Презентация виды придаточных. Разработка урока по русскому языку на тему "Сложноподчинённые предложения" (9 класс) Виды придаточных предложений

Слайд 1

В И Д Ы П Р И Д А Т О Ч Н Ы Х В С Л О Ж Н О П О Д Ч И Н Ё Н Н Ы Х П Р Е Д Л О Ж Е Н И Я Х

Слайд 2

ВИДЫ ПРИДАТОЧНЫХ
ПРИДАТОЧНЫЕ ОПРЕДЕЛИ- ТЕЛЬНЫЕ
ПРИДАТОЧНЫЕ ИЗЪЯСНИ- ТЕЛЬНЫЕ
ПРИДАТОЧНЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬ- СТВЕННЫЕ
КОТОРЫЙ? КАКОЙ? ЧЕЙ? КАКОЕ? КАКИЕ? И ДР.
КТО? ЧТО? КОГО? ЧЕГО? КОМУ? ЧЕМУ? О КОМ? О ЧЁМ?
ГДЕ? КАК? КУДА? КОГДА? ПОЧЕМУ? ЗАЧЕМ? И ДР.
ВОПРОСЫ

Слайд 3

ПРИДАТОЧНЫЕ ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ
ВСЕГДА СТОЯТ ПОСЛЕ ОПРЕДЕЛЯЕМОГО СЛОВА
ОТНОСЯТСЯ К СУЩЕСТВИТЕЛЬНОМУ, МЕСТОИМЕНИЮ ИЛИ К УКАЗАТЕЛЬНОМУ СЛОВУ
ПРИСОЕДИНЯЮТСЯ ТОЛЬКО СОЮЗНЫМИ СЛОВАМИ

Слайд 4

ПРИДАТОЧНЫЕ МЕСТОИМЕННО- ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ
СТОЯТ КАК ПЕРЕД, ТАК И ПОСЛЕ ОПРЕДЕЛЯЕМОГО СЛОВА
ОТНОСЯТСЯ К МЕСТОИМЕНИЮ В ЗНАЧЕНИИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗУЮТ СООТНОСИТЕЛЬНЫЕ ПАРЫ: [ … тот], (кто …); […то], (что…); [… всякий], (кто…); […таков], (каков…); […такой], (какой…).

Слайд 5

ПРИДАТОЧНЫЕ ИЗЪЯСНИТЕЛЬНЫЕ
МОГУТ СТОЯТЬ ВЕЗДЕ, ЧАЩЕ ВСЕГО – ПОСЛЕ ГЛАВНОГО
ОТНОСЯТСЯ К ПОЯСНЯЕМОМУ СЛОВУ В ГЛАВНОМ В ЗНАЧЕНИИ РЕЧИ, МЫСЛИ, ЧУВСТВА; МОЖЕТ БЫТЬ УКАЗАТЕЛЬНОЕ СЛОВО
ПРИСОЕДИНЯЮТСЯ СОЮЗАМИ ИЛИ СОЮЗНЫМИ СЛОВАМИ

Слайд 6

СОЮЗЫ
СОЮЗНЫЕ СЛОВА
что как будто чтобы ли и др.
что, сколько как, откуда зачем, когда куда, кто, где почему и др.

Слайд 7

ПРИДАТОЧНЫЕ МЕСТА
ОБОЗНАЧАЮТ МЕСТО ИЛИ ПРОСТРАНСТВО, ГДЕ ПРОИСХОДИТ ТО, О ЧЁМ ГОВОРИТСЯ В ГЛАВНОМ
ПРИСОЕДИНЯЮТСЯ ТОЛЬКО СОЮЗНЫМИ СЛОВАМИ: [ там], (где); [туда], (куда); [оттуда], (откуда)
ОБЫЧНО СТОЯТ ПОСЛЕ ГЛАВНОГО, ЧАСТО ОТНОСЯТСЯ К УКАЗАТЕЛЬНОМУ СЛОВУ

Слайд 8

ПРИДАТОЧНЫЕ ВРЕМЕНИ
ВОПРОСЫ: КОГДА? С КАКИХ ПОР? ДО КАКИХ ПОР? СКОЛЬКО ВРЕМЕНИ?
ТОЛЬКО СОЮЗЫ: когда, пока, лишь только, как только, едва, в то время как, после того как, с тех пор как, только что, чуть, покамест, покуда, прежде чем, нежели, раньше чем, перед тем как, прежде нежели и др.

