Риторика: учебники для ВУЗов, подборка самых лучших учебных пособий. Учебник риторики

Эта книга - учебник, но для тех, кто хочет чего-то добиться в жизни, она - увлекательный самоучитель. С ее помощью, без лишних усилий каждый может овладеть искусством говорить просто, ясно и убедительно.

Назначение книги - научить осознанно использовать риторические приемы в различных ситуациях. Здесь рассмотрены все традиционные разделы ораторского искусства и все аспекты подготовки к выступлению. Части курса риторики изложены в доступной форме и иллюстрированы примерами. Каждый параграф учебника завершает резюме. Тут же даны практические задания, позволяющие творчески усваивать материал.

Для студентов юридических учебных заведений, юристов-практиков, а также желающих научиться говорить просто и убедительно.

На нашем сайте вы можете скачать книгу "Риторика. Учебник" Петров Олег Витальевич бесплатно и без регистрации в формате fb2, rtf, epub, pdf, txt, читать книгу онлайн или купить книгу в интернет-магазине.

Домашнее обучение – общее название для всех форм получения школьного образования вне школы: семейного образования, самообразования, дополнительного образования по предметам школьной программы.

Российский Закон «Об образовании…» всю ответственность за организацию и результаты домашнего обучения по школьным программам возлагает на родителей и обязывает вернуть ребёнка в школу, если он вовремя не прошёл аттестацию.

Центр домашнего обучения «Алгоритм» предлагает вам разделить эту ответственность с нами: организовать и обеспечить успешное домашнее обучение и аттестацию вашего ребёнка по выбранным вами школьным программам с помощью наших квалифицированных преподавателей, современных образовательных ресурсов и технологий, многолетнего опыта и профессиональных знаний.

Мы поможем решить все проблемы школьного образования вне школы: от выбора оптимальной формы образования и школы-экстерната из числа наших школ-партнеров – до подготовки к ЕГЭ.

Отзывы

    Галина З., мама ученика

    Оксана К., мама ученика

    Мария К., мама ученика

    Александра П., мама ученицы

    Мария Ф., мама ученика

    Ирина К., мама ученика

    Мой сын Павел закончил школу, сдал ЕГЭ и все это благодаря очень грамотно организованному процессу обучения в школе Алгоритм. Особенно хотелось бы выразить благодарность преподавателю русского языка и литературы Полине Леонидовне, которая целый год помогала постигать премудрости этих непростых предметов. Татьяне Евгеньевне, чьими заботами все было четко распланировано. Преподавателю математики тоже хочется сказать много теплых слов! Как прекрасно, что есть такая замечательная школа! СПАСИБО!

    Ольга К, мама ученицы

    Анастасия Л., мама ученика

    Анастасия П., мама ученицы

    Как совмещать школу и творчество Последний год в школе мечтала перейти на дистанционное обучение, поскольку работа в театре и скрипка занимала большую часть моего времени. И в обычной школе меня не устраивало отношение учителей к ученикам. Дистанционное обучение меня спасло, позволив мне освободить время для любимого занятия. Кроме того, ни одна школа за многие годы не сумела дать мне то, что я получила за два года обучения по программе, составленной онлайн-школой. Обучение здесь полностью оправдало все мои ожидания. Спасибо!

    Надежда С.

    Много времени для профильных занятий! Закончила 10-11 класс за один год – дистанционное обучение очень понравилось. Я поступила с хорошими результатами в институт с первого раза! Онлайн-обучение позволило готовиться мне к профильным экзаменам, не тратя лишнее время на второстепенные предметы. Правда, заставлять себя заниматься порой сложновато, но зато потом результат лучше!

    Анна В.

    Сейчас я все успеваю После 9 класса решил перейти в дистанционное обучение. Ведь я профессионально занимаюсь спортом: очень много тренируюсь, постоянно на сборах и совершенно не успеваю посещать уроки в обычной школе. Мы с родителями начали активно искать школу: оказалось, многие спортсмены изначально учатся дистанционно. Находясь в любой точке мира, могу заниматься на Учебном портале и с преподавателями онлайн, выполнять все домашние задания дистанционно, а в школу приезжать сдавать все очные работы несколько раз в год. Форма обучения, не предполагающая ежедневного посещения, буквально спасла меня.

    Анна Ш.

