Скульптура льва, фасадный декор. Кто такие Дочери Афин, которых окрестили Кариатидами? Какие кариатиды

Их имена встречаются редко, но это не помешало противостоять векам. Изваял их из мрамора Алкаменис.

Шесть сестер родились, когда построили на Акрополе их дом, Эрехтейон. Строительство началось в 421 г. до н.э., в мирное время для Афин, но его судьба неразрывно связана с судьбой города. Работа остановилась после довольно трагичной Сицилийской экспедиции в 413 г. до н.э. и возобновилась в 409 г. до н.э. после новых побед, которые дали толчок боевому духу афинян.

Пять Дочерей, как их называют, поддерживали антаблемент, проводя свое время на южном балконе, любуясь Парфеноном и Афинами.

Кариатидами их назвали намного позже. Римский архитектор Витрувий говорил, что их бабушками были женщины из города Карион, то, что в Лаконии, во временами персидских войн, но это может быть и лаконисские девственные танцовщицы, которые танцевали в честь богини Артемиды.

Кариатис - танец только этой местности, который нигде больше не исполнялся и техника его исполнения сложная.

Правда теряется во времени, но их красота несравненна!!!

Кариатиды презирают анорексию нашего времени. Они крепкие и, и при том, воздушные. Они выглядят по-разному, и каждая из них уникальна. Их тела прорисовываются и дышат под рифлеными дорическими складками хитонов, являя нам неуловимую игру скрытого и открытого, с голыми плечами и сочными телами. Их волосы длинные, слегка подвязаны.

Кариатиды. Новый музей Акрополя. Фото с сайта - trikkipress.gr

Кариатида. Новый музей Акрополя. Фото с сайта - www.enet.gr

Даже в университете штата Коннектикут прически Кариатид, которые у всех девушек разные и позволяют оттенять красоту шеи девушек, стали темой лекции по истории искусства.

Счастливые дни завершились. Эрехтейон был сожжен, разграблен. Он был храмом в ранние христианские времена, франкским дворцом, помещением для гарема гарнизона Османской Турции.

В 1827 году во время осады Афин, одна из Кариатид раскололась во время бомбежки. И спустя несколько лет, лорд Элгин взял еще одну и отправил её в Лондон… Чтобы никогда не вернуть, чтобы навсегда разлучить сестер. В течение многих лет государство пытается вернуть одну из Кариатид.

Кто знает, может чудо свершится?

В 1975 году здание было восстановлено. Действительно, это первый из памятников Акрополя, который был восстановлен. Но все пять Дочерей не выдержали загрязнения атмосферы. Таким образом, их отправили в музей и для сохранности изолировали в стеклянной комнате с азотом.

Тридцать два года они задыхались в музее. А в 2007 году их перевезли в другой, большой и самый лучший, .

Кариатиды. Новый музей Акрополя.. Сизинцева

Кариатиды. Новый музей Акрополя. Фото с сайта - сайт / E. Сизинцева

Через несколько дней после прибытия, они опять были помещены на балкон. Даже разбитая статуя заняла своё место. Археологи нашли её фрагменты и смогли восстановить.

Только вывезенная статуя отсутствует…

Теперь за Кариатидами ухаживают специалисты, используя в работе специальные инструменты, и применяют лазерный метод обработки скульптур.

Кариатида. Новый музей Акрополя. Фото с сайта - drasi.skai.gr

В эллинистической культуре «кариатида» - это дева Карии, знаменитого храма Пелопоннеса. Карий был посвящен богине Артемиде. Как Кариатиды, она радовалась, танцуя среди ореховых деревьев в городе Карии. В это время девы в восторженном хороводе несли на головах корзины со свежесрезанными камышами. Они изображали танец растений.

Римский архитектор Витрувий предпологал, что кариатида - это рабыня. Витрувий видел, как они используются в виде столбцов в ионической архитектуре. Но сама кариатида - это эволюционировавшая персидская колонна. У персов, правда, использовались для поддержки зданий животные.

Эрехтейон

Шесть самых известных кариатид поддерживают крышу ложного южного крыльца Эрехтейон на Это здание было построено Периклом предположительно между 421-406 годами до н. э. для размещения древней деревянной культовой скульптуры Афины. Он также служил центром почитания Эрехтея (мифического царя Афин) и его братьев, в том числе и Посейдона.