Слайд 9

ПРИДАТОЧНЫЕ СРАВНЕНИЯ
ОТНОСЯТСЯ КО ВСЕМУ ГЛАВНОМУ ПРЕДЛОЖЕНИЮ
ЧАЩЕ ВСЕГО СТОЯТ ПОСЛЕ ГЛАВНОГО
ПРИСОЕДИНЯЮТСЯ ТОЛЬКО СОЮЗАМИ: как, точно, чем, словно, будто, как будто, как если бы.

Слайд 10

ПРИДАТОЧНЫЕ ОБРАЗА ДЕЙСТВИЯ И СТЕПЕНИ
ВОПРОСЫ: КАК? КАКИМ ОБРАЗОМ? В КАКОЙ МЕРЕ? ДО КАКОЙ СТЕПЕНИ?
ВСЕГДА СТОЯТ ПОСЛЕ ГЛАВНОГО
ПРИСОЕДИНЯЮТСЯ СОЮЗАМИ: что, чтобы, как, будто, словно, как будто, словно ИЛИ СОЮЗНЫМИ СЛОВАМИ: как, сколько, насколько

Слайд 11

ПРИДАТОЧНЫЕ ЦЕЛИ
ВОПРОСЫ: ЗАЧЕМ? С КАКОЙ ЦЕЛЬЮ? ДЛЯ ЧЕГО? ДЛЯ КАКОЙ ЦЕЛИ?
ОТНОСЯТСЯ КО ВСЕМУ ГЛАВНОМУ
ПРИСОЕДИНЯЮТСЯ СОЮЗАМИ: чтобы, для того чтобы, с тем чтобы, затем чтобы, дабы, лишь бы, только бы.

Слайд 12

ПРИДАТОЧНЫЕ УСЛОВНЫЕ
СОДЕРЖАТ УКАЗАНИЕ НА УСЛОВИЕ, ОТ КОТОРОГО ЗАВИСИТ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ТОГО, О ЧЁМ ГОВОРИТСЯ В ГЛАВНОМ
МОГУТ СТОЯТЬ В ЛЮБОМ МЕСТЕ
ПРИСОЕДИНЯЮТСЯ СОЮЗАМИ: если, ежели, коли, как скоро, когда б, кабы и др.

Слайд 13

СПП С ПРИДАТОЧНЫМИ УСЛОВНЫМИ СИНОНИМИЧНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯМ БЕЗ СОЮЗОВ, В КОТОРЫХ ПОВЕЛИТЕЛЬНОЕ НАКЛОНЕНИЕ ИМЕЕТ ЗНАЧЕНИЕ УСЛОВНОГО. Например: Щепотки волосков лиса не пожалей, остался б хвост у ней.

Слайд 14

ПРИДАТОЧНЫЕ ПРИЧИНЫ
ВОПРОСЫ: ПОЧЕМУ? ПО КАКОЙ ПРИЧИНЕ?
ОБЫЧНО СТОЯТ ПОСЛЕ ГЛАВНОГО
ПРИСОЕДИНЯЮТСЯ СОЮЗАМИ: потому что, так как, поскольку, ибо, затем что, благо, оттого что, благодаря тому что, вследствие того что, ввиду того что, отчего, в силу того что и др.

Слайд 15

ПРИДАТОЧНЫЕ СЛЕДСТВИЯ

СТОЯТ ПОСЛЕ ГЛАВНОГО
ПРИСОЕДИНЯЮТСЯ СОЮЗАМИ: так что, отчего, почему и др.

