Василий теркин настоящий русский солдат. Предыдущее

Русский солдат в поэме Твардовского "Василий Теркин"

Поэма Александра Твардовского "Василий Теркин" с газетного листа шагнула в ряд бессмертных произведений русской литературы. Как и всякое великое произведение, поэма Твардовского дает правдивую картину эпохи, картину жизни своего народа.

В образе Василия Теркина поэт сумел выразить главное в русском национальном характере, выявить его лучшие черты. "Книга про бойца" - это произведение "без особого сюжета", "без начала, без конца", так как на войне, когда в любую минуту можно погибнуть, "кто доскажет, кто дослышит - угадать вперед нельзя..." Сознавая свою большую ответственность очевидца, Твардовский размышляет о своем герое и говорит:

В чем-то я его богаче, -

Я ступал в тот след горячий,

Я там был. Я жил тогда...

А всего иного пуще

Не прожить наверняка -

Без чего? Без правды сущей,

Правды, прямо в душу бьющей,

Да была б она погуще,

Как бы ни была горька.

События поэмы происходят на фронте, то есть на той полосе земли, где непосредственно готовились и шли сражения. Сюжет "Теркина" дает ответ на всенародный вопрос: как победить, что для этого нужно? Есть в поэме и героизм, и человечность, и та "скрытая теплота патриотизма", которая была у Льва Толстого при описании другой Отечественной войны - 1812 года. Эта параллель не случайна. Ведь эпический герой Твардовского - русский солдат, наследник своих героических предков:

Тем путем идем суровым,

Что и двести лет назад.

Проходил с ружьем кремневым

Русский труженик-солдат.

Путь русского труженика-солдата, советского солдата печальных дней отступления, возникает в главе "Перед боем":

Вслед за властью за советской,

Вслед за фронтом шел наш брат...

Но в этой горькой картине больше оптимизма и веры в конечную победу, чем в иных бравурных маршах. В знаменитой главе "Переправа" трагическое переходит в героическое:

Бой идет - святой и правый,

Смертный бой не ради славы,

Ради жизни на земле.

Обычное, "мирное" слово "переправа" приобретает трагическое звучание:

Переправа, переправа!

Берег левый, берег правый,

Снег шершавый, кромка льда...

Кому память, кому слава,

Кому темная вода, -

Ни приметы, ни следа...

Динамичные, скупые, точные в описании событий строки поэмы потрясают читателя. Твардовский разворачивает картину трагической гибели русских солдат. Глубокая скорбь звучит в этих строчках:

И увиделось впервые,

Не забудется оно:

Люди теплые, живые

Шли на дно, на дно, на дно...

В центре поэмы - народный характер, обобщенный в образе Василия Теркина. Это не просто балагур и весельчак, каким он кажется с первого взгляда. В главе "На привале", где он впервые рассказывает о себе - молодом бойце, мы узнаем, что ему уже порядком досталось от войны. Он был трижды в окружении: "Был рассеян я частично, А частично истреблен... Но, однако, жив вояка".

И вот приходит к солдатам Теркин со своей "политбеседой", короткой и простой:

Я одну политбеседу повторял: - не унывай,

Не зарвемся, так прорвемся.

Будем живы - не помрем.

Срок придет, назад вернемся,

Что отдали - все вернем.

Тяжела война, страшны потери, но самый большой урон - это уныние, отчаяние, безверие. Солдату нужно крепиться. Вот и вся теркинская "пропаганда" , но сколько в ней спрессовано народной мудрости и уверенности в том, что зло не может быть бесконечным и безнаказанным.

Теркин встает перед всеми как бывалый солдат, для которого жизнь - это оставшийся от отца дом, милый, обжитой и находящийся в опасности. Он - работник, хозяин и защитник этого дома. В Теркине чувствуется большая душевная сила, стойкость, умение подниматься после каждого удара. Вот он шуткой смягчает рассказ о трех "сабантуях"; вот он ест "со смаком" солдатскую пищу; вот невозмутимо укладывается на сырой земле под дождем, укрывшись "одной шинелькой".