    Учёба важна спортсменам для будущей жизни Я выступаю за Молодежную Сборную России по художественной гимнастике и большую часть времени провожу на спортивных сборах или соревнованиях. Весной 2014 года мы стали победительницами Юношеских Олимпийских Игр в групповых упражнениях! В школу при таком графике ходить почти не получается, но я понимаю, что учеба очень важна для моей будущей жизни. Сейчас у меня есть возможность удаленно заниматься с репетиторами по русскому и математике в удобное для меня время и успешно готовиться к сдаче обязательной государственной аттестации.

    Дарья А.

    Возможность заниматься любимым спортом и получать необходимые знания Я уже много лет профессионально занимаюсь хоккеем. Несколько лет являюсь игроком Молодежной Сборной России. В этом году вместе с моей командой мы завоевали бронзовые медали Молодежного Чемпионата Мира! Но связывать свою жизнь только со спортом я не хочу, поэтому учеба для меня тоже очень важна. В будущем мне хотелось бы заниматься журналистикой. Дистанционное обучение для меня – это возможность заниматься любимым спортом на высоком уровне и получать необходимые знания.

    Нина П.

    По состоянию здоровья В 7 и 8 классах я постоянно болела, часто пропускала школу, это, конечно, вызывало много вопросов в школе, про большие пробелы в знаниях даже и говорить не хочу. Решила перейти на дистанционное обучение в 9 классе - поправить здоровье, постараться восполнить пробелы в знаниях и, конечно, подготовиться к ОГЭ. После переходе на онлайн-обучение на всех занятиях, как самостоятельных, так и с преподавателями онлайн я оперативно, не выходя из дома, получала ответы на сложные вопросы. Я существенно улучшила свои результаты и успешно сдала ОГЭ:)

    Анжелика К.

    В «Алгоритме» учиться легче и интереснее, чем в обычной школе На дистанционном обучении мне приходится все делать самостоятельно, и я этому уже научился. Но без навыков самодисциплины ничего не получится. Сейчас я уже сам могу рассчитывать свое время. Думаю, что у учеников обычной школы с самодисциплиной гораздо больше проблем. А для меня это уже потребность. В такой форме занятий нет ничего лишнего, лучше усваиваются знания. Особенно увлекательны для меня уроки математики и физики – они сопровождаются отличными видеоматериалами.


    Рама З.

×

Галина З., мама ученика

Мой сын Рама учится в «Алгоритме» с начальных классов. И мы ни разу не пожалели о своем выборе. Дистанционная форма обучения высвобождает время для дополнительного образования – и это стало для нас определяющим фактором.

На мой взгляд, у школы есть три основных плюса: прекрасная организация учебного процесса, профессионализм учителей, комфортное для детей обучение с низкой стрессовой составляющей.

Мы очень довольны и системой обучения, и высоким уровнем профессионализма педагогического состава и администрации школы. Качество преподавания здесь, на мой взгляд, — одно из лучших в Москве. Преподаватели нравятся детям, они умело мотивируют их на высокие результаты в учебе. Самым важным качеством преподавателей, помимо профессиональной квалификации, я считаю их очевидную искренность и доброжелательность в общении с детьми.

Контроль обучения детей здесь ведется ежедневно, этому способствует удобно составленный планер. Каждые полгода дети сдают экзамены. Об успехах детей мы узнаем и по меткам в планере, и по отчетам куратора, и по оценкам тестов. Кураторы знают своих учеников, их ритм обучения и очень внимательны ко всем проблемам и задачам детей. Мы видим успехи нашего сына, и очень довольны его учебой в школе «Алгоритм».

Хотим особенно отметить преподавателя русского языка Елену Петровну. Ее профессионализм и педагогическое мастерство оказали исключительно благоприятное действие на нашего ребенка. Елена Петровна сумела мотивировать желание Рамы изучать русский язык и литературу. Будучи сами профессиональными педагогами, мы оцениваем работу Елены Петровны, как достойную примера для подражания. Каждый урок у нее был тщательно подготовлен. Были учтены все индивидуальные особенности ребенка, домашние задания всегда подобраны с учетом возможностей и специфики мышления.

У Рамы до Елены Петровны было неприятие предметов «русский язык» и «литература». Теперь же ребенок много и с удовольствием читает, у него возник интерес к написанию сочинений. Рама стремится на онлайн-занятия, которые проводит Елена Петровна, с удовольствием общается на темы преподаваемых ею предметов. Выражаем искреннюю благодарность Елене Петровне за любовь и заботу о нашем ребенке.