Слайд 16

ПРИДАТОЧНЫЕ УСТУПКИ
ОТНОСЯТСЯ КО ВСЕМУ ГЛАВНОМУ
МОГУТ СТОЯТЬ В ЛЮБОМ МЕСТЕ
ОТВЕЧАЮТ НА ВОПРОСЫ: НЕСМОТРЯ НА ЧТО? ВОПРЕКИ ЧЕМУ?
ПРИСОЕДИНЯЮТСЯ СОЮЗАМИ: хотя, несмотря на то что, пусть, пускай, даром что ИЛИ СОЮЗНЫМИ СЛОВАМИ С УСИЛИТЕЛЬНОЙ ЧАСТИЦЕЙ НИ: кто ни. В ГЛАВНОЙ ЧАСТИ МОГУТ БЫТЬ ПРОТИВИТЕЛЬНЫЕ СОЮЗЫ: но, а, однако, тем не менее, всё же.

Слайд 17

ЕСЛИ СОСТАВНОЙ СОЮЗ СТОИТ В НАЧАЛЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ, ЗАПЯТАЯ СТАВИТСЯ ПОСЛЕ ПРИДАТОЧНОГО. ЕСЛИ СОСТАВНОЙ СОЮЗ СТОИТ В СЕРЕДИНЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ, ОН МОЖЕТ ЧЛЕНИТЬСЯ НА ЧАСТИ.

Слайд 18

ПРИДАТОЧНЫЕ ПРИСОЕДИНИТЕЛЬНЫЕ
СОДЕРЖАТ ДОБАВОЧНОЕ СООБЩЕНИЕ; НЕЛЬЗЯ ЗАДАТЬ?
СТОЯТ ПОСЛЕ ГЛАВНОГО
ПРИСОЕДИНЯЮТСЯ КО ВСЕМУ ГЛАВНОМУ
ПРИСОЕДИНЯЮТСЯ СОЮЗНЫМИ СЛОВАМИ: что, почему, отчего, зачем, куда, откуда.

Слайд 19

Его не было дома, почему я и оставил записку. Пашня местами мелка и борозды редки – отчего и травы много. Бабушка решила ехать в деревню, с чем отец никак не мог согласиться. Он совсем не готовился к этому, почему и растерялся. В город мы уехали вместе, что было вполне естественно. Морозы стояли лютые, отчего и погибли сады.

Слайд 20

ПРИДАТОЧНЫЕ ПРИСОЕДИНИТЕЛЬНЫЕ СИНОНИМИЧНЫ ССП С СОЮЗОМ И: В ГОРОД МЫ УЕХАЛИ ВМЕСТЕ, ЧТО БЫЛО ВПОЛНЕ ЕСТЕСТВЕННО. В ГОРОД МЫ УЕХАЛИ ВМЕСТЕ, И ЭТО БЫЛО ВПОЛНЕ ЕСТЕСТВЕННО. МОРОЗЫ СТОЯЛИ ЛЮТЫЕ, ОТЧЕГО И ПОГИБЛИ САДЫ. МОРОЗЫ СТОЯЛИ ЛЮТЫЕ, И ПОЭТОМУ ПОГИБЛИ САДЫ.

Слайд 21

Распределительно-цифровой диктант. Задание: прослушать предложения и записать в 3 столбика номера предложений: в 1-й столбик – СПП с придаточными определительными; во 2-й - СПП с придаточными изъяснительными; в 3-й – СПП с придаточными обстоятельственными.

Слайд 22

Расставьте знаки препинания в следующих предложениях, определите виды придаточных. Обозначьте средства связи главного и придаточного предложений (союзы или союзные слова).

Слайд 23

1) Несмотря на то что встало солнце было холодно. 2) Чем ближе подходит дневная съемка к концу тем ворчливее и бесцеремоннее делается землемер. 3) И невольно мысли Воропаева вернулись к тому дому у порога которого он сидел. 4) Мы не хотим чтоб кровью и огнём залить весь мир война опять сумела. 5) Так как вы на все предметы смотрите с их смешной стороны то и положиться на вас нельзя.

