Современный методический кабинет в доу. «Методический кабинет как основа эффективной методической работы в дошкольном образовательном учреждении» - презентация

Слайд 2

Методическая работа

По мнению А. И. Васильевой, методическая работа в дошкольном учреждении – комплексный и творческий процесс, в котором осуществляется практическое обучение воспитателей методам и приемам работы с детьми.

Слайд 3

Л. И. Фалюшина рассматривает методическую работу как функцию управления качеством воспитательно–образовательной работы в педагогических системах, которая заключается в двустороннем процессе обучения и учения ее объекта, направленных для качественной педагогической деятельности по всестороннему воспитанию детей.

Слайд 4

К. Ю. Белая предлагает понимать целостную, основанную на достижениях науки и передового опыта, систему взаимосвязанных мер, направленных на повышение профессионального мастерства каждого педагога, развитие творческого потенциала всего педагогического коллектива, повышение качества и эффективности учебно–воспитательного процесса.

Слайд 5

По мнению Л. М. Волобуевой – это часть целостной системы непрерывного образования воспитателей, направленная на углубление, актуализацию знаний, умений и навыков педагогов, основанных на достижениях науки и передового опыта, способствующих повышению профессионального мастерства каждого педагога, на формирование коллектива единомышленников, развитие творческого потенциала всех педагогов, необходимого для качественной воспитательно-образовательной работы в ДОУ.

Слайд 6

Методическая работа в ДОУ – это неотъемлемая составляющая единой системы непрерывного образования педагогических кадров, система повышения их профессиональной квалификации.

Слайд 7

Цель: методической работы – подготовка педагогических кадров к достижению требуемого качества образования.

Слайд 8

Цели:

Постоянное, своевременное информирование педагогов о новых разработках в психолого-педагогической науке и передовой практике, о нормативно-правовом и методическом обеспечении системы дошкольного воспитания. воспитателей рубриками. Методический кабинет должен быть доступен каждому педагогу, иметь удобный, гибкий график работы, проведения совещаний, семинаров, консультаций. Всё оформление должно быть выполнено в едином стиле, со вкусом, располагать к беседе, творческой работе.

Слайд 9

Кабинет должен иметь исчерпывающую информацию. Опыт, представленный в кабинете, должен «провоцировать» педагогов на творчество, побуждать к совершенствованию профессионального мастерства.

Слайд 10

Принципы организации методического кабинета

доступности методический кабинет должен быть доступен каждому педагогу, иметь гибкий график работы; научности и актуальности методический кабинет должен обеспечивать эффективное и своевременное информирование о новых разработках в психолого – педагогической науке и передовой практике, о нормативно – правовом и методическом обеспечении системы дошкольного воспитания; наглядности методический кабинет должен содержать документальное сопровождение воспитательно – образовательного процесса в ДОУ (годовой план, материалы педсоветов и пр.); эстетичности всё оформление методического кабинета должно быть выполнено в едином стиле, со вкусом, располагать к беседе, творческой работе; креативности материал, представленный в методическом кабинете, должен «провоцировать» педагогов на творчество, побуждать к совершенствованию профессионального мастерства.

Слайд 11

Уважаемые коллеги! Для оптимальной организации методического кабинета и удобного расположения методических пособий прошу вас ответить на вопросы: Как часто вы пользуетесь материалами методического кабинета? А) часто; Б) скорее редко;В) почти не пользуюсь. Удобно ли на ваш взгляд расположена литература (наглядные пособия и т.д.) в методическом кабинете? А) неудобно, трудно найти сразу, что нужно; Б) недостаточно точно обозначены разделы; В) удобно По каким разделам вы пользуетесь материалом больше всего? По каким разделам требуется дополнить материал, какой? Что бы вы изменили в размещении материала?

Слайд 12

Классификация материалов методического кабинета:

нормативные и инструктивные материалы; учебно - методические обеспечение; нагляно – иллюстративный материал (демонстрационный и раздаточный); литература педагогическая и детская, периодические издания; выставки; документация по содержанию работы ДОУ.

Слайд 13

Нормативные и инструктивные материалы

Дубликаты нормативных документов, касающихся воспитательно – образовательного процесса: Закон об образовании, Концепция по дошкольному воспитанию, Типовое положение о дошкольных учреждениях, методические письма, рекомендации и т.д.

Слайд 14

Учебно - методическое обеспечение

К ним относятся рекомендации, опыт работы, конспекты занятий и другие формы организации детской деятельности в разных возрастных группах. Методические материалы должны отражать специфику дошкольного учреждения определенного вида и типа. Главным документом в этом разделе является основная общеобразовательная программа ДОУ. Поэтому все материалы этого раздела должны отражать специфику программы и быть разделены на 10 образовательных областей

Слайд 15

Образовательные области

«Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка».

Слайд 16

Нагляно – иллюстративный материал (демонстрационный и раздаточный)

Так как пространство методического кабинета ограничено и в целях соблюдения санитарно – гигиенических требований весь материал этого раздела можно рассредоточить по группам. Но необходимо составить картотеку с аннотацией, где, на какой группе, на каких занятиях можно его использовать, где он располагается.

Слайд 17

Литература педагогическая и детская, периодические издания

Книжный фонд детского сада можно условно разделить на книги для педагогов (методическая и справочная литература) и книги для детей. Литература для педагогов делиться на 10 образовательных областей. Также выделяют разделы «Педагогика и психология», «Периодическая печать» Имеющийся в методическом кабинете книжный фонд должен строго учитываться. Для этого составляется картотека на всю имеющуюся литературу и алфавитные указатели.

Слайд 18

Выставки

В методическом кабинете организуются выставки. Они могут быть постоянно действующими и эпизодическими. Постоянными являются, например, такие, как «Передовой опыт – школа мастерства», «Новинки литературы», «Календарь знаменательных дат», «Знакомьте детей с природой» (по сезонам), «Готовимся к Педсовету». Постоянным является название рубрики, но не тот материал, который представляется в течение года.

Слайд 19

Если по данной теме имеется нормативный или инструктивный документ (положение, инструкция и т.д.), то должен быть представлен план его изучения, рекомендации для воспитателей по работе с ним, опыт работы по данному документу других дошкольных учреждений). Методические рекомендации по данной теме (история праздника, рекомендации для воспитателей по работе с детьми и родителями, беседы, занятия маме(папе) в подарок). Литература по данной теме (можно дать перечень с краткой аннотацией или картотеку). Опыт работы, связанный с этой темой. Наглядный материал, связанный с данной проблемой: перечень оборудования, чертежи, схемы, образцы поделок и т.д.

Слайд 20

Документация по содержанию работы ДОУ

годовой план работы дошкольного учреждения; протоколы заседаний педагогических советов, семинаров, педагогических часов, общих родительских собраний; материалы по контролю за педагогической деятельностью; материалы по диагностике воспитанников; материалы по мониторингу качества образования; материалы по дополнительному образованию; материалы по передовому педагогическому опыту; журнал поступлений и учёта литературы, пособий

Слайд 21

ПЛАН-ГРАФИК ГОДОВОГО ПЛАНА

  • Слайд 22

    Наглядные средства:

    печатные пособия – отдельные картинки, серии картин, альбомы, плакаты, комплекты фотографий, печатные настольные игры и пр.; диафильмы, видеофильмы, диапозитивы, аудиозаписи и др.; пространственные и натуральные объекты: гербарии, муляжи, модели.