У этих кариатид одежда имеет мокрый вид и прилипает к телам. Положения ног и бедер смелы и динамичны. Три из них стоят, опираясь телом на правую ногу, а другие - на левую. Прически также важны. Они, тяжелые и громоздкие, призваны укрепить самое ненадежное место - шею фигур, на которую падает большая нагрузка. Руки скульптур, к сожалению, были утрачены. По сохранившимся римским копиям можно увидеть, что правая рука держала мелкие сосуды для возлияний, а левая поддерживала и слегка приподнимала их одежду. Предполагается, что они вырезаны разными скульпторами в мастерской Алкамена, ученика Фидия. Интересно, что это крыльцо стоит над мифической могилой царя Кекропа. Возведение кариатид, возможно, были данью его памяти. Сейчас на крыльце стоят их копии. Пять оригиналов кариатид находятся в музеях Акрополя, где их можно осмотреть со всех сторон, а шестая - в Британском музее в Лондоне. Подводя итог экскурсу в историю, можно сказать, что кариатида - это в архитектуре декоративный элемент колонны, который может иметь также несущую функцию.

Ренессанс и после него

В это время их стали применять в интерьерах при строительстве каминов. В период барокко они появляются в Шотландии как резное украшение над камином в большом зале замка Мичеллс.

В позднем немецком барокко кариатиды находятся в замке Сан-Суси Фридриха Великого в Шлоссе. Статуя одетой женщины также стала использоваться в качестве ножек для столов, полочек и подсвечников.

Стиль ампир не обошел вниманием этот декоративный элемент. Воображение художника продолжала занимать мысль о прекрасной женщине, которая несет свод неба.

В 1881 году Огюст Роден изваял из камня упавшую под тяжестью фигурку кариатиды. Он единственный увидел, как тяжела для девушки ноша, которая все-таки пытается встать.

Мужской двойник кариатиды

У него два наименования: теламон и атлант. Первое название, точнее имя, означало «опору» или «поддержку». Это был мифический сын Эака и Энеиды. Он был царем Саламин. Этот силач сидел на веслах, когда аргонавты шли за руном, он участвовал в Калидонской охоте на дикого вепря, не дававшего покоя всей округе, которого победил Тезей.

Атлант же - это могучий титан, который держит на плечах небесный свод. Посильна ли такая ноша ему? Как бы она ни была тяжела, мужество и терпение позволяют ему ее удержать. В греческой мифологии его обратили в камень или скалу.

Парные скульптуры

Атланты и кариатиды украшают фасады зданий, поддерживают балконы, выполняя эстетическую функцию. Особенно хороши атланты, поддерживающие портик Нового Эрмитажа в Петербурге. Первоначально, по замыслу архитектора Л. Кленце, его должны были поддерживать кариатиды. Но этот проект был отвергнут, и через восемь лет, в 1848 году, А. И. Теребенев создал десять скульптур атлантов из темного гранита, добытого в месторождении на Ладожском озере.

Они стоят на постаменте из карельского крупнозернистого гранита. Работа над скульптурами шла в течение двух лет. У скульптора первичной обработкой камня занималось примерно сто пятьдесят каменотесов. Законченная работа вызвала всеобщее восхищение. Атланты и кариатиды характерны для стиля классицизм. Частым отличием является то, что атланты поддерживают антаблемент руками, а кариатиды несут его на голове. Уточним понятие "антаблемент".

Архитектура: элементы зданий

Французское слово «антаблемент» означает перекрытие, сделанное из балок. Оно состоит из архитрава, фриза и карниза. В архитектуре архитрав имеет два значения:

  • перекладина, которая укладывается между колоннами или проемами окон, она находится сверху;
  • та же перекладина, которая уложена на украшенные различными ордерами, то есть каноническими рисунками.

Современное использование кариатид

Эллины вдохновлялись при создании кариатид девушками из Кария. Одетые в одежды, их скульптурные изображения поддерживали здания. Эта традиция продолжается.

Но зачастую в стоящей на уровне своего века архитектуре вместо мрамора или камня используется бетон, стеклокомпозит. Во внутренних помещениях применяется дерево или гипс.

На нынешний день и атланты, и кариатиды востребованы в современной архитектуре. Эклектика, модерн, неоренессанс - они возможны везде. Рамки стиля их не стесняют. Мысль художника, который их использует, не замыкается, а черпает вдохновение в традиции, идущей через тысячелетия.