Слайд 24


6) Нам обязательно нужно сделать зарисовки гор когда мы сделаем привал. 7) Водитель для того чтобы люди схлынули застопорил машину напротив калитки. 8) Мы появлялись там где немцы и не подозревали нашего присутствия. 9) Кто посеял тот и пожал. 10) Если светит солнце и на небе нет облаков то пение и запах сена чувствуются сильнее.

Слайд 25

11) Если же никого не было дома то я оставался и ждал, разговаривал с няней, играл с ребенком. 12) За час тут происходят изменения какие не могут даже сниться пехоте-матушке! 13) Листопад велел запустить мотопилу чтобы мать посмотрела на его работу.) 14) От нечего делать Егорушка поймал в траве скрипача поднес его в кулаке к уху и долго слушал пока тот играл на своей скрипке. 15) Было уже совсем тепло хотя кругом лежал рыхлый, тяжелый снег.

Слайд 26


16) У него ничего не клеилось что бы он ни предпринимал. 17) Лед на реке тоже истончился и посинел а местами уже и тронулся так что идти на лыжах было опасно... 18) Ежели человек без корней без почвы без своего места неверный это человек. 19) Он не явился на занятия потому что срочно нужно было уехать. 20) Куда конь с копытом туда и рак с клешней. 21) И как раз это было то время когда жена стала часто отлучаться. 22) Дыхание становилось все глубже и свободнее по мере того как отдыхало и охлаждалось его тело...

Слайд 27

ПРОВЕРЬ СЕБЯ
1. Образа действия. 2. Места. 3. Времени. 4. Определительное. 5. Местоименно-определительное. 6. Причины. 7. Изъяснительное. 8. Уступительное. 9. Цели. 10. Сравнительное. 11. Условное. 12. Причины.

Слайд 28

ПРОВЕРЬ СЕБЯ
Ключ: 1-й столбик – 2, 3, 6, 10; 2-й столбик – 1, 4, 12; 3-й столбик – 5, 7, 8, 9, 11.

Слайд 29

1) Несмотря на то что встало солнце, было холодно. (уступки, союз). 2) Чем ближе подходит дневная съемка к концу, тем ворчливее и бесцеремоннее делается землемер. (соотносительное, сравнительно-сопоставительное, союз). 3) И невольно мысли Воропаева вернулись к тому дому, у порога которого он сидел. (определительное, союзное слово). 4) Мы не хотим, чтоб кровью и огнём залить весь мир война опять сумела. (изъяснительное, союз). 5) Так как вы на все предметы смотрите с их смешной стороны, то и положиться на вас нельзя. (причины, союз)

Слайд 30

6) Нам обязательно нужно сделать зарисовки гор, когда мы сделаем привал. (времени, союз) 7) Водитель, для того чтобы люди схлынули, застопорил машину напротив калитки. (цели, союз) 8) Мы появлялись там, где немцы и не подозревали нашего присутствия. (места, союзное слово) 9) Кто посеял, тот и пожал. (местоименно-определительное, союзное слово). 10) Если светит солнце и на небе нет облаков, то пение и запах сена чувствуются сильнее. (условия, союз)

Слайд 31

11) Если же никого не было дома, то я оставался и ждал, разговаривал с няней, играл с ребенком. (условия, союз) 12) За час тут происходят изменения, какие не могут даже сниться пехоте-матушке! (определительное, союзное слово). 13) Листопад велел запустить мотопилу, чтобы мать посмотрела на его работу. (цели, союз) 14) От нечего делать Егорушка поймал в траве скрипача, поднес его в кулаке к уху и долго слушал, пока тот играл на своей скрипке. (времени, союз) 15) Было уже совсем тепло, хотя кругом лежал рыхлый, тяжелый снег. (уступки, союз)

Слайд 32

16) У него ничего не клеилось, что бы он ни предпринимал. (уступки, союзное слово). 17) Лед на реке тоже истончился и посинел, а местами уже и тронулся, так что идти на лыжах было опасно... (следствия, союз). 18) Ежели человек без корней, без почвы, без своего места, неверный это человек. (условия, союз). 19) Он не явился на занятия, потому что срочно нужно было уехать. (причины, союз). 20) Куда конь с копытом, туда и рак с клешней. (места, союзное слово). 21) И как раз это было то время, когда жена стала часто отлучаться. (определительное, союзное слово). 22) Дыхание становилось все глубже и свободнее, по мере того как отдыхало и охлаждалось его тело... (времени, союз).