    Слайд 23

    Технические средства

    DVD; магнитофон; музыкальный центр; телевизор; фотоаппарат мультимедио

    Слайд 24

    Средства, используемые детьми

    тематические игрушки: дидактическая кукла, постельные принадлежности, посуда, игрушка-инструмент труда (швейная машина, стиральная машина и пр.). игрушки-животные и пр.) технические игрушки: средства транспорта. - настольные игры: пирамиды, башни, матрёшки, парные картинки, игрушки-вкладыши и др. строительный материал: крупный и мелкий строитель, конструкторы; игрушки-забавы; пособия для театрализованных игр

    Слайд 25

    ЭСТЕТИЧЕСКИЕ

    реалистическое изображение предмета; выразительное изображение предмета, которое вызывало бы у детей интерес, воздействовало бы на них эмоционально, развивало их эстетический вкус. учёт национальных традиций (колорит, форма, материал); использование современных различных материалов и форм отделки.

    Слайд 26

    Гигиенические требования:

    учёт психофизиологических особенностей детей (цвет, размер, вес, поверхность, конструкция средств; недопустимость использования острых, бьющихся, режущихся и прочих опасных материалов; гарантия безопасности небольших деталей (прочный способ закрепления).

    Слайд 27

    Специфические требования

    Изображение объекта должно быть типичным, с ясно выделяемыми характерными, свойствами, содержать доступную для усвоения детьми информацию; - напечатанные картинки наклеены на прочную бумагу, материал, картон или ламинированы; - размеры демонстрационных картин: 108х72 см, 86х62см, 54х36 см; - раздаточные картинки – 10х15 см, 8х12 см, 6х9 см, они должны храниться комплектами в коробке.

    Слайд 28

    этапы

    1. Определить общий принцип расположения материала: - по образовательным областям 2. Систематизировать имеющийся методический материал по видам, составить на него картотеку. 3. Разработать перспективный план пополнения материала, исходя из целей и задач образовательной программы. 4. Систематизировать наглядные пособия по видам, проанализировать возможность использования их для организации воспитательно-образовательной работы в каждой области детской деятельности. 5. Продумать целесообразность размещения данного материала в методическом кабинете или в его филиале. 6. Составить каталог или перечень имеющегося материала.

    ПАСПОРТ МЕТОДИЧЕСКОГО МИКРОКАБИНЕТА ГРУППЫ

    СПИСОК МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    КАРТОТЕКА МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    I РАЗВИТИЕ ОБЩЕНИЯ

    1.Лобынько Л.В., Швецова Т.Ю . Игры-занятия для детей раннего возраста/Л.В.Лобынько, Т.Ю.Швецова. – Минск: ИВЦ Минфина, 2011. – 200 с.

    2.Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду. Пособие для воспитателя дет.сада. Изд. 2-е, испр. и доп. - М.: «Просвещение», 1977. – 95 с.

    3.Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи: Кн.для воспитателя дет.сада: Из опыта работы/Под ред. В.В.Гербовой. – 2-е изд., испр. – М.: Просвещение, 1988. – 64 с.: ил.

    ГРАМОТА

    1. «Продолжи ряд»

    3. «Буква»

    5. «Слово»

    6. «Предложение»

    7. «Разбери посуду»

    8. «Определи первый звук в слоге»

    9. «Скажи наоборот»

    10. «Ребусы»

    II ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ

    1.Ознакомление дошкольников с физическими явлениями в природе : Пособие для воспитателя\Сост. В.Т.Тупикова. – Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2002. – 36 с.

    2. Авсейкова В.В., Чеховская Н.В . Мир природы через наблюдения. – Мозырь: Издательский Дом «Белый Ветер», 2001. – 48 с. (Ознакомление детей с природой.)

    3.Молодова Л.П., Кураченко И.В. Экологическое занятие и игры для дошкольников и младших школьников. Пособие для воспитателей детских садов и учителей начальных классов. – ГОСПОРБ, ГГУ, Гомель, 1993.

    4. Веретенникова С.А . Методика ознакомления детей с природой: Учебное пособие для дошкольных педагогических училищ. – 2-е изд. – М.: Учпедгизд, 1961.

    РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ

      «Когда это бывает?»

      «Растёт, цветёт, спеет»

      «Знаешь, ли ты?»

      «Вершки и корешки»

      «Что за птица?»

      «Магазин цветов»

      «Для чего это нужно?»

      «Кто чем питается»

      «Птицы и птенцы»

      «Где же мои детки?»

      «Курица и цыплята»

      «Чудесный мешочек»

      «Откуда хлеб пришёл?»

      «Класiкi»

      «Узнай кто это?»

      «Что? Куда?»

      «Экологическое лото»

      «Ботаническое домино»

      «Путаница»

      «Собери в лукошко»

      «Кто чем питается?»

      «Съедобное и несъедобное»

      «Живое или неживое»

      «Отвечай быстро»

      «Зоопарк»

      «Найди дерево»

      «Чьи ноги?»

      «Север и Юг»

      «Узнай, кто это»

    III ИГРЫ

    1.Лескова Г.П. , Буцинская П.П. Васюкова, В.И. Общеразвивающие упражнения в детском саду: Пособие для воспитателя., П.П. Буцинская, В.И.Васюкова; Под ред. Г.П.Лесковой. – М.: Просвещение, 1981. – 160 с., ил.

    2. Глазырина Л. Д. Физическая культура - дошкольникам. Старший возраст: Пособие для педагогов дошк.учреждений. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001. – 264 с.

    3. Фомина А.И .Физкультурные занятия и спортивные игры в детском саду: Пособие для воспитателя подгот. к школе группы 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 1984. – 159 с., ил.

    4. Осокина Т.И. Игры и развлечения детей на воздухе/Т.И.Осокина. – 2-изд., дораб. – М.: Просвещение, 1983. – 224 с., ил. – (Б-ка воспитателя дет.сада).

    5.Фролов В.Г. Физкультурные занятия, игры и упражнения на прогулке: Пособие для воспитателя. – М.: Просвещение, 1986. – 159 с.

    6.Игры и упражнения в обучении шестилеток : Пособие для учителя. [Сборник/Под ред Н.В.Седж]. – Мн.: Нар.асвета, 1985. – 136 с.

    7.Бачурина В .Новые развивающие игры для дошколят. – М.: ООО «ИД РИПОЛ классик», ООО Издательство «ДОМ. XXI век», 2007. – 176 с. – (серии «Учимся играючи», «Азбука развития»).

    8. Миронова Р.М .Игра в развитии активности детей: Кн.для учителя. – Мн.: Нар.асвета, 1989. – 176 с.

    9. Геллер Е.М .Наш друг – игра. – Мн.: Нар.асвета. 1979. – 96 с., ил.

    10. Минскин Е.М. Игры и развлечения в группе продлённого дня. Пособие для учителя. – М.: просвещение, 1980. – 160 с., ил.

    11.Вавилова Е.Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость: Пособие для воспитателя дет.сада. – М.: Просвещение, 19841. – 96 с., ил.

    ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

    1.Мы весёлые ребята

    2.Мышеловка

    3.Караси и щука

    4.Догони свою пару

    5.Заплетись, плетень!