Мечта Теркина о награде ("Я согласен на медаль") - это не тщеславное желание прославиться или выделиться. На самом деле это желание увидеть родные края и родных людей свободными. В главе "О горе", когда Теркин с любовью, с "дрожью сердечной" вспомнил смоленскую родную землю, глотнул ее воздух, услышал ее голос, восклицает от всей души:

Мне не надо, братцы, ордена,

Мне слава не нужна,

А нужна, больна мне Родина,

Родная сторона!

Не раз смерть встает в "книге про бойца" в самых различных обстоятельствах и обличиях. О ней сказано без смягчений, в прямых словах и точных подробностях:

Ждут, молчат, глядят ребята,

Зубы сжав, чтоб дрожь унять...

Ты лежишь ничком, парнишка

Двадцати неполных лет.

Вот сейчас тебе и крышка.

Вот тебя уже и нет.

Смерть тушит все краски жизни, она подло обкрадывает человека. Инстинктивному страху смерти нужно уметь по-человечески противостоять, если не можешь ее одолеть.

Нет, товарищ, зло и гордо,

Как закон велит бойцу,

Смерть встречай лицом к лицу

И хотя бы плюнь ей в морду,

Если все пришло к концу...

Знаменательно то, что Теркин живет как бы в двух измерениях: с одной стороны, это вполне реальный солдат, стойкий боец Советской Армии. С другой стороны, это русский сказочный солдат-богатырь, который в огне не горит и в воде не тонет.

Богатырь не тот, что в сказке -

Беззаботный великан, -

А в походной запояске,

Человек простой закваски...

В муках тверд и в горе горд

Теркин жив и весел, черт!

Василий Теркин стал любимейшим героем; он раньше автора, создавшего его, был воплощен в скульптуру, установленную на Смоленщине. Твардовский нигде не описал внешность Теркина, но этот боец узнаваем.

То серьезный, то потешный,

Нипочем, что дождь, что снег, -

В бой, вперед, в огонь кромешный,

Он идет, святой и грешный,

Русский чудо-человек.

Так и уходит Василий Теркин сквозь все стихии мира в бой, в будущее, в духовную историю нашего общества.

Читая «Василия Теркина» с начала до конца, я видел прежде всего самого себя, своих близких боевых товарищей, всю нашу семью во всем поистине правдивом облике.
Из письма А.Т. Твардовскому.

Творчество А.Т. Твардовского неразрывно связано с темой Великой Отечественной войны. Эта война для целого поколения советских людей стала переломным событием, коренным образом изменившим всю их жизнь. Сам Твардовский принимал участие в войне и был непосредственным свидетелем всего того, о чем позже написал в своих произведениях.
Многие советские поэты и писатели обращались к теме войны, и каждый раз она представала в самых разных образах. Однако в большей степени создать образ русского солдата удалось, на мой взгляд, именно А.Т. Твардовскому.
Важно отметить, что в вопросе роли личности в истории Твардовский придерживался точки зрения Л.Н. Толстого: историю делает простой народ, только он способен что-то изменить, сыграть решающую роль в каком-то событии. На примере своего героя Василия Теркина поэт доказывает это.
Можно говорить о том, что поэма Твардовского стала своеобразной данью уважения и благодарности простому русскому солдату-труженику. Нелегкая военная судьба героя во многом схожа с судьбами миллионов других солдат:
И хоть было беспокойно –
Оставался невредим
Под огнем косым, трехслойным,
Под навесным и прямым.
Но нигде Василий не теряет своего оптимизма, народного чувства юмора, желания жить. Автор пишет про него: «Курит, ест и пьет со смаком На позиции любой». На мой взгляд, Василий Теркин полюбился читателям, в первую очередь, потому, что в нем нет лжи, какого-то искусственного патриотизма. Простота и естественность отличает этого человека. Теркин является воплощением лучших черт русского народа.
Несмотря на шутливость тона героя, все же временами можно заметить настоящую боль и страдание в его словах: «И видал такую муку. И такую знал печаль!..» Любовь к родной земле является для Василия Теркина неотъемлемой частью существования. Он не мыслит своей жизни без родной матушки земли-матушки:
Мать-земля моя родная,
Ради радостного дня
Ты прости, за что – не знаю,
Только ты прости меня!
Твардовский воспевает мужество и непоколебимость советского народа, который ценой собственной жизни добивался победы и счастья для своих потомков. Эти люди не оробели перед огромной фашистской силой, уже сломившей Европу:
Кто одной боится смерти –
Кто плевал на сто смертей.
Пусть ты черт. Да наши черти
Всех чертей
В сто раз чертей.
Герои поэмы не только воюют, но и живут: они любят, смеются, мечтают о жизни без войны. Василий Теркин всегда может найти выход из трудной ситуации, посмеяться над собой, поддержать своих боевых товарищей. Таков русский солдат-труженик, который умеет жить и на войне. По мнению Твардовского, бойцы Великой Отечественной войны являются великими потомками, наследниками истинных человеческих качеств тех солдат, о которых говорит Л.Н. Толстой в своем романе-эпопее «Война и мир»:
… Тем путем идут суровым,
Что и двести лет назад
Проходил с ружьем кремневым
Русский труженик-солдат.
Таким образом, Твардовский в своей поэме «Василий Теркин» воспевает обычного солдата, который своим каждодневным, порою нечеловеческим, трудом смог добиться главного, – победы. На мой взгляд, Твардовский – поэт, глубоко понявший и оценивший все достоинства и недостатки народного характера. Он воплотил их в своей «Книге про бойца», где Василий Теркин является собирательным образом, символом всего советского военного поколения.