Кариатида - статуя,
заменявшая собой колонну.

Портик Кареатид. Афинский акрополь

Классический период (5 в. до н.э.— сер.4. в. до н.э.)
Почти все постройки в этом периоде — дорического стиля, сначала тяжёлого и малоизящного, но потом делающегося более лёгким, смелым и красивым. Из храмов этой эпохи, находившихся в самой Греции, можно указать на храм Геры в Олимпии, храм Зевса в Афинах. Дорический стиль, продолжая быть господствующим, делается легче в своих формах и смелее в их сочетании, ионический же стиль входит все в большее и большее употребление, и, наконец, постепенно получает право гражданства и стиль коринфский. В собственной Греции храмы становятся более благородными и гармоничными как по общему своему характеру, так и по пропорциональности отдельных частей; в малоазийских колониях зодчие заботятся о роскоши материала, форм и украшений; Вместо известкового камня и песчаника для построек употребляется мрамор, доступный более тонкой обработке и потому способствующий большей деликатности и изяществу
орнаментировки.

Венера Милосская

Аппалон Бельведерский


Богиня охоты - Артемида

Кариатида — статуя одетой женщины, введённая в употребление древнегреческим зодчеством для поддержки антаблемента и, следовательно, заменявшая собой колонну или пилястру.

АТЛАНТЫ И КАРИАТИДЫ ПЕТЕРБУРГА
Кариатида - скульптурное изображение женской фигуры, заменяющее колонну или пилястру, предназначенное для поддержки антаблемента или свода крыши. Происхождение термина связывают с мифом о греко-персидских войнах, который гласит о том, что вся мужская часть населения пелопонесского города Карий была перебита, а женская - увезена в рабство. Поэтому мраморная кариатида, несущая на своих плечах непосильную тяжесть, стала символом рабства и напоминанием о наказании карийцев.
Принято считать термин «кариатида» собирательным названием, однако в архитектуре в то же время используется название канефора - женская скульптура с корзиной плодов или цветов на голове. Она изображает древнегреческую деву с жертвенными дарами, принимавшую участие в празднествах в честь богини Артемиды, Деметры-Цереры, Диониса-Вакха.

В античном зодчестве также использовались скульптурные изображения мужчин - атлантов (Древняя Греция) и теламонов (Древний Рим). Статуи олицетворяли мифологических титанов, поддерживающих небесный свод и в наказание за борьбу с олимпийскими богами обращенных в камень.
Первые, дошедшие до нашего времени, кариатиды украшали шести колонный портик Эрехтейона в афинском Акрополе, также известные как античные кариатиды часовни нимфы Пандросы.
В разные века интерес к использованию атлантов в декоративной отделке зданий то угасал, то вновь возрождался. Однако скульптурные изображения можно неизменно встретить практически во всех архитектурных стилях и течениях, что отчетливо прослеживается на примере памятников зодчества Санкт-Петербурга.

Барокко
Одним из наиболее ярких примеров этого периода можно считать использование кариатид и атлантов в оформлении внешнего убранства Екатерининского дворца, построенного в 1751 - 1756 годах по проекту архитектора Ф.-Б.Растрелли. Скульптурные композиции украшают центральную часть главного фасада. Первый этаж декорирован фигурами атлантов, а окна второго - обрамлены изваяниями кариатид, что подчеркивает парадность и пышность барочных форм.

Классицизм
Фигуры атлантов встречаются на северном фасаде Инженерного (Михайловского) замка, построенного в 1797-1801 годах по проекту архитектора В.И.Баженова. Традиционно их называют теламонами. Фасад венчается высоким аттиком с балюстрадой, который поддерживают шесть фигур атлантов.

Ампир
Необычное решение найдено архитектором А.Д.Захаровым при постройке Главного Адмиралтейства (1806-1823 гг.). Кариатиды предстали перед зрителем в образе «нимф, несущих небесную сферу». Две группы скульптур симметрично обрамляют въездную арку центральной башни Адмиралтейства.

Неоренессанс
Дом штаб-ротмистра И.В. Пашкова (Литейный пр., 39), построенный в 1841-1844 годах по проекту архитектора Г.А.Боссе, знаменит четырьмя кариатидами у парадного подъезда. Женские фигуры установлены на прямоугольных колонах и поддерживают открытый балкон второго этажа.

