Задание по теме мировой опыт публичных закупок. Мировые тенденции и перспективы развития

Введение

Прокьюремент, или, говоря образно, "искусство закупать", учение вовсе не такое юное, как может показаться. Как в военном деле на протяжении веков развивались в противоборстве оружие и броня, так и в деловой сфере состязались продавцы и закупщики. Причем, чем сильнее развивались рыночные отношения, тем важнее становилась роль продавца. Не случайно в списках наиболее продаваемых бизнес-книг и востребованных учебных семинаров тематика эффективных продаж - «искусство продавать» - является одной из лидирующих. Однако, для максимизации прибыли важно не только продать продукцию подороже, но и нести при этом минимально возможные затраты на ее изготовление или приобретение. Ведь порой приобрести именно то, что нужно, и на оптимальных условиях не так-то просто. (4)

Анализ мирового опыта использования различных закупочных процедур показывает, что одной из наиболее эффективных форм организации крупных закупок товаров и услуг является проведение открытых конкурсов (тендеров). В этой связи данная курсовая работа посвящена именно теме конкурсных торгов, а именно правилам и процедурам их проведения. Актуальность работы состоит в том, что в современном мире система государственных закупок закономерно стала составной частью сферы внутреннего обмена товаров и услуг и одним из механизмов поддержания конкуренции и либерального способа хозяйствования.

Целью курсовой работы является детальное рассмотрение основных правил и процедур, а также правовой базы осуществления государственных закупок на современном мировом рынке на примере двух кредитно-финансовых институтов: Международного Банка Реконструкции и Развития и Карибского Банка развития. Перед нами стоят следующие задачи:

1. выявить причины возникновения таких организаций как МБРР и КБР;

2. подробнее познакомиться с их деятельностью;

3. выявить схожее и различное в способах и методах предоставления кредитов данными финансовыми институтами;

4. оценить роль закупок в мировой экономике в целом.

Объектом исследования являются процедуры и правила закупок, установленные рассматриваемыми нами организациями, а предметом исследования служат сами закупки, осуществляемые по этим правилам.

Государственные закупки на современном мировом рынке

1.1 Сущность, предмет и роль закупок в мировой экономике

Рынок государственных закупок является важнейшим элементом социально-экономического развития страны, а сама система государственных заказов все более становится одним из основополагающих институтов государственного регулирования экономики, оказывающего существенное влияние на ее динамику и структуру.

Термин «государственные закупки» почти в каждой стране интерпретируется по-своему. В большинстве случаев речь идет о закупках за счет государственного бюджета на обеспечение жизнедеятельности и функционирования органов государственной власти. При этом из понятия «закупки для государственных нужд» исключаются закупки товаров (работ, услуг), приобретаемых с целью их дальнейшей перепродажи.

Закупки - это приобретение любыми способами товаров, работ или услуг. Закупающей организацией может быть любой правительственный департамент, учреждение, орган или другая организация или любое её подразделение, которое в данном государстве занимается закупками (также государство, принимающее настоящий Закон, может включить в данный список другие организации или предприятия или их соответствующие категории, которые должны быть включены в определение "закупающая организация").

Переоценить роль государственных закупок трудно. В современном мире это не просто процесс заказа, но инструмент выстраивания политики выполнения государством своих функций:

1. защиты (ВПК),

2. продовольственной безопасности (АПК),

3. энергетической безопасности (ТЭК),

4. социальная сфера (образование, здравоохранение, наука, культура),

5. охрана и сохранение природных ресурсов.

О важности совершенствования механизма госзакупок свидетельствует и тот факт, что на рубеже XX-ХХI столетий доля государственных расходов в валовом внутреннем продукте практически во всех странах (развитых и развивающихся) возросла более чем в 700 раз. Отмечается увеличение, как объема, так и стоимости закупок для государственных нужд. Государство становится крупнейшим потребителем на рынке товаров, работ и услуг - доля государственных закупок постоянно растет и составляет в развитых странах более 20% ВВП. Поэтому правительства, руководя государственными расходами и налогами, могут оказывать значительное воздействие на социально-экономические процессы, а государственные закупки все более рассматриваются как один из действенных инструментов социально-экономического развития и государственной политики в решении таких важнейших задач, как обеспечение единства экономического пространства, развитие рынков и сохранение конкурентной среды, поддержка регионов и групп населения, развитие определенных субъектов рынка и секторов экономики.

Госзакупки - это инвестиции. Посредством механизма госзакупок решается проблема привлечения ресурсов для ускоренного экономического роста и социального развития. При этом важно учитывать, что для устойчивого и гармоничного социально-экономического развития важны не только темпы экономического роста, но и создание условий для решения таких важных задач, как:

· достижение социальной и технологической однородности экономического пространства страны,

· снижение дифференциации уровня жизни по доходным группам и между различными регионами,

· сближение технологического уровня производства в различных отраслях экономики,

· повышение социально-технологической однородности экономики.

Именно посредством совершенного механизма госзакупок эти задачи могут быть решены наиболее эффективно. В пользу этого свидетельствует более чем 200-летний опыт развития Федеральной контрактной системы в США.

Что же является предметом государственных закупок?

Согласно классификации, предложенной ЮНСИТРАЛ, принято подразделять предметы закупок на товары, работы и услуги. К «товарам» обычно относятся предметы любого вида и описания, в том числе сырье, изделия, оборудование и предметы в твердом, жидком или газообразном состоянии, электрическая энергия, а также услуги, сопутствующие поставкам товаров, если стоимость таких сопутствующих услуг не превышает стоимости самих товаров. Под «работами» подразумевают любую деятельность, связанную со строительством, реконструкцией, сносом или обновлением зданий, сооружений или объектов, в том числе подготовку строительной площадки, выемку грунта, возведение, сооружение, монтаж и отделку, а также сопутствующие строительные услуги, такие, как бурение, геодезические работы, спутниковая съемка, сейсмические исследования и аналогичные услуги, если их стоимость не превышает стоимости самого строительства. «Услуги» означают любой предмет закупок помимо товаров и работ.

Говоря о закупках, нельзя забывать о таком важном их элементе, как прокьюремент (procurement) - совокупность методов, позволяющих максимально эффективно удовлетворять потребности заказчика в товарах, работах и услугах. Прокьюремент представляет собой взаимосвязанную систему, включающую:

· планирование закупок;

· определение целесообразности предложенной закупки;

· регламентирование закупок;

· проведение закупок;

· контроль закупок.

