Заболоцкий я воспитан природой суровой год написания. «Я воспитан природой суровой», анализ стихотворения Заболоцкого

Детство Николая Заболоцкого прошло недалеко от Казани в богатом помещичьем имении, где отец будущего поэта служил управляющим и, по совместительству, агрономом. Однако буйство красок этого щедрого края не особо впечатляло маленького мальчика, который больше интересовался не литературой, а наукой. Плюс ко всему, весьма скептически воспринимал работу своего отца, считая, что будущее отнюдь не за сельским хозяйством, а за развитием промышленности.

Судьба распорядилась так, что мечтам о научной карьере Николая Заболоцкого не суждено было сбыться. Он отказался от обучения в Московском университете на медицинском факультете, перебрался в Петроград и решил попробовать свои силы в литературе. Именно в этот период будущий поэт начал осознавать, что творчество неразрывно связано с природой, которая является источником красоты и вдохновения.

В 1953 году, за 5 лет до смерти, будучи уже достаточно известным и признанным поэтом, Николай Заболоцкий написал стихотворение . В нем автор не только признал собственные ошибочные суждения, так свойственные молодости, но и переосмыслил свое отношение к простым и очевидным вещам. Не последнюю роль в процессе формирования нового, достаточно философского мировоззрения поэта сыграли арест и сибирские лагеря, в которых Заболоцкий провел без малого 5 лет. Именно здесь он научился ценить те маленькие житейские радости, которых не замечал в повседневной жизни, и осознал, что является частичкой огромного и удивительно прекрасного мира.

Свое стихотворение Николай Заблоцкий начинает со строчки «Я воспитан природой суровой» , тем самым подчеркивая, что именно на чужбине, в далекой северной стороне, где 9 месяцев в году царит зима, он научился жить в гармонии с окружающим миром. Поэтому автор отмечает, что ему не нужны яркость красок и благоухание цветочных ароматов. Достаточно увидеть «одуванчика шарик пуховый» или же «подорожника твердый клинок», чтобы ощутить то особое волнение, которое испытываешь при встрече с чем-то близким, до боли знакомым и родным. Поэт признается, что простое растение его волнует гораздо больше, чем экзотический цветок-чужестранец. И в этом нет ничего удивительного либо необычного, так как «государство ромашек», раскинувшееся на берегу прохладного ручья, ассоциируется у Николая Заболоцкого с родиной, суровой, неприветливой, но, вместе с тем, такой близкой и восхитительно прекрасной.

На лесной опушке, вслушиваясь в журчание ручья и вдыхая аромат полевых трав, автор готов лежать часами, «запрокинув лицо в небосвод». Ведь родная земля дает ему силы и делится своей мудростью, которую раньше автор с пренебрежением отвергал, не видя очевидной связи между людьми и природой. Однако с годами, ощущая себя частью этого удивительного мира, Николай Заболоцкий начинает понимать, насколько ошибался, отказываясь от того, что принадлежит ему по праву. И новые знания, открывающиеся перед автором, не отдаляют его от окружающего мира, а, наоборот, помогают найти в нем свое подлинное место и научиться слышать шелест листьев, шум ветра и журчание воды.