Необарокко
В оформлении фасадов дворца князей Белосельских-Белозерских, построенного в 1846-1848 годах по проекту архитектора А.И.Штакеншнейдера, поясные изваяния атлантов играют доминирующую роль. Шестнадцать фигур довершают портики колонн и пилястр коринфского ордера, при этом на набережную Фонтанки выходит фасад с шестью атлантами, на Невский проспект - с восьмью, а на Аничков мост смотрят еще два изваяния.

Эклектика
Дом Ратькова-Рожнова (1884 год, арх. М.Ф.Петерсон, П.Ю.Сюзор), выходящий на набережную канала Грибоедова, был перестроен для создания «Пассажа». Благодаря этому его фасад получил пышное декоративное убранство. Внимание привлекают сдвоенные кариатиды, поддерживающие эркер, симметрично установленные над боковыми балконами. Полуобнаженные женские фигуры, смотрящие друг на друга, являются лаконичным продолжением лепных кронштейнов.

Модерн
При постройке собственного доходного дома (1908-1909 гг.) техник В.С.Шорохов остановился на достаточно скромном, но оригинальном наборе декоративных элементов на фасаде. Главный вход украшен небольшим барельефом и двумя изображениями вазы. Весь остальной декор представлен четырьмя крылатыми кариатидами на уровне пятого этажа.

Неоклассицизм
Кооперативный дом 3-го Петроградского товарищества собственников квартир, расположенный на Каменноостровском проспекте 73-75, был построен в 1913-1914 гг. под руководством двух архитекторов: И.И. Яковлева и А.И. Зазерского. Здание выделяется своими неоклассическими формами, а также парадным двором-курдонёром. Углы фасадов довершают установленные друг напротив друга две пары кариатид - задрапированные женские статуи, подпирающие головами балконные выступы.

Сталинский ампир
В эпоху сталинского ампира (сталинского неоклассицизма) кариатиды использовались редко и подчас принимали необычную форму. Одним из ярких примеров могут служить жилые дома Сталепрокатного и проволочно-канатного завода на Большом проспекте Васильевского острова 87-89, построенные в 1950 году по проекту архитектора И.М.Чайко. Въезд во двор обрамляют два портика пилонов, увенчанных фигурами мифических животных. Скульптуры представляют собой гибрид пегаса и морского коня гиппокампуса.

Вне зависимости от стиля кариатиды и атланты являются выразительным средством художественного оформления экстерьеров зданий, колонн, арок, оказывая влияние на восприятие целостности архитектурного ансамбля.

1. Жрицы храма Артемиды в Карии (область Лаконика).

2. Колонны в виде женских задрапированных фигур, поддерживающие крышу или поперечные балки. Были распространены в античной архитектуре и европейском зодчестве 17-19 вв. Наиболее известные кариатиды античного времени - в портике Эрехтейона (афинский Акрополь) и в сокровищнице сифносцев в Дельфах. Витрувий передает легенду, согласно которой карийцы выступили на стороне персов против греков, и когда последние одержали победу, то истребили всех мужчин в Карии, а женщин угнали в рабство; с тех пор архитекторы изображают кариянок под ношей вечного искупления.

Замечательный образ "павшей кариатиды" воплотил Роден.

(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)

  • - колонны в виде женских фигур, поддерживающие выступающую часть здания: ஐ "...с довольно интересными ножками - они напоминали кариатид.....

    Мир Лема - словарь и путеводитель

  • - Каріатиды - изображеніе людей, поставленныхъ для украшенія и поддержки балконовъ, выступовъ и т. п. вмѣсто колоннъ. Ср. .....

    Толково-фразеологический словарь Михельсона (ориг. орф.)

  • - КАРИАТИДЫ мн., ж. cariatides pl., f. <гр. karyatides карийские девы, жрицы храма Артемиды в Карии. БАС-1. Вертикальная опора в виде женской фигуры. поддерживающая балочное перекрытие. СИС 1985...

    Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • - женские фигуры, статуи, поддерживающие карнизы зданий вместо колонн или столбов...