×

Оксана К., мама ученика

Главное преимущество дистанционного обучения в «Алгоритме» по сравнению с традиционной школой — это возможность самостоятельно планировать и распоряжаться временем. Альтернативное образование стоит выбирать тем родителям, которые готовы серьезно вкладываться в образование детей, в их будущее. При этом и сами дети должны понимать, что такая форма обучения потребует большой самостоятельной работы, они должны ставить перед собой четкую цель, связанную с выбором профессии, которую мечтают приобрести.

×

Мария К., мама ученика

Дорогие учителя и руководство школы! Хочу от души поблагодарить всех за ту огромную работу, которую вы делаете, чтобы детям были доступны современные, эффективные и интересные инструменты образования. Дети разные, у всех свои особенности, свои сильные стороны, которым нынешняя система образования не всегда позволяет раскрыться. А ваша методика помогает сосредоточиться на действительно важных для каждого ребенка знаниях. Спасибо от меня и моего сына! Если бы сегодня мне самой было столько лет, чтобы пойти в вашу школу – я пошла бы, не раздумывая! Всем, кто хочет, чтобы образование стало не навязанным занудным и неприятным обязательством, а интересным и ценным делом, к которому стоит привить любовь на всю жизнь, я рекомендую отдать ребенка именно в вашу школу.

Я уверена, что только так сегодня и стоит учиться – экономя время, силы и работая в своем собственном ритме. До прихода в «Алгоритм» мы сменили несколько школ, был даже опыт образования за рубежом, но именно в вашей школе мы нашли то, что искали – высокий уровень преподавания, комфортный формат и сильные программы по нужным дисциплинам. Детям интересно здесь учиться, а ваши учителя – по-настоящему авторитетные для детей педагоги.

×

Александра П., мама ученицы

Школу Алгоритм мы выбрали 2 года назад, соответственно отучились 9 и 10 класс, в этом году будем заканчивать 11й и сдавать ЕГЭ. Моя дочь профессионально занимается спортом, и у нас в приоритете тренировки, поэтому дистанционная форма обучения нас и привлекла. Но зная, как трудно ребенку самому себя организовывать, я выбрала очно-заочную форму обучения.

В девятом классе очно преподавали 6 предметов, в 10м — 4, те, которые мы берем на ЕГЭ. Для двух последних лет выбрали форму 10+, то есть за год мы прошли программу 10 и 11 класса, а в этом году будем готовиться только по тем предметам, которые нужны для поступления.

Очень нравится, что преподают не только школьные учителя, которые являются экспертами ЕГЭ, а значит, могут хорошо подготовить учащихся к ЕГЭ, но и вузовские, которые могут подготовить ребенка к дополнительным вступительным испытаниям вуза. Всегда можно подобрать удобные группы для занятий или перейти в группу с понравившимся преподавателем. Честно говоря, я боялась, что учеба будет лишь формальностью, но это не так. Есть и домашние задания, которые проверяют, тесты и контрольные по каждому предмету. Из-за малого количества учащихся в группах все под пристальным вниманием преподавателя. При этом занятия не каждый день, домашние задание дается на неделю. То есть появляется возможность самому планировать свое время.

Администрация все вопросы решает оперативно, как дистанционно, так и при личных встречах. Всегда готовы помогать, предлагают разные варианты решения возникающих вопросов. Итого: возможность планировать свое время, четко обозначенный объем заданий, новый уровень самостоятельности и ответственности ребенка, так как формат больше напоминает вузовский, нянек нет, но помогать будут, было бы желание.

×

Мария Ф., мама ученика

«Алгоритм» полностью оправдал наши ожидания, и мы хотели бы продолжать учиться у вас на следующий год. Выражаем благодарность администрации за отличную работу. Очень довольны тем, что целый год были вместе с такими замечательными педагогами, как Елена Петровна, Татьяна Викторовна, Сергей Павлович.

Хочу выразить благодарность вашему коллективу! Мы прожили учебный год в спокойной обстановке и смогли добиться поставленной цели. Общение с вами всегда было конструктивным. Все возникающие вопросы решались оперативно. Результаты такого обучения нас так же порадовали. Мы будем рекомендовать вас друзьям и знакомым. Удачи, терпения и дальнейших успехов в вашей деятельности!

×

Анастасия Л., мама ученика

Благодарю вас и всю команду РБШ Алгоритм за плодотворное сотрудничество. Вы очень помогли нам. Благодаря вашим технологиям, Сережа смог нагнать всю программу начальной школы и ему теперь будет намного проще продолжать учебу в средней школе. Желаю процветания и успехов вашему проекту!

