Моя любимая каргопольская игрушка. Каргопольская глиняная игрушка Составитель Большаков С.В

«Русская тряпичная кукла» - Крестец. Достаток в семье. Традиционная русская тряпичная кукла. Почему у народной куклы нет лица. Куватки. Пеленашка. Лихоманки. Кукла. Обрядовые куклы. Народная кукла. Куклы-обереги. Семейка. Девочки. Русская тряпичная кукла.

«Дымковская игрушка детям» - Каргопольские игрушки. Абашевские мастера. Промысел игрушки. Форма абашевской фигурки. Каргопольская игрушка. Образ Полкана. Мастера Каргополя. Продолговатая форма. Почему гончарную слободу назвали Дымковской. Абашевская игрушка. Орнаменты. Твои игрушки. Какими орнаментами украшают игрушки. Виды игрушек.

«Русская народная игрушка» - Рисование «Игрушки из Полхов-Майдана». Роспись «Филимоновский петушок». Знакомство с дымковскими игрушками. Рисование «Семья семёновских матрешек». Лепка «Дымковская уточка». Народная игрушка всегда была связана с семейными традициями. «Играй, играй, да дело знай». Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре.

«Роспись матрёшки» - Полхов Мойдановская матрешка. Сергиево Посадская матрешка. Вятская матрешка. Работа над эскизом. Подмалевок. Жители Вятки. Истоки росписи. Работы. Эскизы на изделии. Эскизы. Матрешка. Семеновская матрешка. Российский сувенир. Веселый хоровод. Полховская матрёшка. Сергий Радонежский.

«Богородская игрушка» - В XV веке богомольцы привозили из лавры лошадок, девушек в кокошниках. Предание. Матрешки в Сергиевом Посаде очень разные. Мастера нашего времени. Богородские игрушки. Сюжеты богородской деревянной игрушки. Богородские крестьяне. Постепенно ассортимент матрешек в Сергиевом Посаде расширился. Село Богородское.

«Изготовление дымковской игрушки» - Расписывали яркими красками. Замачивали красную глину, добавляя речной песок, тщательно перемешивали. Лепили фигурки только женщины. Декоративно-прикладное искусство. Просохшие фигурки ставили в печь для обжига. Отсюда и пошло название «дымковская игрушка». Технология изготовления игрушек. Индюк. Дымковская игрушка.

Всего в теме 30 презентаций


Каргопольская глиняная игрушка Отражение природных мотивов и образов можно найти в каргопольской глиняной игрушке. В окрестных каргопольских деревнях издревле изготовлялись глиняные игрушки, которые в далеком прошлом имели отношение к первобытным обычаям, связанным с культом плодородия. Современные мастера каргопольской глиняной игрушки черпают свое творческое вдохновение в народном быту, местном изобразительном искусстве, фольклоре, одновременно воспитывая у себя поэтическое видение окружающего мира и природы органически соотнося его с живой традицией промысла.




Сказка: «Зимой ночи длинные, темнеет рано, скучно в крестьянской избе ребятам. И вот однажды захотел старик своих внуков порадовать игрушкой. А купить-то не на что. Выглянул он в окно. Кого только нет на скотном дворе: козы и свиньи, собаки и коровы, лошади и овцы. Подумал-подумал старик и придумал: сделаю-ка я им игрушки сам, И сделал…».




У. И. Бабкина, композиции: «Кадриль», «Гармонист», «Дерево с тетеревами», деревня Гринево, «Каргополье» Москва, «Советская Россия», 1984.




Среди изображений на каргопольской глиняной игрушке есть дерево с сидящими на нем птицами- тетерками, точно такое же, как и в местной вышивке, в резьбе и росписи по дереву. Подобное сочетание птиц и дерева (вероятно, березки, которая по народным преданиям была средоточием сил земных) символизировало передачу солнечного тепла засеянным полям и нивам.


















В пластике и орнаменте каргопольских глиняных «баб» сохранились черты, присущие женским изображениям древних земледельцев. Глиняная «баба» в старинном наряде словно являла собой образ мира. Символичной была каждая деталь. Запечатленный в игрушке образ отголосок древних представителей о небесном огне, дающем плодородие земле. Изображенное на переднике «бабы» огненно-красное солнце словно согревает распаханное поле с зернами яровых посевов.
Игрушка каргопольских мастеров донесла до нас древний, пришедший с Востока персонаж, распространенный в русской лубочной картинке и крестьянской росписи птицу Сирин. В Каргополе мастера лепят «сиринов» и по сей день в виде птички- свистульки, но с женской головой, иногда с распростертыми крыльями. Лишь подуешь в такую свистульку, запоет птица Сирин весело-превесело.
Литература. Колбасенко М.Н., Севастьянова З. П. Дидактические материалы по экологии. – Архангельск, Поморский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Колбасенко М. Н. Методика преподавания факультативных курсов по экологии 1- 4 классы (региональный компонент). - Архангельск, Поморский государственный университет имени М. В. Ломоносова, 2002.