    Словарь иностранных слов русского языка

"Кариатиды" в книгах

1. Кариатиды и парки

Из книги Книга 1. На рубеже двух столетий автора Белый Андрей

1. Кариатиды и парки Среда подалась с первым мигом сознания; я, наблюдательный, скрытный и тихий ребенок, не видящий вовсе детей, изучающий мужей науки, я рос одиноким «подпольщиком»; квартирочка - маленькая; детская и гостиная, полная взрослых, так сближены были, что я из

Глава 22. Атланты, Кариатиды и… прислонившиеся

Из книги Романовы. Ошибки великой династии автора Шумейко Игорь Николаевич

Глава 22. Атланты, Кариатиды и… прислонившиеся Это перенесение свободы (политического) выбора возлагает на царя, вождя совершенно особую меру ответственности. Нести на своих раменах возложенные политические свободы миллионов соотечественников – миссия, конечно,

Кариатиды

Из книги Русские поэты второй половины XIX века автора Орлицкий Юрий Борисович

Кариатиды Между окон высокого дома, С выраженьем тоски и обиды, Стерегут парчевые хоромы Ожерельем кругом карьятиды. Напряглись их могучие руки, К ним на плечи оперлись колонны; В лицах их – выражение муки, В грудях их – поглощенные стоны. Но не гнутся те крепкие

Эрехтейон это античный греческий храм на северной стороне Акропольского холма Афин. Эрехтейон был посвящён Афине и Посейдону, однако название получил по имени греческого героя Эрихтония.

Эрехтейон официально назывался «Храм, в котором древняя статуя [образ]». Слово «Эрехтейон» упоминается только Павсанием во II веке, использовавшим его из-за того, что здесь поклонялись, в том числе, Эрихтонию/Эрехтею.

История храма Эрехтейон

Эрехтейон граничил с руинами более древнего («градохранительницы») времён правления тирана Писистрата (561 – 527 гг. до н.э.), разрушенного во время персидского вторжения 480 года до н.э. По поводу него существует две версии: первая гласит, что главная статуя Афины была уничтожена вместе с храмом Афины Полиады; согласно второй версии, эту статую спасли и позже вернули в полуразрушенный храм, где она простояла до появления Эрехтейона; тогда как согласно третьей, после набега персов статую поставили в Протоэрехтейон – некое святилище, построенное около 465 года до н.э.

План Эрехтиона

Геродот, посетивший Акрополь в середине V века до н.э., писал, что среди сожжённых святилищ на северной стороне было одно, которое афиняне начала пятого века до н.э. называли «храмом рождённого из земли Эрехтея ». Он определённо занимал место сегодняшнего Эрехтейона, поскольку, как писал Геродот, он включал известные следы соревнования Афины и Посейдона – след от трезубца, источник с солёной водой и оливковое дерево.

Северный портик виден слева, портик Кариатид по центру и восточный портик справа

После сожжения Акрополя персами Перикл создал целую программу по восстановлению стоявших здесь святилищ. Несмотря на финансовые трудности, планировалось, в том числе, возвести роскошный храм для культа Афины Полиады и Посейдона-Эрехтея. Храм, который мы видим сегодня, был построен между 421 и 406 годами до н.э. Его архитектором мог быть Мнесикл, тогда как скульптором определённо был Фидий, нанятый Периклом для работ как в Эрехтейоне, так и в Парфеноне.

Священная олива Афины на территории Пандросиона, за которой виден вход в Эрехтион. Вход в портик находился слева от оливы.

Даже после начала строительства в будущем теменосе (священном участке земли) Эрехтейона продолжало стоять множество построек : святилище Афины Полиады (не путать с храмом), могила Кекропа в границах Кекропейона, алтари Посейдона-Эрехтея, Зевса Гипатоса, Бута и Гефеста, священное оливковое дерево и источник солёной воды, а также следы трезубца Посейдона. Алтарь Посейдона-Эрехтея первоначально находился, вероятно, возле гробницы Эрехтея , которая, в свою очередь, вместе с солёным источником должна была находиться в пределах адитона (закрытой части) храма, поскольку его культ считался мистическим. Следы трезубца должны были оказаться под северным портиком, поскольку для напоминания о месте удара архитекторы оставили в крыше отверстие (во время восстановления эту особенность сохранили). Под этим же портиком должен был находиться источник, собиравшийся в резервуаре, считавшийся «морем Эрехтея». В части храма Афины Полиады жила змея , которая по поверью афинян была воплощением духа основателя города и Акрополя Кекропа, имевшего полузмеиный облик. Главная жрица Афины должна была кормить эту змею медовыми пирожными. Если змея отказывалась есть, то это считалось плохим предзнаменованием.

