Создание психологического комфорта в группах детского сада. Преодолевая сопротивление, или как обеспечить себе психологический комфорт Психологические речевые настройки

Как наладить отношения в женском коллективе, как наладить отношения в мужском коллективе, как наладить отношения в смешанном коллективе. Как отлично общаться с женщиной-руководителем.

ПСИХОЛОГИЯ РАБОТЫ В КОЛЛЕКТИВЕ

Какой бы ни была наша должность, профессия и стаж, работаем мы, как правило, в коллективе. И те, кто трудится на дому, так или иначе общаются с работодателем, во многом зависят от него, а порой и от других коллег, даже если и незнакомы с ними лично. Роль этих взаимоотношений чрезвычайно важна. Они влияют и на карьерный рост, и на психологический комфорт Рабочего процесса, и в конечном счете на то, будете ли вы и дальше работать в данной компании, или нужно срочно подыскивать новое место.

Коллектив, с которым связала вас профессия или случай, может быть каким угодно — большим или маленьким, однородным по тем или иным параметрам или разношерстным. Но в любом случае он состоит из женщин и мужчин. Порой это чисто женский или чисто мужской коллектив, каждый из которых имеет уникальные особенности и работать в которых ох как непросто. А смешанные коллективы (которых все-таки большинство) все равно состоят из маленьких коллективов женщин и мужчин. Выяснив их особенности, вам будет легче смоделировать свою собственную модель поведения.

Уже с рождения мальчики во многом отличаются от девочек. Мальчишки активнее, чаще кричат и с большей охотой исследуют окружающий мир.

Вы спросите, какое отношение золотое детство имеет к карьерному росту? Самое прямое. Ведь детские игры — это модель той же работы. В играх мальчиков всегда присутствует конфликтное и соревновательное начало. Они учатся драться с противниками и мириться с ними. И самое главное: мальчики обычно играют по заранее оговоренным правилам. Они стараются следовать букве правил, но непременно яростно спорят об их сути друг с другом.

Девочки чаще всего играют в игры без правил, например в дочки-матери. Здесь главное — не победа, а поддержание хороших отношений. Так что конфликты случаются редко, и у малышек просто нет навыков выхода из сложных ситуаций. И еще в группах девочек обычно отсутствует жесткая иерархия, свойственная большинству мальчишеских коллективов.

Когда мальчики и девочки оказываются вместе, мальчики обычно захватывают власть. То же случается и на службе — женщины неизменно оказываются на вторых ролях.

В силу сложившихся традиций женщина в обществе издавна воспитывается в духе подчиненности и осознания себя как слабого пола, с детства усваивая ориентир на такие ценности, как трудолюбие и покорность воле мужчины. Особенностью отечественной ментальное можно считать пассивность и уход от конфликта. В современных условиях женщины тоже стремятся избежать прямой конфронтации и, в отличие от мужчин, проявляют больше сдержанности и такта.

Следует признать, что мир бизнеса создан мужчинами и управляется ими. Мужчины относятся к работе с тем же настроем, с каким выходят на спортивные соревнования. Игра, спорт, бизнес управляются с помощью неписаных правил, знакомых большинству мужчин, но, к сожалению, почти не освоенных женщинами. Поэтому, если вы хотите заставить мужчин прислушаться к своему мнению и считаться с вами как с равноправным партнером, необходимо усвоить несколько ключевых моментов.

Но вначале рассмотрим противоположную ситуацию, когда на работе вас окружают коллеги исключительно одного с вами пола.

Женский коллектив. Проблемы и сложности работы в женском коллективе

В дамских заповедниках на фоне дружных чаепитий, бесконечных разговоров на «животрепещущие» и далекие от производственных нужд темы обычно произрастают ядовитые побеги сплетен и интриг. И если обстановка в женском коллективе складывается благоприятная, разгораются настоящие битвы характеров и амбиций. Поэтому, если судьба занесла вас в чисто венскую компанию и вы намерены и в карьере преуспеть, и душевный покой сохранить, — первым делом следует присмотреться к основным фигурам, определяющим ход игры.

Начнем с главы фирмы, ибо руководящие кадры, а особенно дамы-руководители, решают все.

Самодурка . Если во главе женского коллектива стоит взбалмошная особа с истерическим характером, там затеваются особенно жестокие игры без правил. Решения о назначениях, премиальных и иных благах она принимает, руководствуясь исключительно сиюминутным настроением. Ее отличает вздорный нрав и безумное тщеславие. Она пользуется своей властью над беззащитными сотрудницами и самоутверждается, унижая подчиненных. Она обожает комплименты, всегда претендует на повышенное внимание и не терпит, чтобы кто-то, кроме нее, был в центре событий. Любит преподносить банальности как некое откровение и бывает страшно удивлена, если кто-то думает иначе. Главное — изучить ее слабые места и не касаться их ни в коем случае. Старайтесь делать комплименты ее новой прическе, новым туфлям и цвету лица. Претворять свои замыслы в жизнь можно, лишь убедив ее, что все задумала она, а вы лишь озвучиваете ее гениальные идеи. Ни в коем случае нельзя демонстрировать ей свое недовольство. Правда, время от времени можно похныкать и пожаловаться, чтобы добиться повышения зарплаты. Тем самым у нее появится лишний повод самоутвердиться и ощутить себя благодетельницей.

Комиссар . Рьяная начальница, как правило, отъявленная феминистка, знающая дело и правящая в женском коллективе железной рукой. Не терпит постороннего вмешательства, категорична и очень жестка, в особенности с теми, кто хоть как-то отклоняется от ее требований. Штрафы, выговоры — ее любимые способы управления. Редкий тип начальницы, которая почти не придает значения отношениям. Так что дождаться от нее снисхождения по поводу своего отсутствия на работе из-за болезни родственника — пустое занятие. Она настоящий трудоголик, днюет и ночует на работе, которая для нее является смыслом жизни. Старайтесь и вы делать вид, что работа для вас — все. Демонстрируйте железное здоровье, отсутствие бытовых и семейных проблем, преданность компании и веру в стратегическую линию, проводимую начальством. С ней можно советоваться, но спорить — ни в коем случае. Проявляйте инициативу, но ничего ей не навязывайте. Она ценит профессионализм и в первую очередь поощряет именно хороших специалистов. Поэтому повышайте свою компетентность, посещайте разные курсы и используйте любой удобный случай для демонстрации своих умений. Тогда мир с шефиней, карьера и, кстати, покровительство с ее стороны вам обеспечены.

Душка . Принцип ее руководства — полное невмешательство в дела фирмы. Она, возможно, справедливо полагает, что бурной деятельностью делу не поможешь, можно только все испортить. Подчиненные мудры, сами все знают. А если не знают — их можно спокойно уволить. Именно при ней активно разворачивается борьба за власть и доходы, соперничество «группировок» за неформальное лидерство. В делах и отношениях — полный хаос, потому что в женском коллективе некому заниматься улаживанием конфликтов, контролировать соблюдение дисциплины — все решают обстоятельства и активно претендующие на власть соперницы.

Ни в коем случае не надо наседать на такую начальницу, донимая ее просьбами. Вся ответственность целиком лежит на вас, вам и решать. В принципе, можно вообще особенно ничего не делать, разве что постоянно изображать бурную деятельность. По крайней мере, психологический климат от этого не пострадает. В лучшем случае вы быстро пойдете на повышение (если не будете слишком активны), в худшем — на повышение пойдет она. Главное — не стать в женском коллективе жертвой плетущихся вокруг интриг. Поэтому любой ценой воздержитесь от участия в заговорах и других акциях, инспирированных особо активными сотрудницами.