Каргопольская утушка

«Мы - уточки-крякушки, кря-кря-кря! Полетим мы, уточки, в теплые края. Полетим мы, уточки, далеко-далеко. Полетим мы, уточки, высоко-высоко. Над широкими полями, Да над синими морями, От зимних буранов В теплые страны. Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!»



КАРГОПОЛЬСКАЯ ИГРУШКА-

русский художественный промысел, распространенный в районе города Каргополя Архангельской области.





Возникновение промысла

Издавна в Торопове, Гриневе, Печникове - деревнях Панфиловской волости Каргопольского уезда, сложился сезонный гончарный промысел на местных красных глинах. Летом каргопольские гончары работали в поле, а с октября до весны занимались изготовлением глиняной посуды - печных горшков, кубов, кринок, мисок. Участвовала вся семья: и мужчины, и женщины, и дети. Каргопольская посуда пользовалась спросом по всему Поонежью, ее возили в Архангельск, большой гончарный торг был в самом Каргополе.







Особенности производства

Из остатков глины мастера лепили игрушки, не придавая им особенного значения. Глиняные лошадки, упряжки, фигурки людей и животных стоили недорого, особенным спросом не пользовались, и их лепили скорее для собственного удовольствия, чем ради заработка.







Особенности каргопольской игрушки

Самыми ранними из дошедших до нашего времени каргопольских игрушек можно считать работы И. В. и Е. А. Дружининых, работавших в 1930-40-х гг. В основном это одиночные фигурки мужичков и барынь, раскрашенные известью, сажей и цветными глинами. Они грубоваты по лепке, а их плоские лица и обобщенные детали фигуры и одежды напоминают древних каменных баб. В росписи фигурок сочетаются овалы, круги, кресты, пятна, также напоминающие древние орнаментальные мотивы.



Современная каргопольская игрушка

Современная каргопольская игрушка менее архаична. Сохраняя традиционные формы, нынешние мастера делают ее более изящной, порой четче акцентируют детали, щедро расписывают маслом и темперой, избегая, однако, излишней пестроты.





Использование новых форм и сюжетов

Сохраняя традицию, каргопольские игрушечники придумывают новые формы и сюжеты своих произведений. Так появились многофигурные композиции - тройки, возки, охоты и др. Их украшает не блеклый узор, наведенный цветной глиной по известковому фону, а яркая темперная роспись. В 1970-х гг. А. П. Шевелев, один из известнейших каргопольских игрушечников, пробовал делать поливные игрушки, которые напоминали прежние, «обварные».







Бабкина и другие мастера

Среди каргопольских игрушечников особое место отведено У. И. Бабкиной, единственной мастерице, никогда не прекращавшей заниматься этим ремеслом. Ей принадлежит заслуга не только сохранения, но и возрождения древнего промысла. Она запомнила с детства сказочного полкана и первая вновь стала лепить его. Многие современные мастера учились у нее забытому ремеслу.


Во селе Гриневе Бабушка Ульяна Чудеса творит Из глины из дужмяной Как в избе-то У старательной старушки Вдоль по лавкам человечки Да зверушки...

памятный знак у дома мастерицы







Приобщение к гончарному делу

Родилась в деревне Гринево Каргопольского уезда - старинном гончарном центре. С детства помогала родителям в гончарном и игрушечном промысле. Когда промысел угас, она продолжала изготавливать глиняные игрушки - «бобки». В 1950-е гг. Бабкина заинтересовала своими работами нескольких односельчан, которые взялись за забытое мастерство.





Особенности бабкинской игрушки

Игрушки У. И. Бабкиной, простые по форме, очень выразительны и разнообразны по сюжетам. Мастерица расписывала их масляными красками по белому меловому фону, используя всего три-четыре цвета. Среди ее излюбленных персонажей непременные полканы, медведи, олени, фигурки людей. Интересны сюжетные сценки: «Молодые на диване», «Охота на белок», «Поезжане».