>Сочинения по произведению Василий Теркин

Образ русского солдата

Несмотря на то, что это вымышленный образ, он был изображен настолько реалистично, что люди воспринимали его, как живущего рядом с ними человека. Ведущую роль в этом сыграли, конечно же, фольклорные мотивы, использованные в поэме.

Образ Василия Тёркина – это собирательный образ неунывающего весельчака, балагура и просто смелого солдата. В нем воплощены характерные черты русского национального характера. При этом автор подчеркивает его «обыкновенность». Это обычный русский солдат из смоленского села, который встречался, чуть ли не в каждой роте, только под разными именами. Такие как он не только отчаянно сражались за родину, но и поддерживали товарищей в трудную минуту, поднимали им боевой дух.

Отважность героя, его находчивость и умение приспособиться к любой даже самой трудной ситуации проявляются на протяжении всей поэмы. Если сначала он кажется каким-то несерьезным, беззаботным весельчаком, которому только песни петь, то в следующих главах раскрывается его настоящий характер. На самом деле, он просто считает, что с шуткой и воевать легче.

Он не раз совершает подвиг, на который другие не решаются. Так, например, по ледяной воде он переправляется на другой берег, чтобы доложить командиру о ситуации. Затем из «погребушки» убивает немецкого офицера, в рукопашном бою побеждает другого немца. Когда над ним и его товарищами кружит вражеский самолет, он единственный решается выстрелить в него из винтовки. Смелое поведение героя не остается незамеченным. Его награждает орденом сам генерал. А со временем обычный солдат становится офицером.

Задача автора – показать, что такие как Тёркин нужны в каждом полку. Ведь дело не только в военных сражениях и подвигах, а в настоящем русском характере, который может перенести любые невзгоды и победить в любой схватке. По этой причине образ Василия Тёркина укоренился в русской литературе и стал воплощением национального характера.

Московкина Анастасия

Исторические чтения "Если народ един, он непобедим!"

Скачать:

Предварительный просмотр:

Московкина Анастасия Алексеевна

МБОУ «Большелычакская СОШ»

Руководитель:

Воловатова Валентина Ивановна

Русский чудо – человек.

(По поэме А.Т.Твардовского «Василий Теркин»)

Цель работы: раскрыть народный характер, обобщенный в образе Василия Теркина.

Задачи :

  1. проникнуть в замысел автора;
  2. показать роль поэмы Твардовского в годы войны;
  3. осознать истоки нашей победы;
  4. понять, почему Твардовский постоянно подчеркивает обыкновенность своего героя Василия Теркина;
  5. научиться понимать чувства, переживания человека, проникнуться гордостью за русский народ-победитель.

«Василий Теркин» - это лучшее из

Всего написанного о войне на войне.

К.Симонов.

Вступление

«Василий Теркин» – это книга «про бойца».