Анализ стихотворения Н. А. Заболоцкого «Я воспитан природой суровой»
Стихи — это способ выражения человеком своих самых сокровенных чувств, мыслей, намерений. Каждый человек обладает бессмертной и неповторимой душой, надеждами, мечтами. И поэтому стихи великих поэтов завораживают читателя, заставляют задуматься над вопросами, которые в суете повседневной жизни выпадают из поля зрения.
Стихи Н. Заболоцкого невозможно читать равнодушно. Его поэзия — это яркая палитра человеческих чувств, которые часто оказываются скрытыми. Например, короткое стихотворение «Я воспитан природой суровой» является, по сути своей, настоящим рассказом о самом поэте, его внутреннем мире.
Я воспитан природой суровой,
Мне довольно заметить у ног
Одуванчика шарик пуховый.
Подорожника твердый клинок.
Эти строчки говорят о неразрывной связи между самим поэтом и окружающим миром. Поэт получил достойное воспитание, в котором участвовала сама природа, научившая его замечать все, что бывает скрыто от человеческого глаза. В самом деле, редкий человек способен обратить внимание на красоту одуванчика или искренне любоваться подорожником. Достаточно обратить внимание на то, как поэт говорит об одуванчике — «одуванчика шарик пуховый». Это очень трогательное сравнение, которое свидетельствует о богатстве души человека. Ведь в суете повседневной мало кто способен восторгаться красотой цветка или просто заметить само существование маленького растения. А Заболоцкий не только замечает, он чувствует, что абсолютно все вокруг мило и дорого ему.
Чем обычней простое растенье,
Тем живее волнует меня
Первых листьев его появленье
На рассвете весеннего дня.
Поэты—удивительные люди! Они способны всерьез рассуждать о самом незначительном, на что не сразу внимание-то обратишь. Мало кто из людей задумывается, сколь прекрасно «первых листьев появленье». А ведь это — замечательный дар самой природы, и тот, кто умеет вовремя разглядеть это настоящее чудо, является истинным счастливцем. Поэт говорит о том, что его волнует каждое растение. Ведь даже самая маленькая травинка или листочек — это часть огромной, непознаваемой жизни вокруг себя. И важно не пропустить ни одного мгновения из всего великолепия, которое окружает человека. Рассвет весеннего дня — это награда, которую природа дарит далеко не всем. Люди способны жить, не обращая абсолютно никакого внимания на то, что творится вокруг. И пусть каждый рассвет весенних дней радует глаз, волнует душу, все это остается незамеченным. А поэт отличается от равнодушных людей, он намного богаче их. Для него все имеет значение, все влияет на эмоциональный настрой.
В государстве ромашек, у края,
Где ручей, задыхаясь, поет,
Пролежал бы всю ночь до утра я,
Запрокинув лицо в небосвод.
Поэт создает удивительную картину окружаю щею мира. «Государство ромашек», «поющий ручей» — все это свидетельствует о незаурядной натуре автора, который подмечает малейшие детали в огромном мире вокруг. Он готов забыть все свои дела, чтобы всю ночь оставаться на природе, любоваться ее красотой, ощущая себя крохотной частичкой большого мира.
охотной частичкой большого мира.
Жизнь потоком светящейся пыли
Все текла бы, текла сквозь листы,
И туманные звезды светили,
Заливая лучами кусты.
Пусть жизнь идет своим чередом, главное, чтобы вокруг были такие же листочки, неторопливо шуршащие в тиши лесной. И звезды откуда-то издалека таинственно взирают на всю красоту природы, будто знают какие-то сокровенные секреты мироздания.
И, внимая весеннему шуму
Посреди очарованных трав,
Все лежал бы и думал я думу
Беспредельных полей и дубрав.
Весенний шум радует человека, потому что дарит ему какую-то удивительную силу и бодрость. Поэт чувствует каждое дуновение ветерка, и жизнь природы, такая загадочная и неповторимая, заряжает его бодростью, дарит силу и уверенность. Можно сколько угодно времени провести среди этой красоты, размышляя о быстротечности времени и о незыблемости самих жизненных основ бытия.

“Я воспитан природой суровой…” Николай Заболоцкий

Я воспитан природой суровой,
Мне довольно заметить у ног
Одуванчика шарик пуховый,
Подорожника твердый клинок.

Чем обычней простое растенье,
Тем живее волнует меня
Первых листьев его появленье
На рассвете весеннего дня.

В государстве ромашек, у края,
Где ручей, задыхаясь, поет,
Пролежал бы всю ночь до утра я,
Запрокинув лицо в небосвод.

Жизнь потоком светящейся пыли
Все текла бы, текла сквозь листы,
И туманные звезды светили,
Заливая

лучами кусты.

И, внимая весеннему шуму
Посреди очарованных трав,
Все лежал бы и думал я думу
Беспредельных полей и дубрав.

Детство Николая Заболоцкого прошло недалеко от Казани в богатом помещичьем имении, где отец будущего поэта служил управляющие и, по совместительству, агрономом. Однако буйство красок этого щедрого края не особо впечатляло маленького мальчика, который больше интересовался не литературой, а наукой. Плюс ко всему, Николай Заболоцкий весьма скептически воспринимал работу своего отца, считая, что будущее отнюдь не за сельским хозяйством, а за развитием промышленности.

Судьба распорядилась так, что мечтам о научной карьере Николая Заболоцкого не суждено было сбыться. Он отказался от обучения в Московском университете на медицинском факультете, перебрался в Петроград и решил попробовать свои силы в литературе. Именно в этот период будущий поэт начал осознавать, что творчество неразрывно связано с природой, которая является источником красоты и вдохновения.

В 1953 году, за 5 лет до смерти, будучи уже достаточно известным и признанным поэтом, Николай Заболоцкий написал стихотворение “Я воспитан природой суровой…”. В нем автор не только признал собственные ошибочные суждения, так свойственные молодости, но и переосмыслил свое отношение к простым и очевидным вещам. Не последнюю роль в процессе формирования нового, достаточно философского мировоззрения поэта, сыграли арест и сибирские лагеря, в которых Заболоцкий провел без малого 5 лет. Именно здесь он научился ценить те маленькие житейские радости, которых не замечал в повседневной жизни, и осознал, что является частичкой огромного и удивительно прекрасного мира.