Секретарь . Очень важная персона. От нее во многом зависит то, насколько глубоко зараза интриг может поразить коллектив. Если секретарь — юная самоуверенная девица, которая допускает по пять орфографических ошибок в одной строчке и твердит по телефону: «Вам звонят...», — сориентироваться не так уж сложно. На изысканные хитрости и интриги у нее не хватит ни образования, ни извилин, ни изобретательности. Общение с ней требует большого терпения и мужества. Постарайтесь не выказывать раздражения даже в ответ на откровенные глупости, потоки которых время от времени обрушиваются на вас. Иначе она может обидеться, и тогда вы будете иметь дело с руководством, так как эта «забавная девчушка», скорее всего, является дочкой или внучкой кого-либо из президентов компании.

Если же секретарша — яркий представитель племени кадровых работников советского типа, эдакая злобная фурия, превосходно справляющаяся со своими обязанностями, то от нее лучше вообще держаться подальше. Как правило, она считает своим долгом собирать компромат на всех сотрудников. Подозрительная и недоверчивая, она может усмотреть криминал даже в выражении вашего лица, вне зависимости оттого, серьезны вы или улыбаетесь. Обращаться с ней следует идеально вежливо и называть по имени-отчеству, при этом соблюдая дистанцию — лучше метра три-четыре.

Самый опасный тип секретарш — участливая сплетница, имеющая от природы склонность к плетению тайных сетей. Она приветлива, заботлива, всегда расспрашивает о семье и личных проблемах и старается установить доверительный тон. Но будьте бдительны! Ваша откровенность назавтра вполне может обернуться если не увольнением, то изрядным ухудшением отношений с сослуживцами. И все подробности вашей личной жизни — с некоторыми искажениями, естественно, — станут достоянием всего женского коллектива. Держитесь с ней приветливо, но говорите только на нейтральные темы. Никакой информации о себе или о ком-либо другом.

В любой компании обязательно есть свои «злюки», «буки» и «ворчуньи». Они могут занимать должность от директора до бухгалтера и даже до уборщицы. Бояться их не нужно (ведь они только на это и рассчитывают), ссориться с ними вредно, как минимум, для здоровья, переубеждать таких — бесполезно. Держитесь с ними максимально нейтрально, меньше говорите, больше делайте. Лучше 20 раз повторить спокойным и доброжелательным тоном: «Это нужно подписать» или «Это нужно сделать для дальнейшей работы», чем пускаться в объяснения и дебаты. И еще одно оружие — скромность и стеснительность. Как правило, против такого у них не бывает аргументов.

Одна из главных тем, обсуждаемых в женском коллективе, — внешность и одежда. Здесь чрезвычайно важно выдержать нужный тон. Не стоит привлекать к себе излишнее внимание подчеркнуто дорогими туалетами и аксессуарами. Офис — не место для дефиле. Но и в другую крайность впадать тоже не следует. Поэтому заношенный костюмчик, колготы в зацепках и джинсы с растянутыми коленками лучше пожертвуйте в пользу бедных.

Излюбленный сюжет и одновременно повод для женкой зависти — любовные перипетии. Если у вас все обстоит благополучно на данном фронте, рассказы о счастливых мгновениях в объятиях партнера могут вызвать непредсказуемую реакцию у сослуживиц, обделенных мужским вниманием. Поэтому не стоит одаривать коллег подробностями вашего головокружительного романа с суперменом или картинами семейного счастья с заботливым и преданным мужем. Старайтесь щадить чувства тех, кому не так повезло в жизни, как вам.

Очень опасная, но довольно распространенная в женском коллективе тема — «на чьей ты стороне» и «против кого дружим». Если вас пытаются спровоцировать или запутать, навязать роль, которую вы не хотите играть, уточните детали и обстоятельства. Кто предупрежден — вооружен. И главное — держитесь в стороне от любых козней.

Опасно также появление мужчины в женском коллективе — это может стать серьезным поводом для раздоров. Хотя иногда присутствие отдельных представителей сильного пола идет только на пользу дамам, заскучавшим в своем тесном и душном сообществе. Если, например, мужчина галантен и внимателен, при этом держит дистанцию и никому не выказывает предпочтения — он великолепно освежает производственную атмосферу. Но это почти нереальный персонаж.

Мужчина, оказавшийся в «цветнике», либо старается держаться в сторонке, тоскливо надеясь на появление однополчанина, либо вольно или невольно начинает вести себя как ловелас. Ощутив свою востребованность в полной мере, он флиртует попеременно со всеми дееспособными дамами. Если же он при этом не женат и внешне привлекателен, вокруг него разгораются нешуточные страсти.

Сотруднице, единолично завладевшей его вниманием, приходится несладко. Ее начинают подвергать остракизму, в ее работе находят немыслимое количество «ляпов», и руководительница вполне может уволить ее по причине профнепригодности. Поэтому примите для себя за правило, что для вас таких мужчин не существует.

Но даже если вы и отважились завести роман на работе в окружении «пылких доброжелательниц», будьте готовы мужественно сносить многочисленные придирки и нападки. Ведь зависть и ревность скрыть и сдержать крайне трудно. А эти чувства — самая благодатная среда для развития интриг и склок. Поэтому даже если вас «выбрали» на роль любимой девушки на глазах родного женского коллектива, перенесите основные сцены за кулисы. Приятно, конечно, утереть им всем нос, но мир и спокойствие в стенах офиса, где вы проводите большую часть жизни, дорогого стоят.

Мужской коллектив. Как успешно работать в мужском коллективе

Если вы всю жизнь мечтали оказаться единственной розой среди чертополоха и рассчитываете на ежеминутное внимание, заботу и поддержку, то зря. Обычно работа в мужской компании сравнима с военными действиями, преодолением полосы препятствий или восхождением на высоченную гору. Приготовьтесь к тому, что помимо основных обязанностей у вас будет еще одна забота — выживание в жесткой и суровой среде, со своими правилами, темпами и специфическими взаимоотношениями.

Следует учесть, что мужчины на службе, особенно когда их много, — это совсем не то, что мужчины после работы. Почему-то женщины привыкли считать, что настоящий мужчина — это обязательно галантный рыцарь, который должен всячески заботиться о даме, зная, что она существо слабое, защищать ее от всех неприятностей и напастей, подстерегающих на службе. Реальность, скорее всего, будет иной. Решившись прийти в мужской коллектив полноправным сотрудником, специалистом, вы в глазах коллег-мужчин перестаете быть слабым существом, становитесь, как и все, игроком команды, к которому будут предъявляться такие же жесткие требования, как и ко всем остальным. Таковы условия игры, в которую вы собрались играть.

Вам не будут прощать промахи и неудачи лишь потому, что вы женщина. На работе вы такой же сотрудник, специалист, профессионал, как и все те, кто работает вместе с вами. Женщина, которая не поймет и не примет этого простого расклада, — проиграет. Чтобы этого не произошло, постарайтесь постичь психологию работы в мужском коллективе.

Прежде всего это жесткая конкурентная борьба, в которой не жалеют слабых. Требуя к себе особого отношения, вы рискуете получить в ответ раздражительную, грубую реакцию со стороны коллег. Не провоцируйте их на это. Оптимальная линия поведения — показать свои профессиональные способности, стать коллегой и сильным игроком. Умение демонстрировать свои успехи и принимать особые позы — важный игровой навык. Вы скажете, что такое поведение похоже на бахвальство и нечестность? Но для мужчин это вполне нормальный стиль общения. Они обожают хвастаться.

Поэтому, еще только устраиваясь на работу в мужской коллектив, на собеседовании ни в коем случае не рассказывайте, что ваши цели и интересы — это хорошие отношения в коллективе, корпоративные мероприятия и т. д. Только работа, прибыль, результат!