В зарубежной закупочной практике существует устоявшаяся система базовых принципов прокьюремента, которые включают в себя:

1. открытость и прозрачность - доступность информации о закупках;

2. подотчетность и ответственность - четкое следование закупочным процедурам при государственном и общественном контроле;

3. конкурентность - выбор контрагента должен проводиться на принципах состязательности;

4. равенство и справедливость - недопущение дискриминации;

5. эффективность - максимальная экономическая выгода при достижении результата;

6. обоснованность - закупка той продукции, которая действительно необходима и наилучшим способом удовлетворяет реальным потребностям заказчика.

Эти принципы являются основой для законодательства во многих странах, и нашли свое закрепление в ряде международных документов, в частности, в Многостороннем соглашении о государственных закупках в рамках Всемирной торговой организации. А всё потому, что вопросы регулирования государственных закупок во всем мире являются объектом пристального внимания со стороны законодателей - ведь в данном случае сам покупатель, то есть государство, заинтересован в максимальной эффективности процесса. Давайте же подробнее рассмотрим современные правила организации закупок, помогающие разрешить вопросы нечестной конкуренции и возможные конфликты сторон, возникающие в международной торговле.

1.2 Организация закупок товаров и услуг. Правовая база

Государственные закупки и размещение заказов в развитых странах происходит на основе общепринятых методов:

1. конкурсные процедуры (открытые, закрытые, двухэтапные, селективные),

2. закупки на основе переговоров с несколькими потенциальными поставщиками,

3. закупки в обычной торговой сети (метод запроса котировок),

4. закупки у единственного источника.

Наиболее широко используются именно конкурсные процедуры, ведь они позволяют обеспечить равные условия доступа к государственным заказам, открытость и прозрачность всех процедур и критериев выбора. Возможность применения иных способов требует соответствующих обоснований.

Большинство развитых стран, несмотря на давние традиции рыночной экономики, учитывает в своем национальном законодательстве международные требования. Общепринятые в мировой практике принципы осуществления закупок (в том числе, принципы прокьюремента, о которых упоминалось выше) и размещения заказов сформулированы в законодательствах отдельных стран и зафиксированы в ряде международных документов, таких как

· Директивы ЕС,

· Многостороннее соглашение о государственных закупках в рамках ВТО,

· Документы Организации Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества и другие.

Различия в законодательствах отдельных стран обусловлены приоритетами экономической политики того или иного государства. Закупочная практика, существующая в стране, является хорошим индикатором, как уровня развития рыночных отношений, так и состояния экономики в целом. На уровне национального законодательства происходит уточнение, конкретизация международных положений с учетом особенностей экономической политики государства. Выпускаются отраслевые нормативные акты, позволяющие на базе общего национального законодательства сформулировать конкретные положения, отражающие специфику той или иной отрасли.

В ряде стран осуществляется государственное регулирование международных тендерных процедур с целью упорядочения притока иностранного предпринимательского капитала и защиты интересов местных фирм. Например, законодательно закрепляется право местных компаний на приоритет в уровне цен, т. е. при прочих равных условиях выигрыш присуждается местному поставщику, даже если предложенная им цена выше, чем у иностранных участников. Ценовая "фора" для местных игроков может составлять от 6% (США, Канада) до 15% (Кувейт, Индия) и более.

К торгам могут не допускаться те иностранные участники, которые в своих предложениях не предусматривают передачу части подряда местным фирмам, определен перечень работ и услуг, которые иностранный подрядчик обязан передавать местным фирмам. Во многих государствах участие зарубежных компаний в тендерах возможно только через местных агентов или партнеров (Египет, Оман). Иногда иностранным подрядчикам запрещается ввозить оборудование и материалы, выпускаемые местной промышленностью, существует правило тройного превышения числа местного персонала над иностранным для подрядных объектов. В некоторых странах часть госзаказа резервируется для определенных категорий поставщиков, например малого бизнеса, организаций инвалидов, учреждений пенитенциарной системы и т. д. Крупные контракты умышленно разбиваются на более мелкие для облегчения доступа национальным производителям. Для преодоления таких ограничений и повышения возможности выигрыша заказов иностранные компании стали прибегать к созданию консорциумов с участием местных фирм.

Современное международное законодательство о государственных закупках базируется на Типовом законе Комиссии Организации Объединенных Наций по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ), а также на руководстве по принятию типового закона ЮНСИТРАЛ. Типовой закон ЮНСИТРАЛ "О закупках товаров (работ) и услуг" содержит 57 статей, сгруппированных в 6 глав:

1. Общие положения;

2. Методы закупок и условия их использования;

3. Процедуры торгов;

4. Основной метод закупок;

5. Процедуры, применяемые при закупках альтернативными методами;

6. Обжалование.

Типовой закон предназначается для тех стран (правительств), которые считают желательным регламентировать закупки товаров (работ) и услуг и преследуют следующие цели:

· обеспечение максимальной экономичности и эффективности закупок;

· расширение и стимулирование участия в закупках поставщиков (подрядчиков), независимо от государственной принадлежности, что служит развитию международной торговли;

· развитие конкуренции между поставщиками (подрядчиками) в отношении закупаемых товаров (работ) или услуг;

· обеспечение справедливого и беспристрастного отношения ко всем поставщикам (подрядчикам);

· содействие объективности и беспристрастности процесса закупок и общественному доверию к нему;

· обеспечение открытости процедур закупок.

В данном документе рассматриваются внеконкурсное размещение заказов, конкурсное размещение заказов с ограничением числа участников, с использованием котировок, особенности закупок товаров у единственного источника и т. д. Также приведены типовые требования к организации привлечения конкурсных заявок и заявок на предквалификационный отбор. Рассмотрен порядок предоставления и типовые требования к составу конкурсной документации. Закон регламентирует порядок и критерии для оценки предложений. Закупающая организация устанавливает критерии оценки предложений и определяет относительное значение каждого такого критерия и порядок их применения. Процедуры отбора победителя могут предусматривать: отбор без проведения переговоров (исключительно по установленным критериям оценки); отбор путем проведения одновременных переговоров; отбор путем проведения поочередных переговоров.

Вне зависимости от страны реализации проекта, способы и правила проведения закупок по проектам главного мирового кредитора - Всемирного банка - остаются неизменными и достаточно четко регламентированными на основе конкурсных процедур, изложенных в соответствующих нормативных и методических документах.

Чтобы подтвердить или опровергнуть данное утверждение, рассмотрим подробнее такие кредитно-финансовые институты, как Международный Банк Реконструкции и Развития и Карибский Банк Развития.

