердикт беспощаден – это «потерянное поколение», которое в переломном историческом периоде не способно оставить яркого следа: «в бездействии состарится оно».

С младых лет «в начале поприща», когда юноши должны гореть, творить, совершать безумства, мечтать и претворять свои мечты в жизнь, они «вянут без борьбы ». Не предпринимается никаких попыток к сопротивлению, лишь «позорное малодушие перед лицом опасности».

Грусть и пессимистическая тональность слышатся с первых же строк произведения, ведь поэт считает поколение современников лишенным будущего: оно «иль пусто, иль темно…». И даже просвещение в устах автора – не луч постижения знаний, а докучливое «бремя», ибо ведет к скепсису и «сомненью». Данное положение – катастрофа целого поколения .

В чем же Лермонтов видит истоки такого нигилизма . На смену радужным перспективам и чаяниям общества периода декабристского восстания пришло горькое разочарование и укрепление консервативных позиций. Потому «ошибки отцов» и извлеченные уроки дезориентируют молодежь, лишая светлых устремлений и смысла существования: «и жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели…».

Внутренняя неустроенность , лишение жизненных основ, душевная дисгармония – вот удел младого племени. Ведь жизнь по течению – это угасание, сравнимое с «тощим плодом, созревшим до времени» — ни красоты в нём, ни пользы! Моральная убогость, «равнодушие к добру и злу» — такими эпитетами характеризует Лермонтов представителей своей социальной группы.

Любые благие жизненные цели не делают разумной и наполненной жизнь его современников:

  • «бесплодна» и лишь бесполезно «иссушает ум»;
  • «страсти» — это обман и «неверие»;
  • поэзия и искусство не вызывают восторга и «ум не шевелят»;
  • любовь и ненависть «случайны», без «жертв ни злобе, ни любви».

Состарившееся до поры поколение не считает удовольствиями и развлечения своих предков, им скучны «роскошные забавы». Так что же остается, когда нет истинной любви, дружбы, служения Отечеству? Смерть, кончина, как в моральном, так и физическом смысле. «И к гробу мы спешим без счастья и без славы…». И закономерным итогом является забвенье потомков, которые заклеймят «угрюмую толпу» «презрительным стихом…».

Жанровое многообразие и композиционное построение

Не будет большим преувеличением утверждать, что «Дума» Лермонтова создана в особом литературном жанре , форма которого предопределена поэтами-декабристами.

Всё построение «Думы» основано на развитии мысли . Вначале поэт отстраненно от своего лица судит и упрекает современников. Но уже после первого четверостишия автор замыкает круг на себе, определяя свою принадлежность к поколению лишних людей: «мы вянем без борьбы…», «мы иссушили ум…», то есть это не взгляд человека со стороны, а откровения личности, являющейся членом этого общества.

Композиция стихотворения выстроена в форме обвинительного приговора – сначала выносится вердикт, затем следует его обоснование. Каждое новое четверостишие – это законченная мысль, а строфы объединены не только единой темой, но и страстным обличительным эмоциональным накалом.

Произведение состоит из трех частей:

  1. Первая – это прорисовка темы и описание молодых сверстников, здесь автор еще разделяет «я» и «они».
  2. В центральной — второй части — грань размывается и выстраивается единое «мы».
  3. В третьей — финальной — звучит тема грядущего.

Внимание! Стихотворение написано высоким слогом, который использовали для написания оды. Это шестистопный ямб, или «александрийский стих». Выбранный размер подчеркивает значимость мыслей и обращений поэта, течение стиха, благодаря ямбической стопе, становится величаво неторопливым и замедленным.

Тема замкнутого, уставшего и непонятого лирического героя , присущая музе Лермонтова, звучит и в «Думе», где он предстает в роли ни сколько обличителя, сколько персонажа, осознающего своё истинное положение в обществе. Грустное элегическое раздумье сменяется безрадостным обобщением, за романтичными нотами следует горький сарказм. Осуждая общество, в котором живет лирический герой, он одновременно судит и себя — иронично и беспощадно.

Художественные особенности

Придать необходимую патетику и эмоциональность строкам помогают средства художественной выразительности:

  • Конструкция стиха сложна: наряду с шестистопным ямбом в прослеживаются пятистопные и четырехстопные ямбические стихи, начинающие либо замыкающие строфу, их использование делает строки «ударными» и выразительными.
  • Мощные эмоциональные эпитеты наполняют стихотворение образностью и силой: «презренные рабы», «наукою бесплодной», «мысли плодовитой», «презрительным стихом».
  • Двойные сравнения, романтические метафоры, гиперболы усиливают общее впечатление от произведения: «вянем без борьбы», «жадно бережём», «тощий плод».
  • Используются особенности высокого стиля: «грядущее», «постыдно», «чаша наслаждений».

Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Дума»

М. Ю. Лермонтов «Дума»

Вывод

Все перечисленные приемы подчеркивают насущность проблем, «которые мрачат душу…». Современники и критики дали высокую оценку «Думе». Виссарион Белинский, известный литературный критик и теоретик, воспринял поэтическую исповедь, как «стон человека, для которого отсутствие внутренней жизни в тысячу раз хуже физической смерти».