Отверстие слева в крыше северного портика в том месте, где опускался трезубец Посейдона

Общепринятая версия состоит в том, что храм назван в честь мифологического героя Эрихтония, хотя, возможно, он назван по имени царя Афин Эрехтея, который, как считается, был похоронен здесь. Эрехтей упоминается в гомеровской Илиаде как великий правитель, из-за чего его часто ассоциировали с Эрихтонием (о них ниже).

Архитектура

Неправильная форма Эрехтейона связана, вероятно, с тем, что древним строителям было важно включить в него несколько прилегающих священных участков земли, упомянутых выше. Здание, таким образом, состояло из четырёх частей, самой большей из которых была восточная целла с ионическим портиком на шести колоннах. У храма было ещё два портика – один на северной стороне с шестью ионическими колоннами и кессонным потолком, и один на южной стороне с шестью колоннами в виде женских фигур (см. ниже). В северном и восточном портиках находились входы в Эрехтейон, символизировавшие, вероятно, раздельность культа двух божеств.

Храм стоял на склоне и при этом был окружён местами поклонения древним хтоническим богам, из-за чего простое выравнивание площадки было невозможно. Как следствие, он был построен таким образом, что его западная и северная стороны находились на три метра ниже южной и восточной.

Эрехтейон полностью сделан из пентелийского мрамора , и только фризы выполнены из редкого чёрного известняка из города Элевсин, причём скульптурные рельефы, которые к нему крепились, также были белые, что весьма необычно. Мотивы, изображённые на фризах неизвестны. Обычно это были пёстрые фигуры в движении на монохромном фоне.

Из античных бухгалтерских записей и свидетельств Плутарха следует, что всё здание было разрисовано фресками, проёмы дверей и оконные наличники были покрыты искусной резьбой, а столбы красиво отделаны (сейчас можно увидеть только малую часть). Они были разукрашены, покрыты золотом и позолоченной бронзой, в них были встроены разноцветные стеклянные шарики. В Эрехтейоне были обнаружены самые древние образцы ионики (яйцеобразного орнамента) и гильоша (орнамента из пересекающихся линий).

Площадка к востоку от северного портика была вымощена большими плитами из пентелийского мрамора, причём сделано это было с большой аккуратностью, не встречающейся больше нигде вблизи Эрехтейона. На западной и южной стороне этого дворика сохранились лестницы из трёх ступеней, ведущие в храм; а более длинные лестницы на северной и восточной сторонах со временем разрушились. Вероятно, что на этой площадке стоял памятник, а на северной стороне были установлены троны жрецов, и здесь проводились какие-то религиозные церемонии. Часть плит площадки сохранилась.

Площадка возле северного портика

Об оригинальном плане Эрехтейона известно крайне мало. На современных схемах он разделён на две и более комнат, однако, сколько точно их было, и был ли у здания второй уровень, неизвестно. Восточная часть храма, которая обычно считается частью Афины Полиады, скорее всего, была местом культа Посейдона-Эрехтея, поскольку Павсаний , подошедший сюда с востока, сначала вошёл в помещение, в котором стояли алтари Посейдона-Эрехтея, Гефеста и Бута. Он не видел никаких культовых статуй, поэтому назвал эту часть «икимата» (здание), а не «наос» (храм). На стенах икимата он видел изображения членов жреческого клана Этеобутадов (Έτεοβουτάδαι), считавшихся потомками Бута и Хтонии (Бут был братом-близнецом Эрехтея и первым жрецом Афины и Посейдона на Акрополе; см. ниже). Чтобы посетители могли видеть эти росписи, было необходимо хорошее освещение и, возможно, именно из-за этого с каждой стороны от входа было сделано по окну, что крайне редко можно увидеть в греческих храмах. В восточном помещении для трёх культов было, соответственно, три жреца . Во время раскопок были найдены подписанные основания двух тронов, на которых сидели жрецы Бута и Гефеста. В западной части храма, по описанию Павсания, стояла деревянная статуя Афины Полиады.

Вид на Эрехтейон с востока

В течение своей истории храм претерпел множество изменений , несколько раз был разрушен, причём первый раз, возможно, ещё до завершения строительства. В I веке до н.э. при осаде Афин римским генералом Суллой Эрехтейон сгорел, после чего был вновь восстановлен. В VII веке он стал христианской базиликой , из-за чего все внутренние стены были убраны и построены новые. После завоевания части территории Греции крестоносцами и образования герцогства Афинского (1204 – 1458), Эрехтейон стал епископским дворцом. В период Османского правления (1458 – 1832) дворец был превращён в гарем командира гарнизона, и его северный портик был замурован. Во время Войны за независимость от турок (1821 — 1830) была взорвана крыша северного портика и разрушены боковые стены целлы.