Александр Трифонович военным корреспондентом прошел трудными дорогами Великой Отечественной от начала и до её конца. Он писал очерки о героизме солдат пехоты и артиллерии, об отважных лётчиках и танкистах... Бывая на передовой, поэт знал, как после страшного боя защитникам Родины на отдыхе был нужен не только горячий обед полевой кухни, но и хорошая песня, добрая шутка и весёлый смех. И решил он написать большое поэтическое произведение, где жестокости немецких захватчиков противопоставлялись сила духа и вера в Победу, доброта и жизнелюбие наших воинов-освободителей.

Крупнейшим поэтическим произведением о Великой Отечественной войне является поэма Александра Твардовского “Василий Теркин”. Поэма Александра Твардовского "Василий Теркин" с газетного листа шагнула в ряд бессмертных произведений русской литературы. С того трагического и героического времени уже прошло много лет, но “Василия Теркина” читают все с тем же интересом, потому что в этом произведении нашел отражение великий подвиг нашего народа, победившего германский фашизм.

Обыкновенный солдат.

Теркин Василий Иванович - главный герой поэмы, рядовой пехотинец из смоленских крестьян:

Просто парень сам собой

Он обыкновенный.

Судьба рядового солдата, одного из тех, кто вынес на своих плечах всю тяжесть войны, становится олицетворением национальной силы духа, воли к жизни.

Василий Теркин воплощает лучшие черты русского солдата и народа в целом.

Поэма построена как цепь эпизодов из военной жизни главного героя, которые не всегда имеют непосредственную событийную связь между собой. Теркин с юмором рассказывает молодым бойцам о буднях войны, говорит, что воюет с самого начала, трижды оказывался в окружении, был ранен. Теркин дважды переплывает ледяную реку, чтобы восстановить связь с наступающими подразделениями. Теркин в одиночку занимает немецкий блиндаж, но попадает под обстрел собственной артиллерии. По дороге на фронт Теркин оказывается в доме старых крестьян, помогает им по хозяйству. Теркин вступает в рукопашный бой с немцем и, с трудом одолев, берет его в плен. Неожиданно для себя Теркин из винтовки сбивает немецкий штурмовик. Теркин принимает командование взводом на себя, когда убивают командира, и первым врывается в село. Герой тяжело ранен.

Теркин - балагур и весельчак , душа солдатской компании. Недаром товарищи любят слушать его то шутливые, а то и серьезные рассказы. Вот они лежат в болоте, где перемокшая пехота мечтает уже даже о том, чтобы «хоть бы смерть, да на сухом». Сыплет дождик. И даже покурить нельзя: размокли спички. Солдаты все клянут, и кажется им, «хуже нет уже беды». А Теркин усмехается и начинает длинное рассуждение. Говорит он о том, что пока солдат чувствует локоть товарища, он силен. За ним батальон, полк, дивизия. А то и фронт. Да что там: вся Россия! Вот в прошлом году, когда немец рвался к Москве и пел «Москва моя», тогда и нужно было кручиниться. А нынче немец совсем не тот, «этой песней прошлогодней нынче немец не певец». А мы про себя думаем, что ведь и в прошлом году, когда совсем тошно было, находил Василий слова, которые помогали товарищам. Такой уж у него талант. Такой талант, что, лежа в мокром болоте, засмеялись товарищи: легче стало на душе.

Настоящий солдат.

Но больше всего поражает глава «Смерть и воин», в которой раненый герой замерзает и чудится ему, что пришла к нему смерть. Лежа раненым в поле, Теркин беседует со Смертью, уговаривающей его не цепляться за жизнь. И стало трудно спорить ему с ней, потому что истекал он кровью и хотел покоя. И чего уж, казалось, держаться за эту жизнь, где вся радость-то в том, что или замерзнуть, или рыть окопы, или бояться, что убьют тебя... Но не таков Василий, чтобы легко сдаться Косой:

Буду пикать, выть от боли,

Гибнуть в поле без следа,

Но тебе по доброй воле

Я не сдамся никогда,-

шепчет он. И воин побеждает смерть. В конце концов его обнаруживают бойцы, и он говорит им:

Уберите эту бабу,

Я солдат еще живой.

И подумала впервые Смерть, глядя со стороны:

До чего они, живые.

Меж собой свои – дружны.

Потому и с одиночкой

Сладить надобно суметь.

Нехотя даешь отсрочку.

И, вздохнув, отстала смерть.

Теркин – тертый, терпеливый.