    8.Птички и кошка

    9.Быстро возьми предмет

    10.Найди себе пару

    11.Найди свой домик

    12.Ловушка

    13.У медведя во бору

    15.Кошки-мышки

    16.Волк-волчок

    17.Чья колонка быстрее построится

    18.Цветные автомобили

    19.Бездомный заяц

    20.Волк во рву

    21.Не оставайся на земле

    22.Жучка и зайцы

    23.Волк и зайцы

    24.Лиса в курятнике

    28.Медведи и пчёлы

    29.Перелётные птицы

    30.Котята и щенята

    31.Пастух и стадо

    32.Не опоздай!

    33.Сбей кеглю

    34.Попади в обруч

    35.Мельница

    36.Попади в мяч

    37.Рыбы, птицы, звери

    38.У ребят порядок строгий

    41.Весёлый бубен

    43.Ровным кругом

    44.Найди и промолчи

    45.Медведь

    46.Великаны-карлики

    47.Море волнуется

    48.Весёлые снежинки

    49.Бабоски, лягушки

    IV ЛЕПКА, АППЛИКАЦИЯ, КОНСТРУИРОВАНИЕ

    1.Аппликация : перспектив.-темат.планирование специально организ.деятельности детей дошк.возраста/С.Г.Толкачёва [и др.].Минск: Новое знание, 2010. – 64 с.

    2.Конструирование и детский дизайн: перспектив.-темат.планирование специального организ.деятельности детей дошк.возраста/С.Г.Толкачёва [и др.]. – Минск: Новое знание,2010. – 96 с.

    3.Лепка :перспектив.-темат.планирование специально организ.деятельности детей дошк.возраста/С.Г.Толкачёва [и др.]. – Минск: Новое знание, 2010. – 87 с.

    V ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

    1. Денисова М.Ю. «Чудесные ладошки»: развиваем художественно-творчиские способности, мышление и воображение дошкольников: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования/М.Ю.Денисова. – Мозырь: Белый ветер, 2011. – 45, с.: ил.; 4 л.цв.вкл.

    2.Толкачева С.Г. Рисование: перспектив.-темат.планирование специально организ.деятельности детей дошкольного возраста/С.Г.Толкачёва, Л.П.Руденко, Л.Н.Кузьмина. – Минск: Новое знание, 2010. – 128 с.

    VI ДЫДАКТЫЧНЫЯ ГУЛЬН I I БЕЛАРУСКАЯ Л I ТАРАТУРА У НАВУЧАНН I I ВЫХАВАНН I ДЗЦЕЙ

    1. Старжынская Н.С. Сябруем і гуляем разам. – Мн.: Нар.асвета, 1994. – 80 с.

    ПЕРЕЧЕНЬ РАЗВИВАЮЩИХ И ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

    1. «Подбери по форме»

    2. «Уточни цвет предмета»

    3. «Подбери по цвету»

    4. «Грузовые машины»

    5. «Найди свой вагончик»

    6. «Подбери кукле платье»

    7. «Найди домик для матрёшки»

    8. «Спрячь мышку»

    9. «Каждой игрушке своё место»

    10. «Наш день»

    11. «Соберись в школу»

    12. «Моё настроение»

    13. «Кем быть?»

    14. «Будьте внимательны!»

    15. «Почта»

    16. «Переезжаешь на новую квартиру»

    17. «Строим дом»

    18. «Идём гулять»

    19. Из чего это сделано?»

    20. «Все работы хороши»

    21. «Оцени поступок»

    ПЕРЕЧЕНЬ ОБУЧАЮЩИХ И РАЗВИВАЮЩИХ ИГР

    1. «Выше-ниже»

    12. «Приз»

    13. «Сложи картинку»

    14. «Соедини по точкам»

    15. «Лабиринт»

    16. «Путаница»

    17. «Дорисуй»

    18. «Найди отличие»

    19. «Что не хватает?»

    20. «Морковка-капуста»

    21. «Найди один предмет»

    22. «На что это похоже?»

    23. «Раньше-позже»

    24. «Собери и назови»

    25. «Сложи так»

    26. «Парные картинки»

    27. «Посчитай правильно»

    1.Картотека подвижных игр

    2.Картотека дидактических игр :

    Развитие речи и обучение грамоте;

    Формирование элементарных математических представлений;

    Ознакомление с окружающим;

    Ознакомление с природой;

    Сенсорика;

    Ознакомление с музыкой.

    3.Картотека игр развивающих речь и мышление.

    4.Картотека игр развивающих целенаправленное восприятие цвета.

    5.Картотека сюжетно-ролевых игр.

    6.Методические разработки игровых комплексов по развитию коммуникативной сферы детей старшего дошкольного возраста .

    7.Картотека комнатных растений

    8.Картотека опытов по познавательно-практической деятельности

    9.Сюжетно-ролевые игры :

    «Магазин»

    «Ателье» «Уголок ряженья»

    «Библиотека»

    «Больница», «Поликлиника», «Аптека»

    «Дорожное движение»

    «Парикмахерская»

    10.Нормативные документы

    Должностная инструкция:

    Инструкция по технике безопасности на занятиях и соревнованиях по подвижным играм.

    Инструкция о соблюдении техники безопасности при организации трудовой деятельности детей.

    Инструкция по охране жизни и здоровье детей детских дошкольных учреждений.

    ПОСОБИЯ К ЗАНЯТИЯМ

    1.Игрушки

    5.Картинки в действии

    7.Инструменты

    10.Домашние животные

    11.Дикие животные

    12.Экзотические животные

    14.Транспорт

    15.Деревья

    17.Продукты питания

    ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА

    1.Белорусские народные сказки. – Мн.: Парадокс, 2007.

    2.Литературные сказки зарубежных писателей. – М.: Дет.лит., 1982.

    3.Бианки В.В. Сказки и рассказы о животных. Для младшего школьного возраста. - М.: белый город, 2009.

    Музыкально - дидактические игры

      «Музыкальные ребусы»

      «Музыкальный телефон»

      «Музыкальный магазин»

      «Воздушные шары»

      «Удивительный светофор»

      «Солнышко»

      «Музыкальное окошко»

      «Три цвета»

      «Поможем дюймовочке»

      « Музыкальные птички»

      «Глаша танцует»

    МУЗЫКАЛЬНО-ТЕАТРАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

    1.Настольный театр: «Гуси-лебеди»

    «Кот в сапогах»

    «Колобок»

    2.Театр на фланелеграфе «Пшеничный колосок»

    «Першае яечка»

    «Піліпка-сынок»

    «Казка пра быка і яго сяброў»

    «Заяц і вожык»

    «Коцік, пеўнік і лісіца»

    «Як курачка пеўніка ратавала»

    3.Театр на палочках: «Кот, лиса и петух»

    «Красная шапочка»

    «Рукавичка»

    4.Пальчиковый театр «Мядзведзь i камар»

    «Рукавичка»

    5.Теневой театр: «Колобок»

    6.Конусный театр

    7.Театр на коробочках

    8.Театр на ложках

    ИНСТРУМЕНТЫ

    Из нетрадиционного материала

    Музыкальные инструменты

    Музыкальный театр

    МБДОУ г. Владимира

    «Центр развития ребенка – детский сад № 102»

    методического кабинета

    Методический кабинет расположен на первом этаже здания ДОУ

    Общая площадь 16.8 кв. м

    Ответственный за деятельность кабинета:

      Старший воспитатель Титова Елена Федоровна

    График работы: вторник, среда, пятница 8.00 – 15.30

    понедельник, четверг 10.00 – 17.30

    Назначение методического кабинета ДОУ - оказание методической помощи педагогам в развитии профессиональной компетентности и их профессиональном самосовершенствовании.