×

Анастасия П., мама ученицы

Я мама Полины, ученицы 1 класса. Нам у вас нравится! Мы продолжим учиться у вас в следующем году (во 2 классе) на такой же форме обучения. Благодаря подходу, методикам и преподавателям вашей школы у меня растёт здоровый любознательный ребёнок, которому нравится учиться.

Полина прикреплена к местной школе по прописке, и то, что она выучила в первом классе, в нашей школе учат во втором. Так что мы идём по ускоренной программе и сдадим экзамены трижды: 1) при переходе из начальной в среднюю школу 2) потом в старшую 3) выпускные экзамены.

Главный успех Полины вот в чем: Полина сама решила учить английский, сама выбрала курсы, сама прошла тестирование и записалась на занятия, оставила телефон. Мне позвонили из школы английского и сказали: «Вы мама Полины? Она прошла у нас тестирование и оставила ваш телефон» . Я об этом ничего не знала. Мне понравился поступок, свободный и бесстрашный (я знаю другие мнения на этот счёт, но я на её месте поступила бы так же).

Что такое семейное образование

Семейное образование – обучение ребёнка по программам общей школы, организованное родителями. По окончании основной школы или по достижении 18 лет можно осваивать программу 10-11 классов самостоятельно – в форме самообразования. В школах Москвы с 2013 года можно учиться также очно-заочно и заочно, сократив число очных занятий в школе. Независимо от формы получения образования все учащиеся имеют право на бесплатную промежуточную аттестацию в школе (экстернат), право пользоваться школьной библиотекой и другие общие права школьников.

Домашнее обучение в центре «Алгоритм»

В зависимости от выбора формы обучения и отношений со школой и выбранных вами программ «Алгоритма», учиться у нас можно полностью , онлайн (в онлайн-школе), очно – в одном из наших учебных центров, расположенных в центре Москвы, или сочетая очные занятия в этих учебных центрах с занятиями онлайн на нашем учебном портале. Все занятия проходят индивидуально или в группах до 12 человек.

Наши программы – онлайн и офлайн.

Мы предлагаем:

  • обучение по школьным программам с 1 по 11 класс
  • подготовку по всем предметам к ОГЭ и ЕГЭ
  • дополнительную и углубленную курсовую подготовку по отдельным предметам,
  • с итоговой аттестацией по программам GSCE и A-level в нашем экзаменационном центре в Москве (международный экстернат)
  • параллельное обучение по российским и международным британским и американским школьным программам (например, подготовка к ОГЭ и GSCE)

Все программы сопровождаются персональным куратором.

Про аттестацию

Все «домашники» проходят обязательную регулярную промежуточную аттестацию экстерном в школах-партнерах Центра – по всем предметам, входящим в обязательный компонент учебного плана. «Алгоритм» обеспечивает постоянную консультационную и организационно-правовую поддержку во всех отношениях со школой-экстернатом, по всем вопросам обучения и аттестации. Британские международные экзамены GSCE и A-level мы принимаем в Москве, в нашем экзаменационном центре международного экстерната «Algorithm», аккредитованном Pearson Edexcel International.

Как перейти на семейное образование

По Закону «Об образовании…» нужно только «поставить в известность орган местного самоуправления муниципального района или городского округа». Однако, разумеется, серьёзная подготовка к этому ответственному шагу – организации «родительской школы» – требует тщательного планирования и консультаций в центре семейного обучения – например, у нас в «Алгоритме».