Существование конкурсной системы в различных странах мира во многом определяется законодательством, характеризующим экономические отношения между участниками рынка. Как правило, регулируются условия участия в конкурсных отборах, организованных государственными учреждениями. Во многих странах большое внимание уделяется борьбе с недобросовестными участниками (выявление возможностей сговора, монополизации рынка отдельными фирмами и т.д.). При этом для большинства экономически развитых стран незыблемым является принцип свободной экономической деятельности всех участников рынка.

Если провести анализ, становится очевидным, что современная система государственных закупок в Республике Беларусь построена преимущественно на основе зарубежного, а не национального исторического опыта. Практически во всех основных законодательных, нормативных и методических документах прослеживаются элементы из аналогичных документов ООН. В первую очередь, это касается типового закона ЮНСИТРАЛ и положений о закупках Всемирного банка.

Типовой закон ЮНСИТРАЛ "О закупках товаров (работ) и услуг", принятый в 1994 году на 27-й сессии Комиссии ООН по праву международной торговли. Данный закон был разработан Организацией Объединенных Наций в качестве модельного по построению современной эффективной рыночной модели размещения государственного заказа и предназначался в первую очередь для стран Восточной Европы с переходным типом экономики, а также для развивающихся государств.

Основными целями Типового закона ЮНСИТРАЛ являются максимальное развитие конкуренции, обеспечение справедливого отношения к поставщикам и повышение уровня открытости и объективности при проведении госзакупок. Закон рекомендуется применять во всех случаях проведения государственных закупок, за исключением закупок, связанных с обеспечением национальной обороны и безопасности.

К числу базовых положений этого документа относятся:

  • 1. В части открытости и прозрачности - ведение отчетности о проведении закупок в письменной форме (отчетность должна отражать все существенные меры, принимаемые государственными заказчиками при проведении конкурсов и иных способов закупок), а также публичное уведомление как о намерении государственных заказчиков заключить государственные контракты, так и о подписании этих контрактов.
  • 2. В части квалификации - четкая регламентация возможных требований к квалификации поставщиков, порядок и процедуры изучения квалификации, а также порядок проведения предварительного квалификационного отбора.
  • 3. В части процедур - открытый конкурс в качестве основного способа закупок. Кроме открытого конкурса предусматривается закрытый конкурс, запрос котировок и закупка у единственного источника для простой продукции, двухэтапные конкурсы, конкурентные переговоры, запрос предложений для закупки сложной продукции и консультационных услуг.
  • 4. Процедура открытого конкурса предусматривает публикацию извещения, направление потенциальным поставщикам условий конкурса (конкурсная документация), подготовку конкурсных заявок, включая изменения и разъяснения, подачу конкурсных заявок, публичную процедуру вскрытия конкурсных заявок, оценку заявок, акцепт заявок и вступление договора о поставках в законную силу.
  • 5. В части разрешения разногласий сторон законом предусмотрено право поставщика (подрядчика) на обжалование размещения государственного заказа в закупающей организации, а также в административном или судебном порядке.

Соглашение по правительственным закупкам ВТО. Вторым по значимости международным документом является многостороннее Соглашение по правительственным закупкам (Agreement on Government Procurement), принятое по результатам Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров в 1994 году. Оно является одним из элементов Генерального соглашения по торговле и тарифам (ГАТТ) и заключается странами в рамках участия во Всемирной торговой организации (ВТО). Подписание Соглашения по правительственным закупкам не является обязательным условием для вступления страны в ВТО, но в последнее десятилетие появилась устойчивая тенденция: ведущие страны - участницы ВТО (США, страны Евросоюза, Канада, Израиль, Япония, Швейцария) считают подписание данного документа в ходе двусторонних переговоров со странами-претендентами непременным условием.

Соглашением о правительственных закупках определены три вида процедур размещения госзаказа: открытые, селективные и ограниченные. Открытыми являются процедуры, при которых заявку могут представить любые заинтересованные поставщики товаров или услуг. Селективными считаются процедуры, при которых заявку вправе подать только поставщики, получившие от закупающего ведомства соответствующее предложение. Ограниченные процедуры - действия, при которых закупающее ведомство вступает в контакт с поставщиками товаров или услуг индивидуально, строго на установленных соглашением условиях.

Процедуры торгов и иных способов закупки должны соответствовать определенным правилам. В частности:

запрещается предоставлять каким-либо поставщикам или группам поставщиков информацию о проведении госзакупок на льготных условиях;

публикация информации о проведении торгов должна осуществляться, в том числе в международных изданиях на одном из официальных языков ВТО;

квалификационные требования должны быть едиными для всех поставщиков - участников процедур закупок;

устанавливаются требования к содержанию документации по торгам (конкурсной документации);

определены условия подачи и вскрытия конкурсных заявок, обеспечивающие соблюдение гласности и сохранности предложений;

Опыт Соединенных Штатов Америки. Общую координацию деятельности в области госзакупок США осуществляет Управление федеральной закупочной политики (Office of Federal Procurement Policy), которое было создано в 1974 году в качестве консультативного органа при Министерстве управления и бюджета, а в 1988 году превратилось в самостоятельный постоянно действующий орган государственной власти.

Все закупки, проводимые федеральными закупочными агентствами, регламентируются Сводом правил государственных закупок (Federal Acquisition Regulation, FAR1), разработанным в 1984 году и описывающим все этапы проведения закупок, начиная с планирования и заканчивая вопросами управления заключенными государственными контрактами (вплоть до их завершения). Декларируемая цель FAR - соблюдение всеми агентствами, проводящими закупки для федеральных государственных нужд, единой закупочной политики и использование единых закупочных правил. Миссией FAR является предоставление всем госзаказчикам продукции с наилучшим соотношением цена/качество (цена/затраты) с учетом ограниченного времени на проведение закупок.

В соответствии с FAR при размещении госзаказа США применяются следующие процедуры:

открытые торги;

двухэтапные торги;

проведение переговоров;

упрощенные способы закупок.

Упрощенные способы закупок (Simplified Acquisition Methods), не встречающиеся в других странах, применяются при небольшой стоимости контрактов (до 100 тыс. долл.) и в сумме не должны превышать 5 млн долл. в год. При этом налагается запрет на искусственное дробление объема закупки. К упрощенным способам относятся:

запрос ценовых котировок (Price Quotations);

использование корпоративных закупочных пластиковых карт при особо малых закупках - до 2 500 долл. (Governmentalwide Commercial Purchasing Card);

размещение заказов на закупку (Purchase Orders);

использование рамочных соглашений (Blanket Purchase Agreement) для регулярных закупок широкого ассортимента продукции (типичный пример - канцелярские товары и прочие расходные материалы для работы офисов, а также снабжение запасными частями автохозяйств заказчиков) и др.