Ее персонажи одеты то в городскую

одежду, то в крестьянское платье с

традиционными каргопольскими




Возрождение старинного промысла

  • В 1960-е гг. работами У. И. Бабкиной заинтересовались известные искусствоведы и коллекционеры, которые оказали большую поддержку в возрождении старинного промысла. С этого времени ни одна крупная выставка народного искусства не обходилась без работ мастерицы. Ее игрушки находятся во многих музейных коллекциях.
  • К столетнему юбилею У. И. Бабкиной на ее могиле был поставлен памятник работы скульптора В. М. Клыкова.




Сейчас в мастерской глиняной игрушки работают 30 мастеров. Каждый месяц здесь рождается около 6 тысяч новых игрушек.

Продукцию отправляют в разные города нашей страны. Шестую часть ее продают в Каргополе.







Каргополь - маленький кусочек земли северной, далеко запрятанный за дремучими лесами и неприступными болотами, - стал одним из тех заповедных мест, где много веков назад родилась и сохранилась до наших дней самобытная русская культура, искусство, ремесла.




Литература

  • Рогов А. П. Чёрная роза. Книга о русском народном искусстве. - М.: Современник, 1978.
  • Под ред. В. А. Барадулина Основы художественного ремесла. - М.: Просвещение, 1979.
  • Дурасов Г. П. Каргопольская глиняная игрушка. - Л.: Художник, 1986.
  • Гунн Г. П. Каргополье и Онега. - М.: Искусство, 1989.


Презентация на тему: Каргопольская игрушка Автор Мамаева марина Валерьевна учитель ИЗО моу сош№1 г.тверь

Возникновение промысла

Особенности производства

Современная каргопольская игрушка

Использование форм и сюжетов

Возникновение промысла

  • Издавна в деревнях Каргопольского уезда, сложился сезонный гончарный промысел на местных красных глинах. Летом каргопольские гончары работали в поле, а с октября до весны занимались изготовлением глиняной посуды - печных горшков, кубов, кринок, мисок. Участвовала вся семья: и мужчины, и женщины, и дети. Каргопольская посуда пользовалась спросом по всему Поонежью, её возили в Архангельск, большой гончарный торг был в самом Каргополе.

Современный Каргополь

Каргопольская посуда

Особенности производства

  • Из остатков глины мастера лепили игрушки, не придавая им особенного значения. Глиняные лошадки, упряжки, фигурки людей и животных стоили недорого, особенным спросом не пользовались, и их лепили скорее для собственного удовольствия, чем ради заработка. Первоначально игрушки, как и посуда, были «обварными». После обжига раскалённое изделие погружали в «болтушку» - густой мучной раствор. Пригоревшая мука оставляла на светлой поверхности сосуда или игрушки чёрный кружевной узор. Украшенные процарапанным архаичным орнаментом , своей безыскусностью такие игрушки напоминали скорее произведения художников каменного века . Изготавливались и более дорогие поливные посуда и игрушки, покрытые глазурью . В начале 1930-х годов гончарный промысел постепенно сошёл на нет, ещё раньше прекратилось изготовление игрушек. Лишь несколько мастеров продолжали их делать.

Каргопольские игрушки на одной из улиц нашей столицы.

Современная каргопольская игрушка

  • 1) Самыми ранними из дошедших до нашего времени каргопольских игрушек можно считать работы И. В. и Е. А. Дружининых, работавших в 1930-х -1940-х годах. В основном это одиночные фигурки мужичков и барынь, раскрашенные известью , сажей и цветными глинами. Они грубоваты по лепке, а их плоские лица и обобщённые детали фигуры и одежды напоминают древних каменных баб . В росписи фигурок сочетаются овалы, круги, кресты, пятна, также напоминающие древние орнаментальные мотивы.
  • 2) Современная каргопольская игрушка менее архаична. Сохраняя традиционные формы, нынешние мастера делают её более изящной, порой чётче акцентируют детали, щедро расписывают маслом и темперой , избегая, однако, излишней пестроты. Помимо фигурок людей каргопольцы лепят коней, коров, медведей, оленей, героев сказок и былин. Одним из самых популярных персонажей в каргопольской игрушке был и остаётся Полкан -полуконь-получеловек (изначально получеловек-полупёс ) с окладистой бородой, при орденах и эполетах . Среди других сказочных героев присутствуют лев, птица Сирин , конь о двух головах.