    Задачи и функции:

    1. Научно-методическое обеспечение воспитательно-образовательного процесса.

    2. Организация и координация педагогического процесса ДОУ.

    3. Организация повышения квалификации работников ДОУ.

    4. Консалтинговая помощь родителям по вопросам воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста.

    5. Изучение, обобщение, распространение передового педагогического опыта.

    Методический кабинет призван обеспечить:

    Достижение воспитанниками дошкольного учреждения установленных государством образовательных стандартов;

    Построение образовательного стандарта на основе приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека; свободного развития личности; воспитания гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье; воспитание ответственности за свое здоровье, формирование основ здорового образа жизни;

    Адаптацию ДОУ к социальному заказу и особенностям развития воспитанников;

    Эффективное и оперативное информирование педагогов о новых методиках, технологиях, организации и диагностике образовательного процесса;

    Взаимодействие со структурами муниципальной методической службы, родителями воспитанников, социокультурными и образовательными учреждениями.

    Оборудование : представлено на схеме.

    Технические средства:

    Название технического

    средства

    Марка

    приобретения

    Компьютер

    Сканер-принтер-копир

    hp Photosmart 2573 All-in-One

    Сканер-принтер-копир

    Документ-камера

    AVerVision F-siries

    Мультимедиа проектор

    Материал методического кабинета рассортирован на блоки:

      Нормативные и инструктивные документы

      Учебно-методическое обеспечение

      Литература педагогическая, детская, периодические издания

    Нормативно-правовые документы

    Название документа

    Семейный кодекс РФ

    Трудовой кодекс

    Федеральный закон от 24.07.1998 № 123-ФЗ “Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации”

    Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации»

    Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 (зарегистрирован Минюстом России 14 ноября 2013 г., регистрационный N 30384)

    Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.02.2014 № 08-249 "Комментарии к ФГОС дошкольного образования»

    Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 03.12.2014 № 08-1937 "Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования"

    Письмо Минобразования России от 14.03.2000 № 65/23-16 “О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения”

    Письмо Минобразования России от 26.05.1999 № 109/23-16 “О введении психолого-педагогической экспертизы и критериях оценки детских игр и игрушек”

    Письмо Минобразования России от 07.04.1999 № 70/23-16 “О практике проведения диагностики развития ребенка в системе дошкольного образования”

    Концепция дошкольного воспитания

    Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989, вступила в силу для СССР 15.09.1990)

    СанПиН 2.4.1. 3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях».

    Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 апреля 2014 г. № 276 «Об утверждении порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность», зарегистрированного Минюстом России 23 мая 2014 г., регистрационный № 32408

    ВЕДОМСТВЕННАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА

    «Развитие дошкольного образования города Владимира на 2013-2015 годы»

    (постановлениеГубернатора Владимирской области от 31.10.2011 № 1176)

    Приказ Департамента образования администрации Владимирской области № 1213 от 25.09.13г. «Об утверждении плана внедрения ФГОС ДО на 2013-14 годы».

    Учебно – методическое обеспечение

    - Комплексной Примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» авторы - Н.Е.Веракса, Т.С.Комарова, М.А. Васильева.

    - Комплексной прогаммой “Радуга” – авторы - Т.Н. Доронова, С.Г. Якобсон, Е.В. Соловьева, Т.И. Гризик, В.В. Гербова.

    Парциальными программами:

      «Безопасность» (Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина)

      «От звука к букве» (Е.В. Колесникова)

    Реализация содержания выбранных дошкольным образовательным учреждением основных и дополнительных (парциальных) учебных программ и достижение им прогнозируемого результата обеспечивается наличием учебно-методического и дидактического комплекса в соответствии с требованиями программ и включает в себя:

      методические руководства

      учебно-методические пособия и специальную литературу

      комплекты рабочих тетрадей для работы с детьми

      наглядно-практический, демонстрационный материал

      дидактические пособия

      научную, энциклопедическую и художественную литературу

      отражает специфику деятельности в соответствии с основной общеобразовательной программой МБДОУ № 102 и систематизировано по образовательным областям:

      Социально-коммуникативное развитие

      Познавательное развитие; речевое развитие

      Художественно-эстетическое развитие

      Физическое развитие

    Направление развития (стандарт)

    Ключевые положения программ (методических разработок)

    Дидактическое обеспечение

    Физическое

    В.Т. Кудрявцев, Б.Б. Егоров «Развивающая педагогика оздоровления»

    Ю.Ф. Змановский «Воспитаем детей здоровыми»

    Л.В.Яковлева, Р.А.Юдина, Л.К.Михайлова «Старт»

    Л.Д.Глазырина «Физическая культура-дошкольникам»

    Формирование двигательной сферы и создание психолого-педагогическизх условий развития здоровья детей на основе их творческой активности.

    Воспитание физических качеств у детей.

    Сотворчество взрослых и детей с использованием нетрадиционных способов физического развития, оздоровления

    Спортивное оборудование. Традиционный и нестандартный инвентарь. Фонотека.

    Картотека игр и упражнений, различных видов гимнастик.

    Социально-личностное

    И.Ю.Ионова, Г.В.Беззубцева, Г.В.Золотухина, О.Ю.Липатова

    «Этическая грамматика»

    «Я – ты – мы» программа социально-эмоционального развития детей.

    Создание у детей эмоционально-положительного настроя в отношениях друг с другом и окружающими.

    Развитие навыков сотрудничества, становление чувства уверенности в себе. Умение справляться с чувствами.

    Подборка художественной литературы. Иллюстративный материал.

    Дидактические игры. Картотека игр и упражнений.

    Интеллектуальное и познавательно-речевое

    Учебный центр Л.А.Венгера «Развитие»

    Е.В.Колесникова «Математические ступеньки»

    З.А.Гриценко «Ты детям сказку расскажи»

    С.Н.Николаева «Юный эколог»

    Развитие способностей, которые понимаются как универсальные действия ориентировки в окружающем мире.

    Формирование математических навыков.

    Приобщение детей к чтению.

    Формирование экологической культуры.

    Методические пособия и комплекты рабочих тетрадей.

    Наличие библиотеки и фонотеки. Портреты детских писателей

    Художественно-эстетическое

    С.Л.Слуцкая «Танцевальная мозаика. Хореография в детском саду»

    А.И.Буренина «Ритмическая мозаика»

    Т.Н.Девятова «Звук-волшебник»

    И.М.Каплунова, И.А.Новоскольцева «Ладушки»

    Б.М. Неменский

    А.И. Савенков

    Обучение основам хореографического искусства.

    Развитие потребности детей в творческом самовырвжении, инициативности и самостоятельности в воплощении художественного замысла. Обогащение детей музыкальными знаниями в процессе насыщенной музыкальной игры.

    Формирование эмоционально-художественного взгляда на окружающий мир. Творческое преобразование действительности

    Развитие творческого потенциала личности.

    Фонотека. Музыкальные инструменты. Наглядно-иллюстративный материал.

    Дидактические пособия и игры. Нестандартное оборудование для шумового оркестра.

    Специальная литература Репродукции картин Портреты художников. Иллюстративный материал. Дидактические игры и пособия.

    Изоматериалы и разнообразный материал для творчества.

    Конструирование

    Л.В. Куцакова «Конструирование и художественный труд в детском саду»

    Развитие конструкторских и художественных способностей детей.

    Различные виды конструкторов. Схемы. Материалы для художественного труда.