Опыт международных финансовых институтов. Значительный интерес представляет опыт закупок за счет общественных средств так называемыми международными финансовыми институтами (МФИ) - крупными международными некоммерческими организациями, целью деятельности которых является развитие определенных отраслей экономики разных стран или регионов мира. МФИ аккумулируют значительные объемы денежных средств (полученных за счет взносов участников, а также за счет коммерческой деятельности - как правило, предоставление ресурсов осуществляется на принципах кредитования, то есть на возвратной платной основе) и реализуют крупные международные коммерческие и некоммерческие проекты.

Поскольку проекты финансируются за счет средств международных финансовых институтов, правила расходования этих средств, в том числе и правила проведения закупок, устанавливаются МФИ. Среди наиболее известных МФИ можно назвать:

Всемирный банк (World Bank Group), который включает в себя Международный банк реконструкции и развития (International Bank for Reconstruction and Development), Международную ассоциацию развития (International Development Association) и ряд других структур;

Европейский банк реконструкции и развития (European Bank for Reconstruction and Development);

Правила закупок товаров и работ в проектах, финансируемых Всемирным банком, прописаны в "Руководстве по закупкам по займам МБРР и кредитам МАР" и предусматривают следующие способы закупки:

международные конкурсные торги (International Competitive Bidding);

национальные конкурсные торги (National Competitive Bidding);

международные закрытые торги (Limited International Bidding);

запрос котировок (Shopping);

закупки у единственного источника (Direct Contracting).

В Руководстве четко определены сроки проведения отдельных процедур, последовательность действий при наступлении тех или иных обстоятельств, права и обязанности сторон в любой возможной ситуации, причем наиболее детально описана процедура проведения международных конкурсных торгов как наиболее сложного способа закупки. Подробнее с закупочными процедурами Всемирного банка можно познакомиться в интернете.

Можно сказать, что используемые международными финансовыми институтами способы закупок, а также правила их выбора и процедуры в рамках проводимых ими проектов во многом схожи с правилами и процедурами, описанными Типовым законом ЮНСИТРАЛ "О закупках товаров (работ) и услуг". Таким образом, международное сообщество активно использует конкурсные технологии заключения контрактов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг при расходовании общественных средств, будь то средства налогоплательщиков (государственные закупки развитых стран мира) или же участников международных финансовых институтов (закупки по проектам Всемирного банка, ЕБРР и т.п.).

Вы знали, что Правительство Дании обслуживает юрфирма, договор с которой заключен без публичных торгов? А о том, что в Эстонии с 1 сентября 2017 года нельзя совершить закупку услуг по представлению интересов в суде? Вам известно, что в США немотивированное расторжение договора по инициативе заказчика возможно только в интересах Правительства? Об особенностях закупок за рубежом читайте в нашем материале.

Страны СНГ

Наименьший интерес с точки зрения проведения юрзакупок представляют страны СНГ. Например, на Украине, в Беларуси и Казахстане имеются специальные законы о закупках, но их нормы очень похожи на те, что применяются в России. Кроме того, в 2011 году президент РФ подписал Федеральный закон «О ратификации Соглашения о государственных (муниципальных) закупках», который устанавливает единые правила закупок в России, Белоруси и Казахстане. Как и у нас, информация о закупках в этих странах публикуется на специальном ресурсе в интернете. Случаи, при которых закупки могут осуществляться у единственного исполнителя, также совпадают. Кроме того, существует единый перечень услуг, закупка которых осуществляется путём проведения электронных аукционов.

США

В США закупки регулируются целым рядом актов, которые называются «Правила закупок для федеральных нужд (FAR)». В нем указаны общие принципы проведения закупок, требования к порядку и процедуре. Директор юридической службы Ernst & Young в СНГ Алексей Стаценко рассказал, что в США закупки юруслуг проводятся с помощью тендерных процедур, однако с некоторыми особенностями. «В США по инициативе заказчика немотивированное расторжение договора возможно только в интересах Правительства. Как правило, за ним следует соглашение о взаиморасчетах, заключенное между исполнителем и заказчиком. Кроме того, в Америке у участника закупок может быть гораздо больше возможностей для обсуждения и изменения условий содержащегося в тендерной документации шаблонного договора. Это позволяет без изменения коммерческих условий закупки включить в договор специфические условия, характерные для закупки юруслуг», - объяснил Стаценко.

Специалисты, занимающиеся изучением зарубежного опыта в сфере закупок, отмечают, что в США система государственных закупок является эффективным инструментом государственного управления, особенно управления бюджетными средствами. Такую форму управленческой технологии часто называют «прокьюрементом», то есть совокупностью практических методов и приемов, позволяющих максимально обеспечить интересы заказчика при проведении закупок.

Особое внимание в рамках достижения эффективности госзакупок в США уделяется этапу их планирования, в ходе которого определяется прогноз закупок и устанавливается индивидуальный план закупок. В США исходят из того, что без правильной организации данного (первоначального) этапа невозможно говорить об эффективности закупочной деятельности в целом.

Другой особенностью закупок в США можно назвать наличие специальных госслужащих - контрактных офицеров, которые на основании выданных сертификатов имеют право принимать участие в различных этапах госзакупок от стадии их размещения до реализации контракта.

Что примечательно, в США одним из основных способов размещения госзаказа являются прямые переговоры, далее по популярности следуют открытые и закрытые торги. Считается, что в рамках такой процедуры контрактный офицер в наибольшей степени может оценить кандидатуры потенциальных исполнителей и выбрать наиболее оптимального как с точки зрения профессионализма, так и цены контракта.

Евросоюз

Система правового регулирования госзакупок в Евросоюзе трехуровневая - это международные нормы, законодательство ЕС, а также национальное законодательство отдельных стран.

Так, все страны Евросоюза при проведении закупок опираются на Директиву ЕС 2004/18/ЕС и 2004/17/ЕС. Она применима и к государственным органам, и к частным компаниям. Согласно этой директиве, если сумма контракта превышает определенный порог, необходимо проводить публичный тендер.

Однако практически у каждой из европейских стран имеется национальное законодательство о закупках. В Чехии, например, это акт № 137/2006 о тендерных закупках и акт № 139/2006 о концессиях, в Испании - закон о публичных контрактах 3/2011, во Франции - Кодекс государственных заказов и Кодекс государственных рынков, в Литве - закон о государственных закупках и закон о закупках в секторе общественных благ. Все эти законы очень отличаются друг от друга, поэтому закупки юруслуг в Европе представляют наибольший интерес.