Не ждите, что коллеги оценят ваши таланты и компетентность. Вы сами должны убедить их в своем мастерстве. Демонстрируйте свою компетентность и действуйте уверенно. Прежде чем сказать «Я этого не умею», вспомните о своих достижениях. Ведь вы столько раз справлялись с самыми разными делами! Если в ответ на новое предложение или назначение вы не вопрошаете растерянно: «Как это делается?», а бодро рапортуете: «Нет проблем!» — у вас есть шанс довольно быстро приобрести репутацию энергичного и перспективного работника.

Не подставляйтесь! Если вы стремитесь выглядеть компетентным человеком, реже упоминайте о своих ошибках. Для этого не надо лгать или изворачиваться, просто не стоит демонстрировать свои промахи на публике. Кстати, придется позабыть о привычке извиняться по поводу и без него. Это не очень вежливо, но... мужчины считают излишние извинения «рекламой своих ошибок».

Часто работающим женщинам приходится делать выбор между домом и карьерой. Мужчины, как правило, не любят перерабатывать, но и не страдают от этого так, как женщины. Оно и понятно, ведь дома их ждут заботливые жены с горячим ужином и чистыми выглаженными сорочками. Вас же ожидают дома кухонная плита и утюг, голодные дети и муж, которые без вас не могут даже намазать себе бутерброд. Чтобы сделать карьеру в компании, где рабочее время не нормировано, вам придется работать подолгу. А значит, вы должны будете выбирать между работой и домашними обязанностями. Мужчины в такой ситуации обычно сокращают время пребывания дома, а женщины — рабочее время. Если же вас не устраивают такие правила игры — ищите другую работу.

Еще одна сложность состоит в том, что женщины часто не умеют поддерживать контакты с деловыми партнерами или клиентами. Как вы относитесь к тому, чтобы пригласить зануду из дочерней фирмы на теннисный корт только потому, что от него зависит подписание контракта? А что вы думаете об ужине с «нужными людьми»? Перспектива такого выпивона — достаточно суровое испытание. Женщинам вообще гораздо труднее, чем Мужчинам, выдерживать общение с несимпатичными людьми. Но если в вашей фирме принято тратить дополнительные усилия на привлечение клиентов — вам придется с этим смириться. Или создать для себя такую нишу, которую никто, кроме вас, не сумеет заполнить.

Какой выбрать стиль одежды для работы в мужском коллективе?

Стиль рабочей одежды лучше выбрать деловой , никаких экстравагантных нарядов, дорогих и вызывающих украшений. Если при первом появлении на работе ваш наряд действительно может привлечь всеобщее внимание, все равно это постоянно продолжаться не будет, даже если вы начнете менять платья несколько раз в течение рабочего дня. Мужчины увлечены работой, они не станут обращать внимание на такие мелочи, постепенно адаптировавшись к многообразию ваших нарядов. Поэтому никаких вычурных экстравагантных и эксклюзивных платьев на работе быть не должно. Достаточно странно выглядит дама в длинном вечернем платье или, наоборот, ультракороткой юбке на фоне мужчин в деловых костюмах. Попробуйте изменить свой гардероб так, чтобы в вашем наряде обязательно присутствовали какие-то отдельные элементы мужской одежды — пиджак, брюки, жилет. Деловой стиль, уместный в офисе, и похожесть на мужчин в мелочах сослужат вам добрую службу. Например, галстук в сознании и даже подсознании мужчины — фаллический символ. И если вы не готовы надеть мужской галстук, шейный платок является его аналогом, символом вашего делового равенства.

Стремясь утвердиться в мужском коллективе, женщина иногда может поверить в то, что сумеет достичь цели типично женскими средствами. Немного пококетничает, постреляет глазками, и все ее коллеги непременно бросятся ухаживать за ней и, возможно, предложат руку и сердце. Такое, вероятно, случается, но гораздо чаще выходит совсем наоборот.

Не нужно думать, что у мужчин нет серого вещества между ушами. Они уже в первый день вашего поступления на службу обсудили все ваши достоинства. Но оказание знаков внимания на службе со стороны мужчин, особенно если это не один человек, умной женщине следует рассматривать как провокацию или тест. Мужчины по природе осторожны. Если есть что замечать, то они это уже заметили. Теперь изучают. Поэтому для начала стоит больше внимания уделить не поискам обожателей, а приобретению знаний по своей специальности. Даже самые злонравные сослуживцы всегда с уважением относятся к профессионалам в своем деле, вне зависимости от того, женщина это или мужчина. Так что у вас еще будет шанс добиться преклонения.

А сейчас учитесь дружить с мужчинами. Не торопитесь принимать знаки внимания. Вникайте в работу. Не бойтесь мужчин: их это раздражает. Мужчины на работе нацелены на достижение поставленной цели, задачи, поэтому их гораздо больше волнует, что представляет собой дама как специалист, насколько она будет полезна в работе.

Если же с вами начинают неприкрыто флиртовать, называть вас уменьшительными именами, «малышкой», «деткой», не вздумайте скандалить, это лишь подхлестнет фамильярного коллегу. Лучше выразить снисходительное удивление. Пусть уж лучше он выглядит невоспитанным ребенком, чем вы — обиженной девочкой.

Это же относится к некоторым унизительным поручениям. Например, когда вы — единственная женщина среди коллег-мужчин и именно вас непременно просят заварить чай или приготовить кофе. Ясное дело, вам показывают, «кто в доме хозяин».

Увы, резкий отказ обычно малоэффективен. Куда лучше взять ситуацию под контроль. Например, самой предложить кофе, прежде чем вас попросят его принести.

Тогда это будет выглядеть просто как проявленная вами любезность.

Так что откажитесь от кокетства, флирта, запрещенных приемов. Боже вас упаси заигрывать с шефом! Вы автоматически станете врагом для всех. О служебных романах написано столько, что муссировать эту тему бессмысленно, следует лишь добавить, что если обстановка в коллективе накаляется, то чаще всего женщину увольняют.

Существует и другая крайность, в которую впадают дамы, стремясь завоевать достойное место в мужском коллективе. Они почему-то считают, что добьются карьерного роста, если сразу забудут о том, что они женщины, и побыстрее превратятся в жестких, мужеподобных бизнес-вумен. Такие женщины стремятся перенять стиль и манеру поведения, жесткость в общении у своих сослуживцев-мужчин. Они меняются даже внешне: короткая стрижка, мужские костюмы, крепкие сигареты, мужской стиль общения. Тем не менее, несмотря на все усилия, дама все равно не сможет стать до конца своей в сугубо мужском коллективе.

Как бы странно это ни прозвучало, но мужчины чувствуют фальшь подсознательно. Они понимают, что это поведение во многом наигранно, неестественно, не характерно для женщины, поэтому они будут ее сторониться. А между тем попытки стать мужчиной в юбке отнимают огромное количество энергии. Расплата приходит позже в виде раннего старения, расшатанных нервов, одиночества. Поэтому такой путь малопродуктивен. Не стоит забывать о том, что вы все-таки женщина. А значит, мягче, терпимее, ровнее в общении, чем мужчина. Вы способны своим обаянием противостоять жесткому миру мужской агрессивности.

Но как бы вы ни старались, не стоит надеяться легко и просто найти общий язык с коллегами-мужчинами, а уж тем более — завести на работе преданных друзей. Работа — это не то место, где следует искать друзей. Для мужчин их работа — место, где они могут самоутвердиться, самореализоваться как специалисты, профессионалы. Это территория конкурентной борьбы, порой жесткой, за возможность продвижения вверх по карьерной лестнице. Поэтому на работе отношения формируются скорее на уровне корректного профессионального взаимодействия всех членов команды, но не становятся искренне дружескими. Едва ли о таком союзе можно говорить как о настоящей дружбе. Не стоит рассчитывать на то, что, как только вы в разговоре искренне расскажете коллеге обо всех ваших проблемах и начнете сочувственно расспрашивать о его делах, он сразу же станет вашим преданным другом. Мужчины не стремятся к дружбе на работе. Особенно их пугает та эмоциональность выражения чувств, которая характерна для женщин. Мужчины стараются столь явно свои эмоции не проявлять.