    Творчество

    Е.А.Юзбекова «Ступеньки творчества»

    А.М. Страунинг ТРИЗ-РТВ

    Развитие активных форм мышления в единстве с творческим воображением.

    Картотека дидактических игр и упражнений

    Практический материал.

      Научно-методические материалы, обосновывающие содержание коррекционной работы в детском саду:

      А.В. Гришвина, Е.Я. Пузыревская, Е.В. Сочеванова. «Игры-занятия с детьми раннего возраста с нарушениями умственного и речевого развития»;

      Н.Д. Шматко. «Дети с отклонениями в развитии»;

      Е.В. Колесникова. Наглядно-методический комплект для индивидуальной работы с детьми с ограниченными возможностями в дошкольных учреждениях и в семье - «500 игр для коррекционно-развивающего обучения. Дети 3-7 лет»

    «Слушай, смотри, делай. Рабочая тетрадь №1 для детей 3-5 лет»

    «Слушай, смотри, делай. Рабочая тетрадь №2 для детей 5-7 лет»

      Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова «Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение»

      «Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста» под редакцией Е.А. Стребелевой.

    Наглядно-иллюстративные материалы включают в себя наборы картин, папки, ширмы, игрушки, настольно-печатные игры по всем разделам программы и образовательным областям

    Педагогическая литература расположена

    По образовательным областям

    Литература по вопросам педагогики и психологии

    Коррекционная работа

    Работа с родителями

    Словари, справочники, познавательная литература.

    Детская литература распределена по авторам, выделены отдельные тематические сборники: сказки, рассказы о животных.

    Периодические издания хранятся по годам выпуска

      «Дошкольное воспитание»

      «Ребенок в детском саду»

      «Воспитатель дошкольного образовательного учреждения»

      «Обруч» (со всеми приложениями)

      «Вестник образования»

      «Справочник старшего воспитателя»

      «Справочник руководителя дошкольного учреждения»

      «Информационный бюллетень» ВИРО имени Л.И. Новиковой г. Владимира

    Документация по содержанию работы ДОУ

    Основная общеобразовательная программа МБДОУ, годовой и учебный план, циклограммы работы на месяц

    Графики работы кабинетов, педагогов-специалистов

    Протоколы заседаний Педагогического совета

    Протоколы ПМПк

    Материалы взаимодействия со школой

    Материалы взаимодействия с семьей

    Материалы работы по годовому плану (семинары, консультации)

    Перспективные планы педагогов

    Материалы организации летней оздоровительной работы в МДОУ

    Материалы участия МДОУ в конкурсах

    Информационно-аналитический блок

    Организация контроля воспитательно-образовательного процесса

    Материалы мониторинга образовательного процесса

    Аналитические отчеты педагогов за учебный год

    Методическая копилка по организации и проведению контроля

    Материалы оценки уровня профессионального мастерства педагогов

    Блок – педагогические кадры

    Банк данных о педагогических кадрах

    Материалы по организации аттестации и повышении квалификации педагогических кадров

    Аттестационные документы педагогов

    Работа творческих групп

    Банк данных по обобщению передового педагогического опыта

    Частно-методический блок

    Организация работы МДОУ по безопасности жизнедеятельности

    Организация развивающей среды в группах

    Организация работы в группах раннего возраста

    Здоровьесберегающее пространство ДОУ

    Игровая деятельность

    Экологическое воспитание

    Патриотическое воспитание

    Развитие творческих способностей детей

    Взаимодействие взрослого и ребенка

    Речевое развитие

    Трудовое воспитание

    Методические материалы по направлениям воспитательной системы

    Педагогическая копилка (конспекты занятий, сценарии праздников, досугов)

    Слайд 1

    Слайд 2

    Слайд 3

    Слайд 4

    Слайд 5

    Слайд 6

    Слайд 7

    Слайд 8

    Слайд 9

    Слайд 10

    Слайд 11

    Слайд 12

    Слайд 13

    Слайд 14

    Слайд 15

    Слайд 16

    Слайд 17

    Слайд 18

    Слайд 19

    Слайд 20

    Слайд 21

    Презентацию на тему "Содержание методического кабинета ДОУ" можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет проекта: Педагогика. Красочные слайды и иллюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать доклад - нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 21 слайд(ов).

    Слайды презентации

    Слайд 1

    Подготовила старший воспитатель МБДОУ детский сад № 30 «Гвоздичка» Котик Надежда Николаевна

    Слайд 2

    Актуальность проблемы:

    Современный педагог-дошкольник должен хорошо ориентироваться в области дошкольного образования, владеть современными педагогическими технологиями, уметь работать в информационном пространстве, обладать креативными способностями, аналитической и рефлексивной культурой. Однако требования, предъявляемые к педагогу, должны быть подкреплены соответствующими условиями, так как без обеспечения воспитателя необходимыми условиями и орудиями труда, без мотивации его успешности, необходимого качества дошкольного образования не удастся достичь. Одним из условий повышения качества образования детей является создание условий для работы педагогов в соответствии с их современными требованиями, в том числе и оборудование методического кабинета.

    Слайд 3

    Методический кабинет – это:

    Источник обогащения профессиональной компетентности воспитателей, специалистов, педагогов дополнительного образования. Центр сбора, обобщения и распространения педагогической информации и педагогического опыта воспитателей детского сада. Центр нормативно-правовой, педагогической, социальной информации, иллюстрирующей результативность деятельности учреждения.

    Слайд 4

    Принципы

    При создании, оснащении и организации работы методического кабинета рекомендуется опираться на следующие принципы: оснащение кабинета должно быть простым и рациональным, должно обеспечивать высокий уровень учебно-воспитательного процесса; оформление кабинета должно соответствовать общепринятым эстетическим требованиям, эстетический облик зависит от выбора мебели, цвета стен, от рационального размещения учебно-методического материала; основным оснащением кабинета являются учебно-методическая литература, систематизированные комплекты наглядных и дидактических материалов, аудио- и видеозаписи; оснащение кабинета и его размещение должно соответствовать требованиям противопожарной техники безопасности.

    Слайд 5

    Задачи методического кабинета:

    Ознакомление с достижениями науки, внедрение их в практику педагогов. Помощь педагогам в самообразовании. Помощь в подготовке к организации режимных моментов и различной образовательной деятельности с детьми (игровой, трудовой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, двигательной и т.д.)

    Слайд 6

    Слайд 12

    Методический кабинет в детском саду –центр сбора педагогической информации.

    обязательная документация нормативные документы литература материалы контроля материалы мониторинга методические материалы (педсоветов, семинаров, консультации и т.д.) материалы работы с педагогами передовой педагогический опыт материалы работы с родителями наглядная агитация наглядно-демонстрационные и раздаточные материалы ТСО

    Слайд 13

    Обязательная документация

    Годовой план работы детского сада Образовательная программа Тетрадь протоколов заседаний педагогических советов. Календарный план работы с кадрами на месяц. Журнал поступления и учета литературы, пособий.