Фамилия Теркин созвучна слову «тереть».

Фразеологизм «Тертый калач» - значит «побывал в переделках».

Невольно вспоминается пословица: терпение и труд все перетрут. Василий близко к Ване, Теркин - перетертый, перемятый жизнью. Но в том-то и сила русского человека, что он стойкий ко всем жизненным невзгодам. Выстояв, сохранив в себе лучшие человеческие качества, “русский чудо-человек” смог отстоять независимость и свободу миру.

Главная черта характера состоит в том, что он чувствует себя неотъемлемым от советского народа и не представляет свою судьбу в отрыве от него. Даже рассказывая о своем личном участии, он выражает это словами, которые не могут относиться к одному человеку, лишь к массе людей. Это человек глубокой души, с глубокими мыслями, с серьезными чувствами и переживаниями. Это тот «святой и грешный чудо – человек», который выстоял и победил в одной из величайших войн. В образе Василия Теркина поэт сумел выразить главное в русском национальном характере, выявить его лучшие черты. "Книга про бойца" - это произведение "без особого сюжета", "без начала, без конца", так как на войне, когда в любую минуту можно погибнуть. Сознавая свою большую ответственность очевидца, Твардовский размышляет о своем герое и говорит:

В чем-то я его богаче, -
Я ступал в тот след горячий,
Я там был. Я жил тогда...
Поэт вместе со своим героем пережил все тяготы и горечь войны. Правдиво описывает он драму отступления нашей армии, солдатский быт, страх смерти, горе бойца, который спешит в только что освобожденную родную деревню и узнает, что нет у него больше ни дома, ни родных. Нельзя равнодушно читать строки о том, как

Бездомный и безродный,
Воротившись в батальон,
Ел солдат свой суп холодный
После всех, и плакал он.
На краю сухой канавы,
С горькой, детской дрожью рта,
Плакал, сидя с ложкой в правой,
С хлебом в левой, - сирота.


Путь русского труженика-солдата, советского солдата печальных дней отступления, возникает в главе "Перед боем":

Вслед за властью за советской,
Вслед за фронтом шел наш брат...
Но в этой горькой картине больше оптимизма и веры в конечную победу, чем в иных бравурных маршах. В знаменитой главе "Переправа" трагическое переходит в героическое:
Бой идет - святой и правый,
Смертный бой не ради славы,
Ради жизни на земле.

Обычное, “мирное” слово "переправа" приобретает трагическое звучание:

Переправа, переправа!
Берег левый, берег правый,
Снег шершавый, кромка льда...
Кому память, кому слава,
Кому темная вода, -
Ни приметы, ни следа...

Динамичные, скупые, точные в описании событий строки поэмы потрясают читателя. Твардовский разворачивает картину трагической гибели русских солдат. Глубокая скорбь звучит в этих строчках:

И увиделось впервые,
Не забудется оно:
Люди теплые, живые
Шли на дно, на дно, на дно...

Бывалый солдат.

В центре поэмы - народный характер, обобщенный в образе Василия Теркина. Это не просто балагур и весельчак, каким он кажется с первого взгляда. В главе "На привале", где он впервые рассказывает о себе - молодом бойце, мы узнаем, что ему уже порядком досталось от войны. Он был трижды в окружении:

Был рассеян я частично,

А частично истреблен...

Но, однако, жив вояка.
И вот приходит к солдатам Теркин со своей "политбеседой", короткой и простой:
Я одну политбеседу повторял: -

Не унывай,
Не зарвемся, так прорвемся.
Будем живы - не помрем.
Срок придет, назад вернемся.
Что отдали - все вернем.

Тяжела война, страшны потери, но самый большой урон - это уныние, отчаяние, безверие. Солдату нужно крепиться. Вот и вся теркинская "пропаганда", но сколько в ней спрессовано народной мудрости и уверенности в том, что зло не может быть бесконечным и безнаказанным.