Если дама будет постоянно и очень бурно демонстрировать свою радость или печаль, мужская часть коллектива просто сочтет ее истеричкой, а посему — учитесь контролировать эмоции, не озадачивайте собеседника собственными проблемами с семьей, здоровьем, детьми. Мужчина воспримет ваше откровение как просьбу о помощи.

По тем же причинам забудьте об унынии и жалобах. Коллеги-мужчины свирепеют, когда видят, что мы ноем и жалуемся на жизнь. В конце концов, именно по такому случаю можно встретиться с любимой подругой, в жилетку которой так сладко поплакать.

Не пытайтесь сами влезть в мужскую душу. Мужчины, как правило, не любят излишнего внимания к собственной личной жизни, не любят они и постоянного обсуждения поведения и личных качеств коллег по работе.

Не увлекайтесь этим. Но ваше умение подставить плечо, тактично и молча, мужчина обязательно оценит.

Скрывайте эмоции, даже столкнувшись с откровенной грубостью со стороны кого-либо из коллег. Многие женщины считают, что, если на них повысили голос или просто наорали, смолчать нельзя. Обидчику следует ответить той же монетой или же просто расплакаться, пытаясь вызвать у него угрызения совести. Вероятно, у кого-то это и вызовет ожидаемую реакцию, но может статься так, что ни крик, ни слезы не остановят вашего недруга. Просто лишний раз все окружающие убедятся в вашей слабости, в том, что вас нельзя рассматривать как полноправного игрока в мужской команде.

Ни в коем случае не показывайте противнику, что он вас достал, даже если это действительно так. Никто и никогда не должен видеть ваших слез! Очень важно в такой ситуации сохранить самообладание, не дать себя втянуть в бессмысленный скандал.

Сдерживайтесь, отвечайте в подчеркнуто корректном тоне. Это охладит агрессивность вашего оппонента. Говорите тихо, это заставит вашего обидчика убавить громкость. Делайте паузы между фразами, это даст время подумать и почувствовать ваше состояние в данный момент. В любой спорной ситуации более достойно выглядит человек, владеющий своими эмоциями. Иногда грубость — это провокация, желание «показать ваше место». Зачастую жесткие с виду мужчины не выдерживают давления или не умеют держать удар. Женское преимущество состоит в том, что от вас не ожидают мужества и стойкости.

Психологи подметили одну особенность женской психологии: если мужчины после крупного разговора быстро отходят, забывая о ссоре, то женщины, наоборот, способны вновь и вновь мысленно возвращаться к неприятному эпизоду, прокручивая его в голове и продолжая злиться. Это тупиковый путь. Злопамятность только впустую сжигает нервные клетки. Не копите злобу, не будьте злопамятны — это вредит прежде всего вам.

Наверняка вам знакомо выражение: «Послушай женщину и сделай наоборот». Ясно, что такое мог придумать только мужчина, а потому делайте выводы, особенно если пытаетесь ужиться в мужском коллективе. Вывод прост: мужчины крайне чувствительны ко всем советам, исходящим от женщин. Они их просто не любят. Мужчины воспринимают ваши советы как критику, как констатацию их профессиональной несостоятельности. Между прочим, для большинства мужчин существует только одна женщина, которая имеет право им указывать, — мать.

Особенно раздражают советы, когда кто-то очень щедро ими делится со всеми подряд. Отсюда такое крайне неприязненное отношение к непрошеному советчику. Для того чтобы не быть причисленной к числу таких людей, постарайтесь никого не критиковать, никому не советовать, а если и высказывать свое мнение, то только тогда, когда вас об этом просят. Что бы ни говорили, но люди не любят критики, от кого бы она ни исходила. Наоборот, доброжелательная оценка, похвала, комплимент — это значимая психологическая поддержка для любого представителя сильного пола. Получив ее от вас, он скоро уже сам будет обращаться за советом.

Проблем и трудностей, подстерегающих женщину в мужском коллективе, так много, что может возникнуть стойкое убеждение: женщина просто не сможет нормально существовать в этом мужском мире. Это совсем не так. Ваши коллеги надеются, что вы своими знаниями и умениями укрепите их команду, что вы

будете инициативной и настойчивой в достижении общих целей, не будете чрезмерно досаждать им своими комплексами и, конечно, признаете их гениальность.

Смешанный коллектив

Это самый распространенный вариант. Но подводные камни здесь могут быть следующие: к вам, особенно если вы новенькая, от приевшейся атмосферы и ради разнообразия начнут проявлять внимание мужчины, и за это на вас будут точить зуб женщины. Поэтому с мужчинами лучше особо не кокетничать, на предложения не кидаться, а с женщинами не ссориться и наводить «мосты любви и дружбы». А вот после того как вы понравитесь женской половине и освоитесь в целом, можете вести себя так, как вам нравится, теперь уж неразговорчивой монашкой, чурающейся мужского общества, вас быть никто не заставляет. Просто, если вы не будете мгновенно делать широкие глаза и милую улыбку в ответ на любой мужской комплимент и обедать со всеми по очереди, вас одинаково зауважают и мужчины, и женщины.

Выступление на семинаре классных руководителей на тему "Доверительные отношения как средство педагогической поддержки ребёнка". В статье приводятся примеры тренингов, результатом которых является осознание собственной ценности и ценности других людей, установление тёплого эмоционального контакта, повышение доверия друг к другу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СОЗДАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОМФОРТА В ДЕТСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ

“ Вопрос: как учить? Какой наилучший метод? - есть вопрос

О том, какое отношение между учащим и учащимся будет

Наилучшим “. Л. Н. Толстой.

Дети, растущие в современном мире, во многом отличаются от своих сверстников предыдущих поколений. Большинство детей, переступающих школьный порог, уже умеют читать и писать, владеют азами компьютерной техники, имеют большой информационный доступ, но при этом испытывают неустойчивые, дискомфортные состояния, затрудняющие выполнение школьных требований, испытывают трудности в общении со старшими и сверстниками, постоянно находятся в стрессовых ситуациях.

Современный ребёнок - это не тот Малыш из сказки А. Линдгрен «Малыш и Карлсон», который мечтал получить на свой день рождения собаку для того, чтобы с ней играть. Это ребёнок – «Один дома», который растёт на сериалах «Счастливы вместе», «Универ» «Симпсоны», которого окружают бездушные сотовые телефоны, жестокие персонажи компьютерных игр, односложные ответы загруженных родителей на многотысячное «Почему?». Дома заботу о ребенке понимают весьма своеобразно: накормить-напоить, обуть-одеть. А вот как быть с другой потребностью ребенка - потребностью в общении?

Общение – обязательное условие полноценного развития ребёнка. Оно способствует установлению соматического и психического равновесия, снижению остроты возникающих конфликтов, снятию стрессовых состояний, повышению оценки собственной социальной значимости. Общение в детстве обязательно должно включать в себя элементы положительного эмоционального отношения – приветливость, признание, любовь.

Следует помнить, что стиль отношения взрослых к ребенку влияет не только на детское поведение, но и на психическое здоровье детей; так, неуверенность ребенка в положительном отношении к себе взрослого или, наоборот, уверенность в неактивной оценке его как личности провоцирует подавленную агрессивность. Если ребенок воспринимает отношение взрослого к себе как негативное, то попытки взрослого побудить ребенка к общению вызывают у него состояния смущения и тревоги. Длительный дефицит эмоционального общения между взрослым и ребенком порождает неуверенность последнего в положительном отношении к нему взрослых, вызывает чувство тревоги и ощущения эмоционального неблагополучия.