    Слайд 14

    Нормативная документация

    Федеральный закон от 24.07.1998 № 123-ФЗ “Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации”; Закон Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 “Об образовании”; Приказ Минобрнауки России от 15.06.2005 № 178 “Об обеспечении выполнения Комплекса мероприятий по реализации приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации на период до 2010 года”; Письмо Минобразования России от 14.03.2000 № 65/23-16 “О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения”; Письмо Минобразования России от 26.05.1999 № 109/23-16 “О введении психолого-педагогической экспертизы и критериях оценки детских игр и игрушек”; Письмо Минобразования России от 07.04.1999 № 70/23-16 “О практике проведения диагностики развития ребенка в системе дошкольного образования”; Инструктивно-методическое письмо Минобразования России от 24.03.1995 № 42/19-15 “О программно-методическом обеспечении дошкольного образования– в контексте педагогики развития”; Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООн 20.11.1989, вступила в силу для СССР 15.09.1990); Концепция дошкольного воспитания; Документы по подготовке детей к школе и преемственности в работе со школой «Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении в Российской Федерации» Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 23 ноября 2009 г. N 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» (Вступившим в силу: 16 марта 2010 г.) Семейный кодекс РФ; Трудовой кодекс;

    Слайд 15

    Литература

    методическая справочная детская периодика

    Контроль

    вопросы систематического контроля контроль за выполнением годового плана тематический контроль план контроля на год

    Слайд 16

    Мониторинг

    пакет диагностических карт с описанием методики проведения оборудование для проведения мониторинга материалы с результатами промежуточного и итогового мониторинга с протоколами

    Наглядная агитация

    В методическом кабинете или вне его должны быть оформлены стенды для размещения необходимой информации для воспитателей.

    Слайд 17

    Передовой педагогический опыт

    Материал, представляющий опыт работы лучших педагогов дошкольного учреждения, должен так же присутствовать в кабинете и быть соответствующим образом оформлен.

    Работа с родителями

    План работы с родителями на год Материалы по охране прав ребенка. План работы с семьями попавшими в трудную жизненную ситуацию. Протоколы заседаний родительского комитета. Протоколы общих родительских собраний. Протоколы групповых собраний. Консультации Брошюры, буклеты

    Слайд 18

    Работа с педагогами

    анкетирование консультации, семинары и т.д. информационная папка (Общие сведения о педагоге) Фамилия, имя, отчество, год рождения. Образование (что и когда окончил, полученная специальность и квалификация по диплому). Трудовой и педагогический стаж, стаж работы в данном ДОУ. Повышение квалификации (название структуры, год, месяц, проблематику курсов). Копии документов, подтверждающих наличие ученых и почетных званий и степеней. Наиболее значимые правительственные награды, грамоты, благодарственные письма. Дипломы различных конкурсов. аттестационное делоСлайд 21

    Библиография:

    Белая К.Ю. Методичекая работа в ДОУ. Анализ, планирование, формы и методы. / К.Ю. Белая. - М.: ТЦ Сфера, 2007. - 96 с. Волобуева Л.М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами / Л.М.Волобуева. - М:ТЦ Сфера, 2004. - 96 с. Домрачева С.А. Проектная деятельность в образовании / С.А.Домрачева. - Йошкар-Ола: ГОУ ДПО (ПК) С "Марийский институт образования", 2 007.-36 с. Новоселова С.Л. Развивающая предметная среда. Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн - проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно - воспитательных комплексах / Новоселова С.Л.- М.: Центр инноваций в педагогике. 1995 г.-64 с. Пантелеев Г.Н. Оформление помещений дошкольных учреждений / Г.Н.Пантелеев.М.: Просвещение, 1982.-143 с. Поташник М.М. Как подготовить проект на получение грантов / М.М.Поташник.-М.: Педагогическое общество России. 2005.-192 с. Рожина Д. Современные подходы к организации методического кабинета / Д.Рожина // Дошкольное воспитание.-2002.-№ 18.-с.-7-15. Шургина С.А. Повышение проектной культуры педагога: Материалы республиканской научно - практической конференции педагогических и руководящих работников образования / под ред С.А.Шургиной.- Йошкар - Ола: ГОУ ДПО (ПК) С "Марийский институт образования", 2006.-120 с.

  • Текст должен быть хорошо читаемым, иначе аудитория не сможет увидеть подаваемую информацию, будет сильно отвлекаться от рассказа, пытаясь хоть что-то разобрать, или вовсе утратит весь интерес. Для этого нужно правильно подобрать шрифт, учитывая, где и как будет происходить трансляция презентации, а также правильно подобрать сочетание фона и текста.
  • Важно провести репетицию Вашего доклада, продумать, как Вы поздороваетесь с аудиторией, что скажете первым, как закончите презентацию. Все приходит с опытом.
  • Правильно подберите наряд, т.к. одежда докладчика также играет большую роль в восприятии его выступления.
  • Старайтесь говорить уверенно, плавно и связно.
  • Старайтесь получить удовольствие от выступления, тогда Вы сможете быть более непринужденным и будете меньше волноваться.
  • Цели методического кабинета:- достижение воспитанниками дошкольного учреждения установленных государством образовательных стандартов;


    - эффективное и оперативное информирование педагогов о новых методиках, технологиях, организации и диагностике образовательного процесса;
    - взаимодействие со структурами муниципальной методической службы, родителями воспитанников, социокультурными и образовательными учреждениями.

    А также задачи, компоненты методического кабинета, схема методической службы- все это найдете в презентации

    Скачать:


    Подписи к слайдам:

    Методический кабинет дошкольного учреждения должен соответствовать таким требованиям как информативность, доступность, эстетичность, содержательность, способствовать обеспечению мотивации и активности в развитии.

    Социальный компонент

    Участие педагогов, детей и родителей в
    конкурсах

    ИНФОРМАЦИОННЫЙ КОМПОНЕНТ
    работа с родителями

    ИНФОРМАЦИОННЫЙ КОМПОНЕНТ
    Стенды, новые материалы
    Методическая работа
    - это целостная, основанная на достижениях науки, передового опыта и анализе затруднений педагогов, система мероприятий, направленная на повышение мастерства каждого педагога, на обобщение и развитие творческого потенциала коллектива, на достижение оптимальных результатов образования, воспитания и развития детей.
    К.Ю.Белая

    ИНФОРМАЦИОННЫЙ КОМПОНЕНТ
    опыт работы

    МЕТОДИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ:
    - источник обогащения профессиональной компетентности воспитателей, специалистов, педагогов дополнительного образования;

    Центр сбора, обобщения и распространения педагогической информации и педагогического опыта воспитателей детского сада;

    Центр нормативно-правовой, педагогической, социальной информации,

    иллюстрирующей результативность деятельности учреждения.

    Технологический компонент

    О
    рганизация работы методических формирований
    Рабочая группа по разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования

    ИНФОРМАЦИОННЫЙ КОМПОНЕНТ
    материалы по работе с
    молодыми воспитателями

    ИНФОРМАЦИОННЫЙ КОМПОНЕНТ
    выставки

    Муниципальное дошкольное образовательное
    учреждение детский сад №19 «Колосок»

    Методический кабинет в
    ДОУ как

    центр методической работы

    Старший воспитатель-
    Кокоева Валентина Викторовна

    kokoeva.valentina
    @ yandex.ru

    viktorovna
    " > сайт старшего воспитателя

    ИНФОРМАЦИОННЫЙ КОМПОНЕНТ
    основная документация

    ИНФОРМАЦИОННЫЙ КОМПОНЕНТ
    библиотека
    Модель методической службы

    самообразование
    Заведующий МДОУ
    Педагогический совет
    Старший воспитатель
    Творческие объединения педагогов
    Методический кабинет
    Информационная поддержка
    сайт ДОУ

    ОРГТЕХНИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ

    ИНФОРМАЦИОННЫЙ КОМПОНЕНТ
    Работа с воспитателями
    -
    достижение воспитанниками дошкольного учреждения установленных государством образовательных стандартов;
    - построение образовательного стандарта на основе приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека; свободного развития личности; воспитания гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье; воспитание ответственности за свое здоровье, формирование основ здорового образа жизни;
    - адаптацию ДОУ к социальному заказу и особенностям развития воспитанников;
    - эффективное и оперативное информирование педагогов о новых методиках, технологиях, организации и диагностике образовательного процесса;
    - взаимодействие со структурами муниципальной методической службы, родителями воспитанников,
    социокультурными
    и образовательными учреждениями.