Урок в 9 классе Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными

Подготовила учитель русского языка и литературы МКОУСОШ №5 г. Беслана РСО-Алания


Цели :

Повторить и систематизировать знания обучащихся по сложноподчиненному предложению с придаточными обстоятельственными; - развивать мышление, память, сообразительность, умение отстаивать свою точку зрения, анализировать ответ товарищей. -воспитывать нравственные и эстетические качества обучающихся.


Задачи:

Закрепить навыки постановки знаков препинания между частями сложноподчинённого предложения; - формировать умения различать виды придаточных обстоятельственных по значению, вопросам, средствам связи; - осуществлять синтаксический разбор сложного предложения;

Готовить к ГИА; - развивать умения и навыки анализа текста; - развивать речь учащихся, умение выделять главное; - пробудить интерес к личности Д.С.Лихачёва и к его творчеству;

Формировать нравственные качества обучающихся



Мы не выживем физически, если погибнем духовно Д.С.Лихачёв


Работа с текстом №1

Когда человек сознательно или интуитивно выб…рает себе в жизни какую (то) цель жизне(н,нн)ую задачу он вместе с тем (не)вольно даёт себе оценку. ..

Если человек ставит перед собой задачу пр…обрести все элементарные блага он и оценивает себя на уровне этих материальных благ… Если человек живёт чтобы приносить людям добро обл…гчить их страдания при болезнях давать людям радость то он оценивает себя на уровне этой своей человечности. Он ставит себе цель достойную человека.


1)Литература даёт нам коло(с,сс)ссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни. 2)Она делает человека инте(л,лл)игентным, разв…вает в нём не только чувство красоты, но и понимание жизни, всех её сложностей… 3)Одним словом делает вас мудрыми. 4)Но всё это делает(?)ся только тогда когда вы читаете, вникая во все мелочи…5).Ибо самое часто кроет(?)ся именно в мелочах. 6)А такое чтение возможно только тогда когда вы читаете с удовольствием…


Текст №3

1)Человечество тратит ми(л,лл)иарды чтобы сохранить окружающую нас природу…

2)Если природа необходима человеку для его биологической жизни то культурная среда не менее необходима для его духовной нравстве(н,нн)ой жизни… 3)Человек воспитывает(?)ся в окружающей его культурной среде незаметно для себя потому что его воспитывает история, прошлое…4) Он учит(?)ся уважению к предкам и помнит о потомках…5)Если человек не ценит память о своих родителях он не любит их… 6)Если равнодушен к памятникам истории своей страны он равнодушен к своей стране.


Домашнее задание

Написать сочинение-рассуждение на тему:

«Интеллигентный человек для меня…»

Обязательно использовать СПП с придаточными обстоятельственными.



Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Презентация на тему: «Сложноподчиненные предложения. Виды придаточных» Министерство образования и науки РФ Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия №4 им. А. С. Пушкина» г. Йошкар-Ола 2008г.

Классификация предложений Классификация придаточных предложений в СПП Более подробное рассмотрение видов придаточных в составе СПП План презентации

Простые Сложно- подчиненные Бессоюзные Сложно- сочиненные Предложения Сложные Союзные

СПП - это такие предложения, в которых одно из предложений подчинено другому и связано с ним подчинительным союзом или союзным словом, × вопрос? Сложноподчиненное предложение

С придаточными изъяснительными СПП С придаточными обстоятельственными С придаточными определительными

СПП с придаточными определительными Определительные, стоящие только после главного какой? какой? какой? какое?