Если говорить о способах закупок в ЕС, то они разнообразны: открытые и закрытые конкурсы, запросы котировок, закупка у единственного источника, запросы предложений и конкурентные переговоры.

Для проведения юрзакупки посредством тендера в странах Евросоюза установлен специальный минимальный порог, и во всех странах он разный. Например, в Румынии он составляет €28 000 для всех компаний, в Италии - €40 000, в Литве - €58 000, в Австрии - €135 000. Есть и другие различия. В Италии юрзакупки проводятся в условиях особой срочности. В Чехии для такого вида закупок существует упрощенная процедура. Так, заказчик вправе не использовать публичную закупку для:

  • юридических услуг по представлению интересов в судебных процессах, административных процессах перед судами, третейскими судами (арбитражами) и административными органами, в том числе перед международными судебными органами;
  • юридических услуг, предоставляемых при подготовке к участию в процессах, указанных выше, либо если обстоятельства позволяют прийти к выводу, что дело будет рассматриваться в ходе указанных процессов.

В Чехии публичные контракты, с точки зрения ожидаемого объема, могут подразделяться на те, что выше определенного порога, ниже определенного порога и проекты малого масштаба.

В Италии и Испании юрзакупки чаще всего проходят на базе открытых тендерных предложений. Во Франции проводить тендер при закупке юруслуг не обязательно, однако крупные игроки с удовольствием пользуются этой возможностью. В Ирландии консультанты представляют электронные заявки об оказании услуг, которые отбираются, исходя из размера и квалификации команды, стоимости их услуг, уровня страхования профессиональной ответственности, наличия свидетельства об отсутствии задолженности.

В Дании закупки юруслуг проводят только частные компании - Правительство обслуживает юрфирма «Kammeradvokaten» на основании договора без публичных торгов. А вот в Эстонии с 1 сентября 2017 года закупку услуг по представлению интересов в суде совершить невозможно - процедура полностью отменена на законодательном уровне.

Закупки юридических услуг пользуются популярностью как в России, так и в других странах. «При этом иностранное регулирование закупок зачастую представляется более гибким по сравнению с российским законодательством, например, в части возможности согласования условий закупок, а также расторжения и изменения контракта», - подытожил Стаценко.

«Российское законодательство в сфере закупок в целом отвечает основным мировым тенденциям. Поэтому для повышения прозрачности и эффективности закупок в России не стоит злоупотреблять внесениями изменений в действующее законодательство, в том числе путем заимствования новых правовых конструкций из опыта зарубежных стран в частных вопросах закупок. Главное сейчас - добиться достижения эффективности закупочной деятельности путем реализации уже имеющихся норм. Для этого необходимо построение прозрачной системы мониторинга и контроля, и это касается не только закупок по 44-ФЗ, но и по 223-ФЗ. Именно в этом направлении и стоит двигаться», - считает Ирина Мостовая, партнер юридической компании «НАФКО-Консультанты» .

Международный опыт регулирования и организации закупок, безусловно, может быть полезен. Причем опыт не только в проведении закупок, но и в их планировании и контроле за соблюдением положений законодательства. Этим этапам в США и странах Евросоюза уделяется особое повышенное внимание, так как они дают возможность оценить эффективность госзакупок.

Однако эксперты высказывают различные мнения относительно необходимости активного использования опыта зарубежных стран в ключевых вопросах правового регулирования сферы закупок в национальном законодательстве.

«Говоря об общем принципе прозрачности закупок, необходимо не забывать о соблюдении тонкого баланса между стимулированием здоровой конкуренции и недопущением неопределенности (неуверенности) в поставщике услуг. Здесь будет нелишним проанализировать опыт США, где одним из основных способов государственных закупок являются не открытые процедуры, а прямые переговоры заказчика с предварительно отобранными потенциальными исполнителями и закрытые торги. Однако, обращаясь к зарубежному опыту, необходимо не забывать о российских реалиях, - комментирует Ирина Мостовая. - Именно поэтому в рамках нормотворческой деятельности в сфере закупок особое внимание необходимо уделять таким вопросам, как четкое правовое регулирование различных видов тендерных процедур, недопущение злоупотреблений на всех этапах закупок, а также реальное усиление ответственности за допущенные нарушения как для организаторов торгов, так и участников. Таким образом, бороться нужно не с закупками из единственного источника как таковыми, тем более, как показывает опыт той же Америки, это зачастую оправдано и может прекрасно работать, а создавать такую систему закупок, при которой выбор способа закупки будет обоснован, а сама закупка проведена строго в соответствии с действующим законодательством. Но если нарушения допущены, то должна наступать реальная и ощутимая ответственность, а не фикция в виде формального решения об установлении факта нарушения, которое фактически не может быть исполнено, так как товар уже поставлен или услуга оказана».

«В России к проведению государственных и корпоративных закупок законодателем применен универсальный подход независимо от предмета закупок (допускается только изменять требования и критерии для конкретной закупки), - считает Артем Гоголев, начальник отдела планирования и проведения закупок АО "ВОСТЭК". - Как показывает зарубежный опыт закупок, в особенности в странах Евросоюза, где для заказчика одним из основных условий выступает фигура исполнителя, возможно стоит подумать о диверсификации действующего российского законодательства о закупках в зависимости от предмета потребности заказчиков, в частности, применительно к юруслугам».

Одной из основных задач развития системы государственных закупок в России является создание единой электронной системы госзаказа. И если российские специалисты делают только первые шаги к реализации этой идеи, то в США и странах Европейского Союза уже давно применяют высокие технологии.

Американские госзакупки

За рубежом наибольший опыт информационного обеспечения госзакупок накоплен в Соединенных Штатах Америки. Первый закон по регулированию федеральной системы государственных закупок был принят в США в 1792 г.: согласно ему полномочия в области закупок на государственные нужды были даны министерствам финансов и обороны.

В целом система закупок на национальные нужды в США нецентрализованная, однако закупки непосредственно на государственные нужды очень напоминают систему Госснаба, существовавшую в советские времена.

В настоящее время проведение закупок для нужд федеральных органов власти в США является прерогативой Genneral Services Administration - Управления общих услуг (УОУ). На основе заявок министерств и ведомств УОУ организует крупнооптовые закупки, используя конкурсные процедуры, в первую очередь тендеры. Товары хранятся на складах УОУ и перепродаются заказчикам по оптовой цене с удержанием небольшого процента, служащего для обеспечения жизнедеятельности УОУ. Закупки на нужды национальной обороны осуществляет министерство обороны (Department of Defense) США. Специализированные закупки проводятся также некоторыми другими ведомствами, такими как Агентство по исследованию и развитию в области энергетики (Energy Research and Development Agency), Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства (National Aeronautics and Space Administration, NASA) и т.п.