Решение этой проблемы видится в создании психологического комфорта среди школьников. Положительные эмоции, характерные для психологического комфорта – это движущая сила в поведении человека, в способах взаимодействия с окружающей средой.

Источниками психологического комфорта выступает организация межличностных взаимодействий “учитель – ученик”. Это отношения в процессе совместной деятельности, которые характеризуются положительным эмоциональным состоянием, доброжелательными взаимоотношениями. Это выражается в активном слушании, доверии. Доверие – обязательное условие при взаимодействии учителя и ученика. ”Оказанное доверие обычно вызывает ответную верность” - говорили древние.

Действия педагога по созданию комфортной среды заключаются в обеспечении благоприятных условий в том, чтобы дать возможность ребёнку проявиться в полной мере как личности. Конкретными способами могут выступать просьба вместо требования или приказа, убеждение вместо физического или агрессивного словесного воздействия, чёткая организация вместо жёсткой дисциплины. В младшем школьном возрасте особое значение имеет тактильный контакт. Доброжелательное прикосновение – это знак эмоциональной безопасности. К непосредственным способам осуществления индивидуальной поддержки можно отнести подбадривание, услугу, снятие напряженного состояния, защиту, обращение по имени, доброжелательный визуальный контакт, постоянное проявление интереса к ученику, сопереживание ему и т. д.

Не следует забывать и о создании ситуации успеха, но ситуации достижимой. Выбирать такие задания, давать такие поручения, при выполнении которых ученики чаще добиваются успехов, чем неудач. Нужно помочь снять чувство страха, оказать скрытую помощь, дать совет. Не нужно бояться авансировать ученика, называя его достоинства: авансирование в присутствии коллектива мобилизует активность ребёнка, и он прикладывает максимум усилий, чтобы оправдать данную ему характеристику. “Похвала полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в добродетельных намерениях”, - писал Ф.Ларошфуко.

Может быть, это главное право ребенка – доброта, защита, душевный комфорт в школе. Ощущение гарантированной неприкосновенности. Даже если из-за этого может пострадать успеваемость. Сохранить душевное равновесие ребенка – вот что становится в сегодняшней жизни главной задачей педагога.

Хороший эффект в создании психологической комфортности дает проведение тренингов, направленных на развитие эмоционального контакта. Ребята учатся управлять своими чувствами, сбрасывать эмоциональное напряжение, устанавливать доброжелательные отношения в коллективе сверстников и в общении со взрослыми (см. Приложение).

Сегодня педагогический подход к воспитанию требует нового осмысления. Педагогам важно быть гибкими, научиться перестраивать свои действия в зависимости от ситуации, соблюдая при этом п равила профессиональной деятельности:

Правило 1 .Будьте профессионалом, умейте так преподавать свой предмет, как будто он самый важный.

Правило 2 .Принимайте ученика таким, какой он есть, независимо от его внешних данных, уровня развития интеллекта, способностей. Не оценивайте личность ученика лишь через призму получаемых отметок, а его знания – в зависимости от поведения.

Правило 3. Обеспечьте эмоциональный комфорт ребёнку в школе. Для этого:

  • будьте ему старшим другом и опорой;
  • стремитесь понять индивидуальные особенности ученика;
  • проявляйте терпимость к его недостаткам;
  • не навязывайте своего мнения;
  • будьте тактичны;
  • доверяйте детям;
  • не допускайте расхождений между словом и делом;
  • не сравнивайте ребёнка с другими детьми.

Правило 4 . Не устраивайте ребёнку “прилюдных разборок”. Скажите ему обо всём наедине.

Правило 5 . Найдите в себе мужество признать свою неправоту и при необходимости – извинитесь.

Правило 6 . Никогда не критикуйте личность, а давайте оценку только негативного поступка (не “ ты – плохой”, а “ ты плохо поступил”).

Правило 7 . Никогда не “воюйте “с детьми: если вам и удастся настоять на своём, то дети отплатят вам своим упрямством и бездействием.

Законы этики учителя:

  1. Относитесь к ученику с уважением, любовью, добротой.
  2. Не позволяйте себе резкие, безапелляционные суждения.
  3. Будьте тактичны, никогда не подчёркивайте своего превосходства как в общении с учеником, так и со своими коллегами.
  4. В любой конфликтной ситуации учитесь находить разумное оптимальное решение.
  5. Будьте терпимы к человеческим недостаткам и слабостям.
  6. Умейте щадить самолюбие и достоинство других людей.
  7. Стремитесь к тому, чтобы родители учеников были вашими единомышленниками.
  8. Никогда не выясняйте ни с кем отношений в присутствии посторонних.
  9. Ничего не начинайте во гневе.
  10. В любой жизненной ситуации помните: вы – педагог, с вас строже спрос за поведение и образ мыслей.
  11. Помните золотое правило этики: относитесь к людям так, как вы бы хотели, чтобы они относились к вам.

Результат доброжелательных, доверительных отношений в условиях психологической комфортности: для ребёнка – это выравнивание личности, сохранение психического здоровья; для педагога – удовлетворённость, видимый результат в лице счастливых и благодарных воспитанников.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Положительный настрой “Заряд доброты”

Это специальный методический приём: начиная день, высказать детям свою уверенность, что они будут доброжелательны, внимательны и уступчивы, постараются не обижать друг друга, чтобы в классе не возникло конфликтных ситуаций. В таком плане и заканчивается день. Перед тем, как отпустить детей домой, организуется минутка подведения итогов, посвященная анализу прожитого дня. Дети с помощью учителя пытаются разобраться, как можно было бы избежать возможного конфликта, а если он уже произошёл, как помирить конфликтующие стороны, чтобы никто не ушёл обиженным. Таким образом, в детском коллективе формируется привычка оценки поступков с позиции доброжелательности и уважения друг к другу, накапливается опыт нравственного решения конфликта, формируются задатки самоконтроля в поведении детей, устанавливается доброжелательная атмосфера в их взаимоотношениях

Тренинг “Улыбнись другому”

Дети сидят в кругу. Они выбирают одного участника, который начнёт упражнение. Задача очень проста: он должен улыбнуться своему соседу справа. Тот “передаёт” улыбку следующему участнику, и так далее до тех пор, пока улыбка не вернётся к первому ребёнку. После выполнения упражнения проводится обсуждение, в ходе которого дети сообщают о том, что они чувствовали, когда “ получали” и “передавали” свои улыбки.

Результатом является установление тёплого эмоционального контакта, повышение доверия друг к другу.

Тренинг “Солнышко”

Детям предлагается нарисовать на листе солнце, от которого отходят лучи. На трёх лучах нужно написать свои положительные качества. Затем листы с нарисованным солнцем закрепить на спине. Дети подходят друг к другу и дописывают на лучах те положительные качества, которые, по их мнению, присущи этому ученику. По окончании дети снимают со спины свои солнышки и читают, что там написано. Обсуждаем:

Что нового о себе я узнал?

Что нового я узнал о других?

Результатом тренинга является позитивное восприятие своего одноклассника.

Тренинг “Связующая нить”

Ребята сидят в кругу, передавая друг другу клубок с нитками так, чтобы у тех, кто уже держал клубок, в руках осталась нить. Передавая клубок, дети рассказывают о том, что они сейчас чувствуют, что хотят для себя и что могут пожелать другим. Игру начинает учитель, показывая пример того, как можно рассказать об этом. Затем учитель обращается к играющим, спрашивая, хотят ли они что - нибудь сказать. Когда клубок вернется к ведущему, дети натягивают общую нить, и закрывают глаза, представляя по просьбе учителя, что все они составляют единое целое и что каждый из них важная и значимая часть этого целого.