2) Местоименно-определительные вопрос не задается тот, то, таков, такой, весь, каждый, всякий; не любит СПП с придаточными определительными

СПП с придаточными изъяснительными вопросы косв. падежей что?

СПП с придаточными обстоятельственными когда? как долго? с каких пор? до каких пор? 1) Придаточные времени с каких пор? При наличии в главной части наречия со значением времени, в том числе указательного слова тогда, придаточная часть присоединяется к главной союзным словом когда. когда?

СПП с придаточными обстоятельственными 2) Придаточные места где? куда? откуда? где? где?

СПП с придаточными обстоятельственными 3) Придаточные причины почему? отчего? почему? почему?

СПП с придаточными обстоятельственными 4) Придаточные следствия что произошло вследствие этого? НЕ ПУТАТЬ С ДРУГИМИ ПРИДАТОЧНЫМИ! что произошло вследствие этого?

СПП с придаточными обстоятельственными 5) Придаточные условия при каком условии? при каком условии?

СПП с придаточными обстоятельственными 6) Придаточные цели с какой целью? зачем? зачем? зачем?

СПП с придаточными обстоятельственными 7) Придаточные уступки несмотря на что? вопреки чему? несмотря на что? вопреки чему?

СПП с придаточными обстоятельственными 8) Придаточные сравнения как? как что? подобно чему? как?

СПП с придаточными обстоятельственными 9) Придаточные образа действия как? каким образом? как?

СПП с придаточными обстоятельственными 10) Придаточные меры и степени до какой степени? в какой мере? в какой мере?

СПП с придаточными обстоятельственными 11) Придаточные присоединительные вопрос не ставится

Благодарим за просмотр! Выход

Тема урока: Сложноподчиненное предложение.

Цели урока: образовательные

дать понятия о сложноподчиненных предложениях; понятия о главном предложении и придаточной части СПП; закрепить организацию деятельности учащихся по обобщению знаний и способов деятельности;

развивающие

развитие аналитических умений и самостоятельной деятельности учащихся, развивать устную и письменную речь, выразительное чтение, логическое мышление;

воспитательные

осуществить в учащихся нравственных и общечеловеческих ценностей, последовательность в работе, аккуратность в письме, взаимопроверка в работе;

Тип урока: Обобщение и систематизация знаний и способов деятельности

Оборудование: таблицы, схемы, карточки

Ход урока

І. Организационный момент.

а/ поздороваться с учениками;

б/ проверить посещаемость учащихся;

в/ проверить готовность класса к уроку /учебные принадлежности /

ІІ. Проверка домашнего задания

Упр. 34

Было ещё свежо после полуночи, а в тумане светило раннее солнце. Роса капала с деревьев в реку, и по тёмной воде расплывались медленные круги. Была весна, и над рекой плыли разноцветные облака.

ІІІ. Актуализация опорных знаний

Расскажите о сложных предложениях;

Основные виды сложных предложений;

Знаки препинания в сложных предложениях;

Виды ССП;

Два основных способа, с помощью которых простые предложения соединяются в сложное.

Союз И

Союз если

Союзное слово который

1.Тихо ночь ложится на вершины гор, и луна глядится в зеркала озёр.

2.Нужное слово, если оно вовремя сказано, всегда дорогу к сердцу найдёт.

3.Ум – одежда, которая никогда не износится.

1.Были листья, стали почки, почки стали вновь листвой.

2.Кругом царит полумрак, вода совершенно неподвижна.

3.Птиц не было слышно: они не поют в часы зноя.

Основные виды сложных предложений

І V . Новая тема .

Сложноподчинённое предложение состоит из двух неравноправных по смыслу простых предложений, которые связаны подчинительными союзами.

Сложноподчинённое предложение состоит из главного и придаточного предложений, связанных подчинительной связью.

Придаточное предложение подчинено главному по смыслу и строению и выражает эту зависимость при помощи подчинительных союзов и союзных слов.

Придаточное предложение поясняет одно слово в главном предложении или всё главное предложение.