Кессонный потолок северного портика

На южной стороне Эрехтейона находится портик Кариатид , крыша которого держится на колоннах в виде шести женщин в ниспадающих одеждах. Этот портик был построен для того, чтобы замаскировать огромную деревянную балку, которой укрепили юго-западный угол храма после того, как примыкающие здания (Кекропейон и ) были снесены.

Этот портик появился позже основного здания. Создание его скульптур приписывают Алкамену или Каллимаху.

Портик Кариатид. Вид с восточной стороны

Кариатиды Эрехтейона стоят, перенеся основной вес на одну ногу – на левую те три, что стоят справа, и на правую те три, которые стоят слева. Если смотреть на портик с южной стороны, то кариатиды выглядят очень неустойчиво – так, как будто бы готовы соскользнуть с края. Но если посмотреть на портик со стороны угла, то есть рассматривать его не как на плоскую картинку, а как трёхмерное изображение , то кариатиды выглядят очень устойчивыми за счёт того, что на первый план у всех них выходят прямые опорные ноги, которые, благодаря вертикальным складкам одежды, напоминают колонны с каннелюрами.

Поза и распределение веса Кариатид

Одна кариатида с частью антаблемента, находящегося над ней, была увезена в 1801 году в Англию лордом Элгином. Он пытался извлечь и вторую скульптуру, но возникли технические трудности и тогда её попытались распилить. В результате кариатида была просто разбита и оставлена на месте.

Все кариатиды портика являются копиями , тогда как пять оригинальных статуй находятся в музее Акрополя, а шестая – в Британском музее Лондона.

Правильный вид на портик Кариатид с запада

Кариатидами эти скульптуры стали называть лишь в недавнее время, тогда как раньше, согласно надписи, найденной в храме, они именовались просто «коры » («девушки»). Подобные девушки участвовали в Панафинейский процессии и несли для статуи Афины Полиады пеплос и другие предметы.

Кариатида – это любая скульптура женщины, выполняющая те же функции, что и обычная колонна. Греческое слово «кариатиды» буквально переводится как «служанки города Кария» (город находится на Пелопоннесе). Кариатиды держат антаблемент прямо на голове, чем отличаются от канефор , между антаблементом и головой которых находится корзина с плодами или цветами (например, знаменитая «прачка» в ).

Правильный вид на портик Кариатид с востока

Размеры Эрехтейона

Северный портик: длина 10,72 м, осевое расстояние внешних колонн 3,09 м (3,15 м угловые и 3,067 передние), диаметр внешних колонн 0,817 м (угловых 0,824 м), высота колонн 7,64, высота антаблемента 1,68 м.

Восточный портик: длина 11,63 м, осевое расстояние внешних колонн 2,11 м, диаметр внешних колонн 0,6 м, высота колонн 6,59, высота антаблемента 1,54 м спереди и 1,51 по сторонам.

Западный портик: осевое расстояние внешних колонн 1,97 м, диаметр внешних колонн 0,62 м, высота колонн 5,61 м, высота антаблемента 1,54.

Вход в западную часть Эрехтейона из северного портика

Эрехтей I, Эрехтей II и Эрихтоний

Эрехтей I (Ἐρεχθεύς) в греческой мифологии был архаическим царём Афин и основателем полиса (города-государства). Как бог он ассоциировался с Посейдоном и именовался «Посейдон-Эрехтей ». Эрехтей как мифическая фигура и Эрехтей как исторический персонаж были слиты в единого героя в утерянной трагедии Еврипида «Эрехтей» (423 г. до н.э.).

В гомеровской «Илиаде» Эрехтей был сыном «плодородной Земли», которого она родила от Гефеста (поэтому в храме стоял и его алтарь). Его воспитанием же занималась не сама Гея, а нашедшая его Афина, которая отдала корзину с ним аррефориям, жившим в Пандросейоне. Эрехтей считался прародителем всех афинян, которые даже именовали себя «сынами Эрехтея».