Теркин встает перед всеми как бывалый солдат, для которого жизнь - это оставшийся от отца дом, милый, обжитой и находящийся в опасности. Он - работник, хозяин и защитник этого дома. В Теркине чувствуется большая душевная сила, стойкость, умение подниматься после каждого удара. Вот он шуткой смягчает рассказ о трех "сабантуях"; вот он ест "со смаком" солдатскую пищу; вот невозмутимо укладывается на сырой земле под дождем, укрывшись "одной шинелькой".
Мечта Теркина о награде ("Я согласен на медаль") - это не тщеславное желание прославиться или выделиться. На самом деле это желание увидеть родные края и родных людей свободными. В главе "О горе", когда Теркин с любовью, с "дрожью сердечной" вспомнил смоленскую родную землю, глотнул ее воздух, услышал ее голос, восклицает от всей души:

Мне не надо, братцы, ордена,
Мне слава не нужна,
А нужна, больна мне Родина,
Родная сторона!

Не раз смерть встает в "книге про бойца" в самых различных обстоятельствах и обличиях. О ней сказано без смягчений, в прямых словах и точных подробностях:

Ждут, молчат, глядят ребята,
Зубы сжав, чтоб дрожь унять...
Ты лежишь ничком, парнишка,
Двадцати неполных лет.
Вот сейчас тебе и крышка.
Вот тебя уже и нет.
Смерть тушит все краски жизни, она подло обкрадывает человека. Инстинктивному страху смерти нужно уметь по-человечески противостоять, если не можешь ее одолеть.

Нет, товарищ, зло и гордо,
Как закон велит бойцу,
Смерть встречай лицом к лицу
И хотя бы плюнь ей в морду,
Если все пришло к концу...

Солдат-богатырь.

Знаменательно то, что Теркин живет как бы в двух измерениях: с одной стороны, это вполне реальный солдат, стойкий боец Советской Армии. С другой стороны, это русский сказочный солдат-богатырь , который в огне не горит и в воде не тонет.

Богатырь не тот, что в сказке -
Беззаботный великан,
А в походной запояске.
Человек простой закваски...
В муках тверд и в горе горд
Теркин жив и весел, черт!

Любимый герой.

Пусть читатель вероятный

скажет с книжкою в руке:

Вот стихи, а всё понятно,

Всё на русском языке...

С мыслью, может, дерзновенной

Посвятить любимый труд

Павшим памяти священной -

Всем друзьям поры военной,

Всем сердцам, чей дорог суд.

Благодаря замечательной книге А. Твардовского простой солдат Василий Тёркин стал всенародно любимым героем Великой Отечественной, и для каждого участника войны верным боевым другом-однополчанином. Правдивый образ неунывающего, смелого и вечно молодого бойца Василия Тёркина, - пример для подражания подросткам и юношам - будущим защитникам нашего Отечества.

Василий Теркин стал любимейшим героем; он раньше автора, создавшего его, был воплощен в скульптуру, установленную на Смоленщине. Твардовский нигде не описал внешность Теркина, но этот боец узнаваем.

То серьезный, то потешный,

Нипочем, что дождь, что снег, -

В бой, вперед, в огонь кромешный,

Он идет, святой и грешный,

Русский чудо-человек.


Почему Василий Теркин стал одним из самых любимых литературных героев , я бы сказала: «Мне нравится его жизнелюбие». Смотрите, он на фронте, где каждый день смерть, где никто «не заколдован от осколка-дурака, от любой дурацкой пули». Порой мерзнет или голодает, не имеет вести от родных. А он не унывает. Живет и радуется жизни. Он может переплыть ледяную реку, тащить, надрываясь, языка. Но вот вынужденная стоянка, «а мороз ни стать, ни сесть». И Теркин заиграл на гармони:

И от той гармошки старой,

Что осталась сиротой,

Как-то вдруг теплее стало

На дороге фронтовой.

Русский чудо-человек.

В литературе о войне трудно отыскать образ равный Василию Теркину. Он не уклоняется от схваток, не щадит в них себя, он чувствует ответственность «за Россию, за народ и за все на свете», но знает боец и цену своей единственной жизни. Слепой стихии смерти он противопоставляет собственную зрячесть, здравый смысл, житейский и бытовой опыт, мудрость крестьянина и солдата. Оптимизм и нравственное здоровье Теркина – от сознанья правоты, чувства реальности, долга перед людьми, перед родной землей, всеми поколениями, соотечественниками.

Это «Русский чудо – человек, национальный тип».

«Книга про бойца» была очень нужной на фронте, она поднимала дух солдат, побуждала сражаться за Родину до последней капли крови.