Придаточные предложения присоединяются к главному (или другому придаточному) с помощью подчинительных союзов (простых и составных) или союзных слов.

Что

Чтобы

Ибо

Когда

Пока

Как

Будто

Если

Хотя

Потому что

Оттого что

Так как

Как будто

С тех пор как

Несмотря на то, что

Для того чтобы

Который

Какой

Кто

Что

Как

Где

Куда

Откуда

Когда

Подчинительные союзы не являются членами придаточного предложения, а служат только для присоединения придаточных к главному: Горько думать, что пройдёт жизнь без горя и без счастья, в суете дневных забот.

Союзные слова не только прикрепляют придаточные предложения к главному, но и являются членами придаточных предложений и отвечают на какой-либо вопрос: Она не сводит глаз с дороги, которая ведёт через рощу.

Придаточное предложение отделяется от главного запятыми. Если придаточное предложение стоит в середине главного, оно выделяется запятыми с обеих сторон.

* Работа с учебником

1.Текст «Михайловские рощи», стр.52.

2.Задания к тексту:

    Выразительное чтение текста учащимися /1,2 группа по одному ученику/

    Вопросы: 1. почему текст так называется?

2. соответствует ли содержание текста названию?

3. В каком предложении раскрывается основная мысль текста? /в последнем или где?/

Словарная работа:

Лапти – крестьянская обувь, сплетённая из коры – шәркей

Погост – сельское кладбище – зират, бейіт; здесь: место, где находится село

Ветхий - көне

V .Закрепление темы.

1.Вып задание 1.

1)Около дома завёлся соловей, который кричит не переставая. 2)Становится легче, когда песню поёшь. 3)Я хочу, чтобы пурга и ненеастье не закрыли небес голубых. 4)Границы, где равнины соприкасаются с горами, обозначены резко. 5)Поезд был уже вдали, где сужаются рельсы.

2.Задание 2. Разноуровневое задание.

Первый уровень. Найдите и подчеркните союзы:

1)Движение в городе замирало, потому что наступила ночь. 2) Лётчик сообщил, что он сделал посадку.

Второй уровень. Подчеркните грамматическую основу предложений, найдите союзы:

1) Листья зеленеют, когда наступает весна. 2) Лампа закрыта бумагой, чтобы свет не разбудил Серёжу.

Второй уровень. Сделайте синтаксический разбор предложений, найдите союзы:

1) Я хорошо запомнил день, когда нас в лесу застала сильная гроза. 2) Мы пойдём в лес, потому что стоит ясная погода.

3.Вып. упр. 76

Пушкин это лучшее , что есть в каждом из людей. Это доброта и талант, смелость и простота, верность в дружбе и бескрайность в любви, уважение к труду и людям труда.

4.Работа по карточке.

Карточка 1.

Спишите, вставляя знаки перпинания, определите союзы.

Проснулась Катя когда было совсем темно. Если соблюдают ритуал свадьба превращается в красочный и весёлый праздник. Джигит который приносил весть о приезде невесты получал в ауле жениха суюнши. Я думал о людях чья жизнь была связана с этими берегами.

VI .Подведение итога урока.

1. Укажите неверное утверждение.
А) В СПП части неравноправны (одна подчиняется другой).
Б) В СПП части связываются при помощи союзов или союзных слов.
В) Союзы и союзные слова не являются членами предложения.
2. Найдите лишнее предложение (знаки препинания не расставлены).
А) За окном ничего нет кроме фонарей.
Б) Чуть брезжило когда нас разбудили.
В) Бесшумно скользя в темноте он пролез через заборчик в сад и уже собирался выйти на улицу.

3. Найдите сложноподчиненное предложение.
А) Грачи давно расхаживали по двору, скворцы и жаворонки тоже прилетели.
Б) В ком добра нет, в том правды мало.
В) Живопись Левитана, считают искусствоведы, отражает неброскую красоту средней полосы России.
4. Найдите сложноподчиненное предложение.
А) Кто пахать не ленится, у того хлеб родится.
Б) Мост снесло во время половодья, и нам пришлось делать большой крюк.
В) Аист, говорит народное поверье, стережет счастье, не подпуская беду.