Мониторинг федеральных закупок возложен на Управление федеральной закупочной политики (Office of Federal Procurement Policy), а межминистерская координация в области закупочной политики осуществляется Советом по регулированию федеральных закупок (Federal Acquisition Regulatory Council). Законодательную основу системы государственных закупок в США составляют Правила закупок для федеральных нужд (Federal Acquisition Regulations, FAR) и Правила закупок для нужд обороны - дополнение (Defense Federal Acquisition Regulations-Supplement, DFARS). Эти документы регламентируют всю систему федеральных закупок и отличаются весьма детальной проработкой принципов и процедур. Все законы, относящиеся к данной сфере, можно разделить на две категории.

Первая - общефедеральное законодательство. Оно регламентирует организацию процесса госзакупок и устанавливает юридические нормы, которые касаются конкретных видов закупок, отнесенных к компетенции соответствующих органов исполнительной власти на федеральном уровне. Вторая - специальное законодательство, отвечающее за процедуры и формы контрактов, а также информационное обеспечение процессов закупок и анализа их результатов.

Управление системой государственных закупок США опирается на три основных принципа, проистекающих из американского подхода к функциям и задачам государства:

  • -достижение справедливости, то есть обеспечение условий для равноправного участия подрядчиков в конкуренции за государственные заказы;
  • -соблюдение честности и борьба с коррупцией при государственных закупках;
  • -экономия и эффективность, то есть обеспечение закупок товаров и услуг требуемого качества по максимально низким ценам с минимальными затратами на проведение закупок.

Электронные технологии

Система госзакупок США включает около 100 федеральных ведомств, представляющих государственный, хозяйственный и научно-технический комплексы. Они ежегодно размещают заказы на товары и услуги непосредственно через центральный федеральный орган управления, собственные ведомственные центры и 12 региональных центров федерального правительства, которые находятся в крупнейших городах страны.

Законодательство США также регламентирует деятельность органов, ответственных за формирование и использование информационных ресурсов по госзакупкам. В частности, законодательно определены полномочия и функции органов, ответственных за поддержание информационного ресурса - сбор, обработку и распространение данных по закупкам, обеспечение и управление функционированием информационной базы системы данных закупок для федеральных нужд и Федерального регистра контрактов. Центр данных по федеральным закупкам регулярно издает руководство по представлению этих данных, где содержится:

  • -полный перечень отчитывающихся, а также неотчитывающихся ведомств;
  • -необходимые инструкции для узлов сбора данных в каждом ведомстве;
  • -разъяснения (какие данные требуются и как часто их надо представлять).

В 1994 г. законодательство США было подвергнуто серьезной ревизии как недостаточно отражающее возросшую роль закупок продукции для государственных нужд. Результатом проверки стало появление закона о совершенствовании федеральных приобретений, который повлек за собой модернизацию информационной политики и вопросов формирования и использования информационных ресурсов в системе. Анализу подверглась также организация процедур госзакупок (к 1994 г. насчитывалось 889 общих контролирующих законов и правил). Теперь федеральным уполномоченным по госзакупкам предоставлялась большая самостоятельность при выборе форм, методов и способов проведения закупок для нужд государства. Закон существенно упростил контрактную процедуру для малых закупок и параллельно поддержал электронную коммерцию. Под термином «электронная коммерция» в данном случае подразумеваются электронные технологии для обеспечения деловых действий, включая электронную почту, Интернет, электронные доски объявлений, платежные карты, перевод денежных средств, виртуальный обмен данными и т.д.

В соответствии с новым законом следовало упразднить бумажный документооборот и ведение записей, как того требовали многочисленные правила и процедуры, относительно подрядных закупок на суммы менее 100 тыс. долл., что позволило применить упрощенную процедуру закупок по отношению к 45 тыс. сделок на сумму 3 млрд долл. ежегодно.

Сегодня каждое федеральное ведомство Америки обязано формировать и поддерживать ведение компьютерной базы данных, содержащей несекретные сведения по всем контрактам единичной стоимостью свыше 25 тыс. долл. за пять последних финансовых лет. Все ведомства должны направлять указанную информацию в Центральную информационную систему федеральных закупок. Для предоставления сведений по контрактам федеральные ведомства используют стандартные формы документов и унифицированные форматы данных. В дополнение к представленному перечню ведомства должны иметь в электронном виде данные, идентифицирующие субконтракты по контрактам на общую сумму 5 млн долл. и более.

Информационная система федеральных закупок обеспечивает учет сведений по 400-500 тыс. контрактов единичной стоимостью более 25 тыс. долл. и 17 млн контрактов малой единичной стоимостью, ежегодно заключаемых федеральными ведомствами (на общую сумму порядка 200 млрд долл.). Центральная информационная система федеральных закупок является источником консолидированной информации о госзакупках.

Открытость и доступность

С учетом этих сведений Центральная информационная система ежегодно подготавливает и издает отчет. На платной основе предоставляются отчеты, составленные по индивидуальным запросам любых потребителей. При необходимости специалист Центральной информационной системы поможет клиенту в разработке требуемой структуры отчета. Срок подготовки документа - пять-семь рабочих дней. Стоимость специального поиска в основном банке данных по одному году составляет приблизительно 400 долл., сведения по каждому дополнительному году - еще 100 долл. Специальные отчеты, списки и рассылки передаются как в бумажном виде, так и на магнитном носителе. При составлении специального запроса требуется указать следующие данные:

  • -период времени, по которому необходимо провести исследования (финансовый год в США исчисляется с 1 октября по 30 сентября);
  • -данные, которые клиенту нужно получить в отчете (например, название исполнителя контракта, номер и тип контракта, сумма в долларах и др.);
  • -структура, по которой клиент желает получить информацию (например, с разбивкой по годам, ведомствам, названиям исполнителей, комбинированные варианты). Также отдельное указание требуется при необходимости получения общей суммы в стоимостной форме.