Результатом тренинга является осознание собственной ценности и ценности других людей.


Анна Ковалькова
Семинар-практикум «Создание психологического комфорта в группах детского сада»

Цель :

Познакомить воспитателей с составляющими психологического комфорта и эмоционального благополучия детей в группе .

Повышение педагогической компетентности педагогов в области эмоциональной сферы детей.

Способствовать эффективному применению образовательных и воспитательных действий, направленных на личностно ориентированное взаимодействие с ребенком.

Психологический настрой : притча «Все в твоих руках»

«Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил : мертвая она или живая?». А сам думает : «Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу : Мудрец, подумав, ответил : «Все в твоих руках» ».

В наших руках возможность создать в детском саду такую атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя «как дома» .

Тема нашего сегодняшнего семинара «Создание психологического комфорта в группах детского сада ».

Большинство людей объясняют понятие «здоровье» с точки зрения стабильного физического самочувствия. Но, по сути, здоровье – это совокупность нескольких составляющих.

Известный врач – психотерапевт Элизабет Кюблер-Росс выдвинула такую идею : здоровье человека можно представить в виде круга, состоящего из четырех квадрантов : физического, эмоционального, интеллектуального и духовного.

К сожалению, многие из нас достаточно поздно начинают понимать важность не только физического, но еще и эмоционального здоровья.

Портрет психологически здорового человека - это, прежде всего творческий, жизнерадостный, веселый, открытый человек, познающий себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами, интуицией. Такой человек берет ответственность за свою жизнь, прежде всего на самого себя, его жизнь наполнена смыслом. Он находится в постоянном развитии.

Ни для кого не секрет, что многие дети имеют невротические отклонения. Причин этому множество, такие дети сложны и для родителей, и для педагогов, и для общества. С другой стороны, иногда вполне психологически здоровых детей родители и педагоги превращают в невротиков.

Важно сохранять психическое и психологическое здоровье детей , так как последствия психологического дискомфорта для ребенка :

*появление фобий, страхов, тревожности, повышенной агрессивности;

*переход психологических переживаний в соматические расстройства, когда ребенок, получивший психологическую травму , заболевает физически (некий инстинкт самосохранения организма) ;

*проявление психологических травм , полученных в детском возрасте , в более зрелом возрастном периоде в виде психологической защиты – позиция избегания (замкнутость, наркотики, суицидальные наклонности, проявления агрессивных поведенческих реакций (побеги из дома, вандализм и т. п.)

Вопросы о психологическом комфорте и психическом здоровье должны быть обращены, прежде всего, к педагогам, так как большую часть времени дети находятся в детском саду .

Что такое комфорт ? Это – условия жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающая удобство, спокойствие и уют. (Толковый словарь С. И. Ожегов)

- Психологический комфорт – условия жизни , при которых ребенок чувствует себя спокойно, нет необходимости защищаться.

Существуют объективные причины, по которым невозможно в полной мере создать психологический комфорт в группе детского сада :

Большая наполняемость групп ;

Один воспитатель в группе ;

Неблагоприятная семейная ситуация.

Да, действительность такова. Но кто поможет нам и нашим детям, если не мы сами? Дошкольное учреждение играет не последнюю роль, несмотря на все проблемы, диктуемые современным состоянием общества.

Проблема психологического здоровья .

Наиболее часто встречающимися эмоциональными нарушениями являются : агрессивность, тревожность, страхи, чрезмерная робость, застенчивость. Вспышки гнева, жестокости, повышенная чувствительность мешают этим детям приспособиться к жизни в коллективе.

Находясь долго в состоянии обиды, злости, подавленности, ребенок испытывает эмоциональный дискомфорт , напряжение, а это очень вредно для психического и физического здоровья.

Для успешного эмоционального развития детей необходимы определенные условия : удовлетворение их потребностей в положительных эмоциональных контактах с окружающими, в любви и педподдержки. Самостоятельной деятельности по интересам, в общении и сотрудничестве с взрослыми и сверстниками. Самореализации и признании их достижений окружающими. Одной из главных задач педагогов является создание психологического комфорта дошкольников .

Стоит только переступить порог группы можно ощутить атмосферу раскованности или закрытости, спокойной сосредоточенности или тревожного напряжения, искреннего веселья или угрюмой настороженности, которая присутствует в группе .

Атмосфера (или климат) в группе детского сада определяется :

1) Отношениями между воспитателем и детьми;

2) Отношениями между самими детьми;

3) Отношениями между воспитателями;

4) Отношениями между воспитателями и родителями.

Хороший климат в группе возникает тогда , когда все ее члены чувствуют себя свободно, остаются самими собой, но при этом уважают также и право другим быть самим собой.

Воспитатель оказывает весьма существенное влияние на качество группового климата . Фактически именно воспитатель (а не дети, как нам обычно кажется) создает определенный климат в группе .

Учитывая это, педагогам в группах необходимо создавать условия для эмоционального благополучия каждого ребенка :

Предметно-развивающая среда,

Стиль общения воспитателя с ребенком,

Стиль общения воспитателей между собой и с помощником,

Стиль общения воспитателя с родителями,

Наблюдать, как общаются дети между собой.

Самочувствие ребенка в группе – это удовлетворенность существующими взаимоотношениями в группе , степень участия в совместной деятельности, защищенность, внутреннее спокойствие, переживание чувства «мы» . Все это можно определить как эмоциональное благополучие. Эмоциональное благополучие способствует нормальному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям.

Сейчас я бы хотела остановиться на стилях педагогического общения.

Стиль педагогического общения напрямую влияет на благоприятный .

Педагог – руководитель, организатор; дети – исполнители

(несамостоятельные, безынициативные)

Принцип педагога : «Доверяй, но проверяй» (недостает уважения, доверия к личности ребенка) ;

Ожидание беспрекословного послушания, повиновения;

Не учитывает отношения между детьми;

Не признает ошибки;

Низко оценивает возможности детей;

Публично указывает ребенку на его ошибки, недостатки поведения.

Либеральный (попустительский) стиль

Педагог безынициативен, недостаточно ответственен;

Переоценивает возможности детей;

Выполнение своих требований не проверяет;

Нерешителен;

Во власти детей;

Учитывает взаимоотношения в группе ;

Человек настроения.

Демократический стиль

Педагог учитывает особенности возраста детей, оптимально делит функции между собой и детьми;

Изучает и учитывает межличностные взаимоотношения;

Проявляет максимум требований, максимум уважения;

Испытывает потребность в обратной связи от детей;

Умеет признавать ошибки;

Предпочитает плодотворный разговор с ребенком наедине.

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод : наиболее эффективным и оптимальным является демократический стиль общения, он наиболее благоприятен в воспитательном воздействии и в полной мере служит формированию у детей и окружающих людей сознательной дисциплины, творческого отношения к делу и формирования активной жизненной позиции. Именно правильно выбранный стиль общения педагога с детьми поможет создать ребенку благоприятный психологический комфорт в группе .

Всем известно, что у детей развита интуитивная способность улавливать эмоциональное состояние взрослых. Дети очень легко заражаются отрицательными эмоциями, поэтому педагогу необходимо устраивать себе психологический душ (разрядку, который поможет ему снимать излишнее эмоциональное напряжение.

Для создания условий психологически комфортного пребывания ребенка в детском саду необходимо :

* Использование принципа М. Монтессори : принцип изолированности ребенка от группы в случае конфликтной ситуации между детьми. Обратите внимание! Не выгонять ребенка из группы , а предложить побыть одному!