5. Укажите неверное утверждение.
А) Части СПП связаны сочинительной связью.
Б) Придаточное предложение может стоять впереди главного, после него, мо-жет разрывать главное.
В) В СПП выделяются главное и придаточное предложение.

VII .Домашнее задание.

1.Повторить правило.

2.упр.75 (1ч.)

3.Оценки учащимся.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

9 класс © Лузан Галина Владимировна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №8 города Бердска Обобщающий урок по теме « Виды придаточных предложений »

Цель урока: проверить знания учеников; закрепить орфографические и пунктуационные навыки, умение анализировать текст; воспитывать любовь к родному краю.

Сорокин Анатолий Лаврентьевич - (p.14.07.1936 г. , с. Почта, Новосибирская обл. - 26.12.1996, г. Бердск, Новосибирская обл.), поэт, по профессии военный журналист, выступает со стихами в газ. СибВО, в газ. "Советская Сибирь", "Вечерний Новосибирск" и др., в сб. "День поэзии" (Новосибирск, 1965), "Помнит мир спасенный" (там же, 1970), "Двадцать лет спустя" (там же, 1965), "Сердце солдата" (там же, 1985) и др. Книги: "Чтобы жили на земле березы". Стихи (там же, 1980), "Доброта". Стихи (там же, 1985), "Вербное воскресенье". Стихи. Бердск. 1992).

Виды придаточных предложений , () Вопросы определения Придаточное определительное , (()) Придаточное изъяснительное Придаточное обстоятельственное Падежные вопросы Вопросы обстоятельства

Задание № 1 Прочитайте выразительно 12 строфу из стихотворения «Августовские звёзды» , определите вид придаточного предложения У меня сейчас такое чувство, Что этой ночью с трепетным искусством Моя соприкоснулась вдруг душа

Прочитайте выразительно стихотворение «Жить хочу, не маяться, а жить» , определите вид придаточного предложения Жить хочу, а умирать – так сразу, Чтоб без канители и – аминь!.

Прочитайте выразительно стихотворение «Спасибо, город…» , определите вид придаточного предложения И признаюсь я без высоких слов, Что город мой, меня кормящий хлебом, Ещё соавтор и моих стихов, Рождённых под его высоким небом.

Прочитайте выразительно стихотворение «Однажды ты бросишь свой взгляд» , определите вид придаточного предложения Зачем же о прошлом жалеть, Когда не окончена песня?

Прочитайте выразительно стихотворение «Прощание с июлем», определите вид придаточного предложения Прощай, июль, меня торопит зов В пока ещё неведомые дали, Где отступают горькие печали И где не ранит беспощадность слов…

Прочитайте фрагмент поэмы «Бердский острог», составьте предложения по мотивам этого лирического этюда, соответствующие схемам (вид выберите самостоятельно) 1.[,(), ] . 2.(), . 3. ,().

1. О чём говорили сегодня на уроке? 2. Чему научились? 3. Что понравилось на уроке? Рефлексия

Составьте текст на тему «Моя малая родина», в котором обязательно должны быть предложения с разными видами придаточных предложений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 9 классе "Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными.Виды подчинения придаточных предложений."

Данный урок отвечает требованиям системно-деятельносного подхода.Урок "открытия" новых знаний.Разработка содержит презентацию к уроку и большой дидактический материал....

«Виды придаточных предложений в сложноподчинённом предложений»

Данный урок является обобщающим о видах придаточных в сложноподчинённом предложении. На уроке также можно выявить пробелы в знаниях учащихся по данной теме, подготовить их к контрольной ра...

"Сложноподчинённое предложение и его особенности. Главное и придаточное предложение. Средства связи частей предложения: интонация, подчинительные союзы, союзные слова"

Презентация к уроку русского языка в 9 классе по теме " Сложноподчинённое предложение и его особенности. Главное и придаточное предложение. Средства связи частей предложения: интонация, подчинительные...