  • Психология

Предисловие к первому изданию (1962) В музыкальной среде ходит по кругу веселая шутка; играть на рояле совсем не трудно: нажимайте только нуж­ным пальцем в нужное время на нужную клавишу. Эта шутка применима и к риторике; речь произнести совсем не трудно: говорите только нужные слова в нуж­ное время по нужному адресу. Но легче сказать, чем сде­лать. Пианистом или оратором не станешь за один день. Пианист бесконечно тренирует пальцы, пока не овладе­ет беглой игрой на клавиатуре; овладеть ораторским ис­кусством позволит только длительная и упорная трени­ровка речи и мышления. Возможно, вы слышали о ком-либо из знакомых: он знает, но плохо выражает свои мысли. Многие люди искренне убеждены, что не могут про­износить речи. «Мне это не дано. Это дар, которого я ли­шен». И при этом произнесут небольшую речь о том, что не могут произносить речи. Какой парадокс! Кто может говорить, тот сможет овладеть искусством речи: важно знать основные правила и, конечно, потренироваться. Каждый вопрос, каждое предложение и каждая беседа -это речь в миниатюре. Почему же нельзя произнести бо­лее длинную речь, а также в присутствии слушателей? Предлагаемый учебник задуман как систематическое вве­дение в современную риторику. Его назначение - помочь формированию навыков речи и ведению дискуссии; крат­ко, связно и в доступной форме раскрыть «железные» правила, доказавшие свою действенность в ораторской практике. Речь идет о наставлении не по художественно­му чтению, а по речевой практике, безразлично в какой жизненной сфере. Эта книга - в основном результат опы­та и размышлений из педагогической, а также полити­ческой и повседневной жизни. Я также опрашивал все­возможные малые, средние и большие «умы» и был удив­лен, что все они знали, что говорить на такую тему, как риторика. Задача обучающегося ораторскому искусству - не в том, чтобы бегло пролистать эту книгу и ухватить не­сколько забавных примеров, а в ежедневных (!) по не­скольку минут речевых упражнениях. Кто не готов тща­тельно и не торопясь прорабатывать важнейшие положе­ния, предложенные в учебнике, не стоит и начинать. Жаждущим обучения новичкам эту нелегкую пищу ре­комендую принимать в гомеопатических дозах, чтобы не страдать от духовного «нарушения пищеварения». Выпол­нять упражнения лучше всего вместе с друзьями. Тогда каждый контролирует другого и, кроме того, представ­ляет публику. Всегда что-нибудь получится, если добавить настой­чивость и терпение. Я благодарен за критические замечания и дополнения. Однако подумаем о следующем: умение говорить не предполагает говорить без умолку. Именно сегодня, благодаря газетам и радио, а также эпидемии различных мероприятий в современной индус­трии всевозможных контактов, мы переживаем инфляцию слова. Со словом надо обращаться осторожно и с чувст­вом ответственности. Хороший оратор говорит меньше, зато лучше. Слово не является ни добром, ни злом; оно может по­мочь, но может навредить или уничтожить. «Слово должно быть мостом. Но может быть и сте­ной» - говорил Альбрехт Геэс. При работе над этой книгой я соблюдал три принци­па, на которые обращали внимание еще античные знато­ки риторики: «docere, delectare, movere» - учить, радо­вать, побуждать. Не каждый, кто проработает эту книгу, станет хоро­шим оратором, но надеюсь, будет в риторике сильнее, чем прежде. Лилиенталь-Трупе близ Бремена май 1962 Хайнц Леммерман Предисловие к переработанному изданию (1986) Этот учебник написан для школьников, для обучаю­щихся самостоятельно и просто для заинтересованных лиц, то есть для представителей различных профессий и заня­тий, желающих освоить риторику. Предложенный учебник не научный трактат, не книга рецептов на все случаи рито­рики, - а своего рода полезный справочник, обеспечиваю­щий «страховку» в практической риторике. Эта книга хорошо принимается читателем уже около 24 лет и выдержала много изданий. Меня радует, что некото­рые ее идеи и новые понятия вошли в специальную лите­ратуру. Структура книги в значительной мере сохранена. В со­держание внесены изменения и дополнения, продиктован­ные временем. При этом учтены итоги опыта, выводов на­уки и размышлений последних лет. Сегодня важная сторона любой деятельности - дискус­сии, дебаты и переговоры. Этот круг тем охвачен мной в книге «Школа дебатов. Статьи по диалогической ритори­ке». Книга вышла в 1986 г. в издательстве «Олцог», задума­на как дополнение к настоящей, как» Учебник, часть 2". Что относится к речи, справедливо и для написанного: ни одна книга не является настолько хорошей, чтобы ее не­льзя было улучшить. Поэтому я надеюсь и в дальнейшем на конструктивную критику. От всего сердца благодарю мою жену Руфь, которая от­печатала текст и критически его просмотрела. Лилиенталь-Трупе близ Бремена май 1986 г. Хайнц Леммерман

Риторика – филологическая наука об искусстве речи. Многие думают, что ораторское искусство связано только с выступлениями влиятельных личностей, политиков и т. д. Но это не так. Общая тренировка и обучение этикету, речевой коммуникации с помощью теоретических занятий и упражнений будет полезна для любого.