Стихотворение "Дума" было опубликовано в январском номере "Отечественных записок" за 1839 год. Основная его мысль - размышление о судьбах поколения. Мысли о судьбе Родины, своего поколения, мысли о духовной разобщенности общества и необходимости его единения выражены наиболее точно и горько в этом стихотворении.

Время написания стихотворения - одно из наиболее мрачных в истории России. После поражения декабристов становится невозможной практически любая деятельность. В связи с этим в людях появляется стремление замкнуться в себе, уйти от жизни в мир дум.

Стихотворение не зря названо "Дума". Это не просто размышления по поводу какого-либо события, это именно дума - постоянная мысль, не дающая покоя человеку.

Печально я гляжу на наше поколенье!

Его грядущее - иль пусто, иль темно…

Как это страшно осознавать, что не только твоя жизнь, но и жизнь всего поколения пройдет

…без шума и следа,

Не бросивши векам ни мысли плодовитой,

Ни гением начатого труда.

Лермонтов в этой думе не отделяет себя от своих соотечественников, он говорит "мы", испытывая горечь от того, что его поколение:

"К добру и злу постыдно равнодушны…" и "Перед опасностью позорно малодушны…"

Автор обращает свой взгляд к последующему поколению, к тем, кто придет на смену этим людям. Он убежден в том, что потомки должны строго осудить людей его поколения, так как они не только ошибались, но и при этом бездействовали. Поэтому так суров его приговор:

И прах наш, с строгостью судьи и гражданина,

Потомок оскорбит презрительным стихом,

Насмешкой горькою обманутого сына

Над промотавшимся отцом.

Лермонтов в своем стихотворении уважительно вспоминает героическое поколение "отцов", прославивших свое время великими подвигами. Он высказывает острую критику поколения "детей", в пассивности и равнодушии проживающих свой век, не принося никакой пользы обществу; а также выражает надежду на последующие поколения, которые осмыслят и исправят ошибки прошлого и станут достойными сынами своего народа, своей Родины.

Лингвистический анализ стихотворения.

Автор стихотворения "Дума" - русский поэт Михаил Юрьевич Лермонтов (1814-1841). Разочарования в действительности, тоска по идеалу свободной личности питали его ранние романтические стихи и зрелую лирику ("Дума", "Пророк", "И скучно и грустно"; поэма "Мцыри"). Многие произведения Лермонтова пронизаны патриотическими чувствами. Он ввел в русскую поэзию стих, отмеченный небывалой энергией мысли и мелодичностью. Многие произведения Лермонтова нашли отражение в русской музыке, изобразительном искусстве, кино.

Заглавие стихотворения - "Дума". В заглавии отражена основная мысль стихотворения, которая тесно связана с его темой - это размышление о судьбах поколения. Стихотворение не зря названо "Дума". Это не просто размышления по поводу какого-либо события, это именно дума - тяжелая, постоянная мысль, не дающая покоя человеку, являющаяся фоном, на котором проходит вся его жизнь.

Связь между четверостишиями и частями стихотворения поддерживается общей темой и эмоциональным строем. Каждое четверостишие - законченное предложение.

В первой части стихотворения основную эмоционально-смысловую нагрузку несут слова ораторского стиля: "печально", "томит", "вянем", "познанья", "сомненья", "добру", "злу" и прочие. Выразительны резкие оценочные эпитеты: "постыдно", "позорно". Они подготавливают высокую романтическую ноту, которой заканчивается первая часть:

Так тощий плод, до времени созрелый,

Ни вкуса нашего не радуя. ни глаз,

Висит между цветов, пришелец осиротелый,

И час их красоты - его паденья час!

Во второй части слова ораторского стиля отсутствуют, их заменяют слова стиля элегического. Выразительный эффект достигается употреблением контрастирующих слов: "ненавидим" - "любим", "холод" - "огонь".

В последней части вновь появляются слова ораторского стиля в сочетании с лексикой, носящей философский оттенок: "ни мысли плодовитой", "судьи", "гражданина" и т. д. Чем более развенчивается поколение, тем прозаичнее становится стиль.

Все это позволяет говорить о жанровом своеобразии стихотворения. Это не традиционная элегия, для которой характерно единство стиля и интонации, не философская элегия, не гражданская ода. Содержание стихотворения не вмещается в границы какого-либо определенного жанра.

Лермонтов не отделяет себя от поколения, поэтому в стихотворении нет слов "я" и "вы", но есть слово "мы". Именно в этом заключается трагедия поэта, неотделимая от трагедии и времени, поколения и страны.

тихотворение «Дума» М. Ю. Лермонтова относится к позднему периоду его творчества и представляет собой итог многочисленных размышлений о сущности и судьбе поколения, к которому принадлежал и сам поэт.