Электронные торги

Цель внедрения электронных торгов при осуществлении федеральных закупок - не только автоматизация рутинных процессов взаимодействия закупочных органов с потенциальными подрядчиками, но и снижение затрат на выполнение закупочных процедур и резкое сокращение сроков проведения этих операций. Масштабы использования электронных торгов при осуществлении федеральных закупок в США в настоящее время являются относительно небольшими в сравнении с объемом их применения при заключении сделок между коммерческими фирмами. Электронные торги в основном используются для закупок по упрощенным процедурам по контрактам стоимостью до 100 тыс. долл. Это обусловлено излишне жесткой регламентацией процедур федеральных закупок, которая полностью удовлетворяет условиям их проведения с помощью документов на бумажных носителях, но создает определенные сложности при проведении закупок посредством электронных торгов. Важными условиями применения электронных торгов являются развитое законодательство в сфере регулирования использования Интернет-технологий и средств связи, защиты информации, а также наличие базовых стандартов безопасности для компьютерных сетей.

Информационные ресурсы обеспечивают реализацию указанных выше принципов - публичности процесса закупок продукции для государственных (федеральных) нужд, равноправия в процессе закупок и открытого доступа к информации по заключенным контрактам. В соответствии с требованиями законодательства обеспечение публичного открытого доступа к этим ресурсам осуществляется посредством их публикации на едином правительственном портале. Электронная версия Федерального регистра контрактов также размещена в Интернет.

Основное достоинство американской информационной системы федеральных закупок заключается в том, что она обеспечивает:

  • -высокую оперативность и точность предоставления Конгрессу, администрации президента, федеральным ведомствам и частному сектору данных о положении в области контрактов на закупки для государственных нужд;
  • -позволяет получить сведения по федеральным закупкам в различных интересующих пользователя разрезах: по годам, ведомствам, контракторам и т.п.

В то же время отмечаются следующие недостатки системы:

  • -неполное предоставление данных отдельными федеральными ведомствами;
  • -недостаточная активность использования информационных ресурсов как со стороны правительственных ведомств, так и со стороны населения;
  • -недостаточная информационная совместимость между звеньями системы и др.

Опыт становления российской системы государственных закупок в условиях развития рыночных отношений показал эффективность и перспективность этого направления для экономичного использования финансовых ресурсов и обеспечения качественной продукцией как государственных потребностей, так и нужд других хозяйствующих субъектов. Общий вектор развития российской системы госзакупок в целом отвечает общемировому.

В условиях усиления общемировых интеграционных процессов все больше исследователей обращаются к методу сравнительного анализа, в том числе в сфере государственных закупок. Проведение сравнительных аналитических исследований способствует адекватному пониманию современных направлений развития систем государственных закупок, выявлению проблемных аспектов, выработке оптимальных решений, поиску лучших практик .

На государственные контракты претендуют не только национальные поставщики, но и иностранные компании. При этом каждая страна в зависимости от уровня развития экономики и других национальных особенностей формирует свои подходы и механизмы к доступу на рынок госзакупок.

Многие страны, особенно развивающиеся, не готовы к открытию сферы госзакупок для иностранных поставщиков, несмотря на то, что государственные закупки способствуют либерализации экономических взаимосвязей.

Расширение доступа иностранных компаний на национальные рынки государственных закупок развиваются, как и другие процессы внешнеторговой либерализации, на разных уровнях международного сотрудничества. Типовой Закон Комиссии ООН по праву международной торговли о закупках товаров, строительных и других видов услуг , а также Соглашение о государственных закупках ВТО (СГЗ) выступают правовыми инструментами, направленными на гармонизацию и либерализацию режимов госзакупок стран-участниц на международном уровне.

Трансграничное сотрудничество выступает структурным элементом государственной экономической политики страны, в рамках которого все участники ориентированы на поиск гибкого режима трансграничных экономических отношений (рис. 2).

Механизмы системы государственных закупок состоят из: либерализации международных и экономических связей, политики протекционизма, открытии экономики, вовлечения в международную торговлю, привлечения иностранного капитала, формирования цен конкурентоспособности. Международное законодательство по электронной торговле устанавливает правила проведения государственных закупок стран ЕС на наднациональном уровне.

При этом Россия принимает активное участие в интеграционных процессах не только на общемировом, но и на региональном уровне . Развитие системы государственных закупок в России ориентировано на международный опыт и на использование лучших мировых практик. Тем не менее несмотря на общие основные цели и принципы (конкуренция, открытость, объективность, эффектив-

  • 1. Тенденция: Внешнеторговая либерализация на основе развития мировой торговой системы на всех уровнях.
  • 1. Региональный уровень
  • (создания зон свободной торговли и таможенных союзов (МЕРКОСУР-общий рынок стран Южной Америки, экономическое и политическое соглашение между Аргентиной, Бразилией, Уругваем, Парагваем и Венесуэлой, Таможенный союз России, Казахстана, Белоруссии, Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), ЕС, ЕврАзЭС, Единое экономическое пространство. Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА) и др.)
  • 2. Двусторонний уровень (преференциальные соглашения - двусторонние соглашения между Сингапуром и Южной Кореей, США и Чили, Европейским союзом и Мексикой)
  • 3. Международный уровень (заключение единого соглашения о госзакупках в рамках ВТО) Страны Евросоюза, Канада, США
  • 4.1.Принцип открытой и эффективной конкуренции
  • 4.2.Прннцнп

справедливости

  • 4. Тенденция: Соблюдение базовых принципов
  • 3.1.Методы м купок:
    • * Открытая процедура торгов (любые организации могут

участвовать);

Селективная процедура торгов (по спец. Приглашению. Действует система аттестации.)Лрименяется при превышении определенных ценовых порогов.

Ограниченная процедура торгов (безальтернативная основа. Если обычные торги не принесли желаемого результата, подозрения на сговор поставщиков)

5.2.Политика протекционизма

I 6.1.Инструмент развития мирового диалога между J государствами.

I_________________

  • 5. Тенденция: Механизмы системы государственных закупок
  • 6. Тенденция: Механизм создания единой электронной системы _госзакупок_

Принцип прозрачности закупок

4.4.Принцип подотчетности и соблюдения процедур

6.2. Инструмент системного противодействия коррупции

Б.І.Либерализация международных экономических связей

  • 6.3. Механизм создания условий для равноправного участия в квалификационном отборе на право заключения контрактов с поставщиками иностранных государств.
  • 6.4.Механизм создания прозрачных методов государственных

Рис. 2. Мировые тенденции развития государственных закупок

ность и др.), на основе которых выстраиваются современные системы государственных закупок, практика их реализации в различных странах мира, включая Россию, имеет ряд различий в определении конкретных задач в этой сфере в зависимости от социально-экономического развития конкретной страны или группы стран.