Один из видов каргопольской игрушки

Каргопольские игрушки в музее

Использование форм и сюжетов игрушки

  • Сохраняя традицию, каргопольские игрушечники придумывают новые формы и сюжеты своих произведений. Так появились многофигурные композиции - тройки, возки, охоты и др. Их украшает не блеклый узор, наведённый цветной глиной по известковому фону, а яркая темперная роспись.
  • В 1970-х годах А. П. Шевелев, один из известнейших каргопольских игрушечников, пробовал делать поливные игрушки, которые напоминали прежние, «обварные».

На Каргопольской улице…

Полкан – главный персонаж из всех каргопольских игрушек

Продолжение…

Мастера

  • Среди каргопольских игрушечников особое место отведено У. И. Бабкиной, единственной мастерице, никогда не прекращавшей заниматься этим ремеслом. Ей принадлежит заслуга не только сохранения, но и возрождения древнего промысла. Она запомнила с детства сказочного полкана и первая вновь стала лепить его. Многие современные мастера учились у неё забытому ремеслу. Каргопольский промысел всегда был семейным - у Шевелёвых, Завьяловых, Рябовых и др. секреты мастерства передавались из поколения в поколение. Только в 1967 году в Каргополе открылось отделение Архангельского предприятия «Беломорские узоры ». В городе работает Школа искусств, где детей учат и лепке игрушек.

Село Гринёво

Архангельской области




Издавна в Торопове, Гринёве, Печникове - деревнях Панфиловской волости Каргопольского уезда, сложился сезонный гончарный промысел на местных красных глинах.

Летом каргопольские гончары работали в поле, а с октября до весны занимались изготовлением глиняной посуды - печных горшков, кубов, кринок, мисок. Участвовала вся семья: и мужчины, и женщины, и дети.

Каргопольская посуда пользовалась большим спросом её возили в Архангельск, большой гончарный торг был в самом Каргополе.

Изготовление глиняных игрушек изначально сопутствовало гончарному ремеслу.




Каргопольская глиняная игрушка как художественное явление сегодня по праву занимает одно из первых мест среди российских народных промыслов игрушки.

Большая заслуга в этом принадлежит известным мастерам из д. Гринево:

Ивану Васильевичу Дружинину (1887 - 1949г.г.) - талантливому мастеру - классику каргопольской игрушки

и Ульяне Ивановне Бабкиной (1889 - 1977г.г.) - самой знаменитой мастерице.


Из остатков глины мастера лепили игрушки.

Глиняные лошадки, фигурки людей и животных

стоили не дорого и лепили их скорее в соё удовольствие


Земля для крестьянина была словно живое существо. Она "засыпала" на зиму и "присыпалась" от горячих лучей солнца. Пила воду и родила урожай, нежно, по-матерински заботилась о людях: кормила, поила и одевала их, сохраняла от бед. И в глазах народа была она чистой и светлой. Поэтому фигурки глиняных каргопольских баб закрашивались белой краской


Медведь" - знак Плодородия У славянских народов "медведко" считается подателем плодородия земли, существовало поверье о связи медвежьего культа с плодородием женщины. После венца молодых встречали в медвежьей шкуре и желали им счастья, богатства и деторождения. Медведь у большинства гончаров - добрый "хозяюшко леса". Он выходит на встречу к людям полным пирогов. Балагур, весело играет на гармошке: Поляночкой, Идет медведь с тальяночкой, Он идет, гармошку рвет, Баскую песенку поет - пела про него У.И. Бабкина


Олень. Лось. Баран" - знаки Неба Об олене сложены былины, песни и предания, где рассказывалось, что копыта у него серебряные, а рога "красна-золота" и освещал он ими все вокруг. Шерсть оленя бурая (коричнево-красная), почему, в частности, он и был одним из древних образов солнца



Фигурка тяни-толкая сосотоит из двух коней - черного и белого. Конь (комонь, клюся, тарпан) - одно из самых почитаемых у славян животных. Белые и рыжие кони считались посланниками тепла, солнечного света и всякого блага. Если светлый конь олицетворяет собой радость солнечного света, то конь черный несет саму Смерть. Всадник на коне - символ сам по себе многогранный, а тем более всадник на тяни-толкае, олицетворяющий собой постоянную борьбу между светлой и темной сторонами человеческой души. Сидящего между черным и белым конем всадника стараются перетянуть на свою сторону светлые и темные силы. Интересно положение всадника - на одних фигурках он еще держится руками за обоих коней, как -бы не определившись в своей судьбе - а на других он уже прильнул к светлому коню.