Дополнительно развивать этикет и красноречие следует в том случае, если вы часто выступаете перед группами людей по работе или учебе. Речь оратора подразумевает под собой монолог, направленный на внушение информации слушателю. Чем точнее отработан процесс воздействия на аудиторию, тем лучше человек соблюдает нормы ораторского искусства и оптимизирует общение с публикой.

Изучая красноречие, мы учимся речевым нормам, секретам убеждения людей, правильной организации информации.

Рассмотрим навыки, которыми должен обладать оратор:

  • Начитанность – незаменимое качество оратора, который обладает грамотной речью и ясно выражает свои мысли.
  • Четкое проговаривание слов, владение дикцией при общении с аудиторией.
  • Оратор должен иметь громкий, правильно поставленный голос.
  • Знать, как справиться с волнением. Оратор умеет контролировать страх перед публичными выступлениями.
  • Речевая импровизация. Оратор знает, как ответить на каверзные вопросы, где сделать акцент в речи для лучшего восприятия информации и т. д.

Как и где обучают риторике

Составляющим ораторского искусства можно научиться самостоятельно. Для этого важно регулярно отрабатывать полученные знания на практике, критично оценивать себя и других, когда дело касается публичных выступлений. Вы можете начать обучение культуре речи следующим образом:

  • Записаться на специальные курсы ораторского мастерства. Для организации обучения детей и развития их речевой коммуникации подойдет школа риторики.
  • Найти в интернете видео-лекции или онлайн уроки риторики. Так вы потратите на обучение меньше всего затрат как материальных, так и временных.
  • С помощью специальной литературы.

Основы красноречия часто преподают в вузах на филологических специальностях, так что если есть возможность, и вы намереваетесь прослушать курс по этому предмету обязательно сделайте это.

Риторика: учебное пособие для самостоятельного обучения

Самостоятельное обучение предполагает приобретение специализированной литературы. Поскольку ораторское искусство состоит из множества аспектов, учитывайте тот факт, что при выборе книги один учебник риторики может содержать язык делового общения, этикет, а в другом будет тренировка практических навыков. Предлагаем вам список удачных пособий для изучения ораторского мастерства в домашних условиях:

«Общая риторика», Кошанский Н.Ф. 1829 г.

«Общая риторика» - один из самых первых трудов по данной науке, который написал профессор Царскосельского лицея Н.Ф. Кошанский. В своей книге он развивает предмет общей и частной риторики, систему правил образования речи, описывает различные стилистические композиционные формы. К частной риторике относят виды словесности и их взаимодействие. Общая риторика – основные правила словесности. Кошанский поделил книгу на три раздела:

  • Изобретение – раздел, где Кошанский объясняет, как понять предмет, который таит в себе источник информации, мысли. Чтобы донести это до читателя, он рассказывает про «источники изобретения», которые описывают мыслительный процесс мозга.
  • Расположение – часть книги, которая учит правильно формировать структуру сочинения или речи оратора. Главная идея раздела – обучение кратко и естественно излагать свои мысли.
  • Выражение мыслей – раздел направленный на отработку умений, связанных с правильным изложением идей на бумаге и вслух.

Кошанский использовал простой язык, с минимальным содержанием воды для того, чтобы создать общение с читателем «на равных».

«Теория риторики», Рождественский Ю.В. 1997 г.

В своей книге автор призывает читателя к осмыслению современных проблем риторики, затрагивает аспекты развития средств передачи информации, акцентирует внимание на теории языка делового общения. Этикет и культура поведения делового человека – основополагающая теория книги. Рождественский исследует общение при помощи устной и письменной речи, электронных коммуникаций, преподносит материал в развернутой форме. Читатель знакомится с традицией российской и европейской риторики, их особенностями и отличиями. Пристальное внимание автор уделяет теории развития изучения русского языка.

Кохтев Н.Н. «Риторика» – 1994 г.

Информативное учебное пособие, в котором описываются приемы успешного публичного выступления, применение других составляющих ораторского искусства на практике. Лаконично описанная история риторики, на основе высказываний и опыте публичных деятелей, поможет читателю глубже проникнуться речевой культурой, а специальные упражнения закрепят полученные в теоретической части навыки.

«Педагогическая риторика в вопросах и ответах», Ипполитова Н.А. 2011 г.