Связь времен.

Есть в поэме и героизм, и человечность, и та "скрытая теплота патриотизма", которая была у Льва Толстого при описании другой Отечественной войны - 1812 года. Эта параллель не случайна. Ведь эпический герой Твардовского - русский солдат, наследник своих героических предков:

Тем путем идем суровым,

Что и двести лет назад.
Проходил с ружьем кремневым
Русский труженик-солдат.
В образе Теркина раскрываются глубокие национальные традиции русского народа. Он

«не иной какой, не энский, безымянный корешок». В Теркине очень развито чувство национального самосознания. И именно поэтому он так легко находит общий язык со старым русским солдатом – участником I мировой войны (глава «Два солдата»). Теркин с любовью и уважением относится к прошлому своей родины и ее воинским традициям. Единство поэме придает общая тематика - жизнь воюющего человека, обычного, земного, но и “чудо-человека”, не теряющего веры в себя и товарищей, в грядущую победу.

В образе Василия Теркина объединены лучшие нравственные качества русского народа: патриотизм, готовность к подвигу, любовь к труду. В поле зрения А. Т. Твардовского в поэме «Василий Теркин» находится не только фронт, но и те, кто трудится в тылу ради победы: женщины и старики. Персонажи поэмы не только воюют, они смеются, любят, беседуют друг с другом, а самое главное - мечтают о мирной жизни.

Имя Василия Теркина стало легендарным и нарицательным.

Это не поэма, а народная книга. Твардовский придумал всеобщий жанр и назвал его «книга про бойца».

Заключение

Поэт отобразил противостояние фашизму всех народов, населяющих Россию, тогда еще входивших в состав Советского Союза. Единство всех наций и народностей помогло одолеть сильного врага. Все понимали, что от победы зависит их дальнейшее существование на земле. Герой Твардовского сказал об этом простыми, всем запомнившимися словами:

Бой идет святой и правый.
Смертный бой не ради славы,
Ради жизни на земле...

Выражением единства народного духа как раз и явилась поэма Твардовского. Поэт специально выбрал для поэмы самый что ни есть простой народный язык. Он это сделал для того, чтобы его слова и мысли дошли до каждого русского человека. Когда, например, Василий Теркин говорил своим товарищам-бойцам о том, что

Россию, мать-старуху,
Нам терять нельзя никак.
Наши деды, наши дети,
Наши внуки не велят, -
эти слова мог повторить вместе с ним и уральский сталевар, и крестьянин из Сибири, и белорусский партизан, и ученый из Москвы.

В «Книге про бойца» поэт показал: в единстве народа – залог жизнестойкости и всей России, и каждого человека в отдельности, в том числе и Василия Теркина. И эта поэма – один из памятников русскому солдату.
Так и уходит Василий Теркин сквозь все стихии мира в бой, в будущее, в духовную историю нашего общества.

В глубоко правдивой, исполненной юмора, классически ясной по своей поэтической форме поэме «Василий Тёркин» (1941–1945) А. Т. Твардовский создал бессмертный образ советского бойца. Наделённое проникновенным лиризмом произведение стало олицетворением патриотизма и духа нации.

Василий Теркин стал любимейшим героем; он раньше автора, создавшего его, был воплощен в скульптуру, установленную на Смоленщине.
Памятник литературному герою вещь вообще редкая, а в нашей стране в особенности. Но мне кажется, что герой Твардовского заслужил эту честь по праву. Ведь вместе с ним памятник получают и миллионы тех, кто так или иначе походил на Василия, кто любил свою страну и не жалел своей крови, кто находил выход из трудного положения и умел шуткой скрасить фронтовые трудности, кто любил поиграть на гармони и послушать музыку на привале. Многие из них не обрели даже своей могилы. Пусть же памятник Василию Теркину будет памятником и им. Поэма Твардовского была действительно народной, вернее, солдатской поэмой. По воспоминаниям Солженицына, солдаты его батареи из многих книг предпочитали больше всего ее да «Войну и мир» Толстого. «Но со времен фронта я отметил «Василия Теркина» как удивительную удачу… Твардовский сумел написать вещь вневременную, мужественную и неогрязненную…».

  • «Как был написан „Василий Тёркин“» Александр Твардовский .