    ИНФОРМАЦИОННЫЙ КОМПОНЕНТ
    материалы по аттестации

    ИНФОРМАЦИОННЫЙ КОМПОНЕНТ
    Наглядный материал

    СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

    МДОУ детский сад № 19 «Колосок» Курского муниципального района СК

    Наш адрес: с.Русское, ул.Школьная,50
    т. 5-36-12,
    [email protected]

    ЗОНА КОЛЛЕКТИВНОЙ ЗОНА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ
    РАБОТЫ РАБОТЫ

    ЭРГОНОМИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ

    ИНФОРМАЦИОННЫЙ КОМПОНЕНТ
    библиотека
    Создание эффективных условий для всестороннего непрерывного развития детей, профессионального развития педагогов дошкольного учреждения, взаимодействия с семьей, определяет основные задачи методической работы:

    Технологический
    Эргономический
    Информационный
    Социальный
    Оргтехнический
    Компоненты методического кабинета

    ИНФОРМАЦИОННЫЙ КОМПОНЕНТ
    нормативно-правовые
    материалы

    ИНФОРМАЦИОННЫЙ КОМПОНЕНТ
    Фонотека, видеотека

    Перспективы развития методической службы в ДОУ
    Методическая служба
    Продолжение внедрения инновационных технологий
    Продолжение внедрения
    компьютерных технологий в образовательный процесс

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №19 «Колосок» Курского муниципального района Ставропольского края

    Методическое объединение руководителей дошкольных образовательных учреждений Курского района Ставропольского края

    Сообщение к презентации

    «Методический кабинет в ДОУ как центр

    Организации методической работы»

    Старший воспитатель-
    Кокоева Валентина Викторовна
    [email protected]
    http://сайт/kokoeva-valentina-
    viktorovna" > сайт старшего воспитателя

    С. Русское, 2016г.

    Слайд 1,2 .

    Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении – важное условие повышения качества педагогического процесса. В литературе встречается немало определений понятия «Методическая работа». По мнению А. И. Васильевой, методическая работа в дошкольном учреждении – это комплексный и творческий процесс, в котором осуществляется практическое обучение воспитателей методам и приемам работы с детьми.

    Слайд 3

    Основная цель методической работы – подготовка педагогических кадров к достижению требуемого качества образования. Поэтому при отборе содержания методической работы я исхожу из потребностей и затруднений педагогов, специфики ДОУ, а также функций методической службы по созданию ресурсов для обеспечения высокого качества образования.

    Слайд 4

    Подходы к организации методической работы в ДОУ основаны на:

    • системно-деятельном подходе: понимании целей и задач деятельности ДОУ, его статуса и условий, а также обеспечения целостности образовательного процесса с учетом влияния на него внешних и внутренних связей;
    • личностно-ориентированном подходе: обеспечении более полного раскрытия возможностей и способностей каждого педагога и ребенка, коллектива в целом, направленности на развитие;
    • дифференцированном подходе: учете уровня профессиональной компетенции и индивидуальных образовательных запросов в построении системы методической работы в ДОУ;
    • мотивационно- стимулирующем подходе: использовании различных стимулов, вызывающих интерес и мотивы деятельности;
    • коррекционном подходе: своевременном устранении выявленных недостатков и причин, их вызывающих.

    На слайде 5 вы можете видеть схему модели методической работы

    Слайд 6

    Методический кабинет - это копилка лучших традиций дошкольного учреждения, поэтому моя задача как старшего воспитателя - сделать накопленный опыт живым, доступным, научить педагогов творчески переносить его в работу с детьми, так организовать работу этого методического центра, чтобы воспитатели чувствовали себя в нем, как в своем рабочем кабинете.

    Слайд 7

    Все его содержание направлено на оказание помощи воспитателям в организации воспитательно-образовательного процесса, повышении педагогического мастерства, взаимодействии с родителями и просто в повседневной деятельности: подготовке к рабочему дню, педагогическому совету и т. д.

    Я соблюдаю требования к содержанию материала, находящегося в кабинете, делаю его доступным, тщательно продумываю и систематизацию и расположение, учу воспитателей творчески применять этот материал в работе с детьми.

    Основной моей целью как старшего воспитателя является оказание методической помощи педагогам в развитии профессиональной компетентности педагогов и их профессиональном самосовершенствовании.

    На 8 слайде вы можете видеть компоненты методического кабинета.

    Слайд 9.

    К эргономическому компоненту относятся- зоны для коллективной и индивидуальной работы.

    Слайд 10.

    К оргтехническому компоненту относится вся техника (в моем кабинете имеются ноутбук, принтер, проектор, доска для проектора), а также сайт детского сада.

    Слайд 11

    К технологическому компоненту относятся

    • Рабочая группа по разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования
    • Творческая группа по разработке сайта
    • Школа молодого (малоопытного) воспитателя
    • Работа над инновационными проектами

    Слайд 12

    К социальному компоненту относится участие детей, родителей и педагогов в конкурсах.

    Слайд 13

    К информационному компоненту относятся-

    • нормативные и инструктивные материалы-

    В методическом кабинете собираются нормативные и инструктивные материалы, издаваемые органами управления образованием и другими вышестоящими организациями.

    Для меня обязательным документом, определяющий характер деятельности педагогов, являются: «Международная конвенция о правах ребенка», «Закон РФ об образовании», «Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении в Российской Федерации», – и другие, с которыми должны быть ознакомлены все сотрудники ДОУ. Нормативные и инструктивные документы являются обязательными для выполнения.

    Отдельно представлены методические материалы. Сюда относятся различные рекомендации Министерства образования РФ, органов управления образованием.

    Рекомендация является одним из способов принятия руководителем решения и доведения его до сведения исполнителей. Она используется, когда необходимо подчеркнуть уважение к самостоятельности в работе исполнителя. Рекомендация не обязывает, она служит советом, пожеланием, подчеркивающим нужное направление в работе, в выполнении задания.

    Слайд 14

    • материалы по аттестации

    Слайд 15

    основная документация -образовательная программа, годовой план, учебный план

    материалы планирования и учета повышения квалификации и аттестации педагогических кадров;

    банк данных о педагогических кадрах

    Слайд 16

    • материалы по работе с молодыми воспитателями;
    • мониторинг профессионального роста педагогов

    Слайд 17


    В нашем методическом кабинете накоплено достаточно материала по работе с родителями. Ведь в группах необходимо иметь наглядный и текстовый материал для проведения педагогического просвещения родителей. Нередко это вызывает определенные трудности: воспитатели не всегда могут методически грамотно сменять такой материал в зависимости от сезона и темы родительского собрания, характер его чаще всего довольно однообразен, и, как результат, он не достигает главной цели – родители с ним не знакомятся. Моя помощь заключается в том, чтобы научить воспитателей использовать минимум времени с наибольшей отдачей при оформлении материала для родителей. На одну и ту же тему может быть несколько материалов по одной страничке «с приложением». Для подготовки таких материалов привлечены воспитатели, занимающиеся самообразованием, готовящих отчет о своей деятельности или знакомящих с опытом работы, ведущих подготовку к мероприятиям для родителей.