Свое стихотворение Николай Заблоцкий начинает со строчки “Я воспитан природой суровой”, тем самым подчеркивая, что именно на чужбине, в далекой северной стороне, где 9 месяцев в году царит зима, он научился жить в гармонии с окружающим миром. Поэтому автор отмечает, что ему не нужны яркость красок и благоухание цветочных ароматов. Достаточно увидеть “одуванчика шарик пуховый” или же “подорожника твердый клинок”, чтобы ощутить то особое волнение, которое испытываешь при встрече с чем-то близким, до боли знакомым и родным. Поэт признается, что простое растение его волнует гораздо больше, чем экзотический цветок-чужестранец. И в этом нет ничего удивительного либо необычного, так как “государство ромашек”, раскинувшееся на берегу прохладного ручья, ассоциируется у Николая Заболоцкого с родиной, суровой, неприветливой, но, вместе с тем, такой близкой и восхитительно прекрасной.

На лесной опушке, вслушиваясь в журчание ручья и вдыхая аромат полевых трав, автор готов лежать часами, “запрокинув лицо в небосвод”. Ведь родная земля дает ему силы и делится своей мудростью, которую раньше автор с пренебрежением отвергал, не видя очевидной связи между людьми и природой. Однако с годами, ощущая себя частью этого удивительного мира, Николай Заболоцкий начинает понимать, насколько ошибался, отказываясь от того, что принадлежит ему по праву. И новые знания, открывающиеся перед автором, не отдаляют его от окружающего мира, а, наоборот, помогают найти в нем свое подлинное место и научиться слышать шелест листьев, шум ветра и журчание воды.


Другие работы по этой теме:

  1. Заболоцкий, Я воспитан природой суровой… . Каким вы себе представляете героя стихотворения? Каким вы себе представляете героя стихотво­рения? Прокомментируйте первую строку. Герой стихотворения представляется тихим...
  2. Каким вы себе представляете героя стихотворения? Прокомментируйте первую строку. Герой стихотворения представляется тихим и сосредоточенным наблюдателем, влюбленным в красоту природы. Но в его наблюдательности есть...
  3. В тяжёлые и страшные 30-ые годы прошлого столетия в поэзию явился Николай Алексеевич Заболоцкий. Его творчество можно охарактеризовать как философское описание жизни и человеческих взаимоотношений....
  4. В 1944 году Николай Заболоцкий вернулся из лагеря, где провел 6 лет по обвинению в антисоветской пропаганде. Жизнь за колючей проволокой подорвала здоровье поэта, который...
  5. Н. А. Заболоцкий был сторонником натурфилософии. Согласно этому направлению философской мысли природа не разделяется на живую и неживую. В этой связи одинако­во значимыми в ней...
  6. Тема детства играла важную роль в творчестве Заболоцкого. Часто действующими лицами его стихотворений становились мальчики и девочки разных возрастов. Иногда встречаются новорожденные младенцы или даже...

Стихи Н. Заболоцкого невозможно читать равнодушно. Его поэзия - это яркая палитра человеческих чувств, которые часто оказываются скрытыми. Например, короткое стихотворение «Я воспитан природой суровой» является, по сути своей, настоящим рассказом о самом поэте, его внутреннем мире. Поэт получил достойное воспитание, в котором участвовала сама природа, научившая его замечать все, что бывает скрыто от человеческого глаза. В самом деле, редкий человек способен обратить внимание на красоту одуванчика или искренне любоваться подорожником. Достаточно обратить внимание на то, как поэт говорит об одуванчике - «одуванчика шарик пуховый». Это очень трогательное сравнение, которое свидетельствует о богатстве души человека. Ведь в суете повседневной мало кто способен восторгаться красотой цветка или просто заметить само существование маленького растения. А Заболоцкий не только замечает, он чувствует, что абсолютно все вокруг мило и дорого ему.

Я воспитан природой суровой,
Мне довольно заметить у ног
Одуванчика шарик пуховый,
Подорожника твердый клинок.

Чем обычней простое растенье,
Тем живее волнует меня
Первых листьев его появленье
На рассвете весеннего дня.

В государстве ромашек, у края,
Где ручей, задыхаясь, поет,
Пролежал бы всю ночь до утра я,
Запрокинув лицо в небосвод.

Жизнь потоком светящейся пыли
Все текла бы, текла сквозь листы,
И туманные звезды светили,
Заливая лучами кусты.