Неторопливый темп и печальное настроение «Думы» приближают ее к элегии, но сатирический тон и необычная форма делают ее весьма нетрадиционной. Написанное шестистопным ямбом стихотворение читается очень размеренно и как бы приглашает прислушаться к невеселым рассуждениям лирического героя, которым, очевидно, является сам автор.

Свое поколение Лермонтов видит крайне потерянным и обмельчавшим. Представители его с колыбели влачат на себе «ошибки отцов», «вянут без борьбы» и шагают навстречу своему мрачному будущему смиренно, не пытаясь ничего изменить или оставить след. «И ненавидим мы, и любим мы случайно», - говорит лирический герой, подчеркивая, что не только дела, но и чувства его современников лишены смысла. Не только будущее страны – даже собственные жизни не волнуют этих людей, и это - самое страшное.

Важно понимать, что речь идет о молодежи 30-х годов девятнадцатого века. То есть поколение прошлое – смелые и деятельные декабристы, сражавшиеся за свои идеалы. Будущее же поколение хоть и лишено в тексте Лермонтова ясных черт, автор как бы заранее чувствует его превосходство и осуждение. В настоящем же нет ничего: и жизнь пуста, и люди исчерпали себя раньше, чем успели сделать хоть что-то.

Надо заметить, что автор никак не выделяет себя из этого равнодушного строя. Неустанно повторяя «мы», он смотрит на самого себя как на часть пропащего поколения, но именно его критический и печальный взгляд говорит читателю о том, что он – не то же, что эти безразличные люди, на душе у него беспокойно и горько. Это сочетание объективности и участия - одна из причин, по которой «Дума» является сильнейшим стихотворением в гражданской лирике М.Ю. Лермонтова.

Анализ стихотворения Дума Лермонтова

Стихотворение «Дума» было создано Лермонтовым в 1838 г., в зрелый период его творчества. Тема, развивающаяся в произведении, во многом перекликается с «Героем нашего времени».

Автор затрагивает серьезные философские и гражданские вопросы. Он скептически смотрит на современное поколение, которое недостойно своего великого прошлого и не имеет будущего. В стихотворении легко угадывается намек на поколение декабристов, которое имело перед собой четкие идеи справедливости и добра. Декабристы были мужественными людьми, которые ради блага родины не щадили своих жизней.

Последекабристское поколение выросло в удушливой атмосфере строжайшей цензуры и запретов. Ему было разрешено стремиться лишь к богатству и развлечениям. Великие идеи были похоронены и осмеяны обществом.

Лермонтов признает, что молодые люди, обладающие сильной волей и характером, не имеют возможности проявить себя на достойном поприще. Образование делает их холодными и расчетливыми эгоистами, которые «к добру и злу постыдно равнодушны». Покорность перед властью делает из людей «презренных рабов», дорожащих лишь собственным благополучием.

Автор считает, что его современники с рождения заражены слабостью и безволием. Это порождает раннюю духовную опустошенность и преждевременную усталость от жизни. По мнению Лермонтова, это означает нравственную смерть, которая намного страшнее смерти физической.

Ничто не может расшевелить зачерствевшие человеческие души. Любовь и ненависть не овладевают людьми. Эти чувства случайны, возникают и исчезают без следа. Один из главных недостатков людей – отсутствие каких-либо возвышенных целей. Каждый стремится к тому, чтобы спокойно, не вызывая нареканий в обществе, прожить свою никчемную жизнь.

Неутешителен суровый приговор Лермонтова своему поколению. Бессмысленно прожитая жизнь не оставит после себя ничего хорошего и достойного подражанию. Автор верит в наступление лучших счастливых времен. Он считает, что потомки с презрением будут смотреть на его современников, которые не сделали абсолютно никакого вклада в духовную копилку общества.

Анализ стихотворения Дума по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Некрасова Школьник 4, 6 класс

    Порядочный и добрый рассказчик, который собственно и ведет рассказ произведения зовет мальчика к себе в попутчики, и обещает ему успешное будущее, которого он сможет добиться.

  • Анализ стихотворения Вдохновение Дельвига

    Произведение относится к раннему лирическому творчеству поэта и по жанровой направленности представляет собой строгую поэтическую форму сонета в виде стихотворного послания к лицейскому другу.

  • Анализ стихотворения Баратынского Признание

    «Признание» было написано в 1824 году. Стихотворение в основе, которого, лежит лирическое произведение. Здесь прослеживается и поэзия и элегия. Главный герой выражает своё отношение к любимой женщине и раскрывает свою душу.

  • Анализ стихотворения Фантазия Бальмонта

    Бальмонта довольно часто легко узнать по его характерному слогу и способу рифмовки. Его ритмика и рифмы как бы накатываются на следующие строчки и создают своеобразное ощущение некоторого нагнетания, погружения в стихотворение

  • Анализ стихотворения На железной дороге Фета

    Афанасий Афанасьевич Фет начал описывать путешествия по железной дороге только спустя восемь - девять лет после ее появления. Современники Фета расценивали тему путешествий, как совершенно новую и интересную.