Ионический капитель колонны в северном портике

Эрихтоний (Ἐριχθόνιος) был сыном Эрехтея, который также правил в Афинах. Плутарх объединил оба имени в мифе о рождении Эрехтея. Ранние греческие авторы также не делали различий между ним и его внуком, Эрехтеем II. Лишь в IV веке до н.э. эти персонажи разделились. О появлении Эрихтония на свет существует такая же легенда, как о рождении Эрехтея I.

Украшение двери в северном портике

Эрехтей II – сын Пандиона I и Зевксиппы (сам Пандион I был сыном Эрихтония). Согласно «Псевдо Аполлодору» у Эрехтея II был брат-близнец Бут, женившийся на его дочери Хтонии. Братья разделили власть, доставшуюся им от отца – Эрехтей II стал правителем, а Бут стал верховным жрецом Афины Полиады с правом передавать этот пост по наследству. Согласно уцелевшему фрагменту трагедии Эврипида, Эрехтей II, завоевав Элевсин, был поражён трезубцем Посейдона, поскольку убитый царь Элевсина оказался его сыном. Заканчивается трагедия словами Афины , адресованными вдове Эрехтея Пракситее: «… и для твоего мужа я распоряжусь построить святилище в центре города; он будет известен благодаря тому, кто убил его, под именем «Священный Посейдон»; но среди горожан, когда будут убиваться жертвенные животные, его также будут называть «Эрехтей». Тебе, однако, поскольку ты отстроила основание города [пожертвовала своими дочерьми для его спасения], я дарую обязанность первой приносить жертвы на огне и называться моей жрицей».

Вероятно, что все три героя были дубликатами одного исторического персонажа, придуманными афинянами для того, чтобы удлинить свою историю и тем самым закрепить свои права на землю.

Главный, восточный портик Эрехтейона. Через него внутрь входила Панафинейская процессия. Правая колонна с антаблементом — копия

Культ Эрехтея и Афины

Культ Эрехтея и Афины на Акрополе считается старейшим и наиболее почитаемым в городе. Они оба были доолимпийскими хтоническими (земными и подземными) богами.

Эрехтей был богом, трясущим и ломающим землю. Это было его афинское имя, тогда как на территории остальной Греции он был в основном известен как Посейдон .

Вид на дверь в Пандросион с восточной стороны Эрехтиона

Афина, которой часто поклонялись в тех же храмах, что и Эрехтею, не была ни его женой, ни дочерью. Такое сосуществование неродственных и не имеющих друг другу никакого другого отношения бога и богини можно объяснить тем, что раньше им, вероятно, отдельно поклонялись две разные группы людей, живущих рядом с Акрополем. Они договорились жить в мире и поэтому устроили на этом холме единый храм, символизировавший их добрососедство.

Правая часть фронтона восточного портика (копия). Под ней фриз из чёрного известняка

Геродот часто упоминает пеласгов, селившихся вокруг Акропольского холма не только в доисторическое время, но и позже, на заре исторического периода. Пеласгами было и племя кранаев (Κραναοί), в честь которых Афины называли «Афины кранаев». Также вблизи Акрополя жили ионийцы, изгнанные ахейцами с Пелопоннеса, и большая группа кекропидов, благодаря которым Аттика какое-то время называлась «Кекропия». Все эти группы боролись друг с другом за землю и за установление своего божества. Поэты мифотворцы позже представили эту борьбу как борьбу богов «за обладание землёй». Наиболее известным из таких мифов является история состязания Посейдона и Афины, которое происходило во время пика противостояния старых хтонических и новых олимпийских богов (то есть, вероятно, в Тёмные века в 1150 – 900 году до н.э.). Хтонический Посейдон был побеждён, поскольку ему противостояла молодая олимпийская богиня. Афина была одним из первых хтонических богов, покинувших подземный пантеон, и примкнувших к олимпийскому (небесному) пантеону. Её хтоническая сущность сохранилась лишь в популярных культах (как, например, её культ в Эрехтейоне).

Верхняя часть восточной стены Эрехтейона

Культ Афины

Со второй половины VI века до н.э. на Акрополе расцвёл культ Афины. С V века Афина Парфенос стала отдельной богиней со своим характером. Она стала прекрасной официальной богиней государства, жившей в самом большом храме, в честь которой в течение нескольких дней проводили Большие Панафинеи. Её статуя работы Фидия в Парфеноне насчитывала 12 метров в высоту. Она весила больше тонны, и её одежда и оружие были сделаны из золота.