И, внимая весеннему шуму
Посреди очарованных трав,
Все лежал бы и думал я думу
Беспредельных полей и дубрав.

Николай Алексеевич Заболоцкий родился (24 апреля) 7 мая 1903 года в Казани в семье агронома. Детские годы Николая прошли в селе Сернур Вятской губернии, недалеко от города Уржума. После окончания реального училища в Уржуме в 1920 году, Заболоцкий поступает в Московский университет сразу на два факультета – филологический и медицинский. Литературная жизнь Москвы захватывает поэта. Он увлекается подражанием то Блоку, то Есенину. С 1921 по 1925 годы Заболоцкий обучается в педагогическом институте им. Герцена в Ленинграде. За годы учебы сближается с группой молодых авторов, «обериутов» («Объединение реального искусства»). Всем членам этого объединения были свойственны элементы алогизма, абсурда, гротеска, эти моменты не были чисто формальными приемами, а выражали, и своеобразно, конфликтность мироуклада. Участие в этой группе помогает поэту найти свой путь. Первая книга его стихов, «Столбцы», вышла в 1926 году. Эта книга имела шумный и даже скандальный успех. Читателей буквально ошеломили поэтика гротеска и косноязычия, нарушения ритма и метра, шокирующие прозаизмы, откровенная нелитературная стилистика. В 1938 году его репрессируют по ложному обвинению и отправляют работать строителем на Дальний Восток, в Алтайский край, Караганду. В 1930-1940-е годы Заболоцкий пишет «Метаморфозы», «Лесное озеро», «Утро» и др. В 1946 году Заболоцкий возвращается в Москву. Работает над переводами грузинских поэтов, посещает Грузию. В 1950-е выходят стихи «Некрасивая девочка», «Старая актриса» и др., которые делают его имя широко известным. В 1957 году он побывал в Италии. Заболоцкий увлекался живописью Филонова, Шагала, Брейгеля. Умение видеть мир глазами художника осталось у поэта на всю жизнь. В 1955 году у Заболоцкого случился первый инфаркт, а 14 октября 1958 года его больное сердце остановилось навсегда.

« Я воспитан природой суровой…».

(Природа и человек

В творчестве

Н. Заболоцкого).

«Я - человек, часть мира,

его произведение.

Я - мысль природы и ее разум…»

Н. Заболоцкий

Задачи: сделать анализ стихотворения, воспитывать чувство любви к природе.

Оборудование: портрет Заболоцкого, рисунки учащихся к стихотворению, учебник по литературе, магнитофон.

Ход урока :

1. Оргмомент.

2. Слово учителя:

- Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев, журчание весеннего ручья, звон серебряных колокольчиков, жаворонка в летнем небе, шорох вьюги за окном, ласковый плеск воды и тишину ночи- услышал и, затаив дыхание, слушает тысячи лет эту чудесную музыку жизни.

Сегодня мы поговорим об этом красивом, безграничном и живом мире природы, рассматривая поэтические образы лирики Н. Заболоцкого.

Наша задача состоит в том, чтобы ответить на вопрос как решает в своем творчестве Н. Заболоцкий тему природы и человека? Каков лирический герой его произведений?

(оформление тетрадей)

3. Беседа:

- Любите ли вы природу? В чем это проявляется?

Как вы думаете, почему одни любят природу, оберегают животных, а другие- нет?

Часто ли вы бываете на природе? Как проходят такие прогулки?

Приходилось ли вам наблюдать природные явления?

4 Анализ стихотворения «Я воспитан природой суровой».

Нелегкой была жизнь поэта. Много тяжелых испытаний послала ему судьба. Но душа его из-за этого не ожесточилась, а напротив, читая его стихи, мы, читатели, в строках поэта ощущаем любовь, доброту, покой…

Чтение стихотворения наизусть подготовленным учеником (под музыку)

Анализ стихотворения по плану:

    Картины и образы

    Мысли и чувства

    Художественные изобразительно- выразительные средства

    Интонация

    Черты лирического героя

    Тема

    Идея

    Восприятие

Подведение итогов:

Тема: взаимоотношения человека и природы.

Основные картины: человек, растения, ручей, небо, поля.

Обращение к рисункам: кому наиболее удалось передать авторские картины стихотворения?

Чтение учебника на стр. 83, обращение к эпиграфу.

Итак, мы увидели, что Н. Заболоцкий любит родную природу, впрочем, как и любой другой русский поэт, русский человек. Будем же и мы любить и беречь нашу Землю.

5. Итоги. Оценки. Домашнее задание. (Выучить наизусть стихотворение)