Педагогическая риторика – ораторское искусство и культура речи, применяемые в педагогике. Она включает в себя особенности педагогического общения, коммуникационных связей. Ипполитова в данном учебнике рассказывает о практическом применении речевой культуры, акцентирует внимание на основных понятиях профессиональной педагогической риторики, выделяет специфику профессионального красноречия.

«Риторика», Кузнецов И.Н. 2013 г.

В своей книге Кузнецов подробно останавливается на проблемах ораторского искусства и красноречия. Содержательны разделы по подготовке к публичным выступлениям, по ведению полемики. Учебник вобрал традиции западной школы риторики, современные аспекты развития ораторского искусства. Пособие содержит общие практические советы по разрешению речевых проблем. Подойдет для студентов, преподавателей вузов и для самостоятельного изучения ораторского искусства.

Пособия по риторике для учащихся

Если вы студент образовательного учреждения вне зависимости от вашей специальности, и хотите изучить этикет, основы культуры речи, то предлагаем вам список специальной учебной литературы для студентов:

«Риторика и культура речи», Павлова Л.Г., Введенская Л.А. 2012 г.

Учебник по изучению ораторского искусства и основ полемики для студентов вузов, учащихся школ. В наибольшей степени Павлова и Веденская акцентируют внимание на культуре речи, подготовке оратора к выступлениям на публике, умении поддержания диалога. Пособие может применяться при обучении на курсах повышении квалификации. Предназначено для тех, кто хочет самостоятельно разобраться в тонкостях ораторского мастерства, быть убедительным и уверенным в себе выступающим.

«Риторика. Тренировка речи с упражнениями», Леммерман Хайнц 1986 г.

Учебник профессора Бременского университета, который дважды издавался в Германии. В этой книге помимо теоретических навыков, развернуто представлена и практическая сторона ораторского искусства. Особенность пособия – изложение трудного для восприятия материала простым языком без лишней воды. После прочтения вы узнаете, как правильно дискутировать, освоите основные правила и особенности ораторского искусства. Хайнц Леммерман ориентировал авторский курс на учащихся, стремящихся улучшить свои речевые навыки.

«Практическая риторика», Стернин И.А. 2008 г.

В своей книге Стернин собрал объяснения правил, понятий, приемов риторики, практических упражнений для отработки усвоенного материала. Основное внимание в этом учебнике уделено публичным выступлениям, от аспекта в какую позу встать до поэтапного разбора структуры выступления, и детальной проработкой каждой части. Учебное пособие подойдет для учащихся вузов и колледжей, а также специалистов, который хотят освежить знания по навыкам публичной речи.

«Искусство риторики. Пособие по красноречию», Голуб И.Б. 2005 г.

Эта книга предназначена для тех, кто хочет повысить уровень культурной речи. Доступным языком Ирина Голуб рассказывает читателю о тонкостях красноречия, даёт советы по развитию точной и выразительной речи, предупреждает возникновение распространенных логических и стилистических ошибок. Пособие рассчитано для учеников старших классов, студентов гуманитарных специальностей.

«Риторика: Теория и практика речевой коммуникации», Зарецкая Е.Н. 2002 г.

Доктор филологических наук Зарецкая Е.Н. разработала данный учебник для ведения авторского курса в МГУ. В нем рассматривается процесс речевой коммуникации, важность ораторского искусства, как основы человеческого общения.

Схема коммуникации Зарецкой – важная составляющая учебника. Её применение определяет успешное построение каналов коммуникации в организации, вследствие чего схема получила большое распространение в корпоративном этикете. Она включает в себя следующие основные элементы: сообщение, отправитель, адресат. Помимо филологических специальностей, учебник рассчитан также на юристов и преподавателей.

«Язык и деловое общение: нормы, риторика, этикет», Колтунова М.В. 2000 г.

Первое систематизированное пособие по риторике. Колтунова сделала акцент на применении культуры ораторского искусства, а также на раздел риторики «деловое общение». Обучение основывается на ряде вопросов: как писать деловые письма, как составлять резюме, доклады, приказы; как вести себя на переговорах и других публичных встречах. В книге на каждый теоретический блок много жизненных примеров и упражнений для самоконтроля. Целевая аудитория пособия – учащиеся на управленческих специальностях.

При выборе книги обратите внимание на язык написания, и если в ней много непонятных научных определений, то не тратьте своего времени зря и поищите другое пособие. Приложив в процесс изучения материала усилие, через некоторое время вы улучшите навыки речевой коммуникации и ораторского мастерства.