Механизм создания единой электронной системы госзакупок включает в себя два основных инструмента развития мирового диалога между государствами и системного противодействия коррупции. Для эффективного функционирования механизма единой электронной системы госзакупок необходимо создание условий для равноправного участия в квалификационном отборе на право заключения контрактов с поставщиками иностранных государств и создание прозрачных методов государственных закупок. Результатами данного механизма выступают: экономия госресурсов и повышении качества распределения ресурсов, повышение уровня подотчетности, введение системы сдержек и противовесов (разделение компетенции между органами государственной власти, обеспечивающее их взаимный контроль), создание прочной базы для сбыта продукции, снижение уровня открытой коррупции, сокращение возможности скрытого рентного обогащения, расширение участия иностранных компаний в сфере госзакупок, высокий уровень вовлеченности в мировые хозяйственные потоки, контроль за соблюдением принципа реципрокности (взаимообмена).

В международной практике госзакупок Соглашением о правительственных закупках установлены общие правила и процедуры их организации госзакупок стран - членов ВТО. Важная роль в документе отводится открытости и доступности систем электронных закупок, криптографии и аутентификации. Цель соглашения - повышение прозрачности госзакупок, препятствие дискриминации иностранных товаров и услуг в данной сфере (табл. 1).

Анализ источников показал, что существует три вида соглашений в мировой практике (рис. 2): региональный уровень характеризуется созданием зон свободной торговли и таможенных союзов; двухсторонний уровень подразумевает заключение преференциальных торговых соглашений (ПТС); международный уровень - GPA-Согла-шение ВТО по правительственным закупкам (GPA, Agreement on Government Procurement), которое предполагает отсутствие дискриминации и прозрачность сделок. Подписавшие соглашение страны обязуются обеспечить равные условия допуска к госзакупкам товаров и услуг поставщиков других стран-участниц.

Главным критерием успешности реформирования выступает открытость экономики и выход на международный уровень, привлечение иностранных инвестиций, налаживание социальных и куль-

Электронная торговля в мире: международные организации

Таблица 1

Организация

Деятельность в сфере электронной торговли

ЮНСИТРАЛ

Разработка правил, законодательных норм и рекомендаций по регулированию электронной торговли между государствами - членами

Организация экономического сотрудничества и развития

Анализ проблем электронной торговли, разработка рекомендаций для государств - членов

Всемирная организация интеллектуальной собственности

Обеспечение гарантий защиты торговых знаков, авторского права и патентов в области электронной торговли для государств - членов ООН

Всемирная торговая организация (ВТО)

Регламентация вопросов, связанных с электронной торговлей, для стран - членов ВТО; законотворческая деятельность

Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС)

Разработка стандартов регулирования электронной торговли между странами-участница-ми (приоритет - защита конфиденциальных данных, увеличение масштабов электронной торговли)

Ассоциация государств Юго-Восточной Азии

Разработка стандартов регулирования электронной торговли между странами - участницами

Пан-Азиатский альянс по электронной коммерции

Разработка ИТ-инфраструктуры и сервисов электронной торговли для стран - участниц альянса (приоритет - безопасность, надежность)

турных связей с другими странами. В результате государственные закупки выступают каналом для внедрения нового курса развития экономики и для формирования конкурентоспособности страны с учетом выхода на мировые торговые рынки.

Основной тенденций законодательного регулирования госзакупок является формирование честной конкуренции. Каждый из уровней либерализации госзакупок базируется на следующих принципах 1: принцип прозрачности закупок (transparency) - открытость и доступность информации о закупках; принцип подотчетности и соблюдения процедур (accountability and due process) - четкое следование закупочным процедурам при государственном и общественном контроле; принцип открытой и эффективной конкуренции (open and effective competition) - недопущение дискриминации; принцип справедливости (fairness) - равные возможности для всех участников закупок.

Механизмы системы государственных закупок выступают в роли канала для осуществления стратегических решений в сфере развития экономики, национальной конкурентоспособности и внешнеэкономического сотрудничества стран, компании которых участвуют в процессах закупок. Система государственных закупок выступает как механизм, состоящий из следующих базовых элементов: механизм либерализации международных экономических связей; механизм ведения политики протекционизма (защита национального рынка); механизм открытия экономики, вовлечения в международную торговлю; механизм привлечения иностранного капитала; механизм формирования конкурентоспособности стран-участниц.

Основным трендом являются электронные закупки, а именно механизм создания единой электронной системы госзакупок, обеспечивающий отсутствие географической привязки при проведении торгов в электронной форме, что позволяет существенно расширить возможности по участию в торгах иностранных поставщиков.

Механизм создания единой электронной системы госзакупок включает в себя базовые инструменты и механизмы: инструмент развития мирового диалога между государствами и инструмент системного противодействия коррупции, механизм создания условий для равноправного участия в квалифицированном отборе на право заключения госконтрактов с иностранными поставщиками.

Результатом внешнеторговой либерализации государственных закупок государства выступает возможность значительно сэкономить госресурсы и повысить их распределение. Механизм электронных госторгов повышает уровень подотчетности, вводит систему сдержек и противовесов. Благодаря развитой платформе электронных торгов создается прочная база для сбыта продукции, снижается уровень открытой коррупции и сокращается возможность скрытого рентного обогащения. Такая платформа позволяет расширить доступ иностранных компаний в сфере госзакупок, что тем самым обеспечивает высокий уровень вовлеченности в мировые хозяйственные потоки и позволяет осуществлять контроль за соблюдением принципа ре-ципрокности (взаимообмена технологиями, услугами). Все это позволяет внедрить идею обмена опытом между иностранными и российскими поставщиками в рамках системы госзакупок.

Доступ к информации о государственных закупках в России не создает препятствий для участия бизнеса в торгах. В России компании достаточно хорошо информированы о ситуации на рынке закупок. В России законодательно установлена обязанность размещать информацию о планировании закупок, за счет чего достигается более высокая прозрачность процесса закупок и расширяется круг участников.

Доступ к информации о закупках имеет решающее значение для всех сторон, участвующих в процессе закупок: и для частных компаний, которые подают заявку на участие в торгах, и для государственных организаций, которые стремятся получить товары и услуги, и, в конечном счете, для граждан (налогоплательщиков) и общественных организаций. Доступ к информации стимулирует участие в государственных торгах и создает равные условия для участников торгов.

  • Benchmarking Public Procurement. URL: http://rru.worldbank.org/Public-Pro-curement/
  • UNCITRAL Model Lawon ...
  • Договор о Евразийском экономическом союзе. URL: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_ 163855/
  • Рис. 3. Лучшие практики проведения госзакупок в мире