* Выстраивать систему правил. «В рамках правил ребенок учится отличать себя от других, они (правила) развивают чувство уверенности и собственной полноценности, таким образом, укрепляется Я ребенка». Больше внимания уделять игре, ритуалам, символам (решение проблемы поведения и агрессивности) .

* Сделать каталог в группах «Этого нельзя!» для того, чтобы дети учились запретам в игре (через игру, а не содрогались от окриков воспитателей. В этом каталоге может быть перечислено, например, то, чего нельзя делать, когда нападает ярость, или внесены правила, как нужно приветствовать новичков в группе и др .

* Использовать идею Гельмута Фигдора о создании в группе «Уголка ярости» , где дети могли бы выплескивать накопившиеся негативные эмоции, чувства гнева.

* Ввести в режим дня «часы тишины» и «часы можно» (как ритуал) .

* Ввести ритуал утреннего приветствия «Давайте поздороваемся» (сплочение группы , психологический настрой на занятия ).

* Использовать в течение дня игры-правила : «Обзывалки» , «Кричалки-шепталки-молчалки» , «Поем и молчим» (для выплеска накопившейся отрицательной энергии у детей и обучения взрослых управлению их поведением).

* Принимать каждого ребенка таким, какой он есть. Помните : плохих дошкольников нет. Есть плохие педагоги и родители.

* В профессиональной деятельности опираться на добровольную помощь детей, включать их в организационные моменты по уходу за помещением и участком.

* Быть затейником и участником детских игр и забав .

* В затруднительных для ребенка ситуациях ориентироваться на его возрастные и индивидуальные особенности : быть всегда вместе с ним, а не делать что-то вместо него.

* В своих отношениях с детьми постарайтесь помнить о том, что :

Ребенок вам ничего не должен. Это вы должны помочь ребенку стать более самостоятельным и ответственным.

* В каждой конкретной неблагоприятной ситуации нужно понять, чего добивается ребенок и почему он это делает. Добивайтесь от него соблюдения социальных норм и правил с учетом его состояния и интересов.

* Запретов и строгих требований не должно быть слишком много. Это ведет к пассивности и низкой самооценке у воспитанников.

* Тихий, застенчивый ребенок также нуждается в вашей профессиональной помощи, как и отъявленный драчун.

* Благополучная социальная ситуация развития – это лучший метод передачи детям нравственных норм и правил человеческого общежития. Беседы о нравственности, не подкрепленные защитой детей от психического и физического насилия, - демагогия и опасная практика.

* Привлекать родителей к образовательному процессу и обращаться к ним за поддержкой в случаях нестандартных ситуаций.

* Сглаживать по возможности конфликтные ситуации при общении с родителями, используя основные правила :

Говори с собеседником не о своих проблемах, а о том, что его интересует!

Не отвечай на агрессию встречной агрессией!

* Особенно важно устраивать каждому педагогу собственную психологическую разрядку в течение рабочего дня. Это может быть общение с коллегами, психогимнастика , аутотренинг, музыкотерапия и т. п.

В каждой группе детского сада создаётся психологически комфортная среда для детей . Создание такой среды включает в себя :

Организацию зоны для психологической разгрузки ;

Обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме;

Обучение детей умению владеть собой в различных ситуациях, приемам саморегуляции;

Обучение детей бесконфликтному общению с помощью эмоционально-развивающих игр;

Повышение самооценки тревожных, неуверенных в себе детей;

Обучение детей навыкам сотрудничества и согласованным действиям в команде.

Также очень важный элемент психологической комфортности детей в группе это – психологические речевые настройки для создания в группе положительного эмоционального фона, атмосферы доброжелательности и защищенности, создания хорошего настроения .

Они могут проводиться утром, после зарядки, дети и воспитатель становятся в круг, держась за руки. При произнесении речевых настроек голос воспитателя полностью должен соответствовать тому, что он говорит, то есть голосом и мимикой должны передаваться доброжелательность и радость встречи и т. д.

Примерные речевые настройки, которые должны показать детям, что им рады, настраивать на доброжелательные отношения с взрослыми и другими детьми.

Проявите фантазию, дайте выход вашему творческому потенциалу :

Примеры психологических речевых настроек :

Сегодня я рада видеть вас в детском саду , в нашей группе ! Этот день мы проведем все вместе. Пусть этот день принесет радость. Давайте постараемся радовать друг друга.

Я рада видеть всех деток нашей группы здоровыми , веселыми, в хорошем настроении. Мне очень хочется, чтобы такое настроение у нас у всех сохранилось до самого вечера. А для этого мы все должны чаще улыбаться, не обижать друг друга и не драться. Будем радоваться друг другу.

Здравствуйте, мои хорошие! Сегодня на улице пасмурно и сыро. А в нашей группе тепло , светло и весело. А весело нам от наших улыбок, ведь каждая улыбка – это маленькое солнышко, от которого становится тепло и хорошо. Поэтому сегодня мы будем с вами чаще улыбаться друг другу.

Очень хорошо на развитие детей сказываются такие формы отношений, при которых воспитатель с помощью различных доводов убеждает ребенка в преимуществах того или иного поступка. При этом выбор оставляется за ребенком. Такой тип отношений предполагает индивидуальный подход к особенностям и текущим состояниям детей. Именно в такой ненавязчивой опеке больше всего нуждаются дети и благодарят взрослого искренней привязанностью к нему.

Рефлексия «Все в твоих руках»

На листе бумаги обводят левую руку. Каждый палец – это какая – то позиция, по которой надо высказывать свое мнение.

«Большой» - для меня было важным и интересным…

«Указательный» - по этому вопросу я получила конкретную рекомендацию

«Средний» - мне было трудно (мне не понравилось)

«Безымянный» - моя оценка психологической атмосферы .

«Мизинец» - для меня было недостаточно.

Желаю вам и вашей семье психологического здоровья !

На работе мы проводим большую часть своего времени, а с коллегами видимся чаще, чем с родственниками. Очень важно, чтобы работа приносила истинное удовольствие, иначе все вылезет в плохое настроение и проблемы со здоровьем.

Что необходимо для психологического комфорта на работе?

1. Команда!

Для психологического настроя на работе нужна настоящая команда. Если каждое утро просыпаться с мыслью, что сегодня от коллеги можно получить камень в спину, стимул работать вряд ли появится. Получается, что человек весь день пребывает в эмоциональном напряжении, и пускает все силы и энергию на защиту себя, а не на выполнение определенных задач.

Очень важно приходить на работу и окунаться в оптимистичную обстановку.

Совет руководителям: стоит сразу пресекать всевозможное появление сплетен, вплоть до лишения премии, а также сглаживать острые углы между сотрудниками с помощью переговоров.

2. Совместимость

Для психологического комфорта на работе между сотрудниками должна быть некая совместимость. Например, схожесть в определенных принципах, способе жизни, характерах и темпераментах. Тогда прийти к общему знаменателю, решая профессиональные вопросы, будет намного проще.

Совет: опытному руководителю стоит один раз пообщаться с человеком, чтобы понять, сможет ли он войти в сложившийся коллектив или нет. Также существуют специальные тесты, заполнив которые можно точно узнать о характере человека, его жизненной позиции и т.д.

3. Я - часть коллектива

Для каждого человека очень важно ощущать свою значимость, только тогда наступает ощущение психологического комфорта на работе. Когда человек чувствует себя ценным, ему хочется свернуть горы и прыгнуть выше своей головы.

Совет: повысить самооценку сотрудника и его статус в глазах коллег можно с помощью отдельного (небольшого) задания. К тому же, с его помощью можно раскрыть скрытые резервы человека.