    Постепенно в методическом кабинете накопилось достаточно материала, для того чтобы педагоги ДОУ могли пользоваться им и часто сменять. Такая форма работы нравится и воспитателям, и родителям. Родители с удовольствием читают яркий, эстетично оформленный и интересный по содержанию материал, в котором могут быть предусмотрены проблемные вопросы семейного воспитания, задания по наблюдению за различными проявлениями ребенка, проблемы здоровья, развития, готовности к школе, высказывания и рассказы детей, и многое, многое другое. Информация меняется в каждой группе ежедневно, еженедельно, ежемесячно. Все это помогает наладить обратную связь между родителями и воспитателями, подготовиться к проведению консультаций, семинаров-практикумов, деловых игр и других нетрадиционных форм работы с семьей.

    Слайд 18

    Весь книжный фонд детского сада можно условно разделить на три части: книги для воспитателя (методическая и справочная литература), книги для детей и книги совместного пользования.

    Моей обязанностью является пополнение этого арсенала педагогической мысли. Я слежу за выходом социальной методической литературы, знакомясь с перспективными планами и каталогами педагогических издательств, и своевременно заказываю необходимую литературу. Разделы библиотеки размещены в соответствии с основной общеобразовательной программой «Физическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», которые в свою очередь подразделяются на более конкретные области «ФЭМП», «Игра», «Безопасность», и др.

    Слайд19
    Необходим в методкабинете и специальный отдел классиков зарубежной, русской и советской педагогики и психологии.

    В разделе «Справочная литература» помещены различные энциклопедии, справочники, журналы.

    Значительное место отводится в методкабинете периодическим изданиям профессиональной направленности, таким, как «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду», «Обруч» (с приложением), «Дошкольное образование» и др. Чтобы не заблудиться в потоке периодики, нужно уметь отобрать и использовать все необходимое для работы. Поэтому, я, как старший воспитатель, первая изучаю, отбираю и предлагаю для работы педагогам поступающие в ДОУ периодические издания.
    Также имеется электронная библиотека

    (психолого-педагогическая, нормативные документы)

    Еще я составила и продолжаю дополнять картотеку всей литературы, включая и периодические издания. Картотеки литературы отдельно для воспитателей, для музыкального руководителя, для детей, для каждой возрастной группы, где отображается название материала, краткое описание, в каком журнале или книге, на какой странице.

    Слайд 20

    Банк материалов по обобщению опыта педагогов

    Материал, представляющий опыт работы лучших педагогов, соответствующим образом оформлен. На видном месте находится дополнительный справочный материал для воспитателей, где представлены:

    1) уровни педагогического опыта (лучше по М.Н. Скаткину, М.Р. Львову);

    2) критерии ППО;

    3) классификация ППО (лучше по Ю.К. Бабанскому);

    4) основные этапы работы по изучению и обобщению ППО (лучше по Р.Г. Амосовой);

    5) формы описания ППО.

    Также добавлен материал о коллективных формах обобщения и распространения передового педагогического опыта.

    Опыт отдельного воспитателя представлен в следующем виде:

    фотография воспитателя, представляющего опыт работы;

    основные данные его биографии;

    доклад, представленный на педсовете,

    из опыта работы, выступления на МО;

    детские работы;

    конспекты мероприятий, выписки из календарного плана работы;

    перспективные планы и программы по данному опыту работы с детьми;

    высказывания детей;

    вопросы к беседам;

    фотографии деятельности детей;

    сценарии праздничных утренников и развлечений;

    видеозапись творческого отчета, проведения открытых мероприятий воспитателя, их результаты и выводы;

    Слайд 21

    Фонотека, видеотека

    Электронный банк детских презентаций по организации непосредственно образовательной деятельности, методический материал по НОД, по контролю, по организации летней работы, электронные игры мн.др.

    Слайд 22

    • Наглядный и дидактический материал, хранящийся в методическом кабинете, организован соответствующим образом. Я составила каталог методических пособий, всей литературы- как методической, так и художественной. Так как площадь нашего методического кабинета не позволяет вместить весь наглядный материал (картины, игрушки, костюмы), мы храним это в отдельном небольшом помещении.

    Слайд 23

    Работа с воспитателями. При организации материала методического кабинета важно прислушаться к мнению воспитателей, для которых он и создан. Полезно проанализировать характер обращений педагогов к старшему воспитателю по поводу тех или иных материалов, какие пособия используются чаще, а какие не используются совсем; кто из воспитателей постоянно пользуется литературой, пособиями, а кто редко и т.д. Факты для такого анализа предоставит тетрадь (дневник, журнал) выдачи методических пособий, который ведется в нашем методкабинете. Воспитатели заранее, накануне, готовятся к предстоящему рабочему дню. Совершенно недопустимо, когда воспитатель приходит за нужной картиной или раздаточным материалом перед занятием. Как правило, это показатель того, что воспитатель не продумал предстоящую работу.
    Выдача материалов является хорошей возможностью для того, чтобы провести индивидуальную беседу с педагогом по поводу предстоящей деятельности, помочь уточнить методику преподнесения того или иного материала, узнать о попытках использования нестандартных приемов в работе с детьми, предупредить возможные ошибки.

    Возвращение материала – также хороший повод для привлечения воспитателя к самоанализу своей деятельности.

    Слайд 24

    Выставки

    В методическом кабинете ДОУ регулярно организуются выставки. Они могут быть постоянно действующими и эпизодическими. Постоянным является лишь название рубрики, а материал и содержание меняются.

    Эпизодические выставки – потребность в которых возникает в течение учебного года.

    Тематика выставок может быть самая разнообразная, но при их оформлении важно соблюдать некоторые рекомендации:

    1. Если по данной теме имеется нормативный или инструктивный документ (положение, инструкция и т.д.), то обязательно представлен план его изучения, рекомендации педагогам по работе с ним, опыт работы по данному документу других ДОУ и т.д.

    3. Опыт работы, связанный с этой темой (детских садов своего района, других городов, зарубежных стран).

    4. Литература по данной теме (можно дать перечень с краткой аннотацией или картотеку).

    5. Наглядный материал, связанный с данной проблематикой: перечень оборудования, схемы, чертежи, образцы поделок, картины, слайды, видеоматериалы и др.

    Слайд 25

    Помимо этого, представлен новый материал из различных источников, привлекающий внимание педагогов к проблемам воспитания и обучения, помогающий подготовиться к конкурсам, информирующий о событиях, переменах в дошкольном образовании, заставляющий задуматься над педагогическими ситуациями, размышлять о своей работе. Стенды в этом большие помощники.

    Слайд 26

    Таким образом, методический кабинет должен стать «копилкой традиций детсада», центром сбора педагогической информации, «мозгом дошкольного учреждения», лабораторией творческого труда воспитателей, чтобы каждый приход сюда приносил им новые знания, новые мысли и идеи, обогащал их опыт.

    Если все эти условия будут выполняться, то методический кабинет в дошкольном учреждении принесет огромную пользу и в деле повышения квалификации сотрудников, и в деле сплочения коллектива при решении конкретных задач, сформулированных в Уставе, программе развития и годовом плане ДОУ.

    Слайд 27.

    Творческих успехов!

    Спасибо за внимание.