Вышеперечисленные критерии очень важны для ощущения психологического комфорта на работе. Если они будут соблюдены, сотрудник будет более продуктивным!

admin

Каждый хотел бы отыскать такую работу, где и платят хорошо, и коллектив приятный, и переработок нет, и присутствует весь соцпакет. Подобная информация указана почти в 99% резюме на разных ресурсах по поиску работы. А вот работодатели предлагают меньше привилегий, но много требований с небольшой оплатой. Конечно, для них тоже важно отыскать подходящего кандидата, а еще достичь высокой производительности труда с минимальными усилиями со своей стороны.

Позитивные настроения среди работников всегда положительно сказываются на рабочем процессе и производительности труда.

В крупных компаниях с успехом применяется принцип работы с сотрудниками не только для повышения квалификации, но и нормализации психологического климата в коллективе. К несчастью, немало средних и малых фирм не уделяют данной проблеме внимания, что становится причиной многих трудностей.

Психологический климат в коллективе. Основные понятия

Постараемся объяснить понятие психологического климата в коллективе. Другое название – социально-психологический климат или СПК. Это общее, в некоторой степени устойчивое, психологическое настроение коллектива одной фирмы, которое проявляется в различных типах деятельности.

Нормальная атмосфера в компании всегда позитивно воздействует не только на психологию каждого работника, но и иные показатели компании. Если климат позитивный, то выделяются следующие признаки этого:

доверие между коллегами и к начальству;
чувство стабильности, защищенность;
всеобщая готовность справляться с трудностями;
оптимизм;
приятное взаимодействие между работниками;
симпатии и поддержка между сотрудниками;
уверенность, внимание;
настроенность на компромисс;
допустимое свободомыслие;
желание развиваться.

При противоположном положении вещей возникают отрицательные последствия, которые даже могут быть необратимыми.

Факторы, влияющие на психологический климат в коллективе

Выделены определенные факторы, которые влияют на психологический климат в коллективе. Они способны делать его отрицательным и положительным. К ним важно отнести санитарные и гигиенические условия: освещенность, размер помещения, уровень комфорта места работы, температура и т.д.

Другим фактором выступает сам руководитель. Если человек придерживается здорового стиля жизни, с ответственностью относится к работе, отличается позитивными качествами, то он станет примером для работников.

Для создания нормального климата в коллективе руководителю важно подбирать на работу людей с определенным типом темперамента, дабы они подходили друг к другу. Еще важна совместимость по возрасту и опыту.

Социальная напряженность в организации. Стратегии по снижению

Сейчас есть немало подходов и принципов по уменьшению социальной напряженности в организации, то есть по созданию положительного психологического климата среди работников. Эти цели предусматривают такие действия:

при образовании коллектива фирме важно учесть психологическую совместимость людей. В зависимости от целей требуется сочетание различных типов темперамента и характера. Во множестве ситуаций группа с людьми одинакового типа характера оказывается почти неработоспособной. К примеру, если собрать только работников, которые не способны на инициативность и ждут постоянных указаний свыше, или только тех, что привыкли раздавать команды;

При наличии напряженностей среди работников, важно понять их причину и найти пути решения и устранения проблемы.

важно соблюдать оптимальность подбора, постановки, аттестаций и тренировки руководителей;
установить приемлемое ограничение количества работников, что подчиняются одному начальнику (5-7);
следить за отсутствием излишних свободных рабочих мест и работников. Избыточное и недостаточное число сотрудников становится причиной нестойкости коллектива. Образовывается почва для развития конфликтов, напряжений из-за желания разных кандидатов занимать должность и получать повышения по службе. Другая причина – неравномерность рабочей нагрузки, что возникает при присутствии лишних работников;
опираться в работе важно на самых активных и , т.е. неофициальных лидеров, что пользуются доверием остальных сотрудников;
контроль процессов организации содержательных составляющих климата (ценностей, норм, правил, ожиданий, общего настроения и мнения);
предупреждать и находить выход из конфликтов между личностями;

использовать социальные и психологические способы, которые способствуют образованию у сотрудников навыков действенного понимания между собой и взаимодействия (увлекать работников собственным примером, использовать тренинги, бизнес-игры, способы убеждения и т.п.).

Экспертами разработано немало психологических и социальных способов создания позитивного климата в коллективе. Среди них важно выделить:

Телесная психотерапия. Она базируется на понимании тесных взаимосвязей между явлениями в физиологии и психике. В особенности на том, что особенности личности заметны в жестах, движениях. Подобная психотерапия проявляется в создании в компании комнат для разгрузки психики, кабинок с манекенами руководителей (для выхода негативных чувств и т.д.);
Арт-терапия. Данная технология основывается на том, что внутреннее «я» людей проявляется в видимых образах, когда человек создает картины, скульптуры, рисует, не думая о собственном произведении, иными словами, спонтанно. Материалы, что получены в процессе борьбы с группой дают шанс выявлять уровни агрессии и других отрицательных чувств, способствуют решению конфликтов и налаживанию связей между сотрудниками. Арт-терапия применятся в сфере трудовой терапии и общественной реабилитации;
Группа «тренинг навыков». Эта группа отнесена к бихевиористскому ответвлению психологии. Подход к труду базируется на обучающей модели, установке целей, определении и оценивании поведения. Образцом выступают группы «тренинга уверенности». Так обучают навыкам планирования карьеры, принятия решений, развитию умений справляться со стрессом и совершенствования навыков социального взаимодействия.

Руководители подбирают для собственного коллектива наиболее подходящие методики для налаживания отношений.

Придумано еще немало иных способов и тренингов, которые направлены на формирование положительного климата среди сотрудников. На сегодняшний день в отдельных компаниях трудятся психологи. Они занимаются организацией психологических игр, тестирований, проводят занятия с работниками. Некоторые компании приглашают подобных специалистов со стороны. Это, конечно, позитивно воздействует на психологический и социальный климат.

Как улучшить психологический климат в коллективе

Дабы понять, как улучшить психологический климат в коллективе, важно следовать некоторым схемам:

запомните, что людям проще сосредотачиваться на труде, если у них есть возможность контроля окружающей обстановки. Позвольте им самим обустроить собственные рабочие места. Так человек становится свободнее, снижается и численность внутренних конфликтов в коллективе;
работникам приятно понимать, что от них тоже кое-что зависит. Пусть даже это будет выбор календаря для стола на работе. Главное, чтобы это настраивало на положительный лад, дарило добавочные стимулы труду. Вы заметите, что отдача станет гораздо большей. Нельзя заключать работников в слишком жесткие рамки, хотя для поддержки дисциплины некоторый дресс-код все-таки требуется;

Что сотрудникам требуется общение между собой. Запрет этого станет причиной снижения эффективности труда, подавляет людей, выступает причиной раскола в обществе. Подобная обстановка не поможет сплотить и развить взаимопонимание на работе. Потому важно создание дружественной атмосферы;
кроме того, можно создать что-то наподобие столовой, где сотрудники могут вместе обедать, общаться на отвлеченные темы. Помимо этого, расставьте столы на рабочих местах так, дабы все себя чувствовали в центре. Никого не стоит выделять, в противном случае есть шанс возникновения конфликтов;

Для нормализации климата важно дать сотрудникам участвовать в организации рабочего процесса, почувствовать причастность к главным механизмам работы компании.

еще важно дать работникам чувствовать, что офис – это не только рабочее место. Здесь стоит организовывать неформальные мероприятия: тимбилдинги, корпоративные мероприятия и т.п. Способствует сплоченности коллектива и проведение обучающих коллективных семинаров. А если вы разрешите людям праздновать дни рождения в офисе, то атмосфера на работе наполнится легкостью и непринужденностью, а показатели непременно поднимутся вверх.

Таким образом, для достижения норм позитивного психологического климата, требуется проведение специальных тренингов, использование подходящих методик и схем организации трудового процесса.

20 января 2014, 11:38